Проблема в рассказе шолохова родинка

Оценка роли пейзажа в раскрытии основной темы донских рассказов м.а. шолохова в основе нашей работы лежит исследование пейзажа в донских

ОЦЕНКА  РОЛИ  ПЕЙЗАЖА 
В  РАСКРЫТИИ  ОСНОВНОЙ  ТЕМЫ  «ДОНСКИХ 
РАССКАЗОВ»  М.А.  ШОЛОХОВА

В 
основе  нашей  работы  лежит  исследование 
пейзажа  в  «Донских  рассказах»  М.А. 
Шолохова.  Анализ  особенностей  и  своеобразия 
языка  автора  как  средства  раскрытия 
основной  проблемы,  которая  пронизывает  все 
произведения  сборника.  Рассматривая  пейзаж  в 
рассказах  М.  Шолохова,  обращаем  внимание  на 
то,  как  автор,  изображая  состояние  и 
изменение  природы,  выражает  свой  протест 
гражданина  и  писателя  против  унижения  и 
уничтожения  человека.

Предмет 
исследования
  —  изображение 
пейзажа  как  средства  сопереживания  человека 
и  природы.

Цель 
работы
:  познание  диалектики 
развития  природы  и  определение  ее  роли 
в  описании  трагических  противоречий  XX  века.

Задачи:

·    
Анализ  влияния  природы  на  человеческие  души.

·    
Определение  изобразительно-выразительные  средств  языка, 
используемых  автором,  при  передаче  состояния 
природы.

·    
Оценка  формы  воплощения  авторской  позиции 
через  описание  природных  взаимодействий.

Методы 
исследования
:  теоретическое  изучение 
проблемы  по  литературным  источникам;  анализ 
изобразительных  средств,  использованных  М. 
Шолоховым:  особенностей  метафор,  сравнений, 
олицетворений,  эпитетов,  описания  цветовой  гаммы. 

Актуальность 
темы  заключается  в  интересе  людей  к 
прочтению  художественных  произведении.  Исходя  из 
этого,  осмелюсь  предположить,  что  большинство 
людей  обращают  внимание  на  какие-то 
конкретные  детали,  в  данном  случае,  на 
описание  природы  в  художественных  произведениях, 
и  ее  влияние  на  смысл  произведения  в 
целом.  Нам  предстоит  дать  оценочное 
суждение  роли  природы  в  произведениях  М.А. 
Шолохова  «Донские  рассказы».  В  этих 
произведениях  за  основу  взята  антивоенная 
тематика  и  жизнь  обычных  граждан  во 
время  Гражданской  войны. 

Гипотеза 
исследования
:  Я  предполагаю, 
что  описание  природных  условий  в 
произведениях  является  чем-то  большим,  чем 
просто  фоном  для  красивого  восприятия 
текста.  На  мой  взгляд,  роль  пейзажа 
достаточно  значима,  и  является  важным  звеном 
в  создании  произведения,  и  дает  наиболее 
полное  представление  о  мыслях  автора,  изложенных 
в  тексте.

  Целью 
нашего  анализа  описания  пейзажа  в  финальных 
сценах,  начиная  с  самых  ранних  рассказов: 
«Родинка»,  «Продкомиссар»  и  др.  является  оценка: 
какой  из  рассказов  носит  более 
оптимистичный  характер,  а  какой  более  трагичный. 
Мы  сравниваем  пейзаж  в  начале  рассказа 
и  в  его  финале,  для  того,  чтобы 
установить  диалектику  развития  основной  проблемы, 
находящейся  в  основе  творчества  М. 
Шолохова.  В  результате  исследования  нам 
удалось  установить,  что  каждый  из  рассказов 
—  это  предостережение  писателя,  это  укор 
человеку,  развязавшему  войну  и  ввергнувшему 
в  нее  тот  мир,  в  котором  он 
живет,  который  он  любит,  который  дал 
ему  (человеку)  жизнь.  Для  многих  поколений 
творчество  М.  Шолохова  долгое  время  еще 
будет  оставаться  загадочным  явлением.

Основная 
часть.

Вот 
уже  более  полувека  его  творчество  вызывает 
восхищение,  потрясение  и  удивление.  Каким 
образом  автор,  не  имеющий  даже  полного 
образования,  сумел  проникнуть  в  диалектику 
природы  и  глубокий  смысл  трагических 
противоречий  века?  Как  он  мог  передать 
тончайшие  движения  человеческой  души  в 
неразрывной  связи  с  природой  и  открыть 
такие  истины,  которые,  казалось,  по  плечу 
только  сотням  и  тысячам  ученых-историков, 
философов,  психологов,  а  не  одному  простому 
человеку.  В  «Донских  рассказах»  М.  Шолохов 
показал  взаимоотношения  человека  с  окружающей 
средой,  показал  ту  самую  неразрывную  связь, 
которая  способна  спасти,  предупредить  людей 
об  опасности  совершаемых  ими  действий. 
Природа  сопереживает  вместе  с  человеком,  и 
если  страдает  хоть  какое-то  живое  существо, 
то  природа  сопереживает  вместе  с  ним.

 
Например,  в  рассказе  «Родинка»  вначале 
дается  описание  природы,  окружающей  среды. 
Тревожное  ощущение,  тяжелая  жизнь  и  царящий 
вокруг  хаос  переданы  в  нескольких  строках: 
«…Хата,  где  квартирует  Николка,  стоит  на 
яру  с  Доном.  Из  окон  видно  зеленое 
расплескавшееся  Обдонье  и  вороневую  сталь 
воды.  По  ночам  в  бурю  волны  стучатся 
под  яром,  ставни  тоскуют,  захлебываясь,  и 
чудится  Николке,  что  вода  вкрадчиво  ползет 
в  щели  пола  и,  прибывая,  трясет 
хату…»  [2,  с.  67].  Немного  позже; 
перед  самой  встречей  сына  Николки  с 
отцом  описание  природы  резко  изменяется: 
«За  перелеском  кто-то  взвыл  по-звериному  и 
осекся.  Солнце  скрылось  за  тучей,  и 
на  степь,  на  шлях,  на  лес,  ветрами 
и  осенью  обтерханной,  упали  плывучие  тени». 
Сама  природа  словно  возвестила  о 
надвигающейся  трагедии.  Николка  убит  своим 
же  отцом,  не  подозревающий  о  том,  что 
это  его  сын.

  В 
другом  рассказе  —  «Пастух»  —  показано, 
как  тяжело  живется  Григорию  и  его 
сестре  Дунятке.  Начинается  рассказ  с 
описания  пейзажа:  «Из  степи,  бурей, 
выжженной  солнцем,  с  солончаков,  потрескавшихся 
и  белых,  с  восхода  —  шестнадцать 
суток  дул  горячий  ветер.  Обуглилась  земля, 
травы  желтизной  покоробились,  у  колодцев, 
густо  просыпанных  вдоль  шляха,  жилы 
пересохли;  а  хлебный  колос,  еще  не 
выметавшийся  из  трубки,  квело  поблек, 
завял,  к  земле  нагнулся,  сгорбатившись 
по-стариковски».  По  мнению  автора,  устала 
переносить  земля  бремя  войны,  удерживать  на 
себе  миллионы  мертвых  тел.

