Проблематика сказок пушкина с примерами

Поэма руслан и людмила это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. все мы знаем ее

Поэма «Руслан и Людмила» — это то сокровище отечественной литературы, которое есть у каждого русскоязычного человека. Все мы знаем ее сюжет, всем нам знакомы и близки народные характеры, изображенные в сказке. Как известно, данное произведение победило в своеобразном состязании двух талантов. А.С. Пушкину удалось превзойти своего учителя — Василия Жуковского. Наставник сам признал поражение и помог своему ученику сделать первые литературные шаги. А Многомудрый Литрекон тоже мечтает о том, чтобы читатели его превзошли, и выносит на их суд анализ поэмы «Руслан и Людмила» по плану.

История создания 

Считается, что первоначальный замысел создания своего знаменитого произведения у Пушкина возник еще в лицейский период. Однако всерьёз писатель занялся произведением лишь в 1818-1820 годы. Александр Сергеевич чётко поставил перед собой цель — написать поэму, в которой будут присутствовать сказочные мотивы с изображением «духа богатырского».  На создание произведения «Руслан и Людмила» повлияли работы таких известных авторов, как Вольтер и Ариосто. 

Также на написание поэмы повлияла и книга Н.М. Карамзина «История государства Российского». Из книги известного писателя Пушкина взял имена для своего произведения: Ратмир, Рогдай, Руслан. 

Не секрет, что Александр Сергеевич болел во время создания поэмы. Но это ему помогло, а не помешало. Болезнь дала ему немало времени для написания произведения, которое впоследствии станет одной из его главных работ. Светская жизнь очень отвлекала автора и вынуждала его тратить самое продуктивное время на бесполезные увеселения.

Как известно, литературный наставник Пушкина, В.А. Жуковский, высоко оценил сказку своего протеже. Но как только первые отрывки из поэмы Пушкина вышли в свет, многие критики отозвались о них отрицательно. Они называли его произведение неприличным и безнравственным. Но, несмотря на возмущение критиков, поэма пользовалась огромным успехом в читательской среде. Царская критика вновь сделала рекламу для творчества Пушкина. Более того, очередное наказание вдохновило автора. Во время пребывания в ссылке на Кавказе Пушкин написал эпилог к произведению. Его можно считать отдельным произведением, поскольку он сильно отличается от остального шутливого повествования. Именно данный эпилог ознаменовал начало творческого пути Александра Сергеевича Пушкина в духе романтизма. 

Жанр, направление, размер

Поэма «Руслан и Людмила» —ироничная и шутливая русская поэма-сказка. Произведение базируется на свободной поэтике. Произведение Пушкина написано астрофическим четырехстопным ямбом. 

Поэму автор создал в иронической манере. Все герои в той или иной мере высмеиваются автором. «Подумала и стала кушать» — так поэт отзывается о стойкости и гордости Людмилы, попавшей в плен. Злодей в книге внушает скорее жалость, чем страх. Пленница постоянно обманывает его, а на схватку с главным героем невозможно смотреть без смеха. В произведении находят отражения такие направления в литературе, как сентиментализм, классицизм и рыцарская романтика. 

Кроме того, поэма впитала в себя глубокие патриотические чувства своего времени. «Руслан и Людмила» представляет собой героическую поэму, отражающую патриотические настроения 1812 года. 

Суть: о чем поэма?

В самом разгаре пир в честь бракосочетания Людмилы, дочери князя, и Руслана, самого храброго воина. Все веселятся, кроме других претендентов на руку красавицы — Ратмира, Рогдая и Фарлафа. Однако их мотивы для брака более прозаичны, чем чувства Руслана. И вот когда влюбленные поднимаются в опочивальню, в комнаты врывается злой маг — Черномор. Пользуясь магической силой, он уносит Людмилу в свою резиденцию. Князь опечален похищением и обижен на Руслана, ведь он не защитил невесту. Он объявляет конкурс на спасение дочери: витязь, освободивший ее, женится на ней. Тут же Ратмир, Рогдай и Фарлаф отправляются на поиски. Как и Руслан.

Все герои едут за Людмилой, но разъезжаются по разным дорогам. Руслан попадает к волшебнику финну, который рассказывает о Черноморе и его мотивах. Маг силен, но очень стар, и в этом его главная проблема. Он живет в горах, куда трудно добраться, но финн сориентировал Руслана и помог советами. 

История финна драматична и комична одновременно: он добивался любви надменной красавицы Наины. Но она отказала пастуху. Финн стал воином и принес много сокровищ. Но и тогда Наина отвергла его любовь. После этого герой изучил магию и приворожил прелестницу. Но не знал финн, что прошло уже очень много лет. Наина состарилась, и в него влюбилась уже древняя старуха. Финн с отвращением бежал от нее. А избранница возненавидела его. Она так и не вышла замуж со своим характером и стала ведьмой.

В это же время автор показывает, чем заняты другие воины. Жестокий и вероломный Рогдай решает найти Руслана и убить его, чтобы было меньше сильных соперников. Он встречает Фарлафа, который спал до обеда и кушал. Фарлаф трусит и убегает. На пути Рогдая появляется Наина. Она указывает путь Руслана. А Фарлафу она советует ехать домой. Ведьма предрекает, что Фарлаф и так добьется руки Людмилы. Он следует ее совету.

Рогдай догоняет Руслана, начинается бой. Схватка Руслана и Рогдая привела к поражению последнего. Рогдай упал в воду и утонул. 

В это время Наина прилетает к Черномору в образе птицы и рассказывает ему о Руслане. Маг не боится соперника, ведь пока еще цела его волшебная борода — источник силы. Наина улетает. Но у Черномора другая проблема — Людмила пропала. Оказывается, он обронил шапку-невидимку, и красавица ею воспользовалась. Никто не может ее найти.

Руслан продолжил путь и обнаружил огромную голову павшего великана. Голова была не расположена к беседе. Она громко свистела и пыталась отогнать Руслана. Но богатырь выдержал испытание и попытался договориться с головой. Выяснилось, что великан был братом Черномора. Но карлик завидовал ему и хитростью победил брата. Голова великана была обречена на вечное проклятие, ее удерживали на земле чары Черномора. Узнав о беде Руслана, голова согласилась его пропустить и поведала об уязвимости злого мага: вся сила Черномора скрыта в его бороде. Если ее отрубить, карлик лишится сил. Руслан ночует возле головы и отправляется дальше. А в это же время отважный Ратмир встречает юных красавиц и остается с ними в замке, забыв о Людмиле.

Черномор выманил Людмилу, прикинувшись ее раненым женихом. Но его сладкие речи прерывает появление настоящего Руслана. Он зовет мага на бой. Черномор скрывает невесту с помощью шапки-невидимки и принимает вызов. Тяжел бой с чародеем, но Руслан хватает его за бороду. Два дня носит его Черномор на себе, но не сдается храбрец. И тогда маг лишился сил и признал победу Руслана. Витязь отрезал бороду, но не нашел Людмилу, скрытую шапкой невидимкой. Случайным ударом он сбил шапку, но невеста спала беспробудным сном. Отчаявшийся Руслан услышал голос финна, который посоветовал витязю вести Людмилу в Киев, чтобы там она очнулась. Руслан пустился в обратный путь, а по дороге увидел Ратмира в образе рыбака. Он нашел счастье с другой женщиной и мирно пропустил Руслана.

В это же время Наина решила погубить Руслана. Она подговорила Фарлафа напасть на спящего витязя, убить его и похитить Людмилу, приписав подвиг себе. Так он и сделал. Но не получается у хитреца пробудить княжну. С этим он и едет в осажденный печенегами Киев. А к Руслану на помощь пришел финн. Он напоил героя живой и мертвой водой, благодаря чему Руслан воскрес. Финн подарил ему волшебное кольцо, которое поможет оживить Людмилу. Руслан мчится в Киев.

В борьбе с печенегами именно Руслан оказывается храбрее и сильнее всех. Он помогает освободить город и предстает перед князем. Прикосновение кольца пробуждает Людмилу. Фарлаф признается в обмане, его прощают. Черномор становится слугой во дворце. Главные герои воссоединяются.

