- Статья
- Чтение занимает 9 мин
-
-
-
- Применяется к:
- Word 2019, Word 2016, Word 2013, Word 2010, Word 2007
В этой статье описывается, как диагностировать сбои печати в Microsoft Word. В ней также приводятся способы выявления и устранения неполадок с печатью.
Ниже приведены примеры неполадок печати:
- При попытке распечатать файл появляются сообщения об ошибке и другие сообщения.
- Принтер не отвечает.
- Файл печатается в виде бессмысленного набора знаков.
Важно!
В этой статье не рассматриваются проблемы вывода принтеров, такие как неправильное расположение активной области, отсутствие графики и неправильная нумерация страниц.
Чтобы решить проблему с печатью в Word, необходимо определить ее причину. Причины обычно относятся к одной из следующих категорий:
- Поврежденные файлы или поврежденное содержимое в документах
- Приложение Word
- Драйвер принтера
- ОС Windows
- Подключение или оборудование
Не делайте предположений относительно причины проблемы с печатью. Придерживайтесь вместо этого систематического подхода к поиску и устранению неполадок.
Выполните следующие тесты, чтобы определить причину сбоя при печати.
Шаг 1. Тестовая печать других документов
Ошибки печати в Word могут возникать при попытке распечатать поврежденные файлы или документы, содержащие поврежденную графику или шрифты. Прежде чем переустанавливать драйверы или программное обеспечение, проверьте, работает ли в Word функция печати. Выполните для этого описанные ниже действия в соответствии с используемой версией Word.
Применяется к: версии Word 2007-2019
-
Создайте новый документ в Word.
-
В первой строке документа введите =rand(10), затем нажмите Enter:
Примечание
Команда =rand(10) позволяет вставить 10 абзацев образца текста.
-
Попробуйте распечатать документ.
-
Если документ удастся распечатать, измените шрифт или вставьте в документ картинку, таблицу или объект-рисунок.
-
Чтобы изменить шрифт, выполните указанные ниже действия.
- Выделите образец текста.
- Откройте вкладку Главная.
- В группе Шрифт выберите другой шрифт в списке шрифтов.
-
Чтобы вставить в документ картинку, выполните указанные ниже действия.
- Откройте вкладку Вставка и нажмите Изображения в Интернете. (В Word 2010 и Word 2007 выберите вкладку Вставка, затем нажмите Рисунки.)
- В области задач Рисунки оставьте поле Поиск текста пустым и нажмите кнопку Поиск. (В Word 2013 введите термин Рисунки Office.com в строке поиска, затем нажмите Поиск.)
- Щелкните один из рисунков правой кнопкой мыши и выберите команду Вставить.
- Закройте область задач Рисунки.
-
Чтобы вставить в документ таблицу, выполните указанные ниже действия.
- В меню Вставка выберите пункт Таблица, а затем Вставить таблицу.
- Введите число столбцов и строк таблицы и нажмите кнопку ОК.
-
Чтобы вставить в документ объект-рисунок, выполните указанные ниже действия.
- Выберите Вставка, затем Фигуры.
- Дважды щелкните одну из фигур.
-
-
Снова попробуйте распечатать документ.
Описанные тесты позволяют узнать, возможна ли вообще в Word печать документов. Кроме того, они могут подсказать, при использовании каких шрифтов или изображений в Word возникают проблемы с печатью.
Если тестовый документ печатается без ошибок, но оригинальный документ все равно распечатать не удается, возможно, он поврежден. Эта ситуация может повторяться даже если вам удается распечатать один и тот же документ на другом компьютере, потому что симптомы повреждения файлов не обязательно появляются на всех компьютерах.
Для получения дополнительной информации о восстановлении поврежденных документов Word см. раздел Как восстановить поврежденные документы Word.
Если выполнить печать в Word не удается в принципе либо не удается напечатать определенный шрифт или тип рисунка, перейдите к следующему шагу.
Шаг 2. Тестовая печать в других программах
Иногда причину неполадки печати можно выяснить, определив ее масштаб. Например, отдельные проблемы с печатью затрагивают только Word, а другие — некоторые или все программы Windows.
Описанные ниже тесты могут помочь выяснить, распространяется ли проблема еще на какие-нибудь программы, кроме Word.
Тестовая печать в WordPad
Печать простого текстового файла
-
Нажмите кнопку Пуск, выберите пункт Все программы, затем Стандартные и WordPad.
Примечание
- В Windows 8 нажмите клавишу Windows, чтобы перейти на начальный экран, введите WordPad и щелкните значок WordPad.
- В Windows 7 выберите пункт Все программы, а затем Стандартные и WordPad.
-
Наберите в пустом документе WordPad Тест.
-
В меню Файл выберите пункт Печать.
-
Нажмите кнопку ОК или Печать, чтобы распечатать файл.
Печать определенных шрифтов или изображений
Если в шаге 1 обнаружилось, что проблемы возникают только при попытке напечатать определенные шрифты или графические изображения, попытайтесь воспроизвести проблему в WordPad. Для этого используйте тот же шрифт или вставьте тот же тип графического изображения. (Чтобы выбрать другой шрифт в WordPad, воспользуйтесь тем же методом, что и в приложении Word.)
Чтобы вставить изображение в документ WordPad, выполните указанные ниже действия.
-
В меню Вставка выберите пункт Объект.
Примечание
В Windows 8 и Windows 7 выберите пункт Вставка объекта на вкладке Главная.
-
Выполните одно или оба из следующих действий.
