Проблематика рассказа холодная осень

Холодная осень микропересказ : женщина переживает гибель жениха в начале первой мировой войны и мучительные скитания, надеясь встретиться с ним

Холодная осень

Микропересказ : Женщина переживает гибель жениха в начале Первой мировой войны и мучительные скитания, надеясь встретиться с ним на том свете.

Он всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. В июне того года он гостил у нас в имении. На Петров день были именины отца, и за обедом он был объявлен моим женихом. 19 июля Германия объявила войну России.

Холодной осенью, в сентябре, он приехал к нам всего на сутки — проститься перед отъездом на фронт. Свадьба наша была отложена до весны. Утром он уехал. Мама надела ему на шею маленький шёлковый мешочек — в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед.

Убили его через месяц в Галиции. С тех пор прошло тридцать лет, многое было пережито. Весной восемна­дцатого года, когда отца и матери уже не было в живых, я жила в подвале у торговки на Смоленском рынке. Я тоже продавала кое-что из оставшегося у меня: колечко, крестик, меховой воротник, побитый молью.

Здесь на Арбате я встретила человека прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж. Мы с мужем и его племянником, семнадца­тилетним мальчиком, уехали в Екатеринодар и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой с огромной толпой беженцев отплыли из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, мой муж умер от тифа.

У меня на всём свете осталось только трое близких: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, семимесячный ребёнок. Но племянник с женой через некоторое время уплыли в Крым, к Врангелю. Ребёнка оставили на моих руках. Там они пропали без вести.

Я ещё долго жила в Констан­тинополе, очень тяжёлым чёрным трудом зарабатывала на себя и на девочку. Потом мы скитались, как и многие: Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца. Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне.

Так я пережила его смерть и горячо верю: где-то там он ждёт меня. Теперь уже скоро приду.

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Иван Бунин — Холодная осень:
Краткое содержание

Рассказчица вспоминает события тридцатилетней давности. В 1914 году на именинах ее отца, в Петров день (12 июля), она и ее любимый человек были при всех объявлены женихом и невестой. Знакомы они были давно: их семьи дружили. А спустя неделю «Германия объявила России войну».

Осень в тот год была ранней, холодной. В сентябре жениха призвали на фронт. Венчание пришлось отложить, как тогда думали – до весны. Родителям девушки юноша был как сын. Тем более его отец давно умер. На душе у всех была печаль.

Это был последний их вечер. Разговор не клеился. Он позвал ее в сад. Было зябко, звезды высыпали на небе. Он сказал, что запомнит этот вечер навсегда. И в шутку процитировал Фета: «Какая холодная осень! Надень свою шаль и капот». После поцелуя он долго смотрел ей в лицо. И спросил: вдруг убьют, как скоро она его забудет?

На секундочку ей показалось: жизнь такая большая, все забывается. И с жаром ответила, что умрет, если он будет убит. Но жених возразил: «Поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне». Туда, в вечную жизнь.

Утро было ясным, прозрачным, ледяным. На шее воина была ладанка, сшитая руками ее мамы. Внутри мешочка – золотая иконка. Та самая, которая уберегла ее деда и отца в их войны. Через месяц им сообщили, что он убит. Где-то там, в Галиции.

Москва, 1918 год, весна. После революции рассказчица, как многие бывшие дворяне, ютится в подвале какой-то торговки. Распродает последние мелочи. Солдаты приценяются к колечку, крестику, одежде.

Тогда ей и встретился немолодой достойный человек, отставной военный. Они поженились, уехали в Екатеринодар вместе с молоденьким племянником мужа. Пробирались туда, переодевшись по-крестьянски.

Потом бежали дальше – в Турцию. В пути муж скончался от тифа. Племянник с женой подался в Крым, оплот генерала Врангеля. А свою семимесячную кроху они оставили на нее.

«Тяжелым черным трудом» в Сербии, Чехии, Франции рассказчица добывала хлеб для себя и своей воспитанницы. Потом бойкая девчонка устроилась в парижскую кондитерскую. И забыла свою приемную мать.

А рассказчица коротает свой век в Ницце. Жизнь прошла, как сон. И из всех событий в памяти – только холодный вечер 1914 года. Что ж, она «пожила, порадовалась», и хочет туда, где ждет ее любящий и любимый человек.

Читательский дневник по рассказу «Холодная осень» Бунина

Сюжет

Жениха рассказчицы призывают на Первую мировую войну. В последний осенний вечер он цитирует ей стихи Фета, просит сразу не забывать, если убьют, обещает ждать ее на Небесах. Хочет, чтобы и без него она прожила счастливую жизнь.

Но выходит иначе. Революция, короткое замужество (муж умер), бегство из России, нищета. На руках – чужая девочка (дочка пропавшего племянника мужа). Прошло 30 лет. Девочка стала парижанкой, забыла ее. А в ее памяти только и есть, что тот вечер с любимым, и надежда скоро увидеться с ним.

Отзыв

История учит ценить мгновения счастья рядом с близкими людьми. Учит не сдаваться в испытаниях, быть честным перед самим собой, приходить на помощь другим. Контраст погоды, природы и растерянных людей среди всего этого великолепия и молчания. Надвигающаяся катастрофа, о которой люди не догадываются.

Момент счастья – и есть целая жизнь. Любовь как путеводная звезда. Вера во встречу на Небесах. Тема любви, эгоизма и самопожертвования, семьи, дома, смерти, воспоминаний. А еще – гибели царской России, войны, изгнания, выживания. В сущности, история «маленького человека» на фоне эпохи.

