Проблематика рассказа фотография на которой меня нет

Автор на чтение 18 мин. просмотров 21 опубликовано 17.02.2021 виктор петрович астафьев рассказ фотография, на которой меня нет краткое содержание

На чтение 18 мин. Просмотров 21 Опубликовано

Виктор Петрович Астафьев Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Краткое содержание

Рассказ Астафьева является автобиографическим произведением, который был написан 1968 году.

Очень краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет»

Герой этого произведения повествует о том, как к ним в Овсянку приехал фотограф. Все ученики маленькой сельской школы были очень рады и мечтали сфотографироваться в первых рядах. Однако, наш герой и его друг не отличались прилежанием и хорошим поведением и поняли, что будут на снимке в последнем ряду. Обидевшись, они пошли кататься с горки, а ночью мальчик заболел. Он не смог пойти в школу, его друг тоже не попал на фото.

Список и краткая характеристика героев рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет»

Главные герои

  • Витя Подтылицын растёт без матери, которая рано умерла, и отца, поэтому живёт в доме бабушки и деда. Добрый, отзывчивый, наблюдательный, старается прислушиваться к советам старших, но иногда поддаётся влиянию друзей.
  • Бабушка – настоящая хозяйка дома и семьи. Она строгая, но справедливая, добрая и любящая.

Второстепенные персонажи

  • Санька — друг и сосед Вити, бесстрашный, заводила во всех шалостях, уважительно относится только к бабушке Катерине.
  • Молодые учителя деревенской школы, прежде городские жители. Они увлечённые своим делом, целеустремлённые, доброжелательные, воспитанные, любят своих учеников.
  • Дедушка– мягкий, доброжелательный, трудолюбивый человек.
  • Тётка Авдотья– помощница по хозяйству в семье учителей. Решительная, отзывчивая, доброжелательная, хозяйственная.

Краткое содержание рассказа Астафьева «Фотография, на которой меня нет» подробно

Евгений Николаевич привёз в деревню фотографа, чтобы заснять на плёнку всех учеников школы. Витя и его друг Санька не могли рассчитывать на то, что их посадят впереди или в середине. Оставались задние ряды, где и не разберёшь, кто снят.

Тогда наши герои решили доказать всем, что они «люди пропащие» и пошли кататься на увал, где мчались с высоты, разбивая сани и свои коленки. После такого разгула у главного героя начались сильные боли в ногах, так как он страдал ревматизмом.

Всю ночь бабушка лечила его, даже заставила деда затопить баню.

К обеду пришёл Санька, но Витя не мог даже стоять. Тогда верный друг тоже отказался фотографироваться, а бабушка в утешение пообещала внуку отвезти его в город к фотографу Волкову.

Через несколько дней пришёл учитель, чтобы проведать больного, и принёс фотографию, на которой его не было. Всех ребят было видно, хотя лица «величиной с подсолнечные семечки». Вите было очень грустно, что его там нет.

Дальше рассказчик кратко говорит о жизни учителей в их селе, о том, как все деревенские уважали учителей за простоту, доброту и вежливость.

Затем идёт эпизод о путешествии в лес, когда ребята учили своего педагога узнавать голоса птиц, зверей, выбираться из леса, если заблудишься, и не бить палкой змею через плечо.

В завершении произведения автор говорит о том, что деревенская фотография стала памятной летописью жизни народа.

Кратко об истории создания рассказа «Фотография, на которой меня нет«

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» является частью книги «Последний поклон», вышедшей в Перми и состоящей из 15 глав.

Рассказ «Фотография, на которой меня нет» Астафьева был написан в 1968 году. В произведении описывается глава из жизни автора, когда он из-за болезни не смог сфотографироваться вместе со всем классом, а лучший друг поддержал его.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Фотография, на которой меня нет». Пересказ книги также пригодится при работе над читательским дневником.

Главные герои

Витясирота, живший с бабушкой и дедушкой, большой шалун и проказник, не отличавшийся хорошим прилежанием.

Другие персонажи

Санялучший друг Вити, верный товарищ, так же не отличавшийся поведением и прилежанием.

Екатерина Петровнабабушка Вити, строгая, но очень добрая, любящая и заботливая женщина.

Евгений Николаевичшкольный учитель, добрый, внимательный, любящий детей.

Краткое содержание

Однажды зимой скромную деревенскую школу «взбудоражило неслыханно важное событие»: из города приедет фотограф, чтобы сделать общий снимок всего класса. Ребята тут же стали обсуждать, кто как будет стоять на снимке. На общем собрании было решено поставить в первые ряды отличников, а двоечников и хулиганов разместить в последнем ряду. Среди последних оказались лучшие друзья – Витя и Санька. От злости и досады они полезли в драку, а затем отправились на вал, и «стали кататься с такого обрыва, с какого ни один разумный человек никогда не катался». Домой друзья вернулись все в снегу, с промокшими валенками.

Ночью Витю ждала расплата за его необдуманный поступок: у него сильно разболелись ноги. Мальчик страдал ревматизмом, который достался ему в наследство от покойной матери. Проснувшись от Витькиных стонов, бабушка Екатерина Петровна поначалу как следует отругала его за глупость, а после принялась лечить: натирать ноги нашатырным спиртом, укутывать пуховой шалью. Но ничего не помогало – от сильной раздирающей боли Витя «бился и кричал на весь дом».

Бабушка разбудила деда и отправила его растапливать баню. Она как следует пропарила больного внука, еще раз натерла и укутала ноги, дала ему «ложку противной водки, настоянной на борце, чтоб внутренность прогреть». Витя проспал крепким сном до полудня. Проснулся от того, что бабушка ругалась с Санькой, которого прислали за Витей сделать общий снимок класса.

Витя попытался встать на ноги, но упал, как подкошенный. Увидев друга в столь плачевном состоянии, Саня принял мужественное решение – остаться с Витей, и не пойти фотографироваться. Он пообещал, что сразу после выздоровления они вместе поедут в город и сделают самый лучший снимок.

Витя еще целую неделю сидел дома. Бабушка его лечила и всячески баловала. От скуки мальчик целыми днями сидел на лавке и глядел в окно. Заделанное на зиму деревенское окно – «своего рода произведение искусства», по которому можно определить характер хозяйки, ее вкус и доход семьи. Так, у бабушки рамы были вставлены «с толком и неброской красотой»: между ними лежал лишь мох от сырости, уголек от обмерзания стекол, да рябина против угара.

Спустя несколько дней в дом «нагрянул важный гость» – школьный учитель Евгений Николаевич, который принес с собой фотографию, на которой не было Вити и Сани. Мальчик принялся рассматривать лица своих одноклассников. Ему было очень горько оттого, что его не было среди них в тот день.

Учителя и его жену, тоже учительницу, очень любили и уважали в деревне. Местные жители всячески старались им незаметно помочь: оставляли под дверью дрова, молоко, сметану, бруснику. Учителя сделали много добра: обустроили школу, привезли учебники, тетради, карандаши. В деревенском клубе обучили молодежь танцам и играм, ставили занятные театральные постановки.

Автор сохранил школьную фотографию. «Она пожелтела, обломалась по углам», но все еще можно было узнать лица ребят. Многие из них не вернулись с войны.

Заключение

Несмотря на простой, незамысловатый сюжет рассказа, автору удалось раскрыть много важных тем, среди которых верность, дружба, любовь, благородство. В мелких, незначительных деталях он раскрыл быт сибирской довоенной деревни, показал характеры и взаимоотношения местных жителей.

После ознакомления с кратким пересказом «Фотография, на которой меня нет» рекомендуем прочесть произведение Астафьева в полной версии.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Фотография, на которой меня нет»?</h3>

    • <label>Василь Быков</label>
    • <label>Виктор Астафьев</label>
    • <label>Юрий Бондарев</label>
    • <label>Борис Васильев</label>

(новая вкладка)

Очень кратко:Рассказчик смотрит на школьную фотографию и вспоминает о друге детства, бабушке, родной избе, раскула­чивании, деревенском быте и семье молодых учителей, которые организовали школу в его глухом селе.

Проблематика рассказа фотография на которой меня нетСнимок, который описывается в рассказе. Коллекция Ванды Швед

Повествование ведётся от лица повзрослевшего Вити, в котором угадывается сам Виктор Астафьев. В оригинале имена учителей становятся известны лишь в конце — рассказчик напрочь их забыл, но разыскал при работе над рассказом. Деление пересказа на главы — условное.

Приезд фотографа в село

Зимой Витину школу, находящуюся в глухом сибирском селе, взбудоражило известие о том, что к ним едет фотограф из города, чтобы сфотогра­фировать «не стариков и старух, не деревенский люд, алчущий быть увековеченным», а учеников местной школы.

