Проблема свободы в рассказе челкаш

Начало творческого пути м. горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни россии. по признанию самого писателя, к

Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке.

Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью.

Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы реалистичны,

но очень близки к романтическим. Так, писатель В. Короленко, прочитав рассказ Горького «Челкаш», сказал ему: «Я же говорил, что вы реалист!», потом, усмехнувшись, добавил: «Но в то же время романтик!»

Писатель по-новому показал психологию отверженных людей. Он не жалеет своих героев, не идеализирует их, не связывает с ними никаких надежд. Горький показывает их независимость от общества, презрение к богачам, свободолюбие. В каждом рассказе описана драматическая ситуация жизни простого человека в жестоком мире.

Все герои — люди со сломленной судьбой, но не желающие унижаться и лгать. Они стремятся

вырваться из «духоты» окружающей мрачной действительности, протестуют, но их анархический бунт бессмыслен. «Сытое» общество равнодушно к нищим.

Герой рассказа М. Горького Гришка Челкаш прекрасно чувствует себя в порту, где вместе с напарниками промышляет воровством. Он «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор». Челкаш своим внешним видом выделяется из толпы портовых оборванцев.

Он похож на хищную птицу, степного ястреба. Зорко вглядываясь в прохожих, он прицельно ищет жертву. Челкаш ищет Мишку, с которым собирается «на дело», но узнает, что тому отдавило ногу и его увезли в больницу. Расстроенный Челкаш знакомится с деревенским парнем Гаврилой, которому представляется рыбаком.

Вор умело ведет разговор «по душам», втирается в доверие к новому знакомому.

Горький с большим мастерством дает портреты героев, показывает их психологию, а сам рассказ — это небольшая драма, разыгравшаяся между двумя людьми. Гаврила откровенно рассказывает Челкашу свою историю. Оказывается, он находится в крайней нужде, ему нужны деньги, иначе с хозяйством в деревне не справиться. За бедного парня не идут замуж девушки, а как в деревне быстро заработать, он не знает. Челкаш предлагает парню стать его напарником, но не говорит, что за работа ждет наивного сельского жителя.

Для начала вор ведет его обедать. Гаврилу поражает, что Челкашу дают в долг. Это вызывает доверие к вроде бы «жулику» на вид.

Гаврила напивается, а Челкаш «завидовал и сожалел об этой молодой жизни, подсмеивался над ней и даже огорчался за нее, представляя, что она может еще раз попасть в такие руки, как его… Малого было жалко, и малый был нужен».

В рассказе Горький использует прием контраста, рисует два психологических портрета. Даже описание ночного моря и облаков автор использует как психологический пейзаж: «Что-то роковое было в этом медленном движении воздушных масс».

Ночью Челкаш предлагает Гавриле в лодке отправиться «на работу». Парень, ворочая веслами, уже догадывается, что они плывут не на рыбную ловлю. Испугавшись, Гаврила просит отпустить его, но Челкаш со смехом отбирает у него паспорт, чтобы не убежал. Украв что-то «кубическое и тяжелое», Челкаш возвращается в лодку, сказав Гавриле, что тот заработал за ночь полтысячи.

Далее развивается тема искушения деньгами. Челкаш радуется, что они ушли от охранников и, расчувствовавшись, рассказывает Гавриле о своем детстве в деревне, о жене, родителях, о военной службе и о том, как им гордился отец. Он сам выбрал свою судьбу, он смелый человек и любит свободу.

На греческом корабле герои отдают товар и получают деньги. Увидев гору бумажек, Гаврила хватает свою долю денег дрожащими руками. Теперь он уже представляет себя первым деревенским богачом. Видя возбуждение Гаврилы, Челкаш думает, что жадность у деревенского парня в крови. Уже на берегу Гаврила не может совладать с собой и набрасывается на Челкаша, требуя отдать ему все деньги. «Дрожа от возбуждения, острой жалости и ненависти к этому жадному рабу», Челкаш отдает деньги, за что Гаврила униженно его благодарит.

Челкаш думает, что никогда не стал бы таким низким и жадным, потерявшим рассудок из-за денег. Гаврила признается, что хотел убить Челкаша, тогда вор отбирает у него все деньги, а когда поворачивается уходить, в голову ему летит брошенный Гаврилой камень. Раненый Челкаш истекает кровью, но с презрением отдает деньги Гавриле, который просит у него прощения. Челкаш уходит, оставив деньги на песке. Гаврила поднимает их и твердыми шагами идет в противоположную сторону.

Волны и дождь смывают кровь на песке, ничто больше не напоминает о драме между двумя людьми.

Горький воспевал духовное величие человека. Челкаш победил в психологическом поединке с Гаврилой. Гаврила наверняка устроится в обществе, а такие, как Челкаш, никому не нужны.

В этом заключается романтический пафос рассказа.

Характеристика Челкаша в рассказе Горького «Челкаш», образ, описание

illjustracija chelkash hudozhnik b dehterev
Художник Б. Дехтерев

Челкаш является главным героем одноименного рассказа Максима Горького «Челкаш».

Образ и характеристика Челкаша в рассказе «Челкаш» Горького: описание внешности и характера

«. старый травленый волк, хорошо знакомый гаванскому люду, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор.»

«. да все времени нет — пью все вот. » (Челкаш о своем пьянстве)

«Впереди ему улыбался солидный заработок, требуя немного труда и много ловкости. Он был уверен, что ловкости хватит у него. «

«. он — вор, гуляка, оторванный от всего родного. «

«По всклокоченным черным с проседью волосам. «

«Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина. «

«Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами.»

«. пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша.»

«. сжал в твердый, жилистый кулак и заблестел глазами.»

«Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей. «

«. воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы.»

«. вытянулась длинная фигура Челкаша. «

«. забрасывая весла своими длинными руками.»

«. спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани.»

«Ты, — не шути, дьявол костлявый!» (о Челкаше)

«Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота. «

«. его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице.»

«Изогнувшийся, наклоняясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками.»

«Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы.»

«Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал.»

«. поводя своим горбатым, хищным носом. «

«А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы.»

«Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице.»

«. нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами.»

«. продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча. «

«Оборванец не обращал больше на него внимания.»

«. несмотря на свой вид жулика. «

«. таких же, как он, резких босяцких фигур. «

«Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.»

«. засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки.»

«. к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием.»

«Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления. «

«А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились.»

«. его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо. «

«Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной.»

«На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену.»

«Было когда-то свое гнездо. Отец-то был из первых богатеев в селе. «

«. солидные речи истового крестьянина-отца. » (об отце Челкаша)

«Он успел посмотреть себя ребенком, всю деревню, свою мать, краснощекую, пухлую женщину, с добрыми серыми глазами, отца — рыжебородого гиганта с суровым лицом; видел себя женихом и видел жену, черноглазую Анфису, с длинной косой, полную, мягкую, веселую, снова себя, красавцем, гвардейским солдатом; снова отца, уже седого и согнутого работой, и мать, морщинистую, осевшую к земле; посмотрел и картину встречи его деревней, когда он возвратился со службы; видел, как гордился перед всей деревней отец своим Григорием, усатым, здоровым солдатом, ловким красавцем. «

«. о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался. «

«А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни.»

«Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.»

«— Рыжего, с которым я прошлый раз работал на «Костроме», — стоял на своем Челкаш.

— С которым воруешь вместе, вот как скажи!»

«Только вот. не влететь бы во что с тобой. Больно ты закомурист. темен ты.»

«Пропащий ведь ты. Нет тебе пути. «

«И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен.»

«Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его.»

«. чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким. «

«За таких людей, как я, никто не взыщет. Еще спасибо скажут, как узнают.»

«Челкаш сунул руку в карман своей куртки, вытащил пачку денег, одну радужную бумажку положил обратно в карман, а все остальные кинул Гавриле.

— Не возьму, брат. Не могу! Прости!

— Бери, говорю. — взревел Челкаш, страшно вращая глазами.»

Челкаш — образ и характеристика героя рассказа М. Горького «Челкаш»

Рассказ «Челкаш» был написан Максимом Горьким в 1894 г. — в тот период, когда мировоззрению писателя были близки некоторые философские идеи Ницше, в частности, идея о сверхчеловеке. Эти идеи образно воплощены в горьковских героях. В философии Ницше Горького привлекало отрицание действительности, резкий вызов современности, протест против верований и идеалов.

