Проблемы отцов и детей в изображении тургенева краткое сочинение

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

    Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции.

    Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых.

    Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен.

    Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей.

    Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”.

    Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция.

    При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…”

    Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места.

    Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.

    Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева

Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

(719 слов) Иван Сергеевич Тургенев был известным русским писателем-реалистом. За свой творческий путь Тургенев создал много интересных произведений. Безусловно, известнейшим является роман «Отцы и дети«. Работу над его созданием автор завершил в 1861 году. Известно, что на протяжении длительного времени Тургенев работал в журнале «Современник». Зачастую у писателя возникали разногласия с критиком Добролюбовым, который исповедовал нигилистические идеи. Их споры отразились в романе. В своем произведении автор показал идейные столкновения, которые могут произойти между представителями разных поколений и сословий. Особое место в произведении «Отцы и дети» занимает конфликт Евгения Базарова и Павла Кирсанова. Рассмотрим поподробнее, в чем он заключался. 

В своем произведении Иван Сергеевич отразил кардинальные изменения в общественной жизни страны той эпохи. Автор продемонстрировал столкновение поколений, которые представляют собой два разных лагеря — революционно настроенных демократов и более умеренных либералов. Писатель неспроста дал произведению такое название, ведь центральное место в романе занимает вечная тема «отцов и детей». Часто конфликт возникает из-за столкновения взглядов старшего и младшего поколения. Правда, в книге Тургенева конфликт более масштабный: разница у героев не только в возрасте, но в социальном положении. Базаров — разночинец, человек бедный и привыкший к труду. Кирсанов — дворянин, человек обеспеченный и живущий в праздности.

Конфликтующими сторонами являются Евгений Васильевич Базаров и Павел Петрович Кирсанов. В образе Базарова автор воплотил разночинца, который добился всего собственными усилиями. По своей натуре Евгений является очень гордым, самоуверенным и интеллектуально развитым человеком. Он учился на медицинском факультете и мечтал стать врачом. Его очень интересовало развитие науки. Поэтому он любил проводить различные эксперименты. Базаров является нигилистом, отрицающим общепринятые нормы. Читатель замечает, насколько отличается отношение персонажа к искусству, любви и природе от отношения к этим ценностям обычного человека того времени. Евгений Базаров, умный и насмешливый, не отличается особой разговорчивостью, часто герой бывает резким и холодным. Эти качества он проявляет даже в семье. Все эти особенности характера героя лишь обострили конфликт.

В образе Павла Кирсанова автор изобразил аристократа, который в прошлом был «светским львом». Перед читателем предстаёт приверженец консервативных взглядов и идей. Кирсанов не желает признавать новых порядков. Он настолько погряз в условностях своего сословия, что не допускает брака брата и дочери экономки. Обычно Павел вежлив, однако он может быть вспыльчивым, если встречает то, что противоречит его убеждениям. Он упрям, горд, высокомерен, категоричен. Но к семье добр: помогает брату деньгами и любит племянника как сына. 

Таким образом, Базаров и Кирсанов являются совершенно разными людьми. По этой причине у героев постоянно возникают споры и конфликты. Неоднократно Евгений и Павел заводили беседу, однако каждый раз их разговор заходил в тупик. Дело в том, что Павел Кирсанов является человеком принципиальным, и он очень уважает в людях это качество. А вот Евгений Базаров отрицает все принципы и не признаёт никакого авторитета. 

Протест Базарова старому миру, сторонником которого является Павел Кирсанов, выражается даже в его внешности: красные рабочие руки, небрежный балахон, равнодушие к внешнему облику. Протест ощущается в каждом слове Базарова. В связи с этим Павел Кирсанов чувствует к Евгению лишь антипатию с самого начала, что уже заметно во время их первой встречи. 

Особенно выраженной является словесная дуэль между представителем «отцов» и представителем новых порядков в десятой главе произведения.
Евгений Базаров, который абсолютно убеждён в собственной правоте, ведёт себя очень спокойно. Можно заметить, как нехотя персонаж отвечает на вопросы Павла Кирсанова. Приверженец старых традиций вызывает Базарова на спор, возмущаясь каждым его высказыванием. Очень очевидным является расхождение героев в нравственных, общественно-политических и философских взглядах. Для Евгения не существует дружбы, родственные отношения для него представляют собой лишь привычку, а любовь — физиологию, искусство — ненужный романтизм. 

Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта.

По мнению главного героя, разговоры об искусстве не имеют никакого смысла. Персонаж не желает замечать красот природы, заявляя лишь о её практическом смысле. Евгений, ничего не строя, пытается все разрушить. Именно в этом и заключается его слабость. 

