Проблема человека в пьесе горького на дне сочинение

Правда и ее проблематика в пьесе на дне являются центральным вопросом драмы. однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только

Правда и ее проблематика в пьесе «На дне» являются центральным вопросом драмы. Однако его оформление и экзистенциальное измерение начинается только со второго действия, когда Горький выводит на сцену Луку.Проблема человека в пьесе горького на дне сочинение

В принципе понимание и трактовка именно этого героя и формирует «образ правды» в пьесе, а с ним и следующего важнейшего философского понятия – истины.

Несмотря на то, что в авторском замысле Лука  — это отрицательный герой (по словам Горького, — плут, мошенник), его воплощение на сцене МХТ всегда было обратным. Начиная с первого исполнителя (Москвин), все актеры видели в нем только положительного героя.

К слову и само отношение Горького к этому персонажу сформировалось не сразу, оно претерпело определенную корректировку, и не в последнюю очередь из-за демократической критики. На первых же постановках автор мучился очевидным несоответствием образа Луки задуманному и даже испытывал недовольство собой.

Такое чувство основывалось на подспудном осознании того, что в драме «На дне» существует некая философская константа, экзистенциальный смысл, который заложен там и который изменить сам автор не в силах.

Между тем, именно формулировка Горьким главной проблемы пьесы – «истина или сострадание» — и является причиной. Потому что:

  • содержит в себе логическую ошибку противопоставления этих непротиворечивых друг другу философских посылов;
  • является незаметной подменой понятия Истины понятием правды нового исторического времени

Человек и правда (истина и ложь) в драме «На дне»

Проблема человека в пьесе горького на дне сочинениеКак философская абсолютная категория – Истина может иметь исключительно один антипод – Ложь, поскольку этот термин обозначает неизменно-вечные качества идеального мира. Сострадание же по отношению к Истине не может находиться в оппозиции, напротив, оно может представлять собой даже путь к ее постижению.

Правда же, в отличие от абсолютности Истины, носит характер относительный. (Интересное замечание. Это слово произошло от глагола «править». Но известно, что «править» можно в совершенно разных направлениях. Еще один аргумент – мы видим, что этим словом часто обозначают не поиски абсолютного, а следование определенной избранной идеологии. Например, «ленинская правда», «правда Украины» и т.д.)

В качестве проверки можно поменять слова (правда и истина) и окажется, что мы получим совершенно бессмысленные тезисы, что и подтверждает относительный характер понятия «правды».

В высказываниях героев драмы «На дне» практически всегда речь идет о такой правде, которая подразумевает фактически-конкретное положение дел для каждого героя. А уже такая правда (конкретика факта) становится фатальной для неподготовленных и слабых душ персонажей пьесы.

И именно Лука олицетворяет в драме «путь сострадания», который должен помочь преодолеть убийственную правду для героев «На дне». И делает он этого совсем не мошенническим или обманным путем.

Получается, что основной конфликт (философский) в пьесе проходит не между «истиной и состраданием», а в сложных взаимоотношениях Истины и правды.

Больше того, как раз «сострадание» оказывается маркером «истинности» всякой правды.

Разумеется, понятия правды и истины не находятся в жесткой оппозиции в драме Горького. В отдельных случаях правда может совпадать с ней, может быть ее частью и т.д.

Собственно образ Луки отображает понимание этих сложных взаимоотношений правды и истины. Он единственный герой среди прочих обитателей ночлежки, который «видит», как фактическая правда, конкретное положение дел каждого персонажа расходится с Истинной правдой о нем.

По сути, правда каждого конкретного эпизода (или земная правда) – это исключительно часть правды или правда одного эпизода, момента. Но сам человек всегда больше такой части или момента. Следовательно, он не сводим к ним и всегда выше их. А его жизнь (по замыслу Создателя) – это дорога к той самой Истине о себе. Сострадание и участие могут помочь встать на эту дорогу, не сойти с нее и найти сил для движения.

Со слов проницательного Сатина именно сострадательное участие Луки «проквасило» сожителей ночлежки. (По аналогии с евангельской «закваской», открывающей человеку его личную дорогу к себе истинному.)

Однако Горький уводит Луку со сцены, собственно оставляя своих героев брошенными, именно тогда, когда сознание этих персонажей еще не может противостоять «земной правде». Но это сознание уже оказывается пробужденным. Об этом говорят ремарки самого Горького к 1 и 4 действиям.

Так, в первом  — ночлежка освещена через окно (извне)

А уже в 4 – изнутри.

Таким образом, мы обнаруживаем несоответствие между замыслом автора:

  • ревизия традиционных ценностей
  • утверждение новой системы (позитивизм, мировоззрение Сатина и т.д.)

и его художественной реализацией в драме «На дне».

Наша презентация (шпаргалка для сочинения)

В этом случае, очевидно, что Горький-драматург проявил большую интуицию и оказался тоньше Горького-рационалиста. Что также подтверждает абсолютность Истины и относительность правды в конфликте драмы «На дне»

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость — поделитесь

Сочинения Далее

Проблема гуманизма в пьесе А. М. Горького «На дне»

Сочинение

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького «На дне». Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на «дно» жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей «дна» — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели «дна» выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на «дно» жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного «дна».

