Проблема выбора в русской литературе сочинение

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений ивана гончарова роман обломов. оно было написано в

Рассмотрим одно из самых неоднозначных и актуальных по сей день произведений Ивана Гончарова – роман «Обломов». Оно было написано в сложное время, когда за любую критику властей в произведениях авторов бросали в ссылки. Та пора стала переломной в стране, изменилось все – и социальные отношения, и экономические. Эти изменения нашли свое отражение в произведении Гончарова особо ярко. В нем заострено внимание на извечных проблемах человеческой жизни – любви, дружбе, смысле самой жизни каждого человека.

По сути, все проблемы этого произведения можно сформулировать всего одним словом – «обломовщиной», что значит безвольность и леность, тунеядство. Писатель это явление описывает как социальное бедствие, от него страдают все слои общества в разных формах. Однако, по мнению самого автора, это бедствие присуще сословию помещиков, именно в их среде это явление наиболее распространенно. Они привыкли вести феодальный – праздный образ жизни, который должен был давно уже выродиться. Обломовщина символизирует порочность высших сословий империи, которые живут по правилам, основанных на эксплуатации и угнетении других, более низких рангов. Кроме того, обломовщина – является олицетворением праздной жизни без забот.

Главный герой произведения является ярким примером общества, которое погрязло в обломовщине. Он родился и вырос в тихой деревне, а его сон показывает нам причины проблемы. Его родители вели несколько ленивый и беспечный образ жизни – их поместье пребывало частично в развалинах, мебель в помещениях застарелая и побитая, они жили в долгах, но всегда в полном довольствии. Жили они, ничего не делая, плывя по течению жизни. За них трудились крестьяне. К облененному образу жизни они приучили своего отпрыска с рождения.

Обломовщина противопоставляется активному образу жизни, который процветал в то время в Европе. Автор показал, что за границей труд более стоящий и более ценен, а еще там ценится образование и его развитие. К этим ценностям охотно стремится другой главный герой – Штольц, который выступает в роли антипода главного героя. Андрей сам выстраивает свою жизненную стезю, продвигаясь осознанно и целенаправленно, добивается исполнения своих целей, рассчитывая только на собственные силы.

Но и Штольца автор не особенно идеализирует, этому персонажу при его постоянном движении к цели не хватает внутренних качеств, таких как душевность, романтичность, мягкость, обходительность. Но зато эти черты есть у Ильи Обломова. Непрерывная суета нравится далеко не всем, не каждый человек может выдержать такой жизненный ритм. Но свою жизнь Андрей сделал гармоничной, деятельной, одухотворенной и осмысленной. С ним Ольга счастлива в браке, потому что их взгляды на жизнь и подходы к ней в основном похожи и жизненные цели тоже. Лишь на такой основе может сложиться крепкий семейный союз.

Большинство исследователей литературы считают, что роман Гончарова имеет социально-психологическую направленность, на это указывают поднимаемые в произведении проблемы и национальные вопросы. Писатель затрагивает национальные интересы, например особенности воспитания и формирования личностных качеств у героев – Обломова и Штольца, выросших на русских национальных ценностях дворянского общества и немецких. Андрею отец-немец привил основы своей культуры, а мать обогатила образ героя духовностью, русской культурой, знанием искусства.

Гончаров в своем романе также поднимает тему «лишнего в обществе человека». К этой категории людей относится Илья Обломов. Для него общество становится чуждым. Обломову сложно подстраиваться к быстро изменяющимся событиям в окружающем мире. Главный герой любит неторопливую, размеренную жизнь, ничегонеделание, предпочитает труду или посещению светских мероприятий лежание на диване. Обломову комфортнее находиться в прошлом.

В мечтах о будущем персонаж видит его таким же, каким было прошлое: безмятежным, неторопливым, спокойным. И в конечном итоге мечты Обломова сбываются: он женится на хозяйке съемного жилья Агафье Пшеницыной, которая принимает его таким, какой он есть, не пытаясь переделывать. Обстановка в их доме очень похожая на атмосферу прошлой жизни героя, его детства. У Агафьи и Обломова даже рос сын, но от переедания и праздной жизни здоровье героя сильно ухудшилось, и он умирает, едва дожив до сорока лет. Его сына воспитывает семья Штольц. Обломов является характерным отголоском изжившей себя прошлой эпохи.

Важной проблемой произведения является любовь. На примерах образов героев и особенностей их отношений автор демонстрирует различные типы любви. Первый тип – Ольга Ильинская и Илья Обломов – отношения романтичные и нежные, но непродолжительные. Для Обломова любовь – это лишь отражение какого-то далекого недосягаемого идеала. Для Ильинской же — это новый путь. В любви женщина активна, а Обломов так же, как и во всем остальном, ленив и пассивен. В данном типе отношений сошлись две противоположности, быть вместе они не смогли. Обломов сначала потянулся к Ольге, он был счастлив, романтичен, тактичен, трепетно ухаживал за нею. Но такая жизнь ему быстро надоела, опять же из-за его лени, и дальше ему все меньше хотелось ухаживать за девушкой, он все тянул со свадьбой, а она долгое время ждала этого его ответственного шага, но так и не дождалась.

Другой тип любовных отношений – это Обломов и Агафья Пшеницына. Их семейный союз был похож на отношения родственников, например, матери и сына. В нем была гармония, но семейные обязательства распределялись в нем неравномерно. Жертвенность Агафьи и ее чрезмерная опека привела Обломова к серьезным проблемам со здоровьем и к еще большей душевной деградации.