Главные герои и их характеристика

В произведении представлены три основных действующих лица: Людмила, Руслан и Черномор. Но другие главные герои в поэме «Руслан и Людмила» могут быть перечислены и охарактеризованы, если в этом есть необходимость. Напишите Литрекону в комментариях, хотите ли Вы продолжения списка? И он добавит его в ближайшее время.

Руслан Руслан символизирует стойкость духа, мужество и героизм. Он добрый и открытый рыцарь, который рискует своим благополучием ради спасения невесты. Это герой, который твердо уверен в своей цели и жизненном предназначении. Он готов добиваться желаемого любой ценой, несмотря на все препятствия и трудности. Но при этом для Руслана неприемлемы измена, бесчестье, подлость, хитрость. Он выступает за честный поединок и не готов унизить свое достоинство ради победы. Именно в образе Руслана выражена авторская позиция: никогда не нужно сдаваться, как бы тяжело ни было. На успех в любом деле способны лишь искренние и добрые люди, способные на самопожертвование и милосердие. 
Людмила Людмила предстает в произведении типичной русской красавицы. У героини длинные косы, она обладает привлекательной внешностью. Она не может силой постоять за себя, но у нее достаточно смекалки, чтобы уберечь свою честь. За скромной и тихой героиней скрывается храбрая и сообразительная девушка. Героиня, испугавшись Черномора, изо всех сил защищает себя от приближающейся опасности. Тем не менее, Людмила не спешит сыграть мужскую роль. Она получает шапку-невидимку, однако не стремится сбежать, ведь ждёт, когда придут к ней на помощь. Она воспитана в традиционном патриархальном обществе, поэтому не обладает мужскими чертами характера.
Черномор Мстительный, злобный и коварный персонаж произведения Пушкина. Маг, чародей, изгнанник. Человек, который не смог адаптироваться в мире людей и нашел себя в чернокнижии. Но даже ему не чужды простые человеческие стремления. Черномор одинок и жаждет внимания к себе. Женитьба на княжне — это его шанс заявить о себе и скрасить одиночество. За его волшебной силой скрывается слабость духа, поэтому он не может даже приручить Людмилу. Это карикатурный злодей. Поэма Пушкина отчётливо показывает границу между добром и злом, между положительными и отрицательными героями. 

В произведении представлено немало и второстепенных персонажей. Так, поэма начинается с описания князя Владимира, его гостей и детей. Соперниками главного героя Руслана являются хан Ратмир, Фарлаф и Рогдай.  Однажды в пещере Руслан знакомится со стариком финном, от которого узнает историю его возлюбленной Наине. Также писатель описывает,  как Людмилу обслуживают три красивые девушки-рабыни. 

Темы

Тематика поэмы «Руслан и Людмила» может быть дополнена Многомудрым Литреконом, а пока он перечислил лишь основные темы:

  1. Любовь. Лишь истинное чувство привело Руслана к цели и принесло счастье героям. В то же время автор осуждает другие мотивы для брака: жадность Фарлафа, легкомыслие Ратмира, жажду власти Рогдая. Все витязи любили не Людмилу, а ее положение или ее красоту. Один лишь Руслан смог по-настоящему проникнуться любовью к ней и освободить ее.
  2. Патриотизм. Сказочный сюжет дополняет историческое повествование о судьбах родины. Противостояние печенегов и Киевской Руси является историческим фактом. Автор вводит этот мотив, чтобы показать настоящий героизм и самоотверженность Руслана. По его мнению, идеальный сказочный принц должен быть защитником Родины. В битве за Русь Руслан демонстрирует свою готовность стать не только мужем Людмилы, но и князем Киевским.
  3. Милосердие. Положительные герои в поэме не убивают и не мстят — это очень важный посыл автора. Чтобы люди жили как в сказке, необходимо научиться прощать. Ни Черномор, ни Фарлаф не получают серьезного наказания за свои преступления. Их исправляют раскаяние и возможность заслужить прощение.
  4. Счастье. Каждый герой сказки ищет свое счастье, но многие люди безвозвратно его потеряли, предъявляя завышенные требования к судьбе. Эту ошибку совершила Наина, отказавшая всем женихам. В эту же ловушку попал Рогдай, который хотел получить все и сразу бесчестными методами. Зато истинное счастье нашел Ратмир, уединившийся со своей избранницей и отвергнувший суету больших амбиций. Истинное наслаждение автор видит в любви, а не во власти и не в богатстве.

Проблемы

Объемная проблематика поэмы «Руслан и Людмила» сокращена до небольшого списка. Если нужно расширить — не поленитесь написать об этом Литрекону. Он все добавит.

  1. Эгоизм. Черномор обезумел от ощущения собственной важности и стал делать безнравственные поступки, потому что его самолюбие оправдывало все мерзости и пороки. Он думал, что ему все дозволено, ведь вино собственного величия ударило ему в голову. Но эгоизм отделил героя от людей и лишил его их любви и поддержки. Он вынужден похищать женщин, обманывать родственников, ведь самовлюбленный карлик не может вызвать симпатию сам по себе. Первопричина всех грехов и несчастий Черномора заключается в его раздутом эго.
  2. Гордыня. Чрезмерная гордость лишает людей счастья и любви. Это доказывает пример Наины: красавица слишком высоко ценила себя, а потому осталась одна. Молодость быстро прошла, прелести увяли, а высокомерие осталось. Героиня стала ведьмой в прямом и переносном смысле.
  3. Подлость. Многие люди готовы на все низости, лишь бы достичь желаемого. Фарлаф обманул и убил спасителя Людмилы, чтобы присвоить его подвиг. Этот поступок ужасен, и цели его не оправдывают. Стремление к успеху никогда не будет достаточным основанием для подлости. Непорядочные люди обязательно поскользнутся на крови тех, через кого они переступили. 
  4. Жестокость. Зло никогда не породит добро, даже если оно становится средством достижения хорошего результата. Рогдай не смог стать победителем и спасти Людмилу, ведь он хотел сделать это, убив ее жениха. Жестокость и стала той силой, которая погубила его же самого.

Основная идея

Смысл произведения Пушкина «Руслан и Людмила» заключается в нравственной победе над злом. Только милосердие, честность, смелость и мужество могут решить проблему и спасти каждого из нас. А вот жестокостью, подлостью, бесчестностью люди только усложняют жизнь себе и окружающим. Эти средства к благой цели не приведут.

Кроме того, вся поэма Пушкина пронизана патриотическими мотивами. Данный настрой можно проследить в поступках и речах героев произведения. Главная мысль поэмы «Руслан и Людмила» состоит именно в передаче чувства истинной и чистой любви. Любви к земле, к избраннице, к своему очагу. Эти чувства возвышают личность и дарят силы для преодоления преград. Пушкин показал национальный русский характер и источник его силы — любовь к дому и готовность защитить то, что дорого. 

Чему учит?

Известная поэма Александра Сергеевича Пушкина учит читателя тому, что предательство всегда будет наказано, независимо от причин, которые послужили поводом для данного поступка. Не секрет, что добро всегда сильнее зла, и это поэт доказывает в своей сказке. Также Пушкин призывает читателей, несмотря ни на какие трудности и препятствия, стремиться добиваться своей цели. 

Автор поэмы «Руслан и Людмила» заставляет задуматься о том, как важно человеку черпать силы в любви, а не в ненависти, тщеславии или алчности. Только благие намерения и помыслы ведут нас к счастью и самореализации. А пороки никогда никому не помогали стать лучше и найти настоящего себя.

Художественные особенности 

Пушкин, создавая свою поэму, использовал различные средства художественной выразительности. Так, в произведении немало эпитетов: «чудесный гений», «очи голубые», «голос милый», «ложь прелестная» и другие. Перечислим и друзе тропы в поэме «Руслан и Людмила»:

  1. Метафоры: «певец видений», «поэзии гений»
  2. Гипербола: «благодарю сердечно бога»
  3. Олицетворения: «пленили картины», «сердце тронутое»
  4. Сравнение: «Покрылись кудри золтоые, И грудь, и плечи молодые Фатой, прозрачной, как туман… «.

Также Александр Сергеевич нередко в своих произведениях использовал лирические отступления. Не исключением стала и поэма «Руслан и Людмила»:

Друзья мои! а наша дева?
Оставим витязей на час;
О них опять я вспомню вскоре.
А то давно пора бы мне
Подумать о младой княжне
И об ужасном Черноморе.»

