Проблема рассказа большой шлем

задания по произведениям л.н. андреева когда я думаю о судьбе таких русских писателей, как максим горький и леонид андреев,

 Проблема рассказа большой шлем

Задания по произведениям Л.Н. Андреева 

 Когда я думаю о судьбе таких русских писателей, как Максим Горький и Леонид Андреев, 
заласканных, задушенных славою, то мне вспоминается ребенок в обезьяньих лапах.

Д.С. Мережковский

Повести и роман Драматические произведения Рассказы (некоторые)

1903 — «Жизнь Василия Фивейского»
1905 — «Губернатор»
1907 — «Иуда Искариот»
1908 — «Мои записки»
1911 — «Сашка Жегулёв»
1916 — «Иго войны»

————————————————-
1919 — роман «Дневник Сатаны»

1906 — «К звёздам»
1907 — «Жизнь человека»
1907 — «Савва»
1908 — «Царь Голод»
1909 — «Анатэма»
1909 — «Дни нашей жизни»
1910 — «Анфиса»
1910 — «Gaudeamus»
1912 — «Екатерина Ивановна»
1913 — «Прекрасные сабинянки»
1914 — «Мысль»
1915 — «Тот, кто получает пощёчины»

1898 — «Баргамот и Гараська»

1899 — «Ангелочек», «Большой шлем», «Петька на даче»

1900 — «Рассказ о Сергее Петровиче»

1901 — «Жили-были», «Бездна», «Кусака», «Смех»

1902 — «Мысль»

1904 — «Красный смех»

1906 — «Елеазар»

1907 — «Тьма»

1908 — «Рассказ о семи повешенных»

1909 — «Сын человеческий»

1910 — «День гнева», «Неосторожность»

1911 — «Правила добра»

Творческий путь Леонида Андреева был сложен и противоречив. Его называли писателем, создавшим моду на самого себя. Получивший мгновенную и оглушительную известность в конце XIX века, Леонид Андреев и сейчас остаётся одним из самых читаемых авторов. Проза Андреева не утратила своей актуальности, и прежде всего актуальности морально-этической, актуальности мировоззренческойСвоеобразие произведений писателя проявляется в особенной философской направленности, в парадоксальности исследуемых вечных вопросов. 

Андреев — один из самых парадоксальных писателей в русской литературе, крупнейший прозаик и драматург Серебряного века, чьё творчество развивалось одновременно в русле мифологического реализма и модернизма. Автор 12 пьес, 6 повестей, 1 романа и нескольких десятков рассказов. Считается основателем русского экспрессионизма (течение в модернизме, передающее действительность через её крайне эмоциональное восприятие, поэтому объектом изображения могут являться абсурдные видения, галлюцинации, сны). 

Родился 21 августа 1871 года в Орле в семье разорившихся помещиков. Крайне неохотно учась в гимназии, Андреев с детства проявлял интерес к литературе и философии, увлекался учением Ницше, Шопенгауэра и Гартмана. По окончании гимназии учился на юридическом факультете Петербургского, а затем Московского университета. 

Необычайная одарённость сочеталась в юном Андрееве с сильной впечатлительностью и эмоциональностью, вследствие чего он несколько раз пытался покончить с собой, что свидетельствовало о склонности к демонстративным поступкам, а с восемнадцати лет стал злоупотреблять алкоголем; это пагубное пристрастие и привело писателя к преждевременной смерти. 

Первый брак. В 1902 году Андреев женился на Александре Михайловне Велигорской, с которой проживёт 4 года вплоть до её смерти от «послеродовой горячки». В этом браке родились сыновья писателя: поэт и общественный деятель Вадим Андреев (1902-1976) и философ, прозаик Даниил Андреев (1906-1959), автор знаменитой книги «Роза Мира«.

Второй брак. В 1908 году Андреев женится на Анне Ильиничне Денисевич-Карницкой, в браке с которой родятся сыновья Савва и Валентин и дочь Вера. Примечательно, что все дети Леонида Андреева связали свои судьбы с творческими профессиями. 

По окончании университета работает в суде и в адвокатуре, но одновременно серьёзно занимается литературой, пишет фельетоны для газет «Московский вестник» и «Курьер», подписывая их псевдонимом «Джеймс Линч».

Первый рассказ и первый успех. Свой первый рассказ «Баргамот и Гараська» он опубликовал в «Курьере» в 1898 году. Обыкновенный, казалось бы, пасхальный рассказ о примирении могучего городового и вечно пьяного бродяги получил широкую известность и сыграл решающую роль в писательской судьбе Андреева. На этот рассказ обратил внимание Максим Горький («От этого рассказа на меня повеяло крепким дуновением таланта», — говорил он) и, встретившись с Андреевым на одном из московских вокзалов, проникся к нему симпатией, пригласив в издательство «Знание», объединявшее молодых писателей-реалистов. С этого момента Андреев — писатель с широчайшей читательской аудиторией. При поддержке Максима Горького был выпущен первый том произведений Андреева.

Философские искания писателя ясно обозначаются уже в рассказах начала 1900-х гг. Развёрнутая метафора непонятости, непризнанности личности дана в рассказе “Смех” (1901): маска, надетая героем рассказа, вызывает у окружающих неудержимый смех, в то время как под маской скрывается одинокая, любящая и страдающая душа.

Настоящей литературной сенсацией стал рассказ “Бездна” (1901): писатель вместе с героями приходит к мысли о том, что мораль и любовь не могут быть надёжной опорой человека: животная страсть, инстинкт оказываются сильнее. Студент Немовецкий, на глазах которого изнасиловали его возлюбленную, сам становится насильником. Интерес к природе человеческой агрессии, мысль о её первичности в человеке закрепили за Андреевым славу эпатажного писателя. 

В этом же, 1901 году написан рассказ «Кусака». Как будто следуя традициям Тургенева («Муму») и Чехова («Каштанка»), Андреев создаёт жалостливый и в то же время жестокий рассказ о собаке. Переживая серию предательств, Кусака всякий раз ожесточается, но в ней неизменно возрождается собачья верность. 

Доктор Керженцев в рассказе “Мысль” (1902) не может решить: он действительно сумасшедший, или он симулировал сумасшествие, убивая писателя Савелова. Керженцев приходит к страшному и парадоксальному выводу: доказать можно и то, и другое, ибо у мысли нет критериев для проверки собственных выводов. Вся жизнь, а следовательно, и её ценности есть только то, что мы о них думаем. 

В раннем творчестве Андреев обращается также к теме судьбы «маленького человека», трагическая судьба которого призвана свидетельствовать о трагичности жизни как таковой и о беспомощности человека что-либо изменить. Об этом, например, рассказы «Ангелочек» и «Большой шлем», а также повесть «Жизнь Василия Фивейского» (1903). Мистицизм и фатализм переплетаются у Андреева с мыслью о том, что во всех бедах человек виноват сам. В начале повести «Жизнь Василия Фивейского» заявлено, что над жизнью главного героя «тяготел суровый и загадочный рок», однако по ходу сюжета становится ясно: все беды, свалившиеся на о. Василия, являются результатом его безволия, бездействия и безумной веры в свою «богоизбранность». Отталкиваясь от сюжета ветхозаветной Книги Иова, Андреев парадоксальным образом переосмысливает проблему веры и безверия, вопрос зависимости судьбы человека от воли Бога. Как и в большинстве предыдущих андреевских произведений, в повести «Жизнь Василия Фивейского» определяющим был мотив безумия, несмотря на подчёркнутую реалистичность изображаемых событий. 

Показать психологию войны — такова была задача Андреева в рассказе «Красный смех» (1904), написанном под впечатлением от русско-японской войны. Офицер-артиллерист пишет о войне, и от бесчеловечности всего происходящего сходит с ума. Офицер умирает, и оказывается, что никаких рукописей о войне не было — только пустые листы с нечитаемыми каракулями. Название рассказа стало метафорой жестокой эпохи, которую человечество и представить себе не могло, а также выражением предчувствия Первой мировой войны. 

Главное произведение Андреева — повесть «Иуда Искариот» (1907) — была задумана весной 1906 года и закончена в феврале 1907 года. Именно в это время писатель находится в Финляндии и становится свидетелем разгрома Свеаборгского восстания в результате предательства финских социал-демократов. Скрываясь от преследований, уже в Берлине он напишет К.П. Пятницкому: «…в истории всяческих предательств Свеаборг займёт не последнее место. Это не была случайная измена, – это было массовое неудержимое и сознательное движение по стопам Иуды».

Постепенно замысел Андреева меняется: его начинает интересовать не массовое, а индивидуальное предательство, причём предательство не кого-нибудь, а самого Бога: «Убить Бога, унизить его позорной смертью, – это, брат, не пустячок» (из письма М.Горькому). Именно тогда и появляется идея сделать главным героем будущего произведения Иуду, в образе которого должны воплотиться все предатели: «Можно подумать, что не от Адама, а от Иуды произошли люди, — с таким изяществом и такой грацией совершают они дело массового христопродавчества». Но при этом Андреев стремится, чтобы предатель не потерял своей индивидуальности. Чтобы побольше узнать о предательстве Иуды, Андреев не только внимательно перечитывает Евангелие, но и обращается к книге Эрнеста Ренана «Жизнь Иисуса» и к тетралогии Юлиуса Векселля «Иуда и Христос». Однако это вовсе не означает, что писатель стремится к подражанию, наоборот, он готовится к полемике. В отличие от данных писателей, Андреева интересует не сам факт предательства, а «психология, этика и практика предательства».

