Проблема деградации в рассказах чехова

Статьи школьная программа в статье вы найдете школьное сочинение по рассказу чехова ионыч, которое можно назвать берегите в себе человека.

статьи

школьная программа

Сочинение: Деградация личности в рассказе Антона Чехова «Ионыч»

В статье вы найдете школьное сочинение по рассказу Чехова «Ионыч», которое можно назвать «Берегите в себе человека».

Текст сочинения:

Раскрытие понятия «деградация» в рассказе «Ионыч».

Деградация – процесс ухудшения характеристик какого-либо объекта или явления с течением времени, постепенное ухудшение морального и духовного состояния человека. Очень ярко этот процесс описан в рассказе Чехова «Ионыч».

Со времен жизни Чехова прошло более 100 лет. Многое изменилось, мы видим стремительное развитие общества в техногенном плане – машины, самолеты, компьютеры, нанотехнологии. Но изменился ли настолько же сильно внутренний мир человечества? К сожалению, оглянувшись вокруг, можно честно сказать, что нет.

Как ни прискорбно это говорить, но деньги по-прежнему правят миром. Абсурд и только. Развитие убавило шаг, замедлилось, остановилось.

Вместо того, чтобы читать по вечерам книги, заниматься творчеством, общаться, любить, ставить себе возвышенные цели в жизни и идти к ним, несмотря ни на что, мы прожигаем свои жизни в пустую, удовлетворяем свои бесконечные личные потребности, позабыв обо всём другом.

Недавно я прочла рассказ, написанный Антоном Павловичем Чеховым, под названием «Ионыч». В нем мы наблюдаем, как главный герой скатывается к физической и духовной деградации. Основной причиной этого выступает общество, окружение Ионыча.

Но конечно, в этом повинен и он сам. Не смог в нужное время взять себя в руки и делать то, что велит ему сердце. Располнел, потерял духовные и нравственные ориентиры, стал жадным, неповоротливым, раздражительным.

Отказался от своей любви, выбрав душевный комфорт.

У читателя возникают закономерные сомнения, а были ли серьезные чувства у героя рассказа, может быть, это было просто мимолетное увлечение? Ведь если бы Ионыч по-настоящему любил Котика, то он бы не остановился на достигнутом, продолжил бы ее добиваться.

То, что жизнь потеряла для него всякий смысл, есть и его вина.

Он утратил идеалы, стал воспринимать мир и окружающих людей не так, как раньше, ожидая от них только удовлетворения своих эгоистичных потребностей. Все его интересы сузились до заработка и покупки домов.

Он перестал замечать красоту жизни, утратил способность любить, сострадать. Только 2 чувства Ионыч испытывает регулярно – скуку и раздражение.

«Берегите в себе человека» — основная мысль этого рассказа Чехова. Где бы вы не находились, чтобы вы не делали, оставайтесь им, настоящим Человеком. Только настоящий человек сможет устоять перед напором неутомимого социума, сохранить душу в трудностях, искушениях, рутине и ежедневных заботах. Нельзя разрешать другим людям вмешиваться в вашу жизнь, разрушать ваши мечты.

Ионыч мог бы изменить свою жизнь, направив её собственными стараниями в другое русло. Но он сделал другой выбор. Тот, который показался ему более легким, спокойным. Так и мы ежедневно выбираем. Наши решения и создают нашу жизнь. Но чтобы сделать выбор правильно, нужно не только уметь слышать голос души, но и иметь твердый характер, уметь отказываться от того, что тебе не нужно.

И тогда, возможно, в человеке все станет прекрасно: «и лицо, и одежда, и душа, и мысли», следуя известной цитате Чехова.

Деградация личности в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Сочинение по литературе

В своих коротких, но емких по смыслу рассказах Чехов поднимал злободневные проблемы и обличал общественные пороки.

Обычно он делал это, изображая судьбу того или иного персонажа, при этом не обозначая определенный порок, или же рассказывая о моменте из жизни героя, где он совершил проступок. Так автор дает читателю возможность подумать и выдвинуть свои выводы.

Стоит обратить внимание на то, что Антон Павлович Чехов изображает не общество в целом, а только определенную личность — ей предстоит выступить в роли отражения того самого порока, которым страдает все общество.

В рассказе «Ионыч» автор повествует о событиях из жизни врача Дмитрия Старцева, чтобы во всех подробностях продемонстрировать наглядный пример того, как происходит деградация личности. Место действия — губернский город С.

Приезжие отмечали в нем невыносимую скуку: каждый день был похож на другой, жизнь людей была однообразна. При этом жители городка утверждали, что это вовсе не так, и что у них есть, на что посмотреть.

При этом они указывали на Туркиных — с этой семьей знакомится и Дмитрий.

Позже выяснилось, что жизнь этих людей проходила по однообразному, давно написанному и отработанному сценарию: сначала Вера Иосифовна читала гостям очередной написанный ею роман, после чего ее дочь играла на фортепиано.

Прием завершает ужин, о котором неизменно свидетельствовал запах жареного лука. Старцев оказывается под пагубным влиянием этих людей. По мере развития сюжета раскрывается биография юного, подающего надежды врача, который ступил на неверный путь материального обогащения.

Сделав этот выбор, Старцев положил начало своему нравственному обнищанию.

Автор использовал несколько способов для раскрытия деградации личности Старцева. В начале рассказа Чехов чаще всего называет доктора по имени. Имя — это показатель индивидуальности человека, целостности его личности.

С первых строк рассказа перед читателями предстает человек, который активно интересуется происходящими вокруг него событиями. Он получает удовольствие от общения и всегда находит повод для дискуссии. Однако со временем произошло превращение Старцева во вредного Ионыча: он уже не искал тем для бесед.

Его не интересовало ничего вокруг, кроме денег. Автор указал, что «от таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато в винт играл каждый вечер, часа по три, с наслаждением».

В конце дня Ионыч неизменно доставал купюры и, «когда собиралось несколько сот, он отвозил в Общество взаимного кредита и клал там на текущий счет» — это было единственное, от чего он получал удовольствие.

Главный герой оградил себя от пространства и общества, что привело его в итоге к духовной гибели. Когда личность Старцева деградировала, Чехов и стал с презрением называть его по отчеству — Ионычем, тем самым подчеркивая, что он не одобряет выбор героя.

В Старцеве со временем умирали уникальность и талант, а после и его личность. Он имел шанс остаться человеком, однако не стал использовать его.

У него были возможности сопротивляться мещанскому укладу жизни, но он этого делать не стал. В превращении Старцева в противного, ожиревшего Ионыча виноват только он.

Общество, в котором он оказался, являлось только испытанием, которое ему не удалось пройти. «Вот и все, что можно сказать про него».

Деградация Дмитрия Старцева (по рассказу Чехова «Ионыч») :: сочинение по литературе на Сочиняшка.Ру

Великий русский писатель-реалист, обличитель мира пошлости, мещанства и обывательщины, А. П. Чехов сказал свое новое слово в драматургии и поднял на недосягаемую высоту жанр рассказа-новеллы. Главными врагами человека писатель всегда считал ложь, лицемерие, произвол, жажду обогащения. Поэтому все свое творчество он посвятил решительной борьбе с этими пороками.

Рассказ “Ионыч”, как и многие другие его произведения, стал откликом на самые насущные и острые вопросы современности. В рассказе “Ионыч” перед нами открывается типичная картина обывательской жизни губернского города, в котором всех приезжих угнетали скука и однообразие существования. Однако недовольных уверяли, что в городе хорошо, много приятных, интеллигентных людей.

