1. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Софья Фамусова, выросшая в атмосфере лжи и обмана, тщательно скрывает свои чувства от отца, понимая, что он не позволит развитие отношений с Молчалиным. Делает всё наперекор батюшке. Молчалин напротив верен своему нравственному (или безнравственному) кредо, строит свою жизнь, как завещал отец: угождать всем людям без изъятья. Грибоедов даёт возможность поразмыслить читателю над завтрашним днём обоих героев.
2. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Воспитание Петруши Гринёва остаётся за пределами страниц текста, но главное, что вынес молодой дворянин из общения с отцом (строгим и требовательным человеком), необходимость быть верным слову, беречь честь, соблюдать законы нравственности. Он поступает так во всех жизненных ситуациях. Даже когда отец запрещает жениться на любимой Маше Мироновой, он принимает его волю как обязательное требование.
3. Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
Из детских воспоминаний Чичикова всплывает образ мрачного, недоброго, жестокого отца и его наставления о необходимости беречь и копить копейку, единственного идола в жизни Павла Ивановича. Чичиков строит свою жизнь по заветам отца и во многом преуспевает.
4. А.Н. Островский «Гроза»
Взаимоотношение между матерью и детьми в семье Кабановых основаны на страхе и лицемерии. Варвара привыкла ко лжи и пытается научить этому Катерину. Но у жены брата были другие отношения в семье, она не принимает ханжества свекрови и борется с ней своими средствами. Финал такого воспитания предсказуем: Варвара бежит из дома, Катерина уходит из жизни добровольно, Тихон восстаёт против матери.
5. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
«Дети» в романе – Базаров и Аркадий Кирсанов – в начале повествования выступают единым фронтом против «отцов» в лице дяди Аркадия – Павла Петровича. Николай Петрович не сопротивляется смелым и дерзким высказываниям сына и его друга. И поступает мудро и дальновидно. Постепенно Аркадию открываются многие несовпадения в поведении его друга, и он возвращается в лоно семьи. А Базаров, так легко критикующий «романтизм» Кирсановых, абсолютно трепетно относится к подобному поведению своего отца, потому что любит своих родителей и бережёт их.
6. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе представлены несколько семейств, в каждом отношения строятся на определённых принципах. В семье Курагиных – это принцип выгоды и наживы. И отец, и его дети согласны на любые отношения, лишь бы они были выгодны, так заключаются браки. Таким же принципом руководствуется семейство Друбецких: унижение, угодничество – их орудие в достижении цели. Ростовы живут, как дышат: они радуются друзьям, праздникам, охоте – всему, что украшает нашу жизнь. Отец и мать во всём стараются быть честными с детьми и друг другом. Выгода для них не важна. Практически разоряя свою семью и себя, Наташа требует отдать подводы под раненых, только так может поступить настоящий патриот и милосердный человек. И матушка соглашается с дочерью. Подобны отношения между отцом и дочерью Болконскими. И хотя кажется, что отец слишком строг и нетерпим по отношению к дочери, на самом деле, он слишком хорошо понимает трудности предстоящей жизни своей дочери. Поэтому княжна Марья сама отказывает Анатолю Курагину, понимая, как прав её отец.
7. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
Родион Раскольников, объясняя причину убийства старухи-процентщицы, говорит, что он хотел матери помочь. На самом деле, он очень трепетно относится к матери, пытаясь вырваться из замкнутого круга нищеты. Он с трепетом и волнением вспоминает отца, от которого ему остались часы (заложенные старухе-процентщице). Мать до конца не верит в преступление своего любимого Роди.
8. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
В пьесе дочь Аня, семнадцатилетняя девушка, отправляется за блудной матерью, потерявшейся где-то в Париже, чтобы вернуть её в лоно семьи, для решения проблем с имением. Раневская ведёт себя наивно и глупо. Здравым смыслом наделена только Варя, приёмная дочь всё той же Раневской. Когда Любовь Андреевна даёт проходящему нищему золотой, Варя не выдерживает и говорит, что в доме есть нечего, а барыня такими деньгами разбрасывается. Потеряв всё, Раневская уезжает в Париж и увозит деньги тёти, а дочерей бросает на произвол судьбы. Девушка Аня едет в столицу, и как сложится её жизнь, где она будет брать деньги на жизнь – непонятно. Варя уходит в экономки. Отцы и дети здесь меняются местами.
9. М.А. Шолохов «Тихий Дон»
В семье Мелеховых всё держится на власти отца. И когда Пантелей Прокофьевич узнаёт о связи Григория с Аксиньей, он решает женить сына на Наталье. Григорий подчиняется воле отца. Но, понимая, что не любит свою жену, бросает всё и уходит с Аксиньей в работники. Он согласен на позор во имя любви. Но время рушит в мире всё, и рушится дом Мелеховых, устои казачьей жизни. И скоро никто не подчиняется законам жизни, все живут, как хотят. Дарья наступает на свёкра с непристойным предложением, а Дуняшка ставит мать в безвыходное положение и буквально заставляет её благословить на брак с Мишкой Кошевым.