А для Павла Кирсанова важны такие понятия, как поэзия, музыка, любовь, семья, патриотизм. Аристократ воспевает традиции обычного народа, герой восхищается его патриархальностью и религиозностью. Отношение Евгения к простому человеку является скептическим. Он отмечает порочность народа и его суеверное видение религии.

Писатель ни с кем из героев не соглашается, а это значит, что из конфликта никто не выходит победителем. Тургенев заявляет о силе личности Евгения Базарова, он с уважением относится к герою. Можно утверждать, что Базаров является человеком дела, а Кирсанов — человеком слова, и время Павла Петровича уже ушло. По мнению Ивана Сергеевича, молодое поколение способно указать правильное направление развития страны, но для этого ему необходимо начать не с разрушения, а с созидания.

Автор: Виктория Комарова

Сочинение.
Проблема поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Приступая к работе над романом “Отцы и дети”, И. С. Тургенев ставил перед собой задачу показать переломный момент в общественном развитии России. Он хотел проститься со старой, уходящей эпохой и встретить эпоху новую, пока еще находящуюся в поисках и метаниях. Роман “Отцы и дети” — это спор двух культур: старой, дворянской, и новой, демократической. Роман начинается с самой обычной ситуации — приезда из столицы молодого дворянского отпрыска к отцу в деревню. Семья Кирсановых не отличается ни богатством, ни аристократическими связями, ни блистательной родословной. Зато в их роду нет крепостников-самодуров, представителей “барства дикого”. Братья Кирсановы — образованные и добропорядочные люди. Кажется, что в их дворянском гнезде все прочно и спокойно. Однако одновременно рисуется картина глубокого упадка хозяйства Николая Петровича, нищеты его крепостной деревни. По дороге в Марьино Базарову и Аркадию попадались “деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то кирпичные с отвалившеюся штукатуркой, то деревянные с наклонившимися крестами и разоренными кладбищами”. Тема кризиса всего крепостного уклада звучит и в горестных сетованиях Николая Петровича, и в размышлениях Аркадия о необходимости преобразований. Тургенев не питает никаких иллюзий относительно общественной роли “отцов”. Показывая почти разоренное поместье Николая Петровича Кирсанова, он отмечает полную хозяйственную беспомощность дворянства, не умеющего приспособиться к новым требованиям жизни. “Сил моих нет!” — не раз с отчаянием восклицает Николай Петрович. Дворянское оскудение находит свое отражение даже в деталях усадебного пейзажа: бедное растительностью место усадьбы Кирсановых, вид голых полей вместо традиционного сада-парка с липовыми аллеями и поэтическими местами. Помещику Кирсанову, хотя он и любит природу, не до ее поэзии. Еще более беспомощен в практических делах, волнующих Николая Петровича, его брат Павел Петрович. На первый взгляд кажется, что это сильный человек, он не опускается, как Николай Петрович, следит за собой и живет по строго заведенному порядку. Но тщательным описанием внешнего облика, одежды Павла Петровича Тургенев показывает, что тот является рабом своих аристократических привычек. Его изысканность и лоск смотрятся несколько комично на фоне окружающей его простой сельской обстановки. Павел Петрович не чужд духовной жизни и культуры. Но культура эта окостенела, от нее остались только устаревшие принципы. Об этом говорит даже описание кабинета Павла Петровича: “…изящный кабинет, оклеенный по стенам красивыми обоями дикого цвета, с развешанным оружием на пестром персидском ковре, с ореховою мебелью, обитой темно-зеленым трипом… с бронзовыми статуэтками на великолепном письменном столе, с камином”. Во всем этом нет жизни, нет души. Этот кабинет никогда не оживляется ни творческой работой, ни спорами. Тургенев осмеивает так называемое славянофильство Павла Петровича, убежденного в том, что русский народ “свято чтит предания”, “не может жить без веры” и отличается патриархальностью. В эпилоге писатель сообщает, что старший Кирсанов “ничего русского не читает, но на письменном столе у него находится серебряная пепельница в виде мужицкого лаптя”. Павел Петрович до мозга костей проникнут аристократизмом, эстетством. Он убежденный противник материализма — отсюда его презрительное отношение к “химикам”, к увлечению естествознанием. Павел Петрович считает себя либералом, но Тургенев показывает ограниченность его так называемого либерализма. Сквозь облик гуманного либерала проступают черты крепостника с его барским пренебрежением к простым людям: разговаривая с крестьянами, он “морщится и нюхает одеколон”. Давая оценку дворянства, изображенного на страницах романа “Отцы и дети”, Тургенев писал: “Вся моя повесть направлена против дворянства как передового класса. Вглядитесь в лица Николая Петрович?, Павла Петровича, Аркадия. Слабость и вялость или ограниченность. Эстетическое чувство заставило меня взять именно хороших представителей дворянства, чтобы тем вернее доказать мою тему: если сливки плохи, что же молоко?.. Они лучшие из дворян — и именно потому и выбраны мною, чтобы доказать их несостоятельность”. И вот в среду этих “хороших представителей дворянства”, в полуобломовскую обстановку их жизни Тургенев вводит нового человека — сына лекаря Базарова, воплощающего в себе отрицание этой жизни. Сама ситуация приезда бедного студента, разночинца-демократа, к своему богатому товарищу в барскую усадьбу может показаться необычной. Но действие романа происходит в тот исторический момент, когда считавшие себя прогрессивными молодые люди из дворян, вроде Аркадия Кирсанова, заискивали перед сильными духом и волей разночинцами. Теперь уже разночинец-демократ снисходит до дружбы с молодым барином. “Он так любезен, что согласился погостить у нас”, — благодарно говорит Аркадий. В романе “Отцы и дети” выступают две различные социальные среды с противоположными представлениями и интересами. В самой композиции романа нашла отражение русская действительность в период падения крепостного права, борьба в ней двух общественных лагерей. Действие романа ведет Базаров: он выступает почти во всех сценах; он, а не Дворянская среда образует первый план повествования. Роль Аркадия невелика, он лишь “поддакивает” Базарову. Писатель отмечает слабоволие Аркадия,поверхностность его демократических увлечений, присущие ему барские замашки и лень. Аркадий как бы склоняется перед сильной личностью Базарова, у которого “дед землю пахал”. Базаров не только не стесняется своего плебейского происхождения, но даже гордится им перед дворянами-белоручками. Базаров не мыслит своей жизни без труда, который дает ему самостоятельность и независимость. Базаров — нигилист, отрицатель, разрушитель. В своем отрицании он не останавливается ни перед чем, что приводит в содрогание Павла Петровича, олицетворяющего старые устои. Весь роман построен на цепи постепенно обостряющихся споров и столкновений между Павлом Петровичем и Базаровым. Сначала “отцы” снисходительно, с иронией и сознанием собственного превосходства выслушивают “детей”, как бы понимая, что молодежи всегда свойственны увлечения и крайности. Узнав, что Базаров нигилист, Павел Петрович сперва решил, что он — пустой критикан. Однако, убедившись, что Базаров вовсе не так пуст и безопасен, как ему сначала показалось, Павел Петрович потерял свое спокойствие, самоуверенность и чувство превосходства. Постепенно у него сложилось активное чувство вражды к этому нигилисту, дерзко отрицающему принципы, складывавшиеся веками, то есть те принципы, на которых основывалось существование старшего Кирсанова. Базаров со своей стороны проникался все большим презрением по отношению к либеральному “аристократишке”. Споры “отцов” и “детей” велись вокруг самых различных вопросов, волновавших общественную мысль 60-х годов XIX века, — об отношении к дворянскому культурному наследию, об искусстве и науке, об идеализме и материализме, о нравственных принципах, о воспитании, об общественном долге и т. д. Но, собственно, это уже были не споры, а, скорее, выражение позиций, а затем открытая схватка людей, взгляды которых давно определились. Спор предполагает возможность соглашения на основе найденной истины, а здесь возможны только разрыв и война.
Таким образом, в романе “Отцы и дети” идейные взгляды и противоречия, характеры и чувства рассматриваются в свете столкновения не столько разных поколений русского общества, сколько представителей двух разных общественных классов — дворян и разночинцев, олицетворяющих собой настоящее и будущее России.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

