Проблемы рассказа спать хочется

Поэтика рассказа новеллы в русской литературе рубежа хiххх веков. а.п. чехов ионыч глобальная проблема, воплотившаяся в прозе чехова в конце

Поэтика рассказа (новеллы) в русской литературе рубежа ХIХ–ХХ
веков. А.П. Чехов «Ионыч»

Глобальная
проблема, воплотившаяся в прозе Чехова в конце 19 века. – это проблема культуры
как нормы поведения и ориентация на жизненные ценности. Для него культура –
понятие гораздо шире, чем воспитание. Поначалу он высмеивал проявления очевидного
бескультурья («Письмо ученому соседу», «Жалобная книга», «Радость», «Каникулярные
работы институтки Наденьки Н.», «Злой мальчик».

Чехов
вступил в литературу как юморист. В своих рассказах он вскрывал равнодушие
службистов-формалистов к чувствам и мыслям простого человека; издевательства
сытых и властолюбивых господ над достоинством людей незначительных;
пресмыкательство. Проблематику его рассказов можно свести к главной творческой
цели, которую писатель ставил перед собой: «правдиво нарисовать жизнь и кстати
показать, насколько эта жизнь уклоняется от нормы».

Поиск
этической нормы побудил Чехова к пересмотру традиционных представлений о добре
и зле. Он усомнился в добродетелях, традиционно воспеваемых русской
литературой, например, в высоких нравственных достоинствах «маленького
человека». В рассказах о маленьком человеке: «Толстый и тонкий», «Смерть
чиновника», «Винт» и др. – мы видим героев, не внушающими сочувствия, их
отличает рабская психология: трусость, пассивность, отсутствие протеста.

Ряд
рассказов проникнуты драматическим и трагическим пафосом: «Горе», Тоска»,
«Спать хочется». Чехов поднял проблему ответственности каждого за собственную
жизнь, проблему одиночества человека.

Чехов
последовательно строит характеры героев, выступающих как идейные антиподы, на
контрасте их открыто заявленных убеждений и поведения в быту.

Большинство
повестей и рассказов написаны в стиле бытового реализма: с простыми сюжетами и
близостью к действительности. Однако в творчестве Чехова были художественные
искания времени: проявились символистские и натуралистические тенденции.
Показательна повесть «Черный монах» (1894). С одной стороны, черный монах
представляет воинство Бога и Христа и выражает мысль о высшей одержимости,
направленной на утверждение вечной правды, с другой – это символ личных
притязаний Коврина, его самоутверждения в роли «апостола». Наконец он зловещим
предвестником смерти героя.

Тема
народа раскрыта в повести «В овраге» (1900), где с натуралистическими
подробностями показаны картины деревенского одичания. Здесь Чехов выступает как
объективный исследователь новых типов русской жизни. Ему интересно соотношение
человеческого и социального в характерах персонажей. Символична такая деталь: старший
сын Цыбукина, служивший в полиции, оказался фальшивомонетчиком. Он привез отцу
поддельные монеты, тот смешал их с настоящими, а когда обнаружилось
преступление, старик растерялся: «…я теперь не разберу, какие у меня деньги
настоящие и какие фальшивые. И кажется, что они все фальшивые». Этот эпизод
обнажил фальшивый порядок русской жизни, при котором агент сыскной полиции –
сам вор.

Чехов
оригинален в трактовке человеческих ценностей. В маленькой трилогии (рассказы
«Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») Чехов представляет ряд типов мнимо
счастливых людей, испортивших собственные жизни. Проблема пересмотра ценностей стала
центральная в прозе Чехова 1890-х гг. Она хорошо раскрыта в рассказе «Ионыч».

В нём говорится о спуске главного героя на «дно»
духовного развития. В начале рассказа Дмитрий Ионыч только получил должность
земского врача. Старцев, ещё неиспорченный этим провинциальным городком, полон
сил и планов на будущее. В Дялиж, в котором он поселился, герой ходит пешком,
так как не имеет своей повозки.

Спустя год главный герой все еще занят работой,
времени на посещение новых знакомых Туркиных у него нет. Он наведался к ним,
только когда Вера Иосифовна попросила у него помощи как у врача. С этого
момента Старцев стал регулярно посещать этот дом только ради встреч с
Екатериной Ивановной.

Он решается сделать предложение, рассчитывая не только
на духовную близость с любимой женщиной, но и на неплохое приданное, однако
получает отказ. Именно на этом этапе началось духовное обнищание героя: он
располнел, теперь у него была «своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в
бархатной жилетке», его начала одолевать лень.

После последней встречи с Екатериной прошло четыре
года. Старцев разъезжает на тройке лошадей, еще больше располнел, а любимое
вечернее занятие у него – пересчитывание «бумажек». Он не сильно беспокоясь о пациентах.
Его больше интересуют ужины да игры в карты.

В конце рассказа показано
окончательное перевоплощение героя в Ионыча. Он «ожирел, тяжело дышит и уже
ходит, откинув назад голову». Доктор стал до невозможности жадным, работал и
земским врачом, и имел практику в городе. При этом он был нетерпелив и груб по
отношению к ним. О семье Туркиных, как и о Екатерине, он уже не помнит. У Старцева
уже нет никаких духовных интересов, он одинок.