Критика

Критики довольно не однозначно отзывались о знаменитом произведении Пушкина. Поэмой Александра Сергеевича восхищался русский писатель Максим Горький: 

«Пушкин до того удивил меня простотой и музыкой стиха, что долгое время проза казалась мне неестественной и читать её было неловко. 

С мнением Горького согласились и И.И. Дмитриев, К. А. Полевой, С.М. Бонди. 

Литературные критики не раз отмечали тот факт, что произведение Пушкина проникнуто глубоким смыслом. Эта поэма рассчитала не только на младшего читателя, несмотря на то, что это сказка. Произведение учит, что любовь побеждает все невзгоды. Александр Сергеевич в собственной манере донёс до читателя мысль: во что бы то ни стало идти к своей цели и мечте и не сдаваться ни при каких обстоятельствах. «Счастье любит смелых», — об этом заставляет помнить Пушкин каждого человека. 

Автор: Виктория Комарова

Составление подробного плана

Чтобы успешно написать сочинение «Мой Пушкин», предварительно необходимо составить подробный план. Впрочем, и для любой другой темы план нужен обязательно. Прежде всего продумывается вступление, которое обычно состоит из нескольких фраз, способных ввести читателя в курс: о чём будет идти речь и почему, какова цель составления всего данного текста.

Далее, когда вступление уже написано, можно приступить к проблеме, которая явится главной во всей композиции. Сочинение «Мой Пушкин» будет красной нитью проводить, например, проблему значимости истинно народного поэта в России либо ту, которую учащийся сочтёт более важной. После обозначения проблемы несколькими развёрнутыми фразами к ней пишется комментарий сначала от лица самого поэта (например, цитатой из стихотворения «Памятник»). Затем уже более подробно подаёт свою позицию по данному вопросу автор данного исследования.

Примеры подачи проблематики

Сочинение на тему «Мой Пушкин» по литературе в данном разделе может состоять из выражения несогласия, согласия или же частичного согласия учащегося с раскрытием роли поэта самим поэтом; здесь может быть и противоречивая оценка, и двойственная. Например, относительно «народной тропы», которая «не зарастёт», можно восторженно согласиться, дескать, конечно, она не зарастает, приводя примеры всенародной любви к Пушкину.

А можно и начать полемику: «В наши дни Пушкина мало кто понимает, потому что среди пушкинских архаизмов можно заблудиться: веленью божию, приемли, прах, тленье, пиит — почти весь словарь Пушкина сегодня не употребляется». Выбор тональности зависит от воззрений самого пишущего сочинение «Мой Пушкин». Вместо стихотворения «Памятник» можно исследовать любое другое, даже самое хрестоматийное (в младших классах): ямщик, кушак, на облучке и так далее. Здесь резонно посетовать на то, насколько обеднел русский язык и засорился иностранщиной.

«Слово о Пушкине» — сочинение

Вариант 1

“У самого синего моря, жили старик со старухой”, так начинается наше знакомство с удивительным миром сказок, когда мы ещё не умеем читать. С детства нам знакомо волшебное “Лукоморье”, с неведомыми дорожками и сказочными героями, истории о жизни которых мы внимательно слушаем и запоминаем. Удивительные сказки в стихах, переносят нас в чудесные царства, где мы узнаём имя волшебника, который дарит нам чудеса-это Александр Сергеевич Пушкин, великий русский поэт.

В школе мы знакомимся с искусством литературы, где почетное место занимает поэзия, неразрывно связанная с именем Пушкина. Его герои учат нас понимать, переживать, задумываться над вопросами жизни. Через произведения Александра Сергеевича, мы узнаём об истории России, бунте Пугачёва, трудной почтовой жизни в глубинке, временах Петра Великого, основании Петербурга, жизни Онегинского дворянства и восстании декабристов. Изучая поэзию Пушкина, нам открывается удивительная красота русской природы, бескрайняя мощь и сила Руси.

Произведения Пушкина раскрывают нам богатства русского языка, глубину и силу слова. Перед Пушкинским словом не могли устоять никакое преграды, самодержавие боялось его правдивых обличений, прогрессивное общество внимало его пламенным призывам, человечество с нетерпением ждало его новых творений. Мировое признание творчества Пушкина пришло позже, созданные им литературные традиции обогатили русскую культуры, подняли мир духовного развития на новую высоту.

Творчество Александра Сергеевича ‑это наследие мировой литературы, а о своих произведениях сам поэт оставил великие строки:

“Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.”

Вариант 2

Нет в России такого человека, который бы не знал имя великого поэта и мыслителя Александра Сергеевича Пушкина. Все его произведения – это шедевры мировой литературы, которые так знакомы нам с самого раннего детства.

Еще будучи маленьким ребенком, моя любимая мама читала мне интересные сказки, такие как: «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и о работнике его Балде». А сказку «У Лукоморья дуб зеленый», я помню наизусть до сих пор.

У Александра Сергеевича всего семь сказок и каждая из них по-своему интересная, по-своему добрая, и по-своему поучительная. Благодаря этим трем качествам даже современные дети с большим интересом читают эти, любимые мною, сказки.

Сказки сказками, но я считаю, что стихи – вот настоящее призвание Пушкина. Поэт написал большое количество стихов (их более пятисот), но не один из них не похож на другой. Александр Сергеевич писал абсолютно обо всем: о любви, о свободе, о войне, о дружбе, о природе. Его стихи довольно простые, но в то же время они имеют очень глубокий смысл.

Каждый человек, читая произведения Пушкина, как бы мысленно переносится в те обстоятельства, которые описывает поэт в своих стихах. Он сам становится героем этого произведения и наблюдает это всё сам, воочию. Например, одно из моих самых любимых стихотворений Пушкина – «Признание». Мне оно безумно нравится.

Я вас люблю, — хоть я бешусь,

Хоть это труд и стыд напрасный,

И в этой глупости несчастной

У ваших ног я признаюсь!

«Мой Пушкин» – тема моего сочинения. Александр Сергеевич Пушкин – он один. Второго такого автора нет и уже не будет. Это по-настоящему великий человек. Это гений мировой литературы. Подражать ему будет крайне сложно, а повторить его совсем невозможно.

Аргументация при раскрытии темы

Аргументы, приводимые в начале раскрытия проблематики, необходимо продолжить приводить. Обычно убедительны при прочтении не менее двух чётко представленных, поддержанных жизненным или читательским опытом аргументов.

Фразы лучше всего употреблять развёрнутые, грамотно построенные. Так будет закончена основная часть, если это мини-сочинение «Мой Пушкин». Если же требуется сочинение более развернутое, нужно продолжать аргументировать, шире раскрывая поставленную проблему либо добавляя к ней другие.

Необходимо обозначить пушкинскую тематику, наиболее близкую учащемуся: дружба ли это, любовь и прочие отношения или гражданский пафос. Обязательно обозначить жанры, полюбившиеся тому, кто пишет это сочинение-рассуждение «Мой Пушкин» — лирика, сказки, драматургия, или он вообще любит прозу, которая у поэта не менее прекрасна.

Секреты удачного начала

Предварить сочинение «Мой Пушкин» небольшим информационным вступлением, где рассказано о жизни и творчестве поэта — значит, начать исследование классически, правильно. Например: «Александр Сергеевич Пушкин — создатель современного русского языка, истинный мастер по-настоящему художественного слова, в котором неиссякаемое жизнелюбие соседствует с ярко выраженной гражданской позицией, что мне особенно близко в его творчестве». Логично подтвердить это заявление тщательно подобранной цитатой.

Начинает ли сочинение на тему «Мой Пушкин» 10 класс с отвлечённых понятий? Ответ — да. Это вполне можно сделать по-взрослому. Главное здесь то, что отвлечённые понятия обязательно должны иметь отношение к Пушкину. Например: «Дружба, любовь, верность, взаимопомощь, сострадание — эти нравственные понятия лакмусовой бумажкой характеризуют человеческую личность. В своём творчестве главный поэт России руководствовался именно этим постулатом.» Далее вполне уместно дать опять же цитату.