Витя — рассказчик; школьник, сирота, живёт с бабушкой и дедом, учится плохо, озорничает

Весь длинный зимний вечер школьники решали, «кто где сядет, кто во что оденется и какие будут распорядки». Было решено, что «прилежные ученики сядут впереди, средние — в середине, плохие — назад». По всему выходило, что Витю и его друга Саньку посадят в задний ряд, поскольку они «не удивляли мир прилежанием и поведением».

Санька — друг Вити, хулиган, подталкивает его на опасные приключения

Отстоять место получше в драке не получилось — ребята просто прогнали их. Тогда друзья отправились кататься с самого высокого обрыва, и Витя начерпал полные валенки снега.

Продолжение после рекламы:

Болезнь Вити и Санькина поддержка

Витя застудил ноги, и у него начался приступ болезни, которую бабушка Катерина Петровна называла «рематизня». Она утверждала, что внук унаследовал её от покойной мамы.

Катерина Петровна — бабушка Вити, властная женщина, внука любит, но держит его в ежовых рукавицах

Не уснул я в ту ночь. Ни молитва бабушкина, ни нашатырный спирт, ни привычная шаль, особенно ласковая и целебная оттого, что мамина, не принесли облегчения. Я бился и кричал на весь дом.

Бабушка растирала Витины ноги нашатырным спиртом, укутывала шалью, грела у печной трубы, парила в бане, макая веник в хлебный квас. Затем она дала внуку ложку водки и напоила молоком, кипячёным с маковыми головками. Под утро Витя, наконец, уснул и проспал до полудня.

Днём за Витей пришёл Санька, но пойти фотогра­фи­роваться мальчик не смог — «подломились худые ноги», будто чужие. Вид друга опечалил Саньку, и он заявил, что тоже не пойдёт, а сфотогра­фи­роваться успеет и потом — жизнь-то долгая. Бабушка их поддержала, пообещав свезти внука к самому лучшему фотографу в городе. Только Витю это не устраивало, ведь на фото не будет школы, и он долго ревел «от горького бессилия».

Брифли существует благодаря рекламе:

Молодая семья учителей

Через несколько дней к больному Вите зашёл учитель Евгений Николаевич, справился о здоровье и принёс готовую фотографию.

Евгений Николаевич — сельский учитель, лет 25, волосы гладко зачёсаны назад, уши оттопырены, лицо бледное, неприметное, добрый и умный, самоотверженный

Несмотря на молодость, Саньке он казался пожилым и очень солидным.

Витя долго рассматривал фотографию, на которой были запечатлены сельские ребятишки. В гуще ребят стояли Евгений Николаевич с женой Евгенией Николаевной и чему-то еле заметно улыбались.

Евгения Николаевна — сельская учительница, жена Евгения Николаевича, похожая на него не только именем, но и внешне

Только Вити и Саньки там не было…

Бабушка тем временем окружила учителя заботой и вниманием, напоила чаем. Учителя, молодые супруги, были вежливы даже к ссыльным и всегда готовы помочь, поэтому Катерина Петровна, как и остальные жители села, относилась к ним с молчаливым уважением. Даже Санькиного отца, многодетного пьяницу и «лиходея из лиходеев», Евгений Николаевич смог утихомирить, лишь один раз поговорив с ним.

Семья молодых учителей занимала половину ветхого домишки. Деревенские помогали им, как могли: кто за их новорожденным ребёнком посмотрит, кто оставит им молока, сметаны, творогу или брусники, кто воз дров привезёт.

«Учителя были заводилами» в сельском клубе — учили ребят петь и танцевать, ставили смешные пьесы и сами играли в них попов и буржуев. На деревенских свадьбах учителя были самыми почётными гостями, но во время гулянок вели себя строго и приучили народ «выпивкой их не неволить».

Продолжение после рекламы:

Организация сельской школы

Работать учителя начинали в деревенском доме с плохими печами, который был построен Витиным прадедом. Прадеда раскулачили и сослали, а в его избе снесли перегородки и получился большой класс.

Потом школе отвели здание получше, а в прадедовой избе устроили правление колхоза, который быстро развалился. Затем там поселились местные бедняки, после чего в конец обветшавшее жилище разобрали на брёвна. Изба Витиного прадеда, в которой мальчик родился, осталась только на фотографии — на её фоне снялись школьники.

Сначала в школе не было ни парт, ни учебников с тетрадями, ни карандашей. На весь первый класс был один букварь и красный карандаш, которым дети писали по очереди. Потом учителя организовали сбор вторсырья и на вырученные деньги купили книги, тетради, краски и карандаши, а сельские мужики бесплатно смастерили парты и лавки. Поделились учителя и с соседями — сельские женщины разжились иголками, нитками и пуговицами, а дети впервые попробовали петушков на палочках.

Память об учителях

Весной, когда тетради кончались, учитель вёл учеников в лес и рассказывал «про деревья, про цветки, про травы, про речки и про небо». О природе он знал много, но и дети знали про лес то, о чём учитель не догадывался. Дети учили его таёжным хитростям. Однажды они наткнулись на гадюку. Защищая учеников, учитель убил её палкой, и только потом дети объяснили ему, что нельзя бить змей, замахиваясь через плечо, — змея может обвиться вокруг палки и упасть человеку на спину.

Прошли годы… А я таким вот и помню деревенского учителя… — вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперёд и оборонить своих учеников, помочь им в беде…

Виктор повзрослел, фамилии и лица учителей стёрлись из памяти, но осталось главное — уважение к слову «учитель». Уже работая над книгой, от земляков он узнал, что не только именами, но и внешностью они были похожи как брат и сестра. Эти добрые и самоотверженные люди запомнились даже таким нерадивым ученикам, как Витя и Санька.

Школьная фотография тоже сохранилась. Многие снятые на ней ребятишки погибли во время Великой Отечественной войны. Повзрослевший Витя смотрит на неё с доброй улыбкой, без насмешки, ведь эта «фотография — своеобычная летопись нашего народа, настенная его история», сделанная «на фоне родового, разорённого гнезда».

Пересказала Юлия Песковая для Брифли. Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Год: 1968   Жанр: рассказ

Главные герои: Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

В деревню приезжает фотограф, все школьники мечтают попасть на общую фотографию. Главный герой Витя и его друг Санька обиделись, что их собираются посадить в конце и убежали на увал кататься на санках. Витя заболел и не смог сфотографироваться. Позже учитель принес ему фотографию, на которой Вити не было, и мальчик всегда бережно хранил ее.

Главная мысль. Старые довоенные фотографии — это народная летопись, и их надо беречь. С фотографией связано много воспоминаний.

Рассказ Виктора Петровича Астафьева «Фотография, на которой меня нет» — это одна из глав книги «Последний поклон».

В этой книге главным героем является мальчик Витя, сирота. Он живет с бабушкой и дедушкой в глухой деревне в Сибири. Рядом река Енисей. События, описанные в книге происходят в предвоенное время. Бабушка очень любит мальчика, хотя часто ругает. Каждая глава книги все полнее раскрывает характер бабушки, Катерины Петровна, и ее любовь к внуку.

В главе «Фотография, на которой меня нет» речь идет о необыкновенном для тех мест событии, взволновавшем всех жителей поселка. Ожидается приезд фотографа, который собирается фотографировать школьников. Учитель и учительница, муж и жена, сразу задумались, куда удобнее поселить фотографа на время его приезда. В заезжий дом нельзя, потому что там грязно. Решили поместить его у одного культурного жителя деревни с фамилией Чехов.

Вернувшись домой, Витя почувствовал, что заболел. Он долго терпел, а болели у него ноги от ревматизма, болезни, доставшейся ему по наследству от матери. Когда среди ночи мальчик завыл, бабушка проснулась и стала его ругать, что не послушался ее и застудил ноги. Она встала и пошла искать лекарство. Потом долго натирала его спиртом, приговаривала и шлепала внука.

Так Витя застрял дома надолго. Он не мог ходить, и бабушка носила его в баню греться. Когда же наступил день, назначенный для фотографирования, мальчик все еще не мог сделать и шага. Санька прибежал за ним, бабушка приготовила ему красивую рубашку, но Витя встать не мог. Когда он понял, сто сфотографироваться не сможет, стал выть и проситься сфотографироваться хоть как-то, однако это было невозможно. Санька смело заявил, что тоже не пойдет фотографироваться.

Так и пролежал Витя дома долго. Он рассматривал вставные рамы, и все, что за ними лежало:

мох, веточки рябины, березовые угольки. Потом мальчик наблюдал за тем, как цветет фикус. А потом ему стало очень скучно.

Бабушка долго рассказывала соседям о том, как к ней пришел сам учитель.

Витька смотрел на фотографию и пытался отыскать на ней себя и Саньку, но это было невозможно, ведь они не фотографировались.