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей «дна»? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея «возвышенного обмана, который позволяет человеку нести бремя «низких истин», встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: «…чего тебе правда больно нужна… подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Потом он рассуждает о «праведной земле». Лука не верит в нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: «Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают».

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?» Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство. Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу. Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: «Ложь — религия рабов и хозяев», «Правда — бог свободного человека». Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. «Человек — вот правда», — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит… гордо!»

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым человеком.

В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. Закрывались фабрики и заводы. Тысячи рабочих и крестьян оказались без крова и средств к существованию. Под влиянием тягчайшего экономического гнета появляется огромное количество босяков, которые опускаются на “дно” жизни. Пользуясь безвыходным положением обнищавших людей, предприимчивые владельцы темных трущоб нашли способ извлекать пользу из своих зловонных подвалов, превратив их в ночлежки, где находили приют безработные, нищие, бродяги, воры и другие “бывшие люди”.
    Написанная в 1902 году пьеса “На дне” и изображала жизнь этих людей. Сам А. М. Горький писал о своей пьесе: “Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”, к числу которых я отношу не только странников, обитателей ночлежек и вообще “люмпен пролетариев”, но и некоторую часть интеллигентов, “размагниченных”, разочарованных, оскорбленных и униженных неудачами в жизни. Я очень рано почувствовал и понял, что люди эти — неизлечимы”.
    Но пьеса не только завершила развитие темы босяков, но и выдвигала новые революционные требования, которые были поставлены перед массами в период напряженной классовой борьбы в предреволюционную эпоху.
    Действие пьесы “На дне” происходит в мрачном, полутемном подвале, похожем на пещеру, со сводчатым, низким потолком, который давит на людей своей каменной тяжестью, где темно, нет простора и трудно дышать. Убога и обстановка в этом подвале: вместо стульев — грязные обрубки дерева, грубо сколоченный стол, по стенам — нары.
    Здесь собрались воры, шулеры, нищие, калеки — все, кто выброшен из жизни; различные по своим привычкам, жизненному поведению, прошлой судьбе, но одинаково голодные, измученные и никому не нужные: бывший аристократ Барон, спившийся Актер, бывший интеллигент Сатин, слесарь-ремесленник Клещ, падшая женщина Настя, вор Васька. У них нет ничего, все отнято, потеряно, стерто и затоптано в грязь.
    Все обитатели ночлежки вытолкнуты “хозяевами” на дно жизни, но в них не растоптано все человеческое. В этих людях, лишенных права жизни, обреченных на беспросветное существование, опустившихся, сохранилось чувство собственного достоинства. Васька Пепел, сильная и широка натура, страстно мечтает об иной жизни; Настя, наивная, трогательная и беспомощная, стремится в иллюзиях в чистой и преданной любви спрятаться от окружающей ее грязи; Актер — безвольный алкоголик, за ненужностью потерявший не только место в жизни, но даже свое имя, в то же время — мягкий, лирически настроенный романтик и поэт в душе. Судьба сделала Клеща озлобленным и жестоким, но все-таки он упорно, мучительно, честным трудом старается выбиться со “дна”. Татарина Асана отличает честность. Наташу — душевная чистота и нежность. И только Бубнов и Барон — предел падения человеческой личности. Они не проявляют каких бы то ни было стремлений изменить свою жизнь. Бубнов ко всему равнодушен, он не любит людей и ни во что не верит. А Барона паразитическое существование привело к полному моральному разложению.
    Пестрая галерея персонажей пьесы — это жертвы бездушного общественного порядка. Даже здесь, на самом дне жизни, обессиленные и обездоленные вконец, они служат объектом эксплуатации, даже здесь хозяева, мещане-собственники, не останавливаются ни перед каким преступлением и пытаются выжать из них несколько грошей.
    Судьбы всех этих людей и самое существование “дна” служат грозным обвинением буржуазному миру.
    С большой силой обрушился А. М. Горький на буржуазную философию утешительной лжи. Лука считает всех людей ничтожными, жалкими, слабыми, не способными к активной борьбе за свои права и нуждающимися в соболезновании и утешении. Лука — сеятель иллюзий, утешительных сказок, за которые жадно хватались отчаявшиеся слабые люди. “Ложь во спасение” — вот принцип, которому следует Лука. Ваське Пеплу он внушает мысль о поездке в Сибирь, где тот может начать новую, честную жизнь; Актеру обещает назвать город, где вылечивают от алкоголизма в роскошной лечебнице; умирающую Анну успокаивает надеждой, что за свои нестерпимые муки на земле она после смерти обретет покой и вечное блаженство на небе. Утешающая ложь Луки встречает сочувствие у ночлежников. Ему верят, так как хотят поверить в существование иной правды, так как страстно желают вырваться из ночлежки и пробиться к другой жизни, хоть пути к ней неясны.
    А. М. Горький в одном из интервью так высказался о проблематике пьесы: “Основной вопрос, который я хотел поставить, это — что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?”
    В образе Луки писатель разоблачил несостоятельность утешителей. Решение вопроса, что же надо делать, чтобы изменить жизнь и уничтожить “дно”, дает в своих речах Сатин, образ которого полнее оттеняет вредность утешительных проповедей Луки.
    А. М. Горький не идеализирует этот образ: как и другие босяки, Сатин не способен ни к труду, ни к решительному действию, он заражен анархическими настроениями. В нем немало пороков, привитых ему ночлежкой: он пьяница и шулер, подчас жесток и циничен, но все-таки от других босяков его отличает ум, относительная образованность и широта натуры.
    В ночлежке раздаются знаменитые слова Сатина, заявляющие о праве человека на личную свободу и человеческое достоинство: “Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Человек! Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью… уважать надо!”
    “Ложь — религия рабов и хозяев… Правда — бог свободного человека!” — такое высказывание Сатина воспринималось как революционный призыв. Заявляя о своей глубокой вере в творческие силы, разум и способности свободного человека, А. М. Горький утверждал высокие идеи гуманизма.
    Горький понимал, что в устах спившегося босяка Сатина речь о гордом и свободном человеке звучала искусственно, но она должна была звучать в пьесе, выражая сокровенные идеалы самого автора, который отмечал, что эту речь, “кроме Сатина… некому сказать, и лучше, ярче сказать — он не может”.
    Своей пьесой “На дне” А. М. Горький опровергал идеалистические идеи: идеи непротивления, всепрощения, смирения. Вся пьеса проникнута верой в настоящего человека, Человека с большой буквы.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Спор о человеке в пьесе На дне