Третий тип отношений – это любовь Ильинской и Штольца. Она строится на доверии и понимании друг друга. Их взгляды на жизнь и окружающий мир совпадали, у них не было духовных разногласий, и вместе им было хорошо. Партнеры проводили много времени вдвоем и душевно сблизились. Для писателя их союз – идеальная форма полноценной семьи. Они воспитывают вместе со своими детьми и ребенка Обломова, которого им отдает Агафья после смерти мужа.

Одной из важных проблем в книге является проблема поиска смысла жизни и человеческого предназначения. Гончаров считает, что у каждого человека должна быть своя жизненная цель, смысл его существования. А если ее нет, и человек живет бесцельно, то он деградирует. Этот процесс деградации и самоуничтожения И.А. Гончаров и показал читателям на примере беззаботного существования своего главного персонажа Ильи Обломова.

Также на примере житейского подхода другого центрального героя Андрея Штольца писатель учит нас жить целенаправленно, планировать свое время, стремиться к достижению поставленных целей, добиваться успехов, исполнения мечты.

В заключение можно сказать, что И.А. Гончаров в своем творении поднимает извечные злободневные проблемы, существующие во все времена в любом обществе. Произведение актуально и в наши дни, потому что есть среди нас и «обломовы», и «штольцы». Роман «Обломов» помогает читателю увидеть эти проблемы и на основе примеров литературных героев сделать свой правильный жизненный выбор.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Автор:
Guru
·

Здесь собраны проблемы из текстов для подготовки к ЕГЭ, которые встречаются абитуриентам наиболее часто. К каждой из них подобраны литературные аргументы, доступные для скачивания в виде таблицы, ссылка в конце статьи.

Выбор на войне

  1. Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» поступок Андрия. Николай Васильевич Гоголь затронул множество тем, которые до сих пор кажутся нам актуальными, в своём произведении «Тарас Бульба». Перед сыном Тараса, Андрием, встал выбор между любовью к девушке и любовью к родине, семье. И в его случае, первый вариант имел больший вес. Юноша думал, что благодаря любви к польской панночке, он сможет оправдаться перед отцом. Но его уверенность была излишней, так как Тарас никогда не смог бы простить предательства, и меньше всего он ожидал, что его сын способен на подобный поступок. Ведь перед Тарасом тоже стоял выбор: он мог сохранить сыну жизнь, но уронить собственный авторитет, что в условиях войны было подобно смерти. Поэтому он убивает Андрия, проклиная себя за то, что воспроизвел его на свет.
  2. Л.Н. Толстой «Война и мир» — Андрей Болконский. В романе «Война и мир» можно найти ответы на любые вопросы. Как когда-то библия учила людей жизни, так и это произведение может служить проводником для тех, кто полон духовными исканиями. Личность Андрея Болконского в романе весьма многогранна. Вся его жизнь – это ежедневное столкновение с выбором. Но, наверное, главный вопрос для него состоял в том, как следует вести себя в тяжелое военное время? Болконский происходил из знатного рода, был богат, и вполне мог позволить себе отсиживаться в тылу, когда другие отдавали бы свои жизни на поле боя. Но этот человек знал, что такое честь и храбрость. Он всегда отважно шел в эпицентр сражений, вначале лишь за славой, но позже понял, что действительно готов отдать жизнь за Родину. Болконский бился на войне, не пытаясь спрятаться за чужой спиной. Он был человеком, который заслуживал звание героя, и совершал героические поступки до самой своей смерти.
  3. Василь Быков «Обелиск» — Алесь Иванович Мороз. В своей героической повести «Обелиск» Василь Быков рассказывает нам историю простого школьного учителя, который стал героем во время Великой отечественной войны. Алесь Иванович Мороз относился к такому типу преподавателей, которые буквально жили своим делом. В его сердце всегда горело желание научить детей не просто запоминать глупые формулировки и правила, но и уметь мыслить. Естественно, что такой человек видел в своих учениках гораздо больше, чем просто школьников. И в критической ситуации, когда перед ним встал выбор о том, стоит ли защищать своих подопечных, он ни секунды не сомневался. Он знал, что их жизни находятся в его руках, и его долгом было их спасение.

Выбор в любви

  1. Л.Н. Толстой «Анна Каренина». Наверное, каждый человек когда-нибудь сталкивался с проблемой любовного выбора. «Анна Каренина» — самый знаменитый роман о любви, где главной героине тоже предстоит выбирать. И  решение повлияло на всю дальнейшую судьбу Анны. Она попала на пересечение двух огней. С одной стороны была семья – горячо любимый сын, но нелюбимый муж, а с другой – невероятно глубокие, страстные чувства к графу Вронскому. Героиня предпочла пылкую любовь вместо тихого и мирного существования в кругу семьи. Она теряет власть, уважение в обществе, закрывает глаза на все, потому что понимает, что не сможет прожить жизнь с холодным и расчетливым человеком. Но Толстой показывает, что даже выбор искренней любви может стать роковым. Анна попадает под гнет высшего общества, теряет все, что было ей дорого, и решает уйти из жизни, чтобы боль, наконец, перестала ежедневно терзать её.
  2. Л.Н Толстой «Война и мир» — Наташа Ростова. Наталья Ростова — одна из тех героинь русской литературы, которые сталкивались с проблемой выбора на протяжении всей жизни. Но, наверное, самый главный выбор все-таки касался любви. Она, по своей детской наивности, решилась на отношения с Анатолием Курагиным, даже не подозревая о том, что он может обмануть её. Холодной любви Болконского оказалось недостаточно для того, чтобы растопить её сердце, и она совершает большую ошибку, когда готовиться сбежать с Курагиным. Возможно, если бы не это предательство, их любовь с князем Болконским продолжалась бы ещё очень долго. Но Толстой тем самым хотел показать, сколь ошибочными бывают мимолетные решения, и как сильно мы, порой, можем о них жалеть.
  3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин» Татьяна. Конечно, в «энциклопедии русской жизни» должна быть затронута любовная тема. Главная героиня Татьяна сталкивается с любовным выбором, который был связан с её будущим и прошлым. Горячо полюбив Евгения Онегина, будучи ещё совсем юной, она не могла подумать о том, что этот красивый и умный мужчина может отказать ей в этом чувстве. Но именно так и происходит, и это разбивает девушке сердце. Проходит много лет, и Татьяна расцветает, становится более зрелой и умной. Брак с генералом привнес много нового в её жизнь, изменения пошли на пользу. Когда Евгений встречает её и теперь уже сам предлагает свою любовь, она отказывается. Татьяна понимает, что променять свою нынешнюю спокойную жизнь на, может быть, секундное счастье с Онегиным, было бы глупостью. В данном выборе она руководствуется лишь холодным рассудком, потому как её чувства угасли к тому времени и не позволили поступать опрометчиво.

