Проблематика рассказа антоновские яблоки бунин

Удивительный мир запахов и чувств в рассказе и.а.бунина антоновские яблоки xi класс аннотация. урок-практикум поможет старшеклассникам исследовать рас- сказ и.бунина:

УДИВИТЕЛЬНЫЙ МИР ЗАПАХОВ

И ЧУВСТВ В РАССКАЗЕ И.А.БУНИНА

«АНТОНОВСКИЕ ЯБЛОКИ»

XI КЛАСС

Аннотация. Урок-практикум поможет
старшеклассникам исследовать рас- сказ И.Бунина: открыть мир запахов и чувств,
который будит в душе рас- сказчика самые различные воспоминания и ассоциации.
Такая форма урока даст возможность личностного восприятия произведения, поможет
учащимся постичь тайну художественного мастерства писателя.

Ключевые слова: лейтмотив, исследование,
запах, ассоциации.

Abstract. Lesson workshop will help high school students
explore the Ivan Bu- nin’s short story: discover the world of smells and
feelings that awakens a variety of memories and associations in the narrator’s
soul. This form of the lesson will provide an opportunity of personal perception
of the work and will help students to understand the mystery of the writer’s
artistic skills.

Keywords: leitmotif, research, smell, association.

Цель урока: проверить понимание само-
стоятельно прочитанного рассказа, развивать навыки идейно-художественного
анализа, ис- следовательской работы, развивать ассоциа-

тивное мышление; пробудить желание про-
должить знакомство с творчеством писателя. Форма урока: урок-исследование (ра-

бота в группах).

Символы урока: антоновские яблоки, мед,
сушёный липовый цвет, старые книги.

Оборудование: текст рассказа И.Буни- на
«Антоновские яблоки», интерактивная до-

ска (проектор), музыка (по выбору учителя), компьютер,
мультимедийная презентация по теме урока.

Эпиграф:

Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его
запахи читателям.

А.Т.Твардовский

Ход урока

Звучит тихая музыка.

Учитель читает начало рассказа «Анто- новские
яблоки»:

«…Вспоминается мне ранняя погожая осень.
Август был с тёплыми дождиками… Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню
большой, весь золотой, подсохший и поре- девший сад, помню кленовые аллеи,
тонкий аромат опавшей листвы и — запах антонов- ских яблок, запах мёда и
осенней свежести, воздух так чист, точно его совсем нет…»

Так начинает рассказ «Антоновские яблоки» Иван
Алексеевич Бунин. Сегодня нам предстоит чудесное прикосновение к его
творчеству. Мы будем наслаждаться особой атмосферой бунинской прозы, кото- рой
наполнен удивительный по своей кра- соте рассказ; исследовать мир запахов и
чувств, наслаждаться ароматами, «подарен- ными» писателем.

Когда читаешь «Антоновские яблоки», поначалу
может показаться, что рассказ этот

—           о редком человеческом даре: памяти
за- пахов. Об удивительной способности вос- становить с мельчайшими
подробностями картину прошлого, вспомнив вдыхавшиеся когда-то запахи.

Презентация «Картины природы в про- изведениях
И.А.Бунина» (опережающее за- дание для учащихся).

Сообщение учащегося. Известно, что окружающую
действительность чело- век воспринимает с помощью чувств: зре- ния, слуха,
осязания, обоняния, вкуса. Окружающий человека мир — прекрасный и удивительный
— полон красок, запахов, под влиянием которых складываются об-

разы, возникают впечатления, меняется настроение,
формируются ассоциации, рождаются произведения. Запахи, сопро- вождающие
природные явления, события жизни, нашли отражение в произведениях русской
литературы, для которой был и остаётся интересным мир во всей полноте. Русская
литература богата произведения- ми яркими, запоминающимися, эмоцио- нальными.
Писателем, обладавшим обост- рённым мироощущением, способностью понимать
природу, был Иван Алексеевич Бунин.

Учитель. На уроке будут работать четы- ре
группы, которые получили задание: про- читать одну из глав рассказа и выписать
описание запахов.

—           Поделитесь впечатлениями от прочи-
танного произведения.

—           Какие ассоциации возникали при
чте- нии рассказа?

Учитель. Произведения Ивана Бунина наполнены
красками, звуками, запахами и

«живописными словами». За последние де-
сятилетия интерес исследователей к твор- честву И.А.Бунина и к языку его
произведе- ний возрос необычайно; буниноведение определилось как
самостоятельное направ- ление в области литературы.

Учитель (текст на слайде). В обста- новке провинциальной
усадьбы на Орлов- щине сформировался талант Бунина, и пе- чаль сжимает его
сердце, когда запах ан- тоновских яблок напоминает о былом. А.Т.Твардовский
говорил, что Бунин «обо- няет мир всегда и везде; он слышит и пе- редаёт запахи
— и дивные, и отвратитель- ные, и утончённые, и непередаваемо слож- ные. Он
умеет показать вещь через её запах, с такой яркостью и силой, что образ её как
бы вонзает в душу. Бунин вдыхает мир; он нюхает его и дарит его запахи чи-
тателям». Слова Твардовского стали эпи- графом к нашему уроку.

Работа с эпиграфом

—           Как вы понимаете слова: «Бунин
вды- хает мир…»?

—           Что значит «…дарит запахи читате-
лям»?

Учитель. Сегодня на уроке через лите- ратуру
мы познаем необыкновенную силу запахов. В каком значении употребляется слово «запах»?
Давайте заглянем в словарь.

Сообщение учащегося (слайдовая презентация)

Слайд 1. Запах — свойство предметов, веществ,
воспринимаемое обонянием.

Слайд 2. Сфера употребления слова «за- пах»:

—           парфюмерия;

—           общая лексика;

—           медицина;

—           пищевая промышленность;

—           техника;

—           литература.

Учитель. Что может запах? Что можно сделать с
запахом?

Примерные ответы: ударить, усилить- ся,
напомнить, исчезнуть, заставить, вы-

зывать, напомнить, говорить, доноситься,
проникнуть, сводить, ощущаться, дурма- нить, перебивать, пьянить, выдавать,
рас- пространяться, преследовать, пробудить, кружить.

Используем интерактивный приём

«Ассоциативный ряд»: учащимся предла- гается
подобрать ассоциации к слову «за- пах».

Примерные ответы: воздух, дом, одеж- да,
цветение, детство, мир, помещение, дом, земля, улица, сон, город, ветер, дым,
изба, сад, котёл.

Учитель. Каким может быть запах? Примерные
ответы: резким, непри-

ятным, сильным, знакомым, слабым, ост- рым,
едким, сладковатым, отчётливым, удушливым, приятным, тяжёлым, странным,
аппетитным, пряным, тёплым, характерным, тонким, вкусным, свежим, уловимым,
стой- ким, горьковатым, пьянящим, чужим, чи- стым, цветочным, новым, смешанным,
чи- стым.

Используем интерактивный приём

«Синонимичный ряд»: просим выпускни- ков
подобрать синонимы к слову «запах».

Примерные ответы: благовоние, амбра, аромат,
благоухание, дух, душистость, па- хучесть, букет.

Словарь. Значение слова «амбра».

Амбра — это ароматическое вещество, которое
применяется для придания стойко- сти запаху духов в парфюмерии.

Учитель. Одним из главных образов- лейтмотивов
является в рассказе Бунина образ запаха, сопровождающий всё пове- ствование от
начала и до конца. Помимо главного лейтмотива, пронизывающего все произведение,
— запаха антоновских яблок

—           здесь присутствуют и другие
запахи.

Словарь. Значение слова «лейтмотив».

Лейтмотив — повторяющаяся в про- изведении
основная мысль, идея.

—           Итак, ребята, мы с вами подготови-
лись к исследованию запахов в бунинском произведении. Особое внимание обратите
на сочетание запахов, которыми пропитано произведение.

Автор разделил рассказ на четыре ча- сти, и
каждая — это отдельная картина прошлого, а все вместе они образуют це- лый мир,
которым так восхищался писа- тель. Сейчас мы рассмотрим каждую главу и
проследим, каким особым ароматом веет от каждой страницы произведения, ме-
няются ли запахи.