Спор о человеке. Наверное, эту социально-философскую проблему можно назвать центральной в произведении Максима Горького «На дне». Именно конфликт, основанный на этом споре является «двигателем» сюжета и именно вокруг него раскрывается позиция и мнение самого автора. Но перед тем, как мы начнем рассматривать сюжет, конфликт в произведении и мнение Горького касательно его решения, следует рассмотреть то, в какой обстановке происходит действие пьесы.

В качестве персонажей, которым придётся «спорить о человеке» Горький выбрал сломленных жизнью, бедных людей, опустившихся в результате каких-то жизненных обстоятельств и трудностей «на дно», а именно – в захудалую ночлежку для бедняков.

Именно в эту убогую обстановку к сломленным или по крайней мере испытанным жизнью людям попадает один из центральных персонажей пьесы – старик-бродяга по имени Лука. Будучи достаточно мудрым и искренне любящим людей человеком, Лука видит в каждом обитателе ночлежки не бедняка и опустившегося на дно человека, а самостоятельную и независимую личность, сломленную либо жестокой жизнью и тяжелыми жизненными обстоятельствами, либо собственными ошибками прошлого, за которые, старик, однако, не спешит винить никого. В каждом «потерянном» он видит человека, который, если поймет и примет свои ошибки и начнёт действовать, то, по мнению Луки, обретёт шанс на уход из захудалой ночлежки и возвращение к старой, более достойной жизни.

Он искренне поддерживает людей и подставляет им своё плечо, видя в каждом из них лишь лучшее. Он воодушевляет Актера на излечение от алкоголизма, видит в проститутке Насте девушку, мечтающую о настоящей и чистой любви. Но от так же вступает и в конфликт с Сатиным, поскольку последний считает, что на великие поступки и исправление своих ошибок способны лишь свободные люди, а Лука лишь делает обитателей ночлежки зависимыми  от его сострадания и жалости.

И в правду, дальнейший сюжет доказывает, что лишь те, кто были сильными и свободными смогли исправить своё положение. Несвободные же и зависимые от других людей, от религии, от жалости и сострадания к ним со стороны Луки, люди так и не смогли исправиться, а кто-то даже загнал себя в еще более худшее положение. Так, тот же Актер, воодушевленный Лукой, после его ухода столкнулся с жестокой реальностью, где надо быть сильными и крепко и стойко переживать удары судьбы. Не в силах справиться в жестокостью реального мира без чьей-либо поддержки, Актер уходит из мира.

Таким образом, мы можем видеть, что позиция самого Горького намного ближе к жестокому, но так же верящему в то, что «Человек – это звучит гордо!» Сатину, чем к мягкому, сострадающему всем и каждому, Луке.

2 вариант

Произведение Горького, получившее название «На дне», было написано около восьмидесяти лет назад. На протяжении всего времени оно вызывало множество споров и проблем. Дело в том, что социальные вопросы, которые обсуждает автор, под новым углом происходящих событий в обществе, обретают новый вид.

Именно в этом сложность и противоречивость позиции автора, он поднимает сложные и философские вопросы, которые облегчает и делает их искусственно упрощенными. Так монолог Сатина многие дети заучивают наизусть, а многие используют реплики героя.

В центре произведения не только обычная человеческая судьба, это настоящее столкновение идеи, спора о настоящем человеке и его смысле жизни. Ключевым вопросом является проблема противостояния правды и лжи, каждый из героев воспринимает жизнь по-своему, не может принять другую точку зрения.

Спор начинается до момента появления Луки на территории ночлежки, да и после его ухода продолжается обсуждение. Квашня уверена, что она фактически полностью независимая женщина, она свободна и может сама решать. Настя уверена, что она заслуживает великих чувств, она заимствует его из книги, которую постоянно читает, она получила название «Роковая любовь».