Проблематика
произведения понятна каждому мыслящему читателю. В рассказе Чехов показывает
душевную пустоту людей. Писатель обличает ленивых, притворных обывателей города
С., Туркиных, которые строят из себя «высшее общество», а на деле являются
пустышками, Ионыча, который променял все свои мечты и идеи на стабильность и
комфорт.

На
примере главного героя автор показывает читателям деградацию личности. Он проиграл в битве, превратившись
в противного Ионыча, который просто существует, растачивая свои дни в клубах,
за поеданием, питьем и играми.

В
рассказе «Ионыч» можно выделить несколько разных идей и мыслей, но самая
главная мысль, проходящая через все произведение, это пагубное влияние общества
на человека. Старцев, попав в место, где люди ни к чему не стремятся, их полностью
устраивает скучная, серая, однообразная жизнь, за несколько лет становится
точно таким же человеком.

Отношение
автора к герою меняется на протяжении всего рассказа. В начале рассказа он
описывает его как умного перспективного молодого человека со светлыми мыслями и
намерениями. По мере того, как он все больше становится Ионычем, у автора
усиливается неприязнь к персонажу. К концу произведения, он отвратителен автору.
Но именно он и пытался нам показать, до чего может довести духовное оскуднение.

Писатель этим рассказом хотел донести до читателей, что необходимо
верить в себя, идти к мечте, не предавать свои идеалы. Чехов верил, что именно
благородный труд и амбиции, влечение к усовершенствованию и росту, возвышенные
моральные и нравственные ценности делают человека личностью.

Автор:
Самый Зелёный
·

Итоговое сочинение является обязательным испытанием каждого выпускника школы, лицея и гимназии. Одиннадцатикласснику необходимо успешно сдать итоговое сочинение. Только в этом случае он будет допущен до государственной итоговой аттестации. Одно из направлений итогового сочинения носит название «Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина«. В рамках данной темы выпускник может поразмышлять о значении понятия «гражданин». Работая над итоговым сочинением, автор рассматривает такие понятия, как личная ответственность гражданина и общественная справедливость. Кроме того, школьник должен задуматься о таких понятиях, как счастье и долг. Он должен проанализировать необходимость помощи тем, кто столкнулся с жизненными проблемами. Также в своем сочинении выпускник может рассмотреть возможные способы совершенствования государственного и общественного устройства.
Рассмотрим поподробнее, какие именно короткие рассказы подходят для этого направления. 

