Проблема воспитания в рассказе недоросль

Автор на чтение 14 мин. просмотров 27 опубликовано 17.03.2021 невзирая на то, что д. и. фонвизин написал комедию недоросль еще

На чтение 14 мин. Просмотров 27 Опубликовано

Невзирая на то, что Д. И. Фонвизин написал комедию “Недоросль” еще в ХVIII веке, она до сих пор не сходит со сцен многих ведущих театров. А все потому, что многие человеческие пороки встречаются и поныне, а важные проблемы, присущие эпохе крепостничества раскрыты с помощью нетрадиционных для того времени литературных приемов.

Действие комедии разворачивается на фоне двух конфликтов.

Один из них – социально-политический играет в произведении ведущую роль. Другой – любовный.

Его роль второстепенна, но это противостояние является гармоничным дополнением первого основного конфликта.

В основе социально-политического конфликта на первый план выступают проблемы крепостного строя, в котором основную роль играют вопросы нравственного характера и проблемы образования.

Произведение написано в стиле классицизма. Поэтому в нем, как и в любом другом подобном творении существуют два противоположных типа героев. К положительным героям этого произведения относятся представители прогрессивного дворянства – Правдин, Стародум, Милон, Софья.

Невежество, нежелание учиться, отсутствие хороших манер и узколобая ограниченность – это качества, присущие тем, кто владеет крестьянами. Двойная мораль Простаковых вызывает презрение. По отношению к своим крепостным Простакова ведет себя бесцеремонно и грубо, а перед разбогатевшим Стародумом она буквально пресмыкается, стараясь угодить и войти в доверие. Самым основным противоречием комедии является то, что эти безнравственные необразованные господа имеют право тиранить тех, над кем имеют неограниченную власть.

Даже их фамилии говорят сами за себя. Скотинин – его интересуют одни лишь свиньи. Он и на Софье спешит жениться только ради свиней.

В любовном конфликте участвуют Софья, Митрофанушка, Скотинин и Милон. Этот конфликт усиливает значение социального противоречия комедии. Он в очередной раз подчеркивает безнравственность и невежество крепостников. Даже в создании семьи эти люди не руководствуются высокими чувствами.

Скотинин желает обзавестись свиньями, а Митрофанушка сам ничего не решает. Это великовозрастное дитя действует исключительно по указке и желанию маменьки.

Сочетая комичные ситуации с трогательными эпизодами, Фонвизину удалось придать произведению политическую окраску и остроту, высказать новые идеи и выставить крепостной строй в неприглядном свете.

Каковы особенности конфликта по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)« Сочинение на тему: “Ярослав Смеляков – поэт первой пятилетки”А. С. Пушкин как историк (по повести “Капитанская дочка”) »

Главный конфликт комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

Сатиры смелый властелин…

А. С. Пушкин

Пушкин называл «Недоросль» «комедией народной», Белинский — «гениальным созданием», Гоголь — «первой общественной комедией» в мире. Все они правы.

Главная тема «Недоросля» обозначена уже в первом действии. Помещица Про­стакова примеряет кафтан Митрофанушке. Первая ее фраза: «Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил», — вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола. Крепостной Тришка, вызванный на расправу, вразу­мительно объясняет, что кафтан сшит по мерке, что сидит он хорошо, а если не нра­вится работа, то надо было отдать настоящему портному, так как он, Тришка, порт­ной-самоучка. Не слушая объяснений, помещица приказывает наказать портного.

Так начинается «Недоросль». Главный конфликт всей жизни России — произвол помещиков, поддержанный высшей властью, и бесправие крепостных — становятся темой комедии. А драматическим конфликтом «Недоросля» является борьба прогрессивно настроенных дворян Правдина и Стародума с крепостниками — Простаковыми и Скотиниными.

