Проблематика и поэтика рассказа гранатовый браслет конспект урока 11 класс

Краснодарский край, апшеронский район, город хадыженск муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 15 имени героя советского союза гусева

Краснодарский край, Апшеронский район, город Хадыженск

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 15

имени Героя Советского Союза Гусева Владимира Васильевича

Урок литературы

в 11 классе

по теме

«Проблематика и поэтика рассказа «Грана­товый браслет»»

Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Авджиян Э.Б.

г. Хадыженск, 2016

Урок 11.

Тема: Проблематика и поэтика рассказа «Грана­товый браслет».

Тип урока: урок-исследование.

Цель: 1)обратиться к наиболее важным вопросам поэтики эпического текста, чтобы показать пути анализа композиции и стиля;

2) формирование навыков глубокого восприятия текста художественного произведения;

3) воспитание душевной чуткости и бережного отношения к чувствам окружающих.

Оформление: презентация

Эпиграфы:

1) «Любовь- это самое яркое и наиболее понятное воспроизведение моего Я. Не в силе, не в ловкости, не в уме, не в таланте, не в творчестве выражается индивидуальность. Но в любви ».

А.И.Куприн

2)За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами.

Грачёва И.М.,

доцент Рязанского пед.университета.

Ход урока:

1 .Организационный момент.

Сообщение темы урока. Слайд №1

2. Музыка. (Джо Дассен. «Et si tu n’existais pas») На её фоне читается сонет Шекспира

Всей жизни цель- любовь повсюду с нами.

Её не сломят бури никогда.

Она во тьме над утлыми судами

Горит как путеводная звезда.

Бегут года, а с ними исчезает

И свежесть сил, и красота лица,

Одна любовь крушенья избегает,

не изменяя людям до конца..

3.Вступительное слово учителя:

Слайд №2,1ч.

Учитель: Произведения А.И. Куприна прочно вошли в программу литературы 11 класса. Особое место занимают «Поединок » и « Молох», раскрывающие острые социальные проблемы. Но разговор о непреходящих общечеловеческих ценностях и своеобразии художественного мира А.И.Куприна был бы неполным, если обойти такие произведения, как «Олеся», «Суламифь», «Гранатовый браслет», в которых мощно звучит тема возвышенной любви.

Протестуя против пошлости и цинизма буржуазного общества, продажных чувств, «зоологических» проявлений инстинктов писатель создаёт удивительные по красоте и силе примеры идеальной любви, отправляясь для этого то в глубь веков ( «Суламифь»), то в лесную глушь Волынской губернии («Олеся»), то заглядывая в каморку влюблённого отшельника, последнего романтика в жестоком и расчётливом мире («Гранатовый браслет»).

Тему любви Куприн считал самой главной в своём творчестве. Не случайно он в письме к Ф.Д.Батюшкову говорил: (читается 1 эпиграф) Слайд №2, 2 ч.

Поэтому наша задача сегодня, приступал к анализу рассказа «Гранатовый браслет», быть особенно чуткими и внимательными к каждому слову, к каждой детали, и тогда раскроется их тайный смысл, и произведение засверкает новыми неожиданными гранями, подобно драгоценным самоцветам.

Физминутка для глаз.

4.Работа по анализу произведения.

А) Учитель: для начала давайте обратимся к заглавию рассказа. Слайд № 3

Кто-нибудь из вас задумывался, почему Куприн использовал именно гранатовый браслет?

С чем у вас ассоциируется этот камень?

(варианты ответов учащихся.)

Учитель: драгоценным камням издавна люди приписывали магические свойства, предполагая, что между самоцветом и человеком существуют глубинные таинственные связи. Посмотрите, какое толкование камням и их свойствам даёт книга Парнова Е. «Трон Люцифера: критические очерки магии и оккультизма» Слайд № 4

(Читаем характеристику камней)

Учитель: Припомните, пожалуйста, в каких художественных произведениях камни подтверди- ли свою характеристику? (ответы учащихся) Слайд № 5

Учитель показывает верные ответы: жемчуг — «Слово о полку Игореве», сон Святослава,

бирюза – «Коробейники», опал- «Отцы и дети» -перстень Павла Петровича)

гранат — «Суламифь», «Гранатовый браслет», кораллы- «Олеся» и др.)

Учитель: давайте теперь найдём в тексте подтверждение характеристики нашего камня.

(ребята находят и читают описание браслета в письме — записке к Вере) Слайд № 6

Учитель: Сбываются ли в тексте рассказа его предсказания? Каким образом?

(ответы учащихся)

(дар предвидения женщине — Вера начинает испытывать смутные предчувствия, камни на браслете напоминают ей кровь «Как кровь..» ;вернувшемуся от Желткова мужу она говорит:

«Я знаю, этот человек убьёт себя…»

мужчину охраняет от насильственной смерти: Желтков, зная это сознательно отказывается от защиты камней и ,как бы, обрекает себя на насильственную смерть или предчувствует её)

Учитель: Что стало с браслетом, после того как он вернулся к Желткову?

Как можно объяснить такое решение Желткова? объяснить такую судьбу браслета?

(Желтков отдаёт его квартирной хозяйке, чтобы она отнесла его к иконе Богоматери. Свою любовь, никому не нужную в этом мире людей, он приносит в дар Богоматери — высшему идеалу вечной любви и женственности ,который он напрасно искал на земле).

Обобщение учителя: Точно также мы видим в «Олесе» оставленные на раме окна Олесины бусы, первая мысль -«на память», но для мужчины это,вроде бы, не совсем подходящий подарок. Но если мы обратимся к характеристике кораллов, всё становится на свои места: снятые кораллы — это не только подарок любимому, но и символ безнадёжной покорности злому року, от которого героине не видится больше спасения.

Таким образом, мы видим, что Слайд №7

Текст на слайде: «За гранями самоцветов, словно случайно брошенных писателями на страницы своих произведений, скрывается порой глубокий смысл, обогащающий сюжет произведения дополнительными нюансами».

Б) Учитель: давайте теперь обратимся к развитию действия в рассказе. Слайд №8

В какой главе оно начинает разворачиваться?

В какой Главе появляется Ж.?

Что предшествует его появлению?

Характерно ли для этого рассказа динамичное развитие сюжета?

(Действие развивается медленно, идёт описание осеннего пейзажа, атмосферы богатого дома, описание Веры; только с 4 главы ,когда начинают съезжаться гости, ритм повествования становится более напряжённым.Желтков появляется в 10 главе- почти конец рассказа. А всё предстоящее является подготовкой к раскрытию его чувств).

Учитель: С самого начала произведения Куприн готовит читателей к трагической развязке.

В каком месте рассказа становится ясно, что Желтков умрёт?

Нет ли предсказания его смерти? Кто выносит словесный приговор?

(варианты ответов учащихся)

(в 6 главе князь Василий читает свою сатирическую повесть «Княгиня Вера и влюблённый телеграфист». В конце повести его герой погибает. Действие рассказа происходит на фоне умирания природы — осенний пейзаж)

Учитель: Что является кульминацией рассказа?

(ответы учащихся)

(Сцена посещения Желткова мужем и братом Веры)

Как относятся к чувству Желткова герои рассказа? А княгиня Вера?

(все с презрением, Вера не воспринимает всерьёз, только генерал Аносов говорит о великой любви)

Учитель: В рассказе автор использует приём параллелизма. Обратимся к осеннему пейзажу.

Текст на слайде и на карточках у ребят. Слайд № 9

«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»

Учитель: Как этот пейзаж помогает понять характер Веры?

(«Вера была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна». Её жизнь пышная , парадная ,но пустая -нет детей, да и мужа она не любит .)

В)Учитель: Лексический анализ. Говорят « из песни слово не выбросишь», поэтому мы в праве считать, что каждое слово, использованное автором в произведении, оказывается неслучайным. Так, например, однокоренные слова к слову «холод» использованы в рассказе 5 раз. Давайте попробуем выяснить, для чего это понадобилось? Слайд № 10,11

Читаем словарную статью (на карточках) и выясняем лексическое значение слова «холодный» во фрагментах на слайде.

