Проблема человеческого достоинства в драме гроза сочинение с цитатами из текста

Есть что добавить?присылай нам свои работы, получай litrы и обменивай их на майки, тетради и ручки от litra.ru! / сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

    На протяжений своего творческого пути А. Н. Островский создал ряд реалистических произведений, в которых изобразил современные ему действительность и жизнь российской провинции. Одно из них — пьеса “Гроза”. В этой драме автор показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам Домостроя, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства, особенно актуальная в середине XIX века, во время кризиса царивших тогда в провинции устаревших, изживших себя порядков.

    Купеческое общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, лицемерия, двуличия; в стенах своих усадеб представители старшего поколения ругают и поучают домочадцев, а за оградой изображают любезность и благожелательность, надевая милые, улыбающиеся маски. Н. А. Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве” применяет деление героев этого мира на самодуров и “забитых личностей”. Самодуры — купчиха Кабанова, Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать тех, кто от них зависит, постоянно терзают своих домашних выговорами и ссорами. Для них не существует понятия человеческого достоинства: вообще подчиненных они за людей не считают.

    Постоянно унижаемые, некоторые представители молодого поколения потеряли чувство собственного достоинства, стали рабски покорными, никогда не спорящими, не возражающими, не имеющими собственного мнения. Например, Тихон — типичная “забитая личность”, человек, у которого с детства мать, Кабаниха, задавила и без того не очень бойкие попытки продемонстрировать характер. Тихон жалок и ничтожен: его вряд ли можно назвать личностью; пьянство заменяет ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него неведомо и недосягаемо.

    Менее “забитые” личности — Варвара и Борис, они обладают большей степенью свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять (“Гуляй, пока твое время не пришло, — еще насидишься”), но даже если начинаются упреки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не дает себя в обиду. Но опять же, по-моему, ею движет больше гордость, нежели чувство собственного достоинства. Дикой публично ругает Бориса, оскорбляя его, но тем самым, по-моему, принижает себя в глазах окружающих: человек, выносящий семейные склоки и ссоры на всеобщее обозрение, недостоин уважения.

    Но сам Дикой и население города Калинова придерживаются другой точки зрения: Дикой ругает племянника — значит, племянник зависит от него, значит, Дикой обладает определенной властью — значит, он достоин уважения.

    Кабаниха и Дикой — люди недостойные, самодуры, развращенные неограниченностью своей власти дома, душевно черствые, слепые, нечуткие, и жизнь их тусклая, серая, наполненная бесконечными поучениями и выговорами домашним. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим и всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть над людьми, зачастую душевно более богатыми, чем они сами, провоцируют их на ссоры и изматывают бесполезными дискуссиями. Таких людей не любят и не уважают, их только боятся и ненавидят.

    Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в атмосфере религиозности, душевной гармонии и свободы. Выйдя замуж за Тихона, она попадает в дом Кабановых, в непривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо, а двуличие — в порядке вещей. Кабанова начинает унижать и оскорблять Катерину, делая ее жизнь невозможной. Катерина — человек душевно ранимый, хрупкий; жестокость и бессердечие Кабанихи больно ранят ее, но она терпит, не отвечая на оскорбления, а Кабанова все провоцирует ее на ссору, каждой репликой укалывая и унижая ее достоинство. Это постоянное издевательство невыносимо. Даже муж не в состоянии заступиться за девушку. Свобода Катерины резко ограничивается. “Здесь все как-то из-под неволи”, — говорит она Варваре, и протест против оскорбления человеческого достоинства выливается у нее в любовь к Борису — человеку, который в принципе просто воспользовался ее любовью и затем сбежал, а Катерина, не выдержавшая бы дальнейших унижений, покончила жизнь самоубийством.

    Никому из представителей калиновского общества неведомо чувство человеческого достоинства, и никто не может понять и оценить его в другом человеке, особенно если это женщина, по домостроевским меркам -— домохозяйка, во всем слушающаяся мужа, который может ее в крайнем случае и побить. Не заметив в Катерине этой нравственной ценности, Мир города Калинова попытался унизить ее до своего уровня, сделать ее своей частичкой, втянуть ее в паутину лжи и лицемерия, но человеческое достоинство принадлежит к числу врожденных и неискоренимых качеств, отнять его нельзя, вот почему Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя другого выхода, бросается в реку, наконец-то обретя на небе, куда она стремилась всю жизнь, долгожданный мир и покой.

    Трагизм пьесы “Гроза” — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет о человеческом достоинстве представления. “Гроза” — одно из величайших реалистических произведений Островского, в котором драматург показал безнравственность, ханжество и ограниченность, царившие в провинциальном обществе в середине XIX века.

71537 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблема человеческого достоинства в драме «Гроза»

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» по праву считается не только вершиной творчества писателя, но и одним из выдающихся произведений отечественной драматургии. Она представляет собой масштабный социально-исторический конфликт, противостояние двух эпох, кризис общественно-политической жизни целого государства. Предлагаем ознакомиться с литературным анализом произведения по плану, который будет полезен ученика 10 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.
Год написания – 1859 год.

История создания – Пьеса написана под влиянием путешествия по Волге, во время которого писатель записывал интересные бытовые сценки, разговоры и случаи из жизни поволжских провинциалов.

Тема – В произведении освещена проблематика взаимоотношений двух поколений, двух принципиально разных миров. Также подняты темы семьи и брака, греха и покаяния.

Композиция – Композиция произведения построена на контрасте. Экспозиция – описание характеров главных действующих лиц и уклада их жизни, завязка – конфликт Катерины с Кабанихой, развитие действий – любовь Катерины к Борису, кульминация – внутренние терзания Катерины, ее уход из жизни, развязка – протест Варвары и Тихона против тирании матери.

Жанр – Пьеса, драма.

Направление – Реализм.

История создания

К написанию пьесы Островский приступил в июле 1859 года, а спустя несколько месяцев она была уже готова и отправлена в Петербург на суд литературным критикам.

Вдохновением для писателя послужила этнографическая экспедиция по Волге, организованная морским министерством для изучения нравов и обычаев коренного населения России. Одним из участников этой экспедиции был и Островский.

Во время путешествия Александр Николаевич стал свидетелем множества бытовых сцен, диалогов провинциальной публики, которые он впитывал, словно губка. Впоследствии они легли в основу пьесы «Гроза», придав драме народный характер и истинный реализм.

Вымышленный город Калинов, описанный в пьесе, вобрал в себя характерные черты приволжских городов. Их самобытность и непередаваемый колорит восхищали Островского, который тщательно заносил все свои наблюдения о жизни провинциальных местечек в свой дневник.

Долгое время существовала версия, что сюжет для своего произведения писатель взял из реальной жизни. В канун написания пьесы в Костроме произошла трагическая история – молодая девушка по имени Александра Клыкова утопилась в Волге, не выдержав гнетущей атмосферы в доме мужа. Излишне властная свекровь всячески притесняла невестку, в то время как бесхарактерный супруг не мог защитить жену от нападок матери. Ситуация усугубилась любовной связью между Александрой и почтовым служащим.

