Ющенко Юлия
МБОУ СОШ №8
г. Каменск-Шахтинский
7 «б» класс
Проблемы современного состояния русского языка
Не страшно
Под пулями мертвыми лечь,
И горько остаться без крова,
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово!
С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. Русский язык – это национальный язык великого русского народа, включающий в себя все многообразие языковых средств, которые используют в своем общении русские люди. Он принадлежит к числу наиболее распространенных языков мира. В настоящее время на нем говорят более 230 миллионов человек. Русский язык имеет большое международное значение. Он входит в число мировых языков, является одним из рабочих языков Организации Объединенных Наций, на нем написаны важнейшие международные договоры и соглашения, проводятся конференции и симпозиумы.
Много знаний о родной речи дает школа. Однако в ней изучаются лишь основы науки о языке, закладывается фундамент знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего совершенствования речи. После школы нас ждет множество увлекательных профессий. И где бы мы ни трудились: на заводе, в поле, в исследовательской лаборатории или лечили людей — всюду нам необходимо глубокое знание родного языка, умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли.
Русский язык неоднороден по составу: он включает в себя литературный язык, диалекты, просторечие и жаргоны.
Высшей формой русского языка является литературный язык. Это язык науки и школы, публицистики, деловых документов, художественной литературы, театра, радио, телевидения, язык повседневного общения культурных людей. В последнее время словарный состав русского литературного языка претерпевает следующие изменения: происходит образование новых слов, состав русского языка пополняется иноязычной лексикой, происходит смысловое изменение целого ряда слов и выражений, фразеологические обороты, связанные со старым укладом жизни, уходят из языка.
В нашем языке много слов, заимствованных из других языков, а также много нецензурной лексики и «слов-паразитов». Все вместе они нарушают чистоту нашего родного языка.
«Чистое Слово» — это очень широкое понятие. Говоря про чистоту устной речи, мы подразумеваем отсутствие в ней ненормативной лексики, правильность постановки ударения при произношении слов, отсутствие слов-паразитов и различных жаргонов. Паразит по природе своей вредоносен и пользы никакой не приносит. Всю жизнь человек боролся с паразитами в огороде, в организме, а с самым главным злодеем все никак справиться не может.
В письменном виде чистота слова, прежде всего, проявляется в соблюдении всех правил грамматики и орфографии. Главными причинами возникновения всего, что нарушает чистоту слова, являются различный уровень образования людей, среда, в которой человек находится, воспитание и семейные традиции.
К сожалению, многие люди не осознают, что чистота родного языка — это показатель культуры и морального состояния всего народа. Но если каждый начнет с себя и будет призывать к этому окружающих, то, возможно, наш родной и могучий русский язык не потеряет свою красоту и силу.
Чистоту русского языка должны соблюдать, прежде всего, взрослые люди, потому что они являются примером во всем для молодого поколения. Взрослые дают нам – детям – пример для подражания. На взрослых хотят быть похожими малыши. Мамы — самые красивые, папы — самые сильные. А если ребёнок слышит, как папа ругает маму отборной бранью? Или мама в разговоре с подругой особо не выбирает выражения? Он понимает, что так можно. В школе речевой грязи не меньше. Мы хотим самоутвердиться, быть сильнее, взрослее. Но как же трудно и долго взрослеть по-настоящему. Вот мы и «взрослеем», соревнуясь в том, кто более оригинально и грубо выразится, или кто не испугается выразиться при взрослых. Что же касается речи школьников во внеурочное время, то мы отличаем разительное несходство языка детей на уроках и вне уроков. Прежде всего «свободная от уроков» речь подростков перенасыщена жаргонизмами (круто, тачка, прикол, офонареть, чувак, тусовка, прикинь, блин, лох, понты, потрясно, клёво, отстой). Широко употребительны прозвища, нередко обидные. Весьма распространены навязчивые «лишние» слова: ну, в общем, короче, типа, вот, это, значит, это самое, такое дело и т.п. Специализированные жаргонизмы связаны с учёбой: диря (директор школы), химоза (учитель химии), истеричка (учитель истории).
Так к какому народу мы будем принадлежать? Решать нам! И начинать надо с нас. Получается, с наших родителей и друзей.
Сначала мы ходим в детские сады, потом учимся в школах. Чтобы много знать, надо много читать. Каждый человек в сознательном возрасте должен задуматься об этой проблеме и внести свой посильный вклад в борьбе за чистоту слова. Он может повышать свой культурный и образовательный уровень, следить за грамотностью устной и письменной речи, читать книги, пополняя свой словарный запас, обогащая речь пословицами, поговорками, крылатыми выражениями. Самый доступный и лёгкий пример чистой речи в книгах. Книги подскажут, чему надо учиться, помогут отличить хорошее, меткое русское слово от словесного мусора. И полюбить это хорошее. Миллионы книг хранят в себе неприкосновенную мудрость народа, достоверность народной истории, произведения мастеров слова от античности до современного нам времени, которые делились с нами своими мыслями, мечтами, давали советы, открывали бесконечную красоту мира и человека, заставляли переоценивать жизненные принципы и ценности, природу людей. И всё это один язык – наш родной русский язык, красочный и живой, выразительный и точный, мелодичный и певучий, с помощью которого можно выразить все чувства и мысли, обуревающие души человеческие, можно рассказать обо всем, что мучает человека, не дает ему покоя, заставляет искать пути поиска решений. А теплота речи, нежность, ласковость фраз обволакивает человека и утешает в горе, зовет превозмочь все трудности и невзгоды и выйти победителем, журчит убаюкивающей материнской любовью и заботой.
В наш двадцать первый век – век скоростей, техники, информации, без некоторых заимствованных слов просто не обойтись. Но есть слова, употребление которых не оправдано. Интернет, как паук, заманивает в свои сети и не отпускает уже никогда. Только единицы не пользуются его ресурсами и не общаются с его помощью. Жизнь на половину переехала в социальные сети. Но даже в Интернете мы спешим. Найти необходимую информацию, подготовить выступление, пообщаться с друзьями. Не хватает нам времени. Вот и экономим на языке. А, может, просто лень набирать целые слова. Проще и интереснее вставлять смайлики для выражения своих чувств и эмоций. Представьте, что у вас день рождения. Вы читаете «С ДР». Всем понятно, что это значит с днем рождения, но много ли чувств вложил человек, написав эти 3 буквы?
Вот и рождается какой-то одним собеседникам понятный язык. Неужели мы так думаем, так чувствуем? Краткость – сестра таланта, говорят, но не до такой же степени. Я постоянно задаю себе вопрос: «А что с нами станет потом? Какое будущее нас ждет?» Возможно, мы будем общаться жестами и, вообще, забудем о русском языке, не говоря уже о его чистоте. Но, поразмыслив, я решила, что это невозможно. Ведь в нас, в русских людях, любовь к родному языку заложена с рождения нашими предками.
Мощь и богатство русского языка отмечали писатели-классики. Еще М.В. Ломоносов находил в русском языке «великолепие испанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того, богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языков». И.С. Тургенев называл русский язык «великим, могучим, правдивым и свободным».
Богатство русского языка, его огромная роль в жизни нашей страны и на мировой арене обязывают нас серьезно и внимательно изучать его, постоянно совершенствовать в этой области свои знания, умения и навыки. Вольтер считал, что чужой язык можно выучить за полгода, родной же – изучать всю жизнь.
Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова! Постоянно пользуйтесь словарями и справочниками, которые должны быть в каждой домашней библиотеке. Особенно важны толковые словари, показывающие стилистические и грамматические особенности слов.
В.В. Виноградов писал: «Высокая культура разговорной и письменной речи, хорошее знание и чутье родного языка, уменье пользоваться его выразительными средствами, его стилистическим многообразием – самая лучшая опора, самое верное подспорье и самая надежная рекомендация для каждого человека в его общественной и творческой деятельности».
