Проблемы в рассказе нежный возраст

Сочинения по литературе другие анализ произведения голубая чашка рассказ аркадия гайдара голубая чашка в некотором смысле автобиографичен. прообразами главных героев
  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Голубая чашка

Рассказ Аркадия Гайдара «Голубая чашка» в некотором смысле автобиографичен. Прообразами главных героев являются родные Аркадия Гайдара, первая жена Мария и дочь Светлана.

Персонажей в этом рассказе много, но суть его вертится вокруг одной семьи, на примере которой автор пытается донести до читателя, что отношения внутри семьи, это самое главное для человека и их нужно растить и беречь.

Проблема разбитой голубой чашки — любимой чашки мамы, не стоит ссор и пустых обвинений своих близких. Но, вспоминая биографию писателя, понимаем, что первой жене Марии Плаксиной, было всего 16, когда она вышла замуж. Этот юный нежный возраст может многое объяснить и заставить понять читателя обиду мамы за разбитую чашку.

В свою очередь отец и дочь изначально также не сильно стремились понять суть материнских претензий, которые в большинстве своем были оправданы заботой о них, о своей семье. Но в силу возраста, темперамента или просто накопившихся волнений мама срывается именно на несчастной голубой чашке.

Отец и дочь в свою очередь обижаются и уходят гулять, куда глаза глядят на целый день.

Много событий происходит за это время с ними. Отвлеченные от домашней обиды, к вечеру они совершенно забывают об инциденте и возвращаются домой, предвкушая, как сейчас, им влетит за то, что поздно вернулись.

Но чудо понимания произошло не только с ними, но и с их любимой мамочкой. Проведя целый день одна, она, так же как и папа со Светланой, очень по ним соскучилась.

В умах этой семьи произошла переоценка жизненных ценностей. Абсолютно все члены этой семьи, наконец, поняли, самое дорогое, что остается, это они сами, их семья.

И нет смысла думать о том, как каждый из них переживал, нет смысла жалеть себя и думать, что все остальные его не ценят. Потому, что в этот момент гордыня и обида застилают глаза и мешают разглядеть самое важное в жизни. Что родные совсем не хотели тебя обидеть, а если и сделали это, то не из плохих намерений, а совершенно случайно. Становится совсем не видно, как сильно любят тебя твой муж и ребенок.

Поняв это, каждая из обиженных и рассорившихся сторон, начинает по-другому смотреть на мир, по-другому смотреть на свою семью, больше любить, больше ценить, не обращать внимания на мелкие ссоры. Все это так мимолетно по сравнению с великим даром семьи, любви и верности.

2 вариант

Произведение «Голубая чашка»  увидело свет в 1936 году. Гайдар работал над ним довольно долго. В основе рассказа лежит семейная ссора из-за разбитой чашки.

Вокруг произведения начались споры. Одни читатели были на стороне Гайдара, другие считали, что для детей он не будет представлять никакого интереса, поскольку имеет ограниченный сюжет. НН вышло наоборот.

Героями рассказа являются отец, мать Маруся и дочка Светлана. Отец и дочь мечтают о беззаботной жизни в деревне. Они хотят ходить ловить рыбу и собирать грибы. А вот мама очень требовательна. Она постоянно находит неотложные дела, и заставляет членов своей семьи отказать от удовольствия, а трудиться. Светлана и папа мечтают о «хорошей жизни», а последней каплей становится голубая чашка, которая разбивается. А мама обвиняет в этом дочку. Тогда Отец и Светлана собираются и уходят куда глаза глядят. К тому же маме есть чем заняться и без них – у неё гость – лётчик. Много всего интересного ожидает девочку за пределами дома, но она всё равно начинает скучать о маме. Ей даже кажется, что чиж прилетел именно для того, чтобы они с папой вернулись домой.

Но отец не простил Марусю, поэтому он не спешит возвращаться. А вот природа оказывается не на его стороне и не одобряет такого решения. У читателей на какой-то момент может возникнуть чувство, что хорошо бы проучить Марусю, чтобы она больше себя так никогда не вела. Но если обида накладывается на обиду, то из этого ничего хорошего не выйдет. Поэтому Гайдар поворачивает рассказ так, что читатели понимают — нельзя рисковать счастьем троих людей из-за собственных переживаний и мелких обид. Удивительным образом в бытовую тему Гайдару удаётся ввести и революционные идеи.

Отец рассказывает дочери, как он познакомился на гражданской войне с Марусей, как они боролись за хорошую жизнь. И его супруга тоже была смелым бойцом за настоящую идею. Ведь не зря же он тогда её полюбил. И тогда внимательный читатель начинает понимать, что нельзя построить личное счастье отдельно от других людей. Нужно что-то дать другим для того, чтобы самому обрести радость. Это так важно донести до детей и Гайдару удаётся сделать это простым языком. А когда отец и дочка вернулись, то они увидели, что мать смотрит на них добрыми карими глазами. И было видно, что она их очень ждала и теперь крепко рада.

Вот так замечательно заканчивается это произведение.

Мне очень интересно читать все рассказы Гайдара – это писатель, который как никто другой понимал сердце ребёнка. Он умел сложные вещи перевести так, что они становились доступны и понятны детям. А потом эти истины дети переносили в свою взрослую жизнь. Не удивительно, что на рассказа этого писателя воспитывалось целое поколение. Целое поколение настоящих, честных людей, которые знали цену дружбы и любви. И не ставили свою гордость и свои обиды выше других. «Голубая чашка» — это произведение, которое стоит прочесть в любом возрасте.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Голубая чашка

Анализ произведения Голубая чашка

Популярные сегодня темы

  • Пороки чиновничества в комедии Ревизор Гоголя сочинение

    В «Ревизоре» пороки чиновничества обличаются Гоголем с неимоверной искрометностью. Автор допускает, что мир высокопоставленных людей полон своеобразной моральной гнили

  • Образ и характеристика Ситникова в романе Отцы и дети Тургенева

    В романе Тургенева «Отцы и дети» Виктор Ситников является второстепенным персонажем. Виктор родился в семье состоятельного купца, но всегда стеснялся своего происхождения.

  • Анализ повести Привычное дело Белова

    Рассматривая прозу В. Белова «Привычное дело», мы можем почувствовать тоску автора по деревне. Между строк читается, что Белов знает о деревенской жизни не понаслышке.

  • Сочинение Моя любимая музыкальная группа

    Музыку неспроста называют универсальным языком общения. Это один из видов искусства, который не может оставить равнодушным. Одному нравятся классические композиции, другой любит тяжёлый рок, третий – фолковые мелодии.

  • Герои новеллы Дары волхвов О Генри (характеристика)

    Непревзойденным мастером писательского стиля и юмора является великий американский писатель Генри. Он отличался всегда отличным чувством юмора и имел четкое ощущение того, что хочет прочитать читатель

Рассказчик – подросток, который ведет дневник.

14 марта 1995 года, 16 часов 05 минут (время московское)

Соседка рассказчика – старушка, которая платно учит играть на фортепиано. Он бросает теннис ради ее уроков.

15 марта

Плаванье бросил. Ходил туда, как и все, «чтобы за девчонками подглядывать». Старуха – бывший директор музыкальной школы. Живет с котами и среди книжек.

17 марта

Герой хочет из элитной в обычную школу. Вдруг так меньше «дебилов» вокруг. И нет таких, как навязчивый Семенов.

18 марта

Отец упрекает героя, что тот сам не знает, чего хочет. Герою хочется спросить: сам-то ты знаешь? В общем, денег на музыку нет.