Благополучно пройдя цензуру, пьеса была поставлена на сцене Малого академического театра в Москве и Александринского драматического театра в Петербурге.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Гроза»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Гроза»
  • для самых компанейских — Главные герои «Гроза»
  • для самых крутых — Читать «Гроза» полностью

Второстепенные персонажи

Герои, не относящиеся к главным, тоже играют важную роль. Они дополняют противостояние старых порядков и прогрессивных устремлений. Благодаря им повествование получается реалистичным и колоритным. Вот как можно кратко описать второстепенных персонажей:

  • Варвара. Сестра Тихона, дочь Кабанихи. Хитрая и смелая девушка, живущая согласно своим принципам. Для неё главное, чтобы всё было шито-крыто, а сплетни и материнские поучения Варвару мало волнуют.
  • Кудряш. Дерзкий и развязный молодой человек, дружок Варвары, который не боится самого Дикого. Это типичный калиновец, для которого главное — материальное благополучие. Уже в первом действии понятно, каков он по характеру.
  • Кулигин. Благородный и добрый человек, мечтающий о всеобщем благе. Будучи механиком-самоучкой, Кулигин пользуется авторитетом у местного населения, однако защитить кого-либо он не в состоянии.
  • Дикой Савел Прокофьевич. Купец, привыкший запугивать и унижать бедных. Его многие боятся, а сам Дикой относится к людям с ненавистью. Ему чуждо всё новое, он активно выступает против прогресса.
  • Глаша. Тёмная прислуга в доме Кабановых.
  • Феклуша. Невежественная, но хитрая нищенка, которая умеет устроиться за чужой счёт. Поселившись в доме Кабанихи, она пресмыкается перед сильными и нападает на слабых.
  • Борис. Племянник Дикого, сначала вызывающий симпатию, а затем показывающий прогнившую натуру. Уезжая, он говорит Катерине, что не имеет возможности взять её с собой. Из контекста понятно, что его слова — ложь и проявление трусости.

Когда человек читает афишу к пьесе, он замечает, что имена и фамилии героев — «говорящие». Идея не новая: до Островского этот приём применяли и другие авторы. Благодаря ему уже в первом эпизоде зрители понимают, что представляют собой некоторые персонажи.

Тема

В своем произведении Александр Николаевич поднял множество важных тем, но главной среди них стала тема конфликта двух эпох – патриархального уклада и молодого, сильного и смелого поколения, полного светлых надежд на будущее.

Катерина стала олицетворением новой, прогрессивной эпохи, которая отчаянно нуждалась в освобождении от цепких оков темной обывательщины. Она не могла мириться с лицемерием, раболепствовать и унижаться в угоду сложившихся устоев. Ее душа стремилась к светлому и прекрасному, однако в условиях затхлого невежества все ее порывы были обречены на неудачу.

Сквозь призму отношений Катерины и ее новой семьи автор пытался донести до читателя сложившуюся обстановку в обществе, которое оказалось на грани глобального социального и нравственного перелома. Этой задумке как нельзя лучше соответствует смысл названия пьесы – «Гроза». Эта мощная природная стихия стала олицетворением краха застойной атмосферы провинциального городка, погрязшего в суевериях, предрассудках и фальши. Смерть Катерины во время грозы стала тем внутренним толчком, который побудил многих жителей Калинова к самым решительным действиям.

Основная мысль произведения заключена в стойком отстаивании своих интересов – стремлении к независимости, красоте, новым знаниям, духовности. В противном случае все прекрасные душевные порывы будут безжалостно уничтожены ханжескими старыми порядками, для которых любое отклонение от установленных правил несет верную гибель.

Смысл названия

Гроза – это не только разгул стихии, но и символ краха и очищения застойной атмосферы провинциального городка, где правили средневековые порядки Кабанихи и Дикого. Таков смысл заглавия пьесы. Со смертью Катерины, произошедшей во время грозы, терпение многих людей исчерпывается: Тихон восстает против тирании матери, Варвара сбегает, Кулигин открыто винит обитателей города в случившемся.

Впервые о грозе заговорил Тихон во время церемонии прощания: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Под этим словом он подразумевал гнетущую атмосферу своего дома, где правит бал деспотичная мать. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. Самодур понимает это явление, как кару за свои грехи, он боится поплатиться за несправедливое отношение к людям. Кабаниха солидарна с ним. Наказание за грех в громе и молниях видит и Катерина, совесть которой тоже не чиста. Праведный Божий гнев – такова еще одна роль грозы в пьесе Островского. И только Кулигин понимает, что в данном природном явлении можно найти лишь вспышку электричества, но его передовым взглядам пока не ужиться в городе, нуждающемся в очищении. Если вам понадобится больше информации о роли и значении грозы, можете прочитать на эту тему.

Композиция

В «Грозе» анализ включает в себя разбор композиционной структуры пьесы. Особенность композиции произведения заключается в художественном контрасте, на котором построена вся структура пьесы, состоящей из пяти действий.

В экспозиции произведения Островский рисует образ жизни обитателей города Калинина. Он описывает исторически сложившиеся устои мира, которому суждено стать декорацией к описываемым событиям.

Далее следует завязка, в которой происходит безудержное нарастание конфликта Катерины с ее новой семьей. Противостояние Катерины с Кабанихой, их нежелание даже попытаться понять другую сторону, безволие Тихона нагнетают обстановку в доме.

Развитие действий пьесы заключается во внутренней борьбе Катерины, которая от безысходности бросается в объятия другого мужчины. Будучи глубоко нравственной девушкой, она испытывает муки совести, понимая, что совершила предательство по отношению к законному супругу.

Кульминация представлена признанием Катерины, совершенным под воздействием внутренних страданий и проклятиями выжившей из ума барыни, и ее добровольным уходом из жизни. В крайнем отчаянии героиня видит решение всех своих проблем только в своей смерти.

Развязка пьесы заключается в проявлении протеста Тихона и Варвары против деспотизма Кабанихи.

«Идейная кульминация пьесы «Гроза»»

Александр Николаевич Островский впервые в русской литературе глубоко и реалистично изобразил мир «темного царства», нарисовал колоритные образы самодуров, их быт и нравы. Он осмелился заглянуть за железные купеческие ворота, не побоялся открыто показать консервативную силу «косности», «онемелости». Анализируя «пьесы жизни» Островского, Добролюбов писал: «Ничего святого, ничего чистого, ничего правого в этом темном мире: господствующее над ним самодурство, дикое, безумное, неправое, прогнало из него всякое сознание чести и права… И не может быть их там, где повержено в прах и нагло растоптано самодурами человеческое достоинство, свобода личности, вера в любовь и счастье и святыня честного труда». И все же многие пьесы Островского рисуют «шаткость и близкий конец самодурства». Драматургический конфликт в «Грозе» заключается в столкновении отживающей морали самодуров с новой моралью людей, в душе которых пробуждается чувство человеческого достоинства. В пьесе важен сам фон жизни, сама обстановка. Мир «темного царства» основан на страхе и денежном расчете. Часовщик-самоучка Кулигин говорит Борису: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! У кого деньги, тот стараетсябедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать». Непосредственная денежная зависимость заставляет Бориса быть почтительным с «ругателем» Диким. Безропотно послушен матери Тихон, хотя в финале пьесы до своеобразного бунта поднимается даже он. Хитрят и изворачиваются конторщик Дикого Кудряш и сестра Тихона Варвара. Проницательное сердце Катерины чувствует фальшь и бесчеловечность окружающей жизни. «Да здесь все как будто из-под неволи»,— думает она.