В ранних рассказах М. Горького преобладают герои, которых можно назвать «сильными личностями». Они тяготеют к абсолютной свободе, независимости, им свойственны некоторая агрессивность и асоциальность.

Характеристика образа Челкаша соответствует этим параметрам.

Личность

Григорий Челкаш — главный герой рассказа Горького. Читателям он представлен как смелый, опытный и ловкий вор. Но в прошлом он был сыном состоятельного крестьянина, служил в гвардии и был женат.

Что заставило его бросить былое благополучие и стать босяком, автор не уточняет, но упоминает о том, что его герой «разочаровался в радостях крестьянской жизни». Таким образом, становится понятным, что Челкаш относится к горьковским «сильным личностям», которые, по Ницше, приходят в этот мир, «чтобы не соглашаться». 11 лет он ведёт свободную жизнь босяка и уже осознаёт себя «навсегда оторванным и выброшенным» из той жизни, где появился на свет.

Он живёт в одном из южных приморских городов и занимается контрабандой, а также пьянствует. Будучи босяком и жуликом, он мог получить много денег за одну воровскую вылазку, но деньги у него, по всей видимости, не задерживались, и выглядел он оборванцем.

Внешность

Челкаш был высоким, сутулым и костлявым мужчиной. Его чёрные с проседью волосы указывали на то, что он далеко не молод, но ещё достаточно силён: автор отмечает его жилистые кулаки, а также крепкую хватку рук — сторож не смог вырвать свою руку из руки Челкаша. Горбатый хищный нос подчёркивал сходство со степным ястребом. Походка его тоже была ястребиной: он всё время как будто к чему-то прицеливался, зорко поглядывая вокруг — так ястреб подкарауливает свою добычу. Горький сравнивает его и с другими хищными животными: с волком («Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы») и кошкой («он походил на кошку, готовую прыгнуть»).

Большую часть года он ходил босиком, без шапки, носил старые вытертые плисовые штаны. Его ситцевая рубаха была с разорванным воротом.

Характер

Челкаш отличался весёлым, но едким нравом, часто отпускал колкие шутки и насмешничал.

В порту его все знали и, видимо, уважали. Во всяком случае, доверяли: в трактире он обедает в долг, что воспринимается трактирщиком спокойно.

Он отличается тонкой нервной организацией, впечатлительностью. Очень любит море и не устаёт наблюдать за ним ночью, очищаясь так от житейской скверны. Рядом с морем он видел себя лучшим, часто его душевное состояние зависело от моря.

Встреча с Гаврилой

Эта встреча произошла случайно, когда Челкаш искал в порту своего напарника, с которым он ходил на «дело». В этот день напарника не было, он сломал ногу. И Челкаш заводит разговор с Гаврилой, который понравился ему своим здоровым, добродушным видом и ребячьими светлыми глазами. Описывая их разговор, Горький уделяет большое внимание личности Челкаша, подмечая даже мелочи, описывает чувства и мысли, которые возникли у героя в связи с этой встречей, и его намерения. Утонченный психологизм образа говорит о следовании писателя романтическому канону.

На вопрос Гаврилы о том, чем занимается его новый знакомый, Челкаш ответил, что он рыбак, и пригласил парня поработать с ним ночью. Так он втянул его в «дело», которое оказалось контрабандой.

В результате «заработка» у Челкаша оказалась большая сумма денег, настолько большая для деревенского парня Гаврилы, мечтавшего о самостоятельной семейной жизни, что он не смог скрыть своей алчности, чем неприятно поразил Челкаша. На обратном пути возбуждение молодого крестьянина усилилось, и он стал рассуждать о том, что сделал бы, будь у него такие «деньжищи». Челкаш слушал его, и у него, по словам писателя, «был вид человека, задумавшего весьма приятное». Возможно, он намеревался отдать все деньги Гавриле. Но на берегу случилось неожиданное: Гаврила схватил его за ноги, дернул и начал умолять упавшего Челкаша отдать ему все деньги. При этом он назвал его «пропащим», которому всё равно «нет пути». Это сильно задело Челкаша, он швырнул ему деньги со словами: «На, жри!». Но далее Гаврила, уже не помня себя от охватившего его восторга обладания такими деньгами, начал зачем-то говорить о том, что он хотел убить напарника из-за этих денег. Тут уж Челкаш не выдержал: повалил его, отобрал деньги и пошёл прочь. Гаврила кинул вслед ему крупный камень, который разбил Челкашу голову. Он упал лицом в песок, а Гаврила бросился бежать, но вскоре вернулся и начал просить прощения. Из пачки денег Челкаш только сотню положил себе, а остальную сумму отдал Гавриле со словами: «Бери, не бойсь! Не стыдись, что человека чуть не убил! За таких людей, как я, никто не взыщет. Ещё спасибо скажут, как узнают».

«Ницшеанство» Горького

Случай, описанный Горьким, рассказал ему в больнице один одесский босяк. В этом повествовании смешаны два литературных направления: реализм с его правдивым описанием обыденной жизни и романтизм, явивший читателям героя-одиночку, бунтаря и индивидуалиста.

Его герой живёт по своим собственным правилам, он устремлён к свободе и не признаёт общественных стереотипов. В русской литературе уже были такие люди-«сверхчеловеки»: Родион Раскольников, Иван Карамазов у Достоевского, Печорин у Лермонтова и другие, для которых свобода, дающая «полноту жизни», важнее традиционной морали — «рабской», по их мнению. Вера в Бога для них — также фактор ограничения их свободы.

Челкаш, вор и пьяница, олицетворяет у Горького «свободного человека». Для Гаврилы же понятие «свобода» ассоциируется с деньгами, что и делает его в глазах Челкаша «жадным рабом». Собственное отношение к свободе возвышает романтического героя в своих глазах и наполняет «жалостью и ненавистью» по отношению к «рабу». Но Гаврила («раб») считает Челкаша ненужным на земле. Таким образом, идея сверхчеловека у Горького преломляется по-русски: с одной стороны, это понимание «человеческого превосходства», с другой — понимание ненужности таких людей.

Заключение

Челкаш — романтический герой со своими моральными ценностями. Он лишён такого качества, как жадность. Может испытывать жалость и сочувствие: вначале он по-отечески жалеет молодого парня, попавшего «в его волчьи лапы», но затем, узнав его получше, испытывает к нему чувство брезгливости. Главный герой рассказа М. Горького «Челкаш» выделяется из толпы людей своей независимостью. Он живет одним днём, не привязан ни к чему и ни к кому. Нет у него привязанности и к деньгам — он с лёгкостью отдаёт всю выручку напарнику. Любит природу, особенно море, которое символизирует для него настоящую свободу.

Но глубину своего падения Челкаш всё-таки осознаёт: он старается не вспоминать о своем прошлом, потому что эти мысли угнетают его и не дают покоя, разъедая душу.

Образ Челкаша идеализирован писателем. Несмотря на то, что ему присущи многие положительные черты характера, всё-таки он остаётся тем, кем является — вором. Писатель В. Т. Шаламов отмечал, что художественная литература, изображая мир преступников сочувственно, делает большую ошибку. Художнику непростительно увлекаться «героическими» фигурами преступного мира — это свойственно мальчикам. По поводу данного рассказа он писал: «В „Челкаше“ Горький, сталкивавшийся с блатным миром в юности, лишь отдал день тому малограмотному восхищению перед кажущейся свободой суждения и смелостью поведения этой социальной группы».

Характеристика образа Челкаша может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Челкаш

История персонажа

В произведениях Максима Горького удивительно гармонично сочетаются реализм и романтизм. Короткие рассказы, направленность которых критики определяли как соцреализм, занимают особое место в творчестве писателя. Произведение «Челкаш» относится к их числу.

История создания

Сочинение написано в 1894 году. За основу истории Горький взял рассказ, переданный ему соседом по палате в больнице города Николаев. Спустя год рассказ опубликовал журнал «Русское богатство».

