Прочитай отрывок из сказки и определи тип текста и стиль

Школа: учитель: класс: 5 дата:20г. тема урока 24 солнце русской поэзии. а.с. пушкин. сказка о мертвой царевне и семи

Школа:
 

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока №
24

Солнце русской поэзии. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и
семи богатырях».

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 — понимать термины:
поэма, историзмы, архаизмы;

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном произведении,
осмысливать тему;

5.ПО 6 — давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1 — участвовать в обсуждении произведения, выражая свои
мысли и чувства;

5.ОС 4оценивать устные и
письменные высказывания (свои, одноклассников) с точки зрения соответствия
теме;

5.АИ 6 — анализировать художественное пространство и оформлять
своё представление в рисунках, схемах, кластерах.

Цели урока:

-рассказать некоторые факты из биографии А. С. Пушкина;

-назвать несколько произведений А.С.
Пушкина;

-нарисовать иллюстрации к сказке;

-прочитать текст и ответить на вопросы.

— подобрать к архаизмам слова из современного русского языка;

-оценить выразительное чтение товарища по критериям.

подготовить выразительное чтение,
соблюдая ударения и показывая интонацией настроение автора и героев.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
оценка

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-понимают термины (поэма, историзмы, архаизмы);

-знают отдельные факты биографии А.С. Пушкина;

-могут назвать несколько произведений, написанных А. С. Пушкиным;

— могут составить текст по имеющимся знаниям об авторе;

подбирают к архаизмам слова из современного русского языка;

-читают выразительно отрывок из сказки, соблюдая орфоэпические
нормы, интонацию, голосом показывая чувства и настроение героев;

-оценивают выразительное чтение товарища по критериям;

Языковые
цели

В ходе работы будет охвачена большая часть языковых целей,
предоставлена возможность для выполнения целого ряда различных заданий
аналитического и творческого характера. 

Ключевые слова и фразы:

Поэма, устаревшие слова, историзмы, архаизмы, око, ланита,
десница, чело, уста, шуйца, перст, выя

Привитие

ценностей

Способствовать осознанию  учащимися ценностей «Мәңгілік ел».  Привитие через чтение произведения таких ценностей, как любовь,
находчивость и справедливость.

Межпредметные

связи

В разделе прослеживаются  межпредметные связи  с дисциплинами:
«Русская  литература»,  с разделами «Фольклор», «Искусство».

ИКТ

Предварительные

знания

Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных в начальной
школе и на уроках русской литературы в 1-ой четверти. Учебная деятельность
ориентирована на развитие навыков выразительного чтения, пересказа, анализа
текстов на уровне определения темы/тематики, основной мысли через чтение и
анализ  фольклорных и литературных прозаических и поэтических текстов,
соответствующих возрасту учащихся 10 -11 лет.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты погрузишься в творческий мир удивительного поэта и писателя
Александра Сергеевича Пушкина, вспомнишь, что ты знаешь о нем, а также
познакомишься с новыми фактами его биографии.

Ты начнешь знакомство со «Сказкой о мертвой царевне и
семи богатырях» А.С. Пушкина; попробуешь себя в роли
языковеда, изучая устаревшие слова; станешь настоящим
художником-иллюстратором.

2. Эмоциональный настрой

 «Если бы я был
поэтом, то я был бы…»

Дескрипторы:

знают русских и казахских поэтов;

-аргументируют свой
выбор.

3. Актуализация знаний.

И.  Прием «В мастерской художника»

Задание. Представь, что ты оказался в мастерской известного
художника. Перед тобой портрет мальчика. Рассмотри его внимательно.

-Какие мысли возникают у тебя, глядя на изображение?

-Ты догадался, кто этот мальчик на портрете?

-Что ты знаешь об А.С.Пушкине?

Дескрипторы:

комментирует мысли, связанные с портретом писателя;

называет изученные
произведения А.С.Пушкина;

— называет известные факты из жизни поэта.

ФО « Комментарии учеников»

http://www.bio-graf.ru/images/_d0_9f1.jpgimage002

Середина урока

4 . Изучение нового материала.

Формирование  читательской грамотности

К. Кластер «Ассоциации»

Задание: Прочитай информацию о
Пушкине со стр.128-129. В центре записано ключевое слово (А.С.Пушкин), от
которого отходят лучики. Запиши на концах каждого лучика слова-ассоциации,
которые ты связываешь с этим именем.

Дескрипторы:

— отгадывает по иллюстрациям
сказки А.Пушкина;

— заполняет кластер «Ассоциации».

ФО «Комментарии учителя»

К., И.   Прием «Активное чтение».

Задание: Прочитай начало сказки.
Ответь на вопросы:

1. Кто является героями
сказки? Опиши их.

2. Как ты думаешь, отчего умерла
царица?

3. Какой волшебный предмет
есть в сказке?

Дескрипторы:

-дает развернутые ответы на вопросы по содержанию текста;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка сказки.

ФО «Похвала»

Погружение в теорию image003

И., П.   Прием «Литературный термин»

Задание: Прочитай
статью об устаревших словах, перепиши определения новых  для тебя слов. 
Рассмотри картинку на с.133,  подбери к архаизмам слова из современного
русского языка.

Дескрипторы:

-понимает значения новых слов: устаревшие слова, архаизмы,
историзмы;

-подбирает к архаизмам слова  современного русского языка;

-объясняет происхождение слов очки, перстень, устный.

 ФО «Сигналы рукой»

5. Закрепление

Совершенствование
коммуникативной компетентности

И. Прием
выразительного чтения «Перевоплощение»

 Задание:

-Прочитай  следующий отрывок
из сказки про себя.

-Обрати внимание, где слова
автора, а где говорят герои?

-Представь себе, как выглядит
царица. Как меняется ее настроение, когда она смотрится в зеркальце?

-Прочитай отрывок вслух,
соблюдая интонацию и ставя правильно ударение в словах.

Дескрипторы:


читает выразительно поэтический текст или фрагмент прозы, демонстрируя
понимание норм пунктуации и грамматики;


соблюдает орфоэпические нормы;


соблюдает логические ударения, паузы;

-передает
чувства и настроение героя;

-оценивает
чтение одноклассника.  

ФО «Взаимооценивание по критериям»

Конец урока

6.
Итоги урока. Возвращение к целям урока.

И.
Рефлексия

«Оцени
себя на уроке».
Учащимся
дается индивидуальная карточка, в которой нужно подчеркнуть фразы,
характеризующие работу ученика на уроке по трем направлениям.

Урок…

Я
на уроке…

итог

интересно

работал

понял
материал

скучно

отдыхал

узнал
больше, чем знал

безразлично

помогал
другим

не
понял

7. Домашнее задание

1.Найди дополнительную информацию об А.С. Пушкине.
Подбери фотографии.

2. Нарисуй иллюстрацию к
понравившемуся моменту сказки.

image001

Государственное
бюджетное общеобразовательное
учреждение                                        Самарской
области                                                                                                                                              
                                                                          «Школа-интернат
№ 5 для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья                   
городского округа
Тольятти»                                                                                                                                                                                                                          

ул.
Лесная, д. 13, г. Тольятти, обл. Самарская, 445010.                                          
                    тел. 22-58-85, 22-54-92, 22-58-70, тел/факс 22-93-71
Email: school5i@edu.tgl.ru                   ИНН
6323022690; КПП 632401001; ОГРН 1036301039290

МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ
ОЛИМПИАДА «ВСЁ ОБО
ВСЁМ»                                                                                
(русский язык, развитие речи, литературное чтение, математика, окружающий мир (человек, природа, общество)  для
обучающихся с ОВЗ (младшие классы)

 (очная форма проведения)

3
класс (вариант 2.2)                                                                         

16
декабря 2019 года

Ученик (ца)
_____________________________________________________

класс _________ 
школа
   _________________________________________

Время начала
работы____________ Время окончания работы__________

Общее количество
минут _________

Количество баллов
______________________

 Прочитай
текст.

            
    Давно
улетели на юг щебетуньи-ласточки. В осенние дни слышали ребята, как,
прощаясь с милой родиной, курлыкали в небе пролётные журавли. Тихо
переговариваясь, пролетели на теплый юг гуси.

Готовятся
к холодной зиме люди. Давно скосили рожь и пшеницу. Заготовили корма скоту.  Выкопали
картошку, свёклу, морковь и убирают их на зиму. Школьники помогали колхозникам
собирать урожай картофеля. Мальчики собрали 47 мешков картофеля, а девочки 30 мешков. Снимают последние яблоки в садах.