Образы самодуров в «Грозе» художественно достоверны, сложны, лишены психологической однозначности. Дикой — богатый купец, значительное лицо в городе Калинове. Власти его на первый взгляд ничто не угрожает. Савел Прокофьевич, по меткому определению Кудряша, «как с цепи сорвался»: чувствует себя хозяином жизни, вершителем судеб подвластных ему людей. Разве не об этом говорит отношение Дикого к Борису? Окружающие боятся рассердить чем-нибудь Савела Прокофьеви-ча, жена трепещет перед ним.

Дикой чувствует на своей стороне силу денег, поддержку государственной власти. Тщетными оказываются просьбы восстановить справедливость, с которыми обращаются обманутые купцом «мужички» к городничему. Савел Прокофьевич потрепал городничего по плечу да и говорит: «Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами об таких пустяках разговаривать!»

Вместе с тем, как уже было сказано, образ Дикого достаточно сложен. Крутой нрав «значительного лица в городе» наталкивается не на какой-то внешний протест, не на проявление недовольства окружающих, а на внутреннее самоосуждение. Савел Прокофьевич сам не рад своему «сердцу»: «О посту как-то, о великом, я говел, а тут нелегкая и подсунь мужичонка; за деньгами пришел, дрова возил… Согрешил-таки: изругал, так изругал, что лучше требовать нельзя, чуть не прибил. Вот оно какое сердце у меня! После прощения просил, в ноги кланялся. Вот до чего меня сердце доводит: тут на дворе, в грязи и кланялся; при всех ему кланялся». В этом признании Дикого заключается страшный для устоев «темного царства» смысл: самодурство настолько противоестественно и бесчеловечно, что изживает само себя, утрачивает какие-либо нравственные оправдания своего существования.

«Самодуром в юбке» можно назвать и богатую купчиху Кабанову. В уста Кулигина вложена точная характеристика Марфы Игнатьевны: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». В разговоре с сыном и невесткой Кабаниха лицемерно вздыхает: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!»

За этим притворным восклицанием кроется властный, деспотический характер. Марфа Игнатьевна активно отстаивает устои «темного царства», пытается покорить Тихона и Катерину. Отношения между людьми в семье должны, по мысли Кабановой, регулироваться законом страха, домостроевским принципом «да убоится жена мужа своего». Желание Марфы Игнатьевны во всем следовать прежним традициям проявляется в сцене прощания Тихона с Катериной.

Положение хозяйки в доме не может вполне успокоить Кабаниху. Марфу Игнатьевну страшит то, что молодым воли хочется, что не соблюдаются традиции седой старины. «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю. Ну, да уж хоть то хорошо, что не увижу ничего»,— вздыхает Кабаниха. В данном случае ее страх вполне искренен, ни на какой внешний эффект не рассчитан (Марфа Игнатьевна произносит свои слова в одиночестве).

Существенную роль в пьесе Островского играет образ странницы Феклуши. На первый взгляд перед нами второстепенный персонаж. В самом деле, Феклуша не участвует прямо в действии, но она является мифотворцем и защитником «темного царства». Вслушаемся в рассуждения странницы о «салтане махнуте персидском» и «салтане махнуте турецком»: «И не могут они… ни одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них… неправедный; что по нашему закону так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные…» Главный смысл приведенных слов заключается в том, что «у нас закон праведный..:».

Феклуша, предчувствуя гибель «темного царства», делится с Кабанихой: «Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, по всем приметам, последние». Зловещий признак конца усматривает странница в убыстрении хода времени: «Уж и время-то стало в умаление приходить… умные люди замечают, что у нас и время короче становится». И действительно, время работает против «темного царства».

Островский приходит в пьесе к масштабным художественным обобщениям, создает образы почти символические (гроза). Примечательна ремарка в начале четвертого действия пьесы: «На первом плане узкая галерея со сводами старинной, начинающей разрушаться постройки…» Именно в этом распадающемся, обветшалом мире из самой глубины его звучит жертвенное признание Катерины. Судьба героини столь трагична прежде всего потому, что восстала она против собственных же домостроевских представлений о добре и зле. Финал пьесы говоритнам, что жить «в темном царстве хуже смерти» (Добролюбов). «Конец этот кажется нам отрадным… — читаем в статье «Луч света в темном царстве», — …в нем дан страшный вызов самодурной силе, он говорит ей, что уже нельзя идти дальше, нельзя долее жить с ее насильственными, мертвящими началами». Неодолимость пробуждения человека в человеке, реабилитация живого человеческого чувства, приходящего на смену фальшивому аскетизму, составляют, как мне кажется, непреходящее достоинство пьесы Островского. И в наши дни она помогает преодолевать силу косности, онемелости, общественного застоя.

Жанр

По мнению самого Островского, «Гроза» является реалистической драмой. Подобный литературный жанр определяет серьезный, морально тяжелый сюжет, максимально приближенный к реальности. В его основе всегда лежит конфликт главного героя с окружающей средой.

Если говорить о направлении, то данная пьеса полностью соответствует направлению реализма. Доказательством тому являются детальные описания нравов и бытовых условий жителей небольших приволжских городов. Данному аспекту автор придает большое значение, поскольку реализм произведения как нельзя лучше подчеркивает его главную идею.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

home / Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»

    Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается. Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство — проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью. Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим. Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство — человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов.

    В пьесе «Гроза» А.Н.Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства. Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в «Грозе», по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и «забитых людей». Самодуры — купчиха Кабанова и Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей. Кабаниха и Дикой — люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами. У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.

    Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью. Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.

    Варвара и Борис — менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы. Кабаниха не запрещает Варваре гулять(«Гуляй, пока твое время не пришло, — ещё насидишься»), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.

    Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается(«Здесь всё как-то из-под неволи»).

    Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство — рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.

    Трагизм пьесы «Гроза» — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.

Добавил: eksss

50734 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Проблемы человеческого достоинства в пьесе «Гроза»

Смотрите также по
произведению «Гроза»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Достоинство — это то, как человек ощущает себя внутренне по отношению к окружающим. Оно неразрывно связано с совестью, честью и ответственностью. Человек, который имеет чувство собственного достоинства не бросает слов на ветер, остается верным себе в трудных ситуациях. А человек, который не может сдержать обещания, в каком-то смысле, не обладает достоинством.

В пьесе «Гроза» А. Н. Островский, по моему мнению, изобразил злобное общество уездного города Калинов, которое живет по своим законам, и противопоставил ему образ девушки, которая не хотела мириться с нормами быта и поведения горожан. Основной проблемой, поднятой в произведении, я считаю проблему человеческого достоинства. Люди из Калинова живут по законам обмана и лицемерия. Старшее поколение ведет себя деспотично по отношению к родным, а с чужими любезны и почтительны. Кабанова и Дикой – властные и безжалостные, они ничего не знаю о человеческом достоинстве: они не считают подчиненных за людей. Да и у них самих напрочь отсутствует человеческое достоинство, так как постоянно пытаются самоутвердиться за счет других, их не ценят и не уважают, а лишь боятся и ненавидят.

