Проблема народного счастья в поэме кому на руси жить хорошо сочинение 10 класс

Сочиненияпо литературенекрасовпроблема счастья в поэме кому на руси жить хорошопроизведение кому на руси жить хорошо написал русский поэт некрасов. он
  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написал русский поэт Некрасов. Он раскрывает в нем последствия освобождения крестьян от власти помещиков. Сюжет поэмы заключается в распознании истинного счастья для русского народа в те времена.

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

В заключение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» так и не дано однозначного понятия на главный вопрос. Счастливого человека отказывается найти сложно, потому что русский народ еще не осознал цену своей свободы. Суть счастья стала доступна лишь мужикам, прошедшим долгий путь к истине.

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Составляющие счастья

Литературоведы пытаются объяснить читателю, кого в итоге хотел представить истинно счастливым автор. Их мнения расходятся. Это подтверждает гениальность поэта. Он сумел заставить людей размышлять, искать, думать. Текст не оставляет равнодушных. В поэме нет точного ответа. Читатель имеет право остаться при своем мнении. Он как один из странников ищет ответ, уходя уже далеко за рамки поэмы.

Интересно мнение отдельных исследований.

Они предлагают считать счастливыми мужиков, ищущих ответ на вопрос. Странники – представители крестьянства. Они из разных деревень, но с «говорящими» названиями, характеризующими быт населения страны. Разутые, голодные, в дырявой одежде, после неурожайных лет, пережившие болезни, пожары, ходоки получают в дар скатерть-самобранку. Ее образ расширен в поэме. Здесь она не только кормит и поит. Скатерть сохраняет обувь, одежду. Гуляй мужик по стране, все проблемы быта остаются в стороне. Странники знакомятся с разными людьми, слушают рассказы, сочувствуют и сопереживают. Такое путешествие во время жатвы и привычных трудовых дел – это настоящее счастье. Оказаться вдали от бедствующей семьи, нищей деревни. Понятно, что не все они осознают, как были счастливы в своем поиске. Мужик стал свободен, но это не принесло ему достатка и возможностей жить по своим желаниям. Счастье стоит напротив крепостного права. Рабство становится антонимом искомому понятию. Собрать в единое целое все составляющие народного счастья невозможно.

У каждого сословия свои цели:

  • Мужики – хороший урожай;
  • Священники – богатый и большой приход;
  • Солдат – сохранение здоровья;
  • Женщины – добрая родня и здоровые дети;
  • Помещики – большое количество слуг.

Не смогут быть счастливы одновременно мужик и барин. Отмена рабства привела к потере устоев обоих сословий. Правдоискатели прошли множество дорог, провели опрос населения. От рассказов о счастье некоторых хочется реветь в полный голос. Счастливыми становятся люди от водки. Вот почему столько пьющих на Руси. Залить горе хотят и мужик, и поп, и барин.

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

Другими образами, показанными в произведении является другой – более зажиточный слой персонажей , такие как поп, помещик или князь. Они не заботятся о благополучии других. Первое, что их волнует, является собственное счастье, которые они оберегают и достигают различными способами, порой идущими в разрез с интересами главных персонажей. Помещик, к примеру, считал, что самой большой единицей счастья считается «власть над мужиком», а так как в современных реалиях данной власти стало меньше, то, соответственно, и счастья тоже, по его мнению, поубавилось.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко, Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный, Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Николай Алексеевич долго думал над этим произведением, надеясь создать в нем «народную книгу», то есть книгу полезную, понятную народу и правдивую. В эту книгу должен был войти весь опыт, данный Николаю Алексеевичу изучением народа, все сведения о нем, накопленные, по словам Николая Алексеевича, «по словечку в течение 20 лет». Глеб Успенский

«Я думал», — говорил Некрасов, — изложить в связном рассказе все, что я знаю о народе, все, что мне привелось услышать из уст его, и я затеял «Кому на Руси жить хорошо». Это будет эпопея современной крестьянской жизни».

Хотя поэма «Кому на Руси жить хорошо» так и осталась незаконченной, но Некрасов выполнил обещание. Он действительно изложил в поэме все, что знал о народе, что привелось ему слышать из уст его.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов! Напишем в день заказа!

Связаться с нами:

Семь временнообязанных ушли искать правду о счастливом человеке. Поэт провел крестьян за собой по родной земле и показал, что счастливый человек тот, для которого

Доля народа, Счастье его, Свет и свобода Прежде всего.

Свободу Некрасов считает первоочередной необходимостью.

В 1861 году власти дали крестьянам волю, но никто от этого счастливее не стал. Вообще, по-настоящему счастливого человека нет.

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?» — пишет в своей поэме Н.А. Некрасов.

Крестьяне освобождены, но теперь они сами себя закрепощают, так как не могут жить иначе. Они уже привыкли к этому порабощению. Они живут, как и перед отменой крепостного права: бедно, голодно, холодно. Крестьяне — люди, «досыта неедавшие, солоно не хлебавшие». В их жизни изменилась только в том, что теперь их «вместо барина будет драть волостной». Их тяжелая жизнь подчеркивается всем: описанием жизни народа в песнях, названием деревень, губерний и пейзажей:

Сошлись семь мужиков: Семь временнообязанных, Подтянутой губернии, Уезда Терпигорева, Пустопорожней волости, Из смежных деревень: Заплатова, Дыряева, Разутова, Знобишина, Горелова, Неелова — Неурожайка тож.

В поэме отчетливо видна вся правда народной жизни: показана безрадостная, бесправная, голодная ее сторона. «Мужицкое счастье, — с горечью восклицает поэт, — дырявое с заплатками, горбатое с мозолями».

У каждого крестьянин есть свое понимание счастья, у одних оно связано с борьбой, у других с бездействием. Ища ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо?», странники приходят на ярмарку в село Кузьминское. Они, раздобыв водки с помощью самобранки, бросают в праздничной толпе клич: если есть кто счастливый, то ему нальют даром водки. Но оказалось, что все безумно счастливы.

Счастлив солдат, выживший в двадцати сражениях, старуха, у которой уродилось «реп до тысячи» на огороде и много таких «счастливчиков». Из всего этого вопрошающие поняли, что никто из них не понимает, что вообще означает слово «счастье».