Но в их повествование врывается настоящая правда, да и Квашня говорит, что Клещ не терпит правды. Все это звучит, как спор автора с самим собой. Он старается отыскать настоящую правду, но не может доказать самому себе, что настоящая правда такова, какой бы жестокой она не была на данный момент.

Свобода в ночлежке оказывается призрачной, там люди опустились на самое дно своей жизни, они думают, что абсолютно свободны, но на самом деле они являются заложниками собственного мнения, которое буквально не дает подняться им со дня и жить дальше.

Ключевым в противостоянии является образ Луки. Он единственный может утешать опечаленные души и подставлять им свое плечо. Именно он и является человеком, который ближе всех подошёл к истине в огромном споре. Он старается показать людям, что борьба за правду и абсолютную свободу, она призрачна.

Неизвестно кто выиграл в этом споре, который продолжается и по сей день. Автор так и не дал точного ответа, а сам спор обретает совершенно другие грани.

Также читают:

Картинка к сочинению Спор о человеке в пьесе На дне

Спор о человеке в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

  • Характеристика и образ Надежды в Темных аллеях Бунина

    Надежда — хозяйка горницы, которая с рождения была обыкновенной крестьянкой. Вольную получила в возрасте 18-19 лет, после чего начала свой карьерный рост. Она имела большое состояние благодаря тому

  • Сочинение Мой любимый автор (Лермонтов)

    У каждого человека, увлекающегося литературой, есть свой любимый автор, поэт, писатель. И у каждого он разный. Все зависит от стиля, который привлекает читателя. Кому-то нравятся романы, стихи, а кому-то проза, рассказы

  • Тема любви в комедии Горе от ума сочинение

    Тема любви затрагивается практически в каждом классическом произведении. Что не странно, ведь тема любви — вечна и неисчерпаема. Исключением не стало и «Горе от ума» А.С.Грибоедова. Жанр произведения — трагикомедия.

  • Анализ повести Роковые яйца Булгакова

    Повесть «Роковые яйца» можно назвать антиутопией, которая усиливается за счет авантюрного сюжета и научно-фантастического колорита. Можно сказать, что данным творением автор откликается на культурную

  • Основные темы и мотивы лирики Тютчева сочинение 10 класс

    В основном Тютчев известен стихами о природе, а также циклом любовной поэзии и политическими стихами. Однако в любой из этих тем прослеживается философское начало.

