Проблема чести и долга в повести капитанская дочка сочинение 8 класс краткое

Историческая повестьсторонники первой версии придерживаются мнения, что капитанская дочка историческая повесть. на первом плане главенствует линия емельяна пугачева. любовная

Историческая повесть

Сторонники первой версии придерживаются мнения, что «Капитанская дочка» — историческая повесть. На первом плане главенствует линия Емельяна Пугачева. Любовная часть вторична, она призвана скрыть внимание автора произведения к пугачевскому восстанию.

Характеристика проблематики романа Пушкина «Капитанская дочка» и подтверждение этой версии подробно расписаны у Азаровой. Художественная идея романа «Капитанская дочка» и содержание раскрывается в следующей последовательности:

  1. Экспозицией выступает биография Гринева, все моменты до его приезда Белогорскую крепость.
  2. В качестве завязки описывается знакомство с Марией Ивановной.
  3. Развитие действия продолжается с описания жизни в крепости и конфликт со Швабриным.
  4. Кульминация в виде дуэли и письмо отцу в пятой главе.

В результате развитие любовной линии завершается. Основной особенностью окончательно становится историческая часть. Аналогичного мнения придерживалась и Марина Цветаева. Она остро восприняла образ лидера мятежников, что побудило ее записать мнение о произведении.

Литературные герои произведения

Повествование ведется от лица молодого дворянина Петра Андреевича Гринева, посланного его отцом на службу в Армию, чтобы стать настоящим солдатом и офицером. Петр Андреевич был отправлен в Оренбургскую губернию, где и развернулись все описанные события. Это был молодой человек, не лишенный чувства чести и порядочности. Он всегда поступает так, как диктует ему совесть.

Здесь молодой дворянин знакомится с Емельяном Пугачевым. Пугачев симпатизирует Гриневу и помогает ему в трудных обстоятельствах, например, позволяет увести Машу из крепости, где она осталась под властью Швабрина. Раскрытию образа Гринева помогают противостояние Гринева со Швабриным.

Швабрин тоже офицер, но разжалованный за какие-то неблаговидные поступки. Является антиподом Гринева. Он тоже вроде влюблен в Машу, но девушке он не нравится. Она его боится. Это, пожалуй, единственный отрицательный герой в романе «Капитанская дочка». Даже разбойнику Пугачеву автор симпатизирует, и создает образ благородного разбойника.

Пушкин не осуждает Зурина за то, что тот выиграл и потребовал свой выигрыш у молодого офицера. Напротив, впоследствии, Зурин поможет Гриневу, и между офицерами сложатся теплые отношения. А проигрыш стал хорошим уроком Гриневу на будущее.

Не последнее место в романе занимает Савельич. Это обаятельный персонаж. Он трепетно оберегает своего молодого барина и его имущество, не боится спорить с Пугачевым.

В повести есть герои второго плана. Это родители Гринева, старички инвалиды, священник с женой и сотоварищи Пугачева, выполнявшие его приказы.

Вторая версия

Сторонники иной версии увязывают место эпизода в композиции повести «Капитанская дочка» с историческим романом. На переднем плане рассматривается история вымышленных персонажей. А исторические личности, несмотря на композиционную структуру, не считаются основными героями.

Это позволяет оправдать историческое название романа и то, какова роль Марии Мироновой. Тогда сюжетная схема становится близка первой версии:

  1. Сначала наблюдается второстепенная линия между Гриневым и Пугачевым.
  2. А также раньше происходит развязка исторической линии.
  3. Главным становится любовный сюжет, его кульминация и развязка происходят позже.

Важно учитывать, что поездка в мятежную слободу нужна была для спасения Маши Мироновой. Без этого третья встреча Гринева и Пугачева не состоялась бы. При каждой встрече последний миловал сына барского класса за подаренный когда-то тулуп. И все-таки, гораздо важнее для героя любовь к будущей жене и матери будущих детей.

Пропасть между двумя Россиями

Бунт Пугачева, по сути дела обозначил пропасть между двумя Россиями — дворянской и крестьянской (народной). У каждой из них оказалась своя правда.

Народный лагерь возглавил Пугачёв, назвавший себя государем Петром III. В повести «Капитанская дочка» Пушкина изображено, что он, как и положено «царю», живёт во «дворце» — простой крестьянской избе, только оклеенной золотой бумагой. Окружение у него тоже «царское» — «господа енаралы», которые на самом деле были простыми мужиками и казаками. Поверх крестьянских тулупов у них голубые ленты (голубые ленты свидетельствовали о получении ордена Св. Андрея Первозванного — высшего ордена Российской империи). Весь этот маскарад лучше любых слов говорил, что и сам «государь» Пугачёв и его «енаралы» — совсем не те, за кого себя выдают.

Народный царь к дворянам безжалостен. Он с необычайной лёгкостью («махнул белым платком») отправляет их на виселицу. Именно так он расправился с капитаном Мироновым. Но в тоже время Пугачев считает своим долгом защищать (как всякий царь в народной сказке) слабых и обиженных. Он берёт под своё покровительство даже Машу Миронову, дочь своего врага…

И сам Пугачёв и весь его мятежный лагерь — плоть от плоти народа. Особенно явно это проявлялось в их речах, песнях. Речь Пугачёва пересыпана пословицами, поговорками, народными выражениями: «казнить так казнить, жаловать так жаловать», «ступай на все четыре стороны», «долг платежом красен», «милую тебя на сей раз».

Пугачёвцам противостоит дворянский лагерь. В повести это «старинные люди» — Гринёвы, Мироновы, Савельич, обитатели Белогорской крепости. Пушкин описывает их с симпатией и сочувствием.

И вот между этими социальными слоями разразился конфликт… В той борьбе, что они ведут, не остаётся места для личной доброты — её поглощает сословная ненависть.

Интересный момент в произведении

Практически во всех изданиях дополнением печатается так называемая «Пропущенная глава». Она была напечатана спустя 43 года. Предисловие к ней написал Тургенев и высказал интересную мысль, которая заключалась в том, что недавние события снова привлекли внимание к мятежам и бунтам.

Кратко по сюжету, Гринев возвращается в имение. На плоту располагается виселица с 3 телами. Пугачевцы тем временем захватывают родителей Гринева и Машу. Их удерживают в амбаре, чтобы впоследствии сжечь. При этом местные крестьяне положительно относятся к хозяевам.

Именно Швабрин приводит злодеев в имение. После этого Гринев приходит с небольшим по численности отрядом, противники бегут, а родители высвобождены. По мнению Красухина, указанную главу не стоило печатать в романе, раз сам автор ее исключил из кольцевого плана.

Композиционные особенности повести «Капитанская дочка»

“Капитанская дочка” — исторический роман, написанный в форме мемуаров. В этом романе автор нарисовал картину стихийного крестьянского бунта. Почему Пушкин обращается к истории. Пугачевского восстания? Дело в том, что эта тема долгое время считалась запретной, неудобной, и историки практически не занимались ею, а если и занимались, то освещали однобоко. Пушкин проявил огромный интерес к теме крестьянского восстания под предводительством Емельяна Пугачева, но вначале он столкнулся практически с полным отсутствием материалов. Тогда он сам едет в Оренбургскую область, расспрашивает еще оставшихся в живых очевидцев и участников, долгое время проводит в архивах. Фактически Пушкин стал первым историком, объективно отразившим события этой суровой эпохи. Ведь исторический трактат “История Пугачевского бунта” воспринимался современниками Пушкина как научный труд. Если “История Пугачевского бунта” — историческое сочинение, то “Капитанская дочка” написана совсем в другом жанре. Это исторический роман. Главный принцип, который использует Пушкин в своем произведении, — это принцип историзма, так как основной сюжетной линией стало развитие реальных исторических событий. Вымышленные герои, их судьбы тесно переплетаются с историческими лицами. В каждом эпизоде “Капитанской дочки” можно провести параллель между судьбами отдельных личностей и судьбой народа в целом/ Форма мемуаров, выбранная автором, говорит о его исторической зоркости. В XVIII веке действительно можно было подобным образом описать “пугачевщину” в воспоминаниях, для внуков. Не случаен выбор автором Петра Гринева в качестве мемуариста. Пушкину был нужен свидетель, непосредственно участвовавший в событиях, который был бы лично знаком с Пугачевым и его окружением. Пушкин намеренно выбрал для этого дворянина. Как дворянин по своему социальному происхождению и офицер, призванный присягой усмирять бунт, он верен долгу. И мы видим, что Петр Гринев действительно не уронил своей офицерской чести. Он добр, благороден. На предложение Пугачева служить ему верой и правдой Гринев отвечает с твердостью отказом, так как присягал государыне-императрице. Но он и отвергает восстание “как бессмысленный и беспощадный бунт”, кровопролитие. Петр Гринев последовательно повествует нам не только о кровавых и жестоких расправах, подобных расправе в Белогорской крепости, но и о справедливых поступках Пугачева, о его широкой душе, мужицкой смекалке, своеобразном благородстве. Три раза испытывал судьбу Петр Гринев, и три раза щадил и миловал его Пугачев. “Мысль о нем неразлучна была во мне с мыслию о пощаде,— говорит Гринев,— данной мне им в.одну из ужасных минут его жизни, и об избавлении моей невесты…” Образ Гринева дан в динамике: Гринев-юноша, недоросль, и Гринев-старик. Между ними существует некоторое различие в убеждениях. Старик не только описывает, но и оценивает юношу. Иронично рассказывает Гринев о своем детстве; при описании эпизода бегства из осажденного Оренбурга возникает интонация, оправдывающая безрассудный поступок героя. Выбранная форма повествования позволяет герою посмотреть на себя со стороны. Это была удивительная художественная находка. Значительное место в повести занимает и Емельян Пугачев. Его характер раскрывается постепенно в ходе событий. Первая встреча происходит в главе “Вожатый”, в следующий раз это уже предводитель мятежников. Далее он предстает великодушным, справедливым человеком. Особенно ярко это проявляется в сцене освобождения Маши. Пугачев наказывает Швабрина и отпускает Гринева с невестой, приговаривая: “Казнить, так казнить, жаловать, так жаловать”. В заключение хотелось бы остановиться еще на одном незримом герое этой чудесной повести, на образе самого автора, который своим тайным присутствием все время наблюдает за событиями и поступками героев. Выбрав Гринева рассказчиком, Пушкин не прячется за него. Позиция писателя очень четкая. Во-первых, очевидно, что Гринев выражает мысли автора о восстании. Пушкин отдает предпочтение реформам перед революцией: “Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!” Во-вторых, Пушкин отбирает ситуации, в которых Гринев ведет себя по желанию автора. Сам факт выбора рассказчика для передачи исторических событий — большая заслуга писателя. В этом состоит оригинальность повести “Капитанская дочка”. Пушкин сумел донести до нас много интересных фактов из истории восстания Пугачева.

