Проблематика и поэтика сказок салтыкова щедрина

Подборка по базе: илиада и одиссея проблематика и поэтика.docx, война и мир л.н. толстого. замысел, проблематика, композиция, , сегодня как


Подборка по базе: Илиада и Одиссея проблематика и поэтика.docx, «Война и мир» Л.Н. Толстого. Замысел, проблематика, композиция, , Сегодня как никогда особую остроту приобретает этическая проблем, Биоэтическая проблематика в произведениях искусства.docx, Контрольная работа по духовно нравственному воспитанию личности., Контрольная работа по духовно нравственному воспитанию личности., Фрейденберг Ольга. Поэтика сюжета и жанра — royallib.ru.doc


Тема лекции Тематика, проблематика и поэтика в романе

М. Е. Салтыкова- Щедрина «Господа Головлёвы»

Контингент обучающихся
Цель деятельности преподавателя и студентов
Форма
Норма времени
Планируемые конкретные учебные результаты
Методы обучения
Средства обучения, используемые на занятии
План занятия

Содержание занятия.

Этап занятия,

его основная цель.

Деятельность преподавателя Деятельность студентов Задачи и планируемый результат
1.Организация онлайн- занятия. — Приветствие и проверка связи (Видно? Слышно?)

— Напомнить или ознакомить с работой камеры и микрофона.
— В процессе нашей лекции я буду обращать внимание на вашу активность и включённость в работу.

— Студенты дают обратную связь в виде короткого приветствия в общий чат. Задача: настроиться на работу, обозначить технические моменты.

Результат: предотвратить возможные технические заминки и недоразумения, связанные с корректностью работы в онлайн- режиме.

2. Сообщение темы лекции, мотивация к деятельности. Целеполагание. Тема нашей сегодняшней лекции

«Особенности тематики, поэтики и проблематики романа М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы».

— Давайте сейчас попробуем под другим углом рассмотреть тему лекции.

-Пусть каждый сейчас напишет в общий чат 2-3 задачи по теме лекции в такой форме:Например, «я не знаю, что случилось с героями этого романа, но очень хочу узнать».

«Я не знаю, как Салтыкову- Щедрину удалось так виртуозно создать первый в России психологический роман- хронику, но очень хочу узнать».

Зачитываю ответы студентов.

— Обозначить 2-3 вопроса « Я не знаю ……, но очень хочу узнать»

-Постановка студентами собственных задач на основе выполненного упр. и темы лекции.
— Фиксируют в конспектах план лекции.

Задача: обозначить основные цели и задачи для каждого присутствующего и проговорить план лекции:

3. Актуальность изучаемой темы для современного общества. Произведение «Господа Головлевы» представляет собой социальный роман. Это произведение освящается дворянской семье. В этом романе известный русский писатель М. Е. Салтыкова-Щедрин рассказывает читателю о разложении буржуазного общества. Он дает понять своим поклонникам, что разложение в обществе отразилось даже на семейные отношения. Многие семьи из-за этого процесса также распались. Проблемы в обществе привели к тому, что разрушился весь комплекс нравственных отношений.

Давайте вспомним, кто ещё освещал проблемы « дворянских гнёзд» в своих произведениях?

— Выявить одну из самых злободневных тем пореформенного периода России 19 века- гибель дворянства как элитного социального слоя, стоявшего у истоков становления крепостного права, «дворянские гнёзда» и их судьба после отмены крепостничества и «рабское» сознание целых поколений крестьян как результат негативного влияния крепостного права на общество в целом.
4. Актуализация изучаемой темы. Краткий обзор творчества М. Е. Салтыкова- Щедрина.

5. Освещение тематики и проблематики романа в контексте исторических событий 19 века в России ( отмена крепостного права)

Постановка проблемного вопроса лекции

Современники воспринимали произведения Салтыкова-Щедрина лишь как блестящую сатиру на проблемы общества того времени…

— Почему Салтыков решил взять себе литературный псевдоним?

— Какие журналы публиковали его рассказы?

— Кто из его сподвижников- литераторов побоялся публиковать первые два рассказа, за которые в последствии Салтыков- Щедрин был командирован в Вятку на 8 лет?

М. Е. был непревзойденным мастером слова, его очерки ждали больше, чем новости из утренних газет.

Благодаря своему впечатляющему жизненному опыту работы на государственной службе, мог публиковать настолько злободневные и остроумные очерки, что практически с первых строк завоевал любовь читателей и покорил сердца многих известных критиков.

Посмотрите на слайде я отразила для вас наиболее интересные высказывания о творчестве Щедрина.

(демонстрация слайда)

-Тема крепостничества в России всегда была предметом пристального внимания великого писателя. В конце 70-х годов Щедрин подошел в своем творчестве к решению темы, за которую он мог взяться, только накопив необходимый жизненный материал, обладая огромным идейным опытом, стоя на твердых революционно-демократических позициях. На содержание тематики и проблематики романа «Господа Головлевы» повлияли следующие факты биографии писателя:

М. Е. был воспитан на лоне крепостного права, в деспотичной консервативной семье, вырос в помещичьей среде, поэтому знал ее изнутри. С юных лет писатель видел, что семьи помещиков опутаны сетями лжи и порока. Это впечатление угнетало Михаила Евграфовича, а позже нашло место в его творчестве.

-Во многих своих произведениях пореформенной поры Салтыков образно воспроизводил процесс оскудении помещичьих гнезд, процесс вытеснения недавних душевладельцев с занятых ими позиций новыми «столпами» — Деруновыми и Разуваевыми.
В «Господах Головлевых» акцент сделан на другом. Герой задуманного им произведения должен был олицетворять собой все пороки и язвы крепостнического общества.

Головлевы приспосабливаются к пореформенным порядкам, даже богатеют. Но это удачливое хищническое накопительство не укрепляет семью, а наоборот — становится как бы подстрекающей силой ее распада, ее гниения. Исчезают родственные связи. Повседневные отношения приобретают форму либо презрительного равнодушия, либо взаимной брани и грызни. Каждый из головлевской фамилии и по наследственным своим задаткам, воспитанию, и по всей обстановке жизни п данный момент был подготовлен к тому, чтобы так цинично и безалаберно отнестись к «семейным узам».

Еще одной общероссийской проблемой, описанной в романе, является запой. К нему членов семейства приводит праздный образ жизни и отсутствие каких-либо четких целей. Самое страшное падение происходит с Аннинькой и Любинькой, которые мечтали о высоком искусстве, но также скатились до пьянства и разврата.

Праздность, непригодность к какому-либо долу, безудержное стремление урвать для себя кусок получше, пожирнее, — все эти привычки, унаследованные от времени крепостничества и закрепленные в целом ряде поколений уже в виде определенных черт характера, и точат семью, раздирают ее в клочья.

попробуем разобраться, почему Д. Мирский назвал этот роман- цикл

«Наитемнейшей книгой русской литературы»?

Студенты отвечают на вопросы лектора в общий чат или в процессе беседы. Задача: обозначить основные аспекты, повлиявшие на развитие тематики и проблематики романа, сопоставить события жизни писателя с происходящими в романе событиями. Углубить знания об особенностях жизни и творчества Салтыкова- Щедрина.

— Постановка проблемного вопроса, на основе которого будет осуществлять контроль результатов усвоения материала лекции.