Нравственный выбор

  1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею»? — таков главный жизненный вопрос бедного студента Родиона Раскольникова. Этот, запутавшийся в себе, юноша ступил на очень опасный путь, который приводит его к ещё более страшным последствиям, нежели обыкновенная бедность. Он выбирает убийство, думая, что этот шаг вознесет его, сделает победителем, человеком, которому все само падает в руки с небес. Но Родион не знал, насколько ошибался. Он не мог трезво оценить себя самого, и вместо того, чтобы воспарить, камнем рухнул вниз, в пучину отчаяния, угрызений и постоянного страха за себя и своих близких. Достоевский был очень хорошим психологом и хотел показать, что может произойти с человеком, который дошел до крайней степени безумия, и каким образом он попытается выжить в этих условиях.
  2. Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Имя леди Макбет было окутано зловещей завесой тайны ещё со времен Уильяма Шекспира. Лесков делает главную героиню своего произведения ещё более легендарной, потому как выделяет для неё целое произведение. Катерина Львовна столкнулась в своей жизни с нравственным выбором. Это была своеобразная проверка на уровень зла, которое может совершить человек. В её случае он оказался максимальным. Героиня настолько заигралась в любовь, что не брезгует искупаться в крови ради нескольких секунд блаженства с Сергеем. Многие подумают, что ситуация, в которой оказалась Катерина, не оставила ей выбора, но все же выбор был и весьма зловещий. Похоть и жадность прибавили свой вес и склонили женщину к тому, чтобы лишить жизни многих людей. Но, в большей степени, это был холодный расчет, хоть и основанный на эмоциональной нестабильности.

Выбор жизненного пути

  1. А.П. Чехов «Человек в футляре». Главный герой рассказа «Человек в футляре» является наглядным примером того, какой образ жизни может избрать для себя человек. Кто-то открывается всему новому и интересному, каждый день общается с людьми и наслаждается всеми моментами жизни, а кто-то закрывается глубоко внутри себя, и не позволяет обстоятельствам изменить существующий порядок вещей. И при этом человек осознанно ограничивает себя от всего, что может приносить радость, буквально хоронит себя заживо. Беликов самостоятельно берет кисть и окрашивает свою жизнь в черно-белые цвета, закрепляет рамки условностей вокруг себя, потому что считает, что все должно происходить по заранее известному сценарию. Любые жизненные потрясения и сдвиги способны сильно покалечить психику таких людей, как Беликов, но Чехов показывает ещё более печальный итог в истории этого человека
  2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Это первый психологический роман, в котором рассказывается история человека с глубокой личной трагедией в душе. Печорин – неоднозначный персонаж, который хоть и не отказывается от всех жизненных удовольствий, но все же выбирает для себя холодную замкнутость и уединение. Здесь можно рассмотреть проблему и более глубокого масштаба: герой выбирает для себя одиночество, так как столкновения с внешним миром приносят ему одни лишь несчастья. За всю жизнь у него не было настоящих друзей, и в любви этот человек тоже остался глубоко несчастным. Его выбор пал на чувство ненависти и презрения ко всему, что его окружает, включая людей. Он принял его, исходя из жизненных обстоятельств, которые сделали его таким, каким он в итоге предстает перед читателями.
  3. И.С. Тургенев «Рудин». Тургенев в своём романе «Рудин» хотел показать читателям образ человека, которого принято называть «лишним». Ведь именно таким чувствует себя главный герой на протяжении всех событий романа и до самого конца, когда отчаяние приводит его на баррикады. Дмитрий Рудин привык надменно и нагло обращаться с людьми, которые находятся в его обществе. Тем самым, он будто воздвигает внутри себя барьер, который не дает чувствительности выйти на свет. Он придает слишком большое значение своей персоне, из-за чего многие невольно проникались к нему и влюблялись. Но, проблема в том, что за всем этим ханжеством и лживыми тирадами пряталась обыкновенная неуверенность в себе. Он тоже выбрал путь постоянного ограничения себя от жизни, потому как думал, что это сделает его счастливым. Рудин играет с собственной жизнью, ежедневно надевая различные маски, и в итоге не может принять важных решений, которые могут полностью изменить его судьбу. Единственный действительно смелый поступок его жизни – участие во французской революции и желание погибнуть героем.

Скачать таблицу с аргументами ЕГЭ

Автор: Александра Давыдова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Читайте также:

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Бондарев Ю.В. / Горячий снег / Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне (на примере повести Ю. Бондарева «Горячий снег»)

    Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли с уверенностью сказать, что не будет никогда такого, что больше не поднимет человек руку на человека. К сожалению, так сказать нельзя. Проблема войны актуальна и сегодня. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно.

