СОЧИНЕНИЕ 1
Этот
текст для анализа и сочинения представляет собой панегирик профессору
Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный ученик,
автор данного текста, вспоминает своего учителя.
Думаю, что ключевой вопрос, который, безусловно,
ставит автор, можно сформулировать так: проблема соответствия, или когда не
стыдно за прожитую жизнь.
Фигура
Дувакина складывается для читателя из нескольких ярких, запоминающихся черт.
Во-первых, Дувакин — настоящий профессор: массивный, медлительный, рассеянный; удачи
записных остроумцев «он принимал без видимого огорчения — снисходительно и
добродушно — а то и с откровенным удовольствием», — радуется автор текста.
Больше
всего, отмечает автор, профессор Дувакин любил предвоенное присловье Литмузея,
сочиненное про него: «Дувакин вспомнил то, что забыл, и тут же забыл, что
вспомнил».
И
это не случайно.
Виктор
Дмитриевич Дувакин мог перепутать место рождения студента, но любимого
Маяковского и Своих учеников он помнил и никогда не забывал: «память — это
страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора десятка неизвестных статей
Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только убедившись в их подлинности,
принял.
Профессор
Дувакин бесконечно предан любимому Маяковскому и бесконечно предан своим
ученикам: «память — это страсть». Эта его «бесконечность» (иначе говоря –
способность оставаться человеком) стала очевидна в феврале 1966, когда
вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве свидетеля профессор
Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так, как сказал бы у себя
дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше подходили другие слова»,
— замечает автор. Профессору хватило духа быть верным себе, он смог не
испугаться, не предать.
Жизнь
и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем удивительного
человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и бесконечно,
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.
Кульминацией
рассказа о профессоре Дувакине становится эпизод о заседании кафедры, когда Дувакина
осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой должности. Наиболее
полно авторское отношение к нему выражено в словах Зины Новлянской (всё
заседание кафедры студенты томились под дверью): «Для нас вы
соответствуете».
На
окончание университета профессор Дувакин каждому Своему студенту подарил по
книге Маяковского с указанием страницы и строчки; автору текста досталось
«Смотрите на жизнь без оков и шор».
«И
я стараюсь. Правда, когда снимаю очки, почти ничего не вижу», — так
самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.
Мне,
к счастью, тоже повезло встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. И
хотя у меня нет напутственной строчки от них, я часто спрашиваю себя, как бы
поступил в той или иной ситуации человек, ставший для меня ориентиром.
403 слова
СОЧИНЕНИЕ 2
Текст Владимира Радзишевского – панегирик
профессору Московского университета Виктору Дмитриевичу Дувакину. Благодарный
ученик, автор данного текста, вспоминает своего учителя. Можно сказать, что в
тексте Радзишевского поднимается проблема верности себе, своим принципам, автор ставит вопрос о
том, когда не стыдно за прожитую жизнь.
Комментируя текст, следует привести первый
пример-иллюстрацию, важную для понимания проблемы. Автор восхищается преданностью
любимого профессора своему делу.
Виктор Дмитриевич Дувакин мог перепутать
место рождения студента, но любимого Маяковского он помнил и никогда не
забывал: «память — это страсть», — подчеркивает автор. Поэтому полтора
десятка неизвестных статей Маяковского Дувакин изучал так ревностно и, только
убедившись в их подлинности, принял. Виктор Дмитриевич всю жизнь занимался
Маяковским – «разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал...»
Продолжая комментировать текст, нельзя не
привести в качестве второго примера-иллюстрации, важной для понимания
проблемы, эпизод, когда Профессор Дувакин не предал своего ученика.
Эта его способность оставаться человеком стала очевидна в феврале
1966, когда вызванный на суд по делу Синявского — Даниэля в качестве
свидетеля профессор Дувакин рассказывал про любимого Андрюшу (Синявский) так,
как сказал бы у себя дома или на кафедре. «Для этого мрачного места больше
подходили другие слова», — замечает автор. Профессору хватило духа быть верным
себе, он смог не испугаться, не предать.
Эти примеры преданности делу и
верности ученикам с разных сторон показывают мужество и человечность
профессора. Жизнь и поступки профессора Дувакина открывают перед читателем
удивительного человека: милого, доброго и в то же время твердого в убеждениях и
со всей страстью преданного высшим человеческим ценностям.
Наиболее полно авторское отношение к
проблеме верности своим убеждениям и принципам выражено в словах Зины Новлянской.
Когда Дувакина осудили и потребовали уволить за несоответствие занимаемой
должности, всё заседание кафедры студенты томились под дверью. И вот когда
Виктор Дмитриевич вышел, она упрямо замотался головой: «Для
нас вы соответствуете».
На окончание университета профессор
Дувакин каждому своему студенту подарил по книге Маяковского с указанием
страницы и строчки; автору текста досталось «Смотрите на жизнь без оков
и шор».
«И я стараюсь.
Правда, когда снимаю очки, почти ничего не
вижу», — так самоиронично заканчивает свой рассказ о человеке, давшем образец
профессиональной страсти и образец человечности, Владимир Владимирович
Радзишевский, литературовед, литературный критик, журналист.
Многим людям в жизни нужен нравственный
камертон. На рубеже 19-20 веков таким нравственным ориентиром был Лев Толстой.
В 80-90 годы 20 века – академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, два
десятилетия ранее – академик Сахаров. Мне, к счастью, тоже повезло
встречать в жизни таких людей, как профессор Дувакин. Я был на лекциях Бибихина,
слушал и продолжаю читать Ольгу Седакову, был знаком со многими
другими прекрасными людьми. Это такая порода людей – с ними воздух чище
и дышится легко и свободно. И хотя у меня нет напутственной строчки от них,
я часто спрашиваю себя, как бы поступил в той или иной ситуации человек,
ставший для меня ориентиром.
450 слов
ИСХОДНЫЙ
ТЕКСТ
(1)Полжизни Виктор Дмитриевич Дувакин проработал на
филологическом факультете Московского университета. (2)Нам, его последним
дипломникам, он казался в нашу студенческую пору старым—престарым.(3)Ещё бы: он был на похоронах Есенина, дважды
видел Маяковского…
(4)Массивный, медлительный, по—профессорски
рассеянный, Виктор Дмитриевич
никак не мог избежать внимания записных остроумцев. (5)Их удачи
он принимал без видимого огорчения – снисходительно
и добродушно, а то и с откровенным удовольствием. (6)«Уж полночь близится – Дувакина всё нет!..» – пели,
изображая отчаяние, заждавшиеся студенты в университетском капустнике.
(7)«Виктор Ду—, Виктор
Дувакин, где я вас найду?» – импровизировали в
самодеятельной бригаде, объединившей энтузиастов поэзии Маяковского.