10. Б. Васильев «Завтра была война»
В повести в центре внимания две семьи Искры Поляковой и Вики Люберецкой. Мать Искры – женщина-комиссар, волевая, властная, строгая. Но когда мать в очередной раз решает выпороть своим солдатским ремнём дочь, та отвечает в духе своей матушки – так же строго и бесповоротно. И мать понимает, что девочка повзрослела. У Вики с отцом совсем другие отношения – тёплые и доверительные. Когда девушка оказывается перед выбором: отказаться от отца или быть исключённой из комсомола, Вика принимает решение уйти из жизни. Она не может отказаться от любимого отца, какие бы подозрения на него не легли.
Во многих школах ученикам задают написать сочинение “Проблема отцов и детей”. Как правило, задание это получают учащиеся старших и средних классов, так как тема очень глубокая. Что ж, как справиться с сочинением? О чем нужно в нем писать? Как структурировать? Всё это — довольно важные вопросы, так что стоит о них рассказать поподробнее.
Обращаясь к Тургеневу
Нередко эссе на указанную тематику задают написать по произведению великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева. Ведь именно он написал роман “Отцы и дети”. Его проходят в школах, лицеях и даже вузах, уделяя описанной в произведении теме немало внимания.
И действительно, очень удачно раскрыта проблема отцов и детей в романе. Сочинение по произведению тоже может получиться весьма интересным. Ведь в этой работе Тургенева описываются 60-е годы далекого XIX века, когда старшее и младшее поколения были представителями двух совершенно разных эпох. И конфликт, изображенный в романе, выходит за пределы семейных рамок, этим-то произведение и интересно. Описывается противоречие старого дворянства и молодой аристократии, интеллигенции времен революций и демократии. А наиболее ярко проблема проявляется в отношениях между Базаровым, молодым нигилистом, и его родителями. В общем, чтобы порассуждать на тему, необходимо сначала ознакомиться с романом. Но основа для эссе это превосходная.
О структуре
Сочинение “Проблема отцов и детей” должно быть не только хорошо и грамотно написано, но еще и построено по всем правилам. По сути, это эссе. Только сочинением называют более простой его вариант. Но всё равно важно учитывать все правила. Сочинение – это вариант начальной и средней школы, а так как описанная выше тема задается старшеклассникам, то нужно уже, что называется, переходить на новый уровень.
Данная работа традиционно состоит из трех частей. Это введение, основная часть и заключение. Но если хочется написать не сочинение на тему “Проблема отцов и детей”, а эссе, то нужно помнить, что традиционный план расширяется. Во введении нужно сказать не пару общих фраз, а явно обозначить тему. Также во вступлении должен быть эпиграф. Это цитата, подходящая по теме. Правильней будет поставить его в самом начале. Эпиграф помогает не только обозначить тему, но и сделать сам текст более серьезным и оригинальным.
О чем писать?
В содержании должны быть не просто мысли. Их надо структурировать по схеме “тезис — аргумент”. То есть автор делает какое-либо заявление и потом объясняет его, обосновывает, подкрепляет фактами и доводами. Это уже будет не просто сочинение, а осмысленный, аргументированный текст.
И наконец, заключение. Краткое, емкое, лаконичное, фокусирующее внимание на проблеме. Но не только это! Заключение создано для того, чтобы автор резюмировал в нем свое собственное мнение. Об этом важно помнить.
Вступление
Теперь можно привести некоторые примеры, наглядно показывающие, как нужно писать сочинение “Проблема отцов и детей”. Итак, эпиграф. Нужно подобрать правильную цитату, подходящую по теме. Можно вставить, например, эту фразу: “Родители — то, что дети изнашивают быстрее, чем ботинки”. Со смыслом и задает определенное настроение на конкретную тематику. После этого можно начинать писать вступительную часть.
Начать можно с вопроса – очень удобный и оправдывающий себя ход. Например: “Актуальна ли на сегодняшний день проблема отцов и детей?” Задавая вопросы в начале текста, автор обязует себя дать на них ответы потом, в основной части. И это в разы упрощает его задачу, ведь уже есть о чем писать в дальнейшем. Да и сам читатель тут же фокусирует своё внимание на вопросе, начинает думать и размышлять подсознательно. Так что этот вопрос будет неплохим началом для такой работы, как сочинение на тему “Проблема отцов и детей”. После него можно написать еще пару фраз и переходить к основной части.
Основная часть
Она является наиболее содержательной и объемной. Здесь, как уже и говорилось выше, автор должен делать какое-либо заявление и доказывать его впоследствии. Например: “На сегодняшний день проблема отцов и детей не устарела. Более того, с каждым днем она становится все более актуальной. Почему? Всё просто. Взять хотя бы нынешних молодых людей 20-25 лет и их родителей. Одни жили во времена СССР, когда не было современных телефонов, телевизоров, компьютеров и интернета. Не говоря о других вещах. А современная молодежь рождена в век технологий, и все новинки и изобретения изучает и понимает. К тому же появилась бо́льшая свобода слова, стала процветать толерантность, демократия. Теперь можно не бояться быть не таким, как все, иметь другие взгляды, иной стиль жизни, отличающееся от остальных мировоззрение. И кое-что из этого для многих людей советских времен остается непонятным. И из-за этого нередко между родителями и детьми возникают разногласия, недопонимания. Первым может казаться, что их ребенок живет неправильно, не так, как надо, не так, как принято. А дело в том, что и не надо уже жить так, как принято. Сейчас иное время. И в этом – суть возникающего конфликта”.
