Проблема личности и ее отражение в лирике лермонтова сочинение

775 слов максим горький был известным русским писателем, поэтом, драматургом. горького считают основоположником литературы социалистического реализма. но ранние свои произведения

(775 слов) Максим Горький был известным русским писателем, поэтом, драматургом. Горького считают основоположником литературы социалистического реализма. Но ранние свои произведения писатель создавал в духе романтизма. Данное направление появилось в литературе в конце восемнадцатого столетия. В начале девятнадцатого века романтизм получил широкое распространение в европейских странах. В основе данного направления лежит принцип утверждения индивидуальности. Кроме того, романтизм предполагает яркое изображение эмоций человека. Рассмотрим поподробнее своеобразие романтизма в произведениях Максима Горького. 

Не секрет, что романтические настроения писателя во многом были вызваны растущим недовольством в обществе, а также ожиданием перемен. В сознании автора начали формироваться образы персонажей, которые готовы встать на защиту народа и направить его на правильный путь. И путь в представлении писателя был совершенно другим, он существенно отличался от реальности. Писатель ненавидел сложившиеся условия быта и мечтал о кардинальных переменах. По его мнению, спасение заключается в свободе от общественных условностей и предрассудков цивилизации. Именно это и нашло отражение в раннем творчестве Максима Горького. Новую мудрость он ищет в быту и нравах цыганской общины, в старинных легендах и даже в устоях отверженных — обитателей социального дна.

Период расцвета революционных движений в стране совпадал с периодом раннего творчества писателя. Максим Горький в своих произведениях воспевал образ бескорыстного бунтовщика, которому были свойственны романтические намерения изменения мира в лучшую сторону. Помимо этого, в творчестве Горького присутствует мотив стремления к свободе. Автор, не видя перемен, предчувствовал их.

Основная черта, присущая романтизму в представлении Максима Горького, заключается в выявлении главных пороков и проблем, мешающих людям обрести свободу и гармонию с собой. Он осуждает общество, которое объято страхами, предрассудками, нерешительностью и злонравием. Чтобы найти альтернативные пути развития, автор обращается к образу жизни тех людей, которых мы обычно недооцениваем. Например, мудрости нас учит цыган Макар Чудра, который резко критикует смирение, узколобость и трусость рядового человека, который рождается и умирает рабом.

Также в произведениях писателя, написанных в духе романтизма, прослеживается повышенное внимание к природе. При этом пейзаж выступает не только в качестве фона, где разворачиваются события. Он является полноценным героем, ведь романтические настроения передаются через экзотические картины природы. 

Как известно, Максим Горький был представителем нового революционного романтизма. Писатель в своих произведениях излагал прогрессивные взгляды на развитие страны. Главная тема творчества заключалась в отображении народной самобытности. Постепенно начал появляться новый тип персонажей, которые были готовы спасти людей от возникшей угрозы. Обратимся к рассказу «Старуха Изергиль«. В данном произведении автор использовал приём антитезы. Автор противопоставляет двух персонажей. В образе Данко писатель воплотил настоящего героя, который ценой собственной жизни мог спасти народ. Молодой человек отличался невероятной любовью к своему народу. Спасая людей, персонаж погибает сам. Однако, к сожалению, неблагодарные люди забывают о своих героях. Полной противоположностью Данко является сын орла Ларра. Данный герой с презрением относился к людям. Ларра не отличался способностью любить. И герой был изгнан из племени. Постепенно персонаж начал осознавать, что без народа нельзя жить. Сравнивая двух этих персонажей, писатель доказал, что подлинный смысл жизни выдающейся личности — это освобождение общества из мрачного леса невежества и бездуховности. Оба героя горды, отважны, сильны и талантливы, но лишь Данко воплотил свой потенциал, а Ларра растратил свои возможности впустую и сам в них разочаровался.

В этом произведении автор противопоставил личность и общество, что свойственно романтизму. Горький создал своего идеального героя, который ни при каких обстоятельствах не отрекается от людей, а помогает им, даже когда они гонят спасителя. В этом противопоставлении Данко возвышает его выбор, а толпу унижает ее неспособность к благодарности.

Не менее известным произведением Максима Горького является рассказ «Макар Чудра». Здесь автор также воспевает свободу как одну из главных жизненных ценностей. По мнению Макара, свобода представляет собой главное сокровище каждого человека. В данном произведении наиболее заметен дух революционного романтизма. Как утверждает Макар Чудра, ради независимости нужно рисковать, иначе можно провести всю жизнь в рабстве, что гораздо хуже риска.

Вспомним и рассказ «Челкаш». Здесь автор использовал метод психологизма, что свойственно романтизму. Можно заметить, как подробно Горький описывал личность главного героя, отмечая его мысли и чувства. Кроме того, важное место в произведении отведено образу природы. Автор подчеркивает духовное единство главного героя с морем. Помимо этого, писатель выражал настроения и чувства сквозь состояние окружающей природы. Это является одной из главных черт романтизма. В рассказе индивидуальность вновь оказалась нравственно выше стадности. Гаврила, воплотивший все мелкие пороки своей среды, так и остался рабом денег, а не хозяином положения, как Челкаш, который свободен даже от богатства. Важно отметить, что автор вновь осудил предрассудки общества. Вор оказался более благородным и честным, чем крестьянин.

Таким образом, Максим Горький был особым представителем романтизма в отечественной литературе. В его книгах сильная личность не презирает общество, не бежит от него, а спасает людей бескорыстно и самоотверженно, несмотря на осуждение и насмешки. А традиционный романтический типаж в образе Ларры критикуется автором за эгоизм. В своем творчестве Горький не пестовал пороки одаренной личности, а восхищался такими моральными ценностями, как свобода, любовь, милосердие, самопожертвование, отвага.

Автор: Виктория Комарова

Урок литературы в 9 классе.

Тема: «Нет, я не Байрон, я другой…» (Сходства и различия образов лирических героев в поэзии Дж. Г. Байрона и М.Ю. Лермонтова)

Выявить влияние Байрона на раннее творчество Лермонтова.

Сопоставление лирики Байрона и Лермонтова романтического направления.

Схожесть и различие лирических героев Байрона и Лермонтова.

Оборудование: портреты Дж. Г. Байрона и М.Ю. Лермонтова; тексты стихотворений; презентация

Тип урока: комбинированный урок; урок компаративного анализа .

Прогнозированные результаты: закрепление знаний о романтизме как литературном направлении; учащиеся определяют общность настроений лирических героев Байрона и Лермонтова, влияние Байрона на раннее творчество Лермонтова; особенности художественных средств в раскрытии авторского замысла.

Эпиграф «Нет, я не Байрон, я другой…» «У нас одна душа, одни и те же муки. О, если б одинаков был удел…»

М. Ю. Лермонтов

Этапы урока

Универсальные учебные действия

Организационный момент

Приветствие преподавателя, подготовка рабочих мест.

Регулятивные

Личностные (смыслообразование «Я должен..»)

Тема урока

О чем говорит строки «Нет, я не Байрон, я другой…» и «У нас одна душа, одни и те же муки. О, если б одинаков был удел» . из лермонтовских стихотворений? Формулирование темы урока.

Познавательные

Общеучебные

коммуникативные

Сообщение целей урока

Совместное определение целей урока на основе ответов учеников. Запись на доске

Регулятивные

Целеполагания

коммуникативные

Актуализация опорных знаний

Выборочная проверка д/з предыдущего урока: прослушивание эссе «Что нового я открыл для себя в лирике М.Ю Лермонтова» (1-2 ученика)

Познавательные

Общеучебные

коммуникативные

Мотивация учебной деятельности

Романтизм — это художественное направление, которое возникает в начале XIX в Европе и продолжается до 40-х годов XIX века. Романтизм наблюдается в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре, поведении, одежде, психологии людей. Европейский романтизм возник после французской буржуазной революции и опирался на философию Гегеля, Фихты и Шеренга, в основе которых лежали идеалистические взгляды, и их разлад с социальной действительностью. Романтики восприняли идею свободы личности, выдвинутую революцией, но в то же время в странах Запада они осознали беззащитность человека в обществе, где побеждали денежные интересы. Поэтому для мироощущения многих романтиков характерны смятения и растерянность перед окружающим миром, трагизм судьбы личности. Они отрицали реальность, и поэтому во всех произведениях присутствовала идея двоемирия.

