Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
О детях и для детей
Ответы к стр. 18
Евгений Пермяк
Смородинка
Танюша много слышала о черенках, а что это — не знала. Однажды отец принёс пучок зелёных прутиков и сказал: — Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать. Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша: — Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек? А отец отвечает: — Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст. Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их. Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелёгкая это работа. Сперва надо дёрн снять, потом комья разбить. А дёрн у земли толстый да жёсткий. И комья твёрдые. Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой. Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Всё сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать. Пришёл долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки. К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А ещё через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста. Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку: — Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растёт. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
1. Укажи + жанр произведения.
сказка + рассказ стихотворение
2. Прочитай пословицы. Укажи +, какая из них подходит к рассказу.
Счастье и труд рядом живут. Труд кормит, а лень портит.
3. Составь слово из первых букв названий нарисованных животных и предметов. Раскрась рисунки.
Ответы к заданиям. Литературное чтение. Рабочая тетрадь №1. 2 класс. Ефросинина Л. А. 2014 г.
ГДЗ. 2 класс
e-razumniki.ru
Е. Пермяк. Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать — только глазеть.
Шел Костя на ярмарку лесом, шел — да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
Покажи мне, голубь, дорогу, — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
Зачем же мне денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришел Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Жалко. Столько времени копил.
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чем дело, и говорит Косте:
Не горюй! Жди меня тут.
А у собак, известно, нюх хороший. Они все могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да к Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идет Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчел.
Пришел Костя к себе в деревню, нашел Федю и подает ему семиголосую гармошечку.
Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал.
Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя, что с Костей произошло. Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы:
«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».
«Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
volshcebnojeslovo.blogspot.com
Урок литературного чтения «Две пословицы» 2 класс
Урок литературного чтения во 2 классе.
Е.Пермяк «Две пословицы»
Учитель: Леоненко Татьяна Анатольевна
Тема. Произведения о детях и для детей. «Две пословицы».
Материал. Е.Пермяк. «Две пословицы».(учебник «Литературное чтение. 2 класс» ,рабочие тетради, автор Л.А.Ефросинина, презентация, карточки с «заместителями», разноцветные лепестки со словами: доброта, благодарность, дружба, душевная щедрость).
Цель (учебные задачи):
формировать умение работать с текстом произведения;
обогащать читательский опыт детей;
расширять круг детского чтения по теме произведения о детях и для детей;
формировать читательские умения, используя такие виды работы:
аналитическое чтение (анализ сюжета);
выборочное чтение (работа с иллюстрацией);
формировать специальные читательские умения: правильно называть произведения (автор и заголовок), тему и жанр произведения;
знакомить с литературоведческими понятиями;
обогащать речь учащихся (подбор синонимов к словам), расширять словарь;
формировать нравственные понятия: «дружба», «благодарность», «доброта», «душевная щедрость»;
формировать универсальные учебные действия:
личностные (нравственно-этическая ориентация, смыслообразование, учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, самоопределение, эмпатия, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности);
регулятивные (саморегуляция,оценка,целеполагание, волевая саморегуляция, планирование, познавательная инициатива, оценка результата работы, контроль, познавательная саморегуляция, осуществление самоконтроля и контроля, коррекция, контроль и оценка процесса и результатов деятельности);
познавательные (общеучебные универсальные действия, анализ, синтез, обобщение, умозаключение, построение логической цепи рассуждений, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, постановка учебной задачи совместно с учителем, построение речевых высказываний, выдвижение гипотез и их обоснование, структурирование знаний, рефлексия,поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания,)
коммуникативные (учёт разных мнений, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учёт разных мнений, планирование учебного сотрудничества, достижение договорённости и согласование общего решения, управление поведением – оценка действия партнёра и своих собственных)
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности
– Итак, урок литературного чтения. Проверьте, пожалуйста, свою готовность к уроку.
– Я желаю вам хорошего настроения.
– От чего зависит хорошее настроение?
(От хорошей погоды, от хорошего самочувствия, от друзей, которые рядом с тобой…)
– Безусловно, причин, от которых оно зависит, много. И, конечно, здорово, когда рядом настоящие друзья.
Речевая разминка
– Прочитайте предложение. (Друзья познаются в беде).