Для попа — это «покой, богатство, честь», но покоя у него нет, он стал беден, так как стал совершенно нищ народ, а чести, как не было у попа, так и не будет.

Но в поэме есть крестьяне, которые не утратили способность к самопожертвованию, душевное благородство. К ним можно отнести Матрену Тимофеевну, Савелия, Якима Нагого, Ермилу Перина, Агапа Петрова и, конечно, правдоискателей. У них своя личная цель, поставленная в жизни, которая направляет их на поиски правды. Правдоискатели представляют счастье народное в вольготности и веселости их жизни:

Не надо мне ни серебра, Ни золота, а дай Господь, Чтоб землякам моим И каждому крестьянину Жилось, вольготно, весело На всей святой Руси.

В понимании Матрены Тимофеевны Корчагиной счастье немыслимо, если нет семьи и детей. Для нее счастье — терпенье, труд. Эта позиция близка и некоторым другим крестьянам.

Яким Нагой — это яркий образ правдолюбца, праведника, который пренебрег возможным финансовым благополучием, сделав выбор в пользу духовного преображения. Яким живет в условиях аналогичных другим, но раньше было скоплено у него с женой 35 целковых, но при пожаре он первым делом бросился спасать картинки, а его спутница — иконы. Значит, тяжелая жизнь не смогла убить его любовь к прекрасному. «Хлеб» душевный ему дороже хлеба насущного. Он, понимал всю ширину, необъяснимость души человека, его способность к борьбе, загубленную в вине, произносит пламенную речь:

У каждого крестьянина Душа, что туча черная. Гневна, грозна — и надо бы Громам греметь оттудова Кровавым лить дождем, А все вином кончается.

Также ярко выделяется образ Ермила Перина: чистого, неподкупного «заступника» народного. Но Н.А. Некрасов не показывает его идеальным героем, нет, он показывает, что Ермила — прежде всего человек, у которого есть родные, любимые люди. Ведь он хотел послать вместо Митрия сына крестьянки, но сам же и признался в своем проступке. Потом его посадили в острог, но мы точно не знаем за что именно: или за предательство крестьян, или за отказ их принять. Образ Перина свидетельствует о потаенных в народе духовных силах, богатых моральных качествах простого народа. Под счастьем они понимает правду, преданность, честность.

В поэме неотступно следует за странниками сказочный мир, где встречаются богатыри. Этим богатырем является Савелий. Он могуч, как Святогор — самый сильный, большой, но и самый неподвижный богатырь из всех. Он хочет избавиться от уз рабства, но для этого ничего существенного не делает. Конечно, Савелий вместе с корежскими мужиками освободились от Фогеля, но за это он отбыл двадцать лет в ссылке. К сожалению, на смену этому тирану придет другой. Савелий — стихийный бунтарь, обладающий своей народной философией: «Недотерпеть — пропасть, перетерпеть — пропасть».

Даже крестьянское терпение для Савелия — олицетворение их силы:

Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина… леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит-катается На колеснице огненной… Всё терпит богатырь!

Но он не спешит делать преждевременные выводу касательно будущей судьбы крестьян:

Не знаю, не придумаю, Что будет? Богу ведомо.

Он все пускает на самотек, что будет — знает только Бог. Но его понимание счастья — свобода, а это самое главное. Савелий не изменил своим мнениям, даже пройдя тернистый, трудный путь. Слово «счастье» для каждого человека означает разное, а значит и дороги к его достижению разные

Одна просторная Дорога — торная, Страстей раба, По ней громадная, К соблазну жадная Идет толпа Другая — тесная Дорога, честная, По ней идут Лишь души сильные, Любвеобильные, На бой, на труд.

Первая дорога — дорога зла, дорога греха, по которой идут все богачи, которые не скупятся ничем. Другая дорога — дорога добра, честности и благодушия, но в тоже время это дорога бедноты, голода. Но люди, идущие по ней сильны, и если восстанут, то перед ними ничто не устоит. Им надо только «проснуться» от долгого сна, и они победят. Эту тему мы видим в легенде о «двух великих грешниках», которая призывает к пробуждению, зовет восстать против угнетателей.

Отражение революционно-демократических идей связано в поэме с образом автора и народного заступника — Гриши Добросклонова. Основной мотив его песен — любовь к родине и народу. Он готовит себя к подвигам во имя народа, страны и их свободы. Гриша думал, что добиться отмены крепостного права можно только путем революции. Такого же мнения придерживался и сам Н.А. Некрасов.

Николай Алексеевич искренне верил в то, что народ в коне концов насытиться своей крестьянской участью и перестанет ее терпеть. Поэт смог заметить «искру скрытую» могучих внутренних сил, заключенных в народе, смотря вперед исключительно с надеждой и верой:

Рать поднимается Неисчислимая, Сила в ней скажется Несокрушимая.

Введение

«Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Этим вопросом, сформулированным в стихотворении «Элегия», Некрасов задавался неоднократно. В его итоговом произведении «Кому на Руси жить хорошо» проблема счастья становится основополагающей проблемой, на которой и стоится сюжет поэмы.

Семеро мужиков из разных деревень (название этих деревень – Горелово, Неелово и т.д. ясно дают понять читателю, что счастья в них никогда не видели) отправляются в путь на поиски счастья. Сам по себе сюжет поисков чего-либо является очень распространенным и часто встречается в сказках, а также в житийной литературе, где зачастую описывался долгий и опасный путь в Святую Землю. В результате такого поиска герой обретает очень ценную вещь (вспомним сказочное то-не-знаю-что), либо же, в случае с паломниками, благодать. А что же найдут странники из поэмы Некрасова? Как известно, их поиски счастливого не увенчаются успехом – то ли потому, что автор не успел дописать свою поэму до конца, то ли потому, что они в силу своей духовной незрелости все еще не готовы увидеть по-настоящему счастливого человека. Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на то, как трансформируется проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Н.А.Некрасов – классик русской литературы, народный поэт и писатель. Свои произведения он чаще всего посвящал простым людям, рабочим. Некрасова волновала судьба крестьян, их положение во время и после отмены крепостного права. Он считал, что после отмены крепостного права крестьяне вовсе не стали свободными, а продолжали тяжело трудиться. Свое сочувствие, веру в силу простого народа, недовольство терпением крестьян Некрасов выразил в поэме «Кому на Руси жить хорошо».

