Прочитай материал ключевые слова к сочинению и план их сбора

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря. вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но

Итоговое сочинение для выпускников 11-х классов состоится 1 декабря.

Вопросы подготовки и успешного его написания волнуют не только выпускников, но и родителей. На ваши вопросы отвечает Дощинский Роман Анатольевич, председатель предметной комиссии ЕГЭ по русскому языку в Москве, начальник отдела Московского центра качества образования.

Как подготовиться к итоговому сочинению и на что обратить внимание во время написания?

Роман Анатольевич: Прежде чем приступать к работе, необходимо внимательно проанализировать формулировку названия сочинения. Возможны три ее вида: утверждение, в форме проблемного вопроса и в виде цитаты (афоризма).

Анализ и выбор формулировки названия требует от автора сочинения понимания проблемы и определения собственной позиции по отношению к ней. Мнение пишущего должно быть отражено в тезисе, то есть ответе на проблемный вопрос.

Перед тем как заявить собственную позицию и аргументировать ее, важно раскрыть ключевые понятия темы, которые в дальнейшем будут частью композиционного фрагмента «я-высказывание».

В период подготовки можно заучить афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевых понятий, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Фрагмент «я-тема» с раскрытием основных понятий автор письменного высказывания может подготовить заранее, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

После этого важно четко сформулировать проблему (лучше в форме вопроса) и высказать свое отношение к ней. Позицию (тезис) следует заявлять в ясной и лаконичной форме, избегая синтаксически сложных конструкций. Это лучше сделать во вступлении, но можно и в другой части сочинения, поскольку композиция сочинения свободная. Однако важно так строить свое высказывание, чтобы прослеживалась логика: тема – проблема – тезис – аргументы.

Обдумывая построение сочинения, важно помнить о трехчастной структуре письменного высказывания. Во вступлении сообщаются тема, проблема, а отношением к ней можно закончить вступительную часть. Главная часть содержит аргументацию (собственные доводы и примеры из литературных произведений). Заключение – это подведение итога, выводы на основе приведенных рассуждений. Вступление и заключение должны быть небольшие по объему. Кроме того, важно следить за логичностью, связностью, последовательностью изложения мыслей.

При речевом оформлении нужно показать умение выражать свои мысли ясно, точно, выразительно, грамотно, использовать разнообразные лексические средства и грамматические конструкции. На 100 слов для получения зачета допустимо не более пяти ошибок (орфографических, пунктуационных, грамматических).

В чем его особенность и чем оно отличается от сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ?

Роман Анатольевич: Особенность итогового сочинения – в его литературоцентричности. Оно предполагает обязательное обращение к прочитанному литературному произведению, построение аргументации с опорой на хорошо знакомый литературный материал.

В качестве примеров для аргументации выпускник может использовать художественную, документальную, мемуарную, публицистическую, научную и научно-популярную литературу (в том числе философскую, психологическую, искусствоведческую), произведения устного народного творчества (за исключением малых жанров), дневники, путевые очерки, литературную критику, другие источники отечественной или мировой литературы. Причем достаточной считается опора на один текст.

Кроме того, итоговое сочинение носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых умений школьника, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию.

Специфика итогового сочинения проявляется и в зачетной системе оценивания. Зачет за него выставляется при условии соблюдения требований к объему и самостоятельности сочинения, а также при получении зачетов по критерию № 1 (раскрытие темы сочинения), критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала) и по одному из критериев № 3 – № 5.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется, за нее автоматически выставляется «незачет».

Остается мало времени. Какие ресурсы порекомендуете использовать для подготовки? В том числе, где ребенку посмотреть важные композиционные отрывки произведений, чтобы цитаты из этих отрывков можно было использовать в качестве аргументов в сочинении?

Роман Анатольевич: При подготовке к итоговому сочинению учащиеся должны пользоваться только проверенными, надежными учебными материалами, в том числе и открытыми информационными ресурсами. Среди них:

— Методические рекомендации по итоговому сочинению на сайте ФИПИ: https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie.

— Видеоразбор формата итогового сочинения на сайте Рособрнадзора: http://obrnadzor.gov.ru/navigator-gia/materialy-dlya-podgotovki-k-ege/videokonsultaczii-razrabotchikov-kim-ege/; https://youtu.be/D8qFDDr02HE.