(8)Но из обширного фольклора о себе Виктор Дмитриевич больше
всего любил присловье, сочинённое ещё в недрах предвоенного Литмузея: «Дувакин
вспомнил то, что он забыл, и тут же забыл то, что вспомнил».
(9)Первое время его собеседования со мной начинались одним и
тем же загадочным вопросом:
– Вы,
кажется, родом из Козлова?
– (10)Нет,
– отвечаю для краткости, – я из—под Винницы.
(11)Всем было видно, что каждый раз это было ему как
подарок. (12)Его лицо тотчас озарялось счастливой улыбкой, и он с видом
заговорщика смаковал пикантную фразу из арсенала Маяковского: «Как плюются в
Виннице». (13)Память –
это страсть, и Дувакин мог забыть что угодно, только не
строку своего поэта.
(14)При случае Виктор Дмитриевич готов был прорычать что—нибудь из Державина,
выхватить клок у Алексея Константиновича Толстого, спародировать Игоря
Северянина, погудеть Пастернаком… (15)Но Маяковского читал постоянно, с
аппетитом –
как в яблоко вгрызался. (16)Его Дувакин любил безоговорочно
и потому помнил вдоль и поперёк. (17)И только потому, что любил и помнил, им
занимался –
разбирал строчку за строчкой, отыскивал источники и реалии,
толковал, комментировал…
(18)На пятом курсе я принёс Виктору Дмитриевичу полтора
десятка неизвестных
статей Маяковского, подписанных разными псевдонимами.(19)На
полках уже стояли три полных собрания сочинений поэта, и поздняя студенческая
находка выглядела слишком неправдоподобно. (20)Виктор Дмитриевич
вызвал Варвару Аветовну Арутчеву, долгие годы работавшую с
рукописями Маяковского, и они вдвоём, проверяя на прочность, стали терзать
меня так, как потом уже не терзал никто. (21)Когда я позже рассказывал
об этом Рудольфу Дуганову, он хмыкнул: «Ну как же!(22)Дувакин
знает всего Маяковского наизусть. (23)И если соглашается нановые
тексты, то для порядка должен будет их выучить». (24)А тут не стихи, а
проза, и не строчками, а погонными метрами. (25)Через два года нашу общую
публикацию Рудик надписал: «Бесконечному Виктору Дмитриевичу…»
(26)«Бесконечность» Виктора Дмитриевича стала очевидной для
многих в феврале 1966 года, когда судили Андрея Синявского, его бывшего
студента из семинара по Маяковскому. (27)Дувакина вызвали в суд свидетелем. (28)И
он сказал там то, что сказал бы у себя дома, на кафедре или в студенческой
аудитории. (29)Он помнил Андрюшу с первых занятий, когда тот выглядел ещё
классическим гадким утенком. (30)Но время шло, и гадкий утёнок на глазах
превратился в прекрасного белого лебедя… (31)Судья вынужден был остановить
свидетеля. (32)Для этого мрачного места больше подходили другие слова,
которыми, кстати, вовсю осыпали Синявского и Даниэля в газетах: подонки, оборотни, пасквилянты, нравственные уроды, наследники
Смердякова… (33)Если бы Дувакин ими
воспользовался, если бы подтолкнул своего воспитанника за решётку, он выполнил
бы долг советского преподавателя и коллеги по филфаку гордились бы им. (34)А
так на учёном совете они скопом осудили его и потребовали уволить за несоответствие
занимаемой должности. (35)Всё это заседание мы протомились за дверью. (36)Когда
вышел Виктор Дмитриевич, Зина Новлянская упрямо замотала головой: «Для нас вы
соответствуете».
(37)…На окончание университета Виктор Дмитриевич всем нам
подарил по книге Маяковского со своими комментариями, а на титуле каждому указал
его страницу и строчки. (38)Вале Мартыновой досталось:
«Послушайте!
(39)Ведь, если звёзды зажигают – значит – это кому—нибудь нужно?»
(40)Марине: «Деточка, все мы немножко лошади, каждый из нас по—своему лошадь». ( 41)А мне: « Ищите свой корень и свой глагол,
во тьму филологии
влазьте. (42)Смотрите на жизнь без очков и шор».
(43)И я стараюсь. (44)Правда, когда снимаю очки, почти
ничего не вижу.
(По
В.В. Радзишевскому*)
* Владимир Владимирович Радзишевский (род. в 1942 г.) – литературовед, литературный критик,
журналист.
Современные педагоги должны не только осваивать образовательные онлайн-платформы, но и помогать ученикам ориентироваться в интернет-пространстве, считают учителя из Карелии, ставшие участниками Всероссийского Форума классных руководителей. Он прошел в Москве и собрал больше 1 000 педагогов из всех российских регионов, еще более 50 тысяч специалистов наблюдали за обсуждением онлайн.
В рамках Форума прошли 12 круглых столов на актуальные для современной школы темы и 2 большие дискуссии. Как говорят организаторы, больше всего онлайн-участников собрал круглый стол «Интернет и цифровизация» -600 000 просмотров.
Учитель начальных классов Лоухской средней школы Анастасия Лохова считает, что такой интерес оправдан:
Сегодня учитель должен стать проводником в информационное пространство – Интернет. Социальные сети помогают школам и учителям быть открытыми – это развивает доверительные отношения с родителями и учениками. Мало кто понимает, как правильно вести онлайн-коммуникацию.
Педагоги единодушны: в современных реалиях просто необходимо учить ребенка работать в соцсетях.
Потому что мы стоим на пороге 2022 года. Сейчас всё общение и оповещение идёт через социальные сети. Участникам образовательного процесса просто необходимо владеть элементарными навыками работы на компьютере, смартфоне, а также правилами общения в социальной сети. Здесь в помощь бабушкам-пенсионерам курсы ПК, а родителям и детям – классный руководитель,
— говорит учитель музыки Заозерской средней школы Елена Скалий.
Преподаватель английского языка из Толвуи Юлия Рубцова считает, что речь надо вести не только о правилах поведения, но и о безопасности в Интернете в целом:
В соцсетях ученики и учителя имеют возможность не только развлекаться и искать информацию, а также выражать себя. Важно, чтобы это самовыражение не выходило за рамки закона и морали. Более того, распространение личных данных, мошенничество – это тоже острые проблемы современного общества. Поэтому и существует сетевой этикет, которому нужно обучать не только детей, но и взрослых.
Больной вопрос для учителей, детей и родителей – использование в школе мобильных телефонов.
В некоторых школах они полностью запрещены. Например, в гимназия им. Е.М. Примакова в Московской области, которую я посетил,
— рассказывает Александр Якушев.
