Проблема рассказа попрыгунья чехова

Урок 94. а. п. чехов. жизнь и творчество. трилогия человек в футляре, крыжовник, о любви. отрицание автором бездуховной жизни урок

Урок 94. А. П. Чехов. Жизнь и творчество. Трилогия «Человек в футляре»,
«Крыжовник», «О любви». Отрицание автором бездуховной жизни

Урок 95. А. П. Чехов. Проблематика и поэтика рассказов 1890-х годов
«Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья», «Душечка»

Урок 96. А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека

Урок 97. Особенности драматургии А. П. Чехова

Урок 98. А. П. Чехов «Вишнёвый сад»: история создания, жанр, герои. Разрушение дворянского гнезда

Урок 99. А. П. Чехов «Вишнёвый сад». Место вишнёвого сада в системе образов пьесы. Символический смысл
названия

УРОК 95
А. П. ЧЕХОВ. ПРОБЛЕМАТИКА И ПОЭТИКА

РАССКАЗОВ 1890-х ГОДОВ

«ДОМ С МЕЗОНИНОМ», «ДАМА С СОБАЧКОЙ»,

«ПОПРЫГУНЬЯ», «ДУШЕЧКА»

Цель:


ознакомить учащихся с проблематикой и стилевыми особенностями поздних рассказов А. П. Чехова; углубить
представления учащихся о роли детали в создании художественного образа; раскрыть идейно-нравственное содержание рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой»,
«Попрыгунья», «Душечка» посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации художественного текста; формировать
личность, способную ориентироваться в мире духовных ценностей и в ситуациях окружающей жизни, умеющую
принимать решения и отвечать за свои поступки.

Оборудование:
учебник, тексты рассказов, раздаточный материал, иллюстративный материал по теме урока.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся имеют представление о проблематике и стилевых особенностях поздних рассказов А. П. Чехова; рассказывают о роли детали в создании художественного образа;
раскрывают идейно-нравственное содержание рассказов «Дом с мезонином», «Дама с собачкой», «Попрыгунья»,
«Душечка» посредством исследования словесно-семантической и композиционно-синтаксической организации
художественного текста; выполняют аналитическую работу в группах; участвуют в беседе.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Беседа

• Что объединяет рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» в «маленькую
трилогию»?

• Какова функция рассказчика в этой трилогии?

• Как вы понимаете выражение «футлярность существования»?

• Герой какого рассказа трилогии напоминает персонажей Салтыкова-Щедрина? В чём их сходство?

• В чём вы видите связь между проблемами, поднятыми Чеховым в этом произведении, и современной жизнью России?

III. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и цели урока

Слово учителя

— А. П. Чехов — писатель, заканчивающий великий для русской литературы девятнадцатый век и открывающий новую сложность века двадцатого.
К восьмидесятым годам, когда он начал литературную деятельность, русская
литература не просто сложилась, она уже пережила вершину зрелости. К этому времени написаны почти все великие произведения — романы Гончарова,
Тургенева, Достоевского и Толстого, повести Лескова и Салтыкова-Щедрина,
комедии и драмы Островского. Чехов оказался в положении человека, отвечающего не только на вопросы, поставленные самой жизнью, но и на те, которые
ставила предшествующая литература. «Нужны новые формы», «вопреки всем правилам» — слова, которые звучат в его произведениях, дневниках, письмах.

Он активно вводит в прозу форму рассказа, расшатывает драматическую структуру, создавая драму нового типа. «Чехов несёт ответственность за развитие
всей мировой драмы в XX веке»,— сказал знаменитый американский драматург Э. Олби. Лев Толстой оценил Чехова как художника мирового масштаба,
подчеркнув, что «достоинство его творчества — то, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще».

IV. Работа над темой урока

1. Объяснение учителя

— Споры, размышления об особенностях жанра рассказов Чехова длятся уже не одно десятилетие. Различные точки зрения, появившиеся за прошедшие
годы, открывают новые грани уникального жанра чеховского рассказа, помогают лучше, объёмнее его понять. Точнее определить жанр всегда очень важно,
потому что от этого зависит понимание любого произведения. По традиции рассказы Чехова называют новеллами. Л. Е. Кройчик, например, предлагает называть
ранние чеховские рассказы комическими новеллами, а поздние — сатирическими рассказами.

Совершенно очевидно, что ранние рассказы Чехова отличаются от поздних, написанных после 1888 года — переломного в творчестве писателя. В ранних
рассказах («Смерть чиновника», «Толстый и тонкий» и др.) доминирует комическая стихия, их автор (Антоша Чехонте, Пурселепетантов и т. п.) был неистощим на
неожиданные смешные сюжеты, картины, случаи,— он умел их замечать в жизни.

Рассказы 1890-х годов иные по тону: в них преобладают сожаление, грусть, скепсис писателя, они философичны. Но и те, и другие рассказы написал один
автор — Антон Павлович Чехов, и мы будем характеризовать жанр чеховского рассказа в целом. В рассказах Чехова минимум героев, обычно не вступающих
в противоборство. Сюжетное действие лишено острых, занимательных интриг, течёт неторопливо и плавно, а завязки и развязки не только лишены эффектности, но и
заменены приездами и отъездами. Давайте же попробуем понять, как из простых чеховских сюжетов вырастают колоссальные идеи, как Чехов возвышал изображение
частных, казалось бы, совершенно случайных историй и происшествий до «одухотворённого символа», по словам Максима Горького.

2. Аналитическая работа с текстом рассказа «Душечка»

1) Коллективная работа по составлению плана рассказа



(запись на доске и в тетрадях)

План

1. Душечка замужем за антрепренёром Кукиным.

2. Смерть мужа.

3. Душечка замужем за управляющим Пустоваловым.

4. Смерть мужа.

5. Роман Душечки с ветеринаром Смирниным.

6. Отъезд ветеринара.

7. Одиночество.

8. Любовь к Сашеньке.

2) Лингвистический анализ фрагмента от слов «В великом посту он
уехал в Москву…»


(работа в парах)

• Найдите ключевые слова, постройте словесный ряд, который создаёт образ героини.

• Определите авторское отношение к Оленьке. Сделайте вывод.

Ориентировочные ответы

Ключевые слова: без него не могла спать; сидела у окна; смотрела на звёзды;
сравнивала себя с курами; не спят, испытывают беспокойство; в курятнике нет петуха.

Авторское отношение.

«В поэтической традиции созерцание звёздного неба обыкновенно предполагает возвышенный строй мыслей, мечту о крылатости.
Согласно мифологическим представлениям, душа вообще крылата. Оленька тоже сравнивает себя с крылатыми существами, однако — нелетающими, а созерцание мироздания
наводит её на мысль о курятнике. Подобно тому, как курица — своего рода пародия на свободную перелётную птицу, чеховская Душечка — пародия на
традиционно-аллегорическую Психею»,— утверждает литературовед В. Тюпа. Героиня рассказа лишена способности к самостоятельному
выбору жизненной позиции, пользуется чужими самоопределениями. Ирония Чехова перерастает в сарказм.

Итак, никакого перерождения «Душечки» во взрослую «душу» под облагораживающим воздействием материнского чувства в финальной части произведения не видно. Напротив,
приняв авторский угол зрения на сообщаемое нам
в тексте, мы вынуждены будем признать, что последняя привязанность окончательно обнажает несостоятельность Ольги Семёновны как личности.

3) «Учимся дискутировать»: мини-дискуссия

• «Душечка — неразвившийся «эмбрион» личности» (В. Тюпа).