Джордж Гордон Байрон

Британский поэт. Английский поэт-романтик, покоривший воображение всей Европы своим «мрачным эгоизмом». Мода на байронизм продолжалась и после смерти Байрона. Это была страстная, неравнодушная ко всякой несправедливости личность. Его глубоко волновали социальные вопросы не только в родной Англии, но и за ее пределами. Первые переводы Байрона в России появились в 1815 году, и он сразу стал властителем душ. Но ни для кого он не стал тем, кем был для Лермонтова:

У нас одна душа, одни и те же муки.

О, если б одинаков был удел.

Работа над темой урока.

1. «Байрон и Лермонтов .Что объединяет и чем отличается судьба и творчество этих поэтов» (2 учащихся) Слушание сообщений учащихся ( по книге П.А. Висковатого «М.Б. Лермонтов. Жизнь и творчество»)

2. Байронизм – свойство эпохи, и печать его лежит на ранних стихотворениях Лермонтова. Не мода заставила Лермонтова обратиться к творчеству Байрона, — он выбрал его в учителя сознательно, так же, как и Пушкина, и поэтов-декабристов.

Вдумайтесь в строки стихотворения Лермонтова «К***»

К ***

(Прочитав жизнь Байрона [написанную] Муром)

Не думай, чтоб я был достоин сожаленья,

Хотя теперь слова мои печальны;- нет;

Нет! все мои жестокие мученья —

Одно предчувствие гораздо больших бед.

Я молод; но кипят на сердце звуки,

И Байрона достигнуть я б хотел:

У нас одна душа, одни и те же муки;

О, если б одинаков был удел!..

Как он, ищу забвенья и свободы,

Как он, в ребячестве пылал уж я душой,

Любил закат в горах, пенящиеся воды

И бурь земных и бурь небесных вой.

Как он, ищу спокойствия напрасно,

Гоним повсюду мыслию одной.

Гляжу назад — прошедшее ужасно;

Гляжу вперед — там нет души родной!

1. Что роднит Лермонтова и Байрона?

2. Как поэты понимают спокойсвие?

Логические: анализ, сравнение, синтез;

Регулятивные

Планирование

Коллективная работа над алгоритмом работы над стихотворениями

Сопоставительный анализ стихотворений.

1. Что позволяет сопоставить эти произведения? Общие тема,
проблема, состояние лирического героя.

2.  Как строится художественный мир каждого стихотворения? Индивидуальные находки автора, их роль в развитии идеи? Помните, что «…поэты интересны тем, чем они отличаются друг от друга, а не тем, в чем они подобны друг другу» (А. Блок).

3.  В чем заключается главная мысль каждого стихотворения? И насколько она оригинальна? Чем может быть объяснена?

Регулятивные

планирования

Практическая деятельность учащихся

Работа в группах

I группа – выполнить анализ стихотворения Дж. Г. Байрона «Хочу я быть ребенком вольным…» по плану (план-таблица в распечатках)

II группа – выполнить анализ стихотворения Дж. Г. Байрона «Тьма» по плану (план-таблица в распечатках)

III группа — выполнить анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива…» по плану (план-таблица в распечатках)

IV группавыполнить анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…» по плану (план-таблица в распечатках)

V группа — выполнить анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой…» по плану (план-таблица в распечатках)

Используя прием «Яркого пятна», выберите квадрат определенного цвета, который, по вашему мнению, передает настроение лирического героя. На обратной стороне сформулируйте тему, проблему, состояние лирического героя, главную мысль, мотивы, образы каждого стихотворения. Подтвердите строками. Сделайте вывод.

Познавательные

Регулятивные

коммуникативные

Контроль за процессом и результатом деятельности учеников.

1. «Опрос по цепочке». Рассказ одного учащегося из группы прерывается в любом месте и продолжается другим учащимся.

2. Сопоставление квадратов выбранного цвета по стихотворениям Лермонтова и Байрона.

3. Выявление сходства и различий в стихотворениях Лермонтова и Байрона.

Выводы:

1. «Подражание» великих русских поэтов — не. механическое воспроизведение образца, а. творческое претворение и приспособление его к индивидуальному своеобразию заимствующего поэта, мотивы, идеи и образы Байрона нашли свое отражение в творчестве Лермонтова.

2. Тема одиночества является одной из основных тем в творчестве Байрона и Лермонтова.

3. Лирический герой и Байрона, и Лермонтова с болью осознает неосуществимость своих надежд, и отсюда проистекает его разрыв со всем человечеством, индивидуализм, утверждающийся как форма протеста против чуждого ему мира.

4. Они оба в своих произведениях ввели образ лишнего человека, ввели новый тип героя, который все время хандрит, разочарован в жизни и никуда не двигается.

5. Лермонтов переосмысливает традиционный образ лирического героя, подвергая критике его оторванность от людей, подчеркнутый индивидуализм. Одиночество у Лермонтова становится не столько преимуществом, сколько проклятием, от которого его романтический герой пытается избавиться.

Регулятивные

Общеучебные

Коммуникативные

Оценивание

Самооценка урока по утверждению:

Я сам не смог справиться с заданием

У меня не было затруднений

Я только слушал других

Я выдвигал идеи и активно работал на уроке

Регулятивные

Коммуникативные

Оценивание

Рефлексия

«Продолжи фразу»

Мне было интересно…

Мы сегодня разобрались…

Мне было трудно…

Я хочу похвалить себя

за

….

Я сегодня понял, что…

На уроке мне было …

Регулятивные

Саморегуляции

коммуникативные

Домашнее задание

По уровням

I уровень. Написать эссе (миниатюру) «Мотивы Дж. Байрона в лирике М. Лермонтова».

II уровень. Составить таблицу «Общие и отличительные черты в лирике Дж. Байрона в лирике М. Лермонтова.

Самостоятельное заполнение таблицы в тетради каждым учеником.

(664 слова) Романтизм представляет собой направление в искусстве и литературе, которое появилось в конце 18 — начале 19 столетия. Именно это направление проявило себя после классицизма и сентиментализма. Типичные представители направления «романтизм» всячески старались отобразить в своих произведениях не только национальное или социальное, но и индивидуальное своеобразие человека. Чтобы лучше разобраться в нем, рассмотрим все основные черты романтизма в литературе подробнее.

Основной признак данного литературного направления заключается в изображении исключительных персонажей в исключительных обстоятельствах. В романтизме, главным образом, используются яркие образы, которые раскрываются в не менее ярких обстоятельствах. С помощью них авторы пытались отразить высокое назначение человека и его великие возможности. Недаром возникновение романтизма называют эстетической революцией. Ведь в эпоху Просвещения идеалами считались наука и разум, долг и верная служба. Однако с наступлением эпохи романтизма идеалами стали творческие и эстетические начала. Главной ценностью человека стала эмоциональность, сопряженная с одаренностью и высокими интеллектуальными возможностями. Можно сказать, что романтизм является мироощущением, основанным на идеализации действительности и мечтательной созерцательности. Смыслом жизни человека в рамках этой философии стало стремление к идеалу, что породило романтическое двоемирие — противопоставление убогой реальности и мира мечты, ставшее главным конфликтов в романтических произведениях. Примеры основных черт романтизма можно найти в работах о своеобразии романтизма в поэме «Мцыри«, рассказе «Старуха Изергиль«, романе «Герой нашего времени«.

Направление романтизма появилось в Германии в восемнадцатом столетии. Затем оно начало постепенно распространяться в Западной Европе. К возникновению романтизма привёл кризис рационалистической системы Просвещения. Кроме того, в его возникновении большую роль сыграли немецкая классическая философия, а также события Великой французской революции. 

Главная черта романтизма заключается в необходимости выдвинуть на первый план культ индивидуальности, творчества, свободы, поклонения природе. Именно эти ценности являются основными. Представители романтизма в своих творениях воспевали чувство, природу и естественное начало в человеке. Личность противопоставлялась толпе и цивилизации.  Также существенной особенностью данного направления является стремление человека к свободе. В основе романтического мировосприятия лежит независимость личности от общества и государства. Внутренний мир человека становится важнее внешнего. Индивидуализм — вот философская основа романтизма.

Часто героями романтических произведений становились таинственные и сильные личности с непростой судьбой. Происходящие события находили отражение во внутреннем мире персонажа. Душу романтического героя зачастую мучали противоречия. Обычно представители романтизма создавали своих героев, используя приём антитезы. Так, персонаж выступал не только в качестве исключительной личности на фоне серой массы, но и в качестве беспомощного существа в руках судьбы. Из-за своей исключительности персонаж романтического произведения был одиноким. Ему не нравилась сложившаяся реальность, и он хотел убежать от неё. Именно свобода являлась его главной жизненной ценностью. Ради нее герой может пойти на все. О сущности романтического героя есть отдельное эссе.

