Прочитай отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы

Тест по истории россии россия при василии iii и начале правления ивана iv. реформы избранной рады 7 класс с ответами.

Тест по истории России Россия при Василии III и начале правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 7 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 8 заданий.

1 вариант

1. Главный итог правления Василия III состоял в том, что он

1) завершил политическое и территориальное объединение русских земель
2) завоевал выход к Чёрному морю
3) создал в России сословно-представительную монархию
4) принял первый свод законов единого государства — Судебник

2. В каком году Иван IV принял титул царя?

1) 1530 г.
2) 1533 г.
3) 1547 г.
4) 1549 г.

3. Первый в истории России Земский собор был созван в правление

1) Ивана Грозного
2) Ивана III
3) Василия III
4) Елены Глинской

4. Кто из названных лиц входил в состав Избранной рады?

1) Сергий Радонежский, Пересвет
2) Григорий (Малюта) Скуратов, Алексей Басманов
3) Михаил Воротынский, Елена Глинская
4) Алексей Адашев, Сильвестр

5. Одним их мероприятий Избранной рады было

1) введение опричнины
2) создание центральных органов управления — приказов
3) составление первого общерусского Судебника
4) создание «полков нового строя»

6. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите, как назывался тип войска, о котором идёт речь.

«Иван IV впервые на Руси начал формировать новый тип войска — постоянного, и ядром этого войска послужили отряды пищальников. Они набирались из свободных людей и должны были служить всю жизнь, а военное их занятие становится наследственным. К 1584 году число [их] составляло примерно 12 тысяч, из них семь с половиной тысяч находились в Москве».

1) казаки
2) драгуны
3) рекруты
4) стрельцы

7. Впишите термин, о котором идёт речь.

___________ — система содержания должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения, ликвидированная реформой 1555-1556 гг.

8. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

После смерти Елены Глинской начинается ожесточенная борьба боярских родов за власть, которая длилась до достижения Иваном IV совершеннолетия. Было установлено «боярское правление».

1) Почему в России установилось «боярское правление»? Назовите не менее двух причин.

2) Какие последствия оно имело? Назовите не менее двух последствий.

2 вариант

1. На завершающем этапе собирания русских земель в правление Василия III в состав Московского государства были включены

1) Смоленск и Рязань
2) Казань и Астрахань
3) Ростов и Великий Новгород
4) Ярославль и Тверь

2. В каком году был созван первый в истории России Земский собор?

1) 1533 г.
2) 1549 г.
3) 1552 г.
4) 1556 г.

3. Что явилось следствием деятельности Стоглавого собора?

1) была распущена Избранная рада
2) были введены единые церковные обряды
3) были открыты церковные школы во всех городах России
4) был издан новый Судебник

4. Кто входил в Избранную раду?

1) митрополит Филипп Колычев
2) А.М. Курбский
3) Г.Л. Скуратов-Бельский
4) А.И. Вяземский

5. К чему привело проведение реформы местного управления в середине XVI в.?

1) к усилению власти дворян-помещиков
2) к проведению среди всех слоев населения выборов в земства, занимавшиеся здравоохранением, образованием, почтой
3) к привлечению дворян, посадских людей и черносошных крестьян к управлению, сбору налогов и суду на местах
4) к усилению влияния на местное управление волостелей из числа вотчинников

6. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, в чьё правление произошли упоминаемые в тексте преобразования.

«Оформление приказной системы ставило правительство перед необходимостью реорганизации кормлений — устаревших органов местного управления. Отмену кормлений и преобразование военно-служилой системы… обычно считают крупнейшими мероприятиями Избранной рады».

1) Иван III
2) Василий III
3) Иван IV
4) Фёдор Иоаннович

7. Впишите пропущенное слово.

Порядок назначения на должности в Московском государстве в ХѴ-ХѴІІ вв. по знатности рода и важности должностей, занимаемых предками, назывался ___________.

8. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В конце 40-х гг. XVI в. в Русском государстве накопился целый ряд нерешённых проблем социального, экономического и политического характера. Проявлением народного недовольства стало восстание 1547 г., в ходе которого были убиты некоторые родственники молодого царя. Царь и его окружение должны были отреагировать на это недовольство и провести необходимые преобразования. Однако в сложившихся условиях власти необходимо было заручиться поддержкой населения.