Согласны ли вы с этой мыслью литературоведа?

• Душечка — прекрасная жена и мать, мечта мужчины.

Согласны ли вы с этим высказыванием?

3. Исследовательско-аналитическая работа (в группах)

1-я группа. «Дом с мезонином».

2-я группа. «Дама с собачкой».

3-я группа. «Попрыгунья».

1) Выполнение аналитической работы

• Выясните время написания рассказа.

• Задумайтесь и постарайтесь объяснить смысл заглавия.

• Подумайте, какова тема рассказа, в какой тональности он написан и почему; каково общее впечатление от рассказа.

• Изложите сюжет произведения, определите ведущие мотивы и особенности композиции.

• Постарайтесь объяснить, чем рассказ интересен (проблемами, показом героев, их взаимоотношений и др.), какие чувства и мысли вызвало у вас чтение
рассказов.

• Проанализируйте систему образов в рассказе.

• Как художественное мастерство писателя (приёмы обрисовки героев, «открытые финалы», язык, психологические и символические детали, музыкальность) помогают
читателю увидеть авторскую позицию, его отношение к миру и человеку?

• Продумайте план и форму своего высказывания. Обоснуйте и докажите все свои суждения, выводы, предположения.

2) Обобщение учителя

— «Дом с мезонином».


В «Доме с мезонином» соединены три темы — тема любви, тема труда и тема народа. Это повествование о том, как вынуждены расстаться любящие сердца. Но автор
поднимает и проблему интеллигенции и народа: лёгкой, беззаботной жизни обитателей дворянской усадьбы противопоставлена тяжёлая жизнь мужиков. Понимая,
что «библиотечками» и «аптечками» делу помочь нельзя, Чехов призывает читателей искать новые пути решения этой проблемы.

А дом с мезонином становится пустым после отъезда Жени. Ведь именно Мисюсь — самая светлая личность в рассказе. И дом «жил», дом «дышал» благодаря чистоте её
чувств, её мыслей. Почему же Лида не научилась ценить эту чистоту, искренность, почему она отгораживает себя «холодной», непреодолимой стеной?!

В новелле «Дом с мезонином» Антон Павлович Чехов выступает, скорее, как лирик и романтик, чем как реалист. Мотив абсурда становится ведущим в финале и определяет
«мысль — смысл» произведения. Дом — символ дворянского гнезда, символ традиции, прошлого, корней; мезонин — верхний полуэтаж дома, то,
что, возможно, пристраивают впоследствии. Антитеза «верх — низ», отражённая в названии рассказа, становится символом неразрешимости конфликта прежнего,
традиционного и нового, символом столкновения разных по природе миров, эпох.

«Дама с собачкой».
Гениальность Чехова в том, что он с потрясающей убедительностью показывает нам любовь людей самых обыкновенных и ничем не
примечательных, «маленьких». Они — заурядные и в общем-то скучные люди.

Они не в силах совладать ни с любовью, ни с жизнью, и их связь так и остаётся
обычной связью, ибо они не в состоянии ни разорвать свои отношения, ни вступить друг с другом в законный брак.

Чехов оставляет конец рассказа открытым, он не показывает читателю, как любовь его героев неуклонно погружается в болото пошлой повседневности,
но об этом нетрудно догадаться, поскольку рассказанная им история не может иметь конца. Это — своего рода «дурная бесконечность», ибо ни Гуров, ни Анна
Сергеевна ни к чему не стремятся и жизнь их не наполнена смыслом, который могла им даровать любовь, если бы они не были так слабы…

В рассказе «Попрыгунья»
героев можно разделить на две группы. Одна — Ольга Ивановна, «её друзья и добрые знакомые». Другая — Дымов, Коростелёв
и их коллеги-врачи. Эти два общества одновременно похожи и не похожи. Схожи они в своём стремлении к известности и успеху. Оба главных героя похожи
и в том, как они безотчётно и целиком отдаются своему делу. Связующим началом между обществами могла бы стать Ольга Ивановна. Как часто в рассказах
Чехова молодая (иногда и немолодая) женщина прорывает пелену непонимания своим сочувствием или любовью («О любви», «Цветы запоздалые», «Студент»,
«Дом с мезонином», «Душечка» и др.)!

Но Ольга Ивановна не любит мужа. Она играет в любовь, в семью. Героиня приходит к позднему прозрению. Она понимает, что её невнимание к мужу, делу его жизни
привело его к гибели. Но даже в этот момент Ольга Ивановна не начинает любить мужа по-человечески. Ей лишь становится очевидным его редкость и потенциальная
знаменитость. И она досадует на себя за свою невнимательность. Вот и всё. «И вспомнив, как к нему
относились её покойный отец и все товарищи-врачи, она поняла, что все они видели в нём будущую знаменитость. Стены, потолок, лампа, и ковёр на полу замигали
ей насмешливо, как бы желая сказать: “Прозевала! прозевала!”»

Со смертью Дымова угасла надежда объединения двух групп героев, разделённых невидимой, но прочной стеной непонимания.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

• Объясните, почему Чехов предпринял путешествие на остров Сахалин?

• Какие новые мотивы появляются в зрелом творчестве писателя 1890-х годов?

• В чём заключается смысл афоризма одного из героев Чехова этого периода: «никто не знает настоящей правды»?

• Почему А. П. Чехов избрал основной темой своего творчества изображение потока обыденной жизни?

2. Заключительное слово учителя

— В конце 1890-х — начале 1900-х гг. А. П. Чехов — признанный и популярный мастер: журналы ищут его участия, появление новых произведений расценивается критикой
как событие литературной жизни, споры вокруг них перерастают в общественно-политические дискуссии — о будущем русской деревни, о роли
интеллигенции в обществе и т. п. В его творчестве возникают новые темы. Тема нравственной деградации и духовной опустошённости русской интеллигенции,
её неспособности к социальному и личному жизнеустройству поднимается в рассказе «Дом с мезонином», «маленькой трилогии» «Человек в футляре», «Крыжовник»,
«О любви».

Чуждый моральному учительству, религиозной проповеди и социальному утопизму, А. П. Чехов не прописывает рецептов нравственного совершенствования, общественного
переустройства или духовного преображения, но в томлениях и муках своих героев, в их неудовлетворённости бессмысленностью своего существования видит доказательства
принципиальной возможности для человека устроить свою жизнь правдиво, достойно и радостно.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать рассказ А. П. Чехова «Ионыч».

2. Опережающее задание (2 учащихся)
Выучить наизусть отрывок из II главы «Старцев на кладбище».

Следующий урок: А. П. Чехов «Ионыч». Душевная деградация человека >>>

В 1891 году Антон Чехов написал одно из самых своих знаменитых произведений — «Попрыгунья». Свой рассказ писатель посвятил проблемам смысла и предназначения в жизни. Автор также в своём произведении заставляет читателя поразмышлять, что мы не ценим подлинных добродетелей человека, зато переоцениваем внешнюю оболочку. Некоторые критики и литераторы полагают, что основу рассказа составляют реальные факты. Чтобы понять замысел произведения, рассмотрим его краткое содержание. «Попрыгунья» в сокращении поможет быстро узнать сюжет и запомнить основные события. Кстати, анализ рассказа тоже есть. Приятного просвещения!