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Пропала совесть». Автор показывает истинное значение понятия «совесть» и его воплощение в поведении разных граждан. Ее отсутствие и является корнем всех общественных проблем.
  2. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Премудрый пискарь». Когда гражданин дистанцируется от всех общественных проблем, он проживает унылую жизнь пискаря, который отравил свое существование постоянным страхом.
  3. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил». Это произведение посвящено раскрытию темы социальной несправедливости в России.
  4. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Карась-идеалист». Нельзя романтизировать социальные проблемы и закрывать глаза на проблемы страны, ведь на любого такого идеалиста найдется своя щука.
  5. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Медведь на воеводстве». Авторитарная власть и пассивное общество — вот условия, при которых общественные проблемы не решить никак.
  6. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Богатырь». Одними лишь обещаниями и ожиданиями никак не решить те задачи, которые стоят перед нашей страной.
  7. И.С. Тургенев, «Хорь и Калиныч». Автор подробно описал менталитет русских людей и их уникальность.
  8. И.С. Тургенев, «Му-му». В данном рассказе рассматриваются извечные проблемы России, которые не дают нашим людям стать счастливыми: деспотизм власти, рабство народа, алкоголизм, равнодушие друг к другу.
  9. М. Горький, «Старуха Изергиль». Счастье достижимо, если человек находит призвание, которое по-настоящему полезно для общества. А вот если он пойдет против людей, то его судьба приведет к трагедии.
  10. М. Горький, «Челкаш». Социальные предрассудки несправедливы и далеки от реальности: вор Челкаш оказался благороднее и честнее, чем крестьянский паренек Гаврила.
  11. И.С. Тургенев, «Певцы». Феноменальные таланты русских людей губит их же пристрастие к алкоголю, буйству, пагубным страстям.
  12. Н.В. Гоголь, «Повесть о капитане Копейкине» (из «Мертвых душ»). Главный герой стал на войне инвалидом, но от государства не получил ничего. А ведь у гражданина страны есть не только права, но и обязанности.
  13. А.П. Чехов, «Переполох». Избежать несправедливости и попрания своих прав может только тот человек, который отказывается оставаться «маленьким». Так и Мария, столкнувшись с нарушением личных границ и чудовищным обвинением, покинула работодателя немедленно, не желая терпеть унижения. Для всех этот пример будет поучительным.
  14. А.П. Чехов, «Невеста». Добиться счастья на Руси может только тот, кто готов за него побороться с судьбой. Если бы Надя не совершила смелый шаг и не уехала из родного дома учиться, то ее жизнь осталась бы тусклой и скучной.
  15. В.Г. Распутин, «Уроки французского». Сложные реалии жизни мешают людям развиваться и учиться, но доброта и сочувствие со стороны способны решить эту проблему. Ведь смогла же учительница поддержать бедного мальчика и сделать так, чтобы он все-таки продолжил обучение.
  16. В.П. Астафьев, «Царь-рыба». Главный герой расточителен и не ценит даров природы. Жадность берет верх и тогда, когда он ловит огромного осетра и не справляется с этим делом. Игнатьич едва не погиб, и эта ситуация научила его умерять жажду наживы и беречь то, чем наградил его родной край.
  17. А.И. Солженицын, «Матренин двор». Главная героиня живет в нищете и в условиях социальной несправедливости. Крестьяне трудятся как рабы, а от государства получают минимум, который не дает даже выживать. Приходится нарушать закон и воровать торф. Но даже в этих обстоятельствах Матрена не теряет доброты и отзывчивости, помогает людям и делает мир лучше.
  18. А.П. Чехов, «Дом с мезонином». Лида и рассказчик спорят о том, как решить социальные проблемы в России. Девушка настаивает на борьбе за свои права и открытии школ, а у художника более пассивная и эгоистичная позиция.
  19. А.П. Чехов, «Злоумышленник». Главная проблема русского народа — это невежество, которое мешает людям адекватно оценить свои поступки. Денис ворует гайки с железной дороги и делает возможными катастрофы, носящие сотни человеческих жизней.
  20. А.И. Куприн, «Чудесный доктор». Настоящий гражданин — это ответственный человек, который небезразличен к своему народу. Так, например, доктор Пирогов сам помог несчастной семье, попавшей в беду, и сделал жизнь своей страны лучше одним лишь отзывчивым поступком.
  21. А.П. Чехов, «Анна на шее». Никакое общественное устройство не сделает людей более нравственными, если они равнодушны друг к другу. Анна, например, после удачного замужества стала стыдиться своей семьи и не стала для нее опорой. Она возгордилась и бросила братьев и отца на произвол судьбы.
  22. А.П. Чехов, «Крыжовник». Человек не может называться гражданином, если наплевательски относится к обществу и думает лишь о себе. Так и Николай Иванович, став помещиком, забыл о других и зажил только для себя одного. Он наслаждался покоем и довольством, не думая о сотнях обездоленных и голодных.
  23. А.П. Чехов, «Спать хочется». Жестокость по отношению к детям ведет страну в тупик, ведь это наше будущее.
  24. Л.Н. Толстой «Три вопроса». Сюжет данного произведения является очень простым. Царь пытается найти ответы на три очень важных вопроса:
    Какое время надо помнить и не пропускать, чтобы потом не
    раскаиваться? Какие люди самые нужные? Какие дела самые важные?
    В своем произведении Лев Николаевич исследует внутреннее состояние человека. Автор, главным образом, анализирует моральные основы личности.
  25. М.Е. Салтыков-Щедрин «Добродетели и пороки». Данное произведение заставляет читателя задуматься об истинных человеческих ценностях. В своем рассказе автор хотел донести до читателя простую истину. Добродетель может исправить любой порок. Данное произведение является очень жизненным и поучительным. Писатель сатирически показал примирение добродетели и порока. Автор утверждает, что лицемерие представляет собой большое зло. Ведь оно добро представляет в виде зла.
    Произведение учит человека, что необходимо жить по законам совести и чести. 
  26. А.П. Платонов «Юшка». В своем знаменитом произведении автор анализирует природу добра и зла, а также красоты человеческой души. Главный герой олицетворяет безграничную душу человека. Платонов размышляет о людях, которые совершают достойные поступки.
    Листая страницы известного рассказа, читатель осознает, что в мире существуют не только злые и эгоистичные люди. Можно встретить невероятно добрых и порядочных людей, преданных своим моральным принципам до конца своих дней. Именно таким гражданам действительно живётся хорошо. В данном рассказе писатель раскрыл тему истинных и ложных ценностей. 
  27. А. П. Чехов «В аптеке». Выдающийся русский писатель раскрыл тему равнодушия в своем рассказе. Главным персонажем данного произведения является учитель, фамилия которого Свойкин. Однажды герой простудился. Поэтому ему было необходимо сходить в аптеку за лекарством. Персонаж думал, что здесь работают отзывчивые и вежливые люди. Однако оказалось, что совсем наоборот. Героя обслуживал совершенно безразличный провизор, который только ухудшил душевное и физическое состояние персонажа. В произведении писатель показал полное безразличие людей друг к другу. К сожалению, такая тенденция свойственна и современному миру. Автор призывает всех быть внимательнее к окружающим. И тогда все станут счастливее. 
  28. А.П. Чехов «Размазня«.  В данном произведении писатель затронул свойственную отечественной литературе тему «маленького человека».
    В рассказе Чехов показывает участь тех людей, которым приходится терпеть беззаконие и несправедливость. «Я поглядел ей вслед и подумал: легко на этом свете быть сильным!», ‐ данное высказывание передаёт основную мысль рассказа. Антон Павлович рассматривает человеческую слабость и силу, а также доказывает, что русским людям мешает быть счастливыми их безграничная терпимость по отношению к несправедливости.
  29. А. П. Чехов «Темнота».  В данном рассказе Чехов поднял тему «маленького человека. Главным героем произведения является молодой человек, которого зовут Кирилл. В первую очередь, герой беспокоится не за себя, а за своих родных и близких. Кирилл из последних сил пытался помочь своему брату Василию, который попал под арест. В своём произведении Антон Павлович показал, как легко незаслуженно попасть в сети судебной машины, и как сложно из них выбраться. Рассказ Чехова «Темнота» является поучительным и жизненным. 
  30. В. Шукшин «Обида». Сашу Ермолаева обидели незаслуженно. В своем произведении Шукшин поднял проблему несправедливости, обиды, злости, равнодушия. Нравственные проблемы, затронутые в рассказе, могут коснуться каждого человека. Автор призывает читателя быть вежливее и внимательнее к окружающим. Это и поможет нам улучшить жизнь в России для каждого человека.