Готовятся
и звери к зиме. Проворные белки накопили в дупле орехов, насушили отборных
грибов. Поздней осенью строит своё зимнее логово трудолюбивый еж. Целый
ворох сухих листьев натаскал он под старый пень. Всю зиму спокойно будет спать
под тёплым одеялом.

Задание
1

Баллов  
(1 )                ______________________

Определи
жанр произведения.  Подчеркни ответ.

сказка      
    загадка             рассказ        стихотворение        поговорка

Задание 2

Баллов   
(1)               ______________________

1)   
Придумай и запиши  название текста.

________________________________________________________________

Задание 3

Баллов     
(7)             ______________________

Сколько
в тексте частей? _______________. Выбери и отметь картинки по порядку. Озаглавь
каждую часть текста.

image013image014Задание
4

Баллов    
(4)             _____

 1)
Выбери правильное утверждение.

Перелётные  
птицы – это птицы, ……

А)
которые умеют хорошо летать

Б)
которые  улетают в тёплые края

В)
которые  остаются зимовать и их подкармливает человек

2) Прочитай отрывок из текста. Найди  и подчеркни ошибки.

 
  Давно
улетели на юг щебетуньи-сороки. В осенние дни слышали ребята, как, встречаясь с
милой родиной, курлыкали в небе пролётные журавли. Тихо переговариваясь,
пролетели на холодный юг гуси.

Задание 5

image015Баллов:  7     _____ 

Укажи стрелками              что это?

     image016

книга

иллюстрация

учебник

содержание

страница

лист

обложка

титульный лист    

    image017

     image018

       image019

        image020

image021

image022

Задание 6

Баллов   
(2)               _____

Отметь  image023 явления, которые не относятся к осени?

А)
пасмурно, дети купаются, идет теплый дождь

Б)
листопад, уборка урожая, перелетные птицы улетают

В)
возвращение
перелётных птиц, появление первых цветов, таяние снега

Г)
изменение окраски растений, перелетные птицы улетают, дожди

Задание 7

Баллов 
(12)                 ______________________

Посмотри
на картинки. Подпиши, где какая природа.

ПРИРОДА

_____________________________                                  
           ____________________________

image024

Перечисли

Задание 8

Баллов     
(5)             ___________

Найди в тексте задачу, запиши её, придумай к ней  вопрос,  чтобы задача
решалась сложением. Запиши условие и реши задачу.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

image025

 Задание
9

Баллов 
(5 )                 _____

Равнобедренный треугольник: 30 Используя три числа на стене домика, набери в сумме число под крышей.
Обведи эти числа кружком.

image027

Какое число лишнее?

Задание 10

Баллов  
(9)                ________

 Выпиши из
текста слова в таблицу (по 3 слова)

Слова,
которые обозначают предметы

Слова,
которые обозначают признак предметов

Слова,
которые обозначают действие предметов

Задание 11

Баллов    
(4)              _____________

Выпиши выделенные слова из текста. От
каких слов они образованы.

____________________    —   __________________________________

____________________    —   __________________________________

____________________    —   __________________________________

____________________   —   
__________________________________

Задание 12

Баллов    
(4)              _________

Напиши
телефоны:

Полиция — ___________  .  

Скорая помощь — ___________ .

Пожарная охрана —
____________.

Служба спасения —
____________.

Задание 13

Баллов 
( 6 )                ____________

Прочитай предложения. С помощью картинки
выбери предложения об осени, напиши рассказ.

Девочка выбежала из дома и помахала им рукой. На
полях стоят стога сена.  Солнце светит ярко.  Листья на берёзах желтеют и
опадают. Улетает на юг косяк журавлей. Небо ясное. На полях сеют семена.
Солнце мало греет. На деревьях набухли почки. Прилетели с юга журавли. По
небу плывут облака. Девочка выбежала встречать их.

https://fhd./b/c/a/bca26a77894bedfa24e177453c4f8ec43e38ca1f/pis-miennoie-slozhieniie-v-priedielakh-100_1.jpeg
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 14

Баллов    
(3)              ______________________

  Отгадай ребусы.

Картинки по запросу ребусы картинки

__________________________

ребус

________________________

11972932

          _________________________

Задание 15

Баллов     
(6)             ______________________

Отгадай кроссворд.

image0421.
это-….

4.Четыре
десятка

 2.Кто ушел от
зайца, от волка, от медведя?

5.Источник
тепла и света для всего живого на Земле.

Загадка

 3.
Летом по лесу гуляет,
Зимой в берлоге отдыхает.

6.
— это человек, который написал рассказ, или стихотворение, или сказку.

image043

                                          
Пояснительная записка

                                  
Очень
важно вызвать
  у детей желание овладеть                         

                         родным языком, который
способен «творить чудеса» .                   

                                                                  
                    (К.Г. Паустовский)

          
Образование в начальной школе является   фундаментом всего последующего
обучения. В первую очередь, это касается сформированности  универсальных 
учебных действий. Уровень их развития определяет характер познавательной
деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее
организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией
и т.д.

        
 Первые шаги   школьника на пути познания родного языка всегда самые сложные.
От того, как будет сформирована   орфографическая грамотность  на начальном
этапе обучения, во многом зависит дальнейшее успешное обучение любой школьной
дисциплине.
Как преподавать детям русский язык, чтобы
они поняли всю его силу и красоту, чтобы были грамотными и умели излагать свои
мысли  в устной  и  письменной форме? Такой вопрос постоянно  волнует меня и
моих коллег.

         
 
Мною собран дидактический материал по теме «Части речи»,
который предназначен для изучения основного материала по русскому языку в 4
классе.  Основная цель представленных материалов – дать возможность младшему
школьнику поверить в свои силы,  способствовать повышению интереса   к знаниям,
закрепить пройденный материал, а также развивать их творческие способности.
Дидактический
материал  носит обучающий, развивающий и воспитывающий характер.
         Подбирая тексты, большое значение уделяла их содержательной стороне,
эмоциональной насыщенности, соответствию их нравственно-этического и
эстетического содержания , психологическим особенностям младших школьников.
Тексты носят познавательный характер. Разнообразные задания, предложенные к
упражнениям, позволяют  определить степень усвоения изученного материала по всем
основным разделам русского языка, изучаемым в начальной школе. Представленный
дидактический материал  предполагает широкий диапазон трудностей: от
обязательного минимума подготовки  до достаточно трудных случаев, требующих
глубоких знаний, а иногда и нестандартного мышления (такие задания обозначены
значком * ).

        
В дидактическом материале собраны отрывки из  стихотворений ,сказок,
рассказов   известных детских писателей. Кроме того детям  предлагаются   
отрывки из  произведений татарских авторов (А Алиш, Г.Тукай) и некоторые
тексты, содержание которых связано с родным краем. Это  способствует   расширению 
кругозора  детей и привитию любви и уважительного отношения к своей малой
родине  и народам  родного края.
         Упражнения снабжены вопросами различного типа, творческими заданиями.
Система вопросов и заданий к текстам формирует интеллектуальные и речевые
возможности детей, а также способствует формированию и  развитию информационно
– коммуникативной компетенции обучающихся, что является, на мой взгляд, 
актуальным  в современном образовании.

         
Весь материал распределен по темам: 1. имя существительное;    2. имя
прилагательное;   3. глагол;   4. тесты для обобщения и систематизации знаний.

        
Надеюсь,
что составленный мною дидактический материал   поможет поддержать желание детей
учиться, познавать, творить, поможет овладеть родным языком.
         Дидактический материал я применяю и на уроках изучения нового
материала, и при повторении и обобщении изученного материала.

                               
Части речи

                                I.
Имя существительное

Упражнение1.  Прочитай
стихотворение.

Уб…гали 
тр…пинки  кр…вые

По
цветущим  п..лям  до р…ки.

Я
любила цв…ты  полевые — 

К…локольчики
и васильки.

Щебетали
счастливые птицы,

Будто
струны, гудели шм…ли,

А
лужайки цв…тные, как ситцы,

Сладко
пахли и долго цвели.

                                    
З. Александрова

Спиши , вставляя пропущенные буквы.  Напиши
проверочные слова.