Учитель: теперь обратимся к предложенным фрагментам. Определите в них значение выделенных слов. Изменяется ли их значение на протяжении всего рассказа? Какой холод имеет в виду автор?

(В 1- используется в переносном смысле, холодная красота цветов пустая, бесплодная ,не ведёт к продолжению рода- нет насекомых, которых бы привлекла их яркость,; бесплодна и любовь —дружба между Верой и её мужем.

В остальных отрывках прямое значение, но имеется в виду душевный холод светского общества, к которому принадлежит Вера и члены её семьи. Желтков с его горячей любовью противостоит холодности мира, где живёт его любимая.В последнем отрывке он словно завещает ей свою любовь, он передал любовь Вере и стал холоден.)

Учитель: Говоря о Желткове, хотелось бы привести слова австрийского поэта Николая Ленау,

которые удивительно совпадают с идеей нашего рассказа:

Молчать и гибнуть. . .Но милей

Чем жизнь, волшебные оковы!

Свой лучший сон в очах у ней

Искать, не проронив ни слова!

Как свет застенчивый лампад

Трепещет перед лицом Мадонны

И, умирая, ловит взгляд,

Небесный взгляд её бездонный!

Как вы могли бы соотнести эти строчки с образом Желткова?

(ответы учащихся)

(молчать и гибнуть — молчаливый обет Желткова. Но он осмелился его нарушить, напомнив о себе. Это поддерживает в душе его надежду, даёт силы переносить страдания любви. Любви страстной, испепеляющей.)

Учитель: А как вы думаете, могла ли быть такая любовь на самом деле или «Гранатовый браслет» — чистый вымысел? (ответы учащихся)

Учитель: Куприн старался найти сюжеты и образы в реальном мире. В 1910 г. он говорил об этом в письме К.Ф.Батюшкову(1й эпиграф). Обратимся к воспоминаниям Слайд №12

Что общего и чем отличаются реальные события и рассказанные Куприным? (Общим является сюжет, но в рассказе особая роль отводится описанию, осмыслению чувств героя)

Учитель: Устами какого героя Куприн выражает своё отношение к любви? В чём заключается его позиция? (ответы учащихся)

( на слайде № 13) (генерал Аносов говорит: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчёты и компромиссы не должны её касаться» Любовь должна, по мысли Куприна, основываться на высоких, возвышенных чувствах, взаимном уважении, симпатии, верности, искренности, должна стремиться к идеалу.)

Учитель: Почему же погибает герой, наделённый таким прекрасным чувством?

(ответы учащихся)

(Он не выдерживает столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших душ)

Учитель: Погибая, герой благодарит свою возлюбленную. А за что?

(ответы учащихся)

(за то, что вызвала в его сердце такое прекрасное чувство, возвысившее его, «маленького человека», над огромным миром несправедливости и злобы.)

Звучит музыка «Лунная соната», портрет Бетховена. Слайд №14

Чтение письма наизусть подготовленным учеником на фоне музыки.

Учитель: Многие исследователи творчества Куприна отмечают необычность формы и содержания заключительной главы. Как бы вы могли определить её жанровое своеобразие?

(Стихотворение в прозе)

5.Подведение итогов урока. Рефлексия.

Итак, повесть «Гранатовый браслет» — подтверждение того, как Куприн ищет в реальной жизни людей «одержимых» высоким чувством любви, способных подняться над окружающей пошлостью, бездуховностью, готовых отдать всё, не требуя ничего взамен. Писатель воспевает возвышенную любовь, противопоставляя её ненависти, вражде, недоверию, антипатии, равнодушию.

Завершая разговор о рассказе «Гранатовый браслет», хочется сказать, что А.И.Куприн был не одинок в своих взглядах на любовь. Его традиции продолжил поэт 20 века Борис Чичибабин в своём стихотворении «Когда уйдёшь»

Слайд № 15

Чтение стихотворения подготовленным учеником.

Когда уйдёшь, а рано или поздно

Ведь ты уйдёшь, затем что молода,

Затем, что рощи никнут в холода

И сухомять расшатывает дёсны,

Душа пребудет памятью горда,

И пусть проходит чисто, бесполезно

Тех лет осиротелых череда,

Что нам дано прожить с тобою розно.

О, будь счастливой в жизни без меня!

Возьми на память эти письмена,

Что в дни любви душа моя кропала

Как всё живое — влагу и зарю,

За всё, за всё тебя благодарю.

Целую землю, там ,где ты ступала.

Звучит песня «Вечная любовь» Шарля Азнавура Слайд № 16

6.Творческое задание. В заключении хотелось бы узнать вашу точку на чувства Желткова и на отношение к нему автора, который заставляет свою героиню задуматься: «..И что же это было: любовь или сумасшествие..» (звучит «Лунная соната» ,письменные ответы ) (2ч слайда)

Приложение

Карточка № 1

Как осенний пейзаж помогает понять характер Веры?

«Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. доцветали разноцветные махровые гвоздики, а также левкой — наполовину в цветах, а наполовину в тонких зелёных стручьях, пахнущих капустой, розовые кусты ещё давали — в третий раз за это лето — бутоны и розы, но уже измельчавшие, редкие, точно выродившиеся. Зато пышно цвели своей холодной высокомерной красотою георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах. Остальные цветы после своей роскошной любви и чрезмерного обильного летнего материнства тихо осыпали на землю бесчисленные семена будущей жизни»

Карточка №2

«Холодньй — ая, ое; холоден, холодна, холодны.

  • 1.Имеющий низкую температуру. Не нагретый, не дающий или не содержащий тепла. Холодный ветер

  • 2.полн.ф. Не знающий тепла, северный (о климате местности) Холодные страны

  • полн.ф. Не имеющий отопления или плохо сохраняющий тепло, плохо отапливаемый. Холодная дача.

  • 4. Мало греющий, дающий мало тепла.

Холодное зимнее солнце.

  • 5.полн.ф.Близкий к цвету воды, льда, воздуха.

Холодные краски. Холодные тона (синий, серый, голубой)

  • 6. перен. Равнодушный бесстрастный .Холодное сердце.

  • 7.Строгий и недоброжелательный. Холодный взгляд

  • 8. полн.ф. производимый без помощи нагревания или при низких температурах. Холодная обработка металлов

Карточка № 3

Определите значение слова Холодный в данных отрывках.

  • 1. «Зато пышно цвели своей холодной, высокомерной

красотою георгины, пионы и астры, распространяя

в чутком воздухе осенний, травянистый, грустный запах».

  • 2. «Вера же была строго проста, со всеми холодно и немного свысока любезна, независима и царственно спокойна».

  • 3.Сатира князя Василия: «А я, — увы! — я знаю хладный

свет и лицемерный свет!»

  • 4.Время от времени он ласково поглаживал своей большой холодной рукой руку Веры ,легко лежавшую на сгибе его рукава».(генерал Аносов)

  • 5. И, раздвинув в обе стороны волосы на лбу мертвеца, она крепко сжала руками его виски и поцеловала его в холодный, влажный лоб долгим дружеским поцелуем».

Карточка № 4

Что общего и чем отличаются реальные события и рассказ А.И.Куприна?

«Людмила Ивановна Любимова (в девичестве Туган- Барановская) долгое время получала письма от человека с фамилией Жёлтый, который служил на телеграфе, Её семья относилась к письмам как к забавному анекдоту. Потом это занятие всем наскучило. Людмила Ивановна перестала читать эти письма. Неожиданный подарок Жёлтого — гранатовый браслет — все расценили как оскорбление.

Особенно негодовал брат Людмилы Ивановны, Михаил Иванович Туган- Барановский. Муж и брат Любимовой вернули браслет Жёлтому. Он обещал больше не писать.

Известно, что этот человек застрелился».

Е. С. Добин. Светская дама и телеграфист.