Пейзаж 
у  М.  Шолохова  показан  глазами  казака, 
который  живет  на  этой  земле,  любит 
эту  землю,  работает  на  этой  земле; 
для  которого  эта  земля  и  поилица,  и 
кормилица.  Она  вскормлена  потом  и  кровью. 
«  …Небо  поблекло.  Росой  медвяной  и 
знобкой  вспотела  трава.  Из-за  Дона,  с 
песков  лимонных,  сыпучих,  утро  зашагало» 
(«Коловерть»)  [2,  с.  45].  Или,  «а  над 
землей,  разомлевшей  от  дождей  весенних,  от  солнца, 
от  ветров  степных,  пахнущих  чабрецом  и 
полынью,  маревом  дымчатым,  струистым  плыл 
сладкий  запах  земляной  ржавчины,  щекотный 
душок  трав  прошлогодних,  на  корню 
подопревших».  «По  степи,  приминая  низкорослый, 
нерадостный  хлеб,  плыл  с  востока  горячий 
суховей.  Небо  мертвенно  чернело,  горели 
травы,  по  шляхам  поземкой  текла  седая 
пыль,  трескалась  выжженная  солнцем  земляная 
кора,  и  трещины,  обугленные  и  глубокие, 
как  на  губах  умирающего  от  жажды  человека, 
кровоточили  глубинными  солеными  запахами  земли» 
(«Обида»).

В 
некоторых  рассказах  присутствует  значительное 
число  эпитетов,  которые  в  сочетании 
представляют  собой  оксюморон:  «…жизнерадостный 
строчащий  звук  пулемета».  Это  указывает  на 
противоестественность  всего  происходящего.  Именно 
эти  изобразительно-выразительные  средства  языка 
позволяют  воссоздать  горестный  облик  земли, 
страдающей,  от  этого  кровопролития.  Важен  в 
описании  пейзажа  и  прием  цветовой  палитры: 
«зеленое  марево»,  «белесые  блестки  озер», 
«седое  море».  Эти  цвета  помогают  «увидеть» 
и  прочувствовать  живописную  природу,  богатую 
красками  и  различными  оттенками,  природу, 
часто  изменяющуюся,  но  и  в  то  же 
время  остающуюся  постоянным  спутником  человека 
на  протяжении  всей  его  жизни.  Иногда 
пейзаж  у  Шолохова  обозревает  просторы  как 
бы  с  высоты:  то  мы  видим  степь, 
Дон,  то  это  пейзаж  какой-то  станицы, 
хутора.  «…  Широка  степь  и  никем  не 
измерена.  Много  по  ней  дорог  и 
проследков.  Темней  темного  ночь  осенняя,  а 
дождь  следы  лошадиных  копыт  начисто 
смоет…».  Автор  раскрывает  здесь  неизмеримые 
просторы  родной  земли.  В  этих  строках 
скрыта  надежда  на  совершенно  иное  будущее. 
Все  забудется,  земля  успокоится,  а  жизнь 
будет  продолжаться.

«Два 
лета  подряд  засуха  дочерна  вылизала 
мужицкие  поля.  Два  лета  подряд  жестокий 
восточный  ветер  дул  с  киргизских  степей, 
трепал  порыжелые  космы  хлебов  и  сушил 
устремленные  на  высохшую  степь  глаза 
мужиков  и  скупые,  колючие  мужицкие  слезы…» 
—  так  начинается  рассказ  «Алешкино  сердце». 
Земля  описана  такой  же  «худой»  и 
«измученной»,  как  сам  герой  рассказа 
Алешка,  пухнувший  с  голоду.  Смерть 
сестренки,  убийство  старшей  Поли,  смерть 
матери  —  такую  тяжкую  участь  пришлось 
пережить  Алешке.  И  только  встреча  с 
политкомом  Синицыным  изменила  его  жизнь  [1, 
c.  34].

Меняется 
и  пейзаж:  «…За  прогоном,  за  зеленой  стеной 
шуршащих  будыльев  кукурузы  отцвело  жито. 
Колос  вспух  и  налился  ядреным  молочным 
зерном…».  Рождается  новая  жизнь,  восполняющая 
потерянные  силы.  Теперь  Алешка  —  не 
простой  мальчишка,  он  вырос  и  стал 
возмужавшим,  крепким  парнем,  способным  совершать 
подвиги  ради  своей  земли,  страдающей 
некогда  вместе  с  ним.

В 
строках  еще  одного  произведения,  вошедшего 
в  цикл  «Донские  рассказы»,  единственной 
повести  «Путь-дороженька»  мы  видим  умение 
автора  в  мельчайших  деталях  описать  родные 
просторы,  передать  восхищение  красотой  природы, 
ее  чувственность  к  человеческим  переживаниям 
и  страданиям:  «  Вдоль  Дона  до  самого 
моря  степью  тянется  Гетманский  шлях.  С 
левой  стороны  шляха  —  пологое  песчаное 
Обдонье  —  зеленое  чахлое  марево  заливных 
лугов,  изредка  белесые  блестки  безымянных 
озер;  с  правой  —  лобастые  насупленные 
горы…».

Заключение.

По 
нашему  мнению,  М.  Шолохов  постоянно 
подчеркивает,  что  сама  природа  противится 
тому  негативному,  что  происходит  в  разумном 
человеческом  мире.  Например,  в  финале 
рассказа  «Кривая  стежка»  мы  видим,  как 
главный  герой,  «  …припадая  к  маленькому, 
неподвижному  телу,  калачиком  лежавшему  на 
земле,  завыл  долгим  и  тягучим  волчьим 
воем.  А  от  станицы  уж  бежали  казаки, 
махая  копьями,  и  рядом  с  передними 
бежала,  вьюном  вилась  шершавая  собачонка. 
Повизгивая,  прыгала  вокруг  и  все  норовила 
лизнуть  его  в  самую  бороду».  Сама 
природа  словно  пытается  остановить  людей  — 
что  же  вы  делаете…,  война  не  выход…, 
она  погубит  всех  вас…

Список 
литературы:

1.    
Бирюков  Ф.Г. 
Художественные  открытия  Михаила  Шолохова.  М.: 
Современник,  1995.  —  412  с.

2.    
Шолохов  М.А.  Донские 
рассказы.  Красноярск.:  Речь,  1997.  —  156 
с.  

Урок
внеклассного чтения.

Проблематика,
особенности композиции и система образов рассказа

В.
Быкова «На Черных Лядах». (2 часа)

Цель:

закрепление
негативного отношения к гражданской войне, формирование таких нравственных
качеств, как сострадание и милосердие, чувства ответственности за свои поступки
и жизнь других людей.

Задачи:

определить

       
проблематику,

       
композиционные особенности,

       
систему образов,

       
основную мысль рассказа.

  1. Вводная
    часть.
    Вопросы на выявление первого
    впечатления о рассказе.

       
Понравился или нет рассказ? Чем? О чем рассказ? (тема:
самоубийство повстанцев в лесу)

       
Вспомните, на что мы обращаем внимание,
работая с художественным текстом? Самостоятельно сформулируйте вопросы, на
которые надо ответить в ходе анализа рассказа.

     Где
и когда происходят события?

       
Каковы композиционные особенности рассказа?

       
Кто является главными героями рассказа?

       
Какова тема и основная мысль рассказа?

       
Какие проблемы подняты в рассказе?

       
Каков смысл названия рассказа?

2.     
Формулировка учащимися цели урока.

3.      Сравнительный
анализ рассказа с другими литературными произведениями.