Сочинение на тему «Пушкин и его произведения»

Александр Сергеевич Пушкин родился 6 июня 1799. Всем, от мала до велика, знакомо Творчество великого русского классика. Кто в детстве не слушал знаменитые сказки о царе Салтане, о золотом петушке, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке. Все они красивые, добрые и наполненные огромным смыслом. Как говорится “сказка ложь, да в ней намек”. Пушкинские сказки учат нас вере в лучшее. Что не волшебством или богатством достигается счастье. Что чистота души, верность данному слову трудолюбие и доброта будут вознаграждены.

Александр Сергеевич – основоположник русской реалистической литературы. Его произведения заставляют верить в любовь, дружбу, верность и честь, и в то, что зло будет наказано. Произведения проникнуты высокой человечностью и гуманизмом, народностью, огромным идейным богатством и одновременно предстают перед нами в совершенной художественной форме.

Стихотворения Пушкина отражение красоты и эстетики. Они переполнены сопереживанием с героями, нежностью и искренностью. Они волнуют душу трепетными словами, полны любви и благоговения, света и спокойствия.

Мое любимое стихотворение у великого Александра Сергеевича – “Я вас любил…”. Это стихотворение гениально и просто. В спокойной и грациозной форме автор передал нам чистоту любовного переживания.

Читая произведения Пушкина, можно забыть обо всем на свете. Его слова увлекают за собой в мир благородных героев, искренних чувств и самопожертвования. Пушкин в своих произведениях также воспевал природу. Стихотворения проникнуты любовью к родной природе. Простые и доступные образы делают лирику поэта незабываемой. Они то навевают грусть, то радость и оптимизм. В каждой строчке поэта контраст и гармония одновременно.

Вклад великого классика в мировую культуру огромен. Одновременно он с поразительной художественной глубиной выражает национальные особенности российской культуры. Существенную роль в Творчестве поэта занимает свобода. Пушкин был декабристом. Александра Сергеевича Пушкина постоянно волновала тема свободы и судьба Родины. О судьбе России Пушкин писал в оде “Вольность”.

Пушкинские герои свободолюбивы. Но свобода в Творчестве поэта одновременно возвышенный идеал и трагическая проблема. Любовь к Родине и свобода заняли достойное место в многостороннем творчестве поэта.

Вариант 2

Александр Сергеевич Пушкин – величайший русский поэт. И это не только по мнению его соотечественников. Его знают повсюду. Памятники этому литератору стоят почти в каждом городе России, а также во Франции, Норвегии, Соединённых штатах, Румынии, Польше, Болгарии, Германии… и этот список можно продолжать бесконечно. Так кто же этот человек?

Родился Александр Сергеевич в 1799 г в Москве, а погиб на всем известной дуэли с Дантесом 29 января (10 февраля) 1837г. Он прожил короткую, бесславную жизнь. Ему часто было не на что содержать себя и семью. Точных данных нет, ведь не все его произведения сохранились, а многие не вышли в свет, но из того, что известно: поэм — 14, романов в стихах — 1, драматических произведений — 6, прозаических произведений — 15, сказок — 7, стихов — 783. Колоссальные цифры. Пушкин считается основоположником реализма в России (историческая драма «Борис Годунов», повести «Капитанская дочка», «Дубровский», «Повести Белкина», роман в стихах «Евгений Онегин»).

«Пушкин — это наше всё», — сказал о нём поэт Аполлон Григорьев. На любой случай в жизни у него найдётся произведение. Поэт успел написать обо всём, поговорить о каждом. Не стоит забывать также, что именно он, по мнению многих литераторов, ввёл новый образ «маленького человека». Первым таким стал Самсон Вырин из повести «Станционный смотритель», затем о судьбе таких людей автор размышлял и в «Медном всаднике». Александр Сергеевич был близок к народу. Ни для кого не секрет, что он входил в подпольные общества, связанные с будущими декабристами.

В то время было модно, когда за женой светского человека ухаживали – это поднимало статус мужа. Но Пушкину не нравился такой уклад. Он просто не мог больше терпеть постоянные записки о том, что к его супруге часто наведывается Дантес. Александр Сергеевич вызвал его на дуэль и проиграл. На смертном одре он писал императору Николаю I, чтобы тот позволил ему умереть спокойно. «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе моё прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки», — таков был ответ правителя. Николай не любил поэта, но не мог противиться его величию. Так или иначе, Российская империя потеряла в тот день великого Творца.

Вопросы и размышления

Также может начинать сочинение на тему «Мой Пушкин» 10 класс и с риторических вопросов, которые неминуемо подводят к теме или главной мысли исследования. Например: «Как возможно в наш ужасный век с такими ужасными сердцами пробуждать лирой добрые чувства? Кто сумеет предвидеть путь собственного гения, со злодейством несовместимого? Чем отличается жизнелюб от распутника? Каждый читатель обязательно размышлял об этом над стихами А.С. Пушкина».

А можно сразу начинать с собственных размышлений на тему «Мой Пушкин». Сочинение 10 класс уже должен писать смело. Например: «Мне всегда казалось удивительным, как у Пушкина получилось такими простыми средствами объяснить человечеству сложнейшие нравственные понятия, такие как вера, счастье, надежда, дружба, любовь к родине… Все ищут, например, любовь или счастье от начала до скончания века, а вот объяснить, что именно ищут, смогли немногие. Пушкин сделал это понятнее всех. Во всяком случае, перечитываю я его не потому, что чего-то не понял, а потому, что согласен с поэтом. И это мнение выражено у него самыми правильными, самыми простыми и самыми красивыми словами. Я бы так не смог».