19 марта

Родители ругаются день и ночь.

20 марта

Герой был у старухи. Без денег не учит, зато дала какое-то старое кино.

23 марта

Герой мечтает о покупке автомата.

24 марта

Из тенниса ушел, деньги назад не вернули.

25 марта

Семенов обещает 50 баксов, если герой останется с ним за одной партой. И целует в щечку (герой подает ему упавшую сигарету). Герой деньги берет, но бьет Семенова «по морде».

26 марта

Герой узнает имя учительницы: Октябрина Михайловна.

28 марта

Его бесит дневник.

30 марта

Нашлась кассета с фильмом.

1 апреля

В шутку дома сказал, что отчислен из школы за «гомосексуализм». Получил от отца в ухо.

2 апреля

Водит 5 котов учительницы на прогулку.

3 апреля

Пацаны во дворе считают старуху классной. Она им деньги давала раньше, когда еще выходила. Чтоб кошек не мучили, и на мороженое. Ребята зовут героя играть в баскетбол.

4 апреля

Герой посмотрел «Римские каникулы» с Одри Хепберн. Восхищен.

5 апреля

Таких, как эта актриса Одри, в жизни не бывает. И в классе нет.

6 апреля

А ведь эти пацаны, и высокий Андрей, пару лет назад его побили. Хотели сломать заграничный велосипед. Теперь друзья.

Заходил отец и сказал, что нечего было так глупо шутить 1 апреля, сам виноват.

7 апреля

Мать сказала, что не знает Одри. Отец знал, но посоветовал не «забивать голову ерундой». Герой очарован, хотя фильму сорок лет.

9 апреля

Октябрина Михайловна, волнуясь, поет ему песню из фильма с Одри. Оказывается, они обе с 1929 года. И Одри умерла в 63 года в Швейцарии пару лет назад. И для ее ровесницы уже «все кончилось. Больше ничего не будет». Разве могло быть Одри столько? Да и вообще, разве столько живут?

12 апреля

Узнав про Семенова, учительница дает почитать книжку «Портрет Дориана Грея» Уайльда. Отец в его комнате под утро, попивая виски, назвал жену шлюхой, спросил, с кем он хочет остаться после развода, и сделал ли уроки.

15 апреля

Вместе с новыми друзьями бил пацанов из другого двора.

16 апреля

Семенова избил отец. Антон Стрельников, вечно влюбленный в училок, сказал, что он его с детского садика бьет. При всех. Потом денег свидетелям даст – те и молчат.

17 апреля

Октябрина Михайловна говорит ему, что дети не видят родителей в возрасте, когда они еще нормальные. Вот его папа, например, раньше был худой и веселый. И видно, что из маленького городка. А у мамы до него жених был.

18 апреля

Оказывается, папа в образе клоуна маму с днем рожденья поздравлял. Весь дом смеялся.

19 апреля

После той драки на Андрея подали в суд. Вроде он ключицу парню сломал.

20 апреля

Герой одним пальцем наигрывает на фортепиано музыку из фильма с Одри.
Оказывается, папа оделся клоуном, потому что денег на подарок не было. Мама несколько ночей не ночует дома.

21 апреля

У Семенова есть интернет, он узнал о жизни Одри для героя.

24 апреля

Октябрина Михайловна говорит, что всех жалко, раз все мы умрем. И неважно, голубой твой друг или нет. «Надо жалеть друг друга», пока скелет каждого еще внутри. Пока у тебя «коленка», а не «кость» в могиле. Хотя ей вот «умирать не страшно». Это как к бабушке любимой съездить.

2 мая

На дне рождения героя Семенов поразил его друзей знанием рэпа и хип-хопа. Потом напился с Андреем. Оба как-то сожгли 3 машины. Отца Семенова и депутата. Отец избил сына, но от милиции отмазал. А Андрея арестовали. Пацаны не хотят общаться с героем.

11 мая

С героем попрощалась мама. Летит в Швейцарию. Его оставляет тут. И просит вспоминать хоть иногда. Он ей обещает это.

14 мая

13-го мая умерла Октябрина Михайловна. И теперь герой не хочет вести дневник: «Не буду».

Читательский дневник по рассказу «Нежный возраст» Геласимова

Сюжет

Подросток из богатой семьи описывает в дневники события весны 1995 года: уроки музыки у старой учительницы Октябрины Михайловны, дружба с пацанами, жалость к «голубому» Семенову, которого с детства избивает отец, влюбленность в актрису прошлого Одри Хепберн. В финале: родители героя на грани развода, арест нового друга Андрея по вине пьяного Семенова, смерть учительницы. Герой хранит в памяти ее слова о том, что жизнь коротка, надо понять и пожалеть тех, кто рядом.

Отзыв

Возраст «нежный», потому что «колючие» на вид подростки ранимы. Герой рассказа на пороге взрослой жизни. У него нет материальных трудностей, но он одинок. Вначале он презирает окружающих, потом становится некоторым из них другом. Тема взросления, ломки мировоззрения, проблем в школе и с родителями, одиночество, поиск себя и идеала в этом мире. Его трудности понятны любому подростку.

Учительница учит его чувствовать красоту, сострадание. Учит прощать, радоваться жизни, принимать людей, какие они есть. Но со смертью он не готов мириться. В финале рассказа с обидой бросает записи, будто все интересное и важное в его жизни уже кончилось. Конечно, это не так. Он вновь откроет свой дневник.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Главные герои рассказа Старуха Изергиль

Замечательная повесть, написанная известнейшим русским писателем Максимом Горьким, называется «Старуха Изергиль». Главные герои данного горьковского творения люди уникальные, чистые, светлые, самоотверженные и готовые на все ради своей заветной мечты.

Повествование ведется от первого лица. Автор, который когда-то, сидя у берега, общался со старухой Изергиль, что прожила большую и насыщенную знакомствами и встречами жизнь. Ей, грея солнышке свои старые гремящие косточки, было, о чем рассказать автору. А он послушал и донес читателям эти прекрасные истории.

Старуха Изергиль

Что касается старухи Изергиль, то она в молодости и юности была красивой девушкой. Она была стройна. Но теперь абсолютно нереально узреть в этом тельце былую привлекательность. Зубы у Изергиль выпали, глаза выцвели, а кожа лица, да и всего тела, покрыта морщинами. Описывая старуху Изергиль, Максим Горький желает донести мысль, что время никого не пожалеет: ни красивых, ни уродливых. Рано или поздно каждый из нас состарится и в этой оболочке нельзя будет увидеть когдатошней внешность.

При том, что старуха была красива, что не удалось ей сохранить до настоящего времени, она обладала невероятным умом, хитростью, коммуникабельностью. Эти качества помогали ей при жизни существовать, получая удовольствие от каждого мгновения, проведенного на земле. Мне кажется, что такой человек с огромным жизненным опытом, как Изергиль, с легкостью мог бы понять и выделить для себя смысл существования на Земле.

Старуха рассказала автору две истории, каждая из которых имеет в себе романтического героя.

Ларра

Герой одной из истории – это Ларра. Его матерью является простая женщина и орел. Ларра красив собою, силен, как не силен любой другой человек. У него глаза холодные, точно у пернатого. Герой свободен, высокомерен, не понимает цены жизни, не имеет уважения к старшим людям. Ларра влюбился, но избранница отвергла его и потому он, не долго раздумывая, убил девушку. За что в наказание старейшина даровали ему одиночество и свободу. Герой превращается в тень, которая много ходит в поисках своей смерти, но ей так и не удается умереть.