1) Укажите одно положение, раскрывающее действия властей по получению данной поддержки.

2) Назовите не менее двух целей намеченных преобразований.

Ответы на тест по истории России Россия при Василии III и начале правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 7 класс
1 вариант
1-1
2-3
3-1
4-4
5-2
6-4
7. Кормление
8. 1) Причины установления боярского правления:
1) малолетство правителя Ивана IV;
2) возможность установления «боярского правления» была связана с незавершенностью процесса централизации страны;
3) стремление оказать влияние на великого князя Ивана IV;
4) стремление бояр овладеть престолом.
2) Последствия «боярского правления»:
1) ухудшение положения народных масс;
2) недовольство и открытые выступления в ряде русских городов;
3) ослабление центральной власти;
4) формирование отдельных черт характера Ивана IV, таких как жестокость, подозрительность, мстительность и т. д.;
5) осознание необходимости реформ, которые должны были укрепить центральную власть и ликвидировать последствия «боярского правления»;
6) усиление произвола бояр-кормленщиков на местах, расхищение казны;
7) усиление противоречий между боярством и служилым сословием.
2 вариант
1-1
2-2
3-2
4-2
5-3
6-3
7. Местничество
8. 1) Был созван Земский собор, призванный одобрить программу преобразований.
2) Цели:
1) завершение создания централизованного государства;
2) укрепление царской власти;
3) ограничение боярского произвола на местах;
4) укрепление обороноспособности и внешнего могущества государства.

Тест по истории России Внутренняя политика Петра I 8 класс с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, в каждом варианте 28 заданий.

1 вариант

1. Понятие «хованщина» связано:

1) с восстанием под предводительством Степана Разина
2) с событиями Смутного времени
3) со стрелецким бунтом 1698 г.
4) со стрелецким бунтом 1682 г.

2. Укажите орган управления, появившийся в годы царствования Петра I.

1) приказы
2) коллегии
3) Земский собор
4) Боярская дума

3. К реформам Петра I относится:

1) учреждение Сената
2) учреждение патриаршества
3) создание Боярской думы
4) замена коллегий приказами

4. Выходцы из иных сословий получили возможность выслуживать дворянство согласно:

1) Соборному уложению
2) Стоглаву
3) Судебнику
4) Табели о рангах

5. В XVIII в. сословия, которые были обязанные платить налоги в пользу государства, назывались:

1) заводскими
2) податными
3) фискальными
4) оброчными

6. Крепостных крестьян, которых при Петре I было разрешено покупать для работы на мануфактурах, называли:

1) прибыльными
2) посессионными
3) пошлинными
4) наёмными

7. А.Д. Меншиков, Ф.М. Апраксин, Я.В. Брюс, Ф.Я. Лефорт известны в истории как:

1) «птенцы гнезда Петрова»
2) вельможи эпохи Екатерины II
3) организаторы стрелецкого бунта в конце XVII в.
4) деятели, участвовавшие в проведении церковной реформы XVII в.

8. В правление Петра I государственного служащего, надзиравшего за деятельностью государственных учреждений и должностных лиц, называли:

1) фискалом
2) боярином
3) воеводой
4) наместником

9. Изданный в 1714 г. Петром I Указ о единонаследии предусматривал:

1) передачу власти императора от отца к сыну
2) объединение юридического положения поместий и вотчин
3) назначение наследника трона по воле императора
4) переход к наследникам как имущества, так и долгов завещателя

10. В результате проведения военной реформы в первой четверти XVIII в. комплектование войска осуществлялось на основе:

1) создания полков «иноземного строя»
2) набора рекрутов
3) набора стрельцов
4) создания дворянского ополчения

11. В результате принятия Петром I Указа о престолонаследии:

1) монарх избирался на заседании Сената
2) наследник престола назначался царствующим императором по своей воле
3) наследник престола приглашался из-за границы
4) престол наследовался только по прямой восходящей мужской линии

12. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите название документа, о котором идёт речь.

«Чины разделялись в этой росписи на 14 классов, начиная с генерал-адмирала, фельдмаршала, великого канцлера до прапорщика и морского и канцелярского комиссара. Но сыновья вельмож не пользовались наравне с дочерьми преимуществами отцовских чинов. Всякий солдат, дослужившийся до штаб-офицерского чина, делался дворянином, и ему нельзя было отказать в патенте и гербе, и наоборот, знатнейший боярин, опозоренный наказанием, понижался в простолюдины».