Метки: 11 классвопрос гражданинадекабрьское сочинениеитоговое сочинениеКому на Руси жить хорошосписок книгсписок литературы

Читайте также:

Творческий путь Антона Чехова состоял из животрепещущих тем, близких читателям и по сей день. Писатель в своих произведениях поднимал очень актуальные и жизненные проблемы. Автор заставляет читателей поразмышлять, как выйти из той или иной ситуации. Произведение «Невеста» Чехов посвятил новым тенденциям в обществе, а именно обострению «женского вопроса» и поиску новых дорог для девушек, ограниченных узкими рамками патриархальных условностей. В рассказе писатель показал пустую и бесцельную жизнь провинциальных обывателей, которые не стремятся абсолютно ни к чему. Их внутренний мир опустошен. Чтобы быстро узнать основные события из произведения «Невеста» в сокращении, рассмотрим его краткий пересказ. Сюжет, конечно, не заменит полного прочтения книги, но поможет подготовиться к занятиям и освежить в памяти то, что Вы уже читали. Приятного просвещения!

Глава 1

Главной героиней произведения является юная девушка Надя Шумина. Читатель попадает в просторный дом, где живет Надежда вместе с семьей. Марфа Михайловна, богатая бабушка Нади, следит за оформлением пышного стола. Нина Ивановна, мать Нади, беседует со священником — отцом Андреем. Она еще молода и хороша собой. Еще в гостях присутствует сын священника — Андрей. 

Героиня готовится к свадьбе. Женихом девушки является сын священника Андрей. Героиня очень долго мечтала о данном событии, однако сейчас ей почему-то грустно, и она плохо спит по ночам. Ее тревожит, что жизнь всегда будет однотипной и рутинной.

Она вышла на улицу, а вслед за нею вышел Саша — еще один гость, сын обедневшей и ныне покойной дворянки, которому покровительствовала бабушка Нади. На свои средства она отправила его учиться живописи, но он еле-еле окончил курс и теперь работал не по специальности, так как был болен чахоткой и слабоволен. Сейчас Александр работает в одной из литографий в Москве. 

Зато рассуждал Саша очень пламенно и красноречиво. Герои обсуждают маму Нади. Признавая ее достоинства, Саша замечает, что ее прислуга спит на полу, среди клещей и тараканов. Хозяйки дома безразличны к их судьбе, хотя внешне они — сама гуманность. Также Саша критикует лень и пустоту, ставших основой быта и нравов семьи. Надя обиделась на него. Каждый раз приезжая, Александр упрекает Надю в том, что жизнь их семьи является однообразной и бесполезной. Герой утверждает, что необходимо учиться и заниматься полезным делом. Надя обычно не относилась всерьёз к его словам, однако перед свадьбой героиня задумалась. 

Застолье было скучным, оно подтверждало опасения Нади. Все эти разговоры о гипнотизме, вере, благотворительных вечерах она уже слышала. В таком настроении она ушла спать.

Глава 2

Андрей был добрым, красивым и умным, поэтому Надя согласилась выйти за него. Но теперь душа ее была полна сомнений.

Утром Надя встретила маму. Она занималась спиритизмом, гомеопатией и другими таинственными вещами, что раньше казалось Наде необыкновенным, но теперь она почему-то видела в этом ограниченность и нелепость. Мать не могла понять ее тревоги. Зато после трапезы к ней опять обратился Саша. Он считает жизнь ее семьи грешной и серой, не видит в ней смысла и просит Надю уехать, чтобы хотя бы она стала образованным и интересным человеком, который принесет обществу пользу. Надю тревожат сомнения, она ведь выходит замуж. Но мысли о правоте Саши все чаще и чаще посещают ее.

Вот и признания Андрея в любви она уже читала в каком-то романе. Подумав об их отношениях, она вдруг вспомнила, что ее мать не любила своего мужа и теперь, будучи вдовой, жила как в клетке — в полном подчинении у свекрови. Наде мама показалась несчастной и жалкой.

Глава 3

С приближением свадьбы Нади Саша резко передумал оставаться в гостях. Ему противно осознавать, что она выйдет замуж и повторит судьбу матери. Но его уговаривают погостить еще, хотя бы до 1 июля.

Жених показывает Наде дом, который был уже нанят для будущей молодой семьи. Невеста смотрит мебель, комнаты, картины. В этом Надя видит одну лишь пошлость. Девушка осознает, что не любит Андрея и никогда не питала к нему нежных чувств.

Андрей рассуждает о том, что Саша прав, говоря, что он ничего не хочет делать. По словам Андрея, ему противны даже мысли о труде. Он считает, что на Руси это в порядке вещей. Надя была раздосадована.

