Проанализируйте легенду о ларре или данко из рассказа горького старуха изергиль

Сочинения по литературе горький анализ легенды о данко легенда о данко - составная часть рассказа горького старуха изергиль и является
  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Анализ легенды о Данко

Легенда о Данко — составная часть рассказа Горького «Старуха Изергиль» и является как бы кульминацией, ибо описывается в конце рассказа. Этим автор видимо хотел подчеркнуть, что в жизни всегда есть место для подвига и самопожертвования во имя счастливого будущего.

Рассказу старухи Изергиль о Данко предшествуют изменения в природе. Тяжелая черная туча надвигается на степь, облака гасят звезды. И, когда стало совсем темно, вдали в степи стали появляться голубые огоньки, они вспыхивали и гасли. Это и были искры от горящего сердца Данко.

Саму историю о Данко можно назвать сказочной. В ней использует автор народный фольклор, предания старины, наделяет героя почти божественной силой. Данко пожертвовал собой ради спасения людей, которые уже утратили веру в светлое будущее. Их вытеснили с насиженных мест другие племена, и они уверовали в то, что выхода нет. Но выход нашел смельчак Данко, который пожалел людей и вывел из непроходимого леса в светлое будущее.

О Данко мы узнаем, что он молодой красавец и смелый. Его речь немногословна. В ней есть поговорки и пословицы. Говорит он кратко и уверенно, что и побуждает людей идти за ним. Данко бесстрашно шел впереди всех, проходя препятствия. А когда в лесу стало совсем темно, и среди людей начались недовольства, он вырвал из груди свое сердце, чтобы осветить идущим путь.

Данко вывел людей из леса и был счастлив, что совершил такой поступок, хотя и знал, что умрет. Данко умер, а люди, радуясь, что вышли из тьмы, даже не заметили смерти героя. И лишь один из них, опасаясь за что-то, растоптал ногами горящее гордое сердце.

Подвиг Данко неоспорим, он сделал все, чтобы лучше жилось людям, и умер, став бессмертным, ибо искры от горящего сердца  до сих пор появляются перед грозой. Такой аллегорией автор показал, что мужество и любовь к людям сильнее трусости и безысходности.

Конец легенды о Данко очень символичен тем, что когда старуха окончила повествование, в степи стало очень тихо, вроде бы и степь была поражена этим подвигом, а по небу медленно плыли тучи, и печально шумело море. Вот такой конец еще ярче подчеркивает поступок, который совершил Данко и задуматься о бессмертии подвига.

Вариант 2

В 1888 году Ницше сошел с ума, когда увидел, как на улице извозчик бьет кнутом лошадь. После этого он был помещен в клинику и завершил свои дни практически в полном помешательстве. Тем не менее, идеи немецкого философа распространились довольно активно и до сих пор будоражат умы, являются предметом для рассмотрения и обсуждения.

Горький являлся одним из тех, кто довольно ярко воспринял мысли Ницше и постарался переложить его на собственный лад. Эти попытки отыскали свое отражение в различных произведениях писателя, в частности в Старухе Изергиль 1895 года.

По сути, легенда о Данко, которая завершает трилогию рассказов излагаемых Изергиль герою, вполне может читаться как краткий конспект Так говорил Заратустра. Многие мысли оттуда частично повторяются. Да и сам образ Данко намекает ни на кого иного как на ницшеанского сверхчеловека.

Конечно, мы можем здесь видеть и вечные темы и более-менее стандартизированный образ героя-праведника, который ведет людей сквозь тьму. Таким был платоновский философ, которому удалось выбраться из пещеры, такими могут рассматриваться даже исторические личности наподобие Галилея или Коперника.

Тем не менее, возвращаясь к сравнению Заратустра – Данко мы можем наблюдать совпадение сюжетных ходов и некоторых концептуальных деталей. Например, Данко также вдохновляет людей, которые устали своим сердцем. По сути, Горький тут рисует последних людей, которые «смотрят и моргают» они бездушны.

Также Данко не говорит о каком-то высшем начале, он говорит о высшем человеке, сверхчеловеке, которого собой и являет или как минимум представляет собой переход к этому существу.

Ницше писал про Бога, который умер от сострадания к людям и, когда мы видим как люди останавливают Данко в лесу и обвиняют его, хотят его погубить, то этот герой в итоге проникается состраданием. Он посмотрел на людей и увидел только зверей, он выслушал обвинения и рассказал о своей способности вести людей и сам укорил их за овечью покорность и неумение сберечь сил для трудного пути, но в итоге он бушует яростью, которая меняется спокойствием от сострадания к людям.

Именно сострадание и уничтожает самого Данко, он остается втоптанным в грязь, остается безмолвным свидетелем своего времени, который точнее других мог рассказать людям о них самих, но эти рассказы останутся втоптанным в грязь безмолвием.

Возможно, в таком исходе Горький отмечал некоторую трагичность идей сверх человека, он говорил о людях, которые будучи выведенными из леса, забудут обо всех трудностях поиска света, об истинной цели. У этих людей останется только осторожность, которая растопчет гордое сердце Данко, еще недавно освещавшее путь.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ легенды о Данко

Анализ легенды о Данко

Популярные сегодня темы

  • Образ и характеристика Мухоярова в романе Обломов

    Мухояров представляет собой тип законченного мошенника и является одним из отрицательных героев произведения. Этот персонаж представляет собой классический тип мелкого чиновника.

  • Место Евгения Онегина в романе сочинение

    Судя по названию произведения можно сделать вывод, что Евгений Онегин — это центральный герой романа. Александр Пушкин писал «Евгения Онегина» в течение восьми лет, поэтому судя по эволюции образа героя можно сделать вывод о взрослении самого автора.