В чем же по мнению автора заключается народное счастье? На протяжении всего произведения Некрасов пытается дать ответ на этот вопрос.

В поэме Некрасов описывает Россию после отмены крепостного права. Описывая бедные, неурожайные деревни, Некрасов использует говорящие названия. Все эти названия говорят о бедственном, нищем положении крестьян. Песни, которые поют крестьяне, показывают их тяжелую бедную жизнь. В песне «Голодная» раскрывается тяжесть и безвыходность положения крестьян. Крестьянин, обычный мужик, так голодает, что не думает даже о том, чтобы делиться хлебом со своими детьми. Чувство голода заглушает в нем все человеческое и делает его похожим на зверя.

На протяжении всей поэмы поэт показывает нам несколько судеб крестьян. Одной из бедных крестьянок оказывается Матрена Тимофеевна. Поступаете в 2021 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Ее судьба печальна, она вызывает сочувствие и сожаление. Выйдя замуж по любви, она попала в дом мужа, где его родные невзлюбили ее. Тяжелые работы в поле, унижения в семье, голод – всем это делало жизнь Матрены Тимофеевны трагичной и несчастной. У нее родился сын, она чувствовала поддержку Савелия, деда мужа. Однако вскоре ее сына загрызли свиньи, а Савелий умер. На долю Матрены Тимофеевны выпало множество испытаний, но они лишь сделали ее сильнее духом. На вопрос, что же такое для нее счастье, Матрена отвечала: ключ от женского счастья давно потерян. Матрена Тимофеевна является собирательным образом крестьянки, так как женщинам после отмены крепостного права жилось все также тяжело, как и при нем.

Также поэт показывает нам жизненный путь русского «богатыря» — Савелия. Перед читателем он предстает как старик, переживший множество трудностей и бед. У него была непростая судьба, но он вынес все испытания и окреп духом. Несмотря на то, что домочадцы недолюбливают Савелия, он добрый и искренний человек. Все те трудности, которые он пережил, не сломали его, а натолкнули на путь борьбы, противостояния крепостничеству. Савелий свободолюбив, поэтому свое счастье он видит в борьбе за свободу и независимость: «…Клейменый, да не раб!..»

Особое внимание привлекает один из героев поэмы – Ермила Гирин. По мнению мужиков, он счастлив, однако у него несчастная судьба. Ермила Гирин – простой мужик, уважаемый крестьянами за честность и любовь к правде. Поэтому, когда он просит помощи у бедных крестьян, чтобы выкупить мельницу, все с радостью отзываются на его просьбу. Ермила выкупает мельницу и вскоре раздает деньги, которые ему одолжили крестьяне. Последние копейки он отдает слепым людям, что говорит о его доброте и честности. Главное счастье для Ермила Гирина – это счастье народа, это борьба за честность и справедливость.

Гриша Добросклонов – сын дьячка Трифона. Он учится в духовной семинарии, живет бедно, голодает и мерзнет. Гришу кормят крестьяне, поэтому он взамен помогает им с делами по хозяйству, а также рассказывает им умные вещи. В поэме Гриша Добросклонов является образом человека будущего, а именно – деятельного борца за народную свободу, за счастье простого человека. В жизни Гриша больше всего ценит народное счастье, поэтому он готов отдать жизнь за благополучие крестьян.

В поэме Некрасова народ так и не обретает счастье. Крестьяне еще не свободны, тяжелый труд обременяет их положение, они голодают и мерзнут. Однако такие люди, как Григорий Добросклонов, будут бороться за народное счастье, они освободят простого человека и сделают его свободным и независимым.

Полезный материал по теме:

  1. Проблема народного счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо
  2. Проблема народного счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо» пример
  3. Проблема народного счастья по поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  4. Проблема счастья в поэме «Кому на Руси жить хорошо»
  5. Раскол народного сознания в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Эволюция понятие «счастье» в сознании главных героев

«Покой, богатство, честь» – эта формула счастья, выведенная в начале поэмы попом, исчерпывающе описывает понимание счастья не только для священника. Она передает изначальный, поверхностный взгляд на счастье странников. Крестьяне, много лет прожившие в нищете, не мыслят счастья, которое не подкреплялось бы материальным достатком и всеобщим уважением. Список возможных счастливцев они формируют согласно своим представлениям: поп, боярин, помещик, чиновник, министр и царь. И, хотя Некрасов не успел реализовать в поэме все свои замыслы – глава, где странники дошли бы до царя, осталась не написанной, но уже и двоих из этого списка – попа и помещика, оказалось достаточно для того, чтобы мужики разочаровались в своем первоначальном взгляде на счастье.

Рассказы попа и помещика, встреченных странниками на дороге, довольно похожи друг на друга. В обоих звучит печаль об ушедших счастливых сытных временах, когда власть и достаток сами шли им в руки. Теперь же, как показано в поэме, помещиков отобрали все, что составляло их привычный уклад жизни: землю, покорных холопов, а взамен дали неясный и даже пугающий завет трудиться. И вот казавшееся незыблемым счастье развеялось как дым, оставив вместо себя одни сожаления: «… помещик зарыдал».

Выслушав эти истории, мужики оставляют свой первоначальный план – они начинают понимать, что настоящее счастье заключается в чем-то ином. На их пути попадается крестьянская ярмарка – место, в котором собирается множество крестьян. Мужики принимают решение поискать счастливого среди них. Проблематика поэмы «Кому на Руси жить хорошо» изменяется – странникам становится важно найти не просто абстрактного счастливого, а счастливого среди простого народа.

