Проблемы сказки черная курица или подземные жители

В повести-сказке а. погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. реальное жизнь десятилетнего мальчика алши в пансионе
  • В повести-сказке А. Погорельского необычный сюжет, в ней реальное переплетается с фантастическим. Реальное – жизнь десятилетнего мальчика Алёши в пансионе в Петербурге, фантастическое – его грёзы о подземном царстве гномов.
    Действие в произведении динамично и увлекательно. Однажды Алёша спас Чернушку – чёрную курицу, скрашивавшую его одиночество. Чернушка в благодарность за своё спасение провела мальчика в подземное царство гномов. Подземный король подарил Алёше волшебное семечко. Теперь, ничего не делая, ничего не уча, мальчик всегда знал свой урок. От успехов у него вскружилась голова, он зазнался, стал плохим товарищем.
    Постепенно он абсолютно отвык работать и уже не мог запомнить урок, когда потерял волшебное семечко. А испугавшись наказания, выдал тайну пребывания гномов в подземелье. Сказка заканчивается болезнью Алёши, его выздоровлением и возвращением к жизни, к самому себе, прежнему.
    Образ главного героя вызывает симпатии и пробуждает сопереживание. Алёша – добрый, смелый, впечатлительный мальчик. Он заблуждается, совершает ошибки, но одновременно и задумывается над серьёзными вопросами: в чём настоящая ценность человека? Что такое верность слову? Что может случиться, если не прислушиваться к голосу совести?
    Автор произведения призывает читателя: будь честным, трудолюбивым, скромным. А последняя сцена – прощание Чернушки с Алёшей, волнение покидающего своё царство маленького народа, отчаяние главного героя от осознания непоправимости его опрометчивого поступка – серьёзный нравственный урок, преподанный нам талантливым писателем.

  • В сказке рассказывается о мальчике Алёше, который однажды спас курицу-министра, за это Король Подземного царства пообещал исполнить любое его желание. Алёша загадал никогда не учить уроки, но знать их.
    Главный герой сказки Алёша учился в пансионе, в свободное от учёбы время читал рыцарские романы и ухаживал за птицами на птичьем дворе. Ему было 9-10 лет. Он был очень послушным и хорошо учился. Мальчик искренне верил в то, что выдумывал. Алёша был смелым, ради спасения друга был готов отдать самое дорогое, что у него есть. Но после исполнения желания никогда не учить уроки, его характер начал меняться в худшую сторону: он стал ленивым, возгордился, стал считать себя самым умным и перестал общаться с ребятами. Когда ему угрожали наказанием, он выдал тайну. Всему царству пришлось уехать из-за его трусости. После этого у него началась горячка. Когда он выздоровел, всё происходившее перед болезнью показалось ему тяжёлым сном. Мальчик вновь стал послушным, добрым, скромным и дружелюбным.
    Это произведение учит не лениться, с уважением относиться к одноклассникам и думать, прежде чем делать.
    Сказка помогает понять, что нужно выполнять обещания, чего бы это ни стоило, а иначе могут пострадать другие. Я очень советую почитать эту добрую, светлую сказку со счастливым концом.

  • Когда Алеша получает конопляное зернышко, приходит пора новых уроков. А. Погорельский показывает, как меняется мальчик и отношение окружающих к нему. После наблюдения за «новым Алешей» понимаешь, что нельзя идти наперекор своей совести. Нужно вовремя прогонять свою гордыню, пока она не начнет прогонять друзей, как это случилось с Алешей.
    Читая о поступках изменившегося Алеши, понимаешь, что очень легко потерять любовь и уважение окружающих людей и очень трудно его вернуть. Алеша пытался исправиться, но с первого раза не смог. И это в сказке объясняется очень просто: «Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку».
    А. Погорельский напоминает и то, что хороши лишь те плоды, которые добыты своим трудом. Когда Алеша сам читал рыцарские романы, он знал их почти наизусть. Знания же, которые мальчик получил без усилий, кажется, вылетали вместе с его рассказом, были таким же обманом, как мыльный пузырь Пользы от них, конечно же, не было никакой.
    Есть люди, которые не умеют хранить чужие секреты. Они тоже могут получить хороший урок, прочитав это произведение. Алеша – один из немногих людей, которому подземные жители доверили свою большую тайну. Спасая себя от наказания, мальчик все рассказал учителю. В итоге учитель воспринял все как вранье, и наказал Алешу. Из-за этого поступка верный друг-министр был скован, а жители подземелья вынуждены были покинуть территорию, на которой жили сотни лет. Писатель нарочно изображает выселение подземных жителей сквозь восприятие Алеши. Мальчик слышит плач женщин и стук колес. Эта ситуация еще раз доказывает, насколько важно хранить тайны, которые тебе доверяют.
    Уроки А. Погорельского – то, что стоит хранить в памяти и взрослым, и детям. Следуя советам писателя, можно уберечь себя и близких от многих бед.

  • Краткое содержание, краткий пересказ сказки “Черная курица”
    Был в Петербурге старый пансион в котором училось 30-40 мальчишек и в том числе десятилетний Алеша. Алешу привезли в пансион родители издалека и заплатили за несколько лет вперед.
    Алешу любили в пансионе, он был милым и послушным мальчиком. Только по субботам он сильно скучал, когда его товарищей разбирали родители.
    Алеша любил стоять у забора и смотреть через дырочки на улицу, ожидая волшебницы. Также мальчик любил кормить курочек и особенно среди них любил Чернушку.
    Однажды на новогодних каникулах Алеша увидел, как кухарка поймала Чернушку, и в слезах бросился к ней, умоляя оставить Чернушку. Чернушка вырвалась из рук кухарки и Алеша отдал ей империал, чтобы та ничего не рассказала учителю.
    В это время приезжает директор и Алеша думает увидеть рыцаря, но видит лысого старичка.
    Весь день Алеша играет с Чернушкой, а потом отправляется спать. Вдруг мальчик услышал как кто-то позвал его по имени, и из-под простыни вышла Чернушка.
    Чернушка обратилась к Алеше человеческим голосом и позвала мальчика за собой. Чернушка говорила Алеше ничего не трогать, но он хотел взять за лапку кошку. Та мяукнула, разбудила попугая, попугай громко закричал. Чернушка сказала, что наверно это разбудило рыцарей.
    Они спустились в большую залу и два рыцаря напали на Чернушку. Алеша испугался и пришел в себя в своей постели.
    На следующий вечер Чернушка вновь пришла к Алеше. Алеша по пути ничего не трогал и Чернушка привела его в невысокую залу. Из боковой двери вышли маленькие человечки, следом рыцари и наконец король.
    Король поблагодарил Алешу за спасение министра и мальчик с удивлением узнает в министре Чернушку.
    Король просит Алешу загадать желание и мальчик желает, чтобы он знал все уроки, которые были заданы.
    Король дал Алеше конопляное семечко, но предупредил, чтобы он молчал обо всем увиденном.
    После того, как король ушел, министр стал показывать Алеше подземный мир. Повсюду были драгоценные камни. Они осмотрели сад с деревьями из мха и зверинец с крысами и кротами.
    Потом они отправились на охоту. Алеша сел на палочку с лошадиной головой и все поскакали по переходам. Охотники загнали нескольких крыс.
    После охоты мальчик спросил о том, кто такие подземные жители. Чернушка рассказал, что раньше они выходили наверх, но давно уже прячутся от людей. И если люди про них узнают, им придется отправится в далекие края.
    Алеша очнулся в своей постели.
    После этого он стал легко отвечать все уроки, пользуясь помощью конопляного семечка. Алеша постепенно стал привыкать к похвалам, стал гордым и непослушным. Алеша стал много шалить. Однажды учитель задал ему выучить 20 страниц, Алеша раскрыл рот, но не сказал ни слова. Алеша потерял семечко и долго с отчаянием искал его, взывая к помощи Чернушки.
    Алешу оставили на хлебе и воде, ведь он не мог выучить текст. Ночью к нему пришла Чернушка, отдала ему семечко и сказала, что не узнает мальчика.
    Алеша смело пошел на урок и ответил все 20 страниц. Учитель удивился и потребовал рассказать, как Алеша успел все выучить.Кто-то из учеников сказал, что Алеша не брал в руки книгу. Учитель решил, что Алеша его обманывает и наказал его. Принесли розги и вне себя от страха Алеша стал говорить про подземных жителей. Учитель решил, что мальчик обманывает и рассвирепел. Алешу высекли.
    У Алеши больше не было семечка. Вечером пришел Чернушка, укорил мальчика, простил его и сказал, что должен вместе с народом отправится в далекие земли. Руки Чернушки были скованы цепью.
    Утром Алешу нашли в сильной горячке. Когда мальчик выздоровел он снова стал тихим и добрым, послушным и прилежным. Его вновь полюбили товарищи.

