Проблема внешней и внутренней красоты сочинение

Тексты с егэ по русскому языку 2021 4 июнятекст 1. б.л. пастернак о музыкеисходный текст: больше всего на свете я

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)

Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке

Исходный текст: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»

Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?  

Текст 2. Т. Скок про великодушие

Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»

Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?

Текст 3. Соловейчик о свободе и совести

Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»

Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»

Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях

Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»

Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?

Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку

Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?

Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях

Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».

Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности? 
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»

Текст 7. И. Грекова о взрослении

Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
 

Текст 8. О.К. Кожухова о детстве

Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»

Примерный круг проблем:

1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?

Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»

Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе

Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»

Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?

Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве

Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»

Примерный круг проблем:

1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?

Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»

Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве

Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь? 
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?

Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?

Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему

Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»

Примерный круг проблем:

1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?

Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)

Текст 1. К.Г. Паустовский «Лефортовские ночи» о войне.

Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается бесчеловечность войны? 
2. В чем заключался героизм людей в годы войны?
3. Что объединяло людей в годы войны?
4. В чем заключался главный ужас войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»

Текст 2. А.Н. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)

Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?
2. Что способно объединить людей с разными взглядами?
3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?
4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?

Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике

Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?
2. Как война отразилась на журналистике?
3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?
4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?

Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»

Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании

Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»

Примерный круг проблем:
1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»

Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить

Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»

Примерный круг проблем:
1. Что помогает человеку стать лучше?
2. Почему человеку важна способность мыслить?
3. Каково значение совести в жизни человека?
4. Как человек может познать истину?
5. Как человек может избавиться от пороков?
6. Что помогает человеку переносить трудности?
7. Почему важно самостоятельно мыслить?

Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»

Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»

Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»

Примерный круг проблем:
1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?
2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?
3. Как человек должен относиться к Родине?
4. Что составляет главное счастье в жизни человека?
5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?
6. Как формируется любовь к родному краю?

Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»

Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях

Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»

Примерный круг проблем:
1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?
2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми? 

Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?» 

Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости

Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»

Примерный круг проблем:
1. В чем заключается сила доброты?
2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?
3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?
4. Как проявляется истинная доброта?

Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?

Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве

Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»

Примерный круг проблем:
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?

Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»

Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте

Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»

Примерный круг проблем:
1. Какие чувства испытывает человек на войне?
2. Есть на войне место радости?
3. Какие воспоминания важны для человека?
4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?

Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви

Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»

Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор

Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»

Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме

Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»

Примерный круг проблем:
1. Какую роль играет Родина в жизни человека?
2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?

Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»

Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности

Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?
2. Какую роль играет юность в жизни человека?
3. Каковы последствия упущенных возможностей?
4. Почему нужно ценить время? 

Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты

Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»

Примерный круг проблем:

1. Как война повлияла на жизни людей?
2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?
3. Оправдана ли ложь во спасение?
4. В чем заключается ужас войны?
5. Для чего нужна спасительная ложь?

Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»

Текст 15. В.М. Шукшин о Родине

Исходный текст: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда». 

Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?
3. Как характеризует человека его отношение к Родине?
4. Как человек должен относиться к Родине?
5. Что значит быть истинным патриотом?
6. Когда человек осознает любовь к Родине? 

Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»

Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии

Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»

Примерный круг проблем:
1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?
2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?
3. Какова цена ошибки на войне?
4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?
6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?
7. Какова была роль лидера в годы войны?

Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»

Текст 17. Л.Н. Толстой о душе

Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»

Примерный круг проблем:
1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4. Что такое совесть?
5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?

«Джейн Эйр» –  известный и популярный у широкого круга читателей роман английской писательницы Шарлотты Бронте.

В произведении затронуто множество проблем и тем. Галерея художественных образов романа богата персонажами с самыми разными характерами и судьбами.

Роман не единожды успешно экранизирован.

История создания

Роман вышел в свет под названием «Джейн Эйр: Автобиография» в 1847 году в лондонском издании «Smith, Elder & Company». Вместо своего настоящего имени писательница указала псевдоним Каррер Белл.

Книга сразу же вызвала интерес у читателей и очень быстро полюбилась им.

Положительными отзывами встретили произведение и критики, в том числе и английский писатель-сатирик Уильям Теккерей – признанный мастер реалистического романа. Именно ему Шарлотта Бронте посвятила второе издание своей книги.

