Прочитай отрывок из научной сказки котенок и медведь

Ответы к учебнику для 6 класса, боголюбов все гдз вспомним 1. чем человек отличается от других живых существ? все живые
  • Ответы к учебнику для 6 класса, Боголюбов
  • Все ГДЗ

Вспомним

1. Чем человек отличается от других живых существ?

Все живые существа на нашей планете отличаются друг от друга по различным биологическим признакам (вес, размер, наличие крыльев, хвостов и т.д.). Человек тоже имеет значительные отличия от других живых существ, которые не характерны для других животных (например, развитый головной мозг, отсутствие шерстяного покрова, прямое хождение, наличие ногтей).

Но все же самое главное отличие человека от животного – это наличие разума и его различных проявлений (сознание, долгосрочная память, чувства, эмоции, нравственность, темперамент, фантазии, творчество и т.д.). Именно благодаря способности размышлять человек может не только решать гораздо более сложные задачи, чем животные, но и осознавать себя и свое место в этом мире, а также делать на основе этой информации логические умозаключения (выводы) и выстраивать отношения с другими людьми в человеческом обществе. Поэтому можно говорить о том, что человек принадлежит к двум мирам – миру биологическому (животному) и миру социальному (общественному).

Ученые считают, что разум у человека имеется благодаря особому строению головного мозга человека (а точнее, коры головного мозга). Также считается, что человек получил разум эволюционным путем, в результате длительного совместного проживания в обществе себе подобных. Существуют и другие гипотезы появления человека разумного (в результате случайной генетической мутации, или вследствие генной инженерии). Но на данный момент приоритетной в науке является эволюционная версия Чарльза Дарвина, хотя и она не безупречна.

2. Что лежит в основе поведения животного?

В основе поведения животного лежат, в основном, инстинкты. Это заранее определенные «модели поведения» в зависимости от того, в какие обстоятельства попадает (или находится) животное. И у всех животных эти инстинкты разные. В частности, инстинкты определяют, например, специфику движений животного (плавает, летает или ползает), питания (растительноядный или хищник), способность защищаться (меняет окраску, выпускает яд, нападает), строительство жилищ, уход за потомством и многое другое.

Бывают и более сложные инстинкты. Например, пчелы всегда действуют сообща в любой ситуации – от сбора, хранения нектара и строительства жилища до совместного отражения какой-либо угрозы. А только что вылупившийся из яйца птенец кукушки инстинктивно выталкивает из чужого гнезда (куда его подкидывает собственная мать – тоже, кстати, согласно инстинкту) другие яйца и даже уже вылупившихся птенцов, чтобы ему одному досталась пища, которую должна ему принести «новая мама».

Маленькие черепашата, только что вылупившиеся из яиц, отложенных взрослой черепахой в песке на берегу, всегда стараются как можно быстрее попасть в воду. Потому что только в воде у них есть шансы спастись от хищников на берегу (хотя черепашата с ними, конечно же, ранее не сталкивались). И подобные примеры можно приводить бесконечно долго.

Для лучшего понимания инстинкты у животных можно сравнить с «предустановленной программой» (как в компьютере), которая заставляет их действовать в определенном порядке. Общим инстинктом абсолютно для всех животных является инстинкт самосохранения. Его еще называют самым главным, «основным» инстинктом, которому жестко подчинены все остальные инстинкты.

Каким образом «записалась» эта полезнейшая для выживания программа и как она передается от одного поколения животных к другому? Инстинкты, как и другие биологические особенности животных, передаются (наследуются) от родителей к потомству через гены.

Обсудим вместе

Что необходимо ребёнку, чтобы он рос и развивался? Достаточно ли того, чтобы его кормили, одевали, заботились о нём?

Ребенок – это детеныш человека, который, как известно, принадлежит не только к миру биологическому, но и к миру социальному. Но чтобы ребенок стал человеком прямом смысле этого слова, его недостаточно обеспечивать едой, одеждой и необходимой заботой. Все это умеют делать и животные, которые подчиняются своим инстинктам (например, материнскому инстинкту).

Ребенку же еще необходимо нахождение в обществе и взаимодействие с себе подобными. Только так он сможет приобрести все необходимые социальные навыки для дальнейшей жизни и развития в обществе (изучить язык и научиться общаться с его помощью,  узнать, как познавать мир, как получать нужную информацию, что такое хорошо, а что такое плохо и т.д.).

Именно поэтому для ребенка важно не только физическое (биологическое) развитие, но и развитие социальное. Без проживания в обществе людей полноценным человеком стать невозможно. Попав в общество людей, ребенок, который ранее развивался без общения с людьми, испытывает огромные трудности в адаптации к новым условиям. Яркий пример тому – история о Маугли.