Находясь под властью матери, Тихон кажется жалким: лишь пьянство доставляет ему удовольствие, он не может искренне чувствовать и не знает, что такое человеческое достоинство. Варвара менее подавлена силой матери: Кабаниха ничего не запрещает дочери, но даже если дело доходит до укоров, у Варвары хватает выдержки не обращать внимание.

Этому обществу противостоит образ Катерины – религиозной девушки из хорошей семьи, которая росла в спокойствии и свободе. После замужества, она оказывается в незнакомой атмосфере, где обман — главное оружие для достижения целей. Кабанова обижает Катерину, превращая ее жизнь в настоящий кошмар. Жестокость Кабанихи унижает ее достоинство, но девушка терпит все оскорбления.

Весь трагизм пьесы, как мне кажется, заключается в неразрешимом конфликте между жителями Калинова и Катериной. Калиновскому обществу незнакомо понятие человеческого достоинства. Катерина не может стать такой, как они, потому что в ней с рождения заложено это чувство. Вследствие этого, не видя выхода, она бросается в реку и только так обретает душевный покой.

2 вариант

Достоинство определяет внутреннего человека, его нельзя компенсировать материальным достатком. Такие люди могут устремлять в сторону других людей любовь, мир и разные добрые поступки. Такое качество нарушается, когда происходят злые дела, а также ущемлении прав и свобод, которые могут не приниматься и не восприниматься полностью.

Это чувство тесно взаимосвязано с совестью и честью. Человек, который обладает достоинством, может сохранять лицо даже в трудных ситуациях, выходить из них мужественно. Несмотря на то, что люби могут отличатся друг от друга по характеру и мировоззрению, они обладают общим взглядом на то, как должен вести себя человек, который обладает достоинством.

А.Н. Островский в пьесе «Гроза» рассказывает о том, как выглядит дикое, достаточно глухое общество, живущее в небольшом уездном городе. Все живут по правилам, установленных в Калинове, при этом автор противопоставляет огромному городу одну девушку, которая не желает жить по установленным правилам.

В центре событий девушка Катерина, которая совершенно другими глазами смотрит на вещи. Главной проблемой, которую Островский поднимает в своем произведении, является само общество, которое полно обмана и лицемерия.

Все общество, описанное Островским делиться на самодуров, готовых устанавливать собственную власть и бороться за нее, и забитых людей, которые бояться противоречить самодурам, осуществляющим власть.

Для Купчихи и Дикого нет такого понятия, как человеческое достоинство, они не готовы идти на уступки, поэтому всегда отстаивают свое мнение и идут до последнего.

А молодежь, которую они постоянно унижают лишаются человеческого достоинства. К одному из них относится Тихон, все решения за него всегда принимала мама, она фактически не давала ему возможности принимать решения.

Обществу, которое лишено человеческого достоинства, противопоставлена Катерина, которая несмотря на то, что была воспитана в купеческой семье и в данном обществе, обладала определенным достоинством. Она хотела бороться за собственное мнение и чувства, которые у нее были.

 Но происходящие события показывают, что ни у кого из героев произведения «Гроза», написанного Островским, кроме Екатерины. Все члены общества стараются полностью унизить ее и показать, что ее достоинство никому не нужно в этом мире. Она не смогла бороться до конца. Но в то же время обладает достаточным человеческим достоинством.

`

Проблема человеческого достоинства в драме Гроза

Популярные сочинения

  • Легко ли быть молодым? — сочинение-рассуждение

    Молодость – самая лучшая и светлая пора. Человек молод, полон сил и энергии. Есть свои цели, планы и мечты, всё только впереди, много амбиций. Внутри чёткое осознание того

  • Сочинение по картине Дары осени Герасимова (6 класс)

    Творчество Алексея Михайловича Герасимова разнообразно. Около трех тысяч полотен, украшают музеи планеты. Неповторимые широкие штрихи, яркое сочетание тонов, многогранность образов

  • Профессия моей мечты учитель сочинение

    По моему мнению, профессия учителя – одна из самых важных и необходимых в мире. Человек, который хотя бы раз попробовал дать кому-то знания, вписал свое имя в один ряд с величайшими педагогами в истории.

На чтение 26 мин. Просмотров 7 Опубликовано

Illustracija-Groza-Ostrovskij-Gerasimov-S-V-Varvara-Kudrjash.jpg

Варвара Кабанова — одна из ярких второстепенных героинь драмы «Гроза» Островского. В этой статье представлен цитатный образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза»: описание характера и истории героини в цитатах.Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»

Краткая характеристика Варвары в пьесе «Гроза»

Варвара Ивановна Кабанова — это дочь богатой купчихи Кабанихи и сестра Тихона Кабанова. Варвара тайно встречается с Ваней Кудряшом, служащим купца Дикого. Варвара — умная и хитрая девушка. Она, как и все остальные члены семьи, терпит обиды своей матери Кабанихи. Но, в отличие от Катерины, Варвара не падает духом, а приспосабливается к тяжелой жизни и учится врать матери. Варвару не мучает совесть за то, что она, незамужняя девушка, ходит по ночам на тайные свидания. И хотя это может повредить ее репутации, Варвара делает то, что хочет. Хитрая Варвара также помогает Катерине устроить свидание с ее возлюбленным Борисом. В конце концов, устав от скандалов с матерью, Варвара убегает из дома со своим любимым Кудряшом.

Образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза»

Варвара — дочь злой купчихи Кабанихи. Мать «точит», обижает Варвару, как и всех остальных членов семьи:

«…Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова – взяла да и ушла…»

Варвара делает вид, что уважает мать Кабаниху, но про себя осуждает ее поведение: 

«…Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!..» 

«…Варвара (про себя). Нашла место наставления читать…»

Варвара — молодая красавица:

«…Что, красавицы? <…> Красота-то ваша вас радует?…»

Варвара не любит много разговаривать:

«…Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне…» 

Варвара — «греховодница». Она встречается по ночам с Кудряшом, что для незамужней девушки ее круга считается неприличным:

«…Показываются Кудряш и Варвара. Целуются…» 

«…Да что ты затеяла-то, греховодница! Можно ли это!..» 

«…Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть…»

Варвара и Кудряш давно встречаются за спиной у Кабанихи:

«…Ну, прощай! (Зевает, потом целует холодно, как давно знакомого.)..»

Варвара не замужем, но она более «испорченная» девушка, чем замужняя Катерина:

«…Говори! Я хуже тебя…» (Варвара о себе) 

Варвара не обманщица, но она научилась обманывать, чтобы выжить в своей семье, где всем заправляет злая и властная Кабаниха :

«…У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало….»

«…калитка, ее маменька запирает на замок, а ключ прячет. Я его унесла, а ей подложила другой, чтоб не заметила … Тебе не надо, мне понадобится; возьми, не укусит он тебя…»

Варвара считает, что можно делать все, что хочется, но тихо, «шито-крыто»:

«…А по-моему: делай, что хочешь, только бы шито да крыто было…»

Варвара жалеет и любит Катерину, несчастную жену своего брата Тихона:

Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? <…>.любишь меня? (Крепко целует.) 

Варвара. За что ж мне тебя не любить-то! 