Краткое содержание Холодная осень Бунина

Рассказчица, женщина, вспоминает о своей прошедшей молодости. О тех днях, когда жизнь была не такой, как сейчас. Она также больше всего вспоминает о своем женихе.

Этот человек был всегда у них дом родным и вполне обычным, так как хоть он и был полностью чужой, его отец был другом ее отца. И, кроме того, ее будущий жених тогда часто ходил к ним в гости и со всеми родными очень хорошо общался. А потому, однажды в прекрасный день, когда был день рождения у ее отца, был также приглашен этот человек. И за обедом его огласили ее женихом.

Но вскоре так быстро произошли события, которые изменили навсегда их жизнь. Была объявлена война Германией России. И потом, уже в сентябре он приехал, что бы проститься со всеми и с ней, кто знает – навсегда ли, а может и нет, так как он отправлялся вскоре на фронт воевать. Это был долг каждого настоящего мужчины.

Все ее родные думали, что эта война закончится быстро, а потому свадьбу вовсе не отменили, а просто – отложили ее на время. После обеда она гулял по саду со своим женихом, и он читал ей в саду прекрасные стихи, которые запали ей в душу навсегда. Это были стихи Фета. Строчки про холодную осень были особенно восхитительны, так как пора уже не была такой теплой.

Она сказала ему после, что не сможет жить после того, как его убьют, а он – пообещал, что будет ее ждать там – на небе, где они и смогут встретиться. А потом ранним утром, он уехал на фронт. Ее мама одела ему на шею образок маленький, который носили ее отец и дедушка, когда уходили воевать.

Но вскоре, всего лишь через месяц, его убили, где-то возле Галиции. А потом, после тех событий, прошло уже целых тридцать лет. Рассказчица в те время очень многое пережила. Она осталась без родителей, а также, после вышла замуж за военного полковника.

В книге показаны страшные последствия войны.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Бунин. Все произведения

Холодная осень. Картинка к рассказу

Сейчас читают

В повести Марка Алданова «Святая Елена. Маленький остров» все строится вокруг множества героев, которые живут на острове Святой Елены. Также, некоторые действующие лица оказываются там по воле случая вместе

Одному мальчику товарищ отдал свою обезьянку. Обезьянка была хорошенькая, у нее была рыжая шерстка и черненькие лапки, мордочка сморщенная, как у старушки. Обезьянку звали Яшкой.

Главная героиня по имени Таня, открывая утром глаза, обнаруживает перед собой Глюка, который предлагает девушке загадать три желания. Поначалу героиня теряется в выборе, она желает стройную фигуру, жаждет влюбленности молодого человека.

Красивый лес, который был хоть и не велик, всегда было необычно прекрасно. Природа, воздух, деревья – все вокруг имело свою необычную красоту. Но именно там в последнее время простые мужики часто вырубывали лес вокруг и внутри леса

В первой части «Сумерек» описывается переезд девушки к отцу в другой, чужой для неё город, так как мама Беллы решает заняться своей личной жизнью. Школа, новые знакомства и он…

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
Тематика и проблематика художественного произведения. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//137/tematika-i-problematika-khudozhestvennogo-proizvedeniia/ (дата обращения: 29.12.2021)

Тема — это то, о чем идет речь в произведении, основная проблема, поставленная  и  рассматриваемая автором в произведении, которая объединяет содержание в единое целое; это те типические явления и события реальной жизни, которые отражены в произведении. Созвучна ли тема основным вопросам своего времени? Связано ли с темой название? Каждое явление жизни — это отдельная тема; совокупность тем —  тематика  произведения. 

В учебной, справочной и даже научной литературе термин «тема» толкуется по-разному. «Одни понимают под темой жизненный материал, взятый для изображения. Другие — основную общественную проблему, поставленную в произведении», — пишет Г.Л. Абрамович, склоняясь ко второму толкованию, но не исключая и первого. В понятии темы в этом случае объединяются два совершенно разных значения. Более четко эти значения разграничены в Литературном энциклопедическом словаре**, что исключает, по крайней мере, смешение понятий. Иногда тема отождествляется даже с идеей произведения, причем начало подобной терминологической неоднозначности положил, очевидно, М. Горький: «Тема — это идея, которая зародилась в опыте автора, подсказывается ему жизнью, но гнездится во вместилище его впечатлений еще неоформленно».

Нам необходимо четко разграничить и сами термины «тема», «проблема», «идея», и — главное — стоящие за ними структурные уровни художественного содержания, избегая дублирования терминов. Такое разграничение было в свое время проведено Г.Н. Поспеловым  и  в настоящее время разделяется многими литературоведами. В соответствии с этой традицией под темой мы будем понимать объект  художественного  отражения, те жизненные характеры  и  ситуации (взаимоотношения характеров, а также взаимодействия человека с обществом в целом, с природой, бытом  и  т.п.), которые как бы переходят из реальной действительности в  художественное   произведение   и  образуютобъективную сторону его содержания.  Тематика  в таком понимании выступает как связующее звено между первичной реальностью  и  реальностью художественной, она как бы принадлежит сразу обоим мирам: реальному  и  художественному. При этом следует, разумеется, учитывать то обстоятельство, что действительные характеры  и  взаимоотношения характеров не копируются писателем «один к одному», а уже на этом этапе творчески преломляются: писатель выбирает из действительности наиболее, с его точки зрения, характерное, усиливает эту характерность  и  одновременно воплощает ее в единичном художественном образе. Так создаетсялитературный персонаж — вымышленная писателем личность со своим характером, то есть совокупностью индивидуальных устойчивых черт личности — социальных  и психологических.