Вопросы в тексте параграфа

Рассмотрите схему и сделайте выводы: чем люди отличаются от высших животных.

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Под высшими животными принято понимать такие виды животных, которые могут изменять свое инстинктивное поведение под влиянием приобретенного ими жизненного опыта. Чаще всего, это млекопитающие, а также птицы и пресмыкающиеся. На изображенной в учебнике схеме перечислены основные отличия человека от высших животных. Разберем их по очереди.

Ни для кого не секрет, что только человек может общаться с помощью речи – то есть с помощью мыслей, обличенных в языковую (словесную) форму. Очевидно, что одного лишь особого строения языка и гортани не достаточно для речевого общения. Нужно еще иметь разум и способность формулировать свои мысли, что отличает человека от животного.

Комментарий: Справедливости ради, надо отметить, что животные также общаются друг с другом, но другими – самыми разнообразными способами. Например, с помощью звука, изменения цвета окраски, прикосновений, определенных движений, выделения пахучих веществ и т.п. Но сигналы эти используются для передачи простейшей информации об опасности, о еде и другой важной информации, которая необходима для выживания. Более сложную информацию (например, стихи) животные не могут передать друг другу посредством этих сигналов.

Только человек умеет производить орудия труда. Орудие труда – это не просто палка, которую обезьяна может один или несколько раз случайно использовать для того, чтобы добыть себе вкусные плоды (бананы и другие вкусняшки). Орудия труда – приспособления, специально предназначенные для определенной разумной и полезной деятельности (то есть, для труда). А для того, чтобы соорудить эти приспособления, надо тщательно продумать весь трудовой процесс и учесть все ошибки и неудачи в прошлом. На это способен только человек разумный.

Хорошо развитый головной мозг – тоже отличительный признак человека. Как считается, именно он, благодаря своему особому строению, помогает человеку совершать более сложные мыслительные операции по сравнению с животными. И именно наличие такого мозга является необходимой предпосылкой для развития разума и появления сознания. Но надо иметь в виду, что и у некоторых высших животных имеется достаточно развитый мозг. В качестве ярких примеров можно привести шимпанзе, дельфинов, слонов, медведей и т.д. Некоторые ученые говорят даже о «зачатках разума» у этих животных.

Человек может осознавать себя. Это также одно из следствий наличия разума. Осознавать себя – это все равно, что посмотреть на себя со стороны и понять, что в конкретный момент или промежуток времени происходит с тобой и вокруг тебя. Только человеку свойственно периодически задумываться над тем, что из себя представляет, как выглядят со стороны его внешность или поведение, будет ли ему стыдно за что-то или нет. Животные на это не способны.

Фантазией животные также не наделены, в отличие от человека. Фантазии помогают человеку моделировать определенные жизненные ситуации, как бы разумно «предсказывая» возможное или закономерное наступление каких-то важных событий. Хотя и некоторые животные могут предугадать, что будет в ближайшем будущем. Например, стая волков во время охоты окружает добычу со всех сторон, чтобы та не  смогла скрыться от них. Но это больше проявление инстинктов, измененных на основе предыдущего (чаще неудачного) опыта, что характерно для высших животных с достаточно развитым мозгом.

Способность действовать по плану неразрывно связана со способностью фантазировать. Когда с помощью фантазии человек разумно предвидит наступление определенной проблемы, появляется необходимость продумать план действий для того, чтобы избежать этой проблемы, и потом контролировать самого себя в части выполнения этого плана. Хотя и не всегда получается действовать только по одному основному плану. Иногда вариантов плана действий человек придумывает несколько, а иногда приходится срочно менять план действий на другой из-за экстренных ситуаций.

Способность к прямохождению имеет только человек из всего животного мира Земли. И хотя некоторые животные практикуют прямохождение, делают они это только от особой нужды или в целях развлечения. Человеку же, наоборот, удобнее всего ходить на задних конечностях, а другие способы передвижения причиняют ему только неудобство. Все дело в особом строении человеческого скелета и мышц. Да и возможностей прямохождение человеку предоставляет гораздо больше.

Творчество – также следствие разумной деятельности человека. У человека разумного закономерно появляется потребность творить что-либо, придумывать что-то новое для этого мира. Ведь только создав что-то новое и полезное можно получить общее признание, приобрести особый статус в обществе, зауважать себя и, наконец, оставить после себя хоть какой-то след в этом мире. Творчество может принимать самые различные формы (литература, музыка, живопись, кино, изобретения и т.д.).

Какие качества помогли О. И. Скороходовой проявить свои способности? Какую роль в её жизни сыграла помощь других людей? Свой ответ поясни.