Работа с художественным текстом

(Учащиеся заранее составили таблицу, заполнив
только 1-ю графу «Описание запа- хов». Каждая из 4 групп работала с одной из
частей рассказа.)

Учитель. По словам Александра Три- фоновича
Твардовского, у Бунина «запа- хи — и дивные, и отвратительные, и утон- чённые,
и непередаваемо сложные». Эти- ми определениями мы и воспользуемся, выполняя
задание. (Работа в группах. Уча- щиеся заполняют 2-ю графу таблицы. Пре-
зентация работы.)

1-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

Аромат опавшей листвы                                          

Запах антоновских яблок                                         

Запах мёда                                      

Запах осенней свежести                                          

Запах дёгтя в свежем воздухе                               

Девки-однодворки в сарафанах,

сильно пахнущих краской                                       

Ржаной аромат новой соломы и

мякины                                             

Запах: в саду — костёр…                                          

2-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

Запах яблок                                     

Запах старой мебели красного

дерева                               

Запах сухого липового цвета                                  

3-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

«Пахнет от оврагов грибной сы-

ростью, перегнившими листьями и мокрой
древесной корою»

«Славно пахнут эти похожие на церковные
требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной
кис- ловатой плесенью, старинными духами…»                                

4-            я часть рассказа

Описание запахов         Какие они?

(По определению Твардовского)         Состояние
рассказчика               Чувства, которые возникают у читателей

Запах антоновских яблок исчезает

из помещичьих усадеб                                             

Запах дыма, жилья                                      

Ворох соломы, резко пахнущей

зимней свежестью                                      

Пахнет псиной                               

Запах озябшего за ночь, обнажён-

ного сада                                          

Словарь

Требники — книги, содержащие молит- вы для
богослужения.

— Запах антоновских яблок лейтмоти- вом
проходит почти через весь рассказ. Обратите внимание, как постепенно, от

главы к главе меняются настроение пове-
ствования, роль запаха антоновских яблок.

1-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

Аромат опавшей листвы                                          

Запах антоновских яблок                                         

Запах мёда                                      

Запах осенней свежести                                          

Запах дёгтя в свежем воздухе                               

Девки-однодворки в сарафанах,

сильно пахнущих краской                                       

Ржаной аромат новой соломы и

мякины                                             

Запах: в саду — костёр…                                          

2-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

Запах яблок                                     

Запах старой мебели красного

дерева                               

Запах сухого липового цвета                                  

3-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

«Пахнет от оврагов грибной сы-

ростью, перегнившими листьями и мокрой
древесной корою»

«Славно пахнут эти похожие на церковные
требники книги своей пожелтевшей, толстой шершавой бумагой! Какой-то приятной
кис- ловатой плесенью, старинными духами…»                                

4-            я часть рассказа

Описание запахов         Цвет     Звук      Музыка

Запах антоновских яблок исчезает

из помещичьих усадеб                                             

Запах дыма, жилья                                      

Ворох соломы, резко пахнущей

зимней свежестью                                      

Пахнет псиной                               

Запах озябшего за ночь, обнажён-

ного сада                                          

(Каждая группа заполняет 3-ю и 4-ю гра- фы
таблицы. Презентация работы.)

Учитель. Работая над произведени-

ем, вы обратили внимание на обилие за- пахов,
цветовых оттенков, используемых Буниным. «Зрение у меня было такое, —

вспоминал сам Бунин, — что я видел все 7 звёзд
в Плеядах, слухом за версту слы- шал свист сурка в вечернем поле, пьянел,

обоняя запах ландыша или старой кни- ги…»

Важную роль в картине окружающего мира играет
цвет. Как и запах, он является сюжетообразующим элементом, заметно изменяясь на
протяжении рассказа. Мы про- следим это и отметим в таблице.

(Работа в группах. Учащиеся заполняют 1-ю
графу следующей таблицы. Презента- ция работы.)

Учитель. Стихию жизни, её многообра- зие,
движение передают также в произве- дении звуки. Все эти бесконечно разнооб-
разные звуки, сливаясь, словно создают в произведении Бунина симфонию, музыку
самой жизни.

(Работа в группах. Учащиеся заполняют 2-ю и
3-ю графы таблицы. Презентация ра- боты.)

Меняются запахи — меняется сама жизнь, её
основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных
ощущений героя, смена мировос- приятия.

Задание. Составление букета запахов (по
ответам учащихся).

1-я часть — сильный, тонкий, крепкий. 2-я
часть — чистый, бодрый.

3-            я часть — резкий, кисловатый,
ста- ринный.

4-            я часть — тёплый, отрадный.
Беседа

— Какой запах в 1-й и 2-й частях расска- за?
(Природный.)

—           Какой запах в 3-й и 4-й частях
расска- за? (Домашний, бытовой.)

—           Что объединяет все запахи?

Работа с карточками для 4 групп. За- дание
«Восстанови фразу»

1.            Особенно, всюду, тут, яблоками,
пах- нет, сильно.

(«Всюду сильно пахнет яблоками, тут —
особенно».)

2.            Прежде, яблок, войдёшь, всего, в
дом, и, прежде, услышишь, запах, а, уже, другие, потом.

(«Войдёшь в дом и прежде всего услы- шишь
запах яблок, а потом уже другие…»)

3.            От, перегнившими, сыростью,
корою, крепко, пахнет, грибной, листьями, древес- ной, мокрой, и, оврагов.

(«Крепко пахнет от оврагов грибной сы- ростью,
перегнившими листьями и мокрой древесной корою».)

4.            Грудь, сада, дышит, воздухом, за
ночь, широко, его, зари, озябшего, обнажённого, и запахом, резким.

(«Грудь его широко дышит резким воз- духом
зари и запахом озябшего за ночь, об- нажённого сада».)

Работа с художественным текстом

— Подбирая синонимы к слову «за- пах», кто-то
из вас предложил слово «бу- кет». Действительно, Буниным воссоз- даются особая
красота и неповторимость сложных запахов, называемых «букетом ароматов».
Предлагаю подтвердить это текстом. (Работа в группах. Комментарий к ответу.)

Примерный ответ: «…тонкий аромат опавшей
листвы и — запах антоновских яблок; запах мёда и осенней свежести; креп- ко
пахнет от оврагов грибной сыростью, пе- регнившими листьями и мокрой древесной
корою» (букет из 7 запахов).

Приём «Символ урока». Итог урока.

Беседа

—           Символом нашего урока являются
яблоки. Наступило время обратиться к этому образу, понять, что скрываются за
ним. Ка- ково его назначение в рассказе? Сколько запахов в рассказе?
(Опережающее задание учащимся — 19 запахов.)

—           Какую роль в рассказе выполняет
за-

пах?

—           Какой самый сильный запах в про-
изведении? (Запах антоновских яблок.)

— Почему Бунин запаху отводит значи- мое
место?

Рефлексия

Учитель. Прочитав рассказ, мы убеди- лись, что
главным его символом остаётся образ антоновских яблок. В произведении постоянно
ощущается их аромат, и этот за- пах звучит как лейтмотив.

— Какой же запах антоновских яблок у Бунина?

З (загадочный, заманчивый)

А (аппетитный)

П (проникающий, постоянный, при- ятный,
прекрасный, привлекательный)

А (ароматный)

Х (характерный)

Приём «Микрофон»

— Что-то вас поразило на сегодняшнем уроке,
было парадоксальным, заставило за- думаться, вызвало положительные впечат-
ления?..

Заключительное слово учителя

Каждому из нас Бунин даёт «инстру- мент» для
постижения самых неизъясни- мых, спонтанных душевных движений. Врождённый у
любого человека интерес к краскам, звукам, запахам многократно укрупнён
зрением, слухом, чувствами пи- сателя. В изображении красок, звуков и запахов,
всего, по выражению Бунина,

«чувственного, вещественного», из чего создан
мир, в предшествующей и совре- менной литературе ему нет равных.

М.Горький высоко оценил талантливость и
художественное совершенство этого рас- сказа: «Большое спасибо за “Яблоки”. Это

—           хорошо. Тут Иван Бунин, как
молодой бог, спел. Красиво, сочно, душевно» (цитата на слайде). Трудно с этим
не согласиться.