Капитанская дочка: тематика, композиция, жанр

(0)

Просмотрев развитие сюжета романа, от экспозиции его через завязку и развитие двух основных сюжетных линий к развязке их, мы отмечаем основную черту композиции: необычайная сжатость, насыщенность событиями, стремительность в развитии действия. В повествовании нет ничего лишнего, принцип включения только таких лиц, вещей, эпизодов и описаний, которые необходимы для развития сюжета, проводится Пушкиным совершенно неукоснительно. Винтовка и сабля, упомянутые в описании постоялого двора, несомненно, оказались в дальнейшем среди тех тысяч винтовок и сабель, которые служили вооружением войскам Пугачева. «Князь 5.», упомянутый в главе первой, оказался нужным и в последней главе: он извещает отца Гринева о суде над его сыном. Изувеченный башкирец появляется два раза — он нужен и для указания на жестокость расправы с восставшими, и образно свидетельствует о той ненависти, которую угнетенные народности питали к слугам крепостнического самодержавного строя. Таких примеров можно привести много, и едва ли не самым ярким из них является знаменитый заячий тулупчик. Вторая черта композиции романа — строгая простота повествования. Никаких отклонений от сюжета, строгое соответствие рассказа хронологии событий. Ясность и четкость — общее свойство прозы Пушкина. Отметим еще в сюжетном построении романа противопоставление двух лагерей в рассказе о событиях 1773 -1774 гг. С одной стороны — лагерь правительственный, с другой — лагерь восставшего народа, лагерь Пугачева. Как они характеризуются автором семейных записок и автором романа — об этом сказано будет позже. Но уже здесь можно заметить, что сила жизни, поэзия борьбы, энергия чувствуются в изображении лагеря народа. И вялость, бледность отличает в романе лагерь правящего дворянского класса. Как же определить жанр произведения? Повесть это или роман? В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева с детских лет и до свадьбы, а в эпилоге сказано и о его дальнейшей жизни. Семейная история включается в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена, при всей сжатости рассказа, достаточно полно и законченно: от начала восстания (намеки на подготовку к нему — уже в поговорках прохожего и хозяина постоялого двора) до поражения и гибели Пугачева. Художественное изображение в эпической форме каких-либо явлений частной или общественной жизни во всем их развитии от начала и до завершения — с охватом широкого круга жизни — основной признак романа. «Капитанская дочка» отвечает этим требованиям жанра. Следовательно, перед нами — роман. Так как основной темой его является изображение важных событий истории, мы назовем его историческим романом. Вспомним определение Пушкина, приведенное уже во вступительной беседе; « ..Одним словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». Однако, в силу небольшого объема, «Капитанскую дочку» нередко называют повестью. В этом нельзя усматривать какую-то грубую ошибку, так как роман и повесть — смежные жанры, точную границу не всегда можно установить. Обратим внимание на форму романа Пушкина: «семейственные записки» (выражение Пушкина), мемуары. Повествование ведется от лица героя. Почему это оказалось удобным для автора? Потому, что целый ряд суждений и мыслей автор может отнести на счет своего героя, снять с себя ответственность за них. Это удобно для произведения на такую политически острую тему. Для нас это важно потому, что мы, разбирая роман, должны иметь в виду как бы два угла, две точки зрения на описываемые события: точка зрения рассказчика и точка зрения автора.

0 / 5. 0

.

( 2 оценки, среднее 5 из 5 )

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина Капитанская дочка

В качестве эпиграфа для своего романа «Капитанская дочка» А.С. Пушкин взял пословицу «Береги честь смолоду». Таким образом, автор обозначил основную проблему произведения.

Повествование ведется от лица Петра Андреевича Гринёва. В его поступках отражаются понятия о долге, благородстве, совести, привитые ему с детства. Так, несмотря на то, что Зурин его обманул, Гринёв возвращает ему проигрыш. Затем дарит незнакомцу, помогшему выбраться из бурана, заячий тулуп. Этот широкий жест впоследствии спасает молодому человеку жизнь. В конечном счёте, благородный характер главного героя приводит его к личному счастью. Пушкин показывает, что успех благоволит к честным людям.

Слуга Савельич тоже человек долга. Для него это забота и уход за молодым хозяином, сохранение господского имущества.

Бережёт свою честь и Маша Миронова. Она не соглашается стать женой Швабрина даже под угрозой смерти. Также героиня не хочет идти под венец и с Петром Андреевичем без благословения его родителей.

Во время захвата Белогорской крепости обнажаются скрытые качества всех персонажей. Капитан Миронов отказывается изменить присяге и погибает. Не предает достоинство офицера и Гринёв, но Пугачёв щадит его в память о подаренном тулупе. Атаман ценит в Петре Андреевиче благородство. Но Гринёв верен своим принципам, он не встаёт на сторону мятежника, а в ответ на калмыцкую сказку об орле и вороне говорит: «Жить убийством и разбоем значит по мне клевать мертвечину».

Пугачёв – особенно противоречивый персонаж. Он зверствует в завоеванных селениях, но в то же время симпатизирует Гринёву и помогает тому спасти Машу. У него есть свои понятия о чести, но они отличаются от взглядов главного героя.

Антиподом Гринёва является молодой офицер Швабрин, образованный аристократ, но абсолютно бесчестный человек. Он провоцирует Гринёва на дуэль, а потом исподтишка наносит удар. Этот персонаж нарушает офицерскую присягу, примыкая к Пугачёву. Швабрин хочет отомстить Гринёву и насильно взять в жёны Машу. Но даже Пугачёв осуждает своего нового приспешника за низость и подлость. После разоблачения Швабрин даёт против Петра Андреевича ложные показания в суде. Судьба его плачевна: в отличие от Гринёва, удача не благосклонна к нему, ведь он предатель.

Каждый из героев романа «Капитанская дочка» делает выбор в соответствии с собственным пониманием чести и долга, в результате чего вершатся их судьбы.

Образец 2

Одной из главных проблем произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» является проблема чести и долга. Как же раскрываются образы героев романа по отношению к этой проблеме?

Петра Гринева мы видим в самом начале произведения совсем юным. Его отец относится к военной службу как к долгу дворянина, поэтому отправляет Петра на службу в армию, чтобы он «потянул лямку». При прощании с ним отец дает ему наставление беречь честь смолоду. И Петр стремится выполнить завет отца.

Петр Гринев – добрый и порядочный человек. Эти его качества проявляются уже по дороге к месту службы. Он возвращает карточный долг, поступив по чести, несмотря на то, что слуга Савельич его отговаривал. Подарил за помощь в дороге заячий полушубок какому-то бродяге, который, как выяснилось позднее, оказался Пугачевым. Уже в крепости, защищая честь Маши Мироновой, вступает в поединок со Швабриным, поступив как истинный офицер и дворянин. Выполняет свой воинский долг при обороне Белогорской крепости. Не боится смерти и отказывается перейти на службу к Пугачеву. Впоследствии он не один раз попадает в лагерь Пугачева и пользуется его помощью, но ни разу не нарушает воинской присяги. Из юноши он вырос в мужчину и офицера, не уронившего чести и достоинства.

В отличие от Гринева, Алексей Швабрин – завистливый человек, способный на всякие низости и гадости. У него нет понятия чести. Швабрин оскорбляет и унижает Машу. Он спасает свою жизнь, не желая быть казненным вместе с защитниками крепости, и переходит на сторону Пугачева. Швабрин нарушил присягу и поступился дворянской честью.

Иван Кузьмич Миронов, комендант крепости, отказывается служить Пугачеву, не признавая его государем. Чувство долго, офицерской чести живет в его душе. Он погиб, но не изменил присяге, не уронил своей чести.