       
Мы только что закончили изучение «Донских
рассказов» и «Тихого Дона» М.А. Шолохова
. Что объединяет эти произведения с
рассказом В. Быкова «На Черных Лядах»? (События происходят во время граждан
ской
войны
. Общая проблематика: поведение
человека в экстремальной ситуации, проблемы выбора, жестокости и милосердия,
власти, «отцов и детей», совести.
Сходная
авторская позиция – основная мысль: резкое отрицание гражданской войны
как социального и политического явления, хотя Шолохов, в отличие от Быкова,
дает «красным» и «белым» и положительную, и отрицательную оценки) Анализируя
текст рассказа, мы увидим и другие сходства литературных произведений.

       
Вспомните, с какими еще произведениями
В. Быкова
вы знакомы? («Обелиск», «Альпийская баллада», «Сотников»).
Хотя в них события происходят во время Великой Отечественной, а не гражданской
войны, мы тоже найдем сходства с рассказом «На Черных Лядах».

       
Назовите основные особенности
творчества В. Быкова
и подумайте, есть ли они в рассказе? (ограниченное
место действия, небольшое количество героев, совмещение временных планов,
драматизм, доходящий до трагизма, внутренние монологи героев,
несобственно-авторская речь) Свою точку зрения докажите примерами из текста.

       
В какой последовательности в рассказе
появляется информация о прошлом и настоящем героев? (Рассказы о прошлом героев
предшествуют их смерти. Только о событиях из Володиной жизни мы узнаем в конце
произведения) Это еще одна композиционная особенность рассказа. Но не
последняя.  С какой целью В. Быков использует совмещение временных планов?

       
Вспомните финал «Тихого Дона» М.А.
Шолохова. Чем он похож на финал рассказа «На Черных Лядах»? (Открытый)
Самостоятельно запишите в тетрадь композиционные особенности рассказа.

4.      Анализ
текста и системы образов рассказа.

       
Герои отличаются по возрасту, социальному
положению, образованию, у каждого своя причина, по которой он оказался среди
восставших. Все ведут себя по-разному у могилы и по-разному принимают смерть.
Что же объединяет этих людей? (Мысли командира: «
Хорошо,
если перебьют всех сразу…
» — безвыходность
ситуации, страх за родных.)

       
Назовите героев рассказа, прочитайте их
портретные характеристики и расскажите о прошлом и настоящем. (Проверка д/з.
Выборочное чтение эпизодов.
Анализ
художественных средств выразительности / прим. № 5
)
На основании собранного материала дайте характеристику героям.

1)   Метельский
– помощник командира, эссер, выступавший на митингах против большевиков. В ЧК
«отметелили» и должны были расстрелять, но не успели: пришли немцы. «Полгода
потом он просидел в нахлебниках у горожанки-сестры, недолго поработал на
спиртзаводе, походил в учениках у еврея-сапожника, пилил с татарином дрова
минчанам. Когда же вспыхнуло восстание за независимость, подался в Семежево и
вступил в Грозовский полк». (Решительный, целеустремленный, принципиальный /
сцена допроса)

2)   Австрияк
«спокойной жизни … лишился давно, может, в самый первый день войны, когда стал
в строй и надел через голову солдатскую скатку. И пошло, поехало… Три года
загибался под огнем в крысиных окопах под Проскуровом, голодал в бараках
австрийского плена, потом бежал из плена, пробираясь ночами по чужим полям и
перелескам. Бежал на родину, к своей земле, к простому человеческому праву жить
дома». (Ср. Шолохов «Родинка» / атаман, «Тихий Дон» / Степан Астахов)
«Он стремился к земле, своему хозяйству и миру…
(Ср.
Ценности донского казака: родина, честь, дом, семья, земля
) Вернулся с войны…
оказался лишним… вынужден
был пойти в примаки ко вдовой Авдохе…
вручили
ему обязательство на продразверстку — в течение пяти дней сдать двадцать пудов
хлеба — для нужд Красной армии…
выгребли
из сусеков все…
А
тут чем он накормит детишек?… записался в повстанческий полк». Не дождавшись
приказа, стреляется. (отчаявшийся, уставший от жизни человек)

3)   Казак
«самым внешне спокойным среди этих людей был … рядовой стрелок батальона,
потомственный батрак слуцких фольварков. Главным его принципом в жизни едва ли
не с детства стало — быть как все… И на восстание пошел потому, что пошли
другие, батраки из соседних фольварков, к которым присоединилось их шестеро.
Пойди они к большевикам, наверно, с ними пошел бы и Казак… Значит, придется
помирать. Хотя, как все, так и он». (бесхарактерный, не имеющий собственной
точки зрения)

4)   Дед
побил жену за то, что она «отсыпала из …
мешка (гречу) брату для его голодных детей», уехал в полк и «очень жалел о
своей несдержанности…  неприятный случай … стал еще явственнее и напоследок
причинял душевную боль, с которой неизвестно как совладать». (хозяйственный,
решительный / готов защищать свои интересы с оружием в раках, вспыльчивый,
совестливый)

5)   Игорь
Забелло
– 18-летний студент. «Подавив голос
рассудка, чувство тревоги, он поступил по велению долга товарищества,
общепринятой порядочности…  и побежал на сборный бригадный пункт в гимназию… Он
шел защищать независимость Народной республики, о которой наслушался столько
красивых, возвышенных слов…
Еще
до того, как сжечь в кустах все документы, он сжег Лелькино фото, дознавшись,
что его светлая любовь Лелька стала женой большевистского комиссара в Слуцке…
он все чаще стал вспоминать о маме, которой причинил столько боли». (Анализ
художественных средств выразительности: метафора, возвышенная и разговорная
лексика, эпитеты, формы слова
) (порядочный, романтичный)

6)   Кожухарь
«не очень сознавал грозный смысл предстоящего. Доведенный до отчаяния болью, он
только жаждал хоть какого-нибудь конца своим мучениям, видя в этом конце
избавление. Теперь уж все равно, думал он, жизнь окончена. Когда-то мечтал
обзавестись землею, как проклятый гнул спину над кожухами, которыми обшил,
казалось, весь Слуцк. И что заработал? Мешок пустых керенок — на полпуда соли.
Хорошо еще, сын Владя, даром что молод, оказался башковитее отца, не
прельстился его ремеслом, а пошел служить власти. Глядишь, до чего-нибудь и
дослужится, особенно если выбьется в начальство и поладит с большевиками. Отец
вот не поладил, за что и расплачивается». (трудолюбивый, набожный, терпеливый,
любящий своего сына)

7)   Володька
Сулашик
– подросток. «Кажется, сильнее всего
отец любил Беларусь, и за эту любовь девять лет отбыл на Нарымской каторге,
нажил там чахотку… А на родине в это время подрастал Володька, мечтая
дождаться с каторги отца. И правда, дождался. Но отца опять позвала Беларусь.
Уходя на формирование полка, тот не захотел взять с собой пятнадцатилетнего
сына, сказал: рано, пусть дожидается отца с победой под бело-красно-белым
стягом.