В литературных кругах известны девять переводов романа на русский язык.

Произведение пять раз переводили в XIX веке, дважды – в дореволюционный период XX столетия и дважды – в советское время.

Первая редакция романа на русском языке вышла весной 1849 года в журнале «Библиотека для чтения» под названием «Дженни Ир».

В 1950 году издательство «Лениздат» опубликовало перевод романа под названием «Джен Эйр», выполненный Верой Станевич. В этой редакции сохранился уникальный стиль Шарлотты Бронте, но из соображений советской этики были удалены незначительные фрагменты религиозного толка.

Самым полным и точным переводом популярного романа считается перевод, сделанный Ириной Гуровой и опубликованный под названием «Джейн Эйр» в 1990 году в советском издательстве «Художественная литература».

Роман «Джейн Эйр» частично автобиографичен, основан на событиях, пережитых писательницей или ее сестрами, дополнен художественным вымыслом.

Жанр, направление

Произведение написано в свойственном английской литературе первой половины XIX века готическом стиле.

Книга сочетает в себе признаки социально-психологического, реалистического, любовного, романтического, романа, романа-воспитания и последовательно описывает духовное развитие героини и становление ее цельного, сильного и гордого характера.

События, происходящие с Джейн Эйр в романе, вымышлены писательницей.  Но душевные переживания главной героини, безусловно, близки внутреннему миру Шарлотты Бронте.

Писательница щедро наделила Джейн Эйр, сполна познавшую горесть одиночества, радостями супружества и материнства, хотя сама так никогда и не испытала их, уйдя из жизни в возрасте тридцати девяти лет.

Сюжет

Повествование ведется от лица Джейн Эйр, главной героини произведения.

В начале повествования она предстает перед читателями маленькой девочкой-сиротой, воспитывающейся в доме неродной и жестокой тетки Рид.

Теткины дети и сама миссис Рид при любом удобном случае обижают, унижают Джейн и напоминают ей о том, что она не такая, как они.

Тетка отправляет бедную сироту на обучение в школу Ловуд, где атмосфера такая же суровая и холодная, как и в доме Ридов.

После школы Джейн устраивается в Торнфилде гувернанткой маленькой Адель в дом мистера Рочестера, богатого и знатного человека, который влюбляется в девушку и делает ей предложение. Но их браку не суждено состояться. Рочестер женат, его супруга очень больна.

Джейн в отчаянии покидает дом любимого мужчины.

После нелегких скитаний девушка оказывается в доме священника Сент-Джона Риверса, который видит в ней будущую спутницу жизни и верную помощницу в его религиозных деяниях. Но сердце Джейн по-прежнему принадлежит Рочестеру, она соглашается помогать священнику лишь на правах доброй сестры или подруги.

Волею судьбы Джейн становится наследницей богатого состояния. Он возвращается в Торнфилд, где узнает, что имение сгорело по вине безумной жены Рочестера. Сам хозяин дома, который теперь живет неподалеку от Торнфилда, пытаясь спасти сою супругу, потерял кисть правой руки и ослеп.

Джейн спешит увидеть своего возлюбленного. Через некоторое время они становятся мужем и женой, а спустя два года к Рочестеру частично вернулось зрение.

Главные герои произведения

Главная героиня произведения, Джейн Эйр, познавшая сиротскую долю в доме своей тетки, неласковой и придирчивой миссис Рид, а затем отправленная родственниками в Ловудский приют, словно закаляет силу своего духа из года в год.

При своей внешней неброскости Джейн являет неординарность своего внутреннего мира, свою душевную красоту.

Героиня предельно честна, непреклонна и принципиальна с самого раннего детства. Он трудолюбива и очень много читает. Именно ее ум, прямота, сила воли, духовная глубина заставили обратить на себя внимание богатого и любимого женщинами мистера Рочестера.

Именно в любви к Рочестеру раскрывается широта натуры Джейн Эйр.  Она, узнав перед алтарем страшную тайну любимого человека, не ищет обходных путей, не приспосабливается, а бежит в никуда, не желая нарушить чистоту их любовного союза.

