Проблематика сказки дикий помещик салтыков щедрин

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, салтыков-щедрин описывает жизнь крестьянского коня, коняги.

В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.

Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.

Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».

Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.

Но все же, с хозяином Коняге повезло – мужик он добрый и зря «его не калечит». Трудятся они оба до изнеможения: «пройдут борозду из конца в конец — и оба дрожат: вот она, смерть, пришла!».

Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.

Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).

У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.

Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.

Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.

Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.

Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.

Другие пересказы сказок Салтыкова-Щедрина:

skazka premudryj peskar saltykov schedrin

skazka saltykova schedrina samootverzhennyj zayac

Волк — самый страшный хищник в лесу. Он не щадит ни зайцев, ни овец. Он в состояние убить весь скот у обычного мужика и оставить его семью голодать. Но и мужик, разозлившийся волка без наказания, не оставит.

Богатырь

В некоторой стране родился Богатырь. Родила его и вырастила Баба-яга. Он вырос высокий и грозный. Родительница его отдыхать уехала, и получил он свободу невиданную.

Верный Трезор

Трезор находился на сторожевой службе у купца Воротилова Никанора Семеновича. Верно, службу нес Трезор, с поста охраны никуда не отлучался.

Ворон-челобитчик

Жил на свете один старый ворон, он с тоской вспоминал давние времена, когда все было по — другому, вороны не воровали, а честным путем добывали себе еду. У него болело сердце от таких дум.

Вяленая вобла

Вяленая вобла – это произведение Михаила Евграфовича Салтыкова – Щедрина, русского писателя с великим сатирическим талантом.

Гиена

Рассказ — поучение «Гиена» — это рассуждение о том, как некоторые люди схожи с гиенами.

Господа Головлевы

Автор в своем произведении показал, к какому исходу приводит «головлевщина». Несмотря на трагичность развязки романа, Салтыков-Щедрин дает понять, что в самом опустившемся, лживом и выжившем из ума человеке возможно пробуждение совести.

Деревенский пожар

Произведение «Деревенский пожар» повествует нам о трагических событиях, произошедших в деревне Софонихе. Жарким июньским днем, когда все бабы и мужики работали в поле, в селении произошел пожар.

Дикий помещик

В рассказе говорится о зажиточном помещике. Больше всего на свете его печалили простые мужики. Получилось так, что его желание исполнилось, и остался он один в своём поместье

Дурак

В стародавние времена произошла эта история. Жили на свете муж с женой, они были довольно умны, а родился у них сын – дурак. Родители спорили, в кого же он такой уродился, и назвали младенца Иванушкой.

История одного города

За столетнюю историю сменилось 22 градоначальника. И обо всех архивариусы, составлявшие летопись, писали правдиво. Город торговал квасом, печенкой и вареными яйцами.

Карась идеалист

Произошёл спор между карасём и ершом. Ёрш доказывал, что нельзя всю жизнь прожить и не обманывать. Карась – идеалист главный герой рассказа. Проживает в тихом месте и ведёт дискуссии по поводу того, что рыбы не могут, есть друг друга.

Кисель

Кухарка сварила кисель, и позвала всех к столу. Господа с удовольствием отведали кушанье, да и деток своих накормили. Всем понравился кисель, он был очень вкусным. Поварихе наказали каждый день готовить это блюдо

Коняга

Коняга – замученная кляча с выпяченными ребрами, свалявшейся гривой, отвислой верхней губой, разбитыми ногами. Каторжной работой замучен Коняга

Либерал

В одной стране жил либерал, который, в силу собственных прихотей, весьма скептически относился ко многим вещам. Личные взгляды и убеждения вынуждали его порой высказывать недоверчивые суждения о происходящем вокруг.

Медведь на воеводстве

Сказка состоит из маленьких рассказов о трёх героях – Топтыгиных. Все три были посланы Львом (по сути – монархом) в дальний лес на воеводство.

