Проблема счастья в творчестве пушкина сочинение

883 слова природа кавказа очень красива во все периоды года, на протяжении веков она пленяет многих людей, оказавшихся в тех

(883 слова) Природа Кавказа очень красива во все периоды  года, на протяжении веков она пленяет многих людей, оказавшихся в тех местах.  Отечественных литераторов XIX столетия кавказские пейзажи тоже не оставили равнодушными. Они были очарованы их красотой, а ощущение свободы, возникающее у каждого человека, оказавшегося в горах Кавказа,  вызывало у них пьянящий восторг и ликование. В число таких людей входит и великий русский писатель и поэт Михаил Лермонтов. Нужно  сказать, что его Кавказ вдохновлял и волновал больше других, потому что в детстве Лермонтов часто ездил со своей бабушкой на  юг, чтобы отдохнуть и подлечить свое здоровье, кавказский воздух и воды оказывали благотворное влияние на организм. По долгу службы Лермонтов снова оказывается на Кавказе, потом он был туда же и сослан по политическим мотивам. Его поэма «Мцыри» стала одним из наиболее известных его сочинений о Кавказе. В ней  Кавказ является символом свободы и стойкости, борьбы за свои права и убеждения. Образ горного края у автора неразрывно связан  с этими понятиями.

 Начинает он описывать Кавказ теплыми и радостными красками, создавая счастливый, безмятежный настрой. О Грузии поэт пишет, что она «цвела в тени своих садов», о двух реках говорит, что они словно обнявшиеся сестры. Но появление русского генерала разрушает царившую идиллию. Он насильно увозит  мальчика-кавказца, взяв его в плен и вырвав из привычного  горского жизненного уклада. Оказавшись в неволе, гордый маленький кавказец едва не умер, а генерал, видя, что ребенок плох, оставляет его в православном монастыре.

В образе Мцыри поэт воплотил такие черты характера и душевные качества как стойкость, бунтарский дух, стремление к свободе, патриотизм, желание во что бы то ни стало вернуться на родину, так как Мцыри не мог представить свою дальнейшую жизнь в монастыре, юноша был не готов заточить навсегда себя в неволе. Такая жизнь для него была лишена смысла.

Чтобы показать единение человека с природой, их неразрывную связь, автор, описывая Мцыри, сравнивает его то с тростником, то с горной серной. Так поэт подчеркивает единение горского народа с естественным миром, с бушующей природой Кавказа, с местом их обитания.

Знакомясь с описанием пышных кавказских пейзажей и с героем поэмы, мы наблюдаем, что автор использует прием антитезы, противопоставляя природу монастырю. Мрачные, холодные  стены храма, молчаливые, угрюмые монахи, тоска и духота обители – все это Лермонтов противопоставляет красочной,  буйной растительности и особому ландшафту горного края: быстрым, звонким рекам, многообразию птиц и зверей, обилию цветов, деревьев, лиан  — и всему тому, чем так дорожил Мцыри.

Герой, будучи представителем гордого, свободолюбивого кавказского народа, так и не смог привыкнуть к жизни в иной цивилизации. Менталитет горца не позволяет герою смириться с  неволей. Не желая больше находиться в заточении, на чужой земле, Мцыри хочет стать свободным и найти путь домой. Юноша совершает побег из монастыря во время грозы, которой так боялись все монахи. Но это явление природы не испугала его, так как оно было его родной стихией. Свежесть гор, яркость и обилие красок, жар знойного полдня – все влекло к себе молодого послушника, для жизни в такой среде он и пришел в этот мир.

Когда юноше задали вопрос, что делал он, когда покинул монастырь, он ответил, что жил – любовался утренним золотым рассветом, вдыхал необыкновенный аромат буйной растительности, лесную свежесть и прохладу.

Еще главный герой видел «пышные поля», дерева, собравшиеся на поляне, словно танцующие братья, хребты гор, «причудливые, как мечты».

Лермонтовское изображение природы Кавказа настолько завораживает и очаровывает душу каждого читателя, что можно  говорить о высочайшем уровне мастерства отечественного литератора в использовании художественно-выразительных средств и приемов.

Мцыри, будучи рожденным в свободном и гордом горном крае, мог жить полноценной жизнью только там, где так быстро на смену буре спешит солнечный день, где пьянящими, благоухающими запахами трав напоен воздух, где опасность сопровождает красоту. Все это неудержимо влечет героя, очень нравится ему, ведь он частица горского народа, привыкшего жить на лоне такой прекрасной природы, его плоть и кровь, он ощущает зов предков и очень хочет найти путь домой, в горное селение, где его еще, может быть, помнят и ждут родные. Оказавшись на свободе, созерцая все природные прелести, Мцыри ощущает на душе удивительную легкость. Он чувствует благоухание земли, слышит звонкое многоголосье природы. Юноша поражен обилием обитающих в ней птиц и животных. Его восхитила красота горных ночей, но особенно он был очарован грозой. В поэме она является символом борьбы за свободу, его протеста против нахождения в душном монастыре, и, если монахи бури боятся, то Мцыри ей рад.

Но, вырвавшись на свободу, Мцыри оказался неприспособлен к автономному существованию на природе, так как, живя в монастырском плену много лет, он утратил природные умения и навыки, нужные для выживания и ориентирования в этой местности. Он оказывается в замкнутом круге, постоянно возвращаясь к стенам монастыря. А дикий Кавказ, как прекрасен, так и жесток. В нем нет жалости к людской слабости. Поединок с барсом лишил юношу всех  сил, и он понял, что судьбу ему не перехитрить. Мцыри принимает смерть, но хочет, чтобы его похоронили за стенами монастыря, на природе, откуда можно видеть хребты Кавказа.  Юноша верит в загробную жизнь, он желает всегда любоваться величавой, но полной опасностей красотой Кавказских гор и стать частью природы.

Он не жалеет, что совершил побег, ведь это были счастливые дни в его жизни, но он не смог найти дорогу домой, а дальнейшее прозябание в монастыре для него не имело смысла.

Автор в своей поэме показал, что ее герой предпочел смерть существованию в неволе. Для него наивысшую жизненную ценность представляла свобода, но он не смог добиться ее, и поэтому, как и многие горцы, руководствуясь главным кредо Кавказа: «Свобода или смерть», юноша выбрал смерть.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

(1026 слов) Роман  в стихах «Евгений Онегин» стал одним из популярнейших произведений  отечественного литератора Александра Пушкина. В этом произведении великий писатель изобразил жизненный уклад русских дворян начала 19 столетия. Нет секрета в том, что у многих читателей содержание романа вызывает интерес не только  с исторической и литературной  сторон. Причиной тому послужила актуальность и важность затрагиваемых в нем проблем, имеющих место в российском обществе той эпохи.

Во все времена человек находился в поисках счастья, смысла жизни, своего предназначения в мире. Начало 19 века тоже не было исключением. Но слово «счастье» включало в себя разные понятия и смыслы, как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом. Кто-то видел счастье в богатстве, кто-то – в высоком социальном статусе и состоятельности, для кого-то счастьем было здоровье, понимание и поддержка близких и друзей, кто-то искал счастье в любви.