Глава 1: Свадьба

Главной героиней известного произведения является Ольга Ивановна, которая является женой врача Осипа Дымова. Известно, что отец героини работал в больнице. Именно там и произошло её знакомство с будущим супругом. Дымов очень старался излечить старика, когда тот попал в больницу. Он не выходил из палаты, и там тесно сошелся с дочерью пациента. Спустя время после смерти коллеги, Дымов сделал Ольге предложение. Она всю ночь проплакала и согласилась, потому что «влюбилась адски». 

Ольга общалась довольно с известными людьми, пусть и не с самыми знаменитыми. Так, круг общения героини составляли музыканты, артисты, художники и так далее. Сама она увлекалась всеми видами искусства, но не преуспела ни в чем. Ольга всегда считала, что её супруг не похож на людей из её круга общения. Если он попадал в их компанию, то он вёл себя довольно скованно. Муж Ольги каждый день допоздна был на работе и не проявлял особого интереса к искусству. Поэтому Ольге он казался скучным, и она даже не понимала, что заставило ее выйти за него замуж. 

Глава 2: Жизнь новобрачных

Однако и жизнь Ольги можно назвать довольно скучной и однообразной. В свои 22 года она ничем не занималась. Обычно героиня вставала с постели не ранее одиннадцати часов. Затем она могла сесть за рояль или заняться рисованием. Ольга часто ходила к портнихе. Подруги героини из артистической среды любили рассказывать ей последние новости из мира театра. Потом они ехали в гости к какому-нибудь известному человеку и говорили об искусстве. Ольге прочили успех во всех начинаниях, если она не будет разбрасываться на мелочи. Она слушала и верила в эти похвалы, но по-прежнему ничего особо не делала.

Дымов не понимал искусства, но жену не осуждал. Он позволял ей делать то, что она хочет. Она же, напротив, часто упрекала мужа за то, что он не интересуется богемной жизнью. Он же отвечал кротко:

Я не понимаю, но не понимать не значит отрицать.

В семье Дымовых существовала традиция — каждую неделю приглашать в дом известных людей. На вечеринках никто не вспоминал о Дымове. В гостях были одни молодые люди и актрисы, и Ольга блистала в их кружке. 

Однажды жизнь молодожёнов омрачилась происшествием: Дымов порезал два пальца во время вскрытия трупа. Ольга боялась заражения, но все обошлось, и их дни вновь потекли по-прежнему: Дымов работал, Ольга развлекалась.

Глава 3: На даче

Лето героиня проводила за городом. А её супруг работал, но через две недели разлуки решил приехать к жене, отложив дела. Он специально собрал корзину для романтического ужина и мечтал о том, чтобы провести время наедине с женой. Но приехав, Ольгу он не застал. В приемной сидели трое мужчин. Вскоре появилась и хозяйка, но была она с молодым и красивым художником Рябовским (25 лет, холост).

Тут же она объявила о том, что ей не в чем идти на свадьбу к едва знакомому телеграфисту, и Дымов должен поехать за ее нарядом немедленно. Он послушался. Голодный и уставший он поехал за платьем. А его ужин съели гости.

Глава 4: Признание

Ольга принимает решение последний месяц лета провести вместе с художниками на Волге. Осип Дымов при этом не перестаёт работать, обеспечивая свою жену. Однако судьба готовила главной героине неожиданное признание. Во время речной прогулки Рябовский признается ей в своих чувствах. Он готов бросить искусство и стать рабом Ольги.

Она слабо сопротивляется, но решает уступить, ведь «в жизни надо все попробовать». Ей заморочили голову комплименты художника.

Глава 5: Хандра

Рябовский признался себе и Ольге, что нет у него никакого таланта, что он выдохся и иссяк. Про себя он подумал, что зря связался с этой женщиной. Для него это была интрижка.

Ольге уже надоело путешествие, она хотела домой. Все это время муж умолял ее в письмах вернуться в дом, а она была с Рябовским. Ее умиляла самоотверженность супруга, который все это время высылал ей большие суммы. Она уже скучала по его заботе.

В то же время Рябовский охладел к ней. «Мне от Вас больше ничего не нужно» — говорил он. Ольгу же раздражало это. Она не понимала, почему он так стыдится этой связи, почему так относится к ней, хотя еще недавно был полон любви. Рябовский избегает ее и открыто выражает неприязнь. Так как герой является творческой натурой, просто любовный роман ему надоедает. И он отправляет Ольгу к её мужу без всякого сожаления. 

Ольга решила вернуться домой. Увидев мужа, она сразу же поняла, что нужно все рассказать ему, что скрывать измену невозможно. Но у нее не хватило духу признаться. Осип радуется, что встретился с супругой. 

Глава 6: Разлад

Главная героиня не рассказывает мужу о своей связи с художником, продолжая встречаться с ним. Однако Рябовский считает такие отношения очень скучными и однообразными, а у Ольги возникает чувство ревности. Вскоре Дымов всё же начинает догадываться, что жена ему изменяет. Герой сильно волнуется по этому поводу, однако вида не подаёт. Он сторонится жены и избегает ее, чтобы не слышать ложь. Теперь он уже не улыбается при встрече с нею. Даже на обед он приходит с коллегой.

Ольга ведет себя неосторожно, ведь ее очень тяготят отношения с Рябовским. Он то любит, то не любит ее. Она мучается и обижается, виня художника в том, что он разрушил ее семью. При этом она ревнует Рябовского даже к картине. Ольга так боялась потерять его, что унижалась и умоляла не бросать ее. Поэтому художнику очень надоели эти отношения.

При этом Ольга не стеснялась ссориться с любовником при муже и приглашала его на обед, шантажируя его тем, что отравится. Рябовский трусил, но приходил, хотя открыто ненавидел ее. Видя рыдания Ольги, Дымов лишь утешал ее и говорил: «Знаешь, что случилось, того уже не поправишь».

Под воздействием волнения он начинает работать и трудиться ещё больше. В это время в работе у него появляются большие успехи, герой защищает диссертацию. Он спешит поделиться этим радостным известием со своей супругой, однако ей совершенно нет дела до этого. Ведь она спешит в театр. 

Глава 7: Крах надежд

Дымов занемог, а Ольга отправилась к любовнику, написав в качестве предлога ничтожный этюд. В этот раз главная героиня окончательно разрывает отношения со своим любовником, как только застает его с другой женщиной в мастерской. Там художник откровенно говорит Ольге, что у нее нет таланта, и этюды она пишет уж не первый год. Лучше бы подалась в музыку. Она подавлена и уничтожена. Ей даже возразить нечего.

По пути домой она уже сочиняет жесткое письмо любовнику, в котором обвиняет уже его в отсутствии таланта.

Осип Дымов заражается неизлечимой болезнью — дифтеритом. Именно сейчас Ольга Ивановна поняла, насколько дорог был ей муж и как она его недооценивала. Она разрыдалась, раскаялась и послала за Коростелеву (коллеге мужа и врачу) умоляющее письмо.

Глава 8: Великий человек

Ольга с утра была некрасивой и не причесанной, но все равно вышла к гостям. В доме были врачи. Путь в комнату преграждал Коростелев. Дымов был в бреду и мог заразить жену. Ольга раскаялась, она уже не помнила о прелести жизни с любовником, а уже понимала, что совершила непростительную ошибку и теперь получила наказание. Даже Коростелев смотрел на нее такими глазами, будто его друг умирал не от дифтерита вовсе.

Однако раскаяние случилось слишком поздно, её супруг уже мёртв. Ничего уже нельзя изменить, как бы сильно героине этого не хотелось бы. Коллега мужа восклицает:

Господи боже мой, это был бы такой ученый, какого теперь с огнем не найдешь. Оська Дымов, Оська Дымов, что ты наделал! 