Орел-меценат

В этом произведении власть в лесах-полях захватывает Орёл. Понятно, что он не лев, даже не медведь, что орлы обычно живут разбоем… Но этот Орёл решил другим пример дать, пожить как помещик.

Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил

В данном произведении рассказывается о том, как два генерала, привыкшие жить без забот и не умеющие ничего делать, попали на необитаемый остров. Одолел их голод, стали они искать пропитание, но так как не были приспособлены

Премудрый пескарь

Премудрый пескарь прожил всю жизнь в норе, что выстроил сам. Боялся за жизнь свою, и считал себя премудрым. Помнил о рассказах отца и матери об опасностях.

Пропала совесть

Рассказ о том, что у людей вдруг пропала совесть. Без неё, как оказалось, жить стало лучше. Люди начали грабить, и в конце концов остервенели. Совесть всеми забытая лежала на дороге

Рождественская сказка

На празднике рождества, священник в церкви произнёс прекрасные слова. Он рассказал сущность правды, то что она была дана нам вместе с приходом Иисуса и проявлялась в его любой жизненной ситуации.

Самоотверженный заяц

В образе зайца передан русский народ, который предан до последнего своим царским господам – волкам. Волки же, как истинные хищники, издеваются и едят зайцев. Заяц торопится на помолвку к зайчихе и не останавливается перед волком, когда тот просит.

Соседи

В некотором селенье жили два Ивана. Они были соседями, один был богатый, другой бедный. Оба Ивана были очень хорошими людьми.

Об авторе

Детство Салтыкова-Щедрина прошло не весело, так как мать, рано выйдя замуж, превратилась в жестокую воспитательницу шестерых детей, последним из которых был Михаил. Однако благодаря этой строгости ему удалось выучить несколько языков и, получив хорошее образование в доме поступить в институт. Именно благодаря этому учебному заведение он при окончании получил государственный чин, а также в последующем работал журналистом, далее редактором.

Не смотря на все старания родителей сделать из него элиту общества, Салтыков не поддавался этому и вырос сквернословящим и бесшабашным парнем. Однако в учебе он преуспевал, за что получил звание секретаря колледжа, затем повысился до советника, что не скажешь о стихах, которые писались вольнодумно.

Свои сочинения писатель продолжил в канцелярии военного ведомства, в повестях которых поднимал вопросы революции, после чего попадает в ссылку.

Михаил был писателем сатиры, умеющий умело выражаться эзоповым языком, произведения которого все еще актуальны своим содержанием.

После ссылки в Вятку с чудом возвращается в Петербург и становится чиновником внутренних дел, не останавливаясь в творчестве, пишет рассказы «Губернские очерки», которые стали основой в интенсивном развитии литературы в Руси.

Хорошо зная, чиновных особ и представителей он создавал образы, в которых описывал характеры и моральные качества дворян с сопоставлением с бродягами. К примеру «История одного города» был написан на высоком уровне, полный сатиры и гротеска, приводящие факты того времени.

В сказке «Премудрый пискарь» повествующий о рыбке характеризует взяточников, карьеристов и глупцов, за которыми тянутся толпы людей бессмысленно идущие за ними и их поступками.

«Дикий помещик» опять таки рассказывает о цинизме, где сравнение происходит уже с простым трудящимся народом.

В настоящей статье нет возможности рассмотреть все «сказочное» наследие М.Е. Салтыкова-Щедрина. Поэтому анализу и пересказу подвергнутся только наиболее известные «сказочные» сочинения автора произведения «Господа Головлёвы».

Список такой:

  • «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869).
  • «Дикий помещик» (1869).
  • «Премудрый пискарь» (1883).