    Именно поэтому военная литература о героической борьбе русского народа против фашистов интересна и сегодня. Именно поэтому необходимо изучать произведения В. Быкова, Ю. Бондарева и других. И я надеюсь, что эти великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от ошибок, и больше не повторятся взрыв от снаряда на нашей земле. Но даже если взрослые люди будут настолько глупы, чтобы решиться на подобные действия, то тогда нужно знать, как вести себя в таких ужасных ситуациях, как не потерять свою душу.

    Ю. Бондарев в своих произведениях ставил перед читателем множество проблем. Важнейшая из них, и не только во время войны, — это проблема выбора. Нередко от выбора зависит вся сущность человека, хотя этот выбор осуществляется всякий раз по-иному. Меня эта тема привлекает потому, что она дает возможность исследовать не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне.

    Выбор, о котором говорит Быков, — понятие, связанное с процессом самоопределения человека в этом мире, с его готовностью взять свою судьбу в собственные руки. Проблема выбора всегда интересовала и продолжает привлекать внимание писателей потому, что позволяет поставить человека в необычные, экстремальные условия и посмотреть, что же тот будет делать. Это дает широчайший полет фантазии автору произведения. Да и читателям интересны такие повороты событий, потому что каждый подставляет себя на место персонажа и примеривает на себя описанную ситуацию. От того, как поступил бы читатель, и зависит его оценка героя художественного произведения.

    В этом разрезе мне особенно интересен роман Ю.Бондарев «Горячий снег». Бондарев интересно и многопланово раскрывает проблему выбора. Его герои истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других. Они упорны в отстаивании своего духовного мира и высоких нравственных ценностей своего народа. В романе «Горячий снег» обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых изменились до неузнаваемости и через страдания открыли для себя новые нравственные истины.

    Особенно интересно в этом произведении столкновение Дроздовского и Кузнецова. Кузнецов, скорее всего, нравится всем читателям и принимается сразу. А Дроздовский и отношение к нему не так однозначны.

    Мы как бы разрываемся между двумя полюсами. С одной стороны, совершенное неприятие этого героя как положительного (такова в общих чертах и позиция автора), ведь Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего, возможность для немедленного карьерного взлета. Он торопит солдат, не давая им передышки. Командуя стрелять по самолету, жаждет выделиться, не упустить шанс.

    С другой стороны, мы поддерживаем этот характер как пример того типа командира, который необходим в военной обстановке. Ведь на войне от приказов командира зависит не только жизнь бойцов, но и победа или поражение всей страны. По долгу службы он не имеет права жалеть ни себя, ни других.

    Но как раскрывается проблема выбора на примере столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова? Дело в том, что Кузнецов всегда делает правильный выбор, так сказать долгосрочный, то есть рассчитанный, может быть, не на победу в настоящем, а на победу всего народа. В нем живет осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности. И потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплоченности и единства людей, потому он остается спокойным и уравновешенным в любой ситуации – он понимает идею происходящего. Война не сломает его, это мы понимаем окончательно.

    Духовный же мир Дроздовского не выдержал напора войны. Ее напряжение не всем по силам. Но в конце боя он, подавленный смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося. Война предстает перед ним как огромный черновой труд народа.

    Многие, осуждают Дроздовского или жалеют его. Но автор дает герою второй шанс, потому что понятно, что со временем он сумеет преодолеть себя, поймет, что и в жестких условиях войны такие ценности, как человечность, братство, не теряют своего смысла, не забываются. Наоборот, они органически сочетаются с понятиями долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими.

    Потому так символично становится название романа – «Горячий снег». И означает он ту несокрушимую духовную силу, которая была воплощена в командирах и солдатах, истоки которой в горячей любви к стране, которую они были намерены защищать до конца.

    

    Отгремели последние взрывы, врылись в землю последние пули, протекли последние слезы матерей и жен. Но ушла ли война? Можно ли с уверенностью сказать, что не будет никогда такого, что больше не поднимет человек руку на человека. К сожалению, так сказать нельзя. Проблема войны актуальна и сегодня. Такое может повториться где угодно, когда угодно и с кем угодно.

    Именно поэтому военная литература о героической борьбе русского народа против фашистов интересна и сегодня. Именно поэтому необходимо изучать произведения В. Быкова, Ю. Бондарева и других. И я надеюсь, что эти великие произведения, написанные о войне, предостерегут людей от ошибок, и больше не повторятся взрыв от снаряда на нашей земле. Но даже если взрослые люди будут настолько глупы, чтобы решиться на подобные действия, то тогда нужно знать, как вести себя в таких ужасных ситуациях, как не потерять свою душу.

    Ю. Бондарев в своих произведениях ставил перед читателем множество проблем. Важнейшая из них, и не только во время войны, — это проблема выбора. Нередко от выбора зависит вся сущность человека, хотя этот выбор осуществляется всякий раз по-иному. Меня эта тема привлекает потому, что она дает возможность исследовать не саму войну, а возможности человеческого духа, проявляющиеся на войне.

    Выбор, о котором говорит Быков, — понятие, связанное с процессом самоопределения человека в этом мире, с его готовностью взять свою судьбу в собственные руки. Проблема выбора всегда интересовала и продолжает привлекать внимание писателей потому, что позволяет поставить человека в необычные, экстремальные условия и посмотреть, что же тот будет делать. Это дает широчайший полет фантазии автору произведения. Да и читателям интересны такие повороты событий, потому что каждый подставляет себя на место персонажа и примеривает на себя описанную ситуацию. От того, как поступил бы читатель, и зависит его оценка героя художественного произведения.