Мистер Рочестер, главный герой романа, статный, гордый и суровый мужчина с своенравным характером мизантропа. Его трудно назвать красавцем, но он отлично сложен.

Он не жалует непослушных, но с удовольствием может поддержать разговор с умным собеседником, способным отстоять свою точку зрения.

Эдвард Рочестер умен, много путешествовал и много видел. Ему интересны мир и жизнь.

Волевой и решительный герой страдает от того, что огромная тайная ответственность возложена на него, лишая полноценной жизни и счастья. Он вынужден не поддаваться душевным порывам, он не может открыть свою душу, он боится привязанности.

Встретив Джейн, Рочестер поначалу ведет себя грубовато и чопорно. Но через некоторое время они становятся хорошими друзьями, а потом Рочестер и вовсе влюбляется в девицу пылко и страстно, являя свою скрытую сторону.

Романтическим флером окутаны его все нарастающие чувства к Джейн.

Благородство и смелость Эдварда проявляются в эпизоде спасения супруги из пылающего дома.

В кульминационной заключительной части романа Рочестер предстает счастливым, просветленным героем, преодолевшим вместе с Джейн превратности судьбы.

Темы и проблемы

Тема женской независимости – одна из ключевых тем романа.

Словами Джейн Эйр Шарлотта Бронте выразила свое авторское кредо: «Женщины испытывают то же, что и мужчины; у них та же потребность проявлять свои способности и искать для себя поле деятельности, как и у их собратьев мужчин; вынужденные жить под суровым гнетом традиций, в косной среде, они страдают совершенно так же, как страдали бы на их месте мужчины». А женщина имеет право развиваться духовно, самоутверждаться и добиваться своих целей.

Важной в произведении является и тема воспитания. Писательница ненавязчиво заостряет на ней внимание на протяжении всего романа. Вначале она рассказывает о том, какими антигуманными методами пытались воздействовать на маленькую Джейн в теткином дом. Затем читатели узнают о «воспитательном» процессе с использованием розог в Ловудской школе. Позже тема воспитания пронизывает фрагменты романа, где говорится об учительском выборе Джейн и ее работе гувернанткой в доме Рочестера.

Ни издевательские и жестокие методы воздействия на девочку миссис Рид, ни унылая жизнь по звонку и атмосфера запугивания в Ловудской школе не сумели вытравить в Джейн ее природную доброту и чувство сострадания близким.

Тема семьи и родственных отношений вместе с темой воспитания также тесно вплетена в канву романа и развивается на всем его протяжении. Джейн в начале романа сирота, одинокая, лишенная родительского тепла и ласки, не знающая нежности матери и поддержки отца. Не дарит ей ощущение семьи и приют в Ловуде. Но внимание директрисы к девочке вносит немного добрых красок в ее жизнь. Впервые, пожалуй, Джейн погружается в атмосферу семейной доброжелательности и уюта в доме мистера Рочестера. И став его женой, героиня, сполна познает радость замужества и материнства.

Религиозная тема в романе обширна. Она не только неразрывно связана с темой воспитания, а и имеет самостоятельное развитие.

Духовные состояния героев передаются через библейские аллюзии и собственную оценку персонажей своей религиозности.

Рисунки Джейн сочетают в себе библейские образы.

О смирении и богобоязненном поведении лицемерно рассуждает мистер Брокльхерст, один из попечителей Ловуда, прибывший забирать девочку в приют, где дети постоянно мерзнут и голодают.

Спасший Джейн, покинувшую дом Рочестера, Сент-Джон Риверс оказывается истовым служителем церкви.

Присущая романтическому произведению тема любви между мужчиной и женщиной, торжествующей несмотря на все трудности и преграды, ставит этот роман в ряд лучших романтических и любовных романов того времени.

Смысл

Всей совей жизнью, своим характером Джейн Эйр доказывает, что женщина — равноправный член общества. Женщина способна достигнуть многого, и в ее достижениях внешняя красота не играет решающей роли.  Счастье обязательно настигнет умную, рассудительную, добропорядочную и верящую в сои силы девушку.

Критика

Читатели и критики с одобрением восприняли увидевший свет роман «Джейн Эйр». Но для самой Шарлотты Бронты крайне важна была оценка ее наставника Уильяма Теккерея, восторженного отозвавшегося о произведении.