Несмотря на то, что Ольга Скороходова лишилась в пятилетнем возрасте из-за болезни зрения, слуха, а также потеряла способность говорить, она смогла жить полноценной жизнью и даже стала известным учёным, писателем, поэтом. Её книга «Как я воспринимаю и представляю окружающий мир» достаточно известна не только в России, но и за рубежом.

Достигнуть таких успехов Ольге удалось благодаря огромной силе воли, любознательности и тяге к знаниям, а также благодаря постоянным занятиям и упорному труду.

Конечно же, сама по себе Ольга не достигла бы таких успехов. Очень трудно представить, как может нормально жить, работать, учиться, рисовать, сочинять стихи человек, который не слышит, не видит и не говорит. Но есть в России группа учёных, которые учат таких детей жить нормальной, полной, творческой жизнью. Ими была разработана специальная методика, когда для познания окружающего мира используется осязание — у этих детей оно очень хорошо развито. Благодаря помощи ученых, воспитателей и педагогов Ольга Скороходова смогла достигнуть таких впечатляющих результатов.

Проверим себя

1. Чем человек отличается от животных?

Человек отличается от животных не только особыми биологическими признаками (прямохождение, особенности коры головного мозга и т.д.), но и наличием разума, который позволяет человеку действовать осмысленно в любой ситуации, а также использовать речь в общении друг с другом, фантазировать, планировать и творить. Способность мыслить помогает человеку более эффективно разрешать возникающие перед ним проблемы по сравнению с животными. И это очевидное преимущество.

2. Что такое наследственность? Какие биологические признаки наследует человек?

Наследственность – это механизм передачи биологических признаков и особенностей от живых организмов своим потомкам. Как установили ученые, биологическая информация передается потомству от родителей через так называемые гены, содержащиеся внутри  каждой живой клетки организма. Гены – хранители наследственной информации.

Биологические признаки, которые человек наследует от своих предков очень разнообразны. Например, от родителей человеку передаются:

  • признаки, присущие всем людям (общевидовые) – развитый головной мозг, прямохождение, способность говорить, мыслить, фантазировать и творить;
  • внешние признаки – рост, цвет волос, цвет глаз, форма рук, ног и других частей тела, а также множество других внешних признаков, которые делают нас похожими на наших родителей;
  • биологические особенности – склонность к ожирению или к определённым болезням, склонность к долголетию;
  • психологические особенности – характер, интеллект, темперамент, способности к музыке или художественные способности;
  • естественные человеческие инстинкты – инстинкт самосохранения, потребность в еде, питье, сне, родительский инстинкт и т.д.

3. Докажи, что человек не только биологическое, но и социальное (общественное) существо.

Опыт «проживания» человека в обществе, а именно: знания об окружающем мире, нравственные качества и правила поведения в обществе – по наследству не передается. Но этот опыт необходим для того, чтобы ребенок мог бы стать полноценным человеком. Если ребенок будет получать все необходимое для удовлетворения его биологических потребностей, но при этом будет жить вне человеческого общества, то потом ему будет очень трудно адаптироваться к обществу других людей. Только в процессе социализации человек приобретает особые навыки и умения, которые необходимы для жизни и развития в человеческом обществе. Родившись среди себе подобных, человек ещё должен научиться быть человеком.

4. Можно ли влиять на наследственность?

Согласно современным законам влиять на наследственность искусственно, а именно путем внесения изменений в генотип человека, запрещено. Но всё-таки существуют возможности изменить у человека качества, которые он получил от рождения. Правда эти изменения не передадутся следующим поколениям.

Человек – существо разумное и социальное, это значит что можно значительно ограничить влияние на человека инстинктов и иных биологических факторов, унаследованных от родителей. Например, если человек от природы родился очень эгоистичным, агрессивным и вспыльчивым, то исправить эти качества поможет хорошее воспитание и образование.

Биологические особенности организма, например внешность, можно изменить при помощи пластической хирургии. Некоторые люди меняют форму носа, ушей или разрез глаз. Хотя такие операции проходят не всегда успешно, а некоторые успешные операции приводят к потере индивидуальных особенностей человека, его узнаваемости.

Кроме того, работая над собой человек может увеличить свою силу, выносливость, контролировать склонность к ожирению и достичь других значительных результатов в деле улучшения своей наследственности.

В классе и дома

1. Объединитесь по желанию в группы. Обсудите следующий текст и подготовьте коллективный ответ на вопрос: «Как на поведение живого существа влияют инстинкты?» Значение слова «инстинкт» найдите в справочной литературе.

Инстинктами в науке называется заранее определенные модели поведения живых существ, передаваемые по наследству от предков к потомкам, и характерные для данного вида.

