Проблема сказки лиса и журавль

Сказка лиса и тетерев коротенький рассказ о хитрости и обмане. обманщица лиса персонаж, известный в фольклоре своим плутовством.

Сказка Лиса и Тетерев – коротенький рассказ о хитрости и обмане. Обманщица лиса – персонаж, известный в фольклоре своим плутовством. Но сказка интересна тем, что находится другой хитрец. И к лисе возвращаются ее же уловки. Непременно прочитайте сказку онлайн и обсудите ее с ребенком.

Сказка Лиса и Тетерев читать

Тетерев сидит на дереве. Голодная Лиса пытается лестью и обманом оттуда его сманить. Притворяется глухой, расточает льстивые речи – только б спустился Тетерев на землю. Дискутирует Тетерев с Лисой о гуманном указе, который запрещает животным обижать друг друга, но не верит Лисе. Чтобы от обманщицы избавиться, смышленая птица сообщает Лисе, что к дереву бегут собаки. Забыв о своих разглагольствованиях, Лисичка убегает подальше от греха. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Тетерев

Простой сюжет широко распространен в фольклоре и басенном жанре. Персонажи сказки наделены человеческими качествами: Лиса – хитрая и льстивая, Тетерев – осторожный. Смысл сказки Лиса и Тетерев заключается в том, что следует проявлять бдительность и находчивость, чтобы избежать неприятностей. Остроумная сказка показывает, что с обманщиком можно бороться его же оружием – обманом и хитростью. Чему учит сказка Лиса и Тетерев? Сказка учит быть осмотрительным.

Мораль сказки Лиса и Тетерев

Народная мудрость «На хитреца всегда отыщется хитрец» учит, что всегда можно перехитрить человека, который пытается вас заманить в западню. Мораль сказки Лиса и Тетерев учит эффективному способу борьбы с обманщиками.

Пословицы, поговорки и выражения сказки

  • Красное словцо, да ложь.
  • Обманщика вдвойне приятно обмануть.

Главные герои русской народной сказки «Лиса и тетерев» — хитрая лиса и осторожный тетерев. Лиса задумала поймать тетерева, но тот сидел высоко на дереве и был недосягаем. Тогда лиса стала нахваливать тетерева. Тот поблагодарил ее за доброе слово.

Но лиса притворилась, что плохо слышит и попросила тетерева спуститься с дерева на траву и поговорить с ней поближе. Осторожный тетерев отказался спускаться с дерева. Он сказал, что птицам на земле грозит опасность от разных хищных животных.

Тогда лиса придумала новую хитрость – она сказала тетереву, что вышел новый указ, по которому звери друг на друга не должны нападать. И теперь тетереву нечего бояться. Но тетерев лисе не поверил. Он решил проверить правдивость слов лисицы.

Тетерев, сидя высоко на дереве, сообщил лисе, что видит собак. Если бы нового указа не было, то лисе следовало бы поскорее скрыться. Но по новому указу ей собак можно не бояться. Однако лиса отговорилась тем, что собаки могут ничего не знать про новый указ и убежала прочь.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки «Лиса и тетерев» заключается в том, что не следует доверять словам и обещаниям хитрецов. По возможности такие слова надо проверять, что и сделал умный тетерев. Он напугал лису собаками и по ее реакции понял, что лиса сказала неправду.

Сказка «Лиса и тетерев» учит быть осмотрительным и осторожным и не поддаваться на лесть.

В сказке мне понравился тетерев. Он поступил очень продуманно, использовав слова, сказанные лисой, против нее самой. Тем самым тетерев избежал опасности быть схваченным рыжей плутовкой.

Какие пословицы подходят к сказке «Лиса и тетерев»?

Лисье племя только льстит да манит.
Бдительность сестра уму.
Доверяй, но проверяй.

A+

A-



Короткая сказка про хитрую лисичку и смышленого тетерева…(в пересказе Л.Н.Толстого)

Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:
- Здравствуй, тетеревочек, мой дружочек, как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.
- Спасибо на добром слове, — сказал тетерев.
Лисица притворилась, что не расслышала, и говорит:
- Что говоришь? Не слышу. Ты бы, тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:
- Боюсь я сходить на траву. Нам, птицам, опасно ходить по земле.
- Или ты меня боишься? — сказала лисица.
- Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал тетерев. — Всякие звери бывают.
- Нет, тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.
- Вот хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.
Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.
- Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.
- А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указа не слыхали.
И убежала.

(Илл. В.Дударенко, изд. Новое знание, Минск, illustrators.ru)

Подтвердить оценку

Оценка: 4.9
/ 5. Количестов оценок: 103

Помогите сделать материалы на сайте лучше для пользователя!

Напишите причину низкой оценки.

Отправить

Спасибо за отзыв!

Прочитано 5159 раз(а)

Другие русские сказки про животных

  • Петух и жерновцы — русская народная сказка

    Сказка про очень бедных старика и старуху. Хлеба не стало в доме, пришлось идти в лес за желудями. Однажды один из желудей упал в подполье и…

  • Как лиса училась летать — русская народная сказка

    Короткая сказка о том, как журавль учил лису учиться летать. Однако ничего хорошего от его уроков не вышло… Как лиса училась летать читать…

  • Журавль и цапля — русская народная сказка

    Сказка про журавля и цаплю, которые построили избушки по концам болота. Скучно стало журавлю, пошел к цапле свататься. Цапля отказалась, потом…

    • Волк и семеро козлят — русская народная сказка

      Сказка рассказывает про злого волка, который изменил голос, пробрался в дом козы и съел маленьких козлят. Но мама-коза сумеет спасти своих детей…

    • Лиса и журавль — русская народная сказка

      Лиса и журавль — сказка о дружбе между хитрой лисичкой и умным журавлем. Журавль не смог полакомиться манной кашей, которую Лиса размазала…

    • Зайкина избушка — русская народная сказка

      Зайкина избушка — это сказка о том, как хитрая лиса отобрала домик у зайки и никто не мог её выгнать из теплого домика. Однако, петушок…


    Огневушка-поскакушка

    Бажов П.П.

    feat ognevushka poskakushka1

    Сказка про волшебную девочку — сказочную Огневушку, она появилась работникам прииска из костра, стала танцевать, а потом около дерева исчезла. А была такая примета, где она исчезнет — там золото надо искать. Огневушка-поскакушка читать Сидели …

    Каменный цветок

    Бажов П.П.

    feat kamennyy tsvetok4

    Однажды появился у знатного мастера-резчика ученик Данила. Был он сиротой, худенький и болезненный, но мастер сразу приметил в нем талант и глаз верный. Повзрослел Данила, обучился ремеслу, но хотел познать тайну красоты, чтобы в камне …