Карл Маркс также высоко оценил произведение, особо подчеркнув значимость идеи женской независимости, озвученной в романе. Немецкий философ и экономист считал Шарлотту Бронте одной из лучших английских писательниц.

И в наши дни роман «Джейн Эйр» находится в списке лучших романов мира.

(683 слова) Название знаменитого произведения Антона Павловича Чехова «Дядя Ваня» указывает на простоту и повседневность героев, их мыслей и переживаний. Однако эта кажущаяся «простота» не отменяет насыщенную и интересную проблематику столь известной пьесы А.П. Чехова. Разберем ее подробнее, чтобы лучше понять произведение автора.

Проблематика произведения «Дядя Ваня» связана с важной проблемой экологии. Авторская позиция выражена в репликах Астрова. Чехов изобразил персонажа поистине настоящим ценителем природы и романтиком в душе. Астров отличается своим умом, рассудительностью, наблюдательностью, способностью восхищаться прекрасным. Астрову до глубины души обидно, что леса вырубают только ради выгоды, но никак не в пользу людям. Общество лишь страдает от такого прогресса: всё также распространяется эпидемия, дети живут в нищете, их матери болеют, а отцы вынуждены надрываться на непосильной работе. Писатель показывает, как преобладание финансовых интересов над решением социальных проблем губительно для общества и природы.  

Астров видит неразрывную связь между внутренней красотой и гармонией души и прелестью всего живого, поэтому герой сильно переживает о гибели природного достояния. Автор утверждает, что прогресс только создаёт условия комфортного существования, но никак не гармонию и энергию жизни, которую люди черпают в природе. 

Также в произведении остро поставлена проблема духовной пустоты и бездеятельности, свойственной дворянскому сословию. Данная проблема широко раскрывается в образах Елены и её супруга. Героиня опустошает сердца всех мужчин, которые встречаются ей на пути. Автор наделил Елену искусственной и праздной красотой. У неё красота лишь внешняя, не связанная с душевной. Елена полностью противоположна идеалу автора. Ведь Чехов считает,  что в человеке прекрасным должно быть всё: и внешность, и духовная чистота. Однако Елена этот принцип не соблюдает, поэтому она создаёт негативную обстановку в доме, ее окружает вражда. Героиня разрушает отношения Астрова с Соней, сводит с ума Ивана. Можно сказать, что любовный треугольник Чехова изобличает горькую правду жизни: мужчина делает серьёзную ошибку, предпочитая красивую внешность красоте и гармонии души. Елена обладает жестокой и разрушительной силой, способной смести всё искреннее и настоящее на жизненном пути. В таких условиях союз Елены и Астрова обречён на гибель. Но и сама Елена несчастна: от скучной и пустой жизни она не получает удовольствия, ведь смутно ощущает, что живет напрасно, без цели.

В своём произведении Антон Павлович затронул тему бездеятельности личности и утраченных возможностей. Каждый персонаж пьесы Чехова страдает от неспособности что-то изменить в своей жизни, от нерешительности к ответственному шагу. Каждый герой произведения осознает, что проживает свое время впустую, но ничего не может с этим поделать. 

Настроение произведения «Дядя Ваня» пронизано мотивами разочарования, беспомощностью и безысходностью. В итоге маленький бытовой конфликт постепенно перерастает во внутриличностный, который не имеет разрешения. Антон Павлович Чехов мастерски создал новый тип драмы, где однотипные будни выступают главной причиной драматического конфликта. Установившийся порядок сделал героев равнодушными и несправедливыми не только по отношению к друг другу, но и по отношению к себе. 