Вот, в принципе, как можно развить тему в такой работе, как сочинение “Проблема отцов и детей”. Тезис есть, последующее его доказательство тоже. По такому принципу и следует строить основную часть эссе.
Заключение
Выше было наглядно показано, как может выглядеть вступление и основная часть эссе. Сочинение “Устарела ли проблема отцов и детей?” может получиться действительно очень интересным и содержательным, если с нужной стороны подойти к его написанию. Ну а как закончить? Важный вопрос. У кого-то возникает так называемый кризис первого абзаца, а у других – трудности с завершением текста. На самом деле сочинение-рассуждение “Проблема отцов и детей” можно закончить в пару предложений. Они должны быть краткими, но в них надо вложить максимум смысла. Заключение – это точка всему эссе. И написать его можно следующим образом: “Проблема отцов и детей всегда была, есть и будет актуальной. Этого не избежать. Потому что можно с уверенностью сказать: мир меняется и будет меняться. Вместе с ним изменения будут происходить и в поколениях. Но это не страшно. Ведь только через проблемы удается достичь взаимопонимания со своими близкими и понять, насколько они дороги”.
Вот и все. Главное – мысль и её краткая подача. Этого достаточно для заключения эссе.
аргументы взаимоотношения отцов и детей сочинение егэ
Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.
О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).
Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)
Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.
- В чем заключается конфликт между поколениями? Почему разные поколения не понимают друг друга? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Почему конфликт отцов и детей вечен? Почему отцы всегда поучают детей? Почему нужно уважать старших? К чему ведет конфликт отцов и детей? Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Что такое преемственность поколений? Как изменился конфликт отцов и детей со временем? Как помирить отцов и детей?
Примерный список литературных произведений по направлению «Отцы и дети»
- А. Н. Островский, «Гроза»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; Ф. М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»; М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»; А. С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; И. А. Бунин, «Тёмные аллеи»; И. А. Гончаров, «Обломов»; В. Г. Распутин, «Уроки французского”; И. С. Тургенев “Отцы и дети”; А. С. Грибоедов “Горе от ума”; Н. В. Гоголь “Мертвые души”; А. П. Чехов “Вишневый сад”; Б. Васильев “Завтра была война”.
Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»
Произведение | На что обратить внимание |
И. С. Тургенев «Отцы и дети» | Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга. |
И. Гончаров «Обломов» | Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. |
А. С. Грибоедов «Горе от ума» | Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения. |
А. Н. Островский «Гроза» | Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение. |
Л. Н. Толстой «Война и мир» | Семья Ростовых — идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» | Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: — Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова — вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение. Противоположный пример — Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти. |
К. Г. Паустовский «Телеграмма» | Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве. |
Р. Брэдбери «Вельд» | Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми». |
Другие направления итогового сочинения:
- Мечта и реальность Месть и великодушие Искусство и ремесло Доброта и жестокость
Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)
Отношения между поколениями фигурируют во многих произведениях мировой литературы, ведь проблема отцов и детей не даром является “вечной”. При чем не стоит забывать, что отношения между старшими и младшими не всегда являются конфликтными. Это может быть и ярое противостояние друг другу, и полное взаимопонимание.
О чем может быть ваше сочинение об отцах и детях? Можно рассматривать разные поколения в самом широком смысле, а можно обратиться лишь к семейным взаимоотношениям. Это могут быть размышления в духе Базарова о разности взглядов, а может быть проникновенный монолог о любви к матери и отцу. Все будет зависеть от конкретной формулировки темы (ее вы узнаете лишь за 15 минут до начала сочинения).
Не будет лишним приготовить заранее несколько универсальных цитат для эффектного введения или эпиграфа. Например:
Помните, что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями. (Фалес)
Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили. (Ф. Шиллер)
Все отцы хотят, чтобы их дети осуществили то, что не удалось им самим. (И. Гете)
Каждому возрасту присущи свои особенности. (М. Цицерон)
Тот является отцом, кто воспитывает, а не тот, кто родит. (Менандр)
Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.
- В чем заключается конфликт между поколениями? Почему разные поколения не понимают друг друга? Нужно ли учитывать опыт старших поколений? Почему конфликт отцов и детей вечен? Почему отцы всегда поучают детей? Почему нужно уважать старших? К чему ведет конфликт отцов и детей? Каковы последствия разрушения преемственности поколений? Что такое преемственность поколений? Как изменился конфликт отцов и детей со временем? Как помирить отцов и детей?