Забота о культуре речи имеет не только личное, но и общественное значение. Каждый человек должен стремиться к высокой культуре речи, бережно и любовно относиться к языку. Неиссякаемое богатство русской речи – это наше народное достояние. Нам его беречь и умножать. Своеобразным заветом всем последующим поколениям звучат слова И.С. Тургенева: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками, в числе которых блистает опять-таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса!»
Автор На чтение 27 мин. Просмотров 2 Опубликовано
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЯЗЫКА
Если раньше мы писали письма друзьям, то теперь общается по «мылу» с френдами.Народная мудрость
Вышеприведенный эпиграф беспристрастно диагностирует изменения, произошедшие в родном языке в конце прошлого – начале нынешнего века. Никто не будет спорить с тем, что язык – живой организм, и он тоже подвержен влияниям и изменениям. Вопрос лишь в том, не носит ли это нашествие неологизмов разрушительного характера подобно тому, когда чистая речка благодаря бытовым или промышленным стокам сначала мутнеет, а потом и вовсе становится опасной для окружающих.
По аналогии с экологией окружающей среды существует и лингвистическая экология – направление в изучении современного русского языка, ставшее в последнее время чрезвычайно актуальным. Лингвистическая экология призвана дать объективную картину состояния национального языка, проанализировать доминирующие тенденции, предупредить о возникающих «болезнях», уберечь язык как важнейшее средство общения.
Исследования современных лингвистов фиксируют, к сожалению, неблагополучную экологию нашей языковой среды. Как считают ученые, это опасная тенденция, ведь языковая среда не только задает некие стандарты, она формирует тип личности. Засилье слышимых и видимых неправильных текстов (в основном, это реклама, тексты в СМИ, в соцсетях, теле- и радиопрограммы) приводят к снижению уровня языковой культуры, в итоге – к деформированию личности, к развитию агрессивного, разрушительного начала. По мнению лингвистов, можно выделить следующие экологические проблемы современного русского языка:
- Обеднение лексикона и фразеологических ресурсов. В последнее время исследователи говорят о сужении культурного пространства в молодежной среде. Это выражается в отрицании прежних ценностей, ранее общепринятых норм в различных сферах нашей жизни. Так, мы утратили формы обращения друг к другу, часто обращения напоминают мычание. Даже экскурсовод, по меткому замечанию одного иностранца, приехавшего в Россию, использует в качестве обращения слово «ну»: «Ну, идемте обедать».
- Жаргонизация речи, использование уголовной лексики. Русский язык сегодня криминализирован. Примеров этому множество: срубить бабок; фраер; лох; отморозок; беспредел; оторвись по полной; тебя просто разводят; впаривать любую дрянь; разборка;
- Использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д. Нельзя признать нормальным частое присутствие мата в художественной литературе, в кино, в театре. В телесериалах, в ток-шоу, даже в речи известных людей можно услышать подобные выражения. Такое расшатывание стилистических установок оказывает серьезное влияние на массовое сознание и приводит к восприятию мата как нормы. Возвращаясь к нашим аналогиям, можно сказать: загрязнение языка матерными выражениями – то же самое, что загрязнение чистой реки зловонными бытовыми отходами.
- Массовая безграмотность. Причем наблюдаются повсеместно не только ошибки в написании или произношении слов (средствА, килОметр, катАлог, красивЕе и многое-многое другое), но и ошибки синтаксические, лексические, стилистические.
- Снижение уровня владения письменной и устной речью. Отмечается сокращение базы разговорного языка, особенно у молодого поколения. В результате многие выпускники средних школ не могут составить осмысленное высказывание. Они не используют в своей речи фразеологизмы, широко представленные в художественной литературе, и не понимают их значения.
- Замена русских слов иноязычными (в основном англоязычными) заимствованиями, которые можно разделить на две категории: необходимые заимствования, отвечающие потребностям самого языка, и заимствования, не носящие характер необходимости, которых можно было бы избежать при более бережном отношении к родному языку. Конечно, усиление информационных потоков, появление глобальной компьютерной сети интернет, развитие мирового рынка, информационных технологий – все это не могло не привести к вхождению в русский язык новых слов – в основном, английских.
Можно привести множество примеров из различных сфер жизни. Обновление политической терминологии: парламент; премьер-министр; вице-премьер. мэр, спикер. У всех на слуху экономические и финансовые термины: бартер, дилер, дистрибьютер, маркетинг, инвестиция, фьючерсные кредиты и т. д. В спорте: дайвинг, боулинг, хет-трик… В массовой культуре: ремейк, имидж, постер, хит…. С развитием компьютеризации появились термины, относящиеся к компьютерной технике: дисплей, файл, интерфейс, принтер, сканер, ноутбук, браузер, сайт и другие.
К сожалению, многие считают иностранную лексику более привлекательной, престижной, «ученой». Возможно, поэтому англицизмы начали заменять собой существующую русскую лексику. Например, эксклюзивный – исключительный; прайс — лист – прейскурант; имидж – образ. Вот примеры слов, имеющих синонимы в русском языке: презентация – представление; тинейджер – подросток; эксклюзивный – исключительный. Исследования, проведенные среди студентов машиностроительного комплекса Южно-Уральского технического колледжа, показали, что англицизмы широко проникли в нашу жизнь: 45% опрошенных отметили, что в их повседневном общении достаточно часто встречаются заимствования из английского языка. Обнаружилась и такая негативная тенденция: 67,5% (две трети) студентов не знают лексического значения представленных англицизмов. А это значит, что в некоторых случаях студенты не понимают, о чём идёт речь, например, в средствах массовой информации, в объявлениях, в рекламе и т.д.
Это опросы лишний раз подтверждают выводы ученых-лингвистов о неблагополучной экологии современного русского языка. Есть повод задуматься, не правда ли? Человек живет и работает, действует и взаимодействует с другими людьми в определенной языковой среде. Если разрушается данная языковая среда, то затем разрушительные процессы начинаются и в обществе.
Опубликовано вкл 04.12.2017 — 1:04Автор: Костенко Алексей
Наш язык на сегодняшний день как никогда нуждается в спасении, очищении. Нас же волнует спасение окружающей среды? Так почему не должно волновать очищение русского языка? Хорошая правильная речь, хорошее владение русским языком всегда будут актуальными. На сегодняшний день само обращение к этой проблеме является актуальным, потому что, как я считаю, мы настолько загрязнили свой родной русский язык, что пора действовать, пока не поздно. Вот почему я выбрал именно эту тему и считаю её не менее важной, чем всё остальное: спасение рек, озёр, лесов, синих китов…
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Часцовская средняя общеобразовательная школа
ИССЛЕДОВАНИЕ НА ТЕМУ:
«ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ РУССКОГО ЯЗЫКА»
Выполнил:
Ученик 9 Б класса Костенко Алексей Сергеевич
Руководитель:
Пашинская Ирина Николаевна
Оглавление
Введение. 2
I.Современный русский язык, его две составляющих. 3
II.Проблемы чистоты русского языка. 4
а) Канцелярит и слова-паразиты. 7
б) Заимствования; 9
в) Инфернальная лексика. 10
г) Жаргонизация. 13
д) Компьютерный сленг. 15
е) Безграмотность. 17
Вывод. 20
Литература: 21
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад,
это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием;
в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса».
И.С. Тургенев.
В последнее время мы часто говорим об экологии. Термин «экология» обычно употребляется в естественнонаучном смысле: как наука о биосфере, о взаимодействии человека с природой. Но в последнее время слово «экология» приобретает более широкое значение. В средствах массовой информации мы часто слышим «экология языка», «экология слова». Что же это такое? Это значит чистота русского языка — без мата, слов-паразитов, отдельных жаргонизмов и вульгаризмов и т.д.
Экология языка — это сохранение родного языка, его словесного богатства, чистоты, здоровья, это наука о целостности языка, о его связи с культурой своего народа, это наука об энергетике слова, о его творящей силе, о его отношениях с биосферой, с языком живой природы; это, наконец, понятие о духовном значении слова, о глубокой взаимосвязи с личностью, с характером и судьбой народа, с высшими духовными сферами.