- Чтобы создать новое графическое изображение, нажмите Создать новое и выберите в списке один из типов объектов. Например, выберите Изображение Paintbrush, чтобы создать тестовое растровое изображение в программе Microsoft Paint.
- Чтобы вставить графическое изображение из файла, выберите Создать из файла, затем нажмите кнопку Обзор и выберите нужный файл.
-
В меню Файл выберите пункт Печать.
-
Нажмите кнопку OK или Печать.
Печать из других программ
Если вы все еще не можете распечатать в WordPad, проверьте функции печати из вашего веб-браузера или других программ Office.
Печать тестовой страницы с принтера
Вы также можете попытаться распечатать тестовую страницу. Чтобы напечатать тестовую страницу, выполните следующие действия:
-
Нажмите Пуск, выберите пункт Параметры, затем Принтеры.
Примечание
- В Windows 8 нажмите клавишу Windows, чтобы перейти на начальный экран, введите Принтеры, выберите Параметры и затем Устройства и принтеры.
- В Windows 7 нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Устройства и принтеры.
- В Windows Vista нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Принтеры.
-
Щелкните правой кнопкой мыши значок принтера и выберите пункт Свойства.
-
На вкладке Общие нажмите кнопку Пробная печать.
Если вы не можете распечатать тестовую страницу или не можете распечатать ее в нескольких или всех программах на базе Windows, проблема может быть связана с драйвером принтера, оборудованием, операционной системой или подключением к Интернету.
Если проблема возникает только с определенным шрифтом, возможно, поврежден файл шрифта. Для получения дополнительной информации о том, как протестировать и переустановить шрифты, см. раздел Как установить или удалить шрифт в Windows.
Если функция печати работает во всех программах, кроме Word, перейдите к следующему шагу.
Устранить проблему печати, возможно, позволит справка по печати в Windows и средства устранения неполадок.
-
Нажмите Пуск > Параметры.
-
Введите Проблемы с принтером, а затем выберите Найти и исправить проблемы с печатью.
Примечание
- Чтобы устранить проблемы подключения принтера и печати в Windows 10, см. раздел Устранить проблемы подключения принтера и печати в Windows 10.
- В Windows 8 и Windows 7 можно запустить мастер диагностики неполадок печати. Для этого нужно нажать кнопку Пуск, ввести слово «Печать» и выбрать пункт Поиск и устранение проблем печати.
- В Windows Vista нажмите кнопку Пуск, выберите Справка и поддержка и выполните поиск по ключевому слову «Печать или устранение неисправностей печати».
Шаг 3. Тестовая печать с другими драйверами принтера
Если выполнить печать не удается только в программе Word, возможно, причина проблемы кроется в самой программе Word. Таким образом, незначительные проблемы с драйвером принтера сказываются на работе Word раньше, чем на работе других программ.
Чтобы узнать, является ли причиной проблемы драйвер принтера, можно протестировать функцию печати с разными драйверами. Если проблема с печатью в Word возникает только при печати документов с определенным шрифтом или типом графического изображения, попытайтесь распечатать документ на другом принтере.
Если такой возможности нет, узнайте у изготовителя принтера, имеется ли обновленная версия драйвера или другой драйвер, совместимый с моделью вашего принтера.
Если проблема с печатью в Word возникает даже при попытке распечатать документы, содержащие только текст, можно протестировать функцию печати с использованием драйвера принтера «Общий/только текст». Выполните для этого описанные ниже действия в соответствии с используемой версией системы Microsoft Windows.
Примечание
В некоторых версиях Windows для выполнения этих действий может потребоваться установочный компакт-диск Windows или доступ к сетевому диску с установочными файлами Windows.
Тестовая печать в Windows 10
- В поле поиска Windows введите Принтеры, затем нажмите Принтеры и сканеры.
- Нажмите Добавить принтер или сканер.
- На вкладке «Принтеры и сканеры» выберите Общие/только текст.
- Откройте документ Word, затем попытайтесь выполнить печать с использованием параметра принтера Общий/только текст.
- Назовите файл с названием Test.prn и сохраните его в папке Документы.
Тестовая печать в Windows 8, Windows 7 и Windows Vista
-
В зависимости от ситуации выполните одно из следующих действий.
- Для Windows 8 и Windows 7: Нажмите Пуск и выберите Устройства и принтеры.
- Для Windows Vista: нажмите кнопку Пуск и выберите пункт Принтеры.
-
На начальном экране мастера добавления принтеров выберите Добавить принтер.
-
Выберите пункт Добавить локальный принтер на начальном экране мастера добавления принтеров.
-
Убедитесь, что установлен флажок Использовать существующий порт, затем выберите в раскрывающемся списке вариант Файл: (Печать в файл) и нажмите Далее.
-
В списке Изготовитель выберите пункт Универсальный и нажмите Далее.
-
Оставьте имя принтера по умолчанию, нажмите кнопку Далее, а затем кнопку Готово.
-
По окончании установки драйвера откройте документ в Word и выполните одно из следующих действий в зависимости от ситуации.
- Для Word 2013 и более поздних версий: В меню Файл выберите пункт Печать.
- В Word 2010: в раскрывающемся меню принтера выберите Печать.
- Для Word 2007: нажмите кнопку Microsoft Office, а затем щелкните Печать.
- Для других версий Word: установите флажок Печать в файл и нажмите кнопку ОК.
-
Измените местоположение на Мои документы и назовите файл Test.prn.
-
Нажмите кнопку OK или Печать(в зависимости от версии Word).
Если при печати файлов, содержащих только текст, в Word появляется сообщение об ошибке, но при использовании драйвера принтера «Общий/только текст» это сообщение не появляется, возможно, драйвер принтера поврежден. В этом случае обратитесь к изготовителю принтера за сведениями о том, как удалить драйвер принтера и установить его обновленную версию.