Примерный список литературных произведений по направлению «Отцы и дети»
- А. Н. Островский, «Гроза»; Л. Н. Толстой «Война и мир»; Ф. М. Достоевский: «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные»; М. А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»; А. С. Пушкин: «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; И. А. Бунин, «Тёмные аллеи»; И. А. Гончаров, «Обломов»; В. Г. Распутин, «Уроки французского”; И. С. Тургенев “Отцы и дети”; А. С. Грибоедов “Горе от ума”; Н. В. Гоголь “Мертвые души”; А. П. Чехов “Вишневый сад”; Б. Васильев “Завтра была война”.
Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»
Произведение | На что обратить внимание |
И. С. Тургенев «Отцы и дети» | Спор Евгения Базарова И Павла Кирсанова отражает разницу взглядов на уровне поколений. Базаров для Кирсанова – выскочка разночинец, а Кирсанов для Базарова – никчемный и пустой праздный барин. Павел Петрович мог бы научить Базарова такту и сдержанности, а Евгений мог бы открыть для стариков мир преобразований. Но обе стороны слишком категоричны и бескомпромиссны, чтобы понять друг друга. |
И. Гончаров «Обломов» | Воспитание во многом определяет судьбу подрастающего поколения. Главный герой стал ленивым и праздным человеком без перспектив, потому что семья с детства баловала Обломова. Противоположным примером является Штольц. Его отец решил, что дорогу в жизнь Андрей должен пробивать себе сам. Он стал успешным предпринимателем, который добился всего самостоятельно. |
А. С. Грибоедов «Горе от ума» | Консерватизм Фамусова портит и молодежь, которая подстраивается под стариков ради получения высокого чина. Фамусов не признает необходимости образования и выступает за сохранение крепостного права. Кроме того, это общество погрязло в пороках и не пытается прислушаться к Молчалину, представителю младшего прогрессивного поколения. |
А. Н. Островский «Гроза» | Старшее поколение своим деспотизмом и консерватизмом обрекло город на застой. Поэтому мы наблюдаем в Калинове господство невежества, социальное расслоение и ханжеские нравы времён средневековья. Очевидно, что «отцы» правы далеко не всегда, ведь со временем их система ценностей устаревает и нуждается в обновлениях, которые может принести только новое поколение. |
Л. Н. Толстой «Война и мир» | Семья Ростовых — идеал семейного бытия для Толстого. Ростовы живут «жизнью сердца», не требуя друг от друга особого ума, легко и непринужденно относясь к жизненным неурядицам. Они чтут русские традиции, всем членам семьи Ростовых свойственны живость и непосредственность. После отъезда из Москвы семья осталась фактически разорена. Старик Ростов умирает с чувством вины за разорение детей, но с чувством выполненного патриотического долга. |
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» | Отношение к родителям воплощает нравственную сущность человека. О главной черте в характере Раскольникова можно получить представление из слова его матери о поведении сына: «Вы думаете его бы остановили тогда мои слезы, мои просьбы, моя болезнь, моя смерть? – спрашивает Пульхерия Александровна и сама же отвечает: — Преспокойно бы перешагнул через все препятствия». Главная черта Раскольникова — вовсе не любовь к людям, а самолюбие, стремление во что бы то ни стало осуществить свое хотение. Противоположный пример — Соня Мармеладова. Она смогла преступить все законы морали ради спасения своей семьи от голодной смерти. |
К. Г. Паустовский «Телеграмма» | Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. На старости лет Катерина Петровна осталась совсем одна, хотя у нее была дочь. Одиночество каждый день разрушало ее, единственное, что держало Катерину Петровну – это ожидание встречи с дочерью. Она ждала три года, но ей не хватило всего пару дней. Очень часто равнодушие по отношению к близким убивает сильнее, чем болезни. Возможно, будь Настя более чувствительной, то не пришлось бы больному человеку умирать в одиночестве. |
Р. Брэдбери «Вельд» | Отец детей убежден, что «дети должны получать всё самое лучшее». Но не всегда родители в полной мере может осознать последствия своей опеки. В данном рассказе показно, что родители пытались во всем угодить своему чаду, не запрещая им пользоваться детской, даже когда пребывание там приобрело пугающие масштабы. Решившись поставить точку и ограничить нахождение в комнате, отражающей мысли, родители столкнулись с жестокостью и безжалостностью собственных детей. К трагичному финалу приводит избалованность и отсутствие взаимопонимания между «отцами» и «детьми». |
Другие направления итогового сочинения:
- Мечта и реальность Месть и великодушие Искусство и ремесло Доброта и жестокость
Предлагаем возможный круг тем по данному направлению. Обращаем внимание, что это лишь предположение, реальные темы сочинений находятся в закрытом доступе и станут известны в день написания итогового сочинения.
Произведения и аргументы по направлению «Отцы и дети»
Пушкин Евгений Онегин, Капитанская дочка ;.
Examer. ru
30.11.2017 22:33:19
2017-11-30 22:33:19
Важным этапом при подготовке к сдаче экзаменов является поиск аргументов к сочинению ЕГЭ. Рекомендуем заранее продумать примеры из художественных произведений на различные темы. Одной из распространённых проблем в тексте на ЕГЭ по русскому языку является конфликт поколений. В этой статье мы рассмотрим аргументы ЕГЭ «отцы и дети», которые можно привести на экзамене для подтверждения того или иного тезиса.
