Проблема сказки спящая царевна

Сочинения /по картинам /васнецовкартина спящая царевна васнецова полностью идентична сказке спящая красавица. создана она была в 1926 году, и сейчас
  • Сочинения
  • /

  • По картинам
  • /

  • Васнецов

Картина «Спящая царевна» Васнецова полностью идентична сказке «Спящая красавица». Создана она была в 1926 году, и сейчас все желающие могут застать момент, как царевна укололась об веретено и упала в глубоком забытье, в дом-музее Васнецова. Все жители замка тоже поддались тяжкому сну, ожидая, когда же возлюбленный снимет с них чары.

Обстановка в замке спокойная и умиротворённая. Дорого расписаны и украшены стены. С окон видны соседние здания терема, стоит хвойный лес, сквозь половицы начали прорастать цветы и трава, рисунками животных расписаны колонны — природа является неотделимой частью работы.

Посреди комнаты — большая царская кровать, на которой бездыханно дремлет царица, её руки раскинуты, веки прикрыты. Видимо, это произошло из-за непонимания того, что с ней произошло. Огромное количество персонажей, облачённых в яркую праздничную одежду, заснули вместе со своей прекрасной хозяйкой, спят даже птицы, звери, деревья и цветы. Произведение статично настолько, что создаётся впечатление, что даже легкий ветерок никогда не потревожит их крепкий сон. Весь дворец готовился к её бракосочетанию, поэтому на картине мы может увидеть и шута, и гусляра, лежащих на полу в случайных положениях тел.

Чтобы придать творению реальности, автор обращает внимание на все мелкие детали: узоры на одеждах и стенах, природа за окном, черты лица персонажей, даже изображает то самое веретено, о которое укололась царица. Васнецов для написания использует преимущественную холодные оттенки, чтобы передать ожидание всего царского терема новой жизни во время спокойного сна. Люди, не знающие сказки, могут подумать, что жители царских палат просто устали от тяжёлого трудового дня и отдыхают, а совсем скоро, как ни в чём не бывало, начнут пробуждаться. Наверно каждый, кто видел картину, остается под впечатлением мастерства и умения художника создавать в своих работах особый волшебный мир русских сказок, песен, былин, для себя увидел что-то особенное и уникальное. Лица на ней настолько разные, что можно прочувствовать индивидуальность каждого персонажа, его характер и мысли.

Сочинение 2

Произведение относится к циклу работ художника под названием «Поэма семи сказок», изображенных в смешанном стиле романтизма и символизма, и является полотном, написанным в поздние творческий период автора.

Картина выполнена на холсте в масляной технике и имеет своим композиционным сюжетом иллюстрацию сказочных народных мотивов, посвященных спящей царевне.

Структура живописного полотна представляет зрителю действие, происходящее в богатом царском дворце, где центральное место занимает изображение молодой девушки-царевны, лежащей на возвышенности, заменяющей постельное ложе.

Образ главной героини произведения представляется художником в качестве крепко спящей женщины, одетой в богатый красно-коричневый сарафан, увенчанной золотой короной на темных волосах. Одна из рук царевны свисает беспомощной плетью вниз, что подчеркивает ее крепкий и беспробудный сон.

Фон картины представляется в виде богатого убранства помещения, стены которого имеют искусную, узорную роспись, резьбу по дереву и сочный орнамент, а также яркие колонны, раскрашенные в алые тона. Кроме того, в качестве второстепенных персонажей, подчеркивающих образ царевны, изображаются многочисленные герои, окружающие спящую девушку, со спокойными и умиротворенными лицами, одетыми в праздничную и нарядную одежду, также находящиеся в сонном покое.

Отдельных слов заслуживает изображение природы, представленной на заднем плане картины в виде густого дремучего леса, демонстрирующего состояние ожидания предстоящего пробуждения, находясь в беспредельной дреме. Этот акцент передается и посредством птиц и животных, иллюстрирующих всеобщее состояние сна, которое заколдованная по преданию царевна отражает и на окружающих ее людей и природу.

Отличительной особенностью полотна является использование художником холодных красок с акцентирующим добавлением теплых тонов, предающих прохладу летнего вечера и закат летнего солнца.

Картина передает ощущение присутствия колдовства, загадочности, волшебства, демонстрирующих элементы русского народного эпоса и фольклора, характеризующегося победой добра над злом. Именно поэтому смысловая нагрузка полотна отражает положительную энергетику в виде нежности, доброты, любви и искренности.

В настоящий момент картина хранится в Доме-музее, носящим имя художника и расположенном в Москве.

Другие темы: ← Богатырский скок↑ ВаснецовБаян →

`

Сочинение по Сказке о мертвой царевне 5 класс

Сказка о мертвой царевне одинаково интересна и взрослым и детям. Людей разных возрастов восхищают душевные качества героев этого произведения: смелость, преданность, милосердие, великодушие.

Царица-мать самоотверженно ждет мужа из похода. Много месяцев она надеждой и трепетом смотрит в окно, но видит там только снег и метель.

Царевна-дочь – образец совершенства. Она кроткая, заботливая, хлебосольная. Девушка хоть и царского рода, а с хозяйством справляется лучше некоторых слуг. Оказавшись в доме у богатырей, она в первую очередь навела порядок: зажгла свечи, развела огонь в печи, приготовила ужин. Еще она скромная и благородная. Все персонажи этой сказки любят царевну. Неудивительно, что вскоре ее полюбили и богатыри. Но она призналась, что навечно хранит верность единственному милому.

Ее жених, Елисей, похож на былинного богатыря. Благодаря его настойчивости царевна осталась жива. Царевич не только спас любимую, но и уничтожил зло. Оно само рассыпалось осколками волшебного зеркальца.

Завистливая и ревнивая мачеха царевны заботится только о своей внешности. Эта героиня – воплощение зла. Сказочный сюжет развивается вокруг конфликта мачехи и падчерицы. Причем царица сама вызвала раздор. Она не может смириться с тем, что ее падчерица красива. В ней она видит свою конкурентку. Царица мечтает обладать званием единственной на все времена красавицы. Добиваясь превосходства путем устранения дочери царя, она опустошила свою душу. Царица высоко вознеслась над окружающими, презирая всех, не чувствуя ни любви, ни сострадания. И все-таки, эта женщина не до конца уверена в себе. Она не обходится без комплиментов от зеркальца, своего единственного друга. Но и его она в итоге разбила, а вслед за ним умерла сама. Царицу убила зависть к чужому счастью.

На примере мачехи автор противопоставляет внешность и содержание, привлекательное лицо и разносторонний внутренний мир. В представлении поэта подлинная красота – это жить для других и нести добро людям. Сказка призывает созидать и еще раз напоминает, к чему приводит ненависть к окружающим, зависть и самолюбование. Добро всегда одержит победу, а зло получит по заслугам.

5 класс

Другие сочинения: ← Образ и характеристика царя Гвидона в сказке о царе Салтане↑ ПушкинСказка о царе Салтане →

Популярные сочинения

  • Сочинение Лирика петербургского периода Пушкина
    В 1817-1820 гг. в жизни великого русского поэта и писателя Александра Сергеевича Пушкина происходил творческий период, который многие называют не иначе как петербургским
  • Сочинение Барон в пьесе На дне (Образ и характеристика)
    В произведении Горького «На дне» большое количество второстепенных героев. Некоторых из них я воспринимал позитивно, некоторых негативно, но был и такой персонаж, отношение к которому у меня было лишь пренебрежительное
  • Сочинение Описание внешности мамы
    Мама, мамочка, моя любимая мамулечка. Писать про нее одно удовольствие, ведь представляя ее образ на душе становится тепло и уютно. Сразу хочу сказать, что у меня самая красивая мама

«Что помогло Елисею в поисках невесты» − сочинение

В «Сказке о мертвой Царевне и семи богатырях» Пушкина, у королевича Елисея бесследно исчезает невеста. Расстроенный жених немедленно отправляется на ее поиски. Но в какую сторону ехать и где отыскать?