    Малахитовая шкатулка

    Бажов П.П.

    feat malakhitovaya shkatulka2

    Девушке Танюшке досталась от отца малахитовая шкатулка с женскими украшениями. Мама надевала их несколько раз, но ходить в них не могла: и жмут они, и давят. Драгоценности были волшебные, они из Танюши еще одну Хозяйку Медной Горы сделали. Малахитовая шкатулка …

    Горный мастер

    Бажов П.П.

    feat gornyy master1

    Рассказ о верности и любви к близкому человеку. Девушка Катерина осталась одна, ее жених Данила пропал неизвестно куда. Все ей говорили, что надо забыть его, но Катерина никого не слушала и твердо верила, что он …


    Как мужик гусей делил

    Толстой Л.Н.

    feat kak muzhik gusej delil l tolstoj2

    Сказка про ловкого и смекалистого бедного мужика, который пошел у барина хлеба просить, а в благодарность зажарил барину гуся. Барин попросил мужика разделить гуся на всех членов его семьи. Как мужик гусей делил читать У …

    Про слона

    Житков Б.С.

    pro slona

    Как слон спас хозяина от тигра

    Житков Б.С.

    kak slon spas khozjaina ot tigra

    Один индус пошел в лес со своим слоном за дровами. Все шло хорошо, но вдруг слон перестал слушаться хозяина и стал прислушиваться к звукам. Хозяин рассердился на него и стал бить веткой ему по ушам. …

    Житков Б.С.

    kengura

    Однажды моряки отдыхали на берегу. Среди них был один здоровенный матрос, силы он был медвежьей. Решили матросы сходить в местный цирк. В конце выступления на арену вывели кенгуру в боксерских перчатках. Кенгура читать На парусном …


    feat stihi222

    Какой самый любимый праздник всех ребят? Конечно, Новый год! В эту волшебную ночь на землю спускается чудо, всё сверкает огнями, слышен смех, а Дед Мороз приносит долгожданные подарки. Новому году посвящено огромное количество стихов. В …

    feat stihi ded moroz2

    В этом разделе сайта Вы найдете подборку стихотворений про главного волшебника и друга всех детей — Деда Мороза. Про доброго дедушку написано много стихов, но мы отобрали самые подходящие для детей 5,6,7 лет. Стихи про …

    stihi2

    Пришла зима, а с ней пушистый снег, метели, узоры на окнах, морозный воздух. Ребята радуются белым хлопьям снега, достают коньки и санки из дальних углов. Во дворе кипит работа: строят снежную крепость, ледяную горку, лепят …

    screenshot 2018 10 26 16.26.43 1

    Подборка коротких и запоминающихся стихов про зиму и Новый год, Деда Мороза, снежинки, ёлочку для младшей группы детского сада. Читайте и учите короткие стихи с детьми 3-4 лет для утренников и праздника Нового года. Здесь …

    1 — Про малютку-автобус, который боялся темноты

    Дональд Биссет

    feat avtobus

    Сказка о том, как мама-автобус научила своего малютку-автобуса не бояться темноты… Про малютку-автобус, который боялся темноты читать Жил-был на свете малютка-автобус. Он был ярко-красного цвета и жил с папой и мамой в гараже. Каждое утро …

    2 — Три котёнка

    Сутеев В.Г.

    feat tri kotenka15

    Небольшая сказка для самых маленьких про трех котят-непосед и их веселые приключения. Маленькие дети обожают короткие истории с картинками, поэтому, сказки Сутеева так популярны и любимы! Три котёнка читать Три котёнка — чёрный, серый и …

    3 — Ёжик в тумане

    Козлов С.Г.

    feat jozhik v tumane3

    Сказка про Ежика, как он гулял ночью и заблудился в тумане. Он свалился в реку, но кто-то вынес его на берег. Волшебная была ночь! Ёжик в тумане читать Тридцать комариков выбежали на поляну и заиграли …

    4 — Яблоко

    Сутеев В.Г.

    feat iabloko8

    Сказка про ежика, зайца и ворону, которые не могли поделить между собой последнее яблоко. Каждый хотел присвоить его себе. Но справедливый медведь рассудил их спор, и каждому досталось по кусочку лакомства… Яблоко читать Стояла поздняя …

Разделы:


Начальная школа

Цели:

  • Познакомить учащихся с русской народной
    сказкой, способствовать формированию целостного
    представления об основной идее сказки.
  • Развивать речь, словарный запас учащихся, учить
    сознательно и правильно читать, выделять
    главное, делать выводы.
  • Прививать интерес к народному творчеству, к
    народным сказкам.

Оборудование:
ИКТ, карточки, рисунки,
книжки.

Ход урока

I. Организационный момент

Урок литературного чтения. Начнем с
5-тиминутного чтения.

Орфографически, орфоэпически, скороговоркой,
выразительно, как диктор.

II. Проверка домашнего задания.

Прочитайте свои загадки о животных, а мы
постараемся их отгадать.

Дома вы читали сказки: “Лиса и заяц” и
“Петушок-золотой гребешок”.

Какой из петушков тебе больше понравился?
Почему?

III. Работа над новым материалом.

Ребята, отгадайте, а о ком сегодня мы будем
говорить?

ИКТ: картинки лисы и тетерева. (Приложение
1).

Правильно, о лисе и тетереве.

Русская народная сказка “Лиса и тетерев”.

Давайте вместе выберем для этой книги
иллюстрацию на обложку.

Посмотрите на доску. Какая иллюстрация больше
подходит для этой сказки?

(Выбор учащихся)

Почему эту иллюстрацию выбрали? Мне нравится
ваш выбор. Молодцы.

Физкультминутка для глаз.

IV. Словарная разминка.

Перед чтением сделаем словарную разминку. (Приложение 2).

Те-те-рев

Те-те-ре-ви-ный (что?)

Те-те-ре-во-чек (когда так говорим?)

Те-те-ре-вё-нок (кто?)

Кто знает, что означает слово УКАЗ?
(Приложение 3).

Указ — распоряжение, постановление высшей
власти.

V. Первичное чтение — учителем.

Как называет лисица тетерева, прочитайте.

Тетеревочек, дружочек.

VI. Рассказ о тетереве.
(Подготовленный
ученик рассказывает про тетерева).

Что вы знаете о тетереве? Даша нам немного
расскажет о нём.

VII. Физкультминутка.

(Алёна — все о тетереве, да о тетереве, а я хочу
проверить ваше внимание, давайте сделаем зарядку
на внимание. “Делай так — не делай так”.)

VIII. Работа по содержанию.

Что делала лиса, чтоб тетерев спустился на
землю?

Притворилась глухой

О каком указе говорит лиса?

Что все звери живут дружно, никто никого не
трогает.