Видимо, Дымов был более значим и ярок, чем могла себе представить Ольга. Коростелев с ненавистью смотрит на нее и говорит, что он не жалел себя, а доля чего? «Чтобы платить за эти подлые тряпки!».

Таким образом, автор в своём произведении поднял очень важные темы: любовь, измена, предательство, потеря любимого человека, смысл жизни и предназначение. Название произведения Чехова «Попрыгунья» отражает натуру главной героини, которая думала только о себе и своих удовольствиях.  Писатель хотел донести до читателя простую истину — необходимо ценить и уважать людей, которые находятся рядом. Жизнь быстротечна, и порою самые светлые её моменты остаются просто незамеченными. 

Автор: Виктория Комарова

(566 слов) Антон Павлович Чехов был известным русским писателем и общественным деятелем. Одним из интереснейших произведений Антона Павловича является рассказ «Попрыгунья«. В нем Антон Павлович мастерски соединил трагический и иронический тон. Центральное место в рассказе занимает тема любви и измены. Автор продемонстрировал историю жизни одной легкомысленной женщины. Главной героиней рассказа является Ольга Ивановна. Чтобы лучше понять замысел произведения, рассмотрим характеристику этой героини поподробнее.

Ольга Ивановна является олицетворением эгоизма, лицемерия и тщеславия. Поэтому главная героиня становится противоположностью своему супругу. Несмотря на то, что он весьма не заметный, он очень талантливый и хороший человек. А вот Ольга кичилась своей мнимой принадлежностью к богеме, но так ничего и не добилась в искусстве.

Главная героиня рассказа Антона Чехова родилась и воспитывалась в небогатой дворянской семье. Скорее всего, именно это обстоятельство спровоцировало возникновение такого качества героини,  как тщеславие. В образе Ольги Ивановны представлена совсем не глупая женщина, которая не предается сословному чванству. Конечно, ей присуще тщеславие, однако оно приняло другие формы. Главная героиня отличается тягой к искусству, она преклоняется перед талантами. Она предпочитает играть на фортепиано, рисовать, петь, а также принимать участие в любительских спектаклях. Ольга Ивановна очень трепетно относится к своему внешнему виду, поэтому она всегда старается одеваться модно и стильно. Искусство представляет собой одну из главных жизненных ценностей Дымовой. Женщина старается следить за творчеством великих художников. Она и сама прекрасно поёт и играет на фортепиано, а также создаёт различные превосходные вещи. Правда, ни в одном из этих направлений у Ольги нет настоящего таланта. Ее хвалят из вежливости, да и она играет не по призванию. Ей просто хочется принадлежать к миру богемы и самоутвердиться в нем. Ольга Ивановна искренне восхищается деятелями искусства, а именно: актерами, художниками, писателями, музыкантами, певцами. В представлении главной героини это великие люди, которые способны творить волшебство, принося в мир яркие краски. Ольга Ивановна обладает способностью заводить нужные знакомства с представителями аристократической среды. Для женщины это очень приятный способ времяпрепровождения. 

Главная героиня вышла замуж, когда ей было всего двадцать два года. Супругом Ольги Ивановны стал врач, фамилия которого Дымов. Женщина любит своего супруга, однако порой ей приходится грустить из-за того, что он не восхищается искусством. Дымов — талантливый  врач, который всерьёз занят диссертацией. Он не гоняется за популярностью. И у него нет времени на творчество. 

Читатель замечает, что Ольге свойственно такое негативное качество, как эгоизм. Главная героиня не проявляет должного уважения к своему супругу, несмотря на то, что он оплачивает её же прихоти благодаря сверхурочной работе. Ольга Ивановна потребительски относится к своему мужу. Дымов старается исполнять каждое желание своей жены. Однако из-за этого лишь усиливается эгоизм Ольги. Она не ценит мужа и даже ищет приключения на стороне. У главной героини появляется любовник. С ним Ольге гораздо интереснее, чем со своим приземленным супругом. Женщина не испытывает никаких угрызений совести из-за измены. Она отдалилась от мужа, а он все понимал, но ничего не мог поделать. Главная героиня даже не додумалась поинтересоваться у супруга, как он защитил диссертацию.

Смело можно сказать, что Ольга Ивановна получила заслуженное наказание за свое отношение к жизни. Главная героиня неожиданно узнает, что Рябовский не любил её, что она была лишь одной из многих его пассий. После этого известия их отношения заканчиваются. Супруг Ольги не смог побороть серьёзную болезнь и умер. Только после трагических событий женщина начинает осознавать, каким талантливым и прекрасным был её муж. 

Можно утверждать, что в образе Ольги Дымовой писатель воплотил эгоистичную натуру. Главная героиня оказалась легкомысленной и бессердечной. Автор показал, к чему могут привести человека тщеславие и эгоизм. Пример Ольги очень поучителен.

Черты характера Ольги Цитаты
Активность и общительность После обеда Ольга Ивановна ехала к знакомым, потом в театр или на концерт и возвращалась домой после полуночи. Так каждый день. 
Склонность к творчеству он поправлял Ольге Ивановне ее этюды и говорил, что из нее, быть может, выйдет толк; затем виолончелист, у которого инструмент плакал и который откровенно сознавался, что из всех знакомых ему женщин умеет аккомпанировать одна только Ольга Ивановна…
Легкомыслие и безнравственность Пусть осуждают там, проклинают, а я вот на зло всем возьму и погибну, возьму вот и погибну… Надо испытать всё в жизни. Боже, как жутко и как хорошо!»  
Тщеславие и пагубная зависимость от богемного круга общения «По-прежнему Ольга Ивановна искала великих людей, находила и не удовлетворялась и опять искала. По-прежнему она каждый день возвращалась поздно ночью…» 
Предвзятость и стремление привлечь к себе внимание «Дам не было, потому что Ольга Ивановна всех дам, кроме актрис и своей портнихи, считала скучными и пошлыми.» 

Автор: Виктория Комарова

Краткое содержание

Глава I

«На свадьбе у Ольги Ивановны были все ее друзья и добрые знакомые». Муж Ольги, Осип Степаныч Дымов, «простой, ничем не замечательный человек», был врачом и имел чин «титулярного советника», работал в двух больницах. Зарабатывал он мало – всего 500 рублей в год.

Друзья же и знакомые Ольги были известными творческими людьми: художниками, музыкантами, артистами. Среди них был молодой и успешный художник Рябовский. На фоне этих людей «Дымов казался чужим, лишним и маленьким».

Дымов служил вместе с отцом Ольги в одной больнице. Когда отец девушки заболел, Осип Степаныч ухаживал за ним. После смерти отца Дымов сделал Ольге предложение.

Глава II

Ольга занималась творчеством, ездила в гости к «знаменитым и великим», приглашала представителей богемы к себе. Дымов же совершенно не разбирался в искусстве.

Весной и летом Ольга Ивановна собиралась на дачу, а затем поехать с художниками на Волгу.

Глава III

«На второй день Троицы после обеда Дымов <�…> поехал к жене на дачу. Он не виделся с нею уже две недели и сильно соскучился», взял с собой гостинцев. Однако на даче Ольги не было, вместо нее там находилось трое каких-то незнакомых мужчин. Женщина вернулась с Рябовским только вечером. Не думая о том, что муж с дороги и голоден, Ольга отправила его обратно домой за платьем, перчатками и цветами, которые ей были нужны на завтра.

