Прочитай фрагмент русской народной сказки заря заряница как в сказке указано на различие утренней

Страница 42 из 42 ответы к стр. 155. проверим себя 1. в чм отличие литературной сказки от народной? а в

Страница 42 из 42

 Ответы к стр. 155. Проверим себя 

1. В чём отличие литературной сказки от народной? А в чём сходство? Используй опорные слова:…

Ответ:

Народные сказки создаются народом, она не имеет одного определенного автора. Такие произведения годами передавались из поколения в поколение, из уст в уста. Литературные сказки сочиняют авторы, имена которых известны.  Сказки бывают разными: волшебными, бытовыми и о животных.

В волшебных сказках присутствуют чудеса, перевоплощения, волшебные предметы.

В сказках  о животных они изображаются по-особому, не такими, как мы видим их в реальной жизни. Сказочные животные умеют говорить, мыслить, испытывать человеческие чувства.

Бытовые сказки похожи на реальную жизнь. Положительные герои в них всегда добрые, смелые и трудолюбивые. В них описываются необычные, часто смешные ситуации.

2. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки Гаршина? Выбери правильный ответ:

Ответ:

3: из-за хвастовства, зазнайства лягушки.

3.  Вспомни басню И. А. Крылова «Ворона и Лисица». На кого из героев этой басни похожа лягушка?

Ответ:

На ворону. Она тоже не удержалась, чтобы не похвастаться, и раскрыла рот.

4. Прочитай пословицы. К кому из героев прочитанных сказок их можно отнести? Объясни.

Смелость города берет: Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они проявили большую смелость, благодаря чему были способны решить задачи, которые не под силу другим.

Смелый приступ — половина победы:  Заяц из сказки про храброго зайца, Лягушка-путешественница. Они показали, как смелость способна решить проблему.

Пословица Терпение и труд все перетрут характеризует Рукодельницу. Благодаря своему трудолюбию, девочка выбралась из колодца, да еще и с ценными подарками.

5.  Сравни сказки Д. Мамина-Сибиряка и В. Одоевского с народными сказками «Заяц-хваста» и «Морозко». Чем они различаются? Что у них общего? Заполни таблицу в «Рабочей тетради». Что нового вам открыли сказки, обработанные писателями?

Ответ:

Эти сказки очень похожи по сюжету, потому что авторы писали свои сказки на основе аналогичных народных. Отличаются авторские сказки большей детализацией образов и событий, наличием художественных изобразительных средств (сравнения, эпитеты, метафоры), наличием авторской оценки и морали.

Сравнение сказок «Морозко» и «Мороз Иванович»

Общее: в сказках «Морозко» и «Мороз Иванович» похожи волшебные персонажи – Морозко и Мороз Иванович; героини резко противопоставляются по характеру; в финале одна из героинь наказывается, а другая вознаграждается.

Различия:
«Морозко»
1. Падчерица и родная дочь
2. Падчерицу отправляет в лес мачеха, чтобы погубить ее
3. На пути героиням не встретились препятствия, они сразу оказались в лесу
4. В лесу падчерица ведет себя скромно, приветливо
5. Родная дочь ведет себя грубо, невежливо
6. Морозко награждает падчерицу и жестоко наказывает родную дочь: она умирает.

«Мороз Иванович»
1. Рукодельница и Ленивица. У них нет матери (мачехи), а есть нянюшка Прасковья
2. Рукодельницу отправляет на поиски упавшего ведра няня, потому что Рукодельница потеряла его сама
3. Героини по пути к дому Мороза Ивановича встречают печку и яблоню и проявляют свои качества: трудолюбие и леность
4. В доме Мороза Ивановича Рукодельница проявляет трудолюбие, доброту и любознательность
5. Ленивица в доме Мороза Ивановича проявляет леность, неаккуратность, капризность и глупость
6. Сказка заканчивается награждением Рукодельницы и Ленивицы, но у Ленивицы подарки растаяли. Таким образом она наказана.