Поверил ли тетерев, что такой указ появился?

Зачем он сказал лисе о собаках?

Проверить лису, правду говорит или нет.

Почему тетерев не просто лисе сказал о
собаках, а добавил, если бы всё по-старому, тебе бы
уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

IХ. Работа в группах.

Закрепим наши знания.

  • 1 гр.- выбирает пословицу к сказке (5уч.) (Приложение 5).
  • 2 гр. — собирает мозаику — сказке (5уч.), (Приложение
    6).
  • 3 гр. — находите эпитеты к лисе, какая она в
    сказке(5уч.),

Сказка «Лиса и тетерев» очень похожа на басню. В ней рассказывается о хитрой лесе, которая хотела обмануть тетерева и уговорить спуститься с дерева, чтобы скушать птичку. Но тетерев не только не поддался на обман, но и сам перехитрил рыжую.

Сказка Лиса и тетерев скачать:

Сказка Лиса и тетерев читать

Тетерев сидел на дереве. Лисица подошла к нему и говорит:

Здравствуй, Тетеревочек, мой дружочек! Как услышала твой голосочек, так и пришла тебя проведать.

Спасибо на добром слове, — сказал Тетерев.

Лисица притворилась, что не расслышала и говорит:

Что говоришь? Не слышу. Ты бы Тетеревочек, мой дружочек, сошел на травушку погулять, поговорить со мной, а то я с дерева не расслышу.

Тетерев сказал:

Боюсь я сходить на траву. Нам птицам опасно ходить по земле.

Или ты меня боишься? — сказала Лисица.

Не тебя, так других зверей боюсь, — сказал Тетерев. — Всякие звери бывают.

Нет, Тетеревочек, мой дружочек, нынче указ объявлен, чтобы по всей земле мир был. Нынче уж звери друг друга не трогают.

Вот это хорошо, — сказал тетерев, — а то вот собаки бегут; кабы по-старому, тебе бы уходить надо, а теперь тебе бояться нечего.

Лисица услыхала про собак, навострила уши и хотела бежать.

Куда ж ты? — сказал тетерев. — Ведь нынче указ, собаки не тронут.

А кто их знает! — сказала лиса. — Может, они указ не слыхали.

Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной группе.

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»

Цель: обучать связному последовательному пересказу по опорным картинкам,

Задачи:

    формировать навык планирования высказывания,

    развивать выразительность речи (учить передавать интонации героев),

    развивать память, воображение, общую и мелкую мото­рику, мелодико-интонационные и темпоритмические харак­теристики речи:

    воспитывать чувство ответственности, стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом
    .

ОБОРУДОВАНИЕ

Иллюстрации к сказке, маски лисы и журавля, мяч, гео­метрические фигуры

Ход занятия

Игра «Почемучка»

Логопед. Кто скажет, на кого похож журавль?

Дети. На аиста, цаплю, пеликана, лебедя, страуса.

Логопед. Кто такой же длинноногий, длинноклювый, длинношеий, большекрылый? Для чего журавлю нужен длин­ный клюв, шея, длинные ноги?

Когда люди знакомятся и начинают дружить, они зовут друг друга в гости. Такой праздник назывался пир. На него звали, поэтому говорили — званый пир. Для пира готовили — стряпали еду. Хозяева угощали — потчевали гостей. Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей и называли «кум», «кума».

Как вы понимаете смысл пословиц и поговорок: «Видит соба­ка молоко, да в кувшине глубоко», «Нашла коса на камень», «Несолоно хлебавши», «Как аукнется, так и откликнется»?

Дети отвечают.

Сегодня будем слушать сказку о дружбе лисы и журавля.

Чтение сказки с показом иллюстраций худ. В. Лосина

Лиса и Журавль

Подружились Лиса с Журавлем и пригласила она его к себе в гости: «Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу». Идет Журавль на званый обед. А Лиса нава­рила манной каши и размазала ее по тарелке. «Кушай, го­лубчик мой! Я сама стряпала». Журавль стук носом по тарел­ке — ничего в клюв не попадает. А Лиса лижет себе кашу да лижет. Так все сама и съела. «Извини, — говорит, — больше потчевать тебя нечем». «Спасибо, Лисонька, приходи теперь ты ко мне в гости», — отвечает Журавль. На другой день приходит Лиса к Журавлю. А Журавль наготовил окрошки, налил ее в высокий кувшин. Лиса-то вертится возле кувши­на, и лижет его, и понюхает, а все ничего не достанет. Не лезет голова в кувшин. А Журавль стоит на своих длинных ногах и длинным клювом окрошку таскает. Поел и говорит: «Извини, кумушка, больше потчевать тебя нечем». С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Логопед. Подходят ли к этой сказке пословицы и пого­ворки?

Дети отвечают.

Работа над сказкой

Беседа по содержанию сказки.

Логопед. Кого Лиса пригласила на обед?

Дети. Журавля.

Логопед. Что Лиса готовила на обед?

Дети. Кашу.

Логопед. Как Лиса угощала Журавля?

Дети. Размазала кашу по тарелке и потчует.

Логопед. Почему Журавль не мог есть кашу? Лиса, дей­ствительно, хотела угостить Журавля?

Дети отвечают. Что сказал Журавль Лисе, когда понял ее хитрость?

Дети. Поблагодарил и пригласил в гости.

Логопед. Что приготовил к обеду Журавль?

Дети. Окрошку.

Логопед. Почему Лиса не могла есть окрошку? Как Жу­равль ел окрошку? Какая часть тела помогла ему в этом?

Дети отвечают.

Для чего Журавль налил окрошку в кувшин с узким гор­лышком?

Дети. Чтоб Лиса не достала.

Логопед. Как пришла Лиса домой?

Дети. Не солоно хлебавши.

Логопед. Почему их дружба на этом закончилась?

Дети. Отвечать злом на зло — плохо.

Составление плана

Дети подходят к мольберту и определяют порядок иллюстра­ций к сказке, придумывают названия к каждой картинке.

1. Лиса приглашает Журавля.

2. В гостях у Лисы.

3. Журавль приглашает Лису.

4. В гостях у Журавля.

5. Дружба врозь.

Игра с мячом «Скажи иначе»
Дети подбирают синонимы, передавая друг другу мяч.

Логопед.

Позвала Лиса Журавля в гости.

Дети. Пригласила Лиса Журавля в гости.

Логопед. Приготовила Лиса вкусной манной каши.

Дети. Наварила Лиса вкусной манной каши.

Логопед. Говорит Лиса: «Я сама варила кашу».

Дети. Говорит Лиса: «Я сама стряпала кашу». Логопед. Извиняется Лиса: «Больше кормить нечем». Дети. Извиняется Лиса: «Больше потчевать нечем». Логопед. На другой день является Лиса к Журавлю.