Проблема — это та сторона жизни, которая особенно интересует писателя. Одна  и  та же проблема может послужить основой для постановки разных проблем (тема крепостного права — проблема внутренней несвободы крепостного, проблема взаимного развращения, уродования  и  крепостных,  и  крепостников, проблема социальной несправедливости…).  Проблематика  — перечень проблем, затронутых в  произведении . (Они могут носить дополнительный характер  и  подчиняться главной проблеме.) 

Под  проблематикой   художественного   произведения  в литературоведении принято понимать область осмысления, понимания писателем отраженной реальности. Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира  и  человека, где запечатлеваются размышления  и  переживания писателя, где тема рассматривается под определенным углом зрения. На уровне проблематики  читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная система ценностей, ставятся вопросы, приводятся  художественные  «аргументы» за  и  против той или иной жизненной мироориентации.  Проблематику  можно назвать центральной частью  художественного  содержания, потому что в ней, как правило,  и  заключено то, ради чего мы обращаемся к  произведению  — неповторимый авторский взгляд на мир. Естественно, что  проблематика  требует повышенной активности  и  от читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу  проблематики  у него могут  и  должны возникать собственные соображения, согласие или несогласие, размышления  и  переживания, направляемые размышлениями  и переживаниями автора, но не целиком им тождественные. Выше, в первом разделе, мы обсуждали плодотворную идею М.М. Бахтина о специфическом познании  художественного  содержания как диалоге между автором  и  читателем; в наибольшей мере эта идея относится как раз к  проблематике   произведения .

В отличие от  тематики   проблематика  является субъективной стороной  художественного  содержания, поэтому в ней максимально проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на мир или, как писал Л.Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение автора к предмету»*. Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность, поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения совершенно разных авторов написаны на одну  и  ту же или сходную тему. Но нет двух крупных писателей,  произведения которых совпадали бы по своей  проблематике . Своеобразие  проблематики  — своего рода визитная карточка автора. Так, практически не было поэта, который в своем творчестве обошел бы тему поэзии, но как по-разному звучит у разных поэтов  проблематика , связанная с этой темой! Пушкин рассматривал поэзию как «служенье муз», поэта — как боговдохновенного пророка, подчеркивал величие поэта  и  его роль в деле национальной культуры. Лермонтов акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость  и  трагическую судьбу. Некрасов ставил вопрос о гражданственности поэтического творчества  и  общественной полезности деятельности поэта в «годину горя», резко выступая против теорий «чистого искусства». Для Блока поэзия была прежде всего истолковательницей  и  выразительницей мистических тайн бытия. Маяковский первым стал рассматривать поэзию как своего рода «производство», ставя вопрос «о месте поэта в рабочем строю». Как видим, при единстве темы  проблематика  у каждого из поэтов оказывается весьма индивидуальной  и  субъективной.

Центральная проблема произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения словесного искусства становятся многопроблемными,  и  эти проблемы далеко не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо писал, отдавая приоритет  проблематике  даже перед идеей: «Вы смешиваете два разных явления: решение вопроса  и  правильную постановку вопроса. Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину от 27 октября 1888 г.)*.  Проблематика   произведения дает читателю возможность размышлять  и  переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к  художественной  литературе.

Типы  проблематики 

Вопросы типологии  художественной   проблематики  стали разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых типов  проблематики   и  их подробное описание мы можем найти в работах Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского  и  других эстетиков  и  литературоведов XVIII-XIX вв. Однако системной научной разработке эта проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток разграничить типы  художественной   проблематики  была попытка М.М. Бахтина, который выделил романную  и  нероманную концепции действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего по тому, как подходит автор к пониманию  и  изображению человека*. Однако  и  та  и  другая группа оказывались внутренне неоднородными, что делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа  проблематики : «мифологическую», «национально-историческую», «нравоописательную» (иначе — «этологическую»)  и романную (в терминологии Г.Н. Поспелова — «романическую»)**. Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков (неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное  и  неправомерное связывание типов  проблематики  с литературными жанрами), однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше.

Мифологическая  проблематика 

Мифологическая  проблематика  — это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»*; объяснение, которое дает автор  произведения  возникновению тех или иных явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на фольклорную легенду, объяснение, откуда  и  каким образом появился на земле цветок нарцисс — в него, оказывается, был превращен юноша по имени Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.

Мифологическая  проблематика  была очень развита на ранних стадиях литературы, а также в долитературном творчестве — фольклоре. Конечно, многие современные писатели просто используют мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего философской)  проблематики  (например, рассказ Л. Андреева «Иуда Искариот», роман Булгакова «Мастер  и  Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но  и  собственно мифотворчество актуально для литературы XX в. Прежде всего оно проявляется в таких важных для современного  художественного  мышления течениях, как научно-фантастическая литература  и  в особенности литература «фэнтези». Как пример научно-фантастического мифотворчества можно привести романы А. Кларка «Космическая одиссея 2001» и  К. Саймака «Заповедник гоблинов». В первом из них дается фантастическое объяснение возникновению разумной жизни на Земле: зародиться ей помогли высокоразвитые космические пришельцы; во втором фантастически осмысляются поверья о гоблинах, троллях, феях  и  т.п.: оказывается, «нечистая сила» — это наиболее древние обитатели Земли, населявшие ее еще миллиарды лет назад  и  теперь постепенно вымирающие. Примером мифологической  проблематики  в литературе «фэнтези» с успехом может служить трилогия Дж.Р.Р. Толкиена «Властелин колец».