Пишем сочинение

Тема мини-сочинения: “Человек – это звучит гордо”?.. (по ранним романтическим произведениям А.М. Горького и его пьесе “На дне”, всей прочитанной русской литературе и личному опыту).
Перед тем как писать сочинение, прочитайте поэму А.М. Горького “Человек”. Я думаю, мысли появятся сразу.
Скачать
Вусова Карина
Мне безумно понравилась поэма Горького “Человек”! Как великолепно Горький пишет о Человеке! Первая часть поэмы заставила меня задуматься о ком именно пишет Горький. Не могу внятно изложить свою мысль. Но первая часть поэмы заставила меня задуматься о том, какой путь проложили от обезьяны до Человека! Чего добилось человечество, какие умы живут на этой планете! Человек -это великолепно, это гордо! Это просто невероятно!
” Человек! Точно солнце рождается в груди моей, и в ярком свете его медленно шествует – вперед! и – выше! – трагически прекрасный Человек!”
Вторая часть поэмы поднимает дух! Дает возможность задуматься, что не все потеряно, что ТЫ можешь! Можешь все!
” И Человек теряет сам себя, перерожденный слабостью своею в животное без
Гордости и Мысли…
Но если возмущенье вспыхнет в нем, оно разбудит Мысль, и – вновь идет
он дальше, один сквозь терния своих ошибок, один средь жгучих искр своих
сомнений, один среди развалин старых истин!”
Меня тянет просто процитировать всю поэму Горького в ответ на вопрос: Человек – это звучит гордо? Я абсолютно, с каждым словом соглашаюсь!
Я в восторге! Я без ума от поэмы “Человек”!
” – Настанет день – в груди моей сольются в одно великое и творческое
пламя мир чувства моего с моей бессмертной Мыслью, и этим пламенем я выжгу
из души все темное, жестокое и злое, и буду я подобен тем богам, что Мысль
моя творила и творит!”
06-12-2012, 19:24:49 | Guest
Бочкова Полина
Максим Горький в своей пьесе “На дне” дает возможность понять и осмыслить нам всю сущность бытия людей, которые опустились по социальной лестнице и в духовной смысле. С самого начала Горький без вступлений окунает нас в жизнь опустившихся людей. Описание ночлежки приводит в ужас:” Все некрашеное и грязное”. Вся обстановка угнетает жильцов ночлежки, она давит на них и из-за этого люди перестают надеяться из этого жестокого мира. Но и в таком обществе находится человек, который не перестает верить в то, что можно вернуться к нормальной жизни.Это Клещ. Сравнить с Клещом можно только Луку, так как после появления Луки в людях появляется надежда на то, что вновь встать на ноги и зажить нормальной жизнью. Лука всех наставляет на истинный путь и делает это абсолютно бескорыстно. Лука такой же человек, как и все эти опустившиеся жители ночлежки, но Горький преподносит нам Луку, как образ человека с большой буквы. Ведь для Горького человек это что-то большее чем, просто слово. Ведь что может быть лучше человека ? Только человек.
03-12-2012, 17:39:04 | Guest
Егор Маслобоев 11а
Человек-это звучит гордо!
Каждый из нас при рождении получает “титул” Человек. Наша задача на будущее-защищать и доказывать, что мы таковыми являемся. Некоторые люди своей деятельностью и поступками могут сказать что они имеют полное право носить звание Человека. Некоторые же люди, в течении своей жизни превращаются в шлак и отбросов общества. И их часто называют животными..
Чтобы быть достойным, надо работать над собой. Даже если ты каждый день переводишь бабушек через дорогу, даже если ты ни пьешь, ни куришь, это ещё не повод называть себя человеком. В “расчет” берется ещё и внутренний мир человека. Все зависит ещё от его душевного состояния. Не стоит так же забывать о тех целях и задачах которые ОН ставит в своей жизни.
03-12-2012, 11:41:14 | Guest
Иванова Саша
Кто такой человек? Кто он сейчас?
Сейчас человек – это не гордость мира. Человек – бездушное существо, которое этому миру мало что дает, а всего лишь потребляет. Раньше в человеке ценились такие качества, как доброта, щедрость, открытость. А что теперь? Только деньги и материальные блага. Человек фактически опустился до этого сам, постоянно изобретая вещи, упрощающие его жизнь.
Иногда мне кажется, что уже на земле нет такого человека, имя которого звучит гордо. Потому что мы все превращаемся постепенно в таких людей. Мало кто людей устоял и сможет устоять. Но таких будут презирать и считать ничтожеством.
Странная человеческая сущность, не правда ли?
С точки зрения физиологии – да, человек. А внутри, духовно – пустота… Вот что есть человек сейчас.
02-12-2012, 14:18:27 | Guest
Шитова Ирина 11А
“Человек – это звучит гордо”?
Возможно раньше это действительно звучало гордо,но только не сейчас. Раньше люди могли хтя бы уважать друг друга,сейчас же уважения добиться можно лишь от считанных едениц. А если тебя не уважают,то и никакой гордости не надо. Её же некому будет продемонстрировать. Сейчас,в мире где полно лжи,грязи и злобы,я очень сомневаюсь, что гордость будет играть какую либо роль. Понятие “человечность” уже не так ценнится как раньше. Найдите и покажите мне настоящего человека,чтобы я могла убидится в том, что это действительно гордое существо. Может я и вижу в мире только плохое,но люди, по-моему, давно продали свою гордость.
01-12-2012, 14:07:46 | Guest
Рудько Александра
«Человек – это звучит гордо?»
Я думаю, что «человек» – действительно звучит гордо. Людям от природы это дано, ведь даже в Библии говорится, что Бог создал человека по образу и подобию своему, значит, от самой природы Человеку дано уподобляться Богу.
Но кого можно назвать человеком? Какими качествами нужно для этого обладать? Я думаю, что ответ на этот вопрос весьма субъективен. По моему мнению человек – это тот, кому свойственно милосердие, сострадание, этот тот, кто может признавать собственные ошибки, тот, кто совершает действительно хорошие поступки, не руководствуясь при этом своими корыстными интересами. Много ли таких людей сейчас? Думаю, нет, но винить в этом мы можем лишь самих себя. Ведь мы сами для себя решаем, каким путем пойти: быть честным, ответственным, справедливым, т.е. быть Человеком, или же наоборот. Ведь широко известно выражение «Человек сам творец своей судьбы», именно в человеке есть силы для преодоления всех страданий и невзгод жизни, и именно это поможет человеку быть счастливым и свободным, быть Человеком с большой буквы.
