Проблема греха и его искупления в повести лескова очарованный странник сочинение

Конспект урока литература 10 класс урок 26 образ ивана флягина в повести н.с. лескова очарованный странник перечень вопросов, рассматриваемых

Конспект урока

Литература

10 класс

Урок № 26

Образ Ивана Флягина в повести Н.С. Лескова
«Очарованный странник»

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Биография писателя;
  2. Художественное своеобразие повести
    «Очарованный странник»;
  3. Черты характера главного героя.

Глоссарий

Духовный поиск —
это поиск того, что важно для способностей и внутреннего мира человека, поиск
самого себя.

Метафора —
это переносное значение слова, основанное на употреблении одного слова,
обозначающего предмет или явление, вместо другого, когда слова эти близки по
сходству или контрасту.

Олицетворение —
средство изображения неодушевлённых предметов как одушевлённых, при котором они
наделяются свойствами живых существ: даром речи, способностью мыслить и
чувствовать.

Повесть —
произведение эпической прозы, тяготеющее к последовательному изложению сюжета,
ограниченное минимумом сюжетных линий.

Праведник —
человек, живущий согласно заповедям, моральным предписаниям какой-нибудь
религии.

Просторечия —
слова, выражения, формы словообразования и словоизменения, черты произношения,
не входящие в норму литературной речи, характеризующиеся оттенком упрощения,
сниженности, грубоватости, часто используемые в литературных произведениях и
разговорной речи как экспрессивные элементы.

Сравнение —
это стилистический приём, основанный на образном сопоставлении двух предметов
или состояний.

Странник —
человек, отправившийся пешком на богомолье.

Фразеологизм, фразеологический оборот — устойчивое выражение с самостоятельным значением, близким к
идиоматическому.

Эпизод 
составная часть сюжета литературного произведения, имеющая самостоятельное
повествовательное значение.

Литература по теме

Лебедев Ю. В. Русский язык и литература.
Литература. 10 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый
уровень. В 2 ч. Ч. 2. М.: Просвещение, 2016. — 368 с.

Дыханова Б. С. Запечатлённый ангел и
Очарованный странник Н. С. Лескова. М.: Художественная литература, 1980. — 174
с.

Золотарёва И. В., Михайлова Т. И. Поурочные
разработки по русской литературе XIX века. 10 класс, II полугодие. Изд. 2-е,
испр. и дополн. М: ВАКО, 2002.— 368 с.

Теоретический материал для самостоятельного
изучения

Николай Семёнович Лесков — один из крупнейших
русских писателей, гений которого долгое время не был признан. В своих
произведениях он воплотил «целый мир невиданной красоты, неповторимых образов,
сверкающей фантазии, расписной, причудливый мир, где Русью пахнет — и сладко, и
горько, и нежно, и дымно». Писатель был убеждён, что книги должны «не только
занять внимание читателя, но дать какое-нибудь доброе направление его мыслям».

Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в
селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать,
там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии
происходил из духовенства: дед и прадед были священниками в селе Леска
Орловской губернии, от этого названия и произошла родовая фамилия.

Отец писателя, Семён Дмитриевич Лесков, служил
заседателем Орловской палаты уголовного суда. В семье было пятеро детей,
Николай — старший ребёнок.

Детство писателя проходит в Орле, а в 1839
году семья переезжает в село Панино (Панин хутор) неподалёку от города Кромы.
Там Лесков знакомится с нравами простого народа.

Учёба даётся Николаю тяжело. В результате пяти
лет в Орловской гимназии ему удаётся получить свидетельство лишь об окончании
двух классов. Сам он говорит: «В науках далеко не зашёлся». Биографы винят в
этом систему образования тех времён.

Официально началом творчества Лескова считают
1860 год. В 1859-1860 годах в газете «Санкт-Петербургские ведомости» и в
киевском издании «Современная медицина» выходят несколько заметок и несколько
статей автора.