У Пугачева, предводителя восстания, тоже есть свои представления о чести. Он сохраняет жизнь Петру Гриневу, помня его щедрость и тем самым отвечая добром на добро. Уважает Гринева за его достойное поведение перед лицом смерти и верность присяге. Помогает освободить ему от Швабрина Машу. Гринев и Маша обязаны Пугачеву своим счастьем.

Таким образом, каждый из героев романа по-разному понимает понятия чести и долга и поступает так, как велит его совесть.

Реферат: Проблема нравственного выбора в романе Александра Пушкина Капитанская дочка

Проблема нравственного выбора в романе Александра Пушкина Капитанская дочка Благодаря мемуарной форме повествования в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» внимание автора (а, следовательно, и читателя) концентрируется в основном на внутреннем мире героев, а не на фактических событиях, на личностном восприятии героями происходящего, их оценку, реакцию, стиль поведения в критических ситуациях сложного нравственного выбора. Действия, описанные в произведении, не имели решающего значения в истории, но все же можно говорить о героях «Капитанской дочки» как об истинно сильных или хотя бы ярких характерах.

На первый взгляд, поскольку Гринев – центральный герой произведения, то и проблема выбора должна вставать только перед ним. Но это заблуждение. Роман наполнен очень различными и неординарными характерами, и выбирать приходится каждому из них.

Первым на страницах романа мы видим Петра Гринева. Он только-только вступает во взрослую жизнь, его юношеское стремление к самостоятельной жизни, к наслаждению ее прелестями комично, но и это уже – его выбор дальнейшего пути, с его неизбежными ошибками. Гринев не внемлет увещеваниями Савельича, когда тот ругает его за то, что юноша дарит бородатому бродяге тулуп, или за желание выплатить проигрыш. Мы видим, что молодой человек, несмотря на свою горячность и легкомысленность, обладает такими качествами, как чувство благодарности и честность.

Гринев в дальнейшем очень удивится тому, что детский тулуп, подаренный ночному вожатому, пьянице из постоялого двора, в дальнейшем спасет его от петли, а сам бродяга окажется тем, кто станет известным на всю Россию. Однако это удивление не смогло поколебать его моральных устоев. «Я присягал государыне императрице, тебе присягать не могу», – таков ответ молодого человека Пугачеву. Белогорская крепость захвачена, и заговорщики проводят публичные казни, предлагая в качестве альтернативы вступить в их ряды. Перед Гриневым встает тот же вопрос, что и перед остальными защитниками крепости: умереть с честью, не изменив присяге, или пойти в шайку к «разбойнику» Пугачеву. Юноша не отступает от своих принципов, предпочитая «лютую казнь» «подлому унижению». И только вмешательство Савельича спасает его от этой участи. Но другие участники обороны не избежали расправы. Так погибают комендант, его жена и многие офицеры были безжалостно убиты. Некоторые же решают эту проблему в пользу жизни, как, например, Швабрин. Он изменяет присяге, это его выбор, за который впоследствии, кстати говоря, он и поплатится.

Гринев же вышел с честью даже из такой сложной ситуации, как личное общение с Пугачевым. Даже тогда герой прямо отвечает, что не признает его царем и, если тот его отпустит, он будет вновь сражаться против заговорщиков, если прикажут.

А что же Пугачев? Гринев ожидает, что за такие вольные слова он обязательно будет убит, так же как и остальные. Но у Пугачева тоже есть свои представления о чести. В сцене казни защитников крепости он вспоминает щедрость юноши, подарившего ему свой тулуп, и отвечает добром на добро; в благодарность он сохраняет ему жизнь. Столь же благородно он поступает, отпустив Гринева, несмотря на его признание (о том, что он будет продолжать сражаться против него). Предводитель восставших мог просто не обратить внимания на молодого офицера, казнить его, так же как остальных, но обладая все же нравственными ценностями, пусть и своеобразными, он не позволяет себе ответить злом на добро.

Поскольку в романе присутствует любовная линия, проблема нравственного выбора, безусловно, касается и этой темы. Так Гринев в Оренбурге, получив письмо Маши Мироновой, должен выбрать между солдатским долгом, принуждающим его остаться, и долгом чести, зовущим на помощь любимой девушке. Естественно, побеждает последний, и Гринев отправляется на спасение. Здесь его судьба опять тесно переплетается с волей Пугачева. Тот, как мы уже знаем, умеет быть благодарным, а также не терпит несправедливости. Он прощает ту небольшую ложь о родителях Маши и помогает освободить ее от Швабрина.

Эта странная, непонятная окружающим помощь бунтовщика офицеру сбивает с толку начальников Гринева, и он попадает под следствие. Но даже под угрозой военного суда он не позволяет своей чести упомянуть имя Маши перед судьями, хотя это бы его спасло, оправдало бы пребывание во вражеском лагере. По тем временам, если на судебном процессе звучит чье-либо имя, то этим оно наверняка будет запачкано перед обществом. Гринев, исходя из своих убеждений, решает ни за что не предавать огласке свои отношения с Машей Мироновой. Достоинство, честь, человеческий долг – вот его руководство в жизни. Да и сама Маша оказывается достойной уважения, Швабрин заставляет ее выбрать: либо она выйдет за него замуж, либо он отдаст ее разбойникам (которые, скорее всего, ее убьют). Нужно отметить, что она предпочитает смерть; это уже позже ее спасают от этой участи.

Кстати, сам Пугачев также в определенный момент решает умереть, но не лишиться чести. Для него честь – не принимать «милостыню». Гринев, в благодарность за помощь, предлагает заговорщику сдаться, уповая на милость императрицы. Для Пугачева же такое предложение смешно (вспомним хотя бы, как однажды он рассказывает молодому человеку известную сказку про ворона), он слишком горд и слишком уверен в своей правоте.

И недаром в эпиграфе к роману стоит пословица: «Береги честь смолоду». Это лишний раз доказывает то, что нравственный выбор каждого из героев произведения строится на том, насколько дорога ему его честь и вообще на том, что в его понимании честь. И Пушкин, показав в романе множество разных мнений по этому вопросу, все же подводит каждого из них к тому или иному итогу, кого-то «награждая» счастливой любовью, а кого-то оставляя ни с чем, тем самым выражая свое авторское мнение.

Сочинение 3

В произведении «Капитанская дочка» Пушкин использовал пословицу, которую знают все, а называется она: «Береги честь смолоду». Именно данная пословица помогает раскрыть всю суть произведения. Все происходит в те времена, когда произошло восстание, которым управлял сам Пугачев. Каждый человек по-своему реагирует на все происходящие события. Главными героями здесь стали Гринев и Швабрин. И в итоге становится понятно, кто готов ради защиты своей родины на многое, а кто вообще не готов ничем рисковать и больше всего ему хочется получить только одну лишь выгоду.

У Гринева есть сын, которого он отправил служить. Ему не хочется чтобы он стал лентяем. Кроме этого сам он является дворянином. В детстве его воспитывал отец. И для того чтобы научить и сделать из сына путного человека он постоянно применял разные пословицы и давал нужные наставления, которыми потом он пользовался в жизни. Он никогда ничего не боялся и всегда шел напрямую к цели, которую перед собой ставил.

Именно поэтому для Гринева самое главное это не только беречь честь, но и быть честным человеком не смотря ни на что. Ему не раз приходилось сражаться с Пугачевым, но из каждой ситуации он выходил живым и невредимым. Немного погодя ему удалось вызволить из плена свою любимую, на которой он потом женился. Но для начала Маша хочет чтобы ее благословили родители.

А вот совсем другим человеком является еще один герой этого романа, и зовут его Швабрин. Он еще никому и никогда не говорил правды и всегда старается обмануть и при этом получить от этого какую-то выгоду. И даже когда наступает бунт, то он не понимает, почему все переживают, поэтому поводу, ведь все должны восхищаться только им. Кроме этого он даже не совсем понимает что такое на самом деле честь. Также он может легко и просто унизить или оскорбить любую девушку и за это его не будет грызть совесть. Вот так он оскорбил Машу Миронову. А вот Гринев всегда защищает и помогает тем, кто оказался в трудной ситуации и всегда защитит девушку.

Когда начался Пугачевский бунт, то Швабрин даже без боя готов был сдаться и работать под предводительством другого командира. Теперь он убивает и уничтожает своих бывших товарищей и ему их совсем не жалко. Кроме этого он захватывает в плен Машу и делает все для того чтобы она стала его женой, но девушка не соглашается. И Швабрина это очень сильно злит и он несколько дней не дает ей еды. А вот Гринев ни за что не продаст родину и будет биться за нее до последней капли крови.

Савельич также никогда не предаст свою родину и будет верен только своему императору. И все что он прикажет, будет делать. Он во всем ему помогает и дает когда нужно дельный и нужный совет, которым император обязательно пользуется. Кроме этого жизнь императора зависит напрямую от Савельича, и он об этом очень хорошо знает.

«Евгений Онегин» А. С. Пушкина

Татьяна Ларина — героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — яркий пример нравственного выбора в литературе.

Полюбив Евгения, Татьяна решается написать ему письмо. Решение очень смелое — в те времена общество непременно осудило бы девушку, которая первой признается мужчине в любви. Совершить такой поступок означало подставить под удар свою девичью честь, но Татьяна ради любви идет на этот шаг.

