Проблематика произведений древнерусской литературы сочинение

В 2021 году основная дата итогового сочинения 5 апреля, а дополнительные 21 апреля и 5 мая. времени достаточно,

В 2021 году основная дата итогового сочинения – 5 апреля, а дополнительные – 21 апреля и 5 мая. Времени достаточно, чтобы разобраться с направлениями и наработать для каждого небольшой список наиболее подходящих произведений. Для успешного написания сочинения необязательно знать всю русскую литературу, ключевые произведения могут быть универсальными аргументами. Направления, примерные темы и литературу к ним мы сегодня подготовили для Вас. Список произведений для итогового сочинения от Многомудрого Литрекона представлен вместе с другим дидактическим материалом, который пойдет на пользу выпускникам.

Забвению не подлежит

«Забвению не подлежит» – одно из самых легких направлений этого года. Темами на пробниках становились исторические события и явления, народная память о них, незабвенное искусство, личность в истории.

Примерные темы

  • Почему важно знать историю?
  • Почему важно помнить о войне?
  • Что такое историческая память?
  • Как личность влияет на историю?
  • Какие личности остаются в истории?
  • Почему важно сохранять искусство?
  • В чем состоит роль исторических памятников в истории?

Литература

«Слово о полку Игореве» (краткое) – автор произведения на примере злоключений Игоря обличает распри и феодальную раздробленность. «Слово» – не только литературный, но и исторический памятник. Читая такие произведения, можно узнать об общественной мысли того периода. Сохранять память о древнерусской литературе – сохранять память о народе, историю России.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – пример важности сохранения искусства, классической литературы. В поэме раскрыты вечные темы и проблемы, имена героев стали нарицательными.

А. С. Пушкин «Медный всадник» (краткое) – влияние личности Петра Первого на историю Россию и жизнь обычных людей, раскрытие вопроса о том, как интересы государства оказываются выше личных на примере наводнения в Петербурге и трагедии Евгения.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – раскрытие личности Наполеона, Кутузова, Александра I и других исторических персонажей, вопрос о том, как народные массы вершат историю. Кроме того, роман может быть аргументом по теме сохранения исторических памятников (так как по нему можно изучать Отечественную войну 1812 года) и памятников искусства.

А. П. Чехов «Чайка» – сравниваются настоящая литература и произведения ради заработка, а также рассматривается влияние искусства на жизнь людей.

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – сохранение настоящего искусства, которое останется в истории, несмотря на политическую повестку.

М. Булгаков «Белая гвардия» (краткое) – влияние исторических событий на повседневную жизнь людей, память о войне и ее уроки (а гражданские войны – самые страшные).

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – как люди оказываются в водовороте событий, в ощущении безвременья и зыбкости, что рушит их судьбы (на примере семьи Мелеховых). Здесь поднимаются и тема исторической памяти, и проблема неведения народа, которое ведет к разрушению страны.

М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – пример того, что о войне необходимо помнить и ее историю изучать, чтобы не допустить повторения страшных событий, ведь война рушит судьбы людей.

А. Твардовский «Василий Теркин» (краткое) – поэма о том, как простой человек поневоле становится героем, подчеркивается важность этого события для истории, задача современных людей помнить о таких трагедиях и не повторять их. 

А. Фадеев «Молодая гвардия» – повесть о том, как группа смелых молодых людей вышла против зла и вошла в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

В. Быков «Сотников» (краткое) – подвиг обыкновенного человека, выбор им пути чести привел к тому, что он вошел в историю. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

К. Симонов «Живые и мертвые» – роман о том, как обычному, совершенно невоенному человеку пришлось адаптироваться к страшным обстоятельствам. Также раскрывается тема памяти о войне, необходимость изучать историю.

В. Шукшин «Мастер» – сохранение искусства и значение исторических памятников, его влияние на отдельного человека. 

Список книг для итогового сочинения 2021 года дополнит подборка аргументов по этому направлению.

Я и другие

«Я и другие» – это самое абстрактное направление этого года, по которое может подойти любая тема, так что с ним нужно быть настороже. Темами являются конфликты и взаимоотношения людей, самоидентификация человека в обществе; 

Примерные темы

  • Как понять других людей?
  • Почему важно оставаться собой в обществе?
  • Как общество влияет на человека?
  • Почему люди не могут понять друг друга?
  • Что такое общественное мнение/толерантность/конфликт?
  • Всегда ли нужно избегать конфликтов?
  • Может ли человек жить без общества?

Литература

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – непонимание между людьми, разные взгляды на события общественной жизни. Чацкий не мог потерять себя, поэтому выступил против сложившегося общественного мнения и уклада, что привело к конфликту.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – взаимоотношения героя с обществом, другом Ленским, влюбленной в него Татьяной. Раскрытие проблем непонимания между людьми, конфликтов и их последствий (например, если бы Онегин избежал бы конфликта с Ленским, то последний остался бы в живых).

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – герой вступает в конфликт с обществом и остается один, но оказывается, что убежать от людей невозможно.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин представляет собой «лишнего человека», который не находит применения своим способностям, а потому скучает и приносит зло. Он не находит понимания ни у кого, кроме Веры, с которой он не может быть вместе.

И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов пытается устраниться от любых проблем и сложностей, избежать любых конфликтов, но это невозможно и приводит к непониманию с близкими. 

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров остается собой в обществе, высказывает новаторские идеи, но пока он совершенно один, и его прогрессивные мысли никто не понимает. Подробно раскрывается конфликт с Павлом Петровичем Кирсановым, представляющим собой существующий общественный порядок.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников попал под влияние разрушительных идей и совершил преступление, тем самым стал на антиобщественный путь, преступил законы морали и нравственности. 

Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин не находил понимания среди окружающих, его считали глупцом, а он просто был добрым и хотел помочь всему миру. Герой не шел против своих идеалов, даже если из-за следования им он что-то терял.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Наташа Ростова, Андрей Болконский и Пьер Безухов искали себя, пытались сохранить свою индивидуальность в среде лживого дворянского общества, шли против общественного мнения ради следования высшим нравственным ценностям. 

М. Горький «На дне» (краткое) – среда бродяг разрушала и затягивала, такое общество ломает человека, убивает лучшие его чувства, а подчас и его самого. 

М. Булгаков «Мастер и Маргарита» (краткое) – Мастер сохранил себя, свое творчество,  и ради этого выступил против общества, которое не принимало его произведение. В этом конфликте общество было неправо.

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов не мог понять, с кем он хочет быть – с красными или белыми, с Аксиньей или Натальей. Герои, живущие в период перемен, оказались в водовороте событий, которые захлестывают их. Слом общественного строя ломает и запутывает отношения между людьми.

М. Шолохов «Судьба человека» (краткое) – Андрей Соколов остался собой, несмотря на бесчеловечные условия вокруг, не стал предателем, не переступил через свои ценности. В данном примере читатель находит те идеи и чувства, которые объединяют людей.

Дополнить список произведений для итогового сочинения 2021 поможет подборка аргументов по этому направлению.

Между прошлым и будущим: портрет моего поколения

Направление «Между прошлым и будущим: портрет моего поколения» подразумевает   рассуждение на тему портрета современников, отношений отцов и детей, предпочтения современной молодежи в искусстве, литературе и других сферах. 