Первоначально повесть называлась «Иуда Искариот и другие», но затем писатель меняет название. После выхода в свет повесть вызвала многочисленные споры. Одни видели в ней «литературный шедевр» (А. Луначарский и А. Блок), другие – лишь «оправдание низкого предательства» (М.Горький). Сам писатель предчувствовал, что его повесть «будут ругать и слева, и сверху, и снизу». Однако Андреев предпочитает писать не о предательстве вообще, не о предательстве в негативном ключе, а о многоликости предателя, о бесконечном множестве причин, порождающих предательство и даже оправдывающих его. Для этого используется переосмысленный и дополненный художественным вымыслом евангельский сюжет. Самый дискредитированный герой не только христианской мифологии, но и, пожалуй, всей литературы предстаёт перед читателями повести в совершенно неожиданном качестве: Иуда у Андреева — исключительно умный, хитрый и в то же время верный ученик Иисуса Христа, решающийся на предательство во имя величия своего Учителя, прекрасно осознающий, что навечно останется в памяти потомков как подлый предатель. 

“Евангелие наизнанку” – так назвал андреевскую повесть поэт Максимилиан Волошин. Фактически повесть родилась из ряда “еретических вопросов”, которые Андреев задал самому себе. Новизна андреевской версии евангельских событий обнаруживается на уровне сюжетных подробностей. Общая канва повести соответствует схеме, данной в Новом Завете, но у Андреева эта схема модернизируется, т.к. писатель насыщает повествование многочисленными частностями и деталями. Например, описывается прошлое Иуды и Петра, включён вымышленный эпизод состязания апостолов в бросании камней. Поступки апостолов мотивируются личностными особенностями каждого из них. Своеобразен и стиль повести, в которой ясно обрисованы пространственные образы при предельной обобщённости образов временных. Стиль повести, по мнению Иннокентия Анненского, в полной мере соответствовал философскому замыслу Андреева – превратить прозу в “трагический театр человеческой мысли”.

Следует отметить, что повесть Андреева стала первой в русской литературе попыткой переосмыслить евангельский сюжет. Впоследствии в этом ключе будут написаны «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова, «Факультет ненужных вещей» Ю.О. Домбровского, «Плаха» Ч.Т. Айтаматова. 

Создавая “Иуду Искариота”, Андреев продолжил богоборческую линию своего творчества, особенно усилившуюся в середине 1900-х гг. Свидетельство тому – рассказы “Христиане” (1905) и “Елеазар” (1906), где уже намечены резкие расхождения с традиционными евангельскими сюжетами, в частности, с притчей о воскрешении Лазаря.

См. статью М.В. Осмоловского «Категории добра и зла в произведениях Л.Н. Андреева» 

В 1905 году Андреев приветствует первую русскую революцию, вступает в РСДРП, проводит на своей квартире тайное заседание Центрального комитета партии. За это его арестовывают, но вскоре отпускают под залог, внесённый предпринимателем и меценатом Саввой Морозовым.  В 1906 году Андреев уезжает в Германию а затем на Капри, где живёт у М. Горького.

В 1907 году Андреев пишет рассказ «Тьма», в котором выразилось его разочарование в революции. Этот рассказ был написан в духе идей Достоевского. В основе сюжета — отношения революционера-террориста и проститутки, что повторяло идеи романов Достоевского «Преступление и наказание» и «Бесы». Рассказ резко обостряет его отношения с Горьким, и в 1908 году вместе со второй женой он возвращается в Россию и поселяется в посёлке Ваммельсуу (тогда Финляндия, входившая в состав России, а ныне посёлок Серово Ленинградской области).

В этот период Андреев пишет преимущественно пьесы в духе экспрессионистской драматургии. Самой сильной его пьесой стала «Жизнь Человека» (1907). Здесь показана жизнь не через конкретный, а через максимально обобщённый образ — Человека вообще. Ни один персонаж не назван по имени, а сама пьеса делится на этапы обыкновенной человеческой жизни — от рождения до смерти. Открывает и закрывает пьесу Некто В Сером — олицетворение судьбы. Он выходит на сцену в начале спектакля со свечой в руке и напоминает зрителю, что все мы смертны, а наша жизнь — лишь светильник, вспыхнувший в ночи небытия. Во время действия пьесы Некто В Сером стоит в углу с горящей свечой и бесстрастно наблюдает за происходящим. Догорает свеча — умирает Человек. Тьма в конце спектакля — наглядное напоминание о смерти и о безнадёжности борьбы с тьмой. 

В 1908 году написан «Рассказ о семи повешенных», посвящённый Л.Н. Толстому, хотя проникнут мотивами прозы Ф.М. Достоевского. Пять революционеров — Сергей Головин, Василий Каширин, Таня Ковальчук, а также скрывающиеся под прозвищами Муся и Вернер — и непричастные к революции двое уголовников — эстонец-убийца Янсон и разбойник Миша Цыганок — ожидают казни. Писателя интересует, как проявит себя каждый из них в последние дни и часы.  Поэтому переживаниям каждого из них посвящены отдельные главы. 

В 1914 году приветствует вступление России в Первую мировую войну, надеясь на разгром Германии и волну «справедливых» революций по всему миру. Активно сотрудничает с организаторами Февральской революции 1917 года, становится сотрудником газеты «Русская воля».  Однако Октябрьской революции не принимает, пишет антибольшевистский роман «Дневник Сатаны». Уезжает в посёлок Нейвола (Мустамяки) и оказывается в невольной эмиграции после отделения Финляндии от России в 1918 году (ныне это посёлок Горьковское Ленинградской области), где и умер 12 сентября 1919 года

«Губернатор» — рассказ Леонида Андреева, впервые опубликованный в журнале «Правда» в 1906 году (№ 3). В произведении рассказывается о представителе власти, который обречённо ожидает исполнения «смертного приговора», вынесенного ему народным судом[1].

Творческая история[править | править код]

Проблема рассказа большой шлем

Фотография Иван Каляева, сделанная сразу после теракта

В этом рассказе Андреев попытался художественно осмыслить сущность происходивших в России политических событий[2], в ча­стности, ряда террористических актов, один из которых — убий­ство эсером П. И. Каляевым 4 февраля 1905 года московского гене­рал-губернатора великого князя Сергея Александровича — и под­сказал писателю тему его произведения. Андреев писал В. В. Вересаеву: «Поводом к убийству великого князя послужило избиение на улицах Москвы демонстрантов 5 и 6 декабря — тогда же социал-революционеры „приговорили“ его и Трепова к смерти, о чём оповестили всех прокламациями. И все, и сам С. А., ждали, и казнь совершилась»[3].

В сентябре 1905 года М. Горький сообщал издателю сборников «Знания» К. П. Пятницкому: «Андреев написал своего „Губернато­ра“ — озаглавив его „Бог отмщения“. Вышло длинно, не очень сильно и вообще — не удалось, что он, к великому удовольствию моему, и сам понял. Печатать эту вещь не надо как по первой — указанной — причине, так и по нецензурности, коя не искупается содержанием — то есть рассказ плох пока, и рисковать — не стоит. Но все же — какой это талант, Леонид! — есть места большой силы, дьявольски глубокие по настроению»[4]. Через месяц Андреев признался Пятницкому: «Губернатор мой вышел плох, оставил его на время или совсем»[5]. Но вскоре рассказ был опубликован.

Оценка[править | править код]

Критика оказа­лась разноречивой. Антон Крайний (3. Н. Гиппиус), вопреки обыкновению, похвалил это произведение: «Единственная недур­ная вещь Андреева в его сборнике это — рассказ „Губернатор“, испорченный только тем, что неизменно портит нашу последнюю беллетристику, — тем, что это — „картинка революционного вре­мени“ <…> Повестям, рассказам, поэмам и трагедиям наступает время, когда проходят времена прокламаций»[6]. В. П. Кранихфельд высказался резче: «Рассказ страшно растянут и производит впечатление искусственности и публици­стичности». Ни один живой губернатор, по мнению обозревателя, не расценит его иначе, «как детскую побасенку из мира сенти­ментальных чудаков»[7].