  • Сочинение Курятин в рассказе Хирургия Чехова (Образ и характеристика)

    Антон Павлович Чехов в свое время сам был врачом, поэтому мог со знанием дела писать рассказы о жизни и практике сельских лекарей. В своем рассказе «Хирургия» он описывает фельдшера Курятина.

  • Сочинение Космос и человек

    Вместе с вопросом «В чём смысл жизни?», человек, на протяжение всего своего существование обращает взгляд к небу и устремляется мыслями о далеком космосе

  • Сочинение по сказке Аленький цветочек Аксакова

    Эта сказка мне нравится. Я думаю, что я могла бы сыграть роль этой Настеньки. Я смотрю только на внутренний мир человека, а не на внешность.

Легенды о Ларре и Данко (из рассказаМ.Горького «Старуха Изергиль»).Проблематика рассказа и авторская позиция.

Цели:

  1. Выявление художественной идеи легенд о Данко и Ларре, мифологических источников легенд, особенностей поэтики. Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы с текстом, учебником, таблицами и терминами.

  2. Умение сопоставлять характеристики главных героев для раскрытия основной идеи произведения.

  3. Формирование у учащихся нравственных качеств личности, гуманистических взглядов и убеждений.

Задачи:

  1. Продолжить знакомство с творчеством М. Горького;

  2. Проанализировать легенды. Сопоставить главных героев легенд Ларру и Данко;

  3. Проследить, как в композиции рассказа раскрывается замысел писателя;

  4. Рассмотреть отличительные признаки неоромантизма на примере изучаемого произведения.

Оборудование:

Эпиграфы к уроку:«Если только для себя, то зачем ты?»

(Древняя мудрость)

Ход урока

  1. Вступительная часть урока. Создание мотивации, эмоциональный настрой на анализ легенд. 

 Тема урока: «Легенды о Ларре и Данко (из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»). Проблематика рассказа и авторская позиция».

С произведением М. Горького вы уже познакомились дома. Сегодня мы попытаемся разобраться в его особенностях. Давайте вместе обозначим задачи урока. 

Учитель.Одним из важнейших вопросов в творчестве М. Горького является вопрос: «Что есть человек?»В своих первых рассказах писатель внимательно присматривается к человеку, стремится понять его и в качестве заглавий для некоторых произведений берет имена героев-рассказчиков.

На раннем этапе творчества Горького интересует не столько характер, личность, как проявление индивидуального в человеке, сколько некая универсальное понятие человеческой природы, познать которую стремится писатель. Таким образом, свои первые произведения Горький создает как бы под знаком собирания воистину человеческого. Стремясь создавать жизненные ориентиры, Горький во многих ранних рассказах активно использует мифологические, в том числе библейские образы, мотивы, понятия.

Рассказ А.М.Горького «Старуха Изергиль» был опубликован в 1895 году в «Самарской газете». С этого момента Горький заявил о себе как выразитель и носитель романтической эстетики, а рассказ стал шедевром раннего творчества писателя. Проблемой нашего урока будет вопрос: «Что есть человек по Горькому?»

Эпиграфом к нашему уроку,на мой взгляд, подойдут такие слова: «Если только для себя, то зачем ты?»

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте определение романтизма, назовите его отличительные особенности.

Примечание:

Романтизмхудожественный метод, сложившийся в начале XIX века в Германии. Для романтизма характерны особый интерес к личности, её отношение к окружающей действительности, а также противопоставление реальному миру – идеального, «двоемирие».[5]

-Назовите отличительные черты романтизма в рассказе.

II. Аналитическая беседа. Коллективный поиск решения проблемы.

1. Какова композиция рассказа? (Повествование Изергиль состоит из 3 частей: «Легенда о Ларре», «Рассказ о жизни Изергиль»,«Легенда о Данко». Все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни).

2. Какой приём лежит в основе построения рассказа? (Приём антитезы: легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Рассказ строится на противопоставлении двух персонажей – Данко и Ларры).

3. Являются ли они необыкновенными личностями? (Данко и Ларра –личности исключительные. Данко – воплощение идеального типа, «Прометея», заявлен автором как «лучший из всех», а в описании Ларры присутствуют эпитеты, более подходящие для описания животного: «ловок», «хищен», «жесток»,«эгоистичен».)

Групповая работа

4. Анализ легенды о Ларре

  • Кто является главным героем первой легенды?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям? (презрительно, высокомерно. Он считает себя первым на земле)

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми? (его гордыня, эгоизм,себялюбие)

  • Чем отличается гордость от гордыни?

Примечание:

Гордостьчувство собственного достоинства, самоуважения.

Гордыня непомерная гордость, чрезмерное высокое мнение о себе.[3:138]

  • Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • К чему приводит эгоизм героя? (к преступлению)

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное существование, бессмертие).

  • Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого?

  • А теперь обратимся к тексту и найдем ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания. В этом нам помогут текстологи, готовившие это задание дома.(…Остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и всё искал чего-то на своей груди, хватаясь за неё руками… И снова он упал на землю и долго бился головой об неё. Но земля отстранялась от него, углубляясь от ударов его головы… В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира…)[3:35]

  • Вот такая жизнь для героя. Это наказание или свобода?(Да, это страшное наказание. Ларра обречен на бессмертие и невозможность самому решить жить ему или умереть. Люди лишили Лару того, ради чего, по его мнению, стоило жить – права жить по собственному закону.)

  • Каково отношение автора к Ларре? (Он осуждает героя, в котором воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал).

  • Давайте вспомним страницы Библии и ответим на вопрос: кто из известных героев был подвержен подобному наказанию? Мы обратимся за помощью к мифологам из 3-ей творческой группы.

Мифологи: Нам кажется, что такому же наказанию подвергается сын Адама и Евы Каин, который совершает грех братоубийства, за что наказан одиночеством.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

  • На примере Ларры Горький представил нам антиидеал героя. А кто же является выразителем идеалистического представления о человеке?

6. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Давайте вспомним ее и сопоставим с легендой М.Горького о Данко. И снова обратимся к мифологам.

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

б) Какие фрагменты легенды о Данко соответствуют библейскому сказанию? Своими открытиями с нами поделятся ребята из группы исследователей, которые готовили ответ дома.

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру во спасение).

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории? (Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко, испытывая любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков? (Огромная любовь к людям, желание помочь им, готовность принести себя в жертву ради спасения других.)

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии.)

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? Обратимся снова к текстологам.

Работа с текстом. (Сначала люди «посмотрели и увидали, что он лучший из всех». [2:46]. Народ верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они «стали роптать на Данко» [2:46], так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. «Люди в гневе обрушились на Данко» потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко «вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло».[2:47] Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен. Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы также лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ? (Это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).

7. Самостоятельная работа. Учащиеся сопоставляют образы Данко и Ларры, заполняя графы таблицы. По окончании работы – самопроверка таблицы. (Примерный вариант проецируется на экран).

Таблица

Образы Данко и Ларры в рассказе М. Горького

Критерии

Данко

Ларра

1) Отношение

к людям

«Он любил людей и думал, что…без него они погибнут» [2:47] 

Презрительно-высокомерное («…кроме себя, не видит ничего… У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого») 

2) Толпа — герой

«Дружно  пошли все за ним – верили в него» «…в злобе и гневе обрушились на Данко… и стали упрекать его в неумении управлять ими…» [2:46]  

Открытое противостояние(«А он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше…»)  

3) Отличительная черта характера

Альтруизм 

Чрезмерная гордость, полная свобода действий 

4) Отношение к жизни

Кто ничего  не делает, с тем ничего не станется.

«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены и он не хотел ничего этого…И вот он стал жить, вольный, как птица.» [2:35] 

5) Легенда и современность

Что имеется ввиду? 

Актуальность образа?

6) Поступки, совершаемые героями

Подвиг, саможертвование жизнью во имя спасения людей («разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце…»)

Преступление, убийство той, что отвергла сына орла 

7) Авторская оценка героев

«гордый смельчак Данко», великое горящее сердце Данко.

«Красивый и сильный», «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». «Он был ловок, хищен, силён, жесток… И нет  ему места среди людей.» [2:35] 

  • Вернемся к проблемному вопросу урока: «Что есть человек по Горькому?»

  • А как вы понимаете словаэпиграфа к уроку: «Если только для себя, то зачем ты?»

8. Рефлексия

  • Подвиг Данко – это великий поступок, он останется примером и ориентиром для всех нас. И пусть свет его сердца не затухнет никогда.

На память о нашем уроке – эти символические сердечки. И в знак того, что мы вместе пришли к единому мнению о сущности поднятого вопроса, о том, каким должен быть человек в жизни, давайте зажжём и поднимем наши символические сердца.

Домашнее задание: напишите сочинение-миниатюру, выбрав одну из тем: «Можно ли назвать Данко героем?», «Какого человека можно назвать красивым?», «Почему М. Горький называет Данко “гордым смельчаком”?»

ЛЕГЕНДА О ЛАРРЕ

После изгнания из рая Адам и Ева по­селились к востоку от Эдема. Здесь нача­лась суровая и безрадостная жизнь пер­вых людей. Вскоре у них родился сын, которого назвали Каином, затем вто­рой — Авель. Много надежд возлагали родители на детей, но, увы, их мечтам не суждено было осуществиться. Рождение сыновей стало лишь началом новых страданий и горя.

Каин рос грубым и непослушным мальчиком. Авель, напротив, был кро­ток и добр. Каин обрабатывал землю, а Авель пас стада овец. Однажды братья решили преподнести дары Богу. Каин принёс в жертву плоды земли, самоуве­ренно считая, что этим он заслужит Бо­жью милость. Авель же, искренно мо­лясь, смиренно преподнёс лучшую овечку из своего стада. Дар Авеля Бог радушно принял, а приношение Каина отверг. 

Каин затаил обиду на брата, стал ждать подходяще­го случая, чтобы отомстить. Однажды ему удалось за­манить Авеля в поле и убить, совершив невиданное доселе злодеяние. Кровь первого умершего человека обагрила землю… Содеянное не смутило Каина, не вы­звало в нём раскаяния. Напротив, на вопрос Бога: «Где брат твой Авель?» он дерзко ответил: «Не знаю, разве я сторож брату моему?» Господь наказал Каина за грех, сделав его вечным изгнанником и скитальцем на Земле.

«И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно; вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле.»[1:I,4]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Ларре? 

– Чем сюжет легенды о Ларре отличается от библейской истории?

  • Важна ли история появления юноши на свет для понимания его характера?

  • Как относится герой к другим людям?

  • Для романтического произведения характерен конфликт толпы и героя. Что лежит в основе конфликта между Ларрой и людьми?

  • Чем отличается гордость от гордыни? Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна для Ларры.

  • Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? Справедливо ли это наказание или он заслуживает чего-то другого? Это наказание или свобода?

  • Найдите ключевые слова, которые показывают душевное состояние Ларры после наказания (ТЕКСТ)

  • Каково отношение автора к Ларре?

Критерии

Ларра

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

ЛЕГЕНДА О ДАНКО

Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. «И простер Моисей руку свою на море, и гнал Господь море сильным восточным ветром всю ночь и сделал море сушею, и расступились воды. И пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» [1:II,14]

Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.[1:II,3–18]

– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко? 

– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?

  • Какие основные черты можно выделить у Данко? Что лежит в основе его поступков?

  • Какой поступок совершил герой ради любви к людям?

  • Как складываются отношения между Данко и толпой? (ТЕКСТ)

  • Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается рассказ?