Лишь одной мачехе известно, что ее падчерицы уж нет в живых, ведь именно царица стала виновницей того, что та съела отравленное яблоко. Но женщина никогда бы не созналась в этом. Ведь только ее устраивало такое положение вещей. Ведь теперь, избавившись от конкурентки, царица «автоматически» становилась самой красивой во всем «белом свете».

В поиске царевны, молодому человеку помогают все силы природы. Королевич вынужден обращаться и к месяцу на небе, и к солнечному свету. Солнце не стало обнадеживать молодого человека, сообщив ему, что, скорее всего царевны уже нет в живых. Месяц так же не смог помочь мужчине, но посоветовал обратиться к ветру.

Ветер, облетевший всю землю, нашел молодую царевну. Он сообщил королевичу, что та покоится в хрустальном гробу и ей уже ничем нельзя помочь.

Услышав трагическую новость Елисей разрыдался. Его жизнь потеряла всякий смысл. Ведь он по-настоящему любил девушку, и если бы нужно было объехать всю землю или найти край земли, он бы непременно туда отправился ради нее. Королевич, решил, что обязательно должен отправиться к последнему пристанищу свой возлюбленной. Он должен убедиться, что нет никакой ошибки, а если, на самом деле девушку забрала «старуха с косой», то хотя бы проститься с ней.

Зайдя в пещеру, и увидев мертвую невесту, молодой человек с отчаяния ударил по хрустальному гробу. Гроб не выстоял и раскололся, девушка ожила. Она не помнила, что с ней произошло. Не знала, почему здесь. Все выглядело так, как будто бы она пробудилась после долгого сна.

Чувство которые молодые люди испытывали друг к другу, помогли воскресить девушку. Ведь любовь и вера способны творить чудеса, и автор напоминает об этом читателю.

Воскрешение молодой царевны и возвращение ее домой с женихом, стали роковой новостью для супруги царя. Царица от злости разбила ненавистное зеркальце, которое в очередной раз стало восхвалять девушку. Она встретила молодежь на пороге и от нахлынувшей вдруг тоски, умерла. Ведь что бы ни делала мачеха, ненавистной падчерице удавалось остаться в живых и превосходить ее по красоте.

По возвращению домой, молодые сразу же поженились. Они решили больше не испытывать судьбу, да и расставаться даже ненадолго уже не хотелось.

Автор вознаградил обоих героев, за все пережитые испытания. Этим, он показывает читателю, что никогда нельзя сдаваться, и верить только в лучшее. Ведь только это способно придать человеку сил на дальнейшую борьбу. И не важно, будет ли в этой борьбе победитель или побежденный, главное, что это закаливает характер. Ведь из всего можно вынести положительные моменты.

Царевна повстречала семи богатырей, мачеха умерла, а Елисей обрел настоящую любовь всей жизни. Каждому из героев досталось по его вере, мышлению и отношению к окружающим.

Анализ сказки Спящая царевна Жуковского 5 класс

Жанровая направленность произведения представляет собой стихотворное литературно обработанное изложение сказочной легенды, заимствованной из европейского фольклора.
Сказка повествует об одной царской семье, в которой рождается долгожданная царевна, проклятая одной пожилой волшебницей, являющейся отрицательным персонажем произведения.

Достигнув шестнадцатилетнего возраста царевна засыпает вместе со всей своей свитой, уколов палец веретеном. Спасает из длительного сна царевну прекрасный принц, который впоследствии становится ее мужем.

Сюжетная линия стихотворения является несложной в виде расположения всех сюжетных элементов в прямолинейном виде.

Главной героиней стихотворения является царевна, представленная в образе красивой девушки, отличающейся черными кудрявыми волосами, тонким станом, алыми губами и белыми руками. Внешне царевна изображается в легком сарафане и сапожках, являющихся подтверждением народных представлений о женской красоте.

Все остальные немногочисленные персонажи сказки являются второстепенными, выступая в редком случае на передний план для развития событийных действий. Своеобразием системы образов стихотворения является присвоение имени только царю Матвею, поскольку все остальные герои называются нарицательными именами.

Отличительной особенностью стихотворения является его композиция, в которой значительная роль отводится пейзажным зарисовкам в виде оригинального и необычного описания сна и пробуждения дворцового сада.

Художественное оформление стихотворения отличается индивидуально-авторскими и народными особенностями в виде традиционных элементов, характерных для устного народного творчества, а также многочисленных эпитетов и оттенков народной речи.

Основными особенностями стихотворения являются наличие конкретного автора, форма неизменного письменного текста. Кроме того, среди персонажей произведения используется нетипичный для русского народного творчества образ рака-пророка, предсказывающего рождение царского дочери.

Финал сказки является типичным для данного литературного стиля и представляет собой победу добра над злом.

2 вариант

Сказка появилась на свет путем состязания Пушкина с Жуковским, одновременно создавая каждый свой шедевр произведения. Сказка примечательна и интересна тем, что написана стихами, слогами, все звучит красиво и легко воспринимается слухом, с чем можно сравнить пушкинские народные сказки.

Она чарует народными чудесами, не ординарными героями, сказочными персонажами и интригующими душу оборотами речи. Автор так искусно преподносит все эти прелести художественной и поэтической поэзии, что произведение приобретает литературное определение.

Читатель попадает в волшебный мир, откуда не хочет выходить и не желает, чтобы сказка имела конец, доставляя им исключительно положительные эмоции.

Мотив сказки напоминает народные сказки, где герой нарушает какой-нибудь запрет и беда настигает их моментальным образом. В этой сказке царь Матвей повёл себя по иному, он легкомысленно и невежественно относя к чародейке, которая была намного пожилой, не позвав её на праздник в честь рождения дочери.

Автор отмечает пафос и надменность царя, свойственных всем повелителям, которые много раз мешали справедливо править страной, на что в данном случае Жуковский делает замечание по поводу его поведения. И от этого страдают дети, неся наказание, они отвечают за грехи или ошибки родителей, и таким образом, наказала колдунья-чародейка, обрекая всю страну на трёхсотлетний сон.

С этого и начинаются все его беды и беды долгожданного ребёнка, когда озлобленная чародейка проклинает его дочь на смерть, а другая спасет ее, переворачивая все в глубокий сон, в который погружается 16 летняя царица со всем государством.

Во всем вина непредвиденность царя и легкомыслие правления своей страной, когда Матвей обрекает свой город на покрытие терновником, пока в один прекрасный день к замку не забродит царевич.

Именно его визит и поцелуй царевну спасает все окружающее от колдовства и весь замок пробуждается от глубокого сна.

Мораль сказки заключается в поведение любого человека в жизни, с любым статусом происхождения вести себя скромно, снисходительно и уважительно, особенно к старшему поколению, которые не всегда могут нам пожелать приятного исходя из отношения к ним.

Жуковский позаимствовал мотив сказки у немецких произведений, добавив в неё народные обороты стихов и прелесть литературного языка.