Володька
остался в Слуцке, где второй год квартировал у старой пани Хованской. Но долго
там не усидел, особенно как узнал, что его каторжник-отец стал командиром роты
и набирает бойцов. Мать три года тому назад умерла, дома оставалась старшая
Володькина сестра Саша. Она сама рвалась в войско, к прапорщику-мужу, но у нее
на руках была маленькая Леночка. А Володька решился. Однажды стылым осенним
вечером объявился в Грозове, отыскал в штабной хате отца, у которого уже не
хватило решимости отправить сына обратно. Над Морочью в начале зимы они
прикрывали с группой отход батальона, и отец во время перебежки получил три
пули в живот, долго умирал потом в перелеске. Володька едва успел зарыть его на
лужайке, когда большевистские цепи уже шарили в прибрежных кустарниках — искали
раненых». Выживает, потому что его пожалел командир. (любящий отца,
решительный)

8)    Командир.

Начало
рассказа – его мысли (несобственно-авторская речь): анализ ситуации, «большевистские
дивизии начали облаву по всем правилам охотничьей науки — как на волков»
(Ср. Шолохов «Родинка» / сравнение). «
Конечно,
если разобраться, так все ими задуманное было чудовищным, противным законам
божеским и человеческим. Но что им оставалось делать? Весь этот ужас совершался
не по их злой воле — дьявол или судьба вели их именно к такому финалу. Видно,
иного не было дано изначально. Иное было бы ужаснее, из двух зол они выбирали
наименьшее
». Недавний командир роты. Постоянно
думает о том, как спасти Володю, хотя сам мучается из-за гноящейся ране на шее.
«Сколько командир ни думал, никак не мог примириться с тем, что предстоит
мальчишке. И не знал, что придумать, как обхитрить судьбу и сберечь ему жизнь.
Только ему одному… подросток путал все его установки, своим присутствием
отвергая смерть. Или, возможно, это в нем самом бунтовало его учительское
прошлое, не до конца стертое войной?» Сохраняет Володе жизнь:      «Вернись.
Тебе задание: закопать, заровнять. И — живи! Ты! За всех нас. За отца. Дай я
тебя обниму…». (решительный, ответственный, милосердный)


Почему у командира, в отличие от других героев рассказа, нет имени и фамилии?
(Собирательный образ настоящего руководителя, постоянно думающего о людях, за
которых несет ответственность, принимающего продуманные решения)

5.  Символика и
смысл названия рассказа.

       
Что можно считать символом в этом
рассказе? (Яма – смерть для повстанцев, как Советская власть – смерть для землепашцев
и казаков)

       
Как вы понимаете смысл названия рассказа?
Чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к финалу произведения и толковому
словарю Даля.

«Он
шел, не зная куда — лишь бы подальше от этих страшных и Черных Лядов».

В толковом словаре В.И.
Даля среди прочих значение слова «
ля́да»
объясняется так:

1.      западня,

2.      покинутая
и заросшая лесом земля,

3.      все
негодное и недоброе, дух пакостей, нечистый, черт.

(Черные
Ляды – гиблое место для человека. Оценка усиливается и цветовым эпитетом
«черные»)

6. Какую роль в
рассказе играет описание поведения сорок? («Сорок на деревьях
прибавилось, они стрекотали все громче и настырнее, словно протестуя против
того, что здесь скоро свершится. Их никто не отгонял, не пугал, и они, обсев
березовые ветки, рьяно справляли свою птичью тризну».  В каком еще произведении
русской литературы природа активно протестует против того, что замыслили делать
люди? / «Слово о полку Игореве…»)

7. Подведение итогов.

       
Назовите основные проблемы, поднятые
автором рассказа.

       
Какова его основная мысль?

8. Д/з. Напишите
сочинение – рассуждение по одной из предложенных тем, используя в качестве
литературных примеров произведения М.А. Шолохова и В. Быкова.

1)        
Как
исторические события влияют на судьбу человека?

2)        
Каковы
причины возникновения конфликтов между людьми?

3)        
Почему
люди боятся перемен?

4)        
Для
чего человеку нужна совесть?

Слайд 1

М.А.Шолохов «ДОНСКИЕ РАССКАЗЫ»

Слайд 2

И там и здесь между рядами Звучит один и тот же глас: «Кто не за нас — тот против нас. Нет безразличных: правда с нами». А я стою один меж них В ревущем пламени и дыме И всеми силами своими Молюсь за тех и за других. Максимилиан Волошин

Слайд 3

Изображение Гражданской войны в «Донских рассказах» Шолохова. (запишите в рабочий лист). Цели: выяснить, какой показывает Шолохов Гражданскую войну на страницах своих ранних произведений; каким из этого события выходит человек; понять позицию Шолохова как писателя и как человека.

Слайд 4

Гражданская война в России — вооруженное противостояние в 1917-1922 гг. организованных военно-политических структур и государственных образований, условно определяемых как «белые» и «красные», а также национально-государственных образований на территории бывшей Российской Империи (буржуазные республики, областные государственные образования). В вооруженном противостоянии участвовали также стихийно возникавшие военные и общественно-политические группы, нередко обозначаемые термином «третья сила» (повстанческие отряды, партизанские республики и др.). Энциклопедия «Всемирная история»

Слайд 5

Почему именно здесь, на Дону, война была особенно жестокой, приобрела уродливые очертания? Казачество- сословная группа с чертами субэтнической общности (своей культурой, традициями, диалектными особенностями языка) некогда вольных людей, сохранивших особое уважение к свободе, а затем особой служилой категории населения Царской России, освобожденной от налогов, обладавшей большими наделами плодородной земли. С конца XVIII – нач . XIX вв. правительство установило контроль над казачеством, и уже к концу XIX в. казаки становятся опорой самодержавной власти. Но казачество не было однородным. Так революционные события в нач . XX в. в России нашли поддержку среди казачьей бедноты. Однако большинство казаков оставались верными принципу: “Дед служил верой и правдой, отец служил, и я буду служить”. После Октябрьского вооруженного восстания именно Дон стал центром формирования Добровольческой армии. Именно на Дон стекались все недовольные советской властью и властью большевиков.

Слайд 6

«Родинка »- один из первых опубликованных рассказов М. Шолохова. Что мы узнаем о Николке ? Сколько ему лет? Обратите внимание на портрет героя. О чем он свидетельствует? О чем мечтает Николка ? (2 глава). Его воспоминания о детстве. Почему же выбрал для себя такую жизнь? Назовите его примету.

Слайд 7

А как сложилась жизнь отца Николая Кошевого? Почему отец, вернувшись домой, не смог вернуться к мирной жизни «по-старому»? Его душевное состояние? («Душа зачерствела»). С кем автор сравнивает атамана? Почему такая ассоциация?

Слайд 8

Какой путь выбирают для себя отец и сын? насилия

Слайд 9

И на чьей же стороне дед Лукич? (зачитайте цитату) Он представитель народа. Народу война не нужна!

Слайд 10

В каких строчках мы ощущаем мотив тоски по нормальной жизни? — Атаман (пейзаж плодородной земли) — Николка (воспоминания о детстве, желание учиться) Таким образом, конфликт между красными и бандитами все больше уступает место другому – между веками складывающимися нормами человеческой жизни и бесчеловечностью братоубийственной войны.

Слайд 11

В чем драматизм ситуации, лежащей в основе сюжета? Грех детоубийства, который можно смыть только смертью. М. Шолохов смещает акцент с социального конфликта на общечеловеческий.

Слайд 12

Объясните смысл названия рассказа. Родинка — … С какими словами корнем связано это слово? Запишите в рабочий лист эти слова. Что оказалось разрушенным, расколотым Гражданской войной? Какое произведение поднимает те же проблемы? (Кто такой Вася Курдюков?)