Катерина считает Варвару милой девушкой и любит ее «до смерти»:

«…Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти.

Хитрая Варвара устраивает тайное свидание Катерины и Бориса в овраге:

«…Что она это делает-то? Что она только придумывает? 

«…Знаешь овраг за Кабановым садом?..» (Варвара — Борису)

В конце концов Варвара убегает с Кудряшом из дома — подальше от злой матери Кабанихи:

«…Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло…»

Критика об образе Варвары в пьесе «Гроза»

«…Варвара и ее возлюбленный Кудряш. Оба они натуры бойкие, смелые и веселые.Варвара весьма просто смотрит на жизнь: убежденная, что добром ничего не добьешься среди черствых и суровых людей, она прибегает к обману, на котором, по ее словам, весь дом держится; она защищает Катерину, устраивает для нее свидание с Борисом, не подозревая вовсе, какие страдания ожидают от этого бедную женщину.В противоположность Варваре, которая говорит, что можно делать все, что хочешь лишь было бы это шито-крыто, Катерина, как натура в высшей степени правдивая, не в состоянии прибегнуть к обману, всегда господствующему там, где жизнь основана на страхе, на угнетении слабых сильными… <…>…автор создал … типическое лицо, девушку, падающую сознательно и без борьбы, на которую тупая строгость и абсолютный деспотизм того семейного и общественного быта, среди которого она родилась и выросла, подействовали, как и ожидать следует, превратно, то есть повели ее веселым путем порока, с единственным, извлеченным из данного воспитания правилом: лишь бы все было шито да крыто…»(С. З. Бураковский, книга «А. Н. Островский. Биографические сведения и разбор его произведений для учащихся», 1904 г.) Это был цитатный образ и характеристика Варвары Кабановой в пьесе «Гроза» Островского, описание героини в цитатах из драмы .Смотрите: Все материалы по пьесе «Гроза»Содержание:

История создания

Действие происходит в вымышленном городе Калинова, являющегося прототипом многих маленьких городков, расположенных на Волге. Они похожи друг на друга и в то же время по-своему уникальны. Писатель заносил в дневник все наблюдения о жизни и быте русской провинции, характере жителей, их нравах и обычаях. Персонажи были созданы на основе этих записей и наблюдений.

Другая гипотеза создания — позаимствованный сюжет и образ из реальной жизни. События развивались как раз в год написания. Девушка утром вышла из дома и пропала. Спустя некоторое время её тело нашли в реке Волга. Пострадавшей оказалась Александра Клыкова. Следствие выяснило, что причиной суицида стала напряжённая обстановка в семье. Над женщиной постоянно издевалась свекровь. Муж, в силу его бесхарактерности и нежелания хоть как-то повлиять на ситуацию, ничего не предпринимал. Последней точкой в этой истории стали любовные отношения Александры и почтового служащего.

За основу взята и личная трагедия Александра Николаевича. В рукописях вместе с известным обращением Катерины «А какие сны мне снились, Варенька, прекрасные сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и всё поют невидимые голоса…» находится пометка автора: «Слышал от Л. П. про такой же сон…». Л. П. — это инициалы Косицкой Любови Павловны, которую он любил. Но женщина состояла в браке. Автор также был несвободен.

Она и была прототипом героини Катерины в драме, а также первой исполнительницей этой роли. Мужем актрисы был И. М. Никулин, артист Малого театра. А автор больше 20 лет сожительствовал с Агафьей Ивановной.

Сюжет и проблемы

Действие происходит в середине XIX века. Главная героиня — молодая женщина Екатерина Кабанова, которая вышла замуж за нелюбимого человека. Катя несчастлива в новой семье. Главой там является злая и алчная мать её мужа Тихона, который беспрекословно во всём ей подчиняется. Девушка влюбляется в молодого человека Бориса, который приехал к своему дяде.

Единственным человеком, сочувствующим героине, была сестра её мужа. Она даже помогает Екатерине встречаться с любимым, организует свидание, когда Кабанов уезжает из города. Влюблённая пара тайно встречается 10 дней, но такая любовь принесла только страдание. После возвращения мужа Катя всё рассказала Тихону и свекрови. Муж готов простить измену, но только не его мать. Она стала ещё хуже относиться к невестке. Жизнь героини превратилась в ад. Любимый человек её покидает. Выход она видит только в самоубийстве. Катя бросается в реку на глазах у Тихона и его матери и тонет.

Все проблемы, затронутые в пьесе, актуальны и в современном обществе:

  • Проблема отцов и детей — здесь идёт речь о непонимании, патриархальном порядке, постоянном тотальном контроле со стороны Кабанихи. Женщина взяла на себя все мужские функции, стала главой семьи.
  • Проблема самореализации показана на примере Кулагина, изобретателя-самоучки, мечтающего построить громоотвод или изобрести электричество. Но среди местных жителей он встречает только издевательства, насмешки и непонимание.
  • Власть. Она принадлежит тому, у кого больше денег. Без них в таком городе прожить достаточно трудно.
  • Любовь. Показана жизнь без любви к своему супругу, когда, кроме жалости к мужу, героиня ничего больше не испытывает. Показана и настоящая любовь, вспыхнувшая мгновенно.
  • Конфликт двух поколений, старого и нового. Драма создана во время действующего рабства крепостных, когда противоречия социального плана достигали своей вершины. Показано отсутствие решительных действий и реформ, а также то, к чему это может привести. Проблема заключается в патриархальном укладе и сопротивлении такой жизни нового поколения, предпочитающего равенство и свободу.

Образ Варвары

Каждый персонаж пьесы достойный внимания. Автор сделал каждого интересным и значимым, имеющим свой уникальный характер. Он показал все типажи, живущие в так называемом обществе «тёмного царства»: самодуры, наивные личности, отчаянные вруны, женщины с характером, алкоголики. С этой позиции любопытно познакомиться с прообразом и характером Варвары. Героиня — сестра Тихона Кабанова и дочка Марфы.

Молодая женщина похожа на кошку, гуляющую саму по себе. Но другие думают, что имеют над ней власть. Она пользуется свободой, как хочет, как только это возможно. Девушка любит жизнь, пение, даже умудряется сбегать от злой и деспотичной мамы. В образе Вари реализуется установка: «делай что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал».

Из всей семьи только она поддерживает главную героиню, умеет её выслушать, дать дельный совет. Ей жалко, что такой лучистой и хорошей Катеньке попался муж безвольный и выпивающий, поэтому старается всячески облегчить жизнь жены своего брата в царстве деспотичной матери.

Единственным правильным решением является враньё: «И не обманщица я была да выучилась, когда нужно стало». Варя даже грубо высказывается по поводу сцен, устраиваемых матерью. Ум и проницательный характер дают осознать неправильность и непригодность всех действующих порядков. Смотря на поведение Кати, она понимает, что та тоскует по мужчине.

Отличие от брата

С первых страниц понятно, чем Варвара отличается от своего брата Тихона. Они две противоположности. Варвара бойкая, реально смотрит на вещи, Тихон безынициативный и инфантильный. Хотя ни брата, ни сестру порядки и законы, которым они вынуждены подчиняться, не устраивают. Он ищет выход в постоянном пьянстве. Она просто научилась приспосабливаться к ситуации. Варя, единственная из героев в пьесе, которая приспособилась, но никак не смирилась с ситуацией. Она умеет врать, игнорировать, лицемерить, быть изворотливой.