Примеры аргументов
Подходящие примеры можно найти во многих произведениях русской классической литературы. Отечественные писатели и поэты нередко обращались к проблеме отцов и детей в своих работах.
При подготовке аргументов советуем вспомнить не только романы, но и другие жанры:
- рассказы; повести; новеллы; стихотворения; поэмы; пьесы.
А. С. Пушкин «Капитанская дочка»
Когда Андрей Петрович Гринёв отправляет из дома 17-летнего сына Пётра, то даёт ему напутствие «Береги платье снову, а честь смолоду». Это яркий пример воспитания в ребёнке достоинства, передачи ему истинных ценностей и житейского опыта. Пётр прислушался к совету отца: герой всегда поступал по чести, был предан Родине и семье.
К. Г. Паустовский «Телеграмма»
Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде. Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны. Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.
А. Алексин «Раздел имущества»
Повесть показывает неблагодарное и эгоистичное отношение современного поколения к родителям. Анисия Ивановна приезжает к сыну и невестке для того, чтобы помочь выходить внучку Веру, нуждающуюся в опеке после родовой травмы. В итоге девочка сильно привязалась к бабушке, что не понравилось невестке. Эта история закончилась печально: мама и папа девочки подали в суд на раздел имущества, Анисия Ивановна уехала обратно в деревню, а Вера перенесла тяжёлый приступ.
С. Есенин «Письмо матери»
Произведение напоминает, что мама – самый родной человек в нашей жизни. В стихотворении лирический герой обращается к своей маме и просит не тревожиться, обещает приехать весной. Поэт позиционирует себя как уставшего мужчину, а не ветреного юношу. В произведении говорится о желании отдохнуть от тоски мятежной. Спокойствие души можно обрести только в семейном кругу.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
В произведении ярко представлен конфликт отцов и детей. Строгие правила казачьей семьи, непререкаемый авторитет и тирания Пантелея (глава семьи) делают несчастными всех и каждого. Вспомним хотя бы насильственную женитьбу Григория на Наталье Коршуновой и наказание невестки Дарьи розгами за измену мужу. После революции Пантелей теряет свою власть, а новое поколение получает больше свободы, оно выбирает свою дорогу и судьбу.
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Данное произведение – классический пример столкновения двух поколений, отцов и детей. Старшее поколение представлено образами двух братьев – Николая и Павла Кирсановых. А младшее – сыном Николая, Аркадием, и его другом – Базаровым. Молодые люди являются сторонниками нигилизма, всё отрицают и бунтуют, старшее же поколение придерживается традиционных взглядов на жизнь, любит комфорт и классическую музыку.
Д. И. Фонвизин «Недоросль»
Неправильный подход родителей к воспитанию может пагубно влиять на детей и их характер. Митрофан и его мать в произведении «Недоросль» – наглядное тому подтверждение. Простакова чрезмерно опекала сына, в итоге он вырос неблагодарным, злонравным и невежественным. Митрофан предал мать при первой же возможности.
А. Н. Островский «Гроза»
Драма «Гроза» – пример деспотичности родителей. Самодурство Кабанихи, стремящейся полностью контролировать жизнь собственного сына Тихона, дочери Варвары и невестки Катерины, приводит к трагедии. В финале произведения даже безропотный сын восстаёт против матери, поломавшей ему жизнь.
А. С. Пушкин «Станционный смотритель»
В этом произведении ярко представлен образ безграничной и безусловной любви родителей к детям. Вырин обожает свою дочь, которую обманом увозит гусар Минский. Безутешный отец едет в Петербург и видит, что разодетая дочь стыдится его, а зять выставляет из дома. Старик не может пережить горя и умирает.
Приведённые аргументы к сочинению ЕГЭ помогут с разных сторон осветить вечные вопросы взаимоотношения поколений. «Отцы и дети» – это тема, которая всегда будет волновать старшеклассников и давать им пищу для размышлений. При написании сочинения на ЕГЭ по русскому языку нужно уметь подкрепить свою точку зрения примерами из книг школьной программы.
Произведение напоминает, что мама – самый родной человек в нашей жизни. В стихотворении лирический герой обращается к своей маме и просит не тревожиться, обещает приехать весной. Поэт позиционирует себя как уставшего мужчину, а не ветреного юношу. В произведении говорится о желании отдохнуть от тоски мятежной. Спокойствие души можно обрести только в семейном кругу.
Когда Андрей Петрович Гринёв отправляет из дома 17-летнего сына Пётра, то даёт ему напутствие «Береги платье снову, а честь смолоду». Это яркий пример воспитания в ребёнке достоинства, передачи ему истинных ценностей и житейского опыта. Пётр прислушался к совету отца: герой всегда поступал по чести, был предан Родине и семье.
Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде. Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны. Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.
Это произведение о важной роли родителей в жизни каждого человека, а также о заботе и внимании со стороны детей. Настя, дочь Катерины Петровны, – художник, работает в Ленинграде. Она так увлеченно трудится, что совсем перестала навещать свою маму, живущую в Заборье. Дочь не поехала к ней даже после получения телеграммы об ухудшении состояния Катерины Петровны. Когда же матери стало совсем плохо, Настя всё-таки приехала, но, к сожалению, слишком поздно. Героиня уже не застала самого близкого человека в живых.