Ю. Айхенвальд не нашел в «Губернаторе» злободневной публи­цистичности, как другие, но не признал его и художественно убедительным: «…Узоры человеческих переживаний слишком кра­сивы и эффектны для того, чтобы все это могло потрясти душу». Идею же произведения критик определил так: «Героем рассказа является не столько губернатор, сколько мистический Закон — Мститель. Задачей автора было <…> показать, как неумолимые Эри­нии преследуют несчастного преступника»[8]. С этой же, концептуально-содержательной, стороны, подошел к анализу «Губернатора» и К. И. Арабажин. «Достаточно было нескольких месяцев подъёма народной жизни, — писал он в своей книге о Леониде Андрееве, — чтобы переродить, хотя бы и на вре­мя, заядлого пессимиста. Из произведений этого года явно под влиянием гапоновской и последующих за ней историй написана повесть „Губернатор“. Она дает нам несколько талантливых стра­ниц для выяснения коллективной психологии и очень тонко и вдумчиво объясняет происхождение и психологические мотивы террора. Как бы отрицательно мы ни относились к террору и с точки зрения этической и с точки зрения политической бесплодности его, мы не можем отрицать, что явления террористического характера имеют глубокие корни в обществе и не могут быть объясняемы по казенному способу,— преступностью безумцев. Андреев дает нам в этом смысле удивительную по наблюдательности и меткости картину»[9].

Экранизации[править | править код]

В 1928 году рассказ был экранизирован режиссёром Я. Протазано­вым под названием «Белый орёл». В. И. Качалов, исполнитель главной роли, дал ей остросоциальную интерпретацию: «Всю реакцию губернатора на расстрел рабочих я старался раскрыть не в плане реакции человека, а в плане реакции государственного деятеля, физически расстрелявшего рабочих, но сознающего, что он расстреливал не их, а самого себя, свой класс, свой режим»[10].

Примечания[править | править код]

  1. Морщинский Владислав Сергеевич. СИМВОЛИКА КОЛОРАТИВОВ В РАССКАЗЕ Л.Н. АНДРЕЕВА «ГУБЕРНАТОР» // Современные исследования социальных проблем. — 2016. — № 3—1 (27).
  2. Литературный энциклопедический словарь / Под ред. В. М. Кожевникова и П. А. Николаева. М.: Советская энциклопедия, 1987. 751 с. — с. 327.
  3. Вересаев В. В. Собр. соч. в 4-х т., том 3. М., Правда, 1985. — с. 393.
  4. Горький М. Собр. соч. в 30-ти томах, т. 28. М., Гослитиздат, 1954, с. 386.
  5. Литературное наследство, т. 72.— Горький и Леонид Андреев. Неизданная переписка. М., Наука, 1965. — с. 421.
  6. Весы, 1907, № 7, с. 58.
  7. Мир Божий, 1906, № 4, отд. II, с. 70, 72.
  8. Русская мысль, 1906, № 4, отд. II, с. 211, 215.
  9. Арабажин К. И. Леонид Андреев. Итоги творчества. СПб., 1910, с. 99— 100.
  10. Качалов В. Сборник статей, воспоминаний, писем. М., 1954, с. 68.

М. Горький считал «Большой шлем» лучшим рассказом Л.Н. Андреева. Высокую оценку произведению дал Л.Н. Тол­стой. В карточной игре «большим шлемом» называется поло­жение, при котором противник не может взять старшей картой или козырем ни одной карты партнера. На протяжении шести лет три раза в неделю (по вторникам, четвергам и субботам) Николай Дмитриевич Масленников, Яков Иванович, Прокопий Васильевич и Евпраксия Васильевна играют в винт. Андреев подчеркивает, что ставки в игре были ничтожными и выигры­ши небольшими. Однако Евпраксия Васильевна очень ценила выигранные деньги и отдельно откладывала их в копилку.

В поведении героев во время карточной игры явственно видно их отношение к жизни в целом. Пожилой Яков Ивано­вич никогда не играет больше четырех, даже если у него на руках была хорошая игра. Он осторожен, предусмотрителен. «Никогда нельзя знать, что может случиться», — так коммен­тирует он свою привычку.

Его партнер Николай Дмитриевич наоборот всегда риску­ет и постоянно проигрывает, но не унывает и мечтает отыг­раться в следующий раз. Однажды Масленников заинтересо­вался Дрейфусом. Альфред Дрейфус (1859-1935) — офицер французского генерального штаба, которого в 1894 году обви­нили в передаче Германии секретных документов, а потом оп­равдали. Партнеры сначала спорят о деле Дрейфуса, но вскоре увлекаются игрой и замолкают.

Когда проигрывает Прокопий Васильевич, Николай Дмит­риевич радуется, а Яков Иванович советует в следующий раз не рисковать. Прокопий Васильевич боится большого счастья, так как за ним идет большое горе.

Евпраксия Васильевна — единственная женщина в чет­верке игроков. При крупной игре она с мольбой смотрит на брата — своего постоянно партнера. Другие партнеры с ры­царским сочувствием и снисходительными улыбками при этом ожидают ее хода.

Символический смысл рассказа состоит в том, что вся на­ша жизнь, по сути, может быть представлена как карточная игра. В ней есть партнеры, есть и соперники. «Карты комби­нируются бесконечно разнообразно», — пишет Л.Н. Андреев. Сразу же возникает аналогия: жизнь тоже преподносит нам бесконечные сюрпризы. Писатель подчеркивает, что люди пытались в игре добиться своего, а карты жили своей жизнью, которая не поддавалась ни анализу, ни правилам. Одни люди плывут в жизни по течению, другие мечутся и пытаются из­менить судьбу. Так, например, Николай Дмитриевич верит в удачу, мечтает сыграть «большой шлем». Когда, наконец, Ни­колаю Дмитриевичу приходит долгожданная серьезная игра, он, боясь упустить ее, назначает «большой шлем в бескозы­рях» — самую сложную и высокую комбинацию в карточной иерархии. Герой идет на определенный риск, так как для вер­ной победы он должен еще получить в прикупе пикового туза. Под всеобщее удивление и восхищение он тянется за прику­пом и вдруг неожиданно умирает от паралича сердца. После его смерти выяснилось, что по роковому стечению обстоя­тельств в прикупе находился тот самый пиковый туз, который обеспечил бы верную победу в игре.

После смерти героя партнеры думают о том, как радовался бы Николай Дмитриевич этой сыгранной игре. Все люди в этой жизни — игроки. Они пытаются взять реванш, выиграть, пой­мать за хвост удачу, тем самым самоутвердиться, считают ма­ленькие победы, а об окружающих думают крайне мало. Много лет люди встречались по три раза в неделю, но редко говорили о чем-нибудь, кроме игры, не делились проблемами, не знали даже, где живут их друзья. И только после смерти одного из них остальные понимают, как дороги они были друг другу. Яков Иванович пытается представить себя на месте партнера и почувствовать то, что должен был прочувствовать Николай Дмитриевич, сыграв «большой шлем». Не случайно герой впер­вые изменяет своим привычкам и начинает разыгрывать кар­точную партию, итоги которой уже никогда не увидит его скончавшийся товарищ. Символично, что первым уходит в мир иной наиболее открытый человек. Он чаще других рассказывал партнерам о себе, не был равнодушен к проблемам других, о чем свидетельствует его интерес к делу Дрейфуса.

Рассказ обладает философской глубиной, тонкостью пси­хологического анализа. Сюжет его одновременно и оригина­лен, и характерен для произведений эпохи «серебряного века». В это время особое значение получает тема катастрофичности бытия, зловещего рока, нависающего над человеческой судь­бой. Не случайно мотив внезапной смерти сближает рассказ Л.Н. Андреева «Большой шлем» с произведением И.А. Бунина «Господин из Сан-Франциско», в котором тоже герой умирает в тот самый момент, когда, наконец, должен был насладиться тем, о чем мечтал всю жизнь.

Анализ произведения

Андреев — один из немногочисленных авторов, который очень чутко воспринимал малейшие изменения человеческого бытия. Автор сильно ощущал трагизм и абсурдность существования, которое находится под контролем никому неизвестных роковых сил. Творчество Леонида Николаевича является результатом философских размышлений, способом ответить на извечные вопросы. Благодаря написанию произведения «Большой шлем» он занёс себя в историю русской литературы.

Главные герои рассказа:

  • Евпраксия Васильевна.
  • Яков Иванович.
  • Николай Дмитриевич Масленников.
  • Прокопии Васильевич.
  • Автор коротких рассказов Андреев Л. Н., обращает внимание читателя, что ставки в карточной игре были очень маленькими, а выигрыши только символическими. Но Евпраксия Васильевна трепетно к ним относилась. Она складывала выигранные деньги отдельно в копилку.

    Во время процесса игры в поведении основных героев видно их отношение к жизни. Яков Иванович максимально играл 4 руки, даже когда у него была хорошая карта. Он всегда осторожничал и был предусмотрительным.

    Николай Дмитриевич всё время идёт на неоправданный риск, из-за чего постоянно проигрывает. Но он не впадает в уныние и всегда надеется отыграться в следующей партии. Николая Дмитриевича охватывает радость, когда проигрывает Прокопий Васильевич. Яков Иванович постоянно даёт совет не рисковать лишний раз.

    Проблема Прокопия Васильевича заключается в боязни большого выигрыша. Он считает, что после него придёт беда.

    Евпраксия Васильевна всё время поглядывает на своего брата с мольбой при крупной игре. Остальные игроки, снисходительно улыбаясь, ждут её хода.