30-11-2012, 22:24:28 | Guest
Золотова Татьяна.
Максим горький в своей поэме «Человек » говорит о том, каков человек. Сразу видно его отношение к этому гордому и сильному существу. Вообще, во многих его произведениях можно увидеть, как автор прославляет Человека.
«Все – в человеке, все – для человека!.. Существует только Человек, все же остальное – дело его руки и мозга. Человек! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»
М.Горький
Прочитав его произведения, невольно начинаешь задумываться, а согласна ли я с позицией автора, прав ли он, кто вообще имеет право быть названым столь красиво и гордо – Человек?
Словарь утверждает, что человек это высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Философы говорят, что Человек лишь звено в пищевой цепочке, считающий себя на ее вершине. Он проводит свою жизнь в бессмысленном поиске бессмысленной нужды и в этом весь человек.
А, что думаю я? Для меня найти ответы на эти вопросы, отнюдь, не легкая задача. Могу утверждать это со стопроцентной уверенностью, так как мое понимание того кто есть человек менялось немало раз, менялось кардинально и резко, по этому не хочу говорить сейчас, как я понимаю значение этого звания, и каким нужно быть, что бы его получить.
И еще. Перед тем как написать свое сочинение, я прочитала несколько предыдущих работ, и у меня возникло несколько вопросов. Почему вы считаете, что именно в наше время люди столь сильно пали, что перестали быть достойными звания Человек? Ведь, все это было и ранее, и два и три века назад, многие говорили, что люди уже не те, что нравы нового поколения приведут к разрухе цивилизации, и так далее, и тому подобное.
Может, хватит уже обливать наш век грязью? Вы же тоже являетесь его частичкой, а, следовательно, и частью «стада баранов», как вы сумели выразиться.
30-11-2012, 20:42:14 | Guest
Гасанов Джавид
“Человек-это звучит гордо?”
произносит один из героев пьесы М. Горького “На дне” Сатин. Ну а что представляет собой человек в действительности? А действительность заключается в том, что мы хорошо знаем сколько прекрасного в человеке и сколько плохого. Но не смотря на это человек, формирует себя самостоятельно, и только ему посильно изменить самого себя. Мы сами выбираем свое будущее. И при желании можно сделать все что угодно. Но человек как таковым в духовном, а не физическим плане, мы становимся только тогда когда пройдем свой путь самостоятельно, посмотрим на жизнь с разных сторон. Цель и желание-вот что формируют нас как личность. И исполняя упорством желание добиться своей цели, мы можем сказать про себя: «Человек! Это звучит гордо!»
30-11-2012, 19:41:22 | Guest
Аношина Вика
“Человек-это звучит гордо?”
Прочитав пьесу Горького “На дне”, можно обратить внимание,насколько сложна русская жизнь.Люди,которые никому не нужны,живут в вечных страданиях,с бедами и надеждами,словно, вычеркнутых из нормальной повседневной жизни общества.
Описание ночлежки в этой пьесе очень хмурое и серое.Это так называемые каменные своды и тяжелые потолки с обвалившейся штукатуркой,все грязное и некрашеное.Люди,потерявшие надежду, с узким кругозором и однообразной жизнью живут в этой “дыре”. Занимаясь воровством и шулерством, тем самым добывают себе пропитание.
Герой этой пьесы Сатин произнес такие слова:”Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!
Че-ло-век! Надо уважать человека!”. После таких слов мне хочется сказать,что не важно какой человек,нищий или миллиардер,главное,что он- есть человек.
30-11-2012, 16:29:58 | Guest
Малышева Елена
“Человек – это звучит гордо”?
Смысл жизни в том, чтоб доказать, что не только звучит. Истинный человек – это тот человек, который проживает свою жизнь так, чтобы в ней был четко виден смысл, цель и суть жизни. Смысл жизни человека заключается в том чтобы прожить эту единственную жизнь достойно, красиво, честно. С добротой и уважением к ближним, с заботой о них.К концу молодости набраться опыта, и передать свою мудрость детям.
Но человеком назвать убийцу – невозможно. Настоящий человек должен быть добр по отношению ко всем. Надо помогать людям, а не делать хорошо только себе, принося боль другим.
Человек – будет звучать гордо в том случае, если он выберет свой правильный путь…
30-11-2012, 15:09:53 | Guest
Ксения 11 А. 
«Человек – это звучит гордо?»
Мне сложно писать это сочинение, потому что я не понимаю в чём гордость быть Человеком. Ведь есть люди способные на предательство, на ложь, на убийство, на зависть, на корысть, на злословие… И что, все эти люди – «Человеки» с большой буквы? Мне потребовалось некоторое время, чтобы разобраться в том, о чём хотел сказать М. Горький. После прочтения поэмы М. Горького «Человек» и после того, как я поразмышляла на эту темы со взрослыми, я поняла, что «Человек» с большой буквы – это действительно гордо.
Все мы рождаемся существами, которое имеет руки, ноги, голову, но Максим Горький рассматривает человека не как физиологическое существо, наполненное рефлексами и желаниями, а как богатый духовный мир. С течением жизни некоторые так и остаются просто людьми, а некоторые в процессе жизнедеятельности становятся «Человеком» с большой буквы. Так кого же можно назвать Человеком в полном смысле этого слова? Для меня «Человек» – это тот, кто стремится к совершенству, стремится сделать мир вокруг себя добрее, справедливее, светлее, уважительнее, кто не боится трудностей и с достоинством их преодолевает. Человек – это тот, кто имеет силу воли, кто способен мыслить и принимать решение, причем осознанные решения. Ведь прежде чем человеку сделать любой шаг, у него всегда есть выбор. Делать этот шаг или не делать, направо пойти или налево, вперед или назад. Человек с большой буквы при выборе каждого нового шага будет опираться на нравственные ценности. По поэме Горького «Человек» главная ценность Человека – это мысль. С ней он должен идти по жизни всегда и мысль обязана быть направлена на добрые деяния и поступки.
