Проблема стремления к победе над врагом сочинение

Война 1. проблема разрушительной силы войны. в чм проявляется разрушительная сила войны? 2. проблема готовности к самопожертвованию в годы войны.

ВОЙНА

1. Проблема разрушительной силы войны. (В чём проявляется разрушительная сила войны?)
2. Проблема готовности к самопожертвованию в годы войны. (Что движет людьми, готовыми пожертвовать собственной жизнью?)
3. Проблема проявления патриотизма. (В чём проявляется патриотизм в годы войны?)
4. Проблема поведения людей в годы войны. (Какие поступки люди совершали в годы войны?)
5. Проблема поведения людей в годы войны. (На что способен человек в минуты опасности?)
7. Проблема роли воспоминаний в годы войны. (Какова роль воспоминаний в годы войны?)
8. Проблема понимания сущности гражданской войны. (Что такое гражданская война?)
9. Проблема понимания сущности войны. (Что такое война?)
10. Проблема нравственного выбора человека на войне (Что побуждает человека сделать выбор в условиях войны?)
11. Проблема нравственного выбора на войне. (Чем должен руководствоваться человек, перед которым стоит трудный нравственный выбор?)
12. Проблема врачебного долга в условиях войны. (В чём заключается врачебный долг в условиях войны?)
13. Проблема переживания детьми военных событий, их посильного участия в войне. (Как дети переживали военные события? В чём заключалось их участие в борьбе с врагом?)
14. Проблема двойственного отношения взрослых к участию детей в военных событиях. (Как относились взрослые к участию детей в военных событиях?)
15. Проблема проявления человечности на войне, проявления сострадания, милосердия по отношению к пленному врагу. (Кто способен проявить сострадание, милосердие по отношению к пленному врагу?)
16. Проблема проявления героизма. (В чём состоял подвиг советских солдат в годы войны?)
17. Проблема роли поэзии в годы войны. (Какую роль в годы войны играла поэзия?)
18. Проблема проявления самоотверженности (В чем проявляется человеческая самоотверженность?)
19. Проблема сохранения силы духа, воли к победе на войне. (Что помогало воинам сохранять на фронте силу духа и уверенность в победе?)
20. Проблема бесчеловечности войны. (В чём проявляется бесчеловечность войны?)
21. Проблема бесчеловечности и бессмысленности войны. (Почему война является страшнейшим преступлением против человечности?)
22. Проблема нравственной оценки факта войны. (Способно ли человеческое сознание принять сам факт войны?)
23. Проблема влияния войны на человека. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей?)
24. Проблема влияния войны на людей. (Как война влияет на людей?)
25. Проблема влияния войны на мировосприятие и характер человека. (Как война меняет мировосприятие и характер человека?)
26. Проблема подвига людей в годы войны. (В чем заключается подвиг людей в годы войны?)
27. Проблема проявления жизненной стойкости, душевной силы людей в годы Великой
Отечественной войны. (В чём проявлялась жизненная стойкость, душевная сила людей в годы Великой Отечественной войны? Что помогло советским людям выстоять в годы войны?)
28. Проблема противостояния врагу в годы войны. (Чем руководствовались люди в годы Великой Отечественной войны?)
29. Проблема трагедии первых дней войны. (В чем состояла трагедия первых дней войны?)
30. Проблема осознания войны как преступления против человека. (Почему война — это самое страшное преступление против человека?)
31. Проблема преодоления страха в годы войны. (Что более всего страшило людей в годы войны? В чём люди черпали силы для преодоления страха?)
32. Проблема мести вражеским захватчикам за преступление по отношению к мирным жителям. (Вправе ли солдаты, защищающие свою Родину, убивать пленных солдат, осуществляя месть за погубленных близких?)
33. Проблема отношения к пленным (Как относились к пленным немцам русские солдаты?)
34. Проблема тягот войны. (Что испытывают люди в годы войны?)
35. Проблема проявления благородства в годы войны. (В чём проявлялось благородство в годы войны?)
36. Проблема проявления истинного героизма на войне. (В чём проявляется истинный героизм на войне?)
37. Проблема ежедневного подвига воинов в годы Великой Отечественной войны. (В чём состоял ежедневный подвиг воинов в годы Великой Отечественной войны?)
38. Проблема важности локальных боёв в годы Великой Отечественной войны. (В чём заключалась важность локальных побед в годы Великой Отечественной войны? Почему воины стремились отбить у врага каждую пядь родной земли?)
39. Проблема отношения человека к войне. (Почему человеческое сознание не может принять сам факт войны?)
40. Проблема душевного состояния человека в условиях войны. (Как влияют военные события и связанные с ними человеческие трагедии на душевное состояние людей, на их способность сострадать?)
41. Проблема поведения человека на войне. (Как война заставляла человека вести себя?)
42. Проблема героизма и стойкости перед лицом суровых военных испытаний. (Что делает обыкновенных людей мужественными и стойкими в годы войны? Почему люди готовы были жертвовать собой в годы войны?)
43. Проблема проявления гуманизма в тяжёлых военных условиях.
44. Проблема взросления на войне

ПРИРОДА

1. Проблема роли природы в жизни людей. (Каково значение природы в жизни человека? Какую роль играет природа в жизни человека?)
2. Проблема взаимоотношений человека и природы
3. Проблема отношения к красоте родной природы. (Кому открывается красота родной природы?)
4. Проблема влияния природы на духовный мир человека. (Влияет ли природа на духовный мир человека?)
5. Проблема умения замечать красоту в простом и обыденном. (Что даёт человеку умение замечать красоту в простом и обыденном?)
6. Проблема приобщения к красоте родной страны. (Как происходит приобщение к красоте родной страны?)
7. Проблема влияния красоты природы на человека. (Как красота природы влияет на человека?)
8. Проблема заботы человека о природе. (В чем проявляется забота человека о природе?)
9. Проблема внимательного отношения к окружающей действительности. (Как научиться видеть всё то прекрасное, что нас окружает?)
10. Проблема воздействия природы на человека. (Какое воздействие оказывает природа на человека?)
11. Проблема отношения человека к животным. (Как человек должен относиться к животным?)
12. Значение города в развитии у человека «чувства природы». (Как влияет город на развитие чувства любви к природе?)
13. Проблема безжалостного, потребительского отношения человека к миру природы. (Почему человек безжалостно, потребительски относится к природе?)
14. Проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы.
15. Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека. (Как красота природы влияет на настроение и образ мыслей человека?)
16. Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы. (В чём проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?)
17. Проблема бездомных животных. (Обязан ли человек помогать бездомным животным?)
18. Проблема постижения прекрасного в природе, восприятия красоты природы
19. Проблема восхваления осени русскими писателями и художниками
20. Проблема воспитания любви к природе
21. Проблема неразрывной связи человека и природы
22. Проблема тесной эмоциональной связи животных с их хозяевами
23. Проблема отношения человека к животным, недостатка милосердия по отношению к животным
24. Проблема бережного отношения к природе
25. Проблема противостояния человека и природы
26. Проблема судьбы русских деревень. (Какова судьба русских деревень.)