В 1870–1880 появляются романы «Соборяне» и
«Захудалый род», в которых основной становится национальная и историческая
проблематика. Также в это время выходит цикл рассказов о русских праведниках.
Кроме того, автор пишет повести «Островитяне», «Очарованный странник» и
«Запечатлённый ангел», в которых рассматривает религиозные и философские вопросы.

Мысль о создании цикла рассказов, посвящённых
праведникам земли русской, возникает у Лескова после спора с писателем
Писемским, который считал, что нет уже святости на Руси, а в душе каждого
человека «ничего, кроме мерзости», не видно. Такое признание друга и собрата по
перу поражает Лескова. Так возникают очерки и рассказы «Левша», «Запечатлённый
ангел», «Очарованный странник», где главные герои — благородные люди с
неповторимыми судьбами.

В центре повести «Очарованный странник» —
жизнь обычного русского мужика Ивана Северьяновича Флягина. Впервые мы
встречаем его в качестве пассажира корабля, плывущего к Валааму. «Это был
человек огромного роста, с смуглым открытым лицом и густыми волнистыми волосами
свинцового цвета: так странно отливала его проседь. Он был одет в послушничьем
подряснике с широким монастырским ременным поясом и в высоком чёрном суконном
колпачке. Послушник он был или постриженный монах — этого отгадать было
невозможно, потому что монахи ладожских островов не только в путешествиях, но и
на самых островах не всегда надевают камилавки, а в сельской простоте
ограничиваются колпачками. Этому новому нашему сопутнику, оказавшемуся
впоследствии чрезвычайно интересным человеком, по виду можно было дать с
небольшим лет за пятьдесят; но он был в полном смысле слова богатырь, и притом
типический, простодушный, добрый русский богатырь, напоминающий дедушку Илью
Муромца…»

Из дальнейшего повествования нам становится
известна жизнь этого человека. Он родился «в крепостном звании» и происходил из
дворовых людей графа К. из Орловской губернии. Будучи у своей матери
«молитвенным сыном», Иван был с самого рождения предназначен для служения Богу.

Иван Флягин виновен в смерти монаха и цыганки.
Герой страдает – «страждет». И перед нами своеобразное, художественное
переосмысленное житие грешника, который становится праведником. Какова связь
героя повести и сказочных, былинных богатырей? Любой сказочный богатырь или
реальный странник рано или поздно встаёт перед выбором жизненного пути. Каждый
из них, как правило, выбирает самый сложный и тернистый. Перед Иваном Флягиным
также стоит этот выбор. Умирающий старец предсказывает ему: «А вот… тебе
знамение, что будешь ты много раз погибать и ни разу не погибнешь, пока придёт
твоя настоящая погибель, и ты тогда вспомнишь материно обещание за тебя и
пойдёшь в чернецы». В конце повести Иван становится монахом.

Символическое отражение духовного роста
персонажа является и смена его имён. «Голован» – прозвище в детстве и юности;
«Иван» – так зовут его татары, под чужим именем Пётр Сердюков служит он на
Кавказе (уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по
истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя). И, наконец, ставши
иноком, зовётся «отец Измаил».

Лесков видит свою задачу в поиске положительного
героя, в «оправдании Руси». Его праведники – обычные люди. Их отличает душевная
щедрость, способность всегда прийти на помощь, любовь к Родине. «Очарованный
странник» раскрывает перед читателем основную тему творчества Лескова – тему
становления человека, мучительные терзания его духа в борьбе страстей и
благоразумия, в трудном познании героем самого себя.

Примеры и разбор решения заданий
тренировочного модуля

1. Единичный выбор.