Писатель Максим Горький

Произведение пронизано духом романтики, скрывающимся в описании природы. Этот ход характерен для всех ранних сочинений автора. Главным действующим лицом становится бездомный вор и пьянчуга Челкаш. Босяк имеет неопрятную внешность. Своим обликом он напоминает костлявого ястреба. Герой предстает перед читателем в приподнятом настроении, так как предвкушает заработок. Он и Гаврила, деревенский крепкий парень, решились на ночной разбой. Горький дает подробную характеристику каждого образа, прежде чем описать их поступок.

В противовес Челкашу, Гаврила – верующий и добрый парень, чья жадность перечеркивает все жизненные ценности. Поначалу создается впечатление, что гордый и свободолюбивый Челкаш сбивает юношу с пути истинного, но впоследствии раскрывается истинная подоплека. Челкаш вспоминает свое прошлое, супругу и родителей. Отчасти в Гавриле он видит себя, поэтому решается помочь парню, который возвращается домой, не сумев заработать денег.

illiustratsiiaИллюстрация к рассказу «Челкаш»

Челкаш очень любит море, которое дарит ему ощущение свободы. Море позволяет забыть о беспокойствах, оценить реальную натуру каждого героя. Челкаш любит мощь и свободу моря, а Гаврила боится. Привыкший к земле крестьянин страшится проявления бескрайней силы волн, и особенный страх появляется в его душе, когда прожекторы освещают морскую даль.

Свет корабля Гаврила расценивает как знак свыше и зарекается заказать молебен. Но утренняя дележка добычи показывает, что богобоязненность парня временна. Он не был доволен тем, как распределились деньги, и готов убить Челкаша ради наживы. Герой ранит подельника, отбирает все деньги и смывает следы преступления. Но грех с души Гаврилы уже не смыть.

gГаврила

Описывая поступок парня, Горький показывает, как легко потерять человечность, как быстро можно стать низким существом, когда речь идет о деньгах. Поднимается здесь вопрос верности и измены, с которым столкнулся доверившийся постороннему человеку Челкаш.

Рассказ «Челкаш»

Анализ образа действующих лиц предоставляется в начале рассказа вслед за описанием порта. Челкаш – беспробудный пьяница, славящийся воровским чутьем и ловкостью. Он немолод, но возраст и пристрастие к бутылке не сказываются на успехе его предприятий. Герой предстает нетривиальной личностью, чья судьба и характер неповторимы. Для произведений Горького характерно наличие таких персонажей. Зачастую они обладают необъяснимой тягой к восхитительной красоте чего-то всеобъемлющего. В случае с Челкашом описывается безудержная любовь к морю.

i garilaЧелкаш и Гаврила

Мужчина имеет непростую судьбу. Его детство было удачным, но жизнь сложилась непросто. Из военного офицера, гордого и свободолюбивого, он превратился в бедняка. Особенность характера героя заключается в сочетании противоположных качеств. Горький описывал черты, присущие людям, оказавшимся в сложном положении, обнажая реальную суть души персонажа. Принципы и пороки человека проверяются в таких обстоятельствах.

Челкаш потерял цель в жизни и ворует для поддержания своего существования. Деньги он тратит на выпивку и самое необходимое. Гаврила же имеет мечту о собственном хозяйстве и семье, поэтому воровство для него – преступление ради благой цели. Горький позволяет читателю самостоятельно выбрать, кто из героев является положительным персонажем, а кто потерял человеческое достоинство. Сложность и противоречивость характеров изображенных персонажей не позволяют ответить на вопрос однозначно. Оба мужчины сочетают в себе негативные черты и положительные качества.

chellЧелкаш (кадр из фильма)

Нищий Челкаш, привыкший ходить грязным, оборванным и босым, одинок. У него никого нет, поэтому собственное будущее мало заботит мужчину. Он живет нынешним днем, не заботясь о работе и не признавая своего бедственного положения. Став отбросом общества, он гнал от себя мысли об этом, заглушая их выпивкой. Только море давало герою успокоение, ведь в нем он был королем ситуации.

Бывший офицер сохранил качества, воспитанные годами службы. Несмотря на воровской удел, Челкаш сохранил человечность. Он ворует не для обогащения, а для подержания худого, но привычного образа жизни. Обманув Гаврилу, заманив его на грабеж, Челкаш отобрал у парня паспорт. Новоявленный подельник оказался заложником мужчины, который был доволен своей удачей.

vneshnostВнешность Челкаша

Челкаша влечет вкус свободы, поэтому он идет на воровство. Он – потерянный для общества человек, который, имея все, что необходимо, не ценил этого. Утратив семью и статус, он предпочитает не думать о произошедшем, не менять ситуацию. Алкоголик и бродяга, мужчина заглушает душевную боль, чтобы избежать признания своего бедствия. Собственная жизнь противна герою, но к другой ему было не пробиться.

Цитаты

Несмотря на бедственное положение главного героя, его негативный образ, грехи и проступки, Горький наделили Челкаша великим характером, сравнимым с величием моря:

«Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной».

Челкаш сознавал серьезность своего падения. Он боялся вспоминать о своем прошлом, потому что мысли угнетали и не давали покоя, разъедая душу мужчины:

«Память, этот бич несчастных, оживляет даже камни прошлого и даже в яд, выпитый некогда, подливает капли меда…»

Дух мужчины был сломлен жизненными перипетиями, цельным в нем оставались только благородство и человеческие принципы. Гордость и благородство теплились в его душе, позволяя не достигать дна бездны, в которую стремительно падало его человеческое существо. Поэтому Гаврила вызывал у него неприязнь.

«Всегда неприятно видеть, что человек, которого ты считаешь хуже и ниже себя, любит или ненавидит то же, что и ты и, таким образом, становится похож на тебя».

Челкаш из рассказа («Челкаш»)

Ранние рассказы Максима Горького включают небольшие произведения, раскрывающие внутренний мир человека. В них показано поведение людей в сложных ситуациях, когда проявляется их истинное «лицо». Рассказ «Челкаш» — психологическая драма, разыгравшаяся между двумя совершенно разными внешне людьми, которых объединило общее дело. Кто окажется благороднее и честнее: вор и пьяница Челкаш или простой деревенский парень, возвращавшийся домой с Кубани? И почему? Может ли опустившийся на самое дно жизни человек вызывать симпатию? Характеристика образа Челкаша даст ответы на эти вопросы.

Биография

Горький не объясняет, какая трагедия произошла в жизни Челкаша, почему он оказался на самом социальном дне. Прошлое Григория можно узнать лишь из обрывочных воспоминаний героя или из его беседы с Гаврилой. Из разговора с подельником ясно, что Челкаш произошёл из крестьянской семьи, отец его был довольно зажиточный человек.

В море перед глазами Григория вдруг промелькнули «картины прошлого» из другой жизни: мать и отец в молодости и в старости, он — жених и его жена красавица Анфиса с длинной косой, сам Григорий в гвардейской форме. Воспоминания обрываются, а перед читателем снова предстаёт прежний Челкаш: не красавец-гвардеец, а вор и пьяница, уже более одиннадцати лет, промышляющий в порту.

Портрет

Горький мастерски описывает внешность героя, которая, в свою очередь замечательно передаёт его характер. Челкаш — это «старый, травленый» волк. Его отлично знают в порту, он свой человек в трактирах. У Челкаша худое лицо и костлявая фигура. Писатель сравнивает Гришку с ястребом, приписывая герою не только внешнее сходство с птицей, но и движения, походку. Его сухое длинное и слегка сутулое тело, обтянуто загорелой коричневой кожей. У него длинные цепкие пальцы, чёрные с проседью волосы и серые острые глаза, густые брови, крючковатый с горбинкой нос. Большое внимание уделяет Горький бурым длинным усам Челкаша, которые то вздрагивают, «как у кота», то он их подкручивает, то посмеивается « в усы», то они «обвисли» в момент душевного расстройства, то «сладострастно» вздрагивают, чуя добычу. То есть, можно сказать, что усы выражают настроение героя.

Своими хищными манерами он резко выделяется среди большого количества босяков и забулдыг, обосновавшихся в порту.

Одет Челкаш в ситцевую рубаху и плисовые штаны, очень грязные и затёртые. Ворот у рубахи порван, что подчёркивает, боевой характер Григория.

Характер

Под стать внешности Челкаша и его характер: прямой, колкий, с едкими шуточками.