Домашнее задание

1.            Напишите небольшое эссе на
выбран- ную тему: «Мои любимые запахи», «Этот за- пах вызывает у меня
чувство…», «Запах моих воспоминаний».

2.            Выписать из рассказа И.Бунина
«Ан- тоновские яблоки» мудрые мысли.

Я.Вагаршакян. Эволюция жанра новеллы в прозе И. А. Бунина.

  Человек тонкой и чуткой души, проживший яркую, насыщенную душевными переживаниями жизнь, И. А. Бунин всегда стремился постичь главные жизненные ценности, понять, в чем смысл человеческого существования. Обладая богатым внутренним миром, писатель уделял большое внимание духовным, нравственным исканиям человека, потому что именно духовный мир считал самой главной ценностью человека и общества в целом.

Творческий путь и личная судьба Ивана Алексеевича Бунина, волею исторических обстоятельств оказались разделенными на две примерно равные части: до 1920 г. Жизнь и творчество в России; с 1920 по 1953 гг.- на «других берегах» эмигрантского изгнания.

Бунинская проза отразила совершенно оригинальную ,претерпевшую сложную эволюцию, этико-философскую систему взглядов автора. Учитывая современное состояние вопроса дифференциации новеллы и рассказа как вариантов структурно-поэтической организации малой прозы, в качестве ведущих типологических признаков новеллы мы выделяем следующие.Во-первых,органиченность пространственно-временной организации произведения одним ,но в психологическим отношении решающим судьбу героя событием; во-вторых, напряженное и динамичное развитие действия и, в-третьих, наличие в сюжете так называемого переломного момента, заставляющего по-новому осмыслить все предшествующее повествование.

В творчестве дооктябрьского периода прослеживается два идейно-тематических центра: деревенская проза и лирико-философская ( в которой поднимается вечные ценности: красота, любовь, природа). В этот период были созданы : «Антоновские яблоки», «Деревня», «Суходол», «Захар Воробьев», «Лирник Родион», «Братья», « Грамматика любви», «Господиниз Сан-Франциско», «Легкое дыхание».

Творчество Бунина – крупнейшее явление в русской литературе ХХ века. Его «универсализм», «синтез поэзии и прозы», новаторские формы психоанализа, переосмысление «вечных» тем и традиционных форм поэтики делают этого автора одним из ярких и оригинальных писателей.

Для творчества Бунина характерен интерес к обыкновенной жизни, умение раскрыть трагизм жизни, насыщенность повествования деталями. Бунина принято считать продолжателем традиций чеховского реализма. Но реализм Бунина отличается от чеховского предельной чувствительностью. Как и Чехов, Бунин обращается к вечным темам .Для Бунина важно душевное состояние героев, однако, по его мнению высшим судьей человека является память. Именно память защищает героев Бунина от неумолимого времени, от смери. Произведения Бунина считают синтезом прозы и поэзии. В них необычайно сильно исповедальное начало.

В своих произведениях Бунин воспевал высокие чувства, благородные стремления, созидательный труд человека. Будучи настоящим мастером “объективной прозы”, писатель сознавал, что в реальной жизни, в современном ему мире все меньше внимания уделяется истинным нравственным ценностям. На первый план в этом мире все чаще выходят забота о материальных благах, комфорте, развлечениях и низменных потребностях.

Сознавая пагубность влияния на человека современной цивилизации, Бунин стремился в своих произведениях открыть людям глаза, заставить их опомниться, встать на правильный путь, сохранить свою душу, а значит, и свою жизнь.

Эмиграция 1920-х годов уносила Россию с собой: «история, опыт, вера, самосознание страны пеплом Клааса стучали в ее сердце»1. Но жизнь ее не могла быть полноценной. Поэтому в литературе Русского Зарубежья отчетливо ощущается трагическое осознание невозможности достижения гармонии в XX веке. В поиске новых жизненных ориентиров «беженцы» неизменно перечитывали русских писателей XIX века, обсуждали их произведения в письмах.

И.А. Бунин существовал как бы на стыке времен, видя традиции классики и принципы обновления искусства. Его творчество — это показатель того, как время стало «проверять» этические и художественные законы классиков. Реакция эта началась накануне Первой мировой войны и продолжалась более 30 лет. В связи с этим в диссертации уделено внимание творчеству Бунина как эмигрантского, так и дореволюционного периода.

О том, что «выявить преемственность Бунина по отношению к русским прозаикам и поэтам — благодарная задача исследователей»2, О.Н. Михайлов писал еще в 1957 году. По его мнению, связь Бунина с литературой XIX века была столь явной, что писатель «казался многим даже чересчур архаичным»3, не прерывалась она и в эмиграции.

В течении десятилетий творческий почерк Бунина менялся. Его ранние рассказы, словно родившиеся из его же ранних стихотворений, были лиричными и почти бессобайтными. Широко известны слова Бунина «Нет никакой отдаленной от нас природы…»

Еще одним своеобразным открытием Бунина является в его прозе коротких, напоминающих миниатюры зарисовок, которые литературные критики назвали «мечтаниями».

Для  художественной прозы характерным есть: тема одиночества и беспомощности человека перед хаосом бытия, стремление воссоздать текучесть жизни, направленность в прошлое, герои наделены «жаждой жизни», сочетания реалистического изображения общественной и государственной жизни с элементами импресионитичной техники, плотная связь прозы и человека, богатство звуковых, живописных деталей, ассоциативный принцип повествования, эмоциональный синтаксис.

В прозе Ивана Алексеевича громко звучит хвала всему живому ,цветущему, всему человечному – тому, что всегда дорого и свято. Оптимизм Бунина может быть выражен словами героя этюда «Слепой» (1924), обиженного жизнью и все же славящего ее: « Я иду дальше, вижу, чувствую, — я несу в себе жизнь , ее полноту и радость… Это значит , что я воспринимаю, приемлю все, что окружает меня , что оно мило, приятно, родственно мне, вызывает во мне любовь. Так что жизнь есть ,несомненно, любовь, доброта, и уменьшение любви, доброты есть всегда уменьшение жизни ,есть уже смерть».

Замечательное наследие И. А. Бунина – неотъемлемая часть нашей национальной культуры. М. Горький ,который разошелся с Буниным политически ,но продолжал ценить его как Мастера ,сказал : «Выньте Бунина из русской литературы , и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния его одинокой страннической души».

Творчество И. А. Бунина –один из тех лучших образцов художественной культуры! Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, запечатлевший Россию конца XIX — начала XX века.

Литература

1. Благасова Г.М. Иван Бунин: Жизнь. Творчество. Проблемы метода и поэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е. М; Белгород, 2001. В предназначенном для студентов учебном пособии анализируется дореволюционный период творчества Бунина, особое внимание уделено его поэтическому наследию. К анализу привлечены мало известные архивные материалы и письма.
2. Колобаева Л.А. Проза И.Бунина: В помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам. М., 1998. В книге профессора МГУ им.М.В.Ломоносова рассмотрены концепция личности в художественном мире писателя 1890-1910-х гг., философская и национально-психологическая проблематика его повестей и рассказов. Крупным планом проанализированы рассказы «Антоновские яблоки», «Господин из Сан-Франциско», «Солнечный удар», «Темные аллеи», «Чистый понедельник».
3. Мальцев Ю.В. Бунин. М., 1994. Новаторское системное исследование творческого пути Бунина, места его произведений в русском и мировом литературно и культурном контексте.
4. Ничипоров И.Б. «Поэзия темна, в словах не выразима…». Творчество И.А.Бунина и модернизм. М., 2003. В монографии творчество Бунина рассмотрено на широком фоне русского и европейского модернизма, а также философской и эстетической мысли рубежа ХIХ-ХХ вв. Соотношение творчества Бунина с модернистской и реалистической эстетическими системами показано на уровнях поэтики художественного образа, новых форм художественного психологизма, жанровых исканий.
5. Ничипоров И.Б. На путях постижения русской души: И.А.Бунин и «деревенская» проза // Филологические науки.2002.№1.С.30-37.

Я.Вагаршакян. Эволюция жанра новеллы в прозе И. А. Бунина.