Укажите, где родился Н.С.Лесков:

с. Панино (Панин хутор) неподалёку от города
Кромы

с. Горохово Орловского уезда

г.Санкт-Петербург

г. Орёл

Правильный ответ:

с.Горохово Орловского уезда

Николай Лесков родился 16 февраля 1831 года в
селе Горохово Орловской губернии, где у богатых родственников гостила его мать,
там же жила и его бабушка по материнской линии. Род Лесковых по отцовской линии
происходил из духовенства: дед и прадед были священниками в селе Леска
Орловской губернии, от этого названия и произошла родовая фамилия.

2. Единичный выбор.

Какое имя получает Иван Флягин, став монахом?

Отец Измаил

Отец Иоанн

Отец Зосима

Правильный вариант:

Отец Измаил

Символическое отражение духовного роста
персонажа является и смена его имён. «Голован» – прозвище в детстве и юности;
«Иван» – так зовут его татары, под чужим именем Пётр Сердюков служит он на
Кавказе (уйдя в солдаты за другого, он как бы наследует и его судьбу и по
истечении срока службы уже не может вернуть себе своё имя). И, наконец, ставши
иноком, зовётся «отец Измаил».

На чтение 6 мин Просмотров 5к.
Обновлено

В данной работе представлено два варианта итогового сочинения по теме: «Возможен ли жизненный путь без ошибок?» (направление «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»). В качестве аргументов приведены произведения Н.С. Лескова, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, И.В. Гете.

Вариант 1

Жизненный путь любого человека состоит из взлетов и падений, поэтому каждому свойственно совершать ошибки. Но здесь нет ничего страшного, потому что, прежде всего, ошибка – это опыт. Именно методом проб и ошибок люди учатся поступать правильно. Ошибаясь, они понимают, как делать не нужно, и, стремясь достигнуть большего, ищут новые пути.

К примеру, главный герой повести Н.С. Лескова «Очарованный странник» совершил большое количество ошибок в жизни, прежде чем найти свое призвание. Каждый этап его жизненного пути становился новым шагом в нравственном развитии.

В ранней молодости Иван Флягин стал виновником гибели старого монаха. Из-за его ошибки умер человек, но главный герой сильно не тяготился произошедшим несчастьем. Однако со временем он понимает, что ему еще придется искупить этот грех, потому что погибший монах начинает ему являться во снах и предсказывать испытания в будущем. Следующей серьезной ошибкой стало его единоборство с татарами под Пензой, из-за которого Флягину пришлось больше десяти лет скрываться по степным поселениям. Однако ничто не могло лишить его желания жить, все препятствия только убеждали его в необходимости совершенствоваться. Именно эта тяга к душевной гармонии сделала главного героя «очарованным странником», ведущим постоянный поиск истины в жизни. И в результате он эту истину находит, оказавшись в монастыре.

Таким образом, путем ошибок и просветлений Иван Флягин достигает духовного развития, превратившись из легкомысленного парня в мудрого монаха. Он приходит к праведной жизни неосознанно, так как все поступки совершает бескорыстно, ради блага других людей. На примере судьбы этого человека автор поднял вопрос, как благодаря ошибкам, люди получают настоящий опыт. И в конце повести дает на него ответ – только научившись жертвовать собой и раскаиваться за совершенные грехи, можно найти правду в жизни.

Другим примером человека, совершившего множество ошибок на своем жизненном пути, является главный герой трагедии И.В. Гете «Фауст». Всю свою жизнь он посвятил науке, прочел тысячи книг, безуспешно пытаясь отыскать в них ответы на вопросы бытия. Ради знаний он отказался от любви, семьи, детей, друзей. И вот, спустя столько времени, он понимает, что зашел в тупик. Значит, все жертвы оказались напрасными. В отчаянии Фауст решает лишить себя жизни, но в последний момент перед ним предстает дьявол, который обещает ему открыть все тайны Вселенной. Фауст не смог отказаться от такого предложения.