— Консультации и видеоконсультации экспертов по подготовке к итоговому сочинению на сайте Московского центра качества образования и Регионального центра обработки информации города Москвы: https://mcko.ru/articles/2598; https://mcko.ru/articles/2616; http://rcoi.mcko.ru/webinars/.

— Ресурсы МЭШ. При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, и электронные учебные пособия и т. д.

Что касается банка важных композиционных отрывков произведений, то его каждый выпускник создает прежде всего для себя. Наверное, нет ничего опаснее изучения целостного произведения по его фрагментам, трактовка которых изначально шаблонизирована. Это может привести к серьезным фактическим ошибкам в работах. Тем более рекомендации таких фрагментов произведений, как правило, связаны с разбором тематических направлений, а не тех конкретных тем, которые будут предложены на самом итоговом сочинении.

Ирина, здесь совет может быть только один: в процессе подготовки к итоговому сочинению необходимо повторить и систематизировать содержание центральных, ключевых произведений, изучаемых на уроках литературы в 9–11 классах. Не обязательно больших и событийных. К данным произведениям, например, относятся:

  • «Горе от ума» А.С. Грибоедова (для тематического направления № 5),
  • «Медный всадник» А.С. Пушкина (для тематического направления № 2),
  • «Очарованный странник» Н.С. Лескова (для тематических направлений № 1 и № 3),
  • «Старуха Изергиль» М. Горького (для тематического направления № 3),
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова (для тематических направлений № 2 и № 5)

Скажите пожалуйста, каковы будут основные критерии оценки работы? И как можно оспорить результат, если мнение оценивающих будет не слишком объективно? Это ведь не математика и не физика…

Роман Анатольевич: Эксперты оценивают работы участников по определенным критериям, поэтому их оценка должна быть объективной, а не субъективной.

Первый критерий – «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала зачетной по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение с опорой на литературный материал, оценку героя или его поступка. Но всё это непременно следует строго подчинить теме сочинения.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий – «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет по данному критерию (а следовательно, за всю работу в целом) ставится в случаях, если: а) сочинение написано без привлечения литературного материала, б) в сочинении существенно искажено содержание произведения, в) литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для развернутой аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий – «Композиция и логика рассуждения» – оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением. Кроме того, при оценивании учитываются логические ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Четвертый критерий – «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики. Здесь также должны учитываться речевые ошибки, существенно затрудняющие понимание текста итогового сочинения.

Пятый критерий – «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

При возникновении конфликтной ситуации (несогласии выпускника с выставленной оценкой за итоговое сочинение) выпускник или его родитель (законный представитель) вправе написать официальное заявление на имя директора образовательной организации с просьбой инициировать перепроверку работы независимым экспертом. На основании данного заявления директор сам может назначить такого независимого эксперта или обратиться в орган исполнительной власти для осуществления перепроверки и оценки региональной независимой комиссией.

Здравствуйте, Роман Анатольевич! Можно ли использовать примеры из произведений малоизвестных авторов?

Роман Анатольевич: Выпускник имеет право использовать любой литературный материал, в том числе популярную сегодня среди молодежи литературу Интернет-изданий. Однако, если проверяющий не сможет обнаружить в открытых источниках информацию об указанном выпускником в сочинении произведении и его авторстве, он правомочен признать такое итоговое сочинение не соответствующим важному критерию № 2 (аргументация, привлечение литературного материала).

Были случаи, когда на итоговом сочинении выпускники для анализа использовали собственные произведения. Но это индивидуальные случаи, каждый из которых требует индивидуального подхода в оценивании. В целом эксперты строго ориентируются на утвержденную критериальную базу оценивания работ.

Добрый вечер. Мы дома с ребенком уже месяца два пишем друг другу письма в бумажном виде, тренируем, так сказать, практику связанного текста. Какие еще методы посоветуете?

Роман Анатольевич: Это хороший метод! Я всегда говорю своим ученикам так: если хотите научиться писать сочинение, надо его писать. Да, поначалу будут ошибки, будет вообще не очень легко. Но лиха беда начало. Все мы когда-то на ошибках учились и, скажу честно, учимся до сих пор. Тот как раз не ошибается, кто ничего не делает. Олег, вы совершенно правильно поступаете, что с помощью естественной переписки развиваете навыки письменной речи своего ребенка.

