Проблема деградации в рассказе ионыч

Автор на чтение 15 мин. опубликовано 16.03.2021 автор: опубликовано 16.10.2019 обновлено 16.10.2019 423 слова а.п. чехов в каждый

На чтение 15 мин. Опубликовано

Автор: · Опубликовано 16.10.2019 · Обновлено 16.10.2019

(423 слова) А.П. Чехов в каждый свой рассказ вкладывает определенный смысл и посыл. Он всю жизнь боролся с такими человеческими пороками, как жадность, лицемерие и жажда обогащения. Рассказ «Ионыч» не остался в стороне. В нем автор обличает один из проблемных пороков – духовную деградацию человека.

Рассказ начинает знакомить читателя с главным героем – Дмитрием Ионычем Старцевым. Молодой земский врач приезжает в город С., чтобы строить свою карьеру и личную жизнь. Он искренне увлечен своей деятельностью. Особое внимание уделяет бедным людям. Герой ходит везде пешком, а о своих лошадях даже не задумывается. Старцев влюбляется в молодую девушку Екатерину Иванову. Любовь окрыляет его так сильно, что он не слышит фальшивую игру на рояле его возлюбленной. Дмитрий испытывает чистые и светлые чувства к Екатерине. Но она не отвечает взаимностью. После отказа Екатерины, Старцев теряет всякую веру в любовь и полностью погружается в работу. Только его мысли движутся в другую сторону – расчетливость становится главной чертой героя. Теперь Старцев отдает предпочтение частной практике, он постепенно забывает о бедняках, ведь они не приносят ему богатства. Страсть к наживе становится главным смыслом жизни. Герой обзаводится парой лошадей и кучером Пантелеймоном, который впоследствии становится двойником Старцева. Дмитрий устает от недолгих прогулок и скорее бежит в свою «коляску», но в голове мелькает мысль «не надо бы полнеть».

Спустя четыре года за плечами героя огромная врачебная практика. Он каждый день принимал у себя больных, а позже уезжал в город уже на тройке с бубенчиками. Полный Старцев с трудом передвигался на ногах, так как страдал одышкой. Пополнел и его кучер, который каждый день жаловался на свою работу. Он уклонялся от театров и концертов, а по вечерам увлекался игрой в винт. Чувства к Екатерине совсем охладели. Через четыре года он снова встретился с ней. В ответ на слова Екатерины о высоких чувствах по отношению к нему, в голове героя мелькали мысли о пересчете своего богатства. Деньги заглушили маленький огонек эмоций в его душе.

Через несколько лет Старцев еще больше пополнел, с трудом дышит и ходит с опрокинутой головой. Его кучер стал таким же, как и хозяин. Герой имеет громадную практику, большое имение и два дома в городе. На этом жадность героя не останавливается, и он планирует еще третий дом. Горло от жира заплыло, поэтому голос стал резкий и тонкий. А в городе все жители его зовут просто Ионычем. Его все устраивает, он не собирается развиваться дальше.

Таким образом, в рассказе «Ионыч» показана полная духовная деградация человека в обществе. И такое может случится с каждым, кто потеряет счет дням в погоне за богатством. Но автор оставляет вопрос открытым: кто виноват в деградации человека – он или общество, в котором он находится?

Автор: Полина Цимкина

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации. В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного. Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают. Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени. Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями. Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго. Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации. Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту. Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу. Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный. Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой. Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла. На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам. Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть. Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо. Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем. Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было. В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности. Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»

Чехов А. П.

В своих коротких, но емких по смыслу рассказах Чехов поднимал злободневные проблемы и обличал общественные пороки. Обычно он делал это, изображая судьбу того или иного персонажа, при этом не обозначая определенный порок, или же рассказывая о моменте из жизни героя, где он совершил проступок. Так автор дает читателю возможность подумать и выдвинуть свои выводы. Стоит обратить внимание на то, что Антон Павлович Чехов изображает не общество в целом, а только определенную личность — ей предстоит выступить в роли отражения того самого порока, которым страдает все общество.