Слайд 2)
– Прочитайте с вопросительной интонацией, каждый раз голосом выделяя разные слова. (Слайды 3,4,5)
Прочитайте с утвердительной интонацией. (Слайд 6)
– К какому жанру относится? (Это пословица).
– Что такое пословица? (Пословица – произведение устного народного творчества, которое имеет поучительный смысл. Краткое мудрое изречение)
– Определите тему. (О дружбе)
– Как вы понимаете смысл этой пословицы?(Высказывания детей)
– Как думаете, с какой целью я предложила вам эти задания?
– Давайте проверять наши предположения.
II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии
– Прочитайте записи.(Слайд 7)
Пичугин мост
Смородинка
Две пословицы
Торопливый ножик
– Что вы можете о них сказать? (Это заголовки произведений)
– Все ли произведения вам знакомы? (Не знакомились с произведением «Две пословицы».)
– Можете по заголовку определить жанр произведения? (Можем только предположить.)
– А тему? (Тоже не можем.)
– А предположить? (Можем предположить, что это произведение о детях)
– Как проверить? (Познакомиться с текстом произведения.)
–Давайте найдём это произведение в учебнике. Как быстро найти?
– Все ли предположения проверили? (Остались вопросы, на которые мы не ответили.)
– Сформулируйте цели нашего урока. (Познакомиться с произведением Е.Пермяка «Две пословицы», выяснить к какому жанру относится, какова его тема, определить главную мысль произведения)
III. Работа с произведением Е.Пермяка «Две пословицы»
Е. Пермяк
«Две пословицы»
Слайд
1.Слушание. (Читает учитель.)
–Правила слушания помните? Давайте их соблюдать.
2.Первичное восприятие.
– Ожидали такую развязку? (Высказывания детей)
–Что чувствовали, когда слушали. (Жалость, радость, возмущение, обиду, удивление.)
– В какой момент? В какой части текста? (Дети поясняют так: «Я чувствовал радость, когда Костя изменился. Это происходило в конце теста.)
3.Анализ произведения.
–Как начинается произведение? Прочитайте. (Читают.)
–Какие непонятные слова встретились? (Дети зачитывают слова, значения которых они не знают.)
– Где найти их значение? (В учебнике, нашем словаре, с.71)
–Кто из ребят отправился на ярмарку? (Костя)
–Докажите словами теста. (Дети находят ответ в тексте произведения и зачитывают.)
–Вам понятно значение слова «ярмарка»? (Ярмарка-это торговое место, с развлекательными мероприятиями.)
–Каким словом можно заменить слово «глазеть»? (Словом смотреть.)
–Какое более точное? (Глазеть – смотреть бессмысленно. Смотреть из праздного любопытства.)
– Благополучно ли Костя добрался до ярмарки?
–Кто ему помогал? (Голубь, плотвичка.)
–Какое незнакомое слово встретилось? (Брод. Значение смотрим в словарике.)
–Вы сказали, что испытывали чувство обиды. В какой момент это происходило. Прочитайте.
– Какое по интонации видим предложение?(Восклицательное.)
–Прочитайте так, чтобы было понятно, какие чувства испытывал Костя.
–Кто помог Косте вернуть деньги? Расскажите.
–Поясните значение слова «кудлатая». (Лохматая.)
– Чем заканчивается произведение? Прочитайте.
IV. Физкультминутка (Дети поют, с помощью пальцев рук показывают расположение нот на нотном стане)
До- мой новый-новый дом
Ре-ребята во дворе
Ми — моих игрушек мир
Фа- фамилия моя
Соль — найдем мы на столе
Ля- поем мы ля-ля-ля
Си- сироп мы пьем с водой
И опять рисуем Дом!
V. Работа над образом героя
– Мы проследили, как развивались события. Давайте определим всех героев произведения. На столе лежат полоски, в которые вы должны вписать «заместителей». Работаем в парах. Когда будете готовы – встаньте, пожалуйста.
– Сверьте свою работу с образцом.
Слайд 9)
– Просигнальте, у кого так?
– Есть другие варианты?
– Что вызвало затруднение? (Плохой человек, потому что две буквы.)
– Как вы думаете, кто главный герой? (Главный герой – Костя, так как основные события происходят с ним.)