Конечно, у светского общества начала 19 столетия были свои критерии и составляющие счастья.  Прежде всего – это достаток, состоятельность, высокое и влиятельное положение в обществе, одобрение и почитание в свете. О человеке говорили, что он счастлив, если его принимали в богатых и знатных семьях, приглашали на приемы, балы, светские мероприятия, если у него имелся приличный капитал, или же, если ему удалось найти выгодную, подходящую партию для брака. Иными словами, поколение автора сопоставляло слово «счастье» с богатством и высоким социальным положением. Чтобы заявить о своей состоятельности и прослыть могущественным человеком в обществе, нужно было создать внешнюю видимость богатства своей семьи, имения или дома, то есть устраивать приемы, праздники, балы, приглашать влиятельных людей, имеющих авторитет в свете. Также нужно и самому иметь доступ в знатные, влиятельные семьи со связями и высоким общественным положением.

Но зачастую такое «счастье» было лишь внешней оболочкой, «показухой», за которой  были скрыты далеко не счастливые и радужные моменты дворянских семей – их долги, заложенные под % поместья, кредиты, разорительные картежные проигрыши и прочие негативные последствия обеспечения статусной высоты в обществе. Стремясь всячески выделиться, «пустить пыль в глаза», соря деньгами, они не думали о расплате. Едва ли такое сложившееся положение многих дворян можно назвать счастливым.

Рисуя образ главного героя романа – Евгения Онегина, Пушкин не преминул упомнить и о его родителе, который в погоне за таким «счастьем» растратил все свое состояние. Но стал ли отец счастливым? Этот вопрос писатель оставил открытым. Судя по состоянию сына – Евгения, мы видим, что молодой человек богат, так как его содержат состоятельные родственники, влиятелен в обществе, имеет престижный социальный статус, одобрение в свете, является выгодной партией для брака. Но в своем столь еще молодом возрасте он уже одержим хандрой. Его тяготят все эти театры, балы, маскарады,  светские и культурные  заведения. Он пресытился женскими ласками и разочаровался в женщинах и в их любви, вернее в том, что за нее выдавали.

Интересно понаблюдать за поведением персонажа в театре, куда тот опаздывает. Он бесцеремонно пробирается меж рядами в середину зала, при этом наступает на ноги сидящих зрителей, окидывает смелым взглядом дам, приветствует мужчин, просто чтобы убить среди них время. Ему не интересно, что происходит на театральной сцене, так как он считает, что все постановки устарели и изрядно надоели. Пытаясь спастись от хандры и скуки, он посещает деревню, имение, доставшееся ему по наследству от дяди, только и там спасения не находит.  Ему все быстро приедается и надоедает. Можно утверждать, что у главного героя для счастья имеется все необходимое, а счастья почему-то нет.

Из этого наблюдения за состоянием центрального персонажа можно утверждать, что Пушкин в своей книге дает понять, что определение понятия «счастье» в его эпоху было современниками дано неверно. Онегин страдает от того, что в его жизни нет главных составляющих – смысла, целей, желаний, стремления осуществить свою мечту.  Он ведет праздный, никчемный образ жизни, ничем не занимается, ни в чем себя не проявляет, не понимает, куда и с какой целью идет.  Мы видим, что он постоянно находится в движении. Такое бесцельное существование развратило его как личность. Так что же тогда  есть настоящее счастье? И Пушкин на образе главной героини Татьяны Лариной, которая является его идеалом, старается показать читательской аудитории, в чем же, по его мнению, заключается истинное счастье любого человека.

Проблема счастья с разных сторон раскрывается писателем на образе центральной героини Тани Лариной. Выросшая в семье поместных дворян,  воспитанная в их же традициях, Таня была романтичной натурой, и, как говорил о ней А.Пушкин, была «русская душою». Она предпочитала традиционную систему идеалов и ценностей, хотела иметь счастливую, крепкую семью, готовила себя к тихому семейному счастью. И Таня надеялась, что найдется тот человек, которому она посвятит свою жизнь, которому по душе будет созданный ею семейный уют. Ей нравилось жить в деревне, в родном поместье, городской шум  и суета тяготили ее. Она была далека от столичной жизни. Девушка увлекалась чтением, и настоящее счастье охватывало ее при виде полки любимых книг. Татьяна стремится постоянно развиваться, быть прекрасной мамой, достойной супругой, у нее можно многому научиться. Героиня любит русскую природу, любуется пейзажами.

В сравнении с Онегиным, у Татьяны имеется четкая жизненная цель, которую она старается достичь, и для этого девушка прикладывает усилия, трудится, самосовершенствуется. Героиня является цельной натурой, имеющей внутреннюю гармонию, и в деревне, в отличие от главного героя, скучать ей некогда. Она покоряется судьбе и с достоинством принимает уготованную ей роль – становится деятельной и верной супругой, надежной хранительницей семейного очага, дамой, достойной своего окружения. Будучи светской дамой, Татьяна учится держать в тайне свои чувства, эмоции, не выносить на показ свету свои искренние желания.

Отвергнутая Евгением, девушка находит в себе силы стать счастливой в своем браке, участвуя в светской жизни, она поддерживает мужа-генерала, потому что он занимает видное место в обществе, хотя для нее самой это не так важно, для нее это всего лишь мишура, обрамление. Героиня старается поддержать его авторитет и влияние, не ударить лицом в грязь, представляя собственную семью. Хоть Татьяна и не любит мужа, но она его уважает, поддерживает, заботится о нем, между ними полное взаимопонимание. Молодая женщина отвергает Евгения, хоть и испытывает к нему любовные чувства, остается верной своему мужу. Ее не тяготят мелкие страсти и скука. Татьяна видит свой жизненный смысл, и всякое действие героини реализует ее собственное «Я».

В романе «Евгений Онегин» Пушкин глубоко и детально раскрывает вечные проблемы человеческого общества, одна из которых – проблема человеческого счастья. Несомненно, любой человек мечтает об этом, но многие, преследуя навязанные понятия о счастье, не чувствуют его и ничего добиться в жизни не могут. Только целеустремленные, гармонически развитые личности становятся счастливыми, потому что они достойны этой награды.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина

Поэзия

Тема роли поэта в обществе всегда волновала Пушкина. Об этом он начал задумываться, когда писал стихотворение «К другу стихотворцу». Свое место в поэзии он определил стихотворениями «Пророк», «Памятник», говорит об этом и в других его произведениях.

Стихотворение «К другу-стихотворцу» Пушкин написал во время обучения в лицее. Еще тогда, в юношеские годы он задумался о роли поэзии. Немалое влияние на его размышления оказали и лекции профессора Куницына.

Меж тем как Дмитриев, Державин, Ломоносов.
Певцы бессмертные, и честь, и слава россов,
Питают здравый ум и вместе учат нас

Первое, на что обращает внимание юный поэт, это на образование, на то, что поэзия должна питать здравый ум и учить. Пушкин говорит о том, что поэзия – это не всегда слава и деньги. Называет известных литераторов, которые умерли в нищете, потому что не умели ни перед кем прогибаться и придерживались своих идей, своих истин.

Пушкин много времени проводил в архивах, изучая исторические документы. Своими произведениями, пусть не всегда написанными в стиле реализма, он стремился знакомить своих читателей, русское общество с родной историей, и таким образом, питать здравый ум и учить.

Стихотворение, «К Н. Я. Плюсковой», написанное 1819 году и опубликованное Пушкиным в «Соревнователе просвещения и благотворения» могло насторожить царских небожителей, потому что поэт откровенно признается, что он не стал и не станет придворным поэтом. Единственное чему он готов служить и воспевать – Это Свобода.

