Инфоурок
›
Начальные классы
›Презентации›Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Описание слайда:
Учимся передавать в заголовке тему или основную мысль текста
Имамутдинова А.З.
учитель начальных классов
МАОУ гимназия№1
г. Туймазы -
2 слайд
Описание слайда:
Может ли заголовок текста указывать на тему текста? А может ли заголовок передавать основную мысль текста?
-
3 слайд
Описание слайда:
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте.
Основная мысль текста — это то главное, что хотел сказать автор читателю. -
4 слайд
Описание слайда:
1. Проанализируйте названия рассказов и сказок.
Определите, каким образом может быть обозначена тема текста в заголовке.
Виталий Бианки.
«Сказки и рассказы о животных»:
Зелёный пруд
Как Муравьишка домой спешил
Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
Кукушонок
Лис и Мышонок
Наводнение в лесу
Сова
Хвосты -
5 слайд
Описание слайда:
Борис Житков.
«Что бывало»:
Цветок В горах
Как Саша маму напугал
Пожар
Наводнение
Как утонул пароход
Как подняли пароход со дна
Пожар в море
На льдине
Обвал
Дым -
6 слайд
Описание слайда:
Тема текста часто становится его заголовком. Но сформулировать тему можно по-разному: указать на главного героя, место или время действия, событие, которое произошло.
-
7 слайд
Описание слайда:
2.Подумай, на какую тему тебе хотелось бы написать текст. Предложи несколько вариантов названия своего текста, используя в качестве заголовка его тему.
-
8 слайд
Описание слайда:
3.В детских энциклопедиях, в научно-познавательных книгах тема, обозначенная в заголовке, часто формулируется в виде вопроса.
-
9 слайд
Описание слайда:
Например:
Почему шумит чайник?
Почему носки греют?
Какие звёзды могут взорваться?
Для чего самолёту крылья?
Когда отдыхает сердце?
Зачем сливе косточка?
Почему наст такой прочный, что и волка выдерживает?
Почему у деревьев два ствола и больше?Выскажи предположение, почему заголовки в научно-популярных книгах даются в такой необычной форме.
-
10 слайд
Описание слайда:
Прочитай. Придумай такое название текста, чтобы у читателя возникло желание обязательно его прочитать.
В древности моряки ориентировались по звёздам. Позже кто-то додумался создать рукотворную звезду и разжёг костёр на берегу. Так появился первый маяк, который помогал мореплавателям попасть в узкую бухту, не налететь в темноте на скалы или подводные камни. -
11 слайд
Описание слайда:
Самый известный маяк — Александрийский. Его высота
достигала ста тридцати метров, а свет был виден на шестьдесят километров. Этот маяк был построен по
приказу Александра
Македонского
в 3 веке до нашей эры
на острове Фарос. -
12 слайд
Описание слайда:
Интересно, что слово фарос стало использоваться во многих языках мира в значении «маяк». От названия острова, на котором стояло это чудо света, происходит и современное слово фары. И действительно, фары машины, как маячки, освещают путь, помогая не сбиться с дороги, предупреждают других участников дорожного движения о приближении автомобиля.
-
13 слайд
Описание слайда:
Прочитай рассказ Николая Ивановича Сладкова. Что послужило названием рассказа: тема или основная мысль текста?
Синичка необыкновенная
Звонкоголосую и белощёкую нашу синицу называют большой или обыкновенной. Что большая, я с этим согласен: она больше других синиц — пухляков,
московок, лазоревок. Но что она обыкновенная, с этим я
не могу согласиться! -
14 слайд
Описание слайда:
Она поразила меня с первой же встречи. А было это давным-давно. Она попалась в мой западок. Я взял её в руку, и она… умерла! Только что была живая и резвая, щипала с вывертами за пальцы — и вот умерла. Я растерянно разжал руку. Синичка неподвижно лежала на раскрытой ладони вверх лапками, и глаза затянулись белым. Я подержал её,
-
15 слайд
Описание слайда:
подержал — и положил на пенёк. И только руку отвёл — синичка вскрикнула и улетела!
Какая же она обыкновенная, если такая необыкновенная обманщица! Захочет — умрёт, захочет — воскреснет.