Давайте рассмотрим, как складывались взаимоотношения Кости с остальными героями. (Слайд 10)
–Что проявляет голубь по отношению к Косте? (Помощь.)
– А Костя? (Благодарность.)
– А плотвичка? (Помощь.)
– Что проявляет Костя по отношению к плотвичке? (Благодарность.)
– Какие отношения складываются у кудлатой собаки с Костей? (Кудлатая собака помогает Косте, даёт совет. А как благодарит Костя, мы не видим в тексте, но думаем, что Костя обязательно отблагодарит собаку.)
– Кого ещё отблагодарил Костя? (Своего друга Федю. Подарил ему семиголосую гармошечку.)
– Каким был Костя в начале произведения?
– Каким мы его видим в конце произведения? (Он стал щедрым, благодарным.)
– Почему он изменился? (Он понял, что без друзей очень трудно.)
– Кто помог ему понять это? (Собака. Она прошептала две пословицы.)
– Прочитайте первую пословицу.
Определите тему. (О дружбе.)
– Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)
– Прочитайте вторую пословицу. Определите тему. (О доброте.)
– Поясните?
VI. Включение в систему знаний и закрепления
– Кто написал это произведение? (Е.Пермяк.)
– Обратимся к тетради и выполним задание на с.28.
– Прочитайте. (Прочитайте, подчеркни фамилию, имя, отчество автора.)
– Чтобы написать такое произведение, какими качествами должен обладать автор? (Он – добрый, умный, добродушый, любит детей.)
– Рассмотрите его портрет.
– Вернёмся к началу урока, вспомним, что предполагали.
– Теперь можете определить, к какому жанру относится это произведение? (Это – сказка, т.к. разговаривают животные.)
– Какова тема этой сказки? (Это сказка о детях, т.к. главный герой-Костя.)
– Выполним в тетради задание №2. (Составь модель обложки произведения.)
– Что может помочь в составлении обложки? (Памятка в конце тетради.)
– Сверьтесь, пожалуйста, с образцом. (Не согласны, т.к. это сказка, а не рассказ.)
Слайд 12,13)
– Что можете сказать по модели обложки? (Сегодня на уроке мы читали сказку Е.А.Пермяка, эта сказка о детях.)
– Какие произведения подойдут к предыдущей модели?
(«Пичугин мост», «Смородинка», «Торопливый ножик».)
Слайд 14)
VII. Домашнее задание (на выбор)
– Дома я предлагаю выполнить следующие задания:
выполнить задания в тетради 3,4;
рассказать об одном из мальчиков (памятка 6);
найти пословицы о дружбе, о доброте.
VIII.Рефлексия
– Итак, сегодня на уроке мы познакомились с произведением Е.А.Пермяка «Две пословицы».
– Чему учит это произведение? (Учит тому, что главное в жизни — доброта, душевная щедрость, дружба.)
– У вас на столах лежат лепестки, на которых написаны эти качества. Выберите, пожалуйста, самые важные, которые должны быть у человека. (Дети выбирают лепестки.)
– Я вижу, что вы выбрали все эти качества. Значит, они все важны
для человека. (Слайд 16)
– Из этих лепестков мы собрали цветок качеств, необходимых человеку. Лепестков у цветка много, но не все заполнены. Почему? (Это не все качества, необходимые человеку.)
– В исполнении ребят звучит песня «Дорога добра». (Звучит песня «Дорога добра».)
infourok.ru
Евгений Пермяк — Смородинка: читать сказку для детей, текст онлайн на РуСтих
Танюша много слышала о черенках, а что это такое — не знала.
Однажды отец принес пучок зеленых прутиков и сказал:
Это смородиновые черенки. Будем, Танюша, смородину сажать.
Стала Таня разглядывать черенки. Палочки как палочки — чуть длиннее карандаша. Удивилась Танюша:
Как же из этих палочек вырастет смородина, когда у них нет ни корешков, ни веточек?
А отец отвечает:
Зато на них почки есть. Из нижних почек пойдут корешки. А вот из этой, верхней, вырастет смородиновый куст.
Не верилось Танюше, что маленькая почка может стать большим кустом. И решила проверить. Сама решила смородинку вырастить. В палисаднике. Перед избой, под самыми окнами. А там лопухи с репейником росли. Да такие цепкие, что и не сразу выполешь их.