Если проблема с печатью возникает и при использовании другого драйвера принтера, перейдите к следующему шагу.
Шаг 4. Проверка файлов и параметров приложения Word
Если проблема с печатью не ограничивается конкретным документом или драйвером принтера и возникает только в Word, проверьте его работоспособность, запустив приложение со сброшенными параметрами пользователя.
Для получения дополнительной информации о том, как сбросить параметры пользователя, см. раздел Как сбросить параметры пользователя и настройки реестра в Word.
Если проблема с печатью по-прежнему возникает, выполните команду Найти и восстановить и переустановите отсутствующие или поврежденные файлы. Для запуска команды Найти и восстановить выполните описанные ниже действия в соответствии с используемой версией системы Word.
Word 2019, 2016, 2013 и 2010
- Закройте все программы Office.
- Выберите Пуск, затем введите добавить удалить.
- Откройте элемент Установка и удаление программ.
- Нажмите кнопку Изменение или удаление программ, выберите Microsoft Office (Microsoft Office Word) либо версию Office или Word из списка Установленные программы и нажмите кнопку Изменить.
- Выберите Восстановить или Восстановить Word (Восстановить Office), а затем нажмите кнопку Продолжить или Далее.
Word 2007
- Запустите Word 2007.
- Нажмите кнопку Microsoft Office, затем выберите пункт Параметры Word.
- Выберите Ресурсы и нажмите Диагностика, после чего следуйте инструкциям на экране.
Если проблема с печатью по-прежнему возникает после восстановления программы Word или пакета Office, перейдите к следующему шагу.
Шаг 5. Проверка наличия проблем в Windows
Чтобы найти драйверы устройства или размещенные в памяти программы, которые могут мешать нормальному выполнению функции печати в Word, запустите Windows в безопасном режиме, а затем протестируйте печать в файл в приложении Word. Чтобы запустить Windows в безопасном режиме, выполните следующие действия в зависимости от используемой версии Windows.
Проверка наличия проблем в Windows 10
Чтобы запустить Windows 10 в безопасном режиме, обратитесь к разделу Загрузка компьютера в безопасном режиме в Windows 10.
Поиск наличия проблем в Windows 8, Windows 7 и Windows Vista
-
Извлеките из компьютера все DVD-диски, компакт-диски, дискеты и другие внешние носители, затем перезагрузите компьютер.
-
Нажмите Пуск, щелкните стрелку рядом с кнопкой Блокировка, затем нажмите кнопку Перезагрузка.
Примечание
В Windows 8 выберите Параметры в меню «Чудо-кнопки», нажмите кнопку Питание и выберите действие Перезагрузка.
-
Нажмите и удерживайте клавишу F8 во время перезагрузки компьютера.
Примечание
Удерживайте клавишу F8 до появления логотипа Windows. Перезагрузите компьютер после появления логотипа Windows. Для этого дождитесь запроса на вход в систему Windows, завершите работу компьютера и перезагрузите его.
-
На экране Дополнительные варианты загрузки выберите Безопасный режим с помощью клавиш со стрелками и нажмите клавишу Ввод.
-
Осуществите вход, используя учетную запись с правами администратора.
Если при запуске Windows в безопасном режиме проблема с печатью в Word не возникает, попытайтесь определить ее причину с помощью «чистой» загрузки.
Дополнительные сведения о том, как выполнить «чистую» загрузку в Windows, см. в разделе Выполнение «чистой» загрузки в Windows.
Связанные статьи
- Печать фонового цвета или изображения
- Печать на обеих сторонах листа (дуплексная печать) в Word
- Отключить отслеживание изменений
Что такое рецензия и зачем она нужна? Поясню на примере. Одна компания поставляет другой серию бракованных товаров. Покупатель обращается с иском в суд, где требует с виновника компенсацию ущерба. Чтобы подсчитать убытки, суд назначает судебную экспертизу.
Выводы эксперта не устраивают ответчика, поэтому он решает привлечь со своей стороны независимого специалиста, чтобы тот подготовил рецензию. В рецензии должны быть приведены контраргументы, которые поставят под сомнение заключение судебного эксперта.
Далее решение за судом. Он может посчитать выводы судебного эксперта надлежащим доказательством либо прислушаться к рецензии и назначить повторную экспертизу. Это решение во многом зависит от качества подготовки рецензии и квалификации самого рецензента.
Рецензия — это письменное заключение специалиста, который оценивает достоверность и правильность заключения другого эксперта. Ее составляет профильный специалист в определенной области, например инженер, логист или аудитор.
Основные цели подготовки рецензии:
- убедить суд в необходимости проведения повторной экспертизы;
- показать наличие нарушений в проведенной экспертизе;
- доказать, что выводы эксперта не соответствуют действительности.
Более подробно о том, как подготовить убедительную рецензию, можно узнать из книги экспертной группы Veta «Наука побеждать». В ней мы также рассказали о тактике ведения судебных споров и об особенностях опроса в различных судах.
На что ссылаются рецензенты в попытке оспорить выводы эксперта
Недочеты в любой экспертизе можно условно разделить на два вида:
- Формальные. Это нарушения, которые никак не влияют на итоговый вывод эксперта. Например, опечатки или пропуски слов.
- Существенные. К ним относятся грубые ошибки в расчетах, несоответствие действующим нормативам или невозможность установить методику исследования. Например, неправильный выбор аналогов товаров для расчета убытков или неучет важных ценообразующих факторов.