Примерные темы

  • Почему родители и дети не понимают друг друга?
  • Почему опыт предков важен для современного человека?
  • Какие ценности остаются вечными?
  • Можно ли считать современное поколение потерянным?
  • Нужно ли читать в современном мире?
  • Как изменилось современное искусство?
  • Может ли классическая литература отвечать на вопросы современных читателей?
  • Как можно описать современного человека?

Литература

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев сначала не понимал решения отца отправить его служить в глушь, однако служба закалила характер героя и дала ему шанс найти настоящую любовь. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорин столкнулся с тем, что не может найти приложение своим способностям, поиск себя – вечная тема для каждого молодого человека. Произведения классической литературы остаются современными и поднимают проблемы, актуальные и поныне.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров действительно выступает против мира «отцов», зато непонимание Аркадия Кирсанова с Николаем Петровичем оказывается надуманным. Это говорит о том, что дело не в непонимании отцов и детей, а в непонимании между людьми, имеющими разные взгляды. Произведения классической литературы остаются близкими для нас, ведь там раскрываются вечные проблемы.

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (краткое) – Раскольников понял, что теории о сверхлюдях разрушительны, потому что оправдывают насилие. А милосердие остается вечной ценностью. Произведения классической литературы остаются значимыми и отвечают на вопросы современности.

Ф. М. Достоевский «Идиот» – Мышкин выше всего ставил вечные ценности – доброту, милосердие. Он следовал им и помогал людям, даже в ущерб себе. Произведения классической литературы о молодежи по-прежнему отражают характер и мировоззрение молодых людей.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – любимые герои поступали в соответствии с нравственными принципами, именно поэтому они все же пришли к гармонии. Произведения классической литературы нужно читать и в наше время, ведь они пропагандируют вечные ценности, которые делают людей лучше.

А. П. Чехов «Чайка» – рассуждения о современном для того периода искусстве, непонимании окружающими новаторских произведений Константина Треплева.  Здесь автор изображает конфликт отцов и детей. Произведения классической литературы заставляют нас задуматься о том, что было и будет важно всегда.

М. Горький «Мать» – мать не сразу поняла революционные воззрения своего сына, но, поняв, стала его верной союзницей. Произведения вроде этого убеждают нас в том, что старшее поколение должно прислушиваться к младшему и поддерживать его, ведь новые люди выступают на стороне прогресса.

Л. Улицкая «Сонечка» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (генетическое заболевание, отношения личности и общества в современных реалиях).

Т. Толстая «Кысь» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы, раскрывается роль технического прогресса в жизни общества.

Л. Петрушевская «Глюк» – пример современной литературы, поднимающей современные проблемы (наркомания).

Аргументы по направлению «Между прошлым и будущим» помогут выпускникам найти новую литературу для аргументов. Там Вы найдете не только книги для итогового сочинения, но и полноценные аргументы.

Время перемен

Направление «Время перемен» – одно из лучших в 2021 году, потому что оно конкретное и ясное. Темы такие: изменения в обществе, современные проблемы, меняющие привычное течение жизни, открытия; 

Примерные темы

  • Всегда ли нужны перемены?
  • Всегда ли изменения бывают к лучшему?
  • Почему люди боятся перемен?
  • Как влияет технический процесс на жизнь современного общества?
  • Всегда ли хорош технический прогресс?
  • Какие решения меняют жизнь человека?

Литература

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – фамусовское общество боялось перемен, потому что ему не хотелось потерять свое выгодное положение. Но страх перемен стал причиной его регресса.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Пугачев хотел прийти к власти, чтобы сделать жизнь народа легче, но его политические амбиции приводили к кровопролитию. Поэтому не все перемены к лучшему, ведь многие из них чреваты жертвами и страданиями.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин испугался перемен в своей жизни, пожалел «постылую свободу» и отверг Татьяну, а потому потерял свой шанс на личное счастье.

И. С. Тургенев «Отцы и дети» (краткое) – Базаров не находил понимания, потому что общество пугал радикализм воззрений героя. Он хотел перемен, но люди по природе своей консервативны, поэтому его путь преобразований был чужд большинству.

М. Горький «На дне» (краткое) – бродяги боялись менять даже свое отвратительное, угнетенное положение, потому что впереди была неизвестность и необходимость действовать, а не только возможность жаловаться и страдать. Нищенская среда засасывает, а ведь в ней царит апатия — главный враг изменений к лучшему.

М. Горький «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» – ощущение перемен, бури, которая изменит жизнь к лучшему.

М. Горький «Старуха Изергиль» (краткое) – Данко хотел изменить жизнь своих соплеменников, отдал за это жизнь, осветив дорогу сердцем, но сам погиб. Перемены привели к лучшему и спасли жизнь племени.

А. П. Чехов «Вишневый сад» (краткое) – ситуация с садом символически отображает общественную ситуацию начала XXI века, предчувствие перемен. Но не все изменения в пьесе к лучшему. Дворяне стали жертвами прогресса и не смогли к нему приспособиться. 

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова искали себя и принимали решения, меняющие их жизни. Пьер Безухов увлекся идеями декабристов, которые хотели справедливости в обществе. Только изменения и рискованные шаги в неизвестность позволили героям найти себя и свое счастье.

Е. Замятин «Мы» (краткое) – общество боялось перемен, даже любого проявления эмоций, жизни не по расписанию. Диктатура, полное отсутствие индивидуальности – в государстве из повести необходимы были перемены, но властные круги пытались помешать их совершению. Отсутсвие изменений привело к деградации всех сфер жизни.

М. Булгаков «Роковые яйца» – технический прогресс, открытия, которые привели к трагедии.

Л. Петрушевская «Глюк» – современные проблемы, негативное влияние технического прогресса на людей.

Дополнить список литературы для итогового сочинения 2021 года поможет подборка аргументов по направлению «Время перемен».

Разговор с собой

Направление «Разговор с собой» — очевидное и понятное, но все же опасное для тех, кто не любит размышлять о философских категориях. Здесь рассматриваются психологические вопросы, восприятие человеком самого себя, совесть и воля, переживания.

Примерные темы

  • Что такое совесть?
  • Важно ли быть нравственным человеком?
  • Что такое мораль?
  • Как найти себя?
  • Можно ли человеку идти против своей совести?
  • Что помогает найти смысл жизни?
  • Почему важно совершенствовать себя?
  • Что такое честь?
  • Почему важно быть честным?
  • Существуют ли люди без недостатков?
  • Почему важно найти гармонию в жизни?

Литература

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза» (краткое) – Лиза отдалась своей любви, доверилась Эрасту, а он поступил бесчестно и трусливо. В этом примере поднимаются проблемы совести, чести, богатства и бедности внутреннего мира.

А. С. Грибоедов «Горе от ума» (краткое) – Чацкий не пошел против совести, не стал приспособленцем, остался честным человеком в обществе, которое было против него. У него хватило силы для того, чтобы отстаивать свои взгляды. У него есть богатый внутренний мир и индивидуальность.

А. С. Пушкин «Евгений Онегин» (краткое) – Онегин не мог найти смысл жизни, чувствовал себя лишним в обществе, потому что не смог выйти за рамки своего эгоизма.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка» (краткое) – Гринев ставил честь превыше всего, что помогло ему остаться честным человеком в сложное время. В этом примере поднимаются темы совести и важности нравственных ценностей.