Наш язык на сегодняшний день как никогда нуждается в спасении, очищении. Нас же волнует спасение окружающей среды? Так почему не должно волновать очищение русского языка? Хорошая правильная речь, хорошее владение русским языком всегда будут актуальными. На сегодняшний день само обращение к этой проблеме является актуальным, потому что, как я считаю, мы настолько загрязнили свой родной русский язык, что пора действовать, пока не поздно. Вот почему я выбрал именно эту тему и считаю её не менее важной, чем всё остальное: спасение рек, озёр, лесов, синих китов…
Что такое современный русский язык? По моему мнению, русский современный язык состоит из двух главных частей. Прежде всего, это литературный язык — язык художественной литературы, науки, печати, радио, телевидения, театра, школы, государственных документов. Важнейшей особенностью его является нормированность; значение и употребление слов, произношение, правописание, а также образование грамматических форм подчиняются общепринятому образцу.
Вторая составляющая современного русского языка — язык, на котором говорит народ. Это национальный язык русского народа, форма русской национальной культуры. Он представляет собой исторически сложившуюся языковую общность и объединяет всю совокупность языковых средств русского народа, в том числе все русские говоры и наречия, а также различные жаргоны.
Мне сейчас 15 лет. Как только я начал осознавать себя частью общества, я заметил, что современный русский язык в последнее десятилетие претерпел значительные изменения по сравнению с веком двадцатым, а тем более с веком девятнадцатым.
Писатели и общественные деятели прошлых веков давали высокую оценку русскому языку. Еще М.В. Ломоносов восхищался его богатством, подчеркивая, что русский язык «имеет природное изобилие, красоту и силу, чем ни единому европейскому языку не уступает».
А.С. Пушкин, как и другие его современники, принял участие в решении вопроса о языке русской литературы и вместе с тем о литературном языке русской нации. Он говорил: «Прекрасный наш язык, под пером писателей неучёных и неискусных, быстро клонится к падению. Слова искажаются. Грамматика колеблется. Орфография, сия геральдика языка, изменяется по произволу всех и каждого».
«Да будет честь и слава нашему языку, который в самом родном богатстве своём, почти без всякого чуждого примеса течёт, как гордая величественная река…» — так сказал Николай Михайлович Карамзин. На мой взгляд, совершенно правильно сказал. В двадцать первом веке (а то и в конце двадцатого) язык претерпел большие изменения. Появилось много мусорных слов, которые загрязняют нашу речь. Русский народ начал забывать наш исконно чистый русский язык и употреблять мусорные слова в повседневной речи. А уже из повседневной речи замусоренные слова начали появляться в газетах, а иногда в телевизионных передачах. Речь начала активно загрязняться после появление интернета и социальных сетей. Так скажем различные непонятные сокращения для быстроты отправки сообщений и некоторые заимствования из английского языка. Но об этом ниже.
Но наш великий русский язык не однотипный по сравнению с английским.
Например, возьмем три синонимичных слова: анекдоты, шутки, приколы. Мы понимаем небольшое различие этих слов, хоть они и синонимичны. А в переводе на английский язык мы получаем: jokes, jokes, jokes…
Сразу видно разнообразие нашей речи синонимичными словами. Так речь становится точнее и не становится однотипной.
Русский язык для людей — это средство выражения своего личного мнения и своих мыслей. В последнее время язык стал непринужденным и раскрепощенным. Но если так, то выявляются и дефекты языка.
Посредством языка проявляется бескультурье и невежество. Некоторые считают, что раскрепощение языка — это неплохо, что в этом есть свои положительные стороны, которые помогут языку совершенствоваться. Я так не считаю. Русский язык не должен становится распущенным и олицетворять собой вседозволенность.
Обилие речевых и орфографических ошибок указывает на то, что люди неуважительно относятся к собственному языку и не учитывают его историческое значение. В современном обществе прекратили обращать внимание на правильную речь.
По словам моих родителей, еще совсем недавно, в 80-х годах прошлого века, и по радио, и по телевидению дикторы говорили на чистом литературном языке, и люди равнялись на них, стараясь говорить так же красиво и чисто, не употребляя слов-паразитов или каких-нибудь других слов, которые загрязняли наш язык. А сейчас, какой канал ни включи, можно услышать: «ни хрена»,«на фига». Я уже не говорю про радио! Такое чувство, что наши современные диджеи вообще в школе не учились и не имеют понятия о литературном русском языке.
Я думаю, что человек, который говорит красиво и правильно, чистым языком, более успешен в своей сфере деятельности. Но, к сожалению, в наше время мало кто задумывается о культуре речи, не стремится развивать свой язык, избавляться от загрязнений и речевых ошибок.
По исследованиям учёных, последнее десятилетие ушедшего века отмечено разительными переменами в нашей языковой жизни. И одна из них — более свободное обращение со словом. Эта свобода обнаруживается не только в речах митинговых ораторов и политических деятелей, не только под пером журналиста, но и в повседневной речевой практике обычных носителей русского языка. Литературная норма стала более терпимой и к просторечному обороту, и к жаргонному слову, и к новым иноязычным заимствованиям.
Насколько я могу судить, всё это можно отнести и к нашему веку. В нашем 21 веке с русским языком вообще происходит что-то неладное. Я бы сказал, что наш язык стал похож на мусорное ведро, куда скинуты иноязычные слова (заимствования), канцелярит, молодежный сленг, компьютерный сленг, инфернальная лексика, тюремный жаргон и т.д.Проблемы чистоты русского языка как раз и состоят в них. Филологи и лингвисты бьют тревогу. Идёт постепенная подмена ключевых слов культурно-исторического сознания нашего этноса (брачные партнёры вместо супруги, имидж, вместо образ и т. п.). Мы уже недосчитываемся нескольких сотен слов.
Вот это и есть основная проблема экологии русского языка.
Язык, как и культурные и природные ценности, надо защищать. Но, к сожалению, весь этот мусор настолько укоренился в нашей жизни, что это будет сделать нелегко.
Да и я сам порой могу сказать какое-нибудь ругательство, хотя понимаю, что так нельзя. Просто сейчас так модно, и так все говорят. Мои одноклассники, да и я, практически перестали общаться друг с другом. Нам гораздо проще написать SMS, в которых для простоты общения и в целях экономии денег можно обойтись без знаков препинания, без заглавных букв. Там не нужны правила русского языка. Но в том-то и дело, что мы живём в обществе, а значит, обязаны общаться, значит, должны знать свой родной язык. Без языка нет и народа.
Каковы же проблемы чистоты русского языка?
По мнению лингвистов, можно выделить следующие экологические проблемы современного русского языка:
- обеднение лексикона и фразеологических ресурсов;
- жаргонизация речи, использование уголовной лексики;
- использование ненормативной лексики в бытовом общении, СМИ и т.д;
- массовая безграмотность;
- снижение уровня владения письменной и устной речью;
- замена русских слов иноязычными (в основном англоязычными) заимствованиями.
С сентября по февраль я провёл исследование в своём классе (20 человек) и обнаружил, что я и мои одноклассники в своей речи очень часто прибегаем к словам, которые загрязняют наш язык .
а) Канцелярит и слова-паразиты.
Канцелярит — слово, придуманное Корнеем Ивановичем Чуковским для обозначения стиля русского языка, употребляемого в основном в среде чиновников и юристов.
Канцеляризмы проникают не только в книжную, но и в разговорную речь, в которой можно отметить порой нелепые сочетания стилистически несовместимых слов. Абсурдность насыщения разговорной речи канцеляризмами становится очевидной, когда встречается их пародийное употребление. Например, мама спрашивает меня, чем я сегодня занимался. Я отвечаю: «В первой половине дня я погружался в систему знаний. Сведения, полученные в результате этого, помогут мне в дальнейшей реализации их при контрольно-проверочных мероприятиях».
Ну, и зачем такие сложности? Когда можно ответить намного проще:
— Сегодня я был в школе, отсидел шесть уроков, скоро контрольная, поэтому пошёл-ка я учить уроки.