Мефистофель пытается сбить главного героя с пути, окружая его различными соблазнами. С некоторыми Фауст легко справился, но, увидев прекрасную Маргариту, совершил важнейшую ошибку в своей жизни. Он поддался чувствам, не подумав о дальнейшей судьбе девушки. Маргарита казалась Фаусту идеалом, но жениться на ней он не собирался. Женитьба обозначала бы конец его исканий, семейные узы, словно оковы, навеки его сковали бы. Фауст отказывается от Маргариты, и все местные жители набрасываются на девушку, обвиняя ее в порочности. Не выдержав горя и презрения окружающих, бедная девушка сходит с ума. Она убивает родного ребенка, который напоминает ей о Фаусте, а затем попадает в тюрьму, где ее приговаривают к смертной казни.

При помощи такой жестокой и непростительной ошибки Фауст начинает понимать свою ответственность за судьбы людей, которые доверились ему. Он хотел бы изменить судьбу Маргариты, но уже было слишком поздно.

Таким образом, можно прийти к выводу, что у каждого человека свой жизненный путь, но пройти его без ошибок можно только в том случае, если ни к чему не стремится. На определенном этапе каждый ошибается, но одни находят в себе силы признать это, исправить и идти дальше, а другие, испугавшись, перестают пробовать изменить свою жизнь.

Вариант 2

Великий ученый Альберт Эйнштейн сказал: «Человек, никогда не совершавший ошибок, никогда не пробовал ничего нового». Каждому человеку, который стремится достигнуть чего-то большего, приходится сталкиваться с трудностями. Все ошибаются, но кто-то находит в себе силы исправить свою ошибку, а кто-то не понимает, где оступился и продолжает идти неправильной дорогой.

Главный герой повести А.С. Пушкина «Капитанская дочка» относится к тому типу людей, которые исправляют свои ошибки. В начале произведения он предстает беспечным молодым юношей, который никогда не сталкивался с трудностями. Петруша рос избалованным мальчиком, никаких наук серьезно не изучал, гонял голубей и мечтал о военной карьере в Петербурге. Но вопреки его желаниям, отец отправил Петра в далекую Белогорскую крепость, для того чтобы он «понюхал пороху», а не вел разгульный образ жизни в столице.

Первую ошибку Гринев совершил по дороге на место службы. В одном из трактиров он познакомился с ротмистром Зуриным и поддался его уговором играть в бильярд на деньги. Главный герой знал, что в азартных играх нет ничего хорошо, тем не менее, решил попробовать. В итоге он проиграл сто рублей – очень большую сумму по тем временам. Савельич предлагал просто уехать и не отдавать деньги проходимцу, обхитрившему его хозяина, но честь и достоинство не позволили Петру Гриневу так поступить. Он отдал долг Зурину, но для себя решил больше никогда не играть на деньги. Так, при помощи совершенной однажды ошибки, главный герой повести «Капитанская дочка» получил важный урок на всю жизнь.

В качестве противоположного примера выступает младший сын главного героя повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Андрий с детства отличался от старшего брата и отца своей чувствительностью и добротой. Он всегда восхищался женской красотой и искусством. Именно поэтому, повстречав польскую красавицу во время учебы в Академии, Андрий не смог отпустить ее прекрасный образ. А в дальнейшем, ради нее он предал свою Родину, семью и товарищей по оружию.

Андрий даже не думал о том, что поступает неправильно. Он осознанно отказался от всего, что имел, ради своей возлюбленной. Теперь она стала его Отчизной. Кроме того, сын Бульбы не просто перешел на сторону врага, он выступил против своих товарищей с оружием в руках. Его отец долго не хотел верить в предательство родного сына, но увидел своими глазами, как Андрий рубит казаков направо и налево во время боя. Такие ошибки на Сечи не прощаются. Тарас Бульба понимал, что смыть позор со своего рода он сможет только кровью, поэтому решил убить Андрия собственноручно.

Таким образом, можно прийти к выводу, что ошибки помогают человеку стать лучше, если он осознал их и сумел найти пути для исправления содеянного. В такой ситуации ошибка – это опыт, который в дальнейшем направит тебя на правильный путь. В ином случае, одна ошибка может стоить человеку жизни.