Годы спустя Татьяна встречает Онегина снова. Несмотря на то, что она все еще любит его, героиня отвергает его предложение и выбирает остаться с мужем. Наверняка это решение далось Татьяне очень нелегко, но она — благородная женщина, и понимает, что, выбрав Евгения, совершит предательство и нанесет страшный удар по репутации мужа. Татьяна остается верна супругу — ее поступок вызывает искреннее восхищение, ведь далеко не каждая женщина способна ради сохранения чести отказаться от своей любви. Именно поэтому Татьяна является нравственным идеалом Александра Сергеевича.

Нравственный выбор совершает и Евгений Онегин. Он мог бы отказаться от дуэли с молодым Ленским, к которому питал истинные дружеские чувства. Но, побоявшись прослыть трусом и упасть в глазах окружающих, Евгений принимает вызов.

При этом Онегин не осознает, что именно боязнь, что его осудит презирамое им общество, и делает его трусом. Ценой его решения становится жизнь молодого дворянина.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пушкин
  • Исторические события в произведении Капитанская дочка

Пушкин был большим патриотом Отечества, считал, что «должно» гордиться «славою предков» и написал много работ на исторические темы. К их числу относится роман «Капитанская дочка», где речь идёт о пугачёвском восстании конца XVIII века. Он как историк изучал события народных бунтов, их причины, цели и последствия. В то же время, его, как поэта и писателя интересовали судьбы людей, вовлечённых в эти события, их морально — нравственные начала: сила духа, долг, честь, человеческое достоинство.

Пушкин тщательно исследовал историю крестьянской войны и думал о написании художественного произведения. Для исполнения замысла, он не только работал с документами в архиве, но и побывал на местах боёв, записывал воспоминания очевидцев. Он собрал огромное количество материалов о Емельяне Пугачёве, о подробностях военных действий и опубликовал свой научный труд «История Пугачёвского бунта». Затем на основе этой исторической правды, написал свой знаменитый роман.

Чтобы раскрыть нравственные идеи произведения, сделать его интересным и передать живую картину событий, Пушкин прибегает к помощи вымысла и художественного воображения.

В сюжете романа участвуют исторические личности: предводитель восстания Емельян Пугачёв, его сподвижники Хлопуша и Белобородов, императрица Екатерина II. Благодаря незаурядному литературному таланту Пушкина, перед читателем, впервые, появился образ Пугачёва не «злодея», а обычного русского мужика. «Пушкинский» Пугачёв – человек с «мятежным и вольным духом», «ясностью ума» и «героической удалью». Он не боится умереть в борьбе за справедливость. Автор даёт ему противоречивую оценку. С одной стороны он преступник и «самозванец» беспощадный к врагам, с другой – добрый «мужицкий царь», который сумел повести за собой восставших.

Реальная картина народного бунта и занимательность романа были бы не полными без вымышленных действующих лиц. Писатель придумал романтический сюжет, где главными героями становятся молодой офицер Гринёв, его невеста — капитанская дочка Маша и её семья, слуга Савельич, предатель Швабрин. На протяжении всех событий они прошли через сложные нравственные испытания и донесли до читателей главную идею автора – «береги честь смолоду».

В романе «Капитанская дочка» историческая реальность и литературный вымысел тесно переплелись между собой. Благодаря таланту и творческой фантазии Пушкин гениально отобразил историю пугачёвского бунта в художественном произведении.

Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

Сочинения по литературе: Историческая основа повести А. С. Пушкина Капитанская дочка

В изображении народного движения в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» отразилось верное понимание духа исторической эпохи, глубина и зрелость исторического мышления писателя.

Пушкина давно привлекал замысел произведения о пугачевском бунте. Он, верный исторической точности, штудировал печатные источники о Пугачеве, знакомился с документами о подавлении крестьянского восстания. А в 1833 году он даже предпринял поездку на Волгу и Урал, чтобы воочию увидеть места грозных событий, услышать живые предания о пугачевщине (знание России, ее близких и дальних областей входило в его представление о долге писателя). Эта поездка дала незаменимые живые впечатления, позволила встретиться с участниками крестьянской войны 1773—1775 годов, услышать народные предания о пугачевском бунте.

Он первый из литераторов и историков увидел в Пугачеве выдающегося человека из народа; с сочувствием изображая в своем романе простых, незнатных людей, Пушкин раскрывает роль народных масс как главной движущей силы истории.

Историческую основу повести составляют реальные события крестьянской войны; подробно описан Пушкиным весь ход восстания: взятие крепостей, осада Оренбурга. В художественном мире повести тесно переплелись исторические личности той эпохи, — Пугачев, Хлопуша, Белобородое, Екатерина II — и вымышленные персонажи — Гринев, Швабрин, Маша Миронова. Потому что образ каждого помогает ярче и насыщеннее увидеть и понять события тех лет.

«Пушкин… написал «Капитанскую дочку», решительно лучшее русское произведение в повествовательном роде…, — писал Н. В. Гоголь. — В первый раз выступили истинно русские характеры: простой комендант крепости, капитанша, поручик; сама крепость с единственною пушкою, бестолковщина времени и простое величие простых людей — все не только самая правда, но еще как бы лучше». Лучше потому, что при всей исторической точности эта повесть таит в себе некоторые черты волшебной народной сказки. Картины исторических событий связаны в ней с эпизодами, созданными творческим воображением автора. Без этих вымышленных событий и героев мы не могли бы, например, так ярко представить себе фигуру казака Емельяна Пугачева, «организатора одного из наиболее грандиозных восстаний крестьян».

До начала XIX века имя Пугачева было под запретом, а те исторические сочинения, повести и романы о пугачевщине, которые стали появляться во времена Пушкина, искажали личность крестьянского вождя; о нем писали как о «злодее», «убийце», «враге отечества». И только народные сказания и легенды хранили память о нем как о народном заступнике. Поэтому многое в поведении и характере Пугачева Пушкину пришлось домысливать. Но фантазия художника не исказила исторической правды. С помощью художественного вымысла Пушкин правдиво передал дух и нравы русского общества екатерининской эпохи, смело проник в характеры, переживания и мысли людей XVIII века.

А. С. Пушкин известен не только своими стихотворениями, но и прозаическими произведениями. Одним из них является повесть «Капитанская дочка», написанная на исторической основе.

Прежде чем взяться за перо, Пушкин не только тщательно изучил архивы, собирая интересующие его сведения, но и посетил Казанскую и Оренбургскую губернии, места, в которых начиналось восстание Емельяна Пугачева, переросшее в крестьянскую войну. Он лично осмотрел места былых сражений, большое внимание уделил расспросам пожилых людей, помнящих самозваного государя Петра Федоровича. Возможно, именно благодаря столь многогранному и богатому собранному материалу автору удалось создать повесть, отличающуюся высокой степенью реалистичности.

В «Капитанской дочке» Пушкин отображает события 1770-х годов, а именно — крестьянской войны под предводительством Емельяна Пугачева. Он мастерски описывает небольшие степные крепости, выстроенные «в местах, признанных удобными» для защиты края. Рассказывает о положении яицких казаков, о причинах их недовольства властью и назревании мятежа. Довольно подробно Пушкин рассматривает ход восстания, взятие отдельных крепостей и осаду Оренбурга, отношение к Пугачеву простого народа и представителей дворянства.

Мы становимся свидетелями деятельности реально живших людей: беглого капрала Белобородова, ссыльного преступника Афанасия Соколова, прозванного Хлопушей, императрицы Екатерины II.

Однако особое внимание Пушкин уделяет портрету Пугачева, беглого донского казака, дерзнувшего принять на себя имя «покойного императора Петра III» и собравшего вокруг себя многочисленных повстанцев. Он подчеркивает, что предводитель производил сильное «впечатление на умы простых людей своей удалью, мужеством, умом, военной доблестью, манерой поведения».

Несмотря на то что в повести тесно переплетены художественный вымысел и историческая правда, читатель проникается судьбами главных героев, их надеждами и переживаниями.

Я считаю, что Пушкину гениально удалось в художественной форме отобразить реальные события прошлого и что его повесть никого не оставит равнодушным.

»crosslinked«

Сочинение: Исторические события в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(392 слова) «Капитанская дочка» Александра Сергеевича Пушкина по жанровой принадлежности является историческим романом, то есть произведением, в котором авторский вымысел тесно переплетается с реальными историческими событиями. К вымышленным персонажам мы можем отнести главного героя Петра Гринева, его слугу Савельича, всю семью Мироновых, Швабрина. Соответственно, все события, причиной которых служат указанные герои, тоже часть авторского воображения, чего нельзя сказать об реальных исторических фигурах и фактах.

Пушкин выбирает временем действия 1773-1775 годы. Автор дает нам только первые две цифры от даты, но установить год довольно просто. Основное событие, которое автор берет за основу повествования – Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева. Пугачев – реальная историческая фигура – донской казак, который, называя себя императором Петром III, поднимает казаков и крестьян на бунт.

Петр III – племянник покойной императрицы Елизаветы Петровны и супруг правящей императрицы Екатерины II. После смерти Елизаветы именно Петр должен был стать следующим императором, но в ходе интриг и дворцового переворота к власти пришла Екатерина II, а Петр III скончался при неизвестных обстоятельствах. Многие историки склоняются к тому, что по приказу жены он был убит, но точной информации нет до сегодняшнего дня. Всех коронованных особ в Российской империи хоронили в Петропавловском соборе, но Петр III был погребен в Александро-Невской лавре, так как короноваться не успел. Этот факт, как и предыдущий, породил в народе массу слухов и догадок.