Мальчик вырос, но не забыл своего учителя, его скромную улыбку, а фотография хранится до сих пор. Она пожелтела, и на ней едва можно разглядеть лица детей, сфотографированных около белой школы. Многие из них погибли во время войны, и старая фотография хранит память о смелых сибиряках.   

Оцените произведение: Голосов: 864

Читать краткое содержание Фотография, на которой меня нет. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Астафьев. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Фотография, на которой меня нет

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Айтматов Плаха

    Авдий — был сыном священника, тоже находился в числе охотников. Авдий преследовал цель переубедить гонцов за анашей, чтобы они оставили это плохое дело. Таким образом, он внедряется в группу и отправляется с ними за анашей

  • Краткое содержание Короленко Огоньки

    Описывается воспоминание автора о том, как случилось ему однажды плыть по мрачной сибирской реке. Осенний вечер, природа увядает. Река извилистая, непредсказуемая.

  • Краткое содержание Одоевский Русские ночи

    Девять мистических сюжетов Одоевского, наполненных глубокими философскими размышлениями, описывают проблемы современного общества.

  • Краткое содержание Олеша Зависть

    Произведение показывает драматическую историю интеллигента, который оказался совершенно никому не нужным в России после революции.

  • Краткое содержание Ванина Ванини Стендаль

    Итальянская девушка из высшего общества Ванина Ванини любит молодого революционера Пьетро, который сбежал из тюремного заключения. Юноша также в нее влюблен, однако ему приходится выбирать между ней и долгом перед Родиной.

Скачать:

Настройки

Размер шрифтаЦвет текстаЦвет фона

Название произведения: Фотография, на которой меня нет

Автор: Виктор Петрович Астафьев

Год написания: 1968

Жанр: рассказ

Главные герои:Витя – рассказчик, Санька — его лучший друг, бабушка Вити, учитель

Краткое содержание рассказа «Фотография, на которой меня нет» рассказывает о трудной, но настоящей жизни крестьян в 30-е годы ХХ века.

Сюжет

В маленькую деревеньку приезжает настоящий фотограф, чтобы сделать большую фотографию всех ребят — учеников местной школы. Это величайшее событие в жизни сельчан. Витя и Саня вечером в знак протеста, поскольку они не слишком прилежные ученики и не могут претендовать на лучшие места перед камерой, пошли кататься на речку и там Витя серьезно застудил ноги.

Всю ночь он кричал от боли, и всю ночь бабушка ухаживала за ним и лечила его ноги всеми доступными ей средствами. Наутро боль не прошла, и старуха понесла (ходить он не мог) внука в баню, где вновь парила и натирала его ноги. Но пойти в школу, чтобы сфотографироваться, мальчик не мог. Друг Санька, узнав об этом, тоже принял решение не идти фотографироваться, чтобы разделить с приятелем его беду. Через неделю Витя встал и смог ходить, но та фотография, на которой его не было вместе со всем классом, навсегда запомнилась мальчику.

Вывод (мое мнение)

Этот рассказ о настоящей любви и заботе, и о дружбе, и о быте крестьян и об их понимании места людей в этом мире. Фотография, которую рассказчику принес учитель, настоящая летопись села, по ней можно сказать, кто где трудится, кто ушел на войну и не вернулся, кто куда уехал — она помогает не забыть прошлое, а относиться к нему с уважением.

Добавить в избранноеИспользуемые источники:

  • https://book-briefly.ru/vse-proizvedeniya/astafev/foografiya
  • https://obrazovaka.ru/books/astafev/fotografiya-na-kotoroy-menya-net
  • https://briefly.ru/astafev/fotografiia_na_kotoroy_menia_net/
  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/astafev/fotografiya-na-kotoroj-menya-net
  • https://frigato.ru/chitatelskiy-dnevnik/8-klass/1567-fotografiya-na-kotoroy-menya-net.html

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-мастерская

Цели урока:

1. Учащиеся должны знать, как анализировать прозаическое произведение, опираясь на вопросы и задания, как готовить рабочие материалы для написания сочинения. Учащиеся должны получить представление о художественном мире В. П. Астафьева.

2. Учащиеся должны уметь пользоваться текстом для подтверждения своего мнения, сопоставлять, обобщать, делать выводы, развивать устную монологическую речь, способность эмоционально откликаться на затронутые писателем проблемы, словесно созданные образы.

3. Учащиеся развивают навыки самоорганизации, взаимопомощи, осуществляют сотрудничество в ходе практической работы с текстом; формируют мотивацию, связанную с интересом к учебному материалу, осознают потребность вдумчиво и внимательно читать художественную литературу; вырабатывают личное отношение к событиям прошлого.

Оборудование урока: компьютерная презентация, интерактивная доска, карточки с заданием для групповой работы, опросный лист «Мастерская письма», карточки «Рефлексия», текст, фотоаппарат.

Методы и приемы: эвристическая беседа, работа в группах, работа в парах, индивидуальная работа, проблемный вопрос, элементы сочинения.

Ход урока:

1.Оргмомент: 1 мин

2. Этап актуализации знаний: 2 мин.

Слово учителя.

У меня в руках старый семейный альбом. Сколько счастливых и грустных воспоминаний вызывает он. Хранить старые фотографии – добрая традиция на Руси. Раньше фотографий было мало. Их вешали в русской избе в рамке на стену. Поэта Н. Рубцова старые семейные фотографии заставили о многом задуматься:

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне и поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой

Земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

(Н. Рубцов)

Мне кажется, что эти слова могут стать хорошим началом нашего урока.

  • Что поэт считает важным?

Найдите ключевые слова в стихотворении Н. Рубцова.

Старый желтый семейный снимок, который бережно хранится, связан с понятиями: «близкие», «душа», «память».

Слово учителя.

Все необходимые слова, важные мысли мы будем записывать в карточку. Эти записи станут рабочими материалами для написания сочинения.

Поэтому я попрошу вас, оставив место для записи темы урока, записать ключевые слова из стихотворения Н. Рубцова.

Я обращаю ваше внимание на слово «НЕ ПОЗАБУДЕТ».

  • Значит, о чем мы будем говорить?

Слово «ПАМЯТЬ» очень важно сегодня на уроке.

Главный вопрос урока: Память!!! Что это: наказанье или дар божий? Помогает она нам жить СЕЙЧАС или мешает? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

Сколько вопросов. А где же ответы?

3.Этап мотивации: 2-3 мин. ( просмотр семейных фотографий)

Обратимся к нашему опыту:

На урок вы принесли любимую старую фотографию вашей семьи.

  • Расскажите, какие эпизоды запечатлены на этих фотографиях?

  • Почему они так вам дороги?

(Учащиеся комментируют свои фотографии).

Слово учителя.

Ребята, возьмите в руки ваши фотографии. На них самые близкие для вас люди.

Писатель В. Астафьев написал целую книгу, состоящую из рассказов-воспоминаний о своих близких, о своем детстве, о своей родной Сибири.

Цитата: «…у меня возникло желание рассказать о «моей» Сибири, …доказать, что и я, и мои земляки отнюдь не иваны, не помнящие родства, более того, мы тут родством-то связаны, может, покрепче, чем где-либо» (Астафьев)

Эта книга называется «Последний поклон».

Подробнее мы остановимся на одном рассказе «Фотография, на которой меня нет», который вы читали дома.

4. Выявление восприятия: 3 мин.

  • О чем этот рассказ? Что показалось необычным?

  • Как вы думаете, почему рассказ назван именно так?

  • Почему, несмотря на то что на фотографии нет героя рассказа, она очень дорога ему? (обращаем внимание на последние строчки рассказа: «своеобычная летопись народа», «настенная история его»)

Писатель рассказывает о заурядном случае, происшедшим с деревенским мальчишкой, а выводит нас на большой и серьезный разговор о памяти исторической, о памяти человеческой.

Я обращаю ваше внимание на высказывания известных писателей, философов, мудрецов. Они обращают нас к опыту поколений.

Используя их, давайте дадим имя нашему уроку.

  • Какое высказывание писателей и философов точнее других отражает содержание рассказа? Чем становится для него прошлое?

  • Прошлое – родина души человека. (Г. Гейне)

  • Боюсь не смерти я. О. нет!

Боюсь исчезнуть совершенно. (М. Лермонтов)

  • Природой дарована нам недолгая жизнь, но память о прекрасно прожитой жизни вечна.

(Цицерон)

Пусть эти слова станут именем нашего урока.

Запишем: «Прошлое – родина души человека» Г. Гейне

  • Как вы понимаете выражение « родина души»?

  • Какую задачу мы можем поставить перед собой, обращаясь к этому конкретному рассказу?

5. Определение задач урока: Почему эти воспоминания так важны для

В. Астафьева?

  • Какие наблюдения мы сделали? О ком должны сегодня поговорить?

(о герое, о бабушке, об учителе, о школе и жителях деревни)

6. Работа в группах: 20 мин.