А. С. Пушкин «Выстрел» (краткое) – Сильвио всю жизнь потратил на ненависть и приготовления к тому самому решающему выстрелу. И только тогда, когда случай представился, он понял, что был неправ. Это пример ложного жизненного пути.                                                                                             

М. Ю. Лермонтов «Мцыри» (краткое) – Мцыри нашел гармонию в свободе, он был счастлив краткий миг за всю прошлую жизнь. Он нашел себя в непобедимом стремлении к свободе.

М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (краткое) – Печорина нельзя назвать человеком без недостатков, он нарушал нормы чести и морали, однако он все равно привлекателен, так как честен с собой, в отличие от фальшивого общества. 

И. А. Гончаров «Обломов» (краткое) – Обломов  -добрый, честный и милосердный  человек, однако его добрые качества не могут быть никуда приложены из-за инертности и пассивности героя.

Н. С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (краткое) – повесть о том, что никакая любовь не может оправдать нарушение норм морали.

Л. Н. Толстой «Война и мир» (краткое) – нарушение морали, чести и нравственности чаще всего описывались автором в дворянском высшем свете, где люди безнравственны (Элен и Анатоль Курагины, их отец). Ростовы, Болконские, несмотря на принадлежность к светскому обществу, – люди честные, эти семьи автор считает гармоничными, ведь в них на первом месте стоит любовь.

Н. Островский «Как закалялась сталь» – Павел Корчагин ради своих идей преодолевал себя, работал на благо дела, даже будучи слепым. Герой – образец несгибаемости и мужества. 

М. Шолохов «Тихий Дон» (краткое) – Григорий Мелехов искал правды в политике, но так и не мог найти, так как среди красных и среди белых были страшные злоупотребления властью и преступления. Он запутался в жизни, потому что поздно понял, в чем заключается наивысшие ценности.

Подборка аргументов поможет Вам разнообразить список произведений для итогового сочинения 2021.

Для успешной сдачи итогового сочинения, как Вы видите, достаточно прочитать одно крупное произведение (например, «Войну и мир»), а также 5-10 небольших (например, рассказы А. П. Чехова и несколько современных произведений). Однако мы все же рекомендуем читать больше, а эта подборка поможет Вам понять, в каком направлении двигаться. 

Автор: Мария Копусова

На чтение 18 мин. Просмотров 14 Опубликовано

И. А. Бунин – великое имя в истории русской литературы. На фоне богатства и разнообразия литературы начала 20 века он сумел занять свое особое место. Писатель затрагивал различные темы в своем творчестве.

в прошлое, писатель стремился уловить “вечные” законы развития науки, народов, человечества. В этом был смысл его обращения к далеким цивилизациям прошлого – славянской и восточной. Основа бунинской философии жизни – признание земного бытия лишь частью вечной космической истории, в которой растворена жизнь человека и человечества. В его лирике обостряется ощущение фатальной заключенности человеческой жизни в узких временных рамках, чувство одиночества человека в мире. В творчестве возникает мотив неостановочного движения к тайнам мира: Пора, пора мне кинуть сушу, Вдохнуть свободней и полней И вновь крестить нагую душу В купели неба и морей! Стремление к возвышенному соприкасается с несовершенством человеческого опыта. Рядом с желанной Атлантидой, “бездной голубой”, океаном появляются образы “нагой души”, “ночной грусти”. Противоречивые переживания лирического героя ярче всего проявились в глубоко философских мотивах мечты, души. Воспеваются “светлая мечта”, “крылатая”, “пьянящая”, “счастье просветленное”.

К этому нас и призывают философские произведения Бунина.

Философская проблематика произведений Бунина« 7 клас Підготовка до олімпіадиМетодическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного ветеранам 124-ой Мгинско-Хинганской стрелковой дивизии »

М. Горький очень емко выразил отношение к писателю: «Выньте этого человека из русской литературы, и она потускнеет…». Особенность творчества Бунина в том, что он способен в самых обычных вещах находить то, чего другие литераторы не могли заметить. С помощью разнообразных приемов и выразительных средств автор ярко и живо стремится донести до читателя свои глубокие впечатления.

fullsize701.jpg

Эволюция взглядов Бунина

Иван Алексеевич Бунин еще при жизни был признан гениальным писателем, но все же не столь популярным, как, например, Чехов или Достоевский. Сам автор объяснял это положением вне литературных школ. Он не любил, когда критики причисляли его произведения к какому-то направлению. Не обходя вниманием новые тенденции в литературе, он всегда оставался самим собой.

Иван Алексеевич имел в своей литературной деятельности один главенствующий прием — человеческую личность в центре повествования, что появилось не без участия произведений Толстого. Долгие годы этот корифей от литературы был кумиром молодого писателя и оказал большое влияние на его творчество.

Достоевский, наоборот, не представлял для него особого интереса. Тем не менее Бунин у него что-то перенимал, хотя взгляды на изображение дворянской России у них резко различались. В некоторых рассказах («Петлистые уши», «Дело корнета Елагина») он устраивает полемику с романом «Преступление и наказание», нарочно изображая преступление без наказания.

Читайте также:  Камера Обскура — краткое содержание романа Набокова

В то же время Бунин в рассказе «Я все молчу» в манере Достоевского показывает саморазрушение личности главного героя. Характерные черты отвергаемого писателя видны и в других его произведениях. Что касается отношения Бунина к модернизму, то у исследователей сложились противоречивые мнения. Долгое время критики писали, что он строго придерживался лучших реалистических традиций XIX века. Зная ироничное отношение писателя к символистам, Блок и Брюсов в свое время утверждали, что подобных наклонностей у него не замечали.

Уже в двадцатые годы прошлого века литературовед Ю. Мальцев назвал писателя «скрытым модернистом», а С. Аверинцев определил черты сходства его сочинений с символистами:

  • с Ахматовой — глубокий психологизм;
  • с О. Мандельштамом и Н. Гумилевым — экзотика отвлеченных образов.

Несмотря на это, Бунин в общем плане отрицал чистый символизм, обвиняя литераторов этого направления в «обнищании и омертвении русской литературы», а стихи Блока называл «утомительным и нудным вздором».

Сам он считал литературу основной формой изучения и познания человеческого существования. Тяжело переживая разлуку с родиной, Иван Алексеевич ни на кого не держал обиды и всегда оставался на стороне русских классических произведений.

Популярные сочинения

Раннее творчество

Свое литературное творчество Иван Бунин начал с написания стихов, которые были больше подражательны, но искренни и теплы в выражении чувств. В 1891 году был издан его первый сборник стихов, а через шесть лет читатели смогли увидеть несколько рассказов под общим названием «На край света». Первые произведения молодого писателя выражали его философские взгляды и отражали величие и красоту русской природы.

Несмотря на мотив краткости человеческой жизни, который звучит в ряде стихотворений, у Бунина, в отличие от символистов, отсутствуют пессимизм и устремленность в потусторонние миры. Автор радуется, что природа вечна и будет приносить радость и счастье всем поколениям: «счастье жить вовеки не умрет». Поэма «Листопад», посвященная Горькому, передает красоту осени, ее запахи, звуки, цветовые оттенки. Но главное, что хочет выразить поэт, — это «любовь и радость бытия».