Но никакой из предложенных людьми на ярмарке рецептов счастья – ни сказочный урожай репы, ни возможность есть хлеба досыта, ни волшебная сила, ни даже чудесная случайность, позволившая остаться в живых – не убеждает наших странников. У них формируется понимание того, что счастье не может зависеть от материальных вещей и простого сохранения жизни. Подтверждением этого служит история жизни Ермила Гирина, рассказанная там же, на ярмарке. Ермил старался всегда поступать по правде, и на любой должности – бургомистра, писца, а затем мельника – пользовался любовью народа. В какой-то мере он служит предвестником другого героя, Гриши Добросклонова, который также положил всю жизнь на службу народу. Но какой же была благодарность за поступки Ермила? Не стоит считать его счастливым – говорят мужикам, – Ермил сидит в остроге за то, что во время бунта заступился за крестьян…

Образ счастья как свободы в поэме

Посмотреть на проблему счастья с другой стороны предлагает странникам простая крестьянка, Матрена Тимофеевна. Рассказав им историю своей жизни, полной лишений и бед – только тогда и была она счастлива, как ребенком жила у родителей, – она добавляет:

«Ключи от счастья женского, От нашей вольной волюшки, Заброшены, потеряны…»

Счастье сравнивается с долгое время недостижимой для крестьян вещью – вольной волюшкой, т.е. свободой. Матрена всю жизнь подчинялась: своему мужу, его недоброй семье, злой воле помещиков, погубивших ее старшего сына и пожелавших выпороть младшего, несправедливости, из-за которой ее мужа забрали в солдаты. Какую-то радость в жизни она получает лишь тогда, когда решается восстать против этой несправедливости и идет просить за мужа. Вот когда Матрена обретает душевный покой:

«Хорошо, легко, Ясно на сердце»

И это определение счастья как свободы, по всей видимости, приходится мужикам по душе, ведь уже в следующей главе они обозначают цель своего путешествия так:

«Мы ищем, дядя Влас, Непоротой губернии, Непотрошеной волости, Избыткова села»

Видно, что здесь на первое место ставится уже не «избыток» – достаток, а «непоротость», знак свободы. Мужики поняли, что достаток появится у них после того, как они получат возможность самостоятельно распоряжаться своей жизнью. И тут Некрасов подымает еще одну важную нравственную проблему – проблему холопства в сознании русского человека. Ведь на момент создания поэмы свобода – указ об отмене крепостного права – у крестьян уже была. Но научиться жить как свободным людям им еще только предстоит. Недаром в главе «Последыш» многие из вахлачан так легко соглашаются играть роль мнимых крепостных – эта роль прибыльная, и, чего уж тут скрывать, привычная, не заставляющая задумываться о будущем. Свобода на словах уже получена, но мужики все еще стоят перед помещиком, сняв шапки, а тот милостиво позволяет им садиться (глава «Помещик»). Автор показывает, насколько опасно такое притворство – Агап, якобы выпоротый в угоду старому князю, на утро и вправду умирает, не выдержав позора:

«Мужик сырой, особенный, Головка непоклончива»…

Вывод

Итак, как видим, в поэме «Кому на Руси жить хорошо» проблематика является достаточно сложной и развернутой и не может свестись в финале к простому нахождению счастливого человека. Основная проблема поэмы как раз-таки и заключается в том, что, как показывает странствие мужиков, народ еще не готов стать счастливым, он не видит правильного пути. Сознание странников понемногу изменяется, и они становятся способны различить суть счастья за его земными составляющими, но такой путь предстоит пройти каждому человеку. Поэтому вместо счастливца в конце поэмы появляется фигура народного заступника, Гриши Добросклонова. Сам он не из крестьянского, а из духовного сословия, оттого так отчетливо видит нематериальную составляющую счастья: свободную, образованную, воспрянувшую от многовекового рабства Русь. Гриша вряд ли будет счастлив сам по себе: судьба готовит ему «чахотку и Сибирь». Но он воплощает в поэме «Кому на Руси жить хорошо» народное счастье, которое еще только должно наступить. Вместе с голосом Гриши, поющего радостные песни о свободной Руси, слышится убежденный голос самого Некрасова: когда крестьяне освободятся не только на словах, но и внутренне, тогда будет счастлив и каждый человек отдельно.

Приведенные мысли о счастье в поэме Некрасова пригодятся учащимся 10 класса при подготовке сочинения на тему «Проблема счастья поэме «Кому на Руси жить хорошо»».

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 17

Поиски желанного

Таким образом, произведение имеет сложную для понимания проблематику, она не может сводиться в конце к тому, что счастливый человек просто был найден. Основная проблема таится в том, что народ всё ещё не готов принять состояние удовлетворения, поскольку правильный путь пока не найден.

С каждым пройденным километром сознание путешественников меняется, они учатся находить различие между истинным счастьем и земными утехами. Однако такой путь теперь должен пройти каждый бывший крепостной. Именно по этой причине в поэме нет счастливого конца — вместо этого мы видим народного заступника Гришу Добросклонова. Этот паренёк представляет не крестьян, а духовенство, поэтому чётко видит нематериальную сторону — свободу, образование.

Скорее всего, Григорий никогда не станет счастливым сам по себе, поскольку ему уже уготованы «чахотка и Сибирь». Но в работе Николая Некрасова он олицетворяет весь русский народ. Вместе с голосом Добросклонова, который поёт песни о свободной Руси, слышатся слова автора. Он утверждает, что рано или поздно простой люд будет ни от кого не зависеть внутри себя, ведь в этом заключается главное.

Сочинение на тему: ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО» 15.01.201215.01.2012 Aeon

ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ПОЭМЕ Н. А. НЕКРАСОВА «КОМУ НА РУСИ ЖИТЬ ХОРОШО»

Главным героем поэмы Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» является русский народ, от лица которого семеро странников-правдоискателей рассказывают нам о нем, о его невзгодах и значительно меньших радостях.

Вопрос, ставший заголовком поэмы, волновал каж­дого читателя России, особенно же — мужика, разорен­ного и истерзанного хищнической крепостнической сис­темой. Ко времени, описанному в поэме, данное общест­венное устройство изжило себя полностью и никаких положительных перспектив привнести в крестьянский быт не могло. Об этом свидетельствуют говорящие на­звания деревень, откуда были те семеро мужиков-правдоискателей: Заплатово, Дырявино, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово. Не вызывает удивления их же­лание найти того, кому в мире грубого засилья и бес­просветности живется вольготно и весело.

На сей счет у каждого из семи мужиков есть свое мнение. И мнений получается ровно семь — по одному на человека. Единства не наблюдается, и оттого начи­нается долгий путь героев по русской земле в поисках счастливого человека.