Глава IV

«В тихую лунную июльскую ночь Ольга Ивановна стояла на палубе волжского парохода». Она думала о том, что Рябовский «великий человек, гений, божий избранник». Художник признался ей в любви. Ольга же, вспомнив про Дымова, решила, что для него, «обыкновенного человека, достаточно и того счастья, которое он уже получил». Ольга поцеловала Рябовского.

Глава V

Все время, пока Ольга отдыхала с художниками, Дымов отсылал ей деньги и писал письма о том, что ждет ее. В начале сентября Рябовский начал жалеть, что «связал себя» с Ольгой. И её стало это тяготить, и она уехала домой.

Глава VI

«С середины зимы Дымов стал догадываться, что его обманывают». Он все чаще обедал с товарищем доктором Коростелевым. Ольга же продолжала общаться с Рябовским, часто ездила к нему в мастерскую, приглашала к себе. Она сильно ревновала художника к другим дамам, и все в ее кругу это понимали. Про мужа Ольга говорила, что он гнетет ее своим великодушием.

Дымов стал работать еще больше, защитил диссертацию. Как-то он поделился с женой тем, что ему вскоре могут предложить «приват-доцентуру по общей патологии». И «если бы Ольга Ивановна разделила с ним его радость и торжество, то он простил бы ей все», но женщина не понимала, что это значит, «к тому же боялась опоздать в театр и ничего не сказала».

Глава VII

В один из визитов Ольга застала у Рябовского другую женщину. Художник посоветовал ей бросить живопись и заняться чем-то другим. Огорченная женщина быстро уехала от Рябовского, решив начать новую жизнь.

Она вернулась домой поздно. Через дверь кабинета Дымов сказал ей, что «третьего дня заразился в больнице дифтеритом», и просил послать за Коростелевым.

Глава VIII

Врачи постоянно дежурили у постели Дымова. Коростелев рассказал, что Осип Степаныч заразился от больного мальчика, когда высасывал у того через трубочку дифтеритные пленки. Ольга «думала о том, что это бог ее наказывает за то, что она обманывала мужа».

Ночью Коростелев сообщил, что Дымов умирает. Мужчина сказал, что Осип Степаныч великий человек и его смерть – потеря для науки. Неожиданно Ольга поняла, что «это был в самом деле необыкновенный, редкий и, в сравнении с теми, кого она знала, великий человек».

Ольга бросилась в кабинет Дымова. «Она хотела объяснить ему, что то была ошибка», что «она будет всю жизнь благоговеть перед ним, молиться и испытывать священный страх». Но Дымов был уже мертв. Коростелев распорядился, чтобы позвали богаделок, которые «все сделают, что нужно».

Очень краткий пересказ

Очень краткое содержание рассказа «Попрыгунья» стоит начать с описания Ольги Ивановны – молодой, легкомысленной особы, которая обожает людей искусства. Она дружит с художниками, музыкантами, писателями и поэтами, предпочитая мужчин, а в женщинах видит лишь конкуренток.

Сама она не лишена неких талантов, но занимается всем сразу – и живописью, и музыкой, и литературой, не останавливаясь на чем-то одном. Ее день начинается ближе к обеду. Ольга Ивановна, исходя из настроения, музицирует или работает над какой-либо картиной, а после собирается в гости. Часто она и сама принимает гостей вместе с супругом.

Дымова она немного стесняется, поскольку считает его не таким талантливым, как своих друзей. Ее супруг далек от этого общества: он постоянно занят работой, чтобы обеспечить их существование и некоторые капризы жены.

Увлекшись творчеством, а затем и Рябовским, Ольга Ивановна совсем оставила своего супруга. Она не замечала, чем он живет и о чем думает. Известие о том, что Дымов болен и умирает, заразившись опасной инфекцией на работе, застает ее врасплох. Переживания не отпускают ее душу. И лишь со смертью Дымова она понимает, какого человека потеряла навсегда.

Тест по рассказу

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

  1. Вопрос 1 из 10

    В каком году Чехов написал рассказ «Попрыгунья»?

Начать тест(новая вкладка)

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    

  • Жанна Янукович

    10/10

  • Галина Заблоцкая

    10/10

  • Александр Немера

    8/10

Сочинение Осип Степанович Дымов

Этот рассказ повествует нам о жизни обычных людей, а в основном, одного прекрасного человека, который страдал от своей доброты и наивности. Про невероятно талантливого человека, который очень любил свою женщину, женщину, которая не заслуживала его любви.

Осип Степанович Дымов — именно так зовут главного героя, о котором мы сегодня с вами поговорим. Ему тридцать два года, женат на молодой, двадцати двух летней Ольге Ивановне, он дворянин, имеет медицинское образование, работает сразу в двух больницах врачом. У него было милое лицо с бородкой, он был высоким и немного широким в плечах, у него был широкий лоб и густые черные, как смола, брови. В его внешности сочеталось мужество, суровость и нежность. У него была совсем детская, добрая, наивная улыбка. Сам он очень великодушный человек, который всегда хотел помогать всем. Он умный, благородный и,казалось, совсем не подходит для аристократического общества злых коршунов.

Все считают Осипа Степановича Дымова замечательным человеком, с невероятной душевной организацией, считаю его редким и незаменимым, все так считали, кроме его жены, Ольга Ивановна не видела в своем муже ничего примечательного, она считала его обычным, наивным, глупых человеком, который совершенно неприспособлен к жизни. От того, что Дымов не был одним из «глупых оберток», таких, какие интересовали Ольгу, она постоянно врала ему, изменяла у него за спиной, жила разгульной жизнью. Ольга любила моду, искусство, хоть совсем ничего не знала о них, она просто шла за толпой, чтобы не казаться изгоем, она была слишком глупа, чтобы иметь свое собственное мнение.

Осип Степанович работает на износ, совсем не покладая рук, ради того, чтобы угодить своей жене и утешать се ее желания. Дымов настолько любит свою жену, что пропускает все ее истерики мимо ушей, продолжает делать все, что она хочет, не получая никакой взаимности в ответ. Он готов прощать ей все ее проступки, только ради того, чтобы она оставалась рядом с ним, но «Попрыгунья» Ольга совсем этого не ценит, ей глубоко плевать на своего мужа и на его желания. Поняла, каким же все таки был уникальным и неповторимым мужчиной ее муж, Осип Степанович Дымов, Ольга Ивановна слишком поздно, когда он скончался от редкой болезни, которую подхватил, вероятнее всего, работая в больнице.

В образе Осипа Степанович кроется скромный и интеллигентный человек, который неверно выбрал свой жизненный путь, которого полностью поглотило советское общество.

Отношения супругов

Жили Дымовы хорошо. Осип Степанович обожал жену. Он усиленно работал, чтобы покрыть расходы молодой супруги на увеселительные мероприятия. Ольга же Ивановна, в свою очередь, тоже любила супруга, объясняя своим друзьям, людям творческим, почему она, такая красавица и умница, выбрала человека простого и приземленного.


Историю их знакомства в больнице, куда девушка ездила навещать больного отца, и любви она рассказывала на всех посиделках с художниками, певцами и поэтами. Она называла его «мой милый метрдотель» или просто «Дымов». Осипу Степановичу женщина говорила, что у него есть только один большой недостаток: он не интересуется искусством. На что мужчина отвечал ей, что он все жизнь занимается медициной и естественными науками и ему просто некогда интересоваться картинами и стихами. Такие разные люди, как Осип Степанович и Ольга Ивановна, могли бы быть счастливы и далее. Что же помешало их семейному согласию, узнаем далее, продолжая читать рассказ «Попрыгунья» Чехова. Краткое содержание его не искажает основной смысл творения автора.