В период подготовки также полезно заучивать афоризмы, яркие цитаты выдающихся людей – этот материал пригодится не только при раскрытии ключевого понятия в сочинении, но и в качестве вступления или заключения, а еще при подтверждении своей позиции. Можно даже постараться заранее подготовить фрагмент с раскрытием основных понятий, ведь ключевые понятия заявлены в формулировках тематических направлений.

Источник: Аctivityedu.ru

В декабре выпускникам предстоит написать итоговое сочинение, которое является условием допуска к ГИА для учеников 11-х классов. Времени остается не так уж много, поэтому давайте повторим основные правила написания итогового сочинения вместе с доктором филологических наук, ведущим экспертом отдела методического обеспечения процедур оценки качества общего образования МЦКО Александрой Кудряшовой.

Требования к итоговому сочинению

Важно понимать разницу между итоговым сочинением и сочинениями по русскому языку и по литературе в рамках государственной итоговой аттестации.

Одно из требований, отличающих итоговое сочинение, — существенный объем (от 350 слов). Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то работа не проверяется.

В работе необходимо показать умение рассуждать на заданную тему c выражением своей точки зрения и личным эмоциональным откликом.

В итоговом сочинении необходимо:

  1. раскрыть тему сочинения;
  2. аргументировать свою позицию с опорой на литературный материал;
  3. комментировать приведенные примеры из произведений;
  4. выстраивать трехчастную композицию, владеть грамотной письменной речью.

Выбор темы сочинения

Это важный этап в начале работы над итоговым сочинением. Внимательно читайте предложенные темы, выбирайте то, в чем вы хорошо ориентируетесь. Рассматривайте возможные типы формулировок тем, которые могут встретиться на итоговом сочинении. Название темы может включать цитату. Например, «Разделяете ли вы убеждение Андрея Болконского: „Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь“?». Очевидно, что для ее раскрытия нужно понимать цитату в контексте сюжетной линии и духовных исканий героя.

Тема может быть сформулирована и в виде прямого вопроса — например, «Какие поступки человека говорят о его отзывчивости?». Здесь важно раскрыть понятие отзывчивости и показать на литературном материале, в каких поступках выражается эта черта характера.

Возможна и формулировка темы в виде дискуссионного вопроса — например, «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?». Такой вопрос предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий.

Критерии оценки сочинения

Первый критерий — «Раскрытие темы сочинения». Чтобы работа соответствовала максимальному баллу по этому критерию, важно выделить главную мысль, прокомментировать ключевое понятие в теме сочинения. Например, если вы выбрали тему сочинения «Что важнее для детей: советы родителей или их пример?».

Что значит «советы родителей», «пример родителей» и какую роль они играют в жизни детей? На этом этапе формулируется тезис — ваше утверждение, которое вы будете доказывать (раскрывать) в основной части своего сочинения. Например, тезис может прозвучать так: «Я считаю, что советы и пример родителей в равной мере важны в воспитании детей». От того, насколько четко сформулирован тезис, зависит успешность дальнейшего раскрытия темы.

Следующий этап в работе над сочинением — выбор литературного произведения, который станет основой для аргументации и подтвердит выдвинутый тезис.

Прежде всего нужно указать название произведения и его автора. Описать образ, характер героя с точки зрения раскрытия темы сочинения. Как раскрывается характер героя в произведении? Это могут быть его поступки, речь, а может быть портрет героя. Для привлечения литературного материала можно обратиться к пересказу эпизода.

Важным элементом основной части сочинения является ваш комментарий, который должен включать рассуждение, оценку героя или его поступка.

Умение использовать литературный материал оценивает второй критерий — «Аргументация. Привлечение литературного материала». Литературным материалом могут быть не только художественные произведения, но и дневники, мемуары, публицистика, произведения устного народного творчества (за исключением малых фольклорных жанров).

Напомню, что незачет ставится в случаях, если сочинение написано без привлечения литературного материала, в сочинении существенно искажено содержание произведения или если литературные произведения упоминаются в работе, но не используются для аргументации. Во всех остальных случаях выставляется зачет.

Третий критерий — «Композиция и логика рассуждения» — оценивает умение школьников выстраивать тезисно-доказательную композицию сочинения, которая включает вступление, основную часть и заключение. Заключительная часть сочинения должна быть логически связана со вступлением.