Поэзия Бунина глубоко пропитана любовью к Родине. Ее светлый образ виден в неброских, но выразительных картинах природы: в атласных березках, грибных запахах, отлете журавлей. Все пронизано чувством тепла «к родным степям и бедным селеньям». Изображая человека как часть природы, Бунин не был понят многими современниками. Было принято считать, что русские поэты всегда воспевали природу как фон происходящих с человеком событий. Это как раз и мешало увидеть в бунинском творчестве развитие лучших традиций на новом уровне.

Бунина знают больше как прозаика, в жанре рассказа он проявил себя как чуткий наблюдатель за русским жизненным укладом. Основными темами ранней прозы писателя были крестьяне и мелкопоместные дворяне. Рисуют безрадостные картины крестьянского переселения и нищету мужиков рассказы:

  • «На чужой стороне»;
  • «На край света»;
  • «Танька» и другие.

Зорким глазом пророка Бунин видел предстоящие изменения: в деревню приходил капитализм.

Разорение дворянских поместий вызывает у него глубокое чувство грусти. Исчезало, по его мнению, целое сословие, которое принесло России немало культурных ценностей. Телеграфные столбы, контрастирующие со старинными строениями, для него были знаком гибели дворянской России.

Очень ярко эта грусть запечатлена в рассказе «Антоновские яблоки», за который Горький назвал писателя «молодым богом». Поражает сочный и красивый язык писателя, тонкое восприятие природы и способность передать ее четко и образно. Рука гениального мастера чувствуется в описании сбора яблок, осеннего пейзажа, молотьбы, в эпизодах охоты.

Расцвет литературной деятельности

Одним из значительных произведений дореволюционного творчества Бунина является повесть «Деревня» (1910), после выхода которой русская общественная мысль задалась вопросом: «Быть или не быть России?». Поэтический язык его первых стихов и рассказов сменило жесткое драматическое повествование. Главный герой Кузьма Красов, прожив нелегкую жизнь, задается главным русским вопросом: «Кто же виновен в этом?».

Как бы отвечая на этот вопрос, его учитель Балашкин напоминает о трагических судьбах Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других талантливых людей России. И когда он в конце своей речи обвиняет во всем народ, Кузьма не выдерживает: «Такой народ! Величайший народ, а не „такой“, позвольте вам заметить… Ведь писатели-то эти — дети этого самого народа». Новые впечатления писатель получил во время поездки по странам Востока в 1907 году.

Он размышляет о мудрости веков, о культуре, созданной человеком, и жестокости цивилизации. Так рождается рассказ «Господин из Сан-Франциско». Не наделив героя, американского бизнесмена, даже именем, автор сообщает, что всю жизнь этот человек думал только об увеличении состояния, в нем нет ничего человеческого. Сила денег не спасает его перед лицом смерти, но на самом деле он и при жизни был духовно мертв. Бунин говорит о власти золота над человеком. Даже корабль, везущий мертвого господина, символизирует мир, где все продается и покупается.

В 1911 году в печати появляется его повесть «Суходол», которую Горький назвал «панихидой» по дворянству. Но здесь показано не только сожаление о предстоящей гибели поместий, но и бесправное положение крестьян при дворе помещика. Раскрывая трагическую судьбу бывшей крепостной Натальи, писатель выносит обвинительный приговор хозяевам Суходола. Несмотря на печальный ход событий, рассказ очень поэтичен. Лирические воспоминания девушки комментирует и дополняет замечаниями сам автор.

Читайте также:  Краткое содержание Бунин Суходол для читательского дневника

Окончательный стиль и мировоззрение Бунина оформляются в 1914—1916 годах. Его повести и рассказы становятся более утонченными и принимают значение философских идей. Размышления о смысле жизни введены в рассказ «Сны Чанга».

Произведение построено на контрасте двух правд: жизнь прекрасна и, наоборот, она только для сумасшедших. Повествование не дает надежд на устройство жизни по первой из них и предлагает искать третью, божественную правду.

Главные смысловые константы художественного мира Бунина

В 1933 году И. А. Бунин стал первым русским писателем лауреатом Нобелевской премии. Еще при жизни о Бунине говорили как о блестящем мастере слова не только российского, но и мирового уровня.

Основу повествования Бунина практически всегда составляет поток памяти. Для писателя он существует в виде «прапамяти», чувства неразрывной связи со «Всебытием», как припоминание прежних жизней. По мнению Бунина, существовать без памяти – это величайшая трагедия. Лишь прошлое, закрепленное памятью, является предметом высокого искусства.

Замечание 1

Писатель в одном из своих писем подчеркивает: «Пока живешь – не чувствуешь жизни».

Поэтому излюбленными героями Бунина являются не люди логики и разума, а люди, которые носят в себе первобытную мудрость инстинктов, пластичные, цельные личности.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Художественный мир Бунина 450 руб.
  • Реферат Художественный мир Бунина 280 руб.
  • Контрольная работа Художественный мир Бунина 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Писатель считает, что одновременно понять и оценить переживаемый момент невозможно. Запаздывание сознания отлично передано И. А. Буниным в его рассказе «Солнечный удар». Жизнь является лишь материалом, из которого душа человека при помощи памяти вырабатывает что-то, имеющее эстетическую ценность. Писатель с неприязнью относится к категории будущего, которое ничего, кроме смерти, не обещает. Бунин пытается вернуть «утраченное время», что ярко проявляется в его автобиографическом произведении «Жизнь Арсеньева».

Наиболее четко в художественном мире Бунина проявляется чувство одиночества. Здесь это чувство одиночества вселенского, вечного, как непреодолимого, неизбежного состояния человеческой души. В душе писателя непознаваемая мировая тайна вызывает одновременно «сладкие и горестные чувства». Чувство упоенности жизнью, радости смешивается с томящим чувством тоски. Для Бунина радость жизни – это не безмятежное, блаженное состояние, а трагичное чувство, окрашенное тревогой и тоской. Поэтому у него всегда любовь и смерть идут рука об руку и неожиданно соединяются с творчеством.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

В творчестве И. А. Бунина неизменно присутствуют следующие мотивы:

  • Мотив любви;
  • Мотив смерти;
  • Мотив преображающей силы искусства.

Любовь к перемене мест – одна из главных жизненных страстей. С 1880 по 1890-е годы он много путешествовал по России, по Ближнему Востоку, объездил Европу и страны Азии. Иногда Бунин в качестве материала для произведений использовал, наряду с впечатлениями о действительности русской глубинки, и зарубежные наблюдения.

Читайте также:  Тема творчества в произведениях М.А. Булгакова (сочинение по литературе в формате ЕГЭ)

Позиция писателя относительно русской действительности выглядела непривычно. Многие современники считали его «холодным», бесстрастным, хоть и выдающимся мастером, а суждения Бунина о России, русской истории и русском человеке казались слишком отстраненными. Писатель стремился дистанцироваться от мимолетных социальных тревог и в своем дореволюционном творчестве старался избегать публицистичности. При этом Бунин чрезвычайно остро ощущал свою принадлежность к «роду отцов своих», к русской культуре. Для того, чтобы оценивать российскую действительность, ему всегда была необходима хронологическая, иногда географическая, дистанция. Например, во время пребывания в Италии он писал о русской деревне, а в России писал о Ближнем Востоке, Индии, Цейлоне.