Если в рецензии раскрыты существенные нарушения, суд может назначить повторную экспертизу, а саму рецензию приобщить к делу.
Ошибки, которые допускают рецензенты
В практике я часто сталкиваюсь с ляпами и противоречиями в рецензиях. Их можно разделить на несколько групп. Покажу на примерах.
- Избыточная эмоциональность
Рецензия составляется в произвольной форме, так как закон не устанавливает к ней каких-либо требований. Этим пользуются рецензенты, которые в стремлении доказать свою правоту иногда переходят границы даже морально-этических норм.
Рецензент безосновательно заявляет о низкой квалификации эксперта, эмоционально высказывается и даже переходит на личности в отдельных моментах.
Но каждое заявление должно подкрепляться аргументами, а резкий тон показывает, скорее, плохое воспитание. Можно сколько угодно заявлять о низкой квалификации эксперта, но без конкретных аргументов в суде это не сработает. К тому же кодекс профессиональной этики никто не отменял.
Рецензент сравнивает работу эксперта со сбросом водородной бомбы на вредное насекомое, которое к этому моменту уже умерло своей смертью.
Выдержка из рецензии, в которой рецензент, словно тонкий психолог, выявил внутренние (видимо, душевные) противоречия эксперта.
- Выводы на основании формальных нарушений
Экспертное заключение готовят люди, которые могут допустить чисто технические ошибки: опечатки, пропуски слов, неточности в написании и прочие. Такие нарушения никак не влияют на итоговый вывод, поэтому ставить под сомнение всю экспертизу на основании пары опечаток недопустимо.
В одном из наших заключений мы ошиблись с пунктом в законе ФСО. Причем это был единственный недочет во всем документе. На основании этого рецензент попытался оспорить итоговые выводы и квалификацию эксперта. У судьи такие доводы ничего, кроме улыбки, не вызвали.
Выдержка из рецензии. Рецензенту одной опечатки было достаточно, чтобы сделать глобальные выводы о квалификации эксперта
- Путаница в терминологии
Иногда рецензенты сами не понимают, о чем пишут. Например, путаются в похожих терминах. Это скорее говорит о низкой квалификации самого рецензента, чем его оппонента. Грамотный эксперт всегда сможет повернуть такие моменты в свою пользу.
В практике я сталкивался с ситуациями, когда рецензент не различал термины «методы», «методика» и «методология». Возможно, он надеялся, что судья этого не заметит. Но я поймал его на слове и задал встречный вопрос: как рецензент может оперировать такими понятиями, если сам не знает, чем они отличаются?
Рецензент по ходу всей рецензии оперирует терминами «методика» и «методология», при этом не понимает разницы между ними
А вот еще пример, когда рецензент не смог разобраться с процентами.
В заключении эксперта это выглядит примерно так: корректировка к стоимости аналогов составит +20% (корректировочный коэффициент 1,2). Рецензент не смог перевести 20% в 1,2
Но найти саму ошибку в экспертном заключении недостаточно. Рецензент должен ее описать и изложить понятным языком, чтобы у всех участников процесса не осталось сомнений в ошибке.
Дети в начальных классах лучше разбираются в основах экономики. Да и сама подача мысли рецензента слегка запутанна
- Непоследовательное изложение
Некоторые рецензенты излагают ошибки, начиная с незначительных, или выбирают неподходящий формат. В результате судья не может понять, есть ли вообще существенные нарушения, которые повлияли на вывод экспертизы.
Один рецензент изложил замечания в неверном формате. Он говорил про рыночную (еще и подчеркнул это слово) стоимость долга. Но рыночная стоимость — это всегда история про «один согласен продать, другой купить». Я еще не видел, чтобы кто-то взял на себя долг другого, да и еще за это заплатил.
Опытный эксперт легко отразит замечания, поданные в подобном формате.
- Непрофессионализм
Иногда сталкиваюсь с непрофессионализмом, когда рецензент, будучи юристом, путается в трактовках закона или инженер не знает строительных норм. Для опытного эксперта отстоять свою правоту не составит большого труда.
С учетом того, что рецензент работает юристом, такое замечание — это практически показатель его некомпетентности. Согласно п. 14 Постановления Пленума ВС № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации»: «Поскольку упущенная выгода представляет собой неполученный доход, при разрешении споров, связанных с ее возмещением, следует принимать во внимание, что ее расчет, представленный истцом, как правило, является приблизительным и носит вероятностный характер. Это обстоятельство само по себе не может служить основанием для отказа в иске».
Как вести себя в суде против таких рецензентов?
Одно дело подготовить письменные пояснения, а другое — лично отстоять заключение эксперта в суде. В ходе устного опроса сторона оппонента попытается всеми силами показать судье несостоятельность экспертизы и необходимость проведения повторной. В ход идут любые нестыковки, противоречия, технические недочеты — все, к чему можно придраться.
В отличие от письменной рецензии, которую судья должен прочитать и осмыслить, устный опрос сразу может наглядно показать ошибки экспертизы. Опрос эксперта может вести как юрист оппонента, так и профильный специалист, который готовил рецензию. Второе встречается крайне редко.
Вот главные советы, как вести диалог с рецензентом в суде:
- Отвечать суду, а не оппоненту. Итоговое решение принимает только судья.
- Не вступать в личную перепалку. Спор без аргументов — сотрясание воздуха.