Результат: подвести к выводу о том, чем же был уникален этот писатель, какие проблемы затрагивал в своих произведениях, и почему имел такой весомый авторитет в литературных кругах.

6. Обзор структуры и композиции романа История гибели семейства крепостников Головлевых вначале была частью хроники Благонамеренные речи, которая в основном посвящена описанию действительности хищника-буржуа Дерунова. Писатель решил выделить из хроники рассказы о семье Головлевых и создал на их основе роман-хронику Господа Головлевы. Композиция его была подчинена одной теме краху крепостничества.

Роман начинается предчувствием смерти одного из героев (Степана), затем на протяжении повествования перед нами предстает целая галерея умирающих, сходящих со сцены жизни людей. Головлевы это сама смерть, злобная, пустоутробная; это смерть, вечно подстерегающая новую жертву, писал сатирик. Образы Головлевых старшего и младшего поколения яркая иллюстрация пагубного воздействия на человеческую личность несовершенного общественного строя, основанного на угнетении.

Именно поэтому автор в романе уделяет внимание более моральной, нравственной стороне дела, а не экономическому оскудению крепостников.

Хочу отметить, что автору удалось так талантливо изобразить конкретных героев, что в них воплотились все пороки не только одной семьи, но и всего общества.

Все компоненты романа: пейзаж, речь героев, авторские характеристики и отступления все в романе служит одной цели раскрытию причин гибели строя крепостников.

Отметим также еще очень важный композиционный момент в романе: автор сознательно исключил подробности крепостнического быта, воспитания нового поколения крепостников и их взаимоотношения с крестьянами. Мне кажется, писатель сделал это для того, чтобы создать еще более безысходный и не гармонирующий с живым миром фон, на котором изживают себя крепостники. Живая, светлая действительность как бы сама не выпускает их из ограниченного пространства, словно страшную заразную болезнь.

Присутствует и ощущается читателем в романе и дух самого автора, который всей душой любил угнетенный народ России и боролся за его свободу.

7. Сравнительная характеристика героев романа на примере Порфирия Головлёва. Когда пытаешься охватить мысленным взором все бесконечное количество сатирических персонажей, встающих перед нами со страниц сочинений М. Е. Щедрина, то поначалу даже теряешься: такое их множество и столь они разнообразны.

Центральная тема романа — обреченность помещичьего сословия. Жизнь за счет крестьян, находящихся в рабской зависимости, не может развить в человеке ничего хорошего. Начинается постепенное вырождение, ярче всего проявившееся в образе Порфирия Головлева.

Выйдя в отставку и поселившись в Головлеве, он полностью предался бесконтрольной праздности, имевшей “все внешние формы усидчивого, непосильного труда”. Было что-то паучье в ухватках Иудушки, в способах нападения на жертву. Иудушка, наметив очередную жертву, начинает кружить вокруг нее и усыплять ее бдительность клейкой патокой словесного гноя.
Поэтому в речи Иудушки преобладают уменьшительные, ласкательные суффиксы, пришепетывающие словесные обороты. Он почти никогда не говорит: бог, мужик, масло, хлеб. В его устах слова постоянно обретают елейно-сюсюкающий вид: боженька, мужичок, маслице, хлебец.
Выступая в роли кровопивушки, он обставляет свои действия злейшего ростовщика так, чтобы по форме они выглядели актом христианского благодеяния. Так он поступает всегда. Ему нужды нет, что в святость его поступков никто не верит. Для него важно, чтобы по форме все обстояло как положено.
Иудушка ограбил собственную мать и выгнал ее из дома, но проделал все это, соблюдая видимость самой преданной сыновней почтительности. В жизни Иудушка актер. Он постоянно играет в инсценированной им комедии роль, и притом всегда самую подлую. Иудушка религиозен, но и с Богом он лицемерит, охотно участвуя в разыгрывании обрядовой стороны религии.
Он знает массу расхожих афоризмов, затертых прописных истин, которыми отгораживается от необходимости принимать неугодные ему решения.
В Головлево неожиданно приезжает Петенька, молодой офицер, единственный оставшийся в живых сын Иудушки. Отец заранее решает: если сын приехал за деньгами, отказать. Он репетирует сцену предстоящего разговора, подбирает афоризмы, от которых, как от непробиваемой брони, отскакивают все резоны.
Не получив от отца помощи, Петенька погибает. Когда при аналогичных обстоятельствах застрелился старший его сын, Володя, Иудушка отслужил по нему панихиду. Так же он поступил и на этот раз.
Ни раскаяния, ни угрызений совести: он поступил по закону. Иудушка любит ссылаться на законы. Закон, как и Бог, который не сходит с его языка, его нравственная опора, точнее, основа его безнравственной философии.
Конец Иудушки закономерен. Он, всю жизнь чтивший церковную обрядность, умирает без покаяния. В глухую ночь отправился Порфирий проститься с могилой матери, а утром нашли у дороги засыпанный мокрым снегом окоченевший труп.
Оказалось, что совесть у Иудушки не начисто отсутствовала, а только была загнана и позабыта. Но было уже поздно. Слишком долго он грешил, чтобы можно было что-то изменить и исправить.

Этим завершающим штрихом, свидетельствующим о способности автора проникать в самые потаенные глубины человеческой психологии, Салтыков-Щедрин подвел итог мрачной и запутанной истории деградации личности в буржуазном мире.

8. Психологизм персонажей романа. Щедрин был не только великим социологом, но и глубоким психологом. Его творческий метод близок к реалистическому методу крупнейших русских писателей 60-80-х годов, несмотря на все отличие от них. Очень интересно сопоставить его, например, с Достоевским, писателем, который на первый взгляд кажется антиподом Щедрина.

Основными чертами психологии человека собственнического мира Щедрин считал — инертность, автоматизм, омертвление сердца и мысли. Эти признаки неизлечимой болезни, нравственного вырождения свойственны представителям основных эксплуататорских групп, изображенных Щедриным: и крепостникам-помещикам, и буржуа, и деятелям бюрократического аппарата самодержавия, и даже либеральной интеллигенции. Говоря о необычайной сложности создания новых типов в условиях переходной эпохи, Щедрин объяснил эту сложность не только тем, что типы эти «неизвестны и что их необходимо вызвать из мрака, в котором они ютятся», но также и тем, что «общество слишком мало подготовлено» к восприятию «жизненных отношений», которые стремится создать новый человек.

В душах щедринских героев после недолгой борьбы устанавливается своеобразная «гармония» инертности, тупого безразличия, которому соответствует вся обстановка внешней жизни. Вместе с душой человека окостеневает жизненный процесс, заключенный в стабильные, неподвижные формы.

Справка для студентов:

Психологизм- система средств и приёмов изображения внутренней жизни персонажа с целью детального раскрытия внутреннего мира, взглядов, мыслей, чувств и стремлений.

Форма психологического изображения бывает прямая (внутренняя речь, воспоминания, фантазии), косвенная (речь, мимика, жесты, модель поведения) и суммарно- обозначающая (через авторский комментарий).

9. Поэтика романа как одна из основных форм психологизации персонажей. Поэтика и стилистика произведений Щедрина чрезвычайно богаты острым, идеологически действенным фразеологическим и лексическим материалом, применимым и поныне. Он содержит множество ярких образцов искусства «заклеймения» социально отрицательных явлений действительности.