    Символизм рассказа заключается в том, что человеческую жизнь можно сравнить с карточной игрой. Автор обращает внимание читателя на аналогию: жизнь преподносит человеку бесконечные сюрпризы. Писатель подчёркивает, что карты жили сами по себе, пока люди старались добиться результата.

Краткое содержание

«Большой шлем» Андреева Л. Н. начинается с того, что главные герои собираются 3 раза в неделю поиграть в «Винт». Масленников и Яков Иванович всегда находятся в одной команде, но их личности являются совершенно противоположными. Масленников всё время рискует и поступает необдуманно, а Яков Иванович старается сохранять осторожность. Игра проходит очень скучно. Герои время от времени заводят разговор лишь о погоде.

Однажды Масленников Николай Дмитриевич пропадает аж на 2 недели (пропускает 6 игр). Но потом он появляется и рассказывает, что его сына арестовали. Товарищи очень удивились, так как даже не подозревали, что у Масленникова есть дети.

26 ноября Николаю Дмитриевичу везло, он выигрывал практически все партии. Масленников давно мечтал сыграть в «Большой шлем», и в итоге он его объявил при первой же возможности. Герой потянулся за прикупом, но внезапно замер и упал мёртвым на пол. Товарищи вызвали врача, который сказал, что их партнёр умер из-за паралича сердца.

После этого друзья начали искать, где жил умерший напарник. Адрес они так и не нашли.

Вывод произведения заключается в том, что каждый человек думает только о своей жизни. Автор пытается донести до читателя, что в современном обществе простое общение и дружба обесценились.

Сюжет рассказа является довольно оригинальным, хотя и характерным для того времени. Кроме основной идеи, рассматривается тема зловещего рока и катастрофичности бытия.

Популярные сегодня пересказы

  • Тайна Эдвина Друда — краткое содержание романа Диккенса
    Эдвин Друд и Роза Буттон должны пожениться. Так решили их умершие отцы. Они влюблены друг в друга, но тот факт, что их бракосочетание обязательно, не нравится им. Мистер Друд имеет долю в отцовской фирме.
  • Улицкая
    Людмила Улицкая – уроженка Башкирской АССР. Будущая известная писательница появилась на свет в 1943 году. После окончания военных действий семья Улицких переехала в Москву. Деятельность Марианны Гинзбург — матери Людмилы
  • Краткое содержание рассказ Сад расходящихся тропок Борхеса
    Хорхе Луис Борхес в очередной раз написал рассказ в своем: лаконично-фантастическом стиле. В статье передается лишь краткое изложение, что бы полностью понять рассказ следует читать полностью.
  • Экспонат № — краткое содержание рассказа Васильева (Экспонат номер)
    Рассказ повествует о судьбе Анны Федоровны, которая растила одна своего сына Игорька. Когда ему было три года, гражданский супруг Анны Федоровны ушел из семьи, она разменяла комнату, переехала в небольшую коммуналку, назвалась вдовой.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Анализ произведения Жерминаль Золя

История создания

Произведение входит в двадцатитомный цикл «Ругоны-Маккары». Первый раз был напечатан в 1885 году. В черновиках написано около 20 разных названиях произведения. Но писатель остановился на названии «Жерминаль Золя». потому что оно представляет собой отсылку к весеннему месяцу.

Жанр: роман

Сюжет

В произведении говориться о мужчине Этьен Лантье. Он работал на железной дороге, но вскоре его уволили за то, что он ударил своего начальника. И он пошёл устраиваться на шахту фирмы Монсу, которая находиться рядом с городом Воре. Работу было тяжело найти. У него получилось устроиться на шахту только потому, что там освободилось одно место. Забойщик которого звали Маэ проработал там много лет, там же работала его дочка Катрина. Они приняли  к себе в смену Лантье.

Работа Лантье давалась тяжело. В этой же шахте работал сын Маэ Захария. Остальные шахтеры, работали лёжа на боку в нешироком ущелье шахты. Этьен давно хотел рассчитаться с работы, но он не может оставить дочь одну на такой адской работе. Начальство вечно было недовольное. Семья Маэ жила очень бедно, и были долги. Жена забойщика с детьми попросила им помочь, у Грегуаров компаньонов компании. Семья дала им немного поношенных вещей для детей, и платьев.

Семья Маэ жила строго по своим правилам. Мужчины работали на шахте, а женщины занимались домашними делами. Праздничным днём для Маэ было купание один раз в семь дней. Они купались и одевали чистые вещи. Вечером Маэ мог получить «бесплатный десерт». Шавель начал заигрывать к Картине. Она не отвечала ему взаимностью, но потом сдалась.

Этьен смирился с тяжёлой работой. Ему не нравятся только взаимоотношения Катрины и Шаваля. Позже Этьен познакомился с Сувариным который работал машинистом. Этьен рассказывает ему о своем товарище из России. У Суварина негативное отношение к марксизму и интернационализму. Его надежда лишь террор и революция. А Этьен хочет протест, что б его поддержали все коллеги, но на это не было денег.

Перебравшись в дом к Маэ Этьен начал его убеждать, начать забастовку на шахте. Маэ считал, что будет справедливо прожить свою жизнь богато. В деревне люди начали шептаться об этом диалоге между Маэ и Этьеном. Начальство штрафовало за все нарушения работников, и уменьшали зарплату. Работать в шахте было все тяжелее и хуже. За месяц Маэ получил очень маленькую зарплату. В шахте случилось крушение, и младший сын Маэ поломал себе ноги. И тут глава семьи осознал, что нужно бастовать.

Все работники шахты объявили забастовку в которой потребовали повышение зарплаты, и не вышли на работу. Работа во всех шахтах прекратилась.  Все рабочие остались без денег. Были вызваны жандармы. Которые убили несколько шахтеров, и старого Маэ. Спустя немного времени рабочие сдались и вышли работать на шахту. Этьен хочет уехать, но не может оставить Катрину.

Катрина и Шаваль вышли на работу. За ними пошел и Этьен. Там происходит драка, в которой Этьен убил Шаваля, шахту затопило водой. Только на третий день нашли и спасли Катрину и Этьена. Не выдержав такого потрясения девушка скоропостижно скончалась, а Этьен уехал из деревни.

Тема

Автор хотел написать о борьбе капитала и труда. В произведении поднимается также тема любви между главным персонажем и Катриной. Главные герои: Маэ, Катрин, Этьен

Композиция:

Все действия романа проходят сквозь первостепенного персонажа, писатель через него выражает свой взгляд на мир. Роман состоит из 7 частей.

2 вариант

Роман Э. Золя «Жерминаль» является революционным и считается одним из самых ярких произведений писателя. Находясь в центре событий, Э. Золя точно смог передать увиденное, подчеркнуть документальность действия и необходимость социальных перемен.

В то же время автор своим произведением не агитирует людей к революции — он желает пробуждения справедливости.

В романе описывается борьба труда и капитала, общественной осознанности, любви.

Персонажи

Главными действующими лицами являются углекопы — представители самых низшего и слабого класса населения.

Сначала может показаться, что главным героем является Этьен Лантье — механик, который хотел лучшего для народа. Он устроил забастовку, которая не только ни к чему не привела, но и  ухудшила ситуацию углекопов. К тому же перевороты повлекли за собой смерть возлюбленной Лантье.

К печальным исходам привела необразованность  механика в вопросах капитализма, и он искренне раскаивается.

Катрин — возлюбленная Этьена Лантье — происходила из семьи Маэ. славящейся упорством и трудолюбием. Старик Бессмертный — первый персонаж, с которым знакомится Лантье. Он является старшим членом семьи Маэ. Вся его семья трудится на благо Компании угольных копей на протяжении ста шести лет. Старший сын Захарий колет уголь, а дочь Катрин работает откатчицей. Также в романе определенную роль играет семьи Грегуаров и Энбо, они противопоставлены семейству Маэ.

Тема любви в произведении по большей части связана с отношениями Лантье и Катрин, которые полюбили друг друга с первого взгляда. Автор подчеркивает подлинность и чистоту их чувств, а также суровую реальность, которая может погубить эти чувства.

В романе очень точно исследованы  экономические причины стачки: снижение цен на уголь и промышленный кризис. События тесно переплетаются с действительностью, и а повествование даёт возможность наиболее объективно оценивать ситуацию.Так же чётко видно презрение к буржуазному политиканству автора.

Э. Золя с точностью передаёт подробности жизни такого рабочего класса как углекопы, которые являются одними из низших слоёв общества. Почти на каждой странице можно найти откровения — подтверждения хорошей работы автора.

Писатель реалистично описывает тяжёлые условия работы, подкрепляя их фактами, что даёт возможность прочувствовать всю несправедливость режима. Это никак не влияет на жанр произведения, хотя роман часто называют народным.

Смелые подробности жизни героев «Жерминаль» являются объективным оправданием людского возмущения и бунта изнемождённых людей, заставляющим задуматься о преобразованих в современной жизни.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Жерминаль Золя

Анализ произведения Жерминаль Золя

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Что значит «быть отзывчивым»?

    Часто слышу, как люди говорят другим: «Ты совсем неотзывчивый!» А что такое «отзывчивость», что значит «быть отзывчивым» и как стать отзывчивым человеком?