Всеми этими странностями, слухами и недомолвками и воспользовался Емельян Пугачев. Объявив себя истинным императором, он убедил казаков и крестьян помочь взойти на престол законному правителю, а за помощь он дарует им различные привилегии. Так как и сам Пугачев, и его соратники были простыми неграмотными дикими мужиками, все их действия сопровождались разбоем, убийствами, грабежами. Отсюда и точное выражение Пушкина, ставшее крылатым: «Не приведи Бог видеть русский бунт – бессмысленный и беспощадный».

Основное место действия в романе – Оренбург, тоже назван не случайно. Именно в Оренбургской губернии, на Яике (р.Урал) и начались первые восстания, позже распространившиеся на весь Урал и Поволжье.

Не менее важна и другая историческая личность – сама императрица Екатерина II. Пушкин показывает ее в самом положительном ключе: простая, прогуливающаяся по парку в Царском селе женщина, готовая выслушать и понять простого человека, своего подданного (Машу Миронову), и способная оказать высшую свою милость.

Создав такое произведение, автор не только помогает нам лучше понять историю, увидеть исторические события в красках и лицах, но также показывает нам влияние происходящего на судьбы простого народа на примере вымышленных им героев: кто-то помилован и отпущен, а кто и повешен ни за что.

Автор: Анна Шиганкова

Работа над произведением

Над своей повестью «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин трудился в продолжение трех лет – с 1833 по 1836 год, а его написанию предшествовала кропотливая работа над исследованием исторических фактов. Первоначально целью автора было создать документальное произведение, но постепенно родился замысел написать художественную повесть о Пугачевском бунте.

Чтобы труд был полезным грядущим поколениям, автор опирался на факты, изложенные в документах о восстании, длившемся с 1773 по 1774 год, а также семейных архивах, разрешение на использование которых он получил от Николая Первого.

Дорогие читатели! Предлагаем ознакомиться с “образом и характеристикой Маши Мироновой “ в повести А. С. Пушкина “Капитанская дочка”.

Но этого было мало, и Александр Сергеевич поехал в Приуралье и Поволжье – места, где происходили основные события Пугачевского восстания. Огромный вклад в работу внесли свидетельства очевидцев – непосредственных участников, а также свидетелей Пугачевской войны.

Прототипы главных героев произведения

Немаловажен тот факт, что прототипами произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» стали реальные люди. Изучая исторические данные о том, кто был сообщниками Пугачева, автор произведения решил создать образ Швабрина, используя факты о подпоручике Шваниче, который в ходе войны перешел на сторону бунтовщика Емельяна Пугачева. Главный герой повести Петр Гринев имел своим прототипом человека по фамилии Башарин.

Он будучи пленником, смог сбежать и присоединиться к армии, которая пыталась подавить восстание бунтовщика и его приверженцев. Фамилия Гринев тоже выбрана Александром Сергеевичем вовсе не случайно: некто с такой же фамилией числился в списках людей, которых поначалу считали виновными в организации бунта, но позже оправдали.

Работа над образами главных героев

Первоначально автор планировал создать главного героя с противоречивыми чертами характера, но позже его замысел изменился, и Пушкин решил, чтобы в сюжете романа фигурировали два совершенно противоположных по характеру и взглядам персонажа – Петр Гринев и Алексей Швабрин. Эти антиподы создают основу произведения, и характер каждого из них раскрывается в отношении к одной личности – девушке Маше Мироновой. Но, чтобы сделать правильные выводы о роли этих героев, нужно рассмотреть поведение каждого в контексте повести.

Пугачев и народное восстание в романе Пушкина «Капитанская дочка»

Повесть «Капитанская дочка» рассказывает читателям о реальном событии, которое было в истории России — о восстании крестьян под предводительством Пугачева. Этот донской казак принимал участие в двух войнах, имея первый офицерский чин. Однако его не интересовала карьера военного, он обдуманно возглавил народный мятеж.

Александр Сергеевич Пушкин показывает Емельяна Пугачева с различных ракурсов. Он демонстрируется мудрым и великодушным, жестоким и решительным. Герой был и отзывчивым провожатым, который не бросил в беде Гринева, и самопровозглашенным императором Петром Третьим, и попавшимся в клетку преступником.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Эти разные образы складываются в общую картину: предводитель крестьян обладал непоколебимой волей, ярким темпераментом, был терзаем противоречиями внутри себя. Он ожесточенно захватывал города, сея в них разгром и панику, но время от времени проявлял и положительные человеческие качества. С уверенностью можно сказать, что Емельян Пугачев, хорошо осознавал, что восстание русского народа рано или поздно будет подавлено, однако чувствовал долг перед крестьянами, страстно желал улучшить их незавидное положение.

Читатель знакомится с будущим лжеимператором в снежную метель. Тогда он выручил заблудившегося Гринева со слугой, спасая их от разыгравшейся непогоды. В этот раз роль вожака удалась Пугачеву. Но уже тогда обреченность чувствуется в нем. Это можно понять из сказки, которую донской казал поведал юному Гриневу. В ней орел испытывал зависть к ворону, которому была дарована долгая трехсотлетняя жизнь. Сам же орел жил всего тридцать три года. Однако он питался живой кровью, а ворон все свое существование поедал лишь мертвячину. Емельян Пугачев считал, что короткий век, яркий и наполненный, лучше, чем долгое прозябание на земле со склоненной головой.

Донской казак знал цену свободе, а рабство казалось ему неприемлемым. Он хотел избавить крестьян от господского гнета, чтоб и бедные смогли расправить крылья. Путь к освобождению не может быть мирным, поэтому Пугачев и был порой чрезмерно жесток. Его беспощадный нрав Пушкин демонстрирует на примере сцены расправы в Белгородской крепости.

Однако доброе сердце иногда побеждало суровую натуру. Лжеимператор даровал милость Гриневу и Мироновой не в качестве своеобразного царского жеста, какие порой позволяют делать себе великие государи, а по велению души. Даже то, что он не забыл о тулупчике, который дал ему молодой человек после спасения в снежный буран, является значимым моментом. Емельян Пугачев следует своему долгу, ему не чужды понятия чести и гуманности. Он помнит добро, умеет помогать другим, а также жертвовать собой ради блага ближних.

В «Капитанской дочке» можно узнать не сухие факты о предводителе крестьянского восстания, а познакомиться с ним, как с человеком, безумно любящим свободу, стремящимся дать ее и другим.

  • Автор: А. С. Пушкин
  • Произведение: Капитанская дочка
  • Это сочинение списано 103 184 раз

А. С. Пушкин на протяжении своего творческого пути неоднократно интересовался родной историей, периодами больших социальных потрясений. А в 30‑е гг. XIX в. под влиянием неутихающих крестьянских восстаний он обратился к теме народного движения. В начале 1833 г. А. С. Пушкин получил возможность изучить архивные документы о событиях восстания под предводительством Пугачева 1749―1774 гг. и начал работу над историческим трудом и художественным произведением. В результате появились «История пугачевского бунта» и роман «Капитанская дочка». Сам автор писал: «Под словом роман разумеем историческую эпоху, развитую в вымышленном повествовании». В «Капитанской дочке» рассказана история жизни Петра Андреевича Гринева, включенная в широко развернутое изображение исторических событий, с охватом большого круга явлений. Тема восстания Пугачева изложена при всей сжатости повествования достаточно полно и законченно: от начала восстания до поражения и гибели Пугачева.

Основную причину восстания ― политическое и экономическое угнетение народных масс ― А. С. Пушкин в своем романе полностью не раскрывает, однако читатель ее хорошо понимает. Автор в целом ряде лаконичных замечаний в различных главах романа говорит о недовольстве народа, о жестокости правительства. «Башкирцы ― народ напуганный, да и киргизцы проучены», ― говорит капитан Миронов, а что значит «проучены» читатель видит в сцене допроса схваченного башкирца. «Никогда не забуду этого человека. Ему казалось лет семьдесят. У него не было ни носа, ни ушей… ― Эхе! ― сказал комендант, узнав по странным его приметам одного из бунтовщиков, наказанных в 1741 году. ― Да ты видно старый волк, побывал в наших капканах». Из дальнейшего мы узнаем, что у башкирца вырезан язык. Неудивительно, что именно этот «изувеченный» башкирец оказывается верхом на перекладине с веревкой в руках в момент казни коменданта. В этой же главе, в историческом отступлении о «возмущении» казаков в 1772 г., сказано: «Причиною тому были строгие меры, предпринятые генерал‑майором Траубергом». Вся направленность повествования о народном возмущении такова, что сомнений в его «естественности» не возникает.

А. С. Пушкин в полном соответствии с исторической правдой показывает социальный и национальный состав охваченных восстанием народных масс. Среди них мирные казаки, крепостные крестьяне, малые угнетаемые царским правительством народности ― киргизы, калмыки, башкиры.

Цели движения определяются в общих чертах не какой‑либо четкой политической программой, а вековечными народными ценностями, такими как свобода, земля, уничтожение помещиков, стоящих на пути к этим целям. «Хороший», свой царь должен осуществить эти цели. Стихийность движения отражена в романе опять‑таки в полном соответствии с действительностью. Но движение отвечает интересам широких масс, вот почему не только крепостные крестьяне и казаки участвуют в нем, но и солдаты царской армии быстро переходят на сторону Пугачева.