Бабушка помогла. Повыдергали они лопухи да репейники, и принялась Танюша землю вскапывать. Нелегкая это работа. Сперва надо дерн снять, потом комья разбить. А дерн у земли толстый да жесткий. И комья твердые.
Много пришлось поработать Тане, пока земля покорилась. Мягкой стала да рыхлой.
Разметила Таня шнурком и колышками вскопанную землю. Все сделала, как отец велел, и посадила рядками смородиновые черенки. Посадила и принялась ждать.
Пришел долгожданный день. Проклюнулись из почек ростки, а вскоре появились и листочки.
К осени из ростков поднялись небольшие кустики. А еще через год они зацвели и дали первые ягоды. По маленькой горсточке с каждого куста.
Довольна Таня, что сама смородину вырастила. И люди радуются, глядя на девочку:
Вот какая хорошая «смородинка» у Калинниковых растет. Настойчивая. Работящая. Черноглазая, с белой ленточкой в косе.
О детях и для детей
Ответы к стр. 28 — 29
Евгений Пермяк
Две пословицы
Бережливым мальчиком Костя рос. Даст ему мать пятачок или даже копеечку, Костя обязательно положит денежку в копилочку. А его дружок Федя — наоборот. Как только появится у него пятак или гривенник, обязательно чего-нибудь да купит. То зерна голубям, то корму рыбам, то собакам собачьей радости — колбасы.
Как-то случилась в большом селе ярмарка. Костя выгреб из своей копилочки пригоршню медяков и решил разных разностей накупить да семиголосую гармошечку. А Федя дома остался. Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть.
Шёл Костя на ярмарку лесом, шёл да заблудился. Вдруг видит — голубь летит. А голуби всюду летают, все дороги знают.
— Покажи мне, голубь, дорогу! — просит Костя. — Я тебе денежку дам.
Голубь на это отвечает:
— Зачем же мне твоя денежка? У меня кармана нет. И кто ты такой, чтобы я тебе дорогу показывал?
— А я Федин товарищ, — отвечает Костя.
— Тогда другое дело, — говорит голубь. — Покажу.
Показал голубь Косте дорогу, и тот дальше пошёл. Идёт — и видит: мост через реку снесло, а как брод найти, не знает. Вдруг смотрит — плотвичка к нему подплывает и говорит:
— Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ. Иди, я тебе брод покажу.
И показала.
Пришёл Костя на ярмарку. А на ярмарке много всяких людей. И хороших и плохих. Вытащил плохой человек Костины денежки. Заплакал бедняга. Столько времени копил!
Вдруг подбегает к нему кудлатая собака. Совсем чужая. Незнакомая. Узнала, в чём дело, и говорит Косте:
— Не горюй! Жди меня тут.
А у собак известно нюх хороший. Они всё могут вынюхать и узнать. Любого вора найдут.
Вынюхала собака, у кого Костины деньги, отобрала их да Косте принесла. Принесла их Косте и кое-что ему на ухо шепнула.
Накупил Костя разных разностей, орехов-сладостей и семиголосую гармошечку. Идёт Костя домой и всех угощает разными разностями, орехами-сладостями. И птиц, и рыб, и пчёл.
Пришёл Костя к себе в деревню, нашёл Федю и подаёт ему семиголосую гармошечку:
— Вот тебе, мой хороший товарищ, подарочек!
Тот глазам не верит.
— Да что с тобой случилось, Костя? Какой ты добрый стал!
— Теперь я всегда таким буду, — говорит Костя и товарища обнимает.
Ничего не понимает Федя. Что с Костей произошло? Не знал Федя, что собака на ярмарке Косте на ухо шепнула. А шепнула она ему две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». «Бережливым быть хорошо, а добрым лучше».
1. Кто написал это произведение? Подчеркни имя, отчество и фамилию автора.
Проиведение
«Две пословицы» написал Евгений Андреевич Пермяк
.
2. Сделай модель обложки.
Урок 21.
Е. П
ермяк «Две пословицы»
Цели:
Формирование навыка размышлять и анализировать;
Формирование навыка монологической речи;
Научить работать самостоятельно;
Познакомиться с новым произведением.
Ход урока
I. Проверка домашнего задания.
1. Слушание загадок.
2. Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «А что у вас?».