Итак, канцеляриты, которые используем мы в своей речи:
От учителей нашей школы можно услышать такую фразу:
— Мы ведем борьбу за повышение успеваемости…
А ученики чаще всего отвечают так:
— Мы стараемся хорошо учиться…
Слова-паразиты– это разнообразные частицы и слова, которыми говорящий заполняет вынужденные паузы, их употребление не оправданно содержанием и структурой высказывания (вот, ну, это самое, так сказать, знаете ли, как бы и др.). Ни одно слово в языке не является словом-паразитом, таковыми слова становятся в нашей речи.
Я часто говорю «ну», «так сказать», когда пытаюсь протянуть время при ответе урока, давая себе время что-то вспомнить.
Если в речи присутствуютслова-паразиты, речевые штампы, канцеляризмы,то это свидетельствует о бедности и ограниченности словарного запаса. Моё исследование показало, что часто мы используемслова-паразиты, такие как«это самое», «ну», «так сказать», «скажем так», «вот», «типа», «значит», «короче», «на самом деле», «конкретно», «да?», «э-э-э». Из 10-ти мальчиков нашего класса их используют семь человек в повседневной речи постоянно. А из десяти девочек я слышу каждый день от восьми.
Есть ещё «блин», «ё-моё», на мой взгляд, это почти ругательные слова, но всё-таки цензурные. Ихиспользуют все мои одноклассники и одноклассницы.
По количеству употребленных слов-паразитов и канцеляризмов лидируют девочки. Их эмоциональная речь изобиловала междометиями.
При подсчете количества слов получились такие цифры: 55 процентов слов были сказаны девочками, а 45 процентов – мальчиками. (см. Диаграмма № 1)
Диаграмма №1. Канцелярит и слова-паразиты.
<spg src=»https://nsportal.ru/sites/ap.nsportal.ru/files/2013/10/16/solovey.jpg»>
Валентин Берестов. Аист и соловей
Солнечная система. Взгляд со стороны
Северное сияние
Иван Васильевич меняет профессию
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Содержание:
Значение термина
Во все времена язык и речь считались признаком цивилизации, становления общества. Это средство коммуникации, которое является отражением уровня культуры и образованности нации. Изучение и совершенствование его — вовсе не добровольное занятие филологов, а насущная необходимость.
На фоне популярных сегодня проблем, связанных с охраной окружающей среды во всем мире, сбережению национальных ценностей уделяется недостаточно внимания. В последнее время появилось отдельное направление в науке, которое посвящено чистоте русской речи. Оно называется эколингвистикой.
По отношению к речи этот термин впервые ввел в оборот Эйнар Хауген в 1975 году. Он сформулировал суть проблемы, вывел положения о том, что все языки, как и отдельные биологические виды, способны зарождаться и погибать, расти и трансформироваться, переплетаться между собой и даже загрязняться. Существует вполне реальная угроза полного вымирания, поэтому вопрос сохранения экологической чистоты стоит особо остро. Бережное отношение к народному достоянию позволит защитить его от полного уничтожения.
Таким образом, экологией языка называется сохранение его богатства и разнообразия, целостности и связи с национальной культурой. Кроме того, термин включает:
- изучение энергетики слова;
- определение духовного значения выражений и фраз;
- исследование взаимосвязи с личностью и обществом в целом;
- соблюдение правил словообразования и построения предложений.
В докладах и эссе специалистов можно встретить две составляющие: литературный язык (художественные книги, вещание телевидения и радио, представления в театре, преподавание в учебных заведениях и составление любых документов) и разговорный (форма общения, исторически сложившаяся в ходе становления национальной культуры и традиций). Для первого характерны нормированность и сдержанность, корректное произношение и правописание, соблюдение общепринятого образца составления грамматических форм. Второй характеризуется наличием жаргонов, неполных предложений, а также специфических слов, свойственных той или иной эпохе.
Красотой и силой русского языка восхищались в своих статьях и очерках великие писатели, например, Лермонтов, Пушкин, Карамзин. О загрязнении отечественной речи впервые заговорили после активного распространения интернета и социальных сетей.
Причины загрязнения речи
Современное общество практически не обращает внимания на то, насколько часто вместо культурных и грамотных выражений употребляются жаргоны и непристойные слова. Это демонстрирует невысокий уровень образованности, а в некоторых случаях и моральную опустошенность.
К одной из причин обеднения великого и могучего русского языка относится малый словарный запас. Молодежь практически перестала читать книги, которые являются основным способом повышения саморазвития. Специалисты выделяют также ряд других факторов, объясняющих ухудшение экологии языка:
- сочинения и рефераты пишутся по готовой электронной информации на заданную тему;
- учебные часы по русскому и литературе сокращаются;
- вымирает эпистолярный жанр;
- вместо конспектов и устных докладов на уроках используются слайды и визуальная демонстрация;
- речь перенасыщена сленгами и словами иностранного происхождения.
Многие не намерены получать высшее образование, а заинтересованы в организации предпринимательской деятельности, которая требует исключительно материальных вложений, а не знаний. Отсюда вытекает еще одна проблема — неумение вести деловые переговоры в различных сферах бизнеса, отсутствие навыков эффективной коммуникации.
Русский язык является культурной ценностью, которая нуждается в защите и охране не меньше, чем природные ресурсы. Постепенно в речь входят слова, которые подменяют привычные всем термины (брачные партнеры вместо супругов, имидж вместо делового образа).
Общество приводит в качестве аргументов различные доводы, оправдывая собственную безграмотность. Специалисты считают, что из-за накопившихся проблем в виде безработицы и низких доходов нация не стремится владеть языком в совершенстве и часто пренебрегает нормами речи.
Кроме того, существенно меняются рассуждения, стереотипы мышления, манеры поведения. Отклонение от литературных речевых стандартов хорошо заметно при разговоре. Человек неправильно ставит ударения, что недопустимо для сотрудников солидных фирм и международных компаний. Часто используется нецензурная лексика, а иногда отмечается и злоупотребление канцеляризмами.
Влияние интернета
С появлением многочисленных соцсетей и мобильных телефонов общество приобрело возможность обмениваться краткими сообщениями. Как правило, в небольших текстах с емким содержанием собеседники не используют знаки препинания, употребляют сокращенные варианты слов и фраз. Языковые средства и развернутые высказывания практически не встречаются в переписках.
Интернет, как не существовавшая ранее коммуникативная среда, внес существенные изменения в процесс общения между людьми и практически полностью разрушил стереотипы речевого поведения. Новый стиль взаимодействия потребовал трансформации старых языковых формул:
- пользователи сети применяют особый сленг и «сорные» выражения, которые легко переходят в общеупотребительную повседневную лексику;
- в электронной переписке очень кратко и сжато передается содержание;
- в игровых условиях подростки максимально вливаются в виртуальное пространство, у них вырабатывается манера разговорной речи даже в самых серьезных условиях.
Проведение большого количества времени в сети сказывается на уровне грамотности подростков и взрослых. На ЕГЭ и контрольных работах ученикам сложно сформировать предложение правильно, они привыкают не красочно описывать увиденное, а кратко передавать суть, заменяя часть слов и эмоций смайликами. Традиционное «спасибо» заменяют на СПС, а поздравления именинникам звучат в виде фразы «С ДР!».
Отдельное место в разговорной речи занимают слова-паразиты. Они крепко входят в повседневную жизнь, их сложно выбросить из лексикона и заменить красивыми языковыми средствами. Эта проблема встречается не только у людей со скудным словарным запасом, но и у достаточно образованных — бизнесменов, реализующих грандиозные проекты, политиков и других публичных личностей.
Владение нормами русского языка в устной и письменной форме является залогом успеха во всех сферах профессиональной деятельности, в личном общении.
Учить родную речь никогда не поздно. Как говорил классик: «Не знать не стыдно, стыдно не хотеть знать».