Читайте также:  Спор о правде и лжи в пьесе На дне Горького сочинение

Первый акт ставит перед зрителями важнейшую тему эпохи — бедственность для России самого крепостного права. Автор показывает ужасы рабства, его последствия, убеждает зрителя в необходимости вести борьбу с ним. Уже в самом начале комедии появляется Правдин, который, как выясняется, приехал в имение Простаковых с целью ограничить произвол тех «злонравных невежд», которые, имея полную власть над своими людьми, «употребляют ее во зло».

Последствия крепостного рабства воистину ужасны. Крестьяне Простаковых вконец разорены. Даже сама Простакова не знает, что можно делать дальше: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда». Но мучением и разорением своих крепостных Простаковы не ограничиваются. Рабство превращает крестьян в холопов, убивает человеческое достоинство. Особенно это видно на примере дворовых. Еремеевна, старая женщина, нянька Митрофана, живет жизнью собаки: оскорбления, пинки, побои — вот что выпало на ее долю. Она давно утратила даже человеческое имя, ее зовут только ругательными кличками: «бестия», «старая хрычовка», «собачья дочь», «каналья». А ведь она верой и правдой служит своим хозяевам, ради них готова на преступление. Самое страшное в том, что Еремеевна не осознает своей униженности.

Рабство развращает и самих помещиков. Крепостное право превратило русских дворян в Скотининых. Мать Митрофана только по мужу Простакова, а от рождения она Скотинина. Фамилия Простаков подходит только ее мужу, ничтожному, безликому существу, трепещущему перед женой наравне с Еремеевной. Их сын Митрофан — не только полный невежда, но и жестокий тиран. Простакова так изуродовала семей­ные отношения, что превратила мужа в раба, а сына в тирана.

В то же время неограниченная власть, сознание полной безнаказанности воспита­ли в дворянах омерзительную трусость. Шестнадцатилетний Митрофан в минуту опас­ности позорно прячется за юбку Еремеевны. Могущественная Простакова на коленях молит о пощаде, когда открылась ее попытка увезти Софью. Материал с сайта //iEssay.ru

Борьба за Софью не составляет главного конфликта пьесы, она носит откровенно пародийный характер. Скотинин мечтает заполучить Софьюшкины деньги, на кото­рые он «всех свиней со бела света выкупит». Митрофан хочет жениться, потому что ему надоело учиться. Домогательства этих женихов не составляют интриги. У Софьи они вызывают только улыбку — так чудовищно нелепа для нее и ее друзей мысль об этом сватовстве. Она сама говорит Милону о Митрофане-женихе: «Если бы ты его увидел, ревность твоя довела бы тебя до крайности… Он хотя и шестнадцати лет, а достиг уже последней степени своего совершенства и далее не пойдет». Правдин, пе­ребивая Софью, иронически добавляет: «Как далее не пойдет, сударыня? Он доучива­ет часослов, а там, думать надобно, примуться за псалтырь». Успокоенный Милон восклицает: «Таков-то мой соперник!» Когда появляется второй соперник — Скоти­нин, Правдин резонно останавливает возмущенного его рассуждениями Милона: «Как ты можешь сердиться на Скотинина!» Изображая всю последующую борьбу «сопер­ников» — Митрофана и Скотинина, автор преследует лишь одну цель — еще раз под­черкнуть скотство представителей «благородного сословия».

В своей комедии Фонвизин совершенно скомпрометировал любовный сюжет как основу драматического произведения. Это нововведение ведет нас прямо к гоголевско­му «Ревизору», где традиционная любовная интрига осмеяна в сцене молниеносного объяснения Хлестакова вначале с дочерью, а потом с женой городничего.