5 стр., 2237 слов

Чехов о любви краткое

… Павловича. Сам автор оставляет вопрос о любви открытым. Также читают: Картинка к сочинению Сочинение по рассказу Чехова О любви , Популярные сегодня темы Произведение … кажется ничем им не грозит.

Сам Павел Константинович личность интересная и сложная. Он, как и многие интеллигенты … в жизни, теряет ключ к счастью. Вывод . А. П.

Чехов представил на суд читателя ситуацию, в которой любовь стала …

А в качестве примера интересной и образованной семьи всегда приводили Туркиных. Однако, вглядываясь в образ жизни, внутренний мир и нравы этих персонажей, мы видим что на самом деле это мелкие, ограниченные, ничтожные и пошлые люди. Под их губительное влияние и попадает Старцев, постепенно превращаясь из интеллигентного и талантливого врача в обывателя и стяжателя.

  Обломов. Краткое содержание 2 части

  • В начале повествования Дмитрий Ионыч Старцев предстает перед нами милым и приятным молодым человеком, ищущим интересного общества.
  • Он потянулся к семье Туркиных, потому что с ними можно поговорить об искусстве, о свободе, о роли труда в жизни человека.
  • Да и внешне в этой семье все выглядело привлекательно и оригинально: хозяйка читала свой роман, Туркин повторял излюбленные шутки и рассказывал анекдоты, а их дочь играла на фортепьяно.
  • Но все это хорошо, ново и оригинально в первый раз, на самом же деле у Туркиных ничего не выходит дальше этого однообразного и лишенного какого бы то ни было смысла, времяпрепровождения.

По мере развития сюжета, мы все больше погружаемся в обывательскую пошлость общества, в которое попадает чеховский герой.

Автор шаг за шагом раскрывает перед нами историю жизни молодого талантливого врача, выбравшего ложный путь материального обогащения. Этот выбор стал началом его духовного обнищания.

Главным объектом критического анализа писателя становится не только мертвящая сила пошлости и обывательщины, под влиянием которой доктор Старцев превращается в отвратительного Ионыча, но и сам герой. Внутренняя эволюция героя наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. Старцев действительно полюбил Екатерину Ивановну.

Однако в его чувстве нет жизни, нет души. Романтика любви, ее поэзия оказываются совершенно чуждыми ему. “И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки…”, – размышляет он.

И мы видим, как очерствело его сердце, как он духовно и физически состарился. Показательно и отношение героя к труду. Мы слышим из его уст хорошие и правильные речи “о том, что нужно трудиться, что без труда жить нельзя… “. И сам Ионыч трудится постоянно, каждый день.

Однако его труд не одухотворен “общей идеей”, он имеет целью лишь одно – “по вечерам вынимать из карманов бумажки, добытые практикой” и периодически отвозить их в банк.

Чехов наглядно дает понять, что духовное развитие героя остановилось и пошло в обратном направлении. У Ионыча есть прошлое, настоящее, но нет будущего. Он много ездит, но по одному и тому же маршруту, постепенно возвращающему его к исходно Точке.

Все его существование теперь определяется лишь жаждой обогащения и накопительства.

Он отгораживается и от пространства, и от людей. И это ведет его к нравственной гибели. Всего за несколько лет герой оказался полностью побежденным той обывательской пошлостью, которую так ненавидел и презирал в начале.

3 стр., 1476 слов

Пути исканий смысла жизни главными героями романа Л.Н.Толстого …

… Толстой невероятно тонко и верно показал страдания, духовные метания и нравственные поиски своих любимых героев.

Тем самым он подчеркнул, что мыслящий человек не должен стоять на месте, оставаться в … смысл жизни. 0 человек просмотрели эту страницу.

или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. … бесконечному небу. Как же я не видел прежде этого высокого неба? И как …

По сути, Старцев даже не сопротивляется этим губительным обстоятельствам. Он не борется, не мучается, не переживает, а просто с легкостью уступает. Теряя человеческий облик, душу, Ионыч перестает быть и хорошим специалистом.

Так, постепенно в Старцеве погибает человек, личность, талант. В финале рассказа даже Туркины, бездарность и ограниченность которых автор все время высмеивает, оказываются духовно выше Ионыча. В них, несмотря на всю пошлость и мелочность их интересов, осталось еще что-то человеческое, они хотя бы вызывают жалость.

В Старцеве же не осталось ровным счетом ничего положительного.

“Кажется, что едет не человек, а языческий бог”, – говорит о нем автор, подводя итог его полной нравственной деградации. А. П. Чехов – прекрасный писатель конца второй половины 19 века. Он внес огромный вклад в великую русскую литературу своими замечательными рассказами и пьесами.

Все произведения Чехова направлены на описание повседневной жизни людей.

Писатель рассказывает нам не о конкретных героях, а о всех вместе, показывая их обыденные проблемы, скучное существование. Антон Павлович в своих трилогиях и пьесах высмеивает пошлость людей и мещанство как социальную болезнь.

В рассказе “Ионыч” автор показывает нам деятельного человека, доктора Старцева, который приехал в губернский городок, чтобы работать. Но, с его привыканием к рутинной повседневной жизни, он деградирует как личность.

Сначала Старцеву нравилось ходить в дом Туркиных, самой образованной семье города, где и Вера Иосифовна рассказывает “о том, что никогда не бывает в жизни”, и Котик с “талантом” пианистки, и Иван Петрович с его “негосударственно” и, здравствуйте пожалуйста”, – все это привлекло и нравилось Старцеву поначалу.

Спустя какое-то время он влюбляется в Котика, но получает отказ. Старцев быстро успокоился и именно тогда встал на путь полного духовного падения. У него появляются мысли о большом приданом, и мысли вроде: “А к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам?..

  1. ” Вобщем Старцев все больше и больше погружался в пошлую, однообразную жизнь губернского городка.
  2. Чтобы ярче показать падение героя, Чехов изображает Старцева через четыре года, акцентируя внимание на внешности: “Он пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой”.
  3. К тому времени героя уже не интересовали окружающие, он снисходил до них только для того, чтобы поиграть в карты.

Его любимым занятием стало перебирание денег, полученных за день. Даже в городе заметили, что Старцев изменился не в лучшую сторону. Можно сделать вывод, что существование в такой теплой среде может затянуть любого умного, деятельного человека, сделать из него обыкновенное, духовно опустошенное существо, а именно таким стал герой рассказа “Ионыч”.

Другое, не менее привлекательное и правдивое произведение – “Вишневый сад”. В котором автор показывает обывательскую жизнь людей. В пьесе сочетаются хороший юмор и трагедия. Чехов говорит о вымирании дворянства, изображая Раневскую, которая бросается деньгами, и ее брата Гаева, который все свое состояние проел на леденцах.

Но, вообще, Чехов большое внимание уделяет в пьесе времени, оно является центральной в комедии.

Самое интересное, что автор как бы делит героев на живущих только прошлым, настоящим и будущим. Писатель также показывает и мелочные интересы героев.

Раневская, Гаев, Фирс – все они живут воспоминаниями о былых временах, о том, как было хорошо им тогда. Привыкшие к ничегонеделанью, они даже не могут принять правильное предложение Лопахина, касающееся их имения, а именно от них зависит дальнейшая судьба вишневого сада.

В этой пьесе Чехов также очень ярко показывает деградацию отдельных героев, говоря о том, что прошел их век и наступило время для нового поколения, с прогрессивными мыслями, умных и деятельных людей. Особенностью А.