На фоне сестры Тихон смотрится ручным птенцом. Его волю полностью подавила матушка. Он ей полностью подчиняется. Только она указывает, как ему жить и что делать. Форма протеста — алкоголь. Сестра же предпочитает не спорить с матерью, но делать всё по-своему. Из того, как Варвара уживается с матерью, можно понять, какой она мудрый не по годам человек, чего не скажешь о её брате. Взаимоотношение Варвары с братом также нельзя назвать идеальными. У них даже не складывается разговор.

Характер сестры намного сильнее характера брата, но открыто свой протест против патриархального устоя она не выражает, предпочитает спокойное поведение. Она не видит самоубийство единственным выходом, чтобы доказать после этого всем глубину того дна, на которую люди опустили сами себя. К тому же героиня очень любит жить, хочет найти своё счастье. Сестра хочет жить собственным умом, а брат нет. У неё есть смысл жизни.

Узнав, в каких словах выражен девиз жизни Варвары, можно понять: девушка она отчаянная. Её принцип жизни: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было».

Положительные качества

Варя обладала многими положительными качествами. Это отличало её от остальных персонажей:

  • доброта;
  • справедливость;
  • ум;
  • смекалка.

Цитаты о героине

Чтобы узнать побольше о Варваре, следует рассмотреть некоторые выдержки из текста произведения. Вот несколько цитат о дочери Кабанихи:

  • Дочка старой купчихи. Мать её «точит» и обижает: «Варвару маменька точила-точила, а та не стерпела, да и была такова — взяла и ушла».
  • Лживая. Протестует про себя по поводу поведения матери: «Не уважишь тебя, как же!»
  • Возраст и внешность. Девушка красавица: «Что красавицы? Красота-то ваша вас радует?»
  • Речь выражена кратко и немногословно: «Ну, я много разговаривать не люблю, да и некогда мне».
  • Греховодница, встречается по ночам с Кудряшом: «Показываются Кудряш и Варвара. Целуются».
  • Семейное положение. Варя не замужем, но испорченная более Кати: «Говори, я хуже тебя!»
  • Хитрая. Описание представлено как девушки, вынужденной обманывать, чтобы выжить в такой семье: «У нас весь дом на том держится, не обманывала раньше я».
  • Жалеет и любит Катерину: «За что ж мне не любить тебя».

В конце произведения Варя убегает с Кудряшом из дома. Куда — неизвестно. Непонятно также, свяжет ли она свою дальнейшую жизнь с ним. Таким поступком она выражает протест и нежелание мириться с проделками и жестокостью Марфы Игнатьевны. Побег — не импульсивное решение, а новый жизненный этап.

Интересно, как сложиться жизнь героини дальше, но кажется, что всё с ней будет в порядке. Несмотря на молодой возраст, она достаточно хорошо знает жизнь, умеет разбираться в людях, может с лёгкостью принять правильное решение и выйти из любого положения.

Сложно даже представить, что в будущем она могла бы стать копией матери. Несмотря на то что иногда она лжёт, хитрит, нравственный акцент делает её порядочной и справедливой. Она слишком ценит свободу, никогда себя не загоняет в рамки ханжества и самодурства. Всё сочинение трудно представить без этой героини.

Проблемы произведения актуальны и в настоящее время. В первую очередь это вопрос о человеческом бытии и предназначении, волнующий людей во все времена. Пьеса поистине является творением на все времена.

Еще тесты

Читайте также

Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормилРассказ Дедушка (Н.А. Некрасов)Песня о Соколе (Максим Горький) Бедные люди (Ф.М. Достоевский)

Скачать:

Пьеса «Гроза» Островского считается одним из самых известных произведений в его творчестве. Женские образы заслуживают отдельного внимания. Каждый из них по-своему уникален. Образ и характеристика Варвары в пьесе «Гроза» нельзя назвать главным, но он не менее интересен и ярок, несмотря на второстепенность. Существование в одном доме с матерью искалечила Варвару в нравственном плане, но она смогла доказать, что не желает в отличие от брата подчиняться патриархальным законам, бросив вызов и сбежав из родных стен, туда, где ее ждет новая, самостоятельная жизнь без давления со стороны.

Варвара Кабанова – дочь Кабанихи. Родная сестра мужа Катерины, Тихона Кабанова.

Образ и характеристика

Варвара полная противоположность брата. Ей так же, как ему не нравятся законы, царящие в доме, но девушка научилась приспосабливаться к обстоятельствам.

Смелая. Она единственная, кто не боится Кабаниху, ее мать. Открыто протестует ей. Плюет на запреты матери, мечтающей ограничить ее пространство.

Хитрая, изворотливая. Всегда делает по-своему. Где надо схитрит, а где при необходимости слукавит. Уверена, что без обмана в их доме не проживешь. Все построено на нем и ей пришлось научиться.

«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Потом ложь вошла в привычку. Жизненный принцип: «Делай, что хочешь, только бы шито, крыто было». Как она ловко обошлась с заменой замка. Используя свой ключ, могла беспрепятственно бегать на свидания к Кудряшу. Никто не заметил подвоха, даже вездесущая мать, привыкшая держать все под контролем.

Хорошая подруга. Варвара одна поддерживала Катерину в трудных ситуациях, искренне переживая за нее. Любит и жалеет ее.

«Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама люблю тебя до смерти!». Давала хорошие советы, как могла успокаивала. Всегда была рядом. Чувствует перепады настроения подруги. Готова помочь советом и делом. Она инициатор свидания Катерины с Борисом. Видя, что девушка страдает от любви, помогла им организовать встречу наедине. Если бы она знала, чем это закончится, тысячу раз бы подумала, помогать подруге или нет.

Реалистична и практична. Варвара не витает в облаках. Девушка четко знает, чего хочет от жизни. Все у нее по плану.

Неразговорчива. Варвара не из тех девушек у кого рот не закрывается.

«Ну, я много разговаривать не люблю; да и некогда мне…»

Жизнелюбива. Варвара не из тех, кто страдает и убивается. В каждом прожитом дне, девушка видит положительные моменты. Любит петь, веселиться от души. Умеет быть счастливой и наслаждаться этим.

Свободолюбива. Не терпит ограничений и запретов. Авантюристка, любящая приключения. Способна отстаивать собственную независимость. В финале пьесы она доказала это, сбежав с Кудряшом из дома после того, как мать решила запереть ее.

«Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала ее тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!». Вот так и вышло». Убежав из дома, она смогла нанести удар в самое сердце матери, не ожидавшей от нее такого поступка.

Спокойна и рассудительна. Несмотря на юный возраст, Варвара мудрая и опытная женщина. На все имеет собственное мнение. Даже в любви девушка сохраняет хладнокровие, относясь к встречам с Кудряшом, как к данности. Беседуя с любимым, она постоянно зевает. Ей скучно и неинтересно. Поэтому любовные терзания Катерины ей совершенно непонятны. Ее душевные порывы кажутся Варваре чем-то смешным и нелепым. Она привыкла руководствоваться здравым смыслом, мечтательность ей несвойственна. Любовь для Вари больше обязанность, окрашенная каплей авантюризма.