1) Соборное уложение
2) Стоглав
3) Воинский устав
4) Табель о рангах

13. Рассмотрите репродукцию картины неизвестного художника и ответьте на вопрос.

Репродукция картины неизвестного художника

Кто из русских монархов изображён на данной репродукции?

1) Пётр І
2) Фёдор Алексеевич
3) Михаил Фёдорович
4) Алексей Михайлович

14. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Годовые обороты русских портов (в тыс. руб.)

Год Санкт-Петербург Архангельск Астрахань
1719 1976 2942 961
1726 3953 245 988

Начало суждения

А) К 1726 г. более чем в 10 раз упали объёмы торговли, осуществляемой через порт
Б) К 1726 г. главными морскими торговыми воротами страны становится
В) Совокупный годовой оборот трёх портов, представленных в таблице, был выше в

Варианты завершения суждения

1) 1726 г.
2) 1719 г.
3) Астрахань
4) Архангельск
5) Санкт-Петербург

15. Прочтите отрывок из сочинения историка и укажите имя правительницы, о которой идёт речь.

«Что оставалось поверженной правительнице? Тюремное заключение. Местом её обитания определили Новодевичий монастырь. Узница оказалась под строгим надзором. В октябре 1698 г. состоялся суд. Царевна была пострижена в монахини под именем Сусанны и заключена во всё тот же Новодевичий монастырь».

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, возникли в эпоху Петра I.

Коллегии, генерал-прокурор, Синод, подушная подать, местничество

Найдите и укажите термин, появление которого относится к другому историческому периоду.

17. Напишите пропущенное слово.

___________ — центральный орган отраслевого управления в Российской империи, сформировавшийся в Петровскую эпоху взамен утратившей своё значение системе приказов.

18. Напишите пропущенное слово.

___________ — орган власти, имевший при Петре I определение «Правительствующий», так как был создан для коллегиального управления страной в отсутствие царя.

19. Напишите пропущенное слово.

___________ — введённый Петром I налог, взимаемый с каждого мужчины, принадлежавшего к податному сословию, независимо от возраста.

20. Какие два из перечисленных ниже понятий, терминов возникли в ходе государственных преобразований Петра I?

1) Судебник
2) Табель о рангах
3) Духовный регламент
4) Избранная рада
5) Новоторговый устав

21. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Понятия

А) Сенат
Б) Синод
В) приказ

Определения

1) орган государственной власти, ведавший церковным управлением
2) высший орган государственной власти по делам законодательства и управления
3) общественное собрание для отдыха и развлечений
4) орган управления, основывавшийся на единоличном принятии решений

Прочитайте документ и выполните задания 22, 23.

Из сочинения историка

«Он был гениален, деятелен и стремился к совершенству, но он был совершенно невоспитан, и его бурные страсти возобладали над его разумом. Он был вспыльчив, груб, деспотичен и со всеми обращался как с рабами, обязанными все терпеть… Если бы он не ставил так высоко иностранцев над русскими, он не уничтожил бы бесценный, самобытный характер наших предков… Он подорвал основы Уложения своего отца и заменил их деспотическими законами; некоторые из них он сам же отменил. Он почти всецело уничтожил свободу и привилегии дворян и крепостных; у последних он отнял право жалобы в суд на притеснения помещиков. Он ввёл военное управление, самое деспотическое из всех, и, желая заслужить славу создателя, торопил постройку Петербурга весьма деспотичными средствами…»

22. О каком правителе идёт речь в документе? Укажите годы его правления.

23. Какие аргументы в пользу своего мнения об уничтожении «бесценного, самобытного характера предков» в результате данного правления приводит автор? Укажите не менее трёх аргументов.

24. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В начале XVIII в. существовавшие в России приказы были заменены новыми органами власти. Назовите не менее двух причин, по которым Пётр I отказался от прежней системы управления. Какие учреждения были созданы при Петре I? Укажите не менее трёх учреждений.