Олицетворением трудолюбия в произведении является главный герой Дядя Ваня. Это добродушный и короткий человек 48-ми лет. В представлении Чехова герой является идеалистом, противоречащим реальности. Дядя Ваня упорно трудится вместе с племянницей Соней, чтобы оказать помощь профессору Серебрякову в служении науке. Он надеялся, что вместе с профессором сможет изменить мир в лучшую сторону. Однако Серебряков оказывается лишь трутнем на теле прогресса. Это заурядный человек, который занял чужое место. Он умеет красиво говорить и показать себя в лучшем свете — и это все. Серебряков живёт благодаря чужому труду и даже об этом не задумывается. Однажды он приходит к выводу, что нужно продать свое имение. Поражает то равнодушие, с которым герой приходит к такому умозаключению. Ему совершенно безразлично, что станет с людьми, которые всё это время его обслуживали и трудились ради его благополучия. А ведь речь идет о его единственной родной дочери! Отец ее думал только о своих нуждах и откровенно забыл о ее существовании. Автор поднимает проблему эгоизма на этом примере.

Интересно выглядит кульминация рассказа — бунт Дяди Вани, который ничего не меняет и ни к чему не приводит. Бунт главного героя олицетворяет бессмысленный уклад жизни персонажей. 

Антон Павлович Чехов — настоящий мастер в описании деталей и подробностей в произведении, с помощью которых раскрывается его основная суть. Чехов — один из тех писателей, которые мечтали о том, чтобы в человеческой жизни всё было разумно и прекрасно. Авторская позиция выражена в простых словах Астрова: «В человеке всё должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…».

Автор: Виктория Комарова

Многомудрый Литрекон представляет итоговое сочинение по направлению «Разговор с собой» на тему: Соответствует ли внутренний мир внешнему облику? Аргументы он взял из книг «Война и мир», «Тихий Дон», «Евгений Онегин», «Горе от ума».

Вариант 1

(403 слова) Внутренний мир – это то уникальное, что отличает нас от всех окружающих. Однако встречают нас всегда по одежке, и лишь провожают по уму. Даже эта пословица говорит о том, что внешность далеко не всегда соответствует внутренним качествам. В данном высказывании они противопоставляются друг другу, ведь человек может быть миловидным, а внутри — порочным, или наоборот. Об несоответствии внутреннего и внешнего содержания личности задумывались многие писатели. 

Марья Болконская, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир», не отличалась внешней привлекательностью. Причем ее некрасивость увеличивалась, когда она специально пыталась кому-то понравиться или смотрела в зеркало. В то же время, когда героиня не думала о своей внешности, ее лучистые, добрые глаза делали лицо прекрасным и озаряли его светом. И Марья была действительно доброй, милосердной и сердечной. Несмотря на ее мягкий характер, на ней держался весь дом, ведь она поддерживала своего брата, его жену (пока последняя не умерла), отца. Болконская воспитывала племянника и передавала ему самое лучшее и нравственное от себя. Несмотря на первоначальную враждебность, она подружилась и с Наташей Ростовой, стала ей верной подругой, также оказывала поддержку в самых трудных ситуациях. Внутренний мир Марьи Болконской был гораздо прекраснее ее внешности. В конце концов, ее внутреннюю красоту оценили, у нее появились любовь, семья, близкие друзья. Этот пример говорит о том, что внешность далеко не всегда соответствует внутреннему миру.

Рассмотрим другой пример. Дарья Мелехова, героиня романа М. Шолохова «Тихий Дон», была привлекательной женщиной, притягивающей взгляды окружающих. Однако за внешней красотой не скрывалось духовного богатства. Дарья была поверхностной, нетерпеливой, ленивой. Героиня была настолько легкомысленной, что ее измены мужу были не коварством, а безрассудством. Она действительно каждый раз верила, что встретила любовь, а потом верила, что снова любит мужа. Ее душа была пуста и не способна любить. Дарье хотелось лишь развлекаться и веселиться. При этом ее нельзя назвать злой и расчётливой, она просто ветреная и ленивая женщина. Однако за все приходится платить, и Дарья поплатилась смертью. Она заразилась сифилисом, который в начале ХХ века почти не поддавался лечению. Потеря красоты для нее была подобна смерти, потому что больше у нее ничего не было, поэтому она утопилась. За красивой внешностью подчас скрывается бессодержательность. Привлекательность ничего не стоит, если душа пуста.

А. П. Чехов говорил, что в человеке все должно быть прекрасно – и лицо, и одежда, и душа, и мысли. Этот вариант идеальный, но в реальной жизни так бывает далеко не всегда. Внутренний мир не всегда соответствует внешности. Однако не стоит отчаиваться, постоянное развитие отстающих аспектов и самовоспитание подарят вам гармонию с миром. 