Поэтому на поведение любых живых существ инстинкты оказывают непосредственное (прямое) влияние. Можно сказать, что вся их жизнедеятельность складывается из действий, обусловленных инстинктивным поведением.

Текст для обсуждения

Пчёлы с помощью движений передают своим «коллегам» различные сигналы: об опасности, удачной охоте за нектаром и т. п. Кажется, будто пчёлы говорят друг с другом при помощи разных танцевальных движений. Пчёлы-«разведчицы», вылетая из улья, ищут новые источники нектара. Обнаружив их и набрав пищу, они возвращаются в улей и с помощью «танцев» передают информацию о том, в каком направлении нужно лететь, каково расстояние до источника корма и каков его запах. Все летят за «танцовщицей».

В данном тексте, как раз, обнаруживается подтверждение того, что вся деятельность живых существ подчинена инстинктам. В частности, здесь приведен пример действия сложных инстинктов на поведение пчел, которые выполняют свои функции с распределением ролей для достижения общеполезного результата (добычи нектара). От этого складывается впечатление, что пчелы действуют «разумно». Но это, конечно же, не так.

2. Прочитай отрывок из книги Р. Киплинга «Маугли».

«Кусты в чаще слегка зашуршали, и Отец Волк присел на задние лапы, готовясь к прыжку…

Человек! — огрызнулся Отец Волк. — Человечий детёныш! Смотри!

— Какой маленький! Совсем голый, а какой смелый! — ласково сказала Мать Волчица. (Ребёнок протискивался среди волчат поближе к тёплому боку.) — Ой! Он сосёт вместе с другими! Так вот он какой, человечий детёныш!..»

Выскажи своё мнение, что в этой истории можно считать правдой, а что — вымыслом.

По всей видимости, правдой в этой истории можно считать тот факт, что волчица, под влиянием материнского инстинкта, не дала в обиду маленького Маугли и приняла его так, как будто это ее волчонок.

Вымысел в данной истории – обозначенная автором способность животных размышлять и общаться друг с другом, используя речь.

3. Подготовь проект по теме «Кто на кого похож». Подбери фотографии внешне похожих людей (свои, своих друзей и одноклассников, знаменитых людей) и оформи выставку. Если есть такая возможность, используй ресурсы Интернета.

Выставка «Кто на кого похож»

Гарик Харламов и Мэтт Деймон

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Дэниэл Рэдклифф и Элайджа Вуд

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Натали Портман и Кира Найтли

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Милла Йовович и Линда Евангелиста

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Владимир Вдовиченков и Дмитрий Орлов

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Виктор Хориняк и Владимир Яглыч

§ 1. Принадлежность двум мирам. Боголюбов 6 класс. Учебник (2019 г)

Словарик

Наследственностьэто механизм передачи биологических признаков и особенностей от живых организмов своим потомкам через гены (единицы наследственной информации).

Наследоватьэто значит получать от своих родителей (предков) характерные биологические черты вида, повторять их в своём развитии.

Инстинкты это заранее определенные модели поведения живых существ, передаваемые по наследству от предков к потомкам, и характерные для особей данного вида.

Любопытствоэто врождённый инстинкт выживания, направленный на получение максимально возможной информации о предмете или явлении без видимой причины.

Любознательностьэто осознанная и целенаправленная деятельность (стремление), направленная на познание всего мира, сути всех его предметов и явлений, а также взаимосвязей между ними.

  • Ответы к учебнику для 6 класса, Боголюбов
  • Все ГДЗ

 Списоки литературы для чтения летом после  1 класса:

1ccb5f01240be6a7cb2ebe8333b2d8db

Список книг для чтения летом после 1 класса, 

УМК Школа России

Русская литература

  1. А.С.Пушкин “Сказка о царе Салтане”, “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”
  2. Д.Н.Мамин-Сибиряк “Серая шейка”
  3. Л.Н.Толстой “Три медведя”, “Котенок”, “Булька”, “Два товарища”
  4. П.Ершов «Конек-горбунок»
  5. Н.Носов “Живая шляпа”, “Ступеньки”, “Заплатка”, “Затейники”, “Приключения Незнайки и его друзей”*
  6. М.М. Зощенко “Елка”
  7. В.Катаев “Дудочка и кувшинчик”, ”Цветик-семицветик”
  8. П.П. Бажов “Серебряное копытце”
  9. М.Пришвин “Еж”, “Берестяная трубочка”, “Лисичкин хлеб”
  10. В.Бианки “Как муравьишка домой собирался”, “Аришка трусишка”, “Кто чем поет”
  11. Н. Сладков «Медведь-дармоед», «Тень».
  12. В.В. Медведев “Обыкновенный великан”
  13. Э.Н.Успенский “Крокодил Гена и его друзья”, “Дядя Федор,пес и кот”
  14. А.М.Волков “Волшебник изумрудного города”
  15. Русские народные сказки: Петушок и бобовое зёрнышко. Лиса и тетерев. Лиса и журавль. Каша из топора.  Гуси-лебеди.