РОДИНА. ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ

1. Проблема сохранения исторической памяти. (Почему важно сохранять историческую память?)
2. Проблема памяти о доме. (В чём проявлялась память о доме в годы Великой Отечественной войны?)
3. Проблема обретения любви к Родине. (Как любовь к Родине проникает в сердце человека?)
4. Проблема отношения к родному Дому. (Как люди должны относиться к родному Дому?)
5. Проблема памяти о своем прошлом. (Нужно ли помнить свое прошлое?)
6. Проблема роли семьи, родного дома в жизни человека. (Какую роль играет семья, родной дом в жизни человека?)
7. Проблема определения роли Родины в жизни человека. (Какую роль играет в жизни человека Родина? Что такое Родина?)
8. Проблема ответственности людей за судьбу своей Родины. (Почему люди должны нести ответственность за судьбу своей Родины? Как изменяется отношение к Родине в годы бедствий?)
9. Проблема проявления любви к Родине. (В чём проявляется истинная любовь к Родине?)
10. Проблема осознания России своей второй Родиной. (Почему миллионы людей считают Россию своей второй Родиной?)
11. Проблема пути развития России. (По какому пути Россия должна пойти в своем развитии?)
12. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?)
13. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?)
14. Проблема краеведения. (Кого можно считать настоящим краеведом?)
15. Проблема отношения человека к своей родине. (Как человек относится к своей Родине?)
16. Проблема тоски по Родине
17. Проблема патриотизма, любви к Родине
18. Проблема искажения понятия «патриотизм»
19. Проблема неразрывной связи с родиной, родной землёй
20. Проблема утраты связи с отчим домом, забвении родителей их детьми.
21. Проблема национальной гордости. (Что составляет нашу национальную гордость?)
22. Проблема определения особенностей национального характера. (В чём состоят особенности национального характера русского народа?)
23. Проблема бессмертия великих человеческих свершений. (Как долго живёт память о великих человеческих свершениях?)
24. Проблема влияния России на мировую культуру. (Какое влияние Россия оказала на развитие мировой культуры?)
25. Проблема отношения к выдающимся личностям, к кумирам. (Как люди относятся к выдающимся личностям, к своим кумирам?)
26. Проблема влияния Востока и Запада ни Россию. (В чём проявляется влияние Востока и Запада на Россию?)
27. Проблема определения значения первого полёта человека в космос. (Каково значение первого полёта человека в космос?)
28. Проблема смены эпох в жизни человечества. (Что становится вехой между старой и новой эпохами в истории человечества?)

СЕМЬЯ. ОТНОШЕНИЯ ПОКОЛЕНИЙ

1. Проблема самоотверженной и всепрощающей родительской любви. (На что способны родители ради спасения своего ребёнка?)
2. Проблема понимания родителями счастья ребёнка. (В чём родители видят «лучшую долю» для ребёнка?)
3. Проблема непонимания между представителями разных поколений. (Почему родители не понимают своих детей? К чему приводит непонимание, возникающее между родителями и детьми?)
4. Проблема благодарности близким людям, чувства долга перед ними. (Что заставляет человека чувствовать благодарность по отношению к близким людям, ощущать себя в долгу перед ними?)
5. Проблема выражения благодарности. (Всегда ли мы своевременно благодарим людей? Почему так важно своевременно выражать благодарность?)
6. Проблема проявления неуважения, неблагодарности. (Почему человек проявляет неуважение, неблагодарность по отношению к другим? Допустимо ли проявлять неуважение к людям?)
7. Проблема значимости поддержки близких людей. (Почему возможность поддержать близких людей так значима для человека?)
8. Проблема невнимательного отношения детей к своим родителям. (Допустимо ли невнимательное отношение детей к своим родителям? В чём оно проявляется?)
9. Проблема проявления родительской любви. (Насколько сильна родительская любовь к детям?)
10. Проблема проявления родительской любви. (В чём проявляется родительская любовь?)
11. Проблема прекращения отношений между людьми. (Почему люди прекращают общаться друг с другом?)
12. Проблема недопонимания в отношениях людей. (Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?)
13. Проблема взаимосвязи поколений, отношений между взрослыми и детьми. (На чём основываются отношения между представителями разных поколений?)
14. Проблема отношения к родителям. (Как дети относятся к своим родителям? Как воспринимают их?)
15. Проблема ощущения вины перед родителями. (Что рождает в человеке чувство вины перед родителями?)
16. Проблема нахождения путей взаимопонимания между людьми разных поколений. (Можно ли найти пути взаимопонимания между людьми разных поколений?)
17. Проблема предательства детьми своих родителей. (Почему дети предают своих родителей?)
18. Проблема воспитания; роли семьи в формировании личности
19. Проблема взаимоотношения отцов и детей (конфликта поколений)
20. Проблема материнства (роли матери в воспитании)
21. Проблема материнства как подвига
22. Проблема взаимоотношений в семье
23. Проблема неблагодарности детей к родителям
24. Проблема конфликта общественных и личных интересов. (В чем заключается конфликт общественных и личных интересов?)
25. Проблема одиночества людей в старости. (Как переживают люди старость? Что
испытывают старые люди?)

РОЛЬ КНИГИ

1. Проблема роли чтения в детстве – в период становлении личности человека. (Какую роль играет чтение в детстве?)
2. Проблема влияния книги на судьбу человека. (Каким образом книги влияют на судьбу человека?)
3. Проблема роли книг в жизни человека. (Какую роль играют книги в нашей жизни?)
4. Проблема роли поэзии в жизни человека, силы её воздействия. (Какую роль поэзия играет в жизни человека, какое воздействие оказывает на него?)
5. Проблема роли личности писателя в нашей культуре. (Какова роль личности Л. Н. Толстого в нашей культуре? Что отличало личность Л. Н. Толстого?)
6. Проблема воспитания любви к поэзии. (Как воспитать любовь к поэзии?)
7. Проблема значения книги в жизни человека. (Почему нужно любить книги?)
8. Проблема восприятия красоты художественного слова. (Как научиться воспринимать красоту художественного слова?)
9. Проблема благодарности тем, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии. (Нужно ли благодарить тех, кто воспитывает в человеке любовь к поэзии?)
10. Проблема взаимоотношений поэтов и читателей. (Как взаимодействуют поэт и читатели?)
11. Проблема определения качеств настоящего поэта. (Какими качествами должен обладать настоящий поэт?)
12. Проблема роли литературы, искусства в сохранении исторической памяти. (Какую роль играют литература, искусство в сохранении исторической памяти?)
13. Проблема влияния знания поэзии, живописи, архитектуры, скульптуры и музыки на творчество прозаика. (Как знание смежных с писательским творчеством областей искусства влияет на произведения прозаика?)
14. Проблема отношения писателя к смежным с писательским мастерством областям искусства. (Как должен относиться прозаик к смежным с писательским творчеством областям искусства?)
15. Проблема появления произведений, в которых действительность отражена тускло и фальшиво. (В чём причины неспособности писателя ярко и правдиво отразить действительность?)
16. Проблема особенностей стиля Л. Н. Толстого. (В чём гений Л. Н. Толстого?)
17. Проблема актуальности произведений Л. Н. Толстого. (Современны ли произведения Л. Н. Толстого?)
18. Проблема значимости чтения «толстых романов». (Уступают ли «толстые романы» краткой ультрасовременной телеграфной прозе и техническим чудесам XX века?)
19. Проблема коллективного творчества в литературе. (Допустимо ли коллективное творчество в литературе?)
20. Проблема особенностей художественного стиля. (Обладает ли художественный стиль писателя своими особенностями?)
21. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?)
22. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?)
23. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?)
24. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?)
25. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?)
26. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?)
27. Проблема роли книги в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека. (Какую роль играет книга в интеллектуальном, духовном, нравственном развитии человека?)
28. Проблема снижения уровня читательской активности в современном обществе. (Почему современная молодёжь стала меньше читать?)
29. Проблема понимания важности и необходимости изучения литературы в школе. (Нужно ли изучать литературу современным школьникам?)
30. Проблема нравственной ценности художественной литературы