Еще тесты
Читайте также
Сочинение на тему Любовь — аргументы и примеры текстовСочинение на тему — Мой лучший друг (5 вариантов текстов)Cочинение на тему: Мой любимый школьный предмет — 5 образцовПоэт и поэзия в лирике Михаила Юрьевича Лермонтова
1. Экология языка (лингвоэкология, эколингвистика) — это такое направление лингвистической теории и практики, которое, с одной стороны, связано с изучением факторов, негативно влияющих на развитие и использование языка, а с другой стороны, с изысканием путей и способов обогащения языка и совершенствования практики речевого общения. Экология языка, по идее, должна лежать в основе так называемой языковой политики государства, прежде всего в сферах образования, юриспруденции, переговорных процессов, делопроизводства и, конечно, в деятельности средств массовой коммуникации.
2. Почему государство и общественные институты, к числу которых принадлежат и СМИ, должны вообще проявлять заботу о языке? Дело в том, что нормальное состояние национального языка, тем более — языка государственного, каким является русский язык, высокий уровень речевой культуры — показатели благополучного состояния общества. Потому что язык не только отражает, но и формирует мышление, регулирует поведение, межличностные и межкорпоративные отношения, является универсальным инструментом управления, воспитания и т.д.
Особую, исключительную роль играет язык, точнее — создаваемые на нем тексты и занимающаяся текстами филология — в формулировании и разъяснении идеологии, т.е. мировоззренческих установок общества, в частности, так называемой национальной идеи, тех сакральных ценностей и сверхсмыслов, без которых не может развиваться и просто долго существовать никакое государство, никакая нация.
3. Колоссальная роль языка как знаковой системы и речи как реализации этой системы в жизни общества побуждает лингвистов к отслеживанию процессов, происходящих в речевой практике социума. Такой лингвоэкологический мониторинг позволяет судить о некоторых нездоровых явлениях и тенденциях массовой речи.
3.1. Обеднение лексикона и фразеологических ресурсов, особенно у молодого поколения. В эксперименте выпускники средних школ не могут составить осмысленных высказываний, например, с такими фразеологизмами, как «альфа и омега», «неопалимая купина», «валаамова ослица», «врачу, исцелися сам», «взыскующие града» и т.п. (т.е. с фразеологизмами, широко используемыми в художественной литературе).
3.2. Невладение многозначностью некоторых ключевых слов эпохи, их произвольное осмысление, а также спекулятивное использование в качестве политических ярлыков в политической борьбе: патриот, националист, национал-патриот, либерал, консерватор, красно-коричневый, левый, правый, экстремист и др. Неоднозначность понятийного содержания при сильной отрицательной оценочности делает эти слова опасными в употреблении, т.к. их легко приспособить для манипулирования сознанием аудитории. Эти факты являются одним из проявлений речевой агрессии, которая очень характерна для современных публичных дискуссий.
3.3. Нельзя признать нормальным растабуирование мата, который часто, причем в особо изощренном виде, присутствует даже в так называемой художественной литературе и в театре (возьмите хотя бы «продукцию» Вл. Сорокина). Впрочем, цинизм как речевое явление может обходиться и без мата. Если усопшего известного артиста называют «знаменитым жмурцом», а известное изображение св. Георгия Победоносца «колченогий на беременной» (примеры из прессы), то это хуже простодушного мата.
3.4. Не мотивированная какой-либо целесообразностью замена русских слов иноязычными (в основном англоязычными) заимствованиями: электорат (избиратели), модератор (ведущий), джус (сок), контент: «Это не детский контент» (о содержании сайта в Интернете), фол: «Предвыборный марафон завершился бесславным фолом» (ср.: провалом, поражением, неудачей).
3.5. Жаргонизация речи, нарушающая стилистическую норму (привожу выписки из телевизионной и газетной речи журналистов): срубить бабок; бухают на свадьбе; газетный отморозок; оторвись по полной; тебя просто разводят; полный расколбас; впаривать любую дрянь; он клинился; ни хрена не работает; гнать хрень, Скоро масленица, блин! (заголовок); Кутунью запал на Волочкову (заголовок); Клинтон приехал в Сидней оттянуться (заголовок) и т.п.
Справедливости ради нужно отметить, что бывают жаргонизмы довольно точные и образные, они имеют шанс со временем войти и входят в литературный язык, в ту его часть, которая называется разговорно-бытовым языком (языком неофициального бытового общения). За пределами бытовой сферы их употребление должно быть осторожным и мотивированным специальными целями. Например: «Надо остановить беспредел с ценами на энергоресурсы». Беспредел сильнее передает значение оценки, чем, например, выражение: необоснованное повышение цен на энергоресурсы.
3.6. Близка к немотивированной жаргонизации речевая вульгарность (грубая примитивность выражения): «В России на 1000 мужчин — 1154 женщины. А нам, женщинам, чтобы не загудеть в эти 154, нужно серьезно раскорячиться. Например, сделаться стервой» (КП, 25 мая — 1 июня 2006 г.) и т.п.
3.7. Наконец, просто обычная безграмотность. Причем это не только ошибки в произношении или написании слов (средствА, свеклА, мОрковь, осУжден, квАртал, килОметр, катАлог, красивЕе и мн. др.), но и ошибки грамматические, лексические, стилистические.
4. Лингвистическая экология предполагает не только выявление слабых мест и сторон в общественно-речевой практике и формулирование соответствующих рекомендаций в адрес субъектов языковой политики, но и выявление, фиксацию и пропаганду удачных результатов языкового творчества писателей, журналистов, политических деятелей и т.д. В этом смысле вполне лингвоэкологическими являются такие специализированные издания, как например: словари синонимов, словари паронимов, словари эпитетов, словари сравнений, словари метафор, словари крылатых слов и выражений, словари и энциклопедии афоризмов, словари языка поэзии и т.д. В такого рода словарях, справочниках, энциклопедиях содержится огромное языковое богатство, которое можно и должно использовать не только профессиональным коммуникаторам (учителям, журналистам, политическим деятелям всех уровней), но и всем культурным людям вообще. Беда в том, что об этом словарном богатстве многие просто не знают. Например, все ли сотрудники нашего университета знают, что в Красноярском государственном университете (ныне Институте естественных и гуманитарных наук СФУ), на факультете филологии и журналистики, подготовлен и опубликован в 2005 году издательством «Флинта: Наука» «Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочеты», получивший высокую оценку в центральной прессе (см. «Известия», 22 апреля 2005 г.)?
5. Сейчас достаточно очевидно, что язык выполняет свои функции тем лучше, чем совершеннее его реализация в средствах массовой информации. СМИ недаром называют четвертой властью. СМИ даже не четвертая власть, а первая власть, потому что влияние СМИ на умы, речевые вкусы и предпочтения миллионов людей значительнее, во всяком случае — не меньше, чем у семьи, школы и других общественных институтов. Это влияние будет плодотворным при сильной языковой политике. Есть ли она у нас в стране и, соответственно, в регионе? В современной России языковая политика только зарождается. Признаками такого зарождения являются, по крайней мере, три факта: 1) наличие Федеральной целевой программы «Русский язык» (о наличии соответствующей действующей региональной программы мне ничего не известно); 2) принятие Парламентом и утверждение Президентом в июне 2005 года «Федерального закона о государственном языке Российской Федерации» (закон принят, но о нем далеко не все знают, и он, как кажется, по настоящему еще не «работает»; 3) Указ Президента РФ «О проведении Года русского языка» (в 2007 году).
Хочется надеяться на то, что в нашем университете формирующаяся языковая политика государства найдет достойное отражение как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности, в частности, в систематических публикациях газеты СФУ, посвященных русскому языку и литературе.
Используемые источники:
- https://podlinnik.org/russkiy-yazyk/russkiy-yazyk-segodnya/ekologicheskie-problemy-russkogo-yazyka.html
- https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2017/12/04/problemy-ekologii-russkogo-yazyka
- https://nauka.club/literatura/sochineniya/ekologiуа-russkogo-yazyka.html
- https://gazeta.sfu-kras.ru/node/307
Информация
Уважаемые школьники!