Данная статья посвящена И. А. Бунину, как шедевральному новеллисту. О любви  писали, наверное, все писатели и поэты, но насколько разные люди, настолько разным появляется это чувство в художественных произведениях. Величайший русский писатель Иван Бунин тоже создал собственную «философию любви». По его мнению, любовь — это «темные аллеи», преисполненные чего-то таинственного и неожиданного, это чудесное мгновение, которое часто ведет к трагическому финалу и которую очень легко потерять или не узнать вовремя. Потом могут прийти тяжелое разочарование, печаль, и даже гибель. В произведениях Бунина случаются трагические финалы из-за конфликта между идеальным и реальным, но гибель героев почему-то достаточно часто возникает у него светлой, по крайней мере, имеет вид наилучшего результата событий.

Иван Алексеевич Бунин — последний русский классик, который отобразил Россию конца XIX, — началу XX века.

Ключевые слова : Эволюция жанра новеллы в прозе І. А. Буніна

Я.Вагаршакян. Еволюція жанру новели в прозі І. А. Буніна.
Дана стаття присвячена І. А. Буніну, як шедевральному новеллісту. Про кохання  писали, напевно, всі письменники і поети, але наскільки різні люди, настільки різним постає це почуття у художніх творах. Видатний російський письменник Іван Бунін теж створив власну «філософію кохання». На його думку, любов — це «темні алеї», сповнені чогось таємничого і несподіваного, це чудова мить, яка часто веде до трагічного фіналу і яку дуже легко втратити або не впізнати вчасно. Потім можуть прийти тяжке розчарування, смуток, і навіть загибель. У творах Буніна трапляються трагічні фінали через конфлікт між ідеальним і реальним, але загибель героїв чомусь досить часто виникає у нього світлою, принаймні, має вигляд найкращого результату подій.
Іван Олексійович Бунін — останній російський класик, що відобразив Росію кінця XIX — початку XX століття.

Ключові слова : Еволюція жанру новели в прозі І. А. Буніна.

Y. Vagarshakyan. The evolution of the novella genre in the prose of I. A. Bunin.

In the  article we examine І. А. Bunin, as short story. About love  all writers and poets wrote, probably,, but as far as different people, so this sense appears anything in artistic works. The greatest Russian writer Ivan Bunin created own «philosophy of love» too. According to his opinion, love is «dark avenues» full of something mysterious and unexpected, it is a wonderful instant that often conduces to the tragic finale and that it as easy as anything to lose or not to know in time. Then can come heavy disappointment, sorrow, and even death. In works of Буніна tragic finales happen from a conflict between ideal and real, but death of heroes for some reason often enough arises up for him light, at least, has the appearance of the best result of events.

Ivan Oleksij Bunin is the last Russian classic that represented Russia of end of XIX — to beginning of XX of century.

Key words: The evolution of the novella genre in the prose of I. A. Bunin.

Сюжет и тема рассказа

У героев рассказа нет имен, это означает, что любой человек может себя почувствовать на месте этих людей. По этой же причине рассказ идет от первого лица единственного числа, чтобы читатель смог погрузиться в атмосферу, увидеть мир глазами рассказчика.

Бунин сравнивает исчезающий запах антоновских яблок с увядающей помещичьей жизнью, с изменениями в жизни людей и России вообще. Очень красочное описание осенней природы в начале рассказа говорит о его тоске по былым временам, ведь со временем всё меняется и жизнь юношеских времён не вернуть. Автор также вспоминает, как хорошо он жил у своей тётушки, чей сад ассоциируется с ароматом яблок.

Темой рассказа является тоска по былым временам.

Тема

Чтобы уловить суть рассказа «Антоновские яблоки» анализ его следует начинать с характеристики основной проблемы.

Все произведение охвачено осенней темой

. Автор раскрывает красоту природы в эту пору и изменения, которые осень приносит в человеческую жизнь. А. Бунин переходит к описанию помещичьей жизни. Важную роль в раскрытии обеих тем играет образ антоновских яблок. Эти плоды символизируют детство, старину, ностальгию. В символическом значении скрывается и
смысл названия
рассказа.

Особенности произведения связаны с тем, что ведущую роль в нем играет лирическая составляющая. Не зря автор выбирает форму повествования от первого лица единственного числа. Так читатель может максимально приблизится к рассказчику, увидеть мир его глазами, понаблюдать за его чувствами и эмоциями. Рассказчик произведения напоминает лирического героя, которого мы привыкли видеть в стихотворениях.

Сначала

рассказчик описывает раннюю осень, щедро «присыпая» пейзаж народными приметами. Такой прием помогает воссоздать деревенскую атмосферу. В начальном пейзаже появляется образ антоновских яблок. Их собирают крестьяне в садах мещан-садовников. Постепенно автор переходит к описанию мещанского шалаша и ярмарки возле него. Это позволяет ввести в произведение колоритные крестьянские образы. Заканчивается первая часть описанием осенней ночи.

Вторая часть

снова начинается пейзажем и народными приметами. В ней. И. Бунин рассказывает о стариках-долгожителях, как бы намекая на то, насколько слабее его поколение. В этой же части читатель может узнать, как жили богатые крестьяне. Рассказчик описывает их жизнь с восторгом, не скрывая, что и сам хотел бы так пожить.

Воспоминания возвращают рассказчика ко временам, когда была жива его тетка-помещица. Он с упоением рассказывает, как приезжал в гости к Анне Герасимовне. Ее усадьба была окружена садом, в котором росли яблоки. Герой детально описывает интерьер теткиного дома, обращая особое внимание на запахи, главный из которых — аромат яблок.

Третья часть

произведения И. Бунина «Антоновские яблоки» — рассказ об охоте, это единственное, что « поддерживало угасающий дух помещиков». Рассказчик описывает все: сборы на охоту, сам процесс и вечернее застолье. В этой части появляется еще один герой — помещик Арсений Семенович, который приятно удивляет внешностью и веселым нравом.

В заключающей части

автор рассказывает о смерти помещицы Анны Герасимовны, помещика Арсения Семеныча и стариков. Вместе с ними, кажется, умер и дух старины. Осталась только ностальгия и «мелкопоместная жизнь». Тем не менее, И. Бунин делает вывод, что она тоже хороша, доказывая это описанием мелкопоместного быта.

Проблематика

произведения сконцентрирована около мотива угасания помещичьего духа и гибели старины.

Идея рассказа

— показать, что в старине была особая прелесть, поэтому потомки должны сберечь ее хотя бы в памяти.

Основная мысль

– человеку дороги те воспоминания, которые берегутся в его сердце с детства и юности.

Главные герои

Рассказ идет от первого лица, главный герой является дворянином по образу жизни и по мышлению, но несмотря на это немного завидует простой деревенский жизни с их заботами. Герой, в течение рассказа описывает простую жизнь по которой тоскует, старых знакомых, которых уже нет в живых. Ему не по душе нынешняя жизнь в деревне, так как давно стали исчезать запахи антоновских яблок. Герой ведет внутренний монолог в котором высказывает свою грусть по тому как обнищала его деревня и как мало осталось знакомых богатых помещиков, но несмотря на это герой не против прожить остаток жизни тут, в этой самой деревне.

Анна Герасимовна — тетя лирического героя, к которой он любил приезжать, также любил и запахи разных сортов яблок из ее сада. Анна была очень властной помещицей чье уважение не было потеряно крепостными даже после отмены крепостного права.

Арсений Семеныч — шурин главного героя, настоящий любитель охоты. К нему часто приезжали охотники и оставались на несколько дней. Очень любил производить впечатление на людей разными способами; однажды выстрелил мимо собаки, которая ела за столом. Покончил жизнь самоубийством выстрелив из ружья.

Николай нынешний мещанин, продавец яблок. Рассказчик любил заходить к нему вечером в сад пострелять в воздух из ружья.

История создания и прототипы героев

Рассказ И. Бунина «Антоновские яблоки» не стал произведением, созданным на одном дыхании. Его «рождению» предшествовал долгий путь.

В одном из своих писем В.В. Пащенко, датированным 14 августа 1891 года, Бунин описывает свое впечатление от осенних дней, проведенных в имении брата Евгения Алексеевича. Из письма мы узнаем о том, что Бунин всегда трепетно относился к осени – это была его любимая пора года. В гостях у брата он не только насладился прелестными осенними картинами, но и усилил их ароматом антоновских яблок. Спустя девять лет эти воспоминания стали ключевыми при создании рассказа.