Однажды немецкий философ Иммануил Кант определил основную категорию данного направления, которая заключается в возвышенном. При этом, по мнению известного философа, наслаждение возвышенным бывает двух типов: позитивное и негативное. Спокойное созерцание представляет собой позитивное наслаждение, а осмысление составляет негативное. 

Произведениям русского романтизма присущи мотивы одиночества и страдания. Яркими представителями данного литературного направления являются такие известные поэты, как Батюшков, Жуковский, Баратынский, Языков и так далее. Свою раннюю поэзию Александр Сергеевич Пушкин создавал в духе романтизма. Известное стихотворение поэта «К морю» ознаменовало переход от романтизма к реализму. Впоследствии автор подтрунивал над романтическими шаблонами и высмеивал их несостоятельность.

Также романтические произведения создавал и Михаил Юрьевич Лермонтов. Знаменитую поэму писателя «Мцыри» по праву считают образцом отечественного романтизма. В данном произведении автор обращает особое внимание на переживания и мысли главного героя. Лермонтов показал читателю необычного человека, оказавшегося в необычных обстоятельствах. Автор демонстрирует бунт романтического героя против окружающей действительности и своей неугодной судьбы. В образе Мцыри изображён довольно таинственный персонаж, что свойственно романтизму. Лермонтов почти ничего не говорит о внешности героя, но зато он подробно раскрывает его внутренний мир. Мцыри выступает в роли бунтаря, желающего добиться долгожданной свободы. Кроме этого, для романтизма характерно строгое разделение мира на две половины — белую и чёрную. По мнению Мцыри, жить можно только на воле. Он остаётся верным собственным убеждениям до конца. Главный герой погибает, когда возвращается в монастырь.

Таким образом, направление романтизма предполагает наличие двоемирия, состоящего из реальности и желанной иллюзии. Романтические герои создавали свой воображаемый мир, где они мысленно пребывали. Они рвались на свободу и теряли связи с окружающими, что делало их одинокими, гордыми и сильными. Благодаря романтизму произошло раскрепощение человеческого духа. Авторы обратили внимание на внутренний мир личности. Этим богатым инструментарием воспользовались впоследствии реалисты, которые еще более углубились в изучение природы человеческого духа.

Автор: Виктория Комарова

Анализируем стихотворение Лермонтова «Молитва» (1837)

mihail yuryevich lermontov

Давайте начнем с того, что у Лермонтова есть 3 стихотворения под названием «Молитва»: первое было написано им в 15 лет (в 1829 году) и не опубликовано при жизни; второе, то о котором мы сегодня поговорим, создано в 1837 году («Я, матерь божия…»). А третье сочинено позже, в 1839 году («В минуту жизни трудную…»).

Полный текст произведения:

lermontov stihotvorenie molitva ya mater bozhiya 1837

Анализ

Стихотворение «Молитва» М.Ю. Лермонтова относится к зрелой лирике поэта (написано оно было в 1837 году). Оно представляет собой молитву Богородице о счастье любимой. Литературоведы считают, что поэт посвятил его своей соседке по московской квартире — Варваре Лопухиной, глубокое чувство к которой он пронес через всю свою жизнь. Впервые это стихотворение было приложено к письму Марии Лопухиной, другу поэта и сестре его возлюбленной, под названием «Молитва странника». Таким образом, главной темой произведения вполне можно считать тему любви. И это стихотворение заслужено считается одним из лучших в любовной лирике Лермонтова.

Как мы видим, в стихотворении поэт обращается к Божьей матери с просьбой защитить свою любимую, послать ей счастливую жизнь и спокойную смерть, дать самого лучшего ангела-хранителя, окружить ее достойными людьми. Поэтические строки наполнены нежностью и чистотой.

Проблемы, отраженные в стихотворении

Стоит отметить, что в произведении затрагивается также и несколько других проблем — нравственная, философско-религиозная, онтологическая.

Давайте раскроем суть некоторых из них: онтологическая проблема, на мой взгляд, выражается здесь в том, что лирический герой обращается к высшим силам с просьбой о «душе достойной». Так как не чувствует себя способным защитить близкого человека, дать ему счастье и наполненную жизнь.

Философско-религиозная же тема раскрывается в том, что Лермонтов видит духовную силу, способную помочь и спасти, лишь в божественном мире. Мир же людей представляется поэту «холодным», то есть равнодушным, мрачным местом. Стоит полагать, что помимо названных в стихотворении присутствует еще и философско-онтологическая проблема (проблема одиночества лирического героя и его души).

Через молитву лирического героя читатель может уловить конфликт между человеком и толпой, его окружением. Лирический герой предстает перед читателем отшельником, одиноким, непонятым обществом и отвергнутым им. Однако в стихотворении присутствует хронотоп церковного таинства и интонационно произведение имеет ритм молитвы. Все это помогает настроить читателя на восприятие стихотворения, погружая его в чувства поэта целиком.

Также в стихотворении присутствует противопоставление. Это антитеза чистоты, «теплой заступницы» и холодного окружающего мира. Лирический герой, будто бы забывая о самом себе, молится совсем не о собственных печалях, а о счастье для любимой.

Анализ структуры стихотворения «Молитва»

Анализируя метрическое строение стиха, можно отметить, что он написан четырехстопным дактилем в сочетании с большим количеством сверхсхемных ударений и с некоторым числом пропущенных ударений в ряде сильных мест. Все это придало произведению оригинальный мелодический рисунок.

Композиционно же это стихотворение можно разделить на две части: первая – обращение поэта к Божьей матери, а вторая – исповедь лирического героя, раскрытие собственной души перед высшими силами, просьбы о сохранении души «невинной девы».

Важно также отметить, что стихотворение построено в виде монолога, философского размышления, но помимо лирического героя в стихотворении присутствуют образы его любимой и «матери божьей.» То есть явно различимы три образа – лирический герой, его возлюбленная и божественный образ, представленный Богородицей. Причем образ возлюбленной в этом стихотворении выходит на первый план и даже несколько вытесняет образ лирического героя. Поэт рисует ее как нежную и чистую девушку, светлое и духовное существо с благородным сердцем. Мы видим это из таких эпитетов, как «дева невинная», «душа прекрасная и достойная», «сердце незлобное».

В произведении присутствуют ряды однородных членов, разнообразные средства художественной выразительности (в особенности эпитеты, погружающие читателя в ту таинственную атмосферу, которую пытался передать М.Ю. Лермонтов). Также присутствует инверсия, придающая герою спокойствие, антитеза («мир холодный»– «теплая заступница», «молодость светлая»– «старость покойная»).

Лирический герой возвышает свою любимую до образа божественного, а себя же со своей «пустынной» душой относит к «темному миру». Это помогает читателю разглядеть христианскую мифологию, которая пронизывает практически все стихотворение. Ну а еще такое противопоставление указывает на невозможность поэта быть вместе с возлюбленной, которое вынуждает героя к одиночеству и говорит о неразделенной любви.

В последнем абзаце поэт обращается к матери Божьей с просьбой послать к «ложу печальному душу прекрасную», что, на мой взгляд, является важным уточнением, так как в своем раннем творчестве поэт приравнивает образ лирического героя к образу демона, что впоследствии (уже в более поздней лирике) исчезает. На смену прошлым представлениям приходит спокойствие, смирение, истинная вера в Бога. Можно предположить, что по этой причине для словосочетания «прекрасная душа» используется определение «лучшей», то есть более возвышенной души, ведь демон – воплощение злых сил, но ради счастья любимой готовый полностью отказаться от своих убеждений, поверить в Бога, вверив ему свою судьбу.

Статья предоставлена Киндеевой Маргаритой (с небольшими дополнениями главного редактора).

Анализ стихотворения «Молитва» (М. Ю. Лермонтов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 28.11.2019 · Обновлено 28.11.2019

Тематика лирики М. Ю. Лермонтова очень разнообразна, но, несомненно, важное и значимое место в ней занимают многочисленные тексты философского содержания. Поэт активно исследует человеческую природу и законы мироздания, сомневается, мечется, теряет веру и вновь ее обретает – все это находит отражение в его творчестве. Красивое, искреннее и светлое стихотворение «Молитва» открывает читателю еще одну грань душевных исканий Лермонтова. Поэт говорит о силе веры и ее способности исцелять, рассеивать человеческие печали. Понять все собранные в стихотворении мысли и образы поможет подробный анализ произведения по плану, который представляет Вашему вниманию Многомудрый Литрекон.