Так как он интересовался культурой и образом жизни немцев, он выучил этот язык и хотел донести до нашего народа все прелести их обычаев путём переводов их литературы. Однако сказки приобретали русский характер тем, что автор обогащал их своеобразными героями и образами, свойственными типичному национальному народу.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Спящая царевна Жуковского

Популярные сегодня темы

Отцы и дети – роман, созданный И.С.Тургеневым в 1862 году, в котором раскрывает важную проблему конфликта между поколениями. Этот вопрос является вечным, но он особенно обостряется в моменты

Начало произведения Гроза, начинается с описания вымышленного города Калинова, находящегося на берегу реки Волги. Исходя из слов главных персонажей, а также второстепенных, можно понять что Калинов

В своём произведении «Песня о соколе» Горькому удалось раскрыть идеальный образ людей отважных и независимых. Олицетворением таких людей в рассказе стал сокол.

В настоящее время существует огромное количество музыкальных жанров, которые, в свою очередь, дробятся на более узкие поджанры. В более юные годы я был скорее меломаном

Ключевыми персонажами произведения являются одиннадцатилетний мальчик, происходящий из бедной семьи, от лица которого ведется повествование в рассказе, и учительница Лидия Михайловна, преподающая в школе французский язык.

  • На примере образа царевны, автор показывает, что неосторожность и любопытство могут привести к большой беде. Молодая девушка увидела в покоях незнакомую старуху и даже не поинтересовалась, кто она такая. Царевна без тени сомнения взяла веретено из рук незнакомки и поплатилась за это.
    Писатель также доказывает, что судьба человека предначертана заранее. В сказке жизнь предопределяется чарами. Читатель заранее знает, что царевна не проснется, пока не пройдет триста лет. Именно поэтому молодцы, которые пытаются спасти красавицу раньше указанного срока, терпят поражение и не возвращаются из дремучего леса. Удалому царевичу суждено найти царевну и снять проклятие, поэтому он с легкостью делает это. Счастье дается смелым, уверенным в своих силах людям, которые не обращают внимание на неудачи предшественников..Эта истина также имеет место в сказке «Спящая царевна». Если бы царевич струсил, он бы не упустил свое счастье.
    Как и в других сказках, в «Спящей царевне» утверждается победа добра над злом. Чары колдуньи оказались бессильными перед добром другой феи. И хоть злая старуха-чародейка не была наказана, добро все равно одержало верх. Возможно, упуская сцену наказания колдуньи, В. Жуковский хотел показать, что добро не идет дорогой смерти и наказаний.
    Волшебный сюжет произведения «Спящая царевна» захватывает не только оригинальными образами и событиями. Он таит советы и подсказки, которые В. Жуковский хотел передать взрослым и маленьким читателем. Сказка остается популярной уже почти два столетия. Думаю, многие читатели нашли чему научиться у ее героев.

  • Сюжет произведения не сложный, все его элементы расположены в прямом порядке, но есть в сказке и композиционные особенности. В. Жуковский очень много внимания уделяет несюжетному элементу – пейзажу. Более десяти строчек занимает описание того, как засыпал и зарастал кустарниками дворец. А потом также долго описывается, как все оживало ото сна. Чтение таких описаний не докучает, ведь автор подает их интересно и оригинально.
    Интересно также описывается внешность царевны, которую спящей увидел принц. Портрет ее прорисован очень детально: черные кудрявые волосы, тонкий стан, алые губки и белые руки. Фигуру девушки подчеркивают легкий сарафан и сапожки. Картинка, которую читатель видит в итоге, полностью соответствует народным представлениям о красоте.
    Главным персонажем сказки В. Жуковского можно назвать только царевну, ведь именно вокруг нее оборачиваются все события. Остальные герои второстепенные, но иногда выступают на первый план, когда это нужно для развития сюжета. Особенность системы образов в том, что по имени назван только царь Матвей. Для остальных персонажей автор использует только нарицательные имена.
    В художественном оформлении произведения есть как индивидуально-авторские, так и народные особенности. Очень бросаются в глаза традиционные «формулы», характерные для устного народного творчества: «Дочь прекрасна так была, что ни в сказке рассказать, ни пером не описать»; «…начал жить да поживать». Также в тексте используются традиционные эпитеты, например «темный бор», «дремучий лес». В речах персонажей автор использует повторы, что также характерно для народных сказок.
    Сказка В. Жуковского – не просто переписанный сюжет из западного фольклора, это самобытное произведение, отображающее русское мировоззрение и культуру.

  • Глазами царевича читатель видит чарующую красоту пятнадцатилетней царевны. До этого В. Жуковский ограничивался лаконичным описанием девушки «расцвела, как майский цвет». Второе описание героини детальное, соответствует народным представлениям о девичьей красоте. Автор сравнивает ее с дитем, намекая на чистоту и невинность. Несмотря на то, что девушка спит уже три столетия, вид у нее свеж: «распылалася от сна; молод цвет ее ланит», «грудь как свежий снег бела». Даже во сне ее глаза блестят, сверкают пламенем между ресниц. Также бросаются в глаза традиционные для русского фольклора элементы портрета: «губки алые» и «руки белые».
    Отдельно писатель обращает внимание на одежду героини. На ней традиционное русское убранство – сарафан и легкие сапожки. Одежда делает ее фигуру еще прекраснее. Красота и молодость девушки притягивают царевича, и тот осмеливается поцеловать ее. Пробуждение царевны описано очень лаконично: «вмиг проснулась она». В. Жуковский не описывает, как она реагирует на царевича, которого не было, когда прогуливалась в замке. Писатель сразу начинает рассказывать, как оживает царский двор и говорит о свадьбе.
    Образ царевны в сказке В. Жуковского раскрыт детальнее, чем остальные, но все же ее характеристики приходится «собирать» по всему тексту. Чтобы передать ее необычную красоту и рассказать о благонравии автор использует разные приемы: дает краткую характеристику от имени рассказчика, вкладывает ее в уста фей и делится впечатлениями царевича от встречи со спящей красавицей. Эти приемы помогают читателю создать целостное представление о героине.

  • В. Жуковский не создает портрет царевича. Во-первых, читателю и без этого понятно, что избранник прекрасной царевны и сам должен быть хорош собой. Во-вторых, лаконичная характеристика жениха царевны была дана в речи одной из фей: «Дам красавца жениха я тебе, мое дитя».
    В зачарованном лесе смельчак видит совсем не то, что ожидал. Вместо темного бора его встречают цветы, птицы, ручейки и прекрасный аромат. Природа, кажется, сама проводит царевича к дворцу. В царском дворе и палатах герой видит людей, которые замерли в необычных позах. Увиденное изумляет его, поражает, но не пугает.
    По пути во дворец молодец замечает недвижимых царя и царицу, он понимает, что без разрешенья переступает порог их дома, поэтому сомневается, что делать дальше. Это характеризует царевича как честного, благочестивого человека. Он все же решается идти далее, но перед этим молится. Герой не ушел из дворца, пока не нашел царевну, обойдя для этого множество покоев.
    Вид прекрасной царевны поразил молодца: «Вся душа его кипит, перед ним царевна спит». Он внимательно рассматривает девушку. Именно его глазами читатель впервые может разглядеть красоту царевны. Царевич не знает, как развеять чары, но «чтобы душу насладить», целует красавицу. Поцелуй пробуждает весь дворец. Царевичу не пришлось долго искать способ, чтобы разбудить царство. Но мне кажется, что «удалая детина» не остановился даже если бы пришлось преодолевать опасные препятствия.
    Образ царевича из сказки В. Жуковского «Спящая царевна» типичный для русской культуры. На примере этого героя В. Жуковский показывает, что смелость и упорность способны развеять чары. Когда же человеку суждено свершить какой-то подвиг судьба сама укажет ему дорогу.