М. А. Шолохов «Тихий Дон»
Строгие правила казачьей семьи, непререкаемый авторитет и тирания Пантелея глава семьи делают несчастными всех и каждого.
Unikum. rudn. ru
02.05.2019 8:04:47
2019-05-02 08:04:47
Список аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» к сочинению ЕГЭ.
Список аргументов из литературы по направлению «Отцы и дети» к сочинению ЕГЭ.
Отцы и дети аргументы к сочинению.
Bingoschool. ru
08.09.2018 9:30:32
2018-09-08 09:30:32
Источники:
Https://examer. ru/ege/2021/itogovoe-sochinenie/otcy_i_deti
Https://unikum. rudn. ru/blog/argumenty-ege-po-teme-ottsy-i-deti
Https://bingoschool. ru/blog/236/
Сочинение — Почему проблему «отцов и детей» называют вечной?. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ
Мы все любим своих родителей. Но, пожалуй, каждый из нас хотя бы раз в жизни вступал с ними в тот или иной конфликт. На мой взгляд, это вполне нормально и является неотъемлемой частью нашей жизни. Как бы мы ни старались, этот конфликт неизбежен. Иногда мы даже независимо от себя вступаем в него , и это лишь усугубляет проблему во взаимоотношении с родителями. Так, почему же проблему «отцов» и «детей» называют вечной? На мой взгляд, эта проблема действительно вечна со своими весомыми причинами. Пожалуй, такая пропасть между поколениями связана с разностью эпох и нравов, идей и ценностей. Действительно, у старшего поколения есть свои принципы, а у нового — свои идеи и ценности. В доказательство всего выше сказанного, приведу примеры из произведений русских писателей, которые просто не могли не написать по столь интересной и по сей день актуальной тематике.
Так, в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» очень чётко отражена проблема взаимоотношений старого и нового поколений. Рассмотрим это подробнее на примере Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. В данном случае, Павел Петрович — представитель «отцов», у него есть свои принципы и идеи, на которых он воспитывался и не собирается отказываться от них. Другое дело, Базаров — нигилист, приверженец новых идей, основополагающих уничтожение всего старого, считая, что это уже устарело и не может найти своё место в современной жизни. Евгений не принимает принципы » отцов», а Павел Кирсанов недолюбливает взгляды «детей», считая их неправильными, не из сего мира, абсурдными. В этой ситуации трудно определить, кто из них прав. Пожалуй, вся правда в том , что » отцы» должны понимать «детей», — и наоборот. И пока это не случится, проблема » отцов» и «детей » будет оставаться вечной.
Другой пример приведу из этого же произведения. Теперь рассмотрим семью Базарова. Ведь там так же происходит столкновение двух эпох. Базаров не принимает взгляды родителей, их капиталистические нравы. Но родители очень любят своего сына и пытаются любой ценой сторониться конфликта, но, увы, иногда он возникает просто так, сам по себе: Евгений просто не хочет разговаривать с «отцами» и целыми днями сидит в своей комнате. Это всё только усугубляет проблему его взаимоотношения с родными. И лишь перед смертью Базаров начинает смотреть все с другой стороны, с иного ракурса. Впервые в жизни герой понимает, как дороги ему родители. Он смог увидеть в их взглядах нечто особенное; то, чего никогда не замечал. Но, к сожалению, всю жизнь Евгений не мог это понять. Чтобы понять друг друга, двум поколениям нужно время, а его не так много. Именно поэтому проблема «отцов» и «детей» вечна.
Таким образом, проблема старого и нового поколения всегда была, и будет оставаться вечной и актуальной на протяжении многих веков. Этот конфликт просто неизбежен из-за большой разницы эпох, нравов и принципов. Мировоззрения «отцов» и «детей» сильно отличаются. А чтобы понять друг друга, требуется немало времени, которого, увы, нет.
2 вариант
Обществу свойственно решать разнообразные насущные проблемы. В особенности проблемы взаимоотношений между людьми. Как правило, они актуальны во все времена и из раза в раз находятся новые вопросы и ответы на них, новые пути решения возникающих трудностей. К вечным вопросам относится и проблема «отцов и детей». Взаимоотношения между поколения всегда волновали и будут волновать человечество.
Почему же проблема «отцов и детей» является вечной? Казалось бы, стоит один раз тщательно проанализировать этот вопрос, хорошо над ним поразмыслить, найти нужные точки взаимопонимания, и проблема закрыта. Но не все так просто.
Каждой эпохе свойствен свой уникальный уклад жизни. Не зря человечеством принято решение делить общности людей на поколения. Представители каждого поколения мыслят по-разному, переживают различные трудности, проходят через определенный этап человеческой истории. Очевидно, что у каждого поколения свой темп жизни, свои законы, а также свои модные тенденции, слабости, интересы и вкусы. Потому конфликт между представителями разных поколений неизбежен. Особенно, если разница в годах между тем и другим достаточно велика.