Критерии

Данко

1) Отношение к людям

2) Толпа — герой

3) Отличительная черта характера

4) Отношение к жизни

5) Легенда и современность

6) Поступки, совершаемые героями

7) Авторская оценка героев

В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький раскрывает романтичный образ героя в главе под названием «Легенда о Ларре». В данном образе Горький воплотил разные черты характера: гордость и самовлюбленность, наглость и уверенность в себе, циничное отношение к окружающим и эгоизм.

5 лучших сочинений про Ларру + анализ

Анализ рассказа «Легенда о Ларре»

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с кратким содержанием рассказа Старуха Изергиль М. Горького.

Краткий анализ

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить, как рассказы в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог парня и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко – легенды.

Направление –  Романтизм.

Развернутый анализ

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлен природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чем писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать еще что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется; человек и общество, поколение слабых людей.

Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик.

Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему ее собеседник не пошел с веселой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и женщины.

Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот.

Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Ее же безжалостно предавали, использовали, однако ее душа продолжала излучать свет. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества.

Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени женщины. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень.

Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение можно назвать рассказами в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль.

Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждый рассказ имеет экспозицию, завязку, развитие событий и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

Автор. Человек, беседующий со старухой Изергиль, именно ему она повествует о своей жизни, не опуская подробностей, и не боясь осуждения. В образе этого человека чувствуется мудрость и доброта.

Старуха Изергиль. В молодости очень красивая стройная девушка, она прожила насыщенную, яркую жизнь. Её старое, морщинистое лицо с носом, похожим на клюв, выцветшими от старости глазами, беззубый рот автор описывает, как символ того, что время нещадно меняет всё. Ни капли былой красоты невозможно угадать в её чертах.

Ясный ум, хорошая память и свой по-женски мудрый взгляд на жизнь. У неё своя философия: она брала от мужчин то, чего хотела, жила так, как чувствовала. Смелая, гордая, хитрая, расчётливая, она безумно любит жизнь. Изергиль много путешествовала, пережила и увидела достаточно, чтобы понять смысл жизни.

Ларра. В первой легенде, которую рассказывает старуха, главный герой – сын простой девушки и гордой птицы. Очень красивый, обладает силой превышающей человеческую. Его взгляд холоден, как у птицы. Ларра свободный, высокомерный, не ценит человеческую жизнь, не уважает старейшин, ни перед кем не преклоняется.

Девушку, отвергшую его, он убивает без сожаления. Слепая гордость и свобода, не знающая ограничений –  это то, чего хочет Ларра. В наказание за его преступление мудрые старейшины оставляют его жить. Ларра становится тенью, которая бродит много лет, пытаясь умереть, но ему это недоступно.

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогаю приблизить рассказ к фольклору.

Сочинение про Ларру (старуха Изергиль)

Ларра – персонаж одной из двух легенд, которые повествует старуха Изергиль. Его имя означает «отверженный», что соответствует его судьбе. Ларра описывается как очень красивый сильный юноша. Его глаза были холодными и гордыми словно глаза орла. Так как он был сыном не только человека в нем были такие качества как ловкость, хищность, жестокость, доставшиеся ему от отца.

Ларра – сын женщины и орла. Орел украл женщину из племени и забрал с собой, но спустя 20 лет орел умер, и женщина вернулась с сыном по имени Ларра. Он был воспитан не по людским законам, поэтому он привык считать себя самым лучшим. Это говорит о том, что он является символом бездушия, ему ничего не стоит убить неугодных ему.

Ларра убивает девушку, которая оттолкнула его. За это преступление человеческий суд определяет его судьбу, путем отстранения от людей. Он стал свободен и делал то, что пожелал.

Ларра жил рядом с людьми, но не среди них, из-за этого он страдал одиночеством. Живя так в течении тысяч лет, он устал от одиночества и стал искать смерти. Множество попыток самоубийства не увенчались успехом и ветер, развеявший его тело, превратил его в тень, которая напоминала людям о грехе и гордости.

Ларру можно назвать отрицательным образом, но с одной стороны свой гордый характер он получил от отца, который по своей сущности является орлом, который отличается своим высокомерием.

Но также с другой стороны он был сыном человека и должен был иметь самообладание и знать меру эгоизма и цинизма. Он был очень высокомерным, это можно увидеть на примере того, что он разговаривал со старейшинами, как будто он равен им.

Он не уважал старших, а когда ему стали объяснять обратное, он отвечал, что не хочет делать этого, а значит — он не будет делать этого. Ларра является символом гордости и эгоизма. Таким как он нет места среди людей, так как человек, который ставит себя выше других, забывает и не уважает предков, будет отвержен ими.

Ларра противопоставляется положительному образу Данко. Получеловек, который презирает людей и не видит дальше своего носа. Гордость – прекрасная черта характера. Она делает из слабого сильного, раба — свободным, а никто становится личностью.

Гордыня создает независимость от всего и всех, которая в результате приходит к трагическому исходу. Именно так совершенно свободный Ларра погибает духовно для всех, но прежде всего и для самого себя.

Сочинение Художественное своеобразие легенды

Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Всё творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования. Романтический идеал писателя – герой-символ.

Несмотря на то, что данная легенда тесно связана с другой — легендой о Данко – всё же рассказ о Ларре предстаёт как самостоятельное произведение.

Ларра – воплощение бездуховности. Только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… А мне её нужно… Я один… Я не поклонюсь никому в жизни… Ибо первый в ней Я!» Герой нарушает закон бытия: «за всё, что человек берёт, он платит собой: своим умом и силой, иногда жизнью».

В итоге Ларра лишается человеческой судьбы, он не умирает, а перестаёт быть. Попытка его самоубийства неудачна, земля отстраняется от его ударов. Всё, что осталось от героя,- тень и имя «Отверженный»: «…он стал уже как тень, и таким будет вечно! Он не ни понимает речи людей, ни их поступков — ничего».

Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания – отторжение от людей.