Сочинение на тему пушкин в моей жизни 10 класс

Всем известно, что сам Пушкин, будучи ребенком, очень любил слушать сказки своей няни, Арины Родионовны. Но творческая тяга к ним у поэта проснулась только в зрелом возрасте. Из более ранних опытов известен только отрывок «Сказки о царе Никите и его сорока дочерях». Сказка эта была уничтожена самим поэтом, поскольку он счел ее неприличной. Самые известные его сказки – «Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди», «Сказка о попе и о работнике его Балде», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказка о рыбаке и рыбке». Абсолютно во всех сказках А. С. Пушкина, можно найти множество красочных описаний, переживаний, мыслей и характеристик персонажей, созданных на живом исконно русском языке. Мысль о правде, справедливости, добре и зле всегда волновали человека. И всегда хотелось верить, что какими бы ни были сильными зло, жадность и лживость, они, рано или поздно, будут наказаны по заслугам, а правда восторжествует. Именно это Пушкин и утверждает в своих сказках. В своих сказках Пушкин провозглашает важность человеческих чувств, главным из которых провозглашается любовь, способная творить чудеса. В сказках Пушкина мне нравятся, прежде всего, гуманные идеи, которыми пронизаны все произведения поэта. Не зря литературный критик В. Г. Белинский назвал все творчество Пушкина «лелеющая душу гуманность». Одним из знаковых произведений Пушкина является его повесть «Пиковая дама», написанная в 1833 году. Я считаю, что это произведение – венец размышлений писателя о роли судьбы и фатализма в жизни каждого человека. Главный герой повести – Герман – человек с лицом Наполеона и душой Мефистофеля. Этот человек одержим идеей наживы и идея эта управляет всеми его поступками. Он хочет иметь много денег, чтобы занимать высокое положение в петербургском светском обществе. Свои надежды Герман связывает с тайной трех игральных карт, которой владеет лишь старая графиня. Пушкин показывает, как ради золота человек осознанно подавляет в себе все человеческое. Герман идет на обман, предательство, подлость. Чтобы достичь обогащения, он обманывает наивную Мун и настойчиво выпрашивает у беспомощной старухи ее карточный секрет. Герман идет на отпевание старой графини лишь из-за собственной боязни и суеверия: он не хочет, чтобы она являлась ему ночью. Он боится, что дух умершей старухи, скончавшейся сразу после разговора с ним, будет его тревожить и мучить. Но тайна героя оказывается только иллюзорной фантазией, а желание обогащения оборачивается сумасшествием. Мне кажется, что Герман – герой нового, буржуазного времени. Оно навязывает человеку свой идеал. Чтобы быть успешным, ему необходимо соответствовать, все время стремиться к этому идеалу. И Герман пытается это делать на предел возможностей. Но «золотой телец» оказывается сильнее, он подавляет человеческие души. И Герман сходит с ума. Разве эта повесть не актуальна в настоящее время? Непрерывная гонка за деньгами и властью становится смыслом жизни наших современников. Герои «Пиковой дамы» предостерегают, советуют быть осмотрительнее. Богатство – это хорошо, но только если в обмен на него не требуется растоптать все человечное, что в тебе есть. Относительно недавно я познакомился с циклом «Маленькие трагедии» А. С. Пушкина. В него входит четыре произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Поскольку все четыре произведения не являются трагедиями в прямом смысле этого слова, литературоведы, пользуясь пушкинским определением, называют их «драматическими сценами». В центре каждой композиции поставлен характер, определенный по одной доминирующих страстей. Барон из «Скупого рыцаря» не просто скупец, он носитель идеи обогащения как знака безграничной власти. Сальери («Моцарт и Сальери»), жизнь свою посвятил искусству, не в самом искусстве, а в прославлении своем видит цель и смысл жизни. Желание быть знаменитым – главное стремление Сальери. Дон Гуан («Каменный гость») воплощает в себе безудержную чувственность и безграничную похоть. Герои «Пира во время чумы» испытывают глупую восторженность в смертельной схватке с роковой судьбой. Поэт своих героев помещает в непривычные, выходящие за рамки обыденности, обстоятельства, указывающие на гибельность людских пороков. Страсть доводит героев до преступления: Сальери злодейски убивает Моцарта, аморальное преступление совершает Дон Гуан, приглашающий командора присутствовать при своем интимном свидании с доной Анной. К грани преступления подходит и Барон, слезами, кровью и потом своих жертв накопивший свое богатство. Смерть, как наказание и искупление, торжествует в первых трех пьесах, а в «Пире во время чумы» она становится для каждого неизбежной. В произведении «Моцарт и Сальери» рассматривается конфликт таланта и посредственности, зависти, надменности и бескорыстного служения искусству. Сальери утратил способность легко и радостно принимать жизнь, утратил саму любовь к ней. Творчество, считает Сальери, — исключительный жребий, и право на него нужно завоевать. Каждый, кто понимает служение искусству по-другому, посягает на святое. В беспечности и веселье гения Моцарта Сальери видит, в первую очередь, насмешку над тем, что для него священно. Моцарт, по мнению Сальери, «бог, недостойный сам себя». Душу завистника пожирает и другая страсть — гордыня. Он чувствует жгучую обиду и ощущает себя беспристрастным судьей, исполнителем высшей воли. Величайшие творения Моцарта, рассуждает про себя Сальери, в конечном счете, разрушительны для искусства и морочат голову обывателям, внушая им простоту и доступность искусства каждому. По мнению Сальери, гений Моцарта будит в людях лишь легкомыслие; его шедевры, созданные без усилий, отрицают необходимость тяжелого труда. Но искусство выше людей, и поэтому жизнь Моцарта должна быть принесена ему в жертву. Так, возвышенная и гуманная в целом, идея высокого искусства используется для оправдания предательства и убийства. Все перечисленные выше произведения Пушкина ценны для человечества еще и тем, что они современны для любого времени. Они помогают иначе взглянуть на проблемы общества и человечества в целом. Жизнь постоянно ставит каждого человека перед выбором. На какую сторону встать? Что выбрать? Как быть? Банально, но произведения Пушкина помогают ответить на эти вопросы. А это значит, что мастер слова, живший в начале XIX века, своей мудростью помогает жить людям двести лет спустя. Я уверен, что так будет еще очень много лет. Уникальность феномена Пушкина заключается не столько в его богатом творчестве мастерски написанных слов, а еще и в том, что моральные принципы, которые заключены в творчестве поэта, будут основополагающими во все времена. Это непреложные истины и законы, на которые человечество будет ориентироваться всегда. Именно в этом, на мой взгляд, заключается причина вечной современности творчества Пушкина Сочинение » Поэт – Пушкин » Свободное сочинение-рассуждение на тему «Мой Пушкин» (11 класс) Внимание, только СЕГОДНЯ!

Фрагментарность и цельность

Написать на такую благодатную тему, как «Мой Пушкин», сочинение 10 класс может по любому плану, главное — это всё-таки его составить. И следует помнить, что, разбивая план сочинения на подпункты, нужно иметь в виду сращивание этих фрагментов по мере написания. Плохо, если мысль пойдёт по кругу — значит, план вышел из-под контроля. Однако «закольцевать» сочинение единой мыслью дорогого стоит: появляется завершённость всего построения.

Составляя план, нельзя забывать об основных этапах пути, по которым побежит мысль десятиклассника. Каждый микротекст во фрагменте — абзац или несколько — должен полностью соответствовать данному пункту плана, не сходя с рельсов единой мысли, которую несёт сочинение. На тему «Мой Пушкин» собрать однородного материала можно сколько угодно, поскольку на каждую строку великого поэта приходится несколько томов всяческих исследований.

Сочинение Мой любимый писатель поэт Пушкин

Мне нравятся многие произведения русской и зарубежной литературы. Несмотря на впечатляющий список великих писателей всех времен и народов, лично для себя я давно выбрала любимого писателя – это М.Ю. Лермонтов. Без сомнений, Лермонтов – это один из гениальнейших русских писателей, его произведения отличает реализм, злободневность, они актуальны во все времена.

Лермонтов прожил весьма короткую жизнь, но за это время он успел создать огромное количество блестящих произведений, он стал новатором, создав первый психологический роман, в котором проанализировал личность человека, где в одном герое отразил черты современников.

Во многом произведения Лермонтова автобиографичны, зачастую он описывал свое окружение или события, которые происходили в его жизни.

Известно, что М.Ю. Лермонтов был верным поклонником творчества А.С. Пушкина, а в ранних произведениях Лермонтова особенно заметно подражание Пушкину.

Меня особенно восхищают герои, созданные Лермонтовым. Они волевые, целеустремленные, они остаются до конца верны своим идеалам, они непоколебимы. Лермонтов мастерски создал образы, которые до сих пор волнуют душу и сердца читателей.

Произведения Лермонтова очень разноплановые, в каких-то произведениях я нахожу мотивацию и призыв к действию, другие же способны подбодрить меня, когда мне грустно.

Мне очень близки произведения М.Ю. Лермонтова, погружаясь в чтение его трудов, я понимаю, что я не одинока в этой мире, я наблюдаю за переживаниями других людей, наблюдаю за их поступками, вижу противоречия, которые они испытывают.

Я считаю, что труды Лермонтова поучают людей. Меня вдохновляют его герои, я тоже хочу быть сильной духом и не сдаваться перед серьезными препятствиями.

М.Ю. Лермонтов – один из известнейших писателей и поэтов России. Его произведения нужно читать в любом возрасте, перечитывать, чтобы открывать новые грани, новые мысли после прочтения. Лермонтов пишет так просто и изящно, его наследие всегда будет будоражить умы людей.

Мой любимый писатель Лермонтов

Наверное, у каждого человека есть любимый писатель или поэт. Его произведения мы с удовольствием перечитываем по несколько раз, и они со временем не становятся для нас скучными и неинтересными. Для меня таким писателем стал А. С. Пушкин. Я не помню, когда впервые о нём узнала, но это не имеет значения.

Знаменитые сказки этого величайшего поэта, его стихи и проза, герои его произведений словно влились в мою жизнь и стали её неотъемлемой частью. Я помню, как ещё совсем маленькой девочкой сочувствовала старику из «Сказки о золотой рыбке», как мне безумно хотелось иметь дома большого кота, который ходит вокруг дерева по златой цепи. А по мультфильму, созданному по «Сказке о спящей царевне и семи богатырях», я выучила сказку наизусть – так мне понравились её герои. Правда тогда я ещё и не подозревала о том, что все эти герои были созданы А. С. Пушкиным. Лишь через годы, когда мама читала мне стихи о зимнем вечере, о музе, о лицее, о няне, об осени, и ещё много разных замечательных и глубочайших стихов, я впервые услышала об авторе этих удивительных поэзий Александре Сергеевиче Пушкине.