    В этом разрезе мне особенно интересен роман Ю.Бондарев «Горячий снег». Бондарев интересно и многопланово раскрывает проблему выбора. Его герои истинно и искренне требовательны к себе и чуть снисходительны к слабостям других. Они упорны в отстаивании своего духовного мира и высоких нравственных ценностей своего народа. В романе «Горячий снег» обстоятельства боя потребовали от всех его участников высшего напряжения физических и духовных сил, а критическая ситуация до предела обнажила сущность каждого и определила, кто есть кто. Не все выдержали это испытание. Но все оставшиеся в живых изменились до неузнаваемости и через страдания открыли для себя новые нравственные истины.

    Особенно интересно в этом произведении столкновение Дроздовского и Кузнецова. Кузнецов, скорее всего, нравится всем читателям и принимается сразу. А Дроздовский и отношение к нему не так однозначны.

    Мы как бы разрываемся между двумя полюсами. С одной стороны, совершенное неприятие этого героя как положительного (такова в общих чертах и позиция автора), ведь Дроздовский увидел в Сталинграде, прежде всего, возможность для немедленного карьерного взлета. Он торопит солдат, не давая им передышки. Командуя стрелять по самолету, жаждет выделиться, не упустить шанс.

    С другой стороны, мы поддерживаем этот характер как пример того типа командира, который необходим в военной обстановке. Ведь на войне от приказов командира зависит не только жизнь бойцов, но и победа или поражение всей страны. По долгу службы он не имеет права жалеть ни себя, ни других.

    Но как раскрывается проблема выбора на примере столкновения характеров Дроздовского и Кузнецова? Дело в том, что Кузнецов всегда делает правильный выбор, так сказать долгосрочный, то есть рассчитанный, может быть, не на победу в настоящем, а на победу всего народа. В нем живет осознание высокой ответственности, чувство общей судьбы, жажда слитности. И потому так радостны для Кузнецова мгновения, когда он ощущает силу сплоченности и единства людей, потому он остается спокойным и уравновешенным в любой ситуации – он понимает идею происходящего. Война не сломает его, это мы понимаем окончательно.

    Духовный же мир Дроздовского не выдержал напора войны. Ее напряжение не всем по силам. Но в конце боя он, подавленный смертью Зои, начинает смутно понимать высший смысл свершившегося. Война предстает перед ним как огромный черновой труд народа.

    Многие, осуждают Дроздовского или жалеют его. Но автор дает герою второй шанс, потому что понятно, что со временем он сумеет преодолеть себя, поймет, что и в жестких условиях войны такие ценности, как человечность, братство, не теряют своего смысла, не забываются. Наоборот, они органически сочетаются с понятиями долга, любви к отечеству и становятся в судьбе человека и народа решающими.

    Потому так символично становится название романа – «Горячий снег». И означает он ту несокрушимую духовную силу, которая была воплощена в командирах и солдатах, истоки которой в горячей любви к стране, которую они были намерены защищать до конца.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бондарев Ю.В. / Горячий снег / Проблема нравственного выбора в одном из произведений русской и родной литературы о войне (на примере повести Ю. Бондарева «Горячий снег»)

Смотрите также по
произведению «Горячий снег»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание

Первое, что необходимо сделать перед началом подготовки к ЕГЭ по литературе 2022 года – это изучение основных документов, таких как кодификатор, спецификации и демонстрационный вариант КИМа. В данной статье мы разберем, какую информацию выпускникам предоставляет кодификатор по литературе и почему так важно с ней ознакомиться.

Изменения 2022 года в ЕГЭ по литературе

Подробная информация о том, какие изменения будут внесены в ЕГЭ по литературе в 2022 году, содержится в спецификациях и кодификаторе к экзамену.

Изменения в ЕГЭ по литературе 2022 года, кодификатор и спецификации

Так, в следующем сезоне ГИА утверждены такие нововведения:

  1. Обогащён литературный материал: шире представлена поэзия второй половины ХIХ – ХХ в., отечественная литература ХХI в., содержит кодификатор ЕГЭ для предмета «литература», разработанный ФИПИ для 2022 года.
  2. Количество заданий базового уровня сложности (с кратким ответом) сокращено с 12 до 7, в результате чего изменилась нумерация заданий.
  3. Увеличено количество заданий на выбор в части 1 (5.1/5.2, 10.1/10.2) и в части 2 (добавлена пятая тема сочинения с опорой на «диалог искусств»).
  4. Изменены требования к выполнению заданий 6 (ранее – 9) и 11 (ранее – 16): требуется подобрать не два, а одно произведение для сопоставления с предложенным текстом; уточнены критерии оценивания данных заданий.
  5. Повышены требования к объёму сочинения (минимальное количество слов – 200).

Таким образом, в 2022 году на экзамене по литературе выпускникам предстоит выполнить 12 заданий, среди которых 7 – базового уровня, 4 – повышенного и 1 – высокого. Выполнив правильно все задания можно набрать максимум 55 первичных баллов:

Тип задания Кол-во Максимальный балл
С кратким ответом 7 7
С развёрнутым ответом ограниченного объёма 4 28
С развёрнутым ответом (сочинение) 1 15
За грамотность 5

При выполнении заданий обеих частей экзаменационной работы экзаменуемый имеет право пользоваться орфографическим словарём.

Содержание кодификатора на 2022 год

Еще до начала 2021-2022 учебного года на сайте ФИПИ были представлены основные документы для ЕГЭ по литературе – спецификации и кодифиатор.

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Кодификатор проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования и элементов содержания для проведения единого государственного экзамена по литературе является одним из документов, определяющих структуру и содержание КИМ.

Предлагаем ознакомиться с содержанием последнего для более полного понимания объема информации, который необходимо проработать на этапе подготовки к экзамену.