Буниным не было обнародован прототип главного героя, но такая личность была обнаружена исследователями. Вера Николаевна Муромцева, жена И. Бунина, после смерти своего мужа в своей работе, посвященной жизни и творчеству Бунина, указала, что прототипом героя стал А.И. Пушешников – родственник Бунина.

Особенности сюжета

Необычность рассказа Бунина в первую очередь заключается в том, что в «Антоновских яблоках» отсутствует как таковой традиционный сюжет. По своей сути рассказ содержит в себе фрагментарное изображение воспоминаний лирического героя.

Дорогие читатели! На нашем сайте вы можете ознакомиться с кратким содержанием рассказа Ивана Бунина – в миниатюре.

Все эти моменты объединены личностью главного героя и общим эмоциональным настроем. В рассказе полностью отсутствует сюжетная динамика. Фабула произведения состоит в накоплении различных воспоминаний, ключевым элементом к появлению которых и их функционированию стал запах антоновских яблок, который меняется так же, как и события в жизни героя.

Символично у Бунина, лето ассоциируется с расцветом помещичества – именно в это время запах яблок особенно значимый и сильный. Однако постепенно золото осени меняется серыми на серые и неприглядные цвета – таким образом достигается гармоничность и цикличность природы.

Рассказ состоит из четырех частей. В первой читатель узнает о ностальгических воспоминаниях о деревне и беззаботной жизни, здесь же и появляется образ антоновских яблок.

Во второй части мы узнаем об осенней поре. Состоятельные старухи и старики пекутся о саване и могильном камне. Здесь лирический герой переносится в воспоминаниях в усадьбу к Анне Герасимовне – своей тетке. В этой части усиливается образ антоновских яблок, которые для героя становятся ключевым моментов осени.

На нашем сайте вы можете ознакомиться с который написал Иван Бунин – талантливый автор-классик.

В третьей части читатель видит иную осень – холодную и сырую. Герой переносится в усадьбу Арсения Семеновича и предается воспоминанием об охоте и былом задоре.

Заключительная, четвертая часть повествует о осенней хандре и унынии – в это время уже не пахнут антоновские яблоки. Герой огорчен упадком и отсутствием помещичества.

Роман был поделен на четыре части неслучайно – с их помощью автор изображает жизненный цикл и наступление зрелости взамен юности.

Тема и идея произведения

Несмотря на отсутствие традиционного сюжета, в рассказе традиционно выделяются тема и идея. Тема «Антоновских яблок» заключается в сожалении героя в связи с запустением помещиков и их усадеб. Ностальгия по прекрасному времени переполняет главного героя.

Сопутствующим элементом является тема гармоничности и возвышенности природы.

Рассказ «Антоновские яблоки» был написан достаточно быстро, но полностью не был закончен. На протяжении длительного времени автор Иван Алексеевич Бунин возвращался к нему, поэтому каждое последующее издание имеет дополнения. На протяжении всего повествования Бунин вспоминает и тоскует по прошедшему времени.

Это было ранней осенью. В это время начинается сбор яблок. Они крепкие ароматные. Читая, как мужик ест, сам чувствуешь хруст яблока на зубах и его кисло-сладкий вкус. А их запах и осени смешался, получилось что-то восхитительное. Этот аромат преследует автора всю жизнь. Описывая природу, писатель использует много метафор, подбирает такие слова, что читателю кажется, что он на месте и все видит по правде. Кожей чувствуешь прохладу утра, студеную воду. Во рту ощущается вкус вареной картошки с черным хлебом.

В рассказе есть главное действующее лицо – барчук. Автор не старается раскрыть его историю, а просто рассказывает о его жизни в этот период. Параллельно природе так же писатель не забывает о земном. Повествует о старухах, которые готовятся закончить свой земной путь. Вспоминает свою тетку, как она любила гостей и встречала всех с радостью. Дом ее был хоть и старый, но прочный и все вокруг сделано с любовью и надолго. Следующее повествование идет о другом помещике, который очень любил охоту. У него собирались охотники не забывали пить водку и отправлялись на охоту. По всей видимости, уже нет ни тетки, ни помещика. Чтобы усилить чувство тоски Иван Алексеевич пишет про позднюю осень. Дожди закончились, но солнце хоть и яркое, но совсем не греет.

Вместе с осенними теплыми днями ушел и запах антоновских яблок, события и детство, все в далеком прошлом. Осталась только тоска по ушедшим дням. И, наконец, все занесло снегом, этим автор показывает, что назад дороги нет. К былому не вернешься.

Как точно подобрал время года автор. Ранняя осень – сбор урожая, охота весело и задорно. Детство и юность продолжается, все живы. Поздняя осень прощание старух с прошлым и ранняя зима. Все в снегу прошлое осталось только в воспоминаниях. Жизнь продолжается, но другая уже новая. Несмотря на то, что рассказ немного грустный Бунин вложил в него душу.

Композиция

Особенностью композиции рассказа является то, что главной темой произведения является не развитие сюжета, а описание пейзажей, философские раздумья. Выделить классические элементы сюжета — почти невозможно, потому что границы размываются несюжетными составляющими.

В тексте имеется 4 части, в каждой из которых описано какое-то одно воспоминание главного героя, связанное с его юностью.

11 класс

Другие темы: ← Главная героиня в рассказе Чистый понедельник↑ БунинТемные аллеи анализ рассказа →

`

Анализ произведения Антоновские яблоки

Талантливейший писатель Иван Бунин обладал способностью описывать с точностью и в подробностях свои мысли и рассуждения. Воспоминания, которые засели в голове творца излились в рассказ «Антоновские яблоки», что писался быстро, через несколько месяцев он уже был готов. В произведении задействованы впечатления Бунина, его давнишние воспоминания, которые теперь и предоставляются в свободном варианте читателям. Рассказ, помимо того, что был за короткое время написан, постоянно переделывался, писатель снова и снова добавлял краски, определенные детали, без наличия которых произведение казалось бы обыденным и скучным.

В «Антоновских яблоках» нет развития сюжета, открывая страницы книги, перед глазами всплывают картины того, что когда-то удалось узреть Ивану Бунину. Все эмоции и впечатления изображены тонко и с умом. Писатель продумал все до мельчайших подробностей. Видны и боль, и страдания, и мука, и печаль за то, что все то прекрасное осталось в прошлом, оно, к сожалению, уже позади.

Главным героем в произведении представляется некий барчук, что и ведет описание чудесных мест, от которых играет воображение. Однако примечательно то, что история персонажа не раскрывается читателям книги, она скрывается под завесой, оставаясь недоступной.

Что можно сказать о сюжете? Он делится на четыре части. В первой главе повести Бунин толкует о необычном запахе превосходных антоновских яблок, от которых дух захватывает, ибо их вкус не описать словами, но писателю все по силам. Этот запах неразрывно связан с воспоминаниями об уютной деревне, ее чудной жизни. Там и мужики, их жизнь в осеннюю пору, говорится о старом патриархальном строе.

Вторая часть включает в себя рассказы о великолепной осени, которая таинственна и загадочна. Виднелись и старухи, что готовились к уходу из жизни, и могильные камни, что их ожидали. Героини доживали свой век.

Затем Бунин ведет читателей в усадьбу тетки героя по имени Анна Герасимовна, где прекрасна дорога, небо голубое, все такое родное и близкое…

Третья часть о том, как прошлое невозможно вернуть. Дворянский прежний быт потерян, возврата нет. От этого становится тяжко и грустно на душе…

После же в четвертой главе Иван Бунин делает вывод: прежнего запаха детства не вернуть, его можно лишь хранить в светлых воспоминаниях, с улыбкой на лице говорить о минувших событиях. Но сейчас уже запах антоновских яблок, увы, исчез. Славные времена прошли.

Писатель свой рассказ посвятил России, произведение – это обращение к ней, толкование о том, что прежнюю жизнь нельзя вернуть на круги своя. Зато остаются в памяти прекрасные времена! Их стоит помнить!