Так шествует мятежный Человек – вперед! и – выше! все – вперед! и – выше! Максим Горький поэма «Человек».
28-11-2012, 21:32:33 | Guest
Покинько Лена 
Человека не всегда можно назвать человеком, если вкладывать в это слово именно то значение, которое придает ему Горький. Человек- это звучит гордо? Да, я думаю, я могу с этим согласиться. Только не так много людей, которых можно назвать Человеком и в этом не сомневаться. А кто такой человек? По моему мнению, в наше время, можно считать человеком тех людей, которые не причиняют зла и вреда другим. Но правильно ли это? Человек же должен быть мыслящим, с силой воли, с чувством собственного достоинства. Я считаю, что в людях сейчас, мало желания жить. Человек должен быть живым, я считаю, это очень важно. Человек может быть с очень хорошим воспитанием, с огромными заслугами, иметь уважение в окружении и при этом быть духовно пустым. Должны быть внутренние силы, стремление, желание, без этого огонек жизни может потухнуть, и никого уже не будут волновать твои заслуги и интеллигентность. Каждый может сделать из себя такого человека, какого он хочет. Человек, будет звучать гордо, если к этому мы будем стремиться сами.
28-11-2012, 20:23:15 | Guest
Останен Лера
«Человек-это звучит гордо?»
Если посмотреть на современное общество, начинаешь сомневаться гордо ли, звучит слово человек. Войны, убийства, издевательства, насилие в любых его проявлениях…И всё это дело рук человека…а когда задумываешься о внутреннем мире то понимаешь, что все мы очень уникальны и каждый из нас может чем-то гордиться… Я не считаю, что мы стоим выше всех в этом мире…человек не совершенное существо, он просто ещё одно создание делящий этот мир с остальными. Чем бы мы были без животных и растений, которые играют важную роль в нашей жизни. Многие животные, заботясь своем потомстве, проявляют такие качеств которыми может похвастаться не каждая женщина. Человек глуп разрушает окружающий его мир, подвергает при этом себя же опасности, но если человек самосовершенствуется, стремиться к какой то цели добивается чего-то в жизни и живет на благо других, в этом случае Человек звучит гордо…
28-11-2012, 19:58:52 | Guest
Иванов Василий 11 “а” 
“Человек – это звучит гордо”?
Прочитав поэму Максима Горького “Человек”, я понял, что он хотел сказать.
Любой человек может стать “ценной ячейкой общества”, а может стать его полной противоположностью. Может быть настолько незаметным и ничтожным, что можно подумать его и толком не было. Он способен на немыслимые поступки, либо показать нескончаемую щедрость, либо беспредельную жадность. Его мысли, это он сам, насколько чисты они, настолько чиста его душа.
Только человек может выбрать, по какому пути ему пойти.
28-11-2012, 16:45:29 | Guest
Алфёрова Алёна 
Человек. Казалось бы, всего лишь набор букв и звуков. А если вдуматься в лексическое значение этого слова, то понимаешь, что это высшее существо на планете Земля. Это существо обладает не только внешними данными, но и несёт в себе определенный багаж чувств и мыслей. И во многом от человека зависит благополучие всех живых организмов. Ведь человек может быть не только созидателем, но и разрушителем.
К сожалению, сейчас очень низко ценится понятие «человечность». Люди стали озлобленными, скрытными, жестокими. Если согласиться с названием этого рассуждения: человек – это звучит гордо, то почему столько тюрем в мире? Почему столько вражды? Что человек состоит только из отрицательных качеств? Хочется надеяться, что пройдя этот сложный период, человек всё же победит свои грехи, повысит свой духовный мир.
Всегда в жизни бывают черные и белые полосы.
Хочется закончить своё рассуждение словами Сократа: «В каждом человеке есть солнце. Только дайте ему светить». И тогда я точно могу сказать: «Человек – это звучит гордо!».
28-11-2012, 16:43:17 | Guest
Гаврилов Вадим 
“Человек – это звучит гордо”…
Смотря как расценивать, какой смысл вносить в это слово. Понятно, что Горький имеет ввиду, что человек – добр, справедлив, силен духом. “Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них – лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья – творит богов, в эпохи бодрости – их низвергает”. И Я СОГЛАСЕН С ТАКОЙ ПОЗИЦИЕЙ. Дело в том, что “Человек” это редкий случай, а у нас “люди”. “люди” – глупые, низкие, пугливые, а еще они в некотором плане “бараны” идут за стадом. Слова немецкого поэта Генриха Гейне: “Чем я больше узнаю людей, тем я больше люблю собак”. И с ним я согласен. Но это я так понимаю.
“Человека создаёт его сопротивление окружающей среде”.
Ясное дело, что “Человек” делается из “людей”. Но разве наш “люд” сопротивляется? Раньше да, при Горьком было намного больше “Человек”, чего он только стоил. А сейчас, “люди” думаю, что сопротивление это выйти на площадь и постоять часа 2-3. Вообщем вот мое мнение.
28-11-2012, 14:01:32 | Guest
Всем! 
Ребята, не забываем, что это все-таки сочинение, а не краткий ответ на вопрос. Обращайтесь за аргументами к текстам Горького или произведениям других русских писателей.
28-11-2012, 13:08:05 | redaktor
Васинская А. 