Дети. На другой день приходит Лиса к Журавлю. Логопед. Журавль сделал окрошку. Дети. Журавль наготовил окрошки.

Логопед. Журавль окрошку из кувшина длинным клю­вом ест.

Дети. Журавль окрошку из кувшина длинным клювом таскает.

Логопед. С тех пор дружба у Лисы и Журавля закончи­лась.

Дети. С тех пор дружба у Лисы и Журавля врозь.

Динамическая пауза
«Журавль»

Жура-жура-журавель, Дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках Дети шагают, далеко друг

Он прошел по всем дорожкам, от друга ставя ноги.

По болотцу он похаживает, Показывают, какой короткий

Куцым хвостиком помахивает, хвост у журавля.

(П. Воронько)

Лиса

У лисицы острый нос, Дети показывают руками,

У нее пушистый хвост.
какой нос у лисы плавным

движением.

Лиса павою похаживает, Демонстрируют походку лисы.

Шубу пышную поглаживает:

Я — охотница до птицы!

Кур ловить я мастерица!

Как увижу — подкрадусь Ребенок-«лиса» тихо крадется, затем садится.

И тихонько затаюсь.

После прыгну и схвачу. Вскакивает, «хватает» курицу, уносит ее

Деткам в норку отнесу.

(И. Лопухина)

Игра «Составь фигуру»

Из геометрических фигур дети составляют фигуру журав­ля и лисы.

Зрительные упражнения

Дети смотрят на лису слева вверх, а теперь справа вверх; на журавля — слева вниз, справа вниз; смотрят на лису справа, слева; на журавля слева, справа. Смотрят еще раз на все фигуры справа налево, останавливают взгляд на своей фигуре.

Повторное чтение сказки

Дети читают и пересказывают сказку.

Игра «Чья сказка интереснее?»

Двое детей пересказывают сказку с последующей взаимо­оценкой.

Игра-фантазия «Сочинялка»

Дети рассказывают, что бы они сделали на месте журавля. Затем придумывают, как подружить лису и журавля.

Итог занятия.

Наталья Губина

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Лиса и журавль» (подготовительная группа)

Интеграция областей
:

Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Цель
: обеспечить развитие умения содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты

Задачи
:

Обучающие
:

Обеспечить узнавание жанра художественного произведения

Развивающие
:

Обеспечить развитие умения пересказывать текст
, используя слова и речевые обороты из текста

Активизировать употребление глаголов из текста сказки

Упражнять в образовании сравнительной степени прилагательных

Воспитательные
:

Воспитывать интерес к устному народному творчеству

Способствовать формированию умения понимать смысл пословиц

Технологии
: здоровьесберегающие, игровые.

Предварительная работа
: чтение русских народных сказок
, беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций к сказкам
, заучивание пословиц.

Материал
: серия иллюстраций к русской народной сказке
«Лиса и Журавль
»
, маски для драматизации, аудиозапись для физкультминутки

I. Вводная часть

1. Воспитатель
: Здравствуйте, дети! Сегодня мы познакомимся с новым художественным произведением. Предлагаю вам отгадать загадки и узнать кто главные герои произведения.

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

А затылок голый, красный.

Бродит по болотам грязным,

Ловит в них лягушек,

Ловких попрыгушек (Журавль
)

За деревьями, за кустами

Махнуло хвостом, будто пламя.

Промелькнуло, пробежало.

Нет ни дыма, ни пожара. (Лиса
)

II .Основная часть

Слушайте внимательно.

Рассказывание сказки

Дети, что мы сейчас послушали?

К какому литературному жанру относится это произведение?

Как вы догадались, что это сказка
?

О чем говорится в этой сказке
?

Какой вам представляется Лиса в этой сказке
?

Каким представлен Журавль
?

Какие ласковые обращения героев друг к другу вы услышали? (куманек, кумушка, голубушка)

В сказке
очень много необычных слов. Давайте вспомним их. Что они означают?

«званый пир»
— пригласили, позвали на пир;

«потчует»
— угощает;

«стряпала»
— приготовила пищу;

«не обессудь»
— не обижайся;

«не скупись»
— не жадничай

Как бы вы назвали сказку
? (дети перечисляют названия
)

Эта сказка называется
«Лиса и Журавль
»
.

Послушайте сказку еще раз
. Запоминайте внимательно последовательность сказки
. После моего рассказа
, вы сами попробуете рассказать эту сказку
.

Повторное чтение сказки

Пересказывать мы будем по ролям
. Какие роли есть в этой сказке
?

Как настоящие артисты будем стараться пересказывать
точно по тексту и выразительно

Какие средства артисты используют для выразительного исполнения роли?

Пересказ сказки по ролям

А сейчас немного отдохнем

Физкультминутка

Шёл журавль на охоту
,

Искал лягушку на болоте.

Ноги длинные поднимал,

Через кочки он шагал.

Посмотрел по сторонам,

Нет её ни тут, ни там.

Оглянулся, повернулся,

А затем домой вернулся.

Лексико-грамматическая работа

Что делала лиса в сказке
? (стряпала, варила, размазывала по тарелке, потчевала)

Лиса была хитрая
, а журавль еще …
(хитрее)

Кувшин был высокий, а журавль еще …
(выше)

Нос у журавля был длинный
, а дорога еще … (длиннее)

У этой сказки
есть и другое название «Как аукнется, так и откликнется. Что означает это название сказки
?

Правильно, ребята, недаром говорят
: «Поступай так, как хочешь, чтобы поступили с тобой»
, все должны жить дружно.

Скороговорка
:

Ждал журавль журавля

На болоте два часа.

Жарко солнышко светило,

Журавлю тоскливо было
.

Давайте произнесем эту скороговорку медленно, четко проговаривая каждое слово.

Произнесем шёпотом. Произнесем громко.

Сейчас будем произносить скороговорку, постепенно увеличивая темп.

У меня есть иллюстрации к этой сказке
. (Закрепить на доске)
. Давайте попробуем составить из них книгу. (дети выкладывают последовательно сюжетные картинки)

Составление книги из иллюстраций

Что вам больше всего понравилось?

С какой сказкой
мы сегодня познакомились?

О чем эта сказка
?

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в младшей группе «Повторение русской народной сказки «Снегурочка и лиса» в форме пересказа»

Государственное бюджетное образовательное учреждение Детский сад №71 Центрального района города Санкт-Петербурга Конспект занятия по развитию.

Конспект занятия по мотивам русской народной сказки «ЛИСА И ВОЛК» ПЛАН 1. Приветствие гостей. 2. Чтение сказки с просмотром слайдов. 3.

detsad 444489 1522929313
Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Задачи: 1. Поддерживать интерес к.