Свободу лишь учася славить,
Стихами жертвуя лишь ей,
Я не рожден царей забавить
Стыдливой Музою моей.

Правда, он признается, что воспевал императрицу Елизавету, дочь Петра I. Но это из искренних побуждений, и зная любовь простого народа к императрице. Потому что

…неподкупный голос мой
Был эхо русского народа.

В этом стихотворении ясно определяется гражданская позиция двадцатилетнего Пушкина, которая становится для него превалирующей на оставшиеся годы. Стоит отметить, что на этой почве и был его конфликт с императором Николаем I, который стремился приручить Пушкина. Он мечтал иметь собственного придворного поэта, а Пушкин стремился к свободе творчества. Многие считали, что из этого конфликта и проистекает личная императорская цензура, назначение Пушкина дворцовым камер-юнкером, и последовавшая в 30-е годы травля поэта. Хотя, с другой стороны, всем известно, что несмотря на гениальность, характер у Александра Сергеевича был не сахар и он частенько напрасно оскорблял и унижал других людей.

Стихотворение «Разговор книгопродавца с поэтом» написано в форме диалога между поэтом и книгопродавцом в 1824 году. Поэт становится старше, и постепенно его взгляды меняются. И дело не в том, что он становится алчным, просто в отличие от 14-летнего Пушкина настала пора, когда ему приходится заботиться не только о духовной пище, но и о хлебе насущном. Поэтому он соглашается с продавцом, когда тот говорит

Что Слава? — Яркая заплата
На ветхом рубище певца.
Нам нужно злата, злата, злата:
Копите злато до конца!

Поэзия должна учить читателей приносить духовное наслаждение, но самого поэта она должна кормить, независимо от гражданских позиций и мировоззрений.

Пророк

В 1826 году Пушкин ощутил в себе пророка. Стихотворение «Пророк» было выстрадано в нравственных муках, долгих размышлениях. Пушкин понял, что он должен жечь сердца людей глаголом. Принято считать, что этим стихотворением Пушкин говорит, о призывах к борьбе за свободу. Но

…бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

Бог, как известно, никогда не призывал к борьбе с власть предержащими. Иисус учил непротивлению злу насилием. Можно ли понимать последние строки Пушкина, как то, что он намерен призывать человека к нравственному самосовершенствованию, терпению и исполнению Божьих заповедей? Надо, полагать, что – да. Об этом говорят нам многие его произведения, особенно относящиеся поздней философской лирике.

Пушкин – дитя своей эпохи. А в первой половине XIX века дворяне считали, народ чем-то вроде детей, не способных на волеизъявление. Делать политику в государстве, свергать царей и освобождать от крепостничества народ должны были сами дворяне. Кстати, сам Александр Сергеевич не торопился освобождать своих крестьян. Стихотворением «Поэт и толпа» Пушкин показал свое отношение к народу. Оно выражено в словах черни, обращенных к поэту

Ты можешь, ближнего любя,
Давать нам смелые уроки,
А мы послушаем тебя.

Пушкин любил русский народ, но в словах поэта в стихотворении он демонстрирует отношение других поэтов к народу, не свое.

Стихотворением «Поэту» Пушкин демонстрирует свое отношение к критике, к свободе творчества, которую он очень высоко ценил. Это произведение перекликается с «Памятником», написанным за полгода до гибели.

Ты сам свой высший суд;
Всех строже оценить умеешь ты свой труд.
Ты им доволен ли, взыскательный художник?
Доволен? Так пускай толпа его бранит

Стихотворением «Памятник» Пушкин как бы подводит итог своему творчеству. Он говорит о том,

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

А последняя строфа – это завещание нынешним и будущим поэтам:

Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспаривай глупца.

Подводя итог, можно сказать, что Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого, иметь возможность передвигаться по миру в зависимости от своих желаний и возможностей. В своем творчестве поэт должен как можно равнодушнее относиться к критике. Самый высокий критик – это он сам, творец своих произведений.

Анализ стихотворения «Поэт» (А.С. Пушкин)

Над местом поэта в обществе задумывается каждый, кто однажды взялся за перо. Многие творческие личности по-разному видели своё предназначение. Например, Николай Некрасов считал, что муза должна напоминать людям о том, что «бедствует народ»(стихотворение «Элегия»). А вот А.С. Пушкин затронул тему собственного предназначения в стихотворении «Поэт».

История создания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Поэт» в 1827 году. Первую половину этого года он провёл в Москве, часто посещал светские мероприятия, что мешало ему сконцентрироваться на создании шедевров.

После шумного города поэт отправляется в приют спокойствия и умиротворения — в Михайловское (куда годом ранее был отправлен в ссылку). Именно отсюда А.С. Пушкин отправляет в редакцию журнала «Московские ведомости» стихотворение «Поэт»(произведение сразу же было опубликовано).

Жанр, направление, размер

В начале XIX века расцветало такое литературное направление, как романтизм. Для него характерны такие черты, как исключительность главного героя, нетипичные обстоятельства. Многие произведения Пушкина написаны в русле романтизма, стихотворение «Поэт» — одно из них.

Жанр — лирическое стихотворение. В центре произведения находятся чувства и мысли лирического героя. Стихотворение «Поэт» можно отнести к философской лирике. А.С.Пушкин затрагивает важные темы: место поэта в обществе, предназначение творческой личности.

Стихотворение написано любимым размером поэта: ямбом (пятистопный), рифма — перекрёстная, а в первых четырёх строках второй строфы — кольцевая.

Композиция

Стихотворение состоит из двух строф, композиционно также делится на две смысловые части.

  1. В первой описывается жизнь поэта в «обычные» будни, когда он не занят творчеством.
  2. Во второй уже перед читателями предстаёт вдохновлённый творец, который не находит себе места среди обывателей, который посвящает себя и свою жизнь определённой миссии.

Образы и символы

  1. В центре стихотворения находится образ лирического героя — поэта. Автор описывает его как обычного человека, который в обществе ничем не выделяется, пока «молчит его святая лира». Но когда к поэту приходит вдохновение, он начинает творить, бежит от людей, уединяется в природном уголке.
  2. Природа в стихотворении становится символом спокойствия и умиротворения. Это то место, где душа поэта черпает вдохновение.
  3. Аполлон — древнегреческий бог творчества и красоты, которого поэт упоминает в своих строках, как глашатая творческого зова.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика текста весьма многогранны.

  • Основная тема стихотворения — поэт и поэзия. По мнению автора, человек, одарённый способностью слагать стихи, не находит места среди людей в минуты вдохновения, он убегает в отдалённые места, чтобы посвятить творчеству всего себя.
  • Проблема непонимания — основная в жизни поэта. Общество не всегда способно принять его труд, оценить по достоинству шедевры творческой личности. Поэтому он вынужден часто избегать толпу, удаляться. Среди шумных балов поэт не может черпать вдохновение, ему нужно обретать гармонию с собой в тихих природных уголках.
  • Тема природы тоже прослеживается в тексте. Автор показывает, что именно в окружающем мире естества и гармонии творец находит свою музу.