Тем не менее, Григорий в душе романтик. Он любит свободу, море, природу. Горький не раз подчёркивает родство героя и моря. Челкаш так же свободен, у него широкая душа, несмотря на то, что он вор и бродяга. И настроение Григория сродни морской стихии: такое же переменчивое. То он идёт хмурый и неразговорчивый, то он «весёлый и едкий», то равнодушный, то спокойный. «Он, вор, любил море… На море в нём всегда поднималось широкое, тёплое чувство — охватывая всю его душу, оно немного очищало её от житейской скверны».

Григорий пользуется уважением среди портового люда. Ему доверяют, с ним советуются, выкладывают ему последние новости.

У него репутация наглого и ловкого, но честного вора. О честности Челкаша говорит тот факт, что ему часто дают взаймы, зная, что он вернёт деньги.

Столкновение

Опустившийся, вечно пьющий, ворующий Григорий, в душе остался благородным и добрым. При найме Гаврилы в нём борются два чувства: с одной стороны, ему нужен помощник, чтобы пойти на дело, но, с другой стороны ему жалко этого простого крестьянского парня, «сосунка», которого он толкает на дурной путь.

По отношению к Гавриле, Челкаш часто проявляет разное отношение: сочувствие, жалость, доброту, жестокость, неприязнь. Эти противоречия подчёркивают непостоянный нрав Григория и недоверие к новому подельнику. Они слишком разные: свободолюбивый, смелый, независимый, уверенный в себе, познавший жизнь Челкаш и приземлённый, молодой, трусоватый, покорный Гаврила.

Столкновение двух этих людей и, последовавшая следом, драма лишь подчёркивают подозрения Челкаша и говорят о его благородстве, презрении к подлости и предательству.

В возникшей ситуации вор и пропойца поступил благороднее, чем простой крестьянский парень. Добыча не сделала из него убийцу и злодея, он выдержал испытание деньгами, оказался духовно выше Гаврилы.

Однако, развязка произведения вызывает чувство тревоги за дальнейшую жизнь главного героя, показывает его ненужность обществу.

Заключение

Образ Челкаша в одноимённом рассказе М. Горького, неоднозначный и противоречивый, вызывает уважение и симпатию. Жизненные неурядицы, потеря близких, пьянство и подозрительный род занятий, не убили в Григории главных человеческих качеств. Челкаш остался благородным и честным.

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Автор: Guru · 14.11.2017

«Челкаш» — одно из первых значительных произведений Горького, которое стало одним из самых знаменательных творений позднего романтизма. Оно соединило в себе черты нескольких направлений и предвосхитило появление особого течения в литературе – соцреализма, в рамках которого автор будет развиваться в дальнейшем.

История создания

Написан рассказ был в 1894 году в Нижнем Новгороде. Весьма одобрительно отнёсся В.Г. Короленко к этому сочинению и в 1895 году посодействовал его публикации в журнале «Русское богатство». С этого момента о Горьком серьезно заговорили в литературных кругах как о талантливом молодом писателе, а в 1898 году его рассказы были опубликованы в двух томах.

В основу сюжета легко откровение одного босяка, услышанное писателем в больнице. Познавший немало невзгод и трудностей в своей жизни, Горький хорошо понимал, о чём рассказал ему сосед по палате. Вдохновившись услышанным, он за два дня написал «Челкаша».

Жанр и направление

Горький — основоположник нового направления в русской прозе. Оно было отлично от линии Толстого и Чехова, для которой была характерна пуританская избирательность в пользу благовоспитанности и правильности. Это касалось и сюжета, и лексики. Пешков (настоящая фамилия писателя) значительно расширил возможную тематику произведений и обогатил словарь литературного языка. Ведущей тенденцией его творчества был реализм, но раннему периоду присущи черты романтизма, что проявилось и в «Челкаше»:

  1. Во-первых, поэтизация образа бродяги, явная симпатия к его жизненным принципам.
  2. Во-вторых, образы природы, разнообразие колоритов водной стихии: «море было спокойно, черно и густо, как масло».

Такие обновления в прозе приветствовали многие современники Горького. Например, Леонид Андреев, ведь то же влияние отразилось на его ранних рассказах («Ангел», «Баргамот и Гараська»).

Композиция

Рассказ состоит из вступления и 3 глав.

  1. Вводный раздел – экспозиция, где описывается место действия. Здесь автор дает представление читателю об окружающий среде главных героев. Первая глава содержит в себе характеристику Челкаша, знакомит с его настоящим, с его привычным образом жизни.
  2. Во второй главе мы узнаём о прошлом главного героя, перед читателем ещё глубже раскрывается его внутренний мир, а катализатором этого откровения становится его напарник. Здесь же находится кульминация рассказа. В финале проявляет свой характер другой герой – крестьянин Гаврила.
  3. Заканчивается же рассказ картиной моря, что позволяет говорить о кольцевой композиции произведения.

Конфликт

Пространство рассказа «Челкаш» вмещает в себя немало конфликтов, различного значения и масштаба.

  • Конфликт человека и научного прогресса. С этого начинается рассказ. Казалось бы, научный прогресс должен облегчить жизнь, сделать её комфортнее, но Горький противопоставляет сияющим и роскошным судам бедных, измождённых людей, которые обслуживают их.
  • Бродяжничество и крестьянство. Главные герои не приходят к окончательному выводу, что лучше: раздолье босяка или нужда крестьянина. Эти судьбы противоположны. Челкаш и Гаврила – представители разных социальных групп, но оба видят друг в друге родных для себя людей: Челкаш в бедном юноше находит мечтателя о свободе, а Гаврила в бродяге – такого же крестьянина.
  • Внутренний конфликт Челкаша. Главный герой чувствует свое превосходство над миром, освободившись от привязанности к конкретному дому, семье и прочих общечеловеческих ценностей. Его возмущает, что типичный человек, не преодолевший этой системы, может любить или ненавидеть то же, что и он.

Главные герои и их характеристика

Челкаш – романтизированный бродяга, настоящий романтический герой. У него есть свои моральные принципы, которым он всегда следует. Его идеология выглядит наиболее устойчивой и сформированной, нежели жизненная позиция Гаврилы. Это молодой крестьянин, который еще не определился, чего хочет добиться. Неопределенность невыгодно отличает его от главного героя. Гаврила, без особого желания согласившийся на «темное дело», выглядит более нелицеприятным героем, чем Челкаш. Этот закоренелый вор вызывает даже некую симпатию у читателя. У него более сложный внутренний мир, за его улыбкой и лёгкостью чувствуется боль воспоминаний о прошлом и тяжесть нужды, преследующей его ежечасно.

Произведение построено на антитезе и парадоксе: здесь противопоставляются друг другу честный вор и лживый крестьянин. Смысл этого противопоставления в том, чтобы по-новому взглянуть на положительные и отрицательные качества человека, как представителя определенной социальной группы, и на различные модели поведения. Бродяга может быть принципиальным и нравственным, а крестьянин – не только смиренным и честным работягой.

  • Смысл жизни. Главные герои рассуждают о смысле жизни. Челкаш, можно сказать, уже прошёл свой жизненный путь, но Гаврила еще в начале. Таким образом, нам представлены принципиально разные взгляды: молодого человека, и того, кто умудрён опытом. Мысли Гаврилы еще подчинены общепринятой ценностной системе крестьянина: обзавестись домом, создать семью. Это его цель, смысл жизни. Но Челкаш уже хорошо знает, что такое быть мужиком в деревне. Он сознательно выбрал тропу бродяги, не обременённого долгами, голодающей семьей и прочими бытовыми проблемами.
  • Природа. Она представлена как независимая, вольная стихия. Она вечна, она, безусловно, сильнее человека. Она сопротивляется попыткам людей обуздать её: «Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом». В ответ она не щадит людей, обжигая палящим солнцем и леденя ветром. Роль пейзажа в произведении очень велика: он воплощает в себе идеал свободы и создает колоритную атмосферу.
  • Свобода. Что есть свобода: безбедная жизнь семьянина, обременённого домом, хозяйством и ответственностью, или вольное бродяжничество с ежедневным поиском средств на пропитание? Для Челкаша свобода – независимость от денег и душевное спокойствие, Гаврила же имеет лишь романтическое представление о вольной жизни: «Гуляй знай, как хошь, бога только помни…»

Проблемы

  • Алчность. Отношение к деньгам у героев разное, и на этом противопоставлению завязана проблематика рассказа «Челкаш». Казалось бы, испытывающий постоянную нужду босяк должен иметь более значительную потребность в средствах, нежели крестьянин, имеющий работу и жилье. Но на деле оказалось всё совсем наоборот. Гаврилой овладела жажда денег настолько сильно, что он был готов убить человека, а Челкаш рад был отдать напарнику всё, оставив себе лишь часть выручки на еду и выпивку.
  • Трусость. Умение проявить холодную рассудительность в нужной ситуации — весьма важное качество человека. Это говорит о силе воли и твердом характере. Таков Челкаш, он знает, что такое деньги, и предупреждает юнца: «Беда от них!». Герою противопоставлен трусливый Гаврила, дрожащий за свою жизнь. Эта черта говорит о слабохарактерности персонажа, которая раскрывается по ходу произведения все больше и больше.