История создания

В лирике Лермонтова отдельное место занимает тема молитвы. Воспитанный в христианской традиции, поэт часто обращался в своих текстах к Богу, это могла быть просьба о помощи и защите или некий спор со Всевышним, но всегда – определенное таинство, где поэт имел возможность говорить о самом сокровенном.

«Молитва» была написана в 1839 году. В этот период Лермонтов часто посещал салон Карамзиных, где познакомился с молодой княгиней Марией Алексеевной Щербатовой. По свидетельствам друзей, умная и красивая княгиня восхищалась творчеством молодого поэта. Молодые люди были увлечены друг другом.

В беседах с княгиней Лермонтов рассказывал о тоске, которая часто настигает его в одиночестве, и Мария Алексеевна однажды посоветовала ему свой проверенный способ борьбы с этим недугом: искренняя молитва, разгоняющая любое уныние. Серьезно относившийся к ее словам и дороживший дружбой с ней, поэт прислушался и вскоре создал свою «Молитву».

Стихотворение было издано в 1842 году, уже после гибели поэта.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения «Молитва» представляет собой лирический монолог, в котором раскрываются духовные искания героя.

Одиночество героя среди людей и поиск успокоения через обращение к Богу и высшим силам заставляют вспомнить о традиции Романтизма, в контексте которой принято говорить о поэзии Лермонтова.

Текст можно отнести к религиозно-философской лирике. Основная тема стихотворения «Молитва» – сила искренней веры и молитвы, обретение покоя через обращение к высшим силам. В то же время молитва оказывается одним из путей общих духовных поисков лирического героя, ступенью в осмыслении окружающего мира и его законов. В связи с этим мы можем говорить о философском содержании стихотворения.

Написана «Молитва» трехстопным ямбом с использованием перекрестной рифмовки.

Композиция

Стихотворение состоит из трех строф. По краткости, смысловому наполнению и простоте выражения оно сравнимо с той самой молитвой, о которой повествует.

  1. Первая строфа изображает тяжелый период, который может случиться в жизни любого человека, когда в сердце «теснится грусть». Уныние, подавленность обстоятельствами и беспричинная грусть – это то, что заставляет лирического героя искать успокоения и отрады в чтении молитвы.
  2. Далее поэт описывает молитву и заключенную в ней «благодатную силу». Лермонтов очарован ее загадкой, любуется «непонятной святой прелестью», которая рождается в простых словах искренней и светлой молитвы.
  3. В заключительной строфе описывается сам исцеляющий эффект молитвы. Вместе с важными словами и пролитыми слезами из души человека уходит тяжелое бремя печали, уступая место вере в будущее и новым светлым надеждам.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Молитва» очень близок самому поэту. Перед нами некогда сомневавшийся человек, которого порой одолевают тяжелые и печальные думы, но он оказывается способен находить успокоение и просветление в чтении молитвы. В минуты, когда герою особенно одиноко и трудно, он неизменно вспоминает слова знакомой молитвы и ощущает, как легко становится на душе.

Центральным образом становится сама молитва как некая чудодейственная сила, способная рассеять грусть и вернуть человеку светлый взгляд на себя и окружающий мир. Это символ искренней, способной творить чудеса, внутренней веры и, одновременно, гармонии человека с миром.

Темы, настроение и проблемы

В стихотворении «Молитва» на первый план выходит христианская тематика.

  • Основная тема — вера. Поэт говорит о силе истинной веры и молитвы. Простые слова молитвы оказываются способны исцелить душевные раны человека и развеять его сомнения, если он искренне верит и не просто повторяет, а пропускает эти слова через себя.
  • Еще одна тема текста – поиск душевной гармонии и покоя. Одиночество и поиск смысла жизни, свойственные герою Романтизма, являются ключевыми и для Лермонтова. Лирический герой часто испытывает тревогу и тоску, его одолевают сомнения и он предается тяжелым раздумьям. Такому состоянию человека противопоставляется в стихотворении спокойное и светлое мироощущение, когда после прочтенной молитвы поэту «и дышится, и плачется, и так легко, легко…».

Все стихотворение проникнуто светлым приподнятым настроением – именно таким, какое описывается в финале. Это достигается за счет нарастающей от первой строфы к заключительной динамики повествования и простых слов, очень точно описывающих душевные движения героя.

Основная идея

Главная мысль и идея стихотворения «Молитва» – сила молитвы, ее способность дать человеку успокоение, защиту от жизненных тревог и душевных метаний.

К моменту написания текста Лермонтов был уже зрелым, сформировавшимся поэтом со своей духовной и философской позицией. Взгляд поэта на христианские ценности трансформировался на протяжении его творческого пути, и смысл его «Молитвы» — это попытка оценить внутреннюю веру человека как инструмент борьбы с унынием и печалью. Сам акт обращения к высшим силам и вера в силу искренних, идущих от самого сердца слов становится первым шагом к поиску выхода из мрака одиночества и отчаяния. Образно можно представить это как выход из темной пещеры к дневному свету, именно «светло» становится главным описанием состояния обновленного после молитвы лирического героя.

Средства выразительности

Стихотворение совсем небольшое по объему, но содержит много тропов, помогающих поэту более образно и точно выразить заключенную в тексте идею.

  • Активно используются эпитеты, одновременно простые и возвышенные, как будто из текста молитвы: «трудная минута», «чудная молитва», «благодатная сила», «святая прелесть».
  • Картина зримых и живых душевных изменений героя рисуется с помощью метафор: «теснится грусть», «дышит непонятная, святая прелесть в них».
  • Очень уместным становится вольное использование поэтом фразеологизма «камень с души упал»: «с души как бремя скатится», описывает состояние после чтения молитвы Лермонтов. Этот образ позволяет наглядно изобразить, как душевная тяжесть героя сменяется ощущением необыкновенной внутренней легкости.
  • Очень красивый ассонанс «у» в первой строфе делает текст созвучным церковному песнопению, добавляет ему певучести и тягучести.
  • Из синтаксических средств выразительности стоит отметить инверсию («одну молитву чудную твержу я наизусть»), стилистически приближающую стихотворение к религиозному тексту.

Среди религиозной и философской лирики М. Ю. Лермонтова значимое место занимает стихотворение «Молитва». В нем нашли выражение мучительные душевные искания поэта, попытка исцелиться от печали, сомнений и одиночества с помощью искренних слов молитвы. Простые и, одновременно, возвышенные слова и конструкции, композиция, мелодика и средства выразительности делают лирический текст Лермонтова похожим на молитву, наделяют его чудесной силой дарить спокойствие и свет.

Анализ стихотворения М. Ю. Лермонтова «Молитва» (1839)

Автор: Guru · 20.04.2018

Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва» посвящено взаимодействию человека с божественной силой. Писатель считает, что обращение к Богу помогает пережить тяжёлые периоды в жизни.

История создания

М. Ю. Лермонтов написал это стихотворение в 1839-м году. В то время его возлюбленной была М. А. Щербатова. Она посоветовала ему искать покой в духовной сфере. Автор прислушался к её словам, хотя это произведение достаточно необычно для столь скептичного человека.

Позднее оно вошло в собрание сочинений, которое было выпущено в 1842-м году.

Жанр, направление, размер

Жанр стихотворения можно обозначить, как лирический монолог. Текст относится к романтизму и написан ямбом с пиррихием.

Автор применяет перекрёстную рифму, то есть первую строчку сочетает с третьей, а вторую с четвёртой. Также используется мужская рифма (ударение на последний слог) и дактилическая (ударение на третий слог с конца).

Композиция

  1. В начале произведения автор пишет о трудной минуте жизни. Ощущаются напряжённость, печаль и удрученность лирического героя, который решил попытаться найти успокоение в обращении к Богу.
  2. В середине текста поэт описывает чувства во время молитвы: ощущения благодатной силы и святой прелести.
  3. В финале стихотворения мы видим последствия прошения. Тяжёлый груз свалился с плеч героя, и ему стало легко.

Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Средства художественной выразительности

Автор употребляет в тексте эпитеты. Называет минуту трудной, молитву чудной, силу благодатной, прелесть святой и непонятной. Также присутствуют олицетворения. Грусть теснится и прелесть дышит.

Кроме того, поэт говорит языком сравнений: сомнение – как бремя.

295,Анализ стихотворения М, лермонтова «молитва»

stihotvorenie lermontova molitva s analizom

Советуем ознакомиться стихотворение лермонтова молитва с анализом с несколькими вариантами на русском языке, с полным описанием и картинками.