 Упражнение
2. 
Спиши предложения, вставляя пропущенные окончания имён
существительных. Укажи их падеж.

1.Луна
поочерёдно вспыхивает в окн…  домов.  2. Ёж любит молоко, ловит мышей и
лягушек, смело вступает в бой с ядовитой гадюк…   .  3. Росинки дрожат на
кончиках листь…    .    4. Дрозды повизгивают от радост… .

5.
На  страж… вершин стоят  духи  гор.

В четвёртом предложении   выдели  грамматическую
основу.

Упражнение 3.  Запиши имена
существительные, распределив их по столбикам: первый столбик – имена
существительные 1-го склонения, второй столбик – имена существительные  2-го
склонения,  третий  столбик – имена существительные  3 -го склонения, четвёртый
столбик – несклоняемые имена существительные.

Шоссе,
листопад, жребий, дерево, кино, ягода, театр, Олеся, степь, медведь, ралли,
Миша, картина, ладонь, девочка, метро, песня, концерт, пианино, лиса, ядро,
фальшь.

С любым именем существительным составь предложение.

Упражнение 4.*  Спиши
группы слов.

1.Капелька,
капель, бусинка, изюминка.

2.Стёпа,
Гриша, Петя, Степан.

3.Люба,
Любовь, Любочка, Любаша.

4.Ожерелье,
монисто, колье, серебро.

5.Мель,
соль, мел, моль.

Зачеркни в каждом ряду «лишнее» слово. Почему ты так
считаешь?

Разбери по составу слово  капелька.

Упражнение 5.  Просклоняй имена 
существительные, выдели  их окончания.

 
Кукушка, край, солнце, грань, озёра, пальто.

Составь предложение со словом пальто, употребив
его в родительном падеже.

Упражнение 6.  Спиши текст.
Вставь пропущенные буквы. Укажи склонение и  падеж  имён существительных.

                                            
Этажи в лесу

В
л..су у зв…рьков и птиц есть свои этажи. Мышки живут в к..рнях д..ревьев.
Соловушки  вьют гнёзда прямо на з..мле. Др..зды  живут в кустах . Дятел,

синичка,
с..ва  делают себе гнёзда повыше. А орлы и ястребы живут на самом в..рху  
д..ревьев.

                                                                                   
(По М. Пришвину)

Упражнение7. Прочитай текст  и 
подчеркни «опасные» места.

 С
длинным батоном  под мышкой

Из
булочной шёл мальчишка.

Следом
с рыжей бородкой

Пёс
семенил короткий.

Мальчик
не оборачивался,

И
батон укорачивался.

                                
(О. Григорьев)

Объясни значение слова «семенил».

Упражнение8.  Прочитай текст.

                                   
      Уроки осторожности

         
Медведь – гроза всех лесных обитателей. Только  человека медведь сам боится и
первый не  нападает.

         
Малыши рано получают уроки осторожности.  Бродила медведица с медвежатами,
обнюхивала  каждую кочку. Вдруг она насторожилась.  Медвежата тоже
приостановились.  Не поймут, в чём дело. А медведица людей увидела.  Медвежата
тоже людей заметили и хотели бежать навстречу. Они привыкли никого не бояться.
Но медведица как рявкнет  — и в кусты. Увела медвежат.

         
В другой раз зачуяла медведица свежий человеческий след, заворчала и бежать
пустилась.

         
Теперь медвежата будут уходить прочь  даже от запаха человека.

Выпиши из текста предложение с однородными членами,
подчеркни их правильно.  Найди   в тексте и выпиши  три существительных с
проверяемой безударной гласной и подбери к ним проверочные слова.

Упражнение 9.  Прочитай текст.
Запиши его правильно в тетрадь.

Зацв[и]ли 
в садах преле [сн] ые цв [и ]ты.  У [с ]кая  опа[ сн ]ая тр [а ]пинка ведёт к
молодым берё[ с] кам. Лё [х] кий мя[ х ]кий ветерок проб [и ]жал по лесной
опушке. По[ зн ]ей   ноч [йу]  ты слышишь чуде [сн ]ое пение соловья. Май –
это   радо[ сн ]ый пра [зн ]ик весны.

Первое предложение разбери по членам.

Упражнение 10.  Прочитай
внимательно слова. Убрав «лишние» буквы в каждом слове, найдёшь новые имена
существительные. Запиши их в тетрадь, определи склонение. Произведи
фонетический разбор любого из записанных существительных.

Портфель,
пенал, ручка, карандаш, учебник, линейка, резинка, циркуль.

Упражнение 11.* Проведи
аналогию. Даны три слова, первые два из которых находятся в
определённой связи(подумай, как они связаны!). Между третьим и четвёртым из
предложенных ниже пяти слов такие же отношения. Необходимо найти четвёртое
слово.

Пароход
—  пристань ,  поезд — ____________________

(депо,
вокзал, рельсы, шпалы, станция).

Игла
– остриё  ,  бритва — ___________________

(сталь,
металл, лезвие, резать, рукоятка)

Гора
– пещера ,  дерево — ______________

(корень,
дупло, крона, ствол, листья).

Болезнь
– лечение , поломка — __________________

(мастер,
ремонт, деталь, смазка).

Упражнение 12.  Перед тобой
рассказ, в котором пропущены имена существительные. Восстанови  текст, запиши
его в тетрадь правильно.

Над
городом низко повисли снеговые ______________________. ___________ не было
видно. Ещё утром началась ___________________________ . Снег повалил  большими
___________________________ . По дороге в школу _________________________
приходилось протаптывать себе тропинку. Весело играя и толкаясь, ребята бежали
к _________________. Прозвенел ______________________. Снежною гурьбою
___________________ проталкивались в дверь и, на ходу раздеваясь, разбегались
по __________________. Скоро всё стихло, начались ______________.

Определи  падеж  вставленных  существительных.

Упражнение 13*Прочитай
слова. Образуй от данных  имён существительных  множественное число, запиши.

  
Профессор, доктор, трактор, сторож, пастбище, стакан, полотенце.

Упражнение 14.  Прочитай текст, озаглавь. Спиши текст.
Вставь где нужно пропущенные запятые.  Найди в тексте имя существительное,
стоящее  в винительном падеже, сделай его морфологический разбор.

 
Потемнело нахмурилось небо. Набежали мрачные тучи. Затих старый  бор
приготовился к бою.  Сильный порыв ветра закружил пыль по  дороге и умчался. 
Ударили по листьям первые капли дождя.

Упражнение 15*Прочитай. Выпиши   предложения с однородными подлежащими. Ставь,
где нужно, запятые.

 1. Капитан
корабля затянул пояс потуже влез на мачту посмотрел во все стороны. И вдруг он быстро спустился с мачты
сорвал с себя тюрбан начал громко
кричать.
2. Принцесса заперлась в своей комнате сбросила ослиную шкуру вымы­
ла
лицо и руки надела чистое платье и принялась готовить пирог. (Ш. Перро.) 3. По дороге Элли находит друзей — Страшилу
Железного Дровосека Трусливо­
го
Льва. (А. Волков.) 4. Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взя­
лись.
Проказница-Мартышка Осёл Козёл да косолапый Мишка затеяли сыг­рать квартет. (И. Крылов.) 5. Зима ещё хлопочет и
на весну ворчит. (Ф. Тютчев.)

Упражнение 16. Прочитай.  Объясни толкование слов «бортник» и
«бортничество».

Выполни  морфологический разбор подчёркнутых  слов.

image001Когда
человек приручил пчелу — мы не знаем. Но мёд он оценил очень давно. Мёд
диких пчёл собирали ещё первобытные люди.

Шло
время. И люди стали специально разыс­кивать пчелиные гнёзда и добывать
мёд и воск. Позже они сообразили, что продуктов этих можно получать больше, если нарочно выдалбливать в лесных
деревьях дупла, в которых поселялись бы новые
пчелиные семьи. Дупло или дуплистое дерево
раньше называли борть. Поэтому людей, которые устраивали для
диких пчёл искусственные дупла, способствовали
расселению пчёл и потом добывали мёд и воск, называли бортни­
ками. А
такой способ пчеловодства- бортничеством.

                                                                                                  
(Н. Пожарицкая.)

Упражнение 17. Прочитай отрывок из сказки.

preview 

Отправился
Тажи с отцом на рыбалку. Было очень рано. Солнце ещё не взошло, но всё равно
было уже светло. Река тихая, спокойная. Даже лёгкий ветерок не дует.

