Проанализируй что в рассказе брэдбери и грянул гром можно отнести к чистой фантастике

Человеку всегда хотелось знать о том, что ждет его впереди, и можно ли заглянуть в прошлое. над проблемой путешествий во

Человеку всегда хотелось знать о том, что ждет его впереди, и можно ли заглянуть в прошлое. Над проблемой путешествий во времени люди размышляют уже более ста лет. За это время нам стало известно гораздо больше о природе времени. И хотя работающую модель машины времени пока еще никто не видел, споры о возможности ее создания среди ученых не утихают. На свет уже родилось значительное количество смелых теорий путешествия во времени, и работа в этом направлении активно продолжается.

Рождение идеи

Идея путешествия во времени появилась впервые в двух литературных произведениях, вышедших в конце девятнадцатого века. Первое из них мало кто знает. Это новелла Эдварда П. Митчелла «Часы, которые шли назад», напечатанная в 1881 году в нью-йоркском журнале Sun. Ее довольно быстро забыли и вспомнили только в 1973 году, когда Сэм Московиц перепечатал ее в своей антологии произведений Митчелла «Хрустальный человек». А фантастическое произведение Герберта Уэллса «Машина времени», вышедшее несколькими годами позже, стало всемирно известным.

Время.Время.pixabay.com

Уэллс не только увлекательно описал путешествия своего героя по разным эпохам, но и предложил разумный взгляд на природу времени, использованный позже учеными. Объясняя принцип работы своего изобретения, Путешественник во Времени Уэллса говорит: «каждое реальное тело должно обладать четырьмя измерениями: оно должно иметь длину, ширину, высоту и продолжительность существования. Но вследствие прирожденной ограниченности нашего ума мы не замечаем этого факта. И все же существуют четыре измерения, из которых три мы называем пространственными, а четвертое — временным. Правда, существует тенденция противопоставить три первых измерения последнему, но только потому, что наше сознание от начала нашей жизни и до ее конца движется рывками лишь в одном-единственном направлении этого последнего измерения.»

Физика путешествий во времени

Среди ученых открытие возможности путешествия во времени принадлежит, несомненно, Эйнштейну. В начале XX-го века он создал специальную теорию относительности (СТО), которая перевернула научные представления о пространстве и времени. СТО утверждает, что для двух предметов, движущихся друг относительно друга с достаточно большой, но постоянной скоростью, время течет по-разному. Эта теория существует уже около ста лет и проверена экспериментально. Однако при первом знакомстве с нею, люди продолжают удивляться, поскольку ее выводы не совсем укладываются в то, что принято считать здравым смыслом.

Несколько вольное применение СТО к ряду задач породило ряд так называемых временных парадоксов. Один из самых известных — это парадокс близнецов. Один из братьев отправляется на звездолете на ближайшую к нам звезду Альфа Центавра. Если его корабль летит со скоростью 4/5 скорости света, то он якобы вернется домой на 4 года моложе своего брата, оставшегося на Земле. Однако при расчетах этой задачи не учитывается, что близнец, чтобы улететь с Земли, должен сначала нажать на газ (или аналогичную кнопку в звездолете), а чтобы не пролететь мимо Земли на обратном пути — нажать на тормоз. При разгоне и торможении звездолет будет двигаться с ускорением, а СТО не дает ответа на вопрос, что при этом будет происходить со временем.

Червоточина.Червоточина.pixabay.com

Может быть поэтому, а может быть и нет, но Эйнштейн не успокоился и создал еще одну теорию — общую теорию относительности (ОТО). В ней пространство и время могут искривляться под действием больших масс и на больших расстояниях.

Знаменитый математик Курт Гедель в 1949 году открыл новое решение эйнштейновых уравнений тяготения, в котором Вселенная вращается как целое, причем с такой скоростью, что центробежная сила компенсирует силу тяготения. Теория Геделя предсказывает, что в такой вселенной могут возникнуть замкнутые пути, двигаясь по которым путешественник может перейти в будущее, описать петлю и вернуться в собственное время в той же точке, откуда начал путь. Но, к сожалению, такая, как ее называют, замкнутая времяподобная петля не может быть меньше определенной «критической длины», которая, по тем же расчетам составляет около 100 миллиардов световых лет.