  • Сказки Жуковского ориентированы прежде всего на детскую аудиторию и рассчитаны на звучащее слово, тогда как пушкинская сказка обращена к читателю любого возраста, и чем старше читатель, тем больше она открывается ему.

    Но повторю снова слова Белинского: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина». Чтобы быть готовыми к погружению в глубины сказок Пушкина, хорошо окунуться и в сказочный мир Жуковского, плениться его атмосферой сказки общенациональной, в основе которой общие сюжеты и герои многих народов, чтобы потом острее почувствовать «русскость» сказок Пушкина и свою собственную.

    Начнём мы знакомство пятиклассников с Жуковским с чтения статьи в хрестоматии и рассматривания портрета поэта работы О. Кипренского.

    Каким предстаёт перед нами Василий Андреевич Жуковский?

    Обратите внимание на фон, на котором изображён поэт. О чём рассказывает нам этот фон?

    Дети отмечают задумчивость и мечтательность поэта, говорят о том, что он изображён на фоне руин какого-то замка, что придаёт портрету загадочность и таинственность. Видимо, Жуковскому было интересно всё старинное и необычное.

    Действительно, он был человеком очень мечтательным, поэтому с особым интересом читал и слушал сказки, легенды, старинные истории, предания. Они волновали его воображение, подсказывали ему стихи. Жуковский хорошо знал немецкий язык, любил немецкую поэзию и культуру и очень хотел познакомить с ней русского читателя, поэтому и переводил многие произведения на русский язык.

    Более половины литературных произведений Жуковского — это переводы с немецкого и английского языков, но эти переводы по праву соперничают с подлинниками. Он говорил: «Переводчик в прозе — раб, переводчик в стихах – соперник». И в самом деле, Жуковский стал достойным соперником лучших поэтов мира: Гёте и Ф. Шиллера, В.Скопа и Байрона.

    Широко известны его поэтические переложения известных сказок братьев Гримм и Шарля Перро.

    С одним из таких переложений мы и познакомимся. Сказка «Спящая царевна» появилась летом 1831 года в результате своеобразного поэтического «состязания» между двумя замечательными русскими поэтами — Пушкиным и Жуковским. «Сколько прелестей вышло из-под пера сих мужей!» — восклицает Н. В. Гоголь.

    Жуковский в тот год создал «Сказку о царе Берендее» и «Спящую царевну», Пушкин — «Сказку о царе Салтане». А в 1833 году Пушкин, возможно, вспомнив о поэтическом турнире и сказке своего соперника «Спящая царевна», написал «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях».

    Далее сказка выразительно читается учителем (или прослушивается в фонохрестоматии, прилагаемой к учебнику Коровиной).

    После прочтения выясняем восприятие произведения пятиклассниками.

    Знаком ли вам сюжет этой сказки? Откуда?

    Да, в сюжете Жуковского дети без труда узнают знакомую им сказку Шарля Перро «Спящая красавица», кое-кто вспоминает и братьев Гримм, правда, точное название их сказки («Шиповничек») не помнят.

    Понравилось ли вам произведение Жуковского? Чем?

    Больше всего детям нравится, что сказка написана в стихах. Им по душе её красивый слог. В качестве понравившихся моментов отмечают описание сонного царства, пробуждение царевны к жизни.

    Чем похожа и не похожа сказка на известные вам русские народные сказки?

    Найдите в ней обороты речи, близкие народным. На русские народные сказки она похожа чудесами, которые в ней описываются (чары, наложенные на царевну, заколдованное царство), традиционными героями (царь, царица, царевна, царевич), победой сил добра над силами зла, некоторыми оборотами речи, близкими к народным («Жил-был добрый царь»: «Дочь прекрасна так была, / Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать …; «Птица там не пролетит, / Близко зверь не пробежит … «; «Свадьба, пир, и я там был / И вино на свадьбе пил; / По усам вино бежало, / В рот же капли не попало» и др.).

    Но у этой сказки есть автор, она написана в стихах. Среди её героев есть нетипичные для русских сказок — рак-пророк, который предсказал рождение царевны. Да и царь носит непривычное имя — Матвей, чаще мы слышим другие имена или он вовсе остаётся безымянным.

    Всё это говорит о том, что перед нами литературная сказка. Запишем её определение: «Литературная сказка — авторское, художественное, прозаическое или поэтическое произведение, либо основанное на фольклорных источниках, либо придуманное писателем; произведение преимущественно фантастическое, волшебное, рисующее чудесные приключения вымышленных или традиционных сказочных героев.

    Главные особенности литературной сказки: она имеет конкретного автора, неизменный текст, зафиксированный в письменной форме. Как и многие другие литературные сказки, произведение Жуковского создано по мотивам народных сказок.

    Вспомните, отчего в народных сказках (например, в сказках «Царевна-лягушка», «Гуси-лебеди» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка») часто происходит беда с героями.

    Они нарушают какой -то запрет, совершают ошибку: Иван-царевич сжёг лягушачью кожу,
    девочка заигралась с подружками и оставила брата без присмотра, Иванушка вопреки запрету сестры напился воды из следа, оставленного козьим копытцем.

    А какую ошибку и кто совершил в сказке Жуковского? Какое правило нарушил?

    Ошибку совершил царь Матвей: он не пригласил на пир в честь рождения дочери одну из двенадцати чародеек, которая была самой старой из всех. Не пригласил — значит, нарушил закон гостеприимства, да ещё и не уважил старого человека.

    Почему же он не позвал старую колдунью?

    У царя двенадцать блюд
    Драгоценных, золотых
    Было в царских кладовых;
    Приготовили обед;
    А двенадцатого нет
    (Кем украдено оно,
    Знать об этом не дано).
    «Что ж тут делать? — царь сказал. —
    Так и быть!» И не послал
    Он на пир старухи звать.

    Можно ли считать оправданием для такого поступка отсутствие одного золотого блюда?
    Можно ли было найти какое-то разрешение этой ситуации?

    Конечно, отсутствие блюда не повод для того, чтоб кого-то не пригласить. Наверняка в царских закромах нашлось бы какое-то другое красивое блюдо, которым можно было заменить недостающее, и ситуация была бы разрешена.

    Попробуем угадать отношение автора к поступку царя. Найдите слово, которым поэт выразил своё отношение к нему.

    Это слово оплошал:
    Отчего ж так оплошал
    Наш разумный царь Матвей?
    Что значит оплошал?

    Совершил плохой, необдуманный поступок, оступился. Жуковский не оправдывает царя, слово разумный по отношению к царю звучит здесь со скрытой насмешкой (иронией), так как Матвей не ищет решения проблемы, а просто не зовёт на пир старуху.

    Как она отнеслась к этому?
    Она обиделась: «Было то обидно ей».
    Можно её понять? (Конечно!)
    Но к чему привела эта обида?

    К жажде мести, желанию смерти ни в чём не повинной девочки. Старуха обещает ей:

    На шестнадцатом году
    Повстречаешь ты беду;
    В этом возрасте своём
    Руку ты веретеном
    Оцарапаешь, мой свет,
    И умрёшь во цвете лет!
    А это можно понять?