Зарубежная литература

  1. Г.Х.Андерсен “Принцесса на горошине”, “Дюймовочка”, “Стойкий оловянный солдатик”, “Русалочка”,”Гадкий утенок”
  2. Братья Гримм “Сладкая каша”, “Золотой гусь”
  3. Ш .Пьерро “Спящая красавица”, “Кот в сапогах”, “Золушка”, “Красная шапочка”
  4. Дж. Родари “Путешествие голубой стрелы”
  5. Т.Янсон “Маленькие тролли и большое наводнение”
  6. А.Линдгрен “Три повести о Малыше и Карлсоне”
  7. А.Милн “Винни Пух и все-все-все”
  8. Р.Киплинг”Рикки-Тикки-Тави”, “Отчего у верблюда горб”, “Слоненок”, “Откуда взялись броненосцы”

Стихи

  1. Б.Заходер “Веселые стихи”, ”Птичья школа”
  2. С. Михалков “Дремота и забота”,”Про мимозу”, “Дядя Степа”, “Чистописание”
  3. С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”,”Детка в клетка”,”Школьнику на память”
  4. К.Чуковский .Стихи и сказки.
  5. Г.Б.Остер “Вредные советы”, “Зарядка для хвоста”

Этот список заложен в УМК Школа России.
Есть и альтернативные списки литературы.

Список литературы на лето №2 после 1 класса, Школа России

  1. 1. К.Д.Ушинский «4 желания», «Ветер и солнце», «История одной яблоньки»и другие рассказы
  2. 2. В. Чаплина .Дружба . Рассказы.
  3. 3.М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. 4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. 5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. 6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской,С. Михалкова,
    Е.Благининой, В.Берестова, И.Токмаковой, Б.Заходера, А Барто (1 – 2
    стихотворения каждого автора).
  7. 7. В.Катаев «Цветик-семицветик», «Дудочка и кувшинчик»
  8. 8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники» и другие рассказы
  9. 9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. 10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. 11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. 12. М.Зощенко рассказы для детей
  13. 13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. 14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. 15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. 16. Осеева «Синие листья». «Волшебное слово» , «Хорошее» и другие рассказы
  17. 17. П. Бажов. Сказки и сказы.
  18. 18. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  19. 19. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  20. 20. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  21. 21. М.Коршунов «Дом в Черемушках»
  22. 22. Русские народные сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», «Лиса и волк», «Лиса и журавль».

Список литературы №3 на лето после 1 класса по программе “Школа России”

  1. Стихи для детей о временах года Ф.Тютчева, А.Плещеева, С.Маршака,
    А.Фета, С.Есенина, А.Пушкина, И.Никитина, А.Майкова (1 – 2 стихотворения
    каждого автора).
  2. В. Чаплина. Рассказы.
  3. М. Пришвин « Первая охота». Рассказы.
  4. Е.Чарушин «Про Томку».
  5. В.Бианки «Лесные домишки», «Синичкин календарь».
  6. Стихи детям о детях В.Берестова, Э.Мошковской, С. Михалкова,
    Е.Благининой, И.Токмаковой, Б.Заходера (1 – 2 стихотворения каждого
    автора).
  7. А. Гайдар «Чук и Гек».
  8. Н.Носов «Веселая семейка», «Фантазеры», «Заплатка», «Затейники».
  9. Л. Пантелеев «Честное слово».
  10. Б. Заходер «Русачок», «Серая звездочка».
  11. Е. Пермяк «Смородинка», «Две пословицы».
  12. М.Зощенко «Самое главное».
  13. Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису».
  14. Д. Мамин-Сибиряк « Аленушкины сказки».
  15. А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
  16. П. Бажов. Сказки и сказы.
  17. Л. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино».
  18. Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок», «Дюймовочка», «Стойкий оловянный солдатик».
  19. Бр. Гримм «Горшок каши», «Семеро храбрецов».
  20. Р. Киплинг «Слонёнок».
  21. Дж. Харрис « Братец Лис и Братец Кролик».

Выбирайте любые книги из любого списка, не нужно читать всё, нужно читать, то, что интересно.

 Ни в коем случае нельзя заставлять
ребенка читать то, что ему не нравится, тем более в первом классе. К старшим классам ученик поймет, что иногда это приходится делать, но
сейчас не стоит отбивать у ребенка желание читать. Читайте вместе с
ребенком, читайте всей семьей, обсуждайте прочитанное, вспоминайте
интересные моменты. Так ребенок не просто будет читать, он полюбит
книги, полюбит литературу.