П. Чехова является то, что он один из немногих умел так точно, ярко изобразить повседневное существование людей своей современности. За свою жизнь писатель написал множество прекрасных произведений, которые внесли огромный вклад в русскую литературу.

Деградация души человека в рассказе А.П. Чехова «Ионыч»

Одной из основных тем творчества А. П. Чехова является опошление человека средой, его уход от реальной жизни в «футляр», полное омертвение. Одним из ярчайших произведений, посвященных этой теме, является рассказ «Ионыч». В пяти небольших главках писатель сумел отразить колоссальное падение человека.

Перед нами проходит практически вся сознательная жизнь врача Дмитрия Ионыча Старцева, от его приезда в губернский город С. до «воцарения» в нем. В начале рассказа мы видим совсем еще молодого человека, полного надежд и мечтаний. Он грезит о счастливом личном будущем, о плодотворной профессиональной деятельности, об интересной и содержательной жизни.

И поначалу начинает действовать, осуществляя свои мечты. Так, не успев приехать в С., Старцев тут же знакомится с «самой интересной» семьей в городе – Туркиными. Прочитав описание этих людей, мы понимаем, что это «интересное семейство» — самые заурядные люди, обыватели, мнящие себя интеллигентами.

Но понимает ли это «умный и тонкий» Старцев? Слушая очередной графоманский роман Веры Иосифовны о благородной деятельности на благо простого народа, герой понимает, что она «читала о том, чего никогда не бывает в жизни». Но все же «слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, — не хотелось вставать».

Уже в этот период своей жизни Дмитрий Ионыч начинает поддаваться «соблазну обывательства» — как хорошо никуда не стремиться, ничего не делать, ни о чем не думать, а лишь покоиться в тепле и уюте… Чехов не спешит обвинять своего героя.

Он показывает, что Старцеву, всю зиму проведшему в деревне, лечившему мужиков и ничего не видевшему, кроме этого, было ново и интересно общаться с благородными людьми, побыть в теплой семейной обстановке. Разве можно молодого человека винить за это? Но постепенно герой все чаще и чаще начинает выбирать покой, а не развитие души.

Даже в любовных делах он ставит на первое место собственное умиротворенное состояние. Думая, что влюблен в Котика, даже отправившись на свидание к ней (на кладбище!), Старцев остается в «русле» обыденной жизни. Этот герой не мучается бессонницей от любви, не ищет каждую минуту встречи со своей возлюбленной. Нет! Все у него происходит как-то «серо и буднично».

Не дождавшись Котика, Старцев садится в коляску с мыслями «Ох, не надо бы полнеть!», а на следующий день едет делать Екатерине Ивановне предложение. Хотя в этот период жизни душа Дмитрия Ионыча еще не угасла. На кладбище, где он был один на один с вечностью, ему приходят в голову мысли о кратковременности жизни и необходимости прожить ее интересно и содержательно.

Герой понял, что он жаждет любви: «Как в сущности нехорошо шутит над человеком мать-природа, как обидно сознавать это! Старцев думал так, и в то же время ему хотелось закричать, что он хочет, что он ждет любви во что бы то ни стало…» Однако что этот человек сделал, чтобы осуществить свое желание? Даже сидя в ожидании своей любимой, герой думает о приданом.

В голове у него рисуется идеал семейной жизни. И мы видим, что этот идеал отнюдь не выходит за рамки самых ограниченных представлений: «В городе, так в городе. Дадут приданое, заведем обстановку…» Как сказали бы писатели начала 20 века, самые типичные мещанские мечты… Котик отказала герою – у нее были грандиозные планы на будущее.

После этого отказа Старцев испытывал неприятные эмоции – оскорбленное самолюбие не давало ему покоя, …но и не более. Автор пишет, что «дня три у него дело валилось из рук, он не ел, не спад, но, когда до него дошел слух, что Екатерина Ивановна уехала в Москву поступать в консерваторию, он успокоился и зажил по-прежнему».

Далее, начиная с четвертой главки, мы наблюдаем очень быструю деградацию героя. Видимо, никаких событий, способных взволновать его душу, больше не происходило. А вернее, мне кажется, герой решил не «подпускать» их к себе. Зачем? Это лишняя душевная боль и бессонница. Гораздо проще жить так, как все, – думая лишь о своем желудке и кошельке.

Так Старцев и существует, постепенно превращаясь в Ионыча. Уже через четыре года после события со сватовством герой «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой». Важно, что часть вины за деградацию Дмитрия Ионыча Чехов возлагает на его окружение. С жителями города С. безболезненно можно было либо играть в карты, либо говорить об урожае, либо пить.

Других тем для разговоров, иных жизненных интересов у этих людей не было: «И Старцев избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт…» И даже второе появление Котика не смогло изменить направления жизни Ионыча: «И теперь она ему нравилась, очень нравилась, но чего-то уже недоставало в ней, или что-то было лишнее, — он и сам не мог бы сказать, что именно, но что-то уже мешало ему чувствовать, как прежде». И герой теперь даже радовался, что он не женился на Екатерине Ивановне – это были бы «лишние хлопоты». Финал рассказа подводит итог существованию героя: «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует». Внешне жизнь Ионыча богата – у него огромная практика, множество знакомых, большое количество денег. Однако внутренне этот человек мертв. «Футляр», который он надел на себя, полностью поглотил этого человека, превратив его в ходячую мумию. Название рассказа полностью отражает степень деградации героя – из молодого перспективного врача Дмитрия Ионовича Старцева он превратился в обычного стяжателя Ионыча, потеряв при этом уважение не только окружающих людей, но и свое собственное. А что может быть страшнее этого?

Проблема деградации личности в рассказе А.П.Чехова «Ионыч»

Проблема деградации личности в рассказе А.П.Чехова «Ионыч».

   У каждого 
человека есть свои интересы, увлечения, стремления, желания, амбиции. Чем шире круг этих понятий, тем богаче и осмысленней 
его духовная жизнь. Но под влиянием различных факторов мы можем стать 
черствыми, потерять интерес к окружающей действительности, запереться в собственном 
ограниченном мирке.

   В рассказе «Ионыч» А.П. Чехов поднимает проблему деградации личности под влиянием окружающей среды. Данная проблема традиционна, но не теряет своей актуальности и по сей день.

   Произведение 
адресовано широкому кругу людей, перед 
внимательным и вдумчивым читателем 
оно раскроет всё, что хотел сказать 
автор.

   С первых строк 
Чехов показывает окружающую среду, в которой будет происходить 
перерождение героя.

Чтобы подчеркнуть 
позерство Ивана Петровича вводятся каламбуры, фразы давно утратившие свою естественную форму: «недурственно», «здравствуйте пожалуйста», «большинский».

Используется фразеологизм: «не имеете никакого римского права». Развернутое сравнение характеризует такую же позерскую игру Екатерины Ивановны на рояле.

   Некоторые реплики героев несут особый смысл: «А приданого они дадут, должно быть, немало». Именно так Чехов показывает читателю первое проявление «Ионыча» в Старцеве.

Впоследствии точные и выразительные эпитеты рисуют совершенно нового человека: «Когда он, пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиком и Пантелеймон, тоже пухлый и красный, с мясистым затылком, сидит на козлах, протянув вперед прямые, точно деревянные руки…» Постепенное превращение молодого энергичного доктора в обрюзгшего человека, старого и душой, и телом, заставляет читателя задуматься, критически оценить современную реальность. Прощальную фразу Чехов может адресовать личности доктора Старцева.

   Позиция автора такова: окружающая среда может негативно 
влиять на человека, способствуя деградации его личности.