ВЗРОСЛЕНИЕ. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ

1. Проблема влияния учителя на формирование личности ученика, его интересов и увлечений. (Как учитель может влиять на формирование личности ученика, его интересов и увлечений?)
2. Проблема отношений учителя и ученика. (Какими могут быть отношения учителя иученика?)
3. Проблема роли детских воспоминаний. (Какова роль детских воспоминаний в жизни человека?)
4. Проблема взросления, приобретения жизненного опыта. (На кого должен ориентироваться человек, когда он взрослеет, приобретает жизненный опыт?)
5. Проблема ценности детства. (В чем заключается ценность детства?)
6. Проблема восприятия окружающего мира ребенком. (Как дети воспринимают окружающий мир?)
7. Проблема ценности детских воспоминаний в жизни человека. (В чём проявляется ценность воспоминаний о детстве?)
8. Проблема восприятия детства как счастливой поры. (Является ли детство самой счастливой порой в жизни человека?)
9. Проблема проявления детьми трусости. (Почему дети проявляют трусость?)
10. Проблема честолюбия маленького человека. (В чём проявляется честолюбие маленького человека?)
11. Проблема ценности детских воспоминаний. (Какую роль в жизни человека играют воспоминания детства?)
12. Проблема детского восприятия мира. (Как ребёнок воспринимает окружающий мир?)
13. Проблема значимости воспитания. (Почему хорошее воспитание необходимо человеку? Как стать воспитанным человеком? Какими необходимыми качествами должны обладать воспитанные люди?)
14. Проблема роли детства в жизни человека
15. Проблема роли юности в жизни человека
16. Проблема скоротечности времени
17. Проблема взросления, формирования характера
18. Проблема преемственности поколений
19. Проблема роли учителя в жизни человека
20. Проблема восприятия времени и жизни. (Что создает ощущение времени и жизни?)
21. Проблема выбора профессии, своего жизненного пути. (Почему важно, чтобы человек самостоятельно, ответственно подходил к выбору своей профессии, своего жизненного пути?)

ОБРАЗОВАНИЕ. НАУКА. ИСКУССТВО. МУЗЫКА

1. Проблема определения понятия «шедевр». (Что такое шедевр? Какими признаками и свойствами обладают истинные шедевры?)
2. Проблема влияния шедевров на жизнь человека. (Какое влияние оказывают шедевры на жизнь человека?)
3. Проблема влияния красоты искусства на человека. (Как влияет красота на человека?)
4. Проблема неравнодушного отношения человека к произведениям искусства. (В чём проявляется неравнодушное отношение человека к произведениям искусства?)
5. Проблема любви к музыке. (Как проявляется любовь к музыке?)
6. Проблема роли науки в жизни людей. (Какую роль играет наука в жизни людей?)
7. Проблема силы воздействия художественного творчества на человека. (В чём проявляется сила воздействия художественных полотен на людей?)
8. Проблема понимания творчества художника. (Как проникнуть в тайны полотен художника?)
9. Проблема приобщения к творчеству художника. (Как приобщиться к творчеству художника?)
10. Проблема проявления благодарности художнику. (За что мы благодарны художнику?)
11. Проблема осознания А. С. Пушкина как первого народного поэта. (Кого можно считать народным поэтом?)
12. Проблема ощущения лирической силы места, связанного с именем поэта. (Почему всё в Михайловском проникнуто необыкновенной лирической силой?)
13. Проблема сохранения традиций и памятных мест. (Почему сохраняются традиции празднования в Михайловском дня рождения А. С. Пушкина? Что даёт сохранение заповедника людям?)
14. Проблема влияния музыки на людей. (Какое воздействие музыка оказывает на людей?)
15. Проблема восприятия музыки людьми. (Как люди воспринимают музыку?)
16. Проблема постижения тайны творчества. (Как постичь тайну творчества художника. В чем состоит тайна И. И. Левитана?)
17. Проблема природы гениальности художника. (В чём заключается гениальность художника?)
18. Проблема воздействия живописи на людей. (В чём состоит сила воздействия живописных полотен на зрителей?)
19. Проблема отношения к учёбе, к науке. (Как нужно относиться к учёбе, к науке?)
20. Проблема неоднозначного восприятия искусства разными людьми. (Почему одни люди погружаются в мир, созданный художником, а другие остаются глухи к прекрасному?)
21. Проблема назначения подлинного искусства. (Какое искусство необходимо обществу?)
22. Проблема талантливости, природной одарённости.
23. Проблема роли живописи в жизни человека.
24. Проблема роли музыки в жизни человека.
25. Проблема истинного и ложного творчества
26. Проблема роли искусства в жизни человека
27. Проблема таланта художника.
28. Проблема важности процесса познания в жизни человека.
29. Проблема взаимоотношений власти и личности, власти и художника
30. Проблема понимания природы гениальности и самого гения. (Какова природа гениальности? Чем отличаются гении от обычных людей?)
31. Проблема роли науки в развитии общества
32. Проблема роли образования в жизни человека
35. Проблема значения Пушкина для России и для каждого русского человека
36. Проблема отношения к таланту. (Как люди воспринимают человека с талантом? Как человек должен относиться к своему таланту?)
37. Проблема отношения исследователя к своему труду. (Как исследователь должен относиться к своему труду?)
38. Проблема силы таланта. (В чём заключается сила таланта?)
39. Проблема трудности жизни талантливых людей. (Легко ли быть талантливым человеком?)

ЯЗЫК. КУЛЬТУРА РЕЧИ

1. Проблема экологии языка. (Какие изменения происходят в настоящее время в русском языке? Почему необходимо предпринимать экстренные меры по сохранению и поддержанию чистоты и правильности русской речи?)
2. Проблема отношения людей к судьбе родного языка. (Как люди относятся к судьбе родного языка?)
3. Проблема повышения культуры речи. (Какие существуют способы повышения культуры речи?)
4. Проблема ответственности за судьбу родного языка. (На ком лежит ответственность за судьбу родного языка?)
5. Проблема вреда пустословия, демагогии. (В чём заключается время пустословия, демагогии?).
6. Проблема развития и сохранения русского языка,
7. Проблема бережного отношения к русскому языку,
8. Проблема засорения русского языка
9. Проблема ценности родного языка
10. Проблема соотнесённости имени человека и его внутренней сущности
11. Проблема обретения истины в споре. (Что может помешать оппонентам обрести в споре истину?)
12. Проблема отношений между руководителем и подчинёнными. (Каким должны быть отношения между руководителем и его подчинёнными?)
13. Проблема обмана при общении. (Допустим ли обман при общении? Как обман может повлиять на отношения между людьми?)