Камень гранат. Свойства граната. Описание граната

По составу различают шесть видов граната: огненно-красный пироп, желтоватый или зеленоватый гроссуляр, оранжевый спессартин, прозрачный меловатый, пурпурный или фиолетово-красный альмандин, изумрудно-зеленый уваровит, зеленый, буро-красный или черный андрадит.

Ярко-красные гранаты в старину назывались карбункулами («угольками»). На Руси гранаты имели название «червчатый яхонт». Прозрачный золотисто-зеленый гранат, который встречается на Урале, называют демантоидом («подобным алмазу») за цветные переливы. Часто все красные разновидности называют «гранатами», а все зеленые — «оливинами».

Считалось, что гранат веселит сердце, придает бодрость и оптимизм. Кто носит гранат — приобретает власть над людьми. Беременным женщинам камень обеспечивал благополучные роды, давал жизненные силы.

Гранат также считают камнем влюбленных. Подарок перстня с гранатом символизировал уверения в дружбе, любви, благодарности. Несовершеннолетним, а также взрослым при детях носить гранат не рекомендуют, так как он будит в человеке и вокруг него любовные страсти. Гранат врачует сердце, мозг и память.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Куприн
  • Анализ произведения Гранатовый браслет

История создания. Рассматривая вопрос об истории создания произведения А. И. Куприна «Гранатовый браслет», можно обнаружить информацию о подобном случае, произошедшем намного раньше, чем год создания текста (1910 год). Из этого следует, что эпизод из жизни одного чиновника стал известен благодаря талантливому подходу известного писателя. Связь человека, ставшего прототипом господина Желткова, с супругой местного губернатора имел другой финал. Основываясь на событиях из жизни своих знакомых – Людмилы Ивановны и ее тайного поклонника, Куприн изменил последовательность происходящего, фамилии и финал.

Сюжет. Очередной знак внимания в виде семейной драгоценности – гранатового браслета — со стороны тайного поклонника княгини Веры Шеиной переполняет чашу терпения женщины. Будучи именинницей, она раскрывает правду не только супругу, но и гостю. Единственным желанием мужа становится мысль о том, чтобы с глазу на глаз поговорить с Желтковым. Встреча соперников заканчивается мирно. Супруг Веры дает слово передать письмо жене в последний раз. Неожиданное известие следующего дня о смерти Желткова вынуждает Веру проститься с погибшим. Только теперь девушка поняла, что это и была настоящая несравнимая любовь, которая прошла мимо нее.

Тема любви в этом произведении А. И. Куприна звучит по-особому. Шаг за шагом автор развенчивает мысль о том, что настоящая любовь – это состояние, в котором нет места ни лести, ни расчета, ни каких-либо требований к своей возлюбленной. Господин Желтков наслаждался и упивался своим чувством со стороны, не требуя совершенно ничего взамен этого. Однако любовь его осталась без ответа. Но вся его жизнь до смерти была наполнена смыслом, страстью, уважением к любимой.

Главными героями повести «Гранатовый браслет» являются те люди, которые дополняют друг друга в сложившейся ситуации. Вера Шеина – объект страсти, источник вдохновения, идеал красоты для господина Желткова. В настоящий момент она утратила способность любить мужа, осталась преданность и привычка. Она является поддержкой для супруга, откровенна в признаниях о тайном поклоннике и его любовных письмах.

Василий Львович Шеин – супруг княгини. Ведет себя достойно, несмотря на свое разорение. Он не проявляет ни ревности, ни агрессии, когда узнает о поклоннике супруги. Решается нанести ему визит лишь для того, чтобы не запятнать репутацию в обществе.

Желтков Георгий Степанович – влюбленный до глубины души в Веру Шеину мужчина. Он не хочет слышать о гордости. Его любовь искренняя, всепоглощающая.

Особенности творчества А. И. Куприна складываются из особого внимания к струнам души человека. В этом направлении он представляет любовь в виде бури эмоций, которая сносит все на своем пути. Вымышленный мир автора часто идет рядом с реальным миром. Произведения нередко автобиографичные, что позволяет вспомнить эпизоды из жизни писателя. Интерес к людям разных сословий также отличает его сочинения.

Жанр и композиция. Обращение автора к музыкальному произведению в начале дает понять цель его представления в конце. Завязка повести прозрачна – празднование дня рождения княгини. Признание Желтковым ее мужу в любви становится кульминацией. Смерть – развязка. Несколько сплетенных сюжетных линий говорят о жанре – повести.

Гранатовый браслет анализ произведения кратко

Анализ произведения А.И. Куприна «Гранатовый браслет».
Повесть «Гранатовый браслет» является одним из самых известных произведений писателя А.И. Куприна. Повесть была опубликована более ста лет назад, однако у читателей она ассоциируется с искренней и чистой любовью, мечтой многих юных девушек.

Сюжет повести

Цепочка событий произведения начинается с празднования дня рождения главной героини повести по имени Вера Николаевна Шеина. Отмечают среди близких и родных людей на даче. Во время празднования женщине приносят подарок. Человек, приславший посылку – гранатовый браслет, оставил маленькую открытку с подписью ГСЖ. Но остаться неизвестным ему не удалось, так как у мужа и брата виновницы торжества сразу же появилось предположение о том, что это ее давний ухажер. Он является чиновником низкого ранга, и долгие годы присылает княгине любовные письма. На следующий день мужчины уже были дома у надоедливого поклонника. Дверь крохотной квартирки открывает человек, фамилия которого Желтков. Он готов вернуть подарок себе и отказаться от проявления знаков внимания Вере Николаевне, если она сама ему об этом скажет. Княгиня говорит Желткову, чтобы тот ее оставил. Следующим утром газеты сообщают о смерти некого чиновника, покончившего с собой. Согласно последнему признанию, он попался на растрате казенного имущества.

Главные действующие лица

Вера Николаевна Шеина – главный женский образ, выражение идеальной представительницы высокого происхождения; Василий Львович Шеин – супруг главной княгини, дворянин; Георгий Степанович Желтков – давний поклонник Веры Николаевны, работает мелким чиновником в контрольной палате, давно испытывает любовь в княгиню; Анна Николаевна Фриессе – младшая сестра главной героини; Николай Николаевич Мирза-Булат-Тугановский – брат Веры и Анны; Яков Михайлович Аносов – друг семьи, военный.

Анализ повести

В основу идеи произведения писатель частично взял реальную историю, хотя в жизни она была скорее анекдотичной. Какой-то мужчина, работающий телеграфистом, с фамилией Желтков, испытывал влюбленность к жене одного российского генерала. В один прекрасный день он настолько набрался смелости, что отправил в подарок предмету своего обожания обыкновенную золотую цепочку с небольшой подвеской. Вокруг все подняли на смех такой поступок, но автор разглядел в этой ситуации глубокий драматический смысл. В повести также как и в реальной истории, гости, и само семейство Шеинов сначала лишь насмехаются над несчастным поклонником, они не были жестокими и бездушными, они не могли поверить в такие чувства, о которых говорил Желтков. После того, как они с ним познакомились, они изменили свое мнение. Повесть «Гранатовый браслет» насыщена различными символами. Само украшение является олицетворением любви и сильных чувств. Другим символичным камнем является жемчуг. Жемчужными сережками начинается день именинницы, ее муж дарит их ей. К сожалению, существует примета, что жемчужные украшения приносят дурные вести. Отдельную роль в произведении играют погодные условия. Перед днем рождения была плохая погода и кошмарная буря. Но, на удивление, непосредственно в сам знаменательный день было тихо и солнечно, как будто это предвещало еще большую бурю и шторм.

Проблематика произведения А.И. Куприна

Ключевой проблемой повести является проблема настоящей любви. В тексте через взаимоотношения персонажей ярко показаны все ее виды: и дружеская, и расчетливая, и безоговорочная. У главной героини возникает вопрос о том, что на самом деле испытывал к ней мелкий чиновник, но посмотрев на него, хотя и после смерти, она понимает, что он действительно был в нее слепо и безоговорочно влюблен. Даже ее муж осознает это, несмотря на то, что сначала лишь насмехался над нелепым соперником. В конце у княгини пробегает мысль, что, может быть, она упустила ту истинную и настоящую любовь, которая происходит, возможно, раз в столетие.