25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

Экономическая политика Петра I была направлена на подъём отечественной промышленности и торговли. Назовите законодательный акт, который ставил целью поддержку отечественных производителей и защиту их от конкуренции более сильных иностранных фирм на российском рынке. Почему в XVIII в. ввозные пошлины на бархат или шёлковую парчу были высокими, а на красители (индиго, кармин и др.) из колоний тех же стран — низкими?

26. Существует следующая точка зрения на преобразования эпохи Петра I: Проводя свои реформы, Пётр I заимствовал сложившиеся в Западной Европе формы организации производства (экономики), способы организации армии и государственные институты (органы управления и властные структуры).
Используя исторические знания, приведите два аргумента, с помощью которых можно подтвердить данную точку зрения.

27. Существует точка зрения, что, несмотря на имеющиеся различия, обусловленные временным фактором, политике Ивана IV и Петра I присущи общие черты. Приведите не менее двух фактов, подтверждающих эту общность.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Преобразования Петра I в военной сфере». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с преобразованиями Петра I в военной сфере.

2 вариант

1. Как называлось правление царевны Софьи при малолетних братьях Иване и Петре?

1) местничество
2) кормление
3) фаворитизм
4) регентство

2. Какой из перечисленных документов предусматривал уравнивание боярских вотчин и дворянских поместий?

1) Соборное уложение
2) Русская Правда
3) Указ о единонаследии
4) Стоглав

3. Понятие «рекрутская повинность» возникло в царствование:

1) Михаила Фёдоровича
2) Фёдора Алексеевича
3) Петра I
4) Алексея Михайловича

4. Что из названного относится к царствованию Петра I?

1) создание Сената
2) возникновение церковного раскола
3) начало борьбы иосифлян и нестяжателей
4) выдвижение постулата «Москва — Третий Рим»

5. Налог, взимаемый со всех мужчин податных сословий в XVIII в., назывался:

1) подворным
2) подушным
3) посадским
4) посошным

6. Как в XVIII в. назывались государственные и дворцовые крестьяне, прикреплённые к казённым заводам и работавшие на них вместо уплаты податей?

1) ясачные
2) приписные
3) удельные
4) монастырские

7. Документ, определявший в XVIII в. систему чинов и порядок продвижения на государственной и военной службе, назывался:

1) Табель о рангах
2) Соборное уложение
3) Домострой
4) Генеральный регламент

8. Пётр I проводил преобразования по причине:

1) необходимости расширения связей с Европой
2) объединения всех русских земель
3) завоевания колоний
4) расширения сети железных дорог

9. Укажите главное положение Указа о единонаследии, принятый в царствование Петра I:

1) вся земля помещиков передавалась только одному наследнику, остальным же предписывалось служить
2) только старший сын дворянина мог получить наследство
3) дворяне не имели права передавать землю по наследству без разрешения императора
4) получить в наследство землю дворянин мог, только если он находился на военной или гражданской службе

10. Что из названного относилось к последствиям экономической политики Петра I?

1) появление торговых ярмарок
2) значительный рост числа мануфактур
3) начало формирования всероссийского рынка
4) формирование рынка свободной рабочей силы

11. Резкое ухудшение положения крестьян и городских низов в начале XVIII в. было вызвано:

1) введением заповедных лет
2) секуляризацией церковных земель
3) изданием Указа о единонаследии
4) изменением налоговой системы

12. Прочтите отрывок из указа (1721 г.) и определите, как назывались проживавшие в деревнях крестьяне, о которых идёт речь.

«Ныне… многие купецкие люди компаниями, и особно многие возымели к приращению государственной пользы заводить вновь разные заводы, а именно: серебреные, медные, железные, игольные и прочие сим подобные, к тому ж и шелковые и полотняные и шерстяные фабрики, из которых многие уже и в действо произошли. Того ради позволяется сим нашим указом, для размножения таких заводов, как шляхетству, так и купецким людям, к тем заводам деревни покупать невозбранно, с позволения Берг- и Мануфактур-коллегии, токмо под такою кондициею, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

1) посессионные
2) пошлинные
3) черносошные
4) отходники

13. Рассмотрите репродукцию картины В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» и ответьте на вопрос.

Репродукция картины Сурикова

В каком году происходили события, запечатлённые художником?

1) в 1649 г.
2) в 1676 г.
3) в 1698 г.
4) в 1725 г.

14. Используя данные статистической таблицы, завершите представленные ниже суждения, соотнеся их начала и варианты завершения.