В рассказе «Ионыч» автор повествует о событиях из жизни врача Дмитрия Старцева, чтобы во всех подробностях продемонстрировать наглядный пример того, как происходит деградация личности. Место действия — губернский город С. Приезжие отмечали в нем невыносимую скуку: каждый день был похож на другой, жизнь людей была однообразна. При этом жители городка утверждали, что это вовсе не так, и что у них есть, на что посмотреть. При этом они указывали на Туркиных — с этой семьей знакомится и Дмитрий.

Позже выяснилось, что жизнь этих людей проходила по однообразному, давно написанному и отработанному сценарию: сначала Вера Иосифовна читала гостям очередной написанный ею роман, после чего ее дочь играла на фортепиано. Прием завершает ужин, о котором неизменно свидетельствовал запах жареного лука. Старцев оказывается под пагубным влиянием этих людей. По мере развития сюжета раскрывается биография юного, подающего надежды врача, который ступил на неверный путь материального обогащения. Сделав этот выбор, Старцев положил начало своему нравственному обнищанию.

Автор использовал несколько способов для раскрытия деградации личности Старцева. В начале рассказа Чехов чаще всего называет доктора по имени. Имя — это показатель индивидуальности человека, целостности его личности. С первых строк рассказа перед читателями предстает человек, который активно интересуется происходящими вокруг него событиями. Он получает удовольствие от общения и всегда находит повод для дискуссии. Однако со временем произошло превращение Старцева во вредного Ионыча: он уже не искал тем для бесед. Его не интересовало ничего вокруг, кроме денег. Автор указал, что «от таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением». В конце дня Ионыч неизменно доставал купюры и, «когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет» — это было единственное, от чего он получал удовольствие.

Главный герой оградил себя от пространства и общества, что привело его в итоге к духовной гибели. Когда личность Старцева деградировала, Чехов и стал с презрением называть его по отчеству — Ионычем, тем самым подчеркивая, что он не одобряет выбор героя.

В Старцеве со временем умирали уникальность и талант, а после и его личность. Он имел шанс остаться человеком, однако не стал использовать его. У него были возможности сопротивляться мещанскому укладу жизни, но он этого делать не стал. В превращении Старцева в противного, ожиревшего Ионыча виноват только он. Общество, в котором он оказался, являлось только испытанием, которое ему не удалось пройти. «Вот и все, что можно сказать про него».

Учащимся</li>Сочинение на тему</li>Чехов А.П.</li> Деградация личности в рассказе Чехова «Ионыч»</li>

Проблема духовной деградации – одна из центральных в русской и мировой литературе. Она интерпретируется в зависимости от особенностей эпохи, но суть ее остается неизменной: человек под влиянием внешних факторов останавливается в духовном развитии и постепенно начинает деградировать. Этот процесс можно наблюдать в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». В начале произведения появляется образ Дмитрия Старцева – молодого и перспективного земского врача. Дмитрий Ионыч много работает, посвящая любимому делу практически все свободное время. Он помогает людям и получает от этого удовольствие. Старцев способен различать людей с богатым внутренним миром от «пустышек». Читатель знакомится с доктором, когда тот после работы в праздник Вознесения направлялся в С., напевая: «Когда еще не пил слез из чаши бытия…». Он еще не знал, что эта строчка окажется пророческой. Дмитрий Ионыч волей случая познакомился с главой семейства Туркиных и вскоре попал к ним в гости. Старцеву было любопытно, что же такого особенного в этой семье, что о ней знает весь город. Он с интересом и скепсисом наблюдает за «талантливыми людьми». На первом же приеме ему представляют восемнадцатилетнюю Туркину Екатерину Ивановну. Симпатичная и худощавая девушка сразу привлекает внимание молодого человека. Вскоре Дмитрий Ионыч влюбляется в нее.