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» (1869)

Сюжет прост: два генерала волшебным образом попали на Сначала они ничего не делали, но потом проголодались, и нужда погнала их на разведку. Генералы обнаружили, что остров богат всякими дарами: овощами, фруктами, зверями. Но, так как они всю жизнь прослужили в конторах и ничего, кроме «прошу зарегистрировать», не знали, то им все равно, есть эти дары или нет. Как вдруг один из генералов предположил: наверное, обязательно где-то на острове валяется мужик под деревом без дела. Их генеральская задача — его найти и заставить работать. Сказано — сделано. Так оно и вышло. Генералы запрягли мужика, словно коня, в работу, и он им охотился, срывал для них фрукты с деревьев. Потом генералы притомились и заставили мужика построить им лодку и отволочь их обратно к Так мужик и сделал, и получил за это «щедрое» вознаграждение, которое с благодарностью принял и отбыл обратно к себе на остров. Таково краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки писал вдохновенные.

Здесь все просто. М.Е. Салтыковым-Щедриным высмеивается необразованность русской элиты того времени. Генералы в сказке непроходимо тупы и беспомощны, но при этом чванливы, высокомерны и совершенно не ценят людей. Образ же «русского мужика», напротив, выписывается Щедриным с особой любовью. Рядовой человек 19 века в изображении автора находчив, смекалист, все умеет и может, но при этом совершенно не гордится собой. Одним словом, идеал человека. Это краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал идейные, даже можно сказать идеологические.

771685

«Дикий помещик» (1869)

У первой и второй сказки, рассматриваемой в настоящей статье, совпадают годы публикации. И это неспроста, потому что их роднит еще и тема. Сюжет этой истории совершенно обычен для Щедрина и оттого абсурден: помещику надоели его мужики, он посчитал, что они портят его воздух и его землю. Барин буквально обезумел на почве собственности и все молился Богу, чтобы тот его избавил от «вонючего» мужика. Крестьянам тоже было не слишком сладко служить у такого странного помещика, и они молили Бога, чтобы он их избавил от такой жизни. Бог пожалел мужиков и стер их с лица помещичьей земли.

Сначала у помещика все шло хорошо, но потом у него стали кончаться запасы еды и воды, и он с каждым днем становился все более диким. Любопытно и то, что первое время к нему приезжали гости и хвалили, когда узнавали, как он лихо избавился от этого ненавистного «запаха мужика» в воздухе. Одна беда: вместе с мужиком пропала из дома вся еда. Нет, мужик не ограбил барина. Просто сам русский аристократ по своей природе ни к чему не приспособлен и ничего не умеет.

Помещик все более дичал, а близлежащая местность все больше приходила в запустение без мужика. Но потом над ней пролетал косяк мужиков и высадил свой десант на эту землю. Снова появились продукты, снова жизнь пошла, как надо.

Помещик к тому времени ушел в леса. За изгнание мужика помещика осуждали даже лесные звери. Такие дела. Закончилось все хорошо. Помещика изловили в лесах, подстригли и даже научили снова пользовался носовым платком, но он все равно скучал по воле. Жизнь в поместье его угнетала теперь. Так можно закончить краткое содержание. Салтыков-Щедрин сказки создавал правдивые и наполненные моральным смыслом.

Оно практически совпадает с предыдущей сказкой о двух генералах. Единственное, что представляется любопытным, — это тоска помещика по воле, по лесам. Видимо, по мнению автора произведения, помещики сами бессознательно страдали от утраты смысла жизни.

«Премудрый пискарь» (1883)

771687

Пискарь рассказывает свою историю. Его родители прожили долгую жизнь и умерли своей смертью (большая редкость среди маленьких рыбок). А все потому, что были очень осторожны. Отец героя рассказывал много раз ему историю, как он чуть не попал в уху, и спасло его только чудо. Под влиянием этих рассказов наш пискарь вырывает себе где-то норку и все время там прячется из расчета «как бы чего ни вышло». Выбирается только по ночам, когда меньше всего вероятность быть съеденным. Так и живет. Пока не становится старым и не умирает, скорее всего, своей смертью. Это краткое содержание.

Салтыков-Щедрин: сказки. Идейное содержание

Последняя сказка в нашем списке значительно богаче по своему идейному содержанию, чем две предыдущие. Это уже даже и не сказка, а философская притча с экзистенциальным содержанием. Правда, ее можно прочесть не только экзистенциально, но и психоаналитически.