Данко

Герой другой истории – это юноша по имени Данко. Он смел, красив, подарил волю народу, положив на алтарь свою жизнь, сердце. Он избран командиром, чтобы люди смогли выйти из мест, из которых невозможно выбраться. Данко жил для других и именно это является его смыслом бытия. Когда племя перестает ему доверять, то герой вынужден разорвать себе грудь и вытянуть из него сердце. Данко погибает, но он светится голубым, чего не скажешь про Ларру — тень.

Второстепенными героями можно назвать рыбака из Прута, гуцул и представитель турецкого народа. Рыбак был тем, кто нравился юной Изергиль, но потом она его разлюбила, и он был казнен за преступление, совершенное в паре со своим знакомым.

Второстепенные персонажи произведения

Второстепенные герои этого произведения, это — рыбак с Прута, гуцул, богатый турок, сын турка, Аркадэк.

Рыбак с Прута это загоревший, привлекательный, робкий юноша в кого влюбилась Изергиль, когда ее возраст был около пятнадцати. Обо всем узнала ее мать и избила ее, но это не стало преградой для девчонку. Каждый день она сбегала к нему, но вскоре он ей стал неинтересен. Вскоре его казнили вместе с гунцулом.

Гуцул молодой, рыжеволосый парень с кудряшками и усиками. Очень нежный и печальный, смотрящий в смерть достойно.

Турок — это старый и очень состоятельный человек, который забрал Изергиль в свой большой гарем, где девочка жила около недели.

Изергиль устроила побег из дворца с его сыном. Молодой и привлекательный юноша, который отправился на тот свет на руках своей любви не выдержав огромной тоски по дому.

Аркадэк еще один возлюбленный юной Изергиль.

Проблемы

Не менее богата по содержанию проблематика рассказа «Старуха Изергиль». Здесь представлены как морально-этические, так и философские вопросы, заслуживающие внимания каждого думающего человека.

  • Проблема смысла жизни. Данко видел его в спасении племени, Ларра – в удовлетворении гордыни, Изергиль – в любовных похождениях. Каждый из них был вправе выбирать себе дорогу, но кто из них почувствовал удовлетворение от своего решения? Только Данко, ведь он выбрал правильно. Остальные были жестоко наказаны за эгоизм и малодушие в определении цели. Но как сделать шаг, чтобы не пожалеть после? На этот вопрос и пытается ответить Горький, помогая нам самим проследить, какой смысл жизни оказался истинным?
  • Проблема эгоизма и гордости. Ларра был самовлюбленным и гордым человеком, поэтому он не мог нормально жить в обществе. Его «паралич души», как сказал бы Чехов, не давал ему покоя изначально, и трагедия была предрешена. Никакое общество не станет терпеть надругательства над своими законами и принципами от ничтожного себялюбца, который мнит себя пупом земли. Пример сына орла иносказательно показывает, что тот, кто презирает окружение и возвышает себя над ним, не человек вовсе, а уже на половину зверь.
  • Проблема активной жизненной позиции заключается в том, что многие стараются противодействовать ей. Она вступает в конфликт с извечной человеческой пассивностью, нежеланием что-либо делать и менять. Так и Данко наткнулся на непонимание в своей среде, пытаясь помочь и сдвинуть дело с мертвой точки. Однако люди не спешили идти ему навстречу и даже после удачного финала пути боялись возрождения этой активности, растоптав последние искры сердца героя.
  • Проблема самопожертвования в том, что его, как правило, никто не ценит. Люди распяли Христа, уничтожали ученых, художников и проповедников, и никто из них не задумался, что на добро отвечает злом, а на подвиг – предательством. На примере Данко читатель видит, как народ обращается с тем, кто ему помог. Черная неблагодарность селится в душах тех, кто принимает жертву. Герой спас свое племя ценой жизни, и не получил даже заслуженного уважения.
  • Проблема старости. Героиня дожила до преклонных лет, но теперь ей остается лишь вспоминать о юности, так как ничего не может вновь повториться. Старуха Изергиль потеряла красоту, силу и все то внимание мужчин, которым когда-то так гордилась. Только будучи немощной и уродливой, она поняла, что растратила себя напрасно, и нужно было еще тогда задуматься о семейном гнезде. А теперь кукушка, переставшая быть гордой орлицей, никому не нужна и ничего не может изменить.
  • Проблема свободы в рассказе проявляется в том, что она теряет свою сущность и превращается во вседозволенность.

Характеристика героев 2

Каждый человек хотя бы однажды в своей жизни мечтал. Людям не чуждо представлять себя героями, искать в жизни нечто прекрасное, высшее. Все мы слепо верим в то прекрасное, что рождает наше подсознание, но для того, чтобы воплотить это в жизнь, нужно приложить немало усилий, иначе мечты и стремления так ими и останутся. М.Горький в произведении «Старуха Изергиль» уделяет этому большое внимание.

Главный герой легенды о Ларре — это юноша, рождённый обычной земной девушкой, но его отец — орёл. Может быть, поэтому Ларра вырос горделивым, заносчивым и эгоистичным человеком. Он мечтает о героическом и высоком, но самовлюбленность юноши становится препятствием к исполнению его мечты. Стремясь удовлетворить только собственные потребности, он вредит другим людям. Общество не готово принимать человека, считающего себя выше всех других. Ларра сталкивается с неодобрением старейшин племени, но его это ничуть не тревожит. Подобная самонадеянность неизбежно приводит человека к трагедии, что и случается с Ларрой, обреченным на вечные скитания и муки.

Героем другой легенды выступает Данко. Старуха Изергиль отмечает силу и красоту юноши, при этом говоря, что «красивые — всегда смелые». Так и оказывается в случае с Данко. Он не боится трудностей, не останавливается перед опасностями, что резко выделяет его среди других людей. Именно он, стремясь воплотить в жизнь собственные мечты о прекрасном в жизнь, берёт на себя ответственность за жизни других людей. Мы видим, что мечты Данко рушатся в тот момент, когда принесённая им жертва не находит отклика в сердцах равнодушных людей.

Старуха Изергиль — это женщина, привыкшая мечтать. Она считает, что современное поколение не умеет жить счастливо и правильно, а она когда-то могла. Благодаря вере в легенды и сказки, надежде на лучшее будущее героиня пожизненно остаётся человеком, мечтающем о героическом и прекрасном. Неспроста рассказ носит имя именно этой женщины, до глубокой старости сумевшей сохранить умение мечтать.

Таким образом, в произведении «Старуха Изергиль» М.Горький желает показать нам, как вера придает человеку силы двигаться дальше, несмотря ни на что. Не каждая мечта, рожденная в человеческом сердце, сбывается, однако именно она становится поводом для совершения поступков, на которые не решился бы человек, не имеющий веры в то, что героическое в мире — самое прекрасное.

«Старуха Изергиль» очень краткое содержание

Действие рассказа происходит в конце XIX века под г. Аккерман в Бессарабии (сейчас г. Белгород-Днестровский, Украина). Здесь живет старуха Изергиль, которая знает множество сказок и легенд. Однажды она рассказывает автору легенду о Ларре.

Ларра был сыном земной женщины и орла. Красивый и гордый юноша считал себя первым на земле. За его гордость люди наказали его: они дали ему полную свободу. Но свобода и одиночество начали мучить Ларру. Он искал смерти, но люди не убивали его, чтобы продлить его муки. Сам себя Ларра убить не мог. Вот уже тысячи лет тень Ларры ходит по свету в ожидании смерти. Так он был наказан за свою гордость.