Екатерина Ивановна не воспринимает чувства молодого человека всерьез. Она открыто смеется над ним, приглашая на городское кладбище. Это мрачное место показывает еще не зачерствевшую душу мужчины. Он бродит между могилами и представляет вечную и прекрасную жизнь, скрывающуюся под могильными плитами. Таким образом, проявляется склонность Дмитрия Ионыча к глубоким философским раздумьям. Первую злую шутку девушки Старцев прощает и решается сделать ей предложение. Такое поведение говорит о достаточно мягком и добром характере героя. Но после получения второго отказа молодой человек ступает на путь деградации, которая постепенно съедает его душу. Начинается все с того, что Дмитрий Ионыч с головой погружается в работу. Теперь его цель – не высокие чувства и семья, а материальные блага. Молодой человек закрывается от окружающих, меняет свое отношение к больным: может нагрубить им, повысить голос. Внутренние изменения вскоре проявляются и внешне. В 5 части встречаем Дмитрия Старцева и видим, что тот «еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову». Вместе с хозяином деградирует и извозчик Пантелеймон. Он везет пышного «господина», поэтому позволяет себе кричать на народ, который появляется на пути повозки. Далее автор обращает внимание на тонкий голос доктора, считая, что это следствие заплывшего жиром горла. Теперь раздражительного и постоянно сердитого Старцева называют просто Ионычем. Он действительно заслуживает это пренебрежительное прозвище, ведь считает себя выше других. В таком облике мужчина второй раз предстает перед Екатериной Ивановной и равнодушно слушает ее признания. Образ Дмитрия Старцева показывает, как душевная травма может полностью изменить человека, заставляет задуматься над своими поступками и относительно себя и других.

Понравилось сочинение? А вот еще:

Женские образы в рассказе Чехова «Ионыч»</li>Почему доктор Старцев стал Ионычем? (по рассказу Чехова «Ионыч»)</li>В чем заключается трагедия доктора Старцева? (по рассказу Чехова «Ионыч»)</li>Есть ли настоящая жизнь в рассказе Чехова «Ионыч»?</li>

Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева?

Статьи » Проблемные вопросы русской литературы » Каковы причины духовного падения (деградации) Дмитрия Ионыча Старцева?

Ответ:

Статьи по теме:

«Житие Феодосия Печерского» Иной тип героя прославляет «Житие Феодосия Печерского», написанное Нестором. Феодосий — монах, один из основателей Киево-Печерского монастыря, посвятивший свою жизнь не только нравственному совершенствованию своей души, но и воспитанию мо …

Творчество Ивана Алексеевича Бунина И.А. Бунин родился в Воронеже, а детство и юность почти целиком провел в захудалом, наполовину разоренном хуторском имении своего отца Бутырки, находившемся в нынешней Орловской области. Там, среди лесов и полей среднерусской полосы, в ж …

Незнайка-поэт. Инсценировка Н. Рождественской по сказке Н. Носова Старший дошкольный возраст Действующие лица: Незнайка, Авоська, Пудик он же Цветик, Доктор Пилюлькин, Знайка, Ведущий, Торопыжка Ведущий. После того как из Незнайки не получилось художника, он решил сделаться поэтом и сочинять стихи. У …

Используемые источники:

  • https://litrekon.ru/sochineniya/po-literature/degradatsiya-ionycha-v-rasskaze-ionych-a-p-chehov/
  • https://literoved.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/degradaciya-ionycha-v-rasskaze-ionych-a-p-chexov.html
  • https://litera.su/learner/all-works/chekhov-a-p/degradation-of-the-individual-in-chekhovs-ionych
  • https://www.sochinyashka.ru/russkaya_literatura/degradatsiya-dmitriya-startseva.html
  • http://www.litguide.ru/liconts-87-1.html

(649 слов) Антона Павловича Чехова по праву можно назвать выдающейся личностью. Ведь он был писателем, публицистом, драматургом, общественным деятелем и врачом — и все это делал качественно. Одним из главных произведений Чехова является рассказ «Ионыч». В нем автор поднял проблему деградации личности, а также проблему пошлости обыденной жизни. Рассказ «Ионыч» повествует о не осуществившихся мечтах, загубленных способностях. Чтобы раскрыть эти темы и проблемы, Антон Павлович изобразил множество ярких и многогранных персонажей. Рассмотрим поподробнее их характеристику.