II. Знакомство с новым материалом.
Вопрос | Ответ |
Прочитаем рассказ Е. Пермяка «Две пословицы». | |
Все ли слова понятны? | Нет. Что такое брод, гривенник, пятак! |
Определения непонятных слов прочитайте на странице учебника 68. | |
Прочитайте, какими были мальчики. | «Бережливым мальчиком Костя рос… А его дружок Федя -наоборот». |
Кто помогал Косте? | Голубь, плотвичка и собака. |
Почему животные помогали Косте? | Потому что он им всегда помогал и подкармливал |
Что собака шепнула Косте? | Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Бережливым быть хорошо, а добрым — лучше. |
Как вы понимаете смысл этих 1 пословиц? | (Самостоятельные рассуждения учеников) |
III. Практические задания. | |
Вопрос | Ответ |
РТ «Литературное чтение»: стр 28 №1. | Евгений Андреевич Пермяк. |
РТ «Литературное чтение»: стр 29 № 2. | Самостоятельная работа. |
Р1 «Литературное чтение»: сто 29 № 3. | Голубь, плотвичка и собака. |
14 «Литературное чтение»: стр 29 № 4. | «… две пословицы: «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «Бережливым быть хорошо, |
IV.Домашнее задание.
2. Выполнить задания к тексту на странице 87.
3. РТ «Литературное чтение»: стр. 29-30 № 1-3.
Тема: «Е. Пермяк «Две пословицы»
Цели урока:
образовательные: познакомить учащихся с новым произведением, способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведений, организовать деятельность учащихся по планированию совместно с учителем изучения новых произведений, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текстов новых произведений, обеспечить осмысление новых слов и понятий “ярмарка”, “пригоршня”, “гривенник”;
развивающие: содействовать формированию и развитию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, по ролям, про себя, вслух; создать условия для формирования выразительного чтения: ясного, четкого произношения слов, соблюдение пауз и логических ударений, соблюдение интонации и придания голосу нужной эмоциональной окраски, содействовать развитию коммуникативной культуры учащихся; помочь учащимся осознать нравственную и личностную значимость нового материала;
воспитывающие: содействовать воспитанию в детях чувства сострадания к слабым, заботы о них, способствовать сплочению классного коллектива, содействовать осознанию учащимися ценности дружбы, поддержки и взаимовыручки, помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
Формирование УУД на уроке:
Предметные УУД: научиться читать тексты про себя и вслух, понимать содержание прочитанного, находить в тексте отрывки по заданию, уметь называть произведение, определять жанр.
Метапредметные УУД:
— регулятивные: научиться участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;- познавательные: научиться анализировать доступные по содержанию художественные тексты;- коммуникативные: научиться действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией (фронтальная, индивидуальная и групповая работа);3. ^ Личностные УУД: формирование начальных представлений о нравственных понятиях (забота о других, верность в дружбе).
Оборудование:
учебник Литературное чтение 2 класс Л.А. Ефросинина
рабочие тетради
Ход урока.
Орг. момент.
Проверка домашнего задания.
— Какое произведение вы читали дома? (рассказ Митта «Шар а окошке»)
— Какое ещё было задание? (пересказ по плану)
На доске план к этому рассказу. Всё ли верно?
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
Исправьте ошибку (меняют второй и третий пункт плана местами)
А теперь перескажите по исправленному плану. (1- 2 человека)
Актуализация знаний.
Произведения, какого раздела мы сейчас читаем? (о детях и для детей)
На доске три модели обложек. Сравните их.13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
(все произведения о детях, различаются жанрами)
Какие жанры представлены в моделях (сказка, рассказ, стихотворение)
Пользуясь учебником и хрестоматией, подберите к моделям произведения.
Первичное чтение нового произведения и выявление первичного восприятия.
— Прочитайте название произведения (Е. Пермяк «Две пословицы»)
Читаем произведение (читают хорошо читающие дети)
— Что вам понравилось в этом произведении? Что не понравилось?
Моделирование первой страницы обложки.
·Работа в тетрадях с. 29 № 2. (1 ученик у доски)
— Произведение какого жанра мы читали? Обоснуйте свой ответ. (сказка)
— О ком оно? Назовите тему? (о детях)
— Назовите автора (Е. Пермяк)
— Как называется сказка? (Две пословицы) Почему автор дал такое название? Как еще можно назвать сказку?