Четвертый критерий — «Качество речи». Он оценивает точное выражение мысли и разнообразие лексики.

Пятый критерий — «Грамотность». Учитывает орфографические, грамматические и пунктуационные ошибки.

В заключение сформулируем основные рекомендации для успешного написания итогового сочинения:

  • Вспомните тексты произведений, которые могут быть использованы для раскрытия конкретных тем сочинений. Важно знать автора, название произведения, имена главных героев, ключевые эпизоды.
  • Не забывать про рассказы и стихотворения, которые также могут быть убедительными аргументами в вашем рассуждении.
  • Не бояться размышлять и выражать свое мнение.
  • Следовать за формулировкой темы.
  • Комментировать поступки героев, эпизоды, сюжетные линии.
  • Соблюдать правило композиции: вступление — основная часть — заключение.
  • Уметь грамотно выражать свои мысли.
  • И важно помнить, что цитирование в сочинении необязательно: нужно передать идейное содержание произведения.

Источник: МЕЛ

Я не ошибусь, если скажу, что в сентябре ты планировал готовиться к итоговому сочинению (ИС) в октябре, в октябре — надеялся на ноябрь, а он пролетел быстро, и завтра тебе предстоит написать первый экзамен?.. Если я угадала, прочитай этот текст: собрали шаги, которые помогут настроиться на работу. А, если ты упорно готовился, все равно не закрывай материал: для тебя у нас тоже есть несколько советов. 

Советы для тех, кто вообще не готовился

Шаг первый. Успокойся
Да, так бывает: надеялся, что подготовят в школе, или откладывал разбор направлений — уже неважно. Паникуешь? Это бессмысленно! Давай рассуждать вместе: паника занимает все твои мысли и требует много энергии. А на экзамене нужны именно силы и «свежая» голова — постарайся успокоиться: помедитируй, воспользуйся дыхательными техниками, выпусти негативные эмоции. А потом принимайся за работу: даже за один вечер можно повысить шансы на «зачет».

Шаг второй. Прочитай базовые правила 

Если ничего не знаешь о структуре экзамена, загляни в наш большой материал об итоговом сочинении. Там мы рассказывали о правилах проведения испытания, направлениях, которым завтра будут соответствовать все темы из билета. Затем разберись, по какой структуре нужно строить свой развернутый и аргументированный ответ, постарайся запомнить этот план. Подумай, какие еще вопросы насчет сочинения у тебя могут возникнуть, и поищи ответы на них. 

Шаг третий. Разбери направления и подбери произведения для аргументации 

Здесь мы тоже практически все сделали за тебя. Описали направления в целом, а затем разобрали каждое из них: собрали возможные темы, добавили мнение эксперта, репетитора по русскому языку и литературе, и подсказали, в каких произведениях можно искать аргументы. 

Как подбирать примеры? Предлагаем такой алгоритм: 

1. Просмотри наши списки книг, вспомни, что читал и достаточно хорошо помнишь, и изучи наши рекомендации по формулированию аргументов из этого произведения 

2. Затем проверь, знакомо ли тебе что-то из универсальных повестей, романов или рассказов. Если читал их, освежи  в памяти при помощи краткого содержания и продумай (желательно на бумаге: так информация лучше усвоится) аргументы для разных направлений

3. После этого поищи либо подборки книг, в которых много аргументов, либо списки для конкретного направления. Посмотри, что ты тоже уже читал и неплохо помнишь, сформулируй примеры  

4. Если читал мало, отталкивайся, наоборот, от известной тебе литературы: знаешь «1984»? Подумай, к какому направлению там есть иллюстрации

Шаг четвертый. Определись с направлением

Не торопись делать это, как только познакомишься со всеми блоками тем. Бывает так, что простой, на вид, вопрос невозможно раскрыть на конкретных примерах, и наоборот. Поэтому сначала проработай все направления (см. шаг третий), а потом выбери, что тебе больше по душе. Напомним: конкретные темы ты узнаешь непосредственно перед ИС, но подумать заранее, какие блоки кажутся более понятными, — возможность сэкономить время на самом экзамене.

Шаг пятый. Посмотри видео на «профильных» YouTube-каналах

О таких блогах мы рассказывали в обзорном материале про ИС. На разных каналах можно закрепить разбор структуры сочинения, узнать о небанальных произведениях, которые ты, возможно, читал, или найти «хорошие» (не слишком популярные и не содержащие грамматические, речевые или логические ошибки) клише.