Вопрос, вынесенный в заголовок поэмы правомочен, что сама природа вмешивается в происходящее и да­рит мужикам в помощь волшебную скатерть-само­бранку, которая будет их кормить, поить, чинить. В общем, компания получает все возможности для ре­шения проблемы счастья.

Семь уже существующих мнений отражают перво­начальные направления поиска:

Роман сказал: помещику,

Демьян сказал: чиновнику,

Лука сказал: попу.

Купчине толстозадому! —

Сказали братья Губины,

Иван и Митродор.

Старик Пахом потупился И молвил, в землю глядючи: Вельможному боярину,

Министру государеву.

А Пров сказал: царю…

И действительно, на первый взгляд речь идет о представителях привилегированных классов общест­ва. Однако есть ли для этих людей счастье на самом деле — задача, которую предстоит выяснить семерым дотошным мужикам.

Вначале вопрос о счастье был задан священнику. Оказалось, что не так уж и сладок поповский хлеб. Не­обходимость быть среди прихожан настоящим пасты­рем, то есть крестить, исповедовать, соборовать, быть утешителем — и все это невзирая на время года, пого­ду и состояние здоровья, — оказалось достаточно тяж­ким бременем. Вдобавок про попов во все времена хо­дило много разнообразных, часто непристойных шуток, анекдотов и песен. И с этим не самым приятным явле­нием приходилось иметь дело духовенству.

По словам попа, он и ему подобные действительно жили несладко. Тяжелой была не только бытовая сто­рона жизни священнослужителя, много забот требова­ли и добыча денег на нужды прихода, и взаимоотноше­ния с обществом.

С другой стороны, после разговора с попом выясня­ется, что в словах его было много лицемерия. Во вся­ком случае, материальное состояние духовенства в действительности было значительно лучше, чем хо­тел показать поп:

Попова каша — с маслицем,

Попов пирог — с начинкою,

Поповы щи — с снетком!

Жена попова толстая,

Попова дочка белая.

Попова лошадь жирная,

Пчела попова сытая,

Как колокол гудет!

Однако это мнение мужиков, а сам поп счастливым себя не считает. Да и не во всем он так уж неправ. Дей­ствительно, приходится ему и ездить в любую погоду, и скрепя сердце принимать нищенские подношения от бедняков, которым эти деньги не помешали бы самим.

Так или иначе, поп не попадал в категорию счаст­ливых. Путь надо было продолжать.

В следующем эпизоде — на сельской ярмарке — бросается в глаза неожиданно осчастливленный про­пойца Вавила, спустивший все свои деньги. Ему для радости было достаточно, чтобы нашелся добрый чело­век, который подарил-таки его внучке козловые боти­ночки. В этот момент загадочное русское счастье ока­залось очень близко от его искателей…

Довелось мужикам задать вопрос о счастье помещи­ку. И здесь оказывается, что помещик, который был для своих крепостных царем и богом, тоже не считает себя счастливым. Он ностальгически вспоминает далекие времена, когда вся земля принадлежала таким, как он. Причем помещикам принадлежали не только леса, поля, луга, но и люди, которые на них жили. Господин был во­лен распоряжаться своими холопами так, как заблаго­рассудится. На своей земле помещик мог закатывать праздники, каких «французу и не снилося». И власть была только у барина — у его кулаков, его силы.

Вместе с этим помещик сетует на то, что якобы рань­ше отношения барина и холопа были более близкими, бо­лее отеческими. Барин мог, не гнушаясь, праздновать с крестьянами Пасху, мог и наказывать, и миловать.

Помещик сетует на перемены, произошедшие в России, не пытаясь трезво разобраться ни в том, кто на самом деле виноват в столь чудовищном истощении страны, ни в том, какие на самом деле были чувства у холопов, принимающих барские «милости».

Счастья, как выясняется, нет и у помещика:

Порвалась цепь великая,

Порвалась — расскочилася:

Одним концом по барину,

Другим по мужику!..

Еще один из путей поиска счастья на Руси заходит в тупик.

Автор не рассматривает более подробно прочих из семи кандидатур, выдвигаемых первоначально на роль носителей счастья, потому что находятся несколько сюжетных линий, а с ними и новых образов, значи­тельно более интересных с точки зрения обнаружения в них заветного зернышка счастья.

Одним из этих образов в поэме Некрасова — «гу­бернаторша» Матрена Тимофеевна. История жизни этой женщины вначале не производит впечатления возможного олицетворения в этом образе счастья. От­данная замуж в далекую сторону, в чужую недружную семью, она оказалась на положении незваного гостя, к которому нет и не может быть хорошего отношения. И вступиться за нее было некому — муж ее уезжал надолго на заработки.

Матрена пережила многое —: чужбину, тяжкий труд, потерю ребенка. В довершении всех бед мужа за­бирают в солдаты, что по тем временам означало конец всему — солдатчина длилась целых двадцать пять лет и с нее возвращались далеко не все. К тяготам службы добавлялась еще и опасность погибнуть — в те времена войны были не таким уж и редким явлением.

Муж Матрены попал в солдаты не по-честному, об­маном. И казалось, полагаясь только на свои силы, правды добиться было нельзя. Но женщина совершила поступок, который требовал от простой мужички нема­лой воли и мужества. Она пошла на поклон к губерна­тору, сумела пробиться к нему и добиться для Филип­па избавления от службы.

Матрена Тимофеевна сама говорит мужикам, что в женской доле на Руси ничего похожего на счастье отыскать нельзя. Но ведь она была счастлива, когда вновь обрела мужа. А значит, есть и в тяжелой доле русской бабы место неуловимому счастью, которое упорно ищут семеро героев.

Вторым образом воплощения мимолетного счастья стал дед Савелий, бывший каторжник, которому было уже сто лет и который в своей жизни повидал еще больше невзгод. Савелий вообще производит на чита­теля впечатление человека если не счастливого, то уж точно не несчастного. Савелий — это настоящий бога­тырь не только физически, но и духовно.