С тех пор я уже никогда не расставалась с его творчеством. Я искала в библиотеке его книги и перечитывала их по несколько раз. Я восхищалась героинями его произведений. Помню, как я впервые прочитала повесть «Дубровский» и долго не могла определить своё отношение к Маше. Со временем я заметила, что любое произведение Пушкина оставляет в моей душе возвышенное чувство радости и увлечения. Пусть даже далеко не всё радостным будет в произведении, не всё закончится хорошо, но всё равно после встречи с произведением Пушкина в сердце надолго остаётся праздник. И в этом, я думаю, кроется бесконечная сила и гениальность моего любимого поэта. Он очень сильно любил свою Родину, родной народ, родное слово, женщину, природу, и умел возвеличить всё это в своей искренней поэзии так, как не смог больше никто.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Мой любимый писатель» читают:

Сочинение на тему «День моей мамы», 4 класс

Сочинение по картине Левитана «Весна. Большая вода», 4 класс

Поделиться:

Мой любимый писатель — Михаил Юрьевич Лермонтов. На мой взгляд, это величайший поэт, прозаик и драматург русской и мировой литературы. Вне всякого сомнения, он является гением литературы, таким же как Александр Пушкин или Александр Грибоедов.

Лермонтов прожил короткую, но весьма интересную и насыщенную жизнь. Обратившись к его биографии, в ней можно найти множество очень интересных фактов о жизни самого поэта, а так же и историю происхождения его рода. Так, к примеру, мы знаем что род Лермонтовых происходил из Шотландии и восходил к полумифическому барду-пророку Томасу Лермонту. В 1613 году, один из представителей этого рода был взят в плен русскими при захвате крепости Белая и в числе прочих так называемых бельских немцев поступил на службу к московскому царю. Он перешёл в православие и стал, под именем Юрия Андреевича, родоначальником русской дворянской фамилии Лермонтовых. Михаил Юрьевич знал о своих не русских корнях, и посвятил стихотворение «Желание», написанное им в 1831 году, своим шотландским предкам.

Лермонтов часто в произведениях очень полно и точно описывал события и окружающих его лиц из жизни. Так, в драме «Люди и страсти» («Menschen und Leidenschaften») — показан раздор между его отцом и бабушкой. Написанный им роман «Герой нашего времени» — так же имеет некоторую автобиографичность. Лермонтову-гусару, наследнику крупного состояния, ничего не стоило заполонить сердце когда-то насмешливой красавицы, в которую он был безответно влюблён. Скомпрометировав её, выставив в светском обществе в неловком положении, он прямо заявил, что не любит и, кажется, никогда не любил её. Примерно такую же историю разыграл и Печорин, в романе, который на мой взгляд, является лучшим драматическим произведением автора.

Лермонтова отличала безумная страсть к произведениям Пушкина. В своих стихах, романах он иногда подражал своему кумиру. Лермонтов и в жизни был подобен Пушкину. Дуэлянт, задира и насмешник. Стихотворение «Смерть поэта» , написанное сразу после убийства Пушкина, показывает всю ту любовь, которую поэт питал к гению. Символично, Лермонтов, как и его кумир Пушкин, погиб на дуэли, сражённый пулей противника. Мне кажется, что Лермонтов, в последние мгновения жизни гордился тем,что умер как и великий Пушкин.

Весть о смерти Лермонтова по-разному была воспринята в обществе. Некоторые говорили: «туда ему и дорога»… Сам же император сказал: «Господа, получено известие, что тот, кто мог заменить нам Пушкина, убит». Что бы ни говорили, я нахожу в творчестве Лермонтова некоторую фундаментальность. Проблемы, поднятые им в романах — это извечные проблемы общества, а стихи великого поэта пронизанные высокими чувствами и глубоким смыслом, читаются легко и запоминаются надолго.

Некоторые советы по составлению плана

План лучше всего писать развёрнуто, то есть вместо простых названий (вступление, основная часть, заключение) нужны даже не отдельные слова или словосочетания — «я и Пушкин» или «жизнь и творчество», а квинтэссенция темы, которую удобно будет раскрывать. Например, вместо вступления — «Свет и тени пушкинского времени». Нельзя и увлекаться слишком, составляя обширное предложение, которое уже само по себе является законченной мыслью. Здесь самое главное — удобство для дальнейшего написания сочинения.

План нужен для того, чтобы информировать учащегося о строении работы, о содержании в отдельности каждой части и всего сочинения в целом. Вступление вводит тематически главную мысль, даёт тональность повествованию, обрисовывает круг проблем. Основная часть уже раскрывает каждую капсулу вопросов, предъявляет доказательства всех выдвинутых положений. Заключение подводит все итоги, делает окончательные выводы и ставит оценки.

Конспект урока литературного чтения во 2 классе

УМК Л. Ф. Климановой

Цели: познакомить учащихся со стихотворениями А.С. Пушкина о зиме; закрепить понятие олицетворения; развивать речь, умение видеть прекрасное; прививать любовь к поэзии, природе; продолжить формирование навыков сравнения, анализа, развивать умение делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходом на чтение про себя; читать лирические произведения и чувствовать выраженное в них настроение; находить средства художественной выразительности (эпитеты, сравнение, олицетворение).

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, книги писателя; аудио- ил и видеозапись вступления к поэме «Руслан и Людмила»; карточки (текст для речевой разминки, задания).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

Чтение отрывка наизусть.

III. Речевая разминка

— Научитесь читать стихотворение скороговоркой. Попробуйте выучить его за одну минуту.

Белые шапки

На белых березах.

Белый зайчишка

На белом снегу.

Белый узор

На ветвях от мороза.

По белому лесу

На лыжах бегу.

— Как бы вы озаглавили его? (Например, «Зима».)

IV. Постановка целей урока

— Кто из вас любит это время года?

— А чем оно вам нравится?

Конечно, вам нравятся зимние развлечения: катание на санках, коньках, игры в снежки, в хоккей и т. п. Но зима еще и очень красива. И это время года многих художников и поэтов вдохновляло и вдохновляет на творчество.

Сегодня мы познакомимся со стихотворениями А.С. Пушкина, прочитаем два отрывка, посвященных зиме, из романа «Евгений Онегин».

V. Работа по теме урока

Стихотворение «Вот север, тучи нагоняя…»

(Учитель читает стихотворение. Можно на фоне музыки.)

— Какие чувства вы испытали при чтении этих строк? (Высказывания детей.)

— Какие слова или выражения были непонятны?

Пелена — сплошной покров, то, что закрывает, заволакивает со всех сторон.

— Какие чудеса творит волшебница-зима?

— Реалистическая или сказочная картина нарисована поэтом? (Картина реальная, а образы сказочные. Север и зима совершают действия, как люди.)

— Как в литературе называется такой прием? (Олицетворение, оживление персонажа).

— Почему поэт использовал выражение «блеснул мороз»? Сравните его с сочетаниями «ударил мороз», «блеснула молния».

— Каким выражением можно заменить строчку из стихотворения «Брега с недвижною рекою…»? (Река, покрытая льдом, застывшая река.)

— А как интересней?

— Прочитайте стихотворение выразительно.

VI. Физкультминутка

Хором.

Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Ученик 1

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Хором.

Встанем вместе все в кружок –

Получается снежок.

Ученик. Мы деревья побелили –

Ученик 3. Крыши пухом замели.

Хором.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли

3. Постановка учебной задачи.
А сейчас, ребята, мы увидим дом Пушкиных, двор в селе Михайловском, попробуем представить, что чувствовал поэт, смог ли передать свои впечатления  о зиме в отрывках, которые мы будем читать на уроке, будем читать их выразительно. И помогут нам в этом впечатления, оставленные от поездки нашими ребятами и слайды…
(звучит музыка Чайковского)
4 основная часть
1 Слайд дом Пушкиных в Михайловском, виды окрестностей, парка, реки, холмов, полей. Комментирование слайда.