Шаг шестой. Если есть время, напиши пробное сочинение

Это поможет снизить уровень волнения: будешь знать, что ждет завтра, — неизвестность уже не сможет напугать. Заодно запомнишь клише, отработаешь структуру сочинения и убедишься, что подобрать примеры реально. Однако здраво оценивай время: если на дворе ночь, лучше выспаться, чтобы на утро в голове не было каши.

1638258638

Рекомендации тем, кто готовился, но не уверен в себе 

Шаг первый. Подумай, что заставляет волноваться
Возможно, боишься не уложиться в отведенное время, забыть аргументы или не набрать нужное количество слов? Тогда почитай, как прошло итоговое сочинение в прошлом году: выпускники рассказали, что «на самом деле, было легко», «времени для написания сочинения достаточно», «темы были довольно легкие».

Если все равно волнуешься, повтори аргументы, вспомни, сколько времени уходило на написание пробников, сколько слов удавалось набрать. Главное, чтобы волнение мотивировало на бОльшее, а не заставляло забыть все, что ты выучил.

Шаг второй. Вспомни особенности работы

Структура сочинения, количество аргументов, клише, подходящие источники примеров — все это ты разбирал, нужно только вспомнить. Для этого достаточно, например, полистать конспекты, посмотреть видео на YouTube от репетитора или автора курсов. Можешь составить план повторения и двигаться по нему: количество аргументов, клише, объем работы, слова, которые использовать нельзя (например, «данный»: это канцеляризм).

Шаг третий. Освежи в памяти все аргументы

Совет будет похож на рекомендацию тем, кто вообще не готовился: сначала просмотри списки литературы для каждого (ну или сразу для всех) направления, определись, что ты читал, вспомни содержание этих произведений и возможные аргументы. 

Затем сделай наоборот: выбери книги, которые знаешь, подумай, подойдут ли они хотя бы под одно направление. Если да, сформулируй возможные примеры, это поможет на экзамене. Кстати, вел читательский дневник — полистай и его: нужно «достать» из долговременной памяти все наработки, чтобы завтра не тратить на это время.

Универсальные советы

Совет первый. Посмотри финальные уроки по подготовке к ИС

Можешь остановиться на вебинаре Ляйсан Хутовой, на котором преподавательница разбирала стратегию написания работы и критерии оценивания, сложные темы и направления, советовала, что почитать. Мы давно знаем Ляйсан, а все трансляции у нее на канале бесплатные, поэтому смело рекомендуем.

Совет второй. Собери все необходимое и продумай план действий на утро
Не забудь взять паспорт, несколько ярких гелевых или капиллярных черных (нет, не синих — черных) ручек, лекарства, если они нужны. Можешь прихватить воду и шоколадку или другой компактный перекус: это сейчас кажется, что аппетита совсем нет, — на экзамене может потребоваться «подкрепление». Лучше унесешь еду обратно, чем будешь думать о голоде вместе темы работы.

Заранее приготовь все, что может потребоваться утром: реши, что наденешь, чем позавтракаешь. Кстати, про завтрак, если обычно его пропускаешь, попробуй съесть хотя бы небольшой бутерброд или йогурт: энергия на сочинении не помешает. Если обычно ешь плотно, но в этот раз не можешь справиться с волнением, подумай, что всегда «идет» хорошо и не вызывает отвращения.

Совет третий. Успокойся и настройся на успех

Даже если твои учителя говорили: «Вы завалите сочинение», не паникуй. По опыту знаем: не получить «зачет» обычно трудно. К тому же, итоговое сочинение — не ЕГЭ, ИС можно пересдать в этом году, причем выпускникам, помимо основного дня, дается еще два резервных. Да, хочется разделаться с этим испытанием побыстрее, но, если что, катастрофы не произойдет. Помни это и не накручивай себя.

Если почувствуешь, что сильно волнуешься, выйди в туалет, разомнись, умойся прохладной водой. Можно сделать несколько глотков воды или ненадолго отвлечься — порисовать в черновике, например. Также помогут дыхательные практики: «выдох в два раза длиннее вдоха» или «рамочное дыхание» (четыре счета для вдоха, еще четыре — для задержки дыхания, четыре — для выдоха, еще четыре — для задержки). В крайнем случае обращайся к врачу, который должен присутствовать в школе во время написания экзамена.