Задание 1 группе.

Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

  1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

  2. Проведите наблюдение над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение.

(учащиеся заранее выносят результаты своей работы на интерактивную доску)

Материал для наблюдения:

1. «полезли в драку с ребятами из-за распорядков»

2.«заболели ноги, завыл от боли, не уснул»

3.«бабушка лечила и баловала»

4.«катались со страшного обрыва»

5.«наблюдал за окнами и цветами»

6.«бабушка ругала и давала затрещины»

7.«взрослел, размышлял о людях»

8.«заревел от горького бессилия»

9.«мчались в погибель с руганью»

10.«сидел в тоске»

11.«начерпали в катанки снегу»

12.«учитель принес фотографию»

Материалы наблюдений занесите в таблицу.

падение

очищение через страдание

восхождение

Используя данные таблицы, расскажите, какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

Учитель: Трудности, испытания, ошибки встречаются на пути каждого человека. Боль, которую ощущает человек может быть и физической, и душевной.

  • Как влияет это преодоление на человека? (изменяет его, делает его опытнее, мудрее, взрослее).

3. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения? Найдите эпизоды, подтверждающие ваши предположения.

Слово учителя.

Детство – непростая пора в жизни человека. Это путь проб и ошибок. Каждый по-своему его проходит. Важно то, чему мы учимся на своих ошибках.

  • Чему научил этот случай героя? (ценить доброту, заботу, быть совестливым, не допускать падений, а еще ценить красоту)

Запишем ключевые слова.

Следуя традиции русской литературы, Астафьев показывает, что страдания, входящие в «порядок» жизни, нравственно очищают героя, делают его более чувствительным к людям, восприимчивым к красоте. Это путь духовного становления, взросления героя. И сейчас, помня об этом, он и во взрослой жизни ценит красоту, доброту, сострадание, совестливость, человечность. И хочет, чтобы читатель тоже об этом помнил.

Запишите и продолжите предложение: « Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…».

  • Какие предложения вы записали?

Слово учителя.

Детство – важная пора для каждого человека. Очень важно окружение ребенка в этот период, семья.

Самым дорогим для него человеком была бабушка.

Вспоминая ее, писатель В. П. Астафьев говорит о чувстве «гнетущей, тихой, вечной» вины перед ней. В силу жизненных обстоятельств писатель не смог выполнить ее последнего наказа: «Приедь похоронить-то меня, закрой мои глазоньки». « Виноватый перед бабушкой, я пытаюсь воскресить ее в памяти…Пытаюсь поведать о бабушке людям, чтоб в своих бабушках и дедушках, в близких и любимых людях отыскали они ее… Нет у меня таких слов, которые могли бы передать всю мою любовь к бабушке, оправдали бы меня перед нею. Я знаю, бабушка простила бы меня. Она всегда и все мне прощала. Но ее нет, и никогда не будет. И некому прощать…»

Найдите такие факты, которые могут доказать, что она стала для него самым дорогим человеком.

Задание 2 группе.

Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

  1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила?

  2. Как ее характеризует:

а) речь;

б) любовь к цветам;

в) украшение зимних окон;

г) приход учителя в дом.

3. Почему писатель говорит о чувстве вины?

Эти воспоминания делают человека лучше, заставляют его сейчас быть внимательным к близким, не причинять другим боль, чтобы потом не каяться.

  • Какие ключевые слова мы можем записать? (мудрость, доброта, прощение)

Запишите и продолжите предложение: «Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…»

    • Какие предложения вы записали?

    Разумеется, душевную привязанность герой испытывает ко многим людям, сопровождающим его детство. Одним из них был учитель.

    Цитата из текста: «Прошли годы. А я таким вот и помню деревенского учителя – с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь».

    Автор говорит о «благодарной человеческой памяти».

    Задание 3 группе.

    Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя, цитаты, свои наблюдения, выводы.

    1. Какими вспоминаются первые учителя?

    2. Как характеризуют учителя его поступки, отношение к людям:

    а) забота о школе;

    б) отношение к детям и деревенским жителям;

    в) случай со змеей?

    3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

    Слово учителя.

    Может быть, кому-то непонятно, почему такие добрые слова звучат об учителе, ведь он просто делает свою работу. Как часто мы не замечаем того, что делают для нас близкие (я говорю не только об учителе, но и о бабушке), считаем это само собой разумеющимся.

      • А легко ли было учителям в то время?

      Важно сохранять память о таких людях. Это подвижники, они приехали в деревню в трудное для страны время, не побоялись трудностей. Они несли культуру, свет в души людей.

        • Какие ключевые слова мы запишем? (самоотверженность, уважение)

        Запишите и продолжите предложение: «В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…»

        Слово учителя.

        Вся повесть «Последний поклон» проникнута идеей открытия мира маленьким героем, которое начинается с самого главного – с открытия своей малой родины. Он живет в деревне в тяжелое для страны время, учится в школе.

        Задание 4 группе.

        Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения, выводы.

        1. Как школьники готовились к предстоящему событию?

        2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку.

        Почему и его не оказалось на фотографии?

        1. Перечитайте описание школьной фотографии.

        Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

        Какие чувства она вызывает?

        Запишите и продолжите предложение: «Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…»)

        7. Чтение заключительной части рассказа: «Та школьная фотография жива до сих пор. Она пожелтела, обломалась по уголкам. Но всех ребят я узнаю в ней.

        Где они сейчас? Кто они?

        Половина из них, если не больше, полегла в войну. Всему миру известно их имя – сибиряки.

        Иногда возьмешь в руки школьную фотографию, и снова нахлынет, нахлынет».

        8. Итоговая беседа: 5 мин.

          • Почему взрослый человек, прошедший войну, потерявший близких, друзей так дорожит старой школьной фотографией, на которой его нет?

          Слово учителя.

          Эти воспоминания помогают ему забыть войну, воскрешают его детские воспоминания, его детскую душу. Фотография становится «летописью детства», а память о прошлом — «родиной души героя».

          Вернемся к главному вопросу: Помогает ли память о прошлом жить человеку сегодня? Может ли жизнь без нее быть полноценной?

            • А что эта память дает нам?

            Прочитайте ключевые слова, которые мы записали.

            Да, это тот духовный опыт, который нужен нам сегодня.

            Память дает человеку духовный опыт, мы свои новые шаги соизмеряем с прошлым. А если это память такого человека как писатель, мастер художественного слова, тогда его опыт становится достоянием многих людей. В. Астафьев дает нам свои уроки памяти, обогащает душу человека. Для него память о прошлом, о детстве стала «родиной души», т. к. именно в детстве он получил свои главные уроки: научился сочувствовать, быть благодарным, добрым, совестливым, научился преодолевать трудности и, главное, любить свою землю, любить своих близких.

            9. Разрыв: 2 мин.

            Сегодняшний урок заканчивается и уходит в прошлое. Я думаю, он останется в вашей памяти. А чтобы был и у вас повод его вспомнить, я предлагаю всем сфотографироваться. Мы назовем этот снимок: «Фотография, на которой я есть…»

            10. Рефлексия: 1 мин.

            И в наших душах рассказ В. Астафьева оставил много впечатлений. Давайте сохраним их в нашей памяти. У каждого на столе лежит карточка, в которой я прошу записать свои впечатления.

            Сегодня на уроке я открыл…

            почувствовал…

            узнал…

            понял…

            задумался…

            испытал…

            Закончите предложение.

            11. Оценочная деятельность: 1 мин.

            12. Домашнее задание: 1 мин.

            1. Напишите мини-сочинение «Прошлое – родина души человека»

            2. Прочитайте 2-3 рассказа из книги «Последний поклон» (на выбор).

            Приложения.

            Карточка

            Мастерская письма.

            Имя урока:

            Ключевые слова (эпиграф):

            Продолжите предложение:

            Герой:

            1. Воспоминания о далеком детстве позволяют нам судить о самом рассказчике, как о человеке…

            Бабушка:

            1. Много лет спустя автор низко кланяется своей бабушке, потому что…

            Учитель:

            1. В воспоминаниях о далеком детстве одно из главных мест занимает учитель…

            Школа:

            1. Пожелтевшая школьная фотография дорога автору, потому что…

            Карточка №2

            Закончите предложение:

            «Сегодня на уроке я открыл…

            почувствовал…

            узнал…

            понял…

            задумался…

            испытал…

            Карточка-задание №1.

            Расскажите о главном герое, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Кто главный герой рассказа? Какое событие осталось в его памяти? Почему?

            2. Проведите наблюдения над фрагментами текста, систематизируйте материал, распределите указанные фрагменты по группам и соотнесите со словами: падение, очищение через страдание, восхождение. (материал занесите в таблицу и покажите результаты на интерактивной доске).

            Какие поступки совершает герой? Как они его характеризуют?