Смысл

Поскольку сам Горький провел полжизни в нужде и бедности, он часто затрагивал в своих произведениях темы нищеты, которую читатель не видел, ведь его в основном пичкали историями о судьбах и быте дворян. Так вот, главная идея рассказа «Челкаш» – заставить публику по-иному взглянуть на социальную прослойку, так называемых, отверженных. В произведении звучит мысль о том, что если ты крестьянин с некоторым достатком, то тебя можно считать человеком, «у тебя лицо есть». А что же «шатающие»? Они не люди? Авторская позиция Горького – защита таких, как Челкаш.

Отшельника больно задевает брошенная Гаврилой фраза: «Ненужный на земле!». Горький помещает героев в равные условия, но во время «ходки» каждый по-разному проявляет себя. Для Челкаша это привычное дело, ему нечего терять, но и особенно приобретать он не стремится. Поесть бы да выпить – вот его цель. Что же происходит с Гаврилой? Герой, говоривший о том, как важно помнить Бога, теряет свой моральный облик и пытается убить «хозяина». Для юноши Челкаш — жалкий босяк, о котором никто и не вспомнит, а ведь тот называет своего пособника братом! Справедливо ли после этого считать Гаврилу полноправным членом общества, а Челкаша лишать права называть себя человеком? Именно над этим заставляет задуматься Горький, поэтому он и делает образ вора и бродяги вызывающим симпатию у читателя, а Гаврила видится исключительно отрицательным героем.

Безусловно, нельзя забывать, что это Гаврила попадает под губительное влияние разбойника и пьяницы. Но не его сила самая страшная, а денег. В них зло, по мнению автора. В этом и заключается главная мысль рассказа «Челкаш».

Сочетаются ли любовь и свобода? Можно ли быть свободным в любви и любить другого человека, не ограничивая его? А можно ли любить людей, оставаясь свободным, при этом? Я часто слышу эти вопросы от людей, которые приходят ко мне на консультацию.
Знаю так же большое количество людей, которые даже не пытаются совместить эти два понятия в своей жизни, ибо для них в любви сокрыта несвобода, которую они называют жертвенностью. Так ли это, на самом деле? Может ли любящий оставить свободным любимого и не порабощать его? Чтобы ответить на все эти вопросы, нужно понимать что любовь и свобода одно целое.
Каждый человек, пришедший в этот мир, имеет своё предназначение. У него есть конкретная задача, которую ему необходимо выполнить, чтобы быть счастливым и достойно перейти в другой мир. Не всегда осознанно, но каждый из нас пытается реализоваться в этом направлении. И здесь мы все абсолютно свободны. И эту свободу дал нам Бог, либо Вселенная, как кому удобно. И здесь я говорю не о физической свободе, а о внутренней, о свободе нашего духа. Даже родившийся в рабстве, или с телесными увечьями человек, может быть полностью свободен в своём выборе – выполнить своё предназначение или остаться рабом других людей, требующих от него своего.
Когда мы влюбляемся и нам отвечают взаимностью, возникает соблазн сделать любимого человека своей собственностью. «Уже он принадлежит лишь мне и он должен делать лишь то, что мне угодно, ведь я его люблю». Такое отношение, зачастую, и у родителей к своим детям, которых они любят, по их же заверениям. Но такая «любовь» порождает лишь ненависть и желание освободиться. Сильным это удаётся, слабые остаются в этом психологическом рабстве. Но душа, неосознанно, будет стремиться к свободе. Иногда, единственным шансом освободиться будет смерть. Мы сетуем, что наша любовь не была оценена по достоинству, что она неразделённая и безответная, но у меня возникают сомнения – а любовь ли это?
Любовь без свободы превращается в тягость, как любящему, так и любимому. Это уже не любовь, а зависимость. Настоящая любовь всегда полноценна, ибо в ней есть место полной свободе. И любящий независим от выбора своего партнёра, он счастлив, что любит и радуется счастью любимого, который сделал свой свободный выбор.

Рубеж XIX—XX вв. — это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца представителей передовой общественности, был вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького, раннее творчество которого (в частности, рассказы) вызвали целую бурю мнений и споров.
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов под названием “Макар Чудра” Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека — главнее всего на свете”.
Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. Для Зобара и Радды свобода, воля — главное в жизни. “Никогда я никого не любила, Лойко, атебя люблю. А еще я люблю волю. Волю то, Лойко, я люблю больше, чем тебя”, — говорит Радда. Даже любовь, то прекрасное чувство, силу которого воспевали люди веками, оказалась бессильна перед стремлением человека к свободе. И поэтому логичен драматический исход рассказа: смерть обоих героев.
При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием “абсолютной свободы”. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, что “абсолютная свобода” недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Однако, считает Горький, к этому идеалу можно немного приблизиться. Каким образом? Ответ на этот вопрос дается в рассказе “Челкаш” — самом значительном, по моему мнению, раннем рассказе Горького. Герой рассказа — вор, босяк, ведущий совершенно иную, чем большинство других людей, жизнь. В рассказе “Челкаш” происходит сопоставление романтического образа бродяги и вора с духовно убогим, жадным и жалким крестьянином Гаврилой. —И выводы в результате данного сравнения делаются далеко не в пользу последнего. “Челкаш слушал его радостные вопли, смотрел на сиявшее, искаженное восторгом жадности лицо и чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного, — никогда не будет таким!”.
Тип босяка в рассказах Горького является продолжением темы маленького человека в русской литературе. Но горьковские босяки оказываются нравственно выше власти денег, они — свободные люди в несвободном обществе.
Одним из первых в литературе Горький поднимает проблему женской свободы. Об этом его рассказ “Мальва”. В нем писатель рисует образ женщины, которая пытается обрести право на свободу, на честную и открытую любовь в изначально несвободном обществе. Героиня дает понять мужчинам, что не желает зависимости ни от них, ни от кого бы там ни было.
Таким образом, герои ранних произведений Горького — свободные, вольнолюбивые люди, и каждый из них понимает свободу по-своему. Любовь и свобода в произведениях Горького сходятся гибельно, трагически, оказываются несовместимыми. Свобода не приносит счастья, так же как не приносит его и любовь. Многие герои Горького — беспокойные люди, ищущие свое место в жизни, нередко конфликтующие с обществом.
Проблемы, поставленные писателем в начале века, остаются актуальными и по сей день. Ценность свободы и стремление к ней всегда волновали людей, но далеко не каждому хватает мужества для того, чтобы хотя бы немного приблизиться к своей мечте.

  • Сегодня на уроке мы:
  • · Поговорим о противоречиях в
    характере главного советского писателя Максима Горького.
  • · Узнаем, что повлияло на
    развитие его литературного таланта.
  • · Разберёмся, почему Горький
    считал, рассказ «Старуха Изергиль» одним из самых красивых своих произведений.
  • Максим Горький – одна из самых противоречивых фигур в
    русской литературе.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Его называли основоположником соцреализма и символом
романтизма начала XX
века. Горький дважды становился политическим эмигрантом. Первый раз при царской
власти, второй – при советской. Оценивали жизнь и творчество писателя в разные
периоды истории нашей страны тоже по-разному. Горького возносили на вершину
славы и свергали с неё.