Утром ученики сдали телефоны в камеру хранения, в конце дня забрали. Для экстренной связи родители звонят классному руководителю. Я считаю, что на уроках телефоны иногда могут потребоваться, как, например, словарь при самостоятельной работе с текстом или для поиска информации в интернете, если в кабинете нет достаточного количества компьютеров, но это бывает нечасто.Обычно ученики стараются найти готовые ответы на задания, а это не добавляет знаний и не позволяет учителю оценивать их объективно,
— отмечает Александр Якушев.
Я считаю, что на сегодняшний день использование на уроках мобильных телефонов учениками не является необходимостью. Дети должны слушать учителя, смотреть на него и концертировать всё своё внимание на информации, которую даёт педагог. Никакие гаджеты не заменят человеческого общения, интонации, мимики, всего того, чем прекрасно владеет каждый учитель. Скорее всего в ближайшем будущем мы все перейдём на работу через гаджеты, но пока это время не наступило, хочется наслаждаться простой знакомой каждому формой работы на уроке «ученик – учитель»,
— считает Елена Скалий.
А вот интернет-плаформы «Сферум» и «Яндекс.Учебник» современные педагоги и сами активно используют.
«Сферум» максимально похож на «ВКонтакте». Для учебных целей использование этой платформы я рекомендую. Освоить его не составит труда никому. Кроме проведения онлайн-уроков, мы можем создать любое количество групп по интересам, обмениваться файлами и сообщениями. То есть, вместо отдельных программ (Зум, ВК, WA и т.д.), всё в одном месте ,
– говорит Александр Якушев.
Это не замена традиционного обучения, а лишь помощь в обучении. А «Яндекс.Учебник» в помощь учителю просто необходим, когда дети выходят на дистант,
— поддерживает коллегу Елена Скалий.
По мнению Юлии Рубцовой, учителям образовательные платформы помогают экономить время при подготовке уроков, а ученикам – формировать внутреннюю мотивацию к обучению.
Можно быстро выдать задания ученикам, быстро получить ответ от ученика и упростить проверку этих заданий.
Участники круглого стола пришли к единому мнению, что современной школе необходима понятная, устойчивая цифровая инфраструктура.
Фото из личных архивов и пресс-служба ФКЛ
Домашние задания – неотделимая часть обучения в школе. А еще часто и головная боль для учеников и их родителей.
Не слишком ли перегружают их детей, должны ли они выполнять какие-то задания на каникулах, как их должны оценивать – об этом родители спрашивают в соцсетях и у образовательного омбудсмена Сергея Горбачева.
Поэтому в офисе образовательного омбудсмена подготовили ответы на наиболее популярные вопросы по домашним заданиям. OBOZREVATEL пересказывает самое главное.
Каким должен быть объем домашних заданий
Ученикия не должны быть перегружены домашними заданиями – об этом говорится в Санитарном регламенте для учреждений общего среднего образования (пункт 1 глава 5 ). А условия обучения должны быть следующие:
Видео дня
-
безопасные;
-
безвредные;
-
здоровые.
Санитарные нормы определяют ежедневную продолжительность выполнения задач для самоподготовки на дому:
-
ученикам 1-2 классов вообще не рекомендуется задавать домашние задания;
-
у учеников 3-5 классов самоподготовка должна занимать не более 1 часа;
-
у учеников 6-9 классов – 1,5 часа;
-
у учеников 10-11(12) классах – 2 часа.
Требования к домашним заданиям
В Санрегламенте говорится, что в разные дни недели умственная активность детей отличается. Самая низкая – в понедельник и пятницу. Поэтому наиболее объемные домашние задания рекомендуется давать на вторник и среду.
При подготовке домашних заданий преподаватель должен учитывать максимальное время на их выполнение, занятость учащихся по другим предметам в этот день, темп и ритм работы детей.
«Учитывая наши подсчеты, в зависимости от класса, время на выполнение одного домашнего задания с 1 урока составляет от 10 до 18 минут. Сформировать домашнее задание, которое можно сделать за столь короткое время, сложно», – отметили в офисе образовательного омбудсмена Сергея Горбачева.
И отметили, что в рамках академической свободы учитель может вместо привычных упражнений давать и другие задачи: сделать проект, пройти квест или виртуальное путешествие по теме урока.
В письме МОН от 28.01.2014 №1/9-72 отмечается: учителя должны спланировать объем и содержание домашних заданий так, чтобы ученики не испытывали перегрузки. К примеру, нельзя в качестве домашнего задания просить учащихся написать реферат или давать упражнения по материалу, который не объясняли на уроке.
Должна ли быть «домашка» на выходные и каникулы
На выходные, праздничные дни и дни каникул школьникам не должны задавать домашнее задание. Таким требованием в 2020 году дополнили Методические рекомендации по заполнению Классного журнала учеников начальных классов Новой украинской школы. Однако касается оно только учащихся начальных классов.
А вот вопрос домашних заданий для 5-11 классов открыт. В письме МОН еще в 2007 году «Об объеме и характере домашних заданий учащихся общеобразовательных учебных заведений» отмечается, что домашние задания не рекомендуется задавать на каникулы, на выходные и праздничные дни. Но неизвестно, действует ли это письмо – в нем ссылаются на соблюдение требований Государственных санитарных правил ДСанПиН 5.5.2.008-01, которые утратили силу в январе 2021 года.
Готовые домашние задания – хорошо или плохо
Образовательный омбудсмен не поддерживает использование готовых домашних заданий (ГДЗ) учащимися. По его убеждению, свободный доступ к ним побуждает детей списывать, то есть – к академической непорядочности.
У Сергея Горбачева привели три основные причины, почему часть родителей поддерживают ГДЗ:
-
они безразличны к успехам своих детей в учебе;
-
не хотят тратить время на то, чтобы помочь ребенку с уроками;
-
дети очень перегружены заданиями и не могут справиться с их объемом
-
считают, что иметь ответы для самопроверки – полезно.
И дали свои контраргументы – почему ученикам лучше не использовать ГДЗ:
-
когда ребенок ошибается – он учится;
-
если ученик постоянно списывает домашние задания, он не закрепляет знания и не получает новые;
-
ученики, постоянно пользующиеся ГДЗ, менее успешны в учебе;
-
списывание негативно влияет на развитие жизненных навыков и компетентностей ребенка, в частности, умение учиться самостоятельно, исследовать и делать выводы, креативно мыслить и т.д.
Как должны оценивать домашние задания
Каждый ученик имеет право на такой подход к оценке результатов обучения:
-
справедливый;
-
беспристрастный;
-
объективный;
-
независимый;
-
недискриминационный;
-
порядочный.