Прочее описание

«Гранатовый браслет» наполнен мыслями о любовных чувствах, срывающимися с уст героев. Автор не навязывает личную точку зрения, обобщая события. Читатель сделает выводы самостоятельно, достаточно проанализировать поступки персонажей, их характеры и судьбу.

Главные герои

Основной фигурой произведения Куприна является Вера Шеина — красивая, образованная, высокомерная девушка. Она замужем за дворянином, но в семье нет детей. Отношения супругов переросли в дружбу.

Поклонника Веры звали Желтков. Это скромный служащий, у которого нет денег для дорогостоящего подарка. Переходящий из поколения к поколению гранатовый браслет семьи должен был достаться его любимой. Камни из старого украшения перенесены на новую основу, изготовленную из золота низкой пробы. Парень долгое время копил средства на подарок возлюбленной.

Действия разворачиваются на даче Шеиных. Произведение начинается пейзажными зарисовками.

За 7 лет до указанных событий, изображаемых в повести, он одолевал Веру любовными посланиями. Мужчина выдержал недолгую паузу, а в день именин заявил о себе. Поклонник вызывал у женщины раздражение и негатив.

В глубине души Вера мечтала о пламенной, искренней любви, но та прошла мимо в образе неприметного телеграфиста. О том, насколько велико было чувство несчастного, княгиня осознала после его кончины.

Генерал Аносов является второстепенным героем. Без его фигуры тема «Гранатового браслета» не раскрылась полностью — он вещает точку зрения автора. Генерал помогает девушке оценить искренность Желткова.

Куприн дает подробное описание и характеристику героям, не относящимся прямо к сюжетной линии. Анна является молодой и привлекательной сестрой Веры. Девушка также лишена истинной любви. Но в отличие от Веры, Анна является страстной натурой — постоянно флиртует с юными офицерами, посещает званые ужины, следит за внешностью.

Романтический мотив всегда популярен. Мастера своего дела открывали многообразные грани прекрасного чувства, пытаясь понять их влияние на человека. В творчестве Куприна человеческие взаимоотношения занимают важное место.

Фамильные украшения характеризует истинную любовь. В притче царя Соломона они символизировали страсть и гнев.

Генерал Аносов

Это второстепенный персонаж. Но без него тема любви в «Гранатовом браслете» не была бы полностью раскрыта. На момент публикации повести Куприн уже преодолел сорокалетний рубеж. Он был не стар, но, вероятно, грустные мысли об ушедшей молодости посещали его иногда. Для писателя главной темой творчества стала любовь. Он, как уже было сказано, полагал, что не каждый способен на это чувство. И совсем редко, по мнению прозаика, оно встречалось в кругу последних представителей русского дворянства.

Генерал Аносов в повести высказывает точку зрения автора. Он представитель старшего поколения. Именно генерал помогает княгине оценить чувства Желткова. Именно после разговора с ним Вера по-другому взглянула на любовь телеграфиста. У Аносова, в отличие от других гостей, присутствующих на именинах Шеиной, история о несчастном авторе любовных посланий вызвала не усмешку, а скорее восхищение.

Немалую роль в раскрытии любовной темы в «Гранатовом браслете» сыграли истории, рассказанные старым генералом. Он поведал молодой женщине о двух случаях, произошедших много лет назад в гарнизоне, где он служил. Это были истории любви, завершившиеся весьма трагично.

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

3

Урок по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет».

Цели:

  • Познакомить учащихся с повестью.

  • Формировать самостоятельное мышление учащихся, работать над навыком научно-исследовательской, поисковой деятельности старшеклассников, а именно, над высоким уровнем самостоятельности в работе с литературой, публицистикой.

  • Развивать умение сравнивать, делать выводы и обобщения на основе анализа различных точек зрения, составлять план.

  • Воспитывать способность к коллективному рассуждению, культуру общения, культуру речи.

  • Определить роль учителя на уроке: активизировать познавательную деятельность учащихся, следить за ходом рассуждения, если удастся — дискуссии; поощрять инициативу учащихся по всестороннему изучению вопроса, помогать в формулировке выводов и обобщений; заинтересовать учащихся, вызвать у них желание больше узнать о переломном моменте отечественной истории, установить связь далеких событий с сегодняшним днем.

Тип урока: комбинированный

Метод урока: (основной) аналитический,

Оборудование урока.

  • Текст повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» на каждом столе

  • Презентация- иллюстрация текста повести.

  • Тест, проверяющий знание и понимание текста произведения (6 вариантов).

  • План анализа эпизодов повести для групповой работы и конспектирования результатов (на каждом столе).

  • Аудиозапись отрывка из 2 сонаты Бетховена.

План.

  1. Постановка целей.

  2. Проверка знания текста (макс. на 3 балла).

  3. Групповая работа по анализу фрагментов повести.

  4. Проблемная беседа.

  5. Подведение итогов урока.

Формируемые умения.

  • Знать и понимать содержание произведения.

  • Владеть умением идейно-художественного анализа прозаического произведения.

  • Уметь ставить проблемные вопросы к произведению и отвечать на них.

Проверка знания текста (6 вариантов).

ВАРИАНТ 1

  1. Кто из героев веселит гостей иллюстрированными анекдотами из жизни близких?

  2. Кто из героев рассказывает истории, «похожие», по его мнению, на настоящую любовь?

  3. Кто из героев подарил Вере Николаевне записную книжку, переделанную из старинного молитвенника?

  4. Кто из героев предлагает попросить жандарма пригрозить неизвестному поклоннику Веры Николаевны?

  5. О ком это: «Он до сих пор обожал ее, … всегда старался сесть около нее, незаметно притронуться к ней и ухаживал за ней так влюблённо и самодовольно, что становилось за него и жалко и неловко.»

  6. О ком это: «…очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком.»

А) Княгиня Вера Николаевна.

Б) Ее муж Василий Львович.

В) Ее сестра Анна.

Г) Муж Анны Густав Иванович Фриессе.

Д) Генерал Аносов.

Е) Чиновник Желтков.

Ж) Брат Веры Николай Николаевич.

Другие варианты отличаются порядком предложенных вопросов и ответов.

Ключи к вариантам теста.

ВАРИАНТ 1: Б Д В Ж Г Е

1 ВАРИАНТ : Ж Г Б А В Д

2 ВАРИАНТ: Е Д Б Ж А В

1 ВАРИАНТ: В Ж Б Д Е Г

2 ВАРИАНТ: Д Г А Е Ж Б

ГРУППОВАЯ РАБОТА ПО АНАЛИЗУ ЭПИЗОДОВ ПОВЕСТИ.

Образец – анализ 1 главы – дает учитель.

Как увертюра музыкального произведения, 1 глава содержит три главные темы повести.

1 тема – описание бури. На один абзац 4 сравнения («точно бешеный бык», «как водяная пыль», «точно волны в бурю», Казалось, будто кто-то бегает…»). Итог разгула стихии трагический: «Только спустя неделю повыбрасывало трупы рыбаков в разных местах берега.»

2 тема — описание спешного переезда дачников – имеет совершенно другую эмоциональную окраску. Автор не жалеет эпитетов: мутная кисея дождя, скарб жалкий, изношенный, грязный и нищенский (какой из них имеет обобщающее значение?), лошади обессилевшие, запотевшие, дрогали – возчики грузовых телег дрог – сипло ругавшиеся, закутанные от дождя в рогожи. И оставленные дачи – печальные, пустые и оголенные, с изуродованными клумбами, разбитыми стеклами, брошенными собаками…

3 тема – наступивших прелестных дней – прямо противоположна двум первым. Тихие безоблачные дни, ясные, солнечные, теплые, поля обсохшие, слюдяной блеск паутины, успокоившиеся деревья роняют листья бесшумно и покорно…

  • С какими героями вы бы связали эти темы?