   Я согласен с мнением автора, человеческая душа подвержена влиянию извне.

   В русской 
литературе немало примеров деградации личности под влиянием окружающей среды. Этому был подвержен и Пьер Безухов из романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Но та же внешняя среда – события Отечественной войны 1812 года сподвигла его к перемене жизненных ценностей.

   Но есть люди, навсегда потерянные в своем 
замкнутом мирке. Пример тому – Плюшкин. В «Мертвых душах» он показан как 
человек, дошедший до состояния крайней 
скупости. Сторож своих богатств, он стал их рабом.

   Проблема 
деградации личности актуальна и 
в наше время, особенно в условиях ?преобладания? материальных ценностей над реальными. Современные «Ионычи» все свободное время проводят между работой и телевизором, не испытывая интереса ни к чему другому. В погоне за оболочкой, они пускают истинный смысл жизни.

   Мы должны охранять свой внутренний мир от негативных воздействий окружающей среды, ведь наша духовность делает нас Людьми.

   Произведение 
А.П.Чехова завставляет задуматься об актуальной проблеме – деградации личности под воздействием внешней среды. 

17.Как в рассказе «Ионыч» Чехов показывает постепенную деградацию героя?

Антон Павлович Чехов — выдающийся русский писатель и драматург, творчество которого завершает классический период русской литературы. Свой рассказ «Ионыч» автор написал в 1898 году.

Данное произведение относится к позднему периоду творчества писателя.

В рассказе «Ионыч» писатель повествует читателям о падении человека, показывает его постепенную деградацию на примере главного героя Дмитрия Старцева.

 Чеховская история о том, как человек постепенно превращается в тупого, жадного и равнодушного обывателя. Наш юный герой — Дмитрий Ионыч — молодой врач, полный энергии и сил, увлечённый работой настолько, что даже в праздники не имел свободного времени. Он чувствовал себя одиноко среди жителей города, ему не о чём было с ними разговаривать.

У Дмитрия Старцева есть свои идеалы, стремление к высокому. От обывателей города молодого врача  отличают движения души и пылкость чувств. Вскоре Дмитрий Ионыч знакомится с семьёй Туркиных и влюбляется в Котика. Он страдает от безответного чувства — значит, душой он ещё жив. Но появившиеся сомнения и отказ девушки становятся первым шагом на пути  Старцева в Ионыча.

А была ли эта любовь на самом деле? Можем ли мы себе представить  семью Старцева в обывательском городе как интеллигентную и образованную? Котик, по крайней мере, стремится вырваться из города и выбиться в люди. У неё есть своя цель, которой она хочет добиться. После отказа Екатерины Ивановны «у Старцева перестаёт беспокойно биться сердце». Огонёк в его душе гаснет.

Он готов примириться с окружающими. 

Со временем Старцев превращается в сытого, важного и равнодушного ко всему мещанина. Теперь он охотно играет в карты по вечерам, а придя домой, с большим увлечением считает деньги.

Проходит ещё несколько лет и его теперь зовут просто «Ионыч», он ещё больше пополнел, тяжело дышит и уже ходит, откинув голову назад. В рассказе «Ионыч» видно, как обывательская тина засасывает доктора Старцева.

Эта среда губительно подействовала на героя, и он постепенно превратился в скупого, скучного человека. 

Но нельзя винить лишь одну среду, червоточина есть и в самом человеке. Если задатки, высокие стремления не реализованы, значит, у героя и не было внутренних потребностей, твёрдых убеждений.

Проблема данного рассказа – в постепенной деградация личности, её «дороге вниз». Чехову важно исследовать причины этого процесса, выяснить, кто виновен в духовном оскудении героя — окружение или он сам. 

Таким образом, Антон Павлович Чехов, изображая героев, подобных Ионычу, призывает нас, читателей строить свою жизнь по-иному, чтобы нами двигали любовь и труд. Именно они способны облагородить человека и убить в нём пошлость.

Мадина

Деградация Ионыча в рассказе «Ионыч» (А.П. Чехов)

Антон Павлович Чехов в одном из самых известных рассказов «Ионыч» показывает, как происходит полная деградация главного героя. Чехова всегда волновали темы честности, общества, влияния, развития и деградации.

В таком небольшом рассказе он смог вместить все самые главные проблемы существования в окружающей среде. Вопрос актуальности его произведения даже не поднимается, ведь абсолютно точно ясно, что общество, изображенное в «Ионыче», недалеко находится от современного.

Как же происходит деградация главного героя и кто в этом виноват?

Дмитрий Ионович Старцев в начале произведения – это молодой и перспективный доктор с горящими глазами. Он с удовольствием познает мир, себя и людей, которые его окружают.

Старцев приехал работать в земскую больницу, неподалеку небольшого городка С. Он считает своей обязанностью помочь людям и подолгу задерживается на работе в ущерб личному времени.

Дмитрий имеет ко всему необычайный интерес, но на первом месте для него находится все-таки работа. Однажды он осмелился на небольшой отдых.

Старцев был не местным, поэтому спросил людей, где здесь можно хорошо отдохнуть. Несмотря на наличие разных культурных заведений в городишке, все ему единогласно указывали на самую «талантливую» здесь семью Туркиных. Как только Дмитрий попадает в общество этих людей, читатель вместе с ним открывает «глубину» их талантов.

Отец семейства всегда травит анекдоты, рассказывает смешные истории, которые имеют свойства вылетать из его уст изо дня в день, все время в том же порядке. Мать пишет «романы», а потом читает тем зевакам, которые пришли к ним на развлечение. Это писательство на самом деле не имеет ничего общего с реальными жизненными историями.

Возможно, именно поэтому люди слушают их с удовольствием. Им тоже иногда хочется спрятаться в мир, где нет ничего настоящего. Хотя они и так провели всю жизнь во тьме и лжи. Их дочь, молодая Екатерина Ивановна, «необычайно талантлива» и «виртуозна» в игре на пианино. Она могла взять одну ноту и играть ее долго-долго.

Все вокруг притворялись, что чувствуют в этом звуке какое-то волшебство.

Дмитрий Ионович смог там отдохнуть, но, сколько бы его не приглашали снова, он все никак не хотел больше ехать к ним. Доктор был занят своей больницей и пациентами. Таким образом, он отделял себя от дурного общества и держался на расстоянии. Он все смотрел на них, как на чудаков, ведь самые талантливые люди городка жили, как заведенные часы. В их доме все повторялось снова и снова.

Волей случая Дмитрий снова оказался в доме Туркиных. Мать Екатерины заболела и нуждалась в таком специалисте, как он. Вскоре Старцев начал привыкать к обществу людей этого городка. И это стало первым шагом к его деградации.

Вливаясь в пошлый коллектив, он становился похожим на них, хотя сам этого не замечал. Он все также судил этих людей за то, что они не умеют культурно говорить и за их умственную темноту.

Тем не менее, эта темнота начала поглощать и самого доктора.

Дмитрий влюбился в молоденькую Екатерину. Она казалась ему божеством. Это были те минуты просветления, которые стали лучшим отрывком времени в его жизни. Он все спешил к Туркиным, чтобы увидеть любимую, пытался как-то найти с ней встречу.

Ему казалось, все, что говорит эта девушка (Котик, как ее называют родители), было умно и прекрасно. И даже здесь, в этом порыве чувств, он не ведет себя, как обычный влюбленный.

Да, ему также характерна поспешность выводов и стремление к действиям, но он пытается спрятаться от этих чувств, взять их под контроль.