Основная идея

Главная мысль стихотворения А.С.Пушкина «Поэт» заключена в том, что такая творческая личность обладает особенным даром, с помощью которого выделяется среди обывателей. Когда поэт творит, ему становятся чужды людские забавы, он не приемлет кумиров. У поэта есть всегда определённая миссия, которой он готов посвящать все своё время, всю свою жизнь. Каждый творец самостоятельно определяет эту задачу.

Смысл посыла Пушкина заключается в том, что творчество преображает личность и возвышает ее, но ценою этого взлета является одиночество.

Средства выразительности

В стихотворении А.С.Пушкина «Поэт» можно выделить несколько особо важных тропов:

Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина сочинение

Тема поэта и поэзии находила отклик в творчестве многих русских и зарубежных поэтов и прозаиков. Среди них был и А.С. Пушкин. Он выразил свое отношение к данной теме в следующих стихотворениях: «Пророк», «Поэт», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа», «Поэту», «Памятник» и другие. Однако все эти стихотворения были написаны в разный период творчества Пушкина. Согласно периодам менялось и отношение к теме поэта и поэзии.

Лицейский период характеризовался поиском поэтом собственного пути. Это выражалось в подражании Державину, Батюшкову, и, особенно, Жуковскому. В раннем стихотворении «Городок» мы видим образ поэта-избранника, который «к солнцу воспарит, превыше смертных станет». Подобный образ отражен и в переходном стихотворении «Лицинию» 1815 года. Пушкин изображает здесь поэта, стоящего выше земной власти, слушающего и служащего только истине.

Петербургский период начинается с переезда Пушкина в столицу, вхождения его в круг передовой молодежи и увлечения идеями будущего обновления и переустройства России. В стихотворении «Деревня» 1819 года, состоящего из одической и элегической частей, представлено понимание поэзии как труда, но если вначале стихотворения это труд умиротворенный и счастливый («льется дней моих неведомый поток на лоне счастья и забвенья»), то во второй части характер стиха меняется, становится более бунтарским. Пушкин утверждает, что поэт обязан «сердца тревожить», но жалеет, что этот дар дан ему в недостаточном количестве из-за чего он не может полноценно рассказать об ужасах «рабства тощего».

В период южной ссылки Пушкина настигло увлечение романтизмом, которое было последствием не только личных обстоятельств, но и общей увлеченности молодежью того времени данным направлением, вызванным разочарованностью в жизни и государстве. В стихотворении «Разговор книгопродавца с поэтом» поэт вспоминает о времени, когда «писал из вдохновенья, а не платы». Он уверен, что «восхищение глупца» не стоит трудов поэта, предпочитает восхищению света и гонорарам свободу. На доводы поэта умудренный книгопродавец отвечает: «Не продается вдохновение, но можно рукопись продать». В финале стихотворения поэт признает правоту книгопродавца, однако его слова написаны в прозе, что резко переносит читателя из мира возвышенного в приземленный. В стихотворении видна попытка осмысления не просто поэтических трудов, а анализ образа вдохновения, отношений дарования и славы. Пушкин новаторски показал реалистичное отношение к поэтическому творчеству.

В стихотворении «Пророк» автор сравнивает поэта с пророком. В отличие от других стихотворений, где Пушкин использовал для разговора об искусстве и поэзии античные образы, здесь за основу взят рассказ библейского пророка Исайи, видевшего Господа. Лирический герой произведения влачится по пустыне «томим духовной жаждой» и перед ним неожиданно появляется серафим – посланник Бога, который наделяет его «вещими зеницами» и сверхъестественным слухом. Однако, несмотря на дары, поэт остается лежащим в пустыне трупом и только Божий глас дарит ему цель, во имя которой он живет и творит, которая придает значение всему, что он чутко и точно видит и ощущает.

Таким образом, мы видим, что Пушкин видит предназначение поэта в том, чтобы правильно использовать подаренный Богом дар, «жечь им сердца людей», показывать всю правду жизни.

Вариант 2

Пушкин… Как не вспомнить знаменитого Александра Сергеевича? Это же «солнце русской поэзии», его произведения настолько просты в звучании, что душа просится петь, однако стихи глубокие в понимании, ибо мысли, изложенные поэтом, требуют анализа и размышления.

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

В период, когда стихотворения писателя только находили своё отражение в литературе, Пушкин высказал собственную точку зрения о поэтах, что являются ему современниками. Тревожные взгляды и мысли Александра Сергеевича показаны в его творении «Лициния». Именно оно выражает действительное отношение Пушкина к российской реальности. Появляется некий образ поэта, который стоит поверх земной власти, у которой имеется множество грехов. И этот герой послушен лишь правде, она является для него основой всего.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах. И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Прослеживается в произведениях Пушкина тема свободы, независимость творца от толпы. Это замечается в стихах «Поэт и толпа», а также в известном «Поэт». Выявляет писатель жителей, которые не желают впустить в свое сердце нечто прекрасное: поэзию. Они к ней равнодушны и безразличны. Александр Сергеевич призывал ценить и любить истинное творчество, а не обращаться к авторам, которые пишут ради денег, то есть бесцельно. Писатель говорит, что важно «идти дорогою свободной», ибо каждый решает сам, какие в жизни нужно ставить приоритеты. Интересно, что Пушкин всегда старался отделить поэзию от общественности, так как искусство и толпа безграмотная просто несовместимые друг с другом понятия.

Пушкин видел себя в служении поэзии, искусству, тому, что вносит в сердца людей возвышенные чувства, обогащает их души, делает каждого чище. Его миссия заключалась в том, чтобы «глаголом жечь сердца людей».

И самое потрясающее воображение стихотворение Александра Сергеевича – это «Пророк», что явно отражает тему предназначения поэта. Перед глазами появляется томимой жаждой герой, который нежданно-негаданно обращается в пророка, который призван вершить судьбы людей. В творении Пушкина прослеживается мысль, гласящая, что истинный поэт считается избранником Бога! И в стихотворении перед поэтом особая задача: верой и правдой нести правду к жителям, отразив все в незыблемой поэзии.

И в последнем важном творении «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» Александр Сергеевич ставит точку, подводя итог своей поэзии. И, как выяснилось, только искусство, как считает Пушкин, способно обосновать творческие и жизненные позиции, принципы. Так и вошел в литературу великий поэт, озаряющий собственными произведениями сердца и мысли людей!

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

Миссия поэта на этой земле выражена в произведении «Пророк». В ней стихотворец предстает перед читателями в пустыне, истощенный и измученный. К нему нисходит Серафим. Это есть ничто иное как реминисценция на одну из библейских легенд.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

Действие пьесы происходит на живописном берегу Волги, в городе Калиново. Марфа Игнатьевна Кабанова – один из персонажей пьесы.

Трудно найти писателя, который ни разу бы не затрагивал тему любви – самого возвышенного и важного чувства. Как трагичны и преданны часто события в различных произведениях литераторов.

В хронологической таблице о жизни Тютчева включена важная информация о событиях происходящие в ней. Подробно изучив события жизни писателя, можно увидеть те события, благодаря которым он смог стать поэтом.

Закончилось жаркое солнечное лето, и ему на смену пришла золотая, дождливая, всеми любимая осень. В начале сентябрьских осенних дней все еще стоит теплая погода, светит яркое солнышко, однако дыхание осени становится все заметнее

Для любого человека был то это ребенок или взрослый. Лучшая пора года – это лето. Все любят лето, ведь лето ассоциируется с теплыми деньками, солнышком, хорошими вечерами в кругу друзей

Конспект урока по литературе «Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина»

2) обратиться к лирическим текстам Пушкина на данную тему.