Писатель ярко проявил себя и как поэт, и как прозаик, и как переводчик. Еще в 1886-1887 гг. до публикации своих рассказов и стихов Бунин увлеченно переводил «Гамлета». Также в печати появлялись его переводы Гейне, Петрарки, Мицкевича, Верхарна, Байрона, Тениссона, Мюссе. Перевод произведения Г. Лонгфелло «Песнь о Гайавате», опубликованный в 1896 году, стал вершиной этого периода. Эта школа поэтического перевода помогла Бунину в совершенстве овладеть формой классического русского стиха.

Необычайно острое зрение позволяло Бунину разглядеть звезды, которые другие видели только в телескоп. Писатель обладал удивительным слухом, он по звуку колокольчиков мог безошибочно определить, кто едет.

К точности изображения Бунин относился с максимальной серьезностью и строгостью. Все, кто был знаком с Иваном Алексеевичем, убеждались, с какой трепетностью писатель относился к каждому слову, его могла серьезно огорчить даже запятая, поставленная неправильно. Бунин вносил уточнения и поправки в текст вплоть до момента выхода книги в свет.

Урок по этапам жизни писателя

Методика урока на тему «Характеристика творческого пути Ивана Бунина» предполагает использовать слайды, слово учителя и краткие сообщения учащихся. Занятие начинается с доклада одного из них о детстве и отрочестве писателя. В процессе рассказа читаются стихи, написанные им в возрасте 8—9 лет. После этого учитель задает вопрос классу: «Вспомните из курса истории, какие события происходили в этот период».

Учащиеся вспоминают, что незадолго до рождения Бунина, в 1861 году, было отменено крепостное право, и началось разорение деревни. Следующее сообщение относится ко времени учебы в гимназии и послегимназического обучения. Юлий, старший брат писателя, относился к народнической организации. Дети вспоминают, кто такие народники, и делают вывод, под чьим влиянием формировался характер будущего литератора. Кто-то из школьников сообщает о первых изданиях поэтических сборников и рассказов.

Учитель делает их краткий анализ, рассказывает о знакомстве Бунина с Варварой Пащенко и неудачной женитьбе на Анне Цакни. Вопрос к учащимся: «Что значила любовь к Вере Муромцевой в жизни Бунина?». Далее следует слово учителя о любовной лирике и чтение стихов, посвященных Муромцевой. Затем идет речь о 90-х годах XIX века — плодотворном периоде в творчестве Бунина. Рассказав ребятам о знакомстве писателя с Чеховым и Толстым, учитель переходит к анализу рассказа «Антоновские яблоки».

К следующему уроку дается задание: прочитать в учебнике материал о дальнейшей судьбе Ивана Алексеевича Бунина и ответить на вопрос: «Какой вклад внес Бунин в русскую литературу?», а также подготовить реферат на тему «Творчество Бунина за рубежом».

В рассказах Бунин часто раскрывает человеческое естество. Он показывает , на сколько люди эгоистичны, самоуверенны. Человек очень редко задумывается о своем пребывании на земле, продолжительности жизни, о ценностях и морали.  Человеку свойственно строить планы и мнить себя Творцом своей жизни… Но как мы можем понять из произведения «Господин из Сан-Франциско», жизнь преподносит нам уроки. Иногда эти уроки становятся роковыми.

Суть этого творения состоит в том, что главный герой, имя которого не упоминается, посвятил свою жизнь приобретению материальных благ. Он жаждал их, не задумываясь о главных ценностях. Главный герой был убежден, что в этом мире достаточно иметь много денег. Ведь с их помощью возможно приобретение всего! Как же он заблуждался! Жизнь такова, что требует за полученные блага высокую цену. Цели он достигнул. Но какой ценой? Ценой собственной жизни. Она прервалась. И прискорбным стал тот факт, что о его уход не опечалил никого, даже родных ему людей. Бунину горько за главного героя. Что останется после него? Кто вспомнит о нем спустя время?

Писатель, можно сказать, скорбит в произведении о тех членах общества, которые не способны видеть и чувствовать чужую боль, сострадать, любить и оказывать помощь. Какое будущее ожидает это народ? Как скоро их мир превратится в прах? У такого гнилого общества нет морали и будущего!

Во время эмиграции Бунин пишет рассказы, раскрывающие тему любви. Он повествует о ее быстротечности, непостоянстве. О том, что она разбивается о скалы житейских бурь.  А точнее любовь человеческая гаснет от обстоятельств, которым мы не хотим или не можем противостоять. Это сложно, всю жизнь посвятить себя одному человеку и не разочароваться в нем.

Из всего выше перечисленного можно сделать вывод о высокодуховном внутреннем мире Бунина, который он раскрывает в своих творениях.

<glav>Другие темы:</glav>← По рассказу Чистый понедельник↑ БунинПо произведению Легкое дыхание → `

Философская проблематика произведений Бунина

filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina.jpg

Популярные сочинения

  • Красота природы — сочинение (рассуждение)

    В мире существует огромное количество интересных и красивых вещей, которые притягивают наше внимание разными сторонами. Это наука, разные виды искусства, знаменитые люди. Ярким пятном среди них выделяется окружающий нас мир со своими особенности.

  • Сочинение на тему Как я испугался ужа 5 класс

    В выходные мы с родителями ходили в лес собирать грибы. Я, как обычно, искал их под деревьями и на солнечных полянах. Грибов было немного, но они были разные. Еще в лесу были разные ягоды, мы их с удовольствием ели.

  • Сочинения по картинам Нестерова

    Картины Нестерова

Автор: · 23.09.2018

Всю свою жизнь Бунин чувствовал себя чужим, принадлежащим другой эпохе. Его не принимали многие современники: одним он казался «излишне бытовым писателем», другим — «недостаточно идейным».  Однако автор со своим «зорким глазом» умел видеть и чувствовать жизнь во всех её проявлениях. Изобразительность для него – неотъемлемый элемент любого произведения

Но как же все-таки обойтись в музыке без звуков, в живописи без красок и без изображения (хотя бы и самого новейшего, нелепейшего) предметов, а в словесности без слова, вещи, как известно, не совсем бесплотной? – писал он

Тяжелую ношу литературного непризнания писатель пронёс сквозь все года. Но такое «одиночество в письме» не помешало ему создать настоящие шедевры, интерес к которым не пропал и в наши дни. Почему же не пропал? А потому, что автор затронул огромное количество важных и вечных проблем. В данной работе мы разберем самые основные из них.

Проблемы, привлекающие внимание Бунина, в основном связаны с той эпохой, в которой был «вынужден» существовать писатель. Почему «вынужден»? Он неоднократно сетовал на судьбу.  «Да, уж слишком много нам дала судьба «великих, исторических» событий. Слишком поздно родился я», — заявлял творец. Действительно, в период жизни автор произошли грандиозные события, затронувшие каждого жителя России: мировая война, революции 1905г., 1917г., Великая Отечественная война. Как и многие, Бунин не мог обойти эти явления стороной в своих произведениях. Так, проблема судьбы России часто присутствует на страницах шедевров автора. Например, в философско-публицистическом произведении «Окаянные дни» (1918г.) он выразил своё отношение к Октябрьской революции. В то время как Блок в этом слышал «музыку революции», писатель – «какофонию бунта».