Конечно,
в это время рыба клюёт хорошо, удочку в покое не оставляет. Поплавки так и
ныряют в воду. Отец Тажи то и дело вытаскивает блестящих плотви­чек,
серебристых краснопёрок, неприхотливых окуней.  Тажи собирает их в ведро, куда
он зачерпнул немного воды.

Время
на рыбалке летело быстро. Солнце давно уже поднялось, а Тажи даже не заметил
этого. Когда время подошло к полудню, солнце стало припекать очень сильно. Это
почувствовали и Тажи и его отец. Отец вытащил из кармана платок и вытер со лба
пот…

                                                
(А.Алиш  «Кому надо, а кому не надо»)

Предположи, что было дальше? Спиши в тетрадь первый
абзац. Подчеркни все «опасные» места в словах. У существительных определи род,
падеж и склонение. Последнее предложение в абзаце разбери по членам
предложения. Дочитай произведение до конца  в библиотеке.

          
                             
II. Имя
прилагательное

Упражнение 1.  Охарактеризуй
предметы по форме, цвету, вкусу, используя имена прилагательные. Произведи
звуко – буквенный разбор слова  морковь.

Предмет

Форма

Цвет

Вкус

Лимон

Гранат

Черника

Репа

Морковь

Упражнение 2.Спиши стихотворение.
Вставь пропущенные окончания.          Подчеркни прилагательные и укажи их
падеж. Разбери по составу выделенное слово

.

 Выпорхнула пташка

Из невол…    тесн…

И взвилась
свободно

В выс…
поднебесн…    .

Встретили подругу

Птицы дружн…   
хором.

Зазвенела песня

Над дремуч… бором.

             (Е.
Нечаев)

Упражнение 3.  Просклоняй
словосочетания  алый мак, алое зарево,  алая заря,  алые паруса. Выдели
окончания имён прилагательных. С одним из словосочетаний составь и запиши предложение.

Упражнение 4.  Прочитай
текст. Выпиши из него имена прилагательные вместе теми существительными, к
которым они относятся. Укажи род, число и падеж имён прилагательных, выдели их
окончания.

            Вернувшись
с охоты  домой, я рассказал  Зиночке про тетерева. Рассказал ей и про рябчика.
Ещё я высыпал на  стол белые, красные и чёрные грибы. Ещё у меня была в кармане
кровавая ягода костяника, и голубая черника, и красная брусника. Ещё я принёс с
собой ароматный комочек сосновой смолы , дал понюхать девочке и сказал, что
этой смолкой деревья лечатся.

                                                                                     
(По М.Пришвину)

Упражнение 5. *
 Подбери
по два антонима к данным прилагательным. Составь и напиши предложение со словом
вежливый, употребив его в творительном падеже.

1.     Аккуратный
— ……, ……  .

2.     Бедный —
……., ……  .

3.     Бестолковый
— …… , …    .

4.     Вежливый —
……, ….. .

5.     Громкий —
…..,……  .

Упражнение 6*.  Подбери к именам
существительным подходящие по смыслу    имена  прилагательные  и напиши эти
словосочетания.   Укажи род имён прилагательных и выдели их окончания.

  
Полотенце, мозоль, снег, шампунь, кофе, какао, тюль, книга, лисица

Слова для справок:  чёрный, 
интересный, махровый, рыжий,  сладкий, белый, капроновый, болезненный,
травяной.

Упражнение 7. Прочитай  текст. 
Как ты можешь  охарактеризовать главную героиню по прочитанному отрывку?

Пошла
Болтливая утка дальше. Дорогой ей попадались дикие звери, быстрые птицы,
маленькие букашки. Всем рассказывала Болтливая утка свою тайну. Шла, шла –
навстречу Хитрая Лиса с пушистым хвостом. Утка и с Лисой заговорила:

    
—  Нарядная тётушка, не встречала ли ты моего хозяина? При нём собака Белый
Коготь и ружьё. Без хозяина и собаки у нас дома неспокойно.

       
                                                                         (По
А.Алишу)

 Выпиши из текста словосочетание прилагательное +
существительное в творительном падеже, стрелкой укажи связь в словосочетании.
Имя прилагательное разбери по составу.

Упражнение 8. Подбери к именам
существительным подходящие по смыслу имена прилагательные, вставь  и проверь
пропущенные буквы.

_____________________
зага..ка

_____________________
занаве..ка

_____________________
площадка

_____________________
улы..ка

 _____________________малы..ка

_____________________поло..ка

С любым   словосочетанием придумай предложение.

Упражнение 9.  Рассмотри
внимательно картинку.  Что изображено на ней? Знаком ли тебе этот пейзаж? Какое
настроение вызывает он  у тебя ? Почему? 

rabiga

                                                               
озеро Рабига – Куль  (Мочилище)

 Придумай
несколько предложений по картинке так, чтобы получился небольшой рассказ. Можно
использовать  для этого данные словосочетания:

     летний  денёк,
солнечные лучи, жаркая погода, любимое место отдыха,

   
лесная полянка, яркие краски,  исторические  места, лёгкий  ветерок, звонкие
голоса птиц, прозрачный воздух  и т.д.

 Упражнение 10.  Прочитай 
стихотворение.  Объясни значение словосочетания:   восторженных слёз?

 …
Озеро наше очень красиво,

  
   Лежит в ожерелье из белых берез.

   
  А где-то в сторонке плакучая ива

  
   Стоит и не прячет восторженных слез.

  
   Летом Мочилище манит прохладой,

 
    В морозы чарующей сказкой зимы.

  
   Очень соседству мы с озером рады,

  
   С самого детства в него влюблены.

       (отрывок из авторского 
стихотворения  учащегося   БСОШ №1 Гусева Ильи)

Спиши
отрывок из стихотворения к себе в тетрадь. Подчеркни имена прилагательные,
определи их падеж.

Упражнение
11*.
  Прочитай слова. Найди общий признак
этих слов. Запиши в тетрадь.  Какой частью речи являются эти слова?

Слон,
океан, чай  — ____________________________ .

Музей,
документ, событие — ____________________ .

Утро,
человек, осень — _________________________.

Совесть,
руки, небо — __________________________ .

Крапива,
брюнет, перец — _______________________.

Хлеб,
воздух, газета — ___________________________ .

Упражнение
12.
  
Вставь в текст подходящие по смыслу имена прилагательные. Определи их род и
падеж. Выдели окончания.

______________ 
утром на ___________________ небе  ______________ медленно плывут
_______________ облака. С высоты  льётся ___________________ песня жаворонка.
Пахнет ________________ землёй. Легко дышится на _______________ воздухе.  Из –
за ___________________ леса доносятся _______________ звуки. Это на полях
начался ______________ сев.

Упражнение
13.
 
Прочитай текст, выделяя голосом  предложения. Какой это текст: описание или
повествование? Запиши предложения, расставляя знаки препинания.

Ясных дней
всё больше солнце сильно пригревает начинается бурное таяние снег уже тёмный и
рыхлый из – под него вытекают весёлые сверкающие водяные струйки.

                                                                               (ПО
Г.Арманд – Ткаченко)

 Второе  и
третье предложения   разбери  по членам предложения.   Разбери по составу
слова  ясных, весёлые, бурное.

Упражнение
14*.
  К данным именам существительным
подбери подходящие по смыслу имена прилагательные.

Пальто, кафе,
кофе, какао, шоссе, кенгуру, кашпо.

С
любым из словосочетаний придумай предложение, употребив его в форме
творительного падежа множественного числа.

Упражнение
15.
  Прочитайте.
Определите основную мысль текста.     Озаглавьте текст.  Вставьте
пропущенные буквы.  Подготовьтесь записать текст
под диктовку. Объясните значение
слова «подпушка».

          На солнце нельзя было теперь взглянуть:  лохмат…  ослепительн…
   потоками .
оно лилось с вышины. .По син… — син…   небу
 плыли  облака, словно  кучи  снега.

Весенн…   ветерки  пахнули свеж…  травой   и    птичь…  гнездами.

        Перед  домом  лопнули  больш… почки  на  душист… тополях.  В
саду,  из
разогретой земли,   протыкая
зелёными кочетками догнивающие листья, лезла
трава,
весь луг подёрнулся бел….  и желт… .   звёздочками.