Ведение читательского дневника летом

Программа Школа России предполагает обязательное ведение летом
читательского дневника. Это обычная тетрадь в клетку (половинка), так получается, что будет исписано больше страниц, и это будет радовать.

 Расчерчиваем по
форме: 

№ / Автор и название произведения / Дата прочтения / Герои / Иллюстрация или кратко сюжет

Прочитали книгу, записали информацию о ней, иначе к концу лета все
позабудется и смешается в голове.

 Познавательного вам чтения летом и
легкой учебы в следующем году, во втором классе!

Родителям:

Памятка “Как обсуждать с ребёнком прочитанное”

1. Выяснить трудные слова.

2. Спросить, понравилась ли ребёнку прочитанная книга. Почему?

3. Предложить ребёнку рассказать о главном герое, главном

событии книги.

4. Какие слова, выражения запомнились ребёнку?

Памятка “Как составить краткий пересказ прочитанного”

1. Прочитай текст.

2. Разбей текст на части.

3. Составь план текста.

4. Составь план каждой части (из 2-х, 3-х предложений).

5. Объедини план текста и план каждой части в связный рассказ. Это и будет краткий пересказ прочитанного.

Памятка “Как составить рассказ о герое произведения”

1. Прочитай текст. Ответь на вопрос: кто главный герой произведения?

2. Выбери из текста те места, где говорится о герое произведения. Отметь их.

3. Составь план по выбранным отрывкам.

4. По составленному плану построй связный пересказ текста.

5. Ответь на вопрос: как автор относится к герою произведения? Из чего это следует?

6. Согласен ли ты с автором в оценке героя? Дай собственную оценку.

Памятка “Как составить отзыв о прочитанной книге”

1. Кто автор данного произведения? Знал ли ты о нём раньше? О чём он пишет?

2. Как называется прочитанное тобой произведение?

3. О чём в нём говорится?

4. Кратко перескажи произведение.

5.
Выскажи своё впечатление о прочитанном: что тебе понравилось в
произведении? Что удивило, заинтересовало? Что не понравилось? Почему?

Памятка «Как выучить стихотворение»

Если нужно выучить стихотворение к завтрашнему дню

1. Приготовление уроков начинай с работы над стихотворением.

2. Прочитай стихотворение вслух.

Объясни трудные слова (иногда неплохо воспользоваться

толковым словарём).

3. Прочитай стихотворение выразительно.

Постарайся прочувствовать настроение, ритм стихотворения.

4. Прочитай стихотворение ещё 2-3 раза. Постарайся его запомнить.

5. Через несколько минут повтори стихотворение вслух по памяти, при необходимости заглядывая в текст.

6. После окончания домашней работы ещё 2-3 раза повтори стихотворение, не заглядывая в текст.

7. Перед сном ещё раз повтори стихотворение.

8. Утром следующего дня ещё раз прочитай стихотворение, а потом расскажи его наизусть.

Если на выучивание дано 2 дня

Первый день.

Прочитай стихотворение про себя.

Выясни значение непонятных слов и оборотов.

Ещё несколько раз прочитай его про себя.

Прочитай его теперь вслух.

Постарайся понять его настроение, интонацию, ритм.

Второй день.

Прочитай стихотворение про себя.

Теперь прочитай громко и выразительно. Расскажи его по памяти.

Перед сном расскажи ещё раз.

Утром следующего дня повтори стихотворение сначала по учебнику, а потом расскажи наизусть.

Если стихотворение большое и трудно запоминается:

1. Раздели стихотворение на четверостишия или смысловые отрывки.

2. Выучи первый отрывок.

3. Выучи второй отрывок.

4. Повтори первый и второй отрывки вместе.

5 . Выучи третий отрывок.

6. Расскажи наизусть всё стихотворение.

7. Повтори его ещё раз перед сном.

8. Утром следующего дня прочитай стихотворение по учебнику, а потом расскажи его наизусть.

I этап —
мотивационно — ориентировочный.

 (Мотивация
к деятельности: создание ситуации успеха).

Настраиваю
на урок.

 –
Сегодня мы начинаем изучать новую тему. О чём она, вы догадаетесь по
музыкальному фрагменту и загадке, которую я вам сейчас загадаю.

Включаю
музыкальную заставку  к телевизионной передаче  «В гостях у сказки» и под
музыку читаю загадку:

«Это
то, что интересно

Посмотреть
и почитать.

Но
еще, пожалуй, лучше

По
ролям ее сыграть.

Может
быть она весёлой,

Грустной,
страшной, озорной;

Про
мышонка, про медведя,

Про
другой народ лесной.