Популярные сочинения

  • Сочинение Аксинья Астахова в романе Тихий Дон (Образ и характеристика) Шолохова
    Аксинья Астахова – один из самых страстных и пронзительных женских образов русской классики. Коренная казачка, с внешностью необыкновенной, «манящей красоты», является самой большой любовью донского казака
  • Примеры настоящего искусства из жизни сочинение
    Каждый день человек соприкасается с искусством, хочет он этого или нет. Выходя из дома, мы видим засаженную цветами клумбу и красиво постриженное дерево. А вот — графити на стене.
  • Сочинение Евгений Онегин — лишний человек (9 класс)
    Роман прекрасного и всем известного писателя Александра Сергеевича Пушника Евгений Онегин передает нам обстановку жизни дворянин Российской империи девятнадцатого века. Автор описывает нам быт и нравы высшего сословия.

Смысл

Ностальгия – вот главное чувство, которое охватывает и автора, и многих читателей того времени после прочтения «Антоновских яблок». Бунин – настоящий художник слова, поэтому его деревенская жизнь – идиллическая картина. Автор старательно обошел все острые углы, в его рассказе жизнь прекрасна и лишена проблем, социальных противоречий, которые в реальности накопились к началу ХХ века и неизбежно вели Россию к переменам.

Смысл этого рассказа Бунина – создать живописное полотно, погрузиться в ушедший, но манящий мир безмятежности и благоденствия. Для многих людей отход от действительности стал выходом, однако недолгим. Тем не менее, «Антоновские яблоки» — образцовое произведение в художественном плане, а у Бунина можно поучиться красоте его слога и образности.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

«Антоновские яблоки»

Характерной особенностью раннего прозаического творчества И. Бунина является наличие лирического сюжета, в котором важны не события, а впечатления, ассоциации, особый элегический настрой. Известно, что И.А. Бунин начал свой путь в литературе как поэт и, как правило, четко не разграничивал поэтическое и прозаическое творчество, нередко использовал в прозе отдельные образы, взятые из собственной лирики. В этой связи в его творчестве находит яркое отражение такое характерное для литературы XX века явление, как стихопроза.

Рассказ «Антоновские яблоки» в целом можно рассматривать как стихотворение в прозе. Изображена краткая и невероятно поэтическая пора — бабье лето, когда элегические раздумья сами собой слагаются в душе.

За детальной пейзажной зарисовкой угадывается поэтичная душа автора, человека тонкого, образованного, глубоко любящего жизнь родной природы. Ему близка народная мудрость, так как он часто обращается к приметам: «Осень и зима хорошо живут, коли на Лаврентия вода тиха и дождик».

И.А. Бунину невероятно дорог национальный колорит. С какой тщательностью, например, описывает он праздничный дух садовой ярмарки. Создание им фигуры людей из народа поражают высокой степенью индивидуализации. Чего стоит только одна важная, как холмогорская корова, молодая старостиха или картавый, шустрый полуидиот, играющий на тульской гармонике.

Для детального воссоздания атмосферы ранней погожей осени в яблоневом саду И.А. Бунин широко использует целые ряды художественных определений: «Помню раннее, свежее, тихое утро… Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы…» Чтобы полнее, рельефнее отразить окружающую атмосферу, передать каждый звук (скрип телег, квохтанье дроздов, треск съедаемых мужиками яблок) и аромат (запах антоновских яблок, меда и осенней свежести).

Запах яблок — повторяющаяся деталь рассказа. И.А. Бунин описывает сад с антоновскими яблоками в разное время суток. При этом вечерний пейзаж оказывается ничуть не беднее, чем утренний. Его украшает бриллиантовое созвездие Стожар, Млечный Путь, белеющий над головой, падающие звезды.

Центральная тема рассказа — тема разорения дворянских гнезд. С болью пишет автор о том, что исчезает запах антоновских яблок, распадается веками складывавшийся уклад. Любование прошлым, уходящим привносит в произведение элегическую тональность. Отдельными деталями подчеркивает Бунин социальный аспект отношений между людьми. Об этом свидетельствует и лексика («мещанин», «барчук»). Несмотря на элегическую тональность в рассказе присутствуют и оптимистические ноты. «Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!» — подчеркивает И.А. Бунин. В рассказе проявляется характерная для писателя идеализация образа народа. Особенно близок он автору в праздничные дни, когда все прибраны и довольны. «Старики и старухи жили в Выселках очень подолгу, — первый признак богатой деревни, — и были все высокие, большие и белые, как лунь. Только и слышишь, бывало: «Да, — вот Агафья восемьдесят три годочка отмахала!» — так через диалоги передает И.А. Бунин свое восхищение укладом простой деревенской жизни. Автор поэтизирует обыденные ценности: работу на земле, чистую рубаху и обед с горячей бараниной на деревянных тарелках.

Не ускользают от взгляда автора и социально-классовые разногласия. Не случайно старик Панкрат стоит перед барином вытянувшись, виновато и кротко улыбается. Именно в этом произведении высказывает И.А. Бунин важную для него мысль о том, что склад средней дворянской жизни был близок к крестьянской. Автор-повествователь прямо сознается в том, что крепостного права не знал и не видел, но чувствовал его, вспоминая, как кланялись господам бывшие дворовые.

Социальный аспект подчеркнут и в интерьере дома. Лакейская, людская, зала, гостиная — все эти названия свидетельствуют о понимании автором классовых противоречий в обществе. Однако вместе с тем в рассказе присутствует и любование утонченным дворянским бытом. Писатель, например, подчеркивает аркстократически-красивые головки в старинных прическах, с портретов опускающие свои длинные ресницы на печальные и нежные глаза.

Таким образом, рассказ И.А. Бунина «Антоновские яблоки» дорог читателю тем, что воплощает красоту родной природы, картины русской жизни и учить любить Россию так сильно, как любил ее потрясающий глубиной лирического выражения патриотического переживания русский писатель.


В произведениях Ивана Алексеевича Бунина весьма часто затрагивается тема жизни и смерти. В творчестве поэта и прозаика такие сцены занимают немалое место. Ярким примером такого сюжета является стихотворение «Последний шмель». Автор желает поделиться своими мыслями с читателем о том, что человек, который способен по-иному воспринимать мир, в определенный жизненный момент осознает в чем на самом деле смысл его жизненного пути. Поэт думает о собственной значимости своего существования и привлекает читателя разделить с ним философские раздумья.

Тематика соединения натуральной природы и человеческой личности использовалась многими писателями. Человечество, имеющее дар, данный ему свыше, постоянно стремится гармонировать с природой. Именно поэтому каждый автор пытается максимально раскрыть возможные причины, из-за которых та или иная личность постепенно отдаляется от созданной гармонии.

Последний шмель. Стихотворение. Бунин.


Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля

Анализ стихотворения «Последний шмель»

Тематика гармонии, сопровождающаяся жизнью и смертью, весьма точно описана в произведении Бунина «Последний шмель». Уже из самого названия многое становится понятно, и читатель догадывается, о чем будет идти речь в произведении. Возникает ощущение, что сейчас будет затронута тема чего-то печального и трагического.

В своём стихотворении, поэт, при помощи шмеля, представляет всю натуральную природу, во всей ее красе. Эта природа постоянно движется и живет своей отдельной жизнью.

Несмотря на то что в строфах произведения прослеживается одна определенная идея, при проведении анализа, стихотворение можно смело разделить на три отдельные части. Каждая из них скрывает определенный смысл и повествует нам о тех или иных особенностях.

Мир человека

img305В первой части произведения Бунина «Последний шмель» рассказывается именно о жизненном пути человечества, представленного различными представителями. Стихотворение повествуется от имени определённого лирического героя, и рассказывает об особенностях единения мира человека и мира натуральной природы, которая здесь представлена в виде шмеля.

Многим может показаться, что данные миры совершенно различны, и разделены на два отдельных слоя. Использование в тексте инверсий обращает внимание читателя на то, что у человека имеется отдельное жилье, а шмель является лишь гостем в этом доме. В произведении автор использует несовершенные глаголы, указывая на то, что описываемы действия имеют своеобразную цикличность. Это позволяет отметить, что человеческий мир все-таки не особенно отделен от натуральной природы, ведь такие встречи случаются весьма часто.

Между человеком и насекомым имеется своеобразное взаимопонимание. Автор старается показать, что общение шмеля и лирического героя происходит на равном уровне. Шмель прекрасно понимает и ощущает тоску лирического героя.