Как видим, все началось с Фонвизина. «Недоросль» — многотемная пьеса. В ней подняты проблемы воспитания, государственной власти, патриотизма. Но главной остается тема крепостного права. Она проходит через все произведение, от первого до последнего акта. Естественным и закономерным является завершение комедии. У же­стоких помещиков отбирают права на владение крепостными, на имение накладыва­ют опеку. Разрешен главный конфликт — кончилась комедия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском ↑↑↑

На этой странице материал по темам:

  • любовный конфликт в комедии недоросель
  • недоросль любовный конфликт
  • фонвизин недоросль цитата о географии
  • комедия недоросль конфликт
  • недоросль фонвизин

Сведения о писателе

Если изучить особенности воспитания и образования в комедии Фонвизина «Недоросль», можно понять, в какую эпоху жил автор. Денис Иванович родился в апреле 1745 года в Москве. Период его жизни приходится на екатерининскую эпоху. Отец писателя был уважаемым гражданином. Сын им очень гордился и несколько позже воплотил его образ на страницах своей комедии в роли Стародума.

Автор утверждал, что именно этот герой является его любимым, поскольку придерживается принципов и верит в идеалы. После окончания школы Денис Иванович поступил в гимназию при Московском университете, учился хорошо, позже перевелся на философский факультет.

В 1760 году Фонвизин стал одним из лучших учеников гимназии и отправился в Петербург. Именно здесь он знакомится с Ломоносовым. Несколько позже Денис Иванович начинает заниматься переводами.

Одновременно этим Фонвизин стал создавать свои оригинальные произведения. Они были резковаты, но заслуживали внимание читателей и литературных критиков. Проблематика человеческих отношений в них была настолько актуальна, что почти каждый мог увидеть в произведении себя или свою семью.

Специалисты утверждают, что в этот период была создана знаменитая комедия автора, которая стала первоначальным вариантом пьесы, изданной несколько позже. Любимым автором Фонвизина был Руссо. Помимо этого, он увлекался творчеством Вольтера, был под впечатлением французской просветительской идеи. В 1777 году Денис Иванович уезжает во Францию, находится там на протяжении 18 месяцев.

Читайте также:  Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»: описание, герои, анализ произведения

Умение Фовизина грамотно и быстро переводить произведения с разных языков помогло ему устроиться на хорошую должность. Долгое время он был секретарем главы русской дипломатии. Тяжелая болезнь (паралич) довольно рано забрала талантливого человека. Он умер в возрасте 47 лет, но до конца жизни занимался литературной деятельностью.

Скрытые мотивы

Второй и наиболее актуальной проблемой, разворачивающейся на страницах комедии, считается дурной пример, который Простаковы подают собственному сыну. Когда мать юноши узнает, что Софья получила письмо от своего дяди Стародума, она пытается уличить девушку в измене или плохом поведении, но не может подтвердить свои предположения, ведь не умеет читать.

Позже женщина узнает, что в письме сказано о наследстве, которое дядя завещает своей любимой и единственной племяннице. Тогда Простакова старается побыстрее устроить свадьбу Митрофана с Софьей, чтобы заполучить деньги Стародума. Подобная корысть отрицательно отражается на воспитании нравственных идеалов юноши:

  • он не понимает, что для получения чего-либо в жизни нужно усердно трудиться, добиваться поставленной цели;
  • Митрофан уверен, что рядом всегда будет человек, который решит все проблемы;
  • парень считает, что получит желаемое в любом случае, при этом не имеет значения, каким способом это делать.

Итог подобного воспитания — невежественный, разбалованный, ленивый, тщеславный юноша, который решает жениться только ради забавы, не испытывая истинных чувств к избраннице. Бедный Митрофанушка уверен, что неблагочестивые поступки не отражаются на личности, а любое средство хорошо для получения желаемого. При этом он возлагает груз ответственности на плечи матери, не заботясь о ее душе.

Несмотря на всю любовь, которую отдавала Простакова сыну, он не оценил ее по достоинству. В последнем действии комедии он отмахивается от матери, высказывает претензию, что она слишком навязывается. Именно тогда женщина понимает, что осталась без власти не только над крепостными, но и над собственным ребенком.