-развивающие:

1) развивать навыки выразительного чтения стихотворений;

2) развивать навыки анализа текстов лирических произведений.

-воспитательные:

1) воспитывать внимательное отношение к поэзии.

Вступительный этап

Рано или поздно любой человек задумывается о смысле жизни. Задаёт себе следующие вопросы: зачем я живу? в чем смысл моей жизни? Александр Сергеевич Пушкин — не исключение. Ответы Пушкина на данные вопросы мы находим в цикле стихов, посвященных теме поэта и поэзии .

Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина является сквозной (так же как и тема свободы) и занимает одно из ведущих мест. Вообще тема поэта и поэзии берет свое начало с античной литературы, а именно: с оды Горация «К Мельпомене» ( Я памятник вознес…) . Далее тема находит воплощение в творчестве Ломоносова и Державина. Пушкин является одним из продолжателей этой темы. Сегодня на уроке мы с вами попытаемся выяснить: в чем своеобразие Пушкина в интерпретации этой темы.

Теперь давайте обратимся к лицейскому этапу творчества Пушкина. Какой основной мотив этого периода? (анакреонтический, так называемая «легкая поэзия»). Молодой поэт думает, что он мастер слова и рисует себя в образе мудреца-эпикурейца, беспечно наслаждающегося легкими радостями бытия. Уже в 14 лет Пушкин начинает задумываться и приходит к выводу, что труд поэта значим не менее, чем труд другого человека. Самое первое опубликованное стихотворение Пушкина — «К другу стихотворцу» (1814). Поэт, не решившись полностью раскрыть свое имя, подписал «Александр Н. к. ш. п. », где после имени nocтавлены согласные его фамилии в обратном порядке. В лицейской лирике эта тема всего лишь намечается — поэт с ней играет.

Следующий период творчества поэта – Петербургский был рассмотрен на прошлом уроке. Как мы выяснили, основная тема данного периода – тема свободы.В данный период жизни Пушкин считает основной целью поэта проповедование вольности. На нем мы подробно останавливаться не будем.

Таким образом, в первые 2 периода творчества поэта тема поэта и поэзии у Пушкина представлена слабо.

Сегодня мы обратимся к стихотворениям Пушкина более поздним – московского и болдинского периода. Его перу принадлежат более десятка стихотворений, раскрывающих с разных сторон тему поэта и поэзии. Важнейшие из них: “Пророк” (1826), “Разговор книгопродавца с поэтом” (1824), “Поэт” (1827), “Поэт и толпа” (1828), “Поэту” (1830), “Эхо” (1831), “Из Пендимонти” (1836), “Я памятник себе воздвиг нерукотворный. ” (1836).

Анализ стихотворения «Пророк»

Одним из самых ярких стихотворений А.С. Пушкина является стихотворение «Пророк».Оно было написано в 1826 году. Стихотворение близко по жанру к духовной оде. Стихотворение интересно сравнить с его библейским источником. В «Книге пророка Исайи»говорится о том, как человек желал сделаться пророком (пророк в Библии – вестник воли Божьей, предсказатель). У Пушкина герой не считает себя существом высшего порядка и не готовился стать пророком. Его выбрал шестикрылый серафим, и все действия этот ангел высшего чина будет производить с человеком, не спросив его желания.

Почему выбор пал именно на этого человека?

Потому что «он был духовной жаждою томим» (т.е. не удовлетворялся лишь благами материального мира), «перепутье», где его встретил Серафим, тоже знак духовных исканий будущего пророка.

В чем особенность построения стихотворения? Почему физическому преображению героя посвящена большая часть стихотворения?

В результате действий Серафима преображаются органы чувств и тело человека: пророк должен иметь нечеловеческую зоркость взгляда, особый слух, иные, чем у обычного человека язык и сердце. Миссия ангела – преобразовать будущего пророка.

Что происходит с органами чувств и телом человека?

Глаза стали «вещими», то есть очень многое они увидели. И стал слышать то, что недоступно для человеческого слуха: «И внял я неба …». Грешный язык заменил жалом мудрой змеи. Человеческое сердце вынул и в грудь водвинул «угль, пылающий огнем».

Анализ стихотворения «Поэт»

Стихотворение «Поэт» было написано в 1827 году, когда Пушкин начал все чаще задумываться о своем предназначении.

Предлагаю поделить стихотворение условно на 2 части, чтобы проследить изменение чувств лирического героя. Первая часть – это жизнь поэта без вдохновения, под гнетом обыденности до прихода Музы. Автор показывает, что без творчества поэт не может существовать, что он задыхается в серой массе жизненных проблем. А вторая часть – это период сотворения поэтом чего-то нового. И тогда уже ничто в целом мире не может сломить великую силу поэта, его голос проникающий повсюду. Он как бы становится выше всех людей, для него исчезает все вокруг, и он остается один на один со своим творчеством. Это и есть, по мнению Пушкина, истинное счастье поэта.

— Каким образом поэт услышал «требования Апполона»?

Оно приходит в виде «Божественного глагола». По Пушкину, начало творческого процесса неожиданно для поэта и вдохновлено божеством (то есть творческое вдохновение – от Бога). Именно могучая сила вдохновения переводит жизнь поэта в другое русло, отрывая от мирской суеты.

— Давайте посмотрим по тексту как меняется поэт?

— он отстаняется от людей

— перестет поклоняться «народному кумиру»

— он тоскует «окруженными забавами»

— Как в этот момент складываются отношения поэта и общества?

Он становится гордым, «диким и суровым», погружается в себя, не может находится среди обычных людей.

— Как вы думаете, почему?

Вдохновение требует одиночества.

«Бежит он… на берега пустынных волн в широкошумные дубровы» — поэтическая условность, символы покоя и уединения.

Анализ «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»

В конце жизни Пушкин находит мощный способ выражения своих заветных мыслей о назначении поэзии. В 1836 году написано его знаменитое стихотворение «Я памятник себе воздвиг себе нерукотворный…», который принято называть просто «Памятником».

Какие поэты были литературными предшественниками в этой теме?

Древнеримский поэт Гораций, эпиграфом которого открывается стихотворение. В русской литературе эту мысль продолжили Ломоносов, Державин.

С чем сравнивает Пушкин свой нерукотворный памятник?

Пушкин начинает со сравнения: свой нерукотворный памятник», воздвигнутый поэзией, он сравнивает с «Александрийским столпом». Что здесь имеется в виду – маяк в Александрии или Александровская колонна на Дворцовой площади в Петербурге, воздвигнутая ненадолго до написания стихотворения? Божественный смысл подлинной поэзии начинает обнаруживаться первых строк стихотворения: памятник этот – «нерукотворный», он «вознесся» словно не по воле людей, а собственной силой.

Какая мысль является духовно-филосовским центром стихотворения?

Величественная мысль о преодолении смерти. Вечная жизнь человека обеспечена настоящей поэзией:

«Нет, весь я не умру…

Обращение к музе в последней строфе. Как вы понимаете её смысл?

В конце стихотворения есть призывы – увещевания к своей музе. Чтобы обеспечить себе бессмертие, надо быть послушным «веленью Божию» и научиться не реагировать ни на обиды, ни на почести, ни на неправедный суд.