Символической является сцена на кладбище, куда отправляется главный герой, поверив записке Котика и тому, что она будет ждать его в этом жутком месте. Он понимал, что это все вздор. Она просто подшучивает над ним. Тем не менее, Дмитрий отправился туда с надеждой.

Мир мертвых встретил его холодом, но не безнадегой, которая царила в мире живых. Об этом говорит художественная деталь – лампадка над памятником, которая отражала лунный свет. Естественно, Котик не пришла.

На следующий день Старцев помчался к ней делать предложение, но Катерина собиралась бросить этот город и уехать обучаться музыке, что она позже и сделала.

Интересно, что главный герой вскоре после ее отъезда совсем забыл о своей любви. Он стал богаче, много ездил, поправился и полюбил деньги. Каждый раз он возвращался после работы домой и первым делом считал те несчастные бумажки, которые рассовал по карманам.

Его отношение к пациентам тоже поменялось: чем больше он любил деньги, тем меньше любви у него оставалось для больных. Дмитрий теперь участвовал в других развлечениях: он играл в игры. Старцев не очень-то любил обывателей, но считал их вполне сносными, если не говорить с ними о чем-то, только играть.

Таким образом, он потихоньку съезжал вниз по духовным рельсам.

Когда Катерина вернулась из консерватории, то не замедлила пригласить в гости влюбленного в нее доктора. Вот только он уже был совершенно не тем человеком. Старцев посмотрел на нее, и все в ней показалось ему не таким уж и хорошеньким, каким он представлял себе еще четыре года назад.

Так от его любви не осталось и следа. В последней пятой части рассказа Чехов показывает человека, который совсем не похож на того молодого продуктивного доктора Дмитрия Ионовича, фигурирующего в первой части повествования. Теперь он еще больше растолстел и еще больше увлекся деньгами. Для него нет ничего лучше, чем считать эти бумажки с утра до вечера.

В начале рассказа автор красочно расписал «самую лучшую» семью в этом городке. Да так, что стало ясно, что это за городок и кто в нем живет, если такую семью называют «талантливой». И все же по сравнению с главным героем, который пал ниже плинтуса, эта семья выглядит не так уж и плохо.

Вот почему они выступают, с уст автора, сливками общества. Эти люди имеют влияние на всех, кто существует вокруг них. Такой же жертвой обывателей является и сам Дмитрий, который в конце произведения становится Ионычем.

Это простое прозвище как нельзя лучше показывает не только его деградацию, но и родство со всеми обывателями городишки.

Ионыч – яркий пример героя, который прошел длинный путь прогресса для того, чтобы ступить на путь деградации и остаться там навеки. Чехов показал, что иного выхода в персонажа не было.

В таком гнилом и недалеком обществе он просто не мог остаться самим собой или же прогрессировать. Все люди, которые нас окружают, так или иначе, имеют влияние на наши личности.

Пока в обществе лучшими будут такие, как Туркины, оно обречено на вечную серость жизни и размножение таких, как Ионыч.

И до какой ничтожности, мелочности, гадости

мог снизойти человек!

Н.В. Гоголь

Эти слова Н.В. Гоголя соединяют воедино вечные проблемы литературы XIX века, ее сокровенную мечту о «живой» душе, о нравственном и духовном человеке.

  • Задание
  • Перескажите содержание рассказа «Ионыч».
  • Ответ

Дмитрий Ионович Старцев – герой рассказа «Ионыч», был назначен врачом в земскую больницу в Дялиже, недалеко от губернского города С. Это юноша с идеалами и желанием чего-то высокого. В С. он знакомится с семьей Туркиных, «самой образованной и талантливой» в городе.

Иван Петрович Туркин играл в любительских спектаклях, показывал фокусы, острил, Вера Иосифовна писала романы и повести для себя и читала их гостям. Их дочь, Екатерина Ивановна, молодая миловидная девушка, которую в семье зовут Котик, играла на рояле.

Когда Дмитрий Иванович впервые посетил Туркиных, то был очарован. Он влюбился в Екатерину. Это чувство оказалось за все время его жизни в Дялиже «единственной радостью и… последней». Ради своей любви он готов, казалось бы, на многое.

Но когда Котик отказала ему, возомнив себя блестящей пианисткой, и уехала из города, он страдал всего три дня. А потом все пошло по-прежнему.

Вспоминая же о своих ухаживаниях и высоких рассуждениях, он только лениво говорил: «Сколько хлопот, однако!» и т.д.

3 стр., 1085 слов

Образ и характеристика доктора Старцева в рассказе Чехова Ионыч

… бесплодно. Чехов еще раз нам показал на основе данного героя деградацию личности человека, показывая в своих рассказах весь трагизм мелочной действительности. Характер Старцева Дмитрия Ионыча Дмитрий Ионыч Старцев — главный герой рассказа А.П.Чехова «Ионыч», где …

В рассказе 4 части. Это 4 этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, 4 ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Деградацию души Ионыча Чехов показывает через подтекст, через художественные детали и интонации.

Выводы

Дмитрий Старцев терпит крах и в общественном плане, и в личном. Старцев – интеллигентный человек, но в городе С. эталон интеллигентности – Туркины. Вначале повествования Старцев видит бездарность и матери, и дочери.

Его коробят плоские шутки хозяина дома. Старцев – , но деньги, заработанные им, становятся единственным идеалом его жизни. Это привело к тому, что «жадность одолела».

Старцев утрачивает идеалы молодости и не умеет сохранить свою любовь.

Деградация личности в произведении п. Чехова «Ионыч»

Такиепонятия, как понятия о добре и зле, поискисмысла жизни, влияние окружающей средына личность человека — все это темы,волновавшие русскую литературу. Чеховнаиболее ярко показал процесс изменениячеловеческой души под влиянием средыи прожитых лет.

Кто не мечтал в юностио таких возвышенных идеалах, как честь,равенство, братство, свобода, труд напользу общества?! Но проходят годы, ииной человек полностью внутреннеменяется, желая только покоя и сытой,обеспеченной жизни.

Чехов первый вскрылсоциальные причины этой болезни врассказе “Ионыч”.

Дмитрий Старцев, молодой, талантливыйврач, приезжает на работу после окончанияуниверситета в губернский город С. Онвсеми силами старается быть полезнымлюдям. Работа составляет смысл егожизни, ради нее он готов забыть оразвлечениях, поэтому он много трудится,не зная отдыха. Впрочем, сам же Чеховкак-то заметил, что чаще всего довольнобыстро черствеют учителя и врачи.

Однообразные будни, наполненныебесконечными больными, поначалу нераздражают Старцева. Ему советуют, какобразованному и интеллигентномучеловеку, записаться в клуб, вход кудабыл доступен только верхушке города;его знакомят с семьей Туркиных, по мнениюместных обывателей, самой талантливойи необыкновенной. Чехов мастерски рисуетнам эту “талантливость”.

Плоскиеостроты главы семейства Ивана Петровича,бездарная игра на рояле дочки Катериныи надуманные романы, которые сочиняетее мать, понятны Старцеву, но все-такипосле больницы, грязных мужиков приятнои спокойно было сидеть в мягких креслаху Туркиных и ни о чем не думать. СкороСтарцев влюбляется в Катерину, которуюв семейном кругу называют Котиком.

Дмитрий готов на все ради нее, но Котиклишь кокетничает с ним, не отвечая напылкие чувства влюбленного. Старцевпонимает, что ему, взрослому человеку,неприлично слоняться по кладбищам,получать записочки, как желторотомугимназисту, но тем не менее он носитсяпо всему городу, разыскивая фрак, чтобысделать предложение Туркиной. Однакоон получил отказ. Впрочем, доктор недолгопереживал это.