Герои и прототипы

Ольга Ивановна

внешне напоминает Софью Петровну Кувшинникову (Сафонову) , которая, подобно героине рассказа, занималась музыкой и живописью; её лексика, зафиксированная в письмах и дневниках, были сродни речи Дымовой. Их сближает общность взглядов и настроений, манера поведения, горячее желание окружать себя «интересными людьми» :

Дом Кувшинниковых считался открытым; завсегдатаями вечеров, устраиваемых Софьей Петровной, были живописцы Алексей Степанов , Николай Досекин , Фёдор Рерберг , артисты Большого и Малого театров, писатели, поэты. Хозяйка дома, как и героиня «Попрыгуньи», ездила с художниками на теплоходе по Волге и брала уроки рисования у Левитана .

По свидетельству современников, знавших Кувшинникову, Софья Петровна была «гораздо глубже своей героини» . Её занятия музыкой и особенно живописью были не столь поверхностными, как у Ольги Ивановны; Софья Петровна участвовала в выставках, одна из её работ была приобретена Павлом Третьяковым . Однако Чехов, бывавший у Кувшинниковых, считал, что интерьер квартиры, наличие в ней «музейного чучела с алебардой, щитов и вееров на стенах» характеризуют хозяйку не самым лучшим образом .

В некоторых эпизодах образ Ольги Ивановны сближается с характером ещё одной владелицы светского салона — Зинаиды Гиппиус , которая, как и Дымова, считала всех дам, «кроме актрис и портнихи, скучными и пошлыми» .

Рябовский

в первоначальной версии рассказа имел весьма заметное сходство с Левитаном. Однако в процессе редактирования Чехов внёс изменения в образ героя, стремясь как можно дальше отвести друг от друга Рябовского и его вероятного прототипа. Так, если в рукописи художник был пейзажистом , то в окончательном варианте — анималистом и жанристом . Внешность и возраст персонажа также стали иными: в рассказе действует 25-летний голубоглазый мужчина, мало напоминающий 32-летнего брюнета Левитана .

Тем не менее некоторые черты, присущие художнику, закамуфлировать не удалось, — прежде всего это касается «томности», которую Чехов обозначил как штрих к портрету Рябовского в рассказе и наблюдал у Левитана — в жизни. Кроме того, автор сделал акценты на резких и быстрых сменах настроения, депрессиях и меланхолии, которые были свойственны и герою, и его прототипу .

Осип Дымов

мало походил на Дмитрия Павловича Кувшинникова, рядового врача без блестящих перспектив в науке. Создавая образ мужа Ольги Ивановны, Чехов, скорее всего, думал о другом докторе — Илларионе Ивановиче Дуброво; на это указывают и общие научные достижения (Дуброво, как и Дымов, защитил диссертацию), и детали врачебной практики (Илларион Иванович, подобно Осипу Степанычу, совершил медицинский подвиг, высасывая дифтеритные плёнки у больного), и даже сходство фамилий ближайших друзей (у Дымова был коллега Коростелёв, у Дуброво — Костырев) .

Поневоле оказавшись включённым в «романтический треугольник», Кувшинников вёл себя точно так же, как Дымов в «Попрыгунье»; догадываясь об отношениях жены и Левитана, он «молча переносил свои страдания» или, как утверждала Софья Петровна, «бескорыстно, отрешась от своего я

, умел любить» .

В образах персонажей, входящих в окружение Ольги Ивановны, просматриваются черты людей, которых Чехов видел в доме Кувшинниковых: это Лаврентий Донской («певец из оперы»), режиссёр Александр Ленский («артист из драматического театра»), беллетрист Евгений Гославский («молодой, но уже известный литератор»), граф Фёдор Львович Соллогуб («дилетант-иллюстратор и виньетист») .

Главные персонажи и их характеристика

В рассказе «Попрыгунья» герои представлены следующим образом:

  1. Ольга Ивановна. Девушка, отцом которой был врач, решившая выйти замуж за талантливого доктора. Она увлекается искусством, обладает тонким художественным и эстетическим вкусом. У неё весёлый и живой характер, а сама барышня обаятельна и чувствительна. Но при всех плюсах она эгоистична и легкомысленна, из-за чего и случаются все несчастья в её жизни. По мере развития сюжета женщина понимает, насколько она малодушна. Осознавая свои неверные поступки, на примирение с мужем у неё не хватает сил, но главная героиня настойчиво пытается вернуть то, что сама разрушила. Позже она раскаялась, но последствия, которые потерпела её семья, не получилось исправить только одним желанием.
  2. Осип Степанович Дымов. Доктор в возрасте 31 года полностью посвятил себя работе. Он трудится в двух клиниках, старается всё время самосовершенствоваться и обеспечивать свою семью. Все друзья, в том числе и отец Ольги Ивановны, пророчат ему большое будущее в науке. При этом главный герой довольно скромен, бескорыстен, честен и великодушен. Но общество его не ценит и не замечает из-за природной скромности. Дымов любит свою жену, поддерживает все её начинания и образ жизни. Он готов простить ей даже измену, несмотря на все аргументы. Смерть Осипа Степановича в полной мере характеризует его личность: он жертвует собой ради спасения погибающего.
  3. Пётр Рябовский. Красивый, талантливый художник 25 лет. Представитель богемы, работающий только по вдохновению. Собственную жизнь и отношения с окружающими выстраивает, руководствуясь настроением. Рябовскому кажется его талант слишком важным, чтобы распыляться на чувства находящихся рядом людей. Заведя интрижку с Ольгой Ивановной, он также быстро её бросает, утратив какой-либо к ней интерес.
  4. Коростелев. Друг и коллега Дымова, которому тот рассказал о неверности своей жены. Он искренне переживает и ненавидит главную героиню, которая не смогла по достоинству оценить своего мужа. На протяжении всей болезни Осипа Степановича находится у его постели до самой смерти.

Раскрытые вопросы

Краткое описание тем, затронутых в рассказе:

  1. Любовный треугольник. Произведение показывает читателям, насколько отношения в семье хрупки, сложны и как нелегко их выстроить и просто разрушить. Ольга Ивановна не ценила супруга, а свой брак считала обыденностью и формальностью, тогда как её муж был всегда с ней рядом и поддерживал несмотря на обстоятельства.
  2. Загадочная женская душа. Автор раскрыл эту тему на примере главной героини, которая любила мужа, но не ценила и не уважала его. Её манил блеск богемного общества, а роман с Рябовским был попыткой попасть туда. Но женщина потерпела фиаско и разочаровалась в своём окружении и любовнике.
  3. Нравственность. Идеалом писателя является Осип Дымов, который работает на благо людей, но не выставляет себя и свой талант напоказ.
  4. Тема искусства раскрыта неоднозначно. Чехов показал заносчивость и эгоизм творческих людей, которые не делают ничего значимого, но гордятся этим, будто от их действий зависит судьба мира. Писатель любил искусство, но не оправдывал тех, кто прикрывал им подлость и низость душ.
  5. Труд. Чехов ценит преданность своему делу, что показывает в рассказе. Главная героиня ничем не могла долго заниматься, а лишь на некоторое время увлекалась, тогда как Дымов нашёл своё призвание и был в полной мере счастлив.