Человек описывает насекомое с уважением, особое внимание акцентируя на внешности шмеля. Автором использованы возвышенные эпитеты, которые звучат благородно. Такие строки позволяют приподнять образ насекомого до уровня полноценного собеседника, являющегося единомышленником лирического героя.

При появлении шмеля в сюжете, ощущается и появление фонетического звукового строения. Своеобразной аллитерации с использованием шипящих звуков. Имеется здесь и ассонанс, сочетающий в себе глубокие и гудящие гласные. Все эти средства позволяют вызывать у читателя печаль и грусть.

В строках присутствует и сравнение. Автор отмечает, что шмель гудящий, и в то же время указывает на его певучесть. В строках стихотворения Иван Алексеевич старается рассказать, что мысли, представленные под видом шмеля, появляются в мире сам по себе и способны передать определенную боль в душе. Автор отмечает, что даже певучесть насекомого не убирает грусть и печаль.

Смерть в произведении «Последний шмель»

img306Вторая часть стихотворения постоянно указывает на тематику смерти. Автор прямым текстом говори читателю, что остались последние дни, уходят последние мгновения. Становится понятно, что здесь имеется скрытый подтекст. Последние дни насекомого сравнимы с последними днями уходящего лета. Указание на смерть служит в качестве особенного напоминания для человека, что жизнь скоротечна и рано или поздно все заканчивается.

Автор особое внимание уделяет натуральной природе. Он показывает, что она по-прежнему прекрасна и всеми силами старается сохранить свою постепенно увядающую красоту. Поэт указывает – только человеку дано понять, что данное затишье в скором времени сменится бурей, и избежать этого не удастся. В скором времени наступит смерть для многих живых существ, а сама природа уснет на определенный временной промежуток.

Бунин указывает, что человек оградился от окружающего мира и смотрит на все происходящее через окно. В данной ситуации именно шмель является центральным звеном, связующим два отдельных мира – мира человека и мира природы.

Первые строки второй части максимально красочно и насыщенно описывают мир, в котором находится природа, ожидая своей смерти – она еще прекрасна, но уже начинает осознавать неизбежность. Автор завершает строку раковым выражением – последние дни.

И вот исход последующих событий становится совершенно ясным. Природу ожидает неизбежная смерть. Именно поэтому лирический герой во время общения со шмелем просит его отправиться обратно на волю. Фразы звучат не в приказном тоне, а скорее в рекомендательном, наставительном. Лирический герой сочувствует насекомому и жалеет, что шмель так и не сможет осознать, что в скором времени в любом случае придет его кончина. Именно поэтому автор просит насекомое уснуть.

Герой предлагает шмелю отдохнуть, размещая его на красной татарке. Таким образом, Бунин указывает на то, что шмелю уготована поистине царская кончина.

Человек и природа

Третья часть стихотворения Ивана Алексеевича «Последний шмель» рассказывает о превосходстве человека над насекомым, который не способен осознать настоящую сущность происходящего в его жизни. Насекомое не может рассуждать о скоротечности жизненного пути, о смерти и возрождении.

Здесь происходит окончательное разделение мира природы и мира человека. Постепенно лирический герой ощущает свою значимость и возвышает себя над насекомым, предсказывая ему неминуемую гибель.

Автор отмечает, что смерть является неизбежным явлением. Судьба шмеля — это судьба всего живого на земле, в том числе и человеческой сущности. Именно данная особенность заложена в основу всего произведения, ведь даже в самом начале стихотворения указывалось, что гудение шмеля для человека кажется заунывным.

Небольшое произведение написано с использованием перекрёстных рифм в виде четырехстопного анапеста. Следует отметить, что первая и третья строфы имеют на пару слогов больше, а в четвертой и второй имеется ударный слог. Данная особенность придает рифмам своеобразную законченность.

Использование при написании анапеста, если посмотреть на ритмичность организации, представлено читателю достаточно размеренно. Это сделано изысканно и не позволяет отнести произведение к ямбу, напоминая о марше или какой-либо считалке для детей.

Применяемый ритм создает характер беседы, которая позволяет по максимуму ощутить внутренний мир, постепенно раскрываемый автором. Все переживания героя обращены в саму суть. И суть эта заключена в финале жизненного пути.

Иван Алексеевич Бунин

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

137589201 1000

Осень всегда ассоциируется у людей с увяданием природы, которая готовится к длительной зимней спячке. Однако, глядя на то, как опадают пожелтевшие листья, многие люди ловят себя на мысли о собственной старости. Действительно, два эти явления тесно взаимосвязаны, и их объединяет конечный результат — смерть. И именно на эту тему очень любят рассуждать литераторы, которые не только проводят ассоциативные параллели, но и пытаются найти ответ на вопрос, почему мир устроен именно таким образом.

Подобное стихотворение-рассуждение есть и у Ивана Бунина. Своего «Последнего шмеля» автор написал осенью 1916 года, не подозревая о том, что уже через несколько месяцев Россия погрязнет в хаосе революции и, фактически, умрет в том виде, в котором была очень дорога поэту. Трудно сказать, предчувствовал ли Бунин нечто подобное. Однако то, что в момент написания этого стихотворения он находился в достаточно подавленном и депрессивном состоянии, не вызывает сомнений.

«Черный бархатный шмель, золотое оплечье, заунывно гудящий певучей струной», — эти первые строки стихотворения создают особую атмосферу, не только настраивая на лирико-философский лад, но и показывая, что автор воспринимает окружающий мир сквозь призму своих личностных переживаний. Развивая тему рассуждений о бренности существования, Бунин ищет в шмеле союзника, который бы смог разделить с ним щемящую тоску и грусть, навеянную последними теплыми деньками бабьего лета. Однако автор, в отличие от шмеля, хорошо знаком с законами мироздания, и прекрасно понимает, какая участь ждет это красивое и благородное насекомое. Поэтому он старается быть с ним предельно ласков и терпелив, отмечая: «Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
на подушечке красной, усни».

О том, что произойдет дальше, не сложно догадаться. Бунин лишен иллюзий, и поэтому убежден, что «что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый золотого сухого шмеля!». Однако подобная мысль вызывает у автора весьма противоречивые чувства. С одной стороны, ему очень жалко это бархатистое жужжащее существо, а с другой — поэт знает, что изменить что-то он не в силах. Поэтому, прощаясь с последним шмелем, Бунин испытает легкое чувство грусти, которая направляет мысли совсем в иную сторону. «Не дано тебе знать человеческой думы», — отмечает поэт, обращаясь к шмелю. Он и сам еще до конца не сумел понять, почему приход осени рождает столько печали и сомнений. Но поэт точно знает, что когда-нибудь настанет время, и он сам окажется в роли этого шмеля, который, веря в чудеса, однажды уснет сладким сном, чтобы превратиться в прах. Бунин предчувствует, что нечто подобное очень скоро произойдет и с Россией, поэтому в данном стихотворении прослеживается сразу две параллели, последняя из которых основана на интуиции и смутных предчувствиях автора. Но они оказываются настолько точными и верными, что не оставляют сомнений в способности Бунина видеть будущее и не питать при этом иллюзий относительно того, что оно будет безоблачным.

Принадлежит к числу таких мастеров пера, творчество которых сложно ограничить какими-либо рамками. Еще в начале ХХ века он прославился своими лирическими произведениями, выпустив за 20 лет семь сборников стихотворений о родине, жизни, любви. Многие критики отдельно отмечают его любовную поэзию, проникнутую эротическими мотивами. В 1903 году Академия наук даже наградила молодого поэта Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» и перевод «Песни о Гайавате» американского поэта Г. Лонгфелло.

Еще более широкую известность принесла Бунину проза. Рассказ «Антоновские яблоки», повести «Деревня» и «Суходол» выражали по-настоящему поэтическое отношение автора к миру. В этих произведениях автор выразил свою грусть по поводу исчезновения прежнего дворянского уклада жизни. В итоге, так и не приняв изменения в русском обществе, особенно после Октябрьской революции 1917 года, Иван Алексеевич Бунин навсегда покинул Россию, закончив свой жизненный путь на кладбище Сен-Женевьев-де Буа в Париже.