       Забегали   между   стволами   чёрн….   дрозды..   В  липах  завелась
 иволга,  больш….  
птица, зелен..,..
с желт..,.. как золото,   подпушкой  на  крыльях,  —  суетясь, свистела   
медов…. 
 голосом.

                                                                                                                      
 (По А. Н. Толстому)

Упражнение
16.

* Подбери к данным именам прилагательным сначала синонимы, а потом
антонимы.

Соседнее
селение —  ________________, _______________________ .

Весёлый
мальчик  — ________________, ________________________.

Холодный
воздух —  ________________, ________________________.

Огромный
дом — ___________________, ________________________ .

Пасмурный день —
_________________ , _________________________

                                             III.  Глагол

Упражнение1. Прочитай текст.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни  двумя чертами глаголы.

   
Пригревает весен…. солнце. На  лесной  полянк…. тает  снег.  С горк…  по
дорог…  бежит  ручей. Он наполняет глубок…. лужу и  переливается через край.
Пустеют зимние квартиры в старом пне.

  
Просыпается   ящерица. Вылезает из норк… ёж. Он моется, чистится и бежит по
полянк… искать еду. Оживает под тёплым солнышком огромный лесной дом –
муравейник. С раннего утра хлопочут муравьи.  Они несут то травинку, то
сосновую иголку.

Упражнение 2.  Прочитай текст. Как ты
понимаешь значение слов  «котёл», «черпать»?  Спиши. Рядом с глаголами в
скобках пиши вопрос.

Предание
о том, почему город назван Казанью.

Казан» 
в переводе с татарского означает 
«котел»)

Однажды один
богач послал (__________)  своего работника за водой. Тот взял(______________) 
медный котел и пошел (____________)  к реке, берег которой был очень крутым и
неудобным. Стал работник черпать воду котлом, да не удержал, выпустил
(_______________)  его из рук, котел и затонул (___________). Испугавшись
наказания, работник стал громко причитать: «Казан!Казан!» Вот после этого
случая стали называть реку, в которой утонул казан,  Казанкой, а город,
построенный на его берегу,- Казанью.

Упражнение
3.
Выпиши глаголы в два столбика: в первый
столбик – глаголы 1 спряжения, во второй столбик – глаголы 2 спряжения.

        Стелить,
ненавидеть, зеленеть, прыгать, строить, идти, крепнуть, таять, пилить, клеить,
командовать.

Упражнение
4.
  Спиши, раскрывая скобки.

(Не)хочет,
(не)взлюбил, (не)пишешь, (не)годует, (не)нравится, (не)люблю,
(не)поёте,(не)доумевал, (не)купаются, (не)навижу, (не)интересуюсь, (не)пойду,
(не)играем.

.  Упражнение
5. 
Прочитай текст. Выпиши из текста глаголы и определи время.

6234079781_c813b633e3

                                                     
Рысь

          В тёмном
лесу, у лесной  тропинки, залёг зверь. Это рысь – кошка ростом с большую
собаку. Хвост у неё короткий, уши с кисточками, шкура в пятнышках.

          Лежит
рысь на тостом суку и ждёт. Не ходи под этим деревом – попадёшь в её когти. Она
с дерева так и бросится на добычу!..

                                                                                             
(По Е.Чарушину)

Упражнение
4.
Замените
фразеологизмы синонимами.

Волком
выть, во все лопатки, во всё горло, баклуши бить, тянуть волынку,
руки не доходят, проглотить язык, плестись в
хвосте, извиваться ужом, душа
нараспашку,
родился в рубашке, с минуты на минуту, ума не приложу, водить за
нос.

Упражнение 5. Спиши
предложения, вставляя окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

Одной рукой и узла не завяж…..  Сонливого не добуд….ся, ленивого
не дошл…ся. Словами, что листьям и стел…, а стеблем в глаза кол…  . Что было,
то видно, что будет, то увид… . Лёжа пищи не добуд…. .Скаже… — не воротишь,
напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не приста…..  .

Упражнение 6* .   «Преврати» глаголы в имена существительные, имена
существительные – в имена прилагательные, а имена прилагательные – в глаголы.

  Бежать, красный, смешной,  зелень,  взглянул, весёлый, книга,
берёза.

Упражнение 7. Вставь, где
нужно мягкий знак.  Объясни свой выбор.

  Я  выхожу на балкон освежит..ся и полюбоват…ся  ранним утром. Из
сада доносит..ся пение птиц. Слышит..ся тонкий голосок малиновки. В вышине
раносят…я  звонкие трели жаворонка.

Упражнение 8.  Прочитайте.
Проверьте себя, умеете ли вы различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать? и что сделать? Запишите
глаголы в два столбика. В какой форме
они употреблены? Выделите ть,
ти
или чь.

«Не
надо, — сказал я, — подушку взбивать,

А также простынкой кровать накрывать,

А
также не надо кровать согревать

Моим одеялом из шерсти верблюда!

Я
спать не пойду ни за что, никогда!

Я
буду слоняться туда и сюда,

Плясать

Или
просто за ухом чесать,

Но спать, безусловно, я больше не буду!

Кататься верхом на слоне — это да!

Запеть
петухом в тишине — это да.

Шептаться
со львом при луне — это да.

Шататься
от стенки к стене — это да,

Но только не спать ни за что, никогда!»

                                                                       
(Ю. Мориц.)

Упражнение 9.    Спишите. Вставьте пропущенные
буквы. Объясните, что означают слова: ельник, лиственница. Выпишите глаголы
настоящего времени.

Зимой
в заснеженном лесу зелен..,  в бел.. шапочк…   и бел…   шарфик…  ёлочка – перв…  красавица.   Густ…  елов. ..  лапы не
пропускают в чащу злой леденящий ветер,
оттого тут и теплее. Поэтому
птицы в непогоду и летят в ельник. Он и от метел…   укроет, и на ночь приютит. 
Но есть дерево, у которого хвоя к осен… желтеет и осыпается. Поэтому-то и
назвали это дерево лиственницей.

                                                                    
(Из «Энциклопедии для детей»)

 
Упражнение 10.   Прочитайте.
Что вы узнали о ящерице-круглоголовке? Спишите. Вставьте пропущенные буквы.
Обозначьте спряжение глаголов.

          От жары и опасности ящерица — круглоголовка
зарывается в песок. Да так
быстро, словно тон..т в нем. А вот так она
врагов пуга..т: хвост пружиной закрут..т,   пасть
раскроет — даже страшно! Но на самом деле круглоголовка совсем не опасна.

                                                                   (Из
«Энциклопедии для детей»)

Упражнение
11. 
  Прочитай .   Подумай, как
образовалось слово «поползень». Спиши, вставляя безударные окончания глаголов.
Обозначь спряжение.    

                                                
popolzen13

 Меч..ся поползень между лесом и огородом и ничего-то от жадности не
замеча… .  Не вид…, что давно за ним из кустов
синицы следят. То глаз из-за листа блеснёт,
то нос из-за сучка
высун….ся..
 Подсматривают, куда ворованные семечки пряч..
. .

Упражнение 12. Прочитайте. Определите, к какому типу речи
относится текст: повествование;
описание или рассуждение. Докажите свой ответ. Спишите.
Вставьте пропущенные
буквы. У глаголов настоящего времени укажите лицо и число. Выделите
окончания.

                        
                
Куда девается вода из моря.

Из родников, ключей и болот вода течёт в ручьи, из ручьёв
в речки, из речек
в большие реки, а из больших рек течёт в моря. Куда
дева…тся вода из моря? Отчего она не течёт через край?

Вода
из моря поднимается туманом, туман поднимается выше, потом из тумана делаются тучи. Тучи гон…т ветром и
разнос…т по земле. Из туч вода пада… т
на
землю. С земли стека…т в болота и ручьи. Из ручьев течёт в реки; из рек в
море.
Из моря вода поднимается в тучи, тучи разнос…тся по земле.

                                                                                     
(По А. Н. Толстому.)

Упражнение 13. Прочитай
стихотворение . О  ком в нём говорится? Какое  настроение вызывает у тебя это
стихотворение? Почему? Спиши. Найди глаголы настоящего времени, определи
спряжение и разбери по составу. Проспрягай выделенный глагол.

                                     Белый дед

Когда пушистый
снег оденет белый свет,

Когда наш голый
сад от снега станет сед,

Опять приходит к
нам, пургой запорошен,

Игрушек накупив,
наш белый-белый дед.