Алексей Максимович Пешков, известный нам под
псевдонимом Максим Горький, был единственным сыном Максима Савватиевича Пешкова
и его жены Варвары Васильевны. Писатель появился на свет 16 марта 1868 года.
Когда мальчику исполнилось 3 года, он тяжело заболел холерой. Его удалось
спасти, но болезнь оборвала жизнь его отца, который выхаживал своего больного
ребёнка.

Варвара Васильевна скоро вышла замуж второй раз, оставив сына
на попечение родителям. Детские впечатления о годах в доме бабушки и
дедушки позже нашли отражение в повести «Детство».

Конечно,
автобиографическую трилогию «Детство», «В людях» и «Мои университеты» нельзя
рассматривать как абсолютно достоверный источник. Всё-таки это художественное
переосмысление своего жизненного опыта.

Но именно в этих книгах можно
проследить формирование личности писателя, его мировоззрения.

Огромное влияние на писателя оказала его бабушка, Акулина.
Горький вспоминал: «Я был наполнен стихами бабушки, как улей мёдом; кажется,
я и думал в формах её стихов».

После того, как дед Горького разорился, вся семья переехала в
самый нищий район. В 11 лет писатель узнал, что такое голод, унижения и тяжкий
труд.

Мальчику приходилось искать на улице старые вещи, чтобы продать их и
заработать на хлеб. Вот что писал Горький о школе: «…

ученики высмеивали
меня, называя ветошником, нищебродом, а однажды, после ссоры, заявили учителю,
что от меня пахнет помойной ямой и нельзя сидеть рядом со мной».

Училище главный советский писатель не смог закончить из-за
бедности. А к экзаменам в Казанский университет его не допустили из-за
отсутствия аттестата. Поэтому своим образованием Горький занялся сам. Чтение он
полюбил ещё с детства. В юности его любимыми писателями стали Флобер, Бальзак
и Стендаль.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Кроме того, Горький изучал философию, особенно работы Ницше
и Шопенгауэра.

Постоянная нищета, голод и неудачи заставляли Горького
браться за любую работу. Он был помощником
пекаря, грузчиком и сторожем. Работал в столярной и красильной мастерских и
даже тянул лямку бурлаком. Горькому приходилось жить в ночлежках. А иногда он и
вовсе оставался без крыши над головой.

Эти тяготы довели его до попытки самоубийства. А чувство
чудовищной социальной несправедливости нашло отклик в кружке марксистов.
Горький начал заниматься революционной пропагандой, попал под надзор полиции и
был арестован.

Первым литературным опытом Максима Горького стала поэма
«Песнь старого дуба»
, которую он показал своему новому знакомому – писателю
Владимиру Короленко. Короленко раскритиковал поэму. И Горький поклялся никогда
больше не заниматься литературой. К счастью для всей мировой культуры, клятву
он не сдержал.

В 1892 году в тифлисской газете «Кавказ» был
опубликован рассказ «Макар Чудра». Именно тогда писатель впервые
подписался как Максим Горький. Вскоре в газетах появились и другие рассказы.

Ранний период творчества Максима Горького называют
романтическим. К романтическому периоду относится дебютный рассказ писателя
«Макар Чудра», рассказы «Емельян Пиляй», «Челкаш», «Старуха Изергиль» и многие
другие произведения. Главными темами этого периода для писателя стали тема
предназначения человека, тема борьбы низкого и высокого в его душе, тема
отношений человека и общества.

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» возник у писателя, когда
весной 1891 года Горький путешествовал по южной Бессарабии. Но работа над этим
произведением была закончена только осенью 1894 года. В печать рассказ вышел
следующей весной в апрельских номерах «Самарской газеты».

Писатель очень ценил это произведение. «Видно, ничего не
напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал»,
– годы
спустя признавался он в письме Антону Павловичу Чехову.

В рассказе «Старуха Изергиль» очень яркий романтический
колорит. Это и экзотическая атмосфера южных молдавских земель, и
противопоставленные обществу исключительные герои, и мотив борьбы.

Кроме того,
в рассказе проявляются особенности, характерные для жанра притчи. Притчей
называют короткую поучительную историю с ярко выраженной моралью.

Назидательный
тон и нравственный пафос присущи практически всем горьковским произведениям
романтического периода.

Ключевую роль в рассказе играет сложная многослойная
композиция. В «Старухе Изергиль» есть легенды о Данко и Ларре. Есть
герой-рассказчик, старуха Изергиль, которая рассказывает эти две легенды и
историю собственной жизни. И есть автор-рассказчик, который даёт оценку всем
героям и их поступкам.

Как соотносятся истории старухи Изергиль, Данко и Ларры?
Прежде всего, это три разных жизненных позиции. Ларра живёт вне людей и для
себя. Данко живёт с людьми и для людей. А старуха Изергиль прожила жизнь с
людьми, но для себя. Она словно объединяет в себе этих двух героев,
противопоставленных друг другу.

Данко – идеальный романтический герой, который
пожертвовал собой ради блага людей. Ларра – абсолютный эгоист, образ
сверхчеловека, который уверен, что ему можно всё.

Сила и красота Ларры – ничто
без уважения к людям и их законам, без доброты и без цели в жизни. Цивилизация
отторгает его.

Это своеобразное предупреждение писателя современникам,
увлечённым теориями Фридриха Ницше о сверхчеловеке.

Старуха Изергиль – образ более сложный. Она горда,
отважна, свободолюбива и сильна. Изергиль способна рисковать жизнью ради
любимого человека.

Именно из её уст звучат слова о подвиге: «В жизни, знаешь
ли ты, всегда есть место подвигам.

И те, которые не находят их для себя, – те
просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что, кабы люди понимали
жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней. И тогда жизнь не
пожирала бы людей бесследно…»

Но жизнь самой Изергиль прошла бесследно. Она относилась к
людям равнодушно и потратила жизнь на удовольствия и любовные приключения. Не
зря описание внешности красивой в прошлом старухи так напоминает о тени Ларры.
Призраке иссохшего красавца-орла.

Как это и бывает в притчах, мораль рассказа «Старуха
Изергиль» предельно ясна. Эгоизм и потакание своим порокам – это путь к
забвению, зря растраченное время и силы. Смысл человеческой жизни писатель
видит в бескорыстном и самозабвенном служении обществу.

Вместе с тем, в рассказе «Старуха Изергиль» писатель
рассуждает и на многие другие важные темы. Например, в легенде о Данко
раскрываются проблемы самопожертвования. Общество не ценит жертв, а зачастую
даже пытается противодействовать герою.

Так люди на середине пути бунтуют
против Данко, а выйдя к свету, тут же забывают о нём. Горящее сердце осторожный
человек давит ногой. В историях старухи Изергиль и Ларры раскрывается проблема
свободы и вседозволенности, в которую превращается свобода, если человек
эгоистичен.

Тогда как свобода Данко неотделима от чувства осознанной
ответственности за тех, кого он повёл за собой.

Очень интересно раскрывается в рассказе тема любви. Ларра
любит только себя. Изергиль заменяет любовь страстью. При этом объекты её
страсти стремительно меняются.

По сути, это просто другая форма любви к себе и
удовольствиям. По мнению писателя, истинная любовь именно та, что живёт в
сердце Данко. Это бескорыстная, всеобъемлющая любовь ко всем людям и ко всему
миру.

Именно поэтому образ Данко часто сравнивают с образом Христа.

Как мы знаем, в конце XIX – начале XX
века романтизм переживал своё второе рождение. Многие романтические традиции
унаследовал символизм. Но романтизм Горького никогда не был оторван от жизни.

Концепция чистого искусства была чужда этому писателю. Образ Данко для Горького
– образ идеального революционера.

А после выхода «Песни о Буревестнике» за
писателем закрепилось прозвище «буревестник революции».

В 1901 году в творчестве Горького начинается новый этап. Он
знакомится с Толстым и Чеховым, пишет роман «Трое» и пробует свои силы в
драматургии.

Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Создаёт знаменитые пьесы «Мещане» и «На дне». Популярность
Горького растёт. Его пьесы ставят и в русских, и в европейских театрах.
Нижегородская квартира писателя становится местом встреч русской интеллигенции.

Там бывали писатели Чехов, Бунин и Толстой. Частыми гостями стали знаменитый
оперный бас Фёдор Шаляпин, художник Илья Репин и актёр Константин Сергеевич
Станиславский.