Именно благодаря образу Савелия читатель начнет по-настоящему понимать, в чем истинное счастье русско­го человека. В предыдущих главах встречалось немало моментов, когда оно было рядом, но осознания подлинных причин и самой сущности счастья еще не наступало.

В самом деле, предыдущие его проявления были иллюзорными и сиюминутными. Настоящим собранием всевозможных вариантов обманчивого счастья являет­ся глава «Счастливые». Несмотря на многообещающее название, ее содержание наполнено горькой иронией Некрасова.

Кто из них, мимолетных героев главы, счастлив по- настоящему, а не только потому, что все могло быть хуже, да вот, обошлось?

Счастливым себя полагает старый, чуть живой сол­дат, довольный тем, что выжил в многочисленных сра­жениях, что не умер в мирное время, когда солдатское житье едва ли можно было назвать более легким. Но на самом деле этот солдат, вернувшись из армии, оказался почти нищим, больным и никому не нужным. Счастья нет, потому что старый солдат просто-напрос­то не знает, как оно выглядит.

И похваляющийся своей силой каменотес тоже не видит своего будущего, которое наглядно является пе­ред ним в облике Трифона, сорвавшего спину по моло­дой запальчивости на непосильной работе. Получается, что для рабочего человека счастье находится за семью замками. Хоть и рассказывает тот же самый Трифон историю того, как он сумел выжить, проехав в вагоне, где кроме него было еще немало лихорадочных. Каждо­го, кто в невыносимой жаре и духоте не выдерживал, высаживали из поезда, обрекая практически на смерть. Трифон пытается это выдавать за счастье.

Вовсе уж карикатурно выглядят похвальбы дворо­вого человека, любимого раба князя Переметьева. Он гордится тем, что болеет подагрой — господской болез­нью, что ему доводилось вылизывать за князем тарел­ки и допивать иностранные напитки. Ответ ему был очень прямым и четким:

…Проваливай!

У нас вино мужицкое,

Простое, не заморское —

Не по твоим губам!

Свое счастье доказывал белорус, которому медве­дица изодрала лицо, и нищие, которые вообще живут, выпрашивая по дворам подаяние.

Счастье в поэме ведет себя очень необычно. Оно должно было бы присутствовать у богатых, привилеги­рованных, но и у них нет счастья в жизни. Недаром жаловались на свою судьбу поп и помещик, недаром автор показывает полупарализованного Последыша, богатство которого оказывается всего лишь лакомым кусочком для родственников. Оказывается, в таких людях материальное благополучие и власть убили жажду быть счастливыми.

Именно желание счастья становится в поэме важ­ной ступенью, до которой обязательно надо добраться, если хочешь его обрести. Пусть глава «Счастливые» и оказывается всего лишь набором недоразумений, но

все равно эти люди, каждый по-своему, хотели счастья.

Образ богатыря Савелия — это уже настоящий ключ к счастью. Савелий рассказывая Матрене историю своей жизни, говорит о том, как давным-давно он и многие другие люди жили где-то далеко в лесу, куда было не­легко дотянуться не только загребущим рукам помещи­ка, но и полиции. Это время описывается как настоящее благо, потому что люди были хозяевами сами себе.

Именно ощущение самих себя господами своей жиз­ни помогало Савелию и его односельчанам бороться. Попав на каторгу за расправу с немцем-приказчиком, Савелий все равно не был сломлен. Душа его осталась свободной, а свобода оказалась одним из важнейших факторов, которые позволяли человеку назвать себя счастливым. Причем это должна быть свобода настоя­щая. «Счастливые» обладали свободой в очень малой степени. А вот Савелий был свободен куда полнее.

Главой «Пир на весь мир» Некрасов подводит итог поискам счастья. Описанию счастья посвящены именно ее строки, песни и рассказы богомольцев.

Показательным является рассказ странника-бого­мольца Ионушки о разбойнике Кудеяре. Разбойничий атаман, наложивший на самого себя покаяние и для от­пущения грехов обязанный ножом срезать вековой дуб, убивает этим самым ножом пана. Дуб рушится, пропадает груз грехов и вместе с этим освобождением Кудеяр обретает счастье.

В подтверждение необходимости свободы служит и рассказ Игнатия о мужицком грехе. Именно грехом Некрасов считает готовность многих людей оставаться в кабале. Добровольный отказ от счастья через отказ от его важнейшего элемента — свободы, действительно есть грех. Это предательство:

Все прощает Бог, а Иудин грех Не прощается.

Ой, мужик, мужик! ты грешнее всех И за то тебе вечно маяться.

В последних строках автор показывает нам, что сча­стье заключается не просто в том, чтобы жить со сво­бодной душой, но и в том, чтобы нести эту свободу дру­гим. И неспроста носителем счастья оказывается песен­ник Григорий, сын Трофима. Именно песня всегда была самым доступным средством украшения жизни.


Источник: vsesochineniya.ru

  • Сочинения
  • По литературе
  • Некрасов
  • Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Произведение «Кому на Руси жить хорошо» написал русский поэт Некрасов. Он раскрывает в нем последствия освобождения крестьян от власти помещиков. Сюжет поэмы заключается в распознании истинного счастья для русского народа в те времена. 

Искателями счастливого человека на Руси становятся семеро мужиков, живущих в разных местах, но объединившиеся ради одной цели. В их деревнях после принятия закона об отмене крепостного права народ не видит счастья, и они отправляются в путешествие по стране, чтобы узнать, кому хорошо стало жить на Руси.

С самого начала они выяснили формулу счастливой жизни. Если человек живет в покое, достатке и чести, то он вполне может быть доволен. Они составили список тех, кто может считаться счастливым, и чтобы это выяснить, всех надо было опросить. Но пообщавшись лишь с двумя из своего списка, они разочаровались в своем первоначальном плане.

Пообщавшись с попом и помещиком, они услышали две почти одинаковые истории. Они оба вспоминали то время, когда богатство само шло к ним в руки. При крепостном праве помещикам не приходилось работать лично. Они ходили в церковь, где попы получали от них прибыль. Теперь же у помещиков отобрали все, заставляя всю работу выполнять самостоятельно, а посетителями церкви стали бедные крестьяне, с которых взять было нечего. И счастливые времена для них прошли.