Вариант 2

(423 слова) Многие люди задаются вопросом: «Соответствует ли облик внутреннему миру человека»? Хочется верить, что да, ведь так приятно смотреть на красивое лицо собеседника и слушать глубокомысленные речи. Однако так бывает далеко не всегда: соответствие внутреннего и внешнего содержания — это счастливая случайность, а не закономерность. Данную мысль подтверждают многочисленные литературные примеры.

Разберем один из них. В романе в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин» главный герой познакомился с двумя сестрами — Ольгой, возлюбленной друга, и Татьяной, старшей дочерью Лариных. Владимир Ленский, жених Ольги, души не чаял в своей избраннице. У нее были чудесные белокурые локоны, голубые глаза, круглое и миловидное лицо, прекрасная фигура. Однако Евгению прелесть девушки показалась безжизненной и скучной: «В чертах у Ольги жизни нет». Герой сравнил ее с «глупой луной», которая всегда однообразно светит и надоедает. Онегин сразу же разглядел полное соответствие внешности и внутреннего мира Ольги: ее духовное и интеллектуальное содержание было таким же пресным, стандартным и клишированным. В ней не было индивидуальности, поэтому она не заинтересовала пресыщенного ценителя вроде Онегина. Но Ленский полюбил в ней ту самую простоту, скромность и заурядность. В данном примере мы видим гармонию облика и души и убеждаемся, что такое вполне может быть.

Однако еще чаще мы видим полное несоответствие внешности и внутреннего мира. Например, в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» мы видим много таких героев. Молчалин внешне тих, скромен, аккуратен и уступчив. Ни одного лишнего слова, ни одного неосторожного поступка не позволяет себе этот безукоризненный молодой человек, у которого «в лице ни тени беспокойства». Он недурен собой и имеет прекрасные манеры в высшем свете. На самом же деле Молчалин скрывает свою истинную сущность под маской угодливости и лести. Внутри он хитрый, грубый и алчный «повеса», который охотно пристает к служанке, пока ради повышения волочится за госпожой. Не менее обманчива красота Софьи, обманутой им. Внешне она мила, послушна, скромна, начитана, однако втайне от отца принимает по ночам его секретаря. Пользуясь доверием большинства, она вводит общество в заблуждение, выставляя Чацкого сумасшедшим. Этой подлостью прекрасная девушка платит за искреннее расположение Чацкого и его чувства. Не менее лицемерен ее отец: красивый и статный вельможа, известный своим «монашеским» поведением, пристает к горничной при первой же возможности. Люди склонны приукрашивать себя внешне, маскируя внутреннюю порочность. Поэтому нельзя полагаться на то, что их миловидность соответствует внутреннему миру.

Таким образом, внешность может гармонировать с внутренним содержанием личности, однако это лишь счастливый случай. Гораздо чаще люди стремятся показать себя лучше, чем они есть на самом деле. Многие из них специально работают над миловидностью своего облика, чтобы скрыть пустоту внутри себя. Поэтому важно оценивать человека объективно, не давая ему возможности ослепить вас внешним блеском.

Автор: Мария Копусова

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»)

    Творчество Н. Заблоцкого многогранно. Это поэт – мыслитель. Его интересуют философские, вечные вопросы, среди которых особое место занимает тема человеческой красоты, как внутренней, так и внешней.

    Необычно стихотворение «О красоте человеческих лиц». Само название говорит нам, что оно написано в форме размышления на тему человеческой красоты. Заболоцкий — не единственный поэт-мыслитель, который осмысливает эту эстетическую категорию. Но решает поэт этот вопрос по-своему, оригинально.

    Центральный приём, используемый автором в стихотворении, – развёрнутая метафора. Автор говорит о том, что есть совсем разные лица. Он сравнивает живое с неживым.

    Стихотворение разбивается на две части. В первой части Заболоцкий выстраивает целую галерею различных лиц. Лица – всё равно, что архитектурные строения, дома. И как здания вызывают разные мысли, разные эмоции, принадлежат разным владельцам, так же различны и лица: «Есть лица, подобные пышным порталам, Где всюду великое чудится в малом…»

    В этих строках Заболоцкий говорит о людях, красивых внешне. Красота – это огромная ценность, она может сводить с ума, подчинять себе, делать её владельца уверенным, тщеславным, надменным. Но надолго ли? Красота внешняя без внутреннего содержания не может надолго задержать внимание. Внешняя красота пуста.