Главным героем произведения является молодой врач Дмитрий Ионович Старцев. Он приехал из другого города после окончания университета, чтобы занять место земского лекаря. Он имел большие мечты и возвышенные цели, хотел развиваться в профессии и помогать страждущим. Главный герой всей душой желал сделать мир совершеннее, преобразить жизнь людей, не верящих в чудодейственные возможности медицины. Читатель замечает, насколько сильно герой отличается от обывателей города, которые увлекаются только сплетнями, алкоголем и игрой в карты. По мнению Дмитрия Старцева, жители города являются жалкими людьми без целей и разума. Персонаж даже и подумать не мог, что скоро сам станет таким человеком. Но постепенно болото провинции его затягивает: даже думая о браке с «Котиком», он уже размышляет о приданом невесты, то есть опускается до уровня потребительского общества, погрязшего в мелких расчетах. После того, как Дмитрию отказала девушка, он начинает еще больше деградировать. Он перестаёт чем-либо интересоваться. Теперь это не такой радостный и счастливый Старцев, который желает всем оказать помощь. Постепенно главный герой превращается в недовольного и эгоистичного Ионыча. Старцев выпивает, полнеет и работает только потому, что так надо. Он все силы тратит на накопительство и скопидомство. Персонаж впоследствии сам стал тем, кого считал жалким и ничтожным.

Главной героиней рассказа Чехова «Ионыч» является Екатерина Ивановна Туркина. Природа наделила героиню привлекательной внешностью. У девушки есть прозвище «Котик», и она соответствовала ему: была такой же игривой, задорной. Екатерина тоже отличалась от окружения, ведь имела очень масштабные планы и серьезные интересы. Героиня мечтала стать знаменитой пианисткой. Девушка всей душой верит, что у нее впереди счастливое и увлекательное будущее. Героиня никого не подпускает к себе, только играет чувствами. Девушка с лёгкостью отталкивает от себя Дмитрия, ведь брак помешает ее амбициям. Но жизнь главной героини в городе не удалась, все ее ожидания рухнули. Екатерина возвращается домой ни с чем. Героиня смогла взяться за ум, теперь она желает создать семью. Однако у Дмитрия уже все желания пропали. 

В образе Ивана Петровича Туркина выдающийся писатель изобразил карикатуру на провинциального интеллигента, который вроде и отличается от большинства, но застоялся на месте и не развивается. Туркин был харизматичным человеком, который смог прославить свою семью на весь город. Иван является очень приятным собеседником, всегда умеет подстроиться под разговор. Однако его шутки и трюки год от года не меняются. Он находится в стабильной стагнации, потому что дурачится от безделья, а не делает свои выступления профессией и призванием.

Супругой Ивана Петровича является Вера Иосифовна. В образе данной героини автор воплотил карикатуру на типичную для того времени «передовую женщину». Героиня занимается писательской деятельностью, любит скромничать напоказ, но все же очень чувствительна к критике. В глубине души она считает себя талантливой, а потому с удовольствием читает свои скучные и однообразные произведения гостям. Вера Иосифовна не прочь заигрывать с гостями, от скуки она рада любому вниманию. Со временем характер Веры не меняется, как и все в ее доме.

Не менее интересны и второстепенные персонажи рассказа «Ионыч». Так, в образе Павлуши автор показал лакея, который трудится в семье Туркиных. Этот герой отличается от остальных слуг тем, что он с особой интонацией произносит одну и ту же фразу «Умри, несчастная». Он отражает духовную стагнацию хозяев. Кучер Пантелеймон является работником Дмитрия. По мере того, как меняется образ Старцева, меняется образ и этого героя. Оба персонажа одновременно стареют и полнеют. Кучер является отражением деградации Ионыча.

В произведении «Ионыч» Антон Чехов изобразил героев, которые живут размеренной и устоявшейся рутиной, уничтожающей их индивидуальность. Автору удалось мастерски продемонстрировать однообразное существование своих персонажей, которые духовно деградируют. В рассказе писатель хотел донести до читателя простую мысль. Только тот человек, который имеет призвание, может развиваться и жить полноценной жизнью. 