«Спасибо, милый
дед! – ему кричим в ответ. —

Дай бог тебе
прожить как можно больше лет! »

Бедняга дед всегда
нас радовать готов,

Хоть слякоть, хоть
пурга – ему и дела нет
   

                                                                              
                       (
Г. Тукай)

Упражнение
14.
*Если ты правильно разгадаешь
кроссворд, то в выделенном столбце по вертикали  прочитаешь название  прибора,
необходимого в пути путешественникам. Придумай предложение с этим словом, но
чтобы глагол в предложении стоял в будущем времени.

1

2

3

4

5

6

1.Общая часть
родственных слов.

2. Изменяемая
часть слова, служащая для связи слов в предложении.

3. Часть речи,
указывающая на предметы, но не называющая их.

4. Часть речи
обозначающая признаки предмета.

5. Слово,
противоположное по значению другому слову.

6. Часть слова,
стоящая после корня.

Упражнение
15.*  
Прочитай слова.
Значения всех слов тебе понятны? Спиши .
Зачеркни в каждом ряду лишнее слово. Почему ты так решил? Какие части речи
встретились в упражнении? Проспрягай глаголы

смотрят
и кричит
в тетради.

1.Почернел,
побелел, покраснел, позеленела, побагровел.

2.Спишь, стриж,
стрижёшь, стоишь, свистишь.

3. Замолчать,
застынет, задумать, замыть, запеть.

4. Говорит, решит,
кричит, стучит, визжит.

5. Падают,
смотрят, сверкают, моют, пекут.

Упражнение
16.
Прочитай    отрывок из  сказки.

                                             
Два петуха                                                               

Жили у бабушки два петуха: один белый,
другой чёрный. Очень любила бабушка обоих петухов. Только были они большие
забияки — всегда дрались.
Начнёт бабушка петухов кормить. Белый кричит: «Почему мне мало корму?» А Чёрный
вторит: «Зачем клюёшь моё зерно?» И готова драка.
Однажды бабушка вышла во двор, смотрит: петухи дерутся. «Что мне с ними
делать?» — подумала она. Пожурила драчунов, прикрикнула на них. Петухи при­тихли,
а как только бабушка ушла, опять накинулись друг на друга. Только перья летят.
Устали драться, пошли жаловаться бабушке. Белый петух ябедничает:
—      Бабушка, бабушка, Чёрный меня исколотил. Я весь
в синяках.
Чёрный петух кричит: 
—      Не верь ему, бабушка, он сам меня исклевал.
Бабушке надоели драки и жалобы. 
Она ничего не сказала, взяла Чёрного петуха под мышку и пошла с ним куда-то.
«Попаду я сегодня в суп»,— подумал Чёрный, сидя у бабушки под мышкой.
А бабушка отнесла Чёрного  петуха к соседям и оставила его там на три дня и три
ночи…                                (Г.Тукай)                                                                                                                                          
1                    

 Охарактеризуй  главных героев сказки.
Чему учит эта сказка? Как ты считаешь, изменятся ли после происшедшего
отношения между петухами? Предположи, что произойдёт дальше.

Выпиши из текста глаголы,  которые
образованы при помощи приставки. Определи  время. Произведи звуко – буквенный
разбор  слова клюёшь.

              IV.
Тесты для обобщения и систематизации знаний

 Тест №1                

1.     Указать
предложение, в котором слово
 ОГОНЬ   
второстепенный член:

А) Огонь быстро
распространялся по лесу.

Б) Ребята бросали
в огонь сухие ветки.

В)В камине ярко
горел огонь.

    2.  Указать слова, которые в
предложении могут быть подлежащим:

          А) время, колосок, сторона

          
Б) дорогу, хлебом, водой

         
В) озере, бобра, снегом

    3. Указать слова, образованные с
помощью приставки:

        
 А) тропинка, цветок, травка

          
Б) шорох, холод, малыш

          
В) переезд, заплыв, пригород

   4. Имена прилагательные – это слова,
которые обозначают:

            
А) предмет

            
Б) действие предмета

            
В) признак предмета

  5. Указать имена существительные:

            
А) пригрело, серебрит, смешить

             
Б) чудесный, узкая, глубокая

             
В) непогода, радость, молодёжь

  6. Указать имена прилагательные:

              А)  полевая,
сердечный, гигантский

             
Б)  гвоздика, серёжки, струйка

             
В)  слушать, болеет, растёт

 7.  Указать глаголы:

             
А) бросился, рассказать, беречь

             
Б) берёзовый, поздняя, острое

             
В) валежник, игрушка, рыбалка

Тест №2                 

1.     Существительные 
какого рода имеют окончания  
  –о, -е?

а) женского        б)
мужского            в) среднего

     2. Части речи – это:

       А) сказуемое,
подлежащее, дополнение

      
Б) слово, предложение, словосочетание

      
В) глагол, местоимение, прилагательное

3. К какой части речи относятся данные
схемы: 
 С        А Л И       ВЫ        ИШЬ?

    
А) имя существительное

    
Б) имя прилагательное

    
В) глагол

4. Указать предложение, соответствующее
схеме
:

     
А)В лесной чаще живёт зелёный шум.

     
Б) Ранней весной охотники устроили облаву на лис.

 
    В) Высоко на холме зеленела сосновая роща.

5. Указать имена существительные 2 склонения:

     
А) метель, помощь, глушь

     
Б) ветер, одеяло, поле

      
В) тундра, волна, поездка

6. Указать имена существительные с Ь на конце:

      
А) шалаш__ , товарищ__ ,   гараж__

      
Б) сургуч__,  завуч__,  пейзаж___

      
В)  доч___, ноч___, молодёж____

7. Указать глаголы в неопределенной форме:

      
А) беречь, стеречь, печь

      
Б) рисовал, радовал, просушил

      
В) улыбалась, стремилась, разместилась

Тест №3                

1.Указать глаголы в будущем времени:

а) говорит, кричит, поёт

б) говорил, кричал, пел

в) заговорит, закричит, споёт

2. Указать глаголы 2 спряжения:

а) веять,  лаять, чуять

б) мирить, держать, гнать

в) тянуть, полоть, ласкать

3. Указать слова, с которыми частицу   не
 надо писать слитно:

а) (не) любить,(не)болеть,
(не)страдать

б)(не)навидеть, (не)годовать,
(не)взлюбить

в) (не)улетать, (не) помнить,
(не)грубить.

4.Указать глаголы,  у которых в окончании 
допущены ошибки:

а) ты читаешь, вы знаете, он дарит

б) ты краснеешь,  мы удивляем, вы
мечтаете

в) ты пишишь,  они учут, вы
удивляете

5.Данное предложение разобрать по членам ,
указать части речи:

Старая липа качалась от ветра и громко
скрипела.

6  Вставить пропущенные буквы:

В туман__,  на сирен__,  о черёмух__, на
вершин__ , в зелен__, на ёлк__ ,

к  дядюшк___, по математик__ , к
пристан___,  на осин___, на ладон___, из песн___, в капл__, на окошк___, на
завод___, об успех___, о яблон___  .

Тест №4 

1.     Указать
название частей речи:

а) корень, основа,
приставка

б)местоимение,
наречие, глагол

в) подлежащее,
сказуемое, определение

2.Указать
группу слов с предлогами:

а) (по) дорожке,
(на) плечи, (с)вареньем

б)(по)шёл, (на)бросила,
(с)варит

в) (по)мешал,
(на)писал, (с)пилил

3.К какой
части речи  относятся данные схемы:

а) имя
существительное

б) имя
прилагательное

в) глагол

4. Указать
имена существительные 1 склонения:

А) огонь, стекло,
боец

Б) степь, лень,
рожь

В) Россия, роща,
деревня

5. Указать
имена существительные с    Ь  на конце:

А) чертёж__,  смерч__,
багаж__

Б) помощ__,
дрож__, пустошь__

В) ландыш__,
малыш___, карандаш__

6. Указать
существительные, при склонении которых  в родительном, дательном и предложном
падежах будет  окончание  — и:

а) тополь, зверь,
окунь

б) ночь, сирень,
опасность

в)огонь, пароль,
король

Тест № 5

1.Указать предложении, в котором
грамматическая основа выделена неверно:

А)Яблоня обронила свой бело-
розовый наряд.

Б) Розовый свет зари окрасил
деревья.

В) На корабль надвигались огромные
волны.

