сочинение егэ в первую очередь пелагея сходила в темную без света боковушку егэ

Сочинение по тексту:

В чем заключается сила музыки? Вот вопрос, над которым задумывается Е. Носов.

Размышляя над этой проблемой, автор говорит о роли музыки в жизни человека. С сочувствием повествует он о несчастной судьбе старухи Пелагеи, потерявшей родных в годы Великой Отечественной войны. «Четверо легло из нашего дома. А по деревне так и не счесть»,- с чувством грусти, беспредельной тоски рассказывает убитая горем женщина. Будто рефреном вторит печальной истории Пелагеи вторая соната Шопена, которую исполняет на корнете дядя Саша, чьи звуки ничуть не хуже душераздирающего рассказа Пелагеи передают страдания тысяч людей, скорбь «не по одному только павшему герою».Вот она, величайшая сила музыки!

Определить позицию автора довольно просто: музыка способна выразить самые глубокие и сокровенные чувства человека. В этом и заключается ее сила.

Я полностью разделяю точку зрения Е. Носова. Действительно, звуки музыки могут передать боль и тоску, счастье и любовь. Об этом не раз размышляли русские классики.

А. И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» доказывает, что музыка способна выразить самые глубокие и сокровенные чувства человека. Исполняемая пианисткой Женни Рейтор бетховенская «Аппассионата» передаст княгине Вере Николаевне все эмоции, переживания беспредельно любившего ее Желткова. Слушая мелодию со слезами на глазах, женщина промолвит: «Он простил меня теперь. Все хорошо».

О том, что музыка обладает огромной силой, потому как может передать разные человеческие чувства, свидетельствует повесть В. Астафьева «Последний поклон». Главный герой произведения рассказывает, как сильно повлияла на него давно знакомая мелодия, всегда рождавшая в персонаже чувство беспредельной любви к Родине и к своим близким, во время Великой Отечественной войны. Она стала для него «древним боевым кличем»: «разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома». Вот она, величайшая сила музыки!

Таким образом, музыка способна передать счастье и горе, любовь и ненависть. В этом и заключается ее сила.

Текст Е. Носова: неполный

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.

(2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия.

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.

Сочинение по тексту:

В чем заключается сила музыки? Вот вопрос, над которым задумывается Е. Носов.

Размышляя над этой проблемой, автор говорит о роли музыки в жизни человека. С сочувствием повествует он о несчастной судьбе старухи Пелагеи, потерявшей родных в годы Великой Отечественной войны. «Четверо легло из нашего дома. А по деревне так и не счесть»,- с чувством грусти, беспредельной тоски рассказывает убитая горем женщина. Будто рефреном вторит печальной истории Пелагеи вторая соната Шопена, которую исполняет на корнете дядя Саша, чьи звуки ничуть не хуже душераздирающего рассказа Пелагеи передают страдания тысяч людей, скорбь «не по одному только павшему герою».Вот она, величайшая сила музыки!

Определить позицию автора довольно просто: музыка способна выразить самые глубокие и сокровенные чувства человека. В этом и заключается ее сила.

Я полностью разделяю точку зрения Е. Носова. Действительно, звуки музыки могут передать боль и тоску, счастье и любовь. Об этом не раз размышляли русские классики.

А. И. Куприн в повести «Гранатовый браслет» доказывает, что музыка способна выразить самые глубокие и сокровенные чувства человека. Исполняемая пианисткой Женни Рейтор бетховенская «Аппассионата» передаст княгине Вере Николаевне все эмоции, переживания беспредельно любившего ее Желткова. Слушая мелодию со слезами на глазах, женщина промолвит: «Он простил меня теперь. Все хорошо».

О том, что музыка обладает огромной силой, потому как может передать разные человеческие чувства, свидетельствует повесть В. Астафьева «Последний поклон». Главный герой произведения рассказывает, как сильно повлияла на него давно знакомая мелодия, всегда рождавшая в персонаже чувство беспредельной любви к Родине и к своим близким, во время Великой Отечественной войны. Она стала для него «древним боевым кличем»: «разворачивала душу, как огонь войны разворачивал дома». Вот она, величайшая сила музыки!