Нельзя сказать, что оригинальность поэтики произведений Щедрина не интересовала все это время филологическую мысль. Художественные особенности творчества Салтыкова не раз становились предметом тонких литературоведческих наблюдений, споров, оригинальных выводов еще при жизни писателя.

10. Обобщение и выводы по теме.

11. Рефлексия.

Салтыков-Щедрин показывает, что гибель провинциального дворянства неизбежна. Их бесполезная жизнь в «прахе» и «гное» никому не нужна. Помещики сами способствуют своему уничтожению, стремясь вырвать последний кусок из рук умирающих родственников. Каждый в течение 1 минуты отвечает на проблемный вопрос лекции :

,

почему Д. Мирский назвал этот роман- цикл «Наитемнейшей книгой русской литературы»?


Тема: «Проблематика и поэтика сказок М.Е.
Салтыкова-Щедрина»

Цель: выявить проблематику и художественное
своеобразие сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Задачи:

Предметные:  

·       
выяснить
причины обращения писателя к сказкам;

·       
выделить
основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность;

·       
определить
традиционные и новаторские приёмы в сказках Салтыкова-Щедрина,
углубить знания о сатирических приемах
.

Метапредметные:

·       
развитие
критического мышления;

·       
развитие
умения анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания,
проводить аналогии, сопоставлять, обобщать, делать выводы, находить приемы создания сатирического;

·       
развитие
навыков связной устной и письменной речи.

Личностные:

·       
воспитание
 критического  отношения  к  себе,   к обществу,
  к своему труду;

·       
воспитание
    активной     жизненной     позиции,  
  негативного отношения к приспособленчеству, к пессимизму.

Ход урока

1.Приветствие
(включить презентацию!!!)

2. Мотивация

1. «Я люблю Россию до
боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России» (
Салтыков-Щедрин)

·       
А как любовь к родине
проявляется у писателей? (в произведениях)

У
каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна,
до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит
прогрессивную, творческую интеллигенцию. Тревожила она в своё время и
писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина. Творчество
М.Е. Салтыкова-Щедрина чрезвычайно многообразно, наибольшей популярностью
пользуются его сказки

А.П.Чехов высоко ценил эти произведения: «Прочтите… сказку
Щедрина. Прелестная штучка.
 Получите удовольствие и руками разведёте 
от удивления…»

 Сказки
– это итог многолетних жизненных наблюдений, итог всего творческого пути
писателя.

         Многозначителен
подзаголовок «Сказки для детей изрядного возраста»; «Для детей от 7 до 70».

·       
— Как вы понимаете
«изрядного»?

·       
— Тогда почему писатель
избирает именно этот жанр, который больше подходит для детей?

                
(любимый всеми с детства и всем понятный;

Чтобы
обмануть цензуру, в завуалированной форме поднять злободневные вопросы)

·       
— Ребята, с чего начинается
у нас у всех знакомство с литературой? Что дают сказки детям?

(В них заключена
мудрость. С помощью сказок дети познают окружающий мир.)

 Вот и задача С-Щ   –
заставить взрослых открыть глаза на окружающий мир, пробудить народ, чтобы
«дети изрядного возраста» возмужали и перестали быть детьми.

·       
Ребята, а какие
задачи вы поставите перед собой, работая над сказками?

(извлечь
уроки, понять, как  и через что выражает писатель свои мысли)

·       
Т. О., мы попытаемся разобраться
в проблематике и художественном  своеобразии сказок С-Щ

 3. Актуализация
знаний

·       
С какой сказкой вы уже
знакомы из курса школьного класса? («Повесть о том, как один мужик»)

·       
Кого и за что обличает С-Щ?

 (генералов
— за паразитизм, глупость, неблагодарность, Мужика — за долготерпение)

Итак,
генералы очутились на необитаемом острове. Какие аналогии у вас вызывает
упоминание о необитаемом острове? Какой литературный персонаж тоже очутился на
необитаемом острове? (Робинзон Крузо)

·       
Давайте
сравним эти произведения. Взгляните на слайд.

Итак, автор намеренно
помещает генералов в непривычные для них условия, ставит над ними своего рода
эксперимент, чтобы резко и наглядно обозначить их самые отрицательные черты.

·       
Т.о., какие основные темы
поднимаются в этой сказке С-Щ ?

1.     Сатира на властьимущих.

2.     Изображение жизни народа.

4. Изучение нового

Ø
Анализ сказки «Дикий
помещик»(прочитать краткое содержание!!!)

·       
Узнаете ли вы, к какой
сказке эта иллюстрация?

·       
Какие вопросы поднимает?

(социально-
политические: тяжелое и бесправное положение народа, паразитизм помещиков, их
беспечное существование за счет труда народа)

·       
Какова была цель
С-Щ, когда он создавал образ Дикого помещика?

·       
Почему писатель даёт
помещику странную фамилию Урус-Кучум-Кильдибаев  и в то же время
называет его “русским помещиком” ?

(намек
на монголо-татарское нашествие: иго – внешний враг, крепостное право – внутренний
;  только
врагу придёт в голову мысль “сократить” население, уничтожить русского кормильца. )

·       
Какое
историческое событие иносказательно представлено в начале и в конце сказки?

(В начале сказки мужики исчезают, то есть
освобождаются от глупого помещика. Но в конце они водворяются на место, так как
по сути после отмены крепостного права в России тяжелое положение крестьян не
изменилось).

·       
Как вы
думаете, проблема народа и власти актуальна в наше время?

Предлагаю вам провести
параллель с современностью. Я прочитаю отрывок из интервью генерального
директора государственной социологической службы Валерия Федорова от
22.03.2009:

«Главная проблема в
отношениях народа и власти – кризис доверия. Люди привыкли, что государство
реально им не помогало. Оно только декларировало святые цели, а на практике же
делало все наоборот… И сейчас, что бы власть ни делала, она всегда будет
сталкиваться с недоверием».

·       
Что нужно
сделать, чтобы избежать конфликта или не потерять доверие народа?

(Честно жить и
работать, любить родину. Чтобы слово не расходилось с делом)

Таким образом, хотя
«Сказки» Салтыкова-Щедрина и были созданы более 130 лет назад при определенном
историческом строе и в определенное историческое время, но и в наши дни
некоторые проблемы, которые поднимал писатель-сатирик, остались актуальными и
современными.

Ø Чтобы определить еще одну тему, поднимаемую в сказках С-Щ.
обратимся к сказке «Премудрый пескарь»(прочитать краткое содержание!!!)

  1.
Я предлагаю провести суд присяжных, в котором выступит сторона
обвинения в адрес главного героя, сторона защиты, а присяжные заседатели должны
вынести решение  (вердикт) суда. Я буду выполнять роль судебного заседателя

Итак, рассматривается дело по обвинению героя сказки
Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»    

 Слово предоставляется стороне обвинения. Поясните суду и
присяжным заседателям, в чем вы обвиняете героя?
  

(в том, что он прожил бессмысленную жизнь, замуровав себя в
тёмной норе. Образ премудрого пескаря – это образ мелкой рыбёшки, беспомощной и
трусливой, жизнь которой пуста и бессмысленна. Мудрый, но мудрость пескаря
«трусливая».Бесполезная жизнь, незаметная жизнь. Не испытал настоящих чувств,
заботу, любовь.  Не создал и не попытался создать семью).   