Анализ Стихотворения «В минуту жизни трудную…»

Последние записи

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…»). Восприятие, толкование, оценка

Стихотворение «Молитва» («В минуту жизни трудную…») было написано М.Ю. Лермонтовым в 1839 году. С таким же на­званием у поэта было два предшествующих стихотворения — 1829 и 1837 годов. «Молитва» 1839 года посвящена М.А. Щерба­товой. Она посоветовала поэту молиться в минуты тоски, сомне­ний, и Лермонтов обещал ей.

Жанр «Молитвы» — лирический монолог, стиль романтичес­кий, мы можем отнести его к философской лирике.

Композиционно произведение делится на три части (по ко­личеству строф). В первой части лирический герой обозначает свое душевное состояние. В жизни его часто присутствуют мо­менты тоски, печали, смуты. В такие минуты он обращается к Богу:

Одну молитву чудную Твержу я наизусть.

Характерно, что состояние лирического героя здесь обозна­чено глаголом в личной форме: «твержу я». Таким образом поэт подчеркивает личностное восприятие жизни, пока он обознача­ет сферу «человеческого». Вторая часть — это рассказ о самой молитве. Мы не слышим здесь ее слов, однако чувствуем «силу благодатную», заключенную в них. Третья часть рассказывает об освобождении души от тоски и мучительных сомнений. Надушу лирического героя снисходит Божественная благодать, она спа­сает ее, возвращая из тьмы к свету:

С души как бремя скатится — Сомненье далеко — И верится, и плачется,

И так легко, легко…

И здесь уже состояние лирического героя выражается с помо­щью безличных глаголов: «верится»,’«плачется». Душа героя, освободившись от всего суетного, человеческого, вступила в сфе­ру Божественного. Таким образом, первая и третья части компо­зиционно противопоставлены в этом произведении 74 .

Стихотворение написано трехстопным ямбом, катренами, рифмовка — перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («молитву чудную», «сила благодатная»), метафору и сравнение («И дышит непонят­ная святая прелесть в них», «С души как бремя скатится, Сомне­нье»), инверсию («В минуту жизни трудную»), анафору («И ве­рится, и плачется, И так легко, легко»).

Произведение мы можем рассматривать в контексте фило­софских размышлений поэта о Боге, природе — стихотворений «Молитва» 1829 и 1837, стихотворений «Когда волнуется желте­ющая нива…», «Ветка Палестины», «Ребенку». Читая эти произ­ведения, мы поражаемся, «сколько веры, сколько любви душев­ной оказывается в поэте нашем, заклейменном неверующим от­рицателем!». Под воздействием поэзии Лермонтова И. Бунин написал стихотворение «За все тебя, Господь, Благодарю!»:

За все тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я один и ныне — как всегда.

Таким образом, произведение М.Ю. Лермонтова создано в русле русской литературной традиции.

История создания

Стихотворение было написано в 1839 году, издано в 1842 после смерти поэта. В 1939-40 году Лермонтов посещал салон Карамзиных, где вероятнее всего познакомился с молодой вдовой Марией Алексеевной Щербатовой. Княгиня была очень умна, образована, красива. Восторженно относилась к творчеству поэта, была влюблена в него.

По словам друзей и родственников Лермонтова, он тоже любил княгиню, они были во многом похожи, могли бы составить чудесный союз. Однажды при встрече поэт посетовал на то, что его одолевает тоска, бывает тяжело на душе. На что молодая княгиня ответила, что в такие минуты нужно молиться, и уныние пройдёт. Поэт очень серьёзно относился к её словам, внял совету и написал чудесное стихотворение. Серьёзное влияние на его взгляды оказала эта удивительная женщина. Именно она отнесла в печать его стихотворение “Молитва” после смерти поэта.

Анализ №4

Analiz stihotvoreniya Lermontova Molitva 2

В позднем периоде своего творчества Михаил Лермонтов пишет стихотворение «Молитва». Несмотря на то, что автору всего 25 лет, он уже успел побывать в ссылке и переосмыслил собственную жизнь. В ней чаще всего ему приходилось играть роль дебошира и светского льва.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. История создания стихотворения

После возвращения с Кавказа поэт понимает, что изменить мир, который его окружает, невозможно. Он не в состоянии сделать этого. Чувство бессилия заставляет Лермонтова обратиться к Богу. По причине классического религиозного воспитания поэт никогда не воспринимал веру всерьез. Современники его нередко отмечали в своих записках, что деятельная и бурная натура Лермонтова очень часто заставляла его сначала совершать поступки, а затем только думать над содеянным. Являясь бунтарем по жизни, поэт никогда не пытался скрыть своих политических убеждений. Только после нескольких месяцев, проведенных на Кавказе, он проникся идеями высшего начала, которым подчиняется судьба человека.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Попытка переосмыслить жизнь

В душе Лермонтов все равно остается бунтарем. Но начинает осознавать, что его миссия не заключается лишь в том, чтобы доказать окружающим их глупость и никчемность. После Кавказа он возвращается в Москву, где посещает светские рауты и близко сходится с Марией Щербаковой. В одной из бесед юная девушка заявляет поэту, что только лишь молитва, обращенная к Богу, помогает обрести душевное равновесие и найти силы в самые тяжелые минуты жизни. Нельзя утверждать, что этот разговор заставил Лермонтова по-новому взглянуть на мир. Но, видимо, поэт нашел в словах юной барышни свою, особую истину. Он пишет свою «Молитву» — самое светлое и лирическое произведение.

Анализ: «Молитва» Лермонтова. Основная тема и идея

Стихотворение не содержит просьб, покаяния и самобичевания. Поэт признает, что простые слова могут обладать силой, очищать душу от тоски, скорби и тяжкого бремени, вызванного тем, что человек осознает свое бессилие. Анализ стихотворения Лермонтова «Молитва» показывает, что поэт воспринял слова юной Марии Щербаковой всерьез. Он начинает молиться в те моменты, когда оказывается загнанным собственными мыслями и переживаниями в угол. Сомнение – еще один коварный враг поэта. Оно как наказание для него. Являются ли верными его желания и стремления? Вдруг увлечение литературой — это всего лишь самообман, а идеалы, отождествляющие взаимное уважение людей и равноправие, – вымысел, плод богатого воображения? Чтобы избавиться от подобных мыслей, развеять сомнения и тревогу, пытается найти духовную опору Лермонтов.

«Молитва»: анализ и выводы

Создавая произведение, поэт старался смириться с предначертанным ему путем. Одновременно он укреплял веру в собственные силы. Не исключено, что написание стихотворения – это предчувствие скорой смерти. Это своеобразное покаяние в стихах. И смысл его заключается в том, что поэт борется с собственными слабостями, которые вынуждают его скрывать свои истинные мысли и чувства за маской благопристойности. Об этом говорит и проведенный художественный анализ. «Молитва» Лермонтова – это переломная точка, разделяющая его творчество на два отличающихся друг от друга периода.

Структурный анализ стихотворения

В произведении использована как «женская», так и «мужская» рифма, а четырехстопный ямб сменяет трехстопный. Вообще для столь небольшого — всего 3 четверостишия — объема, в «Молитве» использовано удивительно много литературных приемов и тропов. Яркие эпитеты, тонкие метафоры и сравнения передают религиозный восторг и успокоение героя, обретшего свою «тихую гавань» после произнесения молитвы.

Лермонтов активно использует «высокую» лексику, не чурается некого пафоса, создавая ощущение философской направленности произведения. Кроме того, в стихотворении необычно часто (13 раз только в 1-м четверостишии) повторяется «у». Эта гласная произносится долго, создавая фонетическую схожесть с тягучими церковными литаниями. Повторы (в частности, так легко, легко») символизируют чувство подъема, возникшее у героя после молитвы.

Произведение с уверенностью можно отнести к наиболее зрелым в творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова. Отринув юношеское бунтарство и более позднее разочарование в обществе, поэт обращается к вере — единственному по-настоящему надежному источнику покоя и душевных сил.

Образы и символы

В «Молитве» бремя выступает символом сомнения. Оно и гложет сердце поэта больше всего. Неудивительно, ведь автор был мыслящим человеком, который часто задумывался над серьезнейшими нравственными, философскими и творческими вопросами. И каждый раз, стоя на распутье, он сомневался.

В образе героя можно разглядеть самого писателя. В то время у него был творческий застой, и автор пребывал в плохом настроении. Только молитва помогала ему справиться с отчаянием.