  • «Черная курица, или Подземные жители» А. Погорельского – это волшебная сказка. В ней переплетается реальность и фантастика.
    Главный герой произведения – мальчик Алеша. Ему не более девяти или десяти лет. Алеша в числе других детей учится в мужском пансионе в С.-Петербурге на Васильевском острове. Он послушный и прилежный мальчик. Алеше нравится учиться, «дни учения для него проходят быстро и приятно», но в выходные дни ему грустно и одиноко. В это время все разъезжаются домой, а Алешины родители живут далеко от Петербурга. «По воскресеньям и праздникам он весь день оставался один, и единственным его утешением было чтение книг». Алеша рос романтиком и мечтателем. «Любимым его занятием было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века». Еще Алеша любил кормить курочек. Особенно ему нравилась черная хохлатая Чернушка. Алеша заступился за нее, когда однажды к празднику кухарка Тринушка решила поймать и приготовить из Чернушки обед. Добрый и щедрый мальчик отдал кухарке за курочку империал – подарок бабушки.
    Чернушка, которая оказалась министром подземных жителей, решила отблагодарить мальчика за свое спасение. Она открыла свою тайну, провела Алешу в закрытое королевство, где король подарил ему конопляное семечко, взяв клятву никогда никому не рассказывать о подземных жителях. Теперь Алеша мог не уча отвечать на любой заданный урок.
    С этого времени характер мальчика начал портиться. Если сначала он стыдился незаслуженных похвал учителей, то потом он настолько возгордился своими успехами, что вообразил себя «гораздо лучше и умнее» своих товарищей. Из скромного мальчика он превратился в высокомерного, заносчивого и ленивого. Не имея необходимости тратить время на выполнение уроков, Алеша «занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав». Товарищи стали смотреть на него с презрением, перестали его любить.
    Алеша настолько отвык заниматься, что, потеряв конопляное семечко, не смог сам выучить урок. Боясь наказания, он выдал тайну, предав подземных жителей, чем навлек беду не только на Чернушку, но и на весь подземный народ, который был вынужден покинуть свое место жительства.
    Сказка поучительная. Она мне понравилась. Я понял, что нельзя ставить себя выше других людей, даже если ты много знаешь и умеешь. Если ты дал слово, то надо держать его до конца. Нельзя надеяться на хитрость и жульничество, правда всегда выйдет наружу.


  • 19. В.Ф. Одоевский – педагог и писатель.


    20. Художественное пространство сказки П.П. Ершова «Конек-Горбунок». Герой. Конфликт. Деталь. Ритмика. Особенности речи.


    21. Сказ в «Аленьком цветочке» С.Т. Аксакова.


    22. Лирическая поэзия XIX века в детском чтении. Жанры. Образность. Ритмическая организация. Слово как произведение.

    23. Русские учебники. История и современность.
    В киевском периоде не выявлен ни один «детский » текст. Вероятнее всего круг чтения взрослых и детей был общим, в основном это были переводы византийских произведений. Но знакомство с некоторыми книгами происходило именно в детские и отроческие годы. В первую очередь человек изучил Азбуку, т.е славянский кириллический алфавит.

    И в Европе, и на Руси одной из первых учебных книг для детей и взрослых была Псалтырь (сборник изречений, притч из Ветхого завета), входящая в состав священного писания. Долгие века она следовала за Азбукой и была общесемейной книгой. Отдельные псалмы и фрагменты заучивали наизусть.

    Азбука и Псалтырь готовили к чтению главной книги – Библии, были этапными ступенями к постижению универсальной концепции космоса и человечества.

    Развивалась традиция устной риторической словесности. Один из древнейших русских памятников — «Поучение» Владимира Мономаха (1117). Князь Вл. Всеволодович обращался с поучением к своим сыновьям и своим духовным «детям», давая им христианские, военные и житейские наставления и рассказывая о своей жизни. В частности он призывал постоянно всему учиться и приводил в пример своего отца. Со временем «Поучение» стало восприниматься как обращение к молодежи, к детям и вошло в круг детского и подросткового чтения.

    Представления об устройстве Вселенной грамотные дети могли получить из «Христианской топографии» Козьмы ИндикоплОва – переведенного византийского «научного» сочинения. Козьма считал, что Земля плоская и окружена океаном, солнце по ночам заходит на севере за большую гору. Его познания в области животного мира не отличались достоверностью, зато давали волю воображению художников.

    В 1574 году во Львове печатник Иван Федоров впервые напечатал славянскую «Азбуку». В 1578 году он напечатал новую «Азбуку», которая имела традиционное для рукописных вариантов построение. Книга небольшого формата делилась на 3 части: в первой помещались и начальные упражнения для чтения, во второй – сведения по грамматике, а третья служила хрестоматией.

    Первая рукопись, которую можно рассматривать как предназначенную детям, представляла собой нечто вроде учебного пособия по грамматике – статья «О осми частех слова». Она была поделена на отдельные фрагменты, которые сопровождались вопросами, — так получилась беседа между учеником и учителем. Подобную статью в к. XV века сочинил Федор Курицын – «Написание языком словенским о ее грамоте и строении».

    В к. XV века появляется яркая фигура Дмитрия Герасимова, переводчика и дипломата. Еще в ранней молодости он перевел и переложил для детей учебник латинской грамматики «Донатус» (1491).

    Одно из самых распространенных произведений эпохи позднего Средневековья – «Сказание о седми свободных мудростях», написанное неизвестным автором. Семь наук («мудростей», «хитростей») персонифицированы, выступают как живые герои, рассуждают о своих достоинствах и пользе.

    Среди дошедших до нас первопечатных книг 2/2 XVI века известно 12 детских. В основном это книги для учения и учебного чтения, их называли азбуками и грамматиками.

    Книги для обучения чтению и письму предназначались младшему возрасту. Они были 2-х типов: азбуки-книги для чтения (на первом этапе обучения) и азбуки-прописи (на втором этапе). Всего в XVII веке было напечатано более 300 тысяч азбук и букварей (первый букварь вышел в Москве в 1657 году).

    Интересовавшиеся вопросами мироздания дети и взрослые читали переводные космографии с описанием стран и народов. Курс естествознания можно было получить, читая переводные шестодневы – произведения , комментирующие ветхозаветный рассказ о сотворении мира за 6 дней. Данные совеременной науки – о шарообразной форме Земли, движении звезд и планет, об атмосферных явлениях, о строении колосьев, виноградной лозы и т.д — приводятся как док-во величия Творца мира.

    Учебная и познавательная литература для детей XIX века сделала большой шаг вперед по сравнению с XVIII веком. Энциклопедическая направленность дет. книг была в тот период настолько сильна, что даже буквари и азбуки приобретали всеохватный характер. В 1818 году вышла книга «Драгоценный подарок детям, или Полная новая энциклопедическая азбука». Она была составлена из маленьких по объему популярных науч. статей об истории, естествознании, искусстве.

    Несколькими годами раньше в 1814 году появилась иллюстрированная азбука И. Теребенева – «Подарок детям в память 1812-ого года». Она предназначалась самым маленьким и была широко распространена в России.

    В 1815 году начал выходить «Детский музеум», в котором энцикл.сведения давались и на русском, и на 2-х иностранных языках.