Есть в произведении и широко известные слова: «Не приведи бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный!» Они принадлежат повествователю. Характер этого восклицания отражает, конечно, ужас испуганного крестьянским восстанием героя романа. Но в то же время в этих словах, если взять их в контексте, отражено отношение не только к крестьянскому движению: «Правление было повсюду прекращено, помещики укрывались по лесам. Шайки бунтовщиков злодействовали повсюду; начальники отдельных отрядов самовластью наказывали и миловали; состояние всего обширного края, где свирепствовал пожар, было ужасно…» Здесь выражена мысль о сопровождающей восстание анархии и о том обстоятельстве, что начальники правительственных войск «самовластьно» наказывают и милуют. Отношение же писателя к восстанию и его руководителю выясняется из всего хода повествования: Пугачев вызывает симпатии читателя, а восстание в целом изображено так, что оно выступает перед нами как понятное, объяснимое и неизбежное движение народных масс за освобождение от помещичьего гнета. Но А. С. Пушкина пугала стихийность движения, неизбежная жестокость борьбы, он видел «бессмысленность» бунта. Его размышления связаны не только с одним конкретным историческим фактом, а с настоящим и будущим России. «Берясь за историческую тему, ― говорил К. Г. Паустовский, ― писатель не порывает с современностью». Поэтому читатели на протяжении еще многих лет будут находить в романе А. С. Пушкина «Капитанская дочка» ответы на вопросы как исторического, так и нравственного характера.

Посмотрите эти сочинения

  • Герой и восстание в оценке Пушкина и Есенина В романе «Капитанская дочка» и в поэме «Пугачев» два автора разных времен описывают предводителя крестьянского восстания и его взаимоотношение с народом. Пушкин серьезно интересовался историей. К образу Пугачева обращался дважды: при работе над документальной «Историей пугачевского бунта» и в «Капитанской дочке». Отношение Пушкина к восстанию было сложным, основными чертами бунта он считал отсутствие долговременной цели и звериную жесткость. Пушкина интересовали истоки восстания, психология участников, роль […]
  • Маша Миронова (сочинение) Роман А. С. Пушкина, посвященный событиям крестьянской войны 1773―1774 гг., неслучайно носит название «Капитанская дочка». Наряду с историческим персонажем Емельяном Пугачевым, вымышленным главным героем ― рассказчиком Петром Гриневым и другими действующими лицами романа важное значение имеет образ Марьи Ивановны, дочери капитана Миронова. Воспитывалась Марья Ивановна в среде простых, непритязательных «старинных людей», имевших невысокий уровень культуры, ограниченность умственных интересов, но мужественных, […]
  • Емельян Пугачев (сочинение) Фигура Емельяна Пугачева ― предводителя крестьянского восстания 1773―1774 гг. ― стала знаменитой не только благодаря размаху самого народного движения, но и таланту А. С. Пушкина, создавшего сложный образ этого удивительного человека. Историчность Пугачева закреплена в романе казенным приказом о его поимке (глава «Пугачевщина»), подлинными историческими фактами, которые упомянуты рассказчиком Гриневым. Но Пугачев в повести А. С. Пушкина не равен своему историческому прототипу. Образ Пугачева ― сложный сплав […]
  • Маша Миронова – воплощение русского национального характера Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет […]
  • Проблема чести и долга в романе Пушкина «Капитанская дочка» Александр Сергеевич Пушкин, основоположник реализма и русского литературного языка, всю жизнь интересовался переломными моментами в истории России, а также выдающимися личностями, которые влияли на ход исторического развития страны. Через все его творчество проходят образы Петра I, Бориса Годунова, Емельяна Пугачева. Особый интерес вызывала у Пушкина крестьянская война под предводительством Е. Пугачева 1772–1775 гг. Автор много путешествовал по местам восстания, собирал материал, написал несколько произведений о […]
  • Гринев и Швабрин (сочинение по роману Пушкина «Капитанская дочка») В 1833–1836 гг. А. С. Пушкин написал роман «Капитанская дочка», который явился итогом исторических исканий автора, воплотившим в себе все его мысли, переживания, сомнения. Главное действующее лицо (он же рассказчик) – Петр Гринев. Это вполне заурядный человек, который волею судеб оказывается втянутым в водоворот исторических событий, в которых и раскрываются черты его характера. Петруша – молодой дворянин, уездный недоросль, получивший типичное провинциальное образования у француза, который «не был врагом […]
  • Береги честь смолоду «Капитанская дочка» (сочинение) «Береги платье снову, а честь смолоду» — известная русская народная пословица. В повести А. С. Пушкина «Капитанская Дочка» она, как призма, через которую автор предлагает читателю рассматривать своих героев. Подвергая действующих лиц повести многочисленным испытаниям, Пушкин мастерски показывает их истинную сущность. Действительно, полнее всего человек раскрывается в критической ситуации, выходя из нее либо победителем и героем, сумевшим остаться верным своим идеалам и взглядам, либо предателем и подлецом, […]
  • Нравственная красота Маши Мироновой в повести «Капитанская дочка» Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Это обыкновенная русская девушка, «круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами». По своей натуре она была трусливой: боялась даже ружейного выстрела. Жила Маша довольно замкнуто, одиноко; женихов в их деревне не было. Мать её, Василиса Егоровна, говорила о ней: «Маша, девка на выданье, а какое у ней приданое? — частый гребень, да веник, да алтын денег, с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдётся добрый человек, а то сиди себе в девках вековечной […]
  • «История пугачевского бунта» и вымышленное повествование в романе Пушкина «Капитанская дочка» Исторический материал о Емельяне Пугачеве А. С. Пушкин собирал в течение долгого времени. Его волновал вопрос самого крупного в российской истории народного восстания. В романе «Капитанская дочка» на историческом материале проясняется судьба России и русского народа. Произведение отличается глубоким философско‑историческим и нравственным содержанием. Главная сюжетная линия романа – это, конечно, восстание Емельяна Пугачева. Достаточно мирное течение авторского повествования в первых главах внезапно […]
  • Нравы и быт дворян 18 века в изображении А. С. Пушкина в произведении «Капитанская дочка» (сочинение) Произведение А. С. Пушкина «Капитанская дочка» можно в полной мере назвать историческим, потому что в нем четко и ясно переданы конкретные исторические факты, колорит эпохи, нравы и быт населявших Россию людей. Интересно то, что Пушкин показывает происходящие события глазами очевидца, который сам принимал в них непосредственное участие. Читая повесть, мы словно бы попадаем в ту эпоху со всеми ее жизненными реалиями. Главный герой повести Петр Гринев не просто излагает факты, а имеет свое личное мнение, дает […]
  • Как принял Гринев завет отца? (по роману Пушкина «Капитанская дочка») Перед отъездом в Белогорскую крепость Гринев‑старший дает своему сыну завет, говоря: «Береги честь смолоду». Его Гринев всегда помнит и точно выполняет. Честь ― это в понимании Гринева‑отца мужество, благородство, долг, верность присяге. Как же проявились эти качества у Гринева‑младшего? Хотелось бы, отвечая на этот вопрос, остановиться подробнее на жизни Гринева после взятия Белогорской крепости Пугачевым. Судьба Гринева в период восстания сложилась необычайно: жизнь его была спасена Пугачевым, больше того, […]
  • Троекуров — старинный русский барин (сочинение) А.С. Пушкин — величайший, гениальный русский поэт и драматург. Во многих его произведениях прослеживается проблема существования крепостного права. Вопрос взаимоотношений помещиков и крестьян всегда был противоречив и вызывал множество споров в произведениях многих авторов, в том числе и Пушкина. Так, в романе «Дубровский» представители русского барства описываются Пушкиным ярко и чётко. Особенно выделяющимся примером является Троекуров Кирила Петрович. Кирилу Петровича Троекурова можно смело относить к образу […]
  • О чем заставляет задуматься повесть Пушкина «Станционный смотритель» Александр Сергеевич Пушкин — человек широких, либеральных, «подцензурных» взглядов. Тяжело ему, бедному, было находиться в светском лицемерном обществе, в Петербурге, при дворцовой подхалимной аристократии. Подальше от «мегаполиса» 19 века, поближе к народу, среди людей открытых и искренних чувствовал себя «потомок арапов» гораздо свободнее и «в своей тарелке». Поэтому все его произведения, от эпически-исторических, до мельчайших двухстрочных эпиграмм, посвященные «народу» дышат уважением и […]
  • Образ Онегина (сочинение) Роман А.С. Пушкина знакомит читателей с жизнью интеллигенции в начале XIX века. Дворянская интеллигенция представлена в произведении образами Ленского, Татьяны Лариной и Онегина. По названию романа автор подчеркивает центральное положение главного героя среди остальных персонажей. Онегин родился в когда-то богатой дворянской семье. В детстве он был вдали от всего национального, в отрыве от народа, а в качестве воспитателя у Евгения был француз. Воспитание Евгения Онегина, как и образование, имело весьма […]
  • Мои размышления о повести «Пиковая дама» В основе повести Пушкина «Пиковая дама» лежит реальный случай, который произошел с князем Голицыным. Он проигрался в карты и пришел просить денег у бабушки Натальи Петровны Голицыной. Денег она не дала, но сообщила магический секрет, который помог Голицыну отыграться. Из этой хвастливой истории, рассказанной приятелем, Пушкин создал повесть, содержащую глубокий этический смысл. Главное лицо повести — Германн. В повести он сопоставлен со всем обществом. Он расчетлив, честолюбив и азартен. Это, безусловно, […]
  • Сравнительная характеристика Онегина и Ленского (таблица) Евгений Онегин Владимир Ленский Возраст героя Более зрелый, в начале романа в стихах и во время знакомства и дуэли с Ленским ему 26 лет. Ленский юн, ему нет ещё и 18 лет. Воспитание и образование Получил домашнее образование, являвшееся типичным для большинства дворян в России.Воспитатели «не докучали моралью строгой», «слегка за шалости бранили», а проще сказать баловали барчонка. Учился в Геттингенском университете в Германии, родине романтизма. В его интеллектуальном багаже […]
  • Проблема «гения и злодейства» в «Моцарт и Сальери» Темы и проблемы (Моцарт и Сальери). «Маленькие трагедии» — цикл пьес П-на, включающий четыре трагедии: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Все эти произведения были написаны в период Болдинской осени (1830 Данный текст предназначен только для частного использования — 2005 год). «Маленькие трагедии» — не пушкин-ское название, оно возникло при публикации и основывалось на фразе П-на, где словосочетание «маленькие трагедии» употреблялось в буквальном смысле. Авторские названия […]
  • Сочинение-рассуждение на тему «Татьяна – милый идеал Пушкина» Духовная красота, чувственность, естественность, простота, умение сочувствовать и любить – этими качествами А.С. Пушкин наделил героиню своего романа «Евгений Онегин», Татьяну Ларину. Простая, внешне ничем не примечательная девушка, но с богатым внутренним миром, выросшая в глухой деревушке, зачитывающаяся любовными романами, любит страшные истории няни и верит преданиям. Ее красота внутри, она глубока и ярка. Внешность героини сравнивается с красотой ее сестры, Ольги, но последняя, хоть и красива снаружи, не […]
  • Сочинение по поэме «Руслан и Людмила» На уроке литературы мы изучали поэму Александра Сергеевича Пушкина «Руслан и Людмила». Это интересное произведение о смелом витязе Руслане и его любимой Людмиле. В начале произведения злой колдун Черномор похитил прямо со свадьбы Людмилу. Отец Людмилы Князь Владимир приказал всем желающим найти дочь и пообещал спасителю полцарства. И только Руслан поехал искать свою невесту потому что очень ее любил. В поэме много сказочных героев: Черномор, колдунья Наина, волшебник Финн, говорящая голова. И начинается поэма […]
  • Особенности изображения чувства любви лирике Пушкина и Лермонтова Введение Любовная лирика занимает одно из главных мест в творчестве поэтов, но степень ее изученности невелика. Монографических трудов по этой теме нет, частично она раскрывается в работах В. Сахарова, Ю.Н. Тынянова, Д.Е. Максимова, говорят о ней как о необходимом составляющем творчества. Некоторые авторы (Д.Д. Благой и другие) сопоставляют любовную тему в творчестве сразу нескольких поэтов, охарактеризовывая некоторые общие черты. А.Лукьянов рассматривает любовную тему в лирике А.С. Пушкина через призму […]