«Молитва (В минуту трудную.)», анализ стихотворения Лермонтова

Analiz stihotvoreniya Lermontova Molitva 4

Если прочесть «Молитву» без объявления автора, трудно даже сразу поверить, что это — Лермонтов. В стихотворении нет сложных конструкций, метафор, даже попросту длинных слов. Ясное, лёгкое произведение, написанное трёхстопным ямбом. оставляет впечатление искреннего дружеского рассказа.

Произведение легко учить наизусть: кроме чёткого ритма и согласованных перекрёстных рифм. «Молитва» имеет очень стройную композицию.

Если разбирать стихотворение по строфам, то в начале первой ясно ощущается гнетущее настроение. «В минуту трудную». «теснится грусть». «твержу наизусть» — обилие сочетаний согласных, особенно с буквой «р», создаёт впечатление трудности, тяжести. Его усугубляет и повторение звука «у», вызывая ассоциации с унынием.

Вторая строфа является переходной, в ней описывается откровение слова, сила молитвы. Сила «благодатная». непонятная для лирического героя, но ясно им ощущаемая. «Созвучье слов живых». «святая прелесть» — эти метафоры выразительно передают то живительное ощущение, которое испытывает всякий, искренне читающий молитву. Ключевое слово этой строфы — «благодатная». дающая благо — и оно полностью меняет настроение произведения.

С осенённой благодатью души «скатывается бремя». уходят сомненья — и вместо неё приходит лёгкость. Она ощущается даже в звучании строфы: ударные звуки «а», «о», «э» раскрывают каждый слог. Повторение слова «легко». которым завершается стихотворение, оставляет впечатление полёта и незавершённости, словно душа лирического героя просто растворилась в благодатном порыве молитвы.

Во всём стихотворении есть лишь один глагол от первого лица: «твержу». Это единственное действие, которое совершает лирический герой, а всё остальное — следствие этого действия, происходящее само собой. Это благодаря повторению молитвы «сомненье скатится». и станет легко, и появится вера, и польются слёзы.

Всё произведение — это описание единого порыва души и её меняющегося состояния. Такие слова мог бы произнести или глубоко верующий человек, или кто-то, отрицавший веру и переживший откровение. Стихотворение создано в 1839 году, незадолго до гибели Лермонтова. Трудно сказать, испытывал ли он сомнения и искал ли опору в вере, но точно известно, что философские рассуждения были свойственны ему особенно в последние годы жизни. Стихотворение «Молитва» могло быть навеяно даже не собственными переживаниями поэта, но он облёк их в столь искренние, воодушевляющие слова, которые заставляют и читателя ощутить сопричастность этому порыву души.

Темы и проблемы

Основная тема произведения — успокоение за счёт молитвы, достигаемое благодаря целебной и очищающей силе духовности. Также прослеживаются темы тоски и печали. Творческий человек особенно подвержен перепадам настроения, поэтому для поэта очень важно найти способ унять боль сердца. Этим открытием он щедро одаряет читателя.

Проблематика отвечает нам на вопросы о духовности и силе покаяния:

  • «Как найти покой в душе?»;
  • «На что способна молитва?»;
  • «Может ли обращение к Богу помочь в тяжёлый период жизни?».

Человеку чрезвычайно важно уметь отвлечься от мирских забот и обретать гармонию в своей душе. В этом нам помогает духовность, перед которой отступают все нравственные, бытовые и психологические проблемы, которые тревожили сердце автора. В их число входят грусть, нерешительность и тревожность.

Настроение и мотивы

Поэт раскрывает мотивы эмоциональной напряжённости и избавления от неё с помощью молитвы. В тексте ощущаются тоска, затем умиротворение, и, наконец, могущество слова верующего человека.

М. Ю. Лермонтов настраивает читателя на позитивный лад, говоря об утешении, обретенном в обращении к высшим силам. Это духовное общение очищает душу и разум, дает силы двигаться дальше.

Послушайте стихотворение Лермонтова Молитва

Смысл текста состоит в том, что молитва помогает в трудный период справиться с невзгодами. Если человек верующий, то, как бы тяжело ему ни было, он не останется один на один со своими проблемами. Высшая сила может помочь и успокоить, даже если близкие люди отвернулись.

Главная мысль «Молитвы» — это призыв к тому, чтобы сомневающийся и мечущийся человек нашел гармонию в себе, очистив свою душу путем общения с высшими силами. Поэт нарочно не говорит, о какой молитве идет речь. Каждый должен найти свой язык общения с Богом и собой.

Тема Родины в творчестве М. Ю. Лермонтова

Тема Родины и патриотические мотивы в произведениях Лермонтова звучат несколько иначе, чем в творчестве других поэтов XIX века. Объясняется это не только особенностями личности, характера Лермонтова или его мировоззренческой позицией, но и общественно-политической обстановкой в стране. В условиях жесточайшей реакции после расправы над декабристами многие общественные деятели потеряли веру в свои силы, не видели смысла следовать путём честных и мужественных борцов за свободу и за реформы в России. Наступил период апатии, бездеятельности, пассивности молодого поколения, что было тревожным симптомом для политического движения.

В стихах Лермонтова читатель ощущает напряжённость, мрачность, некоторую угрюмость автора, хотя протестные настроения в лирике поэта присутствуют, вопреки гнетущей атмосфере современной действительности.
Так, в стихотворении «Родина» поэт говорит о двойственности чувств, какие он испытывает при размышлениях о природе, людях и о стране в целом. Он признается: “Люблю отчизну я, но странною любовью!”

И эта «странность» заключается в том, что любит поэт не славу России и не её историю («тёмной старины заветные преданья»), не власть и не самодержавно-крепостническое государство. Причём всё то, что не вызывает умиления в его душе, прямо противоположно другим картинам русской действительности, при виде которых возникают тёплые чувства в сердце поэта. Это пейзажи средней полосы России с её просёлочными дорогами, берёзками, крестьянскими избами:

Люблю дымок спалённой жнивы,
В степи ночующий обоз.

Те степные просторы, которые для многих людей связаны с тоскливым настроением, Лермонтову очень нравятся и вызывают гордость при виде величия Родины:

Но я люблю – за что, не знаю сам –
Её степей холодное молчанье.

Удивительно и то, что дворянин Лермонтов с удовольствием смотрит «на пляску с топаньем и свистом», а значит, ценит национальные, народные традиции и культуру. Сам не державший соху в руках, он, «с отрадой, многим незнакомой», отмечает успешность крестьянского труда: «полное гумно» как результат урожайного года, то есть достаточно много зерна у тех хлеборобов, кому повезло не разориться. Проезжая деревеньки, автор успевает отметить некоторые уютные домики, любуется избами тех мастеров-сельчан, которые украшали окна своих домов резными ставнями.

Любовь к крестьянской России, тем не менее, не закрывает поэту глаза на отрицательные стороны русской жизни: бесправие и угнетённость народа, произвол жандармов. Он испытал на себе и слежку тайного отделения полиции, и цензуру, гонения в творчестве. Всё это тяготило многих свободолюбиво настроенных людей, и в результате появляются у Лермонтова такие резкие строчки, которые написаны перед новым вынужденным отъездом на Кавказ:

Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.

Конечно, не следует понимать буквально метафору «немытая Россия». Здесь, наверное, можно увидеть не только раздражение автора в связи с жалким существованием и нищетой населения, но и возмущение бескультурьем, то есть темнотой сознания неграмотного крестьянства, не видящего смысла в борьбе за собственные права.

Эти стихи созданы поэтом в 1841-м году, незадолго до смерти, когда пессимистические настроения Лермонтова усилились, вследствие жизненных обстоятельств.

А в 1837 году тема Родины прозвучала очень ярко и патриотично в стихотворении «Бородино». В то время поэт писал об историческом событии в русской истории с большой гордостью. «Схватки боевые» во время Бородинского сражения помнит весь русский народ, так как именно тогда решился исход борьбы в Отечественной войне 1812 года. Любовь к Родине простых солдат восхищает Лермонтова, он пишет об этом с пафосными интонациями:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт согласен с рассказчиком, старым солдатом, который отвечает на вопросы молодого воина, что участников тех сражений следует считать не только великими патриотами, но и Богатырями земли Русской. Среди них как простые крестьяне, так и знатные дворяне:

Полковник наш рождён был хватом:
Слуга царю, отец солдатам.

Такими полководцами гордилась Россия, ведь им верили люди, они вели за собой войска, подавая личный пример:

Ребята! не Москва ль за нами?
Умрёмте ж под Москвой,
Как наши братья умирали.