Ему было всего лишь“немного стыдно”, что все так глупо ипошло закончилось. Раньше в городеСтарцева звали “поляк надутый”, темсамым подчеркивая, что он чужой здесь.Старцев редко с кем разговаривал вклубе, а чаще молча ел, уткнувшись втарелку, потому что, о чем бы он ниговорил, все обывателями воспринималоськак личная обида.

Когда доктор пыталсяговорить о пользе труда, то каждыйчувствовал в этом упрек себе. Горожанедействительно ровным счетом ничего неделали. День и время уходили на карты,сборища, безделье. Уезжает из городаКотик, Старцев равнодушно встречаетэту весть, но с этого времени он теряетинтерес к работе, несмотря на то что вгороде у него огромная практика, емухорошо платят за визиты.

По вечерам онлюбит считать деньги, которые заработалза день. У него появляются “безобидные”страстишки: игра в вист, обжорство,жадность, равнодушие. Он уже не сострадаетближним, как раньше, и позволяет себекричать на больных и стучит палкой. Вгороде его уже по-домашнему называютИонычем, тем самым принимая его в своюсреду.

Чехов, показывая “лучшую” семьюТуркиных, как бы подводит нас вслед заСтарцевым сделать вывод: “Если самаяталантливая семья так бездарна и глупа,то каков же весь город?” Еще хуже, чемТуркины, потому что в этом милом семействеесть налет хоть какой-то интеллигентности.

Старцев не имел семьи. Не зная, что делатьс деньгами, он, по-видимому, просто радиудовольствия скупал недвижимость. Чеховнас предупреждает: “Не поддавайтесьгубительному влиянию среды, не предавайтесвоих идеалов, берегите в себе человека”.

Процесс духовного умирания Старцеватем тягостнее, что он вполне осознает,в какое мерзкое болото погружается, нодаже не пытается с этим бороться. Жалуясьна окружающую среду, он мирится с нею.Даже воспоминания о любви не могутразбудить полуспящую душу Старцева.

Ионыч уже давно умер, и ничто не можетвывезти его из духовной спячки. Ему нежаль молодости, любви, несбывшихсянадежд.

Чехов написал историю новой формытяжелой социальной болезни, которуюдавно изучала русская литература.Название этой болезни — духовнаядеградация личности. Как опытный врач,Старцев мог бы поставить себе диагноз:распад личности в результате утратыжизненных идеалов.

Творчество Чехова высоко оценили нетолько его современники, но и писателиXX века. Алексей Николаевич Толстой,например, говорил: “Чехов — это Пушкинв прозе”, а его однофамилец — Лев Толстой— утверждал: “Какой превосходныйязык!.. Никто из нас: ни Достоевский, ниТургенев, ни Гончаров, ни я — не моглибы так писать”.

Источник: https://studfile.net/preview/5298602/page:12/

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность — обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.

А. Чехов старался изобразить

именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники — все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического — как разных проявлений жизни, в котором рядом

сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое
болото.

Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился — Екатерину Туркину (2″Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе (2″Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» — утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», — пишет Чехов.

Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение весьма малые.

До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не вышло». Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…». Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой «человека в футляре».

Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немножко — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь…» — встречаем мы в «Даме с собачкой».

А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвой жизни» (2по выражению Горького), пути к прекрасному. Так как в человеке «все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность — обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.

А. Чехов старался изобразить именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники — все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического — как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.

Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился — Екатерину Туркину («Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.

Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе («Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» — утверждает он.

Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», — пишет Чехов.

Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение весьма малые.

До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не вышло». Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…». Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой «человека в футляре».

Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немножко — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь…» — встречаем мы в «Даме с собачкой».

А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвой жизни» (по выражению Горького), пути к прекрасному. Так как в человеке «все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

Главная тема произведений выдающегося русского писателя и драматурга А. П. Чехова — это жизнь обычных людей, его современников, которых автор изображает с сочувствием к ним и с негодованием против условий, в которых они вынуждены жить. Жизнь в обществе, устройство которого почти неизбежно принуждает их деградировать, и ничто для его героев не становится избавлением: ни работа, ни любовь, ни культура или личная интеллигентность и даже духовность — обстоятельства в большинстве случаев оказываются сильнейшими.
А. Чехов старался изобразить именно «средних», обычных людей, типажи, которые воспринимаются как представители народа в целом, чтобы читатель имел возможность узнать в них себя. Врачи и помещики, студенты и священники, офицеры и чиновники — все они рассматриваются писателем с одной точки зрения, Чехов ищет общие закономерности, обобщает характеристики будто очень разных по происхождению людей. Делает он это с чрезвычайным мастерством использования художественных средств: точной детали, индивидуализации образов, контраста величественного и мелочного, трагического и юмористического — как разных проявлений жизни, в котором рядом сосуществует все. Но даже ирония не перекрывает полностью большую боль писателя, вызванную невозможностью обычного, слабого человека освободиться от залосненной будничности, которая затягивает будто в топкое болото.
Даже лучшие представители «средних людей», трудолюбивые, с прогрессивными взглядами, способностью мыслить, постепенно и незаметно для себя при таких условиях превращаются в ограниченных обывателей. Это ярко показано на примере врача Старцева в рассказе «Ионыч». Сначала «обыватели своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом бесили его», их философию он считал «тупой и злой». Встретил он и женщину, в которую влюбился — Екатерину Туркину («Котика»). Правда, она отказывается выйти замуж за него. Екатерина хочет стать артисткой и уезжает в другой город, но не забывает Старцева. Он остается работать, достигает успеха. Через четыре года они снова встречаются, но будничность уже успела затянуть Старцева: признание Екатерины в любви не находит ответа. Ему нечего сказать. И вот уже вместо бывшего Старцева возникает «Ионыч»: толстый, раздражительный, равнодушный к людям. Жадность одолела Ионыча, он покупает себе имения и дома в городе, хочет поспеть и здесь и там, заставляет прислугу ему угождать. Живется ему скучно, ничто его не интересует.
Любовь, которая приостановила на некоторое время деградацию, оказалась слабоватым чувством, чтобы спасти Старцева, но, как мы видим в другом рассказе («Дама с собачкой»), Чехов возлагал надежду на спасательные силы этого чувства. «Влюбленность указывает человеку, которым он должен быть» — утверждает он.
Гуров и Анна Сергеевна до встречи идут путем Старцева. Обстоятельства затягивают их: они состоят в браке с духовно чужими людьми, «ненужные дела и разговоры все об одном и том же забирают на себя лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то кургузая, бескрылая жизнь». Гуров по образованием филолог, но работает в банке, он мечтал петь в опере, но отрекся от мечты, встреча с Анною для него сначала «легкое» приключение. И чувство оказывается сильнее «Эта их любовь изменила их обоих», — пишет Чехов.
Но так везет лишь единицам. В большинстве «средних» людей шансы на спасение весьма малые.
До какой степени может деградировать человек изображается на примере образа Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», жизнь которого проходит под лозунгом «Как бы чего не вышло». Его характеристики почти гротесковая, чем отличают этот образ от «средних» людей, но сам принцип жить, избегая резких движений или вообще принятия важных решений, довольно распространенный. Беликов прячется от жизни с помощью ваты в ушах и темных очков, он создает вокруг себя «футляр», но и сам незаметно превращается в «футляр», в котором сохраняются какие-то вещи, но не душа. Для настоящей любви в футляре места не находится. «Для него были понятными лишь циркуляры и газетные статьи, в которых запрещалось что-нибудь». Беликов боялся жизни, но почти весь город опасался Беликова, который что-то глазел: печальная реалия государственного устройства, которое держится на доносах. Под влиянием подобных примеров все «боятся громко разговаривать, присылать письма, читать книги, боятся помогать бедным, учить грамоте…». Целое типичное явление тогдашней эпохи угадывается за фигурой «человека в футляре».
Но вместе с тем рассказ Чехова отнюдь не производит гнетущего впечатления. Писатель предостерегает против деградации, но не «обрекает» на нее. Нет в его произведениях безнадежности или пессимизма, а преисполненный юмору стиль будто художественно противостоит унынию к жизни, к которой можно было бы прийти, обращая внимание лишь на сюжеты. «И казалось, что еще немножко — и решение будет найдено, и тогда начнется новая, замечательная жизнь…» — встречаем мы в «Даме с собачкой».
А изображая примеры деградации, объясняя ее причины, Чехов «лечил» читателей от моральной слабости и пассивности и призывал не подвергаться губительному влиянию среды, беречь в себе человека и искать пути освобождения от «полумертвой жизни» (по выражению Горького), пути к прекрасному. Так как в человеке «все должно быть прекрасным: и тело, и душа, и одежда, и мысли».