Это гарантирует школьникам часть 1 статьи 17 Закона Украины «О полном общем среднем образовании». Оценивание домашних заданий относится к текущему оцениванию. Формы, содержание и способ оценки педагогические работники учебного заведения могут выбирать сами (часть 3 статьи 17 Закона Украины «О полном общем среднем образовании» ).
В офисе образовательного омбудсмена отметили, что оценки оказывают большое влияние на мотивацию детей. Они должны понимать, почему получили низкую оценку или высокую. Если ученик получил завышенную или заниженную оценку, это вызывает ощущение несправедливости – а это может «убить» желание учиться.
Поэтому в каждой школе должны разработатьи обнародовать критерии оценки, ученики и их родители – с ними ознакомиться.
Нужно ли родителям помогать детям с «домашкой»
Лучший вариант – помогать иногда, если ребенок об этом просит. Но самое главное – поддерживать, обсуждать обучение.
«Дети нуждаются прежде всего внимания, дружеской поддержки и общения – это дает ребенку психологический комфорт и, соответственно, лучший результат в обучении», – сказал в офисе образовательного омбудсмена.
И добавили, что чрезмерный контроль психологического комфорта, наоборот, ухудшается. Поэтому не стоит каждый день делать с ребенком домашние задания и проверять им. Поскольку таким образом родители показывают, что считают ребенка несамостоятельным и не верят в него.
«Советуем установить дружеские отношения с ребенком, не быть равнодушными к нему, интересоваться его делами и предложить ему в случае необходимости просить помощи в выполнении домашних заданий. Но во время вашей помощи следует помнить, что домашние задания должен выполнять ребенок, а не родители», – порекомендовали в офисе образовательного омбудсмена.
Если ребенок не справляется с объемом домашних заданий, следует пообщаться с другими родителями и учителями. Возможно, такая проблема у всего класса или у большинства – тогда нужно обсудить этот вопрос с учителем. Если все одноклассники справляются, необходимо разобраться, почему ребенку тяжело – возможно, привлекая психолога (подробнее об этом – на «Освітори» ).
Как ранее сообщал OBOZREVATEL:
-
Офис образовательного омбудсмена проанализировал, почему школы ежегодно сталкиваются с проблемой нехватки учебников. Выяснилось, что г-н асправди их достаточно, и основная причина дефицита – в неправильном распределении по регионам. Вариантом разрешения проблем с учебниками образовательный омбудсмен назвал введение онлайн-инвентаризации.
-
Образовательный омбудсмен Сергей Горбачев рассказал, что за туалеты в учебных заведениях отвечают местные власти. И согласно санитарному регламенту, который вступил в силу 1 января 2021, школьные туалеты должны быть расположены только в помещениях. Он также объяснил, как администрация школы и родители могут добиться обустройства теплого туалета.
Написать сочинение – само по себе нелегкое задание. Это нужно правильно выстроить повествование, чтобы одно не наслаивалось на другое, соблюсти четкую структуру и прочее и прочее и прочее. Развивать этот навык поможет наш телеграм-канал, а группа со скидками поможет подобрать выгодные предложения.
А мы расскажем об особенностях написания экзаменационного сочинения, а также перечислим, какие основные темы для сочинения на ЕГЭ по русскому языку в 2021 году ждут учащихся.
В чем сложность сочинения по русскому языку?
Во второй части заданий по русскому языку учащемуся предлагают написать развернутое сочинение на предложенную тему. Причем темы к сочинению по русскому языку во время ЕГЭ не будут известны заранее.
Но кроме незнания темы появляется сразу несколько других проблем при написании сочинения:
- Ученику сложно быстро (в течение экзамена) сформировать и аргументировать свое отношение к предложенной теме.
- У ученика сложности с использованием художественных средств (метафоры, эпитеты, сравнения, гиперболы и т.д.).
- Проблемы с определением темы сочинения. В тексте может содержаться от 3 до 10 проблем, из которых нужно выбрать самую важную или даже описать все сразу.
Определить проблематику сочинения – самый субъективный момент. В тексте проблема может «витать в воздухе», быть второстепенной или всплыть неожиданно, но при составлении списка проблем ее могли не увидеть/забыть/осознанно не включить.
Самая частая трудность при написании сочинения во время ЕГЭ – невозможность сформулировать тему. Даже если ученик будет интуитивно чувствовать, в чем заключается проблема, его словарного запаса и опыта может не хватить, чтобы грамотно сформулировать ее. И тогда проверяющий, даже если уловит ход мысли школьника, не сможет оценить его на высокий балл.
Чтобы этого не произошло, изучайте темы сочинений ЕГЭ по русскому языку 2019 и более ранних лет.
Чтобы не возникало сложностей и двусмысленностей с формулировкой проблемы, попытайтесь придать ей вид вопроса.
И хоть разновидности проблем могут звучать по-разному из года в год, основной список тем-проблем для сочинения на ЕГЭ по русскому звучит одинаково:
- проблемы нравственного, этического характера, добродетели и морали;
- проблемы отношений отцов и детей (поколений);
- проблемы культуры и искусства;
- проблемы чтения, языка и речи;
- проблемы любви (не в узком, а в широком смысле слова);
- проблемы войны, героизма и патриотизма;
- проблемы экологии, природы, животного мира;
- проблемы философского характера: истинной любви и дружбы, чести и верности и пр.
Темы для подготовки к ЕГЭ по русскому не меняются уже много лет, нарочно обходя острые и спорные проблемы: политику, внешнюю экономическую торговлю, дискриминацию (по полу, национальности или убеждениям), религию.
Хотите быть готовыми к быстрой и грамотной формулировке мысли на определенную тему? Нужно тренироваться. Каждый день делайте пометки (в тетради или на телефоне) на одну из перечисленных проблем: что вы думаете об истинной дружбе, кто мог бы быть вашим героем и почему, что такое предательство.
А сейчас перечислим для вас список тем для сочинения ЕГЭ по русскому в рамках отдельных вопросов.
Возможные темы сочинений к ЕГЭ по русскому
Проблема | Темы |
Проблема человека и природы | Как деятельность человека влияет на природу? |
Проблема человека и животных | Почему человек должен заботиться о животных? |
Отношения в семье, детство | Как семья влияет на формирование личности ребенка? |
Красота и богатство русского языка | Что значит для человека родной язык? |
Школа, учителя, книги | Почему человеку важно получить хорошее образование? |
Внутренний мир, нравственные качества человека | О чем может сказать внешность человека? |
Дружба | Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться? |
Любовь | Какова настоящая любовь? |
Социальные проблемы | Как нужно относиться к бедным? |
Воспитание | Какого человека можно назвать воспитанным? |
Искусство в жизни человека | Всегда ли талантливого человека замечают? |
Военное время | Почему в военное время героизм был обычным делом? |
Список тем для сочинения/изложения ОГЭ по русскому языку 2020
Если же вы готовитесь к сдаче ОГЭ по русскому, обязательно изучите список предложенных тем, чтобы понимать, какие могут попасться на изложении и сочинении:
- жизненные ценности
- дружба
- любовь
- материнская любовь
- доброта
- взаимовыручка
- выбор
- нравственный выбор
- настоящее искусство
- драгоценные книги
- неуверенность в себе
- внутренний мир человека
- счастье
- сила духа
Внимательно изучите эти темы, тогда вы будете готовы к любым поворотам судьбы на едином государственном экзамене. Ну а в будущем вас уже никто не сможет загнать в тупик, будь то написание эссе или лабораторной: рядом всегда будет сервис студенческой помощи, который подстрахует и поддержит в трудную минуту.