СОСТРАДАНИЕ. МИЛОСЕРДИЕ. ДОБРО и ЗЛО.

1. Проблема доверительного отношения к человеку. (Как нужно относиться к людям?)
2. Проблема проявления честности. (В чём проявляется честность? Нуждается ли честность в поощрении?)
3. Проблема благодарности. (Когда возникает чувство благодарности? В чём оно проявляется? Кто нуждается в выражении благодарности?)
4. Проблема силы доброты. (В чём заключается сила доброты по отношению к окружающим людям?)
5. Проблема роли доброты в достижении цели. (Какую роль играет доброта в достижении цели?)
6. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает страдание?)
7. Проблема милосердия по отношению к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?)
8. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?)
9. Проблема лжи во спасение. (Чем может быть продиктована ложь окружающим людям?)
12. Проблема утраты милосердия. (В чем состоит опасность утраты милосердия? Почему милосердие намеренно уничтожилось в сложные периоды истории нашей страны? Почему в наши дни происходит утрата милосердия?)
13. Проблема сохранения милосердия. (Почему необходимо сохранить милосердие? Как можно сохранить милосердие?)
14. Проблема определения истоков милосердия. (Каковы истоки милосердия?)
15. Проблема воспитания милосердия. (Как воспитывается милосердие? Нужно ли
воспитывать милосердие?)
16. Проблема силы доброты и благожелательности. (В чём заключается сила доброты и благожелательности по отношению к окружающим людям?)
17. Проблема проявления милосердия к преступникам. (Заслуживают ли преступники сострадания?)
18. Проблема проявления заботы о людях. Почему так важно проявлять заботу о людях, поддерживать их?)
19. Проблема проявления сострадания. (В какие моменты человек испытывает сострадание?)
20. Проблема действенного сострадания.
21. Проблема сосуществования добра и зла в человеческой душе
22. Проблема противостояния добра и зла в мире.
23. Проблема бессердечия, душевной чёрствости, эгоизма
24. Проблема детской/юношеской жестокости
25. Проблема ответственности (за близких; окружающих; за свои действия)

Внутренняя и внешняя красота. Оценка человека. Отношение к людям

1. Проблема внешней и внутренней красоты. (Как соотносятся представления о внешней и внутренней красоте человека?)
2. Проблема проявления внутренней красоты человека. (В чём проявляется внутренняя красота человека?)
3. Проблема истинной и ложной порядочности, проблема хамства. (Допустимо ли хамство при общении?)
4. Проблема отношения людей с чувствительной душой к жизни. (Каково отношение людей с чувствительной душой к жизни?)
5. Проблема неприятия человека обществом. (Что может быть причиной неприятия человека обществом? Может ли человек изменить отношение к себе со стороны других людей?)
6. Проблема создания репутации, формирования мнения о человеке. (Как создаётся репутация человека? Как формируется мнение о человеке?)
7. Проблема оценки человека по первому впечатлению. (Можно ли судить о человеке по первому впечатлению?)
8. Проблема несоответствия наших представлений о человеке действительности. (Всегда ли наши представления о человеке соответствуют реальности?)
9. Проблема соотношения внешнего облика человека и его внутреннего мира. (Всегда ли внешность человека отражает его внутренний мир?)
10. Проблема интуитивного узнавания духовно близкого человека. (Как мы узнаём близких нам по духу людей?)
11. Проблема непонимания во взаимоотношениях людей. (Какие могут быть причины ощущения человека, что его не понимают? Как можно преодолеть это ощущение?)
12. Проблема положения человека в обществе. (Что влияет на положение человека в обществе? В чём могут состоять причины того, что человек ощущает себя «чужим» в интеллигентном обществе?)
13. Проблема недопонимания в отношениях людей. (Возможно ли преодолеть недопонимание, возникающее в отношениях людей?).
14. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?)
15. Проблема формального отношения к человеку. (В чём опасность формализма?)
16. Проблема взаимопонимания людей. (Всегда ли человек может понять чувства и переживания другого человека?)
17. Проблема преодоления эгоизма в отношениях с другими людьми
18. Проблема проявления грубости людей по отношению друг к другу. (Как действуют на людей проявления грубости? Можно ли противостоять её проявлению?)
19. Проблема отношения к пожилым людям. (Что нужно сделать, чтобы пожилой человек почувствовал себя необходимым своим близким и был счастлив?)
20. Проблема помощи отчаявшемуся человеку обрести веру в себя

ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ПОСТУПКИ

1. Проблема нравственного выбора человека. (Чем руководствуется человек, совершая нравственный выбор?)
2. Проблема проявления самоотверженности. (В чём проявляется самоотверженность?)
3. Проблема преданности людям. (В чём проявляется преданность людям?)
4. Проблема поведения в непредвиденной ситуации. (Как должен вести себя человек в экстремальной ситуации?)
5. Проблема выбора средств для достижения цели. (Можно ли оправдать убийство живого существа благородной целью?)
6. Проблема раскаяния. (Можно ли считать раскаяние искуплением вины?)
7. Проблема выбора между законом и человеческим отношением. (Как поступить в ситуации выбора между юридическим законом и нравственным чувством?)
8. Проблема столкновения идеала с реальной жизнью. (Что испытывает человек, когда его идеальные представления сталкиваются с реальной жизнью?)
9. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?)
10. Проблема двуличия людей. (В чём проявляется двуличие людей?)
11. Проблема источников жизненных сил. (Что помогает человеку выжить в самых трудных обстоятельствах?)
12. Проблема осознания человеком своей реализации в жизни, соотношения его желаний и возможностей. (Понимает ли человек, удалось ему реализовать себя в жизни или нет? Как соотносятся его желания и реализованные возможности?)
13. Проблема отношения человека к жизненным потрясениям, трудностям. (Какое влияние жизненные потрясения, трудности оказывают на человека?)
14. Проблема отношения к обывателям, к пошлости. (Как относиться к обывателям, к пошлости?)
15. Проблема умения постоять за себя, не уронить собственное достоинство, столкнувшись с пошлостью и хамством. (Как нужно вести себя по отношению к пошлости и хамству?)
16. Проблема отношения к проявлению невежества и лени. (Как люди относятся к проявлению невежества и лени?)
17. Проблема определения главной задачи культурного человека. (В чём заключается главная задача культурного человека?)
18. Проблема деятельного отношения к окружающей нас действительности. (В чём заключается активная жизненная позиция?)
19. Проблема запоздалого сожаления о несовершённом поступке. (Стоит ли откладывать задуманное на потом?)
20. Проблема восприятия жизни. (Как люди воспринимают жизнь? Как следует её воспринимать?)
21. Проблема выбора жизненных целей. (Какими должны быть жизненные цели человека?)
22. Проблема преодоления трудностей на пути к достижению цели. (Что придает сил в преодолении трудностей.)
23. Проблема выбора жизненного пути. (Насколько свободен молодой человек при выборе своего жизненного пути?)
24. Проблема вклада в общее дело. (Нужно ли уметь признавать вклад других людей в общее дело?)
25. Проблема честолюбия «маленького человека». (В чём проявляется честолюбие маленького человека?)
26. Проблема предательства, ставшего причиной разрушения дружеских отношений
27. Проблема нравственного выбора человека в экстремальной жизненной ситуации
28. Проблема отличия истинного героизма от лжегероизма, связанного с бессмысленным риском собственной жизнью.
29. Проблема чести как одного из важных факторов, влияющих на нравственный выбор человека
30. Проблема совести и ответственности человека за свои поступки. (К чему может привести халатное, равнодушное отношение человека к своему делу?)
31. Проблема человеческого упорства в достижении поставленных целей
32. Проблема человеческого благородства. (В чём заключается истинное величие человека?)
33. Проблема утраты моральных ценностей. (К чему приводит утрата моральных ценностей?)
34. Проблема защиты чести и собственного достоинства
35. Проблема истинных и ложных жизненных ценностей
36. Проблема пошлости. (Как может проявляться пошлость в нашей жизни?)
37. Проблема ложных ценностей. (Являются ли внешние атрибуты показателем истинной значимости человека?)