Основные проблемы

В рассказе «Попрыгунья» раскрыта проблематика вопросов, которые будут интересны современным читателям. К ним относятся:

  1. Эгоизм и жертвенность затронуты писателем в некоторых главах. Ольга Ивановна, ведомая своими желаниями и эгоизмом разрушила собственную семью и утратила доверие супруга. Дымов, напротив, до последнего момента пытался сохранить отношения с женой, несмотря на униженное самолюбие.
  2. Противостояние науки и творчества. Ещё одна проблема, раскрытая в книге. Чехов отдаёт науке приоритет, потому что она требует серьёзного подхода и постоянного труда. Ведь чтобы добиться научного прорыва, нужно пожертвовать в некотором роде собой. Искусство — приятный процесс, который люди незаслуженно возвысили.
  3. Недооценка нравственности, трудолюбия и скромности. Дымов обладает всеми этими качествами, но его не ценит ни жена, ни её друзья, что и послужило толчком к развитию печальных событий в дальнейшем. Людям нравится выпячивать свои заслуги напоказ, тогда как истинные герои остаются никому не известными.
  4. Крах и опустошение людских душ, по мнению автора, являются главными проблемами, раскрытыми в произведении. Ольга Ивановна не смогла сделать для себя приоритетными лучшие ценности, её душа потеряла всё и оказалась полностью опустошённой.

Чему учит

Чехов, его «Попрыгунья» и герои рассказа показывают, насколько важно уметь выстраивать отношения с людьми. На их примере автор раскрывает необходимость во взаимопонимании и уважении. Такой вывод писателя основан на его многолетних наблюдениях за окружающими. Автор предостерегает читателя от душевной пустоты, необдуманных поступков и легкомысленности, описывая, какие последствия может иметь такой образ жизни.

Чехов намекает: нужно ценить простых и трудолюбивых людей, которые находятся рядом, и всегда помнить, что в любой момент может быть слишком поздно для этого. Он предостерегает и об опасности вовсе не заметить их из-за собственного эгоизма и погони за ненужными вещами. Кроме того, рассказ учит читателя, что не стоит потакать собственным желаниям и прихотям, таким образом теряя уважение окружающих и самого себя.

Смысл названия рассказа

Краткое содержание «Попрыгуньи» Чехова показывает, насколько глубок конфликт супругов. Противоречие взглядов на жизнь, доминирующих ценностей не дают персонажам обрести индивидуальное счастье. Причем если Осип Степаныч легко принимает увлечения своей жены и не препятствует ей ни в чем, то Ольга откровенно считает супруга недалеким и неинтересным человеком. Автор отображает проблему поиска смысла жизни и определение собственного предназначения. Главная героиня показана как ветреная особа, которая не умеет любить, принимать близкого человека таким, какой он есть.

Болезнь Дымова

Она является следствием нерешенного конфликта с Ольгой. Главный герой в какой-то момент попросту почувствовал себя абсолютно ненужным и невостребованным. Ведь любому человеку необходимо признание и уважение. Именно настоящей любви и недоставало Осипу Степанычу. Он постоянно ощущал себя заброшенным и ненужным. На работе Дымов заразился дифтеритом. Болезнь быстро перешла в тяжелую форму. Он даже не боролся с ней, потому что утратил способность радоваться жизни, уже не надеялся получить признание со стороны своей супруги. Примечательно и то, что Ольга Ивановна, опасаясь заразиться, не присутствует рядом с ним в последние дни его жизни. Она делает все необходимое, отдает распоряжения по уходу, но издалека. По сути, она и раньше стремилась держаться от него на расстоянии. Героев отделяет друг от друга целая пропасть.

Позднее раскаяние Ольги

За недолгое время болезни мужа женщина успела понять, что настоящий талант и великий человек – это он, Осип Степанович. И как она раньше этого не видела? Вокруг нее были чужие люди, которым она улыбалась. А теперь где они? Знают ли ее друзья, что у нее горе? Почему никто не спешит выразить ей соболезнования? Коростылев, близкий друг Дымова, укоряет Ольгу Ивановну в том, что это она сгубила своего супруга, великого ученого и медика. Но страшнее всего для женщины укоры ее совести. Ей хочется все вернуть назад, забыть свою измену, объяснить Дымову, что это было ошибкой. Но, к сожалению, слишком поздно: исправить что-то уже нельзя. Когда женщина входит к кабинет к мужу, он уже мертв. Прочтя краткое содержание рассказа Чехова «Попрыгунья», мы делаем вывод, что свои ошибки нужно исправлять вовремя. А еще нужно ценить и любить близких людей, которые рядом с нами. К сожалению, часто бывает, что делаем мы это слишком поздно.

Мы прочитали рассказ «Попрыгунья» Чехова (краткое содержание). В своих рецензиях критики называли его «жемчужиной между новеллами». Легко убедиться, что данное сравнение абсолютно справедливо.

Творческая интеллигенция на даче у Ольги Ивановны

В доме у Дымовых по средам собиралась творческая компания, куда обязательно приглашались новоявленные знаменитости. При каждом стуке в дверь хозяйка вздрагивала и многозначительно восклицала: «Это он!», подразумевая под этим словом приглашенную «звездочку». Дымов, как правило, в этих посиделках не участвовал. Гости и жена о нем и не вспоминали.


В эту честную компанию был вхож молодой красивый художник по фамилии Рябовский. Ольга Ивановна очень гордилась тем, что этот прославленный, как ей казалось, человек говорил ей о том, что она талантлива в живописи. Он поправлял ее этюды, хваля их. А между тем картины его самого пользовались успехом. Одну из них он на выставке продал за пятьсот рублей. Ольга Ивановна была счастлива: впереди ее ждало незабываемое время служения искусству и общения с одаренными людьми. Период с апреля по июль она намеревалась провести с друзьями на даче. Затем ее пригласили в поездку художников на Волгу, которая должна была закончиться поздней осенью. И вот женщина уже несколько месяцев гостит на даче. Соскучившийся муж, урвав минутку, мчится к ней. Но теплого приема от жены он здесь не нашел. Она отправляет уставшего с дороги супруга назад в город за розовым платьем и перчатками, намереваясь надеть их на свадьбу знакомого телеграфиста. Дымов тут же мчится на стацию. Чем закончится такая слепая любовь к супруге главного героя? Кого сделает счастливым в финале рассказа «Попрыгунья» Чехов? Краткое содержание его нам поможет это понять.

Болезнь и смерть Дымова

А Осип Степанович всего себя отдает служению медицине. Высасывая пленки у больного дифтеритом мальчика, он заражается и тяжело заболевает. Болезнь быстро набирает обороты. Дымов слабеет с каждым днем. За ним ухаживает его друг и коллега Коростылев. К постели больного приглашают местное светило медицины — доктора Шрека. Тот приходит и констатирует факт: Осип Степанович безнадежен. Больной лежит в бреду. Но и сейчас кроткий тихий человек ни на что не жалуется. А если бы он начал говорить, то всем стало бы понятно, что виноват здесь не только дифтерит, но и его жена, изменившая ему. Вскоре Ольге Ивановне объявляют, что муж ее скончался. Печальный финал у рассказа «Попрыгунья» Чехова. Краткое содержание его позволяет понять всю глубину осознания своей ошибки главной героиней. Узнаем об этом из следующей главы.