Аморальна. На вопросы морали Варе плевать. Ее не смущают тайные встречи с женихом. Хотя она прекрасно знает, что в обществе за такие поступки наказывают. Она ведь незамужняя девушка.

Варвара не типичный портрет русских женщин, раболепствующих перед мужчиной и свято соблюдающих сложившиеся традиции старины. Она абсолютно свободна от предрассудков и способна отстаивать собственные интересы. Она никому не позволит загнать себя в рамки ханжества и самодурства.

Добавить в избранное

В произведении Островского «Гроза» каждый персонаж по-своему интересен и значим. Драматург сумел показать все типы, которые могут жить в изображённом «тёмном царстве»: и самодуров, и героев-мечтателей, и бессильных обманщиков, и решительных героинь, и инфантильных пьяниц. С этой точки зрения любопытно узнать о характеристике Варвары из пьесы «Гроза».

Варвара Кабанова — сестра Тихона Кабанова и дочь Марфы Игнатьевны. Уже с первых страниц становится понятно как сильно отличаются брат и сестра. Можно сказать, что они практически противоположны: бойкая Варвара и безынициативный Тихон. Но ни того, ни другого не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Тихон находит утешение в выпивке, Варвара приспосабливается иначе. Удивительно, но Варвара в пьесе «Гроза» — это единственный персонаж, который приспособился. Именно приспособился, а не смирился, как Кулигин.

Кроме того, в семье Кабановых только Варвара поддерживает Катерину, слушает её, даёт советы. Девушке нравится Катя, ей искренне жаль, что такой чистой и сильной Катерине достался пьющий безвольный муж. Варвара хоть немного пытается облегчить существование Кати в доме Кабанихи. К сожалению, единственный способ добиться этого — лгать. «И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало». Варвара хоть и шёпотом, но всё же даёт язвительные комментарии по поводу истерик Кабанихи. Она достаточно умна и проницательна для того, чтобы понять неправильность и непригодность существующих законов. Варваре замечает изменения в настроениях Кати, уверенно говоря, что та тоскует по какому-то мужчине. Варвара реалистично смотрит на вещи. Это доказывает один из первых диалогов с Катериной: на реплику о том, что Катя мечтает с кем-то гулять и кататься по Волге, Варвара точно замечает: «только не с мужем».

Девушка помогает устроить свидание Катерины и Бориса, хотя ни один из них её об этом не просил. Она видит, как мучаются от невысказанных чувств оба, и решает помочь, абсолютно бескорыстно. Она переживает за влюблённых, встречается с Борисом, сообщая ему о состоянии Кати.

Хоть автор не даёт полного описания Варвары, оббраз героин ярко вырисовывается в воображении читателей. Девушка в чём-то схожа с кошкой, которая гуляет сама по себе, но позволяет другим думать, будто они имеют над ней некую власть. Хочет — гуляет с Ваней Кудряшом, хочет — с кем-то другим. Она пользуется свободой настолько, насколько это возможно. Варваре нравится жить, петь песни, сбегать от матери, быть счастливой. Установка «делай, что хочешь, главное, чтобы никто ничего не узнал» реализуется в «Грозе» в образе Варвары. Девушка с удовольствием гуляет с Кудряшом, поэтому нисколько не осуждает поведение Катерины. Варвара всячески пытается отговорить Катю признаваться в измене. В этом поведение девушки схоже с поведением Бориса. Тот тоже не хочет, чтобы о тайных встречах с Катей кто-то узнал. Но Борис хочет этого ради самого себя, а Варвара — ради Катерины.

В финале пьесы читатель узнаёт, что Варвара сбегает из дома матери с Кудряшом. Об этом сообщает Тихон: «Варвару маменька точила-точила; а та не стерпела, да и была такова — взяла да и ушла». «Говорят, с Кудряшом с Ванькой убежала, и того также нигде не найдут. Уж это, Кулигин, надо прямо сказать, что от маменьки; потому стала её тиранить и на замок запирать. «Не запирайте, говорит, хуже будет!» Вот так и вышло».

Таким поступком девушка высказала свой протест, нежелание мириться с манипуляциями и жестокостью Марфы Игнатьевны. Как только девушка перестала мириться с ситуацией в доме, она сбежала. Варвара сама себе хозяйка, несмотря на её возраст, она кажется опытной и знающей жизнь. Она лучше разбирается в людях, в самой себе, её желания вполне понятны. Побег с Кудряшом отнюдь не импульсивное решение, которое было задумано только ради того, чтобы показать насколько дурна Кабаниха. Это не прыжок в Волгу, а начало нового этапа в жизни Варвары. Можно строить множество догадок о том, как сложиться её судьба дальше: будет ли она с Кудряшом или бросит его, попадёт ли в Москву или ещё куда-нибудь, но при этом возникает стойкое ощущение, что с Варварой всё будет в порядке, ведь она сможет найти выход из любой ситуации. А если ситуация не будет её устраивать, девушка изменит её.

Невозможно себе представить, что впоследствии Варвара могла бы стать похожей на мать. Да, девушка лжёт, создаёт впечатление порядочной и послушной, но Варвара слишком сильно ценит свободу, чтобы загнать себя в рамки ханжества и самодурства. К тому же она видит к чему может привести неоправданная жестокость и патологическое желание контролировать всё.

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 19

    В каком году была написана пьеса Островского «Гроза»?</h3>

    • <label>1859;</label>
    • <label>1860;</label>
    • <label>1861;</label>
    • <label>1864.</label>

(новая вкладка)

Варвара Кабанова — это дочь зажиточной купчихи Кабанихи и сестра Тихона Кабанова, мужа Катерины. Образ девушки ярко выделяется на фоне образов остальных членов семьи.

Тирания, деспотизм и жестокость Кабанихи обращены не только в сторону Катерины, но и в сторону родной дочери, Варвары. Однако, девушка не поддается давлению матери. Варвара очень умная и находчивая, а природная гордость и сила духа не дают ей дать себя в обиду. Девушка научилась искусно лгать матери, брату и другим окружающим людям. По словам героини, у них на этом дом держится. Варвара делает вид, что уважает Кабаниху и выполняет все требования матери, но в душе не испытывает к ней привязанности.

Несмотря на свою внешнюю испорченность, Варвара в глубине своей души сохранила добро и стремление к любви. Она искренне полюбила Катерину, жену своего брата, Тихона. Варвара желала ей счастье и хотела помочь ей приспособиться к жизни в их доме. Однако, Катерина была совсем другой. Ей было противоестественно лгать, быть лицемерным человеком.

У Варвары был возлюбленный — Кудряш, сотрудник Дикого. Он был таким же ярким, бойким, смелым, веселым, активным молодым человеком. В те времена это было очень неприлично для молодой и незамужней девушки, но Варвара думала, что нужно делать то, что хочешь, а не то, что от тебя требует общество. Девушка искренне любила своего возлюбленного, была очень проницательной, смекалистой, поэтому Варвара быстро узнала о чувствах Катерины к Борису. Девушка захотела помочь им, поэтому устроила им тайное свидание в саду, подобное встречам девушки с Кудряшом.