Так соединились в конце жизни Пушкина его ранние требования к подлинной поэзии

независимость от мнений толпы;

исполнение воли Бога;

с поздними представлениями об укорененности настоящей поэзии в народной почве, ее причастности нетленным народным ценностям

Тема поэта и поэзии традиционная, сквозная в европейской культуре. Нашей задачей было – проследить, в чем своеобразие Пушкина в интерпретации данной темы. Поэт – человек сверхординарный (не такой как все) с искрой небесной огня, который призван будить в людях все лучшее и который говорит особым высоким языком. К такому выводу Пушкин шел на протяжении всего творчества.

Роману “Евгений Онегин” А. С. Пушкин посвятил треть своей творческой жизни. Время написания романа совпало с периодом интенсивных нравственных исканий поэта, серьезной переоценки ценностей, определения новых жизненных ориентиров. Стремление к философскому осмыслению мира, главных этических проблем бытия и современного общества с необыкновенной полнотой отразилось в романе, в котором все события реальной жизни и сюжетного существования героев преподносятся сквозь призму авторского восприятия. Судьбы героев романа дают пищу для размышлений о взаимосвязи личности и мира, в том числе о проблеме счастья и долга.
Ни у кого нет сомнений в том, что Онегин несчастлив. Счастливым человека не может сделать ни происхождение, ни богатство, ни природная одаренность. Все это у Евгения есть. “Наследник всех своих родных”, принадлежащих к высшему петербургскому обществу, наделенный такими качествами, как “резкий, охлажденный ум” и “счастливый талант” коммуникабельности, Онегин обделен чем-то важным, необходимым для счастья. Автор, рассказывая о Евгении как о своем приятеле, дает нам понять, что Онегина отличает удивительная душевная неразвитость. Рассказчик постоянно предлагает Онегину обстоятельства, которые для самого автора связаны с ощущением упоения жизнью, восторга и счастья. Онегин в этих обстоятельствах остается равнодушным.
Для автора театр — “волшебный край”, о котором он говорит с огромным воодушевлением, показывая себя подлинным знатоком и ценителем русской театральной культуры. Но “почетный гражданин кулис” остается равнодушен и к “блистательной” Истоминой, и к “прелести необыкновенной” постановок Дидло. Автор как бы предлагает Онегину полюбить вместе с ним “бешеную младость, и тесноту, и блеск, и радость” балов, но Онегин появляется в гостиных, “как Child Harold, угрюмый, томный”. Автор хотел ввести Онегина в круг своих друзей-литераторов, научить его наслаждаться “горячкой рифм”, потому что в творчестве находит поэт спасение от душевных невзгод: “Пишу, и сердце не тоскует”. Но из этого ничего не вышло, как они “ни бились”, к тому же оказалось, что вообще Евгению “труд упорный… был тошен”. “Счастье юных лет” автора составляла любовь, которая так преображала окружающий мир, что счастливыми становились даже предметы: “счастливое стремя”. Но Онегин не умеет любить, для него любовь — “наука страсти нежной”,-рассудочная игра. Показательно, что с первых страниц романа много говорится об уме героя, душа же упоминается только в связи с его “душевной пустотой”. Большое значение для развития души могут иметь книги, что подтверждает пример Татьяны, но Онегин читал книги, чтобы “присвоить ум чужой”. О душевной “глухоте” Евгения говорит и отсутствие родственных привязанностей. Узнав о смерти отца, он оказывается “довольный жребием своим”, а дядя, по его мнению, когда умер, “лучше выдумать не мог”.
Автор ведет Онегина по жизни, предлагая ему все новые
возможности счастья. Он как будто ждет, когда же Евгений, как Фауст, воскликнет: “Остановись, мгновение! Ты прекрасно!” — и посылает героя в “мир деревенской тишины”, где сам автор провел “счастливейшие дни”. Но “его Евгений” и здесь остается бесчувственным, его все так же, “как тень”, преследует “хандра”. Онегин не смог погрузиться в покой сельского однообразия, найдя “замену счастью” в привычке, как иной “деревенский старожил”. Тогда автор умышленно сталкивает героя с миром душевности и сердечности, знакомя Онегина с людьми, у которых есть то, чем обделен Евгений.
“Душа” — первое слово, характеризующее Ленского. Оно присутствует во всех строфах, знакомящих нас с юным поэтом: “с душою прямо генетической”, “дух пылкий”, “его душа была согрета…”, “…душа родная соединиться с ним должна”, “…поэтическим огнем душа воспламенилась в нем”. В душе живет и “доверчивая совесть” и счастье. Ленский — единственный герой романа, для которого счастье — естественное сиюминутное состояние. Для автора мгновения счастья были разлиты в воспоминаниях. Его отношение к счастью можно выразить словами И. А. Бунина: “О счастье мы всегда лишь вспоминаем”. Ленский же так идеализирует мир, что может быть счастлив именно сейчас. Автор называет его “счастливцем”, не раз повторяет, что тот “был счастлив”, веселит читателя “картиной счастливой любви” Ленского, торопит “счастливый срок” его свадьбы. “Негодование ревнивое” лишь ненадолго выводит Ленского из перманентно счастливого состояния, в которое он быстро и радостно возвращается, как в состояние устойчивого равновесия, шепча: “…не правда ль? Я счастлив”.
В рассказе о Ленском возникает нежный образ: “мотылек, в весенний впившийся цветок”. Этот же образ связывается с Татьяной: “Так бедный мотылек и блещет и бьется радужным крылом…” В виде бабочки в античном искусстве изображалась Психея — прекрасная возлюбленная Амура и олицетворение души. Поэтичнейшую сказку о Психее создал Апулей, которого “читал охотно” автор в “садах лицея”, связанного с целой вереницей счастливых авторских воспоминаний. Образ мотылька объединяет Татьяну и Ленского не только потому, что они тоже олицетворяют душу. Они оба столкнулись со стеклом онегинского бездушия, оставив на нем трещину. Но один разбился, а другая уцелела, несмотря на предсказание: “Погибнешь, милая…” “Доверчивость души невинной” Татьяны пробуждает к действию душу Евгения: “Ив сладостный, безгрешный сон душою погрузился он”. И тут же впервые рядом с ним возникают слова о возможности счастья. “И был бы счастлив… сколько мог!” — по совести: “совесть в том порукой”.
Но о счастье Онегин может говорить только в сослагательном наклонении, потому что осознает свою неспособность следовать долгу. Олицетворением долга в романе является супружество. Отношение к браку для Пушкина всегда было критерием зрелости человека. Осознание ответственности перед семейными обязательствами прекрасно выражено в “Сказке о царе Салтане”. “Но жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь”. Ленский, чье детство прошло в обстановке любящей патриархальной семьи, “для оной жизни был рожден”, его представление о счастье не противоречило осознанию долга. В такой же сердечной обстановке “милой старины”, имея перед глазами примеры матери и няни, воспитывалась Татьяна, поэтому для нее так естествен обычный ход семейной жизни: “…Была бы верная супруга и добродетельная мать”. Онегин рос в отрыве от корней, не зная родительской любви, не докучаемый “моралью строгой”. В его кругу супруг воспринимался как объект для насмешек: “…рогоносец величавый, всегда довольный сам собой, своим обедом и женой”, — почти буквальное повторение варианта судьбы Ленского: “В деревне, счастлив и рогат, носил бы стеганый халат”. Автор, будучи на каком-то этапе жизни “врагом Гимена”, разделял отношение Онегина к браку, “ряд утомительных картин” которого обрисовывает Евгений в отповеди Татьяне. Но “блажен, кто вовремя созрел”. В зрелые годы ценностные критерии меняются:
Трагедия же Онегина в том, что формирование его души происходит с опозданием, в том, что “рано чувства в нем остыли”, в том, что у него изуродовано понятие долга. Ложная “пружина чести” не дала Онегину прислушаться к голосу уже проснувшейся к тому времени души и выполнить нравственный долг, проявив себя “мужем с честью и умом” и остановив дуэль, поэтому он оказывается убийцей Ленского. Но и Ленским руководит “ложный стыд” бесчестья, нелепая мысль об обязанности быть спасителем Ольги от “ядовитого” “развратителя”. Оба действуют, “как в страшном, непонятном сие”, и один погибает “во цвете радостных надежд”, а другой остается “в тоске сердечных угрызений”. В отношении к смерти Ленского проявилось разное осознание долга героинями романа. Легкомысленная Ольга “недолго плакала” о женихе, усыпленная “любовной лестью” улана. Татьяна долго грустит о погибшем поэте, осуждая себя за любовь к Онегину: “Она должна в нем ненавидеть убийцу брата своего…”
Татьяна быстро понимает, что ей Онегин “не может… счастья дать”. Но сама способность любить — уже счастье. Это понимает автор и дает нам ощутить “счастливую силу мечтанья” Татьяны, вообразить вместе с ней “приюты счастливых свиданий”, почувствовать “полумучительную отраду” знакомства с домом любимого, куда попадает героиня, “забыв на время все на свете”. Это звучит, как грибоедовское: “Счастливые часов не наблюдают”. Татьяна хранит “тайну сердца своего, заветный клад и слез и счастья”. Для автора и “его милой Тани” любовь — напряженная работа души.
Душа Татьяны была готова к этому труду. Ее сформировали здоровый уклад деревенской жизни, близость к народной обрядности христианских устоев, вольная русская природа, чтение книг. Поэтому любовь к Онегину не разрушила душу Тани, а укрепила ее нравственное совершенство. Между прочим, воспитание Ольги складывалось из тех же составляющих, кроме чтения книг. Вот какова роль мировой культуры в формировании “Татьяны милого идеала”! За эту высоту души автор награждает Татьяну тем, что впоследствии сам признавал высшими ценностями бытия, альтернативами счастья: “…она сидит покойна и вольна”. Онегину же в этих ценностях отказано:
Любовь охватила душу Онегина после того, как он узнал, что такое раскаяние. Но этот душевный опыт пришел к нему поздно. Когда Евгений давал суровый урок Татьяне и говорил: “Не обновлю души моей…” — он не знал, что будет влюблен, “как дитя”. Для этой не готовой к труду детской души “сердечное страданье” оказалось “невмочь”, поэтому Онегин чахнет: “…век уж мой измерен…” А Татьяна опять оказывается мудрее и выше, принимая Онегина “без гнева”, не скрывая слез, откровенно говоря о своей любви и отказываясь от счастья ради чести и долга. В романе “Евгений Онегин” А. С. Пушкин дал нам всем урок такой высокой нравственности, что, как писала М. И. Цветаева, “между полнотой желания и исполнением желаний, между полнотой страдания и пустотой счастья мой выбор был сделан отродясь — и дородясь”. Этот выбор был сделан всей русской литературой.