Назовите произведение, которое прочитали. (Сказка Е. Пермяка «Две пословицы»)
Повторное чтение и работа над произведением.
Давайте перечитаем сказку.
Прочитайте 1-ый абзац.
— Назови главных героев сказки (Костя и Федя)
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
Подберите слова, характеризующие мальчиков.
Костя – бережливый, жадный, скупой.
Федя – добрый, не жадный.
Прочитайте предложение со словами из словарика. Загляните в словарь.
— Как вы поняли значение слова пятак и гривенник? (пятак – пять копеек, гривенник – 10 копеек)
Читаем 2-ой абзац.
— Куда отправился Костя? Зачем? Как вы понимаете значение слова ярмарка?
(Костя пошёл на ярмарку за гармошкой. Ярмарка – рынок, торг)
— Почему не пошёл на ярмарку Федя? Прочитай. (Что ему на ярмарке без денег делать? Только глазеть)
Читаем дальше.
— Кто помогал Косте в пути? (плотвичка, голубь, собака)
Расставь второстепенных героев в последовательности, которой они были в сказке.
Работа в тетради с. 29 № 3
Проверьте.
13 SHAPE * MERGEFORMAT 1415
— Почему все животные помогали Косте? Прочитай.
(Я тебя, Костя, знаю. Ты Федин товарищ.)
Рассмотрите иллюстрацию к сказке. Найдите отрывок, который подходит к рисунку.
Чему удивился Федя? (Костя стал добрым. Сделал подарок.)
Почитайте последний абзац.
— Что шепнула собака Косте? (две пословицы)
— Как вы поняли смысл пословиц?
7. Работа над выразительным чтением. Чтение по ролям.
Есть ли в сказке диалоги? Что такое диалог? (Разговор двух или нескольких людей.)
Найдите диалог голубя и Кости. Прочитаем его по ролям.
Чтение по ролям диалога двух мальчиков.
Рефлексия.
В народе говорят: «Сказка ложь да в ней намёк – добрым молодцам урок»
— Какой урок извлечём мы из прочитанного произведения?
Обобщение.
На доске несколько книг. Подойдите к доске, возьмите книгу и назовите произведение (русская народная сказка «Хаврошечка», В.Сутеев «Дядя Миша», А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», русская народная сказка «Заячья избушка»).
Найдите признак, по которому можно разделить эти сказки на две группы (авторские и народные)
В какую группу мы добавим сказку, которую читали сегодня? (авторская)
Шар в окошке
Коля скучает
Коля и его друзья
Евгений Пермяк «Смородинка» две пословицы к рассказу.
2 ответа:
2
0
Смородинка.
В этом рассказе Пермяка рассказывается о трудолюбивой и любознательной девочке Тане. Когда папа принёс пучок веточек смородины, она вместе с бабушкой вскопала грядку, поразбивала комья земли и посадила черенки в землю.
Осенью веточки зазеленели, а на следующий год, Таня уже собирала ароматные ягодки смородины. Видевшие это соседи, прозвали трудолюбивую девочку Смородинкой.
Видимо, этому рассказу, могут быть уместными следующие две пословицы:
- Какие труды, такие и плоды.
- Трудись смолоду — не будешь знать голоду.
0
1
Пословицы можно подобрать вот такие (здесь больше двух, поэтому выберите сами):
«Терпение и труд всё перетрут».
«Без труда не вынешь и рыбку из пруда».
«Маленькое дело лучше большого безделья».
«Кто привык трудиться, тому без дела не сидится».
«Не сиди сложа руки, так не будет и скуки».
«Птицу узнают по полету а человека по работе».
«Не бойся работы — пусть она тебя боится».
Читайте также
Этот рассказ повествует о мальчике по фамилии Пичугин, что не поленился, сделал хороший мост через реку Быстрянку, чтобы все ребята могли ходить в школу короткой дорогой
Пермяк «Пичугин мост» план:
- Мальчики фантазируют о подвигах.
- Только Сема Пичугин в этих разговорах не участвовал, у него была своя задумка.
- Речка Быстрянка и проблемы с ее переходом.
- Сема решил сделать мост через Быстрянку.