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель…
                      А. С. Пушкин «Домовой»

— Никогда ещё зима не приходила так рано… Пушкин, гуляя по парку, вышел к берегу реки, поднялся на вершину холма. Перед ним открылась такая картина: голубая лента реки, а за нею одетые в золото леса. Леса, как будто застыли в тишине. При малейшем движении ветра на землю слетали листья. У речных берегов – багровые (тёмно-красные) кустарники. Пушкин с волнением смотрел на эту красоту. Он радовался и грустил. Он предчувствовал её скорую гибель… вечером долго не мог заснуть… В трубе гудел ветер. Где-то хлопнуло ставней. Пушкин вышел на крыльцо. Звёзд небыло. Дул холодный ветер. Это ветер с севера. Он всегда приносит снег. Приводит с собой зиму. Заснул поэт поздно…
… В комнату вливался яркий свет…Александр Сергеевич подошёл к окну….
Представьте себе, ребята, какую картину он увидел. Всё белым- бело, нарядно. Празднично… Что же сделал Александр Сергеевич? Он выбежал на улицу. На улице ещё ярче белый свет. Ветки деревьев наклонились под снегом. Снег лежал на них шапками. Как чудо явилась зима. И по-новому нарядила, украсила природу.

Настала осень золотая,
Природа трепетна, бледна,
Как жертва пышно убрана…
Вот север. Тучи нагоняя, 
Дохнул,  завыл – и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки – зимы.
2. Живя в Михайловском, Пушкин наблюдал всё это и именно там написал главы к своему роману «Евгений Онегин», отрывки из которого мы и прочитаем сегодня на уроке.
Послушайте и подумайте с каким настроением поэт рассказывает о зиме и какое у вас настроение возникает.
Чтение отрывка учителем.
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
2. Словарная работа.(слайд)
Брега – берега(старая форма слова)
Пелена – покров, покрывало.
Недвижная река – неподвижная река.
4. Как он называет зиму? Почему поэт называет зиму матушкой?
Подберите синонимы к слову «волшебница». Каким словом поэт называет волшебство зимы?(проказы). Какие чудеса творит зима?Какими словами описывает Пушкин эти чудеса?(пришла, рассыпалась, легла, сровняла). Сказочная или реальная картина нарисована поэтом?(картина реальная, а образы сказочные) Зима действует как человек. Как называется такой приём? (олицетворение) Очень часто поэты используют этот приём для создания своих стихов.
— Итак, как называется литературный приёём , когда неживому предмету приписываются признаки или действия живого существа.
-С этим приёмом мы встретимся ещё не раз.
Как сказано в стихотворении о морозе? Как ещё можно сказать?(«ударил мороз», «наступил мороз»)Каким выражением можно заменить строчку из стихотворения «Брега с недвижною рекою»(Река, покрытая льдом, застывшая река)
Что сравнивается с пеленой?
5. Физкультминутка.
Встали. Закройте глаза и представьте перед собой большой белый экран. Раскрасьте мысленно этот экран поочерёдно любым цветом. Например, сначала жёлтым. Оранжевым. Зелёным. Но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать нужно не торопясь, не допуская пробелов.
Вытянули руки к солнышку, потянулись. Подул ветер, сильный. И вы снежинки, наклонились влево, вправо, вперёд, назад. Ветер ослаб и вы потихонечку опустились на свои места, тихо сели за парты.
2. Продолжение работы над темой.
1. Прочитайте стихотворение «жужжащим» чтением.
Какие чувства испытывал поэт при написании стихотворения? (восторга) На что похоже это стихотворение? (на сказку)
2. Подумайте, на сколько частей можно разделить стихотворение?
— Прочитайте первую часть. О чём говорится в этой части? Кто кроме зимы действует как живой? Почему вы так думаете?
— После слова »завыл» надо остановиться, сделать паузу. Так как дальше говорится не о севере,а о зиме. В конце строфы – более длительная пауза. Так как заканчивается первая часть стихотворения.
— Как вы думаете. Какие слова в этой части должны выделяться, произноситься с большой силой?
3. Выразительное чтение в группах. Один чтец читает, остальные следят за правильностью и высказывают своё впечатление о прочитанном. Указывают на ошибки при чтении.
4. Зима, действительно, волшебница, она раскрашивает мир только одной белой краской,
но очень разнообразно и красиво. Посмотрите на пейзажи9слайд) Какими строчками из стихотворения можно было бы подписать их?
Поэты же находят множество средств, чтобы словами передать необыкновенную красоту зимы. Какие это средства? (эпитеты,сравнения, олицетворения) 
5. Работа над изобразительно-выразительными средствами языка, работа в паре(слайд)(коммуникативные УУД)
6. Слайд . В нескольких километрах от Михайловского на высоком бугре , стоит Святогорский монастырь. Под стеной монастыря похоронен Пушкин. К могиле Пушкина надо идти через пустынные монастырские дворы и подниматься по выветренной каменной каменной лестнице. Лестница приводит на вершину холма, к обветшалым стенам собора. Под этими стенами над крутым обрывом, в тени лип, на земле, засыпанной пожелтевшими лепестками, белеет могила Пушкина. Короткая надпись: « Александр Сергеевич Пушкин», — безлюдье, стук телег внизу под косогором и облака, задумавшиеся в невысоком небе, — это всё. Здесь конец юлистательной, взволнованной и гениальной жизни.
   И здесь на этой могиле, куда долетают хриплые крики петухов, становится особенно ясно, что Пушкин был первым у нас народным поэтом»(К. Паустовский). И мы спешим сегодня в гости к Пушкину и радуемся его прекрасным , необыкновенным произведениям.

7. Рефлексия.
С каким настроением вы заканчиваете урок. Понравилась ли вам такая волшебная зима в изображении Пушкина?
Если вы активноработали на уроке, но не всегда могли ответить на уроке, возьмите синюю снежинку, но если вы не разобрались в поэтическом произведении, то жёлтую. Я рада, что снежинки у вас блестящие и синие только!
10. Итог урока.
О каком этапе жизни А. С. Пушкина вы узнали сегодня на уроке? Что вам особенно запомнилось? Захотелось ли тем, кто не был в Михайловском, побывать там? Понравились ли вам стихи поэта?
11. Домашнее задание
Задания на выбор: выучить наизусть стихотворение; иллюстрация и выразительное чтение; составление презентации по теме «Пушкин в Михайловском».

Автор:
Самый Зелёный
·

Александр Сергеевич Пушкин – настоящий мастер слова, оставивший нам великое наследие разнообразных по содержанию и настроению произведений. Благодаря его творчеству мы можем погрузиться в атмосферу того времени, понять чувства автора, получить эстетическое удовольствие. Многомудрый Литрекон представляет Вам разбор великолепного стихотворения А.С. Пушкина «Мадонна». Анализ составлен по плану. Приятного просвещения!

История создания

История написания стихотворения «Мадонна» весьма романтична и трогательна. Пушкин долгое время добивался руки Натальи Николаевны Гончаровой. Она была первой красавицей в столице. Когда поэт впервые сделал предложение этой прекрасной девушке, то получил отказ, но это не остановило его, и любовь его не стала слабее: он продолжил добиваться взаимных чувств, ведя с ней переписку. В отказе нет ничего удивительного: в отличие от Пушкина, Натали сделала карьеру при дворе. Она стала фрейлиной при императрице и могла рассчитывать на блестящую партию.

В одном из писем Пушкин признался, что его впечатлила картина «Бриджуотерская Мадонна» Автором полотна является итальянский художник Рафаэль Санти, чьё творчество особенно почитал поэт. Пушкин писал Наталье, что Мадонна напоминает ему её, поэтому он хотел бы повесить такое изображение у себя дома. На эти слова девушка отреагировала весьма неожиданно, подарив поэту надежду: она сообщила Пушкину, что впредь ему необходимо будет любоваться своей спутницей жизни. Так Наталья Гончарова дала понять Пушкину, что она согласна выйти за него замуж. Поэт был несказанно рад, получив письмо с согласием. 

За полгода до свадьбы в 1830 году он, вдохновлённый собственным счастьем, создал стихотворение под названием «Мадонна». Можно сделать вывод, что это прекрасное произведение посвящено возлюбленной поэта Наталье Гончаровой, которая была ему очень дорога. 

Жанр, направление, размер 

Жанр стихотворения «Мадонна» – сонет. Оно состоит из двух катренов (четверостиший) и двух терцетов (строф в три строки). Этой поэтической форме присущ такой признак, как строгость в соблюдении числа строк: их обязательно должно быть четырнадцать. Кроме того, важная черта сонета – это музыкальность, которая создаётся за счёт рифмы. 