- «Прощупать» оппонента, чтобы определить его слабые места: задать встречные вопросы, переспросить, уточнить, что он имеет в виду. Обычно на этом этапе проявляется квалификация рецензента и уровень его подготовки. Например, рецензент в своих доводах ссылается на законодательство. В таком случае эксперту стоит задать встречный вопрос: а что именно требует конкретный пункт в законе? Неподготовленный рецензент сразу «потеряется», и перевес в глазах судьи будет на стороне эксперта.
- Задавать краткие и понятные вопросы в логической последовательности. Длинные предложения могут запутать судью, в результате чего важные факты не будут иметь той силы, которую должны.
- Обращать внимание на реакцию судьи. При выстраивании диалога с рецензентом нужно ориентироваться в первую очередь на судью.
Тактика ведения опроса зависит, в частности, от типа судьи и его реакции на ответы. Одни дают время для ведения качественного опроса, другие действуют жестко и не разрешают задавать эксперту повторные или уточняющие вопросы. Третьи позволяют оппоненту вмешиваться в ход опроса и устраивать из него представление. Поэтому нужно заранее знать особенности личности судьи, рассматривающего дело.
Кроме профессиональных знаний, важное значение имеют личные качества эксперта: стрессоустойчивость, внимательность, настойчивость, тактичность и другие.
Типы судей, которые рассматривают дело
Выбор тактики зависит не только от рецензента, но и от конкретного судьи, рассматривающего дело. Мы в экспертной группе Veta выделяем всего девять типов судей, которые отличаются по манере ведения опроса. Вот некоторые из них.
- «Спящий» судья
Такой судья визуально не реагирует на происходящее на заседании и редко задает вопросы. Отсюда и название. Проблема «спящих» судей в том, что по их реакции нельзя понять, понравился ли наш довод или нет, услышали они сказанное или нет. Привлечь их внимание можно нестандартными приемами: паузами в разговоре, громкой интонацией, риторическими вопросами или графическими материалами.
- Активный неврастеник
Такие судьи любят перебивать, поторапливать, задавать непонятные вопросы, а иногда даже оскорблять участников процесса. Главное в таком случае — не прогибаться под судью. Например, если судья просит не вдаваться в подробности, тактично указать, что они необходимы для разъяснения сути.
Иногда судья задает вопросы с целью унизить одного из участников. Например, он может с негодованием спросить, где такой специалист мог получить юридическое образование. На подобные вопросы нужно отвечать спокойно и односложно, не замечая иронию. Кроме того, судебные заседание записывается на диктофон, и при необходимости можно подать жалобу на судью.
- Выходец из правоохранительных органов
Такие судьи отличаются строгостью. Вопросы они задают кратко и по существу, не любят пауз. С такими судьями лучше не углубляться в пространные рассуждения, а отвечать на вопросы четко.
- Новичок
Стороны часто пользуются тактическими приемами, которые опытный судья сразу же пресекает: вступают в устные перепалки, перебивают друг друга и всячески стараются подавить оппонента агрессивным поведением. Реакцию неопытного судьи в таком случае предсказать сложно, поэтому готовиться нужно к каждому возможному сценарию.
Главное — не ставить под сомнение авторитет судьи. Например, не нужно лишний раз спрашивать его, понятен ли ему определенный тезис.
Еще важное значение имеет реакция судьи на те или иные события в процессе. Например, если судья сидел ровно, а затем недоверчиво откинулся назад и сложил руки на груди, то, скорее всего, ему что-то не понравилось. Если судья отвлекся от монитора и обратил внимание на выступающего, то в этот момент важно удержать внимание и донести ключевые аргументы.
Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (4 июня)
Текст 1. Б.Л. Пастернак о музыке
Исходный текст: «Больше всего на свете я любил музыку, больше всех в ней — Скрябина. Музыкально лепетать я стал незадолго до первого с ним знакомства…»
Примерный круг проблем:
1. Как найти свое призвание?
2. Может ли человек реализовать себя в профессии, если у него нет природных способностей?
3. Почему важно быть честным с самим собой?
4. Почему бывает сложно найти свое призвание?
5. Как преодолеть сомнения, когда принимаешь судьбоносные решения?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Б.Л. Пастернака: Что позволяет человеку реализовать свой потенциал и добиться больших высот в профессии?
Текст 2. Т. Скок про великодушие
Исходный текст: «В литературе есть ярчайший пример героя, который совершил нравственное восхождение от тщеславия и эгоизма к всепрощению и великодушию. Это князь Андрей Болконский из романа Л. Толстого «Война и мир»…»
Примерный круг проблем:
1. Что такое великодушие?/В чем проявляется великодушие?
2. Как проявляется величие духа?
3. Что значит быть истинно смелым?
4. Как стать великодушным?
Текст 3. Соловейчик о свободе и совести
Исходный текст: «Чтобы ответить на этот вопрос, написаны сотни книг, и это объяснимо: свобода – понятие бесконечное. Оно принадлежит к высшим понятиям человека и потому принципиально не может иметь точного определения…»
Примерный круг проблем
1. Чем отличается внутренняя свобода от внешней?
2. Что значит быть свободным человеком?
3. Что должно быть главной целью воспитания?
4. Что такое внутренняя свобода?
5. Как связаны совесть и свобода?
6. Что такое совесть?
7. Каким должен быть учитель?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту С.Л. Соловейчика: «Кого можно назвать свободным человеком?»
Текст 4. К.М. Симонов о жизненных ценностях
Исходный текст: «Таня вышла из госпиталя, еще не зная, что делать: до девятнадцати оставалось больше часа. И вдруг с испугом вспомнила, что оставила там, на Сретенке, бумажку с телефоном Артемьева….»
Примерный круг проблем:
1. Как война раскрывает качества человека?
2. Какими должны быть жизненные цели человека?