Потом я узнал, что многие птицы впадают в какое-то странное оцепенение, если их положить спинкой вниз. Но у синички это получается лучше всех и часто спасает её от неволи. -
16 слайд
Описание слайда:
Западок — ловушка для птиц в виде клетки с дверцей, которая захлопывается, когда в клетку попадает птица.
-
17 слайд
Описание слайда:
6. Предложите несколько вариантов названия сказки Валентина Дмитриевича Берестова. Постарайтесь подобрать такие названия, чтобы в одних отражалась тема текста, а в других основная мысль. Обсудите с одноклассниками варианты названий. Выберите самые удачные.
-
18 слайд
Описание слайда:
…Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали, что в одной далёкой стране живёт старый, мудрый человек, который учит музыке. Тогда птицы послали к нему Аиста и Соловья проверить, так ли это.
-
19 слайд
Описание слайда:
Аист очень торопился. Ему не терпелось стать первым в мире музыкантом.
Он так спешил, что вбежал к мудрецу и даже в дверь не постучался, не поздоровался со стариком, и изо всех сил крикнул ему прямо в ухо: -
20 слайд
Описание слайда:
Эй, старикан! Ну-ка, научи
меня музыке!
Но мудрец решил сначала
поучить его вежливости.
Он вывел
Аиста за порог,
постучал в
дверь и сказал:
Надо делать вот так. -
21 слайд
Описание слайда:
Всё ясно! — обрадовался Аист. — Это и есть музыка? — и улетел, чтобы поскорее удивить мир своим искусством.
Соловей на своих маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучался в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке. -
22 слайд
Описание слайда:
Мудрецу понравилась приветливая птица. И он обучил соловья всему, что знал сам.
С тех пор скромный Соловей стал лучшим в мире певцом.
А чудак Аист умеет только стучать клювом. Да ещё хвалится и учит других птиц:
Эй, слышите? Надо делать вот так, вот так! Это и есть настоящая музыка! Если не верите, спросите старого мудреца. -
23 слайд
Описание слайда:
7.Прочитайте тексты. Выберите два из них. К каждому тексту придумайте несколько заголовков, отражающих основную мысль текста.
-
24 слайд
Описание слайда:
1.Среди сотен соляных озёр нашей Астраханской области есть одно необыкновенное, называемое Малиновым. Оно отличается от остальных пурпурным цветом извлекаемой из него соли. Примерно 200 лет назад
-
25 слайд
Описание слайда:
астраханский губернатор послал в подарок Екатерине II небольшой кулёк этой необыкновенной соли. Она, видимо, пришлась по вкусу императрице, поскольку вскоре вышел указ, чтобы «эту соль, сходную с происходящим от малины запахом, добывать сто пудов в год и отправлять к царскому двору, а больше никому не давать».
(В. Любимцев) -
26 слайд
Описание слайда:
2. Кот вскарабкался на дерево и уселся на самой верхней, самой тоненькой ветке. Вдруг подул ветер. Деревья зашумели, закачались. Кот испугался. Он обхватил ветку всеми лапами. Потом осторожно стал слезать задом вниз, развернулся, спрыгнул на землю и понёсся по улице. Моя собака бросилась следом. А я стоял и смотрел, как они бегут, как ветер дует, деревья качаются, по небу облака мчатся, птицы в разные стороны разлетаются.
(В. Голявкин) -
27 слайд
Описание слайда:
Бабушка сбила меня с толку, и я теперь не знаю, что писать. Смотрю в окно. Между прочим, все пишут про солнце, и я напишу про солнце. Как оно светит с голубого неба, и всё такое. Внимательно на небо смотрю. Там солнца пока нет, и небо не голубое, а какое-то не то серое, не то белое с серым. Непонятно, в общем, какое небо. Я решил подождать, когда небо голубым станет и солнце покажется. Когда небо голубое, сразу полная ясность.
(В. Голявкин) -
28 слайд
Описание слайда:
8. Прочитайте тексты. Какой из заголовков помогает читателю понять то, о чём в тексте прямо не говорится?
-
29 слайд
Описание слайда:
Осеннее солнце
Утром солнце разгорается медленно, трудно, как костёр из сырых дров.
(Ф. Абрамов)
Верба
Цветущая верба среди иссиня-чёрных елей, как луч света в тёмном царстве.