Психоаналитическая версия.
Пискаря до смерти напугало чудесное спасение отца от кипящего котла. И эта травмирующая ситуация бросила тень на всю его последующую жизнь. Можно сказать, что пискарь изживал не свой страх, и его была прочерчена чужой, родительской фобией.

Экзистенциальная версия.
Начнем с того, что слово «премудрый» употребляется Щедриным в прямо противоположном смысле. Вся стратегия жизни пискаря учит тому, как жить нельзя. Он спрятался от жизни, не следовал своему пути и предназначению, поэтому прожил хоть и долго, но бессодержательно.

Общий недостаток школьной программы

Когда писатель становится классиком, то его сразу начинают изучать в школах. Он вливается в школьную программу. А это значит, изучаются в школе и те, что написал Салтыков-Щедрин, сказки (содержание краткое чаще всего избирают для прочтения современные школьники). И это само по себе неплохо, но такой подход упрощает автора и делает его сочинителем двух-трех произведений. К тому же он создает стандартное и шаблонное человеческое мышление. А схемы обычно не располагают к развитию способности мыслить творчески. Чему в идеале должна учить школа.

Как этого избежать? Очень просто: после прочтения настоящей статьи и ознакомления с темой «Салтыков-Щедрин. Сказки. Краткое изложение сюжетного и идейного содержания» нужно в обязательном порядке прочесть как можно больше его произведений, которые находятся вне школьной программы.

Всем известно, что сказки с удовольствием читают дети, но жанр сказки существует не только для детей. Освещая разные социальные проблемы, к жанру сказки прибегал Салтыков-Щедрин. Давайте познакомимся со сказкой для взрослых Дикий помещик, которой пригодится для нашего читательского дневника.

Краткое содержание сказки Салтыкова-Щедрина знакомит читателя с князем, который был богатым, но слишком глупым. То и дело перелистывал ежедневно газету Весть и раскладывал свои пасьянсы, думая о том, насколько бесполезен мужик. Часто он просил бога избавить поместье от мужика, но всевышний не внимал его просьбе, понимая насколько глуп помещик. Чтобы добиться своего, он начинает давить мужиков штрафами и налогами. Те и попросили бога, чтобы в поместье не оказалось ни одного мужика. И в этот раз Господь удовлетворил просьбу.

Живет помещик, не нарадуется чистому воздуху. Правда, все его дураком из-за подобного желания называли. Теперь и готовить некому было, и убирать. Надумал пригласить к себе театр, но даже занавес поднять было некому. Актеры и уехали. Решил пригласить гостей, которые пришли голодными, да кроме пряников да леденцов у князя ничего не оказалось. Недовольные гости разбежались, называя помещика глупым дураком.

Князь же стоит на своем, постоянно размышляя об английских машинах. Мечтая о саде, что будет расти возле дома, да о коровах, которые разведет в своем поместье. Иногда забудется помещик, зовет слугу, а никто не идет. Приехал к помещику как-то исправник, жалуясь, что некому теперь налоги платить, мужика-то нет. Рынок опустел, имение приходит в упадок. И тоже называет помещика глупым. Тот уже и сам помещик стал думать, неужели он и правда глуп, но все равно своего придерживается.

Тем временем поместье заросло, запустело, даже медведь появился. Сам же помещик одичал, оброс волосами, что даже в холод ему не было холодно. Уже и человеческая речь стала забываться. Стал охотится на зайца, и как дикарь, поедать добычу прямо со шкурой. Стал сильным и даже завел дружеские отношения с медведем.