Так, в Ларре себялюбие переходит все границы, переходит в крайний эгоизм и индивидуализм, перерастает в преувеличенное, раздутое до огромных размеров чувство прихоти. Один из старейшин предложил мудрое решение, как наказать Ларру: лишить его возможности быть в центре, то есть выгнать его из племени.

При создании этого образа писатель использует не прямые авторские характеристики или создание психологического портрета, а характеристику персонажа через его поступки. При этом нельзя не сказать о роли Изергиль как носителя авторского начала в произведении. С помощью именно этого образа автор подчёркивает первостепенность человеческих поступков, их значение в формировании судьбы человека.

Старая мудрая Изергиль оценивает Ларру с точки зрения того, что он сделал в жизни полезного, за что он требовал себе благ, ведь: «за всё, что человек берёт, он платит собой». Нравственно-философский вывод из легенды – свобода личности утверждается в активной творческой деятельности во имя людей.

Символ-деталь – это глаза Ларры, которые холодны и исполнены чувством собственного достоинства. Идейное содержание раскрывается, в том числе, и с помощью образа-символа – птицы. Орёл становится выражением не столько свободы, сколько необузданной гордости.

Несмотря на то, что легенда является достаточно условным жанром, произведение в целом относится к неоромантическому периоду творчества Горького.

С одной стороны, Ларре нет оправдания, но с другой, автор не учитывает одну существенную деталь: герой вырос не среди людей, вследствие чего не знал человеческих законов. Таким образом, его эгоизм имеет под собой реальное основание.

Художественно время легенды отнесено далеко в прошлое, а пространство (место действия) условны и сжаты. За счёт этого происходит расширение художественной организации произведения в целом.

Интересен речевой строй легенды. Так как этот жанр имеет фольклорные корни, то описания здесь очень лиричны и изобилуют ярко насыщенной лексикой, эпитетами, олицетворениями, гиперболами и перифразами.

Легенда о Ларре стала одной из ключевых в процессе формирования Горьким своей концепции человека. Ларра не стал идеалом человека-подвижника, а явился выражением образа-символа лжегероя.

Доброта и жестокость (Легенда о Ларре)

Доброта – это одно из главных духовных качеств человека, проявляющееся в его поступках и отношении к окружающим. Добрый человек всегда стремится заботиться о других, он готов самоотверженно бороться за их счастье даже ценой собственной жизни, несмотря ни на что.

Жестокость, в свою очередь, — это резко отрицательная черта характера, которую общество старается отвергнуть и искоренить.

Жестокий человек подобен животному, для которого не существует норм и правил, а есть лишь собственные потребности и нужды. Это качество служит лишь своему обладателю, а окружающим оно приносит только несчастье и беды. Чтобы доказать мою точку зрения, обратимся к рассказу Максима Горького “Старуха Изергиль”.

В произведении великого писателя главная героиня повествует нам о легенде о Данко. Молодой человек пожертвовал жизнью ради спасения племени.

Данко понял, что самые близкие ему люди обречены на смерть, что без него некому будет привести их в то место, где они смогут жить в безопасности. Поэтому он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь людям.

Я считаю, что этот пример является ярким доказательством того, как проявляется доброта в жизни. Она способна спасти жизнь, как это сделал Данко. Для доброго человека не существует собственных интересов, он всегда готов бескорыстно помочь в трудную минуту — именно это хотел показать нам автор.

Также в рассказе автор приводит нам ещё одну легенду – о Ларре. Главному герою, молодому и властному сыну человека и орла, понравилась девушка из племени людей, но та отказала ему. За это Ларра убил её, ударив и поставив ей ногу на грудь.

Ларра, вследствие своей чрезмерной гордости, проявил жестокость по отношению к другому человеку, считая, что тот должен делать всё, что ему скажут. Автор хотел донести до нас мысль о том, что жестокость — это худшее проявление человеческой сущности.

Жестокость всегда связана с личными желаниям, она чрезвычайно эгоистична, ей руководит злоба и ненависть. Итак, рассмотрев оба аргумента, мы убедились в том, что доброта и жестокость — противоположные по своему значению понятия.

Жестокости нет места в нашем мире, её природа дика и убивает в человеке самого человека. Это качество делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. В заключение хочется выразить надежду на то, что в мире будет больше добрых людей, всегда готовых помочь и подставить плечо окружающим.

Про что легенда о Ларре

Ларра был сыном орла и женщины. Когда-то его мать похитил орел, и спустя годы она вернулась не одна, а в сопровождении своего сына. О его характере говорили его глаза, они были колкие и источали холод. Не зная человеческой жизни, не строя отношения и не общаясь с людьми, он был приведен своей матерью к людям.

Первое время его отношения с людьми складывались хорошо. Но позже проявилась его нечеловеческая сущность. Он думал, что все, что ему захочется, должно принадлежать ему. Он не подчинялся окружающим людям, не знал, что такое уважение к женщине, детям и старикам. Ему казалось, что весь мир вокруг принадлежит только ему.

На примере образа Ларры Горький показал своему читателю, что чувство гордыни может только погубить. В таборе герою понравилась одна красивая девушка. Ему казалось, что если он хочет, чтобы она ему принадлежала, то так тому и быть. Это был человек, в душе которого не было таких понятий, как чувство долга и доброты, справедливости.

В этом была его основная ошибка. Стоит отметить, что люди, жившие в этом таборе, жили по своим законам, соблюдая традиции и заветы своих предков. Ларра нарушил эти традиции и заветы, убив несчастную девушку за то, что она отказалась быть с ним. Этот поступок наталкивает на разные мысли.

Горький раскрывает перед нами нечеловеческий поступок, несовладающий с жизнью в гуманном обществе. Но Ларра был наказан за свое преступление. Самым большим наказанием для него стало одиночество и невозможность умереть. Он мучился от тоски и одиночества, пытался свести счеты с жизнью, но у него ничего не получалось. Ему оставалось только жить в муках и печали. Таким образом Ларра был наказан.