  • План рассказа Барбос и Жулька Куприна 4 класс

    Барбос – смесь самой обычной дворняжки с овчаркой. Пса не моют, не подстригают, не чешут, а его уши сильно потрепаны. Барбос совершенно не аккуратен поэтому детишки часто защищают пса от злости взрослых

  • Кто виноват в трагедии рассказа Кавказ Бунина? сочинение

    И.А. Бунин не только прекрасный писатель, но и певец трагической и беспощадной любви. В этом автору нет равных. Каждый его рассказ пронизан множеством смыслов и глубиной.

  • Сочинение Где бы я хотел жить

    Считается, что все мы рождаемся там, где должны были родиться, и именно там сумеем найти свое место, где проживем счастливую жизнь. Однако у каждого человека есть сокровенное место, где он мечтал бы прожить целую жизнь

  • Сравнительная характеристика Васи и Валека из Дурного общества Короленко сочинение

    Замечательная и одновременно трагичная и грустная книга Короленко Дети подземелья повествует нам об истории двух семей и двух мальчишек из них. Первый мальчишка это сын судьи по имени Вася, проживающий в городе

Каифа Морарг распростёрся ниц, его колени погрузились в тёмную почву Терры. Кулаки воина ударились о землю. Его вырвало.

На нём был шлем, устаревшей модели Mk II, и он быстро заполнился. В прежние времена в этом не было бы большой проблемы. Щёлкнув, открылись бы фильтры, освобождая дыхательные пути и сливая прочь мерзкую жижу. Однако теперь они забились до предела, и легионер почувствовал, как слизь вперемешку с кислотой заполняет его рот и ноздри, вдобавок затуманивая взор.

Задыхаясь, Каифа потянулся к затвору на шее. Он не открывался. Задвижка заржавела три дня назад, и с тех пор Гвардеец Смерти не мог её открыть.

Легионер уже должен был утонуть, однако этого не происходило. Он должен был давиться без остановки, но рефлекс перестал срабатывать. Каифа сглотнул. Он открыл глаза. Он ощущал перекатывающиеся комья, однако почему-то не чувствовал потребностей в дыхании, проглатывании или осмотре оных.

Он успокоился. К нему вернулось хоть какое-то зрение, теперь затянутое зелёным. Каифа видел, как его собственные руки царапали окружающую мульчу. Он увидел, как почерневшая от артиллерийского огня и боевой алхимии пыль Терры отслаивается с пластин его латной перчатки.

В поле зрения показался ботинок. Морарг поднял глаза, узнавая нависшую над ним размытую фигуру Задала Крозия. Апотекарий грузно опустился на колено рядом с ним.

– Чем-то захворал, брат? – вопросил он.

Морарг засмеялся, кашляя желчью.

– Проще сказать, чем НЕ захворал.

Крозий промолчал. Пожалуй, ему в этом отношении было куда тяжелее. Апотекарии Гвардии Смерти обладали исключительной репутацией с самого начала. Они возвысились над воинами, способными поглощать любой яд, бойцами, которые продолжали сражаться даже посреди затянутых токсичными облаками окопов. Они мастерски обращались со своими собственными зельями – теми, что лечили, вторгались в кровеносную систему и сражались на клеточном уровне. Что им оставалось теперь? Апотекариям придётся заняться чем-нибудь ещё, чтобы сохранить своё место в легионе. Места для лекарств больше не оставалось – не теперь, когда всё, абсолютно всё обратилось болезнью.

Морарг болезненно перевернулся на бок, раскинувшись в густой грязище. Было славно хоть на мгновение дать отдых своим ноющим суставам.

– Как я могу снова провести очистку? – кисло спросил он. – Проклятье, не жрал уже несколько дней.

Никто из них не ел. Припасы на борту всех до единого кораблей сгнили. Казалось, что никому из легионеров Гвардии Смерти больше не нужно есть, хотя, без сомнения, на каком-то этапе всё же придётся.

Крозий достал гаечный ключ, потянулся к затвору у горла Морарга и сумел открыть его. Рвотные массы хлынули наружу, окрашивая и без того чумазый нагрудник очередной серовато-бурой полосой.

– Всё ещё задаёшь вопросы, – ухмыльнулся Крозий. – Добро. Немногие до сих пор задают вопросы.

– Видать, они поумнее.

Крозий просканировал собрата по оружию ауспиком с замызганной линзой.

– Терпеть не могу апатию. Это хуже всего. Мы никогда не были равнодушными.

Апотекарий встал. Морарг с некоторой неуклюжестью последовал его примеру. Сервоприводы с правой стороны его доспеха оказались заблокированы, а это значило, что ему придётся тянуть вес брони, используя собственное тело. Это сделало его намного более медлительным, чем раньше – но с другой стороны, его тело тоже менялось, и кто знает, чем завершится эта трансформация? Может, вернётся прежняя скорость. Или, как знать, она сменится чем-то ещё более полезным. Легионер потянулся к своему клинку – гладию с затупленной кромкой, блестевшей химической плёнкой. На растрескавшихся губах появился вкус желудочного сока.

Впереди тянулись усеянные окопами равнины, множество перекрывающихся зон поражения, созданных усилиями защитников Тронного мира. Окружающий пейзаж отличался особой мрачностью – стелющийся туман наполовину скрывал множество разбитых орудийных башен и уничтоженных боевых машин. Стены самого Дворца виднелись вдалеке высоченным серым экраном, напоминая континентальный шельф или геологический разлом. До них всё ещё было очень, очень далеко.

Вокруг Каифы, растянувшись рваной линией, ступали другие Гвардейцы Смерти – серые тени в тумане, неспешно марширующие в бой. Их поступь была устрашающе тихой – хлюпанье сапог в грязи, хрип дыхательных масок, скрежет разъеденных сочленений брони. Время от времени их оружие изрыгало вспышки плазмы или потоки фосфекса. Жёсткие боевые предписания рушились, и легионеры пользовались всем, чем хотелось. У некоторых единиц стрелкового оружия появились новые выпуклые придатки, пульсирующие, словно лёгочные мешки. Другие казались готовым развалиться хламом.

Впереди торчала одинокая оборонительная башня, выступавшая из токсичного болота, словно нос корабля. Она почернела от многочисленных попаданий, но всё ещё функционировала. Остатки трёх-четырёх разбитых пехотных батальонов защитников сектора отступили, выбитые из траншейных систем Гвардией Смерти. Захваченную территорию по-хорошему следовало бы выровнять, хотя подобная перспектива наполнила Морарга усталостью. Он мог просто-напросто погрузиться в грязь. Поспать, полежать немножко…

Крозий, между тем, уже двинулся в путь, закинув на плечо какую-то курносую пушку, удобно устроившуюся посреди гниющих зарослей игл и гнёзд эстракторов.

– За работу, братишка, – сказал апотекарий.

Морарг последовал за ним.

– Как всегда, – кисло отозвался он.

Было непросто вспомнить, как именно всё это произошло. Морарг понятия не имел, как долго они пробыли в варпе до прибытия в зону боевых действий на Терре. Это могло занять целую жизнь – или даже больше.

Осознать все эти события оказалось нелегко. Он чувствовал себя непривычно древним, и всё же изменения пришли незадолго до того, как флот снова вынырнул в реальное пространство. По правде говоря, Каифа всё ещё был совсем новым, переделанным, свежим, окрещённым в купели разложения.

В его памяти оставались только обрывки и фрагменты перерождения. Легионер мог вспомнить длительный период пребывания в ясном сознании, когда он сидел на корточках посреди долгого, извилистого коридора на борту «Терминус Эст» и наблюдал, как мухи вылетают из сломанных атмосферных уплотнителей. Он пытался уползти прочь, громыхая по всему коридору, пока его броня вминалась в панели пола. Невзирая на все его усилия, мухи проникли внутрь, извиваясь и растекаясь, заполняя воздухозаборники и прогрызая плоть. Гвардеец Смерти закричал, и крылатые твари хлынули ему в горло, заставив легионера умолкнуть.

Чем закончилась эта борьба? Он не помнил. Он даже не знал, действительно ли всё случилось именно так. Он видел слишком много дурных снов, безумных кошмаров, запертых в этих узких коридорах и мостиках, кошмаров, растянувшихся на часы, дни, месяцы, годы. Все корабли превратились в подобие неподвижно зависших в варпе гробниц, их защитные экраны оказались бесполезными, а внутренние помещения звенели от криков, или же снов о них, или же от видений снов.

Здесь и сейчас Каифа Морарг поднял глаза. Оборонительная башня находилась в пределах оптимальной стрельбы, но он не стал браться за болтер. Рука легионера продолжала сжимать клинок, и этого было достаточно. Он мог видеть цели, жирные пятна на внутреннем сканере визора – скопище потрёпанных имперских отрядов, отрезанных предыдущей атакой и теперь пытавшихся вернуться к башне. Они двигались пешком, перебегая трусцой или едва ковыляя. Морарг заметил, что враги облачены в пёструю смесь различной униформы и броневых пластин. Некоторые из них были хорошо вооружены, сжимая в руках продолжавшее исправно функционировать тяжёлое вооружение, другие же выглядели сущими оборванцами. То были ошмётки былого, те, кто уцелели в предшествующем наступлении Гвардии Смерти. Со всех сторон горизонт пылал яростью конфликта, заставлявшей землю дрожать и вздыматься, но здесь и сейчас конфликт утратил свой пыл, превратившись в пристанище для ленивых и не нашедших себе места, укрытую мглой сельскую глубинку для призрачных останков. Гвардейцам Смерти придётся идти ещё очень, очень долго, прежде чем они столкнутся с обещанным им пламенем битвы.