            1. Как изменился герой после болезни? О чем говорят его наблюдения?

            Карточка-задание №2.

            Расскажите о бабушке героя, используя цитаты, свои наблюдения и

            выводы.

            1. Как бабушка заботилась о внуке, как его лечила7

            2. Как ее характеризует:

            а) речь;

            б) любовь к цветам;

            в) украшение зимних окон;

            г) приход учителя в дом?

            3. Почему писатель говорит о своей вине?

            Карточка-задание №3.

            Расскажите об учителе Овсянской начальной школы, используя

            цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Какими вспоминаются первые учителя?

            2. Как учителя характеризуют его поступки, отношение к людям:

            а) забота о школе;

            б) отношение к детям и деревенским жителям;

            в) случай со змеей?

            3. Какое отношение к учителю в деревне? Почему? Приведите примеры.

            Карточка-задание №4.

            Расскажите о школе 30-х годов, используя цитаты, свои наблюдения и выводы.

            1. Как школьники готовились к предстоящему событию?

            2. Обратите внимание на одного из учеников школы, на Саньку. Почему и его не оказалось на фотографии?

            3. Перечитайте описание школьной фотографии.

            Почему старая фотография не вызывает смеха у рассказчика?

            Какие чувства она вызывает?

            Два рассказа о Творении

            — Год назад вы издали книгу «Я верю. Библейская критика, историческая правда и 13 принципов веры». Вы оспариваете основополагающую в научной библеистике документальную гипотезу, согласно которой Пятикнижие является компиляцией четырех независимых источников. Основной контраргумент звучит так: повторение тех или иных сюжетов в Торе ‒ это характерная для древних текстов особенность, речь идет не о «сборной солянке» из произведений разных авторов, а о цельном тексте, в котором одно событие представлено в разных аспектах. Почему никому до вас не пришло в голову заняться сравнительным анализом Танаха и древних манускриптов библейской эпохи?

            Этот вопрос относится не к области научных исследований, а к области психологии. Научный подход грешит против себя самого. Не «против Б-га» или «против моих убеждений», а против себя.

            Проблематика рассказа фотография на которой меня нет

            Раввин из Принстона

            Джошуа Берман получил степень бакалавра религиоведения в Принстонском университете. Докторскую степень ему присудил Бар-Иланский университет (Израиль). Параллельно Берман, выпускник ешивы «Ар-Эцион», является ортодоксальным раввином, соответствующую лицензию ему выдал Главный раввинат Израиля.

            Статьи Бермана публикуются в престижных научных журналах, таких как «The Journal of Biblical Literature», «Vetus Testamentum» и «Catholic Biblical Quarterly». В сферу интересов Бермана входят библейская теология, храмовая ретроспектива, батальные сцены в Библии и многое другое.

            Книга Джошуа Бермана «Created Equal» о влиянии сакральных иудейских текстов на западную политическую философию в 2009 году получила Национальную еврейскую книжную премию.

            Ученые-библеисты утверждают, что Танах – произведение, написанное людьми, а также пребывают в полной уверенности, что у них в руках находятся все ключи к пониманию текста. Они также исходят из предпосылки, что существуют общепринятые литературные каноны, которые действуют во все времена и во всех культурах. При этом общеизвестно, что эстетические и культурные нормы постоянно меняются – и в музыке, и в скульптуре, и в литературе. Но исследователи Танаха не хотят и слышать о том, что на Древнем Востоке бытовал принципиально другой стиль. 

            В чём он выражался?

            Начнем с терминологии. В Танахе отсутствуют такие слова, как «верование», «религия» или «политика». Рабби Саадья Гаон назвал свое сочинение «Эмунот ве-деот» (ивр. «Верования и мнения»), использовав понятие из Танаха в принципиально новом смысле.

            В библейском иврите «эмуна» ‒ это скорее «уверенность».

            Ни в Танахе, ни в раввинской литературе нет аналога слову «история» в общепринятом понятии, притом что там говорилось о прошлом. Когда в одной культуре существует корневой, значимый термин-понятие, а в другой он отсутствует напрочь, это наводит на определенные мысли. Невозможно говорить о Торе как о книге о веровании или об истории, если этих понятий там попросту нет.

            Теперь перейдем к стилистике. Возьмем две первые главы Пятикнижия. Я в таком стиле не пишу, мне не знакомы современники, которые так писали бы в XXI веке. Но еврейским традиционным комментаторам Торы этот стиль не мешал.

            Вы имеете в виду два параллельных рассказа о Творении? Во второй главе сразу после фразы «И благословил Б-г седьмой день и освятил его, ибо в сей день почил Он от всего Своего труда» опять упоминается появление человека, животных и растений, в ином порядке. Вывод адептов библейской критики ‒ это два разных источника, которые сгруппировал неизвестный редактор.

            Я обратился к научным работам по египтологии. Фараон Рамсес II приказал письменно увековечить историю египетско-хеттской битвы при городе Кадеш. Там один за другим приводятся три варианта одного события, они несут разную смысловую нагрузку, разные посылы. В точности согласно подходу раввина Йосефа-Дова Соловейчика к первым главам Торы. 

            Мы привыкли обращаться к историческим произведениям ради фактов и информации. Но Геродота, Тацита или Флавия не назовешь историками в современном понимании. Они не поставляли голые факты. Они брали различные предания и устные традиции, никогда не упоминая сами источники имеющейся у них информации, и переделывали их на свой лад, чтобы выразить ту или иную идею. И их читатели в древнем мире читали их труды не ради изложенных в них фактах, а ради заложенных в них идей. Они читали, чтобы учиться у Геродота или у Флавия, чтобы этим вызывать уважение к себе. И у них было чему поучиться.

            Когда описывается прошлое в Древнем мире, нужно иметь в виду, что это рисунок, а не фотография. Когда человек идет в музей и видит картину, он же не возмущается: «Не бывает деревьев такого размера! Не бывает цветов с такой раскраской!» Когда задача – показать идею, а не фотографически передать реальность, остается место для художественного полета, для свободы выражения.

            То же самое верно относительно Танаха. Раввин Авраам-Ицхак Кук сформулировал это так: «Танах рассказывает истории, чтобы проложить им путь в человеческие сердца». Там, где для этого достаточно предоставить голые факты, будут описаны факты. Там, где может показаться, что сухие факты не донесут до человека желаемого посыла и не пробудят ожидаемые чувства, Танах без лишних колебаний добавляет то, что он называет «одеяниями».

            Ноах и Гильгамеш

            Хорошо, возьмем другой пример. История Потопа изобилует повторами, ее невозможно воспринимать в прямой, хронологической последовательности. Там четыре раза упоминается, как Ноах (Ной) заходит в ковчег.

            В конце 80-х британский исследователь Гордон Уэнхам (Gordon Wenham) продемонстрировал, что месопотамская версия Потопа в «Эпосе о Гильгамеше» поразительно похожа на то, что описано в Торе. Уэнхам перечислил около 17 общих элементов, доказав, что структура и построение сюжета одинаковы. Включая ворона и голубя, которых отсылал Ноах. Если бы действительно существовали два источника, такое точное совпадение было бы невозможным. Но библейские критики никак не реагируют на этот довод.

            Я заметил, что текст, начиная с фразы «И вспомнил Б-г Ноаха, и всякое животное и всякий скот, который с ним в ковчеге», повторяет историю сотворения мира. Это поворотный момент, до него говорится об уничтожении, а затем начинается история обновления, как это отмечает Маймонид. Можно проследить за параллельными моментами, начиная с отходящей воды и заканчивая похожими речевыми оборотами и образами. 

            Таблицу, демонстрирующую эти параллели, я показал одному из виднейших ученых, который верит в документальную гипотезу о четырех источниках. Он долго изучал мои изыскания, а потом пробормотал: «Да, проблема». Еще Томас Кун в книге «Структура научных революций» отмечает, что ученым свойственно замыкаться на какой-нибудь теории, даже если существуют многочисленные доводы, свидетельствующие против нее. 

            Как другие библеисты отреагировали на ваши изыскания?

            Основой книги «Я верю» стало мое предыдущее произведение, строго научного характера, которое вышло в издательстве Оксфордского университета. Оно называется Inconsistency in the Torah: Ancient Literary Convention and the Limits of Source Criticism. Книга вышла в 2017 году, в профильных журналах она удостоилась 15 отзывов. Проблема в том, что все они положительные. 

            В чём именно заключается проблема?

            Это свидетельствует о том, что другие библеисты, которые делят Тору на источники, попросту игнорируют мои выводы. Это как в Америке ‒ читатели The New York Times не смотрят телеканал Fox News. Либо ты принадлежишь к одному лагерю, либо к другому. То же происходит и в научных кругах.