Автор:
Наталья
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.
Автор рассказа, став уже взрослым, благодарит своего учителя за то, что тот научил их ответственно относиться к делу и не терять в нужные моменты чувство юмора. С его помощью ребята научились относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором и более ответственно относиться к себе и к жизни.
Билет №8
Роль художественной детали в рассказе А. П. Чехова «Толстый и тонкий».
Антон Павлович Чехов — один из самых известных русских писателей XIX века. Он не писал больших романов и повестей. Его рассказы, как правило, невелики, и даже можно сказать коротки. Но мастерство Чехова-писателя было в том, что он в небольшом рассказе мог сказать больше, чем иногда можно прочитать в романе. Секрет этого в том, что он умело мог использовать художественную деталь.
Художественная деталь — это выразительная подробность, которая помогает нам лучше представить предмети его отличия от других. Как правило, в своих рассказах А. П. Чехов не дает очень подробных описаний портретов своих героев, событий, которые с ними происходят, окружающей обстановки. У каждого предмета, явления или героя он выделяет одну или несколько деталей, которые могут привести читателя к более глубокому пониманию событий.
Так например, главные герои рассказа «Толстый и тонкий» представлены автором только через детали. О толстом сказано всего лишь, что после обеда в ресторане на вокзале «губы его, подернутые маслом, лоснились как спелые вишни» и пахло от него «хересом и флердоранжем». Но по этим деталям читатель уже многое Может сказать об этом человеке. Понятно, что толстый (Михаил) Материально обеспечен и ни в чем не испытывает нужды, ведь обе-Дает-то он в ресторане, ел, очевидно, дорогие блюда, так как губы в масле, и пахнет от него вином и дорогим одеколоном. Читателю сразу становится ясно, что перед нами достаточно преуспевающий уверенный в себе и обеспеченный человек.
Тонкий же (его зовут Порфирий) «вышел из вагона и был навьючен чемоданами…пахло от него ветчиной и кофейной гущей». По этим художественным деталям мы можем сказать, что перед нами человек, не имеющий постоянной службы, переезжающий с места на место и окончательно не устроившийся в жизни. Обед его был очень скромен, а значит, и живет он не в достатке. Рассказ тонкого о себе подтверждает это. Жалованье у него плохое и ему с женой приходится подрабатывать, Следующие детали подтверждают и несколько расширяют преставления читателя о героях. Это их гимназические прозвища, о которых вспоминает тонкий. Оказывается, нынешнее положение героев прямо связано с их прот шлым.
Толстого звали Геростратом. Это человек, который из желания прославиться любой ценой сжег храм Артемиды Эфесской — одно из чудес света. Такая деталь говорит многое о характере толстого. Понятно, что он стремится быть первым во всем и иметь высокий чин. Тонкого же дразнили Эфиальтом за то, что он любил ябедничать. Таким он и остался и выслуживался перед начальством, угождая ему и донося на других.
Когда выясняется, что должность толстого самая высокая — тайный советник, автор удивление и реакцию тонкого передает тоже через детали. Порфирий так привык к чинопочитанию, что при виде человека старшего по должности он «съежился, сгорбился, сузился». Даже его чемоданы стали меньше, а сын стал по стойке смирно. Обращение к Михаил лу тоже изменилось. В речи тонкого появились такие слова как «ваше превосходительство», «помилуйте», «приятно-с», угождающий смешок «хи-хи-хи». По нескольким этим словам можно представить стиль общения тонкого с вышестоящими людьми.
Таким образом, благодаря художественной детали в рамках короткого рассказа мы многое узнаем о судьбе, характере и поведении главных героев. Художественная деталь помогает нам почувствовать и отношение автора к своим героям. А. П. Чехов осуждает чинопочитание тонкого. Это качество победило в нем все остальные. Поэтому с таким человеком неприятно общаться, и не только толстому.
Билет №9
Кажется, я был в пятом классе, когда у нас появилось сразу несколько новых молодых учителей, только что вышедших из университета. Одним из первых появился Владимир Васильевич Игнатович — учитель химии.
Полный текст
Сочинение
На начальном этапе взросления личности важно, чтобы рядом находился мудрый, добрый, отзывчивый, понимающий человек, способный с умом передать свой жизненный опыт. В данном тексте В.Г. Короленко поднимает проблему влияния учителя на учеников.
Обращаясь к теме, рассказчик приводит пример историю из своей школьной жизни, в которой важную роль сыграл молодой учитель, к тому моменту недавно вышедший из университета. Автор делает акцент на том, что с самого начала своей практики Игнатович обращался с учениками вежливо, старательно выполнял свою работу, выказывая пренебрежение к отметкам и в целом к привычной структуре проведения уроков, чем, конечно, вызывал негодование учеников – они то привыкли к грубости и требовательности. Рассказчик обращает наше внимание на то, что поначалу в ответ на такое отношение «класс почти перестал учиться», уроки проходили шумно и, несмотря на тактичность и вежливость нового преподавателя, имели место быть конфликты между учениками и учителем, которые, к удивлению многих, не выходили за пределы класса. Один из таких конфликтов автор приводит в пример, обращая наше внимание на то, что дети стали привыкать к вежливости, чуткости и уважению и сами стали проявлять подобное отношение к людям. Заруцкий, несправедливо оклеветав Игнатовича и получив заслуженный упрек со стороны всего класса, прилюдно извинился перед преподавателем, что образовало новую ступень в отношениях между учениками и учителям.
В.Г. Короленко считает, что уважительное отношение со стороны учителя создает условия для формирования в характере учеников наилучших качеств. К ним относится и способность к объективной оценке своего поведения по отношению к обществу, и нужда к честным, совестливым поступкам, не зависящим от внешнего давления. Учитель самой своей личностью, манерой поведения и речи способен влиять на формирование характера у учеников.
Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что очень важную роль в формировании личности человека играет учитель. Своим примером, своим поведением, мировосприятием он способен изменить мировоззрение учеников и запрограммировать их на честность, порядочность, стремление к саморазвитию, самовоспитанию, на естественную потребность делать добро и уважительно относиться к людям.