Крозий двигался впереди. Морарг увидел, как апотекарий выстрелил из наплечной пушки. Взметнулись клубы коричнево-зелёных оттенков, и какой-то снаряд врезался прямо в середину отступающей группы защитников Терры. Он взорвался с мокрым шлепком, забрызгав дюжину солдат светящейся плёнкой. Все они разом взвыли, хватаясь за свои шлемы. Несколько других бойцов, находившихся за пределами радиуса взрыва, повернулись и открыли ответный огонь, посылая потоки лазерного огня и ливень твердотельных снарядов в Крозия. Апотекарий попросту поглощал их, продолжая тяжёлый, размеренный шаг и готовясь к очередному выстрелу.

Даже до перерождения подобные вояки не причинили бы Крозию серьёзных неудобств – впрочем, он по крайней мере потрудился бы уклониться от выстрелов или же ответил на них с куда большей агрессией. Он мог бы атаковать их на ближней дистанции, не сделав ни единого выстрела. Теперь же он просто шагал, словно в оцепенении, окутанный своей новой впитывающей кожей из пятнистого керамита и плоти.

«Способны ли мы чувствовать, как когда-то? – задался вопросом Морарг, глядя на свои измазанные в грязи руки, – под силу ли мне отдаться былой удали?»

Затем он обратил взор к башне. Это была прочная, уродливая штуковина из рокритовых блоков на металлическом основании. Из-за её верхнего парапета вели концентрированный лазерный огонь, похоже, способный нанести атакующим некоторый урон. Внутри располагались около сотни защитников; пытавшиеся спастись от Крозия несчастные могли бы увеличить их число, если бы их не перебили на открытом воздухе. Солдаты должны были понимать, что каждый из них встретит смерть вдали от центрального оплота, сгинув посреди пустошей в полном одиночестве.

Неужто отчаянье ещё не овладело их душами? Созрел ли кто-то из солдат для заключения своих собственных пактов с силами, в которые они верили, чтобы избежать страшной участи?

Как ни странно, эта мысль разозлила Морарга. Впрочем, оно и к лучшему. Он начал вращать клинком вокруг себя, смазывая сочленения своей брони, чтобы вернуть хоть какое-то чувство.

Впереди маячила башня. Гвардия Смерти приближалась, неспешно продвигаясь по одному или по двое безо всяких тактических построений, окружая башню со всех сторон.

– Приготовься, – процедил Морарг, размахивая клинком. – Приготовься.

После боя Морарг и Крозий отдыхали на бывшем сторожевом посту, располагавшемся прямо на вершине захваченной башни. Все окна были выбиты, а оборудование – уничтожено. Гвардейцы Смерти уселись рядом, расположившись спиной к стене. Крозий вынул из заплечного ранца инструмент – нечто тонкое и паукообразное – и вертел его в ладонях снова и снова. Морарг положил свой клинок на колени. Теперь он был покрыт свежей кровью, большая часть которой стекала липкими ручейками по его броне.

Перед воинами лежала голова, только что отсечённая от тела. Это была смертная женщина, всё ещё в шлеме, из-под заляпанного козырька которого виднелись грязные щёки. Вокруг валялись и другие части тела, некоторые закованные в броневые пластины, другие же больше напоминали куски гниющего мяса. От них уже начинало вонять.

Морарг бросил взгляд на голову.

– Когда ты в последний раз видел его?

– Кого? – отозвался Крозий.

– Примарха.

Апотекарий на мгновение задумался.

– Давным-давно.

Каифа помнил, что сам он в последний раз видел Мортариона на борту «Стойкости» несколько дней назад. Примарх восседал на своём командном троне, окружённый пеленой химических газов – настолько густой, что очертания прародителя Четырнадцатого легиона оставались практически полностью скрыты. Однако Мораргу удавалось разглядеть его громадные новые крылья, похожие на паутину грязной марли, которые раскинулись вверх и в стороны, согнувшись под навесом трона.

– Он сделал выбор, – угрюмо процедил Морарг.

– Таково его бремя.

– И где же ты был, когда до тебя дошло?

– Дошло – что?

– Что он сделал это. Ради всех нас.

Крозий задумался. Иглы его устройства издавали щёлкающий звук, когда что-то втягивалось внутрь, и это ненадолго отвлекло его.

– Я не помню. «Терминус Эст», а? Да, думаю так. Мы же все там были, не правда ли? Когда Тифон…

– Не произноси это имя.

– Калас. Так лучше? Когда он… Да, мне кажется, я был там. Пахло иначе, даже раньше, – голова Крозия медленно откинулась назад, упираясь в рокрит. – Я увидел примарха там, посреди всего этого, издалека. Он поднимался с нижней палубы. Я ослабел, как и мы все. Ничем не мог помочь ни себе, ни другим. Пошёл за ним в надежде поговорить. Я думал, что, быть может, смогу… но к тому времени всё уже закончилось.

– Он бы не стал ничего требовать от тебя.

– Не стал бы, но я об этом и не думал. Никто из нас не думал. – Крозий выдохнул, и тонкая серая дымка сползла с решётки его шлема. – На какой-то миг я увидел его лицо, хотя свет то включался, то гас. Короче говоря, я видел примарха по частям. Урывками. Временами казалось, что он смеётся. Временами – что кричит. Я окликнул его. Сказал, что всё это – причуды варпа. Нам следовало копать глубже. Отдал бы он приказ? Сказал бы мне, что делать? Я пошёл бы на всё. Прикажи он, и все мы приняли бы смерть.

Морарг внимал.

– Что же он сказал вам?

– Не знаю, слышал ли он меня. Был этот… вой. Думаю, это могло продолжаться неделями. Ты помнишь, как всё было. Вой кораблей, заставляющий думать, что у тебя крыша поехала, помнишь?

Морарг этого не слышал. В его воспоминаниях корабль никогда не выл. Вместо этого были мухи, их было много – в глазах, в животе, жужжащих и кусачих.

– Но затем примарх увидел меня, а я увидел его. Он менялся буквально на глазах, и вот тогда я понял – он что-то сделал. Да, так он и выглядел. Никогда не видел подобного прежде. Он был разгневан. И в то же время угрюм. Проклятье, какое-то мгновение я даже видел, как он страдает.

Морарг посмотрел на отрубленную голову, лежавшую в луже крови. Плоть с неё уже начала отслаиваться.

– Так что же это было?

– Если б я знал. В тот самый момент примарх как будто бы что-то понял. Нечто, что давило на него всю жизнь, и теперь он это понял. Наш отец не был шокирован. Удивления в его глазах тоже не наблюдалось, – Крозий задумался. – Знаешь, я всего раз в жизни видел подобное выражение лица. Ещё во время приведения к Согласию Акасты. Я хлопотал над застарелой травмой позвоночника у одного боевого брата – эта травма сильно мешала ему в бою. В стремлении исправить слабость он увеличил интенсивность силовых упражнений на тридцать процентов. Ко мне он приходил только по приказу. В конечном итоге мы нашли проблему, и дело было не в позвоночнике. Понимаешь, вражеский огонь повредил соединительные порты под панцирем, так что проблема была в броне. Когда я сообщил ему об этом, то увидел точно такую же реакцию. Теперь он всё понял. Понял, почему все его усилия ничем бы ему не помогли. Этого никогда бы не произошло. Все усилия были напрасными, но теперь ему открылось решение проблемы, – пальцы Крозия бессознательно вернулись к пучку игл. – Он не выглядел счастливым. Никто бы не был счастлив, осознав тщетность своих усилий. Так что это даже нельзя назвать облегчением. Это было как…

Апотекарий умолк.

Некоторое время и Морарг хранил безмолвие. Говорить стало труднее, чем раньше. В горле застряла мокрота, и его никак не удавалось прочистить.

– Я спрошу тебя кое о чём, – произнёс он наконец, – спрошу всего раз и больше никогда не заговорю об этом.

Крозий повернулся лицом к собрату по легиону и навострил уши.

– Верное ли он принял решение?

Ответа не последовало.

– Я имею в виду, – начал Морарг, понимая, что сказанного не воротишь, а в скором времени слов станет ещё больше, – мы все жили ради этого. Никто не способен вынести больше, чем мы. Я даже не помню, сколько всё это длилось. Должно быть, дело было в каком-то трюке. Ведьмовстве. Под силу ли нам было пережить это? – он покачал головой. – Посмотри на меня. Я не знаю, что за сделку он заключил. И не уверен, что мы оказались на правильной стороне.

Крозий захохотал. По крайней мере, эти звуки могли быть смехом.