Лирические произведения Бунина менее известны, однако именно в них отражена проблема, которую автор «пронёс» с собой через всю жизнь — одиночество. В одноименном стихотворении лирический герой переживает расставание с любимой. Мы видим не только внутреннее опустошение, но и внешнее: вокруг «серая тьма», «холодная пустыня воды». Он надеется на приход весны, на внутреннее оживление. Но настанет ли когда-нибудь оно? Это стихотворение также раскрывает и другую важную проблему для Бунина – любовную. Трудности взаимоотношений между мужчиной и женщиной отражены и во многих прозаических произведениях писателя. Для него это резкий удар, наваждение, которое «налетает Бог весть откуда и несёт героев навстречу судьбе».

Несмотря на то, что Бунин сам называл себя «изгнанником», что он провел более тридцати лет на территории чужой страны, он всегда был рядом со своей Родиной, со своим народом. Писатель переживал за судьбу отечества. До последних дней он тосковал по родному краю, но так и не вернулся. Бунин является неотделимой частью нашей истории. Частью, которой нужно гордиться.

Автор: Анастасия Сметанова

Здесь Вы можете ознакомиться и скачать Философская проблематика произведений Бунина.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок! Сочинения» По авторам» Бунин И.А.» Философская проблематика произведений Бунина Бунин И.А. все сочиненияБунин И.А. краткие содержания

Философская проблематика произведений БунинаБунин И.А.Стр. 1001.jpgФилософская проблематика произведений БунинаБунин И.А.Стр. 2 Скачать Философская проблематика произведений Бунина

<legend>Tags</legend>ФилософскаяпроблематикапроизведенийБунина

Похожие сочинения

Отправить сочинение на почту

<label>Email</label>Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina/
  • https://school-ethiopia.ru/avtory/literaturnoe-napravlenie-bunina.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/bunin/filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina
  • https://literaguru.ru/problemy-v-tvorchestve-i-bunina/
  • https://my-soch.ru/sochinenie/filosofskaya-problematika-proizvedenij-bunina

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись:
«Повесть о Петре и Февронии Муромских». Поэтика и проблематика. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//russian_literature/russkaya-literatura-xi-xvii-vekov/povest-o-petre-i-fevronii-muromskikh-poetika-i-problematika/ (дата обращения: 29.12.2021)

«Повесть о Петре и Февронии Муромских» (полное оригинальное название: «Повесть от житиа святых новых чюдотворець муромских, благовернаго и преподобнаго и достохвалнаго князя Петра, нареченнаго в иноческом чину Давида, и супруги его благоверныя и преподобныя и достохвалныя княгини Февронии, нареченныя в иноческом чину Ефросинии») — памятник древнерусской агиографической литературы. Повесть создана в середине XVI в. писателем-публицистом Ермолаем-Еразмом на основе муромских устных преданий.

По мнению исследователей, в повести объединены два народно-поэтических сюжета: волшебная сказка об огненном змие и сказка о мудрой деве. С устно-поэтической народной традицией связан и образ центральной героини — Февронии. Жанр «Повести о Петре и Февронии Муромских» не находит соответствий ни систорической повестью, ни с агиографической.

Создателем «Повести» является Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Ермолай получил поручение от Московского митрополита Макария написать о муромских святых — Петре и Февронии, которые, как предполагается, правили в Муроме и умерли в 1228 году. Произведение было написано после канонизации Петра и Февронии на Московском церковном соборе в 1547 году.

Сюжет о Петре и Февронии был очень популярен на Руси и получил дальнейшее развитие как в литературе, так и в иконописи.

Повесть о Петре и Февронии является одним из шедевров древнерусской повествовательной литературы. Повесть издавалась неоднократно (в ПЛ, М. О. Скрипилем, в «Изборнике», В. Ф. Ржигой); научное издание памятника осуществлено Р. П. Дмитриевой.

Сюжет

В городе Муроме правил князь Павел. Когда же его не бывало дома, к его жене являлся летающий огненный змей на блуд. Другим людям он казался князем Павлом. Княгиня во всем призналась своему мужу. Он велел жене выспросить у змия, от чего тому смерть может прийти. Змий рассказал княгине, что смерть его будет «от Петрова плеча, от Агрикова меча».

У князя был брат по имени Петр. Он решил убить змия, но не знал, где взять Агриков меч. Один раз в церкви Воздвиженского монастыря ребёнок показал ему Агриков меч, который лежал в щели между камней алтарной стены. Князь взял меч.

Однажды Петр пришёл к брату. Тот был дома. Потом Петр пошёл к снохе и увидел, что брат уже сидит у неё. Павел объяснил, что змий умеет принимать его облик. Тогда Петр велел брату никуда не уходить, взял Агриков меч, пришёл к снохе и убил змия. Змий принял своё обличье и, умирая, обрызгал Петра кровью, от которой тот заболел проказой. От болезни никто не мог его излечить. Предание гласит, что князю во сне было открыто, будто его может исцелить дочь «древолазца» (бортника), добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка села Ласково в Рязанской земле. Феврония в качестве платы за лечение пожелала, чтобы князь женился на ней после исцеления, князь пообещал на ней жениться. Феврония исцелила князя, однако он не сдержал своего слова, поскольку Феврония была простолюдинкой. Но в процессе лечения Феврония намеренно не залечила один струп на теле князя, из-за чего болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила Петра, и он женился на ней.

Когда Пётр наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, и на двух кораблях они отплыли по Оке.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, начались убийства. Тогда бояре попросили князя с женой вернуться. Князь и княгиня вернулись, и Феврония в дальнейшем сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час.

Сочтя погребение в одном гробу несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе.

Поэтика и проблематика

Позиция Ермолая в отношении крестьянства тесно связана с идеей гуманного отношения к людям, независимо от их социального положения, проводимой им и в других произведениях. Сочетание темы милосердия и христианской любви с осуждением и неприязненным отношением к вельможам и боярам прослеживается в его сочинениях назидательного содержания («Слово о разсуждении любви и правде и о побеждении вражде и лже», «Главы о увещании утешителнем царем, аще хощеши и велмож», «Поучение к своей душе»).

Эти идеи, так глубоко волновавшие Ермолая-Еразма, нашли свое полное и гармоничное выражение в «Повести о Петре и Февронии».

В своем послесловии к Повести Ермолай-Еразм пишет: «Да помянете же и мене прегрешнаго, списавшаго сие елико слышах, неведыи, аще инии суть написали, ведуще выше мене». Следовательно, мы должны признать, что у него в руках не было письменных источников. Степень творческой инициативы Ермолая-Еразма при работе над этим произведением определить трудно. Анализ Повести в сопоставлении ее с фольклорными материалами показал, что определяющим в разработке сюжета оказалось воздействие устного источника, более всего связанного с жанром новеллистической сказки. На Ермолая оказало такое сильное влияние народное предание о муромском князе и его жене, что он, образованный церковный писатель, перед которым была поставлена цель дать жизнеописание святых, создал произведение, по существу не имеющее ничего общего с житийным жанром. Этот факт выглядит особенно поразительным на фоне той работы над житийными произведениями в писательском кругу митрополита Макария, к которому, собственно, принадлежал и Ермолай. «Повесть о Петре и Февронии» резко отличается от житий, написанных в это время и включенных в «Великие Минеи Четьи», она одинока в этом кругу и ничего не имеет общего с их стилем. К ней скорее можно найти параллели в повествовательной литературе XV в., построенной на новеллистических сюжетах («Повесть о Дмитрии Басарге», «Повесть о Дракуле»). И это естественно, так как основной сюжет Повести и возник в XV в., о чем говорилось выше.