            Если я правильно понимаю, ваше оксфордское сочинение было рассчитано на коллег ‒ исследователей Библии, тогда как целевой аудиторией книги «Я верю» является религиозное общество. Как оно восприняло ваши доводы?

            Лет 20 тому назад в религиозных еврейских кругах мало кто интересовался библейской критикой. С проникновением интернета эта информация стала общедоступной, погуглите Bible и увидите. Я почувствовал, что назревает духовный кризис. В моей практике уже были прецеденты с научными исследованиями: стоило самостоятельно перепроверить факты, углубиться в историю Древнего мира, и многие вопросы представали в принципиально новом свете.

            Я предполагал, что после публикации одни сочтут меня фундаменталистом, а другие ‒ еретиком. На практике еврейским кругам леволиберальной направленности книга «Я верю» пришлась по душе. Там, вероятно, тоже хотят видеть Тору цельной и возвышенной. Люди с моим бэкграундом, так называемые современные ортодоксы, Modern Orthodox, восприняли книгу с воодушевлением.

            Главным сюрпризом стала реакция ультрарелигиозного общества. Извне может показаться, что оно ограждено высокой стеной ‒ обособленное проживание, одежда, язык. Но когда в руках у тебя смартфон и компьютер, информация пробивает стены. Доводы адептов библейской критики известны и ультраортодоксам. Соответственно, возникают вопросы. Мне приходят десятки электронных писем, я давал лекции в Уильямсбурге, районе компактного проживания сатмарских хасидов.

            Уголок в шатре Торы

            — Вы родились в нерелигиозной семье. Что побудило родителей дать вам религиозное образование?

            Папа с мамой были достаточно ассимилированными, знали о своем еврейском происхождении, но мало что с этим делали. Поворотным моментом для американских (впрочем, как и для советских) евреев стала Шестидневная война. В США евреи повсюду стали носить вязаные кипы. Такого никогда раньше не было.

            Я родился в 1964 году, а мой брат ‒ в разгар Шестидневной войны. Родители даже хотели назвать его Моше-Даян. После Шестидневной войны они приняли решение воспитывать нас евреями, чтобы мы знали иврит. Меня послали в дневную школу при ешиве, там были хорошие учителя. В старших классах я учился в религиозной школе. Потом – несколько лет в Израиле. Остальное, как говорится, история.

            Типичные еврейские родители мечтают о сыне-враче или адвокате. Вы стали раввином и исследователем Танаха. Разногласий по поводу выбора профессии не было?

            Они и в самом деле мечтали, чтобы я стал адвокатом. Но прежде всего хотели, чтобы я был счастлив. А так как ничего криминального и крамольного я не делал, то они в принципе ничего не имели против. Они видели, что мне хорошо, что я развиваюсь, расту, и они мной гордились.

            Степень бакалавра вы получили в Принстонском университете. Как вы, религиозный еврей, восприняли библейскую критику – еще до того, как решили ее опровергнуть?

            Дело в том, что я учился в ешиве «Ар-Эцион», где ставится упор на структурное изучение Танаха, на тесные связи между разными пластами. Это выглядело очень впечатляюще и глубоко. Поэтому в те годы мне было очевидно: наличие проблем доказывает необходимость их решать, но они решаемы, поскольку мы имеем дело с органичной на редкость текстовой структурой. 

            Что бы вы посоветовали тем нашим читателям, которые хотят изучать Танах самостоятельно? Должны ли они пойти традиционным путем ‒ комментарии Раши, мидраши? Или же ваша книга тоже должна занять место на письменном столе?

            Сначала коснусь темы российских евреев. Девичья фамилия моей мамы – Юдович. Пару лет назад я получил письмо от человека по имени Александр Юдович. Он приехал в Израиль из Урала туристом и привез в музей «Яд Вашем» составленные со слов его бабушки списки родных, которые погибли в Холокосте. Александр обнаружил, что в списках музея эти имена уже значатся, а внес их другой Юдович ‒ мой родной дядя.

            Александр вспомнил, что бабушка рассказывала о брате, который в начале ХХ века эмигрировал в Канаду. Соответственно, мой дядя ‒ сын того эмигранта. С тех пор мы с Александром Юдовичем, моим троюродным братом, лучшие друзья. Я также поддерживаю связь с другими родственниками в России. Меня всякий раз потрясает их стремление побольше узнать об иудаизме.

            Я знаю человека, который родился в СССР и испытал антисемитизм на собственной шкуре. Он уехал в Нью-Йорк, там держаться вместе, чтобы противостоять юдофобам, нужно в меньшей мере. Моему знакомому, тем не менее, хотелось сохранить и углубить связь с еврейством. Он стал читать Танах и всё, что с ним связано. Включая и интернет-статьи о библейской критике.

            Иногда это были статьи ученых, иногда ‒ раввинов. Мой знакомый испытывал уважение к Танаху, но куда деваться от возникших вопросов? Он вышел на мою книгу о библейской критике, которую издали в Оксфорде, и начал со мной переписываться. Это просто удивительно ‒ у него блестящий, острый ум, он задавал вопросы на уровне моих коллег-библеистов. 

            Сочетание прямоты и остроты ума я наблюдаю у многих русскоязычных евреев. Если возник интересный вопрос, они его не отвергают, а ищут ответы. Для таких людей путь к духовности идет через научные исследования. С другой стороны, есть и те, кто достигает духовных вершин, читая комментарии Раши. Всё зависит от характера. Есть и дополнительные критерии ‒ наличие духовного наставника, коллег по учебе. Очень сложно дать однозначную рекомендацию, не принимая в расчет каждый конкретный, специфический случай.

            Как изучают Танах ваши дети?

            Я постоянно рассказываю им, чем занимаюсь. Не все дети разделяют мои интересы, и это нормально. Но когда у них возникают вопросы, они знают, к кому обратиться. Я же хочу, чтобы каждый из них нашел свое место в шатрах Торы, но совершенно необязательно в том же уголке, где нахожусь я.

            Могу понять тех родителей, которые говорят: «Наш путь такой-то, мы хотим, чтобы и дети его придерживались». Если человек верит, что его путь – это путь истины, он хочет, чтобы и его дети жили аналогичным образом. С другой стороны, если мои родители предоставили мне достаточно пространства, чтобы я мог найти себя, то как я могу лишить этого своих детей? 

            Мне кажется, предоставлять детям как можно больше свободного пространства – это оптимальная на сегодняшний день стратегия. В мое время я знал о существовании разных вариантов, но не сталкивался со всей их широчайшей амплитудой. Интернет предоставляет человеку безграничный выбор возможностей. Это усложняет реализацию родительской мечты удержать ребенка в четко очерченных рамках. Остается жить в соответствии с собственной истиной и надеяться, что и дети выберут мой путь. Это и есть мое кредо.

            (786 слов) Рассказ  Виктора Астафьева «Фотография, на которой меня нет» включен в его повесть «Последний поклон». В ней автор описывает жизнь одного из сел Сибири в далекие 30-е годы прошлого столетия. Писатель в то время был еще ребенком, школьником, и приезд в их школу фотографа был для всего села в те годы ярким, выдающимся событием.

            На сайте Литера Гуру представлен краткий пересказ рассказа «Фотография, на которой меня нет», в котором перечислены главные события, составляющие сюжет произведения. Такое изложение текста поможет маленьким и большим читателям приготовиться к сочинению или занятию или просто освежить в памяти события когда-то прочитанной книги.

            Весть о приезде фотографа взбудоражила весь населенный пункт, где проживает главный герой. Сельчане думали, где устроить на ночлег столь уважаемого человека. В итоге решили поселить мужчину в доме Ильи Ивановича Чехова. Это образованный и уважаемый в сибирской деревне человек, поэтому лучшего места для фотографа было не найти. В доме Чеховых уважаемого человека могут и разговорить, и щедро приветить, даже спиртное поставить, коли нужно, и книги почитать дать.

            А преподаватели и ученики стали думать, каким образом, и в каком порядке им фотографироваться. Пришли к единому решению, что лучшие школьники будут сидеть на 1 ряду, а «плохие» и слабые – на последнем.  Герой и его приятель Саня тут же осознали, что такое решение не в их пользу. И друзья пустились во все тяжкие – участвовали в потасовке, устроили катание с самого крутого обрыва. Стояла суровая сибирская зима, и у героя-повествователя сильно простудились ноги. Вся беда заключалась в том, что по линии матери мальчик унаследовал болезнь – ревматизм. И если он даже чуть-чуть промачивал ноги, это приводило к жуткой боли.

            Поначалу мальчик молчаливо терпел, а потом уже не мог дальше сдерживаться и начал выть. От его воя проснулась бабушка, выругала его, натерла ему ноги спиртом, завернула их в шаль, накрыла полушубком.