Работа в группах – анализ эпизодов повести.

(На подготовку к ответу дается 7 минут, в течение которых звучит музыка Бетховена – Apassionate из 2-й сонаты, в это время учитель проверяет тест по содержанию.)

1 ГРУППА. Анна и ее подарок (гл.2 — 3).Образ Анны построен на контрастах. Найдите их. Какой представляется вам сестра княгини Веры? Счастлива ли она?

2 ГРУППА. Подарок Желткова (гл.5)Куприн очень подробно описывает подарок. Можем ли мы судить по этой сцене, с какими чувствами Желтков готовил подарок и с какими Вера Николаевна получила его? Какие слова вы считаете ключевыми?

3 ГРУППА. Объяснение (гл.10).Куприн не нашел нужным описать жилье князей Шеиных, а комнату Желткова описывает очень подробно. С какой целью? Как меняется настроение участников этой сцены? Отчего? Какими средствами передает эти перемены Куприн?

(Выступления учащихся по предложенным вопросам, направляемые и корректируемые учителем.)

  • Какие проблемы стоят в центре повести?

  1. Гибель любви под влиянием сословных предрассудков?

  2. Трагедия неразделенной любви?

  3. Трагичность жизни без любви?

Обратимся к гл.13, финальной. (Чтение эпизода учителем в сопровождении аудиозаписи отрывка из 2 сонаты Бетховена).

  • Как мысленно называет для себя княгиня Вера Желткова в начале главы? («…этот мертвец с смешной фамилией Желтков.»)

  • Совпадает ли обращение к ней, которое она слышит в музыке, с тем, которым начиналось письмо – поздравление?

  • Почему Веру не тронул подарок, предсмертное письмо она назвала «вмешательством чего-то ужасного», а музыка дала ей чувство искупления вины: «…он меня простил теперь. Все хорошо.»?

  • Чьи это слова: «…мы с тобой любили друг друга только одно мгновение, но навеки»? Какое это мгновение?

ВЫВОД:

Слова Желткова, его подарок не тронули сердце любимой. Они говорили на разных языках, смотрели на мир с разных позиций и воспринимали его по-разному. Но музыка передает чувства, и передает не словами, а звуками, понятными всем. Поэтому действительно они «любили друг друга только одно мгновение, но навеки» — пока звучала музыка.

Домашнее задание.

Написать сочинение-миниатюру на одну из тем:

  • Судьба Желткова: победа или поражение?

  • Кто несчастнее: безответно любящий Желтков или не любящая мужа Анна?

ОЦЕНКИ ЗА УРОК: ДО 3 БАЛЛОВ ЗА ТЕСТ И ДО 2 БАЛЛОВ ЗА УЧАСТИЕ В ОБСУЖДЕНИИ.

I ЧЕТВЕРТЬ

Введение


Урок № 1. Основные направления, темы и проблемы русской литературы начала XX в.

Иван Алексеевич Бунин
Урок № 2. И. А. Бунин: жизнь, творчество, судьба. Философичность,
лаконизм и изысканность лирики
Урок № 3. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»: история создания,
смысл названия, символика
Урок № 4. И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско». Социальное, философское,
эстетическое осмысление жизни
Урок № 5. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. Рассказы «Тёмные аллеи», «Лёгкое дыхание»
Урок № 6. Тема любви в творчестве И. А. Бунина. «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования
Урок № 7. И. А. Бунин «Чистый понедельник». Психологизм и особенности внешней изобразительности

Александр Иванович Куприн
Урок № 8. А. И. Куприн: жизнь, творчество. Автобиографический и гуманистический характер повести «Поединок».
Мир природы и мир человека в повести «Олеся»
Урок № 9. А. И. Куприн. Художественный мир рассказа «Гранатовый браслет».
Проблематика, сюжетно-композиционные особенности, система образов
Урок № 10. А. И. Куприн «Гранатовый браслет». Любовь как великая и вечная
духовная ценность. Трагическая история любви «маленького человека»
Урок № 11. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству И. А. Бунина
и А. И. Куприна .

Максим Горький
Урок № 12. Максим Горький: жизнь, творчество. Ранние романтические рассказы.
Рассказ «Макар Чудра». Особенности изображения характеров и обстоятельств
Урок № 13. Максим Горький «Старуха Изергиль». Проблематика и особенности композиции рассказа
Урок № 14. Максим Горький. Пьеса «На дне» — социально-философская драма. Система образов
Урок № 15. Пьеса Максима Горького «На дне». Спор о назначении человека:
«три правды» в пьесе и их трагическое столкновение
Урок № 16. Максим Горький. Своеобразие публицистики и мемуарных очерков
Урок № 17. Контрольная работа по творчеству Максима Горького

«Серебряный век» как культурно-историческая эпоха
Урок № 18. «Серебряный век» как культурно-историческая эпоха.
Сосуществование различных идеологических и эстетических концепций
Урок № 19. В. Я. Брюсов как основоположник русского символизма. Проблематика и стиль произведений В. Я. Брюсова
Урок № 20. Урок внеклассного чтения. Избранные страницы творчества поэтов-символистов
Урок № 21. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма
Урок № 22. Н. С. Гумилёв: личность, судьба, творчество
Урок № 23. Н. С. Гумилёв. Проблематика и поэтика лирики
Урок № 24. Футуризм как литературное направление. Поиски новых поэтических форм в лирике Игоря Северянина

Александр Александрович Блок
Урок № 25. А. А. Блок: жизнь, творчество. Темы и образы ранней лирики. «Стихи о Прекрасной Даме»
Урок № 26. Тема «страшного мира» в лирике А. А. Блока. Развитие понятия об образе-символе
Урок № 27. Тема Родины в лирике А. А. Блока. Тема исторического пути России в цикле «На поле Куликовом»
Урок № 28. А. А. Блок. Поэма «Двенадцать»: жанр, стиль, композиция. «Двенадцать» — принятие судьбы или вызов поэта времени?
Урок № 29. А. А. Блок. Сложность художественного мира поэмы «Двенадцать»

Урок № 30. Урок внеклассного чтения. Художественные и идейно-нравственные аспекты новокрестьянской поэзии. Н. А. Клюев: судьба, творчество

Урок № 31. Развитие речи. Контрольное сочинение по теме «“Серебряный век” как культурно-историческая эпоха»

Сергей Александрович Есенин

Урок № 32. С. А. Есенин: жизнь, творчество, ранняя лирика. «Гой ты, Русь моя родная…», «Письмо матери»

II ЧЕТВЕРТЬ

Урок № 33. Тема Родины и природы в лирике С. А. Есенина
Урок № 34. Тема любви в лирике С. А. Есенина
Урок № 35. С. А. Есенин. Уникальность «Персидских мотивов»
Урок № 36. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина

Русская литература 20-х гг. XX в.

Урок № 37. Особенности русской литературы 20-х гг. XX в.

Урок № 38. Тема революции и Гражданской войны в прозе 20-х гг. XX в. И. Э. Бабель.
«Конармия»: трагическая правда о Гражданской войне

Урок № 39. Социальная антиутопия в прозе 20-х гг. XX в.
Роман-антиутопия Е. И. Замятина «Мы»

Урок № 40. Поэзия 20-х годов XX в. Русская эмигрантская сатира

Владимир Владимирович Маяковский

Урок № 41. В. В. Маяковский: жизнь, творчество. Художественный мир, характер ранней лирики. Маяковский и футуризм
Урок № 42. В. В. Маяковский. Пафос революционного переустройства мира. Сатирический пафос лирики
Урок № 43. В. В. Маяковский. Красота и сила чувства, выраженного в любовной лирике
Урок № 44. Тема поэта и поэзии в творчестве В. В. Маяковского

Урок № 45. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Блока,
С. А. Есенина, В. В. Маяковского

Русская литература 30-х гг. XX в.