Вместе с заданиями размещайте и свои варианты решения. В противном случае ваше сообщение будет проигнорировано
-
Автор темы
yliay
- писарь
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 28.12.2010
- Образование: школьник
- Откуда: Краснодар
- Возраст: 28
Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исправт
Сообщение
yliay »
Тема: Тенденции развития современного русского языка: за и против.
Язык — это важнейшее средство человеческого общения, который непрерывно меняется в течение времени. Существуют разные точки зрения на современное развитие русского языка. «Многие считают, что пик его развития уже прошел, и сейчас наступает упадок. Другие же считают, что процессы, происходящие сегодня в русском языке вполне закономерны, и ни о каком упадке и речи быть не может».
События, происходящие в 20 веке, оказали большое влияния на историю русского языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи.
После распада СССР в российском обществе произошли значительные политические и экономические изменения, которые оказали влияния на условия употребления русского языка в устной и письменной речи.
Изменения в речи могут вести не только к положительным, но и к отрицательным изменениям в языке.
Сначала рассмотрим некоторые положительные тенденции, которые сформировались в речевой практике:
1) расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики;
2)возвращение некоторым городам и улицам исторических названий.
3)Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение.
4) Наряду с рождением наименований новых явлений, отмечается возрождение наименований тех явлений, которые возвращаются из прошлого, запрещенных или отвергнутых в эпоху тоталитаризма.
5) Появляется стремление выработать новые средства выражения, новые формы образности.
6) Заимствования иностранных слов как один из способов развития современного русского языка. Основной причиной заимствования иноязычной лексики признается отсутствие соответствующего понятия в каком-то предмете, явлении и т.д.
Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции:
1)закрепление грамматических ошибок в качестве образцов построения предложений;
2)неточное употребление лексики, искажение значений слов;
3)стилистические нарушения речи.
4)утрата словами определённого значения.
5)употребление заимствований слов, которые непонятных многим людям и за которых происходит утрата русских слов.
6)употребление аббревиатур.
7)проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь;
8)В современном мире появилась много агрессивность и грубость. В сфере языка это проявляется в росте агрессивности диалога, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления, жаргонизации речи отдельных слоев населения и т.д.
Изменения в языке проявляются в его развитии и эволюции. Эволюция отражает изменения, происходящие внутри языка по его собственным законам; развитие отражает приспособление языка к изменяющимся условиям его функционирования.
Можно выделить наиболее заметные и интенсивные изменения в современном русском языке. Это, прежде всего, область лексики и фразеологии. Основные изменения происходят именно в этих тематических сферах, и обусловлены эти изменения преимущественно экстралингвистическими факторами, отражающими социальные изменения в российском обществе.
Поскольку изменения в речи могут вести не только к положительным, но и к отрицательным изменениям в языке, то нужно защищать наш русский язык, чтобы он не утратил своего своеобразия и уникальности.
-
chuPC
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1281
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 111
- Контактная информация:
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
chuPC »
5)употребление заимствований слов, которые непонятных многим людям и за которых происходит утрата русских слов.
тут поправить надо.
Я бы еще выделил расслоение языка на профессиональные говоры и «верховое» внедрение иностранных слов для замены русских с целью сокрытия истинного смысла фраз.
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ — они ЗНАЮТ.
-
Автор темы
yliay
- писарь
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 28.12.2010
- Образование: школьник
- Откуда: Краснодар
- Возраст: 28
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
yliay »
chuPC:
5)употребление заимствований слов, которые непонятных многим людям и за которых происходит утрата русских слов.
тут поправить надо.
Я бы еще выделил расслоение языка на профессиональные говоры и «верховое» внедрение иностранных слов для замены русских с целью сокрытия истинного смысла фраз.
спасибо, переправлю…а так тема раскрыта? нормальное сочинение…?
-
chuPC
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1281
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 111
- Контактная информация:
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
chuPC »
Мое мнение.
Сам поставленный вопрос некорректен. Тенденция — она и есть тенденция, и «за» или «против» тут неуместны, а уместны плюсы и минусы, что и отражено. Вообще, это не сочинение, а доклад. Сочинение пишется в художественной форме, а здесь даже по пунктам разбивка присутствует. Но в целом для школы неплохо. Хотелось бы увидеть мнение филологов — покажите компетенцию плизззз.
(Что такое компетенция и связана ли она с компотом?)
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ — они ЗНАЮТ.
-
Yelquin
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1260
- Зарегистрирован: 29.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: переводчик, музыкант симф.оркестра
- Откуда: Испания
- Возраст: 54
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
Yelquin »
chuPC:Что такое компетенция и связана ли она с компотом?
Нет, «компетенция» не связана с «компотом». Можее мне поверить. Так же, как плиззз не связано с русским языком.
-
chuPC
- по чётным — академик
- Всего сообщений: 1281
- Зарегистрирован: 19.11.2010
- Образование: среднее
- Профессия: перевариваю пищу
- Откуда: из народа
- Возраст: 111
- Контактная информация:
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
chuPC »
Yelquin, Вы уверены, что не связано? А вдруг это русское слово польза?
Обучение подобно загромождению своего шкафа чужой одеждой.
Образованные люди не ДУМАЮТ — они ЗНАЮТ.
-
1ФД824-5
- журналист
- Всего сообщений: 197
- Зарегистрирован: 17.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: русский язык и литература
- Откуда: Москва, МПГУ
- Возраст: 57
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
1ФД824-5 »
yliay:Язык — это важнейшее средство человеческого общения, который непрерывно меняется в течение времени.
Нет согласования в форме рода: средство — ср. р., а который — м.р.
yliay:Многие считают, что пик его развития уже прошел, и сейчас наступает упадок
Запятая перед И лишняя, так как соединяет однородные придаточные изъяснительные.
yliay:которые оказали влияния на условия употребления русского языка в устной и письменной речи.
Оказали влияние всё-таки, а не влияния.
yliay:Изменения в речи могут вести не только к положительным, но и к отрицательным изменениям в языке.
Изменения могут вести к изменениям — тавтология. В русском языке достаточно слов, чтобы не повторяться без нужды.
yliay:Изменения в языке проявляются в его развитии и эволюции.
Эволюция — один из видов развития, так что предложение построено неверно.
Вообще, мне непонятна главная мысль рассуждения. Да, как правильно отмечено, цифры в сочинении неуместны стилистически. Речь неграмотная. Читать неинтересно.
Я бы поставила три с большой натяжкой.
Наталья
-
Автор темы
yliay
- писарь
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 28.12.2010
- Образование: школьник
- Откуда: Краснодар
- Возраст: 28
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
yliay »
1ФД824-5:Я бы поставила три с большой натяжкой.
Спасибо Наталья….благодаря Вам я решгила изменить свое сочинение…прочитайте его опять, если Вам не трудно скажите свое мнение….и где есть недочеты….
Тенденции развития современного русского языка: за и против.
Язык — это важнейшее средство человеческого общения. Он непрерывно меняется в течение времени.
События, происходящие в 20 веке, оказали большое влияния на историю развития русского языка. Изменилась речевая практика говорящих на русском языке, увеличилось число владеющих русским языком, изменились стилистические свойства некоторых слов и оборотов речи.
Сначала рассмотрим некоторые положительные тенденции, которые сформировались в речевой практике: расширение словарного состава языка в области экономической, политической и юридической лексики, возвращение некоторым городам и улицам исторических названий. Положительное влияние на развитие языка оказывает изменение условий публичного общения: отмена цензуры, возможность высказать личное мнение. А также один из способов развития современного русского языка является заимствования иностранных слов.
Наряду с положительными в современной речи массовое распространение получили отрицательные тенденции: неточное употребление лексики, стилистические нарушения речи, утрата словами определённого значения, расслоение языка на профессиональные говоры и «верховое» внедрение иностранных слов для замены русских с целью сокрытия истинного смысла фраз, употребление аббревиатур, проникновение жаргона в публицистическую и устную официальную речь. В современном мире появилась много агрессивность и грубость. В сфере языка это проявляется в росте агрессивности диалога, росте вульгарного и нецензурного словоупотребления.