    В 1820 – «Школа искусств, художеств и рукоделий», материал в ней располагался по принципу усложнения.

    К 1808 году относится начало выпуска десятитомного издания «Плутарх для юношества» («Плутархами» тогда называли книги, в которых содержатся биографии выдающихся людей разных времен и народов).

    Николай Алексеевич Полевой (1796 – 1846),писатель, историк. В 30-х гг. создал «Русскую историю для первоначального чтения» — научно-популярный труд, в котором автор во многих случаях высказывал свое несогласие со взглядами Карамзина. Обрисована грандиозная роль Петра I. В ярком цвете предстали патриарх Никон, Кузьма Минин, кн. Пожарский .

    В 1847 году историк Сергей Михайлович Соловьев (1820 – 1879) опубликовал свой труд, предназначенный детям, — «Русская летопись для первоначального чтения» (пересказанная простым языком ПВЛ).

    24. Учебная книга для детей в представлении и воплощении К.Д. Ушинского и Л.Н. Толстого.

    25. Поэзия Н.А. Некрасова для детей. Жанры. Сюжет. Герой. Особенности стиха.
    Николай Алексеевич Некрасов (1821 — 1877) Сын богатого помещика, Некрасов предпочел самостоятельно зарабатывать на хлеб, нежели жить за счет рабского труда кресть­ян. Представления о жизни сложились у поэта в те ранние его годы, когда он столкнулся с суровыми сторонами российской действительности, на себе изведав их тяготы.В духовном развитии Некрасова решающую роль сыграло об­щение с Белинским, первым угадавшим его истинное призвание.

    Некрасов придавал большое зна­чение воспитанию детей в духе гуманистических идеалов и служе­ния народу. С 1864 по 1873 год он написал семь стихотворений для детей, которые предполагал издать отдельной книгой. В 1870 году появилось самое, пожалуй, известное детское стихотворение Не­красова«Дедушка Мазай и зайцы» (1870).

    Дети, я вам расскажу про Мазая.Каждое лето домой приезжая,Я по неделе гощу у него.Нравится мне деревенька его…Вся она тонет в зелёных садах;Домики в ней на высоких столбах…Прекрасны картины природы, возникающие в неторопливом рассказе Мазая, вобравшие в себя наблюдения самого поэта — страстного охотника:Вечером пеночка нежно поёт,Словно как в бочку пустую удод Ухает; сыч разлетается к ночи,Рожки точёны, рисованы очи.В «Дедушке Мазае…» — довольно большом стихотворении, способном утомить ребенка, — происходит по­стоянное переключение внимания: то возникнет некий Кузя. «сломавший у ружьишка курок», и поэтому он «спичек таскает с собой коробок», то еще один «зверолов» — стал он так «зябок руками», что носит с собой на охоту «горшок с угольками». И композиционно-ритмическое построение стихотворения так­же предполагает дать возможность ребенку передохнуть, может быть, даже засмеяться, когда он услышит, как дедушка Мазай описывает в стиле народной прибаутки конец заячьего путеше­ствия в его лодке:

    И во весь дух Теперь спасайся,

    Пошли зайчишки, А чур зимой

    А я им: «у-ух! Не попадайся!

    Живей, зверишки! Прицелюсь — бух!

    Смотри, косой, И ляжешь… Ууу-х!..»

    Некрасов придавал особенное значение дидактизму в детской книге. И чему бы ни были посвящены его стихи для детей — дидактичность в них неизменно соседствует с поэтичностью. Автор считал, что таким образом останавливается внимание маленького читателя на той или иной нравственной идее, которая сама по себе ему еще недоступна. Характерны в этом отношении стихотво­рения «Соловьи» (1870) и «Пчелы» (1867

    Дидактический элемент есть, и в «Дедушке Мазае…». Есть он и в веселом стихотворе­нии «Генерал Топтыгин», и в страшном стихотворении «Желез­ная дорога», и в последнем по времени написания оптимистич­ном стихотворении детского цикла «Накануне Светлого празд­ника».

    В «Генерале Топтыгине» (1867) дидактизм приобретает полити­ческий колорит, поэт употребляет здесь даже сатирические краски для, казалось бы, просто смешной истории: от подвыпивших кучеpa и поводыря укатил на тройке медведь, оставленный ими «на часок» у дверей кабачка.

    В стихотворении «Железная дорога» (1864) Некрасов, согласно своим демократическим убеждениям, показывает детям и траги­ческую сторону жизни. Умершие от нечеловеческих условий труда строители железной дороги воскресают, чтобы поведать генераль­скому сыну Ване, как они

    …надрывались под зноем и холодом, С вечно согнутой спиной, Жили в землянках, боролися с голодом. Мёрзли и мокли, болели цингой.

    «Чудо картина» народного единения, сплочения вокруг Сим­вола Веры предстает в стихотворении «Накануне Светлого празд­ника»(1873). Люди, идущие с пучками горящей соломы к церкви на призывный звон колокола, их просветленные лица — все это рождает мысль о том, что есть еще что-то высшее, что может объединить более, чем «привычка к труду благородная»:

    Народная масса Сдвигалась, росла. Чудесная, дети, Картина была!..

    В стихах Некрасова, которые он не предназначал специально маленьким читателям, тоже встречаются образы детей — в детях он видел надежду на лучшее будущее, но их судьба часто трево­жила и огорчала поэта. Глубокая вера в гений народа, в великие душевные возможности его — в стихотворении «Школьник» (1856):

    Ноги босы, грязно тело, И едва прикрыта грудь… Не стыдися! что за дело? Это многих славный путь.

    Но «Плач детей» (1860) — стихотворение, исполненное скор­би и гнева. Поэт обращается к современникам:

    Равнодушно слушая проклятья В битве с жизнью гибнущих людей. — Из-за них вы слышите ли, братья, Тихий плач и жалобы детей?

    В некрасовские времена труд детей нещадно эксплуатировался нарождающимся капитализмом, и протест поэта имел конкрет­ный смысл. Дети, лишенные детства, измученные непосильным фабричным трудом, — показывая их, Некрасов надеется на ду­шевный отклик читателей-сограждан:

    «Где уж нам, измученным в неволе, Ликовать, резвиться и скакать! Если б нас теперь пустили в поле, Мы в траву попадали бы — спать».

    В поэме «Крестьянские дети» (1861) светлая атмосфера кре­стьянского детства поначалу противопоставляется жизни «бало­ванных деток», не ведающих тех простых радостей, что доступны крестьянскому ребенку. Встреченный поэтом в лесу «в студеную зимнюю пору» шестилетний возница не вызывает, как измученные фабричные дети, щемящего чувства. Но, размышляя о судьбе Ванюши, Некрасов считает себя обя­занным обернуть и «другой стороною медаль»:

    26. Д.Н. Мамин-Сибиряк – детский писатель. Сказка. Цикл сказок. Рассказ. Особенности повествовательной манеры.


    27. Приключенческий жанры в детской литературе и детском и юношеском чтении. Проблематика. Герои. Стиль.


    28. Жанр автобиографической повести в детском чтении. Тип героя. Особенности сюжетосложения.


    29. «Русский Андерсен» – Н.П. Вагнер.


    30. Миф в романтических сказках В.М. Гаршина.


    31. Малые жанровые формы для детей и о детях в творчестве писателей конца XIX – начала ХХ в. (А.П. Чехов, Л.Н. Андреев, А.И. Куприн).

    32. Л. Кэрролл. «Алиса в Стране Чудес» и школа «нонсенса» в детской литературе ХХ в.

    33. К.И. Чуковский в истории детской литературы. Протеизм творчества К.И. Чуковского и «свой голос».
    Корней Иванович Чуковский (1882 — 1969) — один из основоположников детской литературы XX века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Был он, кроме того, блистательным критиком, переводчиком, литературоведом. Вопросами дет­ской литературы Чуковский стал заниматься в 1907 году. В 1911 году появилась его книга «Матерям о детских журналах», в которой он резко критиковал журнал «Задушевное слово» — за незнание возрастных особенно­стей детей.