Национальная  проблематика 

Следующий тип, выделенный Г.Н. Поспеловым, — проблемаитка национально-историческая. Создатели  произведений , в которых воплощался этот тип  проблематики , «интересовались в основном историческим становлением  и  судьбой целых народностей», «национальной судьбой».

Если учесть, что важнейшей проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности национального характера — более глубинная, нежели проблема внешнего исторического бытия нации, народа, — то круг произведений, входящих в данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными поэмами, отражающими складывание национальной государственности («Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни моментами межгосударственных  и  внутринациональных конфликтов («Клеветникам России» Пушкина, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого, «Василий Теркин» Твардовского  и  др.). существуют  и произведения, в которых проблемы национального характера, национальной самобытности (национального менталитета, как сказали бы сейчас) ставятся  и  решаются на совершенно «мирном», даже бытовом материале. К таким произведениям можно отнести стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять…», цикл М.Е. Салтыкова-Щедрина «За рубежом», рассказы Лескова «Левша» и  «Железная воля», рассказы Чехова «Глупый француз», «Дочь Альбиона», «Перекати-поле»; «Русские сказки» Горького, «Балладу о русской игрушке»  и  «Балладу о печерском Муромце» Е. Евтушенко  и  т.п. В этой связи представляется также уместным несколько изменить сам термин, предложенный Г.Н. Поспеловым,  и  говорить не о «национально-исторической», а просто о национальной  проблематике .

Социокультурная  проблематика 

Следующим типом  проблематики , выделение которого имеет принципиальное для всей системы значение, является в типология Г.Н. Поспелова нравоописательная, или этологическая проблематика . «»Этологическая» литература заключает в себе «…» осмысление гражданско-нравственного уклада социальной жизни, состояния общества в отдельных его слоев». Само выделение данного типа, безусловно, обоснованно  и  очень полезно для практики анализа.

Итак, специфический аспект действительности, осмысляемый в системе социокультурной  проблематики , — устойчивые общественные отношения, условия  и  образ жизни той или иной части общества, сложившиеся в сфере массового, обыденного сознания мнения, привычки, организация быта  и  т.п. Основной признак социокультурной  проблематики  — акцент на устойчивые, сложившиеся, повторяющиеся черты бытия  и  сознания людей; здесь важна не динамика, а статика жизни. Второй существенный признак  произведений  с этой  проблематикой  — то, что в них осмысляются, как правило, такие свойства  и  качества, которые характерны для очень широкой группы людей, иначе говоря, осмысляется состояние среды, множества, а не индивидуальная неповторимость отдельной личности. Это не значит, впрочем, что здесь не могут появляться герои в той или иной мере исключительные, но исключительность их носит, так сказать, количественный характер: качества, присущие в принципе всем представителям данной среды, в характере героя возводятся в некую степень, гиперболизируются (таков, например, характер гоголевского Плюшкина, приобретающий временами гротескные очертания). Однако при этом герою никогда не свойственны такие качества, которых нет в массе, в людях той социальной среды, которую он представляет.

Социокультурный тип объединяет весьма широкую группу  произведений , конкретная направленность  проблематики  в них может быть различной. Писатели могут акцентировать в своих произведениях политический момент («История одного города» Щедрина, сатирические стихотворения Катулла, высмеивающие тогдашних правителей Рима, ода «Вольность» Радищева  и  др.); моральное состояние общества (средневековый «Роман о Розе», повесть Чулкова «Пригожая повариха», цикл очерков Щедрина «Помпадуры  и  помпадурши»); собственно социальные отношения различных слоев общества («Волк  и  ягненок» Крылова, «Ревизор» Гоголя, «Мещанское счастье» Помяловского); черты повседневного быта  и  культуры («Мертвые души» Гоголя, «Мелочи архиерейской жизни» Лескова, романы Золя).

Романная  проблематика 

Наконец, четвертый тип  проблематики , который Г.Н Поспелов называет «романической»  и  которую чаще называют романной, — это идейные интересы писателей к «»личностному» началу  и в себе самих,  и  в окружающем их обществе». В том, что важнейшая проблема романного мышления есть проблема личности, сходятся практически все исследователи этого типа проблематики . Еще одной важнейшей чертой романной  проблематики , отличающей ее прежде всего от  проблематики  социокультурной, является акцент не на статике, а на динамике, на различного рода изменениях — либо во внешнем положении человека, либо в его эмоциональном мире, либо в его «философии», точке зрения на действительность.

Два названных аспекта — интерес к личностному началу  и  акцент на динамике — наиболее общие, интегрирующие признаки романной  проблематики . Однако широта этих признаков такова, что они позволяют объединить в один тип весьма несхожие между собой  произведения  — такие, например, как «Эфиопику» Гелиодора  и  «Преступление  и  наказание» Достоевского, «Тристан  и Изольда»  и  «Мать» Горького  и  т.п. Тип романной  проблематики  оказывается, таким образом, гораздо более широким  и  расплывчатым в своем конкретном наполнении, чем любой другой из рассмотренных выше. А это  и  теоретически вызывает сомнения,  и  практически пользоваться такой типологией не очень удобно. Поэтому в сфере романной  проблематики  целесообразно и  необходимо выделять самостоятельные типы (или подтипы, дело не в термине). Основанием для такого деления будет служить различие в специфике осмысления изображенной действительности, особый проблемный подход к ней.

Действительно, если взять общий для всего романного содержания проблемный интерес — интерес к личности, к личностному началу, — то легко можно заметить, что личность сама по себе, так сказать, многоаспектна  и  писатели могут подходить к ее осмыслению с нескольких принципиально различных сторон. Их  произведения  тогда будут, естественно, сильно разниться по своей проблематике . Отсюда необходимость  и  возможность дальнейшего типологического членения романной  проблематики .