  — Слово предоставляется стороне защиты.

(«Ума палата была»;  Слушал своих родителей (отца); Имел свой
дом; Долгожитель; поддерживал здоровый образ жизни, в конце осознает свою
никчемность).

Мы выслушали две стороны: обвинения и защиты. Прошу
присяжных заседателей вынести вердикт
: Имеет ли смысл жизнь главного героя
сказки Салтыкова Щедрина?

 (Риторические
вопросы в тексте:  « Какие у него были радости? Кого он приютил? Кому доброе
слово сказал? Кому он помог? Кого пожалел, что он вообще сделал хорошего?»-
имеют один ответ – никого, никому, никаких… « Жил – дрожал и умирал – дрожал». Такая
жизнь не имеет смысла.

Только пескарю вы выносите свой суровый вердикт?

(под пескарём Салтыков-Щедрин имел в виду именно человека,
который  должен оставить хоть какой-то  след, чтобы о нём знали, чтобы его
помнили. А о премудром пескаре никто никогда и не вспомнит, потому что и
вспомнить — то нечего…)

2. — А теперь
обратимся к композиции

Элементы композиции: Экспозиция
— наставления старого пескаря, рассказ об ухе. Завязка — решение
премудрого пескаря прожить жизнь так, «чтоб
никто не заметил». Развитие
действия
— жизнь пескаря. Кульминация
— предсмертное «прозрение» героя. Развязка — исчезновение пескаря

Я хотела бы обратиться к экспозиции.
Чем интересна экспозиция? В ней звучит наставление отца: какую роль оно играет?
(дает неправильные жизненные ориентиры)

·       
Какие заветы оставляют
своим детям другие отцы – герои классических произведений литературы
? (если не помнят, то слайд с цитатами)

·       
Если смогу скаать!!!Посмотрите
экранизацию сказки «Премудрый пескарь» (режиссер Валентин Караваев,
1979) Обратите внимание на символическую концовку фильма. Что хотели ею сказать
создатели мультфильма? (часы стали гробом для пескаря: время уносит таких в
бездну небытия)

·       
Вот мы говорим о сатире,
злом смехе, а я обратила внимание на комментарии к этому
мультфильму. Никто не сказал «смешно». Почти все писали: «страшно», «жутко»…
Почему? (страшно прожить всю жизнь вот так..)

·       
А как вы хотите прожить?

Народные сказки учат и
веселят, они заканчиваются победой добра над злом. Сказитель  в них –
добродушный балагур (юмор). Сказки С-Щ. учат и разоблачают, поэтому основное
орудие писателя – сатира. Улыбка балагура сменяется саркастической усмешкой
мудрого человека

5 .Рефлексия:

6. Домашнее
задание

Прочитать
«историю одного города» составить план.

Сатира Салтыкова-Щедрина на помещичье дворянство занимает значительное место в русской литературе девятнадцатого века. Яркие образы и смелые решения позволяли писателю остроумно, но безжалостно клеймить реакционное дворянство, исчерпавшее свою полезность для России и превратившееся в её балласт. Его сказка «Дикий помещик» является классикой русской сатиры и одним из самых известных творений Салтыкова-Щедрина на тему крестьянского вопроса в России, в котором он раскрыл взаимоотношения двух сословий: помещичьего дворянства и крестьянства. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор произведения.

История создания

История написания сказки «Дикий помещик» может похвастаться интересными фактами о произведении:

  1. Как и многие другие произведения, «Дикий помещик» был вдохновлён краткосрочной ссылкой писателя в район Вятки, где он мог наблюдать жизнь людей в русской провинции во всей её полноте.
  2. Сказка «Дикий помещик» была написана в 1869 году как ответ на разочарование в крестьянской реформе шестьдесят первого года, которая так и не решила земельный вопрос. В этой ситуации Салтыков-Щедрин вернулся к тем образам, которые, казалось бы, уже исчезли из обыденной жизни, но на деле существовали на территории России ещё долгое время.
  3. Автору удалось опубликовать свое произведение в журнале «Отечественные записки» благодаря редактору СМИ — Николаю Некрасову. Он тоже придерживался оппозиционных взглядов на судьбу России. Чтобы публиковать смелые литературные изыскания, он подкупал цензоров поездками на охоту и роскошными обедами. Ценой взятки ему удалось опубликовать сказку «Дикий помещик». 

Направление и жанр

Сказка «Дикий помещик» создана в рамках направления реализма. Несмотря на некоторые фантастические допущения, писатель ставил своей целью натуралистично отобразить окружающую действительность. Созданные им образы довольно реалистичны, хоть и несколько гипертрофированы. Читатель может поверить в то, что герои, описанные в данной сказке, могли существовать на самом деле.

Жанр «Дикого помещика» можно определить как сатирическую сказку. В основе сюжета лежит фантастическое допущение, призванное замаскировать и смягчить жёсткое высмеивание дворянства, свойственное всем сатирическим произведениям. Сказочную атмосферу подчёркивают словесные обороты, свойственные народному фольклору, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве» и «жил-был».

Проблематика и поэтика сказок салтыкова щедрина

Таблица: Черты сказки в произведении «Дикий помещик»

Композиция

  1. Завязка: знакомство с помещиком и его неприязнью к крестьянам;
  2. Кульминация: исчезновение крестьян;
  3. Развитие действия: деградация дворянина;
  4. Развязка: возвращение господина в лоно цивилизации и возврат рабов.

Суть: о чём сказка?

Сюжет повествует нам о некоем богатом помещике, который страдал от иррациональной ненависти к крестьянам и молился богу, чтобы все простолюдины исчезли из его владений.

Решив изжить мужиков своими силами, помещик начал многочисленными штрафами и притеснениями сживать со свету своих крестьян. Когда те взмолились Богу об избавлении, тот внял их горю и забрал всех крестьян из владений помещика.

Первоначальная радость героя несколько поколебалась от холодной реакции окружающих, назвавших его дураком. Некому стало вести хозяйство, убираться в усадьбе и даже умывать самого барина. Однако он так и не хотел признавать свою ошибку, считая свою борьбу с простым народом проявлением твёрдости и силой духа и грезя о закупке паровых машин из Англии для замены мужиков.

Спустя некоторое время владения помещика приходят в упадок и запустение, сам главный герой окончательно теряет человеческий облик. Он обрастет шерстью, начинает ходить на четвереньках, ест сырое мясо, дружит с медведем и даже утрачивает способность говорить на человеческом языке.

В конце концов, губернское начальство решает остановить это безумие, находит пропавших мужиков и возвращает во владения помещика. Сам помещик был в итоге изловлен и насильно возвращён в лоно цивилизации, однако до конца своих дней так и не научился снова говорить, очень тоскуя по своей старой жизни в лесу. Вот краткое содержание сказки.

Главные герои и их характеристика

Система образов в сказке «Дикий помещик» описана Многомудрым Литреконом в формате таблицы:

герои сказки «дикий помещик» характеристика
помещик высокомерный, но грубый и простоватый дворянин. невообразимо глупый человек, не способный даже понять, на чём держится его богатство. презирает простой народ и желает ему только зла. несамостоятельная и не приспособленная к реальной жизни личность. не способен на какой-либо физический труд и хозяйственную деятельность. без заботы и обслуживания со стороны своих мужиков быстро теряет человеческий облик. жизнь животного кажется ему куда предпочтительней жизни человека.
мужики православное русское крестьянство, обеспечивающее безбедное существование самодура-помещика. хозяйственные люди, которые за считанные дни ликвидировали весь вред, нанесённый барином хозяйству. в то же время несамостоятельны и инертны, предпочитают слепо подчиняться начальству, а вместо борьбы с несправедливостью обращаться за помощью к богу.