СЧАСТЬЕ. ЛЮБОВЬ. ДРУЖБА ВЕРА

1. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?)
2. Проблема обретения радостного мировосприятия. (Почему нужно учиться культуре радости?)
3. Проблема утраты человеком способности радоваться жизни из-за мелких бытовых неурядиц.
4. Проблема силы любви. (Какова сила любви?)
5. Проблема потребности в друге. (Зачем человеку нужен друг?)
6. Проблема веры в красоту грядущей жизни. (Чем была подкреплена вера Чехова в красоту грядущей жизни?)
7. Проблема причин несчастья. (Каковы причины несчастий людей?)
8. Проблема обретения счастья. (Как обрести счастье?)
9. Проблема проявления силы женской любви. (В чём проявляется сила женской любви?)
10. Проблема счастья поколения ныне живущих людей. (Что определяет счастье поколения?)
11. Проблема ложного понимания счастья.
12. Проблема роли веры (молитвы) в человеческой жизни.
13. Проблема веры в человека
14. Проблема стремления человека к добру и счастью (веры в счастье, свои силы; любви к жизни)
15. Проблема верности своим убеждениям

ПРОФЕССИЯ

1. Проблема профессиональной исчерпанности. (Как должен поступить человек, если профессиональная деятельность становится для него обузой?)
2. Проблема отношения человека к своему призванию. (Как должен относиться человек к своему призванию?)
3. Проблема любви к своей профессии. (В чём проявляется любовь к профессии? Является ли любовь к профессии залогом успешной деятельности?)
4. Проблема отношения к труду. (Как отношение к труду отражается на работе писателя?).
5. Проблема «трудового опыта». (Как можно оценить значение «трудового опыта»?)

ДРУГИЕ ПРОБЛЕМЫ

1. Проблема путешествий. (Что такое «свободное» путешествие»?)
2. Проблема определения высшей ценности человеческого общества. (Что можно считать высшей ценностью человеческого общества?)
3. Проблема роли воображения в жизни человека. (Какую роль в жизни человека играет воображение?)
4. Проблема роли личности в истории

НЕСОВЕРШЕНСТВО ОБЩЕСТВА

1. Проблема бюрократизма
2. Проблема чинопочитания
3. Проблема взяточничества, казнокрадства
4. Проблема социальной несправедливости
5. Проблема критики
6. Проблема ущемления прав человека в современном обществе
7. Проблема вседозволенности
8. Проблема отношения толпы и людей, которые из неё выделяются

ОДИНОЧЕСТВО

1. Проблема одиночества (равнодушия, безразличного отношения к судьбам окружающих)
2. Проблема «маленького человека»
3. Проблема ограниченности человека

ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

1. Проблема самовоспитания
2. Проблема душевной молодости
3. Проблема пьянства
4. Проблема наркотической зависимости

НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС

1. Проблема влияния телевидения (интернета) на людей
2. Проблема роли рекламы в современном обществе
3. Проблема шума в современном мире
4. Проблема влияния научно-технического прогресса на развитие общества
5. Проблема недопустимости вмешательства в естественный ход вещей (опасности непродуманных экспериментов)
6. Проблема социальной ответственности учёных за их изобретения
7. Проблема роли научной фантастики в научно-техническом прогрессе

Многомудрый Литрекон призывает читателей адекватно оценивать свои возможности и вообще вести себя хорошо. Вдохновят Вас итоговые сочинения на тему: К чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Аргументы он взял из книг «Преступление и наказание», «Война и мир», «Шинель», «Золотая рыбка».

Вариант 1

(445 слов) Высокомерие, тщеславие, жажда самоутверждения — все эти качества свойственны многим людям. Но далеко не каждый из них задумывается, к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? О последствиях этого неблаговидного желания и его реализации много писали выдающиеся литераторы и философы. Обратимся к их произведениям, чтобы узнать правду.

О нелегком уделе тех, кто предпочитает смотреть на людей свысока и стремится к власти над ними, писал Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Борис Друбецкой рос в бедной семье. Его обеспечением занималась одна лишь несчастная вдова, которая вечно попрошайничала у более богатых вельмож, используя заслуги своего покойного мужа. Из-за унижений и стыда Анна вложила в голову своего сына одну лишь истину: нужно занять в обществе выгодную позицию и приобрести высокой статус любой ценой. Борис вынужден был участвовать в этих набегах на богачей, просить и лицемерить, лишь бы добиться своего. Такое воспитание сделало героя до боли самолюбивым, высокомерным и беспринципным. Борис готов был на все, лишь бы вылезти из бедности и перестать пресмыкаться. Поэтому он не стеснялся лгать, хитрить, претворяться. Но к чему его привело стремление возвыситься над былыми покровителями? Он женился не по любви на Жюли, хотя нравилась ему Наташа. На службе Борис постоянно врал, подслушивал и унижался до подлости. Все его настоящие друзья, видя такое отношение, отвернулись. В результате Друбецкой стал влиятельным человеком, но одиноким, все еще зависимым и несчастным в семейной жизни. Вот до чего его довела гонка за властью и признанием.

Иногда стремление возвыситься доводит человека и до преступления. Такой пример описал Ф.М. Достоевский в романе «Преступление и наказание». Родион Раскольников был унижен бедностью, но самолюбив и тщеславен, поэтому от жизни он хотел большего. Его кумиром был Наполеон, который смог добиться своего, не боясь идти по крови. Поэтому Родион мысленно поделил людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Лидеры могли мять и давить серую массу по своему усмотрению, если цель была благородна. Родион решил проверить теорию на практике и убил того члена общества, которого считал наиболее вредным. Алена Ивановна занималась ростовщичеством и была жестокой женщиной. Раскольников рассудил, что он выше ее по нравственным убеждениям, а значит, лучше распорядится ее деньгами. Однако расправа не принесла миру нового мецената. Родион не смог нормально жить после убийства и едва не сошел с ума от мук совести. Лишь покаяние принесло ему облегчение. Только на каторге он смерил свою гордыню, читая Библию и переживая духовный кризис. Именно стремление стать «право имеющим», возвыситься над людьми привело героя к нравственному падению и крушению всех надежд.