Анализ литературного произведения в рамках

социологических подходов

Проблема деградации личности в рассказе А. П.Чехова
«Ионыч»

   В рассказах А.П. Чехова явно или неявно проявляется главная тема —
взаимозависимость человека и среды, которая его окружает. Среда часто формирует
человека, обусловливает его поведение, его характер, его образ жизни. Сам
человек, по мнению Чехова, тоже может и должен влиять на среду. Писатель
показывает героев, которые отказываются от такой деятельности, полностью
подчиняясь среде.

   Одним из таких героев является Дмитрий Ионыч Старцев из рассказа
«Ионыч». Чехов поднимает проблему постепенной деградации личности.

   Прежде чем представить себе личность Старцева, вспомним важнейшие
компоненты в структуре личности. Это сознание, культура, деятельность,
социальные статусы, социальные роли. Сознание
способствует адекватному
восприятию индивидом существующей действительности, осознанию собственного «Я»,
нахождению своего места в социальной структуре, а также самооценке и самоконтролю
в любых жизненных ситуациях. Итак, Старцев осознает свое незавидное положение,
тоскует в затхлой атмосфере губернского городка: ему не с кем поговорить о
серьёзных вещах. «… обыватели не делали ничего, решительно ничего, и не интересовались
ничем, и никак нельзя было придумать, о чем говорить с ними». С другой стороны,
герой не замечает ни движения времени, ни изменений, произошедших в нем самом.
Он по инерции живет прежними представлениями о себе, когда еще был молод,
бескорыстно занят полезным делом, открыт для человеческих чувств.

   Культура личности определяется её приобщённостью к
культурному наследию, уровнем развития её индивидуальных способностей. Старцев
разговаривает с Екатериной Ивановной о литературе, искусстве, мечтает попасть в
театр. Позже от таких развлечений, как театр и концерты, он уклонялся, но зато
в винт играл каждый вечер. Идя из Дялижа в город «С», Старцев всё время
напевал: «Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…». Это «Элегия» Дельвига. В
романтической элегии поэта пушкинской поры сквозит горечь человека, которого
оставляют чувства юности и не могут оставить. «Элегия» Дельвига – поэтическая
прелюдия к рассказу о том, как от человека уходят чувства.

   Деятельность человека заключается в целенаправленном
отражении и преобразовании окружающей действительности, в том числе и самого
человека.

   После первого визита к Туркиным Дмитрий Ионыч шёл и всю дорогу напевал:
«Твой голос для меня и ласковый и томный…». У Пушкина в стихотворении «Ночь»
строка звучит так: «Мой голос для тебя и ласковый и томный тревожит позднее
молчанье ночи тёмной». Путает герой слова не случайно. Пушкинское чувство
активно: его голос пробуждает «молчанье ночи тёмной». Старцев ждёт, чтобы его
разбудили к любви. И в этой пассивности чувств – опасность онемения героя,
угроза душевной пустоты.

   Социальный статус – общее положение личности в
обществе, связанное с определёнными правами и обязанностями. Так, статус врача
даёт Ионычу право заниматься лечебной практикой, но в то же
время, статус обязывает врача исполнять свои функции и роли
надлежащим образом. В начале рассказа доктор Старцев – молодой человек, он
занят нужным и полезным делом, много работает. Через несколько лет работа,
которую он когда-то выполнял добросовестно, становится для него лишь средством
прибыли. Прежние идеалы забыты, больные интересуют лишь с точки зрения гонорара
за лечение.

   Социальная роль – модель поведения, которая должна
отвечать предписанным нормам и ожиданиям окружающих. Но, принимая больных, доктор
обыкновенно сердится, нетерпеливо стучит палкой о пол и кричит своим неприятным
голосом:

 — Извольте отвечать только на вопросы! Не разговаривать!

   Формирование личности возможно только в человеческом обществе.
Человек без длительного периода социализации не может стать
полноценной личностью. Важнейшими факторами социализации личности
выступают феномен нахождения индивида в группе и самореализации через неё.
Группа выступает в качестве социальной ниши, обеспечивающей личности определённый
уровень комфорта. Итак, Дмитрий Ионыч становится всё более похож на тех самых
обывателей города «С», которых он так презирал в начале своего пути. Был
намечен конфликт героя с убогой обывательской средой, который не развился.

   В компании он лишь закусывает и играет в винт; возвращаясь домой,
разглядывает купюры, заработанные за день. Он стал в городе своим, и зовут его
просто Ионычем. Можно вспомнить сюжет из Библии, о пророке Ионе, который провёл
три дня во чреве кита и чудесным образом вышел оттуда живым и невредимым. Чудо
с Ионой предвещает воскресение Иисуса Христа после трёх дней во гробе. А история
с Ионычем ничего хорошего не обещает; воскресения заживо умершей личности,
которая погребена в душной атмосфере города «С», не будет.

   Да, самореализация личности произошла. Наш герой
определил жизненную стратегию, в которой главной является стратегия
жизненного благополучия
(т.е. стремление создать благоприятные условия
жизни). Стратегия жизненной самореализации
(совершенствование во врачебной деятельности) им, с его точки зрения выполнена.

   Для личности важно общественное мнение. Это
совокупность представлений, оценок и суждений, разделяемых большинством
населения либо его частью.Так, Старцева одолевают сомнения респектабельного
человека: «И к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку,
вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости, над
которыми смеются теперь даже гимназисты? К чему поведёт этот роман? Что скажут
товарищи, когда узнают?» — так думал Старцев, бродя в клубе около столов, а в
половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище. Тут чувство побеждает
все посторонние соображения и даже оглядку на «общественное мнение».