3. Почему важно отстаивать свои жизненные принципы?
4. Чем опасна алчность?
5. Как страх влияет на поступки человека?
6. Что важнее: материальное и духовное?
7. Чем опасно стремление к наживе?
8. Чем опасна подмена жизненных ценностей?
Текст 5. Л.Н. Толстой о любви к человеку
Исходный текст: «Для того, чтобы общение с людьми не было страданием для тебя и для них, не вступай в общение с людьми, если не чувствуешь любви к ним»
Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет любовь в жизни человека?
2. Как нужно общаться с людьми?
3. Какие принципами нужно руководствоваться в жизни?
4. Как полюбить человека?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Л.Н. Толстого: Как нужно относиться к окружающим?
Текст 6. Ю. Лотман о культурных ценностях
Исходный текст: «Что такое настоящие культурные ценности? Великие культурные ценности – это отнюдь не некий многоуважаемый шкаф из «Вишнёвого сада». Не скопление книг на полке, которые редко берут в руки».
Примерный круг проблем:
1. Что такое настоящие культурные ценности?
2. Какие произведения искусства можно отнести к подлинной культуре?
3. Какую роль играет культура в жизни человека?
4. Есть ли незаменимые люди в культуре?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту Ю.М. Лотмана: «Что такое культурные ценности?»
Текст 7. И. Грекова о взрослении
Исходный текст: «Ну, что ж? В общем, дома не существовало. Были какие-то обрывки, клочья. Циля, Роза и дедушка — в одном месте, комната и воспоминания — в другом»
Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет школа в жизни человека?
2. Какую роль играет школа в становлении личности?
3. Какие изменения происходят в жизни человека, когда он взрослеет?
4. Какое значение имеет дружба в жизни человека?
Текст 8. О.К. Кожухова о детстве
Исходный текст: «Нет, наверно, еще не пришла пора ворошить пережитое. К тому же ведь существуют и другие, куда более важные темы, неотложные и трудные. Но уже начинают уходить из жизни мои близкие, дорогие мне люди, и каждый такой уход, как черта, как итог, заставляет задуматься…»
Примерный круг проблем:
1. Какую роль играют воспоминания детства в жизни человека?
2. В чем заключается ценность детских воспоминаний?
3. Как детство влияет на формирование личности ребенка?
4. В чем проявляется родительская любовь?
5. Каким должно быть отношение ребенка к родителям?
6. Какое влияние на формирование человека оказывают впечатления, которые он получил в детстве?
7. Когда человек осознает любовь к Родине?
8. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
9. Какую роль играют родители в жизни человека?
Пример сочинения ЕГЭ 2021 по реальному тексту О.К. Кожуховой: «В чем ценность воспоминаний о детстве?»
Текст 9. В.А. Солоухин о техническом прогрессе
Исходный текст: «Видно, уж прошло то время, когда в письмах содержались целые философские трактаты. Да и то сказать, ну ладно, если бы заехал куда-нибудь подальше, ну ладно, если бы заехал на год, на два, а то и всего-то – пятнадцать дней…»
Примерный круг проблем:
1. Какое влияние оказывает технический прогресс на жизнь человека?/на жизнь общества
2. Экономил ли развитие технологий человеку время?
3. Сделала ли техника человека могущественней?
Текст 10. В.А. Солоухин об искусстве
Исходный текст: «До сих пор я не знаю: были у человеческого искусства два пути с самого начала или оно раздвоилось гораздо позже?Красота окружающего мира: цветка и полёта ласточки, туманного озера и звезды, восходящего солнца и пчелиного сота, дремучего дерева и женского лица – вся красота окружающего мира постепенно аккумулировалась в душе человека…»
Примерный круг проблем:
1. Каковы истоки искусства?
2. Как природа влияет на душу человека?
3. Что дает человеку постижение прекрасного в природе?
4. Что дает человеку созерцание красоты природы?
5. Что включает в себя понятие произведение искусства?
6. В чем заключается уникальность/ценность произведения искусства?
Пример Сочинение по тексту В.А. Солоухина «Каковы истоки искусства?»
Текст 11. Ф.А. Абрамов об истинном мужестве
Исходный текст: «Лида, бухгалтер, попала в беду: пять месяцев без работы! Выгнали за то, что отказалась подписать фальшивые документы на списание уцененных товаров…»
Примерный круг проблем:
1. В чем заключается истинное мужество?
2. Как связаны смелость и нравственные качества человека?
3. Что влияет на нравственный выбор человека?
4. Чем должен руководствоваться человек, делая нравственный выбор?
5. Какие качества должны быть главными в человеке?
6. В чем опасность карьеризма?
7. Чему нужно обучить человека в первую очередь?
8. Почему люди оказывают несостоятельными в жизни?
9. Почему люди потворствуют несправедливости?
10. Как жажда власти влияет на поведение человека?
Пример сочинения по тексту Ф.А. Абрамова: Какие качества должны быть воспитаны в человеке?
Текст 13. Л.Н. Толстой о любви к ближнему
Исходный текст: «Заставить себя любить других нельзя. Можно только откинуть то, что мешает любви. А мешает любви любовь к своему животному я»
Примерный круг проблем:
1. Чем опасна чрезмерная любовь к себе?
2. В чем заключается радость самоотречения?
3. В чем заключается истинная доброта?
4. В чем проявляется истинное бескорыстие?
5. Чем опасен эгоизм?
6. Почему важно воспитывать в себе умение делиться?
7. Что представляет собой истинная любовь к людям?
Тексты с ЕГЭ по русскому языку 2021 (3 июня)
Текст 1. К.Г. Паустовский «Лефортовские ночи» о войне.