Я считаю, что развитие русского языка необходимо в нашем современном мире. Так как происходит развитие многих новых отраслей, появляются новые предметы, а это значит, что с развитием нашей страны, необходимо совершенствовать наш родной русский язык.
Развитие современного русского языка – это актуальная проблема нашего времени, которая всегда волновала человека и сопровождала на всем пути его развития.
Можно выделить наиболее заметные и интенсивные изменения в современном русском языке. Это, прежде всего, область лексики и фразеологии. Основные изменения происходят именно в этих тематических сферах, и обусловлены эти изменения преимущественно экстралингвистическими факторами, отражающими социальные изменения в российском обществе.
-
1ФД824-5
- журналист
- Всего сообщений: 197
- Зарегистрирован: 17.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: русский язык и литература
- Откуда: Москва, МПГУ
- Возраст: 57
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
1ФД824-5 »
Опять неинтересно. Язык ужасающий.
yliay:Сначала рассмотрим некоторые положительные тенденции, которые сформировались в речевой практике:
Некоторые… которые… Звучит некрасиво, неблагозвучное предложение.
yliay:А также один из способов развития современного русского языка является заимствования иностранных слов
— нет согласования, надо «одним из способов является»…
yliay:утрата словами определённого значения
что имеется в виду?
yliay:верховое» внедрение иностранных слов
Что имеется в виду? Неправильно выражена мысль
yliay:В современном мире появилась много агрессивность и грубость
— нет согласования в грамматической основе предложения.
yliay:Я считаю, что развитие русского языка необходимо в нашем современном мире.
yliay:с развитием нашей страны, необходимо совершенствовать наш родной русский язык.
Фразы бессмысленные. Язык не спрашивает, что мы считаем необходимым, он просто развивается.
yliay:Развитие современного русского языка – это актуальная проблема нашего времени, которая всегда волновала человека и сопровождала на всем пути его развития.
Ещё более бессмысленная фраза, не содержащая абсолютно никакой мысли.
yliay:Можно выделить наиболее заметные и интенсивные изменения в современном русском языке. Это, прежде всего, область лексики и фразеологии.
Изменения — это область лексики и фразеологии???? Мда.
yliay:обусловлены эти изменения преимущественно экстралингвистическими факторами, отражающими социальные изменения в российском обществе.
Такое впечатление, что автор не очень хорошо себе представляет, о чем пишет и какие значения имеют употреблённые им слова.
Этот вариант, кажется, ещё хуже.
Наталья
-
Автор темы
yliay
- писарь
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 28.12.2010
- Образование: школьник
- Откуда: Краснодар
- Возраст: 28
-
irida
- ВПЗР
- Всего сообщений: 2654
- Зарегистрирован: 28.10.2008
- Образование: высшее гуманитарное
- Профессия: преподаватель новогреческого языка
- Откуда: Греция
- Возраст: 57
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
irida »
Вы бы сначала план составили…
Чтобы написать хорошее сочинение, надо раскрыть тему. А так, как поставлен вопрос: Тенденции развития современного русского языка: за и против, я вообще себе не представляю раскрытие темы. Надо оценить тенденции?
-
Автор темы
yliay
- писарь
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 28.12.2010
- Образование: школьник
- Откуда: Краснодар
- Возраст: 28
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
yliay »
irida:Вы бы сначала план составили…
Чтобы написать хорошее сочинение, надо раскрыть тему. А так, как поставлен вопрос: Тенденции развития современного русского языка: за и против, я вообще себе не представляю раскрытие темы. Надо оценить тенденции?
тема правильно написана….наверное надо….я сама точно не знаю, просто дана тема….вот я и пыталась в своем сочинение раскрыть положительные и отрицательные …и видно я это сделала неудачно(
-
1ФД824-5
- журналист
- Всего сообщений: 197
- Зарегистрирован: 17.12.2010
- Образование: высшее гуманитарное (филологическое)
- Профессия: русский язык и литература
- Откуда: Москва, МПГУ
- Возраст: 57
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
1ФД824-5 »
Я бы, наверное, о тенденциях развития современного русского языка стала говорить в целом.
1. Раньше язык формировался благодаря мастерам художественного слова.
2. Влияние на развитие языка оказывает политика (примеры).
3. Теперь тенденции развития современного русского языка я вижу в том, что литературный язык как средство общения наиболее образованных носителей языка в настоящее время как-то сходит на нет. Не может та часть языка, на которой разговаривают одни «динозавры», суперинтеллигентные люди, которых днём с огнём не сыщешь, быть средством общения нации. Нация («россияне») сейчас общается не на том языке, который нам достался от Пушкина и Паустовского, Толстого и Булгакова.
Это так, мысли по поводу.
Наталья
-
Автор темы
yliay
- писарь
- Всего сообщений: 9
- Зарегистрирован: 28.12.2010
- Образование: школьник
- Откуда: Краснодар
- Возраст: 28
Re: Оцените сочинение и выскажите свое мнение (что нужно исп
Сообщение
yliay »
1ФД824-5:Я бы, наверное, о тенденциях развития современного русского языка стала говорить в целом.
1. Раньше язык формировался благодаря мастерам художественного слова.
2. Влияние на развитие языка оказывает политика (примеры).
3. Теперь тенденции развития современного русского языка я вижу в том, что литературный язык как средство общения наиболее образованных носителей языка в настоящее время как-то сходит на нет. Не может та часть языка, на которой разговаривают одни «динозавры», суперинтеллигентные люди, которых днём с огнём не сыщешь, быть средством общения нации. Нация («россияне») сейчас общается не на том языке, который нам достался от Пушкина и Паустовского, Толстого и Булгакова.Это так, мысли по поводу.
ого….у Вас какие мысли, мне до них еще далеко….тем более с русским языком у меня не очень….я не гуманитарий….как Вы я так не когда в жизни не напишу…..
Для отправки ответа, комментария или отзыва вам необходимо авторизоваться
-
- 2 Ответы
- 1200 Просмотры
- Последнее сообщение ИМЯ
-
- 1 Ответы
- 1002 Просмотры
- Последнее сообщение Нико 58
-
- 5 Ответы
- 11418 Просмотры
- Последнее сообщение irida
-
- 14 Ответы
- 715 Просмотры
- Последнее сообщение Завада
-
- 2 Ответы
- 1149 Просмотры
- Последнее сообщение Виктор Виктор
- Сочинения
- Русский язык
- Язык — это путь цивилизации и культуры
Разнообразие языков человечества удивляет и восхищает. Любой народ, идущий сквозь тысячелетия, говорит на языке своих предков. Он не является неизменной единицей: трансформируется, подчиняясь требованиям времени, теряет устаревшие слова, обретает новые. И этот процесс непрерывен.
Через язык мы общаемся, получаем всю информацию по интересующим вопросам, узнаем прошлое народа и его чаяния в настоящем. По мере развития цивилизации он развивается и обновляется. Язык человеческий- это посланник из прошлого в будущее. Ведь благодаря языку мы узнаем о традициях и культуре народа, о главных человеческих ценностях, которые являются основой для выживания и развития духовности общества в целом.
Значение языка в жизни человека переоценить невозможно. Это духовная плоть любой нации, предмет гордости и радости. Любой язык диктует свои правила жизни, так как является очень сложной и гармоничной субстанцией, вполне одушевленной и гибкой. Каждый из нас говорит на родном языке и даже не задумывается, насколько уникальна и многогранна возможность общения, так как на заре человечества первые люди не могли общаться, и разговорная речь сводилась к изданию определённых звуков.
Язык бережно несет культуру из поколения в поколение, оберегает от ошибок свой народ, хранит и чтит свою историю, являясь голосом тех, кто жил задолго до нас. Заставьте человека забыть свой язык, и он затеряется в разноголосом мире, полном чуждых ему по культуре людей. Заставьте народ забыть свой язык, и исчезнет огромная самобытная цивилизация, которая жила в веках, радуясь и горюя, оставляя свои песни, передавая заветы старших.