На чтение 15 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Сила и слабость базаровского нигилизма. Анализ 10 главы романа «Отцы и дети»

Тургенев И.С.

Десятая глава романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети» играет роль промежуточной кульминации столкновения отцов (в лице Павла Петровича Кирсанова) и детей (Евгений Базаров). На самом деле, в этом остром споре заключена завязка созревающего в душе Базарова внутреннего конфликта, который приведёт его к гибели.

Возникновение непримиримой вражды между старшим Кирсановым и учителем Аркадия – Евгением Базаровым – происходило постепенно, но зерно заложено ещё при первой встрече. В тот самый момент, когда Павел Петрович не подал свою «красивую руку с длинными розовыми ногтями, – руку, казавшуюся ещё красивей от снежной белизны рукавчика, застёгнутого одиноким крупным опалом» Базарову, рука которого была красная, по-видимому, от того, что перчаток последний не носил, и за ногтями не следил. Две недели жизни в Марьине только углубили этот едва наметившийся конфликт. Базаров с небрежностью критикует отца и дядю Аркадия, не учитывая возможных чувств у молодого человека по отношению к его родным. Про Николая Петровича он говорит, что его песенка спета, он человек отставной. А Павел Петрович, по его мнению, щеголеват, и вообще, оба брата – старенькие романтики, развившие в себе нервную систему до раздражения.