    Разумеется нет! Из-за мелкой обиды старуха готова лишить девушку жизни. Вот что может породить обида! Один по легкомыслию совершил ошибку, обидел своим невниманием старого человека, что вызвало ответную реакцию, которая навлекла беду не только на царевну, но и на всё царство. Другая приготовила страшный подарок юной царевне.

    Найдите слово, которым автор выражает своё отношение к этой чародейке. Он называет её ведьмой, таким образом выражая своё неприятие её действий. Да, тут уже вступает в действие в лице чародейки злая и опасная сила, тогда как другие приготовили новорождённой царевне чудесные дары. Что они ей приготовили в подарок?

    Будешь в золоте ходить;
    Будешь чудо красоты;
    Будешь всем на радость ты
    Благонравна и тиха;
    Дам красавца жениха
    Я тебе, моё дитя;
    Жизнь твоя пройдёт шутя
    Меж знакомых и родных …

    Сколько здесь пожеланий? (Пять.) А чародеек? (Одиннадцать.)

    Придумаем, что пожелали девочке остальные шесть. Включается вальс из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица», и под его звучание дети сочиняют пожелания чародеек царевне.

    Поскольку начало всегда затруднительно, можно дать детям возможные первые фразы, например: «Будет у тебя дворец … »; «Вот чудесный сундучок …»;  «Ты родишь сынка и дочь …»; «Ты увидишь белый свет … » и т.д.

    Кроме редактирования, дети получают задание по вариантам: сделать рисунки, изображающие заколдованный бор в тот момент, когда царство только погрузилось в сон (1-й вариант), и бор перед пробуждением царевны (2-й вариант). Кому-то из учеников поручается найти и выписать лексические значения слов бор и лес.

    Следующий урок начинаем вопросом:

    Каким образом царь пытался отвести беду от своей дочери?

    Он даёт такой указ:
    «Запрещается от нас
    В нашем царстве сеять лён,
    Прясть, сучить, чтоб веретён
    Духу не было в домах;
    Чтоб скорей как можно прях
    Всех из царства выслать вон».

    Жуковский называет царя «разумным». А можно ли назвать разумным его решение? Почему?

    Большинство детей считает неразумным решение царя Матвея. Главный их аргумент: против судьбы не пойдёшь, всё равно заклятие должно исполниться. Значит, бессмысленно ему препятствовать. Запрещая же выращивать лён, прясть его и шить из него одежду, высылая всех прях из царства, царь не решает свою проблему, а создаёт новые трудности для людей. При этом он продолжает жить по-прежнему легко и весело:

    Царь, издав такой закон,
    Начал пить, и есть, и спать,
    Начал жить да поживать,
    Как дотоле, без забот.
    — Как это его характеризует?

    Он не очень дальновидный, легкомысленный, беспечный. И вот пророчество колдуньи сбывается. Перечитаем описание сонного царства. Чем оно интересно? Назовите самые яркие, выразительные детали в описании этого царства.

    Всё утихнуло кругом;
    Возвращаясь во дворец,
    На крыльце её отец

    Пошатнулся, и зевнул,
    И с царицею заснул;
    Свита вся за ними спит;
    Стража царская стоит

    Под ружьем в глубоком сне,
    И на спящем спит коне
    Перед ней хорунжий сам;
    Неподвижно по стенам
    Мухи сонные сидят;
    У ворот собаки спят;
    В стойлах, головы склонив,
    Пышны гривы опустив,
    Кони корму не едят,
    Кони сном глубоким спят;
    Повар спит перед огнем;
    И огонь, объятый сном,
    Не пылает, не горит,
    Сонным пламенем стоит;
    И не тронется над ним,
    Свившись клубом, сонный дым;
    И окрестность со дворцом
    Вся объята мертвым сном

    Самыми интересными и яркими деталями описания дети считают стражников, спящих под ружьём; огонь, застывший «сонным пламенем» на кухне; повара, замершего пред ним.

    Вообще, царство интересно своей неподвижностью, но в этой неподвижности чувствуется остановленное чарами движение, угадывается жизнь. Попробуйте найти в описании сонного царства такие строчки, которые доказывают, что жизнь в царстве просто замерла на какое-то время.

    Дети находят строчки о сонных мухах, о конях, которые «корму не едят», о сторожевых собаках, заснувших у ворот, о хорунжем (значение слова даётся в сносках учебника), спящем прямо в седле, о поваре и т. п.

    И вот эта затянувшаяся неподвижность позволила диким растениям наглухо окружить дворец:

    И покрыл окрестность бор;
    Из терновника забор
    Дикий бор тот окружил;

    Он навек загородил
    К дому царскому пути:
    Долго, долго не найти
    Никому туда следа —
    И приблизиться беда!
    Птица там не пролетит,
    Близко зверь не пробежит,
    Даже облака небес
    На дремучий, тёмный лес
    Не навеет ветерок.
    Вот уж полный век протёк;
    Словно не жил царь Матвей —
    Так из памяти людей
    Он изгладился давно;
    Знали только то одно,
    Что средь бора дом стоит,
    Что царевна в доме спит,
    Что проспать ей триста лет,
    Что теперь к ней следу нет.

    Почему царь Матвей «изгладился» из памяти людской? Случайно это или нет? Не связано ли это как-то с его роковой ошибкой?

    Царь Матвей забыт, потому что ничего доброго и полезного не сделал для своих подданных и славился только своими беспечностью и легкомыслием. «Разумность» его была весьма сомнительной, она и привела к ошибке – он «оплошал» и накликал беду в собственную семью и царство. Что же помнить о таком царе?

    А вот о дочери его народ помнит.

    Почему он передаёт из поколения в поколение рассказ о спящей в бору царевне? Со спящей царевной связано ожидание чуда, которое должно произойти через 300 лет.

    Почему никому из смельчаков не удавалось дойти до царевны и никто не возвращался из этого похода? Представьте, что могло с ними происходить.

    Царство вместе с царевной было заколдовано на 300 лет. Вспомним: ведь это юная чародейка заменила смерть сном, потому что полностью снять заклятие она не могла. Смельчаки не могли добраться до дворца со спящей царевной, потому что время заклятия ещё не закончилось.

    Пытаясь пробраться через колючий терновник, они, возможно, погибали от его шипов, а тех, кому удавалось прорваться через это заграждение, смерть, вероятно, настигала по дороге. А может быть, и на них распространялись чары, и они тоже засыпали, приближаясь к воротам сонного царства.

    Почему у царского сына всё складывается по-другому? Какое чувство вызвала у него рассказанная стариком история?

    Царский сын появился в окрестностях заколдованного царства, когда время заклятия подошло к концу. От старика он услышал историю про спящую царевну, которая очень
    взволновала его:

    … от сказки той
    Вспыхнул он, как от огня;
    Шпоры втиснул он в коня;
    Прянул конь от острых шпор
    И стрелой помчался в бор …
    О чём говорит та стремительность, с кото-
    рой он помчался в бор?
    Ему хочется поскорее увидеть царевну.

    Каким же теперь стал бор? Как его теперь называет Жуковский?

    Забор,
    Ограждавший тёмный бор,
    Не терновник уж густой,
    Но кустарник молодой;
    Блещут розы по кустам;
    Перед витязем он сам
    Расступился, как живой;
    В лес въезжает витязь мой:
    Всё свежо, красно пред ним;
    По цветочкам молодым
    Пляшут, блещут мотыльки;
    Светлой змейкой ручейки
    Вьются, пенятся, журчат;
    Птицы прыгают, шумят
    В густоте ветвей живых;
    Лес душист, прохладен, тих,
    И ничто не страшно в нём.