2.Указать предложение с однородными
членами
:

А) Многие деревья являются символами
городов.

Б) Между низкими тучами пробился золотой
луч солнца.

В) Ветви дубов, лип, клёнов покрылись белыми
хлопьями.

3.Указать количество звуков и букв в
слове    ВЬЮГА:

а) 5б, 6зв      б) 5б, 4зв       в) 5б,5зв

4. Указать  имя существительное:

а) гостевой            б)
гостить           в) гостинец

5. Указать глаголы, стоящие а прошедшем времени:

а) озябнет,  увязнет,  окрепнет

б) помог, сберёг, приполз

в) везёт, зябнет, крепнет

6. Определить количество предложений в
тексте:

Была тихая звёздная ночь на берегу тихо
стоял тёмный лес он походил на стражу из великанов горы казались выше высокий
месяц обливал всё своим трепетным светом бурлившая днём шумная река присмирела 
к ней тихо подкрался холод.

а) 6             б)5           в)7

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страницы 122-124. 

УКМ «Школа России»

Раздел «Русские писатели». Проверим себя и оценим свои достижения.

1. Назови произведения, которые тебе запомнились. Кто их автор?

Мне больше всего запомнились сказка Пушкина «О рыбаке и рыбке» и рассказ Толстого «Котёнок».

2. Ты уже познакомился с народными сказками. Теперь ты узнал, что сказку может придумать писатель, поэт. Мы говорим, что это литературная сказка.

Сказки бывают народными и литературными. Народные придумывает народ, литературные сочиняет автор.

3. Встречалось ли тебе слово иллюстратор? Это художник, который делает рисунки — иллюстрации к литературным произведениям. Например, к сказке о «Рыбаке и рыбке» рисунки делал художник Перцов.

А наиболее известным иллюстратором сказок Пушкина является Иван Билибин.

4. С какими произведениям Пушкина, Крылова, Толстого ты был знаком раньше? Расскажи одно из них.

Я читала сказки Пушкина: «О царе Салтане», «О мёртвой царевне и семи богатырях», «О попе и работнике его Балде».

Я читала басни Крылова: «Волк и ягнёнок», «Слон и Моська», «Мартышка и очки».

Я читала рассказы и сказки Льва Толстого: «Два брата», «Два товарища», «Лев и собачка».

Пример пересказа сказок Пушкина можно посмотреть, перейдя по ссылке.

5. Какие образные выражения из прочитанных рассказов ты запомнил и можешь объяснить их смысл?

«Сказка о рыбаке и рыбке»: не садися не в свои сани. Это значит занимайся своим делом, не лезь в чужое.

«Лебедь, рак и щука»: из кожи лезут вон. Это значит стараются изо всех сил.

«Стрекоза и муравей»: голову вскружило. Это значит потерять рассудок, делать глупости.

«Филипок»: в горле пересохло. Это значит, что мальчик не мог сказать ни слова.

«Котёнок»: что было духу. Это значит изо всех сил, очень быстро.

6. Прочитай ещё один отрывок из романа «Евгений Онегин» Пушкина. Сравни это стихотворение со стихотворением на странице 89. Подумай, какая тема их объединяет. Одинаковы ли в них зимние картины? Чем они различаются? Где наблюдал зиму поэт: в городе, в деревне?

Тема этих стихотворений — зима и мороз.

Но картины в этих стихотворениях разные. В первом описана деревня, день, радость мальчика и крестьянина. Во втором описан город и ночь, все люди спят и только собака лает.

7. Можешь ли ты сказать, в чём необычность «Сказки о золотой рыбке»?

Её необычность в том, что она написана в стихах. И у неё грустный конец, нет счастливого финала.

8. Случалось ли тебе остаться у разбитого корыта? Придумай свой рассказ на эту тему.

Пример рассказа на тему «Остаться у разбитого корыта» для 2 класса

Однажды мы с Игорем гостили в деревне у бабушки.

Как-то мы отправились в лес за грибами. Ходили мы долго, почти полдня, и набрали по полной корзинке грибов. Радостные мы возвращались домой.

Нам нужно было перейти по мосткам небольшую, но быструю речку. Я пошла осторожно, а Игорь побежал. Он поскользнулся и упал в воду. Корзина опрокинулась и грибы уплыли по течению. Только один боровик Игорь успел схватить.

Он остался у разбитого корыта, но я поделилась с ним своими грибами.

9. Определи основные мысли прочитанных басен Крылова. Назови образные слова и выражения из его басен, которые мы часто употребляем в речи. Почему их называют крылатыми?

Основная мысль басни «Лебедь, рак и щука»: Действовать нужно сообща, помогать, а не мешать друг другу.

Основная мысль басни «Стрекоза и муравей»: Нужно всегда думать о будущем и готовиться к нему заранее.

Образные слова: Злой тоской удручена, Воз и ныне там.

Эти выражения называют крылатыми, потому что они ушли в народ, стали часто употребляться в речи.

10. Вспомните с другом примеры из жизни, когда можно употребить следующие пословицы:

Один за всех и все за одного. Миша объяснил друзьям тему по русскому языку, а они помогли ему научиться играть в теннис. («Лебедь, рак и щука»)

Храбрый не тот, кто страха не знает, а тот, кто узнал и навстречу ему идёт. Маша боялась спать в темноте, но стремилась побороть свой страх и специально попросила маму гасить ей на ночь свет. («Котёнок»)

Грамоте учиться, всегда пригодиться. Коля пошёл в магазин, но не смог прочитать название товара и ничего не купил. А Игорь знал грамоту и купил нужный ему товар. («Филипок»)

Друзья познаются в беде. Юля потеряла ключи от дома. Алина сказала, что нужно быть внимательней, а Вика пригласила Юлю к себе, пока не пришли её родители. Вика помогла в беде, значит она настоящий друг. («Котёнок», «Стрекоза и муравей»)

Добра желаешь — добро и делай. Вадим помог старушке перейти улицу, а она дала ему конфетку. («Старый дед и внучек», «Стрекоза и муравей»)

Пилу точат, чтобы стала острее, человека учат, чтобы стал умнее. Маша плохо понимала математику и мама наняла репетитора. Маша усиленно занималась и стала получать по математике пятёрки. («Филипок»)

Счастье тот добывает, кто уменьем ума набирает. Андрей долго тренировался и победил на соревнованиях. Он был счастлив. («Филипок»)

11. Назови прочитанные произведения, к которым подходят эти пословицы.

Смотри названия произведений в скобочках.

1

Школа:

Учитель: 

Класс: 5

Дата:«__________»____20___г.

Тема
урока № 4

Художественные
особенности былин.
Художественное время
былины. Язык былины. Былина и сказка.

Цели обучения, которые достигаются на данном уроке:

5.ПО 1 – понимать термины: гипербола, звукопись;

5.ПО 2 — иметь общее представление о художественном произведении,
осмысливать тему;

5.ПО 4 — составлять простой план;

5.ПО 5 — кратко пересказывать содержание произведения или
отрывка;

5.ПО 6 – давать краткий и полный ответ на вопрос;

5.ОС 1- участвовать в обсуждении произведения, выражая свои мысли
и чувства;

5.АИ 6-анализировать художественное пространство и оформлять своё
представление в рисунках, схемах, кластерах;

5.АИ 8- анализировать изобразительные средства в художественном
тексте (гиперболы, эпитеты, сравнения,
аллегории, параллелизм
);

5.ОС 2 — сравнивать художественное произведение с произведениями
других видов искусства, объясняя сходства и различия;

5.ОС 4 — оценивать устные и письменные высказывания (свои,
одноклассников) с точки зрения соответствия теме.

Цели урока:

-прочитать текст и ответить на вопросы.

-составить план, подготовить по нему пересказ, изменяя лицо
повествователя и оценить проделанную работу по критериям;

— найти в отрывках гиперболы; 

-восстановить маршрут богатыря;

-сравнить реальное расстояние, время на его преодоление и
указанное в былине;

-подготовить выставку «Одежда былинного персонажа».

-выявить роль гипербол в тексте;

-составить план, подготовить по нему пересказ и оценить
проделанную работу по критериям;

-представить ответ на вопрос, заполнив формулу ПОПС.

-написать письмо по образцу от имени былинного персонажа.