Конспект занятия «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса»

КОНСПЕКТ занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему: «Пересказ русской народной сказки «Кот, петух и лиса» Цель: Развить.

detsad 1152010 1523095500
Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Снегурушка и лиса», помочь понять смысл произведения. Задачи: — Способствовать эмоциональному.

detsad 1555204 1530361112
Конспект занятия по художественной литературе (подготовительная группа) Провела Матвеева Т. В. Тема: Русская народная сказка «Лиса и Журавль».

Непосредственно образовательная деятельность

Выполнила:

Ляпина Марина Анатольевна

Воспитатель высшей категории

МБДОУ д/с № 1 «Солнышко»

Холмск, 2016 г.

Коммуникация (развитие речи), художественное творчество (рисование)

Пересказ сказки «Лиса и журавль»

Цели:

Образовательные.

Связная речь.

Учить детей выразительно, связно, последовательно пересказывать сказку, используя эпитеты, образные выражения из текста:

— Приходи, голубчик-куманек! Я сама стряпала!

— Извини, кумушка, больше потчевать нечем!

— С тех пор дружба у Лисы с Журавлем врозь!

— Не солоно хлебавши!

Учить понимать смысл пословицы: «Как аукнется, так и откликнется».

Словарь и грамматика.

Активизировать в речи детей употребление глаголов из текста:
подружилась, наварила, пригласил, приготовил, размазала, налил, махнула;

пополнить словарь детей за счет слов:
стряпать, окрошка, врозь, потчует, званый обед, кум, кума.

ЗКР.

Развивать эмоционально-выразительную сторону речи.

Развивающие.

Развивать диалогическую и монологическую речь; развивать самостоятельность в составлении узоров по мотивам дымковской росписи.

Воспитательные.

Воспитывать интерес к художественному слову, умение внимательно слушать своих товарищей; стремление дорожить дружбой, быть хорошим другом.

Оборудование.

Иллюстрации к сказке, шапочки лисы и журавля, картинки Лисы и Журавля; тарелка, кувшин, сундучок; аудиозапись «Голоса птиц»; бумажные силуэты тарелки и кувшина, гуашь, кисти.

Планируемые результаты.

Дети научатся свободно, связно пересказывать сказку, смогут объяснить смысл пословицы «Как аукнется, так и откликнется».

Организованная деятельность:

1. Организационный момент:

(звучит аудиозапись «Голоса птиц»)

Ребята, я приглашаю вас на Сказочную полянку, но чтобы туда попасть, надо вспомнить и назвать русские народные сказки, которые вы знаете?

Как вы думаете, почему их называют русскими народными сказками?
(ответы детей: эти сказки придумал русский народ)

Правильно, эти сказки сочинил русский народ, сказки передавались от одного человека к другому.

Вот мы с вами на сказочной полянке.
(

Обращаю внимание детей на волшебный сундучок – в нем находятся тарелочка и кувшин)

2. Работа по обогащению словаря:

уточняется значение слов: званый пир, окрошка (холодное кушанье из кваса с мясом и овощами), стряпать (готовить), потчевать, кум, кума, врозь (отдельно).

А вы знаете, что русский народ очень гостеприимный.

Когда кого-то ждут в гости, готовят званый обед или пир.
На него звали, поэтому говорили – званый пир. Как вы понимаете, что значит,
званый пир?

(ответы детей – кого-то зовут в гости; приглашают в гости; на него звали, поэтому говорили – званый пир)

Для пира готовили – стряпали еду. Хозяйка занимается стряпней – она
стряпает

(показ картинки).

Повторите, что она делает? Как сказать по-другому, что означает стряпать?
(ответы – готовить еду)

А когда гости приходили, хозяйка угощала – потчевала гостей. Повторите –
потчевать.

Как вы понимаете – потчевать?
(ответы детей – потчевать, значит угощать чем-то; просят попить и покушать)

На Руси любили готовить окрошку. Кто знает, что такое окрошка?
(ответы – еда, холодный суп из кваса с мясом и овощами)

Близких, хороших знакомых, с которыми дружили семьями, крестили детей —
называли кум и кума – крестные отец (мать)

Давайте тогда послушаем загадки, чтобы узнать, кто сегодня пришел к нам в гости. Если правильно отгадаете загадку, то появится наш гость.

    Рыжая плутовка

Хитрая да ловкая,

Хвост пушистый,

Мех золотистый

В лесу живет,

В деревне кур крадет.
(Лиса)

    Любит он лягушек,

Квакушек-попрыгушек.

Живёт на болоте, всегда готов к охоте.
(Журавль)

(показать иллюстрации

Лисы

, Журавля)

Хотите узнать, какая история с ними случилась?
(тогда сядьте поудобней, ножки на полу, спина прямая) – приглашаю детей сесть на стульчики.

3. Чтение сказки (1)

Сказка называется «Лиса и журавль»

Вопросы:

    Как называется сказка, которую я рассказала?

    Почему Лиса пригласила Журавля в гости? (Лиса пригласила Журавля в гости, потому что они подружились)

    Как Лиса приглашала Журавля?
    (выразить интонационно: «приходи куманек, приходи, дорогой….»)

    Что приготовила Лиса и как угощала Журавля?
    (Лиса наварила манной каши; размазала кашу по тарелке и потчует)

    Почему Журавль не смог есть кашу и кому больше досталось?
    (Журавль стучал по тарелке, ничего в клюв не попадало; Лисе больше досталось)

    Как Лиса приговаривала, когда угощала Журавля?
    (Кушай голубчик, сама стряпала)

    Какими словами поблагодарил Журавль Лису?

    Что приготовил Журавль на обед?

    Почему Лиса не могла есть окрошку?
    (Лиса не могла есть окрошку, потому что кувшин был с узким горлышком)

    Как извинялись герои сказки друг перед другом?

    Почему Лису взяла досада?
    (Думала Лиса наестся на целую неделю; не солоно хлебавши)

Составление плана.

Дети подходят к доске и определяют порядок иллюстраций к сказке, придумывают названия к каждой картинке

.

    Лиса приглашает журавля.

    В гостях у Лисы.

    журавль приглашает лису.

    В гостях у Журавля.

    Дружба врозь.

Динамическая пауза «Журавль»

Жура-жура-журавель —
дети машут руками («летят»)

Облетел он сто земель.

На своих на длинных ножках —
дети шагают, далеко друг от друга ставят ноги.

Он прошел по всем дорожкам.

По болотцу он похаживает,

Куцым хвостиком помахивает —
показывают, какой короткий хвост у журавля.

4. Повторное чтение сказки с показом иллюстраций

А сейчас я еще раз расскажу вам сказку, а вы внимательно слушайте и запоминайте.