    Бор превратился в лес … Чем же отличается лес от бора?

    Подготовленный ученик сообщает лексическое значение этих слов: «Бор — хвойный лес, состоящий из одной породы деревьев. Лес — пространство, заросшее деревьями, и вся растительность, покрывающая землю между деревьями: кустарники, травы, папоротники, грибы».

    Почему бор стал лесом?

    Царевна и её царство находились в состоянии сна, которому соответствует неподвижность, монотонность, поэтому И лес для этого сна выбран однообразный и назван бором.

    Перед пробуждением царевны бор превращается в лес и наполняется ароматами разных растений, пением птиц, яркими бабочками — впереди прекрасная и разнообразная, полноценная жизнь!

    Что поражает царевича в царском дворце? Конечно, множество спящих людей, которых сон застал в момент какого-то действия. Сравните описание сонного царства в начале сказки и теперь. В каком из них больше жизни? Почему?

    Во втором описании жизни больше, потому что вот-вот все проснутся:

    На дворе встречает он
    Тьму людей, и каждый спит:
    Тот как вкопанный сидит;
    Тот не двигаясь идёт;
    Тот стоит, раскрывши рот,
    Сном пресёкся разговор,
    И в устах молчит с тех пор
    Недоконченная речь;
    Тот, вздремав, когда-то лечь
    Собрался, но не успел:
    Сон волшебный овладел
    Прежде сна простого им;
    И, три века недвижим,
    Не стоит он, не лежит
    И, упасть готовый, спит.

    Но больше всего своей красотой поражает царевича царевна. Найдите её портрет в сказке:

    Как дитя, лежит она,
    Распылалась от сна;
    Молод цвет её ланит;
    Меж ресницами блестит
    Пламя сонное очей;
    Ночи тёмные темней,
    Заплетённые косой
    Кудри чёрной полосой
    Обвились кругом чела;

    Грудь как свежий снег бела;
    На воздушный, тонкий стан
    Брошен лёгкий сарафан;
    Губки алые горят;
    Руки белые лежат
    На трепещущих грудях;
    Сжаты в лёгких сапожках
    Ножки — чудо красотой.

    Встречались ли вам такие подробные портреты в народных сказках? Как в них обычно описывается красота девушки?

    Таких портретов в народных сказках не встретишь. Обычно красота описывается словами: ни в сказке сказать, ни пером описать …

    Но перед нами сказка литературная, и потому описание героини дано во всех подробностях: мы видим и черты её лица, и стройную фигуру, и одежду.

    Чем можно доказать, что сон царевны лишь ожидание суженого?

    Во сне у неё «губки алые горят», грудь трепещет. «Меж ресницами блестит / Пламя сонное очей», она «распылалась от сна» — всё говорит о том, что она ждёт своего спасителя.

    Сравните этот портрет царевны с картиной В.Васнецова «Спящая царевна». Нравится ли вам она?

    Картина очень нравится детям своей сказочностью, атмосферой тайны и ожиданием чуда. Сон царевны очень живой и такой сладкий, что и нам, зрителям, хочется сладко зевнуть и прикорнуть где-нибудь рядом со спящими девушками или гуслярами, чтобы через несколько мгновений проснуться и очутиться.

    В волшебной сказке …
    Почему царевич не удержался и поцеловал царевну? Зачем он это сделал? Почему пробуждение её мгновенно?

    Царевна так хороша, так полон счастливым ожиданием её сон, что царевичу хочется поскорее увидеть её очнувшейся. Пока она не слышит и не видит его, а он уже всей душой с ней:

    … чтоб душу насладить,
    Чтоб хоть мало утолить
    Жадность плененных очей,
    На колени ставши, к ней
    Он приблизился лицом …
    и «души не удержал / и её поцеловал».

    Царевна проснулась «вмиг», потому что ждала его целых 300 лет. Что стало следствием этого поцелуя? (Пробуждение всего царства.) Перечитаем картину этого пробуждения. Какие детали в его описании особенно выразительны и запоминаются?

    С какой интонацией описывает поэт пробуждение сонного царства? Докажите, что он посмеивается над его обитателями и особенно над незадачливым «разумным» царём Матвеем.

    Картина пробуждения вызывает у детей улыбки, они с удовольствием зачитывают отдельные его подробности. Всё возвращается на круги своя:

    Всё как было; словно дня
    Не прошло с тех пор, как в сон
    Весь тот край был погружён.
    Царь на лестницу идёт;

    Нагулявшися, ведет
    Он царицу в их покой;
    Сзади свита вся толпой;
    Стражи ружьями стучат;
    Мухи стаями летят;
    Приворотный лает пес;
    На конюшне свой овес
    Доедает добрый конь;
    Повар дует на огонь,
    И, треща, огонь горит,
    И струею дым бежит

    Особенно смешон царь, который как ни в чём не бывало «нагулявшися ведёт» в покои царицу; смешны и стражи, стучащие ружьями, мухи, очнувшиеся от многолетнего сна и летящие стаями поживиться в царском дворце, повар, возобновивший приготовление пищи. Мы радуемся вместе с героями тому, что всё закончилось хорошо.

    А благодаря чему это произошло?

    Милосердие в лице молодой чародейки вступило в поединок с обидой и жаждой мести, которые воплощает в себе старая чародейка, и подарило царевне и её родителям спасение: вместо смерти — волшебный сон, от которого можно очнуться и снова обрести жизнь.
    Оценит ли это царь Матвей, судя по его поведению после пробуждения?

    Похоже, что он так и останется незадачливым и беспечным человеком, который поглощён только удовольствиями жизни. А вот царевна и молодой царевич, которые никак не могут наговориться после долгожданной встречи, наверно, в полной мере оценят своё счастье и будут беречь его.

    План урока:

    Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

    Содержание сказки «Спящая царевна»

    Характеристика героев сказки

    Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

    Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского

    Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»

    История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.

    С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.

    molodoi zhukovskii
    Молодой Жуковский

    Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.

    В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.

    Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности.  С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»

    С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.

    Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».

    Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.

    Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.

    Содержание сказки «Спящая царевна»

    Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору

    Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.

    Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.

    Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.

    spyashcaya carevna na prudu

    Характеристика героев сказки

    Роль художественно-выразительных средств

    В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.

    Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».

    vereteno spyashcaya carevna

    Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.

    Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.

    Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы

    Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».

    Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.

    Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.

    spyashaya carevna spit

    Словарь

    Канва – основа для рукоделия или чего-либо.

    Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи

    Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.

    Урок

    (по произведению В.А. Жуковского «Спящая царевна»)

    1.Тема урока: В.А. Жуковский. Волшебная сказка «Спящая царевна».

    2.Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений, проблемный анализ текста.

    3.Форма урока: урок по литературе для 5 класса посвящен знакомству с творчеством В.А. Жуковского и его волшебной сказкой «Спящая царевна», построен как урок — исследование, урок-беседа.

    4.Предмет: литература.

    5.Класс: учащиеся 5 класса, владеющие навыками работы в малых группах.

    6.Формы работы: фронтальная, индивидуальная, система малых групп.

    7.Технология:Данный урок построен с применением метода проектов. На данном уроке учитель создает условия для реализации заложенных в ребенке природных задатков, организует деятельность учащихся, становится помощником и участником учебного процесса.