В это время исправник поднял вопрос пропажи мужиков и на совете принимают решение, изловить мужика и вернуть обратно. Князя же наставить на путь истинный, чтобы не чинил препятствий в дальнейшем и не чинил препятствий по поводу поступления налогов в казну. Так и было сделано. Мужик теперь в поместье, хозяина привели в порядок. Имение тут же стало прибыльным. На рынках появилась продукция. Хозяина поручили под присмотр слуге Сеньке, отобрав при этом у князя его любимую газету. Помещик живет и по сей день, изредка умываясь по принуждению и временами мыча и жалея о диком этапе своей жизни.

Слайд 1

Урок-лекцияСказки М.Е. Салтыкова-Щедрина.

Текст слайда:

Урок-лекция

Сказки
М.Е. Салтыкова-Щедрина.


Слайд 2

ПЛАНI. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин -  «сатирысмелый властелин».  (А. С. Пушкин)II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надоназывать ее настоящим

Текст слайда:

ПЛАН

I. ВСТУПЛЕНИЕ. М.Е.Салтыков-Щедрин —  «сатиры
смелый властелин».  (А. С. Пушкин)
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. «Каждую вещь надо
называть ее настоящим именем, а если это
опасно в действительной жизни, то надо это
сделать хотя бы в сказке» (Г.Х.Андерсен). (Жанр
сказки в творчестве Салтыкова-Щедрина.)
1. Проблематика сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.
2. Идейное содержание «сказок для детей
изрядного возраста».
3. Художественное своеобразие сказок
М.Е. Салтыкова-Щедрина.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. «Все силы своего ума и сердца
он посвятил на то, чтобы восстанавливать в
душах своих присных представление о свете и
правде и поддерживать в их сердцах веру, что
свет придет и мрак его не обнимет“
(Салтыков-Щедрин М. Е. «Приключение с
Крамольниковым».)


Слайд 3

Проблематика сказки дикий помещик салтыков щедрин

Текст слайда:

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: «Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин»[1].
(Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985, с. 11.)


Слайд 4

«Сказки» - одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился

Текст слайда:

«Сказки» — одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика.
Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.


Слайд 5

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая

Текст слайда:

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.


Слайд 7

В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы: сатира

Текст слайда:

В сложном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить четыре основные темы:
сатира на правительство,
обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции,
изображение народных масс,
разоблачение морали собственников-хищников,
пропаганда новой нравственности.


Слайд 8

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй

Текст слайда:

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку. Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей.
Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.


Слайд 9

В

Текст слайда:

В «Премудром пескаре» Щедрин рисует образ той интеллигенции, что поддалась панике, ушла от активной борьбы в мир личных забот и интересов. Пескарь-обыватель, боясь за свою жизнь, замуровал себя в темной норе. Всех «перемудрил»! А итог его жизни можно выразить словами: «Жил — дрожал, умирал — дрожал».
Олицетворением бескрылой и пошлой обывательщины стал щедринский премудрый пескарь – герой одноименной сказки. Смыслом жизни этого «просвещенного, умеренно-либерального» труса было самосохранение, уход от столкновений, от борьбы


Слайд 10

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель

Текст слайда:

Так, в “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” писатель показывает полную беспомощность двух генералов, оказавшихся на необитаемом острове. Несмотря на то что кругом было изобилие дичи, рыбы, плодов, они чуть не умерли с голоду, если бы не умение и находчивость мужика.     В этой сказке Салтыков-Щедрин высказывает мысль о том, что Россия держится на труде крестьянина, который, несмотря на свой природный ум и смекалку, покорно подчиняется беспомощным господам


Слайд 11

Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если

Текст слайда:

Эта же мысль развивается в сказке “Дикий помещик”. Но если генералы из предыдущей сказки оказались на необитаемом острове по воле судьбы, то помещик из этой истории все время мечтал избавиться от несносных мужиков, от которых идет дурной, холопий запах. Поэтому столбовой дворянин Урус-Кучум-Кильдибаев всячески притесняет мужиков. И вот мужицкий мир исчез. И что же? Через некоторое время “весь он оброс волосами… а когти у него сделались железными”. Помещик одичал, потому что без мужика он не способен даже обслужить себя.