Таким образом, музыка способна передать счастье и горе, любовь и ненависть. В этом и заключается ее сила.

Текст Е. Носова: неполный

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.

(2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия.

В чем заключается сила музыки? Вот вопрос, над которым задумывается Е. Носов.

1 В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями.

Vopvet. ru

16.08.2020 21:14:30

2020-08-16 21:14:30

Текст

(1)В первую очередь Пелагея сходила в темную, без све­та, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да еще солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голо­ве. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние че­ловеческие черты, подернутся желтым налетом небытия. (5)И даже память, быть может, все труднее, все невернее воскрешает далекие, годами застланные черты. (6)И верным остается только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла ее в тем­ную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину мо­гилку. (Ю)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А мо­жет, и не под которым. (17)А Леша наш до сего дня без по­хоронной. (18)0дна мама все надеется.

(19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

(20) И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната. номер. два.

(21) Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» озна­чали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и по­удобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подра­гивающие стекла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие темные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же из­раненным сердцем матери.

(27) И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28) Боль такова, будто пали воины все до единого и ос­тались лишь дети, женщины и священнослужители, горест­но склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29) И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжелых раскатов грома, так и дядя Саша повел потом мелодию на своем корнете в тихом сопут — ствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (ЗО)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлен­но. (ЗІ)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она ис­тончилась совсем, завершившись как бы легким вздохом и обратись в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (ЗЗ)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35) Вот и проводили наших. (Зб)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ноч­ным бездорожьем. (38)Все так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, все так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредото­ченно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжелое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.

Сочинение

Самые простые люди нередко бывают очень восприимчи­вы к прекрасному. На уровне природной интуиции они чув­ствуют музыку, живопись, литературу. Неискушенная чис­тота и доброта отличают таких людей.

К проблеме природной душевной красоты и чуткости, к проблеме потребности в прекрасном обращается писатель Ев­гений Носов. Простые русские женщины с нелегкой судьбой, потерявшие на войне своих близких, переживают еще раз боль утраты, слушая Шопена: «Звуки страдания тяжело бились, стонали в тесной горнице. » С деликатным уважением автор показывает душевную чуткость простой русской женщины: «Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту пе­чешь раненой души неизвестного ей Шопена таким же изра­ненным сердцем матери». Авторское чувство невольно переда­ется читателю. Прекрасная в своем страдании, простая старая женщина находит отклик в музыке великого Шопена.

Внутренняя красота и богатство нередко находят выра­жение в отношении к музыке. Вспомним Наташу Ростову из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Танец под игру бала­лайки раскрывает ее лучшие душевные качества. В ней про­сыпаются истинная простота и народность, и все присутст­вующие в доме дядюшки с восторгом наблюдают за танцем Наташи.

Люди, по-настоящему увлеченные музыкой, отдают ей душу, готовы служить ей вечно. Герой рассказа А. И. Ку­прина «Гамбринус» играл на скрипке в портовом кабаке, и моряки специально приходили его послушать. Но его моби­лизовали в армию, в бою он был тяжело ранен, потерял ру­ку. Он больше не сможет играть на скрипке — что может быть ужаснее! Но Сашка научился виртуозно играть на губ­ной гармошке и вернулся в кабак, чтобы радовать своих бесхитростных слушателей.

Настоящее искусство всегда вызывает душевный отклик, причем как людей искушенных, подготовленных, так и тех, кто чувствует прекрасное сердцем. Искусство должно про­буждать в людях все самое лучшее.

(19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

Текст

(1)В первую очередь Пелагея сходила в темную, без све­та, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да еще солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голо­ве. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние че­ловеческие черты, подернутся желтым налетом небытия. (5)И даже память, быть может, все труднее, все невернее воскрешает далекие, годами застланные черты. (6)И верным остается только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла ее в тем­ную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину мо­гилку. (Ю)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А мо­жет, и не под которым. (17)А Леша наш до сего дня без по­хоронной. (18)0дна мама все надеется.

(19) Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

(20) И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната. номер. два.

(21) Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» озна­чали просто музыку, а значит и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и по­удобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подра­гивающие стекла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие темные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же из­раненным сердцем матери.