Квартиру Горького за это называли «Горьковской академией».

В тысяча девятьсот втором году Горького избрали почётным
академиком Императорской Академии наук по разряду изящной словесности. Но по
личному распоряжению императора Николая II это избрание аннулировали.

В знак протеста Чехов и Короленко
отказались от членства Императорской
Академии наук. У Горького даже появились подражатели, которых в литературных
кругах называли «подмаксимовками».

К «подмаксимовкам» причисляли даже
Бунина и Куприна.

Популярность Максима Горького была настолько велика, что,
когда его арестовали за создание прокламации с призывом к «немедленной,
упорной и дружной борьбе с самодержавием»,
на защитуписателя встал
весь мир.

Писатели Том Харди и Анатоль Франс, скульптор Огюст Роден, композитор
Джакомо Пуччини и многие титаны мировой культуры требовали освободить Максима
Горького.

В некоторых европейских странах даже организовывались студенческие
демонстрации.

Такого напора общественности власти не выдержали. Писатель
вскоре вышел на свободу и уехал в Соединённые Штаты Америки.

Там он встречался
с читателями и журналистами, общался с писателями, успев подружиться с Марком
Твеном. И попутно собирал деньги для большевиков. Горький поддерживал революцию
не только агитацией.

Часть гонораров он перечислял на нужды большевиков, а на
его даче даже собирали бомбы.

В Америке писатель провёл полгода, а после уехал на Капри,
чтобы лечить обострившийся туберкулёз. В эмиграции Горький продолжал активно
заниматься и литературой, и политической деятельностью. На родину он смог вернуться
только в 1913 году, когда объявили частичную амнистию политзаключённым честь
трёхсотлетия дома Романовых.

Будучи под постоянным надзором полиции, Горький издавал
политический журнал «Летопись»
, в котором печатались стихи Маяковского,
Есенина и Блока. Во время Первой Мировой войны Горький писал антивоенные
статьи. Кроме того, буревестник революции открыл издательство «Парус», в котором издавались
книги многих его знакомых коллег по писательскому цеху.

Издателем Горький был очень успешным.

Открытое им уже в 1919
году издательство «Всемирная литература» буквально спасало жизни русским
писателям, поэтам, переводчикам и литературоведам, обеспечивая их работой в
голодные годы Гражданской войны.

Горький создал организацию «Дом искусств»,
ставшую прообразом Союза Писателей. Поддерживал молодых литераторов. К Горькому
обращались с просьбами о помощи. Он пытался спасти Николая Гумилёва,
арестованного по обвинению в заговоре.

В 1921 году Горький покинул Советский Союз. Официальной
причиной было лечение обострившегося туберкулёза. Неофициальной – разногласия с
большевиками. Романтик и гуманист Горький не хотел принимать жестокость новой
власти и открыто критиковал её.

На родину писатель приехал только через 7 лет, в 1928 году.
По личному приглашению Сталина он объехал почти половину страны, чтобы увидеть,
как она изменилась при советской власти. Горький был восхищён успехами в
строительстве социализма, но окончательное возвращение на родину состоялось
только в 1931 году.

Первому лицу советской литературы власти выделили знаменитый
особняк Рябушинского в центре Москвы, дачи в Крыму и подмосковных Горках. В
Горки к нему приезжали зарубежные поэты и писатели, в том числе и знаменитый
английский фантаст Герберт Уэллс.

В июне 1936 года писатель умер от пневмонии. Похоронили его в
Кремлёвской стене.

Пожалуй, в советской литературе не было фигуры значительней,
чем Горький. Не только потому, что его ценила власть.

Вряд ли был кто-то, кто
сделал больше для развития и сохранения русской литературы, чем Горький:
издательская деятельность, помощь литераторам, организация Союза Писателей. О
литературном таланте Горького говорили его современники.

На Нобелевскую премию
писателя выдвигали пять раз. А когда в итоге она досталась не Горькому, а
Бунину, Марина Цветаева возмущённо написала:

«Я не протестую, я только не согласна, ибо несравненно
больше Бунина: и больше, и человечнее, и своеобразнее, и нужнее – Горький.
Горький – эпоха, а Бунин – конец эпохи».

А вот как говорил о значении Горького знаменитый немецкий
писатель Генрих Манн:

«Горький расширил область литературного творчества, открыл
новые пути и перспективы для мировой литературы. Он дал новые темы и нового
читателя. Горький первый ввёл в литературу, в качестве героев её,
представителей того класса, который до того в литературе представлен не был.
Горький сделал широкие массы пролетариев друзьями литературы, друзьями книги»
.

Сочинение по литературе в декабре. Направление «Я и другие». Тема дисгармонии в отношениях людей в русской литературе. Аргумент. Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль»

 Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Легенда о Ларре из рассказа А.М. Горького «Старуха Изергиль».

Тема отношения человека и общества, причин дисгармонии в них, является центральной в легенде о Ларре. Почему общество не принимает героя, изгоняет его, что является одним из самых страшных наказаний? Чтобы ответить на эти вопросы, вспомним, каков герой, как он ведёт себя с окружающими.

Ларра – сын орла и земной женщины. Вся его жизнь проходила вдали от людей, он не имел возможности общаться с ними, в нём не привили правил поведения с другими.

Гордость, самовлюблённость, в высшей степени эгоизм, стремление к достижению цели любой ценой  – вот его основные черты характера, ведь он – сын орла, этой сильной птицы, не знающей поражения.

«Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» – в этой фразе заключена вся сущность Ларры. «…он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего».

Оказавшись среди людей, Ларра пренебрёг их традициями, порядками, правилами, главные из которых – это уважение старших, учёт желаний других, порядочность по отношению к женщине. Ларра сразу же поставил себя над людьми.

Особенно негодование людей вызывало отношение героя со старейшинами . “И разговаривали с ним, а он отвечал, если хотел, или молчал, а когда пришли старейшие племени, он говорил с ними, как с равными себе. Это оскорбило их…

По мнению Ларры, любое его желание должно сразу исполняться. Ему понравилась девушка – значит она должна идти с ним. А если в ответ он видит с её стороны нежелание выполнить его приказ, то он просто жестоко убивает её, объяснив циничто причину своего поступка: ««Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула…»

Трагична судьба и самого героя. Отвергнутый обществом, он получил вечную жизнь, которая человеку просто  не нужна, если вокруг нет никого: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно!» Даже имя Ларра означает «отверженный, выкинутый вон». «И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!”»

Легенда имеет огромное воспитательное значение. Каждый должен понимать, что «за всё, что человек берёт, он платит собой», за любые слова и поступки обязательно приходит расплата. Поэтому нужно стремиться жить в гармонии с людьми, только так можно стать счастливым.

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Максим Горький «Старуха Изергиль» – анализ произведения

Великий русский писатель Максим Горький много путешествовал по родной земле. Он встречался с разными людьми, изучал их жизнь, вникал в проблемы.

Встреченные писателем люди делились с ним своими горестями и радостями, рассказывали истории, случившиеся в их жизни, легенды и сказки. Внимательный слушатель, писатель брал их рассказы в основу сюжетов своих произведений.

Таким образом был создан и рассказ «Старуха Изергиль», краткий анализ произведения которого приводится ниже.

Краткий анализ

Год написания — 1894 г.

История создания — Мысль о создании рассказа посетила писателя в результате путешествий по землям Бессарабии еще в 1891 году. Писатель долго вынашивал идею произведения, которая вылилась в «Старуху Изергиль».

Тема — Тема любви, свободы, времени и личностных отношений с обществом.

Композиция — Интересно построение композиции в этом повествовании. По сути, это рассказ в рассказе. Старуха рассказывает путнику три истории. Первая история является противопоставлением третьей, а вторая часть — история жизни самой Изергиль.

Жанр — Эпический рассказ.

Направление — Интересно и направление этого произведения, если две крайние части принадлежат к романтизму, с элементами мифологии и фантастики, то вторая часть — ярко выраженный реализм.