Совсем скоро 11-классникам предстоит писать итоговое сочинение. Оно — одно из условий допуска выпускников к государственной итоговой аттестации. О том, как пройти это испытание успешно, рассказывают ведущие эксперты предметной комиссии ЕГЭ по литературе в Москве Светлана Колосова и Александра Кудряшова.

В этом учебном году на итоговом сочинении будут предложены следующие тематические направления:

  • Человек путешествующий: дорога в жизни человека.
  • Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Преступление и наказание — вечная тема.
  • Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
  • Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Разбираясь в особенностях того или иного направления, надо учитывать все тонкости и нюансы, уметь определять ключевые понятия, которые и станут своеобразной опорой в подготовке к сочинению. Помните, что название направления не тождественно теме сочинения.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Ключевой образ первого тематического направления — дорога. Он может быть интерпретирован по-разному: это и метафора жизненного пути, профессионального становления, творческих поисков, духовного роста, это же и открытие новых земель, приобретение новых впечатлений и знаний в путешествиях.

Конечно, для написания итогового сочинения необходимо иметь читательскую копилку произведений, которая позволит убедительно аргументировать свою точку зрения. Однако при выборе темы обязательно надо соотнести конкретную формулировку и те произведения, которые предназначались для аргументации именно по этому направлению. Ответить на вопросы: можно ли использовать подготовленный текст в сочинении и, если можно, как его нужно интерпретировать.

По первому направлению могут быть предложены следующие произведения:

  • «Капитанская дочка» А. С. Пушкина,
  • «Мцыри», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтова,
  • «Мертвые души» Н. В. Гоголя,
  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова.

Не стоит забывать, что для аргументации могут быть использованы и стихотворные произведения — в данном случае, например, подойдет стихотворение Н. А. Некрасова «Железная дорога».

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Во втором тематическом направлении ключевые понятия — «цивилизация» и «технологии», которые выпускнику предстоит осмыслить, проанализировать и, конечно, дать им свою оценку. Необходимо помнить, что эти явления имеют разный масштаб влияния: на человека, на общество, на государство, на мировой порядок. В своем рассуждении ответьте на вопрос: цивилизация и технологии — явления все-таки положительные или отрицательные?

Для аргументации могут быть использованы следующие произведения:

  • «Медный всадник» А. С. Пушкина,
  • «Гроза» А. Н. Островского,
  • «Собачье сердце» М. А. Булгакова,
  • «Мы» Е. М. Замятина,
  • «Кысь» Т. Н. Толстой,
  • «Москва 2042» В. Н. Войновича и другие.

3. Преступление и наказание — вечная тема

Третий тематический блок предлагает поразмышлять о том, что такое преступление. Само слово этимологически отсылает к выражению «преступить, переступить черту», т. е. преступление — это нарушение общепринятых законов, законов нравственности. Выпускнику необходимо определить, к каким последствиям приводит совершение преступления и каким может быть наказание за нарушение человеческих законов.

Очевидно, что одним из основных произведений, которые можно использовать для аргументации при рассуждении на тему данного направления, будет роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Кроме того, в зависимости от конкретной формулировки темы могут быть привлечены и другие произведения. Например:

  • «Очарованный странник» Н. С. Лескова,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого,
  • «Старуха Изергиль» М. Горького,
  • «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова,
  • «Тихий Дон», «Судьба человека» М. А. Шолохова и т. д.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

Произведение искусства, максимально повлиявшее на личность, в котором читатель/зритель находит отражение своих чувств, мыслей, переживаний, жизненных событий, проблем — такой круг вопросов связан с четвертым тематическим направлением. В какой книге, в каком спектакле или мелодии есть то, что выпускник воспринимает как свое, близкое, и в чем заключается эта близость? Конечно, перечень произведений для аргументации в данном случае сугубо индивидуален и будет зависеть исключительно от личного опыта учащегося.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Последнее, пятое направление связано с кругом социальных тем, которые могут поднимать вопросы гражданской позиции, гражданской ответственности, пороков общества и, может быть, предлагать автору сочинения найти пути преодоления этих пороков. Здесь уже не исследование внутреннего мира человека, а рассуждение о реализации личности как части общества и государства.