(27) И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28) Боль такова, будто пали воины все до единого и ос­тались лишь дети, женщины и священнослужители, горест­но склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29) И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжелых раскатов грома, так и дядя Саша повел потом мелодию на своем корнете в тихом сопут — ствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (ЗО)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлен­но. (ЗІ)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она ис­тончилась совсем, завершившись как бы легким вздохом и обратись в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

— (ЗЗ)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35) Вот и проводили наших. (Зб)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ноч­ным бездорожьем. (38)Все так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, все так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредото­ченно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжелое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.

Сочинение

Самые простые люди нередко бывают очень восприимчи­вы к прекрасному. На уровне природной интуиции они чув­ствуют музыку, живопись, литературу. Неискушенная чис­тота и доброта отличают таких людей.

К проблеме природной душевной красоты и чуткости, к проблеме потребности в прекрасном обращается писатель Ев­гений Носов. Простые русские женщины с нелегкой судьбой, потерявшие на войне своих близких, переживают еще раз боль утраты, слушая Шопена: «Звуки страдания тяжело бились, стонали в тесной горнице. » С деликатным уважением автор показывает душевную чуткость простой русской женщины: «Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту пе­чешь раненой души неизвестного ей Шопена таким же изра­ненным сердцем матери». Авторское чувство невольно переда­ется читателю. Прекрасная в своем страдании, простая старая женщина находит отклик в музыке великого Шопена.

Внутренняя красота и богатство нередко находят выра­жение в отношении к музыке. Вспомним Наташу Ростову из романа Л. Н. Толстого «Война и мир». Танец под игру бала­лайки раскрывает ее лучшие душевные качества. В ней про­сыпаются истинная простота и народность, и все присутст­вующие в доме дядюшки с восторгом наблюдают за танцем Наташи.

Люди, по-настоящему увлеченные музыкой, отдают ей душу, готовы служить ей вечно. Герой рассказа А. И. Ку­прина «Гамбринус» играл на скрипке в портовом кабаке, и моряки специально приходили его послушать. Но его моби­лизовали в армию, в бою он был тяжело ранен, потерял ру­ку. Он больше не сможет играть на скрипке — что может быть ужаснее! Но Сашка научился виртуозно играть на губ­ной гармошке и вернулся в кабак, чтобы радовать своих бесхитростных слушателей.

Настоящее искусство всегда вызывает душевный отклик, причем как людей искушенных, подготовленных, так и тех, кто чувствует прекрасное сердцем. Искусство должно про­буждать в людях все самое лучшее.

К проблеме природной душевной красоты и чуткости, к проблеме потребности в прекрасном обращается писатель Ев­гений Носов. Простые русские женщины с нелегкой судьбой, потерявшие на войне своих близких, переживают еще раз боль утраты, слушая Шопена: «Звуки страдания тяжело бились, стонали в тесной горнице. » С деликатным уважением автор показывает душевную чуткость простой русской женщины: «Она слышала все и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаенно и благостно вбирала эту скорбь и эту пе­чешь раненой души неизвестного ей Шопена таким же изра­ненным сердцем матери». Авторское чувство невольно переда­ется читателю. Прекрасная в своем страдании, простая старая женщина находит отклик в музыке великого Шопена.

15 Вечная слава, а кому не написано.

Referat5top. ru

13.06.2017 8:11:42

2017-06-13 08:11:42

Условие

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной. (18)Одна мама всё надеется.

(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната. номер. два.

(21)Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит, и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлённо. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

(33)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35)Вот и проводили наших. (36)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.

Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Пояснение

Проблема влияния музыки на человека.

Какое влияние может оказать музыка на человека?

Проблема исторической памяти.

Как люди сохраняют память о погибших в годы Великой Отечественной войны?

Проблема проявления материнской любви.

В чём проявляется материнская любовь?

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объём сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Текст:

(1)В первую очередь Пелагея сходила в тёмную, без света, боковушку, вынесла небольшую рамку с фотографиями. (2)Она дрожащими пальцами потрогала стекло в том месте, где была вставлена крошечная фотокарточка с уголком для печати. (3)На снимке просматривались одни только глаза да ещё солдатская пилотка, косо сидевшая на стриженой голове. (4)Вот-вот истают с этого кусочка бумаги последние человеческие черты, подёрнутся жёлтым налётом небытия. (5)И даже память, быть может, всё труднее, всё невернее воскрешает далёкие, годами застланные черты. (6)И верным остаётся только материнское сердце.