Название: Счастье и долг в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
Раздел: Сочинения по литературе и русскому языку
Тип: сочинение
Добавлен 07:45:59 26 февраля 2011 Похожие работы
Просмотров: 73
Комментариев: 15
Оценило: 2 человек
Средний балл: 5
Оценка: неизвестно   Скачать

Срочная помощь учащимся в написании различных работ. Бесплатные корректировки! Круглосуточная поддержка! Узнай стоимость твоей работы на сайте 64362.ru
Привет студентам) если возникают трудности с любой работой (от реферата и контрольных до диплома), можете обратиться на FAST-REFERAT.RU , я там обычно заказываю, все качественно и в срок) в любом случае попробуйте, за спрос денег не берут)
Да, но только в случае крайней необходимости.

Сочинение: Счастье и долг в романе А. С. Пушкина Евгений Онегин
Реферат: Реакция правительства генерала П. Мушаррафа на гражданские, конституционно-демократические реформы в Пакистане
Отчет По Учебной Практике Отдел Кадров
Темы Пробного Декабрьского Сочинения
Реферат На Тему Возрождение Олимпийских Игр Современности
Договор подряда
Доклад: Снижение полового влечения
План Структура Итогового Сочинения 2022 2022
Реферат: Заохочення суспільно корисної мотивації посткримінальної поведінки
Тема Итоговая Контрольная Работа 3 Класс
Эссе Почему Я Хочу Учиться
Последствия признания брака недействительным
Реферат: Понятие и виды источников иудейского права
Недоросль Сочинение На Тему Образ Митрофана
Реферат: XXI век: новые международные отношения. Скачать бесплатно и без регистрации
Курсовая Работа Реализация Проекта
Дипломная Работа На Тему Методика Аутогенного Тренування При Підготовці Єдиноборців 14-15 Років З Рукопашного Бою
Домашнее Насилие Диссертация
Курсовая работа по теме Повышение эффективности управления подразделениями основного производства на действующем предприятии КСУП ‘Путь Ильича’
Курсовая работа по теме Заключение под стражу как мера пресечения в уголовном процессе
Реферат: Авиация. Скачать бесплатно и без регистрации
Реферат: Фондовый рынок РФ: становление, проблемы развития
Реферат: Современное геополитическое положение России
Реферат: Особенности перевода поэзии на английский язык

Капитанская дочкаПодведение итогов. Подготовка к сочинению.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • 1 слайд

    Капитанская дочкаПодведение итогов. Подготовка к сочинению.

    Описание слайда:

    Капитанская дочка
    Подведение итогов. Подготовка к сочинению.

  • 2 слайд

    Основная тема произведения.тема народного восстания. В романе ставятся и вопр

    Описание слайда:

    Основная тема произведения.
    тема народного восстания. В романе ставятся и вопросы внутренней политики, и проблемы обязанностей дворянства перед народом, государством, и столкновение интересов дворянства и крестьян, делающее конфликт между ними фатально неразрешимым. Пушкин поднимает проблемы, связанные с морально-бытовой стороной жизни дворянства, с темой человеческого счастья, любви, истинного благородства, долга, чести

  • 3 слайд

    Своеобразие композиции «Капитанской дочки» историческая повесть о Пугачевском

    Описание слайда:

    Своеобразие композиции «Капитанской дочки»
    историческая повесть о Пугачевском восстании
    семейно-бытовой роман

  • 4 слайд

    Вопросы для размышления.Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева? Нас

    Описание слайда:

    Вопросы для размышления.
    Почему Пушкин делает рассказчиком Петра Гринева?
    Насколько объективно автор показывает в романе своего героя – Пугачева?
    В чем привлекательность образа Маши Мироновой?
    Смысл названия романа.