В истории литературы мы встречаемся по меньшей мере с двумя проблемными типами романного содержания. Исторически первым таким типом можно считать  проблематику , в которой писатели делали основной акцент на динамике внешних изменений в судьбе  и  положении личности. Идейный интерес писателей сосредоточивался на том, какие превратности выпадают на долю человека, как благоприятные  и  неблагоприятные случайности стремительно меняют его положение  и  как сам человек «держится» в этом потоке несущих его событий.  Произведения  с такого рода  проблематикой  часто называют авантюрными романами; сохраняя термин, мы будем называть этот подтип романной  проблематики  «авантюрным».

Истоки такого типа романов мы находим еще в фольклоре на самых ранних стадиях развития искусства слова: так, «Одиссея» Гомера, представляющая собой литературную обработку фольклорных источников, может быть отнесена по своей  проблематике  именно к этому типу. В так называемой «мифологии» разных народов также встречаются, хотя  и  не часто, сюжеты, воплощающие этот тип  проблематики ; наиболее известными примерами будут здесь, пожалуй, библейская легенда об Иосифе, проданном в рабство своими братьями, миф об Эдипе  и  его позднейшие интерпретации в древнегреческой трагедии, многие сюжеты «Тысячи  и  одной ночи» (в частности, знаменитые путешествия Синбада); наконец, многие русские «волшебные сказки», в которых герой «без роду без племени» отправляется искать счастья, попадает в различные переделки  и  в конце концов обычно получает в награду царскую дочь  и  становится царем. Во всех этих сюжетах, несомненно, присутствует важнейший признак романной  проблематики  — специфический интерес к личностному началу, поскольку героЙ здесь «освобожден» от фиксированного социального положения, от профессиональных, корпоративных  и  иных связей  и  выступает «сам по себе». К нему вполне применима характеристика, которую В.В. Кожинов дает Тилю Уленшпигелю — герою романа гораздо более позднего  и , естественно, более развитого: «Это обыкновенный смертный, опирающийся только на самого себя, на возможности единичного человеческого тела  и  духа»*  и , добавим, опирающийся еще на случай, на счастливый поворот объективной  и  не зависящей от человека судьбы. Спецификой романной  проблематики ранних стадий было именно пристальное внимание к судьбе личности, к ее «доле», «року».

Философская  проблематика 

Романной  проблематикой  завершается типология Г.Н. Поспелова. Однако думается, что четыре выделенных им типа  проблематики  не могут исчерпать всего проблемного многообразия литературы. По крайней мере еще один тип необходимо вводить в классификацию. Я имею в виду  произведения  с так называемой философской  проблематикой . Идейный интерес писателей в этом случае направлен на осмысление наиболее общих, универсальных закономерностей бытия общества  и  природы, как в онтологическом, так  и  в гносеологическом аспектах. Истоки этого типа опять-таки лежат довольно глубоко: мы находим их в притчах Ветхого  и  Нового завета, в «Сократических диалогах» Платона, в «Диалогах в царстве мертвых» Лукиана. Впоследствии этот тип, впрочем, нечасто появляется в литературе, но зато в XIX  и  особенноXX в. заметно активизируется. Здесь можно назвать такие произведения как «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»  и «Пир во время чумы» Пушкина, «Изречение Мельхиседека» Батюшкова, «Природа — сфинкс…» Тютчева, некоторые «Стихотворения в прозе» Тургенева  и  О. Уайльда, «Слепых» Метерлинка, такие пьесы Шоу, как «Горько, но правда», «Простак с Нежданных островов», Брехта «Добрый человек из Сезуана»  и  многие другие произведения, написанные в основном в жанрах притчи, иносказания, «параболы», в том числе  и  значительную часть так называемой «научной фантастики», в частности, повести Р. Шекли или братьев Стругацких.

До сих пор  проблематика  этого рода не выделялась в самостоятельный тип, а причислялась к одному из уже существующих. Так, Г.Н. Поспелов относит подобные произведения к этологической группе, а М.М. Бахтин — к романной. Оба решения, по-видимому, неудачны, потому что существенно нарушают единство этологического или романного типов. В самом деле, философская коллизия (если автора интересует ее разрешение, а не изображение философских систем как таковых) вряд ли может рассматриваться как одна из разновидностей социокультурной проблематики . Здесь принципиально иная направленность писательских интересов: не уклад жизни той или иной социальной группы, а истина «в конечной инстанции». Поэтому можно смело говорить о принципиальных, типологических отличиях философской  проблематики  от социокультурной.

Что же касается романа, особенно в его идейно-нравственной разновидности, то здесь, по-видимому, точек соприкосновения больше — тот же поиск истины, «правда», концепции жизни выступают на первый план. Но есть  и  существенные отличия, касающиеся опять же наиболее принципиальных признаков романной  проблематики . Первое состоит в том, что если идейно-нравственную проблематику  интересует, может быть, не столько сама истина, сколько процесс личностного поиска истины, то философская  проблематика  берет те или иные точки зрения на мир практически безразлично к их носителям. Если для идейно-нравственной  проблематики  характерно личностное переживание человеком своей жизненной позиции, то философская проблематика  «озабочена» прежде всего логической  и  фактической доказательностью своих итоговых выводов. Таким образом, основная проблема романного мышления — проблема личности — практически не ставится в философском типе  проблематики ; если идейно-нравственная  проблематика  демонстрирует непосредственнейшую, теснейшую связь человека  и  «идеи», то философская связывает их лишь в конечном итоге, а иногда такая связь осуществляется  и  вовсе за пределами  произведения  — на уровне взаимосвязей «автор-произведение»  и  «произведение-читатель».