    На подобных уроках ребята учатся творчески представлять свои мысли, сотрудничеству, умению соотносить свою деятельность с деятельностью других, самостоятельно добывать знания, прибегая при необходимости к помощи учителя и других учеников.

    8. Место урока в системе уроков литературы: урок проводится при изучении литературных сказок по программе В.Я. Коровиной

    Развиваемые компетенции:

    — Ценностно-смысловая (способность видеть и понимать окружающий мир, уметь выбирать смысловые установки)

    -Общекультурная (освоение картины мира, познание духовно-нравственных основ жизни)

    -учебно-познавательная (добывание знаний из окружающей действительности, целеполагание ,анализ)

    -Информационная (владение различными средствами информации, поиск информации)

    -Коммуникативная (работа в коллективе, умение задать вопрос, сформулировать ответ)

    -Личностное самосовершенствование (интеллектуальное саморазвитие)

    Развиваемые УУД:

    Личностные — нравственно-этическая ориентация

    Регулятивные — целеполагание, осознание уровня усвоения материала

    Познавательные — самостоятельный поиск информации

    Общеучебные — самостоятельно формулирование цели, осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, рефлексия, смысловое чтение, извлечение информации из текста

    Логические — анализ текста, установление причинно-следственных связей

    Коммуникативные — умение слушать, вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли

    Цели урока:

     Предметные: ознакомление со сказкой В. А. Жуковского «Спящая царевна»; овладение навыками анализа текста·

     Метапредметные: овладение разными видами речевой деятельности и основами культуры речи; формирование информационной культуры личности ребенка; формирование навыков творческой деятельности; развитие умений вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении

    Личностные :формирование нравственности и приобщение к нравственным ценностям через анализ текста; духовное развитие через работу с понятием текста

    Оборудование: «Русская литература» Учебник-хрестоматия в 2-х частях,5 класс. Под редакцией В.Я.Коровиной, компьютерная презентация по изучаемой теме, проектор, портрет В. А. Жуковского, П.И.Чайковского, иллюстрации к сказке «Мертвая царевна», тесты по произведению, музыкальный центр.

    Ход урока

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    1.Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

    Добрый день, ребята!

    На столиках у вас по два смайлика, выберите тот, который соответствует вашему настроению.

    — Как много улыбок засветилось. Спасибо!

    — А это мое настроение…

    Я готова продуктивно сотрудничать с вами. Удачи!

    Выбирают смайлик и демонстрируют свое настроение.

    II. Сообщение темы урока. Постановка учебных задач

    Звучит музыка. Вальс « Спящая красавица» из балета Чайковского.

    Слово учителя.

    Наше знакомство с волшебным миром сказок начинается с самого детства: сначала их нам рассказывают наши мамы и папы, бабушки и дедушки. Затем, когда мы учимся читать, в нашей жизни появляются книги. Первые книги, которые мы самостоятельно читаем, тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором происходят чудеса, мир, полный волшебства. И, став взрослыми, мы не перестаем верить в сказки, мы стараемся сохранить этот мир, сказочный мир, в глубине своего сердца.

    Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности, а главное стремились удержать в творчестве высоту полета, богатство смысла сказок.

    Одним из лучших авторов сказок является В.А. Жуковский, с творчеством которого мы с вами познакомились на предыдущем уроке. В.А. Жуковский стоял у истоков создания литературной сказки. Многие сказочники обращались к сюжету о спящей девушке.

    Мы многое узнали об этом человеке, но еще больше предстояло вам узнать, когда вы готовились к уроку, и каждому из вас было дано определенное задание. Ваши исследования мы будем прослушивать в течение нашего урока.

    Слушают музыку

    Слушают учителя.

    III. Постановка цели урока, формулировка темы.

    Вопросы учителя.

    Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке?

    Сегодня на уроке мы будем работать над содержанием сказки «Спящая царевна», попробуем раскрыть ее главную мысль, будем учиться анализировать и выразительно читать художественное произведение, а также определим, что сказка эта литературная.

    Отвечают на вопрос.

    IV .Открытие нового знания, новых способов деятельности

    а) Фронтальная работа. Определите основание для исследования истории создания сказки В.А. Жуковского?

    Б) Групповая работа. Выступает 1 группа «Историки»

    а) Фронтальная работа. Чем литературная сказка отличается от народной?

    Б) Групповая работа. Выступает 2 группа «Аналитики»

    Отвечают на вопрос

    Выступление 1 группы «Историки»

    Группа: Летом 1831 года В. А. Жуковский и А. С. Пушкин находились в Царском Селе. Между друзьями-поэтами возникло шутли­вое соревнование в написании сказок. Жуковский пишет «Сказку о царе Берендее» и «Сказку о спящей царевне». Пушкин – «Сказку о царе Салтане», соответствующую «Сказке о царе Берендее». Пушкинская «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» была создана позже – в 1833 г. Жуковский представил на суд читателей и критиков сказку «Спящая царевна», над которой он работал чуть больше двух недель.

    Впервые «Сказка о спящей царевне» (позже «Спящая царевна») Жу­ковского была опубликована в 1832 г. . Сюжет этой сказки сходен с немец­кой сказкой «Царевна-шиповник» братьев Гримм и «Спящая в лесу кра­савица» Ш. Перро, но Жуковский, как и Пушкин, обращается к стихот­ворной форме сказки.

    Выступление 2 группы «Аналитики»

    Члены группы работали над проблемным вопросом: черты народных сказок и черты литературных сказок.

    5. Актуализация знаний, умений и навыков

    Учитель: Какова композиция сказки? На какие части можно разделить сказку (пророчество рака, предсказания чародеек, заколдованный сон, пробуждение)

    В чём вы видите отличие этой сказки? Что в народных сказках мы не могли встретить?

    Какими вы увидели героев сказки «Спящая царевна?» Похожи ли они на героев народной сказки?

    Найдите определения, которыми автор характеризует царя Матвея.

    Почему же такой «разумный» царь оплошал: не позвал двенадцатую чародейку на пир?

    Почему последняя чародейка не смогла полностью снять злые чары?

    Прочитайте эпизод, где рассказывается о том, как чародейки отблагодарили царя за замечательный пир.

    Что предпринимает царь Матвей, чтобы страшное пророчество не сбылось?

    Как вы думаете, почему пророчество всё же сбывается? (Найдите и прочитайте ответ в тексте)

    Что разрушило силу сна?

    Каков финал сказки?

    А) Фронтальная работа. При прочтении сказки вам встретились непонятные слова, что же они означают? У нас выступит 3 группа, с истолкованием устаревших слов из сказки «Спящая царевна».

    Б) Групповая работа. Выступает 3 группа «Языковеды»

    Отвечают на вопросы.

    Отвечают на вопросы

    Читают отрывок

    3. Выступление 3 группы «Языковеды».

    Анализировали язык сказки. Поставили перед собой цель – найти в сказке устаревшие слова, дать их толкование на основе нескольких словарей.

    ( слова понесешь, знатный, хлебосольного, черед, удалой, очей, утолить, уста)

    6. Физкультминутка

    — А теперь все тихо встали,
    Дружно руки вверх подняли,
    В стороны, вперёд, назад,
    Повернулись вправо, влево
    Тихо сели, вновь за дело.

    7. Работа с иллюстрацией

    Ребята, а теперь посмотрите на картину, которая есть в вашем учебнике

     Кого мы видим на картине?