В тот же вечер старуха Изергиль рассказывает автору историю своей жизни. Изергиль прожила интересную, насыщенную жизнь. У нее было много романов. Из-за любви к одному мужчине Изергиль убила человека. После бурной молодости она наконец вышла замуж, но ее муж умер. Теперь одинокая Изергиль доживает свой век, рассказывая сказки молодым людям.

В продолжение вечера старуха Изергиль рассказывает легенду о Данко. Однажды племя людей оказалось в дремучем лесу. Смелый красавец Данко повел племя за собой в поисках выхода. Чтобы осветить людям путь, он вырвал из своей груди пылающее сердце.

С помощью горящего сердца Данко вывел племя из леса и тут же умер. Люди растоптали его горящее сердце, от которого остались лишь искры. С тех пор искры храброго сердца Данко летают по степи.

На этом старуха Изергиль заканчивает свой рассказ.

Это интересно: Сказку «Воробьишко» Горький написал в 1912 году. Горький пишет очень драматично и пронзительно, но есть у него и легкие, славные рассказы, вот краткое содержание «Воробьишко» для читательского дневника — один из них.

Вариант 3

Самые главные люди рассказа являются автор, Данко, Ларра и самая важная героиня старушка Изергиль.

Автор — это мужчина который беседует со старушкой Изергиль, именно этому мужчине она рассказывает о своем пройденном пути, рассказывая обо всем, и не боялась осуждения. Чувствуется, что автор очень добродушный и мудрый персонаж.

У Старушки Изергиль была яркая и насыщенная жизнь, и в молодые года была очень стройной или красивой. А сейчас с лицом с морщинами, с большим и сам на клюв носов, с бесцветными глазами, и у нее не было зубов. Этим рассказчик описывает как-то, что годы некого не щадят. Она ничуть не напоминала себя в молодости. Но у нее оставался ясный ум, отличная память, и по-своему женский взгляд на жизнь. Она от мужчин брала только то, что хотела, жила в свое удовольствие, это ее своеобразная философия. Старушка безумно рада жизни, была гордой, расчетливой, хитрой и смелой. Она многое прожила, много где была и увидела многое, она стала понимать жизнь.

Ларра это персонаж первой из историй которую рассказывает пожилая женщина. Он сын обычной девчонки и орла. Его мощь превышала человеческую, он был очень привлекателен, самовлюблён и смел. Взгляд Ларры был ледяным как у орла. Единственное чего он хочет, это свобода, самолюбие, гордость. За его убийство лидеры не лишают его житья на этом свете. Он стал теню, которая живет тысячелетия, пытаясь уйти, но ему это не доступно.

Данко это не только красивый, но и храбрый парень, который пожертвовав своей жизнью создал людям свободную жизнь. Все хотят его видеть главным, чтобы он вел их из темных, холодных и темных мест к лучшей жизни. Смысл Данко как человека, это жить для других. Когда люди больше не верят Данко, он решает вырвать сердце из себя и осветить им путь. В противовес Ларры, который становится теню, Данко становится синими искорками.

Содержание «Старухи Изергиль» по главам

Глава 1

Истории, которые рассказывает автор своим читателям, он слышал в Бессарабии, работая вместе с молдаванами на сборе винограда. В один из вечеров, закончив трудиться, все работники ушли к морю, а в тени винограда остались отдыхать только автор и пожилая женщина по имени Изергиль.

Наступил вечер, по степи плыли тени облаков, и Изергиль, показывая на одну из теней, назвала ее Ларрой, и поведала автору древнюю легенду.

В одной стране, где земля щедра и красива, жило счастливо человеческое племя. Люди охотились, пасли стада, отдыхая, пели и веселились. Как-то раз во время пира орел унес одну из девушек. Она вернулась только через двадцать лет и привела с собой красивого и статного юношу. Оказалось, все прошедшие годы украденная соплеменница жила с орлом в горах, и юноша – их сын. Когда орел стал стареть, он бросился с высоты на скалы и погиб, а женщина решила вернуться домой.

Сын царя птиц внешне не отличался от людей, лишь «глаза были холодны и горды». Он непочтительно разговаривал со старейшинами, а на других людей и вовсе смотрел свысока, говоря, что «таких, как он, нет больше».

Старейшины рассердились и приказали ему идти туда, куда хочет, – ему не было места в племени. Юноша подошел к дочери одного из них и обнял. Но та, боясь гнева отца, оттолкнула его. Сын орла ударил девушку, она упала и умерла. Юношу схватили и связали. Долго думали соплеменники, какое наказание ему выбрать. Послушав мудреца, люди поняли, что «наказание – в нем самом» и просто отпустили юношу.

Героя стали называть Ларра – «отверженный». Много лет жил Ларра, вольно обитая возле племени: воровал скот, крал девушек. Стрелы людей не брали его, прикрытого «невидимым покровом высшей кары». Но однажды Ларра приблизился к племени, дав понять людям, что не будет защищаться. Кто-то из людей догадался, что Ларра хочет умереть – и никто не стал нападать на него, не желая облегчить его участь.

Видя, что не погибнет от рук людей, хотел юноша убить себя ножом, но тот сломался. Земля, об которую бился головой Ларра, уходила из-под него. Убедившись, что сын орла не может умереть, люди племени обрадовались и ушли прочь. С тех пор, оставшись совсем один, гордый юноша бродит по миру, уже не понимая языка людей и не зная, что ищет. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Так был наказан человек за свою непомерную гордость.

До собеседников с берега донеслось чудесное пение.

Глава 2

Старуха Изергиль сказала, что так красиво могут петь только те, кто влюблен в жизнь. Ей «хватило крови» дожить до своих лет именно потому, что любовь была сутью ее жизни. Изергиль рассказала автору о своей молодости. Перед ним проходили один за другим образы любимых старухи Изергиль.

Рыбак с Прута, первая любовь героини. Гуцул, повешенный властями за разбой. Богатый турок, с шестнадцатилетним сыном которого сбежала Изергиль из гарема «от скуки» в Болгарию. Маленький монах-поляк, «смешной и подлый», которого за обидные слова героиня, подняв, сбросила в реку. «Достойный пан с изрубленным лицом», любивший подвиги (ради него отказалась Изергиль от любви мужчины, осыпавшего ее золотыми монетами). Венгр, ушедший от Изергиль (его нашли в поле с простреленной головой). Аркадэк, красавец шляхтич, спасенный героиней из плена, последняя любовь сорокалетней Изергиль.

О разных минутах своей «жадной жизни » поведала собеседнику женщина. Пришло время, когда она поняла – пора обзавестись семьей. Уехав в Молдавию, вышла замуж и уже около тридцати лет живет здесь. К моменту, когда автор познакомился с ней, мужа не было в живых около года, а она жила с молдаванами – сборщиками винограда. Она нужна им, ей хорошо с ними.

Женщина закончила рассказ. Собеседники сидели, наблюдая за ночной степью. Вдали были видны голубые огоньки, похожие на искры. Спросив, видит ли их автор, Изергиль сказала, что это – искры «горящего сердца Данко», и начала рассказывать еще одну древнюю легенду.

Глава 3

В давние времена жили в степи гордые, жизнерадостные, не знающие страха люди. Их таборы с трех сторон окружены были дикими лесами. Однажды чужие племена пришли на землю людей и вытеснили их в глубь старого непроходимого леса, где были болота и вечный мрак. От смрада, поднимавшегося из болота, люди, которые привыкли к степным просторам, гибли один за другим.