Что же в произведении Ермолая-Еразма принадлежит бесспорно ему и в чем заключается его заслуга в создании этого литературного шедевра? Ответить на этот вопрос достаточно точно невозможно, однако роль его как писателя безусловно значительна. Повесть – письменный памятник, и он обладает чертами литературного сочинения, в котором при достаточно сложном сюжете достигнута композиционная завершенность.

В «Повести о Петре и Февронии» рассказывается история любви князя и крестьянки. Сочувствие автора героине, восхищение ее умом и благородством в трудной борьбе против всесильных бояр и вельмож, не желающих примириться с ее крестьянским происхождением, определили поэтическую настроенность произведения в целом. Сюжет Повести построен на активных действиях двух противостоящих сторон, и только благодаря личным качествам героини она выходит победительницей. Ум, благородство и кротость помогают Февронии преодолеть все враждебные действия ее сильных противников. В каждой конфликтной ситуации высокое человеческое достоинство крестьянки противопоставляется низкому и корыстному поведению ее высокородных противников. Благородство чувств и поведения героини придает произведению черты мягкого лиризма и поэтичности. Эта сдержанная эмоциональность привнесена в Повесть, скорее всего, самим Ермолаем. Сказочный сюжет о мудрой деве лишен таких черт, концовка его сугубо оптимистична.

В последнем эпизоде Повести, посвященном описанию смерти героев, уже не имеющем никакого отношения к сказке о мудрой деве, со всей очевидностью подчеркивается это различие между сказкой и Повестью. Он задуман как эпилог ко всему произведению и выполняет функцию новеллистической концовки. Он помогает осмыслению содержания всей Повести. Событиями, описанными в этом эпизоде, подводится итог взаимоотношений героев, утверждается как самое главное и важное в жизни героев их верная любовь и преданность друг другу. Петр, чувствуя приближение смерти, зовет Февронию умереть вместе с ним. Феврония спешит дошить «воздух во святую церковь» и просит его подождать. Однако, когда Петр в третий раз обращается к ней со словами: «Уже хощу преставитися и не жду тебе», – Феврония, оставив свое занятие и «вотче иглу свою в воздух и приверте питью, ею же шияше», умирает одновременно с Петром. Феврония не дошила воздух, и можно подумать, что она не исполнила до конца свой долг. Но из дальнейшего выясняется, что она поступила так, как и следовало поступить. Люди, вопреки желанию Петра и Февронии, похоронили их врозь. Однако бог соединил их, выполнив пожелание святых, хотя оно и не соответствовало церковным правилам. Собственно, только уже после смерти определилась полная победа и торжество Февронии. Актом соединения героев после смерти подтверждается и святость и праведность их поступков, совершенных при жизни. По всей видимости, именно при написании этого эпизода проявилась в наибольшей степени творческая инициатива писателя.

Следует подчеркнуть, что вся Повесть написана в едином стиле, в том числе и эпилог. В произведении не прослеживаются стыки, которые свидетельствовали бы о слиянии каких-либо разных источников. «Повесть о Петре и Февронии» построена так, что ее можно охарактеризовать как единое повествование о жизни героев, с обстоятельств их женитьбы и до последних дней. В то же время она воспринимается как цепь рассказов о наиболее ярких событиях из жизни героев. Мастерство автора Повести выразилось в том, что как каждый эпизод Повести построен по принципу новеллы, так и все содержание ее в целом подчинено этому художественному принципу.

Все четыре новеллы по приемам изложения полностью совпадают между собой. Диалог в них играет ведущую роль, основное действие дано в конкретной обстановке; зачин и концовки в каждой новелле лаконичны.

Надо признать за автором Повести удивительную чуткость к тому жанру, который был задан ему основным фольклорным источником – сказкой о мудрой деве. Именно диалог выполняет в ней основную функцию в развитии действия. Насколько точно следовал автор «Повести о Петре и Февронии» за своими источниками в передаче диалога, можно убедиться на конкретном примере. В Повести имеется небольшая пятая новелла на фольклорную тему «все женщины одинаковы», которая к развитию основного конфликта прямого отношения не имеет, хотя и выполняет вполне определенные функции: в ней дается конкретное представление о путешествии героев и подтверждается характеристика героини как мудрой женщины. Суть новеллы заключается в следующем. Изгнанные Петр и Феврония едут по Оке. Плывущий на этом же судне женатый человек позволяет себе взглянуть на княгиню «с помыслом». Феврония замечает это и просит своего назойливого спутника зачерпнуть и испить воды с обеих сторон судна, а затем спрашивает его: «Равна ли убо си вода есть, или едина слажеши?». «Едина есть, госпоже, вода», – отвечает спутник. «И едино естество женско есть. Почто убо, свою жену оставя, чюжиа мыслиши», – заключает княгиня. В псковском устном рассказе о княгине Ольге, дошедшем до нас в записи XIX в., точно таким же образом и в той же самой обстановке будущая княгиня Ольга отвергла притязания князя Всеволода. Наличие несомненной близости между этими двумя рассказами не вызывает сомнения. Еще Ф. И. Буслаев обратил внимание на прямую связь между ними. Можно думать, что данный фольклорный мотив был внесен в Повесть самим Ермолаем – псковичом, знакомым с псковской легендой о княгине Ольге, пересказанной, как мы уже знаем, и в «Степенной книге».

Своеобразие творчества Ермолая-Еразма при написании «Повести о Петре и Февронии» выразилось в том, что он не отступил от основного художественного принципа своих устных источников, осознав важность сохранения всех нюансов в передаче диалогов как основного фактора новеллистического повествования. В силу этих обстоятельств в середине XVI в. было создано одно из лучших произведений древнерусской повествовательной литературы.

Текст повести

calendar01.03.2016, 14205 просмотров.

Кодификатор ЕГЭ по литературе в 2022 году

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения: Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»). Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200). Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого.

Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл

С кратким ответом 7 7

С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28

С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15

За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ. Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать: образную природу словесного искусства; содержание изученных литературных произведений; основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции; историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений; основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений; основные теоретико-литературные понятия. Выпускник 11 класса должен уметь: воспроизводить содержание литературного произведения; анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения; соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества; раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы; соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения; определять жанрово-родовую специфику литературного произведения; сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации; выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя; аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению; писать сочинения на литературные темы.