Автор: Виктория Комарова

Рассказ А.П. Чехова «Ионыч» опубликовали в «Ежемесячных литературных приложениях» к журналу «Нива» в том же 1898году, в котором он был написан. Это произведение нельзя отнести к определенной теме. В нем одновременно говорится о развитии человека и деградации его души. С одной стороны, Ионыч становится значительным человеком в городе, он состоятелен и обладает особым авторитетом, но, с другой – материальный достаток негативно сказывается на духовном становлении героя. В зависимости от того, какой вопрос при прочтении данного рассказа задаст себе читатель, его можно будет отнести к социальной теме (какую роль сыграло общество в становлении характера Ионыча?), психологии (может ли человек сопротивляться обществу?) или философии (почему герой избирает такой жизненный путь, не продолжает бороться?).

История создания

Из записных книжек и дневников автора литературоведы смогли воссоздать изначальный замысел писателя, который с опубликованным текстом имел как различия, так и сходства. Какова же изначальная мысль автора? Какие изменения претерпела его идея в процессе работы? Насколько кардинально она отличается от исходного материала? Что было, а что стало?

Изначально Чехов хотел написать рассказ, центром которого стала бы семья Филимоновых. Нетрудно понять, что это своеобразный прототип будущих Туркиных. В итоговой редакции были сохранены и главные черты членов этой семьи. В чем же тогда отличие? Оно заключается в том, что сначала в рассказе не было главного героя, то есть самого Ионыча. Что же это меняет? На первый взгляд тематика рассказа не претерпевает изменений: духовная нищета семьи Филимоновых (Туркиных). Но появление в произведении Старцева влечет за собой перемену в главной мысли произведения. Если изначально речь шла о душевной бедности одной конкретной семьи, то в конечной версии Туркины показаны лучшими в городе, что заставляет задуматься о том, какими же тогда являются остальные жители, и как общество этих людей изменило жизнь главного героя.

Смысл названия

Начиная читать рассказ Чехова, вы предполагаете, что в центре его внимания будет находиться семья Туркиных: дается подробное описание каждого ее члена с характером и привычками. Лишь позже читатель понимает, что название связано с главным героем. Ионыч – отчество Дмитрия. В его грубоватом звучании автор передает суть метаморфозы, которую претерпел врач. По отчеству люди фамильярно обращаются к тем, кого знают, но не больно-то уважают. Обычно так о человеке говорят за спиной, желая подчеркнуть короткое знакомство с ним или даже принизить. Все обитатели города интуитивно поняли, что перспективный молодой человек стал одним из них, мещанином и обывателем, который замкнулся в рутине дней, обрюзг и потерял свое предназначение. Если раньше он пользовался уважением, то к финалу стал рядовым жителем уездного города, серым и безликим.

Ионычем является Дмитрий Ионович Старцев. Выбранное заглавие делает акцент на прозвище героя, которое дается ему в конце рассказа. Именно в этом заключается смысл произведения. Выбрав рассказу данный заголовок, Чехов ставит перед читателем вопрос: «Как земский врач Старцев превратился в Ионыча?». Только о том читателе можно говорить, что он понял суть произведения, который смог найти в тексте ответ на данный вопрос.

Жанр, композиция, направление

Антон Павлович Чехов известен как автор пьес и малой прозы.  Его произведение «Ионыч»-  реалистический рассказ. Яркой чертой данного направления и главной темой «Ионыча» являются социальные проблемы, поднимаемые автором. Также о принадлежности к реализму свидетельствуют объективное описание и наличие типических характеров.

В произведении все всегда следует одной цели – воплощению мысли автора. Этому следует и композиция. Данный рассказ Чехова состоит из пяти глав. Таким образом, золотым сечением является третья глава. Она оказывается переломной для главного героя. В ней Старцев делает Кити предложение и оказывается отвергнутым. С этого момента начинается духовное падение героя.

Суть

Это рассказ о земском враче, который ходил пешком, занимался практикой и верил в любовь, но  за несколько лет он превратился в «идола», владеющего собственной тройкой, располневшего обывателя, любимыми занятиями которого стали игры  и пересчет денег.