Одоевский использовал элементы разных народных сказок, но все же придумал свою, авторскую сказку. Она отличается от народной сказки следующими особенностями:

Сюжетом — писатель включил сюжетные мотивы из другой сказки, а также подробно описал пребывание девочек в доме Мороза Ивановича.
Местом действия — в сказке Одоевского подробно изображен сказочный дом Мороза Ивановича.
Характерами героинь. Их характеры более подробно раскрыты благодаря поступкам, речи, взаимоотношениям с Морозом Ивановичем.
Волшебным персонажем; Мороз Иванович в отличие от мифического Морозко похож на строгого и справедливого учителя.
Концовкой, гуманной и нравоучительной.

Сравнение сказки Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста»

Автору понравилась сказка, он взял ее, добавил своих героев, закончил по-своему.

Общее:
Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы.

Различия: 
В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.
В русской народной сказке ворона говорит: “Ну ты молодец. Не хваста, а храбрец”. Сказку можно продолжить. У Мамина – Сибиряка сказка закончена. Баю – баю — баю…

Ребята, у нас нет в наличии рабочей тетради. Так что, если вам нужна заполненная таблица, прикрепляйте скан пустой таблицы из тетради к комментариям в вк.

В народной сказке «Морозко» и сказке Одоевского «Мороз Иванович» идентичен сюжет, похожи типажи главных героев, имеется сказочный персонаж, волшебные предметы. Отличаются сказки тем, что одну придумал и передал из уст в уста народ, а вторую придумал автор, поэтому она отличается большей оригинальностью, своеобразием и авторской оценкой поступков и действий главных персонажей. Одоевский в старом, известном бродячем сюжете увидел возможность отобразить современность, обновить характеры, придумал новые имена героям, новых персонажей, вложил в уста Мороза Ивановича ряд мудрых мыслей и поучений, ввел в текст пословицы и сделал из всего им сказанного вывод.

Сравнение произведения Д.Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост» с русской народной сказкой «Заяц-хваста». Сказки похожи. Главный герой – заяц. В обоих текстах зайцы хвастаются. В обеих сказках зайцев слушают другие зайцы. Различие: В русской народной сказке ворона воспитывает зайца, он ее боится. Потом спасает. В сказке Мамина – Сибиряка зайца хочет съесть волк, но заяц случайно прыгает на лоб волку, они бегут в разные стороны. Зайцы ищут храброго зайца, он лежит под кустиком. Заяц никого не спасает, ему другие зайцы говорят, что он храбрый, он этому верит.

6.  Составь текст-описание героя сказки Д. Мамина-Сибиряка и текст-рассуждение «Можно ли назвать Зайца храбрым?». Запиши в «Рабочую тетрадь».

Ответ:

                        Заяц-хваста
      Зайчик был внешне таким же, как все остальные зайцы, и ничем не отличался от них. У него были длинные уши, косые глаза и короткий хвост. Разве что, это зайчик, наверное, был самым трусливым из всех. Он боялся всего, любого шороха и треска. Он был не только трусливым, но еще и глупым, потому что начал хвастать перед всеми, что не боится самого волка и сам его съест. Но после того, как он напугал волка, зайца все стали уважать, да и он сам стал думать, что ничего не боится.

                    Можно ли назвать Зайца храбрым?
   Зайчик жил в лесу и был таким же трусливым, как все остальные зайцы, а может даже еще трусливее. Но он устал всего бояться и начал всем хвастать, что он никого не боится, даже волка. Но волк как раз проходил мимо и решил полакомиться зайчатинкой. Заяц с испугу прыгнул на волка и прогнал его. Так почему же автор называет зайца храбрым? Да потому, что все остальные зайцы подумали, что их собрат действительно храбрец. В их глазах все выглядело так, как будто заяц сам напал на волка. Но на самом деле зайчик так и остался трусишкой, но этот случай, наверное, все же поднял его самооценку, и он стал поменьше всех бояться.

Автор: Захарова Наталья Александровна
Формы и средства контроля планируемых результатов учебного предмета «Родной (русский ) язык» 4 класс

Формы и средства контроля планируемых результатов

учебного предмета « Родной язык(русский)», 4 класс

Контрольно-измерительный материал

Контрольная работа № 1

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Красна сказка складом, а песня- ладом.

Прочитайте фрагмент русской народной сказки « Заря-Заряница».