   Влюбившись в Екатерину Ивановну, Ионыч мечтает о браке,
о семейной жизни. Он проходит все этапы добрачного поведения: знакомство,
первое свидание, ухаживание, сватовство
. Но беспомощные порывы любви
всё время наталкиваются на внешнее и внутреннее сопротивление. Героиня глуха к
чувствам Старцева. Тот тоже глух к ней, когда видит в ней «что-то необыкновенно
милое, трогательное своей простотой и наивной грацией». «Приближалась осень, и
в старом саду было тихо, грустно и на аллеях лежали тёмные листья. Уже рано
смеркалось». Мотив увядания, сопровождающий неполноценную любовь, тут не случаен.
В ожидании Котика Ионычу воображается, что он зарыт на кладбище навеки, ему
приходит в голову, что на кладбище «не покой и тишина, а глухая тоска небытия,
подавленное отчаяние». И хотя Старцев хочет любви, она оказывается тягостной
для него. Он уже думает не о состоявшемся свидании, а совсем о прозаическом:
«Ох, не надо бы полнеть!». Появляется расчёт: «А приданого они дадут, должно
быть, немало.» Когда Котик отказала Старцеву, он, только что испытывавший
«безграничную любовь», быстро успокаивается, перестаёт «беспокойно биться
сердце», и он начинает жить по-прежнему. Былое увлечение кажется ему глупым, он
даже радуется, что женитьба не состоялась: «Сколько хлопот , однако!»

   Рассмотрим семью Туркиных, с которой хотел породниться Дмитрий Ионыч
и которая является частью общества города «С».

   Семья считается одним из пяти фундаментальных
институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять
население в каждом последующем поколении. На протяжении своей жизни человек
входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остаётся той
группой, которую он никогда не покидает.

   Типичная семья проходит несколько качественно различных стадий в течение
своей жизни. Это стадии жизненного цикла, или истории семьи.

   Семья Туркиных – «самая образованная и талантливая». Хозяин дома
устраивает любительские спектакли, любит шутить, постоянно острит. Его жена
читает вслух гостям повести и романы собственного сочинения. Дочь, Екатерина Ивановна,
играет на рояле. Проходят годы, а Туркины всё так же острят, читают неинтересные
романы, играют на рояле. Ничего не меняется в этой семье. Однообразие – их
главный талант. Говоря об этом семействе, хочется вспомнить такие функции
семьи
, как воспитательная и досуговая.

   Воспитательная функция – родители передают детям свой жизненный опыт,
прививают хорошие манеры, обучают практическим делам, теоретическим знаниям,
контролируют их действия.

   В семье Туркиных воспитали амбициозную музыкантшу, заставляя её
играть гостям. Главной задачей Котика было сыграть трудный этюд.

   Досуговая функция – духовное и
эмоционально-психологическое общение в свободное время. Создаётся впечатление,
что вся жизнь Туркиных – досуговая деятельность. Так, ни о профессии Туркина,
ни о призвании, ни о каких-то серьёзных увлечениях и речи нет.

   Говоря о семье Туркиных, следует вспомнить и об их домохозяйстве.
Как известно, понятие «домохозяйства» шире по своему составу, чем понятие «семья»
за счёт лиц, ведущих общее с семьёй домашнее хозяйство, но не состоящих с членами
семьи в отношениях родства. Обычно это прислуга. Приметами домохозяйства в
рассказе являются кухня (сытная еда, манящая привлекательными запахами) и лакей
Пава. Так, чтение романов хозяйкой сопровождается запахами готовящегося очередного
обеда, ужина. Чехов с иронией пишет: «В их большом каменном доме было просторно
и летом прохладно, половина окон выходила в старый тенистый сад, где весной
пели соловьи; когда в доме сидели гости, то в кухне стучали ножами, во дворе
пахло жареным луком – и это всякий раз предвещало обильный и вкусный ужин.»
Вторая половина фразы отрицает первую. Поэзия заглушается бытом: запах жареного
лука оказывается сильнее нежных ароматов тенистого сада, стук ножей в кухне
заглушает трели соловьёв. И ожидание романтического события разрешается просто:
будет вкусный и обильный ужин. Ещё деталь: расходятся гости, сытые и довольные.
Как мы понимаем, довольные сытным угощением, а не  общением с хозяевами.

   Лакей Пава острит по заказу хозяина. Это мальчик четырнадцати лет.
Его фраза: «Умри несчастная!» веселит гостей несколько лет. В конце рассказа её
произносит уже молодой человек с усами.

   Идёт время. Наши герои жалуются на здоровье. Социология тела
утверждает, что на наши тела глубоко влияет как социальный опыт, так и нормы и
ценности тех групп населения, к которым мы принадлежим. Здоровье Старцева
напрямую связано с этапами деградации:

1.    
«Он шёл пешком, не спеша
(своих лошадей у него ещё не было), и всё время пел.»

2.    
Через год: «У него уже
была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке.»

3.    
Через четыре года: «Он
пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, так как страдал одышкой.». Ездит
он уже не на паре, а на тройке с бубенчиками.

4.    
Ещё через несколько лет:
«Старцев ещё более пополнел, ожирел, тяжело дышал… и казалось, что едет не
человек, а языческий бог.:

   Катерина Ивановна «заметно постарела, похварывает и каждую осень уезжает
с матерью в Крым».

   Социальная замкнутость, отсутствие собственной семьи – одни из
причин, ухудшающих её здоровье. И Старцев, и Екатерина Ивановна переживают кризис,
упадок; становится ясно, что хотя они по возрасту ещё совсем не стары, жизнь их
неумолимо клонится к закату, и пройдёт бессмысленно и бесполезно.

   Этот небольшой рассказ по охвату материала и масштабу социально-психологического
и философского обобщения соответствует целому роману.

   Зависимость человека от среды не снимает ответственности с самого
человека, считает Чехов. Он должен бороться, должен противостоять пошлости,
мещанству, обывательщине.

   Идеал писателя – человек, который непрерывно находится в движении, в
поиске, в пути.. Только в этом неустанном развитии – подлинная жизнь, только в
нём реализует себя человеческая личность.  

Использованная литература:

1.    
Гидденс Э. Социология. –
М.: Едиториал УРСС, 2005. – 632с.

ISBN 5-354-01093-4

2.    
Горелов А.А. Социология в
вопросах и ответах. – М.: ЭКСМО, 2007. – 320с.

ISBN 978-5-699-12634-7

3.    
Громов М.П. Чехов. – М.:
Молодая гвардия, 1993. – 394с

ISBN 5-235-01990-3

4.    
Исаев Б.А. Социология в
схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.:

Питер, 2009. – 224с.

ISBN
978-5-91180-232-5

5.    
Козырев Г.И. Социология:
100 вопросов – 100 ответов. – М.: Владос,

2007. – 190с.

ISBN
978-5-691-01524-3

6.    
Кравченко А.И. Социология:
учеб. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект,

2007. – 536с.

ISBN – 105-482-01259-X

ISBN – 13978-5-482-01259-8

7.    
Русская литература XVIIIXIX
веков: Справочные материалы: Книга для

Учащихся старших классов./ Л.А. Смирнова, Л.В.
Соколова, В.И. Фёдоров

и др.; Сост. Л.А. Смирнова. – М.: Просвещение: АО
«Учеб. лит.»,

1995. – 463с.

ISBN 5-09-006198-X

8.    
Чехов А.П. Собрание
сочинений в двенадцати томах. Том
IX. – М.:

«Правда», 1985. – 447с.

ИБ 1006

9.    
Шарков Ф.И. Социология.
Курс лекций: Учебное пособие для вузов/

Ф.И. Шарков, А.А. Родионов. – М.: «Экзамен», 2007. – 160с

ISBN 5-472-02606-7

.

  • Проблема духовной свободы личности на примере образа катерины в драме островского гроза сочинение
  • Проблема жестокости в современном мире сочинение
  • Проблема добра и правды в пьесе горького на дне сочинение
  • Проблема добра и зла в творчестве писателей серебряного века сочинение рассуждение
  • Проблема деградации в рассказе ионыч