Благодаря самоотверженности, храбрости и мужеству участников войны в борьбе с наполеоновской армией, Россия отстояла свою независимость, когда не только пушки решали исход сражения, но и «удалый, рукопашный» бой. Вот поэтому можно гордиться людьми, готовыми отдать жизнь ради Родины, и Лермонтов по праву называет их могучим, лихим племенем, богатырями.

О любви поэта к Родине могут многое рассказать и стихи, посвящённые природе родного края. Иногда страдающему человеку общение с природой – это как бальзам на душу. В тональности стихотворения «Когда волнуется желтеющая нива. » угадывается желание уйти от гнетущей реальности на свободу, к природе. Лермонтов написал эту пейзажную миниатюру, находясь под надзором (в результате преследований за стихотворение «Смерть поэта»). Но он нашёл выход: смог представить себя свободным, будто очутился на лоне природы, хотя происходило всё в его воображении. И нарисованные им картины не только дышат любовью к родному краю, но также говорят о способности человека ощущать духовное слияние с окружающим миром.

По-разному могут быть выражены патриотические чувства: то с ожесточённостью человека, знающего о пороках в своём Отечестве, то с величайшей нежностью любящего сына к матери-родине. В творчестве М.Ю.Лермонтова проявилось множество оттенков чувств в отношении к природе и Родине, и все его стихи приносят читателям ощущение сопричастности к поставленным проблемам и к мыслям о необходимости преобразований в обществе.

Тема Родины в поэзии Лермонтова

Москва, Москва! Люблю тебя как сын! Как русский, —
сильно, пламенно и нежно.
И.Ю. Лермонтов

Тема Родины является одной из ведущих тем в творчестве Лермонтова. Родина – положительный идеал поэта, поэтому так велико желание поэта воспеть ее, какой бы она ни была. В стихотворениях поэта Родина предстает разной: с одной стороны, для него Россия — его Родина, где он родился и вырос. Такую Россию Лермонтов любил и прославлял. С другой стороны, он видел Россию как страну, в которой правит грубая, жестокая власть, подавляющая все человеческие стремления, а главное, народную волю. Это двоякое понимание России и отразилось в стихотворениях Лермонтова.

«Люблю Отчизну я, но странною любовью. Не победит ее рассудок мой, ни слава, купленная кровью, ни полный гордого доверия покой», — писал Лермонтов в стихотворении «Родина».

В стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива» Лермонтов размышляет о своей «странной любви» к Родине. Лермонтов тонко чувствует красоту родной природы, единение с ней. В общении с природой родного края, поэт чувствует духовную близость с Родиной. Чувство поэта проявляется в любви к незатейливым русским пейзажам, к «чете белеющих берез». Родные просторы успокаивают поэта, соединяясь с природой, поэт чувствует себя счастливым:

Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу бога…

Природа дарит поэту душевное спокойствие, сердечное тепло.

Свою «странную любовь» к Родине поэт продолжает выражать в стихотворении «Родина». Рабски покорная Россия – это еще не Родина. Родина для Лермонтова – это «степей холодное молчанье», «ее лесов безбрежных колыханье», это – народ, простые русские люди с их радостями и горестями.

С отрадой многим незнакомой,
Я вижу полное гумно,
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно.

Лермонтову близка и дорога такая Россия с ее неразгаданной тайной. Неразгаданной осталась и любовь поэта. Свою любовь поэт называет странной, еще и потому, что любя, страдает, мучается и скорбит вместе с Родиной и народом. Поэтому Россия Лермонтова – это не только пейзажные зарисовки, милые сердцу родные края. Родина у Лермонтова «… немытая Россия, страна рабов, страна господ,…мундиры голубые, и…им преданный народ». Его всегда волновала судьба России, поэтому поэту было больно осознавать, что его Родина погрязла в бесчеловечности, жестокости и непонимании. Россию – страну «рабов и господ» поэт не хочет видеть, не принимает, поэтому и говорит: «Прощай, немытая Россия…»

Счастье и слава Отчизны, вера в ее освобождение — вот о чем мечтал Михаил Юрьевич. «Иди в огонь за честь Отчизны, за убежденья, за любовь!» — призывает поэт. Таким патриотическим настроением проникнуто знаменитое стихотворение «Бородино».

Поэт любил и уважал русский народ, он понимал, что именно простые русские мужики спасли Россию во время войны 1812 года. Они всегда были готовы умереть за Родину:

Ребята! Не Москва ль за нами,
Умремте ж под Москвой,
Как наши братья умирали!

Солдат, ведущий повествование, не один, он выступает от имени всех. При этом постоянно подчеркивает общий патриотический настрой и общее отношение к войне как к серьезному воинскому долгу:

И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Поэт явно разделяет патриотическое чувство героя своего стихотворения. Но, к сожалению, не видит их продолжения в нынешнем для него поколении. Поколение современников Лермонтова ни в чем не нуждается, ни к чему не стремится. Их волнует лишь личное благо, а улучшение жизни России их мало интересует. Поэтому в стихотворении противопоставлено «нынешнее время» и прошлое. Старый солдат говорит: «Да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя…» В этих словах укор поэта своему поколению, которое и ненавидит, и любит «случайно, ничем не жертвуя ни злобе, ни любви», Современное поколение неспособно на подвиги, утратило связь с народом. Простые и естественные взаимоотношения между русскими солдатами на войне противостоят безнравственным законам, по которым живет «нынешнее племя».

Судьба его поколения — один из самых важных вопросов, который волнует Лермонтова. Это поколение живет в эпоху «безвременья», основным признаком которого было отсутствие общественных идеалов. Гнетущую атмосферу, царящую в России в конце 20-х годов XIX века, описывает поэт и в стихотворении «Монолог». В стране одаренный человек не может развивать свои дарования, поскольку в атмосфере страха, подозрения, доносительства хорошо живут лишь ничтожества, а умный, сильный человек чувствует пустоту и бесцельность своего существования:

И душно кажется на Родине,
И сердцу тяжко и душа тоскует…,
Не зная ни любви, ни дружбы сладкой…

Любовь поэта к России настоящая, взыскательная, глубокая. Он далек от умиления, он не прощает ей недостатков. Двойственное отношение поэта к отчизне сквозит в каждой строке его произведений. Это «убогая и обильная» Россия — его любимая родина, но временами прорываются боль и гнев на людское долготерпение, рабское смирение, которых поэт не может и не хочет ни принять, ни понять, ни объяснить.

Тема Родины в творчестве Лермонтова сочинение

Произведения Михаила Юрьевича Лермонтова освещают самые разнообразные проблемы и темы. Лейтмотивом всего его творчества является тема Родины, патриотизма.

Творчеству Лермонтова присуще романтическое понимание действительности. Автор рассматривает мир через призму одиночества, единения с природой, высокой мечты.

В раннем периоде для Михаила Юрьевича Лермонтова родина — это земля, которая породила его, где он живет. Стоит сказать, что своей малой родиной писатель считал имение Тарханы в Пензенской губернии. Однако, среди его произведений совсем немного тех, которые затрагивают это место.

Наиболее сильную привязанность Михаил Юрьевич Лермонтов имел к Кавказу. С этим местом связано много воспоминаний из детства поэта. Стоит сказать, что Кавказ — идеальное место для поэта-романтика, к которым причислял себя Михаил Юрьевич Лермонтов. Эта географическая область известна своими экзотическими пейзажами — горами, горными речками, озерами. Очень часто в описании Кавказа поэт использует образы экзотических зверей. Например, как снежный барс из поэмы «Мцыри».

Родина для Михаила Юрьевича Лермонтова всегда связана с природой. Например, Мцыри из одноименной поэмы хотел найти свою родину, свой родной дом. Когда он сбежал из монастыря, он оказался в лоне природы. Там он почувствовал себя как дома: тихо, уютно, спокойно, мирно. Он чувствовал себя защищенным от всего окружающего мира.

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова можно встретить сравнения родины с матерью. Для поэта родина, родная земля, действительно была схожа с матерью, а любовь к своему Отечеству была похожа на любовь к матери. Она основывалась на стойком уважении, непререкаемым авторитетом объекта любви, почетом. Относится к своей родной земле так было необходимо из-за того, что она дала тебе жизнь, а это стоит благодарности.

В творчестве Михаила Юрьевича Лермонтова тема родины выходит за рамки малой родины, какого-либо места. Тема родины является темой России. Причем в это входит и размышления о месте России в мире, о ее предназначении, о ее политике и проблемах. Михаил Юрьевич Лермонтов считал, что истинный патриот должен интересоваться новостями, касательно своей родины, помогать ей и способствовать ее процветанию.