Накануне испытания не стоит перегружать голову информацией: достаточно вспомнить основные правила, посмотреть одно-два видео, сформулировать аргументы. Справиться с волнением поможет четкий план действий и снижение важности события:) Помни: ты усердно готовился к ИС не только последнее время, но и 11 лет в школе, поэтому «обречен» на успех. Если что-то не получится с первого раза, мир не рухнет. Выдохни, соберись и покажи, на что способен!

Больше об итоговом сочинении: 

— Текст про ИС: 5uglov.ru/post/17135
— Разбор направления «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина»: 5uglov.ru/post/17144
— Разбор направления «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?»: 5uglov.ru/post/17157 
— Разбор направления «Преступление и наказание — вечная тема»: 5uglov.ru/post/17174 
— Разбор направления «Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня»: 5uglov.ru/post/17187
— Разбор направления «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»: 5uglov.ru/post/17144
— Интервью с Ляйсан Хутовой: 5uglov.ru/post/17148

В условиях жесткой конкуренции компаниям приходится постоянно искать новые методы продвижения своей продукции к конечному потребителю. Поэтому трейд маркетинг сегодня имеет важное значение на пути к успеху. Но используя его инструменты, необходимо учесть ряд нюансов. Например, какой из них наиболее подойдет в каждой конкретной ситуации, как сформировать максимально эффективную команду для достижения определенной цели и др.

S10222-171054(1).jpg

Что такое трейд маркетинг

Трейд (торговый) маркетинг — это одно из направлений маркетинга, которое позволяет нарастить объемы продаж, оказывая воздействие на все звенья товаропроводящей цепи. Он не направлен непосредственно на конечную реализацию продукции. Трейд маркетинг ориентирован на то, чтобы пробудить у розничных продавцов, оптовиков и дистрибьюторов интерес к работе с данным товаром с целью дальнейшей его продажи.

Чтобы довести товар до потребителя, важно убедить потенциальных партнеров в возможности получения хорошего заработка, участвуя в реализации продукции. Такой подход обеспечивает попадание товара на полки магазинов, а следовательно, в поле зрения конечных покупателей, поэтому трейд маркетинг особенно актуален для компаний, торгующих оффлайн.

S10222-165412(1).jpg

Производителю важно установить стабильные долгосрочные связи с партнерами. Это позволит стать полноценным участником конкурентной борьбы с другими торговыми марками за рынок сбыта.

Как работает трейд маркетинг и его инструменты

Методы работы трейд маркетинга существенно отличаются от методов работы обычного маркетинга. Ощутить эту разницу помогут следующие понятия:

  • ATL — маркетинговые инструменты, которые позволяют донести напрямую до потребителя рекламный материал (ТВ, радио, Интернет);
  • BTL — маркетинговые инструменты, которые рекламируют товар косвенным образом (бонусы, акции, скидки).

Мероприятия BTL предполагают вовлечение в процесс всех звеньев цепочки сбыта: производителя, посредников и конечного потребителя. Именно это направление, отделившееся в самостоятельный подвид маркетинга, и получило наименование «торговый».

S10222-164857(1).jpg

Инструменты, применяемые для достижения поставленных задач, разнообразны, но все они направлены не только на розничного покупателя, но и на всех участников линейки сбыта. К ним относятся:

  1. POS–материалы (рекламные баннеры, листовки, календари и др.). Их цель заключается не только в донесении сведений о характеристиках товара, но и в привлечении внимания покупателей.
  2. Акции, которые мотивируют приобрести конкретную продукцию за определенное вознаграждение (деньги или приз).
  3. Мероприятия, направленные на наращивание объема продаж. Их цель — стимулирование оптовых покупателей приобрести определенное количество товара и получить за это бесплатный бонус.
  4. Акции, которые направлены на расширение ассортимента товаров бренда в точке продаж. Обычно в качестве вознаграждения предлагаются более выгодные условия сотрудничества, например, скидки, бонусы, возможность увеличить лимит дебиторской задолженности и др.
  5. Меры, направленные на сокращение объема просроченной задолженности. Применение льгот или системы скидок позволяет мотивировать отдельную группу партнеров на быстрое погашение своих финансовых обязательств.
  6. Мероприятия, разработанные для повышения уровня активности сотрудников компании. Часто для этого применяется выплата вознаграждения в виде фиксированного процента за перевыполнение плана по продажам. Конечный результат таких мероприятий — расширение базы активных клиентов.
  7. Деловые методы работы с оптовыми покупателями, представителями точек продаж и дистрибьюторами. Например, конференции, выставки презентации новой продукции и т. д.
  8. Акции, предусмотренные для конечных покупателей, а именно, лотереи, конкурсы, дегустация, бесплатная раздача товаров и т. п.