Глава 4

Невеста вдруг говорит своей матери, что совсем не желает выходить замуж, что не любит Андрея.  Она просит позволения уехать из города. Девушка не хочет, чтобы у нее была однообразная и монотонная жизнь. Однако мать Надю не понимает и советует потерпеть. В ответ Надя обрушивает на нее всю правду о том, что их жизнь бессмысленна и мелка. Мать признается героине, что хочет свободы от семьи, что из нее против воли сделали старуху. Она рыдает, а Надя ждет утра.

Надя пошла к Саше и призналась, что больше не может так жить. Главная героиня принимает решение уехать и рассказывает о своих мыслях Александру. Он рад за нее и решает помочь. План таков: делая вид, что нужно проводить Сашу, героиня отправляется вместе с ним на вокзал и садится в поезд, который идет в Москву. Далее главная героиня отправляется в Петербург учиться. Этот план нравится Надя, она засыпает счастливой.

Глава 5

Надя воплощает план побега в реальность. Уже в пролетке она рыдает и молится, а Саша утешает ее. Он обещает, что она точно не пожалеет о своем решении.

Надя в тревогой и верой в лучшее смотрит вдаль.

Глава 6

Спустя год Надя принимает решение ехать домой. Родные простили ее. Героиня сдала все экзамены. Прибыв в Москву, героиня вдруг встречается с Александром. Оказалось, что герой серьёзно болеет и думает отправиться на Волгу. Он уже кажется ей провинциальным, понятным. Но все равно Надя от души благодарит его за свое освобождение. 

Надя приезжает домой. Главная героиня чувствует себя чужой в родном городе. Ей абсолютно всё представляется старым, скучным и однообразным.  На фоне города здесь очень пусто, метафорой жизни выступают низкие потолки в доме. Мама и бабушка еще больше постарели и подурнели. Праздность и однообразие губили их. Мама и бабушка смогли простить героине её поступок, однако жизнь их изменилась. Из-за несостоявшейся свадьбы и побега Нади семья лишилась былого положения в обществе. Они не могут теперь свободно принимать гостей, а также свободно гулять по улице. Все оборачиваются, говорят о них, обсуждают. Дети называли Надю «невеста» и кричали это ей вслед. После побега внучки бабушка едва не скончалась, три дня лежала без движения, но потом простила ее и встала на ноги. Мама Нади нашла утешение в философии. Теперь она часто молится.

Саша пишет Наде, что во время путешествия очутился в больнице. Поэтому для Нади было неудивительным то известие, что герой скончался. 

После смерти Саша героиня окончательно чувствует себя чужой в родном городе. Она чувствует себя здесь ненужной. Главная героиня жаждет новой жизни и уезжает из города, думая, что навсегда.

Можно утверждать, что в своём произведении писатель показал невероятное стремление молодого поколения к новой жизни, наполненной пользой для общества. Автор показывает, как молодёжь хочет изменить жизнь к лучшему. Таким образом, рассказ Чехова отражает историческую обстановку второй половины девятнадцатого века. Так, представители нового поколения, пытаясь найти истину, вступали в революционные кружки и движения, желая добиться справедливости в обществе.

Автор: Виктория Комарова

Сюжет рассказа «Спать хочется» представляет собой небольшую зарисовку быта. Текст написан нарочито пресно, заставляет читателя увязнуть в нем. К середине повествования читатели начинают дремать вместе с героиней. А после этого происходит трагичный, ужасающий финал, описанный тем же бытовым языком. Анализ произведения позволяет лучше разобраться в темах, затронутых автором. Понять мотивы героев.

История написания рассказа

В письме, датированном 1888 годом и адресованном издателю Плещееву Антон Павлович пишет, что работает над коротким и плохеньким рассказом. И что взялся за него только из любви к малой прозе. Хотя исследователи творчества автора уверены, что «Спать хочется» появился не из желания что-то написать, а благодаря обещанному гонорару. От хорошего заработка Чехов никогда не отказывался, хоть и обесценивал значение денег в некоторых своих произведениях.

Однако в рассказе прослеживается автобиографическая линия. Персонаж замученной, мечтающей о сне, девочки — это образ самого маленького Антоши Чехова. Детство прозаика было несладким. Мальчик выносил издевки тирана-отца, работал в семейной рыбной лавке, а ночи проводил в службах на клиросе. Неудивительно, что юноше бесконечно хотелось спать, а возможности полноценного отдыха не было. Поэтому Варя — это ненавязчивая отсылка к собственной биографии.

Жанр и направление

Сюжет выбран антиэтичный, повествующий о жизни мещанства. Но Чехов, не изменяя традициям, остается в излюбленном жанре — реализме.

Автор лукавил в письме к издателю. Вопреки его заявлению, рассказ не является легкой беллетристикой. Это своего рода триллер, где царит первобытная справедливость. Чехов перестает быть привычным гуманистом и оборачивается свирепым моралистом, который воздает каждому герою по заслугам. Деспотичные хозяева получают убийство собственного дитя. А Варя — долгожданный и заслуженный сон.