Из сказанного легко можно сделать вывод  и  о втором принципиальном отличии романной  и  философской  проблематики : последнюю почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для идейно-нравственной  проблематики  важен процесс формирования  и  изменения идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская  проблематика занята установлением, «констатированием» существующих устойчивых закономерностей.

***********************

 Проблематика  многих конкретных  произведений  часто выступает в своем типологически чистом виде. Так, если мы говорим, что в мифе о Прометее проявляется мифологическая проблематика , в «Полтаве» Пушкина — национальная, в «Герое нашего времени» — идейно-нравственная, в «Истории одного города» Щедрина — социокультурная  и  т.д., то имеется в виду, что другие типы  проблематики  не играют в содержании этих  произведений  существенной роли.  И  таких  произведений , в которых в относительной чистоте воплощается какой-то один тип  проблематики , в литературе довольно много. Но часто встречаются  и  такие произведения, в которых сочетаются два, реже три или четыре проблемных типа. Так, идейно-нравственная  и  социокультурная  проблематика  сочетаются в романах Диккенса, Бальзака, в «Евгении Онегине» Пушкина, в драмах Островского, в «Господах Головлевых» Щедрина, в рассказах Чехова. Любопытное  и  не частое сочетание национальной  и  идейно-нравственной  проблематики  мы встречаем в поэме Пушкина «Медный всадник», в трилогии Симонова «Живые  и  мертвые». Национальная  и  авантюрная  проблематика  часто соединяются в романах В. Скотта. Наконец, существуют  и   произведения , в которых встречается сочетание трех или четырех типов  проблематики : таковы эпопеи Л.Н. Толстого «Война  и  мир», Шолохова «Тихий Дон», А.Н. Толстого «Хождение по мукам», P.M. дю Гара «Семья Тибо», в которых объединяются социокультурная, национальная  и  идейно-нравственная  проблематика ; роман М. Булгакова «Мастер  и  Маргарита», в котором к этим типам добавляется еще проблематика  философская,  и  некоторые другие произведения.

Наличие в содержании  произведения  разных типов  проблематики  — один из моментов  художественного  своеобразия этого  произведения . Однако при анализе следует иметь в виду, что не всегда разные типы  проблематики  существуют в  произведении  «на равных правах». Так, например, в повести Гоголя «Тарас Бульба» наряду с ведущим национальным типом существуют также романные аспекты  проблематики , связанные с любовью Андрия к полячке. Они в определенной мере создают содержательное своеобразие повести  и  влияют на закономерности стилеобразования в ней. Но в общем художественном строении произведения эти аспекты занимают, бесспорно, подчиненное положение. С помощью романного конфликта подчеркивается острота конфликта национального, усиливается драматизм этой стороны содержания. Аналогичную вспомогательную роль играет социокультурный фон в идейно-нравственных романах Достоевского, романные аспекты в социокультурной по ведущему типу поэме Гоголя «Мертвые души»  и  т.п. Все это показывает, что анализ проблемного состава  произведения , взаимодействия типов  проблематики  в системе одного  художественного  целого должен быть достаточно тонким  и  диалектичным.

**********************

Идея — что хотел сказать автор; решение писателем главной проблемы или указание пути, которым она может решаться. (Идейный смысл — решение всех проблем — главной и дополнительных — или указание на возможный путь решения.) 

Пафос — эмоционально-оценочное отношение писателя к рассказываемому, отличающееся большой силой чувств (м.б. утверждающий, отрицающий, оправдывающий, возвышающий). 

 Художественное   произведение  представляет собой систему, центром которой является идейно-тематическое содержание. Тема текста(от древнегреческого thema — «то, что дано, положено в основу») — это понятие, указывающее, какой стороне жизни автор уделяет внимание в своём произведении, то есть предмет изображения. Чтобы сформулировать тему, надо ответить на вопрос: «О чём это произведение?». Очень часто тема произведения отражена в его заглавии. Например: «Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина, «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского, «Судьба человека» М.А. Шолохова.Иногда в одном и том же произведении автор отображает несколько взаимосвязанных между собой явлений, раскрывает несколько тем, тогда речь идёт о  тематике  произведения. Например, в романе М.А. Булгакова мы можем найти тему творчества, тему любви, тему милосердия, тему возмездия и т.д.; в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» — тему преступления, тему социального неравенства, тему «униженных и оскорблённых», тему юридического и нравственного законов, тему сострадания, тему детства и др.; в пьесеА.С. Грибоедова «Горе от ума» — тему ума, тему счастья, тему общественно-политической жизни России начала XIX в. и т.д.Источником тематического разнообразия литературы является жизненный и читательский опыт автора. Известно, что А.Н. Островский вырос в купеческой среде, где имел возможность досконально изучить нравы  и  обычаи этого сословия; именно это обстоятельство определило  тематику  его пьес. А. И . Куприн освоил множество профессий, что позволило ему включить в творчество самые разные темы, осветить многие стороны жизни людей самых разных социальных групп: военных, рабочих, певцов, цирковых артистов, музыкантов  и  т.д. Литература — такой же богатый источник тем, как  и  реальная жизнь: речь идёт о «вечных темах» — природы, любви, дружбы, войны  и  мира, творчества  и  т.д. Кроме того, в истории литературы известны случаи, когда тема была подарена одним автором другому (например, Пушкин подарил Гоголю темы  и  сюжеты «Ревизора»  и  «Мёртвых душ»).В отличие от темы, проблема представляет собой не номинацию какого-либо явления жизни, а формулировку противоречия, связанного с этим жизненным явлением. Иначе говоря, проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема. Например, в пьесе «Горе от ума» поставлена проблема ума  и  счастья: что такое ум? как взаимосвязаны ум  и  способность человека стать счастливым?  Произведения , посвящённые одной  и  той же теме, могут иметь разную  проблематику .