Урок № 46. Русская литература 30-х гг. XX в. (обзор). Сложность творческих поисков
и писательских судеб

Михаил Александрович Булгаков

Урок № 47. М. А. Булгаков: жизнь, творчество, личность. Киев в жизни М. А. Булгакова. Мастерство Булгакова-сатирика,
Булгакова-драматурга
Урок № 48. М. А. Булгаков. История создания, проблемы, жанр, композиция романа
«Мастер и Маргарита». Сочетание фантастики с философско-библейскими
мотивами. Москва и москвичи. Воланд и его свита
Урок № 49. М. А. Булгаков. «Люди как люди» в романе «Мастер и Маргарита».
Трагическая любовь героев романа в конфликте с окружающей пошлостью
Урок № 50. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Проблема творчества и судьбы
художника. Тема совести
Урок № 51. М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита». Обобщающий урок. «Книга
для каждого освещает наше личное движение к истине» (М. М. Пришвин)

Урок № 52. Зачётная работа за I полугодие (по изученным произведениям)

III ЧЕТВЕРТЬ

Русская литература 30-х гг. XX в.
Андрей Платонович Платонов

Урок № 53. Урок внеклассного чтения. А. П. Платонов: личность, судьба, творчество.
Повесть «Сокровенный человек» (обзор)
Урок № 54. Урок внеклассного чтения. Утопические идеи «общей жизни» как основа
сюжета повести А. П. Платонова «Котлован»

Анна Андреевна Ахматова

Урок № 55. А. А. Ахматова: эпоха, творчество, судьба. Раннее творчество поэтессы
Урок № 56. А. А. Ахматова. Судьба России и судьба поэта в лирике поэтессы. Ахматова и Пушкин
Урок № 57. Послеоктябрьская лирика А. А. Ахматовой. Драма поэта и народа,
её отражение в поэме «Реквием»
Урок № 58. А. А. Ахматова. Война и послевоенные годы. Итог жизни и творчества.
«Поэма без героя»

Осип Эмильевич Мандельштам

Урок № 59. О. Э. Мандельштам: время, личность, творчество. Культурологические истоки
и музыкальная природа эстетического переживания в лирике поэта
Урок № 60. О. Э. Мандельштам. Трагический конфликт поэта и эпохи

Марина Ивановна Цветаева

Урок № 61. М. И. Цветаева: время, личность, творчество. Тема творчества,
поэта и поэзии в лирике М. И. Цветаевой
Урок № 62. М. И. Цветаева. Любовная лирика. Тема Родины в лирике поэта

Урок № 63. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. А. Ахматовой,
О. Э. Мандельштама, М. И. Цветаевой

Михаил Александрович Шолохов
Урок № 64. М. А. Шолохов: судьба, личность, творчество. Шолоховская концепция
Гражданской войны в «Донских рассказах»
Урок № 65. М. А. Шолохов. «Тихий Дон» — роман-эпопея о всенародной трагедии на стыке эпох
Урок № 66. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Глубокое постижение автором
исторических процессов, правдивое изображение Гражданской войны
Урок № 67. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Становление характера Григория Мелехова
через призму событий Гражданской войны
Урок № 68. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Трагедия Григория Мелехова
Урок № 69. М. А. Шолохов «Тихий Дон». Женские судьбы в романе
Урок № 70. М. А. Шолохов. Роман «Тихий Дон» — широкое эпическое полотно о судьбе
народа в эпоху революций и Гражданской войны (обобщающий урок)
Урок № 71. Развитие речи. Контрольное сочинение по роману М. А. Шолохова «Тихий Дон»

IV ЧЕТВЕРТЬ

Русская литература 40–90-х гг. XX в. (обзор)


Урок № 72. Литература периода Великой Отечественной войны: поэзия, проза,
драматургия (обзор)

Урок № 73. Русская литература II половины XX в. (обзор)

Урок № 74. Поэзия 1960-х гг. (обзор)

Урок № 75. Новое осмысление военной темы в русской литературе 50–90-х гг.
XX в. (обзор). В. П. Астафьев. Роман «Прокляты и убиты»

Александр Трифонович Твардовский
Урок № 76. А. Т. Твардовский: судьба, личность, творчество. Лирика: размышление
о настоящем и будущем Родины
Урок № 77. А. Т. Твардовский. Осмысление темы войны. Мысли и чувства поэта
о вечном долге перед павшими на полях сражений

Борис Леонидович Пастернак
Урок № 78. Б. Л. Пастернак: судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики
Урок № 79. Б. Л. Пастернак: судьба, творчество, личность. Философский характер лирики
Урок № 80. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. «Доктор Живаго»:
история создания, проблематика и художественное своеобразие романа
Урок № 81. Урок внеклассного чтения. Б. Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго»:
соединение эпического и лирического начал. Тема интеллигенции в романе

Александр Исаевич Солженицын
Урок № 82. А. И. Солженицын: судьба, личность, творчество. Сюжетно-композиционные
особенности повести «Один день Ивана Денисовича»
Урок № 83. А. И. Солженицын «Один день Ивана Денисовича». Характер героя как способ выражения авторской позиции. Незыблемость нравственных
основ человеческой жизни и преломление в условиях лагеря всего самого важного для человека
Урок № 84. Урок внеклассного чтения. А. И. Солженицын «Нобелевская лекция по литературе, 1972»

Урок № 85. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству А. Т. Твардовского,
Б. Л. Пастернака, А. И. Солженицына

Урок № 86. Н. М. Рубцов. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

«Деревенская проза» в современной литературе
Урок № 87. «Деревенская проза» в русской современной литературе: основные представители,
проблематика, связь с национальными традициями русской литературы (обзор).
Человек и природа в повествовании в рассказах В. П. Астафьева «Царь-рыба»
Урок № 88. В. Г. Распутин. Судьба народа и природы в произведениях «Прощание с Матёрой», «Пожар»

Урок № 89. И. А. Бродский. Судьба, личность, творчество. Основные темы и мотивы лирики

Урок № 90. Авторская песня, её место в развитии литературного процесса 1950–1990-х гг. Поэзия Б. Ш. Окуджавы, В. С. Высоцкого

Городская проза и драматургия
в современной русской литературе

Урок № 91. Урок внеклассного чтения. Внутренний мир личности и её взаимоотношения
с различными аспектами реальности (по повести Ю. В. Трифонова «Обмен»)

Урок № 92. Урок внеклассного чтения. Темы и проблемы современной русской драматургии.
Мотив духовного падения в пьесе А. В. Вампилова «Утиная охота»

Из литературы народов России
Урок № 93. Урок внеклассного чтения. Из мировой литературы народов России.
«Отчизны и времени сын»: судьба, личность, творчество Мустая Карима

Урок № 94. Развитие речи. Контрольное сочинение по творчеству поэтов и писателей
II половины XX в. (Н. М. Рубцова, В. П. Астафьева, В. Г. Распутина,
И. А. Бродского, Ю. В. Трифонова, А. В. Вампилова)

Основные направления развития русской, мировой литературы
конца XX — начала XXI вв.

Урок № 95. Социально-философское осмысление современной цивилизации в мировой литературе (П. Зюскинд, П. Коэльо)

Урок № 96. «Разгадать грядущее стремясь…»: русская литература на современном этапе.
Соотношение реалистических и постмодернистских тенденций в современной русской литературе

Урок № 97. Урок внеклассного чтения. Дж. Б. Шоу: жизнь, творчество.
Духовно-нравственные проблемы пьесы «Дом, где разбиваются сердца»

Урок № 98. Урок внеклассного чтения. Т. С. Элиот. Судьба, личность, творчество. Проблема
маленького человека в стихотворении «Любовная песнь Альфреда Пруфрока»

Урок № 99. Урок внеклассного чтения. Э. Ионеско: жизнь, творчество.
«От разумного до безумного — один шаг…»: «Носорог» как «драма абсурда»

Урок № 100. Урок внеклассного чтения. Э. Миллер Хемингуэй: судьба, личность,
творчество. «Старик и море». Символический смысл и глубокий философский подтекст повести-притчи

Урок № 101. Урок внеклассного чтения. Э. М. Ремарк: судьба, личность, творчество.
Роман «Три товарища»: герои романа как представители «потерянного поколения»

Уроки № 102–103. Зачётная работа за II полугодие (по изученным произведениям)

Урок № 104. Урок-тренинг «Душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь»

Урок № 105. Итоговый урок. «Большое видится на расстоянии…»: проблемы и уроки литературы XX в.