    Как изображена старуха художником? Обратить внимание на черный цвет одежды как символа Зла.

    А царевна? Белый цвет символ чистоты, доверчивости и благородства.

    Найдите по тексту строчку о том, как подает веретено пряха.

    Почему молча?

    Кем была пряха-старушонка?

    Найдите соответствующий рисунку отрывок из сказки и прочитайте.

    Изучают иллюстрации

    Отвечают на вопросы

    Читают отрывок

    8. Закрепления изученного материала.

    Выполнить тест по прочитанному произведению «Спящая красавица»

    Какой урок извлекли вы из сказки «Спящая царевна»?

    Над чем работали сегодня на уроке?

    Что нового узнали?

    Над чем вас заставила задуматься эта сказка?

    Творческая работа

    Напишите сочинение-миниатюру, чему, по-вашему, учит сказка

    «Спящая царевна».

    Высказывают свои мнения.

    Отвечают на поставленный вопрос

    9. Подведение итогов урока.

    Самооценка и оценка работы других групп.

    Отвечают на поставленный вопрос

    Рассуждают, делятся впечатлениями

    10.Рефлексия

    — На партах у детей лежат смайлики, выберите тот, который соответствует вашему настроению

    11. Домашнее задание.

    Прочитать балладу Жуковского «Кубок» и подготовиться к ее обсуждению в классе.

    Записывают домашнее задание

    Самоанализ урока.

    1.Урок проводился в 5 классе. В классе 18 учеников.

    2.Место урока в разделе.

    Тема раздела: Литература 19 века. Урок в разделе №5.Тема урока: В.А. Жуковский « Спящая царевна». Урок актуализации изученного материала.

    3.Задачи урока. При постановке целей и задач урока я учитывала

    в первую очередь особенность учебного материала и уровень подготовленности учащихся. 1) Познавательная. Активизировать и актуализировать знания учащихся по творчеству В.А.Жуковского с целью их подготовки к восприятию нового программного материала; организовать работу по ознакомлению со сказкой «Спящая царевна»; учить анализировать художественное произведение, выделяя в нём основную мысль; учить определять тему и жанр произведения; совершенствовать умения находить в тексте выразительные средства; 2) Развивающая. Способствовать развитию аналитического мышления, интеллектуальных навыков сравнения, обобщения, структурирования; побуждать учащихся к овладению приёмами выразительного чтения; развивать творческое воображение; расширять словарный запас учащихся за счёт разнообразия слов; способствовать развитию коммуникативных умений и навыков; 3) Воспитательная. Воспитывать познавательную активность учащихся; способствовать воспитанию умения работать в коллективе.

    4.Средства обучения. На уроке использовались учебники по литературе, компьютер, проектор, раздаточный материал, диск с музыкой, средства наглядности (условно – знаковые)

    5.Этапы урока.

    Урок состоял из следующих этапов: Организационный. Этапсообщения темы урока. Этаппостановки учебных задач. Этап постановки цели урока, формулировка темы. Этап открытия нового знания, новых способов деятельности. Этап актуализация знаний, умений и навыков. Этап работы с иллюстрацией. Этап закрепления изученного материала. Этап рефлексии урока. Этап информации о домашнем задании.

    6.Анализ этапов. Задача этапа: подготовить учащихся к работе на уроке, взаимные приветствия учителя и учащихся. Организационный момент определяет готовность учащихся к уроку и настрой на урок. Этап подготовки к восприятию нового материала. Дидактическая задача этапа: организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Перед детьми была поставлена проблема для самостоятельного определения темы урока. Ученики повторяют изученный материал и выводят тему урока. Изучение темы начинается с прослушивания балета П.И.Чайковского «Спящая красавица» . Использование ИКТ на уроке помогает экономить время и привлечь внимание детей.

    Этап усвоения новых знаний. Дидактическая задача этапа. Добиться от учащихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения учащимися способов, путей, средств, которые привели к данному обобщению; на основе приобретаемых знаний вырабатывать соответствующие ЗУН. На этом этапе ученикам предлагается творческая работа ,которая направлена на определение одарённости у учащихся.Детям предлагается право полного выбора в какой деятельности они хотели бы себя проявить. С этим заданием дети справились хорошо ,проявили себя в своей группе. А Ветров Никита подготовил чтение наизусть вступления к сказке. Достоинства групповой организации учебной работы учащихся на уроке очевидны. Когда дети работают в парах ,они учатся слушать друг друга, работа была организованной, направленной на творческую деятельность. Результаты совместной работы учащихся весьма ощутимы как в приучении их к коллективным методам работы, так и в формировании положительных нравственных качеств личности. Выполнив задание дети показали :рисунки, выразительное чтение, инсценировку отрывка сказки. Как ученики .так и присутствующие получили много положительных эмоций от увиденного.На этом показ талантов не закончился Юля Маркина и Яна Шаманаева сочинили своё вступление к этой сказке.

    .Этап информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

    Дидактическая задача этапа. Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения и подвести итоги работы.

    Содержание этапа. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению; проверка понимания учащимися содержания работы и способов ее выполнения. Задание на дом – подготовить выразительное чтение отрывка сказки по выбору учащихся.Анализ чтения учеников в группе были направлены на то ,чтобы дети сами сказали ,что значить читать выразительно.

    Условия достижения положительных результатов. Спокойное, терпеливое объяснение содержания работы, приемов и последовательности ее выполнения. Обязательное и систематическое выполнение этапа в границах урока; умение дать в коротких указаниях порядок выполнения. Домашнее задание тоже творческого характера. Вопросы направлены на проверку понимания содержания сказки

    .Подведение итогов урока.

    Дидактическая задача этапа. Проанализировать, дать оценку успешности достижения цели и наметить перспективу на будущее.

    Условия достижения положительных результатов. Четкость, лаконичность, максимум участия школьников в оценке своей работы.

    Требования. Адекватность самооценки учащихся и оценки учителя. Осознание учениками значимости полученных результатов и готовность использовать их для достижения учебных целей.

    Дополнительная активизация. Использование алгоритма оценки работы класса, учителя и отдельных учеников. Стимуляция высказывания личного мнения об уроке и способах работы на нем. Для подведения итога мы снова вернулись к речевой разминке и проанализировали её. Творческая работа учеников в группах доказала действительность фраз учеников.

    .Оценивание.Учащиеся ,которые подготовили индивидуальные творческие задания получили отлично, за работу в группах – четыре.

    Лучшим результатом урока были смайлики ,на которых дети нарисовали лица с тем настроением ,которое они испытывали к концу урока. Все нарисовали радость.

    7.На уроке использовались наглядные ,словесные, практические методы.

    8.Формы работы: На уроке использовались следующие формы работы: фронтальная, индивидуальная, , групповая, коллективная

    Методы ведения урока: словесный (беседа), практический, проблемный, частично-поисковый, , творческая работа.

    9.Связи урока: Учитель-ученик; ученик – ученик; ученик-учитель.

    10.Высокая работоспособность достигнута психологической атмосферой, интересным материалом и интересными заданиями. Цели урока достигнуты, план урока полностью выполнен. Таким образом считаю, что урок представляет целостную систему. Цели достигнуты, дети получили положительные эмоции и положительные отметки.

  • Проблема сказки спящая красавица
  • Проблема совести в романе преступление и наказание сочинение
  • Проблема смысла жизни господин из сан франциско сочинение
  • Проблема стремления к победе над врагом сочинение
  • Проблема сказки малыш и карлсон