Слайд 13

Определите средства выразительности, которые помогают нам понять содержание. Скулы полыхают — … Степь глазами излапывает — … Ставни тоскуют — … Сумерки измазали хатенку — … Лучистые морщины — … Куга, курень, нехай — …

Слайд 14

Чем отличается от предыдущего рассказ «Чужая кровь»? Как воспринял дед Гаврила установление новой власти в станице? Как раскрывается в рассказе верность деда Гаврилы казачьим традициям? От чего никогда не откажется он? (Зачитайте цитаты) Как повел себя дед Гаврила в период продразверстки? Глубоким психологизмом

Слайд 15

Продразвёрстка (сокращение от словосочетания продово́льственная развёрстка ) — политика обеспечения заготовок продовольствия за счёт обложения крестьян налогом в виде зерновых («хлеб»). Повторно продразвёрстка введена советской властью в начале января 1919 года в условиях Гражданской войны и разрухи, а также действовавшей с 13 мая 1918 года «продовольственной диктатуры». Производилась путём принудительного изъятия у крестьян хлеба и других продуктов по установленной («развёрстанной») норме продукта и государственным ценам.

Слайд 16

Как можно объяснить его желание помочь своему недавнему врагу? В чем смысл рассказа? Война бессмысленна, жестока, но есть путь преодоления этой национальной трагедии: христианская любовь не только к другу, но и к врагу. Подберите эпитеты к слову Гражданская война. Как М.А.Шолохов относится к Гражданской войне? Актуальны ли сегодня эти рассказы? Напишите ответ в рабочих листах (творческая работа в группах).

Изучая рассказ Шолохова Родинка, анализ которого предстоит сделать по школьной программе, можно понять суть и смысл данного произведения. Анализ произведения также поможет разобраться, какую именно мысль писатель пытался донести до читателей. Благодаря этому написать сочинение на эту тему в дальнейшем не составит труда.

Анализ рассказа Родинка Шолохова

Анализ Родинки Шолохова кратко будет выглядеть следующим образом… Построение данного произведения логичное. Оно состоит из шести отдельных частей, каждая из которых начинается описанием пейзажа. Благодаря такому приему автору удалось передать читателю всю красоту Дона.

Все действия в произведении разворачиваются в двух разных плоскостях. Отмечается внешний сюжет и внутренний. В первом из них писатель знакомит нас с героями своего произведения, а во втором рассуждает о нравственной проблематике сложившейся ситуации, душевных переживаниях персонажей.

История создания Родинки

Перед тем, как рассматривать анализ рассказа Шолохова Родинка с цитатами, стоит обратиться к истории создания этого произведения. Работу над ним автор начал в двадцатых годах минувшего столетия. Опубликован же рассказ был в 1924 году. Родинка вошла в цикл Донских рассказов Шолохова.

Это произведение было опубликовано в издании Молодой ленинец. По сути, именно в тот момент и началась творческая биография самого автора. Читатели узнают о его особенностях речи и подачи информации.

Родинка: тема и проблематика

Крайне важно определить, каковы тема и идея Родинки Шолохова. Автор описывает события, которые разворачиваются на Дону в период гражданской войны. При этом, он особое внимание уделяет отношениям сына и отца. Эти герои оказались по разные стороны баррикад. Главной целью Шолохова было увековечить те страшные события. Именно по этой причине его творчество существенно отличается от других советских авторов того времени.

В своем произведении писатель описывает ужасные события 1920 года. Он говорит о коллективизации, процессе раскулачивании, противостоянии белых и красных. При этом автор никого из них не подвергает осуждению, не разделяет на отдельные лагеря. Мол, одни из них плохие, а другие хорошие. Центральное внимание уделяется общечеловеческим принципам и душе человека. Писатель не вдается в подробности политических принципов, не уделяет внимание идеологии. Гораздо больше его волнуют те отношения, которые сложились между людьми, их внутренний мир.

Разбираясь, какая в Родинке Шолохова проблематика, стоит отметить, что автор не считает жестокость оправданной идеями, не подвергает убеждения детальному анализу. Он преследует совершенно иную цель, стремится показать все особенности жизни как таковой. Писатель не симпатизирует никому из персонажей. Описания героев максимально нейтральные и явно объективные.

Период гражданской войны имеет немаловажное значение в истории России. Ужас и трагедия при этом заключается в том, что люди воевали не с иностранными врагами, а друг с другом. Страна, по сути, была разделена на три отдельных лагеря. В одном из них находились белые, во втором красные, а в третьем жертвы, которые волей случая попадали под обстрелы. Естественно, что жить в такой обстановке привычной жизнью уже не представлялось возможным.

Образы героев: краткий анализ

В произведении Родинка анализ героев имеет принципиально важное значение. Именно через персонажей автор показывает трагизм сложившейся ситуации. Описывая судьбы отдельных людей, писателю удается раскрыть проблему взаимоотношений в кругу семьи во время военных действий.

Сын и отец находятся в разных лагерях. Представители молодого поколения находятся на стороне красных. Старшие люди при этом являются приверженцами движения белых. Правда, у представителей этих поколений есть и что-то общее. Все без исключения уже устали от военных действий.

Отмечается явное противостояние ключевых персонажей. Правда у каждого из них своя. Писатель описывает судьбу Кошевого Николая, а также его отца, который является атаманом. Автор рассказывает о прошлом своих героев и настоящем. Знакомит он с ними путем изначальных пейзажных и бытовых зарисовок.

Делая анализ произведения Родинка Шолохова, каждого из героев следует рассмотреть более детально. Ключевым персонажем является восемнадцатилетний парень Николай. В раннем возрасте он потерял родителей, и уже три года находится в центре военных действий. Ему явно надоели постоянные бои. Он мечтает о том, что наступит мирная жизнь. Из прошлого у него, по сути, не осталось ничего, кроме родинки и воспоминаний. Точно такое же родимое пятно было и у его отца. С помощью этого знака автор указывается на связь, которая существует между поколениями.

Николай молодой, темпераментный, постоянно ввязывается в рискованные операции. Писатель сравнивает его с совсем юным животным и птицей. У него еще все впереди.

Также к главным героям относится и старый атаман с весьма тяжелой судьбой. Он уже семь лет находится вдали от родной земли и собственной семьи. Его сердце очерствело, от полноценного внутреннего мира у него уже остались лишь развалины. Свое горе атаман глушит с помощью алкоголя и практически никогда не бывает трезвым. Кульминация при этом достаточно страшная. Атаман убивает собственного сына и после этого убивает самого себя.

Анализ рассказа Родинка Шолохова будет неполным, если не упомянуть о других действующих лицах. Среди второстепенных персонажей стоит выделить мельника Лукича. Это старый мужчина, который чувствует собственную безысходность и вследствие этого решается на отчаянный шаг. Он дает красноармейцам информацию об их врагах. Изначально ему доводится встретиться с предводителем белых. Тот угрожает ему расправой и требует дать солдатам провизию. Правда, отдавать собственное имущество мельнику не хочется. По этой причине крестьянин обращается к красным, приближая тем самым трагическую развязку.

План

Проще всего сделать анализ рассказа Шолохова Родинка по плану. Он выглядит следующим образом:

✔️ Когда написано и опубликовано произведение.

✔️ Особенности композиции.

✔️ Ключевые персонажи и их особенности.