Сильные и смелые, они могли бы пойти биться с врагами, «но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы». Люди сидели и думали, как им быть – но от тягостных мыслей ослабли они духом и в сердцах их поселился страх. Готовы они были уже сдаться врагу, но их товарищ Данко «спас всех один». Данко обратился к людям, призывая пройти сквозь лес – ведь где-то лес должен был кончиться. Столько живого огня было в глазах юноши, что люди поверили и пошли с ним.

Путь был долог и труден, сил и веры в Данко оставалось у людей все меньше. Однажды во время сильной грозы отчаялись люди. Но признаться в слабости своей не смогли, вместо этого обвинили Данко в неумении вывести их из леса. Как дикие звери, готовы были они броситься на него и убить. Юноша пожалел их, понимая, что без него соплеменники погибнут. Сердце его загорелось желанием спасти людей – ведь он любил их. Данко вырвал свое сердце из груди и поднял его высоко над головой – оно полыхало ярче, чем само солнце. Герой шел вперед и вперед, освещая «факелом великой любви к людям» дорогу. Вдруг лес закончился – перед людьми был простор степи. С радостью взглянул Данко на свободную землю – и умер.

Люди не обратили внимания на смерть юноши, не увидели они и сердца, по-прежнему пылавшего возле тела героя. Только один человек заметил сердце, и, опасаясь чего-то, наступил на него ногой. Гордое сердце, брызнув искрами вокруг, угасло. С тех пор появляются в степи те голубые огоньки, которые видел автор.

Старуха Изергиль закончила рассказ. Затихло все вокруг, и автору показалось, что даже степь зачарована благородством храброго Данко, не ждущего награды за сожженное ради людей сердце.

Выводы

Как любое классическое произведение, рассказ Горького подводит читателя к размышлению о важнейших вопросах: для чего живет человек, как ему жить и каким жизненным принципам следовать, что есть свобода. Пересказ «Старухи Изергиль» дает представление о сюжете, идее, персонажах произведения. Прочтение полного текста рассказа позволит читателю окунуться в яркий и выразительный мир горьковских героев.

Это интересно: Повесть «Фома Гордеев» Горького была написана в 1899 году. Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем прочитать краткое содержание «Фома Гордеев» по главам. В своем произведении автор раскрыл тему внутреннего разложения буржуазного класса, показал неизбежность смены исторического миропорядка.

Урок – исследование.

«Пробуждение души»  (по рассказу А. Геласимова «Нежный
возраст»).

Аннотация. Подробно анализируя с учащимися художественный мир рассказа А.
Геласимова «Нежный возраст», учитель помогает своим ученикам приблизиться к
пониманию внутреннего мира героя, постигнуть истоки нравственного взросления
подростка.

 Ключевые слова: душа, духовный мир, подростковый возраст, нравственное
взросление, жанр дневника, скрытый психологизм.

К уроку подготовлена презентация.

 Если душа существует,  неверно
было бы думать, что она дается нам уже сотворенной. Она творится на земле, в
течение всей жизни.

                                                                                                    
Альбер Камю

Цели урока:

1.погрузиться в художественное пространство рассказа А. Геласимова
«Нежный возраст», на основе анализа художественного произведения приблизиться к
пониманию потаенной жизни души героя,

2. на основании сравнения мира  собственных ценностей и духовного мира
героя постигнуть истоки нравственного взросления подростка,

3 совершенствовать навыки работы с художественным текстом: выделять
главное, аргументировать высказывание, делать выводы,

4.уметь находить средства художественной выразительности в тексте,
выявлять их роль,

5.формировать в себе чуткое отношение к человеческим переживаниям,
убедиться в необходимости духовного роста.

Класс можно разделить на 3 группы  и организовать как индивидуальную,
так и групповую работу на уроке.

Ход урока.

Урок начинается с прослушивания композиции «Лунная река» из фильма
«Завтрак у Тиффани».

1.Нравится ли музыка? 2. Какие чувства она вызывает?
3. Современна ли она?

 Слово учителя. Это та самая музыка, которую слушает герой рассказа у
Октябрины Михайловны. Именно эту композицию он научился играть на фортепьяно
двумя пальцами. Да, настоящая музыка создается душой, сердцем, поэтому она
всегда современна. Эту музыку очень приятно слушать. Но, как известно, музыка
не только завораживает нас  красотой звуков, она побуждает желание познать
себя, окружающий мир через композицию звуков. Можно предположить, что именно
так она и воздействовала на героя рассказа, который нам предстоит исследовать.

Объявляется тема урока и определяются цели.

Почему рассказ называется «Нежный возраст»?

В названии прослеживается два плана: с одной
стороны, автор, называя нежным подростковый возраст, акцентирует наше внимание
на том, что в этом возрасте мы особенно нуждаемся в заботе, внимании, бережном
отношении. Это период самоутверждения  и то же время подростки очень ранимы. С
другой стороны, здесь звучит ирония автора: кому придет в голову называть
подростковый возраст нежным? Подростки  в представлении взрослых всегда
непослушные, грубые, нарушающие все правила приличия, отвергающие все нормы
общежития, увлекающиеся громкой музыкой неотесанные лохматые бунтари
.

— Что же это за нежный подростковый возраст?

В подростковом возрасте происходит не только
физическое, но нравственное взросление; определяются жизненные приоритеты. 
Именно этому возрасту свойственны юношеский максимализм, юношеский идеализм.
Идет становление личности. Это возраст интенсивного формирования мировоззрения,
нравственных убеждений, принципов и идеалов, системы оценочных суждений,
которыми подросток начинает руководствоваться в своем поведении. В этом возрасте
мы испытываем особую потребность в настоящей дружбе, искренней любви, уважении
нашей личности. Несмотря на внешнй нигилизм, душа подростка  жаждет
справ렵дливости, добра, красоты. 

 — А в каком   мире живет герой рассказа? Каковы его
взаимоотношения с окружающими? Вставить в представленную схему ключевые слова,
характеризующие отношение героя к школе, семье, сверстникам.

image001

Школа. …одни дебилы, гидроцефалы, …фракийские племена,
…расцвет дебилизма, …полный мрак, …учителей разгонять палкой, …достали, тупые
дуры, …тренер – козел, …училка… тупая как все,  …автомат.

Семья: отец – …жмот  несчастный, …побоялся, …орали всю
ночь, …врезал в ухо, наверное, на маму разозлился, …дураки;

мать — …много всего об стенку расколошматила, ..может,
ей купить автомат,… не разговаривают почти неделю, …я достал её со своим черно-
белым фильмом, …два раза не ночевала дома, …опять не ночевала.

Друзья. Друзей нет. Семенов лезет со своей дружбой.
Антон Стрельников…влюбился в новую  училку, лучше бы он крысиного яду наелся.

— Каким представляется мир, в котором живет герой?

Это мир грубый, отталкивающий, холодный, в котором царит
ненависть, жестокость, мир абсолютно одиноких людей, не связанных живыми
человеческими отношениями, хотя речь идет о самых близких людях: родителях, одноклассниках.
Герой явно страдает в этом мире. Ему невыносимо одиноко, отсюда  грубость в
выражениях и жестокость поступков, отсюда агрессия и автомат как символ эпохи
90-х и как стремление покончить с этим холодным миром жестокости.

— В чем вы видите причину такого протестного поведения
подростка, ведь, как видно из произведения, герой учится в элитной школе, семья
материально обеспечена?