Смысл произведения

Читателю предстает унылая и несправедливая картина. Девочка Варя качает в люльке малыша, который никак не унимается, не засыпает. Уставшая, загруженная не по возрасту девчонка, старается не уснуть. Но героиню одолевает мучительная дремота. Варя не может отправиться спать, ведь ей нельзя оставлять младенца без присмотра. За это последует жестокое наказание.

Дрема берет свое, девочка проваливается в забытье. Она видит сначала тракт, много людей, которые манят ее ко сну. Далее предстает жуткая картина предсмертных мучений отца Вари. Невообразимо растянувшаяся агония терзает всех членов семьи. Матушка не находит себе места. А земский доктор выписывает отцу направление на операцию. Таким образом вселяет надежду в жену и дочь умирающего, что их близкий человек и кормилец может выжить. Это глупый и жестокий поступок. Мужчина скончался на следующее утро в земской больнице.

В видении Варя стоит рядом с мамой. Они просят милостыню. Сон прерывается. В комнату входит хозяйка — мать беспокойного ребенка.

Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением героине и читателю. И девочка готова отправиться спать. Но уже наступает утро, а вместе с ним новые обязанности по дому. Хозяин требует наличия дров в печи. За весь день Варваре не удается отдохнуть. Как специально находятся все новые дела и заботы. Девочка начинает ненавидеть хозяев и их дом. Желание спать не проходит. Организм подростка требует отдыха. И сделать ничего нельзя.
Приходит еще одна ночь. Снова та же картина: Варя у колыбели беспокойного малыша. Он снова не засыпает, не давая уснуть юной няньке. Рассудок медленно отказывает героине. В голове остается лишь одно желание: избавиться от навязчивого звука, не позволяющего реализовать естественную потребность. А именно — избавиться от младенца.
Помутненный разум легко подкидывает идею убийства ребенка. Задушив хозяйского отпрыска, Варя ложится на пол у тела и засыпает мертвецким сном.

Характеристика героев

Главный образ произведения — Варя. Это девочка тринадцати лет. В персонаже слилось все детское горе. Ребенку еще чужды взрослые ограничения и запреты. Но уже знакомо безысходное, перманентное горе. Она сирота, которая потеряла отца. Мужчина был единственным кормильцем семьи. Поэтому дочери приходится пойти прислугой в дом ремесленника. Варвара становится единственным персонажем, который переживает развитие, но не личностное, а сюжетное. Читатель видит перемены, происходящие в ее голове. Достигнутый накал эмоций, физическое утомление приводит девушку к аффекту. И в конечном итоге к убийству хозяйского ребенка.

Следующим персонажем является жена ремесленника, хозяйка дома. Мы видим толстую, плечистую, сварливую женщину, недовольную жизнью. Ее нельзя назвать монстром, но именно она становится причиной смерти собственного дитя. Благодаря ей измученная заботами сирота, теряет рассудок и устраняет раздражитель в виде орущего малыша. Прояви женщина хоть немного внимания и каплю любви к сироте, все было бы по-другому. Но в этом доме царят равнодушие и глупость.

Пелагея Степанова — мать Вари. Женщина, которая не смогла пережить смерть мужа ни морально, ни физически. Все, что ей осталось — это пустые хлопоты, суета. Ведь ее воздушные замки разрушились до основания.
Ефим Степанов — умерший отец главной героини. Довольно молодой мужчина, скончавшийся от воспаления грыжи. Типичный крестьянин, занимавшийся тяжким трудом с малолетства. Степанов — воплощение жертвенности угнетенного российского народа.

Доктор, присланный от господ. Персонаж бесполезный для сюжета, но необходимый для идейного понимания рассказа. Бессмысленной надеждой он усиливает горе крестьянской семьи. Младенец — господский ребенок, доверенный Варе. Чистое безгрешное существо, второе в тексте после Варьки. Невинное дитя, которое убито, отягчает материнский грех. Из-за его матери от другого светлого создания остается лишь телесная оболочка. Она загубила сироту.

Темы

В произведении прослеживается несколько тем.

Отсутствие детства у ребенка. Из-за утраты родителей Варе приходится рано повзрослеть. Она безропотно сносит взрослые обязанности, горе, воспоминания об утраченном счастье. И до последнего сохраняет свет в душе. Это собирательный образ ребенка, лишенного радости детства. Таких ребят миллионы. Причины: сиротство, войны, эпидемии.

Тема рабов и господ. В России испокон века было расслоение общества. Именно этот резкий контраст стремился показать Чехов во многих своих произведениях.

Тема равнодушия. Она едва уловима, но важна. Если бы хозяева не были безразличны к состоянию и чувствам работницы, не случилось бы трагического финала.

Главная мысль — безысходность, трагизм человека подневольного, загнанного в угол.

Рассказ «Спать хочется» косвенно побуждает читателя к отречению от уникальности собственных проблем, которые людям свойственно преувеличивать, доводить до абсолюта. Чехов заставляет читателя обращать внимание на окружающих людей, замечать их чувства и состояние.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

У всех нас бывают иногда бессонные ночи, после которых мы весь день мечтаем поскорее оказаться в постели. Но что если ты ложишься спать вовремя, а в течение дня все равно постоянно зеваешь?

Ниже рассмотрим основные причины сонливости днем и советы, которые помогут перестать без конца «клевать носом».