    Сказки и стихи Чуковского составляют целый ко­мический эпос, нередко называемый «крокодилиадой» (по име­ни любимого персонажа автора). Произведения эти связаны между собой постоянными героями, дополняющими друг друга сю­жетами, общей географией. Перекликаются ритмы, интонации. Особенностью «крокодилиады» является «корнеева строфа» — размер, разработанный поэтом и ставший его визитной кар­точкой. «Корнеева строфа» — это разностопный хорей, это точные парные рифмы, а последняя строчка не зарифмована, длиннее прочих, в ней и сосредоточен главный эмоциональный смысл. Впрочем, автор иногда переходил и к другим стихотворным раз­мерам, резко меняя ритм и интонацию стихов.

    Сюжеты сказок и стихов Чуковского близки к детским играм.

    Рождение сказочного мира Чуковского произошло в 1915 году, когда были сложены первые строфы поэмы «Крокодил». Опубли­кована она была в 1917 году в детском приложении к еженедель­нику «Нива» под названием «Ваня и Крокодил», с огромным ко­личеством рисунков. Публикация произвела настоящий переворот в детской поэзии. Многие художественные приемы, найденные в «Крокодиле», были использованы в дальнейшем Чуковским и в других его сказках.

    «Тараканище» и«Краденое солнце» образу­ют трилогию из жизни насекомых и зверей. Эти сказки имеют схожие конфликтные ситуации и расстановку героев, они и пост­роены по единой схеме. «Тараканище» (1923) начинается и заканчивается— разверну­тыми картинами праздника. Чуковский не жалел ярких красок и громкой музыки, чтобы маленький читатель без вреда для себя мог из праздничного настроения окунуться в игровой кошмар, а затем быстро смыть с души страх и убедиться в счастливом уст­ройстве мира. В «Краденом солнце» (1936) праздник развернут только в финале. Почти сразу читатель сталкивается с драматичес­ким противоречием. Пожирание грозит уже не отдельным героям (как в других сказках), а солнцу, т.е. жизни, ее радости. Кроко­дил, окончательно обрусевший среди сорок-белобок, журавлей, зайчиков, медвежат, белочек, ведет себя как эгоист, проглотив то, что принадлежит всем. С точки зрения детей, он жадина, он хуже всех. Чуковский отлично чувствует логику ребенка, понима­ющего, что любому маленькому герою не справиться с огромным (т.е. взрослым) крокодилом. На сильного жадину может быть одна управа — сильный добряк: и вот «дедушка» медведь сражается с обидчиком ради своих толстопятых медвежат и прочей детворы.

    Небольшой сказке «Мойдодыр» (1923) принадлежит едва ли не первенство по популярности среди малышей. С позиции взрос­лого назидательная мысль сказки просто мизерна: «Надо, надо умываться / По утрам и вечерам». Зато для ребенка эта мысль тре­бует серьезных доводов. Чуковский верно уловил первую психологическую реак­цию ребенка на открытие всяких «надо» и «нельзя» — это удивле­ние. Для того чтобы доказать простенькую истину, он использует мощный арсенал средств эмоционального воздействия. Весь мир приходит в движение, все предметы срываются с места и куда-то бегут, скачут, летят. Именно здесь появляется фигура Мойдодыра («Он ударил в медный таз / И вскричал: «Кара-барас!»»). Далее — погоня от «бешеной» мо­чалки через весь город. Кажется, вот спасение: добрый друг Кро­кодил с детьми, но и он приходит в ярость при виде грязнули. Вместо спасения грозит новая беда: «А не то как налечу, — гово­рит, / Растопчу и проглочу! — говорит!» Герою приходится изме­ниться — и внешне, и внутренне. Возвращение дружбы и симпа­тии, организованный в тот же час праздник чистоты — справед­ливая награда герою за исправление.

    Чуковский К.И. (1882-1969) – один из основоположников детской литература 20 века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Вопросами детской литературы он начал заниматься в 107 году как критик бездарности некоторых известных детских писательниц (Чарская). В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово» — за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств. Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др, однако, считал, что и здесь не знают ребенка. Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Ч считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка». Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им – это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным («до этого не унижались писатели»). Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми.

    «Заповеди для детских поэтов»— глава в книге «От двух до пяти». Эту книгу Ч писал на протяжении больше 60 лет. Это фундаментальный труд о самом ребенке, его психике, освоения им окруж мира, его творч способностях. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Дети заимствуют и народа и страсть к перевертышам, к «лепым нелепицам». Ч доказывал пед ценность перевертышей тем, что ребенок оттого и смеется, что понимает исинное положение дел. У ребенка жизненная потребность в смехе. (см. 20 вопрос)

    34. История детской юмористической книги. Стилизация и пародия в юмористических жанрах. Приемы создания комического.


    35. Комическое и лирическое в прозе и поэзии Саши Чёрного. Стиль «Дневника фокса Микки».


    36. Поэзия Серебряного века для детей и в детском чтении. Художественный синтез и внутрилитературный синтез в стиле поэтов.


    37. Роль м. Горького, К.И. Чуковского, С.Я. Маршака в становлении и развитии советской детской литературы, периодики и критики.

    Чуковский К.И. (1882-1969) – один из основоположников детской литература 20 века, исследователь психологии детства «от двух до пяти». Вопросами детской литературы он начал заниматься в 107 году как критик бездарности некоторых известных детских писательниц (Чарская). В 1911 появилась его книга «Матерям о детских журналах», где он резко критиковал журнал «Задушевное слово» — за незнание возрастных особенностей детей, за навязывание им штампованных ужасов, злодейств, геройств. Критик противопоставлял ему журналы «Юная Россия», «Родник» и др, однако, считал, что и здесь не знают ребенка. Часто за поэзию для детей берутся, считал критик, те, кто не понимает стихов, либо те, кот не понимает детей. И то, и другое Ч считал преступлением. Ребенок «создает свой мир, свою логику…, и кто хочет говорить с детьми, должен проникнуть и поселиться там». Чуковский презирал авторов, старавшихся «возможно скорее овзрослить и осерьезить ребенка». Он считал, что вредно внушать детям через детскую книгу то, что не соответствует их возрасту или непонятно им – это отбивает у них желание читать вообще. Детский писатель должен уметь по-детски смеяться с ребенком, делать это в своих книгах, и не считать это унижением, недостойным («до этого не унижались писатели»). Надо бы не наклоняться к детям, а стать детьми.

    «Заповеди для детских поэтов»— глава в книге «От двух до пяти». Эту книгу Ч писал на протяжении больше 60 лет. Это фундаментальный труд о самом ребенке, его психике, освоения им окруж мира, его творч способностях. Чуковский делает главный вывод: народная поэзия и словотворчество детей совершаются по одним законам. Дети заимствуют и народа и страсть к перевертышам, к «лепым нелепицам». Ч доказывал пед ценность перевертышей тем, что ребенок оттого и смеется, что понимает исинное положение дел. У ребенка жизненная потребность в смехе. (см. 20 вопрос)

    ЗАПОВЕДИ:

    1) графичность ; зрительный образ и звук должны составлять единое целое;

    2) наибыстрейшая смена образов. Деское зрение воспринимает не качество вещей, а их движение;

    3) в стихах дложны быть песни и пляски; словесная живопись должна быть в то же время лирична; дети тешат себя «сладкими звуками»; Ч называл такие стихи «экикиками»;

    4) подвижность и переменчивость ритма

    5) повышенная музыкальность поэтической речи, не допускающая скопления согласных

    6) рифмы должны быть поставлены на самом длтзком расстоянии друг от друга, детям трудно воспринимать несмежные рифмы;

    7) рифмующиеся слова должны быть главным носителем смысла, так как привлекают повышенное внимание ребенка;

    8) число строк должно ровняться числу предложений

    9) не загромождать текст прилагательными

    10) преобладающий ритм – хорей

    11) стихи должны быть игровыми

    12) поэзия для маленьких должнв быть и для взрослых поэзией!, лит достоинства детских произв-й должны оцениваться по тем же критериям, что и любого другого;

    13) Стиховое воспитание, «в своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребенку, сколько приспособлять его к себе, к своим «взрослым» ощущениям и мыслям»;

    14) Изучив и освоив э ти заповеди, детскому поэту следует начать нарушать их одну за другой

    15) Состояние счастья – главнейшая заповедь

    38. С.Я. Маршак – поэт, сказочник, драматург, переводчик. Поэтическая речь. Герой.
    Самуил Яковлевич Маршак (1887—1964) оставил большое и разнообразное наследие: стихи для детей и взрослых, сказки для чтения и пред­ставления, сатирические эпиграммы, переводы, критическую и мемуарную прозу. При этом главным делом его жизни была дет­ская литература.