Таким образом, желание самоутвердиться за счет других ни к чему хорошему не приводит. Из-за высокомерия и тщеславия они теряют нравственные принципы и законы, и в итоге окружение отталкивает их. В награду им остается одиночество и сомнительные награды в виде самобичевания и неудовлетворенности жизнью.

Вариант 2

(421 слово) Никто не станет спорить с утверждением, что быть выше других — это приятное ощущение. Чувство собственного превосходства доставляет удовольствие, но к чему приводит стремление возвыситься над окружающими? Последствия движения к этой цели совсем не так милы и хороши, как впечатление от победы. Это утверждение доказывают многочисленные литературные примеры.

Рассмотрим один из них. В повести Н.В. Гоголя «Шинель» главный герой стал жертвой всеобщего стремления к самоутверждению за счет «мальчика для битья». Акакий Акакиевич мирно и честно трудился в своем департаменте, никому ничего плохого не делал, но сослуживцы не давали ему прохода. Они высмеивали и оскорбляли его, пользуясь тем, что Башмачкин не сопротивлялся. Насмешники хотели поставить себя выше его и намеренно унижали человека, чтобы добиться этого. Данное желание не давало покоя и грабителям, которые отняли у Акакия Акакиевича новую одежду. Они тоже использовали силу, чтобы почувствовать себя хозяевами положения. Наконец, даже «значительное лицо» накричало на Башмачкина и выгнало его вон только потому, что хотело показать свою власть тем, кто сидел с ним рядом. Всеобщая мания превосходства довела жертву обстоятельств и людей до преждевременной смерти. Акакию Акакиевичу никто не помог, потому что все были заняты гонкой за самоутверждением. В финале муки совести появились у «значительного лица», которое осознало свою вину. Но было уже слишком поздно: доминирование над Башмачкиным переросло в травлю и закончилось трагедией.

Конечно, далеко не всегда стремление человека возвыситься отражается на его окружении. Чаще он сам получает по заслугам, ведь никто не любит самовлюблённых и высокомерных людей. Последствия зацикленности личности на жажде своего превосходства были описаны А.С. Пушкиным в знаменитой сказке «О рыбаке и рыбке». Старик удил рыбу, и однажды ему попалась волшебная рыбка. За свое спасение она предложила человеку исполнение нескольких желаний. Дед отпустил ее бескорыстно, но, вернувшись домой, получил от жены упрёки. Она была очень тщеславной и высокомерной, поэтому стала просить у рыбки все больше и больше чинов, богатств и власти. Из крестьянки она превратилась в столбовую дворянку, но и этого ей было мало. Стала она царицей, а мужа своего оставила в конюшне. Затем вздумалось ей владеть морем и самой золотой рыбкой. Но на этот раз волшебница наказала жадную старуху по заслугам: осталась она у разбитого корыта. Это очень поучительный финал: когда человек одержим жаждой поклонения и доминирования, он приходит к одиночеству и краху своих амбиций, ведь никто не поддержит его в трудную минуту.

Таким образом, стремление возвыситься над окружающими приводит человека не к ожидаемому успеху, а к разрыву отношений с людьми и одиночеству. Более того, попытка самоутвердиться за чужой счет может стать причиной трагедии: «мальчик для битья» не выдержит очередного наскока, и его обидчик будет виноват в трагедии.

Итоговые сочинения
декабрьское сочинение

Поделиться

Предмет: Родная
(русская) литература 

Дата: ………2021
г.
  

Классы: 8-….
класс  

Учитель: Танашевич
А.А.

Урок 9. Ф. А. Абрамов.
Чтение и анализ рассказа «Валенки». 
Т. В. Михеева. «Не
предавай меня!» (главы из повести): проблемы молодёжи в современной литературе.
А. В. Жвалевский, Е. Б. Пастернак. «Радость жизни»: о сложном простыми словами.

Тип урока: урок открытия
знаний.

Цели: ознакомиться с особенностями содержания
произведений Ф. А. Абрамова «Валенки», Т. В. Михеевой «Не предавай меня!», А.
В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Радость жизни».

Планируемые
результаты

Предметные:

Метапредметные:

Личностные:

Проявление
ценностного отношения к родной русской литературе как хранительнице культуры
русского народа.

Познавательные: устанавливать
причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, делать выводы.

Регулятивные: владение
основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные: умение
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками; работать индивидуально и в группе.

Формирование целостного мировоззрения,
соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

Оборудование:
Родная русская литература. 8 класс. Учебное
пособие 2021 | Беляева Н.В., Критарова Ж.Н., Аристова М.А., Добротина И.Н.,
Александрова О.М., Мухаметшина Р.Ф.
, тетрадь, раздаточный
материал с текстами.

Ход урока

1.     Организационный
момент.

2.     Актуализация
знаний.

3.     Постановка
цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

·       
С.
96, 98, 99 учебного пособия.

В русском языке много устойчивых выражений со словом
«душа»: человек жив, покуда душа жива; душа нараспашку; до глубины души; душа
не на месте; открыть душу и др. Зна­чения этих идиом понятны и очевидны всем
владеющим рус­ским языком. Душа может любить, радоваться, болеть, терпеть,
учиться, трудиться, страдать…

Случается,
что «породниться родством по душе
» люди могут перед лицом общей угрозы, обшей беды. В годы Великой Отечественной войны все граждане пашей страны объединились общем стремлении победить врага. Фашистская Германия обрушила на нас всю свою военную мощь. Выстоять в тяжелейшей войне помог массовый подвиг советских людей
― представителей разных национальностей. От каждого потребовалось предельное напряжение сил на фронтах и в тылу, готовность
отдать всё для великой Победы.

4.     Работа по
теме урока.

1)    Первичное
усвоение новых знаний.
(С. 99-100 учебного пособия.)

Во
все времена писателей волновали проблемы духовного по­иска людей, их
становления, выстраивания взаимоотношении в семье и вне её. Во многих
произведениях показано, что родство душ не обязательно заключается в родстве по
крови. Конечно, это прекрасно, когда между чл
енами семьи
складываются доверительные отношения, когда
родственники делятся друг с другой самыми сокровенными переживаниями и получают
поддержку. Однако можно рассказать о наболевшем и другу, а иногда совсем

незнакомому человеку
понимании
и сочув­ствия- Так произошло п рассказе Ф. А. Абр
амова «Валенки», ге­роиня
которого осталась одна п тяжёлые военные годы, ей пришёл на помощь конюх Евграф
Иванович.

v  Фёдор
Александрович Абрамов (1920— 1983) — русский писатель, критик, публи­цист. Свои
произведения он посвятил хоро­шо знакомой ему с детства деревенской жизни,
показал в них изменение нравствен­ных ценностей человека на протяжении не­скольких
десятилетий.

Писателя
волновала судьба русской жен­щины, именно ей отводится главная роль во многих
рассказах и повестях Ф. А. Абрамова.

В
своих рассказах, в том числе в рассказе «Валенки», писа­тель выразил
благодарность труженицам тыла, которые в годы Великом Отечественной войны
работали, не жалея сил и здоро­вья, и тем самым приближали День Победы над
врагом.