Подумав над этими историями, мужики пришли к выводу, что их первоначальное понимание счастья оказалось не верным, и искать его надо как-то иначе. Попав на обычную деревенскую ярмарку, они начинают искать счастливых людей среди крестьян. Им попадаются многие люди, предлагающие свои рецепты счастья, но все это не кажется убедительным.

Посмотреть на понятие счастья с иной стороны мужикам предлагает обычная женщина, Матрена Тимофеевна. Она рассказывает им историю всей своей жизни, полной бед и лишений. После она называет свободу истинным счастьем, которое было у нее лишь в детстве и закончилось после свадьбы.

Теперь равноправным понятием счастью становится свобода, которая есть у всех крестьян. Но жить самостоятельно и распоряжаться своим временем им еще нужно научиться.

В заключение поэмы «Кому на Руси жить хорошо» так и не дано однозначного понятия на главный вопрос. Счастливого человека отказывается найти сложно, потому что русский народ еще не осознал цену своей свободы. Суть счастья стала доступна лишь мужикам, прошедшим долгий путь к истине. 

2 вариант

Кто же такой счастливый человек? Чтобы ответить на эти вопросы, можно прочитать поэму Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». В данной поэме автор уделяет особое внимание проблеме и счастливого человека. Этим вопросом странники задаются с самого начала произведения.

Странникам хочется отыскать счастливого человека из простых людей. На сельской ярморке они предлагают еды и водки тем, кто считает себя счастливым. к сожалению, таких людей они найти не смогли. Ни один человек не подходит под критерии, которые придумали мужики. По их мнению, в каждой ситуации могло быть и хуже. Для попа счастье — это покой и достаток. Помещик был согласен с попом. Солдат рассказывает историю о том, что он был бит перебит, но все таки выжил. Для него это счастья. Странники выслушали много историй, даже слышали, что счастья — это хороший урожай репы. Охотник рассказывает странникам историю, как его друзей загрызли медведи, а ему все лишь повредили скулу. Для каждого человека счастье — это что-то свое, для кого-то счастье — это мелочность или всякая удача. Все это является подтверждением плохой жизни народа.

Я считаю, что надо начинать с вопроса что такое счастье? Немногие над этим задумываются. Я считаю, что счастье — это внутреннее состояние человека, в тот момент, когда он испытывает радость за себя или своих близких. Теперь можно ответить на вопрос: Кто же все таки счастлив в поэме Некрасова? Я считаю, что по-настоящему счастливы Матрена Тимофеевна и Григорий Добросклонов.

Рассмотрим образ Матрены Тимофеевны. Это женщина лет 38, но сама она считает себя старой женщиной. Волосы с сединой, красивые и длинные ресницы, большие глаза — это все про Матрену.

У нее есть пятеро детей, она готова на все ради них, как любая мать. Так, когда ее сын отдал овцу волку, она взяла его вину на себя, лишь бы спасти сына от наказания. В семье мужа ее любил и жалел только богатырь Савелий. Но свое счастье Матрена Тимофеевна нашла в детях и работе. Матрёна учит своих детей быть честными, не воровать. Она верующая женщина: “чем больше я молилася – тем легче становилося…”. Именно вера помогла Матрёне пережить самые тяжёлые моменты в жизни.

Перейдем на образ Гришы Добролюбова и убедимся, что он также счастлив. Он является одним из главных образов поэмы Некрасова, но появляется только в конце в произведения. Гриша — юноша лет 15, он обладает особым талантом, умеет вести за собой людей. Парень много читает, учится в духовной семинарии и собирается поступать в Москву. Живет он очень бедно, но он не унывает.

Он пытается сделать жизнь крестьян ярче и счастливее, сочиняя веселые песни. Он считает, что если вокруг будут счастливые люди, тогда он сам будет жить в счастье. Жизнь готовит для Гриши чахотку и Сибирь. Но он не сдается. Это дает ему силы и уверенности в себе, этим он мотивируется. Он всегда верит в лучшее

Сочинение 3

После реформации системы в тысяча восемьсот шестьдесят первом году стал вопрос того, как изменилась жизнь простого народа, и прибавилось ли счастья в его жизнь. Проработав над данной работой в течении четырнадцати лет, автор так и не дописал ее по причине смерти. Главной проблемой произведения можно считать поиск счастья для крестьян. Решением проблемы автор считал непрекращающуюся борьбу простого человека, который сможет повести за собой других, устроить революцию, как в собственном мышлении, так и в умах других людей.

После того, как крепостное право было отменено, последователей идеи автора нашлось большое количество, все они задавались тем же вопросом по поиску смысла и счастливой жизни для простого народа. Говорящие названия деревень, из которых выходят персонажи произведения – крестьяне, повествуют об отношении автора к происходящему. Например, главные герои представляли деревни Неелова, Горелова и многие другие. Каждый из них уверен, что счастья для простого человека не существует.

Другими образами, показанными в произведении является другой – более зажиточный слой персонажей , такие как поп, помещик или князь. Они не заботятся о благополучии других. Первое, что их волнует, является собственное счастье, которые они оберегают и достигают различными способами, порой идущими в разрез с интересами главных персонажей. Помещик, к примеру, считал, что самой большой единицей счастья считается «власть над мужиком», а так как в современных реалиях данной власти стало меньше, то, соответственно, и счастья тоже, по его мнению, поубавилось.

А для простого народа поиск счастья граничит с возможностью просуществовать и не умереть, счастьем они называют минимальные возможности, которых хватает для жизни, о богатстве они даже не размышляют. Так, для солдата является безграничным счастьем тот факт, что он остался в живых, перенеся несколько десятков сражений с врагом. Для старухи это небольшой урожай, который у нее растет на грядках, и который, безусловно, сможет прокормить ее какое-то время.

Есть среди них и такие герои, как Гирин Ермил, которые думают о ближнем и стараются о нем заботиться. Он ни разу в жизни не обманул простого мужика. За это его чтут и любят. Персонаж считает, что счастьем можно назвать тот момент, когда ты делаешь добро для других, не ожидая ничего взамен. Этим примером автор хотел показать, что проблема может быть решена за счет смены сознания у людей в сторону осознания того, что добро является высшим благом, и мочь его совершать ради других – уже большое счастье.