В повести Ч. Айтматова «Первый учитель» мы знакомимся с историей девушки, учитель которой сыграл ключевую роль в становлении её личности. Алтынай описывает своего первого учителя, Дюйшена, как человека малограмотного, но способного дать детям нечто большее, чем стандартные знания – незаменимую поддержку, любовь и заботу. Дюйшен давал своему классу, никогда не бывавшему за пределами аила, видение другого мира, в холода переносил детей вброд через ледяную реку, и однажды даже смог поймать и наказать насильника Алтынай. В этом учителе не было формальности – он отдавал всего себя, весь свой жизненны опыт, все свои знания на благо будущего поколения, и это дало свои плоды. В конце произведения уже повзрослевшая Алтынай возвращается в Куркуреу, чтобы предложить людям назвать новую школу-интернат именем Дюйшена.
В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» также поднимается проблема влияния учителя на детей. Лидия Михайловна, учительница французского, узнав, что Володя терпит денежные трудности, приглашает его на дополнительные уроки французского, на которых пытается оказать мальчику помощь. Столкнувшись с гордостью Володи, Лидия Михайловна, забыв про педагогическую этику, садится играть с учеником на деньги с одной целью – проиграть во благо, за что позже терпит увольнение и уезжает на Кубань. Но даже после этого женщина продолжает помогать своему ученику, присылая ему посылки с продуктами. Эту незаменимую поддержку и заботу Володя не забыл и спустя долгое время. Лидия Михайловна оказала ключевое значение в формировании его личности, вложив в мальчика не только мысль о вредности азартных игр, но и умение быть добрым, порядочным и отзывчивым человеком.
Таким образом, можно сделать вывод, что учитель закладывает в своих учеников фундамент личности, необходимый базис, который является своеобразным толчком в новую, интересную, достойную жизнь. Поэтому важно ценить и уважать своих учителей даже после выпуска из школы.
1. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
Митрофан – воспитанник нескольких учителей. Но влияние Цифиркина, единственного учителя, который пытается дать какие-то знания, совсем незаметно, потому что его перекрывает матушкина забота о сыночке. Поэтому влияние Вральмана, совпадающее с матушкиным, оказывается сильнее остальных. В итоге «злонравие» даёт достойные плоды в лице этого недоросля, хорошо усвоившего урок: придерживайся только властьимущих.
2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Автор, повествуя об отроческих годах своего героя, говорит о его воспитании.
Monsieur l’Abbe, француз убогой,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя,
Не докучал моралью строгой,
Слегка за шалости бранил
И в Летний сад гулять водил.
Так или иначе, Онегин воспринял от своего учителя поверхностное отношение к жизни, тот европейский менталитет, который способствовал потребительской концепции поведения героя. Что, собственно, и составило трагедию жизни Евгения, который привык получать удовольствие от всего, не тратя собственных душевных сил для постижения мира и своего места в нём.
3. Б. Васильев «Завтра была война»
Валендра – так называли ученики девятого класса завуча школы Валентину Андроновну, женщину-кремень. Именно она сыграла главную роль в жизни учеников этого класса, выпуск которого пришёлся на 21 июня 1941 года. Именно она требовала провести комсомольское собрание, по вопросу исключения Вики Люберецкой из комсомола, если та не откажется от отца, арестованного по ложному доносу, как враг народа. Дети, прошедшие суровую школу сталинского воспитания, одержали победу над режимом своим сопротивлением. Им пришлось встретить войну первыми. Мало, кто остался в живых, но они отстояли родину.
4. В.Г. Распутин «Уроки французского»
Главный герой Володя оказывается в трудной жизненной ситуации. Молодая учительница французского языка, искренне стремясь помочь мальчику, играет с ним на деньги, потому что все законные способы помощи ребёнок в силу своей гордости и независимости не принимает. Для Лидии Михайловны эта помощь оборачивается профессиональным преступлением, за которое её увольняют из школы. Но для мальчика это была очень важная поддержка. Став взрослым писателем, мальчик посвятил рассказ своей мужественной учительнице.
5. Ф. Искандер «Тринадцатый подвиг Геракла»
Умный и грамотный учитель оказывает огромное влияние на формирование детского характера. Требовательный и строгий Харлампий Диогенович легко раскусывает мелкое преступление мальчика – главного героя рассказа, который, боясь оказаться в безвыходном положении, согласен на что угодно, даже на прививку, лишь бы не отвечать у доски. С тех пор мальчик стал серьезнее относиться к выполнению домашнего задания. После случившегося он пришел к выводу, что хуже всего, когда человек перестает бояться быть смешным. И становится на путь лжи и обмана.
Аргументы для сочинения по слеждующим проблемам:
Проблема роли учителя в жизни человека
Роль учителя в формировании личности ребенка
Какую роль играет учитель в формировании личности?
Какова роль учителя в жизни человека?
Каким должен быть настоящий учитель (педагог)?
Какими качествами должен быть наделен настоящий учитель?
Пробелама отношения к учителям.
Как относятся выпускники к своим учителям?
Возможные тезисы:
Учитель оказывает огромное влияние на формирование личности ребенка
Настоящий учитель стремится не только передать детям знания, но и привить важные нравственные качества
Для некоторых людей именно учитель становится эталоном доброты и человечности
Истинный педагог искренне любит своих учеников и волнуется за судьбу каждого из них
Многие выпускники всю жизнь с благодарностью вспоминают некоторых учителей
Готовые аргументы:
Чингиз Айтманов повесть «Первый учитель»
В повести «Первый учитель» Чингиз Айтманов демонстрирует влияние учителя на будущее ребенка. Герой произведения Дюйшен, сам читавший по слогам, организовал школу для бедных детей. Он верил, что детей ждет совсем другая жизнь. Именно этот учитель сыграл огромную роль в жизни сироты Алтынай. Дюйшен наполнил ее сердце теплом, переживал за нее. Благодаря ему Алтынай уехала учиться в город, а после стала академиком.
Чингиз Айтманов повесть «Первый учитель»
Учитель Дюйшен считал своей обязанностью не только учить детей грамоте, но и заботиться об их будущем. Алтынай, одной из учениц, было всего пятнадцать, когда тетка отдала ее в жены жестокому мужчине. Дюйшен, рискуя жизнью, защищал девочку, но не справился. Чуть позже он появился с милиционерами, спас Алтынай, отправив ее учиться в город.
В. Распутин повесть «Урок французского»
Лидия Михайловна не смогла остаться равнодушной, зная, что ее ученик «недоедает». После тщетной попытки, отправить посылку Володе, педагог решается на риск: она играет с мальчиком на деньги, намеренно поддаваясь. Узнав об этом, директор школы уволил Веру. Поступок учительницы навсегда остался в памяти мальчика: это был главный урок в его жизни – урок человечности и великодушия.