Я согласна что Человек – это звучит гордо!Только есть одно “но”, надо стать человеком.Надо работать именно над собой, над своим внутренним миром.Нужно развивать себя.Тогда можно будет гордо сказать, что ты человек.Потому что люди,которые просто существует, это не люди, это просто организмы.Для которых важно поесть, купить что-то и в принципе все.А что бы внутри тебя существовали мысли, о которых говориться в произведении Горького “Человек”, для этого нужно себя развивать.Потому что эти “подруги” т.е. мысли они должны помогать тебе в жизни. Но они не должны быть примитивными.Поэтому мне кажется, не каждый человек, может говорить про себя гордо!
28-11-2012, 12:48:23 | Guest
Вика Аношина 
Человек-это звучит гордо? Человек-это ты,то есть индивидуальный мир. Только у настоящего человека есть душа,совесть, доброта,уважение.
В наше время люди так измельчали,что становиться неловко и стыдно,что ты относишься к этому виду. Человек-это фундамент,который строится на протяжении всей жизни. Из-за множество ошибок этот фундамент рушится.Благодаря полезным и хорошим поступкам для общества,этот фундамент восстанавливается. Не делай никому ничего такого, чего не хотел бы для себя.
“Человека создаёт его сопротивление окружающей среде”. (М. Горький)
28-11-2012, 12:36:29 | Guest
Максимова Дарья 
Человек, кто это или что это?
Если подумать и сказать что такое человек … То можно долго размышлять, я не говорю, что человек – это зло, но и не добро. Я хочу сказать, что человек – это всего лишь животное, которое умеет размышлять , думать, верить и любить. Всю жизнь нас учат, не суди других и не судимым будешь. Нельзя судить людей, плохи или хороши они, можно лишь сказать о их поступках.
В течении всей жизни, человек развивается и под разным влиянием, он может развиваться либо в хорошую сторону, либо в плохую.
“Человек – звучит ли это гордо”? Я с полной уверенностью могу ответить, что именно человек достоин уважения и того чтоб его называли гордым. Как сказала Настя Кочурова, именно человек двигатель прогресса. Он научился приспосабливаться к окружающему миру и жить на нашей планете, без него не было бы многих вещей, да того же самого телевизора, без которого многие не смогли бы узнать что происходит в мире.
Когда я читала М.Горького у меня возникало множество вопросов, например в произведении “На дне”. Как герои могут так относиться так друг к другу? В пьесе обычные люди, но многих из них нельзя даже “существом” назвать, сколько в них грубости и отталкивающих манер. ”Люди ли они?” так или иначе люди, достигшие в их жизни того чего захотели, именно “захотели” поскольку сам человек добивается того чего хочет сам, и по этому “Человек-это звучит очень гордо ” когда он сам добивается и стремится к своей цели.
28-11-2012, 12:32:45 | Guest
Антонова Диана
На вопрос: “Ты кто?” – часто ли вы отвечаете: “Я – ЧЕЛОВЕК!”
Человек- это все то что находиться внутри тебя: душа, характер, эмоции, совесть.
Люди делятся на множество групп: национальность, место проживание, возраст, цвет кожи, социальное положение и др. На мой взгляд эти разделения ничего не значат. Для меня намного важнее каким человеком является данная личность. Если эта личность с легкостью называет себя человеком, то и в самых разных ситуациях она должна оставаться человеком, а не превращаться в животное.
Да, человек- это ЗВУЧИТ гордо! Но не для всех. Для того что бы тебя называли Человеком нужно им стать. Соглашусь с Настей ,что нельзя назвать убийц, террористов и т.д. Человеком, они одни из тех личностей которые хуже животных.
«И Человек теряет сам себя, перерожденный слабостью своею в животное без Гордости и Мысли…»
27-11-2012, 20:50:24 | Guest
Анастасия Вершкова
Человек – это звучит гордо?
Человек – звучит, конечно, гордо, если говорить это с уважением, с гордостью, подразумевая того, кто этого достоен.
Людей на свете много, но вряд ли кто-нибудь назовет убийцу, наркодилера или террориста. Ведь человеком нужно стать. Нужно иметь человеческую душу, совесть и делать добро, чтобы быть человеком. Нужно следовать за сердцем, а не поддаваться своим инстинктам. Нужно мыслить так, чтобы было хорошо не только тебе, даже, возможно, не тебе, но только другим. Нужно быть человеком, чтобы это самое слово – “Человек”, – можно быть отнести к тебе.
27-11-2012, 15:34:50 | Guest
Кочурова А. 11А
Человек. А кто есть человек? Кто есть это существо? Раньше, когда мир был еще не так опошлен и грязен, действительно, человек — это звучало гордо. Именно он, именно человек был двигателем прогресса, который мог дать что-то полезное миру и сделать его лучше. В произведениях Горького личность этого человека приковывает внимание: «Я вижу его гордое чело и смелые, глубокие глаза, а в них – лучи бесстрашной Мысли, той величавой силы, которая в моменты утомленья – творит богов, в эпохи бодрости – их низвергает». Это образ человека, для которого важны свобода Мысли, Творчества, также постоянное движение. Движение вперед, прогрессия личности…!
А что сейчас… Сейчас, человек — звучит низко и подло. Как можно считать гордостью и «венцом творения» того, что опускается до уровня животного, для кого важны нажива, материальные вещи; того, кто готов грызть глотку такому же человеку, как и он?
В наше время только единицы свободны. Свободны морально и умственно. Лишь единицы сейчас могут открыто выступить со своим мнением, не боясь быть задавленными другими.
Когда я читала Горького, в голове промелькнула мысль: «А он чужой среди других, и другой среди своих». Чужой для других людей. Такой человек действительно достоин того, чтобы он был написан с большой буквы.
25-11-2012, 14:12:26 | Guest

  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка на примере образов гринева и швабрина сочинение
  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка сочинение 8 класс краткое
  • Проблема человеческого достоинства в драме гроза сочинение 350 слов
  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка сочинение 8 класс по плану
  • Проблема человеческого достоинства в пьесе гроза сочинение 10 класс