Язык –это лицо народа, обращенное в светлое будущее, лицо, дружелюбно обращенное и к другим народам. Именно поэтому, стремясь сохранить чистоту и уникальность нашего языка, мы стремимся сохранить свое лицо. Невозможно идти путем цивилизации и культуры без заботы о собственном языке. Он дан нам по праву рождения. Мы не выбираем кем родиться — это определено свыше. Но мы можем выбрать свой жизненный путь, который невозможен без осознания уникальности обладания таким средством общения и сплочения, как язык.
2 вариант
В современном мире насчитывается великое множество языков и различных малоизвестных диалектов. Некоторыми из них владеет практически половина населения земного шара. А иные старинные наречия сохраняются лишь благодаря нескольким людям, которые продолжают на них говорить. Разнообразие языковых форм даёт человечеству огромные возможности для выражения своих мыслей и идей. Невозможно переоценить значение письменной и устной речи в жизни людей.
Ежедневно произнося несколько тысяч слов, человек даже не задумывается, каким богатством обладает. Конечно, язык каждого народа претерпел много изменений от момента своего зарождения и до настоящего времени. Каждый исторический период вносил свой вклад в эти перемены. Язык развивался и трансформировался вместе с цивилизацией, подстраиваясь под новые запросы населения. Во многом благодаря этим изменениям, современное общество имеет такие высокие коммуникативные способности. Богатство современного языка поистине уникально. В нём гармонично соседствуют старые слова, которые насчитывают тысячелетнюю историю, и новые, вошедшие в обиход только в последние десятилетия.
Совсем неслучайно каждое государство старается сохранить родную речь. Ведь это то, что объединяет население страны, приносит ощущение сплоченности и единства. Язык поддерживает связь между поколениями, не даёт людям забыть свою историю и культурное наследие. Он и сам является неотъемлемой частью культуры любого народа. Ценность языка заключается в тех смыслах, которые он несёт, в том, какие образы передаёт. Недаром русские поэты и писатели восхваляли родную речь за богатство, красоту и выразительность. Многие из них также считали сохранение языка очень важной задачей для государства.
Возможность общения – важная заслуга каждого языка. Люди могут договориться о чём угодно, обсуждать свои проблемы и мечты, просить совета или давать его. При помощи слов можно вдохновить, успокоить, поддержать в трудный момент. Развитие языка повлияло не только на культуру и цивилизацию в целом, но и на каждого человека в частности. Фольклор и различные предания, народная мудрость в пословицах и поговорках – всё это сквозь время дошло до наших дней благодаря родной речи. Бережное отношение к языку не даст этой мудрости затеряться и пропасть среди обилия информации. Каждый человек может внести свой вклад в сохранение главного наследия наших предков – языка, на котором мы говорим.
Также читают:
Картинка к сочинению Язык — это путь цивилизации и культуры
Популярные сегодня темы
- Женские образы в пьесе Бесприданница Островского сочинение
Место женщины в обществе – одна из часто встречающихся проблем русской литературы. Драматическая пьеса «Бесприданница» Александра Островского не сторонится данной темы
- Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна
Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.
- Анализ повести Детство Горького
В известном произведении Максима горького «Детство» описываются трудные эпизоды юности автора. Настоящее имя Горького – Алексей Пешков, однако, в те времена необходимо было скрываться под чужим именем.
- Характеристика героев в пьесе Гроза Островского
Действие пьесы происходит на живописном берегу Волги, в городе Калиново. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из персонажей пьесы.
- Сочинение В чем противоречивость характера Печорина (рассуждение) 9 класс
Лермонтов сделал своего Печорина очень противоречивым персонажем. С самого начала – ещё в описании говорится, что герой этот мерз, когда всем было жарко и наоборот. То есть у него даже с организмом что-то было не то. Что уж говорить о характере?!
Материал предназначен для учителей и учеников. В нём рассматривается композиция сочинения в формате ЕГЭ 2020-2021, дается расшифровка каждого пункта плана, предлагаются варианты клише.
Момотова Наталья Александровна
Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку)
КОМПОЗИЦИЯ СОЧИНЕНИЯ ЕГЭ 2021 | ЭТО | КОНСТРУКТОР |
1.Проблема . | Вопрос, который волнует автора. Смотреть:
Сравнить начало и финал текста:
|
|
2. Комментарий сформулированной проблемы (два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания проблемы исходного текста ). | Анализ текста под углом зрения сформулированной проблемы. Запомните! В основе комментария — поставленная автором проблема. Пересказа быть не должно!!! В комментарии, опираясь на текст, следует ответить на вопрос: как автор от вопроса (проблемы) приходит к определенному ответу (позиции автора). Алгоритм работы над комментарием:
| |
1-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ). | Пример-иллюстрация – это значимая для раскрытия поставленной проблемы информация текста, сопровождаемая пояснениями, интерпретациями. Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой? |
|
Пояснение к 1-му примеру. | Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает? |
|
2-й пример-иллюстрация (ТЕКСТ). | Запомните! Пример: Что говорит автор? Что делает герой? | По мере развития авторской мысли мы видим , что…
|
Пояснение ко 2-му примеру. | Запомните! Пояснение к примеру: Как? Зачем? Почему? С какой целью? Что это означает? |
|
Смысловая связь между примерами-иллюстрациями и её анализ. | Объяснение, с какой целью автор связал эпизоды. Проанализировать связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть сущность этих смысловых отношений: в чем смысл этого противопоставления, какие качества героев выявляются в сравнении и т.д. Виды смысловой связи между предложениями — причинно-следственные отношения — противительная связь — сопоставительные отношения — дополнение и уточнение информации — иллюстрация, выделение частного случая —обобщение предыдущей информации — прием перечисления — прием, называемый конкретизацией —другая связь. | Использованные два примера-иллюстрации, основанные на приёме …., помогают понять всю глубину поднятой проблемы. Причинно-следственная связь, лежащая в основе двух примеров-иллюстраций, показывает наиболее подробно и глубоко то, Противопоставление:
Дополнение/ уточнение:
Выделение: Автор текста фиксирует внимание… Объяснение: Автор объясняет это тем, что.. Подтверждение: В подтверждении этих мыслей автор… |
3. Позиция автора. | Ответ на вопрос , который волнует автора . Запомните! Проблема и позиция автора теснейшим образом связаны: проблема и позиция автора должны соотноситься как вопросно-ответное единство. Если этого не происходит, логика изложения мысли в сочинении нарушена. Советы 1. Обычно позиция автора содержится в заключительной части текста, там, где автор подводит итог сказанному, размышляет над приведёнными выше событиями, поступками героев и т.д. 2. Обращайте внимание на оценочную лексику текста, лексические повторы, вводные слова, восклицательные и побудительные предложения – всё это средства выражения авторской позиции. 3. Формулировку позиции автора обязательно выделяйте в отдельном абзаце своего сочинения. 4. Старайтесь формулировать авторскую позицию своими словами, избегая сложных метафор. 5. При цитировании подбирайте предложения, в которых мысль автора выражена чётко и ясно, если это возможно. (Помните, что не в каждом тексте можно найти цитаты, точно выражающие мнение автора). |
|
4. Моё отношение к позиции автора и обоснование моего отношения. | Аргументация собственного мнения. Запомните! Недостаточно лишь формально заявить о своём мнении: Я согласен (не согласен) с автором . Ваша позиция, даже если она совпадает с авторской, должна быть сформулирована в отдельном предложении. Соглашаясь с мнением автора, приводим доводы, подтверждающие авторский тезис. Не соглашаясь с автором и формулируя собственную позицию по проблеме, выдвигаем контртезис (тезис, противоположный авторскому). |
|
5. Заключение. | Вывод, который должен быть органично связан с основным текстом. Приемы, используемые в заключении:
|
|
-75%
Сохранить у себя:
Конструктор сочинения ( задание 27 ЕГЭ по русскому языку) (29.52 KB)