Крылатой стала цитата из стихотворения Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, / Но гражданином быть обязан», — возможно, именно это выражение может стать опорой для собственного размышления в рамках итогового сочинения.

В данном направлении аргументировать позицию помогут такие произведения, как:

  • «Недоросль» Д. И. Фонвизина,
  • «Горе от ума» А. С. Грибоедова,
  • «Ревизор» Н. В. Гоголя,
  • «История одного города», сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина,
  • «Война и мир» Л. Н. Толстого и другие.

Помните, что стихотворения также могут быть привлечены в качестве материала для аргументации — например, гражданская лирика А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н. А. Некрасова, В. В. Маяковского и т. д. Самое главное — чтобы опорные тексты были свежи в памяти.

Как писать сочинение

Подбирая произведение для аргументации, необходимо помнить:

  • привлекаемые произведения должны соответствовать выбранной теме;
  • тексты должны подтверждать выдвинутый в сочинении тезис.

Выбор темы сочинения — важный момент для учащегося, так как каждое слово в формулировке значимо. Тема должна быть абсолютно понятна и прозрачна.

Формулировки тем сочинений часто приглашают к дискуссии, в которой необходимо продемонстрировать умение рассуждать и доказывать правоту своих суждений, опираясь на авторитетные источники.

Перед началом работы несколько раз перечитайте все формулировки тем сочинения. Тема может быть сформулирована в виде цитаты (этот вариант наиболее сложный, так как выпускнику необходимо не только понять метафору высказывания предложенного автора, но и раскрыть ее и выразить свое отношение в связи с обозначенной проблемой), прямого вопроса (именно такая формулировка обычно наиболее понятна и однозначна) или дискуссионного вопроса (он предполагает выбор одного из двух мнений или обоснование равноценности двух понятий, предложенных в формулировке).

При подготовке к итоговому сочинению вам поможет Библиотека «Московской электронной школы». Там вы найдете большое разнообразие контента с разбором литературных произведений, подготовленных лучшими педагогами Москвы. Это и видеоуроки, тесты, электронные учебные пособия и так далее.

Итак, алгоритм работы над сочинением может быть следующим:

  1. Выбрав тему и приступив к ее раскрытию, порассуждайте о ключевом понятии или понятиях, заложенных в формулировке.
  2. Подумайте, какими могут быть ответы на поставленный вопрос. Предполагается один однозначный ответ или несколько ответов — может быть, даже противоречивых?
  3. Изложите суть проблемы и сформулируйте тезис — то ключевое утверждение, которое станет основой и будет раскрываться в сочинении.
  4. Сформулируйте собственное отношение к проблеме.
  5. Докажите, что обозначенная позиция имеет подтверждение, она весома, так как опирается на мнения великих людей.
  6. Аргументация собственного суждения предполагает привлечение примеров из литературы: необходимо обратиться к какому-то конкретному герою, его характеру, описать поступок этого героя или конкретный эпизод, с ним связанный. Далее прокомментируйте описанный пример, дайте ему оценку.
  7. В заключении сформулируйте выводы, которые подтвердят состоятельность высказанной точки зрения, придадут весомость ранее выдвинутому тезису.

Источник: МЕЛ

  • Проблем не было как пишется
  • Проблема благодарности сочинение берггольц
  • Проанализируйте высказывание и ответьте на вопросы рассказ о фалесе гегель начинает
  • Проба на познавательную инициативу незавершенная сказка
  • Пробить брешь как пишется