Возможно, именно состояние «великой грусти», ощущение чего-то уходящего, последнего в жизни, передает поэт в своем стихотворении «Последний шмель»
, написанном в 1916 году. Этому стихотворению и будет посвящен анализ. Небольшое по объему, оно вызывает у читателя целую гамму чувств. По тематике его, скорее, можно отнести к философской лирике, потому что это стихотворение содержит серьезные размышления о жизни и смерти, о предназначении на этом свете, о бренности земного существования — словом, обо всем, что характерно для лирики подобного рода.

Лирический сюжет
довольно прост: герой видит случайно залетевшего в комнату шмеля, но он, «заунывно гудящий»
, вызывает у героя ощущение тоски и грусти. Конечно, подобные мысли не приносят радости, поэтому герой с некоторой долей упрека вопрошает:

Ты зачем залетаешь в жильё человечье
И как будто тоскуешь со мной?

Если полет шмеля вдохновил в свое время великого австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта на создание бессмертного шедевра с одноименным названием, полного радости, бодрости и движения, то стихотворение Бунина звучит очень размеренно, неспешно, во многом благодаря четырехстопному анапесту, которым написано это произведение. Само название — «Последний шмель» — вызывает ассоциацию с уходящим летом, с наступлением осени, а потом и зимы, что в лирике традиционно связано с умиранием в природе. Тема смерти
у Бунина часто связана с темой памяти
. Именно поэтому героиня рассказа «Темные аллеи» говорит: «Все проходит, да не все забывается».

Мудрая природа так устроила, что ее дети — птицы, животные, насекомые — не обладают разумом, а значит, не могут знать, что их жизнь подчас слишком коротка. Наверное, именно это и делает их счастливее человека, который знает, что рано или поздно его ожидает смерть, а раздумья о ней ввергают в пессимистическое состояние. Для шмеля из стихотворения Бунина смерть всего лишь сон: не ожидая мучительно смерти, он просто уснет «в засохшей татарке, на подушечке красной»
, поэтому и его последние дни можно считать безмятежными, т. е. лишенными раздумий о том, что же будет после смерти.

Наверное, лирический герой с некоторой завистью утверждает:

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля…

Ведь человек как раз думает, причем часто думает и о смерти. Его всегда волновал вопрос: сколько мне отмеряно судьбой? Кто-то в шуточной форме пытается выяснить это у кукушки, кто-то идет к гадалкам или ясновидящим. Лирический герой этого стихотворения скрывает свои эмоции: о его внутреннем состоянии можно узнать лишь по эпитетам — «заунывно гудящий»
да «ветер угрюмый»
.

В целом стихотворение не производит мрачного впечатления, которое может возникнуть из-за рассуждений о смерти. Да, герой наделен знанием о конце своего земного существования, но это, скорей, должно помочь ему выбрать достойный жизненный путь, чтобы оставить о себе память в веках. Именно такой путь выбрал для себя Иван Алексеевич Бунин — писатель, поэт и философ, за свою долгую жизнь, наверняка, хорошо узнавший истинную ей цену.

  • Анализ рассказа «Легкое дыхание»

Черный бархатный шмель, золотое оплечье,
Заунывно гудящий певучей струной,
Ты зачем залетаешь в жилье человечье
И как будто тоскуешь со мной?

За окном свет и зной, подоконники ярки,
Безмятежны и жарки последние дни,
Полетай, погуди — и в засохшей татарке,
На подушечке красной, усни.

Не дано тебе знать человеческой думы,
Что давно опустели поля,
Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый
Золотого сухого шмеля!

Анализ стихотворения «Последний шмель» Бунина

Творчество Ивана Алексеевича Бунина часто обращено к природе. Мастер смешивать пейзажную и философскую лирику, он создает стихотворение «Последний шмель».

Стихотворение написано в 1916 году. Его автору исполнилось 46 лет, его авторитет в литературных кругах весьма высок, за плечами несколько сборников стихов и прозы, ряд заграничных путешествий. В этот период усиливается тяжесть на сердце писателя, он предчувствует, что за Первой Мировой войной последует новый, еще более грозный, кризис. Подмечает он и усталость публики от искусства, тягу к развлечениям.

По жанру — элегия, по размеру — разностопный анапест с перекрестной рифмой, 3 строфы. Рифмы только открытые. Лирический герой — сам автор. Его печаль еще не дошла до пределов отчаяния, поэтому он почти с нежностью меланхолично наблюдает за залетевшим в комнату шмелем, даже мысленно обращается к нему. Безмятежность ничего не подозревающего шмеля контрастирует со «всезнанием» человека: лирический герой много раз уж встречал осень, видел умирание и возрождение природы, он почти что предсказатель маленькой шмелиной судьбы. Впрочем, собственное будущее для него неизвестно. Стихотворение начинается с вопроса, а заканчивается восклицанием. Поэт будто видит некое сродство между собой и шмелем, готов разделить с ним свои невеселые думы. Он размышляет о хрупкости человеческого бытия, смертности всего живого. Может быть, чуть завидует неведенью «бархатного» насекомого.

Эпитеты: певучей струной, подоконники ярки, дни жарки, подушечке красной, ветер угрюмый. Олицетворения: ты тоскуешь, усни. Метафора: золотое оплечье. В сущности, в описании внешнего вида неожиданного гостя нет каких-то оригинальных деталей, разве что красивое старинное слово «оплечье» (вид богато украшенного воротника одежды у знати). Поэт не гонит его из «жилья человечья», приглашает: полетай, погуди. Татарка — колючее сорное растение, внешне похожее на чертополох. Раз она «засохшая», значит, летние дни действительно на исходе. Образ ветра напоминает образ сурового дворника. Уменьшительный суффикс добавляет ласки в ситуацию, которая довольно драматична: на подушечке красной (то есть, на цветке) усни. Под сном здесь подразумевается, конечно, смерть.

Если проза И. Бунина последнего предреволюционного года приобретает социальное звучание, то лирика по-прежнему полна размышлениями о человеке и его месте в мироздании.

Сочинение

И.А. Бунин — величайший лирик 20 века. Основное настроение его лирики — элегичность, созерцательность, грусть как привычное душевное состояние. Это же настроение отражено и в стихотворении «Последний шмель».

Стихотворение по жанру тяготеет к философской лирике. В стихотворении отражено ощущение всеобщности жизни, ее вечного круговорота. Земная жизнь, жизнь природы и человека воспринимаются поэтом как часть того, что происходит в просторах вселенной.

В стихотворении «Последний шмель» изображен момент внутренней жизни человека, его переживания. Залетевший случайно в окно шмель вызывает в лирическом герое грустные мысли о бренности жизни.

Стихотворение простое по композиции и состоит их трех строф: две первые носят повествовательный характер, а последняя строфа — кульминация чувств и раздумий лирического героя.

В первой строфе поэт задается вопросом:

Ты зачем залетаешь в жилье человечье

И как будто тоскуешь со мной?

Лирический герой находится в подавленном состоянии, «черный бархатный шмель» вызывает у него неприятие, оттого он, шмель, и гудит «заунывно певучей струной», и все, что есть у него заметного, так это «золотое оплечье», но на фоне траурного черного бархата и оно не радует.

Во второй строфе создается контраст между ярким подоконником и засохшей татаркой, в которой шмелю предстоит уснуть. «Безмятежны и жарки последние дни». Ведь им так же, как и шмелю неведомы их бренность:

За окном свет и зной, подоконники ярки

Безмятежны и жарки последние дни,

Полетай, погуди — и в засохшей татарке,

На подушечке красной усни.

Третья строфа — итог тягостных мыслей лирического героя:

Не дано тебе знать человеческой думы,

Что давно опустели поля,

Что уж скоро в бурьян сдует ветер угрюмый

Золотого сухого шмеля.

Шмелю не дано знать, что скоро «опустеют поля» и его «сдует в бурьян», от того безмятежно летает, а человек знает о своей бренности, но только ему не дано знать время своего ухода.

  • Проблема чести и долга в произведении а с пушкина капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Проблема экологии сочинение аргументы из литературы
  • Проблематика и идейный смысл комедии грибоедова горе от ума сочинение рассуждение
  • Проблема чести и долга в произведении а с пушкина капитанская дочка план сочинения
  • Проблематика гранатовый браслет сочинение