Жила в одной деревне тётка Арина с дочкой Аннушкой да с падчерицей Алёнкой. Дочку Арина холила, никаким делом белых ручек её не трудила, а падчерицу ни свет ни заря в поле посылает, сунет кусок хлеба, и беги. То велит полосу ржи до полден выжать, то лен вытеребить, а не сделаешь — битой быть.

И вот бежит Алёнка, ей под ногами чуть тропку видно. Выйдет в поле, а там еще темным-темно. В тишине пробирается к своей полосе. И думает Алёнка, ни за что ей и нынче с наказом мачехи не управиться. А потом скажет: «Заря-Заряница, посвети на мою полосоньку. Коли не успею к сроку работушку кончить, изобьет меня мачеха…» Только она это выговорит, тут же прояснеет над тёмным лесом, облачка полыхнут пОлымем. Малость подождёт Аленка, и Заря-Заряница Красное Солнышко выведет. Выведет и пустит по небу, пока не дойдёт до сестрицы её – Вечерней Зари. А как выведет, до утра ей и делать нечего. «Дай-ка, — скажет, — гляну, много ли нынче Алёнушке потрудиться надо». Закутается туманом и долами к её полоске проберётся. Пожалеет бедняжку:

 — Не помочь ли тебе, Алёнушка?

Аленушка в пояс ей поклонится:

 — Помоги, Заря-Заряница, вдвоём скорее дело пойдёт.

Как сделают, что мачеха наказывала, Алёнушка лугами, долами до тёмного лесу Зарю-Заряницу проводит.

Видит мачеха, какое дело ни накажи падчерице, вовремя сделает, да так, что глядеть любо. И ещё больше тому дивится, что с каждым днём краше Аленка делается, на щеках будто заря горит.

Найдите в тексте и выпишите несколько постоянных эпитетов:

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как в сказке указано на различие утренней зари?

_____________________________________________________

Как Заря – Заряница помогала Алёнке?

________________________________________________

Как ты понимаешь выделенные выражения в тексте?

облачка полыхнут пОлымем___________________________________

на щеках будто заря горит__________________________________

Слово «заря»

означает свечение неба перед восходом и после заката

солнца, вызываемое отражением солнечных лучей от верхних слоёв атмосферы.

Объясните значение выражений. Запишите:

Вставать ни свет ни заря______________________________

Работать от зари до зари___________________________

Вставать с зарёй_______________________________

Контрольная работа № 2

Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее.

Тема: Язык языку весть подаёт.

Ф.И. уч-ся _________________________________

Дата:__________________

Тема: Слово и его лексическое значение

1. Замени данные словосочетания словом-синонимом.

плод дуба –_________________
водитель автомобиля – ___________________
очень тихий разговор – ______________________

2. Узнай словарное слово по лексическому значению и запиши его.

а) обозначение, название места, где кто-либо живёт, а также надпись на конверте, посылке______________________

б) транспортное средство, специально оборудованное для перевозки пассажиров и грузов по рельсовым путям ____________________

в) помещение на вокзале, где можно приобрести билет________________

г) упакованные вещи, которые берёт с собой в дорогу пассажир___________

3. Впиши пропущенные слова-антонимы в рассказ о мальчиках.

Петя и Коля

Живут в нашем доме два одноклассника — Петя и Коля. Они давно дружат, хотя эти мальчики совсем разные. Петя разговорчивый, весёлый, а Коля ____________________  и нередко _________________. Петя берётся за дело энергично, делает его быстро, а Коля, наоборот, ________________. Вот однажды вышли приятели во двор, сели на скамеечку.
— Как тепло сегодня! – сказал Петя.
— Нет, – возразил Коля, — сегодня _________________.

4.  Замени выражения одним глаголом.

клевать носом – ________________
зарубить на носу – ______________

дать стрекача – __________________
ломать голову – _____________________
воды в рот набрать – ___________________

5. Подчеркнуть устаревшие слова:

Глаза, очи, холод, хлад, ворота, врата, берег, брег, дерево, древо, голос, глас, сторож, страж.