- Два дня трудился мальчик над мостом, чтобы свалить дерево.
- Пришлось еще и перила доделать, но мост получился отличный.
- Эту переправу так и стали называть: Пичугин мост.
- На месте простого деревянного моста со временем сделали крепкий, с перилами и шоссейной дорогой.
- Название моста не изменилось.
- Сема добрым поступком сумел прославить себя.
Цитатный план к рассказу:
Краткое содержание для читательского дневника смотрите здесь.
Эпитеты, которые есть в тексте, описаны в этом вопросе.
Вот, что вспомнилось навскидку:
Диплом за плечами не носить.
Без муки нет науки.
Смотришь в книгу, а видишь фигу.
Табула раса.
Что написано пером, то не вырубишь топором.
Грамоте учиться всегда пригодится.
Повторение — мать учения.
Учи других и сам научишься.
Эта сказка Пермяка, совсем коротенькая, рассказывает о догоревшей свечке. Таракан, не любивший света, выполз из щели и довольно сказал, что свечка оказалась очень недолговечной, быстро сгорела. А Старый Подсвечник ответил ему, что хоть и недолгой была жизнь свечки, зато она горела ярко и дарила окружающим свет и радость. Таракан ничего не ответил и снова спрятался в щель, потому что зажгли новую свечу.
Вот, собственно, и все содержание.
Основная мысль: ценность чьей-либо жизни определяется вовсе не количеством прожитых дней. Можно прожить долгую тусклую жизнь, никому не принеся пользы. А можно — короткую, но яркую, делясь своими умениями и знаниями с окружающими, делая их жизнь теплее и радостнее, даря им свет своей души.
В сочинении на тему «Хорошая книга ярче звездочки светит» можно написать о том, что книга является источником знаний, поэтому она — источник света, она — путеводная звезда. Не важно научная это литература, художественная или по психологии или религии, все эти книги помогают человеку в сложных жизненных ситуациях. Учебники и справочники проливают свет на то, как устроен мир, по каким законам он существует. В художественных книгах герои и их отношения — наглядный пример тех ситуаций, которые могут сложиться в нашей жизни. То, как герои справляются с трудностями может помочь решить наши жизненные проблемы.
Также роль книги в борьбе с тоской, унынием или депрессией невозможно переоценить. Хорошая книга действительно как звездочка разгоняет тьму (плохое настроение): отвлекает от грустных мыслей и забот, помогает понять, что не все так плохо, что из любой ситуации есть выход.
Книги, связанные с религией, самосовершенствовани<wbr />ем, психологией помогают решать конфликтные ситуации, которые человек переживает не один раз в своей жизни как с близкими, так и с чужими людьми. Такие книги помогают нам самим стать лучше, добрее, светлее.
Даже в коротком стихе порой человек видит подсказку о том, как поступить в сложившейся ситуации или как на нее реагировать.
Книга — это свет, который из темного (плохого настроения, незнания, непонимания) ведет по пути знания, открытий, самосовершенствовани<wbr />я, ведет к лучшей жизни.
1.Высокая лампа далеко светит (Лампа — образ человека с высокими мыслями о благе всех людей) -возможные аналоги — Большой ум лучше малых дум. Ум простор любит.В большом месте сидеть — много ума надобно.
2.Если у тебя есть талант, не бойся, что сейчас не везет (Если постоянно помнить о своем таланте, развивать его, то в итоге найдешь себя и свое место под солнцем). Русские аналоги — Где талант, там и надежда.Талантливый и в море свою долю сыщет.Талант не туман, не мимо идет.
3.Лучше требовать с себя, чем просить у других (Если умеешь организовать себя и свою жизнь, сможешь организовать и других или Учиться труднее, чем учить). Аналог — Не требуй от человека того, чего не умеешь требовать от себя.
4.Медленно идти лучше, чем стоять (Малая активность — лучше, чем полная пассивность). Это пословицы о вреде безделья, например,- Маленькое дело лучше большого безделья.
5.Где воздух, там и жизнь (Воздух — необходимая составляющая часть человеческой жизни, то, без чего обойтись нельзя ни при каких других условиях). Возможно речь идет о самых важных вещах в жизни людей или о наличии цели в жизни. Аналоги — Жизнь без цели — пустая жизнь.Честь важнее жизни.