Слайд 12

В сказке

Текст слайда:

В сказке «Дикий помещик» Щедрин как бы обобщил свои мысли о реформе «освобождения» крестьян, содержащиеся во всех его произведениях 60-х годов. Он ставит здесь необычайно остро проблему пореформенных взаимоотношений дворян-крепостников и окончательно разоренного реформой крестьянства


Слайд 13

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа

Текст слайда:

Глубокая вера Салтыкова-Щедрина в скрытые силы народа видна в сказке “Коняга”. Замученная крестьянская кляча поражает своей выносливостью и жизненной силой. Все ее существование заключается в бесконечной тяжелой работе, а тем временем сытые пустоплясы в теплом стойле удивляются ее выносливости, много рассуждают о ее мудрости, трудолюбии, здравомыслии. Скорее всего, в этой сказке Салтыкова-Щедрина подразумевается под пустоплясами интеллигенция, которая переливала из пустого в порожнее рассуждения о русском мужике, о судьбе русского народа. Очевидно, что в образе Коняги отражен крестьянин-труженик.


Слайд 14

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные

Текст слайда:

В сказках Щедрина, как и во всем его творчестве, противостоят две социальные силы: трудовой народ и его эксплуататоры. Народ выступает под масками добрых и беззащитных зверей и птиц (а часто и без маски, под именем «мужик»), эксплуататоры – в образах хищников.

Сказка «Коняга» — выдающееся произведение Щедрина о бедственном положении русского крестьянства в царской России. Никогда не утихавшая боль Салтыкова-Щедрина за русского мужика, вся горечь его раздумий о судьбах своего народа, родной страны сконцентрировались в тесных границах сказки.


Слайд 15

Почти во всех сказках образ народа-мужика

Текст слайда:

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.


Слайд 16

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках.

Текст слайда:

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин.


Слайд 17

Проблематика сказки дикий помещик салтыков щедрин

Текст слайда:

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути.
Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.


Слайд 18

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской

Текст слайда:

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности щедринской сатиры: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора.
О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? 
«Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.


Слайд 19

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина?правительственные круги и господствующее сословие;обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;бесправное положение народа в России,

Текст слайда:

Каковы же объекты сатиры
М.Е. Салтыкова-Щедрина?

правительственные круги и господствующее сословие;
обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция;
бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность;
бездуховность.


Слайд 20

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:а) Разные способы смеха:ирония - осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не

Текст слайда:

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем:
а) Разные способы смеха:
ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.


Слайд 21

б) Иносказание, аллегория - иной смысл, скрытый за внешней формой. в)

Текст слайда:

б) Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой.

в) «Эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании.

г) Гипербола — чрезмерное преувеличение.


Слайд 22

Особенности образов сказки:Образы-символы;Своеобразие животных;Близость к народным сказкам;Сатирические приемы, использованные автором;Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;Соединение фольклорного,

Текст слайда:

Особенности образов сказки:

Образы-символы;
Своеобразие животных;
Близость к народным сказкам;
Сатирические приемы, использованные автором;
Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер;
Соединение фольклорного, фантастического и реального.


Слайд 24

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы

Текст слайда:

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры.
Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…


Слайд 25

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия

Текст слайда:

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».


Слайд 26

ЛИТЕРАТУРА.1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985.2. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., 1991.3. http://ru.wikipedia.4.

Текст слайда:

ЛИТЕРАТУРА.

1. Николаев Д. М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество. Монография. – М., 1985.
2. Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. – М., 1991.
3. http://ru.wikipedia.
4. http://lib.ru/ (Lib.Ru: Библиотека Максима Мошкова)
5. http://www.kostyor.ru/student/
6. http://www.naurok.net


  • Проблематика сказок пушкина с примерами
  • Проблематика рассказов бунина о любви
  • Проблематика рассказа судьба человека
  • Проблематика рассказа человек в футляре
  • Проблематика рассказа уроки французского распутин