Загадала
вам загадку —

Жду
от вас теперь отгадку.

Есть
для вас еще подсказка:

Ну
конечно, это …

 (автор:
Чанчикова Нина)

Продолжаю:

 –
Сегодня мы отправляемся в гости к сказке.

Прочитайте,
как авторы учебника назвали этот раздел.

Давайте,
узнаем, что думают о сказках Аня, Ваня и профессор Самоваров.

Аня:
Какая интересная тема! Я люблю читать сказки.

Ваня: 
Я тоже! В сказках лиса, волк, заяц, медведь говорят, как люди.

Профессор
Самоваров: Мы с вами будем читать разные сказки о животных. Но вы познакомитесь
и с другими сказочными героями. В сказках вы всегда найдёте для себя что-то
новое, интересное, чего не замечали раньше.

Постарайтесь
найти новое в знакомых сказках.

 – 
О чём просит профессор ребят?


О каких сказках говорит Ваня?


Какие сказки о животных вы знаете?

Продолжаю
беседу:


Есть сказки похожие на рассказ и лишь немного в них сказочного? Это сказки –
бытовые. Кто из вас знает такие сказки?


Ещё есть волшебные сказки. В этих сказках у главных героев появляются помощники
и волшебные предметы. Кто из вас знает такие сказки?

Обобщаю:


Сказка — это произведение, в котором рассказывается о чём-то необычном,
невероятном, волшебном. В сказках действуют  различные  сказочные  герои.

Слушают.

Добавляют: сказка

Читают.
(«Здравствуй, сказка!»)

Читают
по ролям.

Отвечают.
(учиться находить новое и интересное даже в знакомых сказках).

Отвечают.(находить
новое в знакомых сказках)

Отвечают.
(сказки о животных)

Называют.

Называют.

Называют.

II этап —
поисковый.

(Учебно-познавательная
деятельность. Постановка задачи)

Следующее
задание называется «Узнай сказку».


Прочитайте про себя отрывки из сказок и вспомните их названия.

Обсудите
в паре:


Кто из героев сказок произносит эти слова? С какой интонацией их надо читать?

Вызываю
для чтения перед классом группу № 1.

После
чтения задаю вопрос:

 –
Можно ли сказать, что эти сказки о животных?


К какой сказке нет иллюстрации?

Предлагаю
рассмотреть страницу  в учебнике, где изображены сказочные герои и написаны
названия сказок.

Объясняю
задание:


Работать будете в группах.

Из
слов составьте названия сказок и запишите их.

Спрашиваю
группу № 4.


Содержание какой сказки вы не знаете?

Предлагаю
найти и прочитать эти сказку к следующему уроку.

Продолжаю
беседу:


В какой сказке кроме животных есть и другие сказочные герои?


Можно ли назвать эту сказку бытовой?


Почему?

Физминутка.

Потанцуем
под песенку из мультфильма «Маша и медведь»

Читают.

Обсуждают.

Каждый
ученик из группы читает один из отрывков, остальные называют названия сказок
и героя, произносящего эти слова.

Отвечают.(Нет,
«Гуси-  лебеди – волшебная;

«Маша
и медведь», «Репка»- – бытовые;

«Заяц
и лиса» о животных.

Отвечают.
(«Гуси-лебеди» и «Репка».

Смотрят
на  с. 56

Составляют.

 («Волк
и козлята», «Лиса и журавль», «Кот, петух и лиса», «Лиса и козёл», «Лиса и
заяц», «Заяц и ёж», «Маша и медведь»).

Записывают.

Ребята
из группу № 4 читают названия сказок, остальные  добавляют.

Называют.

Отвечают.
(«Маша и медведь»)

Отвечают.(да)

Отвечают.(похожа
на правду; сказочное: медведь разговаривает, дом как у людей и др.)

Танцуют.

III этап —
практический.

(Решение
учебной — практической задачи).

Предлагаю
почитать слова. Вызываю ребят группы № 5.

Объясняю:

 – 
Ребята из пятой группы по порядку будут читать слово из первого столбика, все
осталь-ные (хором) читают слово из второго столбика.

Предлагаю
послушать и отгадать загадку.

 
–  Я видела, ребята,

Как
дедушка с внуком

Бежали
куда-то.

Спешили
куда-то,

И
дед бородатый,

И
внук бородатый!

Легко
догадается даже ребёнок,

Что
это бежали …. и …  

 –
Какие сказки про козу, козлят и козлов  вы знаете?

Демонстрирую
книгу «Волк и семеро козлят» или «Козлятки и волк». Предлагаю прочитать
название сказки.


Почему нет фамилии автора?