Темы

Тематика книги «Дикий помещик» до сир не кажется нам архаичной. Все основные темы актуальны до сих пор:

  1. Народ – простые русские крестьяне в произведении представлены талантливыми и хозяйственными людьми, однако в то же время они лишены какой бы то ни было силы воли и самоуважения, становясь немыми рабами системы, которая видит в них лишь живые инструменты.
  2. Родина – Салтыков-Щедрин видит в России и русском народе огромный потенциал, который, однако, ограничивает помещичий и государственный гнёт, а также инертность крестьянства, которое молча терпит все несправедливости.
  3. Противопоставление дворянства крестьянству – в лице мужиков представлено всё русское крестьянство, которое наделено умением и умом, но лишено прав и воли, а потому вынуждено тащить на себе привилегированное дворянское меньшинство, представленное в образе глупого, ничтожного и злого помещика.
  4. Быт и нравы России – в своей сказке писатель высмеивает быт и нравы, царившие в России его время. Огромный и неповоротливый бюрократический аппарат, который позволил случиться столь абсурдной ситуации, социальное неравенство и дворянский гнёт – всё это было печальной обыденностью для Российской империи даже после отмены крепостного права.
  5. Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «в некотором царстве, в некотором государстве», «жил-был», «на свет глядючи радовался». Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть глубокую народность данного произведения.

Проблемы

Проблематика сказки «Дикий помещик» — порождение государственной системы в России того периода. Чиновники решали личные, а не общественные проблемы, поэтому простой народ был предоставлен сам себе и своим мучителям (если раздел нуждается в дополнении, напишите об этом Многомудрому Литрекону):

  1. Социальное неравенство – в своей сказке Салтыков-Щедрин отлично отобразил пропасть между крестьянским и дворянским сословиями, которая заключалась не только в материальном достатке, но и в мировоззрении. Крестьяне имели «холопский менталитет» и были заложниками своего долготерпения и невежества. Их господа были такими же глупыми и даже глупее, но наглее и хитрее.
  2. Крепостное право – в произведении отражена вся абсурдность крепостничества, рассматриваемого Салтыковым-Щедрином, как ужасная мерзость в истории русского народа, не только наносящая огромный вред экономике Российской империи и плодящая нищету, но и уродующая людские души, делающая из них безликих рабов системы.
  3. Невежество правящего класса – описывая мысли глупого помещика, писатель этим подчёркивает ничтожность помещичьего дворянства, его ограниченность и невежество. Потому ещё более несправедливой кажется ситуация, что именно такие люди, как дикий помещик, определяют судьбу Российской империи и её народа.

Смысл

Салтыков-Щедрин в своей сказке показал нам два главных сословия, существовавших в Российской империи в его время. Основная идея сказки «Дикий помещик» и главная беда России в том, что без крестьянина дворянин одичает и потеряет человеческий облик. Власть избаловала помещиков, и со временем стали очевидны последствия вырождения дворянских родов. Потомки знатных людей, наследующие их титул и состояние, становятся глупыми паразитами, которые не приносят стране пользы, а лишь растрачивают ее богатство.

С одной стороны, мы видим помещиков-дворян – избалованных, невежественных и бесполезных паразитов, уверенных с собственном превосходстве над окружающими, наделёнными, однако, огромной властью и верой в то, что их власть вечна и нерушима.

Мужики помещика олицетворяют собой все русское крестьянство, которое наделено умом и талантами, но вынуждено влачить рабское существование из-за собственной инертности и неспособности осознать свои интересы и бороться за них.

Главная мысль автора сказки «Дикий помещик» заключается в том, что кабальная зависимость крестьян от дворян вредит обеим сторонам: если простые люди превращаются в отупевших рабов и проводят жизнь во мраке невежества, то аристократы тоже деградируют и становятся вредителями для собственной стране.

Чему учит?

На примере помещика Салтыков-Щедрин осуждает невежество, грубость и самодурство. Писатель отстаивает идею равенства, считая, что не происхождение или чин определяют человека, но его собственные умения и реальные достижения. Мораль сказки приближает нас к идеалу петровских времен, когда простой человек мог достичь успеха и высокого статуса трудом и знаниями.

Писатель хвалит хозяйственность и трудолюбие простого народа. Он пытается донеси до читателя мысль о том, как важно уважать самого себя, осознавать свои интересы, а не слепо подчиняться государственной машине. Человек, который не борется за свои права, а просто плывёт по течению, так и останется бесправным рабом. Таков вывод из произведения «Дикий помещик».

Средства выразительности

М.Е. Салтыков-Щедрин построил всю сказку на гиперболе и абсурде. Так, помещик сдружился с медведем, оброс и стал жить в лесу, словно дикий зверь. Конечно, писатель утрировал, и на самом деле такого быть не могло, но жанр книги давал ему большой простор для фантазии.

Еще одним важным художественным приемом является антитеза: крестьяне трудолюбивы, добры и скромны, а вот помещик ленив, зол и высокомерен, хоть гордиться ему абсолютно нечем.

Проблематика и поэтика сказок салтыкова щедрина

художественные средства в сказке «Дикий помещик»

Критика

Современники встретили «Дикого помещика» также тепло, как прочие произведения Салтыкова-Щедрина, вышедшие в этот же период. Уже при жизни писатель стоял на одном уровне с таким классиком, как Тургенев.

В наши дни сатира Салтыкова-Щедрина позволяет нам понять, как мыслила и чем жила русская интеллигенция середины девятнадцатого века.

Автор: Михаил Щепин

  • Скачать презентацию (0.46 Мб)


  • 50 загрузок

  • 4.5 оценка


Ваша оценка презентации

Оцените презентацию по шкале от 1 до 5 баллов

Комментарии

Добавить свой комментарий

Аннотация к презентации

Посмотреть и скачать презентацию по теме «Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина», включающую в себя 34 слайда. Скачать файл презентации 0.46 Мб. Средняя оценка: 4.5 балла из 5. Большой выбор powerpoint презентаций

  • Формат

    pptx (powerpoint)

  • Количество слайдов

    34

  • Слова

  • Конспект

    Отсутствует

Содержание

  • Презентация: Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

    Слайд 1

    Проблематика и поэтика сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина

  • Slide2

    Слайд 2

    Сказки «для детей изрядного возраста»

    «Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.
    17.11.2017
    2

  • Slide3

    Слайд 3

    «Сказки» — это соотношение социального и общечеловеческого в творчестве Салтыкова-Щедрина М.Е.

    Объяснить это высказывание (что такое социальное и общечеловеческое)?
    Какой прием использует автор при определении читательского назначения сказок «для детей изрядного возраста»? Почему ?

  • Slide4

    Слайд 4

    1. Сказка — один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или — реже — в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
    Народная сказка — одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.
    По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.

    17.11.2017
    4

  • Slide5

    Слайд 5

    Подчеркните в определении сказки слова, подчеркивающие ее отличительные черты.