( 1 оценка, среднее 4 из 5 )

  • Сочинения
  • /

  • Литература
  • /

  • Пушкин

Одним из главных героев произведения Пушкина «Капитанская дочка» является Пётр Гринёв, шестнадцатилетний юноша, молодой дворянин. Будучи мальчиком, он получил очень слабенькое образование, его нельзя было назвать прилежным учеником (стоит только вспомнить, что из географической карты он сделал воздушного змея), да и учителя не особенно занимались им и его образованностью. Маленький Петруша урокам предпочитал игры с ребятами. Когда мальчик подрос, отец отправил его на службу в Оренбург, чтобы Пётр взялся, наконец, за ум. На протяжении всего произведения Пушкин показывает нам превращение Петра из ничего не смыслящего в жизни разгильдяя в зрелого юношу, человека чести. В самом начале своего путешествия Петруша ещё не умеет даже распоряжаться финансами, он легко проигрывает в карты практически случайному человеку, но впоследствии извлекает из этого хороший урок.

Когда Пётр впервые встречается с Пугачёвым, ещё не зная, кто он, он щедро одаривает незнакомого человека, жалует ему свой тулуп. В этом проявляется не только великодушие героя, но и его забота о незнакомом человеке, у которого нет достаточно тёплой для такой суровой зимы одежды.

В Белогорской крепости, куда юношу отправили по службе, он полюбил девушку Машу. Это была очень чистая, светлая любовь, в которой не было мести корысти, ведь Маша не была красавицей и не обладала богатым приданым. Когда девушку попытался очернить другой офицер, Швабрин, Гринёв рискнул жизнью на дуэли, защищая честь девушки, что позиционирует его как благородного и отважного юношу. Но не только в этом проявились его смелость и наличие чести.

Когда Пугачёв захватывает крепость, Пётр отказывается присягать ему, хотя может лишиться за это жизни. Он, однако, не раз говорит Пугачёву, что присягнул на верность Государыне и своей родине и не может от этого отречься. В дальнейшем, сколько бы раз судьба ни сталкивала его с Емельяном, Пётр отказывается служить ему, оставаясь верным своей присяге.

Большое значение в его жизни имеет и любовь к Маше Мироновой. Ради девушки он рискует несколько раз не только своей жизнью, возвращаясь к Пугачёву в захваченную крепость, но и своей честью. Гринёв попадает в тюрьму по ложному обвинению в предательстве Родины, он может оправдать себя, но не делает этого, заботясь о чести любимой девушки.

Таким образом, мы видим, как Петруша Гринёв вырастает в отважного, верного, великодушного и сострадательного человека, человека чести, и становится по-настоящему положительным героем.

Сочинение 2

Петр Андреевич Гринев – молодой дворянин. До 16 лет герой воспитывался и обучался дома. Петр Гринев хорошо владеет французским языком, увлекается литературой, сочиняет стихи. Герой обладает романтическим складом характера, он искренний чувствительный человек.

Когда юноше исполнилось 16 лет, его отец принял решение отправить служить молодого Петра в Оренбург в Белогорскую крепость. Отец Гринева был твердым гордым человеком, он хотел, чтобы его сын вырос смелым и честным мужчиной. Наставления отца сыну: «береги честь смолоду». Эта фраза становится стержнем повествования, молодой Гринев следует завету родителя, что помогает ему во многих жизненных ситуациях.

По дороге в крепость, Гринев встречает Емельяна Пугачева. Тогда беглый казак еще не был известен. Будущий предводитель крестьян, помог Петру в метель отыскать дорогу к постоялому двору, за что молодой человек в благодарность подарил Пугачеву заячий тулуп. Эта встреча оказалась судьбоносной для Гринева.

В Белогорской крепости Петр знакомится с Машей Мироновой – дочерью коменданта. Между молодыми людьми появляются взаимные чувства любви и уважения. Сложные неприятельские отношения складываются у Гринева с Швабриным, попавшим в крепость за дуэль. Когда Швабрин оскорбил Машу, Петр вызвал офицера на дуэль. Такое поведение героя говорит о нем как честном, благородном, мужественном человеке.

Гринев хороший офицер, начальство довольно его службой. Петр один из немногих, кто защищал крепость от банды Пугачева. Во время разговора с предводителем бунтовщиков герой отказывается перейти на его сторону, и честно говорит о том, что если ему прикажут сражаться против банды Пугачева, то он исполнит свой долг перед отечеством. Петр не побоялся отправиться на спасение Маши Мироновой, находившейся в плену у Швабрина. Гринев тайно пробрался в крепость, понимая, что за это могут казнить. Ему удалось спасти девушку. Помня о добром поступке Гринева, Емельян Пугачев отпускает Машу и Петра из крепости.

Действия Гринева характеризуют его как смелого, храброго человека. Гринев способен на искренние чувства. В конце повести он женится на Маше Мироновой и находит счастье в семейной жизни.

Таким образом, в повести «Капитанская дочка» образ Петра Гринева показан в эволюции развития личности главного героя: в крепость Петр едет молодым легкомысленным юношей, затем в ходе развития сюжета предстает уже смелым храбрым офицером, верным слову и чести, в конце повести, Гринев показ уже как ответственный решительный мужчина.

Сочинение: Семья Гринёвых в романе «Капитанская дочка» (А.С. Пушкин)

(415 слов) Произведение «Капитанская дочка» впервые было опубликовано в журнале «Современник» в 1836 г. Роман написан в виде мемуаров-воспоминаний главного героя, и первая глава сразу погружает нас в пору его детства, где главную роль играет семья Гринева.

Семья Петра Андреевича Гринёва – это типичная семья представителя дворянского сословия. Пушкин кратко описывает, как она создавалась, и кем были родители Петра. Отец Андрей Петрович Гринёв служил, вышел в отставку в чине премьер-майора, после чего обосновался в Сибирской губернии и женился на дочери бедного дворянина — Авдотье Васильевне Ю.

Роман «Капитанская дочка» – исторический, и автор стремился точно передать социальную действительность, которая окружала его героев. Дворянская семья как господствующий социальный класс имеет землю, поместье и крестьян. Семья Гринёвых располагала всеми этими благами, и будущее Петра было продумано заранее. Так, ещё будучи в утробе матери, он уже был записан сержантом в Семёновский полк.