Автор повествует о том, как при отсутствии возможности развития и желания самосовершенствования человек быстро привыкает к новому, более простому темпу жизни – деградации. Начав с амбициозных планов и благих намерений, герой опускает планку и упрощает жизнь, становясь обыкновенным мещанином с банальным набором ценностей: азартные игры, личное обогащение, хорошая репутация. Чехов размышляет и над причинами этого превращения. Сильное влияние на Старцева имела Котик. Возможно, если бы она не поступила с влюбленным Дмитрием Старцевым так жестоко, не стала бы насмехаться над его любовью, то все сложилось бы по-другому. Но это только догадки и предположения…

Главные герои и их характеристика

  1. Туркины – «самая образованная семья». Живут они на главной улице губернского города С.. Все члены семьи обладают статичными характерами. Туркин Иван Петрович любит острить и рассказывать анекдоты. Он говорит на собственном языке, чтобы развлечь гостей. Его жена,  Вера Иосифовна, пишет любовные романы и вечерами читает их гостям. Дочь Туркина, Екатерина Ивановна, или Котик, как ласково в кругу семьи ее называют, играет на фортепьяно. Она даже хотела поступить в консерваторию, но ничего не вышло. В доме Туркиных есть еще лакей Пава, который для поднятия настроения гостей театрально вскрикивает: «Умри, несчастная!».
  2. Дмитрий Ионович Старцев – талантливый доктор, который направился работать в город С после учебы. Это образованный, чуткий и стеснительный молодой человек, склонный все идеализировать. Он живет не в самом городе, а в нескольких верстах от него. Он влюбляется в Катерину, делает предложение, но получает отказ. Постепенно он меняется, становясь раздражительным, чёрствым и равнодушным ко всему. При описании этого героя важной чертой является деградация его характера на протяжении произведения. Она показана через несколько постоянных деталей: способ передвижения (пешком, пара, а затем тройка коней с бубенчиками), полнота, отношение к обществу и любовь к деньгам. Внешний облик героя является наглядным отображением обнищания его души.

Темы и проблемы

  • Пошлость в «Ионыче» — одно из основным тем. Старцев, привыкая к жизни в городе, только молча играл, пил, ел и пересчитывал дома деньги, он стал далек от своих бывших идеалов. Его жизненные цели опустились до ежедневных рутинных забот и стремления накопить капитал. Внутренняя деградация героя подчеркивается его внешними изменениями: «Старцев еще больше пополнел, ожирел, тяжело дышит и уже ходит, откинув назад голову».
  • Жизнь города. Описание быта и нравов в городе, и, в частности, семьи Туркиных, связано с поднятием темы душевной нищеты людей. Какими нам представлены горожане? Как они коротают досуг? Об этом говорит сам главный герой. Ионыч рассказывает о своем времяпровождении Екатерине Ивановне. Из его слов об обычном дне мы можем ясно представить, как жители проводили свободное от работы время. Все однообразно, «жизнь проходит тускло, без впечатлений, без мыслей»: клуб, игра в карты, алкоголь.
  • Любовь. О том, что было бы, если Котик согласилась выйти замуж за Старцева, можно только предполагать. Этого не случилось, и сам герой при последней встрече с Екатериной Ивановной был этому рад. Исходя из этого, можно говорить о том, что в его душе отмерло все, и даже столь сильное чувство, как любовь, не смогло пробудить его к жизни. Но если посмотреть иначе, то Екатерину Ивановну нельзя назвать необычной девушкой, способной пробудить великое чувство. В конце рассказа уже наученный жизнью Ионыч это понимает.

Идея

Несмотря на наличие нескольких тем в рассказе, в центре внимания стоит один вопрос — о взаимоотношении человека и общества. Никто не станет спорить, что Старцев к концу романа становится таким же бесцветным обывателем, как и любой гражданин города. При сравнении портрета героя, представленного в начале книги, с образом жизни и обликом Старцева в конце, становятся очевидными оскудение его души и исчезновение высоких стремлений. Если раньше в его планах фигурировало призвание, выражающееся в интересе к медицине, то к финалу стало ясно, что свое предназначение Дмитрий не выполнил. По Чехову, именно увлеченный, осознанный труд очищает и возвышает нас, выдергивая людей из суеты и пошлости мира вещей, быта и рутины. Теряя любовь к делу всей своей жизни, ленясь и смешиваясь с толпой никчемных зевак, Старцев изменяет своей мечте и теряет себя.