(Ф. Абрамов) -
30 слайд
Описание слайда:
Землеройка
Вдруг на моих глазах плотно убитая дождями и снегом листва на земле вздыбилась, отдельные листики стали на ребро, потом в другом месте послышался писк и показался хоботок, и потом всё животное величиной с напёрсток — землеройка.
(М. Пришвин) -
31 слайд
Описание слайда:
авторшаблона:
Ранько Елена Алексеевна
учитель начальных классов
МАОУ лицей №21
г. Иваново
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Пожаловаться на материал
- Сейчас обучается 975 человек из 79 регионов
- Сейчас обучается 879 человек из 81 региона
- Сейчас обучается 345 человек из 69 регионов
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
Проверен экспертом
Общая информация
Похожие материалы
-
Тест по математике на тему » Второй и первый множитель для выражений»
-
Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание в пределах 10»
-
Презентация к уроку ИЗО «Поэтапное рисование сказочного героя (Фунтик)»
-
Сценарий выпускного утренника в 4-х классах
-
Тест по математике на тему » Обозначение сотен и десятков на письме» (2 класс)
-
Рабочая программа по родному русскому языку (3 класс)
-
Характеристика на ученика ОВЗ 1 класс
-
Тест по математике на тему » Составляющие разности в примерах» ( 2 класс)
-
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5447483 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс повышения квалификации «Воспитание и социализация учащихся в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Сопровождение детского отдыха: от вожатого до руководителя детского лагеря»
-
Курс повышения квалификации «Система образовательной организации в начальном общем образовании в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
-
Курс повышения квалификации «Мотивация учебной деятельности в условиях реализации ФГОС»
-
Курс профессиональной переподготовки «Тьюторское сопровождение обучающихся в системе инклюзивного образования»
-
Курс повышения квалификации «Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности педагога-дефектолога: специальная педагогика и психология»
-
Курс повышения квалификации «Активизация познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) как стратегия повышения успешной учебной деятельности»
-
Курс повышения квалификации «Разработка адаптированных образовательных программ в условиях ФГОС СПО»
-
Курс повышения квалификации «Организация рабочего времени учителя начальных классов с учетом требований ФГОС НОО»
-
Курс повышения квалификации «Система диагностики предметных и метапредметных результатов в начальной школе»
-
Курс профессиональной переподготовки «Оказание психолого–педагогической помощи лицам с ОВЗ»
-
Курс профессиональной переподготовки «Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования»
Задачи:
- активизировать биологически активные зоны, развивать артикуляционную и мелкую моторику, фонематический слух, зрительное и фонематическое восприятие, внимание, мышление;
- закреплять навык дифференциации звуков [с]-[ш] в слогах, словах и фразах, навыки чтения слогов и составления из них слов;
- воспитывать аккуратность.
Оборудование: зеркало, игрушка мальчика, игрушка девочки, игрушки в которых есть звуки [с]-[ш], картинки для артикуляционной гимнастики, распечатанное задание на листочке со слогами и картинками, цветные карандаши, картинки-символы, обозначающие звуки [с]-[ш], картинка к рассказу «После школы».
Ход занятия
I. Организационный момент
— Посмотри, кто пришел к нам сегодня в гости? (Логопед показывает кукол).
— Это Света и Миша. Они будут сегодня с нами заниматься и играть.
II. Основная часть
1. Уточнение артикуляции звуков [с]-[ш]
— Давай вспомним, как правильно произносить звуки [с]-[ш].
(Логопед показывает картинки):
— В каком положении находятся губы, зубы и язычок при произношении звука [с]? (Ребенок вместе с логопедом отвечает и показывает, что губы в улыбке, язычок лежит за нижними зубами, воздушная струя прохладная). Свистим как ветерок (С-с-с).
— А в каком положении находятся губы, зубы и язычок при произношении звука [ш]? (Ребенок вместе с логопедом отвечает и показывает, что губы округлены и выдвинуты вперед, язычок «Чашечкой», воздушная струя теплая). Пошипим как змейка (Ш-ш-ш).
2. Развитие фонематического слуха
— Давай теперь послушаем, какие звуки занятия мы услышим у наших гостей? (Логопед четко произносит имена гостей, ребенок определяет звуки [с]-[ш]). Молодец, всё верно!
— Ой, посмотри, наши гости загрустили! Они принесли с собой игрушки.