История создания комедии

Пьеса Дениса Ивановича стала популярной после его смерти и была включена в школьную программу. Однако ученики средних и старших классов не могут сразу понять проблему воспитания в «Недоросле». Аргументы к сочинению можно подобрать с легкостью, если изучить историю создания комедии, ее тему и основной сюжет.

В XVIII веке под термином «недоросль» понимали дворянина, который не получил должного образования и воспитания, а также не имел соответствующего документа, подтверждающего учебу. Таких людей не брали на службу и важные должности, им не разрешали жениться. Они были оторваны от мира образованных дворян.

Идея создания комедии, где действующими лицами стали бы люди из разных слоев населения, зародилась у Фонвизина во время пребывания во Франции. В этот период автор изучал:

  • философию;
  • юриспруденцию;
  • социальную жизнь страны.

Возвратившись на родину, он начал работу над произведением. Это заняло около 3 лет, а в 1782 году комедия была опубликована. Основной задачей автора было показать читателю, как устаревшие понятия препятствуют воспитанию целостной личности.

Подобные откровения, пусть и завуалированные, стали причиной гнева Екатерины II, которая запретила постановку пьесы на сцене. Фонвизин же предпринял попытку достучаться до людей с помощью журнала, в котором хотел излагать свои мысли. Однако императрица запретила его выпуск. Этот факт только подтверждает мысль о том, что правители не желают воспитывать истинных граждан, которые смогут отвечать за свои действия и наставлять других на верный путь.

Первый конфликт

О воспитании Митрофана в комедии «Недоросль» можно судить уже после прочтения первого действия пьесы. В нем описывается недовольство матери юноши, которое та выражает по поводу работы Тришки. Парень является крепостным и по совместительству занимает должность портного, хотя не получил должного образования. Простакова ругает Тришку за плохо сшитый кафтан, который необходим ее сыну.

Поводом для получения новой вещи стала предстоящая женитьба на Софье, которая была дальней родственницей Простаковых, осталась сиротой и проживала временно в их имении. Однажды во время урока Митрофан сказал матери, что не желает учиться, а хочет жениться на Софье. Мать сразу соглашается с сыном, поскольку девушке в наследство досталось много земель и скота.

Она старается уговорить Митрофана нормально учиться, чтобы доказать будущей супруге свою образованность. Кутейкин и Цыфиркин начинают занятия с юношей, но после трех лет уроков он не в состоянии прочесть даже одну строчку. Это не расстраивает Митрофана и его мать. Последняя говорит, что сын должен отказаться от занятий, если ему они тяжело даются.

Читайте также:  «Скифы» анализ стихотворения Блока по плану кратко – год, главный герой, жанр, история создания

Еще одним учителем Митрофана становится Вральман, который должен научить его французскому языку и другим наукам. Никто не догадывается, что учитель является бывшим кучером и не в состоянии передать парню необходимые знания. Здесь Фонвизин дает читателю понять, что Простакова — невежественная и просто глупая женщина, поскольку не способна отличить хорошего педагога от обманщика.

На первых страницах читатель видит нравственное разложение взрослой женщины. Она не может дать своему сыну верные наставления, поскольку сама безграмотна и плохо воспитана. Ее хамство в обращении со слугами раскрывает сущность характера, его влияние на воспитание сына. Проблемный ребенок нуждается в крепкой руке, но отец его слабовольный человек, а мать слишком поглощена собственной любовью к сыну-переростку.

Отношение Простакова к собственной семье становится еще одной проблемой. Он во всем соглашается с супругой, не имеет собственного мнения и не принимает участия в воспитании сына. Митрофан отца не уважает, не прислушивается, иногда повышает голос, но Простаков не предпринимает попыток исправить ситуацию. Его рассуждения напоминают речи крепостного, несмотря на принадлежность к дворянскому роду.

Какая основная проблема, которую Фонвизин поднимает в комедии «Недоросль»?