Данное произведение содержит моральный смысл. Суть его такова, что человек, прежде всего, должен оставаться человеком с большой буквы, должен ценить и уважать окружающих, соблюдать традиции и обычаи, быть гуманным, жить по принципам добра, любви, честности и справедливости. Именно это нам хотел сказать писатель.

К сожалению, в современном мире до сих пор встречаются люди, подобные Ларре. Именно они тянут наше общество вниз, приводят его к деградации.

На сегодняшний день рассказ Горького актуален, он заставляет задуматься о смысле жизни, о назначении человека, о честности и порядочности, об ответственности за свои поступки.

Читайте также: Униженные и оскорбленные – сочинения и анализ романа Ф. М. Достоевского.

На примере этого героя автор произведения показывает людей, которые роились обычными людьми. А не получеловеком или полу орлом. Эти люди так и живут всю жизнь, любят только себя и свои желания, ими движет только желание власти и денег.

Кроме своих низменных потребностей и желаний, им больше ничего не нужно в этом мире. Вот так тонко и подробно Горький снял маски и показал истинную сущность многих людей.

На чтение 4 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено

Художественные приёмы в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» помогают раскрыть идею произведения, нарисовать образы главных героев.

Перед нами романтический рассказ, относящийся к раннему творчеству М. Горького. Сам автор говорил, что создал «стройное и красивое произведение» (в письме А.П. Чехову), поэтому в нём важен каждый элемент.

Сразу обращает на себя внимание композиция. Перед нами рассказ в рассказе. Что даёт этот художественный приём? Он помогает придать сообщаемому поучительный и назидательный характер. Ещё одна особенность — два рассказчика, поэтому повествование кажется более объективным.

Кстати, интересно, что имя Изергиль созвучно Иггдрасилю — ясеню из скандинавских легенд, что соединяет мир людей, мёртвых и богов. Мудрая старуха также соединяет прошлое и настоящее, передавая через легенды знания. Говорящее имя как бы заставляет читателя заранее внимательно прислушаться к её рассказам.

Итак, пейзажная зарисовка погружает читателя в атмосферу Бессарабии (вспомним, что для романтического произведения характерно необычное, экзотическое место действия): «ночь и фантазия», «казалось началом чудной сказки». Рассказчик со стороны наблюдает за компанией молодых людей, однако разговор со старухой Изергиль увлекает его больше. Она рассказывает две легенды.

Первая — о Ларре. Сейчас это тень, неприкаянно бродящая по степям Бессарабии. Но давным-давно это был юноша, слишком гордый, чтобы любить людей. Он презирал окружающих, считая себя выше других. Сын орла и простой девушки похищал скот и красавиц. А когда одна из них отказала ему, то просто убил её. За это люди наказали Ларру — просто перестали его замечать. Он остался в одиночестве. И даже смерть отвернулась от гордеца. Со временем он превратился в одинокую бесплотную тень. Эта часть раскрывает проблему отношений человека и общества: никто не может жить без поддержки других. Индивидуализм —только иллюзия счастья.

Ещё одна часть посвящена рассказу старухи Изергиль о собственной жизни, яркой, полной страстей и эмоций. У неё всегда было много поклонников, а сама она жила в согласии с сердцем и собственными убеждениями — была с тем, с кем хотела, оставаясь при этом свободной. Она рассказывает о преданности, гордости, любви, внутреннем достоинстве. Эта часть раскрывает идею самоценности человека.

В третьей части перед читателем опять легенда. Главный герой — Данко. Он вырывает из груди своё сердце, чтобы осветить путь заблудившимся людям, настолько велика в нём любовь. Этот смелый и сильный человек добровольно берёт на себя ответственность за других. Но благодарности за свой подвиг не получает: наоборот, «осторожный человек» наступает на горящее сердце. Данко и не ждёт никакой награды: просто в нём много бескорыстия, сострадания, чистоты, веры в людей. Именно его старуха Изергиль приводит в пример рассказчику, говоря о современном поколении, слабом духом, трусливом.

Этот композиционный приём (рассказ в рассказе) также как бы соединяет легенды с реальной жизнью, подчёркивая их тесную связь, утверждая, что и в повседневности есть «место подвигам».

А антитеза как ещё один художественный приём ярче раскрывает характер героев: жестокий индивидуалист противопоставлен благородному альтруисту. Ларра, возвысивший себя над обществом, и Данко, отдавший жизнь ради других. Всё настолько явно в такой подаче легенд, в их порядке, что читатель самостоятельно может сделать вывод, насколько безнравственен эгоизм, как, наоборот, прекрасен человек, живущий ради блага других. Но при этом не стоит гасить свой внутренний огонь в угоду другим.

Не менее важны при разговоре о художественных приёмах и языковые особенности. Язык рассказа афористичен. Крылатыми стали фразы «В жизни всегда есть место подвигам» или «Наказание человека — в нём самом». Так, использование тропов помогает приблизить авторское произведение к фольклорному. Например, это метафоры («голос хрустел»), сравнения («черноволосая и нежная, как ночь»), эпитеты («пышные и странные очертания»), гиперболы («оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца»).

Кроме того, каждое средство выразительности подобрано очень точно и подчёркивает идею рассказа. Так, мать Ларры «измученная», «иссохшая» — эпитеты показывают, что она первая жертва своего сына-гордеца. А раз страдают даже самые близкие люди, то в чём смысл непомерной гордости, холодного ума? Или одушевление леса, где идут люди вместе с Данко: «болото разевало пасть», у деревьев «корявые, длинные руки». Лес торжествует, когда путники теряют человеческий облик и начинают судить своего провожатого. И тем благородней подвиг Данко, вырвавшего сердце ради тех, кто стал «как звери».