Требования к уровню подготовки

Выпускник 11 класса должен знать:

  • образную природу словесного искусства;
  • содержание изученных литературных произведений;
  • основные факты жизни и творчества писателей-классиков XIX–XX вв., этапы их творческой эволюции;
  • историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;
  • основные закономерности историко-литературного процесса, сведения об отдельных периодах его развития, черты литературных направлений и течений;
  • основные теоретико-литературные понятия.

Выпускник 11 класса должен уметь:

  • воспроизводить содержание литературного произведения;
  • анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура; тематика; проблематика; нравственный пафос; система образов; особенности композиции, художественных времени и пространства; изобразительно-выразительные средства языка; художественная деталь); анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;
  • соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры; раскрывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;
  • раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литературных произведений; связывать литературную классику со временем написания, с современностью и традицией; выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;
  • соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;
  • определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;
  • сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критические и научные интерпретации;
  • выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;
  • аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;
  • писать сочинения на литературные темы.

Требования к уровню подготовки из кодификатора ЕГЭ 2022 по литературе

Также в кодификаторе к ЕГЭ 2022 года по литературе сказано, что экзаменуемый должен использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для создания связного текста на предложенную тему с учетом норм русского литературного языка, а также для участия в диалоге или дискуссии.

Элементы содержания

В кодификаторе по литературе 2022 года также приведен список проверяемых сведений по теории и истории литературы. Экзаменуемым следует знать такие понятия:

  • Художественная литература как искусство слова.
  • Фольклор. Жанры фольклора.
  • Художественный образ. Художественные время и пространство.
  • Содержание и форма. Поэтика.
  • Авторский замысел и его воплощение. Художественный вымысел. Фантастика.
  • Историко-литературный процесс. Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм.
  • Литературные роды: эпос, лирика, драма. Лироэпос2. Жанры литературы: роман, роман-эпопея, повесть, рассказ, очерк, притча; поэма, баллада; лирическое стихотворение, песня, элегия, послание, эпиграмма, ода, сонет; комедия, трагедия, драма.
  • Авторская позиция. Тема. Идея. Проблематика. Сюжет. Композиция. Эпиграф. Антитеза. Стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог. Лирическое отступление. Конфликт. Автор-повествователь. Образ автора. Персонаж. Интерьер. Характер. Тип. Лирический герой. Система образов. Портрет. Пейзаж. Говорящая фамилия. Ремарка. «Вечные темы» и «вечные образы» в литературе. Пафос. Фабула. Речевая характеристика героя: диалог, монолог; внутренняя речь. Сказ.
  • Деталь. Символ. Подтекст.
  • Историзм. Народность. Психологизм.
  • Трагическое и комическое. Сатира, юмор, ирония, сарказм. Гротеск.
  • Язык художественного произведения. Риторический вопрос, восклицание. Афоризм. Инверсия. Повтор. Анафора. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: сравнение, эпитет, метафора (включая олицетворение), метонимия. Гипербола. Аллегория. Оксюморон. Звукопись: аллитерация, ассонанс.
  • Стиль.
  • Проза и поэзия. Системы стихосложения. Стихотворные размеры: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Ритм. Рифма. Строфа. Дольник. Акцентный стих. Белый стих. Верлибр.
  • Литературная критика.

Список литературы

Еще одна важная информация, которую содержит кодификатор по литературе для ЕГЭ 2022 года – это полный список произведений, рекомендованных к прочтению на этапе подготовки. Иными словами, в документе указаны произведения разных жанров, которые могут встретится выпускникам в КИМах.

Важно! В 2022 году список литературы был дополнен, поэтому рекомендуем подробно ознакомиться с изменениями и не забыть ознакомиться с  текстом новых произведений.

Содержимое кодификатора ЕГЭ по литературе 2022

Из древнерусской литературы

  • «Слово о полку Игореве»

Из литературы XVIII в.

  • Д.И. Фонвизин. Пьеса «Недоросль»
  • Г.Р. Державин. Стихотворение «Памятник»

Из литературы первой половины XIX в.

  • В.А. Жуковский. Стихотворение «Море»
  • В.А. Жуковский. Баллада «Светлана»
  • А.С. Грибоедов. Пьеса «Горе от ума»
  • А.С. Пушкин. Стихотворения: «Деревня», «Узник», «Во глубине сибирских руд…», «Поэт», «К Чаадаеву», «Песнь о вещем Олеге», «К морю», «Няне», «К***» («Я помню чудное мгновенье…»), «19 октября» («Роняет лес багряный свой убор…»), «Пророк», «Зимняя дорога», «Анчар», «На холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь еще, быть может…», «Зимнее утро», «Бесы», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Туча», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…», «Погасло дневное светило…», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX. «И путник усталый на Бога роптал…») «Элегия», («Безумных лет угасшее веселье…»), «…Вновь я посетил…»
  • А.С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»
  • А.С. Пушкин. Поэма «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин. Роман «Евгений Онегин»
  • М.Ю. Лермонтов. Стихотворения: «Нет, я не Байрон, я другой…», «Тучи», «Нищий», «Из-под таинственной, холодной полумаски…», «Парус», «Смерть Поэта», «Бородино», «Когда волнуется желтеющая нива…», «Дума», «Поэт» («Отделкой золотой блистает мой кинжал…»), «Три пальмы», «Молитва» («В минуту жизни трудную…»), «И скучно и грустно», «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Родина», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Пророк», «Как часто, пестрою толпою окружен…», «Валерик», «Выхожу один я на дорогу…»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Песня про… купца Калашникова»
  • М.Ю. Лермонтов. Поэма «Мцыри»
  • М.Ю. Лермонтов. Роман «Герой нашего времени»
  • Н.В. Гоголь. Пьеса «Ревизор»
  • Н.В. Гоголь. Повесть «Шинель»
  • Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души»

Из литературы второй половины XIX в.