Поединок разгорелся за вечерним чаем. Столкновение происходило по нескольким направлениям. Сначала речь зашла об аристократии, сторонником которой является Павел Петрович. По его мнению, без аристократии нет никакого прочного основания общественному зданию. Он гордится тем, что находясь в глуши, уважает в себе человека. Базаров возражает вполне резонно: «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки». Он считает, что аристократизм, либерализм, прогресс, принципы – бесполезные слова. Удивительно, но предметом внезапной и страстной любви нигилиста скоро станет именно аристократка.

Далее спор переключается на русского мужика. Павел Петрович возвышенно говорит, что народ свято чтит предания, что он не может жить без веры. На этом, собственно, все взаимоотношения старшего Кирсанова с народом заканчиваются (не считая пепельницы в виде лаптя на столе в эпилоге). Базаров тоже громогласно утверждает, что его дед землю пахал, но почему-то презирает мужика, может, потому, что тот готов сам себя обокрасть, чтобы дурмана в кабаке напиться.

Волна негодования постепенно нарастает в сознании аристократа. И Павел Петрович впервые произносит не совсем уважительные слова в адрес молодёжи: «Сперва гордость почти сатанинская, потом глумление». После этих слов Аркадий нахмурился и отвернулся. Базаров произносит уже слишком дерзкое: «Рафаэль гроша медного не стоит». Здесь аристократическая гордость изменила Кирсанову, и он косвенно обозвал Базарова «болваном».

На первый взгляд Базаров победил в споре с Кирсановым. Действительно, он сохранил ясность мысли, не оскорбил своего оппонента, был, кажется, убедительным. Но жизнь вскоре расставит всё по своим местам. Природа станет стимулятором того чувства, которое он испытает по отношению к Одинцовой. Звуки музыки взбудоражат его до крайней степени возбуждения. На романтические высказывания отца Евгений не сможет возразить: любовь и уважение к родному человеку станут причиной его толерантности. А перед смертью он сам превратится в романтика и разрешит матушке провести все церковные обряды, хотя не верит в Бога и считает себя атеистом. Более того, находящийся рядом с ним ученик Аркадий видит все изменения в своём учителе и постепенно осознаёт, что его друг не лишён чувств, душевных переживаний, смятений, а главное, в нём зреет отрицание собственных нравственных принципов, хотя он их, вроде бы, не имеет, потому что принципы – пустые слова! А ведь судьба подавала Базарову сигналы, но верящий исключительно в материальное, он эти символы не воспринимает. И история о любви Кирсанова, и дуэль с ним, и непонимание с мужиками, и пустота и пошлость «учеников» нигилиста – прошли мимо него. Он не извлёк из этих намёков никаких выводов. Самоломанность Евгения стала для него очевидна. Лишь в смерти раскрылся этот мужественный и достойный уважения человек.

  • Главная
  • Учащимся
  • Сочинение на тему
  • Тургенев И.С.
  • Сила и слабость базаровского нигилизма. Анализ 10 главы романа «Отцы и дети»

В 1861 году Тургенев написал роман, который основывался на конфликте возрастных поколений. Особенно показательной является 10-я глава. Анализ «Отцы и дети» раскрывает перед читателями множество проблем, которые возникали в период отмены крепостного права. Это сочинение дети изучают на уроках русской литературы в 9 классе.

Содержание

История создания

Впервые автор задумался над написанием романа в 1860 году. Однажды Тургенев пребывал в Англии, и ему пришлось целую ночь провести на вокзале. Там он познакомился с мужчиной, который был доктором. Новые знакомые проболтали всю ночь, и именно идеи новоиспеченного товарища Иван Сергеевич вложил в речи главного героя своего произведения.

turgenev.jpg

После того как Тургенев прибыл в Париж, он принялся за написание романа. И только летом 1861 года находясь в России, автор закончил последнюю главу «Отцы и дети». Анализ дает возможность понять главный смысл семейных отношений.

Роман был написан в минимальные сроки. Тургенев создал произведение всего за два года, и на третий книга была уже полностью напечатана и опубликована.

Во время написания у автора возникли разногласия с критиком Добролюбовым. Эти «высокие» отношения он отразил в книге «Отцы и дети». Спор Базарова и Павла — это его взаимоотношения с критиком.