История создания

Долгое время Алексей Пешков проводил в путешествиях по родной земле. Каждое из таких хождений было плодотворным для творчества русского писателя. Встречи с разными людьми давали пищу для размышлений, писатель черпал вдохновение в этих простых людях, которые делились с ним своими историями.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Антоновские яблоки»

Историей создания «Старухи Изергиль» также явилось хождение писателя по Бессарабии. Замысел «Старухи Изергиль» пришел в голову писателя еще весной 1891 года.

Горький в это время работал над романтическим циклом произведений, где между собой ведут борьбу низость и возвышенность.

Плодом его четырехлетних размышлений явилась «Старуха Изергиль», проблематика которого состоит в нравственных отношениях, год написания всего рассказа — 1894, в 1985 году рассказ был опубликован.

Самому писателю нравился процесс работы над «Старухой Изергиль», нравился результат получившегося произведения. В письме Чехову, автор признавался, что этим произведением он сумел выразить свои собственные взгляды на роль человека в обществе, что явилось основной мыслью рассказа.

Тема

В произведении М. Горького охвачена большая и разносторонняя тематика вопросов, волновавших автора.

Во — первых, это тема свободы. В каждом из трех рассказов есть главный герой: Ларра, Данко, Изергиль. Все эти герои по — своему вступают в конфликт с обществом, оставаясь независимыми и свободными от стадного понятия. Данко — положительный герой, который мечтает привести племя к свободе и свету, не обращая внимание на его ропот.

Старуха Изергиль так же свободна от предрассудков, навязываемых обществом. Она свободна и независима до такой степени, что на закате жизни сожалеет об этом. Ларра — считается отрицательным героем.

Это чрезмерно гордый и самоуверенный человек, своей свободой и независимостью поправший свободу других людей, и остался один, свободный и независимый, но несчастный.Человек и общество в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)Каждого из героев произведения касается и тема любви. Данко всем сердцем любил народ, ради этой любви он был готов пожертвовать собой, что и он сделал. Ларра тоже любил, но только себя. Это самовлюбленный человек, которому любовь не дала счастья.

Старуха Изергиль не всегда была старухой, когда — то и она была молодой. Она любила много и многих, но больше всего любила себя. В конце концов, она просто растеряла свою любовь по мелочам, и тоже не получила ничего взамен.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Куприн «Олеся » (краткое содержание для читательского дневника)

Тема отношений человека с обществом. Невозможно человеку находится вне социума. Все три героя играют разные роли в обществе. Данко — лидер, и общество идет за ним. Он все делает для общества. Ларра отвергает общество, он ставит себя выше его, и превращается в изгоя. Изергиль растеряла себя впустую, никому не принеся пользы, и жизнь ее растрачена напрасно.

В легенде о Данко писатель показал историю развития общества. Из темноты невежества и дикарства народ пришел к свету. Ценой жизни Данко дал народу свет и свободу.

Композиция

Композиция построена, как рассказ в рассказе. В первой главе старуха рассказывает легенду о Ларре. Гордый и самоуверенный человек, противопоставивший себя обществу, стал изгоем. Он даже не может умереть, и бродит тенью, ища успокоения. Это история, как и последняя, имеет элементы фантастики, и похожа на сказку.

Во второй части старуха Изергиль делится историей своей прошлой жизни. Бурной и насыщенной была ее молодость, она прожила долгую жизнь, многое видела и знала, но так и не нашла смысл жизни, прожив бесцельно.

Третья история — легенда о Данко. Здесь также присутствуют фантастические мотивы. История о человеке, старавшегося для людей, и погибшего, чтобы жили они.

В «Старухе Изергиль» анализ произведения показывает, что две части произведения, фантастические, противопоставлены друг другу, имеют романтическое направление. Вторая часть — чисто реалистическое направление. Таковы особенности композиционного построения рассказа.

Старуха Изергиль — это реальный образ в рассказе, который может выражать свои мысли, излагать свои суждения, в этом и смысл названия произведения.

Жанр

Алексей Пешков начинал свой творческий пусть с создания небольших рассказов, характерной особенностью которых является краткость формы, малое количество персонажей.

Возможно, вам также будет интересна статья:  Анализ произведения «Сон смешного человека»

Старуха Изергиль включает в себе все эти характеристики, и жанр этого произведения определяется как рассказ. Его можно назвать и поучительной притчей, из которой читатель черпает для себя жизненные уроки и делает определенные выводы.

В «Старухе Изергиль» содержатся три истории, и повествование получается «рассказ в рассказе», два из них имеют романтическое направление, а среднее — направление реализма, где ярко выражены реальные события и герои.

Свобода от всего – наказание» (по рассказу м. горького «старуха изергиль»)

Мочалова Анастасия Сергеевна1, Ротанова Валерия Александровна11ФГБОУ ВО Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), студент

Библиографическая ссылка на статью:
Мочалова А.С., Ротанова В.А. Свобода от всего – наказание» (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») // Современные научные исследования и инновации. 2018. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2018/05/86637 (дата обращения: 21.10.2021).

Человек во все времена стремился к свободе. Сложно существовать, находясь в каких-то рамках. Для многих быть свободным – значит жить полной жизнью, не зависеть от людей, от их мнения.

Отсюда образ счастливого и светлого будущего. Каждый из нас мечтает о независимости действий, слова, мысли. Но не всяка свобода бывает подарком судьбы.

Для некоторых она становится крестом, который приходится нести на себе всю жизнь.

Так, в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» поднимается эта актуальная и по сей день проблема – проблема свободы. Ларра – сын простой женщины и орла. Попав в общество людей, герой выставляла напоказ свою гордыню, доставшуюся от отца. Ларра ставил себя выше всех, презирал людей и жестоко обращался с ними.

Он жаждал свободы, жил по своим правилам, не задумываясь, что вседозволенность может привести к ужасным последствиям. Герой убил девушку, оттолкнувшую его. Племя пыталось придумать казнь, достойную его преступления.

Как бы это парадоксально не звучало, но люди наказали Ларру свободой, тем, к чему так усердно стремятся многие из нас. Юноша был обречен на одиночество до конца своих дней. Он стал вольный, как птица. Но такая свобода – мучение. Устав от жизни, Ларра предпочёл быть убитым людьми, но земля не приняла его.

Герою не улыбалась ни жизнь, ни смерть. Свобода превратила его в едва заметную тень. Вот что сотворила с человеком высокомериеcх [1].

Образ Данко – полная антитеза образу Ларры. Как рассказывает легенда, люди были обречены на страшную смерть в дремучем лесу. В образе Данко Горький воплощает свой идеал сильной личности, готовой пожертвовать собой во имя высокой цели.

Устав идти, люди стали судить Данко, сулили ему смерть и даже были готовы сдаться врагу. Но герой был свободен от мнения народа. Он вырвал своё сердце, чтобы осветить путь. Воля Данко противопоставляется безволию толпы. Жертвенность спасла людей, но убила его самого.

Горький уверен, что свобода человека – это способность отдать свою жизнь ради благого дела.

Старуха Изергиль поведала слушателю и о своей жизни. Особое место в рассказе занимает история её судьбы – олицетворение нравственных ценностей, красоты и свободы.

В жизни Изергиль было много мужчин, и ради них она была готова на самопожертвование. Это сближает её с Данко. Но Бог наказал женщину, сделав её, как Ларру, одинокой до самой смерти. Она также оставалась свободной, но была никому не нужна.

Её черные глаза были пусты и серы, совсем как то, что осталось от Ларры [2].

Я глубоко убеждена, что человек сам творец своей судьбы. Свобода – это довольно противоречивое и многогранное понятие. Тем, кто достойно живёт, она будет ниспослана с небес, словно подарок от Бога. А тот, кто проявляет высокомерие и чувствует вседозволенность, будет наказан свободой.

Библиографический список

  1. Ямадзи А. Структурообразующие элементы в рассказе “Старуха Изергиль //          Горький – художник и мыслитель. Горьковские чтения. – 2016. С. 142-151
  2. Сопина Е.С. Сложный и многогранный внутренний мир героев Максима Горького в рассказе “Старуха Изергиль” // Интеграционные технологии в преподавании филологических дисциплин. – 2017. С. 210-214

Количество просмотров публикации: Please wait

  • Проблема рассказа человек в футляре
  • Проблема рассказа чудесный доктор
  • Проблема родного языка сочинение
  • Проблема рассказа чистый понедельник
  • Проблема синоним для сочинения