 Герой лишен самого главного в жизни – настоящей
семьи и дружбы. Человеку, особенно в подростковый период очень важно осознавать,
что у него есть дом, близкие ему люди, которым он очень нужен, что он любим и
защищен. Семья – это и школа любви, и школа нравственности, источник наших
самых сокровенных ценностей. У героя нет семьи в её истинном значении. Под
одной крышей живут чужие люди; отец и мать заняты собой, выяснением отношений;
им не до сына. Юноша в своем доме безмерно одинок: ни тепла, ни любви, ни
участия, ни настоящей родительской заботы он не испытывает, о нем будто забыли.
У него нет друга, с кем можно поделиться своими мыслями, радостями и печалями;
он лишен дружеской поддержки, дружеской привязанности. Он лишен самого главного
жизненного опыта, который получает человек в семье и дружбе: опыта бережного
взаимоотношения.

— Почему А. Геласимов создает свое произведение в
жанре дневника?

Дневник – жанр художественной литературы,
произведение, написанное в виде небольших, обычно датированных заметок о
событиях в жизни героя, его чувствах и мыслях. Особенность дневника –
предельная искренность, достоверность, выражение своих чувств, как правило, без
оглядки на чье-либо мнение. Дневник позволяет наиболее  глубоко и достоверно
раскрыть душевное состояние героя, показать становление и развитие его
личности. И главное — читатель видит, насколько одинок этот юноша, ему не с кем
поделиться тем новым, что он почувствовал, что начало в нем происходить.

— Герой рассказа дневник ведет в течение двух месяцев:
первая запись сделана 14 марта 1995 года, последняя – 14 мая 1995 года. Почему
только в первой записи указана не только дата, но и точное время: 16 часов 05
минут. Как это объяснить?

 Время указано не случайно. Видимо, на героя
рассказа подействовала музыка, от которой он проснулся. После какого-то
размышления он решил заняться музыкой. Он подсознательно отвергает грубость, пустоту
и  одиночество. В нем заговорил юношеский идеализм. Юность всегда тоскует в
этом мире и подобно бескрылой птице готова оторваться от земли и улететь ввысь.
Юношеский идеализм – бессознательный зов к небу, который человек чувствует в
своем сердце, это жажда истины, добра, красоты. Юность легко поддается
увлечениям чувства.

Герой еще не осознает, что ему хочется вытолкнуть из
своей жизни стыдное, грубое, бессмысленное. Чувство протеста рвется из него. И
это мы видим в следующих записях.

 Чтение записей 15 и 23 марта 1995 года.

15 марта 1995 года.

И плаванием заниматься не буду. Надоело. Все равно
пацаны  ходят только для того, чтобы за девчонками подглядывать. В женской
душевой есть специальная дырка.

Ходил к старухе насчет фортепиано. Согласилась. Деньги,
сказала, вперед. Она раньше была директором музыкальной школы.  Потом  то ли
выгнали, то ли сама ушла. Рок-н-ролл играть не умеет. В квартире воняет
дерьмом. Книжек много.

23 марта 1995 года.

Интересно, сколько стоит хороший автомат? Мне бы в
нашей школе он пригодился. Ненавижу девчонок. Тупые дуры. Распустят волосы и
сидят. Каким надо быть дураком, чтобы в них влюбиться? Воображают  фиг знает
что.

Дома тоже автомат бы не помешал. Опять орали всю ночь.
Они что, плохо слышат друг друга?

— В жизни подростка появляется Октябрина Михайловна,
пожилая соседка, в прошлом директор музыкальной школы. Что в этом событии
является самым главным для подростка?

У юноши впервые в жизни появился собеседник,
которому он был интересен, который не только рассказывал, но и слушал,
интересовался его жизнью. Именно Октябрине Михайловне он рассказал о Семенове.
Именно Октябрина Михайловна разглядела в нем то, что было скрыто даже от глаз
его родителей, казалось бы, самых близких людей. Герой начал меняться.

— Вставить ключевые слова, характеризующие отношение
героя к Октябрине Михайловне до 2-го апреля и после 2-го апреля.

image002

— Какие изменения происходят в жизни подростка?

Налаживаются отношения с подростками во дворе.
Меняется отношение к Семенову: даже решил пригласить его на день рождения. Постепенно
 меняется  взаимоотношение с отцом: они начинают общаться.

— Почему в своем дневнике герой так много страниц
отводит фильму и актрисе Одри Хепберн?

Просмотр отрывка из художественного фильма Уильяма
Уайлера
«Римские каникулы».

Мир этого фильма – это мир красоты, добра,
благородства. Эстетическое наслаждение красотой приобщает человека ко всему
мудрому, делает его тоньше, воспитывает душу. Это мир, куда хотя бы на время
подросток прячется от мира реального. Читаем в рассказе: «Смотрел «Римские
каникулы» в седьмой раз».

 Что же
способствует, на ваш взгляд,  пробуждению души подростка?

 Это музыка, кино, книги, это общение с тонким,
добрым, понимающим человеком.

— Какие истины открыла Октябрина Михайловна подростку?

ü Существует другой мир: мир кино, мир музыки, мир книг;

ü у подростков возникают проблемы с родителями оттого,
что они не успевают застать своих родителей в нормальном возрасте;

ü надо жалеть друг друга, пока живы, ведь мы все умрем;
всех становится жалко, независимо от цвета, и себя жалко, и родителей, и вообще
всех.

— Какие отличия вы нашли в языке, которым написаны
первые и последние страницы дневника?

На последних страницах дневника из языка
подростка исчезли грубые слова, оскорбительные характеристики,  даже поменялась
тональность записей.

Слово учителя: Читая рассказ, мы с вами становимся свидетелями
процесса духовного развития подростка. Одна из главных притягательных черт
художественной литературы — её способность раскрыть тайны внутреннего мира
человека, выразить точно и ярко душевные движения. Важной отличительной
особенностью этого произведения можно назвать – мастерство в изображении
внутреннего мира их героя, его психологического состояния. И самое,  пожалуй,
удивительное  —   автор  намеренной скупостью языковых средств погружает
читателя в глубинные тайны движений души подростка. Основная форма
художественного изображения   этого рассказа —  скрытый психологизм.

— Дайте определение скрытого психологизма.

 Психологизм скрытый, косвенный, «подтекстовый»  направлен на
анализ внутреннего мира героя «извне» т.е. внутренний мир героя показан не
непосредственно, а через внешние симптомы, которые не всегда могут быть
однозначно интерпретированы. Основной прием в данном случае – психологический
анализ, который выступает в сочетании с другими приемами: портрет, пейзаж,
интерьер, художественная деталь, комментарий. К приемам психологизма относится
также умолчание. Изображая поведение персонажа, писатель в какой-то момент
вообще ничего не говорит о переживаниях героя, тем самым заставляя читателя
самого производить психологический анализ.

Наша задача — понять внутреннее состояние героя, отметить,  какие

процессы   идут в его душе, которых он сам ещё не понимает и не может
объяснить.

— Внимательно прочитать запись, датированную 9 апреля
1995 года.  Какие чувства испытывает герой?

9 апреля 1995 года.

Октябрина Михайловна показала мне песню “Moon River”.
Из фильма “Завтрак у Тиффани”. Кассеты у нее нет. Когда пела — несколько раз
останавливалась. Отворачивалась к окну. Я тоже туда смотрел. Ничего там такого
не было, за окном. Потом сказала, что они ровесницы. Она и Одри. Я чуть не
свалился со стула. 1929 год. Лучше бы она этого не говорила. Еще сказала, что
Одри Хепберн умерла два года назад в Швейцарии. В возрасте 63 лет.

Какая-то ерунда. Ей не может быть шестьдесят три года.
Никому не может быть столько лет.