Численность судов, построенных при Петре I

Тип судна Верфи
Воронежская Петербургская Другие
Крупные 85 52 18
Мелкие 104 489 147
Всего 189 541 165

Начало суждения

A) Большая часть крупных судов была построена
Б) Местом строительства большинства российских судов была(-и)
B) Мелкие суда в основном строились

Варианты завершения суждения

1) на Воронежской верфи
2) на Петербургской верфи
3) Воронежская верфь
4) Петербургская верфь
5) другие верфи

15. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и напишите, о ком в нём идёт речь.

«Никогда ни один народ не совершал такого подвига, какой был совершен русским народом в первую четверть XVIII века… Человека, руководившего народом в этом подвиге, мы имеем полное право назвать величайшим историческим деятелем… Он сознал, что его обязанность — вывести слабый, бедный народ, почти неизвестный народ из этого печального положения посредством цивилизации».

16. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к эпохе петровских преобразований.

Рекруты, Сенат, кормление, губерния, обер-прокурор

Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.

17. Напишите пропущенное слово.

Важный в истории России процесс, характеризуемый терминами «самодержавие», «неограниченная монархия», «централизация власти и управления», называется становлением и развитием монархии.

18. Напишите пропущенное слово.

Созданный в 1721 г. Петром I высший орган управления церковными делами назывался ___________.

19. Напишите пропущенное слово.

___________ — изданный в петровское время документ, который устанавливал порядок прохождения службы, присвоения чинов, а также определявший возможность получения дворянства.

20. Какие два из перечисленных ниже положений относятся к военным реформам Петра I?

1) введение всеобщей воинской повинности
2) учреждение стрелецкого войска
3) создание Военной коллегии
4) создание первых «полков нового строя»
5) введение рекрутской повинности

21. Установите соответствие между определениями и понятиями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

Определения

А) высший совещательный орган при царе
Б) центральный орган управления какой-либо сферой государственной жизни
В) правитель дел несовершеннолетнего государя

Понятия

1) регент
2) Боярская дума
3) Избранная рада
4) коллегия

Прочитайте документ и выполните задания 22, 23.

Из труда современного историка

«Царевна ненавидела свою мачеху Наталью Кирилловну и её родственников Нарышкиных и боярина Матвеева. Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна. Буйство и недовольство стрельцов указали ей путь, которым она может достигнуть власти.
Она в стрелецкие слободы посылала доверенных людей, которые распускали слух о том, что Пётр — царь незаконный, что престол следует по всем правам старшему брату, что Нарышкины злобствуют на стрельцов и, как только Матвеев возвратится из ссылки, взыщут с них за все бесчинства и жестокости с полковниками. В то же самое время одна из её придворных ходила по стрелецким слободам, раздавала деньги, сулила золотые горы и всякие вольности, когда царём будет законный царевич Иоанн и все недруги народа, изменники царские, будут изведены. Вслед за этим стрельцы собирались в круги, становились под ружьё, били в набат, везде бранили правительство и кричали: «Не хотим, чтобы нами управляли Нарышкины и Матвеев»».

22. Укажите имя правительницы, о которой идёт речь в документе. Назовите период (с точностью до десятилетия), когда она была регентом при малолетних царях Ивана и Петра.

23. В первом абзаце отрывка найдите и выпишите предложение, в котором названа основная задача правительницы. Из второго абзаца укажите не менее двух действий достижения названной задачи.

24. Какая новая система налогообложения была введена в царствование Петра I? Почему её можно считать не совсем справедливой? Укажите любые две причины.

25. Рассмотрите историческую ситуацию и ответьте на вопросы.

В XVIII в. в России быстро развивалась промышленность. Но на многих предприятиях использовался не вольнонаёмный, а подневольный труд: владельцы мануфактур предпочитали покупать крестьян по указу 1721 г., отказываясь от труда купцов и вольных крестьян. Укажите две причины, по которым они так поступали, несмотря на то что производительность подневольного труда была в 2,5-3 раза ниже, чем вольнонаёмного, и приходилось покупать целые деревни, не все жители которых были способны работать на предприятии.

26. Существует следующая точка зрения: Реформы Петра I привели к созданию условий для развития в России высокопроизводительной крупной промышленности.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, с помощью которых можно подтвердить данную точку зрения.