            Только это лечение не возымело никакого эффекта, так же, как и другие средства из пузырьков бабушки. Было решено попарить героя. Екатерина Ивановна истопила банное помещение, парила внука и с веником, и брусничной настойки давала, только бы он выздоровел. Такие способы лечения настолько измотали мальчика, что он находился в глубоком сне до самого обеда.

            Когда герой еще спал, явился приятель Саня и поведал, что фотоаппарат наставили, и что его послал учитель.

            Рассказчику сильно хотелось сфотографироваться, но подняться он был не в состоянии. Как только мальчик попробовал стать на ноги, они подломились, и он упал на пол. Его друг, видя состояние героя, решил тоже не идти на фотосессию. Екатерина Ивановна ободрила ребят, сказала детям, что поедет с ними к Волкову – лучшему городскому фотографу. Но это у мальчиков радости не вызвало – фотоаппарат у того был привинчен, и сделать фотографии всей школы он бы не смог. Рассказчик полез снова на печь и там начал плакать.

            Школу герой не посещал целую неделю, со скуки начал интересоваться устройством приготовленных к зимнему времени окон, о которых ему рассказывала бабушка.

            Еще мальчик интересовался цветами, ему нравилось наблюдать, как они оживают, цветут. Особенно ему хотелось увидеть момент их цветения, но этого ему не удавалось лицезреть, потому что волшебное таинство происходило ночью или в час рассвета. Екатерина Ивановна уже начала извлекать из подпола хранившиеся там цветы, они уже тянулись своими листиками к свету – это указывало на скорое наступление весны.

            В один из дней в дверь их дом постучали, Бабушка всполошилась, потому что в деревнях местные жители обычно заходили без стука, и заторопилась открыть пришедшему гостю. Это был учитель, который вошел в комнату и спросил о здоровье героя. Тот, испуганный, сидел на печи, но Екатерина Ивановна попросила внука спуститься. Мальчик спустился с печки, и тогда учитель, глядя на него чуть грустным взглядом, известил о цели своего визита – он принес школьное фото, на нем были запечатлены все ребята: Витя Касьянов, Нина Шахматовская, Василий Юшков и другие школьники – не было только рассказчика да его товарища Саньки. Но, несмотря на то, что их там не было, это фото все равно очень дорого автору как воспоминание о том случае, о детских годах, как память о родных, близких людях.

            Кроме истории с фотографией, писатель также повествует в своем рассказе об отношении к учителю в сибирских селениях в те времена. Это был первый человек в деревне, к нему относились с особым уважением и почетом – снабжали его дровами, бесплатно ему штопали брюки, лечили детей, стараясь его отблагодарить. Начиная свою работу с одного, имевшегося в деревне букваря и красного карандаша учитель самозабвенно трудился на поприще знаний и не только – он нес культуру в существование и быт сельских жителей. Он старался не только дать образование, но и улучшить, облагородить жизнь каждого человека, направить его на путь истинный.

            Еще в рассматриваемом произведении герой-рассказчик описывает особенности деревенской жизни того времени – это и дома, разделенные на две половины, с целью заселения в один дом двух семей. Хотя иногда такое заселение приводило к ссорам, и семьи расселяли, но зачастую многие уживались и жили дружно и ладно, вели совместное хозяйство..

            logohttps://www.znak.com/2021-12-22/v_rossii_procvetaet_vebkam_kak_on_rabotaet_i_legalizuetsya_rasskaz_vladelca_studii

            2021.12.22

            С приходом пандемии коронавируса и развитием технологий перетекли в интернет не только покупки, игры и общение с друзьями, но и удовлетворение сексуальных потребностей. В России все популярнее становится вебкам — общение по видеочату за определенную плату или за донаты. Потенциальных моделей вебкама привлекают высокие зарплаты и возможность быстро заработать деньги на «красивую жизнь». Особенно преуспевают в этой сфере девушки, которые зачастую не просто флиртуют и ведут душевные разговоры с клиентами, но и занимаются виртуальным сексом. За счет последнего работа вебкам-моделей стигматизирована и часто сравнивается с проституцией. 

            В российских городах в последние годы открываются вебкам-студии, в которых моделям выделяют рабочее место (комнату с кроватью), продвигают их на различных специализированных сайтах, но берут большой процент с «продаж». Znak.com поговорил с владелицей одной из вебкам-студий в Екатеринбурге Vegas и узнал, как устроен этот бизнес изнутри: в каких условиях работают модели, сколько зарабатывают и действительно ли девушки обязаны раздеваться перед камерой. 

            Объемы вебкама на Урале

            Алиса (имя изменено по просьбе героини) окунулась в этот бизнес, когда началась пандемия коронавируса. На сегодня, по ее словам, в Екатеринбурге работает до 15 вебкам-студий. Есть студии и в Нижнем Тагиле. В интернете можно найти одну из них: на сайте говорится, что в ней работают более 400 моделей, но Znak.com на просьбу об интервью оттуда не ответили. 

            Кадр из российского сериала «Happy End» 2021 года о вебкамеКадр из российского сериала «Happy End» 2021 года о вебкамескриншот видео

            По словам Алисы, область вебкама становится конкурентнее, так как все больше людей начинают узнавать о ней и прощупывать почву. Многих привлекает большая доходность вебкама — мужчины готовы платить за общение с молодой и красивой девочкой большие деньги. 

            Чаще всего новые студии открывают бывшие модели, но у большинства из них нет опыта ведения бизнеса. Отсюда возникают ошибки в работе и даже ущемление прав сотрудниц. 

            «К нам приходят из других студий, девочки рассказывают всякие ужасы, как их вынуждают что-то делать. Я, если честно, в шоке. Мы работаем более легально, в категории, где необязательно раздеваться. Но девочки приходят с плохим опытом и всего боятся. В некоторых студиях нет обучения: просто оставляют девочек в комнатах, а там они уже сами разбираются, что и как делать. Понятно, не всегда они сразу понимают, как нужно общаться правильно», — говорит Алиса. 

            Отбор моделей и критерии

            У Алисы одна студия с шестью комнатами для моделей. Сейчас у нее работают шесть девочек, но максимальная вместимость студии — 12 человек, так как модели работают посменно. 

            «Мы сами ищем моделей. Их поиск — это довольно большая проблема, потому что в интернете рассказывают, что вебкам — это чуть ли не порно. Девочки этого начитаются и не хотят идти работать. Они думают, что им придется раздеваться, работать с секс-игрушками, работать вдвоем. В общем, постоянно транслируется только негативный опыт», — говорит Алиса про проблему найма моделей.

            Два главных критерия для модели — молодость и красота. Девочки с кукольными, почти детскими лицами, по словам Алисы, наиболее востребованы у посетителей сайта. В студию берут девушек от 18 до 24 лет. Но владелица студии говорит, что девушки также должны быть достаточно интеллектуально развиты, чтобы поддержать беседу с человеком. 

            Есть разные способы поиска вебкам-моделей: соцсети, «Авито», hh.ru. На многих платформах с вакансиями подобные предложения блокируются, поэтому сейчас на сайте по поиску работы Алиса практически не размещается. 

            «Если появляется даже малейшее упоминание о вебкаме, то сразу идет блокировка», — добавила владелица студии. 

            Так выглядит типичная вебкам-студияТак выглядит типичная вебкам-студияпредоставлено Алисой

            Обычно в названии вакансии указано «Модель», а в описании — участие в фотосъемках. Уже на личном собеседовании Алиса рассказывает претендентке, о какой работе на самом деле идет речь. По словам девушки, большая часть из откликнувшихся на вакансию изначально понимает это и целенаправленно ищет работу в вебкаме. Тем не менее, по словам хозяйки вебкам-студии, из всех заявившихся соглашается на дальнейшее сотрудничество около 30% девушек. 

            Модели в основном приезжают из маленьких городов. Как рассказывает Алиса, многие — из неблагополучных или неполных семей, где от матери ушел отец или кто-то из родителей выпивает. Такие девушки хотят быстрее «выбиться в люди» и начать жить роскошной жизнью — с отдыхом за границей, машинами и квартирами. 

            В большинстве вебкам-студий есть обучение новеньких. В первую очередь им дают буклеты или распечатки, где рассказывается об удачных темах для разговора, о том, как поддержать человека, как удержать внимание мужчины, ведь он платит за каждую минуту общения. После этого проходит тестовый день, когда девушке показывают, как пользоваться сайтом, отвечать на сообщения и другие технические аспекты. На первом видеозвонке с мужчиной тоже присутствует наставник, который может подсказывать, о чем говорить, а также иногда сам печатает реплики. На таких тестовых сеансах девушки никогда не раздеваются, утверждает Алиса.

            В сфере вебкама работают не только девушки, но и парни. Они тоже должны быть внешне привлекательными и обаятельными, уметь флиртовать. Но потребность в них гораздо ниже, чем в девушках, к тому же им приходится заниматься не только «теплым общением».