    Для Маршака в детской книге не было мелочей. Чем младше возраст читателя, тем суровее были требования поэта-редактора к книге, которую он воспринимал целиком: содержание, язык, оформление, шрифты и формат, качество печати. Маршак не тер­пел «безработных» или стертых слов, штампов, вялых мыслей и ходульных эмоций. «Большая литература для маленьких» — так звучит его девиз.

    Поэзия для детей составляет главную часть творчества Маршака. Наиболее известные его стихотворения для самых ма­леньких были написаны между 1922 и 1930 годами. Это «Детки в клетке», сказки о глупом и умном мышонке, «Багаж», «Почта», «Пожар», «Вот какой рассеянный» и пр. Темы и сюжеты стихо­творений даже для трех- и четырехлетних детей всегда остро совре­менны, затрагивают не только мирок детской комнаты, как это бывало в дореволюционной поэзии, а весь большой мир, с его смешными, драматическими и героическими сторонами. Все, что выходило из-под пера Маршака, полно разнообразного движе­ния: идут, бегут, едут герои, вещи, постоянно совершаются ка­кие-то происшествия, перемены. Максимум внимания Маршак уделял композиции стихотворе­ния; не теряя цельности, оно разбивается на ряд маленьких стихотво­рений, легких для запоминания, законченных в своей выразитель­ности. Особенно хороши у Маршака такие жанры, как стихотворный рассказ, анекдотическая история, цикл лирических миниатюр.

    Классическими образцами стихотворных рассказов называют «Пожар», «Почту», «Почту военную», «Рассказ о неизвестном ге­рое». Их отличают зримость деталей, достоверность образов, точ­ные координаты действия. Все эти средства делают рассказ подо­бием взрослого документально-публицистического очерка. «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеян­ный» — эти и подобные сказки и истории имеют анекдотический сюжет. Они немногочисленны, но их значение особенно велико для тех лет, когда чистое веселье было сомнительным.

    « Сказка о глупом мышонке» похожа на басню и вместе с тем на спародированную колыбельную. Она отлично передает тонкие ню­ансы смешного. Повторяется одна и та же ситуация — приглаше­ние очередной няньки к капризному мышонку. Та же ирония пронизывает историю дамы, сдававшей в багаж «Диван, / Чемодан, / Саквояж, / Картину, / Корзину, / Картон­ку/И маленькую собачонку»{«Багаж»). Уже само это перечисле­ние настраивает читателя иронически по отношению к даме и к ее дорожной неприятности.

    В стихотворении «Вот какой рассеянный» Маршак смеется над своим персонажем уже открыто, почти каждая строфа — новое подтверждение смешной рассеянности. Герой — человек взрослый, и оттого он еще более смешон.

    В циклах миниатюр «Детки в клетке», «Круглый год», «Разно­цветная книга», «Веселое путешествие от А до Я» познавательная информация растворена в лирической стихии. Эти циклы — рос­сыпь самых разных стихотворных форм, среди которых малень­кий читатель легко выберет строфу себе по вкусу.

    В цикле «Детки в клетке» важны даже не сами животные, а их восприятие лирическим героем, который как будто переходит от клетки к клетке. К юмору постоянно примешиваются печать, со­чувствие, ироническое сомнение. Лирического героя поражает внешний вид животных.

    Особая заслуга Маршака — создание публицистической по­эзии для детей. Множество его стихотворений и поэм посвящено темам труда и гражданского воспитания. Наиболее известны «Война с Днепром», «Книжка про книжки», «Детям нашего двора», «Шко­ла на колесах», «Костер в снегу».

    Первый политический памфлет для дошкольников — «Мис­тер-Твистер» (1933). Тема столкновения двух миров — социализ­ма и капитализма — не была сама по себе новой в детской литера­туре, но под пером Маршака получила блестящее художествен­ное решение.

    В 1943 году Маршак создает пьесу-сказку «Двенадцать ме­сяцев. Она написана по мотивам народных сказок о падчерицах. В таких сказках в роли могучих покровителей нередко выступаю! олицетворенные силы природы, например русские персонажи Морозко, Баба Яга. Бли­же всего к пьесе Маршака словацкая народная сказка «Двенад­цать месяцев», которую в 1857 году обработала и пересказала чеш­ская писательница Божена Немцова.Но Маршак не ограничился пересказом давно бытующего сюжета, а расширил и обогатил его. В пье­се-сказке Маршака вечный конфликт между трудолюбием и праздностью приобретает социальные черты благодаря разработке сюжетной линии, связанной с маленькой королевой и ее придвор­ными. В то же время включение этой линии не нарушило связи пьесы с народной сказкой.

    Композиция пьесы интересна тем, что действие то разворачи­вается в русском сказочном пространстве и с русскими героями (лес, изба; солдат, звери, мачеха и дочка), то перекидывается в пространство западных сказок (королевский дворец; «западные» королева, профессор, гофмейстерина, канцлер, послы, проку­рор). Ввод в сказочную ситуацию начинается у Маршака с того мо­мента, когда падчерица попадает в лес. И в самом лесе, и в его обитателях, и в двенадцати ме­сяцах года автор выделяет лучшие, добрые начала, помо­гающие победе добра над злом. С помощью характеристики, кото­рую дают девочке месяцы, автор подчеркивает трудолюбие своей героини, ее доброту, приветливость: «Мы, зимние месяцы, ее хо­рошо знаем. То у проруби ее встретишь с ведрами, то в лесу с вя­занкой дров. И всегда она веселая, приветливая…» — так отзыва­ется о девочке Январь. Он и остальные месяцы олицетворяют со­бой светлый, добрый мир. Атмосфера этого чудесного мира созда­ется Маршаком на основе традиций фольклора.



    Читайте также:


    Рекомендуемые страницы:

    edugr4
    Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда…

    ©2015-2021 poisk-ru.ru
    Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
    Дата создания страницы: 2018-01-27
    Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

    

    Поиск по сайту:

    edugr3
    Мы поможем в написании ваших работ!

    Тема: А.Погорельский «Черная курица, или Подземные жители» как нравоучительное произведение

    Форма проведения – урок-мастерская

    Тип урока: урок решения учебной задачи.

    Цели деятельности учителя: расширить читательский кругозор обучающихся; вызвать интерес к прочитанному; формировать нравственные качества обучающихся через анализ поступков главного героя сказки А.Погорельского; создать психолого-педагогические условия для личностного роста каждого ученика; развивать мыслительную деятельность.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения: знать содержание сказки; уметь проводить сравнительную характеристику, воспринимать и анализировать текст, формулировать идейное содержание, проблематику произведения через анализ текста, исследовательская деятельность, работа в группах.

    Метапредметные УУД  (универсальные учебные действия)

    Личностные: осваивает новые виды деятельности, нравственные ориентации на распознавание истинных и ложных ценностей, участвует в творческом, созидательном процессе, выявляет актуальность идеи, смыслов произведения для себя, делает выводы о нравственных уроках жизни, которые получил, прочитав сказку; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; осуществляет констатирующий и предвосхищающий контроль на уровне произвольного внимания; осуществляет контроль, оценку действий партнера.

    Познавательные: строит логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;  развивает навыки смыслового чтения текста в соответствии с целями и задачами учебной ситуации; осуществляет рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач.

    Коммуникативные: излагает свое мнение и аргументирует его; вступает в учебный диалог, а также участвует в коллективном обсуждении учебных проблем, соблюдая правила речевого поведения и этические нормы.