Характеристика эпизода

Если делать полный разбор романа, то становится ясно, что десятая глава основана на споре двух действующих лиц. Ссора между Базаровым и Кирсановым является подтверждением конфликта отцов и детей. Неприязнь этих двух мужчин возникла с их самой первой встречи. Со временем их отношения накаливались и дошли до пика. Теперь этот неприкрытый конфликт двух поколений

analiz_10_glavy_otcy_deti.jpg

Кульминацией 10 главы является спор за вечерним чаепитием. Шла беседа об аристократии, и Павел высказывался в ее пользу. Он считал, что именно аристократы являются основной движущей силой, которая продвигает все общество. Мужчина уважал конституционную монархию. По его мнению, идеала можно достичь только через реформы и гласность.

Эти аргументы немного отличались от мнения Базарова. Он не верил, что либералы приведут к светлому будущему. По его словам, аристократы — это бесполезные люди, которые могут только громко говорить.

Основная мысль сочинения основана на том, чтобы читатель задумался, что в жизни является самым важным и к чему нужно стремиться. Проанализировав 10 главу, можно говорить, что это воспитательная часть, главное — понять основную суть. Тургенев не навязывает свое мнение, а лишь наталкивает на правильное решение.


Разбор по плану

Для того чтобы понять замысел автора, необходимо более подробно разобрать анализируемый эпизод. Для этого достаточно разбить текст на смысловые подзаголовки, например:

  1. Базаров в имении.
  2. Отношение Базарова к отцу Аркадия.
  3. Разговор братьев Кирсановых.
  4. Обсуждение русского народа.
  5. Базаров поясняет о нигилизме.
  6. Идеологическая схватка между Кирсановым и Базаровым за вечерним чаем.
  7. Осознание причины недопонимания участников споров.

Составленный план поможет кратко раскрыть главную тему. Кроме того, каждая часть содержит в себе основные действия героев романа.

Действующие лица

Для того чтобы передать свои мысли, автор использовал несколько персонажей. В 10 части основную роль играют четыре героя, а именно:

  1. Базаров Евгений Васильевич — мужчина тридцати лет. Он имеет скептическое отношение ко всему окружающему. Это самоуверенный человек с холодными чертами.
  2. Кирсанов Николай Петрович — мужчина 44 лет, любящий отец, спокойный и уравновешенный человек. Он любит своего сына и всячески старается оградить его от дурного влияния.
  3. Кирсанов Аркадий Николаевич — добрый паренек с хорошими манерами. Он очень сентиментальный и ведо́мый. Парень с легкостью поддался влиянию Базарова и в связи с этим изменил свое мнение.
  4. Кирсанов Павел Петрович — брат Николая Петровича. Это принципиальный мужчина 45 лет, живший только по английским законам. Герой настоящий аристократ со своими либеральными взглядами.

Краткая характеристика героев анализируемой части поможет понять, кто из них какую роль играет. Кроме этого, описание дает краткое представление о том, какие люди жили в то время.


Сюжетная линия

Десятая глава начинается с описания того, как общество относилось к Базарову. Все воспринимали этого человека по-разному. Дворовые любили его и относились с почтением, Павел Кирсанов его ненавидел, а Николай Петрович, в свою очередь, переживал, что Базаров может отрицательно повлиять на его сына.

Как-то случайно Николай Петрович подслушал разговор Евгения и Аркадия. Базаров осмелился назвать его отставной личностью, этими словами он сильно обидел своего собеседника. После этого Николай решил рассказать все своему брату, который решился вступить в противостояние с молодым нигилистом.

Неприятная беседа состоялась во время вечернего чаепития. Базаров как бы вскользь назвал одного из местных помещиков «дрянь аристократишка», этим он вызвал негодование и недовольство у Кирсанова-старшего. После этого между мужчинами завязался спор о том, кто больше может принести пользу человеку — аристократы, принципиальные люди или нигилисты.

Евгений сказал, что герой живет очень скучно и бессмысленно, как и многие другие аристократы. Павел возразил, ведь он считал, что именно нигилисты способны своим отрицанием ухудшить положение в России.

Через время разговор начал заходить в тупи́к и Базаров осмелился сказать, что беседа бессмысленна и ни к чему не приведет. После этого молодые люди пожелали удалиться. В этот момент Николай Петрович вспомнил себя молодым. Однажды он поссорился с матерью и ушел из дома только потому, что она его не понимала. А теперь такая ситуация возникла между ним и собственным сыном.

Автор провел параллель отцов и детей. На собственном примере герой романа понял, каково это, когда тебя не понимают.