Предупреждение: в некоторых случаях дневная сонливость является симптомом проблем со здоровьем, поэтому если ты постоянно испытываешь это состояние, обязательно обратись к врачу за консультацией.

Содержание

Причины дневной сонливости
— Углеводы
— Сидячий образ жизни
— Плохой сон
— Проблемы с пищеварением
— Голод
— Тихий час
— Дефицит белка
— Обезвоживание
— Стресс
Советы по борьбе с дневной сонливостью
— Качественный ночной сон
— Привычки сна
— График
— Раннее засыпание
— График приема пищи
— Спорт
— Тайм-менеджмент
— Сонливость
— Отказ от позднего подъема
— Расслабление
— Обращение к врачу

Почему днем хочется спать: 9 основных причин

1. Потребление избыточного количества рафинированных углеводов

Углеводы — отличный источник быстрой энергии, которую наш организм использует в качестве топлива. Однако если их в твоей диете слишком много, это может привести к тому, что днем ты будешь чувствовать себя вялым.

Причина в том, что избыток углеводов приводит к скачку уровня сахара в крови, после падения которого люди испытывают сонливость. Чтобы взбодриться, ты инстинктивно можешь съесть еще больше углеводов и в итоге окажешься втянутым в порочный круг.

Чтобы стабилизировать свой уровень энергии, замени сахар и рафинированные углеводы продуктами, богатыми клетчаткой, такими как овощи и бобовые.

2. Малоподвижный образ жизни

Когда ты чувствуешь себя усталым и сонным в течение дня, то последнее, чего тебе хочется — это заниматься спортом. Но парадокс в том, что именно малоподвижный образ жизни может быть виновником твоего разбитого состояния и желания вздремнуть после обеда.

3. Недостаточно качественный сон

Почему хочется спать днем, даже если выспался? Иногда, даже если ты лег рано и провел в постели 8-9 часов, твой ночной отдых все равно оказывается недостаточно качественным.

Важно отметить, что сон должен быть спокойным и непрерывным, чтобы позволить твоему мозгу пройти все пять стадий каждого цикла сна.

Слишком душная или холодная комната, шум, свет, храп или кошмары могут помешать тебе выспаться, и в итоге на следующий день ты будешь «клевать носом».

4. Пищевая чувствительность

Пищевая чувствительность или непереносимость обычно вызывают такие симптомы, как сыпь, проблемы с пищеварением, насморк или головные боли. Но хроническая усталость и дневная сонливость также могут быть признаками этого состояния.

Распространенные пищевые непереносимости включают глютен, молочные продукты, яйца, сою и кукурузу. Если ты подозреваешь, что какой-то из продуктов может быть аллергеном, обратись к врачу, чтобы он назначил необходимые анализы.

5. Недостаточное потребление калорий

Дефицит калорий не только приводит к уменьшению веса, но и может заставить тебя чувствовать себя сонным в дневное время. Не забывай, что калории — это не злые монстры, задача которых испортить твои рельефы, а необходимые для полноценной работы организма «дрова».

Когда ты голодаешь, метаболизм замедляется, чтобы сохранить энергию, потенциально вызывая усталость и желание вздремнуть в дневное время. Количество необходимых калорий зависит от твоего возраста, роста, образа жизни и других параметров. Подробнее об этом можно прочесть в отдельном материале.

6. Сон в неподходящее время

Почему днем хочется спать, а ночью — бессонница? Возможно, причина в том, что у тебя сбился график сна.

Если ты любишь подремать днем, причем на протяжении нескольких часов, это может нарушить циркадный ритм организма, который представляет собой биологические изменения, происходящие в ответ на свет и темноту в течение 24-часового цикла.

Исследования показали, что когда режим сна человека не синхронизирован с его циркадным ритмом, у него может развиться хроническая усталость.

7. Дефицит белка

Недостаточное потребление протеина, который является важным строительным материалом для организма, также может быть причиной твоей сонливости в дневное время.

О других признаках недостатка белка в диете можно прочесть в отдельном материале.

8. Обезвоживание

Достаточное потребление воды в течение дня является необходимым условием для поддержания хорошего уровня энергии. Несколько исследований выявили, что даже легкое обезвоживание может привести к снижению уровня энергии и способности концентрироваться.

Другие симптомы обезвоживания:

  • жажда;
  • усталость;
  • головокружение;
  • головные боли.

Чтобы избежать этого состояния, всегда держи под рукой бокал или бутылку с чистой питьевой водой и не забывай выпивать в течение дня минимум восемь стаканов.

9. Высокий уровень стресса

Почему днем хочется спать, а ночью нет? Виновником может оказаться сильный и хронический стресс, который негативно сказывается на твоем уровне энергии и качестве жизни.

Чтобы избежать дневной сонливости и других проблем со здоровьем, изучи список самых эффективных способов борьбы со стрессом.

Как избавиться от сонливости и вялости днем: 11 советов

1. Обеспечь себе достаточный ночной сон

Это может показаться очевидным, но многие из нас склонны сбривать час или два времени сна утром или ночью, чтобы заняться другими делами.

Большинству взрослых требуется от семи до девяти часов в сутки, однако на засыпание и подготовку к ночному отдыху тоже требуется время. Забронируй восемь или девять часов на сон каждую ночь.