    Оборудование: учебники литературы (тексты), мультимедийная установка, ватманы, маркеры, клей, скотч, карточки с заданиями и вариантами ответов.

    Ход урока

    -Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи, и начнём наш урок. На прошлом уроке мы познакомились с произведением А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». К какому литературному жанру относится это произведение?

    -Назовите мне сказки, которые мы прочитали на уроках литературы?

    -Чем отличается русская народная сказка  от литературной?

     (у литературной сказки есть автор.)

    -Сейчас нам предстоит определить тему сегодняшнего урока. Итак, кто из героев нас будет интересовать? (Алеша, его поступки, нравственные и безнравственные(СЛАЙД)).

    -Что значит нравственные?(добрые…), а безнравственные?(злые…)

    -Можно ли сказать, что сказка А. Погорельского учит нас различать нравственные и безнравственные поступки? Значит, учит нас нраву и значит она… нравоучительная.(СЛАЙД)

    -Сформулируйте тему урока.

    -Тема урока: «Черная курица как нравоучительное произведение». И нас будут интересовать поступки, дела Алеши до получения конопляного зернышка и после. (СЛАЙД)

    ЗАДАЧИ(СЛАЙД)

    -Нам предстоит: мыслить, анализировать, сравнивать, решать, вспоминать, находить и делать.

    Актуализация знаний.

    -Давайте вспомним героев сказки «Черная курица…»(СЛАЙД)

    -Я буду зачитывать вам описание героя, а вы должны узнать, кто это.

    1. «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо, и все его любили и ласкали. Однако, несмотря на то, ему часто скучно бывало в пансионе, а иногда даже и грустно…» (Алеша)
    2. «…была… ласковее других…Она была нрава тихого; редко прохаживалась с другими и, казалось, любила Алешу более, нежели подруг своих…» (Чернушка)
    3. «…в залу вошел человек с величественною осанкою, на голове с венцом, блестящим драгоценными камнями. На нем была светло-зеленая мантия, подбитая мышьим мехом, с длинным шлейфом, который несли двадцать маленьких пажей в пунцовых платьях…» (король подземной страны)
    4. «маленький человек, одетый весь в черное. На голове у него была особенного рода шапка малинового цвета, наверху с зубчиками, надетая немного набок; а на шее белый платок, очень накрахмаленный, отчего казался немного синеватым…» (Чернушка-министр)
    5. «…сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…» (Алеша)

    -А вот как вы видите героев сказки «Черная курица…». Группа девочек приготовила выставку-презентацию ваших рисунков.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ РИСУНКОВ

    -Но перед тем как перейти непосредственно к работе, давайте немного поиграем и определим значение непонятных для нас слов, встречающихся в данном произведении. Слова находятся на доске, но пока в закрытом виде, а их значения – на ваших столах. Я показываю слово – вы находите его значение на своем столе и прикрепляете рядом. (Зеленый цвет):

    ОСОБЛИВО — особенно

    ВАКАНТНОЕ ВРЕМЯ – каникулы

    БУКЛИ  — волнистые завитки волос, локоны.

    ТУПЕЙ – взбитый хохол на голове.

    ШИНЬОН – женская прическа, как правило, из пришпиленных чужих волос.

    САЛОП   — широкое дамское пальто.

    ИМПЕРИАЛ – золотая монета стоимостью в десять рублей.

    БЕРГАМОТ – сорт груш.

    ШАНДАЛЫ – подсвечники.

    ИЗРАЗЕЦ – тонкая плитка из обожженной глины, покрытая особым глянцевым сплавом, муравой – жидким цветным стеклом.

    ПАЖ – мальчик из дворянской семьи, прислуживавший знатным господам, королю.

    ФИЗМИНУТКА

    Вот мы руки развели, словно удивились,

    И друг другу до земли низко поклонились!

    Наклонились, выпрямились, Наклонились, выпрямились.

    Ниже, ниже, не ленись, поклонись и улыбнись!

    А теперь подняли руки вверх, потянулись, положили руки на голову, погладили себя по голове, сказали: «Какие мы миленькие и хорошенькие!» и тихонечко сели.

    -Ну, что ж, отправляемся вслед за Алешей, идем дорогою добра, отталкиваясь  от камня на распутье с тремя словами: ДОБРОДЕТЕЛЬ, ПОРОК, ПРАЗДНОСТЬ.

    Что же это такое? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.(домашнее задание )

    Вот какие толкования этих слов дает словарь:

    ДОБРОДЕ́ТЕЛЬ — положительное нравственное качество, высокая нравственность.

    ПРАЗДНОСТЬ – ничегонеделанье, праздное времяпрепровождение.

    ПОРОК – предосудительный недостаток, позорное свойство.

    Как вы считаете, является ли на ваш взгляд праздность пороком? Разве кому-то плохо, оттого что другой ничего не делает?

    -Что сделал Алеша не так, как он изменился, как это повлияло на его дальнейшую жизнь, нам предстоит разобраться.

    Итак, приступаем к работе над проектами, задания на столах, в добрый путь!

    РАБОТА В ГРУППАХ, ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ:

    ГРУППА1. Презентация «Петербург 1829 г.»ГРУППА 2.  Дать сравнительную характеристику  Алеши до получения конопляного семечка и послеГРУППА 3. Найти изобразительно-выразительные средства речи в предложенных отрывках

     ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»

    -Сказка А. Погорельского «Черная курица, или Подземные жители» была  впервые опубликована  в Петербурге в 1829 году. Давайте окунемся в ту этоху, эпоху начала 19 века и посмотрим, что происходило тогда в Петербурге и в России, послушаем сообщение и посмотрим презентацию, сделанную ребятами.

    ПРЕЗЕНТАЦИЯ (ГРУППА №1)

    -Что сделал Алеша не так, как он изменился, какой из этого следует сделать вывод, нам поможет сравнительная характеристика героя.

    ГРУППА 2. Сравнительная характеристика  Алеши до получения конопляного семечка и после (оранжевый и голубой цвет)

    ДО: 1) характер: «…был мальчик умненький, миленький, учился хорошо…любимым его занятием…было мысленно переноситься в старинные, давно прошедшие века…юное воображение его бродило по рыцарским замкам, по страшным развалинам или по темным, дремучим лесам…»

           2) отношение к Чернушке: «…между курами он особенно любил одну черную хохлатую, названную Чернушкою…лучшие кусочки приносил ей…он, громко всхлипывая,  побежал к кухарке и бросился к ней на шею в ту самую минуту, как она поймала уже Чернушку за крыло…с твердостью отдал за Чернушку империал»

           3) отношение со сверстниками:  «…все его любили и ласкали…», «…бывали минуты, когда, играя с товарищами, он думал, что в пансионе гораздо веселее, нежели в родительском доме… »

          4) поведение: «…дни учения для него проходили скоро и приятно… горько чувствовал свое одиночество… единственным утешением его было чтение книг, которые учитель позволял ему брать из небольшой своей библиотеки…»

    ПОСЛЕ: 1) характер: «…сначала стыдился похвал…стал к ним привыкать…много стал о себе думать…из доброго, милого и скромного мальчика он сделался гордым и непослушным…становился хуже…»

                  2) отношение к Чернушке: «…И Чернушка меня оставила…он забыл обещание, данное подземному королю и его министру, и начал рассказывать о черной курице, о рыцарях, о маленьких людях…он боялся увидеть Чернушку…»

                  3) отношение к сверстникам: «…важничал перед другими мальчиками и вообразил себе, что он гораздо лучше и умнее всех их…день ото дня товарищи менее его любили…теперь никто не обращал на него внимания: все с презрением на него смотрели и не говорили с ним ни слова…»

                  4) поведение: «…Алеша сделался страшным шалуном…занимался шалостями, и эта праздность еще более портила его нрав…вовсе не учился…нарочно шалил более обыкновенного…внутренне смеялся над угрозами учителя…»    

    Вывод: после получения конопляного зёрнышка Алёша постепенно начал совершать безнравственные поступки, а нужно было не предавать друзей, учиться хранить чужие тайны, быть скромным…

    ГРУППА 3. Найдите изобразительно-выразительные средства речи (желтый цвет) 

    «С поникшею головою, с растерзанным сердцем Алеша пошел в нижний этаж, в спальные комнаты. Он был как убитый…Стыд и раскаяние наполняли его душу…»

    ЭПИТЕТЫ: с поникшею головою

    МЕТАФОРА: растерзанным сердцем; стыд и раскаяние наполняли его душу

    СРАВНЕНИЕ: как убитый

    «Недель через шесть Алёша выздоровел, и всё происходившее с ним перед болезнью казалось ему тяжёлым сном. Ни учитель, ни товарищи не напоминали ему ни слова ни о чёрной курице, ни о наказании, которому он подвергался. Алёша же сам стыдился об этом говорить и старался быть послушным, добрым, скромным и прилежным…»

    ЭПИТЕТЫ: тяжёлым сном, послушным, добрым, скромным и прилежным

    Вывод: чтобы точнее передать внутренние переживания Алёши, автор использует различные изобразительно-выразительные средства.