    17.11.2017
    5

  • Slide6

    Слайд 6

    1. Сказка — один из видов народной повествовательной литературы: произведение в прозе или — реже — в стихах, в котором идет речь о вымышленных событиях, иногда фантастического характера.
    Народная сказка — одна из самых древних и распространенных форм устного творчества у всех народов, отражающая их воззрения, черты национального характера, классовые отношения, старинный быт.
    По своему содержанию народные сказки весьма разнообразны: богатырские, бытовые, сказки о животных и т. п.

    17.11.2017
    6

  • Slide7

    Слайд 7

    Задание №1
    — Вспомните изученные, прочитанные вами ранее народные сказки, — Приведите примеры на некоторые темы народных сказок (о хитрости лисы, о трусости зайца и т.д.) — Запишите в тетрадях их названия, тему.
    Задание №2
    — Прочти материал в тетради, — Обсуди записи в тетради с товарищем, — Сравни запись с образцом.
    17.11.2017
    7

  • Slide8

    Слайд 8

    2. Основные темы народных сказок:сатирические, юмористические, фантастические.
    Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается» для развлечения слушателей — взрослых и детей. В многочисленных сатирических сказках русский народ разоблачал самодержавие и крепостничество, изображая глупых и злобных царей, продажных царских чиновников, спесивых и жадных баб, купцов — обманщиков и т. п.

    17.11.2017
    8

  • Slide9

    Слайд 9

    — сформулируйте определение литературной сказки,
    — запишите определение литературной сказки в тетрадь,
    — выпишите в тетрадь основные сходства, и отличия литературных сказок от народных.
    Сравните с образцом

    17.11.2017
    9

  • Slide10

    Слайд 10

    Черты сходства:
    В сказках идет речь о вымышленных событиях, иногдафантастического характера;
    Сказка преследует либо поучительные цели, либо «сказывается»для развлечения слушателей, в сатирических сказкахразоблачаются недостатки общественного устройства,высмеиваются частные и общественные пороки.
    Широко известны глубокие по содержанию и совершенные по форме сказки А. С. Пушкина, «Конек-Горбунок» П. П. Ершова, сатирические сказки М. Е. Салтыкова — Щедрина. Из иностранных «сказочников» известны датский писатель Андерсен, немецкие писатели братья Гримм, французский «сказочник» Шарль Перро и др.

    17.11.2017
    10

  • Slide11

    Слайд 11

    Литературные сказки писали многие русские и иностранные писатели, используя народные сказочные мотивы или создавая свои оригинальные сказки. При этом литературные сказки имели множество отличительных особенностей от народных сказок.
    Отличия:

    17.11.2017
    11

  • Slide12

    Слайд 12

    Прочтитетекст и письменно ответьте на
    вопросы:
    1. Сколько времени работал автор над книгой «Сказки»?
    2. Почему сатирик обращается к сказочному
    жанру?
    3. В чем жанр сказки помогает М.Е.
    Салтыкову — Щедрину?
    4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е.
    Салтыкова — Щедрина?
     

    17.11.2017
    12

  • Slide13

    Слайд 13

    . Над книгой сказок Салтыков — Щедрин работал с 1882 по 1886 год. Обращение сатирика к сказочному жанру обусловлено многими причинами. К 30-м годам сатира Щедрина принимает все более обобщенный характер, стремится к предельно широким и емким художественным обобщениям. Сказка помогла Щедрину укрупнить масштаб художественного изображения, придать сатире вселенский размах, увидеть за русской жизнью жизнь всего человечества, за русским миром — мир в его общечеловеческих пределах. И достигалась эта «всемирность» путем врастания в «народную почву», которую писатель считал «единственно плодотворной» для сатиры. Сказки Салтыкова — Щедрина были предназначены не для детского чтения, а были обращены к «детям изрядного возраста», т. е. к взрослому читателю.

    17.11.2017
    13

  • Slide14

    Слайд 14

    Прочтитетекст и письменно ответьте на
    вопросы:
    1. Сколько времени работал автор над книгой «Сказки»?
    2. Почему сатирик обращается к сказочному
    жанру?
    3. В чем жанр сказки помогает М.Е.
    Салтыкову — Щедрину?
    4. Для кого предназначены «Сказки» М.Е.
    Салтыкова — Щедрина?
     

    17.11.2017
    14

  • Slide15

    Слайд 15

    Сказки «для детей изрядного возраста» и русские народные сказки

    Сопоставительный анализ.
    — Общие черты?
    — Отличительные черты?

  • Slide16

    Слайд 16

    Общие черты

    Сказки Салтыкова-Щедрина
    ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка
    Сказки русского народа
    ЗачинСказочный сюжетФольклорные выраженияНародная лексикаСказочные персонажиКонцовка

  • Slide17

  • Slide18

    Слайд 18

    Писатель высмеивает самовластие во всех его формах, паразитическую сущность господствующего класса, иллюзии либеральной интеллигенции по поводу мирного переустройства общества, «перевоспитания» правящих сословий Салтыков -Щедрин оценивает народ как первооснову и источник жизни, но в то же время с горькой иронией говорит о крестьянской привычке повиноваться. Вскрывается противоречие между потенциальной силой и гражданской пассивностью мужика. В сказках, высмеивающих эгоистическую мораль и пропагандирующих христианские принципы нравственности, проводится мысль о ненормальности нормального в обществе, где все представления о добре и зле извращены.

    17.11.2017
    18

  • Slide19

    Слайд 19

    Отличительные черты

    Сказки русского народа
    ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

  • Slide20

    Слайд 20

    — Вспомните, чем отличается сатира от юмора;
    — Что же характерно для «Сказок»Салтыкова — Щедрина сатира или юмор? Ответ обоснуйте.

    17.11.2017
    20

  • Slide21

    Слайд 21

    Сатира- это художественные произведения различных родов и видов (роман, повесть, рассказ, пьеса, стихотворение), в которых гневно осуждаются и резко осмеиваются порочные явления общественной и личной жизни.
    Юмор- в художественной литературе произведения, в которых отражается смешное, комическое в жизни. В отличие от сатиры, где резко осмеиваются, обличаются порочные явления общественного и личного быта, имеющие существенное значение для жизни общества, в юмористических произведениях обычно подвергаются осмеянию существенные, но частные недостатки жизненного явления, а иногда и отдельные смешные черты хороших в своей сущности людей, по отношению к которым автор не только не испытывает негодование, но даже относится к ним с любовью и симпатией, дружески подшучивая над ними.

    17.11.2017
    21

  • Slide22

    Слайд 22

    Для «Сказок» Салтыкова — Щедрина характерна сатира на самодержавно — крепостнический строй, правдивое изображение отрицательных сторон жизненных явлений., часто в нарочито подчеркнутом, иногда гротескном виде, благодаря чему отчетливее выступает их несообразность с высокой целью жизни человека, недопустимость их в жизни. Тем самым сатирические образы, созданные Салтыковым — Щедриным, вызывают неприятие изображенных отрицательных явлений жизни, зовут на борьбу с ними.

    17.11.2017
    22

  • Slide23

    Слайд 23

    — Вспомните что такое гипербола и гротеск.
    — Найдите примеры этих художественных средств в «Сказках», запишите в тетрадях

    17.11.2017
    23

  • Slide24

    Слайд 24

    Гипербола — один из тропов, образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, значения, размера изображаемого явления. К гиперболе прибегает писатель для усиления впечатления, для заострения образа.