27. Существует точка зрения, что, несмотря на сохранение положения дворянства как служилого сословия, в годы правления Петра I в правах и обязанностях дворян появилось много отличий от прав и обязанностей дворян XVII в. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эти отличия.

28. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Реформы государственного управления Петра I». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов. Напишите краткое пояснение содержания любых двух пунктов. План с пояснениями должен отразить основные события (явления), связанные с реформами государственного управления Петра I.

Ответы на тест по истории России Внутренняя политика Петра I 8 класс
1 вариант
1-4
2-2
3-1
4-4
5-2
6-2
7-1
8-1
9-2
10-2
11-2
12-4
13-1
14. А4 Б5 В2
15. Софья
16. Местничество
17. Коллегия
18. Сенат
19. Подушная подать
20. 2 3
21. А2 Б1 В4
22.
1) правитель — Пётр I
2) годы правления: 1682-1725 (возможен вариант 1689-1725 гг.)
23.
1) ставил иностранное выше русского
2) нарушил Уложение своего отца
3) ввёл деспотические законы
4) отнял свободу у крепостных и их право жаловаться на помещиков
5) ограничил привилегии дворянства
24.
Причины:
1) громоздкость государственного аппарата;
2) дублирование функций приказов;
3) слабая взаимосвязанность приказов;
4) низкая эффективность работы приказов.
Правительственные учреждения:
1) Сенат;
2) Синод;
3) коллегии;
4) канцелярии (губернские, провинциальные, уездные);
5) Главный магистрат
25.
1) законодательный акт — Таможенный тариф 1724 г., который заменил Новоторговый устав 1667 г.
2) объяснения:
а) бархат или шёлковая парча покупались дворянами, которые могли заплатить за них высокую цену, получавшуюся из-за пошлин (наполнение казны);
б) зарубежные ткани конкурировали с тканями российского производства, поэтому в целях протекционизма и защиты отечественного производителя вводились высокие таможенные пошлины на иностранные товары;
в) редкие красители не производились в России, поэтому и не создавали конкуренцию, а поскольку они использовались в местном производстве, то на них были низкие пошлины.
26.
1) учреждение коллегий
2) развитие мануфактурного производства
3) введение губернаторов и магистратур
4) введение рекрутской повинности
27.
1) и Иван IV, и Пётр I проводили реформы государственного управления
2) оба правителя вели войны за выход к Балтийскому морю
3) при обоих правителях происходило дальнейшее ограничение крестьянской свободы
4) оба правителя проводили военные реформы
5) оба правителя широко использовали насильственные методы для достижения политических целей
28.
1. Причины и предпосылки военных реформ:
а) необходимость решения важнейших внешнеполитических задач — достижения выхода в Чёрное и Балтийское моря;
б) русское войско к моменту начала правления Петра I (поместное войско, стрельцы, полки «нового строя») не могло эффективно вести военные действия;
в) отсутствие у России военного флота.
2. Начало реформ:
а) потешное войско Петра I;
б) формирование Преображенского и Семёновского полков;
в) строительство корабля на Переяславском озере;
г) Азовские походы Петра I и создание Азовского флота.
3. Введение рекрутской повинности.
Северная война заставила Петра I активизировать проведение военных реформ. Вводится рекрутская система, в соответствии с которой в армию посредством регулярных наборов призывались мужчины в возрасте от 17 до 32 лет (сначала один от двадцати, затем один от ста дворов ежегодно). От службы освобождалось лишь духовенство; все остальные сословия подлежали призыву с той лишь разницей, что дворянство служило на офицерских должностях. Служба продолжалась 25 лет; выбывшие из армии (убитыми, ранеными или отслужившими срок) замещались новыми рекрутами.
4. Создание Балтийского флота.
5. Регулярная армия и флот Петра I.