</span>1

Конечно на самой поверхности лежит проблема воспитания подрастающего поколения, которую Фонвизин столь живо поднимает в своей комедии “Недоросль”. Но не только Митрофанушка вызывает гнев писателя-обличителя, в конце концов он еще ребенок, дитя, воспитанное прогнившей системой. Гораздо больше Фонвизина возмущает то падение нравов в высшем обществе, которое наступило после окончания эпохи Петра.

Его главный рупор – Стародум произносит гневные речи в которых осуждает и ложный патриотизм, и погоню за чинами, и завистников, и тех, кто стремится приблизится к власти для того, чтобы иметь от этого пользу для себя, а не приносить ее государству.

Упадок нравов, вот главная проблема, которую раскрывает Фонвизин в своем произведении.

</span>3Всего 10 ответов.

Другие интересные вопросы и ответы

В чем комизм сцены примерки кафтана в рассказе “Недоросль”? Какие реплики персонажей вызывают наш смех? Срочно!! !

3

Когда я прочитал эту книжку “Недоросль”, то сразу увидел Митрофанушку. Маленький такой он был, неказистенький, плюгавенький, но боольшаааая сволочь! И чего только он не вытворял, паразит такой, каждый день над кем-нибудь издевался: то над бедной Лизой, то над Эрастом, а то и над Муму. Вернее не над Муму, а над его собачёшкой. И довёл таки, гад, что Муму не выдержал и пошёл топить сцобачку, хотя и жалко было. Все деревенские робятёшки не любили этого Митрофана и смеялись над ним, и дразнили:” Митрофан, митро

</span>5Всего 1 ответ.

какие герои конфликтуют? В рассказе недоросль.

51Всего 2 ответа.

Кто принимает участие в конфликте недоросль?

6

В любовном конфликте: Софья, Милон, Скотинин, Митрофанушка.

Социальный конфликт: Простаковы, Скотинин, Стародум, Софья.

</span>7Всего 1 ответ.Используемые источники:

  • https://lit.ukrtvory.ru/kakovy-osobennosti-konflikta-po-komedii-nedorosl-fonvizin-d-i/
  • https://irenit-perm.ru/literatura/osnovnoj-konflikt-komedii-nedorosl.html
  • https://ask-homework.ru/literatura/kakie-geroi-konfliktuyut-v-rasskaze-nedorosl/

Автор:
Guru
·
Опубликовано
· Обновлено

(696 слов) Комедия «Недоросль», впервые опубликованная Денисом Ивановичем Фонвизиным в 1783 году, является одним из наиболее ярких произведений русского классицизма. В этой пьесе автор откровенно высмеивает такие пороки современных ему представителей дворянского сословия, как невежество, скупость, лень, корыстолюбие, злоба. Многие моменты комедии кажутся не только забавными, но и фактически трагичными, Фонвизин широко использует в пьесе приемы резкого контраста и язвительной иронии. Читатели и сейчас стараются понять, какой смысл был заложен автором в комедии, остающейся весьма популярной уже на протяжении более двух столетий.

Первоначально «Недоросль» можно воспринять в качестве самой обыкновенной пьесы, носящей бытовой характер. В основе сюжета произведения находится предстоящее бракосочетание юной Софьи. Девушка лишилась родителей еще в детские годы, теперь она вопреки собственному желанию пребывает на попечении супругов Простаковых. Хозяйка дома, которая видит в Софье только обузу и «лишний рот», намеревается выдать сироту замуж за своего брата по фамилии Скотинин. Но внезапно становится известно о том, что Софья является наследницей немаленького состояния, что заставляет госпожу Простакову полностью пересмотреть свои планы относительно этой девушки. К тому же оказывается, что в самое ближайшее время должен приехать и дядюшка Софьи, и госпожа Простакова решает, что на ее подопечной следует жениться сыну женщины Митрофану.

Однако внезапно возвращается родственник и опекун Софьи Стародум, которого в течение длительного времени все считали умершим. Дяде сироты сразу же становятся понятными намерения недалеких и корыстных Скотинина и Простаковой. Мужчина полностью поддерживает стремление Софьи стать женой Милона, к которому девушка уже давно неравнодушна, причем чувство молодых людей является взаимным.