Совместный пересказ

А теперь давайте расскажем сказку. Я буду рассказчиком, а вы будете героями сказки.

Рассказывание по ролям детьми.

(Анализ пересказов детей)

Чем закончилась дружба Лисы и Журавля?
(Лиса и Журавль поссорились)

Про таких героев говорят «Как аукнулось, так и откликнулось». Как вы понимаете эту пословицу?
(как сам относишься к людям, так и они будут относиться к тебе; что ты отдаешь, то и получаешь; что посеешь, то и пожнешь)

У Лисы с Журавлем не получилось дружбы. И, чтобы они не расстраивались, я предлагаю вам подарить им тарелку или кувшин, который вы приготовите. – Дети раскрашивают готовые бумажные формы тарелки или кувшина элементами дымковской росписи и «дарят» Лисе и Журавлю.
(Организуется выставка детских работ — «Кувшин я подарю Лисе» и т.д.)

5. Рефлексия.

Чему вас научила эта сказка?

Что понравилось вам сегодня?

Лисе и Журавлю очень понравилось у вас, вы хорошо инсценировали сказку и подарили замечательные подарки!

Главные герои:
журавль и лиса.

Краткое содержание:

Подружились как-то лиса и журавль. Решили ходить друг к другу в гости. Позвала сначала лиса журавля к себе. Сварила манную кашу и размазала ее по тарелке, но так как у журавля длинный нос, то он не смог есть кашу с тарелки. Лиса же съела всю кашу и сказала, что у нее больше ничего нет. На следующий день уже журавль пригласил лису к себе в гости — приготовил окрошку и налил в кувшин с узким горлышком. Вот только голова у лисы никак не могла пролезть в кувшин и лиса осталась голодной, а журавль спокойно съел всю окрошку. Вот с тех пор лиса и журавль перестали дружить.

Лиса с журавлем подружилась.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

Приходи, куманёк, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идёт журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала ее по тарелке. Подала и потчует:

Покушай, мой голубчик куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал-стучал, ничего не попадает. А лисица в это время лижет себе да лижет кашу — так всю сама и скушала. Каша съедена; лисица и говорит:

Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем!

Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости.

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

Кушай, кумушка! Не стыдись, голубушка.

Лисица начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет и этак, и лизнет его и понюхает; толку всё нет как нет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все поел.

Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем.

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла, как несолоно хлебала. С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

Сказка Лиса и Журавль – единственная в русском фольклоре сказка, в которой лиса с журавлем дружбу водила. Впрочем, сказка не только о странной дружбе, но еще о вежливости, воспитанности и правилах гостеприимства. Когда вы прочитаете сказку онлайн и обсудите ее с ребенком, попробуйте вместе придумать к ней хорошую концовку.

Сказка Лиса и Журавль читать

Стала Лиса кумой Журавлю. Решила его в гости позвать. Манную кашу сварила, по тарелке размазала. Сама язычком тарелку вылизывает, Журавля угощаться приглашает. Только кумец клювом по тарелке стучал-стучал, а проглотить ничего так и не смог. Поблагодарил Лисичку за угощение и к себе в гости зовет. Решил кумушку проучить. Сварил окрошку, насыпал в кувшин и предлагает Лисе. Бедная кумушка вокруг кувшина и так, и эдак, а мордочка в кувшин не лезет. Журавль выклевал всю еду из кувшина, а Лиса голодной осталась. С тех пор у Лисы и Журавля дружба врозь. Читать сказку онлайн можно на нашем сайте.

Анализ сказки Лиса и Журавль

Лиса и Журавль – коротенькая сказка о том, как дружить и как гостей принимать. Персонажи сказки Лиса и Журавль не умеют дружить, плохо знакомы с правилами гостеприимства. Возможно, у героев были добрые намерения. Но, приглашая друг друга в гости, каждый думал о себе, а не заботился о том, чтобы гостю было удобно. Поэтому Журавль чувствовал себя неловко в гостях у Лисички, а Лисичка – у Журавля. Смысл сказки Лиса и Журавль заключается в том, что надо уметь дружить и заботиться о друзьях. Чему учит сказка Лиса и Журавль? Сказка учит думать не только о себе, но и о других.

Патриотическое воспитание через русские народные сказки для детей дошкольного возраста. «Воспитание сказкой»

Ещё недавно наше поколение, вдохновлённое победой дедов над фашизмом, ставило интересы Родины и государства выше частных. Сейчас всё в корне изменилось. Чтобы избежать это, необходимо воспитывать патриотические чувства, нравственные устои и культуру поведения у детей уже в младшем возрасте.

Основная цель: Развитие нравственно – патриотического воспитания, путём изобразительного творчества дошкольников через сказку, сказочный образ.

Задачи: . Раскрыть возможности изобразительной деятельности в развитии творческого воображения у детей при помощи сказок; . Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке основные черты и характерные особенности персонажей сказки; . Воспитывать нравственно – патриотическое воспитание и любовь к произведениям народного творчества.