Автор подчеркивает пошлость героя при помощи деталей. Усиливает также это впечатление наличие у Старцева двойника – кучера Пантелеймона. Дополняя характеристики и описания Дмитрия Ионыча и изменений его образа жизни, это помогает создать в воображении читателя законченную картину.

Критика

Свое мнение о рассказе А.П. Чехова «Ионыч» высказали многие литературоведы, писатели и критики. Его довольно сложно обобщить, так как оно не является  однозначным. Дмитрий Овсянико- Куликовский, литературовед и лингвист, написавший свой отзыв одним из первых, в «Этюдах о творчестве Чехова» отмечал необычность героя: он не противостоит обществу, а поддается его влиянию.

На таких писателей, как Киреев и Солженицын, большее впечатление произвел эпизод объяснения героев на кладбище, а не основная сюжетная линия. В связи с данной сценой, по их мнению, в рассказе поднимается  тема отношения человека к смерти.

Встречаются также негативные отзывы на это произведение, в которых подчеркивается простота образов героев, их недостаточная открытость и детализация. Не меньше об этом рассказе и положительных рецензий. Слова Р. И. Сементковского отражают их общую мысль:

Прочтите последние произведения г. Чехова, и вы ужаснетесь той картине современного поколения, которую он нарисовал с свойственным ему мастерством.

Автор: Полина Филиппович

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Анализ произведений
Анализ рассказа «Ионыч» (А. П. Чехов)

А.П. Чехову всегда удавалось изобразить в небольшом по объёму произведении поучительную историю, как, например, в рассказе «Ионыч» представлен путь человеческой деградации, совершаемый главным героем от Старцева к Ионычу. Автор мог показать на нескольких страницах характеры своих героев и их жизнь, он старался открыть глаза людей на их пороки, дать им понять, к чему может привести их бессмысленное существование. Чехов не просто хотел предупредить окружающих, он пытался разобраться в причинах перемен, происходящих с человеческой личностью. Почему это происходит? Что заставляет человека так сильно меняться? Какой путь ему суждено совершить, прежде чем стать тем, кем он никогда не хотел себя видеть? Ответы на все эти вопросы можно найти в рассказе «Ионыч».

Описываемые события происходят в городе С., где не никогда не случается ничего примечательного. Люди живут здесь однообразно, скучно и обыденно. Такой автор представляет российскую провинциальную действительность конца 19 века. Именно сюда попал Дмитрий Ионыч Старцев по назначению на должность земского доктора. Как в этих обстоятельствах остаться личностью и не потерять свою индивидуальность?

В самом начале главный герой представляется образованным, умным и талантливым человеком. Он негативно относится к праздным разговорам и развлечениям светского общества. Бессмысленное времяпрепровождение тяготит Дмитрия Ионыча, ему скучно среди местных обывателей. Он полон надежд и мечтаний, грезит о счастливом будущем, об успехах в своей профессиональной деятельности. Он стремится к интересной и содержательной жизни, и вначале движется в нужном направлении, но всё меняется после его знакомства с «самой талантливой» семьёй в городе.

Каждый член этого семейства обладает своим «таланом». Иван Петрович Туркин устраивал небольшие спектакли с анекдотами и фокусами, а его супруга Вера Иосифовна писала повести и романы, которые читала вслух своим гостям. Их дочь Екатерина Ивановна, или по-домашнему просто Котик, хотела стать известной пианисткой, и всё свободное время посвящала игре на рояле. Семья Туркиных действительно выделялась на фоне остальных обывателей, и вначале любому могло показаться, что они милые и интересные. Когда главный герой впервые посетил их дом, он был не просто впечатлён, а очарован этими людьми. Он сразу же влюбился в молодую и красивую Екатерину Ивановну, это чувство затмило все остальные радости в его жизни. Старцев потерял голову, он был готов на всё, лишь бы эта девушка стала его женой. Признавшись в чувствах, он делает ей предложение, однако Котик отказывает ему, аргументируя свой ответ желанием развиваться. В скором времени она и вовсе уезжает в другой город строить свою карьеру.