Уровень мыслительных навыков

Знание, понимание, применение, анализ,
оценка, синтез

Критерии оценивания

-читают текст и отвечают на вопросы;

-составляют план и готовят пересказ по плану, оценивают работу по
критериям;

-выполняют творческие задания (восстанавливают маршрут Ильи Муромца,
сравнивают данные реальные и былинные, организуют выставку);

-исследуют художественное время на примере былин;

-пишут письмо от имени литературного персонажа;

-размышляют, выделяя тезис, подбирая аргументы, делая вывод;

-составляют план и готовят пересказ по плану, изменяя лицо
рассказчика, оценивают работу по критериям;

-знают термины (гипербола, звукопись);

-анализируют звукопись на примере былин.

Языковые
цели

учащиеся развивают навыки замены монолога диалогом при творческом
пересказе

Ключевые слова и фразы:

Гипербола, средства художественной выразительности, звукопись

Привитие

ценностей

Ответственность, уважение, обучение на протяжении жизни

Межпредметные

связи

Русский язык, история.  Межпредметная
интеграция на уроке будет реализована через содержание используемых
материалов.

ИКТ

Предварительные

знания

Этот урок построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися
на предыдущем уроке.

Ход урока

Этапы урока

Запланированная деятельность на уроке

Ресурсы

Начало урока

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся на трех языках.

Определение учебных результатов.

Ты прочитаешь две части былины об Илье Муромце; составишь план и
оценишь его по критериям; узнаешь об особенностях художественного времени;  
выполнишь
творческий пересказ и оценишь его;  проверишь, насколько ты внимателен и
сможешь ли восстановить цитаты из оригинального текста;
 найдешь
гиперболы и выявишь их роль в былине; опишешь звукопись;
выполнишь
творческие задания;
 выполнишь творческие задания.

2. Психологический  настрой.

Скажите,
чему вы сегодня удивлялись? А мое удивление вызвало солнышко. Оказывается,
оно, как настоящий волшебник, умеет тепло и ласково здороваться.

А вот
как это было:

Утром
ранним кто-то странный

Заглянул
в мое окно.

На
ладони появилось

Ярко-рыжее
пятно.

Это
солнце заглянуло,

Будто
руку протянуло,

Тонкий
лучик золотой.

И,
как с первым лучшим другом,

Поздоровалось
со мной.

Давайте
же и мы обнимемся и поприветствуем друг друга.

image001

Середина урока

3. Изучение нового
материала.

(т.к. часть домашнего задания была творческой, на ее проверку не
нужно отдельное время – рисунки вывешиваются на доску перед уроком)

Формирование читательской грамотности

К. Прием «Активное
чтение»

Задание: Прочитайте выразительно отрывок из былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
 Ответьте на вопросы.

ФО «Бросание мяча»

1. Кто выехал из Мурома?

2. Назови речку, у которой сидит Соловей-разбойник.

3. Имя собственное Соловья-разбойника?

4. Докажи, что противник у богатыря под Черниговым был сильным.

5. Какой пост предлагали богатырю черниговские мужички?

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы по содержанию произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка былины;

— приводит в качестве примеров эпизоды, цитаты из   произведения.

Творческое задание

К. Прием «Литературная география»

Сегодня путь между Муромом и Киевом составляет 1190 км и занимает
около 20 часов времени на пассажирском поезде.

1. А с какой скоростью и за какое время преодолел бы это
расстояние житель Древней Руси?

2. Соответствует ли былинное расстояние реальному?

И.П. Прием «План? План. План!»

План – краткое изложение какой-то темы или текста. Он состоит из
отдельных пунктов, которые могут быть выражены словосочетаниями или
предложениями.

Как составить план?

1. Прочитай текст.

2. Раздели его на смысловые части.

3. Определи главную мысль каждой части.

4. Озаглавь текст (план).

Задание: Прочитай еще раз отрывок и
составь план.

Попроси соседа по парте подготовить по плану пересказ.

Дескрипторы:

-верно определяет смысловые части;

-верно определяет главную мысль каждой части;

-подбирает заглавия к каждой части;

-пересказывает содержание отрыка по плану соседа.  

ФО «Взаимооценивание плана и пересказа по критериям»

Погружение в теорию

И. Прием «Новый термин»

Задание: Изучите статью
«Художественное время» на с.31, составьте кластер по прочитанному материалу.
Определите тип времени в былине.

Дескрипторы:

-составляет кластер по прочитанному материалу, выделяя главную и
второстепенную информацию;

-определяет тип времени в былине, аргументируя свою точку зрения.

ФО «Свободный  микрофон»

К. Прием «Активное чтение»

Задание: Прочитайте
продолжение былины.

Ответьте на вопросы к тексту.

1. Какого цвета цветочки осыпались?

2. Кто свистел по-звериному?

3. Из какого оружия и какой глаз был выбит у Соловья разбойника?

ФО «Проверь себя»

Прочти предложения, выяви неточности, исправь и проверь себя по
оригиналу былины.

1. Его добрый конь да богатырский к земле приклонился.

2. Темны лесушки осыпалися.

3. Он повез его ко березе ко покляпыя.

4. Он тетивочку каленую накладывал.

Дескрипторы:

-отвечает на вопросы по содержанию произведения;

-демонстрирует понимание прочитанного отрывка былины;

-выявляет и исправляет неточности в предложениях из текста.

И., П. Прием «Творческий пересказ»

Задание:

1. Прочитай отрывок из былины.

2. Раздели его на части. Составь план.

3. Подготовь пересказ от лица коня богатырского (используй форму
1 лица ед. ч.).

4. Найди ту часть, в которой богатырь обращается к коню.

5. Замени монолог диалогом. Что мог бы ответить конь богатырский?

Дескрипторы:

-разделяет отрывок на смысловые части;

-составляет план отрывка;

-производит замену рассказчика;

-заменяет монолог диалогом.

ФО
«Оценивание плана и пересказа по критериям»

4. Закрепление

Погружение в теорию

К. Прием «Новый термин»

Задание: Прочитайте и запишите в
литературоведческий словарь определения терминов гипербола, звукопись.

Гипербола – средство выразительности
речи, чрезмерное преувеличение того, о чем говорится, например: «разливы рек
ее, подобные морям…».

Звукопись – это
художественный прием, заключающийся в подборе таких слов или звуковых
сочетаний, которые
передают звуки реального мира – свист ветра, шум дождя,
щебет птиц, бытовые звуки, например: «Пара барабанов,
пара барабанов, пара барабанов била бой!».

И.  «Краткосрочный проект»

Задание:

1.Найди в прочитанном отрыве гиперболы. Для чего они
использованы?

2. Прочитай предложенные строчки.

Найди повторяющиеся звуки.

Так все травушки-муравы уплеталися,

Дай лазоревы цветочки осыпалися,

Темны лесушки к земле все приклонилися.

2. Опиши звуковые образы, которые вызывают у тебя эти повторы.

Дескрипторы:

-находит гиперболы в
отрывке;

-объясняет, для чего
автор их использовал.

-находит повторяющиеся
звуки;

-описывает звуковые
образы, которые они вызывают.

ФО «Комментарии учащихся»

иллюстрации

http://bipbap.ru/wp-content/uploads/2017/11/202439_1384277079-640x640.png

image003

Конец урока

5. Итог урока. Возвращение к целям урока.

Рефлексия «Мишень откровения»

Поставь отметку в каждом секторе, оценив свою деятельность на
уроке.

image004

6. Домашнее задание (дифференцированное)

1.          
с. 33 Прочти отрывок и подготовь к выставке «музейные» экспонаты:
рисунки, поделки из пластилина, природных материалов, аппликации с
изображениями доспехов и оружия древнерусского богатыря.

2.          
«Творческое письмо»

Написание письма от имени
Ильи Муромца

Напиши письмо от имени Ильи
Муромца мужичкам черниговским, в котором он объясняет причину своего отказа
от чина воеводы. Пиши письмо по шаблону:

3.          
«ПОПС – формула»

Ответь на проблемный вопрос
«Почему Соловей-разбойник  — опасный враг?», используя «ПОПС-формулу».

  • Прочитай отрывок из сочинений историка н и костомарова и определи о чем идет речь
  • Прочитай отрывок из рассказа мышка найди в тексте заимствованные слова и выпиши их
  • Прочитай отрывок из сочинения историка и ответьте на вопросы
  • Прочитай назови сказку жил старик со своею старухой
  • Прочитай оля эту сказку малышам знаки препинания