  • А.Н. Островский. Пьеса «Гроза»
  • И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
  • Ф.И. Тютчев. Стихотворения: «Полдень», «Певучесть есть в морских волнах…», «С поляны коршун поднялся…», «Есть в осени первоначальной…», «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа…», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим…», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил вас – и все былое…»), «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
  • А.А. Фет. Стихотворения: «Заря прощается с землею…», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Вечер», «Учись у них – у дуба, у березы…», «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь»
  • И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
  • Н.А. Некрасов. Стихотворения: «Тройка», «Я не люблю иронии твоей…», «Железная дорога», «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди…», «Поэт и Гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода…»), «О Муза! я у двери гроба…»
  • Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки: «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», «Премудрый пискарь»
  • М.Е. Салтыков-Щедрин. Роман «История одного города» (обзорное изучение)
  • Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
  • Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
  • Н.С. Лесков. Одно произведение (по выбору экзаменуемого).

Из литературы конца XIX – начала XX в.

  • А.П. Чехов. Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Смерть чиновника», «Хамелеон»
  • А.П. Чехов. Пьеса «Вишневый сад»

Из литературы первой половины XX в.

  • И.А. Бунин. Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»
  • М. Горький. Рассказ «Старуха Изергиль»
  • М. Горький. Пьеса «На дне»
  • А.А. Блок. Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась. Течет, грустит лениво…» (из цикла «На поле Куликовом»), «На железной дороге», «Вхожу я в темные храмы…», «Фабрика», «Русь», «О доблестях, о подвигах, о славе…», «О, я хочу безумно жить…»
  • А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
  • В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся», «Нате!», «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Дешевая распродажа», «Письмо Татьяне Яковлевой»
  • В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
  • С.А. Есенин. Стихотворения: «Гой ты, Русь, моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ…», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь Советская», «О красном вечере задумалась дорога…», «Запели тесаные дроги…», «Русь», «Пушкину», «Я иду долиной. На затылке кепи…», «Низкий дом с голубыми ставнями…»
  • М.И. Цветаева. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку» («Имя твое – птица в руке…»), «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Тоска по родине! Давно…», «Книги в красном переплете», «Бабушке», «Семь холмов – как семь колоколов!..» (из цикла «Стихи о Москве»)
  • О.Э. Мандельштам. Стихотворения: «Notre Dame», «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слез…»
  • А.А. Ахматова. Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под темной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был. Он звал утешно…», «Родная земля», «Заплаканная осень, как вдова…», «Приморский сонет», «Перед весной бывают дни такие…», «Не с теми я, кто бросил землю…», «Стихи о Петербурге», «Мужество»
  • А.А. Ахматова. Поэма «Реквием»
  • М.А. Шолохов. Роман «Тихий Дон»
  • М.А. Шолохов. Рассказ «Судьба человека»
  • М.А. Булгаков. Роман «Белая гвардия» (допускается выбор)
  • М.А. Булгаков. Роман «Мастер и Маргарита» (допускается выбор)
  • А.Т. Твардовский. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери» («В краю, куда их вывезли гуртом…»), «Я знаю, никакой моей вины…»
  • А.Т. Твардовский. Поэма «Василий Теркин» (главы «Переправа», «Два солдата», «Поединок», «Смерть и воин»)
  • Б.Л. Пастернак. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь» («Мело, мело по всей земле…»), «Никого не будет в доме…», «Снег идет», «Про эти стихи», «Любить иных – тяжелый крест…», «Сосны», «Иней», «Июль»
  • Б.Л. Пастернак. Роман «Доктор Живаго» (обзорное изучение с анализом фрагментов)
  • А.П. Платонов. Одно произведение (по выбору экзаменуемого)
  • А.И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»
  • А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Кодификатор ЕГЭ по литературе 2022 | ФИПИ, список произведений

Из литературы второй половины ХХ в.

Проза второй половины XX в. Ф.А. Абрамов, Ч.Т. Айтматов, В.П. Астафьев, В.И. Белов, А.Г. Битов, В.В. Быков, В.С. Гроссман, С.Д. Довлатов, В.Л. Кондратьев, В.П. Некрасов, Е.И. Носов, В.Г. Распутин, В.Ф. Тендряков, Ю.В. Трифонов, В.М. Шукшин (произведения не менее трех авторов по выбору).

Поэзия второй половины XX в. Б.А. Ахмадулина, И.А. Бродский, А.А. Вознесенский, В.С. Высоцкий, Е.А. Евтушенко, Н.А. Заболоцкий, Ю.П. Кузнецов, Л.Н. Мартынов, Б.Ш. Окуджава, Н.М. Рубцов, Д.С. Самойлов, Б.А. Слуцкий, В.Н. Соколов, В.А. Солоухин, А.А. Тарковский (стихотворения не менее трех авторов по выбору).

Драматургия второй половины ХХ в. А.Н. Арбузов, А.В. Вампилов, А.М. Володин, В.С. Розов, М.М. Рощин (произведение одного автора по выбору).

Надеемся, что разбор кодификатора поможет вам сдать ЕГЭ по литературе в 2022 году на максимальный балл. Также рекомендуем ознакомиться с другими материалами по теме, размещенными на страницах нашего портала.