(Логопед раскладывает на столе игрушки, в названиях которых есть звуки [с]-[ш]), но никак не могут их поделить. Давай поможем нашим гостям. Игрушки в названиях которых слышим звук [ш] положим рядом с Мишей, а игрушки в которых слышим звук [с] положим рядом со Светой. (Ребенок подходит к столу и распределяет игрушки).
— Спасибо! Ты молодец! Теперь наши гости не будут грустить!
3. Пальчиковая гимнастика « Дружные ребята».
— Давай, пока Света и Миша играют со своими игрушками, мы поиграем с пальчиками.
Движения пальцев рук иллюстрируют стихотворные строки.
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики.
(Пальцы ритмично соединяются
в «замок» и разъединяются.)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
(Одновременно дотрагиваемся подушечками
пальцев одной руки
до пальцев другой руки.)
Раз, два, три, четыре, пять…
(Поочередно соединяем одноименные пальцы:
большой с большим,
указательный с указательным и т.д.)
Начинай считать опять.
(Одновременное касание подушечками пальцев двух рук.)
Раз, два, три, четыре, пять.
(Поочередное касание.)
Мы закончили считать.
(Кисти рук опустить вниз, встряхнуть.)
4. Артикуляционная гимнастика
— Пальчики размялись, пора размять наш язычок! Давай покажем нашим гостям, как мы играем с язычком! (Логопед садится с ребенком перед зеркалом).
Свои губы прямо к ушкам
Растяну я, как лягушка. («Улыбка».)
А теперь комарик я,
Хоботок есть у меня. («Трубочка».)
На лист кувшинки сели,
Друг на друга поглядели. («Лопаточка».)
Налили в чашки чай,
Его ты пей и не скучай. («Чашечка».)
И вкусное варенье
Дадим на угощенье. («Вкусное варенье».)
На качелях мы качались
И друг другу улыбались. («Качели».)
Покатаем шарик дружно,
Делать всем зарядку нужно. («Катание шарика».)
5. Дифференциация звуков [с]-[ш] в слогах и словах
— А ты знаешь, что Света и Миша приготовили для вас интересное задание? Они с удовольствием посмотрят, как ты справишься с ним. (Логопед дает ребенку листочек с заданием). Прочитай все слоги и подбери соответствующие картинки.
— Молодец! Света и Миша очень рады, что ты справился(ась) с их заданием!
6. Дифференциация звуков [с]-[ш] в чистоговорках
— А теперь мы покажем нашим гостям как мы умеем играть в «Повторялки».
— «Включаем ушки», (Ребенок дотрагивается указательными пальцами до ушей имитируя «включение»), внимательно слушай и повторяй за мной.
Шу-шу-су – наточил старик косу.
Су-шу-шу – я косой траву кошу.
Са-ша-ша – спит мышонок в камышах.
Шо-со-со – у Степана колесо.
Сы-сы -ши – пошли утки в камыши.
— Очень хорошо! Молодец!
7. Дифференциация звуков [с]-[ш] в словах и фразах
— Послушай рассказ, который называется «После школы». (Логопед вешает на доску картинку к рассказу.
После школы.
Пришла Маша из школы. Дома были бабушка и младший братишка Степа. Бабушка накормила Машу обедом. После этого Маша нашла книжку со сказками и почитала её бабушке и братишке. Сказку бабушка и Степа слушали внимательно. Хорошая была сказка! Да и читала Маша хорошо: быстро и без ошибок.
(Логопед задает вопросы по рассказу и напоминает ребенку, что отвечаем полным ответом.)
Вопросы:
1) Откуда пришла Маша?
2) Кто был дома?
3) Как звали братишку?
4) Что сделала бабушка?
5) Кому Маша читала книжку со сказками?
6) Как слушали Машу бабушка и братишка?
7) Как читала Маша?
— Хорошо, расскажи, а что ты делаешь после школы?
III. Заключительная часть
— Сегодня у нас в гостях были Света и Миша, когда мы с ними играли, какие звуки ты старался(ась) правильно произносить?
Домашнее задание.
1. Выучить стишок.
Весёлая старушка
Весёлая старушка
Весь день сегодня шьёт.
За кругленькой катушкой
Следит пушистый кот.
Устала шить старушка
И села у ворот.
А с кругленькой катушкой
Играть пустился кот.
2. Закончи слово нужным звуком [с] или [ш]. Соедини слова с картинками.