К. Паустовский называл эту повесть «благоуханным» произведением о любви, а исследователи сравнивали ее с сонатой Бетховена. Речь идет о «Гранатовом браслете» А. Куприна. Школьники знакомятся с ним в 11 классе. Повесть покоряет читателя захватывающим сюжетом, глубокими образами и оригинальной интерпретацией вечной темы любви. Предлагаем анализ произведения, который станет хорошим помощником в подготовке к уроку и ЕГЭ. Для удобства в статье поданы краткий и полный разборы по плану.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гранатовый браслет.

Год написания – 1910

История создания – На написание произведения А. И. Куприна вдохновила история, услышанная в семье знакомых.

Тема – В повести раскрываются традиционные темы безответной любви, искреннего чувства, о котором мечтают все женщины.

Композиция – Смысловая и формальная организация повести имеет особенности. Начинается произведение эпиграфом, обращенным к «Сонате № 2» Бетховена. Этот же музыкальный шедевр выступает в качестве символа в финальной части. В канву основного сюжета автор вплел небольшие любовные новеллы, рассказанные Василием Львовичем. Повесть состоит из 13 частей.

Жанр – Повесть. Сам писатель считал свое произведение рассказом.

Направление – Реализм.

Объяснение сюжета

Своему произведению Куприн дал название украшения, присланного главной героине. Название не только дает представление о содержании рассказа Гранатовый браслет, но и указывает на глубокий смысл повести. Ведь недаром автор так подробно описывает драгоценность.

Основа браслета – низкопробное золото, инкрустированное дорогими камнями граната. Таким образом, автор хотел показать, что с виду непримечательный человек, каким являлся Желтков, может испытывать сильные, искренние чувства.

Любовь стала основной идейной мыслью, выраженной в повести. Автор показывает разные варианта этого чувства:

  • теплоту, нежность и доверие, царившие в семье Шеиных;
  • пренебрежительное отношение Анны к старому мужу, но любовь к его богатству;
  • благоговение и обожание Желткова.

На примере Георгия Куприн показывает важность чувств в жизни любого человека. Любовь Желткова в «Гранатовом браслете» была настолько велика, что без нее он не видел смысла в жизни и решился на самоубийство.

Но в книге Гранатовый браслет смысл произведения заключается не только в показе чистой, жертвенной любви.

Проблематика, затронутая в повести довольно обширна. Наряду с неразделенной любовью, автор поднимает темы:

  • отчаяния;
  • общественного мнения;
  • семейных отношений.

Повесть Куприна наполнена глубоким нравственно-философским содержанием. Любовь Желткова обречена не только из-за неразделенности чувств. Герои относились к разным социальным слоям. Их сближение в те времена было невозможно.

Желтков прекрасно понимал это, поэтому не ждал ничего взамен. Гранатовый браслет – это не просто подарок, это символ безусловной любви, являющейся смыслом жизни героя.

История создания

История создания повести связана с реальными событиями. А. Куприн был другом семьи губернатора Любимова. Во время просмотра семейного альбома Любимовы рассказали Александру Ивановичу интересную любовную историю. В супругу губернатора был влюблен телеграфный чиновник. Женщина собирала его письма и делала к ним зарисовки. Как-то она получила от воздыхателя подарок: цепочку с позолотой и кулон в форме пасхального яйца.

Работа над произведением началась в сентябре 1910 г., о чем свидетельствуют письма автора, адресованные коллегам по перу. Сначала Александр Иванович собирался написать рассказ. Но он насколько вдохновился художественным преображением услышанной истории, что произведение оказалось гораздо большим, чем было задумано. Создавал Куприн «Гранатовый браслет» около 3 месяцев. О продвижении работы он писал Батюшкову. В одном из писем писатель признавался, что у него возникли трудности, связанные с его «невежеством в музыке». Тем не менее, Александр Иванович очень дорожил «Гранатовым браслетом», поэтому не хотел «комкать» его.

Впервые произведение увидело мир на страницах журнала «Земля» в 1911 г. В критике произведения делались акценты на его идеи и выразительных «психологических ситуациях».

Тема

Чтобы уловить идейное звучание повести «Гранатовый браслет» анализ ее следует начинать с характеристики основной проблемы.

Мотив любви всегда был распространен в литературе. Мастера пера раскрывали разные грани этого чувства, пытаясь понять, как оно влияет на человека. В творчестве А. Куприна этот мотив занимает почетное место. Главная тема «Гранатового браслета» – безответная любовь. Проблематика произведения продиктована указанной темой.

События повести разворачиваются на даче Шеиных. Автор начинает произведение пейзажными зарисовками. Конец лета не радовал хорошей погодой, но в начале сентября природа компенсировала хмурый август солнечными деньками. Читая произведение дальше, нетрудно догадаться, что пейзажи не только помогают погрузиться в дачную атмосферу, но и символизируют перемены в жизни главной героини Веры Николаевны Шеиной: ее жизнь с мужем была серой и скучной, пока женщина не получила необычный подарок.

В начале произведения читатель наблюдает только за двумя героями – супругами Шеиными. Автор акцентирует внимание на том, что любовь между этими людьми угасла, вернее, «перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы».

Система образов дополняется в эпизоде, воспроизводящем празднование именин княгини.

Праздник запоминается рассказами князя Василия Львовича о безответной любви телеграфиста к его супруге. В этот же день Вера Николаевна получила в подарок гранатовый браслет и письмо, подписанное инициалами. Женщина рассказала о странном подарке мужу, другу отца и брату. Они решили разыскать автора письма.

Оказалось, что подарок преподнес чиновник Желтков, без памяти влюбленный в княгиню. Брат Веры Николаевны вернул мужчине браслет. После объяснений с Шеиными Желтков покончил с собой. Своей возлюбленной он оставил записку, в которой просил сыграть сонату Бетховена, если Вера вспомнит о нем. Вечером женщина выполнила просьбу умершего и наконец, почувствовала, что мужчина простил ее.

«Гранатовый браслет» наполнен размышлениями о любви, срывающимися с уст героев. Эти мысли напоминают ключи к двери, за которой спрятаны ответы о сути нежного, но порой безжалостного чувства. Тем не менее, автор не пытается навязать свою точку зрения. Выводы читатель должен сделать сам. Чтобы понять, чему учит писатель, нужно проанализировать поступки героев, их характеры и судьбы.

Произведение А. Куприна наполнено символами. Главную роль играет гранатовый браслет, отсюда и название повести. Украшение символизирует истинную любовь. В браслете пять драгоценных камней. В одной из притч царя Соломона они означали любовь, страсть и гнев. Толкование смысла названия повести будет неполным без учета символической составляющей Также особое внимание привлекает соната Бетховена, которую в данном контексте можно толковать как символ несчастливой, но вечной любви.

В произведении развивается идея о том, что настоящая любовь не исчезает из сердца бесследно. Основная мысль – искренняя любовь существует, нужно только уметь ее замечать и принимать.

Сюжет

Цепочка событий произведения начинается с празднования дня рождения главной героини повести по имени Вера Николаевна Шеина. Отмечают среди близких и родных людей на даче. Во время празднования женщине приносят подарок. Человек, приславший посылку – гранатовый браслет, оставил маленькую открытку с подписью ГСЖ. Но остаться неизвестным ему не удалось, так как у мужа и брата виновницы торжества сразу же появилось предположение о том, что это ее давний ухажер. Он является чиновником низкого ранга, и долгие годы присылает княгине любовные письма. На следующий день мужчины уже были дома у надоедливого поклонника.