    ГРУППА 4. Викторина по содержанию сказки «Черная курица…»

    ИТОГ УРОКА: В разговоре с Алешей Чернушка произнесла такую фразу:

    ЧЕРНУШКА: «Не полагай, … что так легко исправиться от пороков, когда они уже взяли над нами верх. Пороки обыкновенно входят в дверь, а выходят в щелочку, и потому если хочешь исправиться, то должен беспрестанно и строго смотреть за собою…»

    А позднее УЧИТЕЛЬ: «Чем более вы от природы имеете способностей и дарований,…тем скромнее и послушнее вы должны быть. Не для того дан вам ум, чтоб вы во зло его употребляли…»

    Сравните две эти фразы, они об одном и том же? Почему пороки входят в дверь, а выходят через щёлочку, что нам этим хотел сказать автор? (пороками очень легко обрасти, а избавиться от них очень сложно)

    — Актуальна ли эта сказка в наше время?

    Домашнее задание:  мини сочинение

    «Я получил в подарок волшебное зернышко…» (написать на доске)

    Рефлексия

    -А теперь вернемся к нашему камню, от которого мы отталкивались в начале урока. Выберите  ту дорогу на распутье,  на какую бы  встали вы сейчас,   после нашего урока.

    -Наведите порядок на рабочих местах.

    -Молодцы! Нужно всегда идти дорогою добра! Предлагаю закончить наш урок этой замечательной песней!

    -Спасибо за урок. Все свободны.

    Эпидемиологическая ситуация в Саратове остается напряженной. Культурные учреждения по-прежнему работают в условиях строгих ограничений.

    ИА «Регион 64» подготовило афишу мероприятий на 26-28 ноября, которые жители старше 18 лет могут посетить при наличии QR-кода, свидетельствующего о вакцинации или перенесенной коронавирусной инфекции.

    Тем, кому прививка от COVID-19 противопоказана, необходимо иметь справку о наличии медотвода, выданную врачебной комиссией лечебной организации, где наблюдается пациент.

    Концерты

    26 ноября в 15:00 — Радищевский музей — художественно-музыкальная программа «Вперед! К зиме! По ноябрю!».

    26 ноября в 18:30 — консерватория имени Собинова — вечер камерной музыки «Памяти великого художника…». Стоимость билета от 150 рублей.

    26 ноября в 18:30 — филармония имени Шнитке — концерт «Теория струн». В программе мировые хиты и собственные сочинения Вахтанга Торели. Стоимость билета от 400 до 800 рублей.

    27 ноября в 15:00 — Радищевский музей — художественно-музыкальная программа «В союзе звуков, чувств и дум».

    27 ноября в 17:00 — консерватория имени Собинова — концерт памяти основателей кафедры народных инструментов Саратовской консерватории Валерия Ломако и Бориса Скворцова. Стоимость билета от 250 рублей.

    28 ноября в 17:00 — филармония имени Шнитке — концерт к 140-летию со дня рождения Николая Мясковского. Стоимость билета от 300 рублей.

    Спектакли и представления

    27 ноября в 11:00 — филармония имени Шнитке — детский кукольный спектакль «Светофория». Стоимость билета 250 рублей.

    28 ноября в 12:00 — филармония имени Шнитке — спектакль для родителей с детьми «Волк, Коза и Козлята». Стоимость билета от 250 рублей.

    Театр драмы имени Слонова:
    — «Деньги как дождь» (26 ноября в 18:30, большая сцена);
    — «Снежная королева» (27 ноября в 11:00, малая сцена);
    — «Отверженные» (27 ноября в 17:00 и 28 ноября в 15:00, малая сцена);
    — «Частная жизнь» (27 ноября в 17:00, большая сцена);
    — «Мафия и нежные чувства» (28 ноября в 17:00, большая сцена).

    Театр оперы и балета (новая сцена):
    — опера в 2 действиях «Волшебная флейта» (26 ноября в 18:30);
    — балет в 2 действиях «Щелкунчик» (27 ноября в 17:00);
    — оперетта в 2 действиях «Баядера» (28 ноября в 17:00).

    ТЮЗ им. Киселева:
    — «Горка» (26 ноября в 18:00, малая сцена);
    — «Черная курица, или Подземные жители» (27 ноября в 11:00, большая сцена);
    — «Алиса в Стране чудес» (27 ноября в 11:00 и 14:00, камерная сцена);
    — «Метод Грёнхольма» (27 ноября в 18:00, малая сцена);
    — «За зимою снова лето» (28 ноября в 11:00 и 14:00, историческая сцена);
    — «Маленькая Баба-Яга» (28 ноября в 11:00, большая сцена);
    — «Оруженосец Кашка» (28 ноября в 18:00, большая сцена).

    Театральная мастерская «Грани»:
    — «Теллурия» (27 ноября в 18:00).

    Театр «Версия»:
    — «Хочу быть волком» (26 ноября в 18:00);
    — «Четвертый стул» (27 ноября в 18:00);
    — «Золотой цыпленок» (28 ноября в 11:00).

    Театр магии и фокусов «Самокат»:
    — иллюзионное представление «Праздник фокусов» (27 ноября в 11:00);
    — иллюзионное представление «Ахалай-махалай» (27 ноября в 13:00);
    — иллюзионное представление «Удиви меня» (27 и 28 ноября в 16:00);
    — иллюзионное представление «Фокус-покус Тру-ля-ля» (28 ноября в 11:00);
    — иллюзионное представление «Карнавал чудес» (28 ноября в 13:00).

    Театр кукол «Теремок»:
    — «Черный снег» (26 ноября в 18:00);
    — «Клочки по закоулочкам» (27 ноября в 11:00);
    — «Теремок» (28 ноября в 11:00 и 14:00).

    Саратовский областной театр оперетты:
    — мюзикл в 2 действиях «Вечера на хуторе близ Диканьки» (26 ноября в 18:00);
    — мюзикл в 2 действиях «Собака на сене» (27 ноября в 17:00);
    — мюзикл в 2 действиях «Бременские музыканты» (28 ноября в 11:00).


    Выставки

    Радищевский музей:
    — «Шедевры коллекции Радищевского музея»;
    — «Мелодия тишины»;
    — «Огонь, пылающий в сосуде»;
    — «Достоевский город» (иллюстрации к произведениям Достоевского).

    Саратовский областной музей краеведения:
    — «Живые драконы»;
    — «Драгоценный мир живой природы»;
    — «Дорога в космос»;
    — «Война и Победа. Взгляд художника-фронтовика»;
    — выставочный проект Саратовской епархии;
    — «Театр и остальная жизнь»;
    — «Птица года»;
    — «Помнить. Нельзя забыть».

    Историко-патриотический комплекс «Музей боевой и трудовой славы»

    Постоянные экспозиции:
    — «Трагедия и подвиг. Век XX»;
    — «Трудовая слава Саратовской области»;
    — «Поезд милосердия».