Регулярная армия делилась на дивизии, бригады, полки, роты и т. д. Появились новые виды артиллерийских соединений (полковые, полевые и др.), была введена единая военная форма. К 1725 г. сухопутная армия, одна из самых мощных в Европе, насчитывала около 300 тыс. солдат (в пехотных, драгунских, артиллерийских и казачьих полках). Обучение солдат и матросов проводилось по утверждённым уставам, неявка на службу сурово наказывалась, практиковалось обучение навигацкому, артиллерийскому и другим военным делам за границей: в Италии, Испании, Голландии и других странах. В армии и на флоте вводилась строгая дисциплина, шпицрутены в качестве наказаний. Все выслужившие офицерские звания согласно Табели о рангах получали дворянство. В результате издания Воинского и Морского уставов была создана законодательная база регулярной армии.
2 вариант
1-1
2-3
3-3
4-1
5-2
6-2
7-1
8-1
9-1
10-2
11-4
12-1
13-3
14. А1 Б4 В3
15. Пётр I
16. Кормление
17. Абсолютной
18. Синод
19. Табель о рангах
20. 3 5
21. А2 Б4 В1
22.
1) царевна — Софья (Софья Алексеевна)
2) период — 1680-е гг.
23.
1. В ответе должно быть указано предложение:
«Кроме того, ей хотелось самой сделаться правительницей государства, устранить Петра и управлять государством вместо неспособного, больного Иоанна».
2. Могут быть указаны действия:
1) распространение слухов о том, что Пётр — царь незаконный;
2) распространение слухов о том, что стрельцы будут наказаны Нарышкиными;
3) подкуп стрельцов;
4) обещание стрельцам вольностей в случае победы Софьи.
24.
1. Ответ: подушная подать.
2. Причины:
1) уплата налогов за детей, которые сами ничего не производили;
2) женщины налогов не платили;
3) налог не зависел от величины дохода;
4) налог не платили привилегированные сословия.
25.
1) нехватка свободных рабочих рук в стране из-за наличия крепостного права
2) возможность не тратиться в дальнейшем на оплату труда купленных крестьян
3) купленными крестьянами было проще управлять, так как они становились собственностью владельца
26.
1) Пётр I вынужден строить мануфактуры, призванные обеспечить резко возросшие потребности армии и флота;
2) привлекаются на службу иностранцы и отправляются на учёбу за границу дворяне, в том числе и для организации мануфактур;
3) начинается промышленное освоение Урала;
4) появляются оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) в Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой, развивается кожевенная и текстильная промышленность в Москве, Ярославле, Казани и на Левобережной Украине, что обусловливалось необходимостью производства экипировки и обмундирования для русских войск;
5) появляются новые отрасли промышленности: шелкопрядение, производство бумаги, цемента, сахарные заводы и пр.
27.
1) дворянская служба стала непрерывной и пожизненной
2) обязанностью дворян стало обучение грамоте
3) земельные владения стали передаваться только одному наследнику
4) порядок дворянской службы определялся Табелью о рангах
28.
1. Необходимость создания нового государственного аппарата, постепенное отмирание старых государственных органов — Боярской думы и приказов.
2. Учреждение Сената в 1711 г. Сенат наделялся широкими полномочиями и фактически замещал царя во время его отсутствия.
3. Создание коллегий в 1718-1720 гг.:
а) перечень коллегий;
б) состав коллегий;
в) коллегиальный принцип деятельности.
4. Реформы местного управления:
а) губернская реформа;
б) городская реформа.
5. Органы политического сыска:
а) Преображенский приказ;
б) Тайная канцелярия.
6. Создание системы надзора за деятельностью государственных органов, прокуроры и фискалы.
7. Учреждение Святейшего Синода. С учреждением Синода церковь полностью подчиняется государству, превращается в часть государственного аппарата.
8. Принятие Табели о рангах.
Табель о рангах определяла порядок прохождения службы, способствовала выдвижению способных людей незнатного происхождения, давала возможность получения дворянства.
9. Закон о престолонаследии.
10. Итоги реформ государственного управления Петра I, превращение России в империю, укрепление абсолютной монархии.