В. Быков повесть «Обелиск»
До последней минуты жизни нес ответственность за своих учеников Алесь Иванович. Мороз продолжал вести уроки, несмотря на войну. Узнав, что его ребят схватили немцы, он отправился к фашистам, осознавая возможные последствия. Алесю удалось спасти только одного мальчишку Миклашевича, и он принял смерть вместе с остальными учениками.
А. И. Куприн рассказ «Тапер»
Жизнь четырнадцатилетнего тапера Юрия Агазарова решительно изменил А. Г. Рубинштейн. Мальчик не мечтал о великом будущем, но композитор, услышав его игру на балу, забрал парнишку с собой. Видимо, Антон Григорьевич разглядел в мальчике талант и, что очень важно, поверил в него. Впоследствии Юра стал известным композитором, но никому не поведал о «священных словах», которые сказал ему наставник в день знакомства.
А. Г. Алексин повесть «Безумная Евдокия»
Евдокия Савельевна никогда не была равнодушна к ученикам, именно поэтому она старалась выделять «незаметных» ребят, а для выпускников устраивала встречи, куда приходили повара, сантехники, слесари – в общем всякая «серость». Этого никак не могла понять Оля, учившаяся в элитной художественной школе. Учительница же считала, что важно не только передать детям знания, но и привить такое важное качество, как человечность.
А. Г. Алексин повесть «Безумная Евдокия»
Евдокия Савельевна была внимательна к каждому ученику, в том числе и к избалованной Оле. Девочка не любила «классную» и прозвала ее Безумной Евдокией. Несмотря на упрямство родителей, учительнице удалось донести до них, что девочка любит только себя, и заставить их задуматься об этом.
Для беседы учитель может воспользоваться 3-м и 4-м вопросами учебника (с. 184—185, ч. 2).
— Какое чувство у вас оставил образ Харлампия Диогеновича? Случайно ли автор дает ему такое отчество?
Образ Харлампия Диогеновича вызывает смешанное чувство. С одной стороны, неприятно, когда учитель высмеивает учеников. С другой стороны, важно, чтобы на уроке была дисциплина. Остроумие, когда оно не оскорбляет другого человека, вызывает уважение.
Автор дает учителю отчество «Диогенович», чтобы подчеркнуть, что учитель, как и греческий философ Диоген, относился к жизни спокойно и философски.
— Почему герой с благодарностью говорит об учителе?
Герой с благодарностью говорит об учителе, потому что научился с его помощью относиться к себе и людям критично, с иронией и юмором.
— Как вы понимаете слова: «Смехом он, разумеется, закалял наши лукавые детские души и приучал нас относиться к собственной персоне с достаточным чувством юмора»?
Автор говорит, что Харлампий Диогенович приучал учеников видеть собственные недостатки и ошибки, но не убегать и не прятаться от них, а мужественно работать над собой.
— Что такое юмор?
Если ученики затрудняются самостоятельно ответить на этот вопрос, подскажем им, что можно обратиться к «Краткому словарю литературоведческих терминов» (с. 314, ч. 2 учебника).
— Можно ли назвать рассказ Искандера юмористическим?
— Что вызывает смех читателей?
Ученики отметят комичность эпизода, неожиданность как прием создания юмористической ситуации, гиперболу, например, при описании страха перед уколом у Алика Комарова.
Рассказ Искандера написан от лица мальчика, который видит мир словно через призму наивного детского сознания. Это выражается особенно ярко в таких фразах: «Класс хохочет. И хотя мы не знаем, кто такой принц Уэльский, мы понимаем, что в нашем классе он никак не может появиться. Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «„Смотри, чего захотел!“ — подумал я про этого молодого человека, понимая, что греческую мифологию исправлять никому не разрешается. Какую-нибудь другую завалящую мифологию, может быть, и можно подправить, но только не греческую, потому что там уже давно все исправлено и никаких ошибок быть не может».
Ученикам не нужно этого объяснять, но будет хорошо, если юные читатели отметят, что смех вызывает не только комичность ситуации, но и неожиданные, непривычные выражения, обороты речи, с помощью которых автор хочет передать ход мыслей своего героя.
Можно предложить ученикам ответить на 7-й вопрос учебника (с. 185, ч. 2):
— Найдите юмористические эпизоды и подумайте, как писателю удается вызвать смех.
Юмористическими можно назвать эпизоды, в которых описывается, как директор хотел перенести стадион, потому что он нервирует учеников; как Харлампий Диогенович встречал опоздавшего ученика; как называл Авдеенко «черным лебедем». В рассказе много смешных выражений, например: «…на самом деле он больше всего боялся нашего завуча. Это была демоническая женщина…»; «Ему просто здесь нечего делать, потому что принцы в основном занимаются охотой за оленями»; «Казалось, приготовления палача пошли быстрее»; «Он не сразу взял кинжал, а сначала сунул его в солому, которой была покрыта Хижина Дореволюционного Бедняка».
Писателю удается вызвать смех неожиданными поворотами сюжета и неожиданными, непривычными словосочетаниями, применяемыми к обычным людям или явлениям.
III. Самостоятельная работа
Завершая работу над рассказом, можно предложить ученикам небольшую самостоятельную работу — ответить (по выбору ученика) на один из двух вопросов:
— В чем состоит главная идея этого рассказа?
— Какой смысл вкладывал автор в название своего рассказа?
Ответы постарайтесь сформулировать в одном-двух предложениях.
Главная идея этого произведения состоит в том, что смех позволяет человеку увидеть со стороны свои скрытые черты характера, признать собственные ошибки и больше не допускать их.
Геракл совершил двенадцать подвигов, тринадцатого подвига не было. Название рассказа говорит нам, что герой совершил поступок, который подвигом не является.
Домашнее задание
Учитель может предложить ученикам на выбор I или II задание рубрики «Для самостоятельной работы» (с. 185, ч. 2 учебника). При выборе задания педагог будет учитывать состояние шестиклассников, которые не так давно писали сочинение по рассказу В. Г. Распутина, и даст задание написать сочинение только в случае необходимости (пример сочинения см. в Приложении).
⇐ Предыдущая49505152535455565758Следующая ⇒
Дата добавления: 2016-11-12; просмотров: 2090 | Нарушение авторских прав
Рекомендуемый контект:
Похожая информация:
A) Это то, что определяет, стимулирует, побуждает человека к совершению какого-либо действия, включенного в деятельность
F 1. Права человека и общественные отношения
F64.2 Расстройство половой идентификации детского возраста
I. Вступительное слово учителя.
I. Вступительное слово учителя. «Мой идеал — жизнь простого трудового народа, того, который делает жизнь, и тот смысл, который он придает ей»
I. Права человека и общественные отношения13
I. Рассказ учителя об А. С. Пушкине и своеобразии его эпохи
I. Стиль отношения учителя к учащимся
II. 6.4. Основные виды деятельности и их развитие у человека
II. Буквальный смысл Десяти Заповедей содержит основные указания по учению и жизни; но их духовный и небесный смыслы содержат указания самого общего характера.