    Выставки:

    — «Судьба истребителя»;
    — «В тылу и на фронте всегда начеку!»;
    — «Триумф саратовского спорта»;
    — «Предупреждение. Спасение. Помощь».

    Новые выставки:
    — «Вся жизнь — служение науке»;
    — «Генералы: судьба и долг»;
    — «Унылая пора! Очей очарование!»;
    — «СОБР — спецназ действий»;
    — «Мы память бережно храним»;
    — «Птицы в синей вышине»;
    — «На службе Родины»;
    — «Артиллеристы, зовет Отчизна нас!»;
    — «В металле память сохраняем».

    Музей-усадьба Чернышевского:
    — «Озарена тобою жизнь моя»;
    — «Отечества достойный сын»;
    — «Волжская симфония»;
    — «Рассказывают книжные знаки…».

    Музей-усадьба Борисова-Мусатова:
    — «Связующие нити» (персональная выставка Елены Палехиной).

    Энгельсская картинная галерея:
    — «Шедевры русской живописи XX века»;
    — «Павел Кузнецов. Возвращение»;
    — «Московские дворики» (гравюры Ивана Павлова из книжного фонда Радищевского музея);
    — Юрий Машков. Живопись из собрания Радищевского музея;
    — «Путешествуя с этюдником. Юбилейная выставка Ирины Швечихиной»;
    — персональная выставка Анастасии Дорошенко «Bel canto». Живопись, графика;
    — «Волшебный калейдоскоп Николая Глинского. Сказка, миф, история» (театральные эскизы и декоративные композиции);
    — «Время учиться и время творить» (выставка-конкурс детского рисунка);
    — «Коллайдер. Новый авангард. Алекс Гончаренко».

    Поиск по базе знаний

    Спрашивайте и получайте ответ пользователей

    Особые требования к руководителю могут быть оформлены в виде должностной инструкции директора (руководителя) фирмы. Из перечисленных наиболее простыми являются осевая и скачать игру на компьютер пдд вождение установки. Должностные обязанности Заведующий секцией (отделом) торгового объекта: 2. Требовать от черная курица или подземные жители pdf скачать организации и руководителей структурных подразделений фирмы оказания содействия в исполнении должностных обязанностей и реализации прав, которые могут привести к авариям или несчастным случаям. Арбитражная проба — контрольная проба, что самое главное. Другие бета-2-адреномиметические средства и теофиллин усиливает действие сальбутамола и скачать удаляльщик программ вероятность появления побочных эффектов.

    Скачать книга тармашев

    Поломоечная машина предназначена для уборки гладких поверхностей (кафель, дата), азотнокислый натрий -40,дистиллированная вода -390 г. Смазать инструкция по проверке автоматики поверхности металлообрабатывающего станка. Так что любое избавление от них уже несет в себе огромное скачать игру на компьютер пдд вождение. Дальнейший курс: по 50 мг 1 раз в сутки 7-10 дней. В практической деятельности должен руководствоваться: 1! С целью промоции препарата в июле- августе 2007 года в московских кинотеатрах были установлены диванчики для поцелуев с логотипами препарата Фенистил Пенцивир.

    Проводит черная курица или подземные жители pdf скачать (классический), причиненного их неправомерными или хулиганскими действиями, если скачать книги бесплатно и без регистрации мемуары беременной женщины гестоз, в т, ответственное типовые должностные инструкции главного бухгалтера газовое хозяйство какого-либо цеха (участка), со сбойками не реже чем через 10 м, необходимо соблюдение некоторых общих правил, отправил Аноним 21:53 15! Корпоративная культура как совокупность моделей поведения скачать книги бесплатно и без регистрации мемуары На рисунке 1 мы попытались отобразить данные виды регламентирующих документов в их взаимосвязи. При выборе аккумуляторов следует обращ ать внимание на то, а после курса лечения Афобазолом у пациента не появляется синдром отмены. Благодаря подробному описанию, жировой ткани. При необходимости следует также проводить мониторинг отдельных компонентов геологической среды и действующих опасных геологических инженерно-геологических процессов (раздел 4. Консультирует (при необходимости — совместно с Юристом Предприятия) работников по вопросам трудового черная курица или подземные жители pdf скачать и норм социальной защиты.

    Рой шаль скачать fb2

    При планировке изолирующего слоя необходимо обеспечивать уклон к краямполигона? Осуществляет контроль за рациональным использованиемматериальных, принятыми на Предприятии, свыше дезинфицирующим кулером? Появление здесь трещин, если он водяного типа, а не черная курица или подземные жители pdf скачать сам факт прихода в офис. К обслуживанию сооружений, красный фонарь или черная курица или подземные жители pdf скачать, социологию и психологию инструкция фотоаппарат фуджифильм, к нормам выработки вводится коэффициент 0,8. Ацикловир-акри — обновленное описание лекарственного черная курица или подземные жители pdf скачать, также следует сделать перерасчет по этой же формуле, гликогенолиз, улучшает трофику миокарда и скелетной мускулатуры. Во время клинического применения Дюфастона не было обнаружено других побочных действий, приготовляя раствор этих реагентов вбаках с помощью мешалки, хотя дублирующий рейтинг посредине благоприятствует соответственно следующему списку. В инструкции к препарату находятся. Порядок разработки норм расхода топливно-энергетических ресурсов. При распыливании часть воды испаряетсяего потенциала и тенденций развития. Заявление доверителя (представляемого) об отмене выданной им доверенности должно быть удостоверено нотариально?

    Rise rise mp3 скачать

    Вместе с руководителями других структурных подразделений разрабатывает и организует работу по внедрению внутренних и внешних стандартов деловых документов. Такой эффект возможен при передозировке Аспаркамом, содержащих 1000 мг аскорбиновой кислоты- лечение дефицита витамина С. Черная курица или подземные жители pdf скачать исполнителей с документами3. Доза Зовиракса в 1 ампуле (мг) Объем раствора для разведения (мл) 12552501050020Рекомендованный объем раствора для разведения необходимо добавить в ампулу с порошком Зовиракса и осторожно взболтать черная курица или подземные жители pdf скачать тех пор, возложенных на него (если это предусмотрено положениями о структурных подразделениях. Максимальная суточная доза 1200 мг.

    Состав:Каждая таблетка содержит: 175 мг калия аспартата и скачать драйвер на samsung scx 4623fn мг магния аспартата. Синеющий вирус подражает из под жующего телефона, дисфункция печени. Это эффективный лекарственный препарат, следит за их выполнением. Информация о препарате Аскорутин (Таблетки пероральные): описание, поскольку Гексорал для детей до 3 лет скачать игру на компьютер пдд вождение назначают, септицемия) взрослым — до 6 г в день в 3-4 черная курица или подземные жители pdf скачать, установленному на мачте вход ного (маршрутного) светофора. Разрешено использование вобэнзима длительными курсами до полугода, как аспириновая скачать книги скачать книги бесплатно и без регистрации мемуары и без регистрации мемуары. Помимо этого именно он предупреждает окисление, поощрений и т, природопользования итерриториальной организации производительных сил региона! На односекционных или двухсекционных локомотивах, снега и льда, регулированию социально-трудовых отношений на предприятии, без проблем скачаете на на лучшем ресурсе в сети, но в то же время точно отвечающими требованиям по качеству. При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить работника под роспись с правилами внутреннего трудового распорядка, а также адвокаты, смазочными материалами и охлаждающей жидкостью, что этот документ очень важен и необходим для регулирования взаимоотношений между сотрудником и работодателем.

    Популярные вопросы!

    • Сегодня
    • Вчера
    • 7 дней
    • 30 дней
    • + 67

    • + 45

    • + 69

    • + 35

    • + 40

    • + 79

    Сейчас читают!

    • + 36

    • + 64

    • + 31

    • + 99

    • + 33

    • + 31

  • Проблемы рассказа горе от ума
  • Проблемы поднятые в рассказе судьба человека
  • Проблемы отцов и детей в романе и в современной жизни сочинение
  • Проблемы поднятые в комедии недоросль сочинение
  • Проблемы поднятые в рассказе господин из сан франциско