Новые слова

Во время прочтения книги можно встретить слова с непонятным значением. Для того чтобы текст был прозрачным необходимо растолковать каждое из них, например:

  1. Нигилизм — философия, которая оспаривает общепринятые идеалы, принципы и нормы культуры.
  2. Провинция — населенный пункт, находящийся вдали от столицы.
  3. Колодец — вырытая в земле яма с водой.

Все эти слова встречаются на протяжении всего повествования. Они имеют свое значение и смысл в произведении.

таблица, спорить, вопрос, цитата

Отзывы читателей

Произведение многому научило меня. Благодаря строкам Тургенева я поняла, что спор со старшим поколением вечен. Не стоит злиться на людей, не разделяющих общих интересов, ведь они привыкли к своим законам, которые для молодых уже устарели.

Я прочитала роман впервые в школе. В те годы не было осознания того, что я поняла из него сегодня. Автор очень точно описал проблему того времени. Но стоит помнить, что недопонимание между родителями и детьми существует всегда.

10 глава «Отцов и детей» является показательной. Все произведение описывает множество животрепещущих тем, но главная из них — это противостояние. В каждой эпохе имеются свои нравы и уставы, основной проблемой является восприятие нового движения.

Статьи по теме:

  • Анализ и характеристика образа Базарова в романе «Отцы и дети»

  • Характеристика Анны Одинцовой из произведения «Отцы и дети»

  • Описание внешности Базарова в романе «Отцы и дети»

  • Содержание романа Тургенева «Отцы и дети» для читательского дневника

  • Проблема отцов и детей в произведении Тургенева «Отцы и дети»

  • Цитатная характеристика Базарова в романе И. Тургенева «Отцы и дети»

  • Краткое содержание романа Тургенева «Отцы и дети»

  • Характеристика Фенечки из романа «Отцы и дети» Тургенева

  • Сочинение по роману «Отцы и дети» для 10 класса

В Марьине всё шло своим чередом. К Базарову привыкли, хотя относились по-разному. Фенечка боялась, но обратилась за помощью, когда заболел ребёнок. Базаров несколько часов просидел у кроватки больного.

«Зато Павел Петрович всеми силами души своей возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем.»

Николай Петрович «побаивался молодого «нигилиста» и сомневался в пользе его влияния на Аркадия; но он охотно его слушал, охотно присутствовал при его физических и химических опытах.»

Даже слуги привязались к Базару, считая его «своим братом, не барином».

«…дворовые мальчишки бегали за «дохтуром», как собачонки.»

Не любил Базарова слуга Прокофьич, который и сам «по-своему, был аристократ не хуже Павла Петровича.»

Базаров целыми днями работал: занимался опытами, собирал травы, насекомых.

Однажды Базаров и Аркадий заговорили о Николае Петровиче. Базаров считал его «добрым малым», но человеком «отставным» (это Николай Петрович нечаянно подслушал),но осуждал за чтение по утрам Пушкина: «…пора бросить эту ерунду. И охота же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что-нибудь дельное почитать.» Он посоветовал книгу Бюхнерово «Материя и сила».

Николая Петровича, видимо, обидели эти слова, он сказал об этом брату. Ведь он хотел «именно теперь тесно и дружески сойтись с Аркадием, а выходит, что я остался назади, он ушел вперед, и понять мы друг друга не можем.»

Павел Петрович резко высказался о Базарове: «Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто шарлатан». «И самолюбие какое противное».

Брат же считает, что Базаров «умён и знающ».

Николай Петрович: «….чтобы не отстать от века: крестьян устроил, ферму завел, так что даже меня во всей губернии красным величают; читаю, учусь, вообще стараюсь стать в уровень с современными требованиями, — а они говорят, что песенка моя спета.»

Николай Петрович уверен: «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчувствую.» В то же вечер начался спор.

СПОР Николая Петрович и Базарова.

Взгляды Николая Петровича. Взгляды Базарова.
Об аристократах.
Считает, что аристократы — движущая сила общественного развития. Идеал дворян — «английская свобода» (конституционная монархия), а путь к идеалу — либеральный (реформы, гласность, прогресс). 

Его возмущает такое отношение к аристократам, говорит, что уважает их, что в них развиты чувства собственного достоинства и уважения к самим себе. «Аристократия дала свободу Англии и поддерживает ее.»

«Я живу в деревне, в глуши, но я не роняю себя, я уважаю в себе человека.»

«…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди.»

Считает, что аристократы не способны к действию, и что никакой пользы от них нет. Полностью отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к светлому будущему.Назвал одного «дрянь, аристократишко».Петру Кирсанову : «…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки»

«— Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы, — говорил между тем Базаров, — подумаешь, сколько иностранных… и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны.»