            «Парни работают чаще в категории „геи“. Это достаточно тяжело, так как в их случае большинство сайтов, где есть мужчины-модели, направлено именно на интим. На других сайтах они зарабатывают меньше», — говорит Алиса. Ее студия парней не нанимает, так как на собеседования приходят «не совсем адекватные претенденты». 

            Сколько работают и сколько зарабатывают

            Модель-сотрудница в студии должна отработать 30 часов неделю, в идеале — 40 часов. Как рассказывает Алиса, девушки работают в основном по ночам — подавляющая часть клиентов живет в США, где в это время утро или день. Ночные смены оплачиваются лучше, чем дневные. 

            Мужчина, который захотел пообщаться с моделью на премиум-сайте, платит за каждую минуту разговора. Чем дольше он находится с девушкой в «привате» (в приватном видеочате), тем больше получает модель. 

            Кадр из российского сериала «Happy End» о вебкамеКадр из российского сериала «Happy End» о вебкамескриншот с видео

            По словам хозяйки студии Vegas, модель получает от 50 тыс. рублей в месяц при условии, если она нравится клиентам. Если девушка особенно популярна и у нее много встреч в «привате», она может зарабатывать более 100 тыс. рублей. Средняя сумма заработка — около 80 тыс. рублей, если девушка работает 40 часов в неделю. 

            Большинство востребованных девушек рано или поздно обзаводятся постоянными «мемберами» — мужчинами, которые всегда общаются только с ней на протяжении долгого времени. 

            Но, поясняет Алиса, проблемы с заработком могут возникнуть, когда девушка старше 24 лет или у нее внешность «на любителя». Например, у нее в студии пыталась работать уже опытная модель, которой было 36 лет. На бесплатных сайтах на нее был спрос, но в студии она «не зашла» и за месяц смогла заработать только 15 тыс. рублей.

            Обязательно ли раздеваться перед камерой? 

            Vegas Studio сотрудничает с крупным сайтом Jasmine, который является международным агрегатором моделей. У него есть жесткие критерии отбора студий, требования к интерьеру и внешности девушек. Благодаря сотрудничеству с закрытыми и платными сайтами, студии могут выбирать, в каких категориях им работать — с интимом или без. В студии Алисы большинство девушек делают выбор в пользу обычного общения с мужчинами. Раздеваются девушки только по своему желанию. 

            «Они сами решают, как себя вести: если захотят, они могут раздеться. Но мы работаем именно на теплое общение, поэтому мы и не скрываемся, в отличие от многих других студий, так как не нарушаем российское законодательство», — говорит Алиса.

            Несмотря на то что моделям приходится общаться в основном с иностранцами, им необязательно знать английский. «У нас в городе крайне мало молодых девушек, говорящих по-английски», — пожимает плечами Алиса. Именно поэтому во время переписки в чате они пользуются онлайн-переводчиком.

            Кто платит? 

            «Чаще всего это американцы за 40, они одиноки, им не хватает душевной поддержки. В этом случае девочкам даже не нужно раздеваться и делать какие-то неприличные вещи, им нужно слушать мужчину, поддерживать, разговаривать. Они выполняют роль психолога. Чаще достаточно просто поговорить с мужчиной, чтобы он поделился своей проблемой. К сожалению, большинство сейчас этого не понимает и думает, что там только раздеваются», — говорит Алиса. 

            Вебкамом интересуются «серьезные бизнесмены, у которых нет времени на личную жизнь». Встречаются также и «милые дедушки», которым приятно внимание молодой и привлекательной девушки. Обычно таким «Мемберам не нужен интим, они показывают моделям фотографии внуков»

            «У многих посетителей сайта есть свои особенные предпочтения, фетиши, которые их возбуждают. Попадается очень много мужчин, которые просят девушек показывать ступни — пальчики, пяточки. Девушке не сложно такое показать, поэтому все соглашаются. Я слышала и о более странных фетишах, например, чтобы девушка сидела перед камерой вся в латексе и c плеткой, но нам такие не попадались», — сказала Алиса. 

            Самые частые клиенты студии — мужчины 40-50 летСамые частые клиенты студии — мужчины 40-50 летSebastian Gollnow / dpa / Global Look Press

            Правила работы в студии

            За помощь в продвижении и высокую зарплату модель должна соблюдать строгие правила студии:

            1. Главное правило для студийной вебкамщицы — не обмениваться контактами со своим гостем. Это не только не выгодно студии (ведь тогда модель может получать от мужчины деньги «мимо кассы»), но и небезопасно для самой девушки: ее могут выследить, слить данные, начнется травля. За нарушение этого правила девушку могут несколько раз оштрафовать, а за неоднократное нарушение — уволить. 
            2. Второе строгое правило — модель должна отработать две недели, даже если ей в первый же день не понравилось место или обязанности. 
            3. Третье правило — работать не меньше 30-40 часов в неделю в зависимости от требований сайта-партнера. 

            Девушки, которые пытаются без помощи студии продвигаться на различных вебкам-сайтах, обычно сталкиваются с огромными трудностями. Особенно сложно устроиться тем, у кого нет опыта работы в этой сфере. Как рассказывает Алиса, большинство из них начинает с бесплатных сайтов, где на прямой эфир могут заходить тысячи человек. В таком формате нужно только раздеваться и заниматься интимом, так как только за это зрители бесплатных сайтов присылают донаты. 

            Страх деанона

            Большая вероятность того, что друзьям и родственникам модели расскажут о ее работе, есть на бесплатных вебкам-сайтах, утверждает Алиса. Там на девушку смотрит неограниченное число зрителей, среди них могут быть шантажисты и недоброжелатели. На премиум-сайтах зачастую большой процент с заработка забирает студия: за это администрация сайта следит, чтобы в интернете не появлялись фотографии девушек. Если вдруг какой-то человек опубликовал ее фотографию или видео, то они сразу удаляются. 

            «Мы всем нашим моделям говорим закрывать свои личные страницы в соцсетях, чтобы пользователь добавлялся только по согласию модели. Это ради безопасности», — отметила Алиса.

            Для этого же введено правило не давать мемберам свой номер телефона или другие контакты, так как в таком случае вероятность деанона вырастет в разы. 

            «Девочки молодые, иногда еще не очень умные, могут дать телефон и надеяться, что у них начнутся отношения с мембером. Несколько лет назад одна наша девочка дала телефон мужчине, а потом он требовал с нее тысячу долларов за то, чтобы он не рассказал о ее работе ее родным», — сказала владелица студии вебкама. 

            Правда ли, что вебкам переехал в провинцию? 

            Как утверждает владелица студии Алиса, уровень развития сферы вебкама в регионах значительно отстает от Москвы и Санкт-Петербурга. Если там количество студий можно измерять сотнями, то в крупных региональных центрах, например, Екатеринбурге, Новосибирске, Казани, — лишь десятками. В маленьких городах, например, Нижнем Тагиле тоже маловероятен бум вебкама, потому что там мало потенциальных моделей. 

            «Чем больше людей живет в городе, тем больше вероятность найти среди них моделей», — утверждает Алиса. 

            У организатора такого бизнеса есть вариант нанимать девочек дистанционно, и тогда не важно, где они живут — в Москве, Нижнем Тагиле или Новом Уренгое. Но тогда, говорит Алиса, модели будут работать только в домашних условиях, то есть в не всегда подходящих интерьерах, могут быть проблемы с интернетом или качеством видео. 

            Кадр из российского сериала «Happy End» о вебкамеКадр из российского сериала «Happy End» о вебкамескриншот видео

            Иногда владельцы студий идут навстречу работницам, у которых нет возможности постоянно приезжать в «офис». Например, у Алисы работает девушка, у которой есть ребенок, и ей просто не с кем его оставить, пока она будет находиться в студии. Так как эта модель — «настоящий профессионал», они решили найти компромисс: девушка обустроит комнату в своей квартире, как этого требует сайт, и будет работать из дома, говорит Алиса. 

            Насколько это легально?

            В России сейчас вебкам-студии либо регистрируют под видом другой организации (например, фотостудия, салон красоты, видеопродакшн), либо вообще работают в тени. По словам Алисы, в Екатеринбурге никаких облав силовиков на студии, как это происходило в Санкт-Петербурге, ни разу не было, поэтому все модели и владельцы бизнеса живут довольно спокойно. 

            Проблем с правоохранительными органами, как утверждает девушка, у нее или ее сотрудниц тоже нет, так как они «работают в легальном поле и не нарушают российских законов».

          1. Проблема добра и зла в рассказе андреева кусака
          2. Проблема разрушения семейных связей сочинение
          3. Проблема личности и государства в поэме а с пушкина медный всадник сочинение
          4. Проблема воспитания в рассказе недоросль
          5. Проанализируйте свое отношение к учебе составьте рассказ о своей учебе используя следующий план