(1072 слова) Краткое изложение  рассказа Антона Чехова «Попрыгунья», а также отзыв для читательского дневника предлагает своим читателям сайт Литера Гуру. В них  заключены мораль, основная мысль произведения и его глубокий нравственный и поучительный смысл. В кратком сюжете прослеживаются все важные события и действия книги.

Начинается повествование описанием бракосочетания Осипа Степановича Дымова и Ольги Ивановны. Жених – титулярный советник и практикующий доктор. Трудится Дымов в двух лечебных заведениях в одном – прозектором, в другом – ординатором. Невеста – молодая особа с высоким мнением о себе. Она считает себя творчески одаренной, особенной, как и свое окружение. Хотя в искусстве она особо не преуспела, а так, понемногу: немного петь, немного рисовать, чуточку музицировать. Но, тем не менее, ей даже неловко перед гостями, представителями «высокой» творческой богемы, что она выходит замуж за такого ничем не выдающегося, неинтересного, скромного, маленького человека. Ведь о докторе люди вспоминают только, когда заболевают.

После свадьбы у новобрачных началась семейная жизнь. Супруга занимается обстановкой их жилища, разъезжает по знакомым, надеясь услышать от них похвалу и найти признание собственной значимости как художественно одаренной личности. Ольга Ивановна любит супруга, однако считает, что тот обязан быть заинтересован в искусстве, хотя сама она его интересы и увлечения не разделяет.

Ведет новобрачная с первых дней праздную, ничем не обремененную жизнь, принимая гостей или посещая их с ответным визитом. Вскоре она уезжает в путешествие по Волге с художниками и актерами и в их компании проводит дни, особенно уделяя внимание художнику Рябовскому. Дымов в этот момент работает. Спустя некоторое время художник делает Ольге Ивановне признание в любви, а она, конечно же, отвечает ему взаимностью, думая, что тот истинный талант, признанный гений, избранник божий.

Они вместе начинают сожительствовать в доме на берегу Волги. И Рябовский теперь перестал говорить женщине о любви, потому что и такая жизнь, и любовница, и живопись «великому человеку» скоро надоели. Осип Степанович, не ведая об отношениях жены с другим мужчиной, отправляет ей послания, приглашая вернуться домой, шлет ей средства по ее просьбе.

Чувствуя, что пребывание в деревне ей надоело, и что чувства художника к ней угасли, Дымова возвращается к цивилизованной городской жизни.  Ольга не признается мужу в измене, хотя ей перед ним стыдно. Но супруг уже сам стал догадываться, что та ему изменяет. Он ей уже не рад, не хочет с ней даже говорить и, чтобы отвлечься от их отношений, приходит на обед со своим коллегой.

А Ольга не может оставить в покое Рябовского, всячески старается с ним встретиться, выслеживает его, ревнует, ищет по друзьям. Наконец, находит и застает его с другой дамой.

Осип Степанович вскоре заболевает дифтеритом. Болезнь обостряется, супруга пугается и думает, что это Господь наказал ее за предательство и обман мужа. Вскоре он умирает, и только теперь Ольга Ивановна осознает, что потеряла в своей жизни самое лучшее – необыкновенного, редкого и поистине великого человека. Но понимает женщина это довольно поздно.

Отзыв

Рассказ Антона Чехова мне запомнился и понравился.  В жизни очень часто приходится наблюдать, как одни люди не ценят  других, например, в семье: супруги не дорожат своими  половинками, дети родителями или в рабочем коллективе: более властные и категоричные сотрудники притесняют других, не умеющих за себя постоять членов коллектива.

А произведение «Попрыгунья» имеет огромный поучительный смысл – оно учит читателей беречь и ценить то, что имеется у нас непосредственно сейчас, не быть себялюбцами и отъявленными эгоистами, не оценивать все с позиций общества, а, зная, что нас любят, беречь эту любовь, заботиться об этом человеке, отвечать ему тем же.  Ведь так непросто встретить надежного человека, испытывающего к нам искренние чувства. И в жизни каждому человеку так нужны поддержка, душевная близость, забота, сострадание. Не всегда можно дождаться общественного одобрения, выполнения своих капризов, но нужно ценить искренние чувства к себе и отвечать взаимностью и признательностью.

Доктор Дымов вызывает уважение у множества читателей. Это серьезный, надежный, добрый и самоотверженный мужчина-врач. Работа, выполняемая им, важна в любом обществе, во все времена, ведь он лечит больных, независимо от их общественного статуса и положения. Он выполняет сложные и ответственные обязанности. И, конечно, такому человеку очень нужны духовная поддержка и взаимопонимание в семье.

В семье Дымовых этого нет, там установились с первых дней совместной жизни супругов совершенно иные порядки и взаимоотношения.

Жена не ценила мужа, ни во что его не ставила и не заботилась о нем. Он был лишен ее поддержки, и служил для нее лишь добытчиком средств и исполнителем всех ее капризов. Он полюбил ее за живой, легкий характер, но ошибся в ней и в своем выборе, не заметив за любовной дымкой ее непостоянства, легкомыслия, эгоизма. Для нее важнее и нужнее оказались дилетанты, которые обладают заурядными талантами и которые больше говорят, чем делают. Довольно быстро она завязывает отношения с одним из таких пустозвонов, художником Рябовским, ставшим в ее глазах гениальным живописцем, которому показалось, что он ее любит.

Ольга Ивановна становится его любовницей, живет с ним в домике на Волге, пока не надоедает ему, и он к ней не охладевает. Тогда она, как ни в чем не бывало, возвращается домой, к мужу, в прежнюю городскую комфортную жизнь. При этом она даже не желает объясниться с Дымовым, продолжая жить с ним, словно и не было никакой с ее стороны измены. Ольга Ивановна не осознает свои ошибки и не раскаивается в предательстве. Такое поведение жены сильно ранило Дымова, ведь он догадывался о ее романе вне семьи. Но ее самоуверенность или, наоборот, слабость  характера не дали ей поговорить с мужем, объясниться, попросить извинения, возвратить его доверие.

Когда Дымов заражается, и его сваливает скоротечная болезнь,  Ольга Ивановна и тогда не думает о муже, а лишь о себе, что это ее наказывает Бог за предательство любимого человека. А Осип Степанович, и умирая, способен простить неверную жену и заботиться о  ней, чтобы ту не подкосила опасная болезнь.

Вскоре Дымова не стало, и женщина поняла, какого человека в своей жизни она лишилась, насколько он был великодушным, надежным, преданным, заботливым. Ольга понимает что ни ее наряды, ни внешность, ни бесцельное время провождение не заменят его любви к ней и заботы.

Ольга Ивановна – героиня отрицательная, и с самого начала рассказа это становится заметно, а в финале книги она вообще разочаровывает читателей. Мне, например, за нее даже стыдно, а за врача, выполнявшего серьезно и ответственно свою работу обидно, ведь этот человек полезен обществу гораздо больше, чем пустая болтовня городской богемы, и он достоин искренней любви и верности.

Автор дал очень емкий и точный заголовок своему рассказу, и в названии, и в самом тексте четко обозначены суть и основная мысль произведения. Ее можно выразить словами: «Что имеем, не храним, потерявши, плачем».

Рассказ Чехова вызывает различные чувства, мы сочувствуем судьбе честного доктора, который ошибся в любви и за это поплатился собственной честью и жизнью. Эта история очень печальна и во многом поучительна.

  • Проблема рассказа ванька чехова
  • Проблема рассказа бежин луг
  • Проблема рассказа хлеб для собаки
  • Проблема рассказ старшего садовника
  • Проблема рассказа кавказ бунин