  • 5 слайд

    С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крест

    Описание слайда:

    С помощью каких художественных средств автор создает образ предводителя крестьянского восстания?
    Пушкин широко использует фольклорные изобразительные средства. Речь Пугачева насыщена народными поговорками и образными иносказаниями: «Долг платежом красен», «Утро вечера мудренее», «Закурим, запоем и ворота запрем».
    Сказка старой калмычки об орле и вороне объясняет жизненную позицию народного героя-самозванца: не может человек орлиной натуры жить по законам ворона.
    А с помощью эпиграфа к главе «Приступ» и бурлацкой песни, в которых появляется мотив виселицы, автор показывает трагическую предрешенность судьбы Пугачева

  • 6 слайд

    Технология написания сочиненияВыбрать «свою» тему сочинения . Помнить об осн

    Описание слайда:

    Технология написания сочинения
    Выбрать «свою» тему сочинения .
    Помнить об основной мысли сочинения.
    Тщательно отобрать рабочий материал.
    Определить, какой тип и стиль речи будет использован в работе.
    Составить план сочинения.

  • 7 слайд

    Портретный очеркЗадача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но

    Описание слайда:

    Портретный очерк
    Задача автора сделать зарисовку не только внешности героя, но и описать его внутренний мир. Дать ему полную характеристику. Писатель должен упомянуть о том, как окружающая среда влияет на поступки героя.

  • 8 слайд

    Определение и выбор темыСтановление личности Петра Гринева. Проблема чести и

    Описание слайда:

    Определение и выбор темы
    Становление личности Петра Гринева.
    Проблема чести и долга в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
    Маша Миронова в произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
    Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

  • 9 слайд

    ПЛАНI. Введение II. Основная часть III. Заключение.

    Описание слайда:

    ПЛАН
    I. Введение
    II. Основная часть
    III. Заключение.

  • 10 слайд

    Становление личности Петра Гринева.I. Вступление. Связь романа Пушкина с совр

    Описание слайда:

    Становление личности Петра Гринева.
    I. Вступление. Связь романа Пушкина с современностью.
    II. Основная часть.
    1.Детство и юность, среда, в которой воспитывался герой.
    2. Самостоятельная жизнь Петра Гринёва- утрата многих иллюзий, становление души и характера: (На выбор)
    а) встреча с Зуриным; б) встреча с вожатым; в) жизнь в Белогорской крепости, взросление героя, укрепление лучших задатков характера.
    3.Гринёв во время грозных исторических событий.
    4. История отношений с Пугачёвым.
    5. Отношение Гринёва к людям –умение любить, помогать, прощать.
    III. Заключение. Во всех тяжёлых жизненных ситуациях нужно сохранять доброту и благородство.

  • 11 слайд

    Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на пр

    Описание слайда:

    Проблема чести и долга в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка» ( на примере образов Гринёва и Швабрина).
    I. Вступление. Мужество и благородство проявляются в жизненных испытаниях.
    II. Основная часть.
    1.Гринёв и Швабрин- представителя русского дворянства. Что у них общего?
    2.Отношение героев к людям.
    3.Поведение героев в ситуациях нравственного выбора.
    4.Отношение героев к Маше Мироновой. Любил ли Швабрин Машу?
    III. Заключение. Как судьба героев соотносится с эпиграфом к роману.

  • 12 слайд

    Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка». I. Вступление.

    Описание слайда:

    Маша Миронова в произведении А.С.Пушкина «Капитанская дочка».
    I. Вступление. Проблемы, которые затрагивает Пушкин в романе « Капитанская дочка».
    II. Основная часть. Образ Маши Мироновой.
    1.Жизнь Маши в Белогорской крепости.
    2.Встреча с Петром Гринёвым.
    3.Главные испытания в жизни Маши.
    4.Борьба Маши за честь и доброе имя Гринёва.
    5.Милость императрицы.
    6.Счастье с любимым.
    III. Заключение. Честность и нравственная чистота победили предательство и несправедливость.

  • 13 слайд

    Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».Вступление. Историческая тема в

    Описание слайда:

    Образ Пугачёва в романе « Капитанская дочка».
    Вступление. Историческая тема в творчестве А.С. Пушкина.
    Основная часть.
    1. Характеристика Пугачёва.
    2. Первое появление Пугачёва на страницах романа.
    3. Портретная характеристика героя.
    4. Черты характера , противоречивость натуры Пугачёва.
    5. Пугачёв и народ.
    6. Сочувствие , сострадание рассказчика Пугачёву.
    7. Смысл последней встречи на казни.
    III. Заключение. Взгляды А.С. Пушкина на восстание Пугачёва.

  • 14 слайд

    Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».Вступление. Основная т

    Описание слайда:

    Смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».
    Вступление. Основная тема и проблема романа Пушкина « Капитанская дочка».
    Основная часть.
    1.Первое впечатление Гринёва от Маши Мироновой.
    2.Черты , которые проявляются в характере Маши в её отношениях к родителям, Гринёву, Швабрину.
    3.Как раскрывается личность Маши в её любви к Гринёву.
    4.Отношение к Маше других персонажей произведения.
    5. Как дополняет образ Маши её встреча в Петербурге с Екатериной II.
    III. Заключение. Маша Миронова- любимая героиня А.С. Пушкина.

  • 15 слайд

    Домашняя работа.Написать черновик сочинения опираясь на презентацию; провери

    Описание слайда:

    Домашняя работа.
    Написать черновик сочинения опираясь на презентацию;
    проверить его, сделав необходимые пометки;
    следить за своими словами, чтобы речь была выразительной, точной, яркой;
    прочитать дома вслух работу, если необходимо, то откорректировать написанное.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Пожаловаться на материал

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

  • Все материалы

  • Статьи

  • Научные работы

  • Видеоуроки

  • Презентации

  • Конспекты

  • Тесты

  • Рабочие программы

  • Другие методич. материалы

Проверен экспертом

Общая информация

Учебник:
«Литература (в 2 частях)», Меркин Г.С.

Тема:
Капитанская дочка

Похожие материалы

  • Презентация к внеклассному мероприятию по литературе «Всё начинается с любви…» (10 класс)

  • Методическая разработка внеклассного мероприятия по литературе «Всё начинается с любви…»(10 класс)

  • Сопоставительный анализ художественных произведений: пересечение антиутопий

  • Урок внеклассного чтения по литературе на тему «Мир поэзии в стихах А.А.Фета и Е.Даньшиной»

  • Методология науки и ее влияние на литературу

  • Александр Данилович Алферов и его великий вклад в литературу

  • Наука в современном мире

  • Тема: Родная природа в стихотворении Е. А. Баратынского. «Весна, весна! как воздух чист!..» Выражение переживаний и мироощущения автора поэтического текста

  • Не нашли то что искали?

    Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

    5437935 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении литературы «серебряного века» в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Логистика: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс повышения квалификации «Актуальные вопросы банковской деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Политология: взаимодействие с органами государственной власти и управления, негосударственными и международными организациями»

  • Курс профессиональной переподготовки «Техническая диагностика и контроль технического состояния автотранспортных средств»

  • Курс профессиональной переподготовки «Осуществление и координация продаж»

  • Проблема технического прогресса сочинение
  • Проблема ума в комедии горе от ума план сочинения
  • Проблема счастья в обломове сочинение
  • Проблема смысла жизни в рассказе и а бунина господин из сан франциско
  • Проблема сказки спящая царевна