    Есть и иные лица: «… подобия жалких лачуг, Где варится печень и мокнет сычуг…» То есть лица невыразительные, угрюмые, выражающие усталость, говорящие о проблемах в жизни, это лица, вызывающие, в лучшем случае, сочувствие.

    Далее автор говорит о людях скрытных, не пускающих в свою жизнь посторонних. Души таких людей холодны, в них нет жизни: «Иные холодные, мёртвые лица Закрыты решётками, словно темница».

    Особо поэт выделяет «маленькую хижинку». Это отдельная развёрнутая метафора. Он называет хижину «неказистой и небогатой», то есть лицо этого человека было, на первый взгляд, неприметным. В нем не было броской красоты, затмевающей всё вокруг. Но как душу человека можно разглядеть во взгляде, так из окна хижины «струилось дыханье весеннего дня». Далее автор делает заключение:

    Поистине мир и велик и чудесен!

    Есть лица – подобья ликующих песен.

    Из этих, как солнце, сияющих нот

    Составлена песня небесных высот.

    Автор не случайно употребляет в этих строках приподнятую лексику. Здесь содержится идея стихотворения. Самое главное в человеке не внешняя красота, а внутренняя, красота души. Именно такая красота делает лицо живым, одухотворённым. Она притягивает к себе других, вызывает положительные эмоции, заставляет человека петь, делает его счастливым.

    Интересно стихотворение «Некрасивая девочка». Здесь также звучит тема красоты. Это бытовая зарисовка, заканчивающаяся отвлечённым рассуждением, моралью. В стихотворении есть сюжет. Герой видит на улице играющую с другими детьми девочку, которая ещё не знает, что она «лишь бедная дурнушка», «лягушонок». Автор задумывается о дальнейшей судьбе девочки:

    …будет день, когда она, рыдая,

    Увидит с ужасом, что посреди подруг

    Она всего лишь бедная дурнушка!

    Поэт верит, что жизнь не сломает её души, такой чистой, непосредственной, открытой миру. Он убежден, что главное в человеке — «младенческая грация души». В последних строках лежит гуманистическая идея:

    … что есть красота?

    И почему её обожествляют люди?

    Сосуд она, в котором пустота,

    Или огонь, мерцающий в сосуде?

    Истинная красота – это безудержное «счастье бытия», которое рождается от соединения своего счастья с общим.

    Философская мысль заложена и в стихотворении «Старая актриса». Стихотворение также сюжетно. В нем раскрывается образ уже немолодой актрисы, красота и слава которой осталась в её памяти и в вещах:

    Здесь картины, портреты, альбомы, венки,

    Здесь дыхание южных растений,

    И они её образ, годам вопреки,

    Сохранят для юных поколений.

    Но актриса, со своим блистательным прошлым, со своим талантом и воспоминаниями о былой красоте, оказывается жестокой:

    И не важно, не важно, что в дальнем углу,

    В полутёмном и низком подвале,

    Бесприютная девочка спит на полу,

    На тряпичном своём одеяле.

    Поэт говорит о совмещении в героине житейской мелочности и таланта, о «неразумной силе искусства, подымающей над миром такие сердца».

    Размышляя о внутренней и внешней красоте человека, Заболоцкий приходит к выводу, что важнее красота души. Именно она способна принести счастье её обладателю и окружающим.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Заболоцкий Н.А. / Разное / Проблема внешней и внутренней красоты в творчестве Н. Заболоцкого (анализ стихотворений «О красоте человеческих лиц», «Некрасивая девочка», «Старая актриса»)

  • Проблема власти в капитанской дочке сочинение
  • Проблема влияния взглядов одного человека на взгляды другого человека сочинение герцен
  • Проблема внешнего и внутреннего проявления доброты сочинение по достоевскому
  • Проблема взаимоотношений учителя и учеников сочинение
  • Проблема в потребности в друге сочинение