2. Не пускай отвлекающие факторы в постель

«Зарезервируйте свою кровать для сна и занятий любовью, — советует Авелино Верселес, доктор медицинских наук, доцент Медицинской школы Мэрилендского университета и директор школы медицины сна. — Вы не должны читать, смотреть телевизор, играть в видеоигры или пользоваться ноутбуками в постели — они могут лишить вас сна».

3. Установи постоянное время пробуждения

Людям, у которых есть проблемы с дневной сонливостью, часто советуют ложиться спать и вставать в одно и то же время каждый день, в том числе и по выходным.

«Попытка найти идеальное время для сна может привести к еще большему разочарованию, если ты страдаешь бессонницей и уже испытываешь проблемы с засыпанием», — предупреждает Барри Краков, доктор медицинских наук и автор книги «Крепкий сон, крепкий ум: 7 ключей к ночному сну».

Вместо этого Краков предлагает начать с определения только времени пробуждения.

«Придерживайтесь выбранного часа пробуждения в течение первых нескольких недель или даже месяцев, чтобы привыкнуть к этому ритму, — говорит он. — Привычка всегда вставать в одно и то же время помогает закрепить циркадный ритм».

4. Постепенно переходи к более раннему отходу ко сну

Другой подход к тому, чтобы войти в согласованный график, заключается в том, чтобы пытаться ложиться спать на 15 минут раньше каждый вечер в течение четырех ночей.

Постепенная коррекция своего графика обычно работает лучше, чем попытка внезапно попытаться заснуть на час раньше.

5. Установи последовательное время приема пищи

Регулярное время приема пищи, а не только сна, помогает регулировать наши циркадные ритмы. Употребление здорового завтрака и обеда вовремя — вместо того чтобы съесть пончик или бутерброд на бегу — также предотвращает дефицит энергии в течение дня, который усугубляет твою сонливость.

Кроме того, планируй закончить прием пищи за два-три часа до сна.

6. Начни заниматься спортом (давно пора)

Регулярные тренировки (30 минут в день в большинство дней недели) дают множество преимуществ для хорошего сна. Физические упражнения, особенно аэробные, обычно облегчают засыпание и делают сон более крепким.

Упражнения также дают тебе больше дневной энергии и сохраняют остроту мышления. И если ты тренируешься на улице при дневном свете, то получаешь еще больше преимуществ для здоровья.

Специалисты по сну рекомендуют 30 минут пребывания на солнце в день, потому что дневной свет помогает регулировать наш сон.

7. Избавься от беспорядка в своем расписании

«Если вы считаете, что не можете позволить себе спать семь или восемь часов, то вам нужно посмотреть на свое расписание и внести коррективы, — говорит Верселес. — Перенесите некоторые занятия с ночи на ранний вечер или с раннего утра на более позднее время».

Постарайся исключить задачи, которые на самом деле не важны. Достаточное количество сна ночью поможет тебе лучше функционировать во время твоей остальной деятельности.

8. Не ложись спать, пока не почувствуешь сонливость

Если ты ложишься спать, когда ты просто устал, то, вероятно, не сможешь заснуть.

«Различайте чувство сонливости и усталости. Ложитесь в постель, когда вам хочется спать — глаза опущены, вы сонливы, вам кажется, что вы дремете. Это совсем другое чувство», — поясняет Краков.

9. Не спи допоздна и не злоупотребляй дневным сном

Позднее пробуждение и «тихий час» могут усугубить дневную сонливость, а также помешать ночному сну.

10. Создай расслабляющий ритуал перед сном

Процедура релаксации перед сном может помочь тебе успокоиться после дневной активности, особенно от деятельности, которая чрезмерно стимулирует или вызывает стресс, затрудняя сон.

Попробуй медитировать, нежиться в горячей ванне, слушать успокаивающую музыку или читать книгу. Чашка травяного чая или теплого молока также могут помочь расслабиться, но пропусти их, если они заставляют тебя просыпаться ночью, чтобы пойти в туалет.

11. Обратись к специалисту по сну

Сонливость днем иногда предупреждает о серьезной болезни. Если ты постоянно испытываешь желание вздремнуть в течение дня, даже когда хорошо спишь ночь, или засыпаешь без предупреждения во время повседневной деятельности, у тебя может быть расстройство сна, такое как нарколепсия или апноэ во сне — проблемы с дыханием, которые возникают во время сна.

По мнению Кракова, недиагностированные нарушения сна, вероятно, являются самой частой причиной дневной усталости и сонливости.

Проблема сонливости также может быть вызвана определенными заболеваниями и лекарствами. А психические состояния, такие как депрессия, посттравматическое стрессовое расстройство и тревога, очень часто связаны с проблемами сна.

Сомнолог разработает для тебя программу лечения, которая поможет победить состояние, лежащее в основе расстройства сна, и поспособствует развитию полезных привычек сна.

  • Автор:

    Мария Минаева

  • Проблематика рассказа м горького и ее связь с русской действительностью конца xix века
  • Проблематика рассказа отцы и дети
  • Проблема свободы в рассказе макар чудра
  • Проблематика сказки бедный волк салтыкова щедрина
  • Проблема ума и безумия в комедии горе от ума сочинение кратко