Поднимите руку те, кто не знает содержание этой сказки?

Обобщаю:

 –
Сказку знают почти все (или все), поэтому читать будете про себя и сразу
готовиться к чтению по ролям.

Коза
– 1 группа  (девочки)

Волк
– 1 группа  (мальчики)

Козлята
– 5  группа

Автор
– остальные ребята

После
чтения провожу кастинг.

Вызываю
ребят, которые готовились читать слова автора. Они выходят к доске и читают
за автора по цепочке. По ходу чтения слова козы, волка и козлят хором читают
дети, которые готовились исполнять эти роли.

В
конце чтения обращаюсь к детям 1 и 5 групп:

 –
Ребята, подумайте, с кем бы вы хотели читать эту сказку. Назовите имя.

Называю
имена детей, которые, будут читать слова автора: кто получил больше всех
голосов, читает слова автора с. 57 , второй –  с. 58.

Провожу
пробы на роль козы.

Выходят
девочки 1 группы и по порядку читает фразу «Бежит молочко по вымечку, из
вымечка по копытечкам, а с копытечек во сыру землю».

Провожу
пробы на роль волка.

Выходят
мальчики 1 группы и по порядку читает фразу: «Вы, детушки, вы, батюшки,
отопритеся, отворитеся».

Объявляю:

 –
 Пятая группа читает за козлят хором без кастинга.

Приглашаю
всех исполнителей ролей.

Совместно
оцениваем чтение.

Прошу
ответить на вопросы:

2.
Прочитай ещё раз песенки козы и волка. Сравни их: чем они различаются?

1.
Прочитай начало этой сказки. Встречал ли ты его в других сказках?

Физминутка
«Идёт коза рогатая» или « Шёл козёл по лесу»

Продолжаю:

 –
В сказках действуют различные сказочные герои. В русских народных сказках о
животных это медведь, серый волк, лиса, заяц, мышка, лягушка, петух, кот.
Сказочным животным приписываются свойства людей: волк  жадный и глупый, лиса
хитрая, заяц трусливый.

Давайте
послушаем сказку «Лиса и заяц» и определим, какие в этой сказке лиса и заяц.

Кто с
удовольствием прослушал знакомую сказку? Поднимите руку.

Какая в
этой сказке лиса?

А заяц?

У этой
сказки есть и другие названия. Кто знает, как она ещё называется?

 –  Как
так получилось, что у сказки несколько названий?


Как  начинается сказка?


Из чего была сделана избушка у лисы?

– 
А у зайца?

Обобщаю:


Известно, что зимой зайцы могут питаться корой деревьев. Возможно, именно
поэтому в сказке и придумали лубяную избушку.


Как вы думаете, почему заяц сделал избушку из коры?

– 
Почему лиса выгнала зайца?

– 
Почему собака не смогла выгнать лису?


 Почему медведь не смог выгнать лису?


Почему петуху удалось выгнать лису?

Читают
(У. с. 56)

Коза
 –   козёл.

Козлёнок
–    козлята.

Изба
 –   избушка.

Беги
 –   бегут.

Бежал
–  разбежались.

Добавляют:
козёл и козлёнок.

Отвечают.

Читают
и называют сказку.

Отвечают.(Эту
сказку называют народной, потому что сочинил ее ни один автор, а народ, который
бережно хранил, передавал ее своим детям и внукам)

Поднимают.

Читают
и отмечают слова.

Исполнители
ролей по  очереди называют имена детей.

Все
садятся на места.

Ребята,
читающие слова автора, выбирают, кто с ними будет читать слова козы.

Ребята,
читающие слова автора и козы, выбирают, кто с ними будет читать слова волка.

Читают
сказку по ролям.

Отвечают.

Отвечают.

Делают.

Слушают.

Слушают
сказку.

Поднимают.

Отвечают.

Отвечают.

Отвечают.
(«Лиса, заяц и петух», «Заюшкина избушка»)

Отвечают.
(Это народная сказка).

Отвечают. (Жили-были
лиса да заяц)

Отвечают. (изо
льда)

Из
луба (коры)

Высказывают
свои предположения.

Отвечают.(Её
избушка растаяла и она попросилась погреться)

Отвечают.(испугалась
и струсила)

Отвечают.(испугался
и струсил)

Отвечают.(не
испугался угроз лисы)

  • Прочитай отрывок из русской народной сказки и ответь на вопросы обществознание 7 класс
  • Прочитай отрывки из сказки о потерянном времени выпиши имена числительные
  • Прочитай начало сказки придумай ее окончание запиши воробьи и человек
  • Прочитай зачин и концовку сказки семь симеонов
  • Прочитай начало рассказа продолжи его это тома у томы кот и попугай тото