✔️ Поднимаемая проблема и тонкости подачи этой информации (взаимоотношения между поколениями, трагизм и ужас военных действий).

Сделав анализ Родинки по плану, удастся осветить все ключевые моменты, не упустив ни одной важной детали. Естественно, что после этого будет гораздо проще раскрыть данную тему в сочинении, понять суть рассказа и его основную мысль.

На чтение 17 мин. Просмотров 8 Опубликовано

Год: 1924    Жанр: рассказ

Николка Кошевой командир эскадрона. Ему всего 18 лет, но он очень успешно ведет свое войско. Он много раз побеждал разные шайки бандитов. Его отец пропал, когда мальчику было 5 лет. Мать умерла очень рано. От отца у сына осталась только родинка на ноге. Во время очередной схватки с бандитами, Николка идет на бой с атаманом. Тот убивает молодого парня. Снимая сапоги Николки атаман замечает родинку и понимает, что убил сына. Не в состоянии перенести горе он стреляет себе в рот и падает рядом с сыном.

Главная мысль. Война никогда не приносит никому пользы. Все страдают от нее. Много семей и судеб разрушает война.

Читать краткое содержание Шолохов Родинка (Донские рассказы)

Николка Кошевой восемнадцатилетний парень. Он стыдится своего возраста, потому что не по годам умен и храбр. В свои восемнадцать он является командиром эскадрона. Ему удалось благополучно ликвидировать две очень опасные банды. При этом его войско не имело никакого урона. Николка справляется со своим назначением очень хорошо. Ему удается водить эскадру и побеждать в любых схватках даже лучше зрелых командиров.

Николка со своим отрядом идет на схватку. Он нападает на атамана, стреляет в него, но атаман убивает его шашкой. Снимая сапоги с Николки атаман видит родинку и бьет себя по голове, рыдает и воет как зверь. Потом стреляет прямо в свой рот и падает рядом с сыном.

Донские рассказы

Оцените произведение: Голосов: 143

Читать краткое содержание Родинка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Шолохов. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Родинка

Другие пересказы и отзывы для читательского дневника

  • Краткое содержание Мама куда-то ушла Распутин

    В рассказе В. Распутина «Мама куда-то ушла» повествуется о мальчике, который спросонья внимательно наблюдал за ползающей мухой. Это насекомое было первым, кто попался ему на глаза ранним утром.

  • Краткое содержание главы Наталья Савишна из повести Толстого Детство

    Давно, когда ещё дедушка был молодой, в семье появилась юная краснощёкая Наташка. Из-за просьб её отца – кларнетиста Саввы, она стала прислужниц бабушки

  • Краткое содержание Носов Незнайка на Луне

    Произведение повествует о событиях, случившиеся с коротышками после того, как они посетили Цветочный город. А начинается все с того, что Знайка вместе с двумя друзьями был на Луне, и теперь он один хотел туда полететь.

  • Краткое содержание Тёркин на том свете Твардовский

    Тёркин оказывается не, как хотели бы читатели, в конторе, на заводе, в ансамбле, а на том свете… Автор сетует, что везде от героя было б больше толка.

  • Краткое содержание Чехов Шуточка

    В рассказе Чехова молодой человек шутит над наивной Наденькой. Они вместе прогуливаются, юноша предлагает скатиться с горы на санках, а для Наденьки это смерти подобно, но после долгих уговоров она соглашается

На столе валяются патроны, баранья кость, полевая карта, сводка, уздечка, краюха хлеба. За столом сидит Николка Кошевой, командир эскадрона, он заполняет анкету. «Шершавый лист скупо рассказывает: Кошевой Николай. Командир эскадрона. Землероб. Член РКСМ, возраст — 18 лет». По виду зелёный мальчишка, но сумел почти без урона ликвидировать две банды и полгода водил эскадрон в бои и схватки не хуже любого старого командира. Николка ненавидит свой возраст, стыдится его.

Отец Николки — казак, и сам Николка тоже казак. Он вспоминает, как лет в пять-шесть сажал его отец на коня, приучал к верховой езде. В «германскую» отец сгинул. Мать умерла. От отца Николка унаследовал любовь к лошадям, неимоверную отвагу и родинку с голубиное яйцо на левой ноге выше щиколотки. В пятнадцать лет Николка ушёл с красными на Врангеля.

Продолжение после рекламы:

Квартирует Николка в хате, стоящей над самым Доном. Утром он вышел во двор и лёг в росистую траву. За ним пришёл казак и доложил, что прибыл нарочный, сообщивший о новой банде из Сальского округа, уже занявшей Грушинский совхоз. Нарочный скакал сорок вёрст без отдыху, загнал насмерть лошадь. Николка прочитал приказ ехать на подмогу. Он стал собираться, думая, что не мешало бы поучиться где-нибудь, а тут банда объявилась. Надоела Николке такая жизнь, но делать нечего, есть приказ командира.

Трое суток уходит банда от преследования отряда Николки Кошевого. Народ в банде бывалый, уходит по-волчьи. Атаман пьян, да и все кучера и пулемётчики пьяны. Семь лет атаман не был в родных краях: сначала был в германском плену, потом у Врангеля, ушёл в туретчину, но затем возвратился с бандой. «Вот она, атаманова жизнь, коли назад через плечо оглянуться. Зачерствела душа у него, как летом в жарынь черствеют следы в степи… Боль чудная и непонятная, точит изнутри, тошнотой наливает мускулы, и чувствует атаман: не забыть её и не залить лихоманку никаким самогоном».

Зарёю стукнули заморозки. Мельник Лукич прихворнул, на пчельнике он прилёг отдохнуть; когда проснулся, его окликнули двое военных, выехавших из лесу. Атаман прикинулся красным и начал выведывать у мельника, нет ли чужих поблизости. Он спустился с коня и признался, что ликвидирует красных, потом потребовал зерна коням. Мельнику жаль зерна, собираемого по крохам, не хочется отдавать; атаман грозится его убить за пособничество красным. Старик валялся в ногах, просил пощады. Атаман смеясь простил старика. А подъехавшие бандиты уже кормят зерном коней, просыпая золотые зерна под ноги.

Брифли существует благодаря рекламе:

Сквозь туман на зорьке двинулся Лукич на хутор и попал на конного, который повёл его к командиру. Лукича ввели в хату к Николке. Мельник обрадовался, что попал к красным. Он припомнил Николке, как поил его недавно молоком, когда его отряд проезжал мимо мельницы. Мельник жалуется на бандитов, потравивших у него все зерно. Сообщает, что они до сих пор на мельнице, пьяные, спят. Николка приказывает седлать коней и напасть на банду, уже выступавшую по шляху (дороге).

Атаман увидел скакавшего на него командира с шашкой, которого он определил по биноклю, висящему на груди молодого бойца. Атаман злобно прицелился и выстрелил. Лошадь под Николкой упала, а сам он, стреляя, бежал ближе к атаману. Атаман ждал, когда Николка расстреляет обойму, а потом коршуном налетел на парня. Он шашкой махнул, и обмякло тело Николки, сползло наземь. Атаман снял бинокль и хромовые сапоги с убитого. Сдёрнув с трудом сапоги вместе с носками, атаман увидел родинку. Он перевернул Николку к себе лицом и заплакал: «Сынок! Николушка! Родной! Кровинушка моя…» Атаман, поняв, что убил сына, достал револьвер и выстрелил себе в рот.