Средства для формирования у дошкольников нравственно-патриотических принципов множество, но я решила взять в помощь именно сказку, как могучее, действенное средство нравственного — патриотического воспитания детей. Патриотическое воспитание возможно посредством любых видов народных сказок. Сказка — благодатный и ничем не заменимый источник воспитания любви к Родине. Сказка — это духовные богатства культуры, познавая которые, ребёнок познает сердцем родной народ. Слушая правильно подобранную сказку, ребенок проводит параллель между собой и сказочным героем, сравнивая себя с ним. Он начинает понимать, что такие же переживания как у него, бывают и у других. А пример сказочного героя подсказывает ему выход из сложившейся ситуации и то, как именно нужно бороться со своими страхами и проблемами. Дети активно познают окружающий мир и пытаются отображать его в своей естественной деятельности, в изобразительном творчестве. Изобразительная деятельность выступает как способ выражения различных эмоций, отрицательных, негативных, или положительных, позитивных. В сказке существуют две нравственные категории – добро и зло. Соблюдение нравственных норм ассоциируется с добром. Нарушение же нравственных норм и правил, отступление от них характеризуется, как зло. Понимание этого побуждает ребенка вести себя в соответствии с нравственными требованиями общества. Народные сказки – уникальный материал, позволяющий педагогу раскрыть детям такие морально-нравственные истины, как: Сказка «О рыбаке и рыбке» Самое сильное испытание для человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. В сказке высмеивается жадность и зло, а зло не существует само по себе, а придумано в противовес добру. Если бы старуха была чуткой и благородной, то разве мы бы узнали, как щедра и благородна Золотая рыбка? Сказка «Репка». учит трудолюбию и взаимопомощи. Здесь заложена не только мораль о том, что совместными усилиями можно добиться большего результата и успеха. Маленькая мышка из русской народной сказки служит хорошим примером, что в «командной игре» важен каждый — как дед (глава семьи), так и внучка (подрастающее поколение, которое должно помогать старшим), и даже самый маленький зверек, традиционно считающийся вредителем. Объединенная и сплоченная семья — еще один важный вывод, который можно сделать, обсуждая с ребенком прочитанную сказку. Сказка «Гуси – Лебеди» Детей сказка учит слушать взрослых, уважать родителей, помогать младшим, выручать от беды и быть добрым — на добро отвечать добром. Сказка «Лиса и журавль» помогает понять хитрость и обман Сказка учит ценить дружбу, в отношениях думать о друге, а не только о себе. Из-за эгоизма лисицы она потеряла друга. Журавль «отблагодарил» ей тем же. Недаром сказка заканчивается пословицей: как аукнется, так и откликнется. Сказка «О царе Салтане» Милосердие — один из основных качеств героев сказки. Милосерден царь Салтан, царица, их сын князь Гвидон, Царевна Лебедь. Милосердие проходит непростое испытание в прощении к раскаявшимся грешницам — ткачихе, поварихе и сватье бабе Бабарихе: «Царь на радости такой отпустил всех трех домой». Именно милосердие персонажей сказки приводит их к счастливому финалу. Сказка «Под грибом» В. Сутеева Главную мысль сказки «Под грибом» можно раскрыть с помощью краткой поговорки «Друзья познаются в беде». Ведь в жизни каждому придется и на помощь друзей рассчитывать, и руку помощи друзьям протягивать. С каждым годом найти общий язык взрослому и ребёнку всё труднее, всё хуже они понимают друг друга. И сказка сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка. Чтение сказок должно стать доброй традицией, которая поможет создать теплую семейную атмосферу и в доме и в детском саду. Завершить хотелось бы словами В.А. Сухомлинского «Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать, а также формировать языковую культуру ребенка».

Технологическая
карта урока литературного чтения.

2 класс. Сказка «Лиса и
журавль».

Авторы учебника: Л.Ф.Климанова,
В.Г.Горецкий, М.В.Голованова ( умк « Школа России»)

Тип урока: Урок
изучения нового материала.

Создать условия для
получения знаний о народной сказке, овладения умением давать характеристику
героям сказки и вести исследовательскую работу.

1.Актуализировать знания о русских народных сказках.

2. Активизировать “вдумчивое” чтение, продолжить обучение
выразительному чтению произведений; развивать устную речь учащихся, образное
мышление, умение анализировать, обобщать; воспитывать нравственность
через анализ содержания художественного произведения.

3. Продолжить работу над совершенствованием навыка чтения.

Личностные.

1.Развивать умения работать с текстом, выделять главную мысль
произведения.

2.Развивать навык
выразительного чтения по ролям.

3.Ценностное отношение к умению выявлять проблему; определять
цель урока; выбирать действия по достижению цели; контролировать и оценивать
свою работу и полученный результат; работать в группах.

Метапредметные.

·        
Умение контролировать и оценивать свою работу и
полученный результат.

·        
Умения использовать научные методы познания.

·        
Умения сравнивать, делать выводы.

·        
Умение работать в парах .

·        
1.Знание видов сказки.

·        
2. Умение определять тематику сказки.

·        
3.Знание структуры сказки.

·        
Учебник «Литературное чтение» 2 класс (1 часть),
автор: Л.Ф.Климанова и др., презентация «Лиса и Журавль»

Этап урока

Содержание

Деятельность
педагога

Деятельность детей

Организационный
момент

1.Общая готовность детей к уроку.

2.Концентрация внимания детей.

3. Общий план действий.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Надежда Витальевна,
сегодня урок литературного чтения у вас проведу я.

-Я рада видеть каждого из вас!

И пусть прохладой осень к нам в окна дышит,

Нам будет здесь уютно, ведь наш класс

Друг друга любит, чувствует и слышит.

-Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, поздоровайтесь
глазками.

-Я приглашаю вас на урок литературного чтения.


-Поговорим?

 — А знаете о чём?

 – О разном и о прочем. О том, что хорошо и хорошо не очень

-Поговорим

-О чём?

1 этап

Мотивация к
деятельности: создание ситуации успеха

1.Проверка домашнего задания.

2. Актуализация знаний, появление темы, проблемы урока.

3. Антипация чтения.

4. Появление целей урока.

-Какую сказку изучали на прошлом уроке?

-Удалось ли лисе перехитрить тетерева? Почему?

– Ребята, поднимите руку, кто любит читать и слушать сказки?

 – Назовите, какие сказки вы уже знаете?

Дид. игра   – Узнайте и назовите сказку по картинке.

 – Кто написал эти сказки?

— К какому жанру относятся эти сказки?

-Сказка, с которой мы сегодня познакомимся тоже рассказана
народом.

— Закрываем глаза, говорим волшебные слова: крибле, крабле,
бумс……

-Нас никто не встречает. Где же герои сказки?

Работа в парах.

— Посмотрите у вас на партах лежат листочки с точками.
Соедините точки контурных изображений и узнаете в какую сказку мы попали.

-О каких животных мы будем читать сказку?

А) Длинноногий, длинношеий, длинноклювый, телом серый, а
затылок голый, красный. Бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек,
бестолковых попрыгушек.

Б) Хитрая плутовка, рыжая головка, пушистый хвост-краса. Кто
это?

Беседа

-Как называются сказки, в которых действующими лицами
выступают животные?

-Назовите уже прочитанные и знакомые народные сказки, в
которых главный герой — лиса.

— Какая она в этих сказках? Опишите характер лисички в
разных народных сказках.

— Но не все звери и птицы поддаются уговорам лисы, не все
верят ей. Сегодня мы познакомимся еще с одной лисой и узнаем, удалось ли ей
осуществить свой план.

-«Лиса и тетерев», «Колобок», «Заюшкина избушка»

-Нет.

-Лиса достать тетерева может только на земле (по деревьям
лисы не лазят).Вот она его и обманывает, что вышел указ о том, что нужно по
земле ходить. И если б не мужик с собакой (хвост крючком) , могла и убедить
тетерева.

(поднимают руки)

-Волшебные, сказки о животных, бытовые.

— Народ.

-Устное народное творчество

(соединяют точки и узнают сказку

(Узнают сказку «Лиса и журавль)

-Журавль

-Лиса

-Сказки о животных.

-Лиса и тетерев

-Хитрая, умная, ловкая, обманщица.

2 этап

Учебно-познавательная
деятельность. Постановка задачи.

1.Первичное восприятие текста.