S10222-171432(1).jpg

В крупных и средних точках розничной торговли применяются следующие приемы продвижения продукции:

  1. Outdoor-маркетинг. С его воздействием покупатель сталкивается за пределами магазина.
  2. Indoor-маркетинг. Применяется внутри торговой точки.

Наиболее эффективно эти приемы действуют в сочетании друг с другом.

Outdoor-маркетинг включает в себя:

  1. Выбор выгодного места расположения торговой точки. При этом учитывается близость остановок общественного транспорта, парковок и других мест скопления людей.
  2. Наличие рекламных указателей или билбордов, ведущих покупателя от остановки или парковки к месту продажи товара.
  3. Привлекательное оформление витрин магазина, его фасада, а также размещение красочных вывесок.

Важно учитывать, что инструменты outdoor-маркетинга предназначены для привлечения внимания потенциальных покупателей, что достигается путем воздействия на органы зрения человека.

Indoor-маркетинг включает в себя:

  1. Оформление торгового помещения с построением маршрута покупателя до определенного отдела, а также привлекательная выкладка товара на полках магазина.
  2. Применение нейромаркетинга. Для этого используется видео- и звуковая реклама, дегустация и т. д.
  3. Размещение POS-материалов на самых видных местах.

В процессе применения indoor-маркетинга важно воздействовать на все органы чувств человека: обоняние, слух, осязание, зрение, вкус.

Задачи трейд маркетинга

Главное в маркетинге — достижение определенного результата. Трейд маркетинг ставит перед собой следующие задачи:

  1. Привлечение внимания потенциальных покупателей к какому-либо товару. При этом простого попадания рекламы в поле зрения людей недостаточно. Важно, чтобы продукция запомнилась и закрепилась в сознании потребителей, а произведенное впечатление послужило стимулом для ее приобретения в будущем.
  2. Демонстрация всех преимуществ бренда перед товарами конкурентов. Важно не только приобрести, но и прочно закрепить репутацию компании, максимально сблизившись с потребителями.
  3. Стимулирование быстрого принятия решения о приобретении товара. С этой целью используются такие методы как организация акций и предоставление скидок. Они позволяют пробудить у покупателей желание купить данный товар незамедлительно.
  4. Увеличение числа повторных покупок. Трейд маркетинг ориентирован на наращивание объемов реализации за счет уже действующих покупателей, а не за счет привлечения новых.

S10222-165023(1).jpg

Целью трейд маркетинга в долгосрочной перспективе является повышение лояльности к торговой марке. Регулярное применение методов BTL способствует росту уровня доверия покупателей к бренду и формированию его имиджа.

Стратегии

Достичь желаемого результата без квалифицированной команды и четкого плана действий невозможно. Поэтому перед тем как приступать к применению инструментов трейд маркетинга, необходимо:

  • сформировать команду;
  • разработать стратегию.

S10222-164952(1).jpg

Большинство компаний не имеют в своей структуре отдела трейд маркетинга. Данную функцию выполняет универсальное маркетинговое подразделение. Но для наиболее эффективной работы рекомендуется иметь в штате команду, состоящую из следующих специалистов:

  1. Руководитель по трейд маркетингу. В его обязанности входит разработка стратегии продвижения товаров и контроль за работой всех участников команды.
  2. Аналитик. Его обязанности состоят из сбора и мониторинга данных с целью разработки самой успешной стратегии, повышения узнаваемости торговой марки и улучшения ее репутации.
  3. Администратор. Выполняет работу с документами и помогает руководителю и администратору в выполнении текущих рабочих процессов.

Штат трейд маркетологов зависит от потребностей каждой конкретной компании и кроме перечисленных может включать в себя и других специалистов данной сферы.