Читайте также:

  • ЕГЭ по литературе в 2022 году
  • Итоговое сочинение по литературе в 2022 году: темы, направления
  • Паронимы ЕГЭ 2022 года: список и значение

Проблема нравственного выбора человека всегда была особенно значимой в русской литературе. Именно в сложных ситуациях, совершая тот или иной нравственный выбор, человек по-настоящему раскрывает свои подлинные нравственные качества, показывая, насколько достоин он звания Человека. Рассказ М.А. Шолохова «Судьба человека» был написан в 1956 году – в начале «оттепели», сложного, переходного исторического периода. Он посвящён недавним событиям Великой Отечественной войны и послевоенных лет и представляет собой повествование простого человека, шофёра Андрея Соколова о своей жизни. В этом бесхитростном рассказе – типичная история тысяч людей: в юности батрачил, воевал в Гражданскую, работал на заводе, обзавёлся семьёй, построили домишко. Война перечеркнула всё его мирное счастье: погибла семья, убили старшего сына-офицера. Всё это обычно для того времени, как обычно и то, что, подобно тысячам других людей, для Андрея Соколова в этой ситуации был единственно возможный нравственный выбор: мужественно защищать свою Родину. «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы всё вытерпеть, всё снести, если к этому нужда позвала», – говорит он своему собеседнику. Когда надо подвезти снаряды артиллеристам и командир спрашивает Соколова, проскочит ли он, для Андрея не может быть даже сомнения в этом: «Я должен проскочить, и баста!» Он не привык думать о себе, он прежде всего думает о погибающих товарищах. Но контузия и плен ставят его в совершенно новые, непривычные для него условия. Он готов к смерти, и для него важнее не уронить своего достоинства, остаться человеком, верным нравственному закону собственной совести. Ему нелегко принять решение убить предателя, готового выдать своего командира. Но жить по принципу «своя рубашка к телу ближе» он не может, и для спасения худенького парнишки-командира Соколов своими руками задушил предателя. Он переживает это событие: «Первый раз в жизни убил, и то своего… Да какой же он свой? Он же хуже чужого, предатель». Ситуация нравственного выбора разрешается героем по законам социалистического реализма: гибелью предателя предотвратить гибель многих честных людей. Главный нравственный выбор героя в условиях плена был тот же: не пойти на сговор с врагами, не предать своих товарищей за кусок хлеба, мужественно вынести пытки и унижения. Кто-то менее стойкий духом донёс на Андрея за неосторожно сказанную фразу, и, вызванный к коменданту лагеря, Соколов готовится бесстрашно принять смерть, «чтобы враги не увидали в последнюю мою минуту, что мне с жизнью расставаться всё-таки трудно…». Отказываясь пить «за победу немецкого оружия», Андрей Соколов соглашается выпить «за свою погибель и избавление от мук», гордо отказываясь от закуски. Ему важно было показать, «что хотя я и с голоду пропадаю, но давиться ихней подачкой не собираюсь, что у меня есть своё, русское достоинство и гордость и что в скотину они меня не превратили, как ни старались». И его достоинство оценил даже враг, отпустивший Соколова с миром в барак и подарив ему хлеба и сала. Поделить «харчи» на всех – это тоже нравственный выбор героя, остающегося верным своим понятиям о чести, справедливости, коллективизме. Андрею Соколову еще многое приходится вынести – побег из плена, известие о гибели семьи, смерть сына – «аккурат девятого мая, утром, в День Победы». Такие удары судьбы могут сломить любого человека, не менее стойкого, чем Андрей Соколов. Демобилизовавшись, он работает шофёром, выпивая после рейса «сто грамм с устатка». Но не спивается, не жалуется на свою судьбу – герой находит в себе силы подобрать мальчика-сироту и усыновить его. Это тоже нравственный выбор Андрея Соколова – найти в себе душевную щедрость и взять на себя ответственность за маленького человечка, обездоленного войной. И автор верит, что, человек твёрдой воли, с добрым и мужественным сердцем, Андрей Соколов сумеет вырастить человека с такими же нравственными критериями, как и у него, человека, «который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».

Название: Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 20:18:58 14 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 2939
Комментариев: 8
Оценило: 5 человек
Средний балл: 4.2
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Проблема нравственного выбора человека в рассказе Шолохова Судьба человека
Дипломная работа по теме Правоприменение в сфере уголовного судопроизводства
Курсовая работа по теме Виды предпринимательских рисков
Конструкция Декабрьского Сочинения
Реферат: Закупочная логистика
Реферат: Исследование маркетинговой деятельности предприятия и разработка рекомендаций по ее совершенство
Лекция по теме Конституционное право США
Средства Коммуникаций Реферат
Цена и качество продукции
Курсовая работа: Фінанси та їх структура
Книга: Эволюция понятий о качестве
Речь Перед Защитой Курсовой
Реферат по теме Свобода воли
Полугодовая Контрольная Работа По Биологии 7 Класс
Итоговое Сочинение Что Делает Человека Человеком
Реферат: Роль метилирования ДНК в канцерогенезе. Скачать бесплатно и без регистрации
Доклад по теме Стратегии проникновения на внешний рынок
Курсовая работа по теме Программа испытаний термопреобразователя технического термоэлектрического термометра ТХК 008-000
Реферат: Структура и свойства мембранных липидов
Эмпирический Метод Научного Познания Реферат Ксе
Реферат по теме Развитие маркшейдерского дела и приборостроения в России
Курсовая работа: Очистка сточных вод производства экстракционной фосфорной кислоты
Курсовая работа: Энергосбережение на современном этапе
Доклад: Уход от реальности

  • Проблема воспитания проблема будущего россии сочинение рассуждение
  • Проблема восприятия мира сочинение аргументы
  • Проблема воспитания проблема будущего россии недоросль краткое сочинение
  • Проблема воспитания подрастающего поколения сочинение
  • Проблема влияния музыки на человека сочинение