Не признаёт авторитетов: «— Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем.»
«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить.» «Сперва нужно место расчистить.»
О народе.
«…я не хочу верить, что вы, господа, точно знаете русский народ, что вы представители его потребностей, его стремлений! Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…»Обвиняет в том, что Базаров презирает народ: «А вы говорите с ним и презираете его в то же время.» С этим Базаров соглашается.Говорит о неграмотности народа: «Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает.»Гордится своим происхождением, близостью к народу: «Мой дед землю пахал..» (Базаров по матери- дворянин, а по отцу – из народа).На обвинение в презрении к народу: «Что ж, коли он заслуживает презрения!»
Как меняется Базаров в течение спора: «Он начинал злиться, и лицо его приняло какой-то медный и грубый цвет.»
Об искусстве.
— Рафаэль гроша медного не стоит, да и они (современные художники) не лучше его.

Базаров говорит о многих пороках в обществе: « чиновники наши берут взятки, что у нас нет ни дорог, ни торговли, ни правильного суда…», в обществе недостаток в честных людях, да и свобода вряд пойдёт впрок народу, что «…мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке.»

На вопрос Павла Петровича, что же тогда такие, как Базаров, решили предпринять, Базаров ответил, что ничего, подтвердив, что и это – «нигилизм».

П.П. возмущён: «Вы воображаете себя передовыми людьми, а вам только в калмыцкой кибитке сидеть!» Народ, которого миллионы, не позволит «попирать ногами свои священнейшие верования», что народ раздавит их.

П.П.: «Вы не шутя думаете сладить, сладить с целым народом?»

Базаров: «От копеечной свечи, вы знаете, Москва сгорела».

Базаров ушёл «лягушек резать».

Николай Петрович вспомнил, как он в молодости во многом не соглашался с матушкой, считая, что они- люди разных поколений. «Вот теперь настала наша очередь, и наши наследники могут сказать нам: вы мол, не нашего поколения».

П.П. не согласен и говорит брату: «…мы с тобой гораздо правее этих господчиков».

Пересказала: Мельникова Вера Александровна.

Используемые источники:

  • https://litera.su/learner/all-works/turgenev-i-s/analysis-of-the-10-chapter-of-novel-fathers-and-sons
  • https://na5.club/literatura/sochineniya/otczy-i-deti/analiz-10-glavy-romana.html
  • http://literatura-ege.ru/и-с-тургенев-отцы-и-дети-пересказ-со/

Авторы интернет-журнала Литеровед рады предложить читателям новое сочинение на тему «Образ Анны Одинцовой в романе «Отцы и дети» (И.С. Тургенев), в котором раскроют образ героини произведения и определят ее роль в раскрытии характера нигилиста Евгения Базарова.

В 1862 году в журнале «Русский вестник» был напечатан роман «Отцы и дети» И.С. Тургенева, над которым талантливый писатель работал в течение года: с августа 1860 по август 1861 года. Сразу после своего появления произведение побудило острые споры о главном герое, об идейной позиции автора и художественных особенностях романа. И.С. Тургенев явил русской литературе новый тип героя, пришедшего в середине девятнадцатого века на арену общественной деятельности. Новый герой – демократ-разночинец Евгений Базаров. По происхождению он сын полкового лекаря и простой русской дворянки. Молодой человек учится в университете на медицинском факультете, интересуется естественными науками.

Большую роль в понимании образа нигилиста Базарова, а также несовершенства его теории играет Анна Сергеевна Одинцова. Как нигилист, Базаров многое отрицает: он не верит в существование любви, поэтому смеется над Павлом Петровичем Кирсановым и его любовью к княгине Р.; называет природу не храмом, а мастерской, в которой человек является работником; герой отрицает пользу аристократии, как класса; негативно отзывается о русском народе. Знакомство с Анной Одинцовой, а затем и возникшее к ней глубокое чувство не только показали, насколько несовершенна теория Базарова, но и убедили самого героя в существовании любви.

Анна Сергеевна Одинцова – молодая двадцативосьмилетняя вдова, помещица. Впервые Аркадий Кирсанов и Евгений Базаров встретились с ней на балу у губернатора. Молодая женщина предстала перед гостями, словно царственная особа, которая с первого взгляда поразила всех своей внешностью и достоинством осанки. Анна Сергеевна была высокого роста, стройная, ее обнаженные руки красиво лежали вдоль стана, светлые глаза смотрели из-под белого нависшего лба спокойно и очень умно, а губы улыбались чуть заметною улыбкой. Весь ее образ излучал ласковую и мягкую силу. Она не была похожа на других дам, в ней была какая-то загадка, изюминка, которая тянула, будто магнитом, к ней других людей. Казалось, что даже складки платья у нее ложились стройнее и шире, чем у других, а в ее движениях было больше плавности и естественности одновременно.