– Не уверен? Ты никогда не отличался развитым воображением, братишка, – апотекарий поднял набор игл. – Когда я принимаю удары, то не чувствую их. Мне больше не нужно есть, не нужно спать. Мой разум стал куда острее. В прежние времена я был грубым мясником. Удалял прогеноиды, зашивал болтерные раны… Только зря тратил время, на самом деле. Но теперь – о, теперь у меня полно особых идей.

Апотекарий неловко пошевелился, перемещая свою тушу, и поднялся на ноги. Весь процесс занял втрое больше времени, чем раньше, и каждое движение казалось тяжёлым и неуклюжим.

– Ты прав, – отрезал Крозий. – Никогда больше не поднимай этот вопрос. Ты да я, мы оба знали его на Барбарусе. Оба были на этом корабле. Он никогда не отдавал неверных приказов. Он тот, кто он есть.

Затем апотекарий побрёл прочь. Когда он покидал комнату, его ботинок опустился на лишённую тела голову и раздавил её вместе со шлемом, словно тот был сделан из фарфора.

Морарг проводил его долгим взглядом.

– Тогда почему его нет с нами? – спросил он вслух. – Почему мы сражаемся в этом мире, а его нет?

Покинув башню, Гвардия Смерти двинулась на север, направляясь непосредственно к первой линии стен. Никаких распоряжений с зависшего на орбите флота не поступало. В прошлом приказы отправлялись заранее, все возможные случаи тщательно учитывались и прорабатывались. Маршруты наступления наносились на карты, опорные точки отмечались, а обязанности – распределялись между отдельными подразделениями. Легион никогда не блистал тактической гибкостью, но в его основательности сомневаться не приходилось.

Однако теперь корабли на орбите безмолвствовали. Высадившиеся бойцы прокладывали свой собственный курс, действуя только по самым общим инструкциям. Да, им был известен пункт назначения и вероятные уровни сопротивления, но всё промежуточные данные оставались расплывчатыми.

Но всё это не имело ни малейшего значения. Гвардейцы Смерти маршировали, словно автоматы, привыкая к тому, как теперь функционировали их тела, чувствуя гравитацию мира, который для большинства из них был чужой территорией.

Возможно, в этом и заключался план. Пускай они раскроют свой потенциал. Напрягут новые мускулы под коркой слизи и грязи перед настоящим испытанием – новым сражением против Легионес Астартес.

Морарг пробирался сквозь зловоние. Он вступал в бой, если этого требовала обстановка – впрочем, такое случалось лишь в тех случаях, когда какая-нибудь отчаявшаяся группа защитников выскакивала из-под прикрытия полуразрушенных в результате бомбардировки домов в попытке убить его. Окружающий Морарга пейзаж когда-то был городским районом, застроенным обитаемыми шпилями, что не знали себе равных во всём Империуме. Теперь же он превратился в сглаженную равнину из груд обломков и остроконечных развалин, за которыми виднелись желчно-чёрные небеса и был слышен постоянный грохот артиллерийских орудий. Место солнца занял северный горизонт, и постоянное свечение заставляло все тени уходить на юг. Лишь изредка, после какой-то особенно мощной вспышки, можно было разглядеть профиль самого Дворца – монументального и неподвижного левиафана, свернувшегося на дальней окраине мира. Оплота, к которому ещё предстоит приблизиться – не говоря уже о пробитии его стен.

Чем ближе он подходил, тем тяжелее становились его шаги. В разуме Морарга возник образ громадной сферы из горячей воды, дрожавшей и отталкивающей его назад. Казалось, словно некто – или нечто – знал, что с ним сотворили, что за распухшие сущности сновали в его забившихся венах, и отторгал всё это.

Он больше не спал, никогда. Сон остался в другой эпохе, когда его доспехи с лёгкостью отделялись от соединительных портов в теле. И всё же ему приснился сон наяву, с открытыми глазами. Каифа видел, как Властители старого Барбаруса шагали впереди него, молочно-бледные в этом тумане, и улыбались, как в былые времена, когда они были хозяевами.

Отбросить их было немалым достижением. После того, как все чудовища были убиты, на какое-то краткое время показалось, что не осталось ни тиранов, ни страданий – лишь чистое небо над головой.

Ради этого ты последуешь за ним. Игнорируя дрожь, озабоченность и оплошности. Тебе известно, что он тоже страдал – заброшенный в мир, который не был для него родным, который мучил его и заставлял сомневаться. Но ты узрел, что он сохранил свою внутреннюю суть – и победил. Позднее ты увидишь, что он не удостоился за это уважения со стороны империи, частью которой он стал. Его презирали, несмотря на все его свершения. И это презрение сплотило легион – сделав его крепким, словно сжатая рукавица, ибо каждое оскорбление тщательно запоминалось и лелеялось, а каждая толика силы тщательно собиралась и поддерживалась в надлежащей форме, чтобы со временем свести счёты.

Морарг не сомневался, что другие легионы восхищаются своими примархами. Не сомневался, что они славно бились за них в стремлении заслужить похвалу или избежать позора. Но он знал и другое – мало кто из кузенов любил своего сюзерена так, как Гвардейцы Смерти. Чужаки видели в Четырнадцатом легионе угрюмое сборище измазанных в грязи работяг, которых презирали даже союзники. Для своих же они были такими, какими их создала Вселенная – крепкой сталью, прошедшей через быстрое легирование и закалённой в печах презрения. Ржавчина представляла собой лишь поверхностную иллюзию – нечто, что скрывает их силу и заставляет врагов недооценивать истинную силу легиона.

«Гвардия Смерти, – как-то раз сказал Мораргу чужак из Ультрадесанта во время непростой совместной кампании. – Иногда мне кажется, что это нездоровое имя».

Морарг не стал опускаться до объяснений. Если бы он так поступил, то мог бы заметить, что сын Макрагга не знает ничего о смерти, не говоря уже о том, что вырос он в мире стабильности и порядка. Если бы Ультрадесантник был окружён смертью с самого рождения, осознавал бы её как неотъемлемую часть своего бытия, столь же привычную, как вода или сердцебиение, тогда бы он понял. Легион не восхвалял смерть, но вместе с тем не пытался быть стражей от неё или пытаться сдержать её. Ещё до великих перемен они удерживали смерть в своих руках, чувствуя, как её холодное дыхание смешивается с их собственным, скрываясь в его белой дымке.

Каифа поднял голову, очнувшись от своих размышлений. В нескольких сотнях метров из-за завесы конденсата виднелся ещё один могучий бастион. Его вершина оставалась целой, а множество орудий пребывали в полной боевой готовности. На тёмных боках укрепления мигали красные огни, а над высокими вратами была вырезана аквила, столь же чёрная, как и окружавший её камень.

Морарг остановился. Это место обещало стать крепким орешком. Гвардейцы Смерти расположились вокруг – крошечные пятнышки на фоне приближающейся цитадели.

Он посмотрел на свой клинок. Поднёс его к слабому свету и увидел, как яркое сияние горящего горизонта отражается от его режущей кромки.

Вот только источником света был вовсе не горизонт. Огненный свет струился откуда-то сверху, преломляющийся и бурлящий, словно вода. Пыль под ногами легионера зашевелилась, поднятая внезапно содрогнувшимся воздухом. Наполнявшая воронки от взрывов маслянистая вода вспенилась и забулькала. Откуда-то впереди – возможно, из самого бастиона – взревел предупредительный клаксон.

Морарг поднял глаза. Клубившиеся облака разошлись. Лучи бледного света пронзали их, проникая в почерневшую землю. Сквозь призму парящих «Грозовых птиц» прорвался посадочный модуль. Он был огромен – окутанная дымом и пламенем туша, ведомая множеством тяжёлых двигателей, работавших на пределе, чтобы замедлить падение.

Каифа попятился, поскользнувшись при этом – легионер стремился держаться подальше от снижавшейся твари. Модуль опускался на землю, вокруг него затрещали молнии статических разрядов, пустившиеся в пляс по металлическим панелям с символикой Гвардии Смерти. Глазам Морарга открылись глубокие повреждения на каждой из его деталей – ржавчина, вздувшиеся заклёпки, трещины. Причиной их появления не стало ни одно известное оружие. Посадочный модуль менялся сам по себе, как и все они.

В конце концов языки пламени потухли, и устройство грузно ударилось о землю – его выступающие ноги погрузились в грязь на метр в глубину. Выдвинулась и опустилась входная аппарель. Бледный газ хлынул наружу, вырываясь из решёток и горловин труб, стекая каскадом вниз по длинному пологому склону.

Из проёма, менее чем в двадцати метрах от того места, где стоял Морарг, появились восемь фигур. Семеро из них были гигантами, чьи доспехи покрывал слой настолько плотной грязи, что она фактически образовывала наружный слой защиты. В своих руках воители сжимали косы-жнецы, а окованные железом каблуки лязгали при спуске.