В комедии имеется и другая сюжетная линия, касающаяся непосредственно Митрофанушки, наследника четы Простаковых. Шестнадцатилетний юноша крайне избалован своей ограниченной и деспотичной матерью, он, как и госпожа Простакова, полагает, что человеку благородного происхождения учиться незачем. Педагоги, которых приглашают к парню его родители, лишь напрасно получают жалованье, Митрофан не усваивает ничего из того, что ему пытаются преподавать его учителя.

При этом недоросль, как называли в ту эпоху молодых дворян, еще не имеющих удостоверения о получении образования, становится наиболее комичным и вызывающим искренний смех читателей персонажем пьесы. Сцены обучения сына Простаковых выглядят чрезвычайно нелепыми, к тому же становится ясно, что Митрофан только дожидается окончания уроков, чтобы посвятить время более приятным для него занятиям.

Нельзя не заметить, что Фонвизин построил комедию в полном соответствии с законами такого жанра, как классицизм. В пьесе присутствуют и положительные, и отрицательные герои, отчетливо демонстрирующие замысел драматурга. Произведение можно с уверенностью назвать «комедией воспитания», поскольку именно правила и установки, заложенные в сознание человека в семье его родителей, определяют в дальнейшем его мировоззрение и поступки. Автор подчеркивает, что людей необходимо развивать и воспитывать в правильном направлении с раннего детства, иначе впоследствии они не в силах принести никакой пользы окружающим и однозначно не могут вырастить своих наследников достойными членами общества.

Взгляды Фонвизина на жизнь в целом и проблемы воспитания в комедии выражает Правдин. Именно этот персонаж отстаивает в пьесе идеалы гуманизма и принципы высокой морали, в отличие от Простаковой, для которой имеет значение исключительно материальное благосостояние. Женщину интересуют лишь денежные средства и звания, а вовсе не интеллектуальное развитие и такие понятия, как порядочность, гордость и честь. Основной смысл пьесы Фонвизина заключается именно в противопоставлении старинных и давно закосневших предпочтений помещиков, роль которых в произведении играют Скотинин и его сестра, и новых правил, олицетворяемых позитивными персонажами, а именно Стародумом, Правдиным, Милоном и Софьей.

Автор не сомневается в том, что устаревшие взгляды дворянского сословия необходимо изменить в кратчайшие сроки, в противном случае неизбежно наступят самые печальные и неблагоприятные последствия. Простакова и Скотинин усвоили те же взгляды на мир, которых придерживались их родители, таким же образом был воспитан и юный Митрофан. При этом Софья еще в раннем возрасте благодаря своим старшим родственникам восприняла гуманные и высоконравственные представления о жизни.

Смысл комедии Фонвизина скрывается в несложной истине о том, что ребенка следует вовремя и правильно воспитывать, прививая ему такие качества, как благородство, добросердечие, стремление к знаниям. Фамилии героев пьесы явственно отражают характеры ограниченных и совершенно неделикатных людей, Скотинины действительно чрезвычайно похожи на обыкновенных животных.

Невежество госпожи Простаковой и ее брата, а также абсолютное отсутствие у них приличных манер немедленно бросаются в глаза. Весьма заметны и алчность Скотинина и его ближайшей родственницы и желание добиться цели любым путем, нисколько не считаясь с желаниями и чувствами окружающих.

В финале пьесы эти двое терпят полное поражение, и автор подчеркивает закономерность их провала известной фразой о плодах злонравия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

  • Проанализируйте свое отношение к учебе составьте рассказ о своей учебе используя следующий план
  • Проблема бесчеловечности войны сочинение
  • Про что сказка царевна лягушка
  • Про ягоду малину рассказ
  • Проблема взаимоотношений отцов и детей сочинение