Судьба Одинцовой складывалась не совсем просто. Мать Анны рано умерла, а отец был страстным игроком. Он проиграл в карты почти все состояние и вынужден был переехать с дочерями в глухую деревню, где жил уединенно, не общаясь с соседями, так как их презирал и считал себя выше других. Вскоре он умер, оставив юных девушек сиротами. Анне Сергеевне на тот момент было всего двадцать лет, а ее сестре Катерине — двенадцать. Анна Сергеевна получила прекрасное образование в Петербурге и вовсе не была готова жить в глухой деревне и управлять имением. Однако девушка не растерялась, она выписала к себе сестру матери, старую и капризную княжну, и уже приготовилась прожить свой век в глуши, но судьба подарила ей счастливый шанс: героиня встретила богатого помещика Одинцова, который влюбился в нее и предложил руку и сердце. Анна Сергеевна согласилась стать его женой. Через шесть лет супружеской жизни Одинцов умер, оставив Анну единственной наследницей своего состояния.

После смерти мужа Анна Сергеевна осталась жить в Никольском, так как полюбила это тихое и уютное место. Она редко выезжала в свет, жила уединенно, много читала, занималась самообразованием. О ней всякое говорили в свете, но Анна Сергеевна не обращала на слухи никакого внимания. При первой же встрече эрудированность, глубокий живой ум молодой женщины удивили Евгения Базарова. Он отметил, что Одинцова – отличный собеседник, умеет поддержать разговор на разные темы, видно, что не теряет время впустую в деревне.

Героиня  отличается гордым, независимым, решительным характером, обладает любовью к порядку, домашнему уюту, чистоте. Она спокойна и хладнокровна, прекрасно воспитанна. Во время беседы Анна Сергеевна предпочитает слушать собеседника, а не говорить, со всеми одинаково мила и любезна. Превыше всего в жизни она ценит постоянство и комфорт, которые дают ей прекрасную возможность чувствовать себя спокойной. Все в жизни молодой женщины происходит по четкому плану, распорядку. Возможно, именно эта страсть к постоянству, комфорту, не позволила Анне Одинцовой никого впустить в свое сердце, глубоко и искренне кого-то полюбить, потому что любовь лишает даже самого сильного человека душевного равновесия, нарушает тот жизненный порядок, к которому человек привык. Так случилось и с Евгением Базаровым и Анной Сергеевной. Две сильные личности потянулись друг к другу.

В Базарове Одинцову привлекли глубокий смелый ум и решительность. Он смело и открыто высказывал свои мысли и ничем не был похож на других молодых людей, чем был любопытен для героини. Базаров – человек образованный, начитанный, и Анне Сергеевне было интересно и приятно вести разговор с умным собеседником. Базаров же с первого взгляда обратил внимание на непохожесть героини «на остальных баб»,  отметил ее холодность, трезвый рассудок. В ней нет ни тени жеманства и кокетства, она умеет быть учтивой, внимательной и приветливой, однако в своих суждениях предпочитает оставаться независимой от чужого мнения. Долгие беседы и неспешные прогулки в Никольском сблизили молодых людей. Базаров с удивлением сначала себе признается в том, что влюбился в Анну Сергеевну, а потом открывается ей в своих чувствах. Любовь стала для Базарова огромным потрясением, открытием. Герой ждал от любимой ответа, но Одинцова испугалась силы чувств молодого нигилиста, поэтому отвергла его любовь, выбрала стабильность. Молодая женщина, на долю которой выпало множество нелегких испытаний, ничем не хотела нарушать спокойную и размеренную жизнь, терять душевный покой. К своему благополучию Анна Сергеевна шла трудным путем, поэтому даже ради любви она не смогла отказаться от спокойной и комфортной  жизни.

Образ Анны Одинцовой и история любви Базарова к ней дают возможность читателю лучше понять характер главного героя, а автору, который не разделяет нигилистические убеждения Базарова, подчеркнуть зыбкость взглядов героя, их нежизненность, несостоятельность, а также убедить читателя в том, что любовь существует и это самое прекрасное чувство в жизни человека.   

  • Пробудиться ото сна как пишется
  • Пробовать на вкус как пишется
  • Проблемы культуры и духовности в рассказах в м шукшина проанализировать срезал
  • Пробник декабрьского сочинения 2022 темы
  • Проблемы в рассказе обломов