6. Прочитать. Зачеркнуть лишнее слово в каждой группе слов ( к другим словам подобрать общее название):

Автомобиль, трамвай, трактор, телевизор ___________________

Суффикс, подлежащее, окончание, приставка_________________

Гитара, скрипка, музыка, балалайка___________________

Молоток, чайник, топор, клещи, лопата_________________

Жёлтый, золотой, лимонный, янтарный, горький_________________

7. Прочитать текст, вставить пропущенные буквы, в скобках написать проверочные слова. Подчеркнуть в тексте сравнения и слова, употреблённые в переносном значении:

В необыкновенной т___шине(________) зар___ждается ( _______) рассвет. Небо на в___стоке з___л___неет ( _______________, __________________). Г__лубым хруст___лём (_____________) загорается на заре Венера. Это лучшее время суток. Ещё всё спит. Спит в___да ( ___________), спят кувшинки, спят рыбы. Спят птицы. Только совы л___тают около к__стра медленно и бесшумно, как комья белого пуха.

Контрольная работа № 3

Раздел 3. Секреты речи и текста.

Тема: Секреты речи и текста.

1. Прочитайте рассказ. Выделите смысловые части V

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука. Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука. Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок. Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2.Составьте план и запишите его.

План.

1._______________________

2._______________________

3._______________________

4._______________________
3. А)Напишите главную мысль рассказа В.Осеевой « Кто хозяин?»

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Бак ты думаешь, чему учит рассказ?_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Ответьте на вопросы текста.
Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

_________________________________________________________________________

Чего хотел каждый из мальчиков?

_______________________________________________________________________

Что случилось однажды в лесу?

_______________________________________________________________________

Как повели себя мальчики?

_____________________________________________________________________

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

___________________________________________________________________

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

________________________________________________________________

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Ответы:

1.

Кто хозяин?

Большой черный бродячий пес отзывался на кличку Жук. У Жука была больная лапа. Илья и Ваня стали ухаживать за несчастным псом. Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Однажды осенью мальчики с собакой гуляли по лесу. Вдруг раздался яростный лай. Из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука. Прибежал местный лесник и прогнал озверевших овчарок.

Лесник поинтересовался хозяином Жука. Илья сказал, что это его собака. Ваня промолчал. (По В. Осеевой.)

2. Примерный план

1 . Мальчики и Жук.

2. Овчарки и Жук.

3. Илья защищает Жука.

4. Хозяин Жука.

3.Алавная мысль рассказа «Кто хозяин?» заключается в том, что истинным хозяином домашнего животного может считаться только тот, кто готов нести за него ответственность и приходить к домашнему питомцу на помощь. 

Бассказ учит быть заботливым и ответственным по отношению к братьям нашим меньшим.

4.Вопросы к тексту.

Почему Илья и Ваня ухаживали за Жуком?

У Жука была больная лапа.

Чего хотел каждый из мальчиков?

Каждый из них хотел быть хозяином Жука.

Что случилось однажды в лесу?

Однажды осенью в лесу из кустов малинника выскочили две овчарки и повалили Жука.

Как повели себя мальчики?

Ваня мгновенно влез на дерево. Илья схватил длинную палку, бросился защищать Жука.

Почему Ваня не стал спорить, когда Илья назвал себя хозяином собаки?

Ваня оказался трусом. Он фактически оставил Жука на растерзание овчаркам.

Кто из мальчиков поступил как настоящий хозяин собаки?

Илья поступил как настоящий хозяин собаки. В минуту опасности он, не раздумывая, бросился помогать собаке Жуку, нисколько не испугавшись огромных овчарок.

5. Выберите и подчеркните, какие из пословиц подходят к рассказу В.Осеевой « Кто хозяин?»

Большая заслуга — выручить в беде друга.

Смелый там найдёт, где добрый потеряет.

Дорога помощь вовремя.

Кто дрожит, тот и бежит.

Сделав добро, не хвались.

За друга умей постоять.

Мини-сочинение

Раздел 2. Язык в действии.

Тема: Можно ли про одно и тоже сказать по-разному?

(по материалам учебника « Русский родной язык», 4 класс, /О.М.Александрова и др./ М.: Просвещение, 2020 г., стр.64-67)

  • Профессионально подготовленный как пишется
  • Прослушать сказку черная курица или подземные жители
  • Промышленная отрасль как пишется
  • Проект сочиняем волшебную сказку 3 класс литературное чтение презентация
  • Проект рассказ о слове 3 класс русский язык примеры школа