Так, стихотворения М.Ю. Лермонтова  и  Н.А. Некрасова под общим названием — «Родина» — посвящены одной  и  той же теме, но в них представлены разные проблемы: лирический герой Лермонтова размышляет над вопросом, что для него вмещает понятие «родина»,какую родину он любит; некрасовский же герой отвечает на вопрос, за что он ненавидит свою малую родину. Справедливо  и  обратное утверждение: произведения, в которых поставлена одна  и  та же проблема, могут иметь разнотематическую направленность. Например, проблема нравственного выбора (как сделать правильный выбор? что предпочесть: личное благополучие или благо других людей? чем может обернуться малодушие, сделка с совестью?  и  т.п.) может быть представлена на разном жизненном материале: в произведениях, посвящённых военным событиям или частной жизни представителей разных эпох  и  сословий  и  т.д. («Капитанская дочка» А.С. Пушкина, «Война  и  мир» Л.Н. Толстого, «Преступление  и  наказание» Ф.М. Достоевского, «Живи  и  помни» В.Г. Распутина, «Сотников» В. Быкова  и  др.).

Даже в относительно небольшом литературном  произведении  в рамках одной темы автором может быть поставлена не одна проблема, а совокупность, комплекс проблем, поэтому принято говорить о  проблематике   произведения . Чем крупнее произведение  и  разнообразней его  тематика , тем шире круг поставленных автором проблем. Например, проблемы истинного  и ложного патриотизма  и  героизма, нравственного выбора, истинной  и  ложной красоты, роли личности в истории, проблема семьи, долга  и  чести — вот далеко не полный спектр проблематики  эпопеи Л.Н. Толстого «Война  и  мир».В литературоведении выделяют историческую, национальную, социальную, философскую, нравственную, психологическую проблематику ; возможны  и  промежуточные типы: социально-нравственная, социально-философская, нравственно-психологическая и т.п.

В русской классической литературе XIX—XX вв. наиболее актуальными были проблемы: человек и нравственный закон, человек и среда, человек и общество, личность и судьба, личность и честь, герой времени, духовно-нравственные искания, смысложизненный поиск и др.Идея (от греческого слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано.М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст.

Если произведение литературы создано великим мастером, то оно будет отличаться богатством идейного содержания. При этом, по мнению критика Н.А. Добролюбова, «художественное произведение может быть выражением известной идеи не потому, что автор задался этой идеей, а потому, что автора его поразили такие факты действительности, из которых эта идея вытекает сама собой». Следует помнить, что не всегда идея, побудившая автора взяться за перо, полностью, без изменений реализуется в произведении художника. Как правило, существуют «ножницы» между замыслом  и  его воплощением. Автору, создавшему вымышленную реальность —  художественный  мир своего  произведения , впоследствии приходится считаться с законами, по которым существует этот мир. Так, А.С. Пушкин был вынужден «выдать замуж» за генерала Татьяну Ларину, хотя  и  не подозревал, что его героиня способна сделать такой шаг.  И .С. Тургенев не испытывал симпатий к нигилизму, более того — пытался показать его несостоятельность, но создал притягательный образ героя-нигилиста Базарова, возвышающийся над милыми сердцу писателя аристократами. Все эти примеры свидетельствуют, что истинный художник всегда следует художественной правде — правде искусства, логике характера, даже если это не вполне соответствует его мировоззрению.

calendar12.03.2016, 80372 просмотра.

  • Главная
  • Экономика

Андрей ГАЦЕНКО

6 декабря 21:00
0

Хватит ли нам угля и газа этой зимой

Фото: Мариенко Андрей / УНИАН

На выходных в Украину пришло очередное судно с американским углем. Это второй корабль из анонсированных Владимиром Зеленским семи судов класса «Панамакс», которые законтрактовал ДТЭК Рината Ахметова. Несмотря на эти поставки, угля на украинских станциях все равно остается меньше, чем того требуется. Для генерации электричества дополнительно приходится сжигать газ, которого в наших хранилищах и так впритык. «КП в Украине» разбиралась, каковы перспективы украинской энергетики этой зимой.

Выручает импорт из Беларуси

Ситуация с запасами угля на украинских ТЭС остается критической. По данным украинского Минэнерго, на всех ТЭС, кроме Криворожской, по состоянию на 6 декабря фактические запасы топлива были ниже минимальных. Другими словами, ТЭС работают фактически без запасов — весь поступающий к ним уголь сразу идет в топку.

Улучшить ситуацию должны поставки из США. В воскресенье второе из семи судов «Панамакс» привезло из США на Украину 66 тысяч тонн угля для ТЭС. Всего запланировано

7 судовых партий с углем из США и Колумбии. Так что в ближайшие дни партия пополнит запасы украинских ТЭС и позволит обеспечить стабильность украинской энергосистемы в пиковые периоды.

При этом в компании ДТЭК, которая и заключила договоры с международными поставщиками об импорте, ожидают, что в декабре в Украину прибудут еще три судовых партии с углем. Последние два корабля прибудут в январе. Суммарный объем поставок на ноябрь-январь составляет около 470 тыс. т.