Кабаниха осуждала ночные свидания дочери и пыталась ее контролировать, не выпускала ее одну из дома. Варвара предупреждала мать, что все ее действия приведут лишь к худшему результату. Однако, между ними не было взаимопонимания. Однажды своенравная Варвара не удержалась и сбежала с Кудряшом в неизвестном направлении. На этом ее история заканчивается.

Варвара — это смелая, активная, бойкая девушка. Она не похожа ни на одного из других персонажей «Грозы».

Сочинение 2

Варвара Кабанова одна из главных героинь пьесы «Гроза». У нее есть брат – Тихон, ее мать — Марфа Игнатьевна.

В пьесе можно заметить отличия сестры и брата. Вера бойкая, а у Тихона отсутствует инициатива. Они оба не готовы принять правила своей жизни, но Варвара приспосабливается.

Она достаточно хитра и умна. Ей не по нраву устои Домостроя. Она всегда поступает так как ей вздумается. Вера довольно ветрена, она подговорила Катерину на свидание с Борисом. Она полагает, что нужно действовать по велению души, а в грехах сознаваться не нужно.

Героиня не выступает против жесткого порядка, но она борется за свободу при помощи лжи. После того как ее мать приказала ее запереть, Варвара решает бежать из дома вместе с Кудряшом. Так она желает начать новое существование без патриархальных законов матери.

В пьесе есть еще один персонаж – Катерина. Она не такая как Варвара. Ей кажется, что предательство мужа это плохо, также как и жизнь с ненавистной свекровью. Поэтому она решает покончить с собой: «В могиле лучше», думает она.

В этой драме рассматривается увлечение страстной Варвары, ее борьба с правилами дома. Варвара, как и Катерина молода и красива. Они живут в провинциальном городе Калинов и принадлежат к купеческо-мещанскому слою.

Обе девушки жертвы деспотичной Кабанихи. Она тиранит не только дочь, но и невестку. Катерина любит мечтать, Варвара же более приземленная, она умеет врать.

Варвара не замужем и она встречается с Ваней Кудряшом. Он бойкий парень, как и она. Эти встречи она скрывает от матери, но не боится быть разоблаченной. Варвара не считает, что люди обязаны мучить себя и приносить в жертву собственное счастье ради тех, кто оценить этого не способен. А вот Катерина замужем, она ценит целомудрие и чистоту. Ее встречи с Борисом представляются ей страшным грехом.

Варвара же решает сбежать из дома, когда ее мать делает ее существование невыносимым. Бежит она со своим возлюбленным Кудряшом.

В пьесе «Гроза»  можно увидеть 2 разных образа. Это Катерина и Варвара. Обе женщины не способны существовать во лжи, им нужна любовь. Каждая из них старается бороться  с этим положением вещей, но у каждой при этом свой путь. На это повлияло их воспитание и взгляды на жизнь.

Островский вносит в пьесу новые веяния. Он показывает иную сторону жизни купцов. Поэт демонстрирует бесправие, жестокость, обман. 

Характеристика 3

Героиня Варя Кабанова является дочкой Марфы Игнатьевны. Она родилась в богатой семье. Внешне вполне привлекательна, имеет плотное телосложение. Именно такой типаж женщин в то время привлекал мужчин. У нее есть брат Тихон, и они с ним абсолютно разные. Варвара очень бойкая. Она научилась обманывать, весть себя лицемерно и изворотливо. Она умна и хитра. И все это из-за нотаций ее строгой матери, ведь от природы она очень честная девушка. Ей нравится слуга одного купца и тайно с ним встречается. Однажды она устает от своей матери и сбегает со своим возлюбленным. Хоть и встречается с Кудряшом, но не любит его.

Варвара очень смелая, она не боится протестовать своей матери-тиранше Кабанихе. Но в открытую на конфликт с матерью не идет, а действует по- тихонечку. Варвара малоразговорчивая, любит свободу и жизнь. Она не убивается и не переживает, несмотря на ее сложные жизненные ситуации. Также не считает обязанностью соблюдать какие-либо традиции и обычаи.

Варвара хоть и молода, но уже мудра и умеет размышлять. Хладнокровно относится к встречам с Кудряшом. Она предпочитает не отдаваться душевым порывам, у нее всегда включена голова, а не сердце. Варвара даже не понимает, как можно убиваться и страдать из-за любви. Варя всегда продумает каждый свой шаг. Бойкая девушка всегда может постоять за себя и ответить на какое-либо замечание в ее адрес.

У Варвары есть подруга Катерина, которую та очень любит и поддерживает, а также переживает и жалеет. В то же время Катерина доверяет Варе и рассказывает свои секреты, она поведала ей, что влюблена в Бориса.

Варвара является авантюристкой и любит искать приключения. С Катериной хоть и были лучшими подругам, но абсолютно противоположными. Варя не разделяла ее взгляды. В ней не было ни нежности, ни мечтательности, ни загадочности. Варвара подталкивала свою подругу к Борису, тем самым предавая своего брата, но ей это было не важно. Она устраивала им тайные встречи. И всегда думала, что о ее секрете и о тайне ее подруги Катерины никто не узнает.

Варвара не разделяет не чьи взгляды. Она считает своего брата бесхарактерным , ведь под давлением своей матери он стал совсем слабым, начал пить, а также не помогает ни в чем своей супруге. Также девушка презирает бездушность своей матери Кабанихи, да и взгляды своей подруги тоже не разделяет. Варвара, как кошка, гулящая сама по себе, которой не важно чье-либо мнение.

<glav>Другие темы:</glav>← Город Калинов и его обитатели↑ ОстровскийТрагедия Катерины в пьесе Гроза → `

Характеристика Варвары в пьесе Гроза

harakteristika-varvary-v-pese-groza.jpg

Популярные сочинения

  • Анализ произведения Невский проспект Гоголя

    «Невский проспект» является одной из повестей времён посещения Гоголем Академии Искусств . Замысел создания данного произведение был навеян общением с большим количеством известных людей

  • Сочинение Капитан Миронов (характеристика и образ) в Капитанской дочке

    Одним из персонажей произведения «Капитанская дочка» является Иван Кузмич Миронов. Это герой второго плана, но роль его гораздо значительнее. В образе Ивана Кузьмича показан характер русского человека – простого и доброго.

  • Сочинение Экологические проблемы

    Земля — единственная известная планета в этой вселенной, где жизнь возможна, поскольку она удовлетворяет основные жизненные потребности. Нам необходимо поддерживать естественное качество нашей матери-земли

Используемые источники:

  • https://www.literaturus.ru/2015/08/obraz-harakteristika-varvara-groza.html
  • https://nauka.club/literatura/kharakteristika-varvary.html
  • https://frigato.ru/harakteristiki-geroev/1599-harakteristika-varvary-groza.html
  • https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/varvara-harakteristika.html
  • https://supersochinenie.ru/sochineniya/literatura/ostrovskij/harakteristika-varvary-v-pese-groza

  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка на примере образов гринева и швабрина сочинение
  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка сочинение 8 класс краткое
  • Проблема человеческого достоинства в драме гроза сочинение 350 слов
  • Проблема чести и долга в повести капитанская дочка сочинение 8 класс по плану
  • Проблема человеческого достоинства в пьесе гроза сочинение 10 класс