Дмитрий Ионыч вопреки своим ожиданиям страдал всего лишь три дня и осознал, что любовь приносит одни хлопоты. Это понимание и стало основной движущей силой в его дальнейшей деградации. Он решил, что нужно жить только в своё удовольствие. Спустя четыре года мы видим Старцева совсем другим человеком. Он заметно разбогател, растолстел и разлюбил ходить пешком. Большую часть своего времени он посвятил работе, домой возвращался поздно. Ужинал всегда в дорогом заведении, любил роскошь и вкусно поесть. Друзей у доктора не было, ему приходилось по долгу службы видеться со многими людьми и бывать в их домах, но все они без исключения вызывали у него чувство раздражения. Ему неприятно было в них всё: взгляды на жизнь, внешний вид, манера разговаривать.

Жизнь главного героя стала скучной и однообразной. Он понимал, что стареет и «опускается», но не мог найти в себе силы этому противостоять. Любимым занятием Дмитрия Ионыча стала игра в карты с теми, чьё общество раннее было для него неприемлемым, а работа превратилась лишь в средство наживы. Старцев привык к такой жизни, он стал частью этого пустого бессмысленного мира. Деньги уже перестали приносить ему удовольствие, поэтому он стал скупать дорогие дома, просто их коллекционируя. Казалось бы, он достиг в жизни определённых высот, но безвозвратно увяз в трясине обывательского существования.

Через некоторое время в родной город вернулась Екатерина Ивановна. Жизнь показала ей, что у неё на самом деле нет никакого музыкального таланта. Девушка, осознав ошибку и жалея о своём отказе, захотела снова сблизиться с Дмитрием Ионычем, ведь она не знала, что того отчаянного юноши больше нет. Старцев, поддавшись уговорам, неохотно посетил ещё раз дом Туркиных и заметил, что там ничего не изменилось, однако былое очарование исчезло. Анекдоты были однотипными, романы нелепыми, а игра на рояле – ужасная. Всё это стало безумно раздражать Дмитрия Ионыча, он не хотел больше здесь бывать и общаться с этими людьми. А при виде Котика, у него возникала только одна мысль: «Хорошо, что я тогда не женился на ней!».

Единственным развлечением, которое приносило удовольствие Старцеву, было пересчитывание полученных от его клиентов денег. Характер у него со временем окончательно испортился, а жизнь совсем потеряла смысл и превратилась в череду однообразных дней, сменяющих друг друга. Он так и продолжал жить один, всё больше и больше отдаляясь от людей.  

К сожалению, мы уже никогда не увидим того умного и воспитанного человека, с которым познакомились в начале рассказа. Он превратился в Ионыча, у которого не было никаких стремлений или желаний. Теперь его интересует только материальная сторона жизни. И, несмотря на то, что главный герой рассказа понимает своё ничтожное положение, он уже ничего не может сделать, потому что полностью увяз в потребительской, обывательской жизни.   

А.П. Чехов хотел показать при помощи образа Дмитрия Старцева, превратившегося в Ионыча, насколько сильное влияние может оказать общество на человеческую личность. Иногда изменения происходят в лучшую сторону, но чаще – наоборот. И люди не могут остановить процесс деградации, даже осознавая его. Старцев, который раньше боролся с несправедливыми порядками и мечтал принести миру пользу, стал человеком, который живёт так, как все. Его ум и талант уступили место алчности и равнодушию. Изменения происходят очень быстро и можно даже не заметить, как превращаешься в того, кем никогда не хотел стать.  

  • Проблема греха в повести бедная лиза сочинение
  • Проблема воспитания митрофана в комедии недоросль сочинение
  • Проблема выработки гениальности сочинение
  • Проблема выбора книги для чтения сочинение
  • Проблема выбора в романе обломов сочинение