2.Проверка первичного восприятия текста.

3.Мотивация перечитывания и
анализа произведения.

4. Беседа по содержанию в целом.

— Давайте прочитаем эту сказку вместе с аудиозаписью.
Слушайте, как рассказывают сказку профессиональные артисты и одновременно,
вслух, но очень тихо, читайте сами.(слушают аудиозапись)

-Понравилась вам сказка?

— Кто главные герои сказки?

— В сказке нам встретились незнакомые слова, поэтому давайте
объясним их значение.

Учащиеся вместе с учителем объясняются непонятные слова.

Куманёк (кум)- крёстный отец по отношению к родителям
крестника и к крестной матери.

Званый пир — пригласили, позвали в гости.

Сама стряпала — сама приготовила пищу.

Потчевать — угощать.

Не обессудь — не обижайся.

Несолоно  хлебавши — остался ни с чем, ничего не получил.

-Почему лиса решила угостить журавля?

-Какое угощение приготовила лиса журавлю?

— Почему она размазала кашу по тарелке?

 — Прочитайте сказку еще раз и попытайтесь запомнить
последовательность событий в сказке.

Восстановление последовательности событий в сказке.

 Поочередно открываются строчки.

1. Лиса с журавлем подружились.

2. Лиса пригласила журавля в гости. ( на доске слово
пригласила.)

3. Лиса угощает журавля. (На доске слово – угостила)

4. Журавль пригласил лису в гости. .(на доске слово
пригласил)

5. Журавль угощает лису. ( на доске слово угостил)

6. С тех пор дружба врозь.

— Получился ли у них званый пир?

— Почему журавль положил окрошку для лисы в кувшин с узким
горлышком? Что он при этом думал?

-Удался ли план лисы?

-Какую посуду вы ещё знаете?

Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Дети выбирают лишнее слово в ряду:

Чашка, тарелка, ложка, блюдце;

Кастрюля, чайник, самовар, кружка;

-Лиса размазала кашу по тарелке. Журавль использовал кувшин
с длинным горлышком. Это сказка о гостеприимстве двух персонажей?

— Можно ли лису и журавля назвать друзьями?

-Какой урок преподал журавль лисе?

-Почему лиса перестала дружить с журавлем?

-Была ли это настоящая дружба? Как бы поступили настоящие
друзья?

-Как вы думаете, кто из героев сказки лучше?

-А что же их объединяет?

(слушают аудиозапись)

-Да. Интересная

-Лиса и журавль

-Они подружились

-размазала манную кашу по тарелке.

-чтобы журавль не обжегся

-Нет

-Потому что лиса угощала его кашей из тарелки.

— Не удался, журавль оказался умнее.

(варианты ответов)

-Нет

-Лису и журавля назвать друзьями нельзя, потому что они не
пошли на уступки, не захотели узнать привычки друг друга и пойти на
компромисс

-Не относись к другому так, как не хочешь, чтобы относились
к тебе.

-потому что журавль перехитрил лису.

-Нет, настоящие друзья так не поступают.

-Никто, они оба неприятны

-Интерес к самим себе и безразличие  окружающих.

Физкульминутка

— Встаньте возле своих парт, играем:

Лиска, лисонька, лиса,

Рыжехвостая краса!

Лиска раненько встает,

Лапки моет, воду пьет.

Прибирает лиска в норке

И выходит на пригорок:

Раз, два, три, четыре, пять-

Лиска хочет сильной стать!

3 этап.

Решение учебно-
практической задачи

1.Концептуальная беседа по тексту.

2. Творческие задания.

 Работа с текстом

-Сейчас вы будете работать в группах

Первая группа: -Подумайте каким изображен в сказке журавль?
Используй слова-признаки на доске.

Вторая группа: -Подумайте, какой изображена в сказке лиса?
Используй слова-признаки на доске.

-упрямый(а я) умный(а я) смешной(а я) несговорчивый(а я)
капризный(а я) жадный (а я) придирчивый(а я) нерешительный(а я) хвастливый(а
я) добрый(а я) четный(а я)

Учащиеся работают в группах

-Сделайте вывод –Какие герои сказки?

Работа над пословицами.

 — Какую пословицу встретили в сказке?

-Объясните смысл данной пословицы.

Игра «Найди пословицу».

— Сейчас я буду называть пословицы. Если вы считаете, что
пословица подходит к этой сказке – хлопайте в ладоши 1 раз.

+ Что есть в печи, всё на стол мечи.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

+ За добро добром и платят.

+ У нас на Руси прежде гостю поднеси.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не вытащить и рыбку из пруда.

+ Хороший гость дому радость.

Друг познаётся в беде.

+ Гостю щей не жалей, а побольше лей.

За правое дело стой смело.

+ Умел в гости звать, умей и угощать.

— Вывод: журавль и лиса очень похожи.

-Как аукнется так и откликнется.  

-Суть её заключается в том, что каждый человек получает по
заслугам. Как ты отнесёшься к другим людям – так и с тобой поступят. Добрые
дела вознаградятся добром, а на злобу вам, скорее всего, ответят той же
монетой.

(хлопают)

(хлопают)

(хлопают)

(хлопают)

(хлопают)

(хлопают)

4 этап

Этап рефлексии.
Оценка результатов деятельности.

— Если вам кажется, что кто-то вас незаслуженно обидел, о
чём надо подумать?

— Настоящий друг будет отвечать обидой на обиду?

— Можно ли назвать Лису и Журавля настоящими друзьями, а
сказку о настоящей дружбе?

— А вы хотите быть настоящими друзьями, хотите, чтобы у вас
было много друзей?

-Какой мудрый совет дает нам сказка?

-Верно, ребята. Эта народная сказка в образной манере рисует
нам отношения между людьми. Прочитав ее, мы понимаем, что каждый человек
заслуживает уважения ровно в той степени, в которой он сам его проявляет по
отношению к другим людям. Это очень поучительная сказка.

-О том, чем я спровоцировал эту обиду.

-Нет

-Нет, эта сказка “о ложной дружбе”.

-Да

-Сказка
дает возможность посмотреть на себя со стороны и увидеть свои недостатки.
Эта
сказка учит нас по- доброму относится к другим людям. Учит быть
гостеприимными и угощать другого только тем, что он любит.

Домашнее задание.

Подготовить выразительное чтение сказки «Лиса и журавль».
Выполнить задание в рабочей тетради с. 25.

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что упорно и дружно трудились,

И знания точно уж вам пригодились!

  • Проблема сказки спящая красавица
  • Проблема совести в романе преступление и наказание сочинение
  • Проблема смысла жизни господин из сан франциско сочинение
  • Проблема стремления к победе над врагом сочинение
  • Проблема сказки малыш и карлсон