А вечером, когда над перелеском замаячили конные, с лохматой головы атамана сорвался коршун-стервятник.

Благодаря рекламе Брифли бесплатен:

Читайте также

Рекомендуем Вам читать онлайн краткое содержание рассказа “Родинка” по главам – первого опубликованного произведения М. А. Шолохова. В небольшом рассказе молодой писатель сумел показать всю жестокость и несправедливость Гражданской войны в России и ее последствий, когда с оружием в руках брат шел на брата, а отец на сына.

Содержание

Главные герои

Николай Кошевой – молодой (18 лет) красноармеец, командир эскадрона. Несмотря на молодость, опытный и авторитетный кавалерист.

Атаман банды – отец Николая, воюющий на протяжении последних семи лет. Полностью утративший жалость и милосердие “матерый волк”, непримиримый враг советской власти.

Лукич – старый мельник, сочувствующий большевикам.

Краткое содержание

Глава I

Восемнадцатилетний командир эскадрона Николай Кошевой заполняет анкету и, как обычно, смущается указывать свой возраст. Непрерывные бои закалили юношу и превратили его в крепкого мужчину. Он уже полгода командует эскадроном и сумел разгромить две банды.

Николай – потомственный казак. Он вспоминает, как отец впервые посадил его на коня в раннем детстве. С тех пор Кошевой не разлучается с лошадьми.

Отец Николая пропал на фронтах Первой мировой войны. Мать умерла, оставив сына полным сиротой. До пятнадцати лет мальчик зарабатывал на хлеб, нанимаясь в работники к богатым хозяевам. Когда через его станицу проходили красноармейцы, Николай увязался с ними. С тех пор он и воюет.

У Кошевого есть такая же, как и у отца, отличительная примета – крупная родинка на левой ноге. Иногда ему говорят, что она принесет счастье.

Глава II

Эскадрон расположен в хуторе на берегу Дона. Командир живет в хате, стоящей на высоком обрыве (яру). По ночам Николаю мешает спать непрерывный плеск волн. Он уже давно собирается переехать, но не может найти свободное время.

Однажды утром к Кошевому приезжает нарочный из станицы. Сразу же видно, что он привез чрезвычайное сообщение. Нарочный без остановки проскакал сорок верст и загнал лошадь. Она замертво падает перед хатой.

Николай вскрывает пакет. Его срочно призывает на помощь председатель станицы. Из соседнего округа перебралась и захватила совхоз опасная банда.

Кошевой мрачно собирается в путь. Молодой человек уже очень устал он бесконечных схваток и перестрелок. Он мечтает об учебе.

Глава III

Вот уже три дня эскадрон под командованием Николая Кошевого преследует банду. В нее входит около пятидесяти казаков, недовольных советской властью и вступивших с нею в непримиримую борьбу. Все члены банды – крепкие и опытные мужчины. Тем не менее, атаман не решается вступить в бой с красноармейским эскадроном.

Атаман не был в родных местах около семи лет. За эти годы он повидал многое. Казак участвовал в Первой мировой войне, попал в плен, а после освобождения воевал против большевиков в рядах Врангеля. После поражения и эвакуации из Крыма он попал в лагерь для русских беженцев в Турции, где испытал немало лишений. Наконец, изрядно побитой судьбой мужчина вернулся на родину, где возглавил небольшой отряд противников новой власти.

От такой безрадостной жизни атаман уже давно зачерствел душой и сердцем. Свою тоску он ежедневно заливает самогоном. Не отстают от главаря и остальные члены банды.

Глава IV

Бандиты приезжают на мельницу, где работает старик Лукич. Поначалу атаман говорит, что его отряд гоняется за опасной бандой. На его вопросы Лукич отвечает, что какие-то всадники вчера появлялись неподалеку, но кто они такие и куда направлялись, он не знает. Сейчас на мельнице никого нет.

Осмелевший главарь открывает правду: он и его подчиненные и есть неуловимая банда. Атаман требует от старика выдать лошадям зерно. Лукич говорит, что у него нет зерна.

Бандиты быстро находят на мельнице пшеницу и ячмень. Пьяный атаман угрожает старику расправой за сотрудничество с красными. Лукич умоляет простить его и уверяет, что не имеет с большевиками никаких отношений. В доказательство своих слов старика заставляют есть землю.

Глава V

Члены банды радостно кормят лошадей и решают остаться ночевать на мельнице. Как обычно, они устраивают гулянку в уверенности, что могут спать спокойно.

Когда бандиты хмелеют и утрачивают бдительность, Лукич незаметно покидает мельницу и бросается в хутор. По дороге его задерживают дозорные красноармейцы и доставляют прямо к Николаю Кошевому.

Старик сразу же узнает красного командира, который во главе эскадрона заезжал на мельницу. Он рассказывает о нападении бандитов и просит Николая помочь.

Кошевой приказывает немедленно седлать коней.

Глава VI

На рассвете эскадрон приближается к мельнице. Николай расставляет пулеметные тачанки и говорит бойцам, чтобы они начали стрелять сразу же после начала атаки. Это внесет панику в ряды бандитов, еще не отошедших от пьянки. По команде Кошевого эскадрон бросается в бой.

Нападение красноармейцев застает бандитов врасплох. Опытный атаман, отступая, еще пытается внести порядок, но вдруг замечает, что прямо на него скачет всадник. По одежде и болтающемуся на груди биноклю главарь понимает, что это – командир.

Атаман тщательно прицеливается и убивает под Николаем коня. Тот соскакивает с него и бежит, стреляя на бегу. Атаман спокойно ждет, пока у противника не кончатся патроны. Затем он срывается с места и на полном скаку наносит Николаю страшный удар шашкой.

Атаман подъезжает к трупу, забирает бинокль и начинает стаскивать с него сапоги. Сорвав второй, он замечает на ноге убитого большую родинку, такую же, как у него самого. Перевернув тело и взглянув в лицо, атаман понимает, что убил родного сына. Поцеловав на прощание руки убитого, он стреляет себе в рот…

О произведении

Рассказ «Родинка» Шолохова был написан в 1924 году и впоследствии вошел в цикл произведений «Донские рассказы», главной темой которых была гражданская война на Дону. В центре сюжета – трагические отношения отца и сына, стоявших по разные стороны баррикад.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Родинка» по главам.

Главные герои

Николка Кошевойкомандир красного эскадрона, отважный 18-летний парень.

Атаман пропавший в германскую войну отец Николки.

Другие персонажи

Лукич старый мельник, давший красноармейцам наводку на банду.

Краткое содержание

Глава 1

На столе разбросаны патронные гильзы, уздечка, хлеб, баранья кость. Рядом сидит восемнадцатилетний «Николка Кошевой, командир эскадрона», и заполняет анкету. В соответствующей графе пишет – «Землероб. Член РКСМ».

Николка крепок, широк в плечах, да и выглядит старше своих лет: «старят его глаза в морщинках лучистых». Несмотря на юный возраст, за его плечами ликвидация двух банд, а также многочисленные схватки и бои, в которых он показал себя «не хуже любого старого командира».

«Казак Николкин отец, а по отцу и он — казак», но память о нем почти стерта. В германскую войну отец пропал без вести, мать умерла. Тяжело было Николке одному: в работниках батрачил, пока не примкнул к красному полку. От отца же унаследовал Николка «любовь к лошадям, неизмеримую отвагу», да крупную родинку на левой ноге.