Тема детства Петра Гринёва пронизана аллюзиями на произведение Фонвизина Д. И. «Недоросль». Когда главный герой, будучи уже взрослым человеком, вспоминает детство, говорит о себе так: «Я жил недорослем». Описывая взросление Петра, Пушкин показывает реальную историческую картину получения образования в дворянской семье.

«С пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки».

Воспитанием детей занимались крепостные, которые вызывали доверие у главы семейства и его жены. Однако оценивались не педагогические таланты будущего воспитателя, а его поведение в целом. В результате воспитания у Савельича Пётр лишь к двенадцати годам осваивает грамоту, и серьёзно разбирается только в одном – «свойствах борзого кобеля».

В то время в России было модно выписывать педагога из-за границы. Чаще всего приглашали французов, вторыми по популярности были немцы. Их квалификация и добросовестность также проверялись весьма посредственно. Месье Бопре – бывший парикмахер, приставленный к Петру с двенадцати лет, должен был обучать его языкам, географии и другим наукам. На деле же, пьянствовал и бездельничал. Таким образом, Пётр был предоставлен самому себе и знания имел посредственные.

Примечательно, что и глава семейства читал крайне редко, и только одну книгу – придворный календарь. Однако отец стремится вырастить из сына человека чести, способного отвечать за свои поступки и данное слово. Именно поэтому он отправляет его не в Петербург, где служба скорее светское развлечение, а в Оренбург, в глухое отдалённое место. Слово главы семейства решающее – признак патриархального уклада жизни, и несмотря на нежелание матери расставаться с сыном, Петра всё-таки отправляют служить.

Для семьи Гринёвых высшим является понятие чести, порядка и доблести. Однако им трудно понять настоящие социальные мотивы, приведшие к восстанию крестьян. Для них старый уклад жизни правильный и единственно возможный. На примере этой семьи Пушкин объективно показал и достоинства дворянского сословия, и его недостатки.

Автор: Таисия Ишниазова

Характеристика 3

В данном замечательном произведении рассказывается об исторических событиях, которые несут в себе идею того, какое воспитание следует давать следующим поколениям, и чему их стоит учить. Петра Гринева можно назвать главным героем данного произведения, от личности которого ведется рассказ. Будучи семнадцатилетним молодым человеком и сыном дворянина, который жил в Симбири. Его отца, Андрея Петровича Гринева, можно назвать человеком чести, а также долга перед своей страной. Сыну он хотел объяснить то, что следует развивать в себе такие качества, как достоинство и честь, храбрость, а также патриотизм. До того, как у героя родился сын, он решил записать мальчика в Семеновский полк. Петр обучался на домашнем обучении, и первым наставником мальчика стал человек по имени Савельич, что старался вырастить мальчика грамотным и честным человеком.

Во время своего двенадцатого дня рождения, мальчику бал выписан гувернер из столицы, который не выполнял свои обязанности честно, так как не хотел тратить время на воспитание юноши. Однако, мальчик, несмотря на все это, смог выучить французский язык, что помогло ему заниматься различными переводами. В семнадцатилетнем возрасте, юноша решил пойти на службу. Однако, город, в который его отправили, не соответствовал его желаниям и мечтам. Ведь, Петр, хотел поехать в Москву, а был отправлен в Оренбург. Нельзя говорить о том, что автор наделил главного героя исключительно положительными качествами. В нем, по ходу формирования его личности и характера, закладывались некоторые сильные качества, которые помогли ему в дальнейшем понять, в какое направление продвигаться.

Когда он познакомился с Иваном Зуриным, то это послужило ему хорошим уроком того, что не всем людям можно и стоит доверять. Ведь его новый знакомый, подпоив юношу, выиграл у него в карточной игре немалую сумму денег. В моменте, связанным с дуэлью, Петр показал себя довольно храбрым и отважным юношей, так как не побоялся сразиться с оппонентом за то, чтобы честь девушки была сохранена. Также, герой стал свидетелем восстания, организованного Емельяном Пугачевым, что оказало на него колоссальное впечатление. Он отказал Пугачеву в том, чтобы присоединиться к его отряду, и должен был понести смертельное наказание. Однако, случай, спас юношу. Как-то раз, Гринев спас революционера от холода, за что Петр остался в живых. На протяжении всего произведения Гринев показывал себя отважным молодым человеком, который не страшился трудностей и опасностей на пути.

Образ Петра Гринева — детство и юность: сочинение


Образ Петра Андреевича Гринева
Детство и юность героя может быть примером для многих людей того и даже нашего времени. Петруша любил учиться и стремился к знаниям. Отец заложил в него самые лучшие человеческие качества для мальчика. Вот сочинение по теме «Образ Петра Гринева — детство и юность»:

Детство героя прошло в интеллигентной семье. Родители были честными, порядочными дворянами, и с детства взрастили в ребенке правильный набор положительных качеств. Примечательно, что отец воспитывал Гринева строго – считал, что мужчины должны быть дисциплинированными. Что же касается матери, она была более лояльна и поддерживала мальчика в его начинаниях.

Впрочем, дурных начинаний у Петра не было. Он избежал избалованности и пороков. Скорее всего, надолго запомнит совет отца о том, что честь нужно знать и ценить с ранних лет.

Несмотря на то, что из учителей у него поначалу были только Савельич и гувернер, Гринев достаточно умен, эрудирован и начитан. Вполне возможно, что азы он ухватил сам, а после занимался самообразованием. Он был очень любознательным ребенком. Особенно хорошо ему давались французский и фехтование.

Но, тем не менее, маленький Петя был активен и любил веселиться. Он с ранних лет грезил об офицерском будущем. Однако в те годы он понимал картину мира несколько иначе. Он считал, что быть военным – значит позволять себе все, что только заблагорассудится. Как показала практика, эти мысли были ошибочными.

Сочинение Гринёв Пётр

В «Капитанской дочке» автор попытался раскрыть суть реально происходящих исторических действ, с помощью чего, старался донести до читателей нравственно-этическое значение данного произведения. Петра Гринева можно рассматривать как основного персонажа в данном романе, а также стоит отметить тот факт, что он является повествователем данной замечательной истории. Будучи семнадцатилетним сыном дворянина, который жил в Симбирской части России, герой получал образование на дому. Его отец старался прививать собственному сыну такие качества, с помощью которых он бы смог проявлять патриотизм, смелость и упорство. Еще до момента рождения Петра, его отец записал мальчика в Семеновский полк на службу.

Учителем Петра был крепостной человек по имени Савельич. Он обучал мальчика грамоте, и старался делать все, чтобы он вырос умным и образованным человеком. Когда мальчику исполнилось двенадцать лет, ему прислали другого учителя, который не так добросовестно и качественно выполнял свои обязанности. Однако, он сумел научить мальчика французскому языку, что помогло Петру заниматься профессиональными переводами. В возрасте семнадцати лет, мальчика направили на службу. Однако, местом его службы стала не столица, как мечтал сам Петр, ведь направили его в Оренбург. Из-за этого, юноша сильно расстроился.

Нельзя сказать о том, что автор наделил данного главного героя исключительно положительными чертами и качествами. Ведь в данной повести можно заметить то, что Петр со временем принимает свои недостатки, и старается их исправить. При этом, он становится весьма сильной и успешной личностью благодаря подобным изменениям. Когда он познакомился и Иваном Зуриным, то через некоторое время испытал горький урок. Ведь Зурин подпоил Петра, и начал играть с ним на деньги, при этом, конечно же, обыграл юношу, который находился в подобном состоянии. В моменте, связанным с дуэлью, Петр сумел раскрыться как человек, который не побоялся рискнуть собственной жизнью ради того, чтобы защитить честь девушки. Как-то раз он стал свидетелем бунта, который сопровождался при командовании Пугачева. Они предложили Петру стать частью их команды, однако, получили отрицательный ответ от него. Вследствие чего они чуть не казнили юношу, однако его спасло то, что он был знаком с Емельяном, и даже как-то раз спас его. Благодаря поступкам главного героя, можно научиться тому, что нужно стараться беречь свою честь смолоду, и соответственно жить по своим принципам и убеждениям.

Другие темы: ← Краткая характеристика Евгения Онегина↑ ПушкинОбраз медного всадника →

`

Популярные сочинения

  • Сочинение Мой любимый город
    Мне кажется, каждый человек мечтает посетить свой любимый город, да и любимый город есть в общем то у каждого человека. Очень часто у людей являются любимыми городами те места
  • Сочинение Мцыри как романтический герой 8 класс
    Любовь Лермонтова к Кавказу появилась еще в детстве. Царственные горы, прозрачные и чистые реки, роскошная зелень и гордые, мужественные люди, настолько потрясли будущего поэта
  • Уборка территории школы
    Пришкольная территория всегда должна быть чистой, ведь она производит впечатление на само учебное заведение. В нашей школе уборка территории школы происходит два раза в год

  • Проблема человеческого достоинства в драме гроза сочинение 350 слов
  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка сочинение 8 класс по плану
  • Проблема человеческого достоинства в пьесе гроза сочинение 10 класс
  • Проблема чести долга и нравственного выбора в романе капитанская дочка сочинение 8 класс кратко
  • Проблема ума в комедии горе от ума сочинение 9 класс с цитатами