Но даже этого объема для прохождения зимнего периода крайне мало. Сейчас из-за нехватки угля ежедневно простаивают 20 блоков ТЭС, а в некоторые дни бывает, что в простой отправляют до 23 блоков.

Пока нас выручает импорт из Беларуси. Например, по данным оператора «Укрэнерго», в понедельник 6 декабря мы импортировали из Беларуси около 600 МВт электроэнергии. На прошлой неделе, 29 ноября, импорт электроэнергии увеличивался до 900 МВт.

При этом сейчас работают 14 из 15 блоков атомных электростанций. То есть  энергосистема функционирует если и не на пределе своих возможностей, то близко к нему.

Основная проблема для тепловой генерации — это отсутствие доступного угля на внешних рынках. Из-за океана уголь везут не от хорошей жизни. Мы покупали топливо у России, но в последнее время там ограничили поставки. А попытки нарастить импорт угля из Казахстана провалились. Россия заблокировала транзит, сославшись на ремонтные работы на железной дороге.

Вся надежда на поставки топлива из Польши, но там купить большие объемы не получается. Что касается угля из США, то поставки морем занимают минимум месяц, и если заключить контракты сегодня, корабли придут только после Нового года.

Дефицит угля в этом году оценивается в 2-2,5 млн тонн. ДТЭК законтрактовал около 500 тысяч тонн в США и еще около 600 тысяч тонн угля обещает привезти до конца марта. То есть  около половины дефицита должны перекрыть. Но оставшийся как минимум 1 млн тонн нужно чем-то замещать. В принципе, если импорт из Беларуси будет стабильным, а все 14 реакторов АЭС смогут отработать до весны без аварий, то веерных отключений удастся избежать. Но, как мы уже отметили выше, запаса прочности у энергосистемы остается немного. И в случае любого форс-мажора могут начаться веерные отключения.

О том, как подготовить свою квартиру или дом к отсутствию электричества.

Кстати, в такой ситуации совершенно непонятно, почему власть начинает говорить о том, что украинцам нужно отказываться от газа и переходить на электроотопление. Ведь в случае аварии в электросети люди не только останутся без света, но и без тепла. 

Газ: запасы тают

Еще одна проблема, которая возникла из-за дефицита угля — это более быстрый расход газа из ПХГ. В этом году из-за высоких цен на европейских биржах его туда закачали ровно для прохождения отопительного сезона. Но потом было принято решение о переводе некоторых блоков ТЭЦ с угля на газ. И расход топлива увеличился еще больше. Плюс ранняя и холодная осень.

— Снижение запасов газа из ПХГ имеет несколько причин, — поясняет энергетический эксперт Юрий Корольчук. — Первая причина — «Нафтогаз» мало закачал газ в ПХГ. И хотя в ПХГ к середине октября было 18,7 млрд кубов, но уже на начало декабря будет чуть больше 16 млрд кубов. Также появились незапланированные потребители газа — ТЭЦ. Они начали сжигать газ для производства электроэнергии. Было бы странно, если бы запасы в таких условиях росли, а не уменьшались.

Кроме того, по словам эксперта, в уменьшении запасов газа виноваты именно народ и холодная осень.

— Да, именно обычные бытовые потребители, — продолжает Корольчук. — Этой осенью люди включили отопление еще в сентябре. Естественно, это произошло не в домах с центральным отоплением, а там, где есть автономные системы, и в частных домах. И погода осенью оказалась совсем не осенней. Бабьего лета вообще не было. Словом, весь октябрь и ноябрь активно жгли газ — грелись.

Если бы газ был дорогим, как в Европе, то его бы экономили

По его словам, если сравнивать с прошлым годом, то в сентябре и в октябре средняя температура снизилась на 5 градусов. Поэтому закономерно, что потребление газа выросло ориентировочно на 30%.

— В октябре население потребило 760 млн куб. м, — говорит эксперт. — Ровно год назад в октябре 2020 года потребление было на 40% меньше — 500 млн кубов. Вообще практика показывает, что каждый градус понижения температуры влечет рост потребления газа на 40-60 млн куб. м. Если бы газ был дорогим, как в Европе, то его бы экономили, но при нынешних тарифах люди предпочитают быть в тепле. Поэтому и растет потребление топлива.

Какие есть варианты

Хватит ли нам газа до конца зимы? Этот вопрос интересует всех без исключения потребителей.

Если зима будет теплой, то запасов топлива должно хватить. Украина преодолевала отопительный сезон и с меньшими запасами. Но надеяться на это все-таки не стоит.

Если зима будет холодной или Россия существенно сократит транзит газа в первом квартале следующего года, то могут возникнуть проблемы. Помните, как несколько лет назад из-за резко ударивших морозов в марте   население просили «прикрутить» газовые горелки? Дело в том, что когда в хранилищах остается менее 10 млрд кубометров газа, то скорость его извлечения из ПХГ уменьшается. Поэтому резкие скачки потребления сложнее всего компенсировать именно ближе к концу зимы.

В «Нафтогазе» успокаивают и говорят, что даже если топливо будет заканчиваться, то его попросту докупят в ЕС. Деньги для этого якобы  есть. Кроме того, как говорят эксперты, в правительстве разработан план по оптимизации энергоснабжения на случай затяжных холодов. Под словом «оптимизация» имеют в виду отключение от снабжения топливом предприятий, которые не обслуживают критическую инфраструктуру. Населения отключения касаться не должны.

Подписывайтесь на нас в соц. сетях

  • Проблематика рассказа на дне
  • Проблематика рассказа горе от ума
  • Проблематика рассказа и а бунина антоновские яблоки
  • Проблематика рассказа макар чудра
  • Проблематика рассказа большой шлем