S10222-165254(1).jpg

Стратегия трейд маркетинга должна обеспечивать достижение максимальных результатов при минимальном бюджете. Она подлежит разработке и корректировке 1 раз в год.

Все трейд маркетинговые стратегии делятся на 3 типа:

  1. Работа со всеми звеньями товаропроводящей цепи: от производителя до потребителя.
  2. Взаимодействие с покупателями и целевой аудиторией. Например, проведение акций, скидок, бонусов, лотерей и др.
  3. Мерчандайзинг. Это разработка системы рекомендаций по формированию ассортимента товаров с учетом индивидуальных свойств продукции.

Любая из стратегий должна включать в себя следующие этапы:

  1. Анализ состояния рынка или его определенного сегмента.
  2. Поиск новых путей продвижения продукции.
  3. Анализ и совершенствование деятельности всей линейки посредников.
  4. Контроль осуществления каждого этапа стратегии.

На первом этапе формирования стратегии необходимо исследовать рынок в разных направлениях:

  • анализ конкурентов;
  • выявление проблем партнеров;
  • определение характеристик целевой аудитории и др.

Существуют разные пути поиска ответов на поставленные вопросы. В первую очередь это мониторинг и посещение отраслевых выставок, что позволит определить действующих и потенциальных конкурентов. Понять ситуацию в отрасли помогут также статьи и обзоры ведущих экспертов.

Маркетинговые исследования — метод, который требует более крупных финансовых и временных затрат. Он используется для детального изучения целевой аудитории и выявления тенденций ее поведения. Важно понять ценности и потребности своего потенциального потребителя и при необходимости предпринять меры по приведению своего ассортимента и имиджа бренда в полное соответствие с ними.

На этапе анализа важно определить все препятствия, которые могут возникнуть в ходе дальнейшей работы и составить план их преодоления. Это проще сделать именно вначале пути. В противном случае при возникновении кризисной ситуации может появиться необходимость срочного поиска выхода из тупикового положения.

Только после проведения ряда исследований можно переходить к этапу планирования. Сначала необходимо определить важные параметры:

  • результат, который ожидается получить в результате проведения трейд маркетинговых мероприятий;
  • максимально допустимый бюджет;
  • конкретные цели, которых нужно достичь с помощью трейд маркетинга в определенный период.

Иногда на данном этапе производителю становится понятно, что продукт не способен удовлетворить желания покупателей. В таком случае следует пересмотреть свой план и внести в него изменения таким образом, чтобы в дальнейшем стало возможно достичь поставленных целей и подстроить свою продукцию под ожидания потребителей. Это позволит доказать партнерам, что данный товар имеет конкретные преимущества и достоин находиться на полках магазинов.

S10222-171301(1).jpg

Покупатель часто принимает решение о приобретении какой-либо продукции под влиянием импульса. Поэтому важное значение в работе как с конечным потребителем, так и с партнерами имеет брендинг. Чем более узнаваема торговая марка, тем выше уровень лояльности и степень привязанности покупателей к ней. Точное понимание того, как, когда и где реализовывать свой маркетинговый план, составленный на основе ранее проведенного анализа, имеет большое значение для достижения конечного результата.

Работа всех членов команды должна быть направлена на то, чтобы представить бренд в самом привлекательном свете. Большую роль в этом играет качественная реклама, наличие удобного информативного сайта, а также общение с пользователями интернета посредством аккаунтов в социальных сетях. В результате полученного опыта сотрудничества у партнеров должно сформироваться положительное впечатление от работы с компанией.

S10222-165114(1).jpg

Принципы трейд маркетинга во многом требуют особого подхода. Это обусловлено тем, что он направлен на повышение уровня заинтересованности партнеров в сотрудничестве по оказанию помощи в продаже продукции, а не на реализацию товара конечным потребителям. Построение грамотной комплексной стратегии имеет одно из ключевых значений в данном процессе.

  • Прочитай высказывания французских детей о своей школе и составь небольшой рассказ о школе в которой
  • Прочитай впиши пропущенные имена героев сказки а толстого золотой ключик или приключения буратино
  • Прочитав внимательно рассказ мне думается что редакторских поправок в нем нет
  • Прочитай антонимы которые подбирали герои рассказа вредный старик подчеркни пару слов
  • Прочитав рассказ у меня усилился интерес к прозе