Также читают:

Картинка к сочинению Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Проблема счастья в поэме Кому на Руси жить хорошо

Популярные сегодня темы

  • Хлестаковщина в наши дни сочинение 8 класс

    Произведение Н.В. Гоголя «Ревизор» является классическим произведением, отразившим в себе реалии своего времени. Однако, можно с уверенностью сказать, что современное российское общество до сих пор воплощает в себе так называемый феномен «хлестаковщины».

  • Сочинение на тему Забота о людях

    Понятие «забота» сопровождает нас с самого детства. О нас заботятся родители, дедушки и бабушки. Когда мы взрослеем, то понимаем, что и сами должны заботиться о других. Так забота входит в нашу жизнь.

  • Сочинение Отношение Чехова к главным героям рассказа О любви

    Рассказ «О любви» Антона Чехова посвящен истории неудавшейся любви помещика Алехина и Луганович Анны Алексеевны. Их отношения, которые продолжались не один год, завершилась расставанием навсегда

  • Что такое поколение? Итоговое сочинение

    Собственно термин поколение может трактоваться различным образом, в зависимости от сферы применения. К примеру, поколение в генетике представляет собой совершенно иное

  • План романа Дубровский Пушкина

    Кирила Петрович Троекуров – богатый владелец поместья. Он дружил с Андреем Гавриловичем Дубровским. У Троекурова была дочь Маша, она проживала в доме своего отца. Сын Дубровского Владимир жил в Петербурге.

Тип работы:  Сочинение 
Дата добавления:  20.11.2020

Сочинение на тему: Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Сочинение на тему: Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Сочинение на тему: Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице «что такое сочинение и как его написать» я подробно написала.

Сочинение на тему: Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Сочинение на тему: Проблема народного счастья в поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо"

 1861 год ознаменовался отменой крепостного права. Но стали ли фермеры счастливыми, стали ли богатыми и живут ли они на широкую ногу? Ответ — нет. Люди стали свободными, но тут же влезли в долги и снова работали на своего старого барона. Крестьян уже не называли «крепостными», а «временно связанными».
    Н. A. Некрасов вошел в историю писателя, который описал жизнь людей, и пример его работы о русском народе — «Кто может хорошо жить в России».

    Честно говоря, Некрасов был против реформы 1861 года, он остался недоволен ею. У него были на то причины: люди были голодны, пьяны, несчастны. Некрасов описывает весь пейзаж постреформенной России: деревни, люди (их внешний вид, их обычаи, их идеалы). В главе «Пьяная ночь» вы можете увидеть, что люди делали почти весь день. Но Н. А. Некрасов не только описывает состояние страны на тот момент, но и пытается найти счастливого человека. Но удалось ли ему?

    После отмены крепостного права было много поисков счастья для людей. Один из них — семь паломников. Они приехали из деревень: Златова, Дырявина, Разутова, Знобишин, Горелова, Неелова, Неелова, искать счастливого человека. Каждый из них знает, что ни один нормальный человек не может быть счастлив. И все же они находят «счастливых» людей на своем пути.

    Джаким Нага. Духовный мир для него более ценен, чем материальные ценности. Доказательством тому служит случай, когда дом Якима был в огне, и он сохранил иконы и картины. И, честно говоря, он не пожалел об этом и по сей день: он сохранил изображения, которые ничего не стоят, а не деньги. Якин заступается за фермеров, но не за бизнес, а за слова. Но якима нельзя назвать счастливым, потому что он беден, живет, как обычно, и любит разливать вино над своим горем.

    Ермила Гирин. Он верит, что слова не могут помочь человеку, это просто бизнес. И он не отступает от своих принципов: «Он будет давать советы и помогать там, где у него достаточно сил — он будет помогать, он не будет просить благодарности, а если вы дадите, он не возьмет». За 7 лет своего правления он никого не грабил. Но это тоже тяжело для него — он хотел повеситься, потому что ему было жаль брата, дал вместо него другого, потом проблемы с мельницей, потом с тюрьмой… Его уважают и любят простые люди, потому что он честен и добр, и ему небезразлично горе человека.

    Гриша Добросклонов. Наверное, самым важным голосом, который поет о народном счастье, является голос Гриши Добросклонова. Из его песен ясно, что счастья можно достичь только честным и праведным трудом и борьбой. Сам Гриша — сын дьякона и тесть, он и его брат испытали голод и нищету и выжили благодаря доброте народа. Грише удалось сохранить любовь, которая наполнила его сердце и определила его путь. Тяжелая жизнь породила в этом человеке протест. С детства он решил, что посвятит свою жизнь поиску национального счастья. Грише Добросклонову не нужно богатство и личное благополучие. Его счастье заключается в торжестве дела, которому он посвятил свою жизнь. Но он не отказывается от предстоящих испытаний. Гриша Добросклонов видит, что многие миллионы людей уже просыпаются. И это наполняет его душу радостью. Он верит в счастливое будущее своей родины, и это делает Григория счастливым.

    Матрена Тимофеевна. Она типичная крестьянская жена центральной русской полосы, наделенная сдержанной красотой, полной самоуважения. На ее плечах лежит не только весь груз крестьянского труда, но и ответственность за судьбу семьи, за воспитание детей. Коллективный образ Матрены Тимофеевны. Она испытала все, что может упасть на русскую женщину.

    Во все времена люди стремились к счастью: что это такое, что это такое и как этого достичь. И есть пути к счастью: либо идти по пути, где «огромное, жадное искушение, есть толпа», где тысячи людей сменяют друг друга, либо идти по близкому пути — «честно». Н.А. Некрасов, конечно, выбирает узкий путь. Ведь так идут борцы за свободу народа, за его счастье, мужественные люди.

    Люди не смогут долго терпеть голод, нищету и разрушения. Они перестанут пить, проснутся и будут сопротивляться власти, попытаются сами сделать страну! В конце концов, никто не сможет сделать миллионы богатых русских!

  • Проблема не решена как пишется слитно или раздельно
  • Проблема не актуальна как пишется
  • Проблема настоящей любви сочинение
  • Проблема милосердия в рассказе людочка
  • Проблема нашего отношения к матерям сочинение рассуждение