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия: Художественная литература как искусство слова. Фольклор. Жанры фольклора. Художественный образ. Художественные время и пространство. Содержание и форма. Поэтика. Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика. Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм. Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос 2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма. Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ. Деталь. Символ. Подтекст. Историзм. Народность. Психологизм. Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск. Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс. Стиль. Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр. Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Из древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» Из литературы XVIII в. Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль» Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник» Из литературы первой половины XIX в. В.А. Жуковский. Стихотворение «Море» В.А. Жуковский. Баллада «Светлана» А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума» А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…» А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка» А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник» А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин» М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри» М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени» Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор» Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель» Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» Из литературы второй половины XIX в. А.Н. Островский. Пьеса «Гроза» И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети» Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…» А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь» И.А. Гончаров. Роман «Обломов» Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…» Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь» М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение) Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир» Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание» Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого). Из литературы конца XIX – начала XX в. А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон» А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад» Из литературы первой половины XX в. И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник» М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль» М. Горький. Пьеса «На дне» А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…» А.А. Блок. Поэма «Двенадцать» В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой» В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах» С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве») О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…» А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество» А.А. Ахматова. Поэма «Реквием» М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека» М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор) М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор) А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…» А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин») Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль» Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов) А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого) А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор» А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича» .

Тематическое направление: Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

10.10.2021 21:12:17


Во все времена в литературе существовали темы, которые поднимались разными писателями в разные периоды. Такие темы, как любовь, дружба, совесть и многие другие остаются актуальными, потому что являются важными частями нашей жизни. Писатели так же, как и читатели, являются обычными людьми. В своих произведениях они учат людей хорошему, помогают им в трудных жизненных выборах.
Книга, в которой найдут ответы на свои вопросы как взрослые, как и дети, –повесть Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Это невероятное произведение затрагивает такие темы, как любовь, ответственность, поиск смысла жизни. История Маленького принца показывает читателям разных людей с разными взглядами на жизнь, показывает нам взаимоотношения героев и важность многих жизненных тем. Многим прочитавшим наверняка запомнились важные слова, сказанные Лисом: «Ты навсегда в ответе за того, кого приручил». Во мне оставили след слова «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь.» Автор хотел в своей, казалось бы, сказочной, но в то же время очень серьёзной повести донести в простой форме такие сложные вещи, чтобы их поняли и взрослые, и дети. И у него, несомненно, получилось.
Другая книга, в которой, на мой взгляд, найдут отражение своих проблем и вопросов многие подростки, – роман Джерома Дэвида Сэлинджера «Над пропастью во ржи». Автор показывает нам мир глазами подростка со всеми его проблемами и трудностями. Многие читатели моего возраста найдут отражение себя в Холдене Колфилде, сталкивающегося с «взрослой жизнью», терпящего неудачи во взаимоотношениях с людьми и совершающего ошибки, но именно так он приобретает необходимый жизненный опыт. Роман Сэлинджера был одним из первых, в котором так честно описывались трудности взросления детей. Но благодаря этой искренности мы можем полностью прочувствовать переживания главного героя. Холден сталкивается с одиночеством, ложью и лицемерием окружающих его людей, и самое главное для детей – нехваткой родительской любви. Эти проблемы поджидают многих подростков на жизненном пути, а потому они остаются актуальными в любое время.
Обобщая сказанное, хочу сказать, что проблемы и вопросы, поднимающиеся в произведениях литературы, будут актуальны в любое время, потому что они составляют нашу жизнь. Людям следует чаще обращаться к книгам, чтобы находить ответы на вопросы, терзающие душу. Так, учась на опыте героев, мы сможем находить правильные решения сложных жизненных проблем, не совершая ошибок.


Здравствуйте!

У вас получилось интересное, грамотное сочинение. Подобраны убедительные примеры из литературных произведений, работа написана самостоятельно.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1  балл.

К 2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл.

В содержательной части сочинения предпринята попытка аналитического осмысления художественных произведений: эпизоды сопровождаются комментариями, в конце каждого аргумента представлен микровывод.

К3 (логика и композиция) + 1 балл

Ошибки: нет

К 4 (речь)+ 1 балл

Основной недостаток речевого оформления текста — обилие повторов. Они сильно портят впечатление от прочитанного. Так, слово «разный» повторяется 4 раза, «отражение» — дважды в рядом стоящих предложениях. Следите за повторами, избавляйтесь от них.

Такие темы, как любовь, дружба, совесть и многие другие остаются актуальными, потому что являются важными частями нашей жизни.

Более корректное оформление:
Темы любви, дружбы, совести и многие другие остаются актуальными, потому что ЭТИ ЯВЛЕНИЯ являются важными частями нашей жизни.

Во все времена в литературе существовали темы, которые поднимались разными писателями в разные периоды. Такие темы, как любовь, дружба, совесть и многие другие остаются актуальными, потому что являются важными частями нашей жизни. Писатели так же, как и читатели, являются обычными людьми. В своих произведениях они учат людей хорошему, помогают им в трудных жизненных выборах.

Они — обычные люди? Или писатели? непонятно.
Слово «выбор» в значении «жизненный выбор» используется только в форме единственного числа.

История Маленького принца показывает читателям разных людей с разными взглядами на жизнь, показывает нам взаимоотношения героев и важность многих жизненных тем.

История показывает? Или все-таки автор показывает?

Автор показывает нам мир глазами подростка со всеми его проблемами и трудностями.

Здесь неуместно слово «глазами». лучше: Автор показывает  мир подростка со всеми его проблемами и трудностями.

Многие читатели моего возраста найдут отражение себя в Холдене Колфилде, сталкивающегося с «взрослой жизнью», терпящего неудачи во взаимоотношениях с людьми и совершающего ошибки, но именно так он приобретает необходимый жизненный опыт.

Здесь смысловая недостаточность. Нам ничего не известно про ваш возраст, следует писать конкретнее, точнее.

Эти проблемы поджидают многих подростков на жизненном пути, а потому они остаются актуальными в любое время.

Они — это подростки или проблемы? непонятно.

Обобщая сказанное, хочу сказать, что проблемы и вопросы, поднимающиеся в произведениях литературы, будут актуальны в любое время, потому что они составляют нашу жизнь.

Опять повтор.

Людям следует чаще обращаться к книгам, чтобы находить ответы на вопросы, терзающие душу. Так, учась на опыте героев, мы сможем находить правильные решения сложных жизненных проблем, не совершая ошибок.

Повтор.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: указать

Ошибки

Орфография

ошибок нет

Пунктуация

Холден сталкивается с одиночеством, ложью и лицемерием окружающих его людей, и ТИРЕ самое главное для детей – нехваткой родительской любви.

Нужно тире перед началом вставной конструкции.

Грамматика

Многие читатели моего возраста найдут отражение себя в Холдене Колфилде, сталкивающегося с «взрослой жизнью», терпящего неудачи во взаимоотношениях с людьми и совершающего ошибки, но именно так он приобретает необходимый жизненный опыт.

… отражение в Холдене Колфилде, (каком?) сталкивающЕМся.., совершающЕМ.., терпящЕМ

Общий вывод по работе

Итак, ваше сочинение оценивается на «зачет», однако следует тщательно поработать над речевым оформлением работы.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 1; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 5 Зачёт

  • Проблематика произведения гроза сочинение
  • Проблематика и поэтика сказок салтыкова щедрина
  • Проблематика рассказа бедная лиза
  • Проблематика повести бедная лиза сочинение
  • Проблематика любви и долга в капитанской дочке сочинение