Столицей этой родины он считал Москву. Город привлекал его своей старинной, долгой и интересной историей, красивой архитектурой и самобытностью, которой не было в Санкт-Петербурге. Поэт считал, что город Петра безликий, так как сделан, опираясь на знания зарубежных коллег. В нем нет самобытности и русского духа. Он был чужой для Лермонтова.

Тема Родины — самая главная тема творчества Лермонтова.

2 вариант

С одной стороны, для Лермонтова Родина, это край, где родился и вырос. Но с другой стороны, Родина – это страна правления деспотов и тиранов, которые жестоко подавляют инакомыслие.

Лермонтов и сам размышляет, как странно выражается его любовь к Родине. С одной стороны, он любит родные просторы, леса и поля. Русские берёзы. Всё это успокаивает душу Лермонтова, из неё уходит тревога. Даже «расходятся морщины на челе».

В стихотворении «Родина» он пишет и про избу, покрытую соломой, и окошко с резными ставнями. Он любит такую Россию, с её неразгаданными тайнами. Но тут же всплывает другая Россия – страна, где живут господа в голубых мундирах и рабы, преданный народ. Лермонтов не хочет, точнее не может, жить в такой России, поэтому, и прощается с «немытой Россией». Он едет в ссылку на Кавказ.

Стихотворение «Бородино» посвящено победе русского народа в Отечественной войне 1812 года. Лермонтов осознавал, что именно народ вынес на своих плечах всю тяжесть военной кампании. Они были всегда готовы тихо, без пафоса отдать жизнь за Родину, за Москву. И в этот раз, и раньше, как умирали братья, деды, прадеды. А с ними по царским указам обращаются, как со скотиной.

Время, когда жил Лермонтов, тоже можно назвать «застоем». Молодёжь ничего не хочет, ни к чему не стремиться. Для них главное личное благополучие и спокойствие, но не судьба России. Они не способны совершить подвиг, как их деды и прадеды. Не зря в уста старого солдата, Лермонтов вложил фразу о том, что в нынешнее время нет богатырей.

С другой стороны, к чему было стремиться молодёжи, если не было идеалов, всякое инакомыслие уничтожалось в зародыше. После неудачного восстания декабристов, в стране царил «тихий» террор – нагнеталась атмосфера страха и подозрительности.

Хорошо жилось только доносчикам и шпионам. От этого у Лермонтова возникает ощущение, что ему нечем дышать, тяжело на сердце, а душа тоскует о чём-то несбыточном, не испытав ни дружбы, ни любви.

Лермонтов любит Россию по-настоящему, поэтому, ему больно видеть, как люди могут так долго терпеть насилие над собой. Он не хочет это ни понимать, ни принимать и объяснять, даже гневается по этому поводу.

Я думаю, что если бы Лермонтов родился немного раньше, он бы примкнул к декабристам. Мне кажется, что он разделял их убеждения. Он остро реагировал на репрессивные меры по отношению к декабристам.

Также читают:

Картинка к сочинению Родина в творчестве Лермонтова

Популярные сегодня темы

Радищев как автор весьма и весьма хорош в своём деле. Данный литературный деятель является одним из революционных писателей, так как он любил привносить в произведения что-то новое

А. П. Чехов имел навык писать красочные и небольшие рассказы. Он искусно пускал в ход художественные детали в своих произведениях, чтобы представить читателям все полноту картины так, как видел её сам автор.

Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.

Повествование начинается с того, как «маленький, чрезвычайно тощий мужичонок в пестрядинной рубахе и латаных портах» предстает перед судьей. Имя обвиняемого и, соответственно, главного героя рассказа – Денис Григорьев

Некрасов Николай Алексеевич – истинно народный поэт, который всегда переживал за судьбу русского человека, жалел его и изучал нравы и быт простых крестьян. Многие произведения его творчества строятся на теме крепостничества

                                                                                                                               Учитель: Островская Елена Петровна

                                                                                                                                           МКОУ Орловская СОШ им.И.Ф.Жужукина

Учебник: Литература. 6 класс: Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2-х ч : ./ Авт.-сост. Г. С. Меркин. –5-е изд. – М, «Русское слово – учебник», 2016

Кол-во часов

Тема урока

1

1ч.

Книга и ее роль в жизни человека. 

2

1ч.

Мифы о героях. «Пять веков». «Прометей», «Яблоки Гесперид».

3

1ч.

Сказка «Солдат и смерть».

4

Нравственный идеал русского фольклора. Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

5

1ч.

Из эпоса народов России.

Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»

6

1ч.

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах». «Поучение Владимира Мономаха».«Повесть о разорении Рязани Батыем».

7

1ч.

М.В.Ломоносов — гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

8

1ч.

В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. «Светлана». Творческая история баллады «Светлана».

9

1ч.

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество. «Деревня». «Редеет облаков летучая гряда»

10

1ч.

А.С. Пушкин. «Зимнее утро».

11

1ч.

А.С. Пушкин.  «Зимний вечер»

12

8ч.

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы.

13

А.С. Пушкин «Дубровский».

Ссора Дубровского с Троекуровым.

14

А.С. Пушкин «Дубровский».

Отец и сын Дубровские.

15

А.С. Пушкин «Дубровский».

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский

офицер, необыкновенный учитель и благородный разбойник.

16

А.С. Пушкин «Дубровский». В поместье Троекурова

17

А.С. Пушкин «Дубровский». Маша и Владимир Дубровский

18

А.С. Пушкин «Дубровский». Авторская позиция

19

А.С. Пушкин «Дубровский». Размышления о повести

20

21

1ч.

РР Сочинение «Сравнительная характеристика К.Троекурова и А.Дубровского»

22

1

Вн.чт. А.С.Пушкин. «Повести Белкина»

23

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

24

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Мотив странничества в стихотворении «Тучи». 

25

1ч.

М.Ю. Лермонтов. Вольнолюбивые мотивы в стихотворении «Парус».

26

1ч.

М.Ю. Лермонтов. «Листок». На севере диком…»

27

6ч.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

28

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». «Бранное, трудное время…».

29

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Степь как образ Родины в повести Гоголя

30

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

31

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя.

32

Н.В. Гоголь. «Тарас Бульба». Идейный смысл повести.

33

2ч.

Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

34

Вн.чт. Н.В.Гогодь «Вечера на хуторе близ Диканьки»

35

1ч.

И. С. Тургенев. «Записки охотника». «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

36

1ч.

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…»,  «Великое чувство! У каждых дверей…»)

37

1ч.

Л.Н. Толстой. «Детство».  

38

Л.Н. Толстой.».   «Бедные люди».

39

8ч.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). История создания повести.

40

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»).  Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика.

41

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Дети и взрослые в повести 

42

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства.

43

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Отец и сын.

44

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Роль дружбы в жизни героев

45

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Проблематика повести

46

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Авторская позиция

47

РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»

48

РР Сочинение. «Сравнительная характеристика героев повести»

49

А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Шуточка 

50

И.А. Бунин. «Не видно птиц. Покорно чахнет…». «Лапти». Мир природы и человека

51

4ч.

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». 

52

И. Куприн. «Белый пудель. Судьба бродячих артистов в рассказе.

53

И. Куприн. «Белый пудель». Чувство собственного достоинства, верность дружбе

54

И. Куприн. «Белый пудель». Идея произведения

55

1ч.

С.А. Есенин. Слово о поэте.  «Песнь о собаке». «Разбуди меня завтра рано…»

56

5ч.

М.М.Пришвин.  Слово о писателе-натуралисте «Кладовая солнца». Слово о писателе-натуралисте

57

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» —сказка-быль. Особенности жанра.

58

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

59

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Проблемы произведения

60

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца».  Смысл названия сказки-были 

61

1ч.

А.А. Ахматова. «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

62

3ч.

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

63

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой».  Герои рассказа

64

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Нравственные проблемы в рассказе

65

1ч.

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение   «Звезда полей», «Тихая моя родина».

66

2ч.

Восточные  сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. 

67

1ч.

Братья Гримм. Краткие сведения о братьях Гримм. «Снегурочка»

68

Братья Гримм. Сказки

69

2ч.

О. Генри. «Дары волхвов». «Вождь краснокожих

70

2ч.

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы.  Смысл названия

  • Проблема нравственного выбора на войне сочинение
  • Проблема космоса до конца не изучена как пишется
  • Проблема одиночества в романе мастер и маргарита сочинение 11 класс
  • Проблема неуверенности в своих силах сочинение
  • Проблема запоздалого сожаления о несовершенном поступке сочинение