Восьмым шёл их повелитель, и он был настоящим исполином. Он вырос до неприличия, словно растянутый нетерпеливыми пальцами бога, его кости трещали, а серая кожа рвалась. Лицо повелителя оставалось скрытым за дыхательным аппаратом, рваный капюшон бросал тень на глаза. Его громадные крылья мотылька расправились – слишком большие, чтобы их не заметить, слишком хрупкие, чтобы нести его ввысь. Чем они были – притворством или проклятием?

Фигура спустилась с трапа, хромая и опираясь на древко своей косы. Морарг не отрывал от него глаз – как, впрочем, и вся Гвардия Смерти. Бойцы молчали. Некоторые не видели господина со времён самой великой перемены. Даже Морарг, один из тех, кто долгое время служил ему верным советником, с тех самых пор не видел его как следует – только сквозь пелену и тени.

Теперь примарх снова оказался на открытом воздухе, освещённый тусклым солнцем своего родного мира. Он казался слишком высоким, слишком вытянутым – пугалом в пёстрых доспехах, скреплённых гниющими лентами или, быть может, колдовством, а может, и просто его волей.

Мортарион, Повелитель Смерти, достиг конца аппарели. Его расколотые ботинки ступили на разорённую землю. Едва они коснулись её, грязь высохла и рассыпалась прахом, а усики тёмной поросли взметнулись вверх и обвились поверх его сабатонов, прежде чем высохнуть, зачахнуть и умереть. Воздух ощутимо похолодал, а по и без того едкому ландшафту, переполненному всевозможными миазмами, разнёсся запах серы.

Примарх остановился. Затем он медленно опустился на колени, протянул когтистую длань и зачерпнул горсть земли. Какое-то мгновение он растирал её в руке, а затем прижал к своей дыхательной маске, будто желая попробовать её, вдохнуть аромат землицы – или, быть может, просто почувствовать её на своей иссохшей коже.

Затем он встал. Движения примарха выглядели нескладными, медлительными, словно он находился под водой, вдобавок сопровождались визгом и скрипом ветхой брони.

Морарг осторожно приблизился к нему. Приблизился, сам не понимая, почему – за исключением того, что прошло уже много времени, а адъютанту положено быть рядом со своим господином.

Мортарион позволил ему подойти. Саван Смерти расступился.

Я хотел попробовать её, – произнёс примарх голосом, напоминавшим шелест ветра среди погребальных колоколов. – Разумеется, всё изменилось. Мы все изменились.

Морарг остановился перед своим повелителем, вытянув шею, чтобы взглянуть ему в лицо.

– Мои сердца рады видеть тебя вновь, господин.

Лицо Мортариона скривилось под капюшоном, словно сухая улыбка или гримаса изуродовала его черты.

Я бы прибыл пораньше. Мой отец сделал это место отравой для меня. Пожалуй, единственной отравой, способной поразить меня теперь. Тем не менее, я к ней адаптировался. – Мортарион выглянул из-под капюшона и направил свой взор к бастиону впереди. Внезапно это место стало куда менее впечатляющим. – И сейчас Он слабеет. Мало-помалу Его силы уходят. Мы сжимаем Его в тисках, а? Мы выжмем из Него все остатки хладнокровия.

Морарг не понимал. Его восприятие стало более расслабленным, чем когда бы то ни было. Или, быть может, дело было в другом – способность схватывать какие-то вещи более уверенно соседствовала со склонностью терять контроль над другими. Должно быть, замешательство воина показалось настолько очевидным, что Мортарион не двинулся с места и не взялся за косу, а остался стоять по щиколотку в гниющей растительности, взращенной его присутствием.

Ты больше не тот, кем был прежде, Каифа, – изрёк Мортарион. – Когда-то ты был простым голодранцем с ядовитого мира. Я вылепил из тебя нечто иное. Затем тебя преобразил мой отец. А теперь в дело вмешалась куда более древняя сила, и ты изменился в третий раз. Ты всё ещё тот же самый человек? Ты носишь то же самое имя. Возможно, это и есть вещь, связывающая нас с нашей первоосновой. Наши имена. Наша символика. Всё остальное – клинки, плоть, сила – всё это преходяще.

Он подошёл ещё ближе к Мораргу, возвышаясь над ним и с каждым движением источая всё новые и ещё более отвратительные миазмы.

Я превратился в то, что ненавидел всей душой. Во мне больше нет ни конца, ни начала. Я стал неестественным, я не могу пересечь начертанной Им границы. Я оскорбляю Его чувство… гигиены.

Следующее слово слишком легко сорвалось с губ Морарга, словно вызванное заклинанием. «Демон».

Преображение приносит с собой определённые дары, – согласился Мортарион. – Теперь я вижу, куда устремлён Его разум. Я вижу Его сущность, горящую, словно пламя в пустоте. Более того, теперь я даже понимаю некоторые вещи, которые Он делал, – примарх хрипло рассмеялся. – Конечно, теперь уже слишком поздно.

– И всё же… разве всё так и есть? – голос Морарга был полон отчаянья. – Вы могли бы вернуть нас, правда ведь? Если бы вы этого захотели?

Примарх, похоже, не расслышал вопроса. Или, быть может, счёл его недостойным ответа.

Я всю жизнь искал конца, – мягко сказал он, обращаясь к самому себе. – Я желал положить конец страданиям. Желал положить конец преследовавшим меня желаниям. Затем я решил положить конец этому прогнившему Империуму и подумал, что таков будет мой последний вызов. Но всё же каждый раз, когда я получал то, чего хотел, я видел впереди возможность приближения иного конца, что-то ещё, что следовало выполнить. Но потом, на проклятой посудине Каласа, я сделал окончательный выбор и предал забвению саму идею. В этом и заключается парадокс – я давал слово и всегда выполнял его. Я всегда был таким. У меня есть воспоминания о временах, предшествующих моему рождению. Воспоминания о событиях, что ещё не произошли. Я вижу мир чувств, словно раскинутый передо мной мятый плащ, а сам изо всех сил пытаюсь удержать его подол.

И тогда Морарг понял. Обратного пути не было. Возможность не просто ушла – теперь в ней не было ни малейшего смысла. Легион прошёл точку невозврата.

– Тогда… – неуверенно начал легионер, чувствуя, как в нём кипят болезни, ощущая атрофию мускулов, – что нам теперь делать?

Мортарион выпрямился во весь рост. Он протянул руку, и земля Терры высыпалась из его вытянутых когтей.

Воздух сгустился. Звук жужжания усилился, стало заметно теплее. По окружающей территории прокатился грохот, открывая трещины, которые зияли и лопались.

Морарг почувствовал в горле горький привкус. В ушах зазвенело, и ему внезапно захотелось уйти прочь. Он узнал запах, который почувствовал ещё на «Терминус Эст» – тех самых необузданных сил, что блуждали по всем поражённым болезнями палубам корабля.

Взгляд легионера проследил за направлением руки примарха как раз вовремя, чтобы увидеть стихийное бедствие, обрушившееся на далёкий бастион. Земля под ним взбунтовалась, разлетаясь на части в неистово жужжащих облаках. По внешним стенам вздымались вверх огромные трещины, из которых, словно внутренности, выступала чёрно-зелёная листва. Снова сработала аварийная сигнализация – жалкое мяуканье на фоне надвигающейся бури раскалывающейся земли. Раздался взрыв, выпустивший вспышки зелёных молний, затем ещё один. Сторожевая башня рухнула лавиной щебня и пыли, громадная аквила раскололась надвое. Казалось, что тысяча лет деградации превратилась в несколько мгновений, сжатых в беспорядочном видеоряде.

Собравшиеся Гвардейцы Смерти молча наблюдали за происходящим. Бойцы не проронили ни единого слова. Один за другим, увидев учинённое разрушение, они направились к крепости. Когда внешние стены рухнули, легионеры безмолвно направили оружие к множеству брешей. Смерть и обещание смерти взывали к ним.

Мортарион двинулся вместе со всеми, продолжая удерживать свою колдовскую хватку на бастионе. По мере того, как примарх делал очередной шаг, окружавший его воздух раскалывался, разрывался и скользил, словно жир по стеклу. Когти примарха сжались, и ещё несколько адамантиевых противовзрывных пластин превратились в разлетающиеся обломки. Саван Смерти сопровождал его – воплощённые призраки распада, их косы потрескивали энергией вдоль угольно-чёрных лезвий.

Аура разложения была не более чем притворством. Морарг всё время наблюдал за происходящим и видел, что за этой дряхлой, укутанной тряпками оболочкой свернулась истинная сила. Тогда он понял, о чём идёт речь. Это была сила за гранью мечты. Это была сила, над которой не властно время. Это было заквашенное в вечности отчаяние, первобытная боль, которая однажды задушит сами звёзды.

Он двинулся вслед за Мортарионом, безмолвно печатая шаг в ногу с ним.

Что делать? – выдохнул примарх, покачивая своим грубым клинком в полной боевой готовности. – То, что мы делали всегда. Оставаться стойкими.

  • Проблема наказания детей и подростков рассказы
  • Проблема личности и ее отражение в лирике лермонтова сочинение
  • Проблема нравственного выбора на войне сочинение
  • Проблема космоса до конца не изучена как пишется
  • Проблема одиночества в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс