Проблема отцов и детей в пьесе гроза сочинение

Вечные проблемы в литературелитература от начала своего развития до современного дня имеет ряд проблем, которые можно назвать вечными благодаря тому,

Вечные проблемы в литературе

Литература от начала своего развития до современного дня имеет ряд проблем, которые можно назвать «вечными» благодаря тому, что они волнуют сознание людей на протяжении многих веков. Проблемы добра и зла, поиска истины и смысла жизни были актуальны во все времена. Одной из таких проблем становится проблема взаимоотношений разных поколений. Многие авторы в основу своих произведении ставили конфликт «отцов и детей». А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» противопоставил Чацкого, представителя «века нынешнего», фамусовскому обществу, то есть представителям «века минувшего». Поднимали проблему взаимоотношений «отцов и детей» и Д. И. Фонвизин («Недоросль»), и А. Н. Островский («Гроза»). Однако всегда конфликты поколений оставались неразрешенными, поэтому они так волновали душу и писателей, и читателей.

Сочинение Вечен ли конфликт «отцов» и «детей»?

Конфликт «отцов» и «детей» — это проблема, которая стоит между людьми разных поколений. Мы можем наблюдать её на протяжении веков. Причиной этого конфликта являются разные взгляды на жизнь старшего и младшего поколения.

Я убеждена, что полностью избежать разногласий между «отцами» и «детьми» невозможно. Ведь мир не стоит на месте, а с ним и общество, наука, искусство. Следовательно, каждое поколение имеет свои ценности, интересы, которые зачастую противоположны интересам и привычкам старшего поколения. Многие русские писатели неоднократно поднимают проблему «отцов» и «детей» в своих произведениях.

Так, столкновение разных поколений мы наблюдаем в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети» на примере Кирсанова и Базарова. Это люди разных поколений и абсолютно разных мировоззрений: Базаров – нигилист, он отрицает все ценности былого поколения: любовь, культуру, быт.

Кирсанов же «консерватор», для него точка зрения молодого Базарова совершенно неправильна, поэтому он всеми силами защищает свои жизненные устои. В итоге конфликт между ними так и остается неразрешенным, они не поняли друг друга. На данном примере хорошо видно, что конфликт между поколениями вечен, и исчерпать его врятли возможно.

Обратимся к другому произведению. Особо ярким примером конфликта «отцом и детей» являются отношения между Чацким и Фамусовым – главных героев комедии Грибоедова «Горе от ума». Чацкий представитель «века нынешнего», очень умный и просвещённый молодой человек, который открыт для всего нового. Он выступает за отмену крепостного права, за развитие науки, считает, что богатство и авторитет не должны влиять на положение человека в обществе. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Фамусов же представитель «века минувшего» противник всего прогрессивного. Для него и всего фамусовского общества главную роль в жизни играют чины и деньги. Они строго придерживаются консервативных взглядов на жизнь. Фамусов отстаивает свои, а его взгляд единственно верные, устои и отрицает идеи Чацкого. Обратившись к этому произведению, мы еще раз убедились, что столкновение «века минувшего» и «века нынешнего» неизбежно.

Рассмотрев примеры из литературы, можно сделать вывод, что конфликт «отцов и детей» вечен. Разница во взглядах и убеждениях есть, была и будет, ведь время идет – дети вырастают и приносят в мир что-то новое.

Полезный материал по теме:

  1. Вечен ли конфликт отцов и детей?
  2. Почему конфликт отцов и детей вечен?
  3. «Почему конфликт отцов и детей вечен?»
  4. Тема: Почему конфликт отцов и детей вечен?
  5. Тема Почему конфликт отцов и детей вечен?

Конфликт мировоззрений

Первым основанием того, что «отцы и дети» – вечная тема, служит то, что в основе конфликта поколений лежит конфликт мировоззрений. Общественная жизнь меняется, происходит смена потребностей и взглядов людей на свое существование. Поэтому происходит смена эпох, смена веков, когда сталкиваются мнения представителей и старого, и нового общества. «Новое» поколение утверждает необходимость социальных преобразований, а «старое» поколение с этим совершенно не согласно. Из этого выливаются противоречия в обществе и в политике.

Конфликт, лежащий в основе романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», выходит за рамки семейного. Это спор взглядов дворянства и мировоззрений революционно-демократической молодежи.

Тема «отцов и детей» не выражает противоречия частных лиц, она не описывает конфликт отдельной семьи, а олицетворяет общественные отношения определенного периода жизни России. Конфликт поколений становится общим для всего общества, поэтому он так и ценен.

Почему проблему «отцов и детей» называют «вечной»? Итоговое сочинение

Проблема отцов и детей издавна считается одной из ведущих тем мировой литературы. Обращение к ней писателей разных эпох обуславливается ее актуальностью во все времена. Это не частный конфликт между родителем и ребенком, а проблема взаимоотношений разных поколений людей.
В отечественной литературе немало примеров произведений, посвященных данной тематике. Повесть А.С. Пушкина «Станционный смотритель», роман И.С.Тургенева «Отцы и дети», произведение Н. Чернышевского «Что делать?» и многие другие.

Герой произведения И.С.Тургенева, Евгений Базаров, представитель молодежи, живущей по принципам нигилизма, отрицает «ветхозаветные» законы Кирсанова-старшего. Герои не могут примириться с столь разными взглядами друг друга на жизнь.

Почему же на протяжении столетий никак не может разрешиться конфликт отцов и детей? Одной из главных причин таких отношений является разница в интересах.

Мир меняется, развивается, появляются новые технологии, и взрослому человеку порой сложно перестроиться в современной действительности. Молодое же поколение, растущее вместе с этими изменениями, легко их осваивает и использует.

Отсюда вытекает и барьер в общении. Люди просто перестают словесно понимать друг друга.

Разница во вкусах тоже может увеличить пропасть между поколениями. В 90-е годы двадцатого столетия на пике популярности была рок и поп-музыка. Сейчас же на первое место выходит рэп, хип-хоп, и современные родители не понимают и не хотят принять предпочтения своих чад. Хотя в свое время они тоже могли быть не поняты старшими.

Разногласия между родителями и детьми порой несут за собой очень тяжелые последствия. Вовремя не завершившийся конфликт, отсутствие компромисса в решении проблем часто приводят к тому, что ребенок замыкается, у него появляется недоверие к взрослым. Ведь дети более уязвимы, ввиду своей неопытности, нежели родители.

Как бы люди ни старались избавиться от этой проблемы, ни придумывали новых методик, тренингов, конфликты с течением временем вновь появятся.

И для того, чтобы это не перерастало в глобальные проблемы, стороны отцов и детей должны научиться прислушиваться друг к другу.

Нужно понимать, что каждый человек на этой земле индивидуальность, и он имеет право на жизнь по своим правилам, которые, конечно, не должны противоречить общечеловеческим законам.

2 вариант

Жизнь на земле только начала зарождаться, а уже проблема отцов и детей стала давать о себе знать. Кто бы мог подумать, что непонимание поколений настолько острая проблема и будет сопровождать человечество постоянно.

Начинается, наверное, все с неумения терпеть друг друга, жить в ритме нового времени. Хотя есть вещи, которые не меняются на протяжении столетий. Авторитет родителей и людей старшего поколения, непонимание, отсутствие элементарного уважения друг к другу.

Эту проблему поднимали древние философы. Значит, уже в то время она была животрепещущей.

Рассматривая этот вопрос, мы не будем обращаться ко всем известному произведению Тургенева. Так как есть много произведений, в основе которых тоже есть эта проблема. Хотя анализируя их эту тему можно обойти стороной, она не так явно выражена, как у Тургенева, но эта проблема есть. От этого никуда не деться.

Всем известное произведение «Горе от ума». Чацкий молодой представитель нового поколения, отстаивает свою точку зрения. Фамусов приверженец старых привычек и устоев категорически против всего нового.

В обществе, где ничего не менялось много лет, не могут и не хотят перестраиваться, чтобы вести новую жизнь. Молодые и прогрессивные люди не хотят продолжать жить по-старому.

Это и вызвало волну возмущения в обществе.

«Капитанская дочка» много можно спорить, о чем произведение. О любви, предательстве, но в нем так же проскальзывают отношения между родителями и детьми. И только мудрость отца, и матери главного героя помогают сохранить хорошие отношения.

В произведении «Гроза» старшее поколение показано не просто авторитарным, а требующим полного и беспрекословного послушания. Это и является причиной раздора. С определенного момента послушные дети начинают бунтовать, в силу характера каждый по-своему.

«Война и мир» бессмертное произведение, в котором автор описал не только войну с французами и всеобщий мир, но и войну, и мир поколений. Это можно проследить на примере семей Болконских и Ростовых.

Князь Болконский своей авторитарностью и эгоизмом мучает и сына, и дочь. У Ростовых наоборот стараются сделать все, чтобы дети были счастливы даже в ущерб себе.

Хотя конфликты в семье все равно существует, но не такие ярко выраженные, как у Болконских. Все зависит от внутри семейных отношений.

Там где в семьях есть взаимопонимание, конфликты протекают мягче. Тут уже нужна мудрость родителей, чтобы в семье сохранить мир.

С аргументами из литературы. 11 класс

← Уместна ли жестокость на войне?← Как связаны понятия «мечта» и «смысл жизни»?↑ 11 класс ЕГЭМечта всегда крылата – она обгоняет время (Конёнков) →Что называют «ошибкой воспитания»? →

  • Сочинение Мой любимый фильмВсе мы любим смотреть фильмы, ведь зачастую они показывают истории, которые мы никогда не сможем пережить. Для некоторых картин хватит и одного просмотра. Но есть и такие, которые хочется пересматривать снова и снова
  • Сочинение по рассказу Кусака Андреева 7 классРассказ «Кусака» Леонида Николаевича Андреева является поистине удивительным и поучительным произведением. Эта история про взаимоотношения людей и братьев наших меньших, про поступки по отношению к ним и про наши обещания и слова
  • Мое отношение к Молчалину – сочинение (9 класс)Комедия Грибоедова «Горе от ума» появилась за полтора года до восстания декабристов. Главный герой Чацкий представляет новых людей и новыми идеи, владеющие передовыми умами.
  • Тема рассказа Господин из Сан-Франциско Бунина сочинениеЕсть множество тем, который Иван Алексеевич Бунин посредством своего несомненного таланта вложил в этом столь небольшом, по объёму, но огромном, по философской нагрузке, произведении. Мне нужно рассказать об одном.
  • Нравы и обычаи города Н. (уездного города) в Ревизоре Гоголя сочинениеДействие в комедии происходит в небольшом уездном городе. У него нет названия, так как Гоголь в этом произведении собирает «в одну кучу всё дурное России». На примере комических образов главных героев, автор высмеивает нравы и обычаи российского

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/11-klass-egeh/pochemu-problemu-otcov-i-detej-nazyvayut-vechnoj

Проблема «отцов и детей» в романе

Назревавший в современном И. С. Тургеневу обществе конфликт писатель показал на примере семьи Кирсановых и Базарова. Конфликт поколений демонстрируется в виде спора Евгений Базарова и Павла Петровича Кирсанова. На смену умирающему дворянству пришел новый тип людей. Подчеркивая неодинаковость взглядов героев, писатель противопоставляет их внешности, манеры, речи, взгляды на мир. Жизненные позиции Базарова и Кирсанова полностью противоположны друг другу. Герои не только замечают свою несхожесть, но и вступают друг с другом в конфликт, который уже говорит о необходимости смены общественных начал.

С помощью всего лишь одного примера автору удалось показать деление на 2 лагеря, свойственное всему обществу. Общность и демонстрация современных тому времени отношений сделали роман «Отцы и дети» по-настоящему вечным.

И. С. Тургенев, открыто не выражая свою позицию относительно победы какого-то конкретного поколения, показал и достоинства, и недостатки «отцов» и «детей».

Для писателя важно было указать на наличие конфликта поколений, царствовавшего в обществе, а не выразить свое отношение к нему. Способность правдиво оценивать ситуацию сделала роман «Отцы и дети» знаменитым на века.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Почему «Отцы и дети» вечная тема?», объяснит, почему некоторые проблемы в литературе называют «вечными» и почему тема «отцов и детей» актуальна во все времена, а также статья рассмотрит, каким образом выражается конфликт поколений в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Популярные сочинения

  • Сочинение-описание по картине Желтый букет Жилинского
    Д.Д. Жилинский – талантливый русский художник. Его работы отличает особая теплота, уют и восхитительная палитра оттенков. Картина «Желтый букет» сразу же приковывает к себе внимание
  • Сочинение Настя в произведении На дне (Образ и характеристика)
    Пьеса под названием «На дне» написана известным русским писателем Максимом Горьким. В ней поднято не мало важных вопросов о предназначении человека, мечте, счастье и другие. Главные герои произведения
  • Сочинение Анна Одинцова в романе Отцы и дети (Образ и характеристика) Тургенева
    Главная героиня романа «Отцы и дети» Анна Одинцова вызывает у читателей противоречивые чувства. Это и сострадание, и чувство жалости, и непонимание того, как человек может не прислушиваться к своему сердцу и не идти к мечте.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Отцы и дети»
  • для самых компанейских — Главные герои «Отцы и дети»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Отцы и дети»
  • для самых любопытных — Анализ «Отцы и дети» Тургенев
  • для самых крутых — Читать «Отцы и дети» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

( 2 оценки, среднее 4 из 5 )

Отношение к свободе

Кабаниха и Дикой привыкли к тому, что им все подчиняются. Сын Кабанихи Тихон всегда потакает своей матери. Племянник Дикого Борис терпит унижения со стороны своего дяди. Кабаниху и Дикого можно назвать настоящими самодурами, которые привыкли к собственной свободе, но не привыкли давать эту свободу другим людям. Брат и сестра стремятся к полному подчинению близких им людей.

Катерина же, являясь представителем «нового» поколения, всячески стремится к свободе. Для девушки жизнь без нее невозможна. И свобода, по мнению Катерины, должна быть у каждого человека. Героиня уважает чужое мнение и не стремится подавить его, в отличие от Кабанихи и Дикого.

Вариант 2

В середине XIX века тема противостояния поколений получила новый толчок, благодаря таким писателям, как Тургенев и Островский. Ничего удивительного в этом не было. То было время перемен, время реформ, сметающих все на своем пути. Претерпели изменения и социальные институты, в частности, институт семьи.

Островский же затронул данную проблему отношений поколений в пьесе «Гроза». В условиях небольшого города противостоят две системы: консерваторы и молодые реформаторы.

Что можно отметить насчет молодежи?

  • Катерина – супруга Тихона
  • Борис – родственник купца Дикого
  • Варвара – дочурка старшей Кабановой
  • Тихон – сын Кабановой
  • Кудряш – поклонник Варвары

«Молодая гвардия» тоже неоднородна по составу и подразделяется на две группы. Первая группа более активна и хоть что-то пытается делать для изменения старых социальных строев. Вторая же больше любит разглагольствовать и летать в грезах. Их жизнь проходит в сугубо сослагательном наклонении.

Варвара, Борис и Тихон – те, кто с молоком матери получил старый уклад, но они интуитивно чувствуют, что консервативному миру скоро придет конец.

Тихон всячески старается противостоять старым устоям, но все его потуги разбиваются о сопротивление матери. Слаб он духом – не в состоянии обезопасить свою жену и даже себя. Его цель – покинуть родную обитель.

Варвара тоже не выносит свой протест на всеобщее обозрение, ее действия сумбурны и скрытны. Для нее это лишь иллюзия противостояния. Но она, конечно, сильна сама по себе. Этого нельзя отрицать. В чем-то она себялюбива и пытается сподвигнуть других на противостояние.

Борис образован, но совершенно не имеет сил сражаться. Он понимает, что борьба с консерваторами нужна, но на более активные действия его уже не хватает.

Кудряш – грубоватый тип, но очень независимый. Такие для маленькой и победоносной революции нужны.

Катерина близка к более открытым социальным выступлениям. Она совершенно не принимает попытки навязывания сознанию застарелых догм. Ей сложно найти поддержку. Не хватает лидерских качеств, способных сподвигнуть других действовать. Но, главное, что она в любой ситуации верна своим принципам.

Другие сочинения: ← Позиция Островского в Грозе (позиция автора)↑ ОстровскийСемья Кабановых в пьесе Гроза →

Отсутствие противостояния

Конфликт поколений («Гроза» Островского) наблюдается особо ярко, так как младшее поколение не имеет сил для того, чтобы противостоять самодурству старшего поколения.

Тихон и Борис смирились с тем, что они оказались в положении безвольности и неспособности поступать так, как хочется им.

Варвара и Кудряш – молодые люди, которые приспособились к условиям жизни города Калинова. Они научились обходить стороной приказы Кабанихи и Дикого.

У Катерины не хватает сил в одиночку противостоять «жестоким нравам» Калинова. Самоубийство девушки становится своеобразным протестом против тех принципов, которые царствуют в городе, где главными являются тираны Кабаниха и Дикой.

Поступок главной героини обнажил проблему отцов и детей, заставил младшее поколение задуматься о том, что стоит жить по-другому.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Конфликт поколений» в «Грозе» Островского, рассмотрит причины, по которым герои пьесы А. Н. Островского вступают в своеобразную полемику, продемонстрирует, как относятся к данному конфликту отцы, а как – дети.

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Война и мир Толстого
    Изначально произведение задумывается автором в виде повести, рассказывающей о судьбе декабриста, пережившего сибирскую ссылку. Однако в процессе работы над романом его концепция
  • Сочинение по рассказу Господин из Сан-Франциско Бунина
    Данное произведение небольшое по объёму, но представляет собой большую ценность. Оно буквально пронизано философскими темами и пищей для размышлений. И.А.Бунин написал
  • Сочинение на тему Лирика Лермонтова
    Когда в разговоре проскальзывает вопрос о том, кто же является самым лиричным поэтом России, некоторых это, конечно, вводит в ступор, но большинство поразмыслив, отвечает: Лермонтов. И действительно, Лермонтов Михаил Юрьевич

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Гроза»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гроза»
  • для самых компанейских — Главные герои «Гроза»
  • для самых любопытных — Анализ «Гроза» Островский
  • для самых крутых — Читать «Гроза» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Осознание обреченности

Кабаниха и Дикой не могут не чувствовать, что обстановка накаляется и грядет гроза во всех смыслах этого слова. Именно это вызывает у них злость и даже страх. Вот почему они лютуют еще пуще, требуют еще большего подчинения и безусловного уважения со стороны молодежи, хоть и не заслуживают его. Кабаниха и Дикой, которые много лет упивались своей властью и безнаказанностью, понимают, что их положение перестает быть стабильным, а авторитет — непререкаемым.

Становится все более очевидным, что «отцы» неправы и теряют контроль. Старшее поколение в глубине души осознает, что их время прошло, перемены неизбежны, а «темное царство» обречено. Уникальность пьесы заключается в том, что старшее поколение вызывает осуждение и резкую критику. А. Н. Островский не наградил ни Кабаниху, ни Дикого ни одним светлым и позитивным качеством.

Драме «Гроза» отлично подходит высказывание французского путешественника А. де Кюстина: «Россия — страна фасадов». На первый взгляд, в городе царит благополучие — открытых конфликтов не возникает, поскольку все вокруг притворяются. Молодежь прикидывается, что уважает старших и чтит традиции. Взрослые, которые живут двойными стандартами, делают вид, что не замечают набирающего силу недовольства.

Тем не менее существующие в обществе законы нельзя назвать нормальными. То, что происходит за закрытыми дверями в каждом доме, вызывает ужас и даже отвращение — у людей отсутствуют любовь и уважение друг к другу. Сила и агрессия «темного царства» подавляет все светлое и доброе.

Возникает вопрос, все ли представители старшего поколения города Калинова являются бессердечными и неспособными на человеческие чувства? Ответить на него положительно не позволяют рассказы Катерины о своей семье, которая также принадлежит к купечеству.

Героиня, вспоминая детство, говорит: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…».

Эти слова позволяют сделать вывод, что родители Катерины — люди совершенно иного склада, и воспитывалась она в атмосфере любви и взаимоуважения.

«Молодое поколение в драме А. Н. Островского «Гроза»»

Островский выступил со своими пьесами на переломе от 40-х к 50-м годам. Это был критический период в истории русской сцены, когда она оказалась заполоненной водевилями и мелодрамами, частично заимствованными с Запада. Собственно русского народного театра, который бы широко отображал быт России, не было. Островский выступил в своих пьесах прежде всего как первоклассный художник реалист. Превосходно зная русский быт, в особенности быт купечества, Островский перенёс на сцену русскую жизнь во всей её самобытности и естественности. Семейная жизнь купцов с её деспотизмом и самодурством, грубость и невежество в общественном и домашнем быту, бесправное положение женщины, обрядовая сторона жизни, предрассудки и суеверия, народный говор — всё это отразилось в бытовых пьесах Островского.

Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма, сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина, Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы. Драма «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала о тирании самодурства, денег и старозаветного авторитета в купеческой среде. Автор ставил перед собой задачу обличения экономической и моральной тирании «тёмного царства».

В пьесе выступают две группы города Калинова. Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха, угнетатели и враги всего живого и нового. К другой относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.

Молодое поколение, в свою очередь, делится на тех, в ком самодурство и деспотизм подавило проблески свободы и самостоятельности. И на тех, кто сумел противостоять «темному царству», если не внешне, то внутренне.

К жертвам «темного царства» относятся в пьесе Тихон и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться своей матери: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» — говорит он Кабановой и прибавляет потом: «Да я, маменька, не хочу своей волей жить». Единственное заветное желание Тихона — вырваться, хотя бы ненадолго, из-под опеки матери, загулять так, чтобы на целый год отгуляться. По характеру он не только безвольный, но и ограниченный, простоватый. К примеру, душевный мир Катерины для него слишком высок и непонятен. «Не разберу я тебя, Катя!» — говорит он ей. Тихон не находит в себе достаточно сил и уверенности, чтобы суметь противостоять своей матери. Матери, которая довела своим бездушным деспотизмом и ханжеством семью до полного развала. Лишь в финале пьесы Тихон выказывает что-то вроде неповиновения. Он первый раз в жизни противоречит Кабанихе. Но этот протест так и останется единичным и не разовьется в бунт против «темного царства». С течением времени он сам станет представителем тех, кого сейчас так ненавидит.

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученное им в Москве, в коммерческой академии, привило ему прогрессивные взгляды. Ему трудно ужиться среди Диких и Кабановых. Но у него, как и у Тихона, не хватает характера, чтобы вырваться из-под их порабощающей его власти. Не достает решимости бороться за свою любовь. Катерине он советует покориться судьбе, и сам смиряется — уезжает по настоянию Дикого приказчиком в Кяхту. Борис — добрый, мягкий человек. Но прав Добролюбов, отмечая, что Катерина любила его «больше на безлюдьи», то есть в окружающей ее среде он был лучшим из худших.

Таким образом, оба они — и Тихон, и Борис — не сумели, а в конечном счете, и не сумеют вырваться из-под ига поработившего их «темного царства». И произошло это потому, что они не знали, что можно жить по-другому, что можно быть счастливыми.

К молодому поколению, которое пытается противостоять старым порядкам, которое является «лучом света в темном цартсве», относятся Катерина и Кулигин.

Катерина — центральный персонаж драмы «Гроза». По складу характера и интересам она резко выделяется из той среды, в которую попала. В этой исключительности и заключается причина глубокой жизненной драмы, которую героиня должна была пережить в царстве Диких и Кабановых. Девушкам ее общества в те времена не давали образования. Книгу заменяли рассказы досужих странниц и богомолов. Отсюда ее мечтательность и впечатлительность. Добролюбов определил ее характер как «любящий и идеальный». Катерина в то же время обладает пылкой и страстной душой. «Такая уж я зародилась горячая! — говорила она. — Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега».

Катерина — женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная, из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью. Самоубийство ее как бы на миг осветило беспробудный мрак «темного царства». В ее трагической кончине, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина».

Как уже было сказано, светлым лучом можно назвать и Кулигина. Это бедный часовщик, механик-самоучка, мечтающий найти перпетуум мобиле, вечный двигатель. Он думает не о своей личной выгоде, а о служении обществу, о благоустройстве родного города, о положении бедняков. Этим Кулигин и отличается, к примеру, от Дикого. Он просто вынужден подчиниться силе, так как он одиночка, и сила не на его стороне: «Съедят, живого проглотят!». Но покориться внешне еще не значит внутренне успокоиться. Словами Кулигина автор высказывает свои взгляды на жестокие нравы и сочувствие к талантливым людям из народа, задавленным общественно-политическим строем. Островский показал, что просвещение начинает проникать в самые различные уголки и слои русского общества.

Таким образом, Островский в драме «Гроза» с помощью образов молодого поколения показал, что настала пора пробуждения личности, намекая на неизбежность борьбы с самодержавно-крепостническим строем. И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха. «Старине приходит конец» — мрачно заявляет она. Так, в драме «Гроза» Островский вынес суровый приговор отжившему и ненавистному прошлому, тому социально-политическому строю, который всемерно поддерживал «темное царство».

Проблематика пьесы «Гроза» Островского поначалу кажется простой, построенной на любви. Но за житейским и бытовым сюжетом скрываются более масштабные проблемы. В тексте прописана атмосфера лжи и предательства. Жители города Калинов настолько привыкли к вранью, что их безмолвное согласие приводит к печальным последствиям. И после детального разбора становится понятна ширина проблем в произведении.

Проблема отцов и детей

Здесь речь идёт не о непонимании, а о тотальном контроле, о патриархальных порядках. В пьесе показана жизнь семьи Кабановых. В то время мнение старшего мужчины в семье было неоспоримым, а жёны и дочери были практически лишены прав. Во главе семьи стоит Марфа Игнатьевна, вдова. Она взяла на себя мужские функции. Это властная и расчётливая женщина. Кабаниха считает, что заботится о своих детях, приказывая им поступать так, как хочет она. Такое поведение привело к вполне логичным последствиям. Её сын, Тихон, слабый и бесхарактерный человек. Мать, кажется, таким и хотела его видеть, ведь в таком случае человеком легче управлять. Тихон боится сказать что-либо, выразить своё мнение; в одной из сцен он признаётся, что своей точки зрения у него и вовсе нет. Тихон не может защитить от истерик и жестокости матери ни себя, ни свою жену. Дочь Кабанихи, Варвара, наоборот, сумела приспособиться к такому образу жизни. Она легко врёт матери, девушка даже сменила замок на калитке в саду, чтобы беспрепятственно ходить на свидания с Кудряшом. Тихон не способен ни на какой бунт, Варвара же в финале пьесы сбегает из родительского дома с возлюбленным.

Проблема самореализации

При разговоре о проблематике «Грозы» нельзя не упомянуть и этот аспект. Проблема реализована в образе Кулигина. Этот изобретатель-самоучка мечтает о том, чтобы сделать что-то полезное для всех жителей города. В его планы входит собрать перпету-мобиле, построить громоотвод, получать электричество. Но всему этому тёмному, полуязыческому миру не нужен ни свет, ни просвещение. Дикой смеётся над планами Кулигина найти честный заработок, открыто издевается над ним. Борис после разговора с Кулигиным понимает, что изобретатель так никогда и не изобретёт ни одной вещи. Возможно, это понимает и сам Кулигин. Его можно было бы назвать наивным, но ведь он знает, какие нравы царят в Калинове, что происходит за закрытыми дверями, что представляют собой те, в чьих руках сосредоточена власть. Кулигин научился жить в этом мире, не потеряв себя. Но он не способен так остро ощущать конфликт между реальностью и мечтами, как это делала Катерина.

Реализация собственных амбиций

Еще одной проблемой, какую способна поднимать «Гроза», является проблема самореализации. Примером здесь выступает Кулигин. Он мечтает создать что-то нужное для жителей города. Среди его изобретений есть громоотвод и способы получения электричества.

Однако, жителям не нужно ничего из просвещения и науки. Дикой открыто смеется над изобретателем и его желанием поиска честного заработка. А Борис видит после разговора с Кулигиным, что тот ничего не изобретет. Возможно, он и сам согласен с этим.

Кулигина можно называть наивным с учетом понимания тех нравов, которые творятся в Калинове за дверями и в чьих руках сосредотачивается власть. Он обучен жить в таком мире, не потеряв себя.

Но и не может ощутить конфликт с реальностью настолько же остро, как способна Катерина.

Проблема власти

В городе Калинове власть находится не в руках соответствующих органов, а у тех, у кого есть деньги. Доказательством этого служит диалог купца Дикого и городничего. Городничий говорит купцу о том, что на последнего поступают жалобы. На это Савл Прокофьевич отвечает грубо. Дикой не скрывает, что обсчитывает простых мужиков, он говорит об обмане как о нормальном явлении: если купцы друг у друга воруют, то и у обычных жителей воровать можно. В Калинове номинальная власть не решает абсолютно ничего, и это в корне неверно. Ведь получается, что без денег в таком городе просто невозможно прожить. Дикой мнит себя чуть ли не батюшкой-царём, решая кому давать деньги в долг, а кому нет. «Так что знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю» — так отвечает Дикой Кулигину.

Проблема любви

В «Грозе» проблема любви реализуется в парах Катерина — Тихон и Катерина — Борис. Девушка вынуждена жить со своим мужем, хоть никаких чувств кроме жалости она к нему не испытывает. Катя бросается из крайности в крайность: она думает между вариантом остаться с мужем и научиться его любить или уйти от Тихона. Чувства к Борису у Кати вспыхивают мгновенно. Эта страсть толкает девушку на решительный шаг: Катя идёт наперекор общественному мнению и христианской морали. Её чувства оказались взаимны, но для Бориса эта любовь значила гораздо меньше. Катя полагал, что Борис так же, как она, не способен жить в застывшем городе и лгать ради выгоды. Катерина часто сравнивала себя с птицей, ей хотелось улететь, вырваться из той метафорической клетки, а в Борисе Катя увидела тот воздух, ту свободу, которой ей так не хватало. К сожалению, девушка ошиблась в Борисе. Молодой человек оказался таким же, как и жители Калинова. Он хотел наладить отношения с Диким ради получения денег, говорил с Варварой о том, что чувства к Кате лучше сохранять втайне как можно дольше.

Сочинение на тему нравственные проблемы в пьесе островского гроза

Не случайно Толстой подробно описывает домашний быт Болконских. У них есть настоящий, родной Дом, семейный очаг, определенные традиции. 2. Тема одиночества в творчестве М.Ю. Лермонтова.(на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). Лирика М. Ю. Лермонтова — творчество поэта-романтика. Не случайно одним из основных мотивов его лирики, вырастающим в целую тему, является мотив одиночества, который звучит во многих стихотворениях: «Листок», «Утес», «Стансы», «Дума», «И скучно и грустно», «Тучи», «Пророк», «Парус». При этом нужно отметить, что это не только своеобразная романтическая «маска» лирического героя, но и личное мировоззрение поэта. Предельное выражение мироощущения поэта нашло отражение в стихотворении «Парус» ( 1832 год) Белеет парус одинокой В тумане моря голубом!..

Что ищет он в стране далекой? Что кинул он в краю родном
?..
Играют волны — ветер свищет, И мачта гнется и скрыпит

Увы! он счастия не ищет, И не от счастия бежит! Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой

А он, мятежный, просит бури, Как будто в бурях есть покой! (Наизусть) Стихотворение «Парус» описывает морскую бурю и плывущий по неспокойному морю одинокий парус. Тема одиночества проносится через все раннюю лирику юного поэта. Именно с одиночеством Лермонтов связывает свою свободу, которая так для него дорога. Лермонтовский «Парус» ассоциируется у каждого из нас и у самого поэта не только с видом паруса, но и с конкретным человеком, на долю которого выпало множество тяжелых испытаний. Читая произведение, мы наблюдаем и морской пейзаж, и белеющий одинокий парус, и самого поэта, так как он сам одинок в бушующем мире людей. «Парус» Лермонтова тематически приближен к переживаниям поэта, оставившего свою мечту и свои родные места. Стихотворение насыщено яркими образами бушующего моря и паруса на его фоне. Прослеживается и поэтическая красота в подобранных словах, характеризующих не только море и одинокий парус, но и внутреннее состояние самого поэта. Четкой линией проведена вся глубина переживаний, с которыми борется Лермонтов. Влюблённость, оставленная в Москве, не оставляет автора в покое. В то же время, читая произведение, мы чувствуем удивительную зрелость, присущую мыслям юного поэта. Второе четверостишие начинается с набежавшего ветра, который поднял волны и парус. Казалось бы, с попутным ветром можно преодолеть любые препятствия и отправиться на большие расстояния. Но «увы», появляется внезапно возникшее чувство разочарования и тоски. С этим чувством поэт связывает утраченное счастье и мечту. В третьем четверостишии описывается наступившая природная гармония и морская тишина. Проглядывает солнце, светлее становится лазурь. Но юного поэта это совсем не радует, он чувствует страдание от разлада в душе и неустроенности в жизни. В композиции стихотворения можно почувствовать внутренние переживания поэта, которому хочется вырваться из настигшего его океана переживаний, как парусу найти свою тихую гавань.
В стихотворении «Утёс» («Ночевала тучка золотая / / На груди утёса-великана…) противопоставляется ветреная душа тучки и одинокая душа утёса, жаждущая любви и нежности.В основе произведения лежит параллелизм между человеческой жизнью и природой: человеческие переживания и действия переносятся на старый утес и золотую тучку. Композиция «Утеса» построена наконтрасте главных героев – тучки и утеса, создаваемом с помощью различных средств: грамматических категорий (герои обозначены существительными мужского и женского рода), использованием антитезы (тучка весело играет – утес плачет, тучка молодая – старый утес). Тучка символизирует легкое и беззаботное отношение к жизни, а утес – более основательное отношение к жизни. Стихотворение «Утес», раскрывая внутренний мир поэта, призывает человека стремиться к достижению внутренней гармонии, умению жить в ладу с самим собой и окружающим миром.
Билет № 3 1.Любовная линия в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Роль женщины в судьбах Базарова, Павла Петровича, Николая Петровича. Тема любви становится в романе «Отцы и дети» одной из ведущих. Испытание любовью проходят все его персонажи. И от того, как им удалось пройти это испытание, зависит истинная сущность и достоинство каждого человека. Центральная любовная линия романа – это любовь Евгения Базарова к Анне Сергеевне Одинцовой. Нигилист Базаров не верит в любовь, рассматривая ее лишь как физическое влечение. Но именно эту, казалось бы, циничную и рассудительную натуру, настигает неистовая, страстная любовь к светской красавице Одинцовой. Бесспорно, Анна Сергеевна – натура незаурядная. Она умна, величественна, не похожа на других. Но сердце ее холодно, и Одинцова не может ответить на чувство Базарова, его страсть пугает ее, угрожая нарушить ее привычный спокойный мирок. Потерпев поражение в любви, Базаров не сломлен. Может даже показаться, что он забыл Одинцову. Но, находясь перед лицом смерти, настигшей его по странной и нелепой случайности, Базаров хочет проститься с Анной Сергеевной. Их последняя встреча раскрывает всю глубину его чувства. «Великодушная!.. и какая молодая, свежая, чистая… в этой гадкой комнате!» – так говорит Базаров о любимой женщине. Еще одним персонажем романа, способным испытывать глубокое и страстное чувство, оказывается антипод (хотя во многом и двойник) Базарова – Павел Петрович Кирсанов. Но его любовь сильно отличается от того, что испытывает Базаров. Базаров никогда не станет рабом любимой женщины, что во многом и отталкивает от него Одинцову. Павел Петрович же ради любви к некоей княгине Р. перечеркнул всю свою жизнь, бросил карьеру, подвергался унижениям… В результате, безответная мучительная страсть иссушила душу героя, превратив его в живого мертвеца. Тем не менее в любви Базарова и Павла Петровича есть нечто общее. Недаром, пережив драму отвергнутой любви, они оба тянутся к простой девушке Фенечке. Но внимание Павла Петровича, увидевшего в ее облике сходство с княгиней Р., лишь пугает Фенечку, а бесцеремонность Базарова оскорбляет ее. Есть в романе и две истории совсем другой, спокойной, «домашней» любви – это любовь Николая Петровича Кирсанова к Фенечке и любовь Аркадия к Кате. Обе они заканчиваются картинами тихого семейного счастья, но той подлинной страсти, на которую был способен и сам Тургенев, и центральные персонажи его произведений в этих историях нет. Поэтому они не вызывают особого интереса ни у читателей, ни у самого автора. 2. «Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя?» Философский характер лирики Ф.И. Тютчева.( на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). Ф. И. Тютчев — знаменитый русский поэт XIX века. Его творчество необыкновенно эмоционально и разнообразно. В нем можно найти и шум весенних вод, и первый гром, и страдания от безответной любви, и глубокие размышления. Большинству людей Тютчев известен, прежде всего, как вдохновенный певец природы, создавший ей настоящие гимны. Однако не менее важное место в его литературном наследии занимает и философская лирика. В стихотворениях этого направления поэт размышляет о мире и человеке, о хаосе и о тайнах природы, о космосе и об извечных проблемах бытия. Тютчев не писал для публики, в основном, он писал для себя, излагая свои мысли на бумаге. В каждом стихотворении он ищет истину, правду. Стихотворение Тютчева «Silentium!» было написано в 1830 году. Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои- Пускай в душевной глубине Встают и заходят оне Безмолвно, как звезды в ночи,- Любуйся ими – и молчи. Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи,- Питайся ими – и молчи. Лишь жить в себе самом умей- Есть целый мир в душе твоей Таинственно-волшебных дум; Их оглушит наружный шум, Дневные разгонят лучи,- Внимай их пенью – и молчи!.. (Наизусть) Неправильное ударение некоторых слов в стихотворении объясняется тем, что для Тютчева было важнее показать правдивые чувства, а не ложь. Он обращается к вопросам жизни, ищет ответы на них, сомневается или, наоборот, убеждается в правильности своих мыслей. Тютчев рассуждает о том, что даже сердцу порой сложно признаться в своих мыслях и предположениях, а поймет ли тебя другой человек – это вечный вопрос, потому что представления о жизни, мысли и чувства у всех людей различны и противоречивы. Тютчев советует: Молчи, скрывайся и таи И чувства, и мечты свои. Будто в человеке рождается страх: «А поймут ли меня? Что скажут в ответ?». Но Тютчев верил в то, что будет понят человечеством.Но так же Тютчев призывает слушать чужие мнения, Взрывая, возмутишь ключи, – Питайся ими – и молчи. …тем самым углублять свои знания и представления о мире. Каждую свою мысль нельзя показывать свету, надо лишь самому наслаждаться ей, а также скрывать свои чувства и сдерживать эмоции, переполняющие душу. Человек должен жить своим миром, своей душой, чтобы для всех это было тайной, потому что, открыв ее, он, возможно, будет не понят другими людьми и чужд тем, кто не считает его мнение и предположение верным. В стихотворении «Певучесть есть в морских волнах» поэт-философ говорит о том, что в природе все созвучно, так как в ней есть всегда порядок, но и тут же лирик жалуется на то, что свое разобщение с природой человек начинает ощущать и понимать только тогда, когда он начинает хоть немного ощущать природу. Он говорит, что разлад с миром природы проявляется в том, что человеческая душа и море поют не вместе, а по – разному. Философская лирика находит отражение во всех тютчевских стихотворениях, ив любви тоже. Эти мысли о философии рождают в его душе лишь только прекрасные и сильные чувства. Так, в любовной лирике поэта – философа основной мотив – это признание, который длится и за пределами тютчевской лирики. Его знаменитое творение «О, как убийственно мы любим…»любовь и космос переходит то в состояние покоя, то это вечная борьба.

Билет № 4 1.Положение русской женщины ХIХ в. (на примере 1-2 пьес А.Н.Островского) Две драмы А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданица» посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы. Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы “Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично. Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не “Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает “вечно чистая». Катерина — натура поэтическая. В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. “Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины. Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговари­вать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях! Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини. “А горька неволя, ох, как горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом. В поведении Катерины сформировался характер, который выдержит, но не изменит себе. Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее. Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится. И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни. Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира. Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейший. В ее характере нет той цельности, которая есть в Катерине. Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим. И этот образ полностью соответствует Ларисе. У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия, созданные устоями общества. Катеринане может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти. У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья. Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое. Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни. 2. «Люблю отчизну я, но странною любовью!» В чем «странность» любви к Родине М.Ю. Лермонтова (на примере 2-3 стихотворений). Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося). Почему же поэт называет странной свою любовь к отчизне? Надежда Лермонтова на счастливое будущее России была связана с народной Русью. В русском народе поэт видел потенциальные силы для возрождения России. И конечно, такая любовь казалась необычной, «странной» в те годы, когда был провозглашен казенный патриотизм с его требованием любви к самодержавию, когда большая часть дворянства была далека от народа. Любовь поэта к России ничего общего не имеет ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью народа. Она искренняя, душевная, народная. Не могут оставить равнодушным строки стихотворений: «Прощай, немытая Россия», «Родина»(1841). «Прощай, немытая Россия…» – самое резкое политическое стихотворение поэта. Идея заключается в неприятии всех сторон действительности: Прощай, немытая Россия, Страна рабов, страна господ, И вы, мундиры голубые, И ты, им преданный народ. Но «страна рабов и господ» – это не вся Россия. Родина – это ещё и простые русские люди. В его стихотворениях она предстает и в своем героическом прошлом, и в величии своих необозримых просторов, и в горьких раздумьях поэта о бесправии и духовном рабстве. Стихотворение «Родина» родилось под впечатлением путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в русских деревнях ели даже кровельную солому. Люблю отчизну я, но странною любовью! Не победит ее рассудок мой. Ни слава, купленная кровью, Ни полный гордого доверия покой, Ни темной старины заветные преданья Не шевелят во мне отрадного мечтанья, Но я люблю — за что, не знаю сам — Ее степей холодное молчанье, Ее лесов безбрежных колыханье, Разливы рек ее, подобные морям; Проселочным путем люблю скакать в телеге И, взором медленным пронзая ночи тень, Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, Дрожащие огни печальных деревень. Люблю дымок спаленной жнивы, В степи ночующий обоз И на холме средь желтой нивы Чету белеющих берез. С отрадой, многим незнакомой, Я вижу полное гумно, Избу, покрытую соломой, С резными ставнями окно; И в праздник, вечером росистым, Смотреть до полночи готов На пляску с топаньем и свистом Под говор пьяных мужичков. (Наизусть) Россия в стихотворении Лермонтова – огромная, необъятная. Образ степи сразу вызывает представление о чем-то привольном, широком. Второй образ – лес… Трудно представить себе Россию-матушку без лесов, зеленых дубрав, белоствольных берез. Как и степь, лес напоминает о богатстве русской земли, ее необъятных просторах. Третий замечательный образ – образ реки. Много их в России. Это, прежде всего, великие и могучие Волга и Дон. Автор прибегнул к сравнению – разливы рек ее подобны морям. Он признается, что радуется, видя «полное гумно, избу, покрытую соломой, с резными ставнями окно». А во время деревенского праздника, когда уставшие от работы крестьяне отдыхают, лирический герой любит смотреть «на пляску с топаньем и свистом под говор пьяных мужичков». Примечательно, что все это – атрибуты не помещичьей, обеспеченной, сытой России, а Руси крестьянской, народной. «С отрадой, многим незнакомой», – говорит поэт. Что же он имеет в виду? Не каждому помещику свойственно радоваться, глядя на следы достатка крестьянского быта: «полное гумно», «нарядное, резное окно». Поэт называет свою любовь к родине странной любовью. По всему видно, что поэт отрицает «славу, купленную кровью». Дело в том, что после победы русского народа над Наполеоном, слава о России прогремела по всему миру, но все лавры достались царю, правительству, генералам, командирам. Эта слава была куплена кровью солдат, рядовых участников войны, а о них-то было забыто. Билет № 5 1.В чем трагедия Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»? Человеку всегда будет интересен другой человек. Его жизнь, его история. Мы читаем литературу ,в первую очередь, для того, чтобы с помощью, пусть даже и вымышленных персонажей, больше постичь себя, свою жизнь. Тем лучше будет, если мы возьмем не самого однозначного персонажа. Обратимся к образу Родиона Раскольникова из романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание”. Уместны будут и Григорий Печорин (М.Ю. Лермонтов “Герой нашего времени”), и Евгений Онегин (А.С. Пушкин “Евгений Онегин”), и Лука (М.А. Горький “На дне”), и Воланд (М.А. Булгаков “Мастер и Маргарита”).

Не все люди, которых мы встречаем в своей жизни, бывают нам интересны, не всех мы принимаем. Точно также не принимаем мы и некоторых героев литературных произведений, нам бывают понятны причины их поступков, но часто существует что-то такое, что отталкивает. Родион Романович Раскольников, молодой человек, мещанин по происхождению, бросил учебу в университете, будучи не в состоянии ее оплачивать. Именно на ужасающей бедности, в которой живут все герои роман, с первых страниц акцентирует внимание автор. Раскольников живет в каморке, которая «походила больше на шкаф, чем на квартиру» и за которую он тоже был не в состоянии заплатить. Его положение было настолько тяжелым, что нормально питаться Родион не мог, поскольку студент находился на пансионе у владелицы дома. Раскольников выдвигает интереснейшую теорию, по которой общество делится на две категории людей: люди-правители, которым для достижения своей цели позволительно совершить преступление в начале своей карьеры, и все остальное человечество, слабое и покорное. И вот Раскольников решает переступить черту, которая отделяет этих “великих” людей от толпы. Этой самой чертой становится убийство дряхлой, мелочной старушонки – ростовщицы, которой, по мнению Раскольникова, уже нечего делать на этом свете. “Все в руках человека, и все-то он мимо носу проносит единственно от одной трусости”, – думает Раскольников. Однажды в трактире он в одной из бесед слышит теорию, подобную его, о том, что эту старушонку можно запросто убить и все за это только спасибо скажут. Но в ответ на вопрос: “Убьешь ты сам старуху или нет?” другой говорящий отвечает: “Разумеется, нет”. Трусость ли это? Для Раскольникова видимо – да, но на самом деле… Мне кажется, что это элементарные человеческие, нравственные и моральные нормы. “Не убий”, – гласит одна из заповедей. Вот через что переступает Раскольников, и именно за это преступление последует его наказание. Что мы можем принять в человеке, который совершил тяжелейший из всех грехов людских – убийство другого человека? Родион Раскольников в романе Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” убивает старуху-процентщицу для того, чтобы проверить свою теорию, суть которой заключается в том, что все люди делятся на два разряда: твари дрожащие, и те, кто право имеют. Трагедия Раскольникова в том, что он, согласно своей теории, хочет действовать по принципу “все дозволено”, но, в то же время, в нем живет огонь жертвенной любви к людям. Получается чудовищное и трагическое для героя противоречие: теория, которую исповедует Раскольников, измученный чужими и своими страданиями, ненавидящий “хозяев жизни”, сближает его с негодяем Лужиным и злодеем Свидригайловым. Ведь и эти противоречивые и сложные личности считают, что человеку, обладающему силой и злостью, “все дозволено.” “Мы одного поля ягоды,” – говорит Свидригайлов Раскольникову. Родион понимает, что это так, потому что они оба, хотя по разным мотивам, “перешагнули через кровь”. Трагедия Раскольникова усиливается потому, что теория, которая должна была вывести его из тупика, завела его в самый беспросветный из всех возможных тупиков. Сознание этого вызывает страдание и муки героя, почувствовавшего после убийства свою полную отторженность от мира и людей. Он не может находиться рядом с любимой матерью и сестрой, не радуется природе… Он, словно ножницами, отрезал себя от всех. Муки совести, леденящий душу страх, который преследует Раскольникова на каждом шагу, мысли о том, что он не Наполеон, а “тварь дрожащая”, “вошь”, сознание бессмысленности совершенного злодеяния – все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова. Родион понимает несостоятельность своей теории “сильного человека”, она не выдержала проверки жизнью. Герой терпит крах, как всякий человек, связавший себя с ложной идеей. И в этом тоже трагедия Раскольникова. Именно внутренняя борьба оказывается для него трагедией. Из душевного и мировоззренческого кризиса выход для него возможен лишь при полном осмыслении собственной ошибки и пересмотра всех своих жизненных позиций. Достоевский-психолог с такой силой раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий, что читатель убеждается: эти муки совести сильнее наказания каторгой. Не от хорошей жизни Раскольников пошёл на такой шаг, он действительно избавил многих, таких же, как и он сам, от необходимости возвращать долги. Мы сколько угодно можем осуждать тот образ жизни, который вела старуха-процентщица, но каждый из нас должен учиться решать, как ему жить, чтоб не быть в конфликте со своим внутренним миром. Можно понять Раскольникова, но право на убийство ни одно нормальное общество, ни один нормальный человек – принимать не должен.
2. Пейзажная лирика А.А. Фета. (на примере 2-3 стихотворений) Чтение наизусть одного из стихотворений поэта (по выбору учащегося) В своих стихах Афанасий Афанасиевич Фет писал о самом простом – о картинах природы, о дожде, о снеге, о море, о горах, о лесе, о звездах, о самых простых движениях души, даже о минутных впечатлениях. Его поэзия радостна и светла, ей присуще чувство света и покоя. Красота, естественность, искренность его поэзии доходят до полного совершенства, стих его изумительно выразителен, образен, музыкален. На стихи Фета было написано множество романсов, которые быстро завоевали широкую известность. В основе фетовской поэтики — особая философия, выражающая зримые и незримые связи человека и природы (циклы «Весна», «Лето», «Осень», «Снега», «Гадания», «Вечера и ночи», «Море»).Романтический герой Фета стремится слиться с запредельным. В его пейзажной лирике природа предстаёт перед читателем в самых ярких красках: Я пришёл к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало; Новизна изображения явлений природы у Фета связана с уклоном к импрессионизму, который именно появился у Фета. Признак этого стиля – «стремление передать предмет в отрывочных, мгновенно фиксирующих каждое движение штрихах». Поэт зорко вглядывается во внешний мир и показывает его таким, каким он предстал его восприятию, каким кажется ему в данный момент. Его интересует не столько предмет, сколько впечатление, производимое предметом. Природа у Фета всегда спокойная, притихшая, словно замершая. И в то же время она удивительно богата звуками и красками, живет своей жизнью, скрытой от внимательного взгляда ( «Я пришел к тебе с приветом…»,«На заре ты ее не буди», «Шепот, робкое дыханье…») В стихотворении «Шепот, робкое дыханье…»(1850 год). Фет превосходно передает и «благоухающую свежесть чувств», навеянных природой, ее красотой, прелестью. Его стихи проникнуты светлым, радостным настроением, счастьем любви. Поэт необычайно тонко раскрывает разнообразные оттенки человеческих переживаний. Он умеет ловить и облечь в яркие, живые образы даже мимолетные душевные движения, которые трудно обозначить и передать словами: Шепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря, И лобзания, и слезы, И заря, заря!.. (наизусть) Фет в своих стихах играет на каждой струнке души. Изменения «милого лица» и изменения в природе – подобный параллелизм типичен для фетовских стихов. Фет, увидев красоту мира, пытается ее сохранить в стихах. Поэт вводит эту связь между природой и любовью потому, что выразить чувства и впечатления можно только говоря о прекрасном и вечном, а любовь и природа – две самые прекрасные вещи на земле, и нет ничего более вечного, чем природа и любовь. В этом стихотворении любовная и пейзажная лирика сливаются в одно. Герои стихотворения – он и она. Они не имеют ни имен, ни возраста. Читатель просто чувствует их присутствие в стихотворении. Любимая пора влюбленных – ночь: «…Свет ночной, ночные тени…» Стихотворение начинается с появления самих героев: «…Шепот, робкое дыханье…». И не случайно со слова «шепот», ведь ночью нельзя кричать, тем более на свидании. Отсюда и дыхание – робкое. Это говорит и о том, что герои все- таки юны. Со второй строчки в ткань произведения «вплетен» и еще один герой – соловей. Он не просто созерцает мир и влюбленных, он еще и поет: «…Трели соловья…», – дополняя прекрасную картину любви, царящей «во вселенной». Третья и четвертая строка знакомят нас с ручьем. Но у Фета это не просто географическое понятие, это еще и фон, и следующий герой этого стихотворения. У поэта он олицетворен. Ручей спит («…сонного…»). И в то же время движется («…колыхание…»). И вода в ручье похожа под лунным светом на серебро, поэтому Фет использует метафору: «…Серебро и колыханье сонного ручья…». Эпитет «дымные» подчеркивает легкость туч, невесомость, чистоту Автор использует цветную символику: «…пурпур розы, отблеск янтаря…». И перед нами одно прекрасное мгновение, может быть поэтому в конце стихотворения появляется слово – «…слезы…» говорящее о том, что наступает миг расставания.
Билет № 6 1.Какие черты русского национального характера в образе И.Флягина раскрываются во время его странствий? (по повести «Очарованный странник» Н. Лескова). В сегодняшнем мире с его разгулом насилия, вражды, непонимания друг друга произведения Николая Семеновича Лескова особенно актуальны, потому что его герои несут свет добра, справедливости, чистоты. Реальная жизнь и реальный человек для писателя являлись первостепенными. Но Лескова всегда увлекала жизнь, не укладывающаяся в схемы, удивительные человеческие характеры. Ему, много повидавшему за время бесконечных путешествий по России, в этом смысле было что рассказать. Он знал о русской жизни и в особенности о русском человеке такое, о чем, возможно, мало кто из писателей ведал. Поэтому не случайно существует понятие «лесковский человек», как знак особой, отдельной, цельной человеческой личности. “Очарованный странник” – повесть Лескова, созданная во 2-й половине 19 столетия. В центре произведения – изображение жизни простого русского мужика по имени Флягин Иван Северьянович. Исследователи сходятся на том, что образ Ивана Флягина вобрал в себя основные черты русского народного характера. В повести Лескова представлен абсолютно новый тип героя, несопоставимый ни с каким другим в русской литературе. Он настолько органично слился со стихией жизни, что не боится запутаться в ней. В повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» (1873) рассказывается история главного героя – Ивана Северьяновича Флягина, жизнь которого – цепь невероятных приключений. Тема повести Лескова – изображение простого русского человека, в образе которого автор увидел характерные черты русской нации. Идея повести – представить положительного героя- «праведника», как называет его сам писатель. В образе Флягина автор показал формирование человека с новым национальным самосознанием. Главный герой живёт как бы в двух эпохах. В юности он был крепостным графа К., и в нём воспитывали черты, важные для крепостных: трудолюбие, преданность господам. После Манифеста 17 февраля 1861 г. Иван Северьянович становится свободным человеком и должен искать новые жизненные ориентиры. В результате своего «хождения по мукам» он приходит к мысли: главное не преданность хозяину, а служение народу. Иван Северьянович не идеальный герой. В начале жизненного пути он не различает добро и зло (не чувствует вины за смерт

Конфликт старого и нового

Речь идёт о сопротивлении патриархального уклада жизни с новым порядком, который предполагает равенство и свободу. Эта тему была очень актуальной. Напомним, что пьеса была написана в 1859 году, а крепостное рабство отменено в 1861. Социальные противоречия достигали своего апогея. Автор хотел показать к чему может привести отсутствие реформ и решительных действий. Подтверждением тому являются финальные слова Тихона. «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» В таком мире живые завидуют мёртвым.

Сильней всего это противоречие отразилось на главной героине пьесы. Катерина не может понять, как можно жить во лжи и животном смирении. Девушка задыхалась в той атмосфере, которая создавалась жителями Калинова долгое время. Она честна и чиста, поэтому единственное её желание было так мало и так велико одновременно. Катя просто хотела быть собой, жить так, как её воспитали. Катерина видит, что всё совсем не так, как она представляла себе до замужества. Она даже не может позволить себе искренний порыв — обнять мужа — Кабаниха контролировала и пресекала любые попытки Кати быть искренней. Варвара поддерживает Катю, но не может её понять. Катерина остаётся одна в этом мире обмана и грязи. Девушка не смогла вынести такого давления, она находит спасение в смерти. Смерть освобождает Катю от бремени земной жизни, превращая её душу в нечто лёгкое, способное улететь из «тёмного царства».

Можно сделать вывод о том, что проблемы в драме «Гроза» затронуты значительные и актуальные и по сегодняшний день. Это нерешённые вопросы человеческого бытия, которые будут волновать человека во все времена. Именно благодаря такой постановке вопроса пьесу «Гроза» можно назвать произведением вне времени.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

Столкновение нового и старого

Нравственные итоги «Грозы» А. Н. Островского, сочинение по которой часто пишут в старших классах, ярко показаны на примере Катерины. Ее судьба показала, к чему приводит отсутствие реформ в обществе. Социальные противоречия достигли своего апогея, никто не понимает, как жить дальше.

Именно это противоречие отражается на Катерине. Она не понимает, как можно спокойно существовать в атмосфере. Для нее неприемлемы ложь и смирение. Девушка на протяжении пьесы желает того, что не может исполниться:

  1. Хочет жить самостоятельно, как ее воспитали.
  2. Она видит совершенно иную картину, нежели она представляла ранее.
  3. Не находит поддержки у близких и знакомых.
  4. В результате остается одна в мире лжи и пороков. Единственным выходом для нее видится смерть.

Проблемы, которые затрагивает Островский, остаются актуальными и значительными. Это неразрешимые трудности человеческого существования, способные волновать людей во все времена. Потому пьесу «Гроза» можно смело называть произведением вне времени.

Сочинение.
Проблема отцов и детей в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»

Проблему отцов и детей можно назвать вечной. Но особенно она обостряется в переломные моменты развития общества, когда старшее и младшее поколения становятся выразителями идей двух разных эпох. Именно такое время в истории России — 60-е годы XIX века — показано в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Изображенный в нем конфликт отцов и детей выходит далеко за семейные рамки — это общественный конфликт старого дворянства и аристократии и молодой революционно-демократической интеллигенции. Проблема отцов и детей раскрывается в романе во взаимоотношениях молодого нигилиста Базарова с представителем дворянства Павлом Петровичем Кирсановым, Базарова с его родителями, а также на примере отношений внутри семьи Кирсановых. Два поколения противопоставлены в романе даже их внешним описанием. Евгений Базаров предстает перед нами как отторженный от внешнего мира человек, мрачный и вместе с тем обладающий огромной внутренней силой и энергией. Описывая Базарова, Тургенев акцентирует внимание на его уме. Описание же Павла Петровича Кирсанова, напротив, состоит в основном из внешних характеристик. Павел Петрович внешне привлекательный человек, он носит накрахмаленные белые рубашки и лаковые полусапожки. Бывший светский лев, некогда шумевший в столичном обществе, он сохранил свои привычки, живя у брата в деревне. Павел Петрович всегда безупречен и элегантен. Этот человек ведет жизнь типичного представителя аристократического общества — проводит время в праздности и безделье. В отличие от него Базаров приносит реальную пользу людям, занимается конкретными проблемами. На мой взгляд, проблема отцов и детей наиболее глубоко показана в романе именно во взаимоотношениях этих двух героев, несмотря на то, что их не связывают непосредственные родственные отношения. Конфликт, возникший между Базаровым и Кирсановым, доказывает, что проблема отцов и детей в романе Тургенева — это и проблема двух поколений, и проблема столкновения двух разных социально-политических лагерей. Эти герои романа занимают прямо противоположные жизненные позиции. В частых спорах Базарова и Павла Петровича затронуты почти все основные вопросы, по которым расходились во взглядах демократы-разночинцы и либералы (о путях дальнейшего развития страны, о материализме и идеализме, о знании науки, понимании искусства и об отношении к народу). Павел Петрович при этом активно защищает старые устои, а Базаров, напротив, выступает за их разрушение. А на упрек Кирсанова, что вы, мол, все разрушаете (“Да ведь надобно и строить”), Базаров отвечает, что “сперва нужно место расчистить”. Конфликт поколений мы видим и во взаимоотношениях Базарова с его родителями. У главного героя очень противоречивые чувства по отношению к ним: с одной стороны, он признается, что любит родителей, с другой — презирает “глупую жизнь отцов”. От родителей Базарова отдаляют прежде всего его убеждения. Если у Аркадия мы видим наносное презрение к старшему поколению, вызванное скорее желанием подражать другу, а не идущее изнутри, то у Базарова все иначе. Такова его жизненная позиция. При всем этом мы видим, что именно родителям их сын Евгений был по-настоящему дорог. Старички Базаровы очень любят Евгения, и эта любовь смягчает их взаимоотношения с сыном, отсутствие взаимопонимания. Она сильнее других чувств и живет даже тогда, когда главный герой умирает. “Есть небольшое сельское кладбище в одном из отдаленных уголков России… Оно являет вид печальный: окружающие его канавы давно заросли; серые деревянные кресты поникли и гниют под своими когда-то крашеными крышами… Но между ними есть одна (могила), до которой не касается человек, которую не топчет животное: одни птицы садятся на нее и поют на заре… Базаров похоронен в этой могиле… К ней… приходят два уже дряхлых старичка…” Что же касается проблемы отцов и детей внутри семьи Кирсановых, мне кажется, что она не глубокая. Аркадий похож на своего отца. У него по сути те же ценности — родной дом, семья, покой. Такое простое счастье он предпочитает заботе о мировом благе. Аркадий лишь пытается подражать Базарову, и именно это является причиной раздоров внутри семьи Кирсановых. Старшее поколение Кирсановых сомневается “в пользе его влияния на Аркадия”. Но Базаров уходит из жизни Аркадия, и все становится на свои места. Проблема отцов и детей — одна из важнейших в русской классической литературе. Столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим” отразил в своей замечательной комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедов, эта тема раскрыта во всей остроте в драме Островского “Гроза”, ее отголоски мы встречаем у Пушкина и многих других русских классиков. Будучи людьми, смотрящими в будущее, писатели, как правило, стоят на стороне нового поколения. Тургенев же в своем произведении “Отцы и дети” не выступает открыто ни на одной из сторон. Вместе с тем, он настолько полно раскрывает жизненные позиции основных героев романа, показывает их положительные и отрицательные стороны, что предоставляет читателю возможность самому решить, кто же был прав. Неудивительно, что современники Тургенева остро отреагировали на появление произведения. Реакционная печать обвинила писателя в заискивании перед молодежью, а демократическая — упрекала автора в клевете на молодое поколение.
Как бы то ни было, роман Тургенева “Отцы и дети” стал в ряд лучших классических произведений русской литературы, а затронутые в нем темы остаются актуальными и сегодня.

Как написать студенческую работу, чтобы её 100% приняли?

Возникают ситуации, когда очень сложно сделать работу, когда совершенно не понятно каков должен быть конечный результат. В таких случаях лучше не тратить лишние время и нервы, а обращаться к знающим людям.

Помощь в написании учебных работ

Драма А. Н. Островского “Гроза” была написана в 1859 году, накануне больших перемен в России. Писателем был создан в драме образ, принципиально новый в русской литературе. По словам Добролюбова, “характер Катерины, как он исполнен в “Грозе”, составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе” . Главной проблемой произведения, без сомнения, является проблема освобождения женщины в купеческой среде от семейного гнета. Но в пьесе отражены и другие, не менее важные, проблемы: проблема отцов и детей, проблема чувства и долга, проблема лжи и правды и другие.
Для творчества писателей данного периода (второй половины XIX века) характерен интерес к проблеме любви. Не представляет исключение и драма “Гроза”. Островский ярко изображает любовь главной героини пьесы Катерины Кабановой к Борису Григорьевичу. Эта любовь становится первым и потому особенно сильным настоящим чувством героини. Несмотря на то, что она вышла замуж за Тихона Кабанова, чувство любви было неведомо ей. Во время жизни у родителей молодые люди заглядывались на Катерину, но она никогда не понимала их. Замуж за Тихона она вышла лишь потому, что он не вызывал у нее неприятия. Сама Катерина на вопрос Варвары о том, любила ли она кого-нибудь, отвечает: “Нет, смеялась только”.
Встретив Бориса, Катерина Кабанова влюбляется в него, даже не поговорив с ним толком. Влюбляется во многом потому, что Борис внешне представляет собой резкий контраст с тем обществом, под гнетом которого она живет. Это новое, доселе неведомое ей чувство меняет даже мироощущение Катерины. Так она рассказывает Варваре о своих грезах: “Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубит меня, точно голубь воркует. Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я иду за ним, иду. ” Этот поэтический рассказ весь пропитан предчувствием любви. Душа героини стремится познать это чувство и грезит о нем. И Борис Григорьевич, племянник Дикого, оказывается для Катерины воплощением наяву ее снов.
Вначале Катерина очень пугается своей грешной любви. Она очень набожна и считает такую любовь страшным грехом, ее приводит в ужас возможность божьей кары. Но она не может противиться этому чувству и, немного поколебавшись, берет у Варвары роковой ключ от калитки. Решение принято: она увидит Бориса во что бы то ни стало.
Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы, освобождения от семейного гнета, от безвольного мужа и ворчливой и несправедливой свекрови. Борис, такой, каким она видит его, представляет собой полную противоположность “темному царству” самодуров. Это неудивительно: Борис воспитан, образован, обходителен, одет по столичной моде. Но Катерина жестоко ошибается в этом человеке: Борис отличается от обитателей города Калинова лишь внешне. Он не способен ничего противопоставить Дикому, как Тихон не может ничего сказать против порядка, царящего в доме Кабанихи. Любовь Катерины Кабановой приводит к трагическим последствиям. После ее признания в супружеской измене Катерина уже не может жить по-прежнему вместе с мужем и свекровью, подвергаться постоянным унижениям и оскорблениям. В отчаянии она ищет помощи у любимого человека, втайне надеясь найти выход из создавшегося психологического тупика. Катерина, идя на последнее свидание с Борисом, надеется, что тот возьмет ее с собой, так не оставит, защитит. Но Борис оказывается безвольным, малодушным и трусливым человеком, он отказывается взять Катерину с собой. Здесь-то и проявляется его полная неспособность к борьбе, слабохарактерность. Он предает любимую женщину, отказавшись взять ее с собой из страха перед дядей. После этого предательства Катерине Кабановой уже ничего не остается, кроме как уйти из этой опостылевшей жизни. Но даже тогда она продолжает самоотверженно любить Бориса, что так ярко показано автором в последней сцене прощания. Она говорит ему такие слова: “Поезжай с богом! Не тужи обо мне. Сначала разве только скучно будет тебе, бедному, а там и позабудешь”. И это говорит женщина, весь смысл жизни которой в любви. Ни одного бранного слова, ни одного упрека не сорвется с ее губ. Ее любовь высока, она не может опуститься до унижений и попреков. На краю гибели эта женщина прощает своего возлюбленного, который так и не оправдал ее надежд, который так и не дал ей желанного счастья.
Говоря о проблеме любви в драме “Гроза”, можно упомянуть также и о любви Варвары и Кудряша. Но отношения между этими героями описаны автором скорее для контраста, чтобы ярче выделить чувства главной героини. Отношения Варвары и Кудряша даже трудно назвать любовью, скорее, это привязанность, симпатия. Эти молодые люди, хоть и испытывают гнет “темного царства”, его устоев и обычаев, уже усвоили мораль и законы “темного царства”. Вспомним, ведь именно Варвара учит Катерину житейским премудростям: “Делай, что хочешь, лишь бы все шито да крыто было”. Но эта молодая пара также не хочет оставаться в той гнетущей атмосфере. Полюбив друг друга, они просто вместе убегают из города Калинова.
Подводя итог, нужно сказать, что желание любить и быть любимой в душе главной героини тесно переплетается с желанием освободиться от гнета “темного царства”. Потому проблема любви в произведении тесно связана с проблемой освобождения женщины от семейного гнета. Таким образом, проблема любви является, хоть и не самой главной, но, несомненно, одной из наиболее важных проблем в произведении.
111428 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема любви в драме А. Н. Островского «Гроза»

Смотрите также по произведению “Гроза”:
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
Внимание, только СЕГОДНЯ!

  • Проблема освещена в печати как пишется
  • Проблема отцов и детей в повести станционный смотритель сочинение 7 класс
  • Проблема нравственного выбора в драме гроза сочинение
  • Проблема нерешаемая как пишется
  • Проблема нравственного выбора в романе мастер и маргарита сочинение