Исходный текст: «Сверкающий дуговыми фонарями, как бы расплавленный от их мелового шипящего света, Брестский вокзал был в то время главным военным вокзалом Москвы. С него отправлялись эшелоны на фронт. По ночам к полутемным перронам крадучись подходили длинные пахнущие йодоформом санитарные поезда и начиналась выгрузка раненых…»
Примерный круг проблем:
1. В чем заключается бесчеловечность войны?
2. В чем заключался героизм людей в годы войны?
3. Что объединяло людей в годы войны?
4. В чем заключался главный ужас войны?
5. Как люди проявляли заботу друг о друге в годы войны?
6. Как война повлияла на человека?
Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Что объединяло людей в годы войны?»
Текст 2. А.Н. Толстой «В кабинете редактора» (о прессе в военное время)
Исходный текст: В кабинете редактора большой либеральной газеты «Слово народа» шло чрезвычайное редакционное заседание, и так как вчера законом спиртные напитки были запрещены, то к редакционному чаю, сверх обычая, были поданы коньяк и ром»
Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется истинный патриотизм?/ Что может объединить людей перед лицом опасности?
2. Что способно объединить людей с разными взглядами?
3. В каких ситуациях особенно важно пойти на компромисс?
4. Какую роль играла/должна играть журналистика в военное время?
Текст 3. А.Н. Толстой о военной журналистике
Исходный текст: «Годы Великой Отечественной войны вызвали к жизни различные формы и методы работы советской журналистики, усиливавшие ее воздействие на массы. Многие редакции и военные журналисты были тесно связаны с бойцами и командирами, с рабочими, колхозниками, вели с ними переписку, привлекали к участию в работе газет и на радио..»
Примерный круг проблем:
1. Какую роль играли средства массовой информации в годы войны?
2. Как война отразилась на журналистике?
3. В чем была особенность публицистики Великой Отечественной войны?
4. В чем проявлялось единство фронта и тыла в годы Великой Отечественной войны?
Пример сочинения по тексту А.Н. Толстого «Какую роль играли средства массовой информации в годы Великой Отечественной войны?»
Текст 4. Л.Н. Толстой о насилии и самосовершенствовании
Исходный текст: «Ничто так не мешает улучшению жизни людей, как то, что они хотят улучшить свою жизнь делами насилия. Насилие же людей над людьми более всего отвлекает людей от того одного, что может улучшить их жизнь, а именно от того, чтобы стараться самим становиться лучше…»
Примерный круг проблем:
1. Чем опасно насилие?
2. Какие люди способны на насилие?
3. Что помогает сделать жизнь людей лучше?
4. Кто/что может изменить жизнь людей к лучшему?
5. Как изменить жизнь людей/устройство общества к лучшему?
6. Какова роль самосовершенствования в жизни человека?
7. Как общество может избавиться о пороков?
8. Почему насилие не способно изменить мир к лучшему?
9. В чем причины несчастий людей?
Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Как изменить жизнь людей к лучшему?»
Текст 5. Л.Н. Толстой о способности мыслить
Исходный текст: «Нельзя избавиться от грехов, соблазнов и суеверий телесными усилиями. Избавиться можно только усилиями мысли. Только мыслями можно приучить себя быть самоотверженным, смиренным, правдивым….»
Примерный круг проблем:
1. Что помогает человеку стать лучше?
2. Почему человеку важна способность мыслить?
3. Каково значение совести в жизни человека?
4. Как человек может познать истину?
5. Как человек может избавиться от пороков?
6. Что помогает человеку переносить трудности?
7. Почему важно самостоятельно мыслить?
Пример сочинения по тексту Л.Н. Толстого «Что помогает человеку стать лучше?»
Текст 6. К.Г. Паустовский «Базарный Сызган…»
Исходный текст: «Базарный Сызган. Я запомнил эту станцию из-за одного пустого случая. Мы простояли на запасных путях в Сызгане всю ночь. Была вьюга…»
Примерный круг проблем:
1. Почему в тяжелые времена у человека обостряется любовь к родной земле?
2. Какую роль играет Родина/дом в жизни человека?
3. Как человек должен относиться к Родине?
4. Что составляет главное счастье в жизни человека?
5. Что означает/включает в себя «чувство родной страны»?
6. Как формируется любовь к родному краю?
Пример сочинения по тексту К.Г. Паустовского «Как человек должен относиться к Родине?»
Текст 7. В.Н. Афонин о детских воспоминаниях
Исходный текст: «Полуденный зной после сыроватой прохлады родительского дома показался даже приятным. Женька окинул взглядом опалённую солнцем безлюдную улицу.»
Примерный круг проблем:
1. Какова роль детских воспоминаний в жизни?
2. В чем заключается ценность воспоминаний о детстве?
3. Чем отличается детское восприятие мира от восприятия мира взрослыми людьми?
Пример сочинения по тексту В.Н. Афонина: «Какова роль воспоминаний о детстве?»
Текст 8. Н.И. Батыгина об отзывчивости
Исходный текст: «На фотографии Иван Михайлович кажется серьезным, даже суровым. Это и понятно — снимок-то сделан для заводской Доски почета…»
Примерный круг проблем:
1. В чем заключается сила доброты?
2. Какую роль играют забота и поддержка в жизни людей?
3. Что помогает человеку пережить горе?/ сохранить силу духа?
4. Как проявляется истинная доброта?
Пример сочинения по тексту Н.И. Батыгиной: В чем проявляется доброта человека?