Непросто нынешним бабушкам и дедушкам понять прелести молодого поколения. Им незнаком Интернет и сленговые выражения. О том, как их пугает мобильность нынешнего времени и ускоренный темп жизни, вовсе не стоит говорить. В свое время они также были не поняты старшим поколением своими нравами и ценностями. Когда-то и нынешняя молодежь будет далека от молодого поколения, родившихся, предположим, в настоящий период.
Проблема «отцов и детей» существует с момента зарождения человека и первой человеческой семьи. На эту тему написано немало книг, художественных и не только, и пишутся до сих пор. Например, роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» даже своим названием выдает основную суть произведения. Старшие Кирсановы, аристократы, не могут понять и смириться с образом мыслей поколения молодого. Нигилизм был распространен среди молодежи того времени. А значит, все молодые люди, следовавшие модному течению, отрицали проявление любви и чувства прекрасного, не верили в силу брака и семьи. Конечно, старшему поколению это не нравилось совсем. Но что поделать? Каждое поколение – носитель той или иной идеи, с этим остается только смириться.
Проблема взаимоотношений между поколениями всегда стояла очень остро. Сейчас этой теме уделяют немалое внимание большинство семейных психологов, психиатров и педагогов. Эта проблема является вечной, а потому рассуждать о ней не прекратят никогда. Еще немало будет новых конфликтов, новых книг и рассуждений. И то, что послужит решением проблемы между представителями одних поколений, может стать неэффективным в решении проблемы других.
Сочинение 3
Непрерывно сменяются поколения. На место старых приходят новые, до поры до времени не запачканные мирской суетой. Это, казалось бы, логичный цивилизационный этап. Но этап этот несет в себе массу поражающих преобразований как в структуре государства, так и в структуре человеческих взаимоотношений. Именно поэтому извечная проблема «отцов и детей» наречена вечной, цикличной, непрерывающейся.
Данный процесс сопутствуется всем нам известным «конфликтом поколений», когда обе стороны, доказывающие друг другу субьективную правоту, до конца своих дней не могут прийти к общему умозаключению. Связано это как раз с временным промежутком, пораждающим бесчетное количество ссор и недопониманий. Культура, быт, ценности, цели – всё от мала до велика является противоположным в стычке двух поколений – «отцов» и «детей». На стороне старшего поколения – взвешенность, политкорректность и, главное, опыт. Младшее поколение резво, радикально, импульсивно и хитро. В плоскости этой «гонки вооружеий» каждый пытается навязать оппоненту свои правила, свою мораль, своё мировоззрение. Так было и будет всегда. Столь очевидным есть и тот факт, что в будущем эта борьба будет всё масштабней, глобальней, ожесточённей, затрагивающей каждую мелочь. Сопровождать нас этот конфликт будет везде и всюду. И именно подкованность и настырливость одной из сторон будет играть решающую роль, по совместительству являющую кульминацией для того, кто сдал свои позиции и проиграл. Это по праву считается одной из основ мироздания, так как именно конфликт поколений закаляет, заставляет «копаться» в окружающем, и обязательно рыть поглубже.
Вывод напрашивается самостоятельно – никто не будет до конца мириться со сменой привычной им жизни, и сквозь призму своей «правоты» будет вести ожесточённую борьбу за свои идеалы. Нельзя расценивать это как негативный процесс, разрывающее и дестабилизирующее явление, так как это в корне абсурдно. Нужно лишь сполна проанализировать собственное мировоззрение и попытаться приблизиться к объективной, а не субъективной истине, принимая которую, в один миг чётко осознаёшь свою линию.
Все сочинения
Команда Литеровед.ру подготовила два варианта написания итогового сочинения по теме: «Путешествие – способ познания мира и себя». В качестве аргументов были использованы произведения авторов: А.Н. Радищева, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и И.С. Тургенева.
Вариант 1
Что же является основной целью путешествий? Чаще всего — это желание отдохнуть, набраться новых впечатлений и эмоций, а так же познакомиться с новыми культурами и обычаями. Но способно ли путешествие как-то отразиться на познании мира и самого себя? Конечно же, да. В поездке мы непременно узнаем что-то новое, знакомимся с неизвестными местами, узнаем их историю, и тем самым, познаем этот мир лучше. Но как быть с познанием самого себя? Влияет ли путешествие на это? Будет ли оно полезным? Чтобы как можно лучше разобраться в данной теме, необходимо обратиться за помощью к героям литературных произведений.
Возьмем, например, произведение А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву». Здесь автор показывает читателю, как герой произведения, отправившись в путешествие, знакомится с крестьянами, их бытом, жизнью, привычками. Будучи обеспеченным дворянином, он совершенно ничего не знал о мире бедных слоев населения. Он даже не предполагал, с каким отношением они сталкиваются ежедневно. Так же герой узнает о чувствах, мыслях и эмоциях крепостных.
Каждое новое знакомство, которое непременно подкрепляется новой трагической историей, приводит героя в ужас. Он узнает о всех тяжестях жизни крестьян, а так же об отношении к ним их хозяев.