2)      Первичная
проверка понимания.

·     
Чтение
и анализ рассказа
«Валенки». С. 101-103
(+ распечатка текстов у учащихся на партах)

·     
Словарь:

Валенки
(катанцы, катанки,
чёсанки, валежки) — традиционная русская зим­няя обувь из войлока (свалянной
шерсти).

Обычно их используют для ходьбы по су­хому снегу; чтобы они не
намокали, их подшивают кожей или другим прочным материалом, носят с галошами.
Традици­онно валенки бывают чёрного, серого или белого цветов.

·       
Размышляем над прочитанным. С. 103-104

1)    Назовите
основные темы рассказов Ф. А. Абрамова. Какую роль в его произведениях играет
образ женщины-крестьянки?

2)    Прочитайте
несколько высказываний Ф. А. Абрамова. Какое из них, по вашему мнению,
заключает в себе идейное содержание рас­сказа «Валенки» и могло бы служить
эпиграфом к нему? Поясните свой выбор.

·       
Может
быть, главное в жизни даже не то, что мы делаем, а то, как делаем — сколько
любви, души, добра, чистоты вкладываем в содеян­ное.

·       
Все
мы растим и поливаем духовное древо человечества. Как только кончится эта
работа, как перестанем взращивать духовное дре­во, так человечество погибнет.

3)    Какова
судьба героини рассказа? Что помогло Дарье выжить в трудные военные годы?

ФИЗМИНУТКА

3)    Первичное
усвоение новых знаний.
(С. 104-105 учебного пособия.)

v  Тамара
Витальевна Михеева (род. 1979) — современная российская писательница, автор
книг для детей и подростков, обладательница мно­жества наград в области детской
литературы, лауреат нескольких нацио­нальных премий и конкурсов художественных
произведений для подростков. Тамара Витальевна ро­дилась в уральском городе
Усть-Катаве. Её повесть «Не предавай ме­ня!» впервые была напечатана в 2010
году. Главная героиня пове­сти — восьмиклассница Юля Озарёнок, с которой, по
словам писательницы, у неё много общего. В образ Юли писательниц вложила что-то
от себя, а что-то — от одной из своих учениц, тёзки главного персонажа.

4)   
Первичная
проверка понимания.

Ø Чтение повести
«Не предавай ме­ня!» (с. 105-113 учебного пособия).

5)   
Первичное
закрепление. Размышляем над прочитанным.

· Обсудите
название первой главы. Как в
ы понимаете слово «аут­сайдер»?

· Согласны
ли вы с героиней повести, что такое услышать о се­бе «жутко, как приговор»?
Почему результаты тестирования поразили Юлю Озарёнок?

· О
каких событиях говорится в главе «Месяц назад
»? Как проя­вился характер Юли во время спартакиады?

· Какой
представляется вам главная героиня повести? Была ли она, на ваш взгляд, аутсайдером
на самом деле?

· Как осознание себя
отвергнутой заставило Юльку по-новому взглянуть на окружающий мир и своих
одноклассников?

· Какие
темы обозначены автором в представленных главах? На­сколько они актуальны для
вас и ваших одноклассников?

5.     Подведение
итогов урока. Рефлексия.

v  Ознакомьтесь
самостоятельно с рассказом
А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак «Радость
жизни» самостоятельно:
https://www.livelib.ru/book/270477/readpart-tipa-smotri-koroche-andrej-zhvalevskij-evgeniya-pasternak/~6 .

v  Проанализируйте
особенности произведений.

v  Что нового вы для
себя открыли?

6.     Домашнее
задание.
Написать
сочинение-рассуждение (не менее 125 слов) по теме «Родство душ» с привлечением
примеров из произведений:

·       
рассказа Ф. А. Абрамова «Валенки»;

·       
повести
Т. В. Михеевой «Не предавай меня!»;

·       
произведения
А. В. Жвалевского и Е. Б. Пастернак
«Радость жизни».

В сочинении «В чем актуальность поэмы «Слово о полку Игореве»?»  авторы интернет-журнала Литеровед ответят на вопрос, в чем они видят актуальность древнерусского произведения.

Лиро-эпическая поэма «Слово о полку Игореве»  — гениальный памятник древнерусской литературы, открытый известным любителем и собирателем древних рукописей графом Мусиным-Пушкиным в начале девяностых годов XVIII века. Это открытие  стало невероятным событием для  всего литературного мира. В.Г. Белинский, талантливый русский критик, назвал поэму благоухающим цветком славянской народной поэзии, достойным внимания, уважения и памяти. Несмотря на то, что произведение написано несколько тысячелетий назад, оно не теряет своей актуальности. И сегодня все те вопросы, которые поднимал в поэме древнерусский автор, волнуют современное поколение.

Произведение было написано в период страшной раздробленности Руси, когда княжеские междоусобицы ослабляли мощь Русского государства, давали широкий простор для половцев, которые своими частыми набегами приносили немало смертей, страданий, а также голод и разорение. Отдельные княжества терпели произвол врагов, не имея возможности справиться своими силами с многочисленными  и сильными дружинами кочевников. Иногда князья  предпринимали походы против половцев, но, к сожалению, эти походы  часто заканчивались поражением русских.

Неизвестный автор в «Слове» повествует о походе Игоря Святославовича, князя Новгород-Северского, против половецких ханов в 1185 году. Княжеская дружина была жестоко разбита, а сами князья Игорь и Всеволод, вставший со своими воинами под знамена родственника, попали в плен. Такого ужасного поражения русские еще не знали. Победа над Игорем воодушевила половецких ханов Гзу и Кончака, которые вторглись в пределы Русской земли и вновь подвергли ее страшному опустошению, хотя после победы киевского князя Святослава кочевники некоторое время не решались нарушить границы русских княжеств.   

Автор поэмы, истинный патриот русской земли, всей душой переживающий за родную землю, осуждает молодых князей за необдуманный поход, тщеславие, желание заслужить славы, добыть себе почестей и богатства. С горечью, он говорит о том, что не остановили князей даже знаки природы, так явственно говорящие о провале задуманного мероприятия. И солнечное затмение, случившееся в день похода Игоря, и крики птиц и зверей, и ветер будто пытались остановить Игоря и Всеволода от необдуманного шага, однако они не повернули свои дружины домой.  Рассказчик призывает и русских князей, и русский народ к объединению, к сплочению для борьбы за единство Русской земли. Он ставит своей задачей направить общественное мнение против княжеских междоусобиц, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.

Бесспорно, проблемы, поднятые в «Слове о полку Игореве» все еще решаются и в наше время. К сожалению, встречаются такие правители, президенты, главы государств, которые совсем мало думают о своем народе, о его благополучии и счастье, о сохранении культурного наследия, а чаще преследуют свои корыстные цели, то есть удовлетворяют свое тщеславие, свои амбиции, гонятся за личным богатством и процветанием. В своем стремлении за личной наживой, выгодой, славой они походят на князя Игоря.