ПОДЕЛИТЬСЯ

Демоверсия диагностической проверочной работы МЦКО 2021 по истории для 9 класса вариант с ответами, официальная дата проведения диагностики в Москве 19.11.2021 (19 ноября 2021 года).

Скачать демоверсию и ответы

МЦКО по истории 9 класс 19 ноября 2021 демоверсия с ответами:

Содержание и структура диагностической работы

Каждый вариант диагностической работы состоит из 17 заданий: 10 заданий с кратким ответом, 5 заданий с выбором одного верного ответа и 2 заданий с развёрнутым ответом. Задания носят в основном обобщающий характер. В диагностическую работу включены два задания для проверки функциональной грамотности.

Содержание работы охватывает учебный материал по истории России, изученный по линейной программе в основной школе до момента проведения диагностической работы. Диагностическая работа соответствует всем УМК, входящим в Федеральный перечень учебников.

Задания и ответы с варианта МЦКО

1)Установите соответствие между событиями и годами. К каждой позиции из первого столбца подберите позицию из второго столбца, обозначенную цифрой.

Ответ: 514

2)Расположите в хронологической последовательности исторические события. 1) Невская битва 2) избрание царём Михаила Романова на Земском соборе 3) взятие А.В. Суворовым турецкой крепости Измаил 4) «стояние» на реке Угре

Ответ: 1423

3)Запишите термин, о котором идёт речь. Ханская грамота, за которой в период ордынской зависимости русские князья совершали поездки в столицу Орды для получения права на княжение.

Ответ: ярлык

4)Укажите две территории, которые вошли в состав Российской империи в XVIII в. 1) Западная Сибирь 2) Прибалтика 3) Средняя Азия 4) Финляндия 5) Крым

Ответ: 25

5)Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к периоду 1533–1584 гг. Укажите выпадающий из списка термин. 1) стрельцы 2) приказы 3) Земский собор 4) рекруты 5) заповедные лета

Ответ: 4

6)Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. 1) При Петре I Россия вела активную политику в западном направлении. 2) В первой четверти XVIII в. экономическое развитие страны было успешным. 3) Россия вышла на 3-е место по производству металла. 4) Россия получила выход в Балтийское море.

Ответ: 1423

7)Укажите век, когда произошли походы, обозначенные на схеме цифрой 8. Ответ запишите словом.

Ответ: тринадцатом

8)Назовите военачальника, поход которого обозначен на схеме цифрой 8.

Ответ: Батый

9)Прочитайте отрывок из сочинения историка и укажите цифру, обозначающую на схеме город, название которого пропущено в данном отрывке. «…В конце марта войско неприятеля подошло к небольшому городку , который стоял на крутом холме, омываемом двумя речками. Горожане отчаянно защищали свой город в течение почти двух месяцев, но силы были неравны. Командующий неприятельским войском назвал его «злым городом» и приказал сровнять его с землёй».

Ответ: 3

10)Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос. Что из перечисленного относится к тому же десятилетию, когда была выпущена данная медаль? 1) создание Верховного тайного совета 2) учреждение Сената 3) принятие Соборного уложения 4) подписание «вечного мира» с Польшей

Ответ: 2

12)Какие из приведённых памятников культуры были созданы в XVIII в.? Выберите два памятника культуры и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

Ответ: 24

13)Создателем какого из приведённых памятников культуры является Сильвестр? Укажите порядковый номер этого памятника культуры.

Ответ: 1

14)Участником какого из перечисленных событий, процессов был Ф. Магеллан? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ: 1

15)В ходе какого из перечисленных событий, процессов произошло «Бостонское чаепитие»? Укажите порядковый номер этого события или процесса.

Ответ: 2

16)Прочитайте текст, который содержит две исторические ошибки. После смерти Ивана Грозного царём становится Борис Годунов. В начале XVII в. случились неурожайные годы, страну охватил страшный голод. Правительство Бориса Годунова организовало выдачу денег московскому люду, открыло государственные амбары для бесплатной раздачи хлеба, но хлеба всем не хватало. Недовольство царём нарастало. В это время в Швеции объявился «чудом спасшийся» царевич Дмитрий. Это был беглый монах Григорий Отрепьев. Найдите фактические ошибки и исправьте их. В ответе обязательно укажите ошибочное положение текста и обязательно укажите исправленное положение текста.

17)Существует точка зрения, что Невская и Куликовская битвы имели общие черты. Приведите не менее двух фактов, положений, подтверждающих эту общность.

Другие тренировочные работы ОГЭ 2022 по истории для 9 класса:

Тренировочные варианты ОГЭ по истории 9 класс задания с ответами

  • Прочитай назови сказку жил старик со своею старухой
  • Прочитай оля эту сказку малышам знаки препинания
  • Прочитай описание внешнего вида и качеств характера героинь сказки сравни описание главных героинь
  • Прочитай начало сказки в одоевского мороз иванович
  • Прочитай название сказок и вычеркни лишнюю по щучьему велению зимовье зверей