А Октябрина Михайловна сказала: “Значит, мне тоже
пора. Все кончилось. Больше ничего не будет”.

Потом мы сидели молча, и я не знал, как оттуда уйти.

Герой способен на сострадание. Он даже может
проявить деликатность, душевную тонкость. «Потом мы сидели молча, и я не знал,
как оттуда уйти». Явное противоречие сознания подростка и его подсознания,
подсказывающего ему, как поступить. Происходит подростковое открытие глаз,
когда многое еще не понятно, но многое он уже начинает понимать.

— Внимательно прочитать запись, датированную 11 мая
1995 года.  Каково душевное состояние героя?

11 мая 1995 года.

Приходила мама. Сказала: можно поговорить? Я сказал —
можно. Она говорит — ты какой-то странный в последнее время. У тебя все в
порядке? Я говорю: это я странный? Она говорит — не хами. И смотрит на меня.
Так, наверное, минут пять молчали. А потом говорит — я, может, уеду скоро. Я
говорю — а. Она говорит — может, завтра. Я снова говорю — а. Она говорит: я не
могу тебя взять с собой, ты ведь понимаешь? Я говорю — понятно. А она говорит:
чего ты заладил со своим “понятно”? А я говорю — я не заладил, я только один
раз сказал. Сказал и сам смотрю на нее. А она на меня смотрит. И потом
заплакала. Я говорю: а куда? Она говорит — в Швейцарию. Я говорю — там Одри
Хепберн жила. Она говорит: это из твоего кино? Я говорю — да. Она смотрит на
меня и говорит — красивая? Я молчу. А она говорит: у тебя девочка есть? Я говорю:
а у тебя когда самолет? Она говорит — ну и ладно. Потом еще молчали минут пять.
В конце она говорит: ты будешь обо мне помнить? Я говорю — наверное. На память
пока не жалуюсь. Тогда она встала и ушла. Больше уже не плакала.

 Подросток страдает, он весь как будто сжался,
он изо всех сил сдерживает свои чувства. На мамины слова он отвечает или
междометием «а», или ничего не значащими фразами, например, «на память не
жалуюсь», или противоречит,  стараясь скрыть боль, которую испытывает. 

— Какими приемами художественной выразительности
передается душевное состояние героя?

Состояние героя передается простыми рублеными
скупыми фразами. Это простые предложения, часто разорванные, т.е. используется
парцелляция. Это и односоставные предложения. Это и  намеренный лексический
повтор: говорю, говорит, снова говорю и т.д. Это  существительные и глаголы.
Это и авторские  знаки, обилие тире, передающее взволнованность  говорящего,
напряженность ситуации, т. е.  намеренно скупые фразы,  недосказанность,  молчание,
 за которым  скрыты одиночество, боль, страдание, жажда любви, взаимопонимания,
душевной теплоты.

— Финал этого рассказа трагичен. На подростка
сваливаются испытания. Перечислите их.

1.Пацаны перестали разговаривать.

2. Бросила мать.

3. Умерла Октябрина Михайловна.

— Подросток принимает решение больше не писать
дневник. Прочитать запись в дневнике, датированную  14 мая.

14 мая 1995 года.

Октябрина Михайловна умерла. Вчера вечером. Больше не
буду писать. Не буду.

— Писатель использует прием открытого финала.
Он как бы бросает своего героя в самую тяжелую минуту. О чем заставляет
задуматься вас автор таким приемом?

Несмотря на то что умерла Октябрина
Михайловна, которая, пожалуй, единственная поддерживала в нем тягу к
идеальному, мы можем не сомневаться в том, что подросток изменился. Теперь он
уже знает, что хорошо и что плохо. У него пробудилась душа, появились
нравственные ориентиры, изменился взгляд на жизнь. Он уже не способен на
предосудительные поступки. 

— Предлагаю обобщить свои размышления при помощи   синквейна.
Тема синквейна «Душа», «Подросток».

Напоминаются правила
составления СИНКВЕЙНА.

Первая строка — тема синквейна,
заключает в себе одно слово (существительное ),
которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

Вторая строка — два слова ( прилагательные или причастия),
они дают описание признаков и свойств предмета или объекта.

Третья строка — образована тремя глаголами ,
описывающими характерные действия объекта.

Четвертая строка — фраза из четырёх слов,
выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету
или объекту.

Пятая строка — одно слово-резюме,
характеризующее суть предмета или объекта.

Чтение учащимися синквейнов.

Подведение итогов урока. Оценивание работы учащихся.

Рефлексия

Продолжи
предложение и поставь себе оценку

1.      
На
уроке я работал…

2.      
Своей
работой на уроке я …

3.      
Материал
урока мне был …

4.      
Урок
заставил меня задуматься над…

5.      
Настроение,
с которым я ухожу с урока…

Оценка «     »

Слово учителя.  Хочется обратить ваше внимание на слова
французского писателя Альбера Камю, что являются эпиграфом  к нашему уроку
«Если душа существует,  неверно было бы думать, что она дается нам уже
сотворенной. Она творится на земле, в течение всей жизни». Помните об этом,
ребята.

Прослушивание песни Юлии Славянской «Пробудись, душа».

Домашнее задание: Написать мини-сочинение по одной из проблем рассказа.

ПРИЛОЖЕНИЕ                                                             

Синквейн на тему
«Подросток».

Подросток,

срадающий, одинокий,

любит, ищет,
меняется.

Ранимая личность,
скрывающая переживания.

Нежность.

Подросток,

ранимый,
размышляющий,

не унывает,
взрослеет, страдает.

Пытается измениться в
этом мире.

Взросление.

Подросток,

эмоциональный,
несчастный,

рассуждает,
взрослеет, меняется.

Хочет самого малого –
любви.

Я.

Подросток,

эмоциональный, перерождающийся,

страдал, терпел,
искал.

Свою жизнь изменит к
лучшему.

Самостоятельность.

Конспект урока литературы в 9 классе.

Герой нашего времени (по рассказу А.
Геласимова «Нежный возраст»)

видеоурок на республиканский  конкурс «Лучший урок
с применением средств электронного обучения»

Ход урока

Мотивация

— Здравствуйте, ребята. В начале
нашего сегодняшнего урока напомню вам недавний случай из жизни. Подумайте: кем
можно назвать главного героя?

В ночь на 3-е января из-за
непогоды на автотрассе
Оренбург-Орск в снежный плен попали десятки автомобилей.
Спасатели эвакуировали более 80 человек.  Среди спасателей оказался и
полицейский Данил Максудов. Он отдал  свою куртку ребенку, а рукавицы
замерзающей девушке. Его представят к государственной награде. В данный момент
полицейский находится в больнице: ему пришлось частично ампутировать
обмороженные пальцы. (слайд 1)

— Прокомментируйте действия
Максудова. Кем его можно назвать? (Кристина: Я считаю, что Данил
Максудов-настоящий герой: он проявил сострадание, бескорыстие  и
самоотверженность. Его можно назвать героем нашего времени)

— А как считают другие? (Я
согласен (-сна) с мнением Кристины, побольше бы таких  людей)

— Верно, ребята, у каждого
времени есть свой герой.

Определение темы и цели 
урока, формулирование  проблемы

—  Исходя из услышанного и
прочитанного дома рассказа, определите тему сегодняшнего  урока.