Кроме этого, проблема объединения всех народов и государств против общих мировых проблем также остается важнейшей проблемой современного мира. Люди сегодня разучились жить в мире и согласии друг с другом, они проявляют агрессию, враждуют, чего-то делят. В разных точках мира вспыхивают войны, большие и малые. Они уносят тысячи человеческих жизней. Умирают не только мужчины, воины, но и старики, женщины и дети. А люди словно не понимают, что только совместно, объединившись, можно решить многие проблемы. Совместно можно договориться о мире во всем мире и таким образом положить конец войнам, сообща можно выступить против терроризма, который отнимает ежедневно очень много человеческих жизней. Только вместе можно справиться с таким страшным врагом, как наркомания, которая, как сама смерть, косит и молодых и старых – всех, кто хоть однажды осмелится связаться с этим безжалостным убийцей. Во всем мире и сегодня, как и во времена княжеских междоусобиц, слышится призыв к объединению, так как с глобальными проблемами человечества можно справиться только сообща. Однако люди почему-то остаются глухи к этим призывам, поэтому  проблемы остаются до сегодняшних дней нерешенными, а значит актуальными.

«Слово о полку Игореве» отражает  крайне не простую эпоху борьбы против кочевников, поднимает важные вопросы и проблемы, которые не теряют своей актуальности и в современном мире. Над решением этих вопросов и проблем задумываемся и мы, современное поколение, и будут задумываться наши потомки, поэтому «Слово о полку Игореве» не потеряет своей актуальности еще много тысячелетий. Думая современности поэмы,  хочется посоветовать людям чаще обращаться к  шедеврам русской литературы, страницы которых содержат бесценные уроки.

(1)Памятников архитектуры в Москве уничтожено более четырёхсот, так что я слишком утомил бы вас, если бы взялся за полное доскональное перечисление. (2)Жалко и Сухареву башню, построенную в XVII веке. (3)Проблему объезда её автомобилями можно было решить по-другому, пожертвовав хотя бы угловыми домами на Колхозной (тогда) площади (универмаг, хозяйственный магазин, книжный магазин). (4)Жалко и Красные, и Триумфальные ворота.

(5)А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? (6)Сломали. (7)Открылся чёрно-серый унылый фасад. (8)Этим ли фасадом должны мы гордиться как достопримечательностью Москвы? (9)Никого не удивишь и сквером, и концертным залом «Россия» на месте Страстного монастыря. 

(10)Сорок лет строилось на народные деньги (сбор пожертвований) грандиозное архитектурное сооружение − храм Христа Спасителя. (11)Он строился как памятник непокорённости московской перед сильным врагом, как памятник победы над Наполеоном. (12)Великий русский художник Василий Суриков расписывал его стены и своды. (13)Это было самое высокое и самое величественное здание в Москве. (14)Его было видно с любого конца города. (15)Здание не древнее, но оно организовывало наряду с ансамблем Кремля архитектурный центр нашей столицы. (16)Сломали… (17)Построили плавательный бассейн. (18)И лишь в середине девяностых опять всем миром храм отстроили заново. (19)Разрушая старину, мы всегда обрываем корни. 

(20)У дерева каждый корешок, каждый корневой волосок на учёте, а уж тем более те корневища, что уходят в глубочайшие водоносные пласты. (21)Как знать, может быть, в момент какой-нибудь великой засухи именно те, казалось бы, уже отжившие, корневища подадут наверх, где листья, живую спасительную влагу. 

(22)Ужасная судьба постигла великолепное Садовое кольцо. (23)Представьте себе на месте сегодняшних московских бульваров голый и унылый асфальт во всю их огромную ширину. (24)А теперь представьте себе на месте голого широкого асфальта на Большом Садовом кольце такую же зелень, как на уцелевших бульварах. 

(25)Казалось бы, в огромном продымлённом городе каждое дерево должно содержаться на учёте, каждая веточка дорога. (26)И  действительно, сажаем сейчас на тротуарах липки, тратим на это много денег, усилий и времени. (27)Но росли ведь готовые вековые деревья. (28)Огромное зелёное кольцо (Садовое кольцо!) облагораживало Москву. (29)Правда, что при деревьях проезды и справа, и слева были бы поуже, как, допустим, на Тверском бульваре либо на Ленинградском проспекте. (30)Но ведь ездят же там автомобили. (31)Кроме того, можно было устроить объездные пути параллельно Садовому кольцу, тогда сохранилось бы самое ценное, что может быть в большом городе, – живая зелень. 

(32)Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выделяющийся ничем особенным. (33)Город как город. (34)Даже хороший город. (35)Но не больше того. 

(36)В самом деле, давайте проведём нового человека, ну хоть парижанина или будапештца, по улице Тверской, по главной улице Москвы. (37)Чем поразим его воображение, какой такой жемчужиной зодчества? (38)Каким таким свидетелем старины? (39)Вот телеграф. (40)Вот гостиница. (41)Вот дом на углу Тверского бульвара, где кондитерский магазин. (42)Видели парижанин и будапештец подобные дома. (43)Ещё и получше. (44)Ничего не говорю. (45)Хорошие, добротные дома, но всё же интересны не они, а именно памятники: Кремль, Коломенское, Андроников монастырь.

Владимир Алексеевич Солоухин (1924−1997) – русский советский писатель и поэт, один из крупнейших представителей «деревенской прозы».

Показать текст целиком


 Какое влияние оказывает на обаятельность, внешний облик города искоренение исторической среды? Именно эта проблема находится в центер внимания В.А. Солоухина.

 Размышляя над этим вопросом, автор наглядно демонстрирует последствия замены архитектурной благородной старины на нелепую новизну: «А знаете ли, что площадь Пушкина украшал древний Страстной монастырь? Сломали. Открылся черной-серый унылый фасад. На этом примере мы видим, что искоренение исторической среды нередко приводит к эстетической деградации городской застройки в целом. Далее В.А. Солоухин, чтобы показать всю пагубность подобных действий по отношению к городу, обращает внимание на уничижение оригинальности города: «Если говорить строже и точнее, на месте уникального, пусть немного архаичного, пусть глубоко русского, но тем-то и уникального города Москвы построен город среднеевропейского типа, не выдающийся ничем особенным». Таким образом, оба эти примера, дополняющие друг друга, раскрывают влияние небрежного и глупого обращения с прекрасным наследием наших предков. Автор считает, что искоренение исконной исторической среды негативно сказывается на внешнем облике города и его уникальности. Исчезают прекрасные памятники архитектуры, комфортные зеленые пространства,

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда.

Критерии

  • 1 из 1К1Формулировка проблем исходного текста
  • 4 из 6К2Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1К3Отражение позиции автора исходного текста
  • 1 из 1К4Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста
  • 1 из 2К5Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 0 из 2К6Точность и выразительность речи
  • 2 из 3К7Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3К8Соблюдение пунктуационных норм
  • 1 из 2К9Соблюдение языковых норм
  • 0 из 2К10Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1К11Соблюдение этических норм
  • 0 из 1К12Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 14 из 25

Готовые сборники сочинений и эссе от экспертов

✅ 55 сочинений по литературе от эксперта

✅ Подготовка к ЕГЭ по литературе для ленивых

  • Проблема сказки малыш и карлсон
  • Проблема смысла человеческой жизни сочинение
  • Проблема роли образования в жизни человека недоросль сочинение
  • Проблема родительской любви сочинение
  • Проблема свободы в рассказе челкаш