    Гротеск — художественный прием в искусстве и литературе, изображение человека или картин человеческой жизни в намеренно преувеличенном или преуменьшенном, уродливо — комическом виде, где реальное переплетается с фантастическим, пугающее, страшное с необычайно смешным и т. п.
    17.11.2017
    24

  • Slide25

    Слайд 25

    Например: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» — ловкость мужика, его мастерство, проявляющиеся в умении свить веревку из песка, из собственных волос изготовить силки для птиц и т. п., изображены в преувеличенном виде (гипербола). «История одного города» — образ Брудастого с «органчиком» вместо головы (гротеск).

    17.11.2017
    25

  • Slide26

    Слайд 26

    — Вспомните определение эзопова языка
    — Найдите примеры эзопова языка в «Сказках», запишите в тетрадях.
    17.11.2017
    26

  • Slide27

    Слайд 27

    Эзопов язык — нарочито затемненный, полный намеков и недомолвок язык передового писателя, вынужденного при царском и всяком другом антинародном строе выражать свою мысль иносказательно, чтобы избежать запрета цензуры и преследование правительственной власти.

    17.11.2017
    27

  • Slide28

    Слайд 28

    Например: «Медведь на воеводстве» -рассказывается о царствовании в лесу трех медведей — воевод, разных по характеру. Но эти перемены никак не отражаются на общем состоянии лесной жизни. На самом же деле речь идет о критике самодержавно — крепостнического строя.
    17.11.2017
    28

  • Slide29

    Слайд 29

    Отличительные черты

    Сказки Салтыкова-Щедрина
    СатираСарказмСмешение категорий добра и злаНет положительного герояУподобление человека животному
    Сказки русского народа
    ЮморГиперболаПобеда добра над зломПоложительный геройОчеловечивание животных

  • Slide30

    Слайд 30

    — Сделайте вывод о том, что высмеивает Салтыков-Щедрин в своих «Сказках»,
    — Сделайте вывод о характере «Сказок»
    Перечислите героев «Сказок» Салтыкова-Щедрина.
    Что общего и чем они отличаются от народных сказок?
    Назовите основные приемы, художественные средства выразительности, используемые Салтыковым-Щедриным в «Сказках»
    — Обсудите вывод в группах, сверьте с образцом.
    17.11.2017
    30

  • Slide31

    Слайд 31

    а) С. – Щ. высмеивает в «Сказках» покорность и пассивность народа, наивность и пустословие либеральной интеллигенции, правительственные круги, паразитическую сущность помещичьего сословия и самодержавного строя;
    . б) «Сказки» С. – Щ. носят сатирический характер, позволяющий писателю создать обобщенный образ общественных пороков;
    в) Героями «Сказок» являются животные. Так же как и в народных сказках, каждое животное наделено устойчивыми качествами характера. Но писатель использует и нетрадиционные для фольклора образы или наделяет типичных сказочных героев новыми, подчас неожиданными характеристиками;
    Героями сказок С. – Щ. являются также крестьяне и помещики;
    г) Основными приемами сатиры С. – Щ. являются гипербола и гротеск. Фантастическая форма сказок является для писателя надежным способом «эзоповского» языка

    17.11.2017
    31

  • Slide32

    Слайд 32

    Сатирические приемы, используемые в сказках писателем.

      осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;
    — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;
    — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;
     — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;
     
    — чрезмерное преувеличение.
    ирония
    сарказм 
    гротеск  
    иносказание, аллегория  
    гипербола  

  • Slide33

    Слайд 33

          Примерный план анализа сказки

    Основная тема сказки (о чем?).
    Главная мысль сказки (зачем?).
    Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки?
    Особенности образов сказки:а) образы-символы;б) своеобразие животных;в) близость к народным сказкам.
    Сатирические приемы, использованные автором.
    Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.
    Соединение фольклорного, фантастического и реального

  • Slide34

    Слайд 34

    прочитать дома одну-две сказки Салтыкова-Щедрина и, используя материалы урока, выполнить на выбор одно из заданий:
    Анализ сказки, прочитанной дома.
    Пересказ народной сказки в стиле Салтыкова-Щедрина.
    Написание собственной сказки в духе Салтыкова-Щедрина.

Посмотреть все слайды

Сообщить об ошибке

Спасибо, что оценили презентацию.

Мы будем благодарны если вы поможете сделать сайт лучше и оставите отзыв или предложение по улучшению.

Добавить отзыв о сайте

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Спасский политехнический колледж» г. Спасск-Дальний Приморского края

hello_html_490951cc.gif

hello_html_m3dab3450.gif

hello_html_m4545167f.jpg

Разработала преподаватель

русского язы и литературы Шустерова Л.М.

2015 г

Тема: «Проблематика и поэтика сказок

М.Е. Салтыкова-Щедрина».

Цели:

  1. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве М.Е. Салтыкова-Щедрина, раскрыть особенности его художественного мира как писателя-сатирика.

  2. Вызвать интерес к творчеству писателя, развивать навыки конспектирования лекции, углубить и расширить представления о сатире и гротеске.

  3. Показать на примере сказок переплетения «образов человеческих и звериных».

Задачи:

  • проверить литературоведческий и бытовой уровни усвоения произведений писателя;

  • развивать лингвистические умения: строить связное высказывание, давать логичный и последовательный ответ;

  • совершенствовать умения  доказывать, опровергать, сопоставлять, делать выводы;

  • развивать интеллектуальные способности;

  • воспитывать чувства гражданской ответственности и патриотизма учащихся.

Оборудование: мультимедийная презентация, книги М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Форма проведения урока: презентация.

Форма организации учащихся: индивидуальная, коллективная.

Тип урока: объяснение нового материала

Ход урока.

  1. Оргмомент. Тема урока. Целеполагание. Слайды.

  2. Вступительное слово учителя. У каждого русского человека есть своя Родина, своя Россия, в которой живёт тайна, до конца не разгаданная великими умами мира. И эта тайна тревожит прогрессивную, творческую интеллигенцию.

Тревожила она в своё время и писателя-сатирика, публициста, критика, редактора, продолжателя сатирического направления в литературе XIX века М.Е. Салтыкова-Щедрина. Он имел индивидуальный, оригинальный взгляд на русскую действительность, на взаимоотношения людей, на человеческую суть. Он до боли душевной радел о судьбе России, был полон решимости в своё непростое время сделать мир лучше.

Чтение эпиграфа с доски и работа с ним: «Я люблю Россию до боли сердечной и даже не могу помыслить себя где-либо, кроме России». (М.Е. Салтыков-Щедрин). Обоснование выбора эпиграфа. Запись его в тетради.

— Что мы помним из биографии писателя? (Ответы учеников).

  1. Активизация ранее изученного материала. Викторина по сказкам. Назвать сказки, изученные в средней школе. Слайд. Перечислить героев сказок (вопрос-аукцион): медведь, заяц, собака, конь, орёл, карась, пескарь, вобла. В какой сказке делается вывод: «…орлы для просвещения вредны»? («Орёл-меценат»). Что произошло с «диким помещиком», изгнавшим из своего поместья всех мужиков? (Он стал ходить на четвереньках и перестал произносить членораздельные звуки.) Кто доволен, что его едят господа: «Стало быть, я хорош, коли меня любят!»? (Кисель из одноимённой сказки). Чья жизненная философия сводится к формуле: «Уши выше лба не растут»? (Вяленой воблы.) Какая сказка является русским вариантом «робинзонады»? («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».) Чем обоснован выбор художественных реалий сказок?(Ответы учеников.)