Текст 9. В.В. Корчагин о страхе и предательстве
Исходный текст: «Утро следующего дня было холодным и пасмурным. Услышав голос Андрея Ивановича, Наташа, как всегда, попыталась встать с постели, но едва она приподнялась, как голова ее закружилась, и она снова неловко опустилась на землю…»
Примерный круг проблем:
1. Как проявляется внутренний конфликт?
2. Как проявляется любовь человека к ближнему?
3. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
4. Чем опасна трусость?
5. Почему люди проявляют эгоизм?
6. Что толкает человека на предательство?
7. Как страх влияет на поступки человека?
8. В какие моменты жизни особенно важно сохранять силу духа?
Пример сочинения по тексту В.В. Корчагина: «Как трудности раскрывают характер человека?»
Текст 10. Д.А. Гранин. Новый год на фронте
Исходный текст: Спустя двадцать пять лет я держал в руках письмо фронтового друга Волкова, написанное девушке по имени Женя.
«…Встречали мы Новый год 1-го января в той самой деревеньке, из которой я писал Вам первое свое письмо…»
Примерный круг проблем:
1. Какие чувства испытывает человек на войне?
2. Есть на войне место радости?
3. Какие воспоминания важны для человека?
4. В чем люди черпали силы в годы Великой Отечественной войны?
Текст 11. Ю.Я. Яковлев о силе материнской любви
Исходный текст: «У нас с сыном глаза серые, с едва заметными крапинками. В ясный летний день от травы и листьев крапинки становятся заметнее и глаза зеленеют…»
Примерный круг проблем:
1. В чем проявляется материнский подвиг?
2. В чем заключается сила материнской любви?
2. Какова роль нравственных ориентиров в жизни человека?
3. Что такое честь?
4. В чем заключается истинная смелость?
5. В чем заключается нравственный выбор?
6. Чем руководствуется человек, делая нравственный выбор
Пример сочинения по тексту Ю.Я. Яковлева: «В чем заключается сила материнской любви?»
Текст 12. Ю.П. Казаков об отчем доме
Исходный текст: «Горько это, сынок, горько, когда нету у тебя отчего дома! – Вот, знаешь, ехали мы в один прекрасный день на пароходе с приятелем по чудесной реке Оке…»
Примерный круг проблем:
1. Какую роль играет Родина в жизни человека?
2. Какое значение имеет отчий дом в жизни человека?
Пример сочинения по тексту Ю.П. Казакова «Почему отчий дом имеет большое значение в жизни человека?»
Текст 13. Ю.М. Нагибин о воспоминаниях юности
Исходный текст: «Вот и кончился последний урок последнего дня нашей школьной жизни! Десять школьных лет завершились по знакомой хрипловатой трели звонка…»
Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет первая любовь в жизни человека?
2. Какую роль играет юность в жизни человека?
3. Каковы последствия упущенных возможностей?
4. Почему нужно ценить время?
Текст 14. М.В. Глушко о горечи утраты
Исходный текст: «С работы в этот раз Нина возвращалась поздно. Дверь почему-то оказалась открытой, в темной комнате было холодно, плита не топилась; за столом, кинув на клеенку руки, сидела Евгения Ивановна в ватнике и платке, смотрела на холодную плиту…»
Примерный круг проблем:
1. Как война повлияла на жизни людей?
2. Какую роль играла поддержка в годы Великой Отечественной войны?
3. Оправдана ли ложь во спасение?
4. В чем заключается ужас войны?
5. Для чего нужна спасительная ложь?
Пример сочинения по тексту М.В. Глушко «Для чего нужна утешительная ложь?»
Текст 15. В.М. Шукшин о Родине
Исходный текст: «Родина… Я живу с чувством, что когда-нибудь я вернусь на родину навсегда».
Примерный круг проблем:
1. Какое значение имеет Родина в жизни человека?
2. Почему человек всегда стремится вернуться на Родину?
3. Как характеризует человека его отношение к Родине?
4. Как человек должен относиться к Родине?
5. Что значит быть истинным патриотом?
6. Когда человек осознает любовь к Родине?
Пример сочинения по тексту В.М. Шукшина: «Как проявляется любовь к Родине?»
Текст 16. К.М. Симонов о командире дивизии
Исходный текст: «Ни одна работа на свете не поглощает человека так целиком, как работа войны. И вдруг, когда он сегодня в первый раз, еще не вслух, а про себя, прочел шестинедельные итоги боев, он ощутил весь тот истинный масштаб событий, который обычно скрадывался повседневными заботами…»
Примерный круг проблем:
1. Что помогало людям преодолеть тяготы войны?
2. Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?
3. Какова цена ошибки на войне?
4. Почему нужно помнить о событиях Великой Отечественной войны?
5. Как военные действия влияли на душевное состояние людей?
6. В каких ситуациях человек с особой силой ощущает ценность жизни?
7. Какова была роль лидера в годы войны?
Пример сочинения по тексту К.М. Симонова «Какая ответственность лежала на плечах командиров к годы Великой Отечественной войны?»
Текст 17. Л.Н. Толстой о душе
Исходный текст: «Кто ты? – Человек. – Какой человек? Чем отличаешься от других? – Я таких-то родителей сын, дочь, я старый, я молодой, я богатый, я бедный»
Примерный круг проблем:
1. Что объединяет людей?/ Что есть общего у всех людей?
2. Что важнее душа или тело?/Как соотносятся душа и тело?
3. Что представляет собой духовная часть человека?/ Какую роль она играет в жизни человека?
4. Что такое совесть?
5. Какую роль играет совесть в жизни человека? /Для чего человеку нужна совесть?