Итак, именно художественные приёмы (необычная композиция, антитеза, метафоры и сравнения, эпитеты и гиперболы) помогают М. Горькому изобразить сильных и необычных героев, нарисовать великолепные пейзажи. Но главное — раскрыть идею. Писатель доносит до читателя мысль о том, что во благо общества надо уметь жертвовать собой, что индивидуализм губителен, нельзя жить, не заботясь ни о ком, кроме себя.

Цели урока:

  1. Продолжить знакомство с ранним
    творчеством М. Горького;
  2. Проанализировать легенды. Сопоставить
    главных героев легенд Ларру и Данко;
  3. Проследить, как в композиции рассказа
    раскрывается замысел писателя;
  4. Рассмотреть отличительные признаки
    романтизма на изучаемом произведении.

Ход урока.

I. Организационный момент

В 1895 году “Самарская газета” напечатала
рассказ М. Горького “Старуха Изергиль”.
Горького заметили, оценили, в печати
появились восторженные отклики о рассказе.

II. Основная часть

1. Ранние рассказы М. Горького имеют
романтический характер.

— Вспомним, что такое романтизм. Дайте
определение романтизму, назовите его
отличительные особенности.

Романтизм — особый тип творчества,
характерным признакам которого является
отображение и воспроизведение жизни вне
реально-конкретных связей человека с
окружающей действительностью, изображение
исключительной личности, часто одинокой и
неудовлетворенной настоящим, устремленной
к далекому идеалу и потому находящемся в
резком конфликте с обществом, с людьми.

2. Герои предстают в романтическом
пейзаже. Приведите примеры, доказывающие
это (работа с текстом). Беседа по вопросам:

— В какое время суток происходят события в
рассказе? Почему? (Старуха Изергиль
рассказывает легенды ночью. Ночь – это
самое таинственное, романтическое время
суток);

— Какие природные образы вы могли бы
выделить? (море, небо, ветер, тучи, луна);

— Какие художественные средства
использовал автор в изображении природы? (эпитеты,
олицетворение, метафору);

— Почему именно таким показан пейзаж в
рассказе? (Природа показана одушевленной,
она живет по своим законам. Природа красива,
величественна. Море, небо – бесконечные,
широкие пространства. Все природные образы
являются символами свободы. Но природа
тесно связана с человеком, она отражает его
внутренний духовный мир. Именно поэтому
природа символизирует безграничность
свободы героя, его неспособность и
нежелание на что бы то ни было эту свободу
променять).

ВЫВОД: Только в таком пейзаже, приморском,
ночном, таинственном, может реализовать
себя героиня, рассказывающая легенды о
Ларре и Данко.

3. Композиция рассказа “Старуха
Изергиль”.

— Каково композиционное решение рассказа?

— В произведениях, каких авторов мы
встречались с такой композицией? (“Ася” И.С.
Тургенева, “После бала” Л.Н. Толстой, “Макар
Чудра”, “Песенка о Соколе” М. Горький).

— Как вы считаете, с какой целью писатель
использовал такой прием в рассказе? (В своих
легендах героиня рассказа выражает свое
представление о людях, о том, что считает
ценным, важным в своей жизни. Тем самым
создается система координат, по которой
можно судить о героине рассказа).

— Сколько частей в композиции вы могли бы
выделить? (Три части: 1 часть – легенда о
Ларре; 2 часть – история жизни и любви
Старухи Изергиль; 3 часть – легенда о Данко).

4. Анализ легенды о Ларре.

— Кто является главным героям первой
легенды?

— Важна ли история появления юноши на свет
для понимания его характера?

— Как относится герой к другим людям? (презрительно,
высокомерно. Он считает себя первым на
земле).

— Для романтического произведения
характерен конфликт толпы и героя. Что
лежит в основе конфликта между Ларрой и
людьми? (его гордыня, крайний индивидуализм).

— Чем отличается гордость от гордыни.
Разграничьте эти слова. (Карточка №1)

Карточка №1

Гордость –

  1. Чувство собственного достоинства,
    самоуважения.
  2. Высоко мнение, чрезмерное высокое
    мнение о себе.


Гордыня — непомерная гордость.

— Докажите, что именно гордыня, а не
гордость характерна Ларре.

— К чему приводит крайний индивидуализм
героя? (к преступлению, к эгоистическому
произволу. Ларра убивает девушку)

— Какое наказание понес Ларра за свою
гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).

— Как вы думаете, почему такое наказание
страшнее наказание смертью?

— Каково отношение автора к психологии
индивидуализма? (Он осуждает героя, в
котором воплощена античеловеческая
сущность. Для Горького неприемлемы образ
жизни, поведение, особенности характера
Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором
индивидуализм доведен до крайности)

5. Анализ легенды о Данко.

а) В основе легенды о Данко лежит
библейская история о Моисеи. Давайте
вспомним ее и сопоставим с легендой о Данко.
Индивидуальное сообщение учащегося. (Ученики
прослушивают библейскую историю и
сопоставляют ее с легендой о Данко).

Повелел Бог Моисею вывести еврейский
народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в
Египте, и им очень грустно расставаться с
насиженными местами. Составились обозы, и
евреи тронулись в путь.

Вдруг египетский царь пожалел, что
отпустил своих рабов. Случилось так, что
евреи подошли к морю, когда увидели позади
себя колесницы египетских войск. Взглянули
евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади
вооруженное войско. Но милосердный Господь
спас евреев от гибели. Он велел Моисею
ударить палкой по морю. И вдруг воды
расступились и стали стенами, а посередине
стало сухо. Евреи устремились по сухому дну,
а Моисей опять ударил палкой по воде, и за
спинами израильтян она снова сомкнулась.