Глава 2

Квартирует Николка в хате, что «стоит на яру над Доном». Ранним утром появляется взводный и сообщает, что «банда пробилась из Сальского округа, совхоз Грушинский заняла». Нарочный «скакал сорок верст, не передыхая», чтобы передать Николке приказ: срочно выдвигаться на подмогу. Во время сборов Николка устало думает о том, что уже «уморился так жить… Опостылело все…». Ему бы отправиться в город учиться, а он должен сражаться с бандой. Но ничего не поделаешь – приказ есть приказ.

Глава 3

Уже трое суток уходит от преследования отряда Николки Кошевого банда, состоящая из «полсотни казаков донских и кубанских, властью советской недовольных». Народ в банде отъявленный, «служивский, бывалый», но все же нервничает атаман, поглядывает на дорогу. Семь лет не бывал атаман в родных краях: поначалу был «плен германский, потом Врангель, в солнце расплавленный Константинополь, лагерь в колючей проволоке, турецкая фелюга со смолистым соленым крылом, камыши кубанские, султанские, и — банда». За время лишений зачерствела у атамана душа, но на родной земле стала точить ее «боль, чудная и непонятная».

Глава 4

Во дворе старого мельника Лукича появляются двое конных. Атаман, прикинувшись красным, выведывает у старика обстановку. Убедившись, что все чисто, атаман признается, что ликвидирует красных и приказывает Лукичу «зерна на семьдесят коней приготовить и молчать». Мельник упирается: ему жаль зерна, которое он собирал по крохам. Атаман угрожает ему расправой за пособничество красным.

Глава 5

На заре отправляется Лукич на хутор, чтобы пожаловаться красноармейцам на бандитов, потравивших все его зерно. Он сообщает Николке, что банда во главе с атаманов все еще находится на мельнице: «водки с собой навезли, лакают, нечистые». Николка отдает приказ седлать лошадей.

Глава 6

Завязывается перестрелка. Увидев, как на него «скачет один и шашкой помахивает» юный командир, атаман хладнокровно прицеливается и стреляет. Под Николкой падает раненая лошадь, а сам он, схватив маузер, устремляется к атаману. Дождавшись, когда командир расстреляет всю обойму, атаман наотмашь рубит шашкой и убивает его. Атаман наклоняется, чтобы взять бинокль, да «сапоги снять хромовые с мертвяка». С трудом сняв их, он видит на ноге, чуть выше щиколотки, знакомую родинку. Узнав в убитом командире единственного сына, атаман, «стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…».

Конец.

Заключение

В произведении Шолохова показан весь ужас гражданской войны, ставшей трагедией для всего народа. В войне, где отец убивает родного сына, нет победителей и проигравших.

Краткий пересказ «Родинки» будет полезен для читательского дневника и подготовки к уроку литературы.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    Кто является автором произведения «Родинка»?</h3>

    • <label>Максим Горький</label>
    • <label>Михаил Шолохов</label>
    • <label>Василий Шукшин</label>
    • <label>Михаил Булгаков</label>

(новая вкладка)

Хата где-то на Дону. За столом, среди патронов и объедков, корпит над анкетой красный командир эскадрона Николка Кошевой. Крепкий паренек, настоящий казак. А главное – боец и борец с бандами. Он выводит в анкете: «землероб, член РКСМ». И досадует, что надо вписать и свои несерьезные «18 лет».

Кошевой сирота: отец не вернулся с Первой мировой войны, мать тоже умерла. От них и от детства Николке на память – образ матери, любовь к лошадям, смелость да необычная родинка. С «голубиное яйцо», в районе щиколотки. У отца на ноге такая же. Как остался один, нанимался мальчик в работники. А в 15 лет вместе с красными пошел бить генерала Врангеля. Военком, знакомый его, говорит, что такая отметинка – точно на счастье.

Хочет Николка учиться, в город податься. Но по-прежнему неспокойно на Дону. Вот и в этот раз за ним примчался нарочный (гонец). Без отряда Николки никак: казаки, противники власти Советской, во главе с атаманом захватили Грушинский совхоз.

Около трех суток банда «по-волчьи» уносит ноги от погони. Люди в ней подобрались бывалые. Все пьяны самогоном, как и сам атаман. Только точит его изнутри боль-тоска. Целых семь годков он не видел родных мест. Сперва воевал, попал к немцам в плен, подался к белым в Крым, бежал в Турцию. Наконец, вернулся, сколотил банду против красных.

Атаман ведет людей к мельнице. Перед старым Лукичом прикидывается красным. А потом опустошает амбары с зерном, скармливает лошадям пшеницу с ячменем. А затем признается старому мельнику, что его люди – та банда и есть.

Лукич божится, землю ест, что он за белых, а сам по шумок спешит к хутору. По пути попадает к Николке на допрос. И выкладывает все начистоту: казаки на мельнице, все перепились, и зерно перепортили.

На рассвете Николка разворачивает пулеметы против бандитов. Атаман примечает безусого «щенка», командира. И подстреливает под ним лошадь. После ждет, пока у Николки кончатся патроны, а потом добивает парнишку шашкой.

По привычке стащив сапоги с мертвеца, вдруг увидел казак «повыше щиколотки» знакомую родинку. И впервые заглянул в лицо мальчишки. И обнял за плечи сыночка. Умолял хоть словечко сказать, руки целовал. А затем сунул в рот себе маузер и выстрелил. Вечером к месту прибыли конные, спугнув с трупа атамана стервятника.

Читательский дневник по рассказу «Родинка» Шолохова

Сюжет

Николке Кошевому, красному командиру, только 18 лет, а он уже гроза всех банд. Сирота, казак, с красными он с 15 лет. Отец его – без вести пропавший в Первую Мировую войну. Только памяти от него – кроме любви к лошадям – родинка на ноге с «голубиное яйцо» величиной. Думал Николка учиться, но опять просят его отряд ликвидировать банду казаков, несогласных с большевиками.

Мельник выдает местонахождение банды. Атаман ее многое повидал: и войну, и плен, и изгнание. А теперь вернулся на Дон. В перестрелке он убивает Николку. И берет себе его сапоги. Видит на ноге родинку, как у себя. Сознает, что сына убил. И кончает с собой, выстрелив себе в рот.

Отзыв

История учит тому, что братоубийственная война – всегда зло. Тема национальной трагедии, раскола народа, когда родственники по разные стороны баррикад. Тема детства и юности в годы революции, Гражданской войны. Пути красных и пути белых. Разрушение уклада жизни казаков в революцию. Встреча близких заканчивается гибелью: будущего для этой семьи больше нет.

Используемые источники:

  • http://chitatelskij-dnevnik.ru/kratkoe-soderzhanie/sholohov/rodinka
  • https://briefly.ru/sholohov/rodinka/
  • https://literoved.ru/kratkoe-soderzhanie/kratkoe-soderzhanie-rasskaza-rodinka-po-glavam-m-a-sholohov.html
  • https://obrazovaka.ru/books/sholohov/rodinka
  • https://kratko.rustih.ru/mihail-sholohov-rodinka/

  • Пробка или пропка как правильно пишется
  • Проблема адаптации ребенка в коллективе аргументы сочинение
  • Проблем или проблемм как пишется
  • Проблема бездомных животных сочинение
  • Пробка из имбиря рассказ