Дверь крохотной квартирки открывает человек, фамилия которого Желтков. Он готов вернуть подарок себе и отказаться от проявления знаков внимания Вере Николаевне, если она сама ему об этом скажет. Княгиня говорит Желткову, чтобы тот ее оставил. Следующим утром газеты сообщают о смерти некого чиновника, покончившего с собой. Согласно последнему признанию, он попался на растрате казенного имущества.

Композиция

Особенности композиции произведения проявляются и на формальном, и на смысловом уровне. Вначале А. Куприн обращает читателя к сонете Бетховена посредством эпиграфа. В финале оказывается, что музыкальный шедевр играет роль символа. При помощи этого символического образа создается обрамление, усиливающее идейное звучание.

Порядок элементов сюжета не нарушен. Экспозиция – пейзажные зарисовки, знакомство с семьей Шеиных, рассказ о предстоящем празднике. Завязка – получение Верой Николаевной подарка. Развитие событий – рассказ об именинах, поиски адресанта подарка, встреча с Желтковым. Кульминация – признание Желткова, что его чувства убьет только смерть. Развязка – смерть Желткова и рассказ о том, как Вера слушает сонату.

В канву основных событий автор вплел любовные истории, которые тоже помогают читателю понять смысл любви в человеческой жизни.

Сочинение на тему проблематика и поэтика рассказа гранатовый браслет

Октябрьскую революцию не принял. В 14 году – призван в армию, перв мир война. Борьба с всегда ненавистным германским милитаризмом. Позитивно воспринял войну. Победа обеспечит «отдых». Здесь сказалась мечта писателя о преодолении одного из зол мира. После октябрьской революции попомгает сперва. К самому факту отнёсся отрицательно. Теоритически признал правильным, но считал, что рев. Произошла преждевременно. К. пугала разрушительная стихия классовой борьбы. Осенью 19 года редактиоровал газету штаба Юденича и после отступления войск Купр уезжает в Эстониию, потом…. Сотрудничает в эмигр. Прессе. С обосновывается в Париже. Выдающихся произв не создаёт. Незадолго до смерти возвращается в СССр, испытывал ностальгию п родине, стремился попасть. То, что увидел не порадоволо его. Усугубило его болезненное состояние. Гранатовый браслет на протяжении долгих лет Куприн искал идеал любви в реальных условиях. Среди обычных он наблюдал утонченные переживания людей, способных сохранить благодарную верность своему избраннику. Несовпадение желанного и существующего было преодолено самым оригинальным способом, Куприн отказался от варианта счастливой, совершенной любви. Но само это чувство, абсолютизированное в одной душе, сделал стимулом перерождения другой. Так возникло одно из самых целомудренных произведений — «Гранатовый браслет» (1911). Редчайший дар высокой и безответной любви стал «громадным счастьем», единственным содержанием, поэзией жизни Желткова. Феноменальность его переживаний поднимает образ молодого человека над всеми другими героями рассказа. Не только грубый, недалекий Тугановский, легкомысленная кокетка Анна, но и умный, совестливый Шеин, почитающий любовь «величайшей тайной» Аносов, сама прекрасная и чистая Вера Николаевна пребывают в явно сниженной бытовой среде. Однако не в этом контрасте таится главный нерв повествования. С первых строк возникает ощущение увядания. Оно читается в осеннем пейзаже, в печальном виде пустых дач с разбитыми стеклами, опустевших клумб, с «точно выродившимися», мелкими розами, в «травянистом, грустном запахе» предзимья. Сходно с осенней природой однообразное, как бы дремотное существование Веры Шеиной, где укрепились привычные отношения, удобные связи и навыки. Куприн пишет не о зарождении любви Веры, а именно о пробуждении ее души. Протекает оно в утонченной сфере предчувствий, острых переживаний. Внешнее течение дней идет своим чередом: съезжаются гости на именины Веры, ее муж с иронией рассказывает им о странном поклоннике жены, созревает и затем осуществляется план посещения Шейным и братом Веры Тугановским Желткова, на этой встрече молодому человеку предлагается покинуть город, где живет Вера, а он решает совсем уйти из жизни и уходит. Все события отзываются нарастающим душевным напряжением героини. Психологическая кульминация рассказа — прощание Веры с умершим Желтковым, их единственное «свидание» — поворотный момент в ее внутреннем состоянии. Величие страданий и умиротворение в чувстве, их вызвавшем,— такого никогда не испытывала сама Вера. «В эту секунду она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее». Былая самоуспокоенность воспринимается ошибкой, недугом. Куприн наделяет свою любимую героиню гораздо большими духовными силами, чем те, которые вызвали ее разочарование в себе. В финальной главке волнение Веры достигает предела. Под звуки бетховенской сонаты — прослушать ее завещал Желтков — Вера как бы принимает в свое сердце все, что перенес он. Принимает и заново, в слезах раскаяния и просветления, переживает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Теперь эта жизнь навсегда останется с нею и для нее. Редкой сложности и сокровенности процесс заключен в «Гранатовом браслете». Писатель тем не менее отказывается и от передачи развернутых раздумий героини, и от собственных прямых размышлений о ней. Удивительно целомудренно прикасается он к утонченной человеческой душе и одновременно подробно передает облик, поведение других персонажей рассказа. И все-таки с первых слов предугадывается приближение потрясений Веры Шейной. Впечатление это создается будто объективированным описа нием, насыщенным, однако, ассоциациями с какими-то опасными явлениями. «Отвратительные погоды» приносят холод, ураганный ветер, а затем приходят прелестные солнечные дни, радующие Веру Шеину. Ненадолго возвратилось лето, которое снова отступит перед грозным ураганом. И спокойная радость Веры не менее быстротечна. «Бесконечность и величие морского простора», притягивающие взор Веры и ее сестры Анны, отделены от них страшным обрывом, пугающим обеих. Так предречен «обрыв» тихого семейного благополучия Шеиных. Писатель подробно рассказывает об именинных хлопотах Веры, подарке Анны, приезде гостей, передает юмористические историйки Шеина, которыми он развлекает собравшихся… Неторопливое повествование часто прерывается настораживающими знаками. Вера с неприятным ощущением убеждается, что за столом сидят тринадцать человек — несчастливое число. В разгар карточной игры горничная приносит письмо Желткова и браслет с пятью гранатами — пятью «густо-красными живыми огнями». «Точно кровь»,— думает Вера «с неожиданной тревогой». Исподволь готовит автор к главной теме рассказа. Переживания Веры в их кульминации и разрешении воплощены лаконично, но с острой экспрессией. Она достигнута выразительной ассоциацией происходящего с музыкой одной из частей второй сонаты Бетховена (вынесенной и в эпиграф «Гранатового браслета»). Слияние мыслей Веры со звуками позволяет естественно выразить возвышенное молитвенное состояние души, будто донести голос Желткова. А сопричастность героине цветов, деревьев, легкого ветерка просветляет слезы женщины, как бы благословляя ее на верную память об усопшем. Опосредованно запечатлены самые неуловимые человеческие чувствования.

Жанр

Жанр «Гранатового браслета» – повесть. В произведении раскрывается несколько сюжетных линий, система образов достаточно разветвленная. По объему оно тоже приближается к повести. А. Куприн был представителем реализма, в этом направлении написана и анализируемая повесть. В ее основе реальные события, кроме того автор выразительно передал атмосферу своей эпохи.

Предыдущая

Сочинения«Толстый и тонкий» анализ произведения Чехова – тема, название, план, жанр рассказа

Следующая

Сочинения«Старуха Изергиль» анализ произведения Горького – жанр, тема, смысл, проблематика рассказа

  • Проблематика рассказа антоновские яблоки бунин
  • Проблема чести и долга в произведении а с пушкина капитанская дочка сочинение 8 класс
  • Проблема экологии сочинение аргументы из литературы
  • Проблематика и идейный смысл комедии грибоедова горе от ума сочинение рассуждение
  • Проблема чести и долга в произведении а с пушкина капитанская дочка план сочинения