Но не только негатив встретился герою во время путешествия. Так же ему довелось познакомиться с Аннушкой и её любовной историей. Его до глубины души тронуло отношение девушки к её возлюбленному, что он решил помочь семье материально, но они отказались. Данный поступок мог стать порочащим для девушки.
Таким образом, мы видим, что стоило герою покинуть зону собственного комфорта, а так же с головой окунуться в проблемы отечества и простого народа, как его отношение кардинально изменилось. Данное путешествие отложило весомый отпечаток на судьбе героя, что он даже пытался донести до общественности те самые проблемы, которые ему довелось увидеть.
Вторым примером изменения собственных взглядов и познания себя, можно привести произведение А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Здесь автор показывает читателю то, как путешествие изменило сознание героя. На родину вернулся совершенно другой человек. Ведь до этого после признания Татьяны, он ответил, что ему еще рано думать о семейной жизни – он к ней не готов, поэтому девушка никогда не будет счастлива с ним.
Но спустя некоторое время Евгений возвращается в Москву, где снова видится с Татьяной на балу. До него доходит. Что он любит эту женщину, и готов соединить с ней свою жизнь.
Тем самым автор показывает то, насколько сильно изменился герой за время странствий. Он изменил свои взгляды на жизнь, а так же по-другому начал относиться к жизни и людям. Онегин стал осознавать, что если бы выбрал раньше семейную жизнь, то возможно бы смог избежать некоторых проблем. Путешествия изменили его взгляды, мысли, а так же помогли лучше узнать себя.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что путешествия благотворно влияют на нашу жизнь, внося в неё разнообразие. Они помогают узнать не только окружающий мир, а так же познать самого себя. Благодаря путешествиям изменяются взгляды на жизнь, мировоззрения и чувства людей.
Вариант 2
Знакомясь с новыми и людьми и узнавая новые места, человек в первую очередь реализовывает свое собственное «я». В дороге человек начинает задумываться о смысле жизни, своих целях и строить планы на будущее. С этим столкнулись многие герои литературных произведений, поэтому чтобы убедиться в этом, правильно будет обратиться к примерам.
Например, в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» автор показывает, как благодаря путешествиям человек находит применение своим силам, талантам и умственным способностям. Печорин, который являлся представителем высшего света, покидает Петербург. Свое решение он объясняет тем, что ему все очень надоело. Находясь в Пятигорске, Печорин начинает сильно скучать и невольно начинает отмечать мелочность, отсутствие стремления и порядочности у представителей общества. Он считает это отвратительным.
В Тамани же герой нарушает покой контрабандистов. Когда же его жизнь сводит с Максимом Максимычем, то Печорин начинает испытывать всю остроту чувств, когда всерьез увлекся Бэлой. Но влюбленность к красавице очень быстро наскучила Печорину.
После он отправляется вдогонку Вере, поскольку осознал, что потерял очень дорогую ему женщину, которая искренне любила его всем сердцем. Печорин продолжает метаться, стараясь найти себя самого. Но его попытки оказываются тщетными — герой так и не может найти свое истинное предназначение. Он тратит свою жизнь на то, что не приносит ему никакого и удовольствия и не дает никаких результатов.
Он начинает смотреть на свои поступки со стороны, и не может понять их. Его начинает тревожить то, что своими действиями он не приносит никому никакого счастья, а лишь разочарования и боль. В конечном итоге герой умирает по дороге из Персии.
Путешествия Печорина превратились в некие мытарства, от которых он не получил никакой выгоды и пользы. Он пытался реализоваться в различных жизненных направлениях, но в итоге остался ни с чем. В путешествиях он пытался избавиться от скуки, но так и не смог познать себя самого.
Вторым примером можно привести роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Здесь, на примере Базарова, раскрывается тема познания самого себя и мира. Герой дважды отправляется в путешествие по одному и тому же маршруту.
Смена обстановки и встречи с различными людьми, помогают герою понять собственный мировоззренческий кризис, который назревает в его душе.
Путешествуя первый раз, мы видим перед собой Базарова-нигилиста. Он вступает в спор с Павлом Петровичем. Второе же его путешествие начинается со знакомства с Одинцовой. Пройдя путь еще раз, герой остается разочарованным. Он разрывает свои отношения с семейством Кирсановых, с Фенечкой и Аркадием. Герой очень разочарован, поэтому его раздражение отчетливо заметно. Базаров разочаровывается так же в собственных нигилистических идеях, которые не выдержали жизненных испытаний.
Лишь на смертном одре он понимает, что любовь – это не физическое влечение, а настоящая страсть, которая захватывает человека полностью. В последние минуты жизни он испытывает настоящее одиночество, полностью пропала его самоуверенность, а так же он понимает всю пустоту своих убеждений. Ведь есть действительно вечные вещи, ради которых стоит жить. Он по-другому начал относиться к своим родителям, проявляя больше любви и нежности. Благодаря своим странствиям, он понял настоящие жизненные ценности и смог разобраться в самом себе.
Из этого можно сделать вывод, что путешествия дают возможность познать самого себя, проанализировать собственные взгляды, принципы и убеждения. Благодаря путешествиям появляется смысл жизни, поскольку перед нами раскрываются совершенно новые дороги.