( С.Диана- тема нашего урока:
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ  (ПО РАССКАЗУ АНДРЕЯ ГЕЛАСИМОВА «НЕЖНЫЙ ВОЗРАСТ») (слайд
2)

— Правильно. Эта тема вам
знакома?  Что вы читали на эту тему? ( Ильназ: Мы читали роман Михаила Юрьев
ича Лермонтова «Герой нашего времени»)

— Как зовут героя Лермонтова?
Героем какого времени он является и что еще  вы о нем можете сказать?  (Радмир:
Герой романа Лермонтова – Григорий Александрович Печорин,  молодой офицер
дворянского происхождения, пытавшийся, но так и не нашедший   смысл жизни. Он
страдал сам и приносил страдания своему близкому окружению. Сам автор говорит о
нем так: «портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их
развитии». Печорин – герой
XIX  века)

Верно. Мы сегодня познакомимся с
жизнью и творчеством современного писателя, Андрея Валерьевича Геласимова,
который тоже затронул заявленную нами тему  в своем рассказе «Нежный возраст».

 — Какова будет цель нашего
урока? (Даша: Сегодня на уроке мы познакомимся с  жизнью и творчеством Андрея Геласимова
 и попытаемся определить, каков герой нашего времени)

(на слайде 2 появляется цель
урока)

 Работа по теме

1. Сообщение о биографии
Геласимова (С.Дима) (слайд 3)
(уч-ся
записывают даты и события в тетради)

2. Беседа по содержанию
рассказа «Нежный возраст»

·        
Каковы ваши впечатления от
прочитанного?

Мнения ребят:

-Мне рассказ понравился:  он
жизненный, в нем есть проблема одиночества, а мне она знакома —  Кристина

 — Рассказ написан на разговорном языке, просто,
доступно и кратко – Л.Дима.

 — А мне рассказ не понравился,   в нем много
жаргонов, есть нецензурные слова -Наташа

·        
Почему рассказ так назван?
 Подберите синонимы к  слову НЕЖНЫЙ (хрупкий, ранимый, тонкий, слабый, ломкий)
(слайд 4) (запись в тетради)

·        
О каком возрасте идет
речь? Докажите свое мнение (   Нежный возраст — это подростковый период, потому
что в этом возрасте человек меняется, взрослеет, происходит перестройка
организма. Душа подростка ранима и хрупка  —  Надя) (появляется на слайде и
запись в тетради)

·        
А сколько поколений
представлено в рассказе? (в рассказе представлено 3 поколения: рассказчик,
родители, Октябрина Михайловна- Даша) (слайд 4) (запись в тетради)

— Прекрасно. Расскажите о героях. Приведите цитаты из
текста

3.Работа в группах (слайд 5)

Г1- Главный герой: возраст, род занятий, интересы.

Г2 –ШКОЛА: отношение героя к учителям, одноклассникам,
школе в начале и в конце рассказа

Г3 –СЕМЬЯ:

·        
Какая семья? (внешне
благополучная, а внутри агрессия, отчужденность, глухота и непонимание)

·        
Что происходит в семье в
начале и в конце рассказа? (развод родителей, сын остается с отцом, мать
уезжает в Швейцарию)

Г4 – ОКТЯБРИНА МИХАЙЛОВНА:

·        
Кто она ?(бывший директор
школы, 65 лет, не выходит, уважают пацаны, держит бездомных котов)

·        
Как он называет героиню
вначале рассказа? А потом? Почему?

·        
Зачем дает посмотреть
фильм?

·        
— Какие чувства переживает
герой после просмотра фильма?
 Сейчас я вам предлагаю посмотреть некоторые
кадры из фильма, за игру в котором главная героиня получила премию Оскар. (Просмотр
кадров из фильма)

·        
 Кто такая Одри Хепбёрн (сообщение
об Одри Хепбёрн (Амирова) (слайд 6)

·        
Что еще и зачем дает
учительница герою? (книга Оскара Уайльда и песню «Лунная река, приобщает его к
видам искусства: кино, литература, музыка) (слайд 7)

·        
Чему научила героя старая
учительница (эпизод с Семеновым, с дворовыми ребятами, с песней)

·        
Как изменилась жизнь
героя? (он стал лучше, культурнее, обрел друзей, взаимопонимание в семье и в
школе)

Вывод: каким бы ни был возраст, главное, чтобы
в нем была любовь и нежность.

— Последние слова Октябрины Михайловны

Жалейте друг друга. (слайд 8) Вот об этом и рассказ.

— В какой форме написан рассказ? В форме дневниковых
записей. Докажите.

4. Работа с «Памяткой»

Памятка « Признаки дневника как жанра» (слайд 9):

·        
          каждая запись почти всегда приурочена к
определенной дате;

·        
          известная отрывочность
записей;

·        
          зашифрованность или полное сокрытие имён или
фамилий;

·        
          преобладание самих фактов над их
осмыслением;

·        
          категоричность и неаргументированность общих
оценок;

·        
          иногда — записи на основе первичных
впечатлений, непроверенных предположений, слухов, мнений.

·        
          дневник как жанр
монологичен;

·        
          дневник не ретроспективен, он современен
описываемым событиям, пишется для себя и не рассчитан       на публичное
восприятие (в отличие от литературного дневника), что сообщает ему особую
подлинность, достоверность.

-Почему автор выбирает форму дневника? ( Характерна
особая  достоверность, позволяющая   поделиться  самым сокровенным.  Дневник-
самораскрытие героя — позволяет проследить становление личности).

 5.Какие проблемы поднимаются в рассказе? 
 Проблема взаимоотношений родителей  и детей, 
проблема    нравственной глухоты, отсутствия взаимопонимания,
 проблема насилия в семье,  на улице, в обществе. (На доске и в
тетрадях фиксируются ответы ребят.)

6. Какой  временной промежуток 
охватывает рассказ
? (14.03 -14.05) Как вы думаете, это конец
рассказа? Появятся ли еще записи в дневнике? И о чем?

 7. Вернемся к теме урока. Вы согласны,
что  наш герой — это герой нашего времени?  И в каком
 смысле «герой»? ( Герой — наш современник.  Этот рассказ о нас и для
нас. Рассказ повествует  о жизни молодого человека, в которой встретилось
много жестокости. Но душа у него не огрубела, и, записывая свои мысли и впечатления
в дневник, парень находит в себе силы, постепенно меняется и понимает, что есть
доброта, любовь, надежда).

 8. Рефлексия

— Напомните цель урока. Достигли мы ее? (слайд 11)

— -Какие выводы для себя вы сделали после прочтения
этого рассказа?

— Прочтете ли вы рассказ Геласимова когда – нибудь
еще? Почему?

9. Домашнее задание. (слайд 12) Варианты на выбор учащихся:

1) Напишите  продолжение дневника

2) Напишите сочинение — миниатюру «Каков герой нашего
времени?»

3) напишите отзыв к этому рассказу

10. Оценивание

11. Итог. Ребята, всем спасибо за урок. Я думаю, этот урок дал
вам много нового, заставил о чем-то задуматься и у вас появились ориентиры в
жизни. Желаю вам любви, нежности, взаимопонимания с родителями, в школе.
Жалейте друг друга! Закончить урок хотелось бы просмотром кадра из фильма
«Завтрак у Тиффани» и прослушать песню «Лунная река из этого кинофильма»
(звучит музыка)

Урок окончен. До свидания!

  • Проблемы в рассказе олеся
  • Проблемы которые затрагивает пушкин в романе капитанская дочка маша миронова сочинение
  • Проблемы воспитания и образования в комедии недоросль сочинение 8 класс литература
  • Проблемы в рассказе людочка астафьева
  • Проблемные темы сочинений по тихому дону