Далее евреи шли по пустыне, и Господь
постоянно заботился о них. Господь велел
Моисею ударить палкой по скале, и из нее
хлынула холодная вода. Много милостей
оказывал Господь евреям, но они не были
признательны. За непослушание и
неблагодарность Бог наказал евреев: сорок
лет они блуждали в пустыне, никак не могли
прийти в землю, обещанную Богом. Наконец,
Господь сжалился над ними и приблизил их к
этой земле. Но в это время вождь их Моисей
умер.

Сопоставление Библейской истории и
легенды о Данко:

— В чем сходство библейской истории и
легенды о Данко? (Моисей и Данко выводят
людей из опасных для дальнейшего
проживания мест. Путь оказывается трудным,
а отношения Моисея и Данко с толпой
осложняются, так как люди теряют веру в
спасение)

— Чем сюжет легенды о Данко отличается от
библейской истории? (Моисей опирается на
помощь Бога, так как исполняет его волю.
Данко испытывает любовь к людям, сам
вызывается спасти их, ему никто не помогает).

б) Какие основные черты можно выделить у
Данко? Что лежит в основе его поступков? (любовь
к людям, желание помочь им)

— Какой поступок совершил герой ради любви
к людям? (Данко совершает подвиг, спасая
людей от врагов. Он выводит их из тьмы и
хаоса к свету и гармонии)

— Как складываются отношения между Данко и
толпой? Работа с текстом. (Сначала люди “посмотрели
и увидели, что он лучший из них”. Толпа
верит в то, что Данко сам преодолеет все
трудности. Затем они “стали роптать на
Данко”, так как путь оказался трудным,
многие погибли в пути; теперь толпа
разочаровалась в Данко. “Люди в гневе
обрушились на Данко” потому что они устали,
обессилили, но им стыдно в этом
признаваться. Люди сравниваются с волками,
зверями, так как вместо благодарности
испытывают к Данко ненависть, готовы
растерзать его. В сердце Данко вскипает
негодование, “но от жалости к людям оно
погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так
как его любовь к людям безгранична. Именно
любовь к людям движет поступки Данко).

ВЫВОД: Мы видим, что Ларра – романтический
антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы
неизбежен. Данко – романтический идеал, но
в основе отношений героя и толпы тоже лежит
конфликт. Это одна из особенностей
романтического произведения.

— Как вы думаете, почему именно легендой о
Данко заканчивается рассказ? (это выражение
авторской позиции. Он воспевает подвиг
героя. Он восхищается силой, красотой,
мужеством, отвагой Данко. Это торжество
добра, любви, света над хаосом, гордыней,
эгоизмом).

6. После анализа легенды о Ларре и Данко
самостоятельная работа учащихся. Учащиеся
сопоставляют Данко и Ларру, выводы
записывают в тетрадь. Проверка таблицы.

Таблица


Сопоставление образов Данко и Ларры


Критерии


Данко


Ларра


1. Отношение к толпе

   
   
   

2. Толпа — герой

   
   
   

3. Отличительная черта характера

   
   
   

4. Отношение к жизни

   
   
   

5. Легенда и современность

   
   
   

6. Поступки, совершаемые героями

   
   
   

7. Отношение писателя к героям

   
   
   

В результате работы учащихся с таблицей
может получиться следующее:


Сопоставление образов Данко и Ларры


Критерии


Данко


Ларра


1. Отношение к толпе

Любовь, жалость, желание

Презирает людей, относится к

помочь им

ним высокомерно, не считается

 

с ними


2. Толпа — герой

конфликт

конфликт

   
   

3. отличительная черта характера

Любовь, сострадание, смелость,

Гордыня, эгоизм, крайний

милосердие, мужество, умение

индивидуализм, жестокость

подавить гордыню

 

4. Отношение к жизни

Готов пожертвовать своей

Берет от жизни и людей все, но

жизнью ради спасения людей

ничего не отдает взамен

   

5. Легенда и современность

Голубые искры (свет, тепло)

Превращается в тень (тьма,

 

холод)

   

6. Поступки, совершаемые героями

Подвиг ради любви к людям,

Зло, преступление

добрые поступки

 
   

7. Отношение писателя к героям

Идеал, воспевает его красоту,

Антиидеал, осуждает его

смелость, подвиг ради любви к

поступки, античеловеческую

людям

сущность

7. Но рассказ называется “Старуха
Изергиль”. Как вы думаете, почему именно
так озаглавил свой рассказ М. Горький? (главной
героиней рассказа является все-таки
старуха Изергиль, а легенда нужна для того,
чтобы понять ее характер, понять, что для
нее является важным, главным).

Легенды обрамляют историю жизни и любви
старухи Изергиль.

К какому из героев относит себя героиня?
Стрелкой отметьте в карточке №2

Карточка№2

 img1

Учащиеся самостоятельно отмечают,
проверка. Обоснуйте свой выбор. (Старуха
Изергиль относит себя к Данко, так как
считает, что смыслом ее жизни была любовь)

Карточка №2

 img2

А к какому герою относит героиню автор?
Стрелкой отметить в карточке №2. Проверка

img3

Как вы считаете, почему именно к Ларре
относит Горький старуху Изергиль? (ее
любовь по своей сути эгоистична. Разлюбив
человека, она сразу же забыла о нем)

III. Вывод по уроку. Подведение итогов
урока.

IV. Домашнее задание:

  1. Чтение пьесы “На дне”;
  2. Рассмотреть историю создания пьесы,
    жанр произведения, конфликт.

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Русская литература XX
    века – Учебник для 11 класса / под ред. В.В.
    Агеносова: М.: Издательский дом “Дрофа” 1997
    г.;
  2. Н.В. Егорова: Поурочные разработки по
    русской литературе XX
    века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2007 г.;
  3. Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе –
    урок за уроком. М.: “Русское слово”, 1999 г.

  • Проблема влияния природы на человека сочинение
  • Про что сказка сивка бурка
  • Про что сказка муму
  • Про что книга мятная сказка
  • Про что сказка руслан и людмила