(7)Хозяйка взяла со стола рамку, опять отнесла её в тёмную боковушку и, воротясь, подытожила:

— Четверо легло из нашего дома. (8)А по деревне так и не счесть. (9)Ездила я года два назад поискать папину могилку. (10)Сообщали, будто под Великими Луками он. (11)Ну, поехала. (12)В военкомате даже район указали.

(13)И верно, стоят там памятники. (14)Дак под которым наш-то? (15)Вечная слава, а кому — не написано. (16)А может, и не под которым. (17)А Лёша наш до сего дня без похоронной. (18)Одна мама всё надеется.

(19)Тут подала голос старуха, тронув дядю Сашу за руку, попросила:

— Сыграй, милый, сыграй.

(20)И, глядя вниз, на свои пальцы, что уже лежали на клапанах, выждав паузу, он объявил, разделяя слова:

— Шопен, соната. номер. два.

(21)Пелагея, для которой слова «соната», «Шопен» означали просто музыку, а значит, и веселье, при первых звуках вздрогнула, как от удара. (22)Она с растерянной улыбкой покосилась на старуху, но та лишь прикрыла глаза и поудобнее положила одна на другую сухие руки.

(23)3вуки страдания тяжко бились, стонали в тесной горнице, ударялись о стены, об оконные, испуганно подрагивающие стёкла. (24)Когда была проиграна басовая партия, вскинулись, сверкнув, сразу три корнета, наполнив комнату неутешным взрыдом. (25)Старуха, держа большие тёмные руки на коленях, сидела неподвижно и прямо. (26)Она слышала всё и теперь, уйдя, отрешившись от других и от самой себя, затаённо и благостно вбирала эту скорбь и эту печаль раненой души неизвестного ей Шопена таким же израненным сердцем матери.

(27)И дядя Саша вспомнил, что именно об этой великой сонате кто-то, тоже великий, сказал, что скорбь в ней не по одному только павшему герою.

(28)Боль такова, будто пали воины все до единого и остались лишь дети, женщины и священнослужители, горестно склонившие головы перед неисчислимыми жертвами.

(29)И как проливается последний дождь при умытом солнце уже без туч и тяжёлых раскатов грома, так и дядя Саша повёл потом мелодию на своём корнете в тихом сопутствии одних только теноров: без литавр, басов и барабанов. (30)Это было то высокое серебряное соло, что, успокаивая, звучало и нежно, и трепетно, и выплаканно, и просветлённо. (31)Печаль как бы истаивала, иссякала, и, когда она истончилась совсем, завершившись как бы лёгким вздохом и обратясь в тишину, дядя Саша отнял от губ мундштук.

(32)Старуха наконец встала и поковыляла одна, шаркая подшитыми валенками.

(33)Ну вот и ладно. — проговорила она. — (34)Хорошо сыграли. (35)Вот и проводили наших. (36)Спасибо.

. (37)Музыканты шли к большаку непроглядным ночным бездорожьем. (38)Всё так же сыпался и вызванивал на трубах холодный невидимый дождь, всё так же вязли и разъезжались мокрые башмаки. (39)Шли молча, сосредоточенно, перебрасываясь редкими словами, и старшой слышал близко, сразу же за собой, тяжёлое, упрямое дыхание строя. (40)Как тогда, в сорок третьем.

Евгений Иванович Носов (1925–2002) — русский писатель, участник Великой Отечественной войны.

Проблема проявления материнской любви.

Условие

15 Вечная слава, а кому не написано.

Academyege. ru

13.04.2020 3:14:38

2020-04-13 03:14:38

Источники:

Https://vopvet. ru/news/v_chem_zakljuchaetsja_sila_muzyki_po_e_nosovu/2015-08-28-1812

Https://referat5top. ru/sochineniya-ege/5615-sochinenie-ege-11-klass-problema-sokhraneniya-istoricheskoj-pamyati

Https://academyege. ru/task/586.html