II. Вступительное слово учителя.
Поиск на сайте:
© 2015-2019 lektsii.org – Контакты – Последнее добавление
Елисеева-Брованюк Д.С.
Влияние личности учителя на личность ребенка
Человек рождается как индивид, как субъект общества, с присущими ей естественными задатками, формируется как личность в системе общественных отношений благодаря целеустремленному воспитанию.
Личность – социальная сущность человека, которая проявляется в ее знаниях, умениях, навыках, взглядах, интересах, стремлениях, чувствах, сознании, поведении и деятельности. [2:169]
Личность человека формируется под действием многих факторов, объективных и субъективных, естественных и общественных, внутренних и внешних, независимых и зависимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определенным целям. При этом сам человек не мыслится как пассивное создание, которое отображает внешние действия. Она выступает как субъект своего собственного формирования и развития.
[ 1: 39-40 ]
Прогрессивные педагоги и общественные деятели всегда подчеркивали роль личности учителя в учебе и воспитании детей.
А.И. Герцен говорил, что на детей влияют не только знания учителя, но и его личность. Это мнение поддерживал и выдающийся педагог К.Д. Ушинский, который считал, что в воспитании все должно строиться на личности воспитателя. На самом деле, жизнь показывает, что нет такой другой области деятельности человека, кроме педагогической, где бы на результат работы так влияли личностные качества самого рабочего, его мировоззрение, его умение влиять на коллектив и вести его за собой. Личность учителя очень сильно влияет на развитие ума, чувств ребенка, на его жизнь. Влияние личности учителя отражается на жизни его учеников даже после окончания школы.
Причины большого морального влияния личности учителя на личность учеников лежат в самой природе человека и взаимоотношений, которые складываются в процессе педагогической деятельности.
Работа учителя направлена на руководство учебной деятельностью, на организацию усвоения детьми системы знаний, на формирование стойких убеждений.
В зависимости от содержания учебной деятельности и взаимоотношений между учениками изменяется их восприятие, и познавательная активность. При хороших взаимоотношениях между учителем и учениками информация, которую предоставляет учитель приобретает личностный вес для ученика.
Какими должны быть отношения между учителем и учениками во время учебы, чтобы они помогали ученикам в их учебной деятельности, а учителю – в воспитании учеников? Корректными отношениями между учителем и учениками можно считать только те, в основе которых лежит оптимистичный взгляд на ребенка и гуманное отношение к ней. Только в этом случае возможно взаимоуважение между учителем и учениками и гармоничные отношения между ними.
Во время общения учителя и учеников его отношение к детям обязательно отражается на отношении детей к учителю. Взаимопонимание между учителем и учениками очень сильно влияет на эффект педагогической деятельности. [3: 270-272]
На протяжении школьных лет учитель всегда находится рядом с учеником. Авторитетный учитель может стать авторитетом для учеников. Ученики склонны к подражанию. Так, в начальных классах они перенимают в первую очередь внешнее выражение личности учителя: стиль поведения, разговора, одежды. Для учащихся средних и особенно старших классов наиболее важным является внутренний мир учителя: его эрудиция, глубокие знания не только по одному предмету но и по всем отраслям знаний. Например учитель должен уметь с легкостью оценить книгу, фильм или музыкальное произведение. Это вызывает положительное отношение учащихся к своему учителю, стимулирует интерес к приобретению определенных знаний и вообще к учебе. Особенно внимательно ученики следят за морально – нравственным поведением учителя, за тем, насколько она соотносится с теми нормами, которые пропагандируются учителем. От их глаз не скроется то, как учитель ведет себя в педагогическом коллективе, среди учеников, жителей населенного пункта, с уважением ли относится он к своим коллегам, дружелюбный ли он, насколько он справедлив в своих требованиях к ученикам, сдержанный или вспыльчивый, грубый или вежливый, насколько сильно у него развито чувство обязанности и ответственности. Фиксируя положительное в учителе, дети подражают ему, формируют в себе подобные качества сначала относительно учебной и трудовой деятельности. а потом как устойчивые черты характера личности. Таким образом, авторитет учителя может перейти из внешнего стимула в устойчивый положительный мотив учения и нравственного поведения школьников.
Профессиональный педагог – это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Другие взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный процесс. В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети. От общества требуется создание таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказались люди, наиболее подготовленные интеллектуально и морально к работе с детьми, а это может сделать далеко не каждый человек
К личности будущего педагога предъявляется ряд самых серьезных требований. Среди них можно выделить главные, без удовлетворения которых невозможно стать высококвалифицированным учителем и воспитателем, и второстепенные, соответствие которым не обязательно для педагога, но делает его личностью, способной наилучшим образом обучить и воспитать другую личность. И среди главных, и среди второстепенных психологических свойств, необходимых для квалифицированного педагога, есть устойчивые, постоянно присущие учителю и воспитателю всех эпох, времен и народов, и изменчивые, обусловленные особенностями данного этапа социально – экономического развития, на котором находится общество, где живет и работает педагог. Главной и постоянным требованием, которое предъявляется к педагогу, является любовь к детям, к педагогической деятельности, наличие специальных знаний в той области, которые он учит детей, широкая эрудиция, педагогическая интуиция, высокоразвитый интеллект, высокий уровень общей культуры и нравственности, профессиональное владение разнообразными методами обучения. Без каждого из этих факторов невозможно воспитать высокоразвитую личность у ребенка. Дополнительными, но относительно стабильными требованиями, которые являются обязательными к педагогу, является общительность, артистичность, веселый нрав, хороший вкус и другие. Главные и второстепенные педагогические качества в совокупности составляют индивидуальность педагога, благодаря которым профессионально подготовленный учитель представляет собой уникальную и своеобразную личность, которая непосредственно влияет на формирование личности ребенка.
Литература:
1.Фіцула М.М. Педагогіка: Навчальний посібник. Видання 2-ге, виправлене, доповнене. – К.: «Академвидав», 2005.- 560 с.(Альма-матер)
2. Слєпухов М.І. Наукові основи педагогічної теорії і практики. Навчальний посібник. – Донецьк: ТОВ «Лебідь», 2002. – 180 с.
3.Возрастная и педагогическая психология. Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред.. проф. А.В. Петровського. М., «Просвещение», 1973.