  2. Биография писателя. Учащиеся делают записи в тетради. Слайды.

Мы сейчас попытаемся осознать биографию и творческое наследие Салтыкова-Щедрина в более полном объёме.

Предлагаем конспект учащегося. Учитель подробнее комментирует слайды.

1826, 15 (27) января – в селе Спас-Угол Калязинского уезда Тверской губернии в многодетной семье родился шестой ребёнок — Михаил Салтыков.

1838-1844 – Учёба в Царскосельском лицее.

1844 – зачисление в штат канцелярии военного ведомства.

1845-47 —  участие в революционном кружке Петрашевского (идеи утопического идеализма), начало сотрудничества с журналами «Современник» и «Отечественные записки».

1847- опубликована повесть » Противоречия «.

1848 — повесть «Запутанное дело». В обеих повестях проводилась мысль о необходимости преобразования общественного строя, за что Салтыков-Щедрин был сослан в Вятку.

1848-55 — жизнь в Вятке.

1856, июнь – женитьба на Елизавете Аполлоновне Болтиной.

1856-1857 — по возвращении из Вятки опубликовал «Губернские очерки», принесшие ему известность, под псевдонимом Н. Щедрин.

1858-1862 — М. Б. Салтыков-Щедрин был вице-губернатором в Рязани и Твери.

1862 —  вышел в отставку, вступил в редакцию журнала «Современник».

1864 — вернулся на государственную службу.

1866 – вступает в должность управляющего Тульской казённой палатой.

1867 – переезжает в Рязань, служит в качестве управляющего казённой палатой.

1868 —  получил отставку и стал одним из редакторов, а после

смерти Некрасова — ответственным редактором «Отечественных записок» (до закрытия журнала в 1884).

1869-70 — «История одного города», «Помпадуры и помпадурши» и другие произведения.

1880 — «Господа Головлевы», «Современная идиллия» и другие произведения.

1882-1886 – 32 сказки, использование «эзопова языка».

1887-89 – в «Вестнике Европы» опубликован роман «Пошехонская старина», в которой запечатлена, как и в большинстве других произведений, дореформенная Россия». В 80-х годах Салтыков-Щедрин создает также большинство своих сказок.

1889, 28 апреля (10 мая) — М. Е. Салтыков-Щедрин умер в Петербурге. Похоронен на Волковском кладбище.

В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную литературу и звание литератора предпочитай всякому другому».

5. Проблематика и поэтика сказок. Индивидуальное сообщение первого ученика. Слайды.

Записи в тетрадях.

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя: они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок 28 созданы в течение четырех лет, с 1882 по 1886 год.

Сопоставительный анализ: общие черты (с примерами из текста).

Зачин
Сказочный сюжет
Фольклорные выражения
Народная лексика
Сказочные персонажи
Концовка

  • Сказки Салтыкова-Щедрина

Сатира.
Сарказм.
Смешение категорий добра и зла.
Нет положительного героя.
Уподобление человека животному.

  • Сказки русского народа

Юмор.
Гипербола.
Победа добра над злом.
Положительный герой.
Очеловечивание животных.

Проблематика сказок.

  • Самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»)

  • Отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»)

  • Положение народа («Коняга», «Кисель»)

  • Подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»)

  • Трусость обывателя («Премудрый пискарь»)

  • Правдоискательство («Дурак», «Христова ночь»)

Поэтика. Художественные особенности сказок (с примерами из текста).

  • Фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика)

  • Гротеск (переплетение фантастики и реальности)

  • Эзопов язык (иносказание и метафоричность)

  • Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)

  • Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)

  • Гиперболизация

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРИЁМЫ. Индивидуальное сообщение второго ученика. Слайды. Записи в тетрадях.

Сатирические приёмы.

  • ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл,

где истинным является не прямое высказывание, а противоположное;

  • сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества;

  • гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия;

  • иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. Эзопов язык — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании;

  • гипербола — чрезмерное преувеличение

СЛОВАРНАЯ РАБОТА: критический реализм (слайд).

6. Письменная самостоятельная работа (на листочках).

Вопросы.

  1. Какое учебное заведение, в котором он сам учился, Салтыков-Щедрин впоследствии назвал «рассадником министров»?
 2. Членом какого социалистического кружка был молодой Салтыков?
 3. Как удалось ему избежать каторги, в отличие Достоевского?
4. Какой период своего жизненного пути Салтыков-Щедрин считал «великой школой жизни»? 5. Историю какого вымышленного города написал Салтыков-Щедрин, указав точные даты его существования?

6. Какие журналы редактировал Салтыков-Щедрин вместе с Некрасовым?

7. Каким неологизмом назвал Щедрин продажных литераторов и вообще бездельников, присваивающих себе созданное другими?

8. Если гоголевский «смех сквозь слёзы», то как можно определить щедринский смех?
9. В прощальном письме к сыну перед смертью Салтыков-Щедрин писал: «Паче всего люби родную … и звание … предпочитай всякому другому». Какие слова пропущены?

10. Сколько всего сказок написал М. Е. Салтыков-Щедрин?

ОТВЕТЫ.

1. Царскосельский лицей.
      2. Кружка М. В. Петрашевского.
      3. Арестован был за повести «Противоречия» и «Запутанное дело» в 1848 г. до разгрома кружка и сослан в Вятку.
      4. «Вятский плен» — почти 8 лет (1848—1855).
5. «История одного города» — Глупова, с 1731 по 1826 г.

6. «Современник» и «Отечественные записки».

7. Пенкосниматели.

8. Смех сквозь негодование.

9.  «…литературу», «…литератора».

10. 32 сказки.

ВЗАИМОПРОВЕРКА. Оценки. Восполнение пробелов, допущенных в самостоятельной работе.

7. Подведение итогов. Выводы.

Рефлексия. Заключительное слово учителя.

8. Домашнее задание.

  • Выучить лекцию. Подготовиться к проверочной работе «Сатирические приёмы».

  • Прочитать повесть «История одного города» (до «Фантастического путешественника»).

  • Записать в тетрадь 5 вопросов по содержанию повести для одноклассников.


Использованная литература

  1. М.Е. Салтыков-Щедрин. История одного города: Анализ текста. Основное содержание. Сочинения. Авт.-сост. Е.Ю. Липина. – 4-к изд., М. Дрофа, 2002.

  2. Литературные викторины. Л.Л. Бельская. М., Просвещение, 2007.

  3. Русская литература XIX века. 10 кл. Профильный уровень. В 2 ч., под ред. Г.А. Обернихиной, М., Дрофа, 2006.

  4. Лыссый Ю.И. Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений (базовый уровень). В 2 ч. М., Мнемозина, 2011.

  5. Интернет-ресурс: http://www.myshared.ru/slide/62172/#

hello_html_m4d466bb7.png

  • Проблематика рассказа бедная лиза
  • Проблематика повести бедная лиза сочинение
  • Проблематика любви и долга в капитанской дочке сочинение
  • Проблематика и поэтика рассказа гранатовый браслет урок в 11 классе
  • Проблематика и поэтика рассказа гранатовый браслет конспект урока 11 класс