Направление произведения «Мадонна» – лирическое стихотворение. В нём присутствуют личные чувства поэта, а точнее счастье, которое он испытывал от того, что любимая согласилась выйти за него замуж. Стихотворение выражает восхищение чистотой и непорочностью Мадонны, а также любовь к девушке, которая ему небезразлична. 

Размер стихотворения Пушкина – шестистопный ямб. Рифмовка произведения кольцевая, перекрёстная и парная. Посредством чередования женской и мужской рифмы в произведении достигается эффект музыкальности и плавности.

Композиция

Стихотворение «Мадонна» имеет форму монолога, который произносит лирический герой. Данное произведение можно поделить на три смысловые части: 

  1. В первом четверостишии и в первых двух строках второго четверостишия лирический герой повествует о картине, как о своей мечте. Он говорит о том, что желает видеть у себя дома картину, которой в восхищении любовался бы.
  2. В двух последних строках второй строфы, а также в третьей строфе поэт мечтательно описывает образ Мадонны и Спасителя, которые, изображённые на полотне, взирали бы «во славе и в лучах» на поэта.
  3. В последней строфе говорится об исполнении мечты автора. Он может видеть перед собой Мадонну – «чистейшей прелести чистейший образец». Спаситель ниспослал лирическому герою желаемое, за что поэт выражает глубокую благодарность и чувствует, что истинное счастье пришло к нему. 

Образы и символы 

В стихотворении Пушкина «Мадонна» присутствуют такие образы и символы, создающие картину повествования:

  1. В стихотворении присутствует образ лирического героя, который чувствует глубокое восхищение изображением Мадонны. Описаны его возвышенные чувства, его преклонение перед образцом святости и истиной красоты. Образ лирического героя – это образ самого Пушкина, который безумно влюблён, его сердце открыто для любимой, он радуется, что любовь его взаимна.
  2. Божественный образ Мадонны в произведении символизирует возлюбленную поэта Наталью Гончарову. Автор испытывает глубокие и чистые чувства к любимой девушке, чья внешняя и внутренняя красота наводит его на воспоминания о картине. Поэт не описывает внешность Мадонны на картине, но становится понятно, что святой образ схож с реальным прототипом по искреннему восхищению и восхвалению её кристальной чистоты.
  3. Образ семьи. Пушкин показывает нам любящих людей в образах Творца и Мадонны, как пример идеальной семьи с возвышенными мыслями и чувствами. Они отождествляются с совершенством в отношениях между супругами.

Темы, проблемы, настроение

Тематика произведения «Мадонна» Пушкина указана в списке: 

  1. Представление об истинной любви и идеальной семье. По ходу чтения стихотворения можно понять, что в нём в образах спасителя и Мадонны представлены люди, которые испытывают друг к другу истинную и чистую любовь: «она с величием, он с разумом в очах».
  2. Образ Мадонны как пример для подражания. Поэт даёт понять читателю, что её образ – это ориентир и истина, к которой необходимо нам всем стремиться; не разменивать себя на «множество картин», а быть верным своей любви, как главной цели, которая принесёт свои плоды. 
  3. Семейные ценности и верность. Пушкин в своём стихотворении делает акцент на необходимости верить в то, что Творец подарит тебе любовь. Главное – уметь ждать, а если уже любишь и понимаешь, что это настоящий, искренний порыв, важно не отступить, но и не быть слишком настойчивым, тогда любимая обязательно ответит взаимностью. Пушкин изображает образы святых – Мадонну и Спасителя, подразумевая под этим двух любящих людей, которые являются образцом настоящей семьи и чистой любви. Автор показывает, что именно к таким отношениям нужно стремиться. 
  4. Восхищение и благоговение перед красотой. В стихотворении «Мадонна» прослеживается священный трепет перед женщиной. В образе Мадонны поэт видит свою возлюбленную, которая прекрасна как внутренне, так и внешне, а также несёт в себе чистоту и непорочность.
  5. Благодарность Творцу. В произведении поэт выражает высокую благодарность высшим силам за возможность быть с любимой девушкой. Пушкин не упоминает о внешности невесты, но высоким стилем изложения он ясно показывает совершенство Натальи Гончаровой, даёт понять, что она для него лучшая.

Произведение «Мадонна» выражает собой светлое настроение, даёт ощущение счастья, гармонии и благодати. Стихотворение смогло передать высокие чувства поэта по отношению к любимой девушке. Его трепетное отношение к возлюбленной, как к чуду, как к чему-то святому и возвышенному, видится в каждой строке произведения «Мадонна».

Основная идея 

Главная мысль произведения Пушкина «Мадонна» заключается в том, что любовь – наивысшее чувство в нашей жизни, оно возрождает человека, даёт веру и надежду, открывает лучшие качества в личности. К любви нужно стремиться, воспитывать в себе умение касаться души любимого человека, открываться ему, доверять и говорить о своих чувствах. Эту мысль доносит до нас автор в своём стихотворении. Поэт восхищается своей возлюбленной, вознося её до небес в прямом смысле этого слова.

В нашей жизни может быть множество хороших друзей и знакомых, с которыми приятно проводить время. Они своего рода «картины старинных мастеров», но родственную душу, светлую любовь, свою «Мадонну» возможно встретить лишь раз в жизни. Таков смысл стихотворения Пушкина «Мадонна».

Пушкин создал поэтический образ Мадонны. Для автора Мадонна является символом вечных ценностей, которые нам необходимо беречь, суметь пронести сквозь столетия. Всё в этом мире изменчиво, но святой образ чистой Девы останется навсегда самым высоким и одухотворённым. К такому образу-совершенству всегда стоит стремиться. Самое главное – это средоточие на духовном и прекрасном, а также возвышенность чувств и осмысленность поступков. 

Средства выразительности

Великолепный слог стихотворений Пушкина всегда очаровывает. Произведение «Мадонна» в этом плане не является исключением. Строки пронизаны глубоким смыслом, лирическими нотами и возвышенными чувствами. Для достижения наибольшего эмоционального эффекта поэт использовал такие средства выразительности:

  1. Эпитеты. В первой строфе: «старинных мастеров», «суеверно им дивился», «важному сужденью». В четвёртой строфе: «чистейшей прелести чистейший образец».
  2. Сравнение. Во второй строфе: «с холста, как с облаков».
  3. Метафоры. Во второй строфе: «одной картины я желал быть вечно зритель». В третьей строфе: «взирали <…> во славе и в лучах». В четвёртой строфе: «Творец тебя мне ниспослал, моя Мадонна».
  4. Инверсия. Обычный порядок слов нарушен во второй строфе: «Одной картины я желал быть вечно зритель».
  5. Анафора. Во второй строфе присутствует повторение слов: «Одной <…> // Одной: <…>».
  6. Ассонанс. Такие звуки как [а], [о], [э] делают стихотворение воздушным, пространство стиха становится более обширным, светлым. 
  7. Аллитерация. Сонорные звуки [р], [н], [м], [л] помогают передать всю мелодичность, чувственность и нежность обращения к возлюбленной.
  8. Возвышенная лексика: «обитель», «дивился», «внимая», «взирали», «во славе», «ниспослал». Такая лексика в стихотворении показывает чистейшую настроенность поэта на образ, вдохновивший его. 
  9. Кроме того, поэт использовал слова и выражения, которые связаны с религией, что делает стихотворение похожим на молитву: «Пречистая и наш божественный спаситель», «кроткие», «одни, без ангелов», «под пальмою Сиона», «Творец».
  10. Также Пушкин использовал слова и выражения, связанные с художественным творчеством: «не множеством картин старинных мастеров», «внимая важному сужденью знатоков», «одной картины я желал быть вечно зритель», «с холста».

Автор: Диана Танцур

Метки: 10 класс9 классАлександр Пушкинпо плануразборстихотворение Мадонна

Читайте также:

  • Проблематика рассказов бунина о любви
  • Проблематика рассказа судьба человека
  • Проблематика рассказа человек в футляре
  • Проблематика рассказа уроки французского распутин
  • Проблематика рассказа темные аллеи бунина