Другой вариант путешествия во времени открыл новозеландский физик Рой Керр. Он построил теоретическую модель необычной черной дыры в виде кольца. Если в обычной черной дыре любой попавший в нее объект будет раздавлен огромной силой тяготения, то модель Керра допускает даже прохождение космического корабля сквозь кольцо в его центре. Внутри кольца дыры находится то, что очень трудно себе представить — «отрицательное пространство-время». Согласно решению Керра, если космический корабль пройдет в эту область и сделает тем несколько оборотов вокруг оси вращения дыры, то обратно он сможет вернуться раньше, чем попал в дыру. Однако, черные дыры до сих пор не обнаружены, поэтому модель Керра пока остается чистой теорией.

Еще один, основанный на эйнштейновской теории, способ путешествия во времени предложил в 80-х годах прошлого века американский физик Кип Торн. Он предположил существование своебразных нор-тоннеллей в пространстве-времени, которые при определенных условиях способны возникать между отдалёнными объектами. В своих расчетах Торн показал, что такой туннель может стать своеобразной «машиной времени», поскольку в некоторых случаях для внешнего наблюдателя объект переходит через туннель за отрицательное время. Сейчас Торн вместе с группой учеников продолжает эти исследования, пытаясь найти способ, как лучше обеспечить устойчивость туннелей и безопасность их прохождения.

Одной из последних разработок в физике путешествий во времени является теория космических струн. Астрофизик Дж. Ричард Готт в 1991 году высказал предложение о возможности путешествия в прошлое с помощью этих экзотических объектов. Космические струны — это длинные, тонкие объекты, которые, по мнению космологов, могли появиться на самых ранних периодах образования Вселенной. Они имеют бесконечную длину, а их ширина порядка размеров атома. Плотность их столь велика, что масса нескольких километров одной струны сравнима с массой Земли. Готт обнаружил, что если две расположенные параллельно космические струны, будут двигаться друг относительно друга со скоростью, близкой к световой, то они создадут пространственно-временной коридор, которым сможет воспользоваться путешественник во времени. Сделав на космическом корабле правильно рассчитанный оборот вокруг этой пары струн, путешественник сможет вернуться в исходную точку раньше времени своего отправления.

Литературные путешествия во времени

Писатели-фантасты не отставали от ученых и в течение всего XX-го века придумывали в своих произведениях разнообразные сюжеты путешествий по прошлому и будущему. С одной стороны, это увлекательные рассказы, а с другой — они затрагивают глубокие вопросы причинности и часто приводят к логическим противоречиям, которые непросто устранить. Приведем самый простой пример из книги Мартина Гарднера. «Предположим, что вы отправились в прошлый месяц и покончили с собой, выстрелив в голову. Отправляясь в путешествие, вы знаете, что ничего подобного не произошло. Но пусть даже вам удалось каким-то образом застрелиться по прибытии в прошлое. Как же тогда вы были живы через месяц после своей кончины и отправились в путешествие во времени?»

Проблема безопасности хронотуризма (путешествия во времени) обыгрывается во многих фантастических произведениях. Насколько серьезными могут быть изменения в прошлом, чтобы не оказывать влияние на будущее? У фантастов нет однозначного мнения по этому вопросу. Некоторые считают, что небольшие воздействия достаточно быстро затухают и практически не оказывают влияния на будущее. Что значительно изменить ход истории, можно только, если менять ключевые исторические события. Другие полагают, что малейшее изменение в прошлом приведет к тому, что жизнь начнет развиваться по совсем другому сценарию. Классический пример из этой серии — это рассказ Рэя Бредбери «И грянул гром». Герой рассказа отправляется в доисторическую эпоху со всякими предосторожностями, чтобы не вызвать серьезных изменений в прошлом. Его просят ходить по специальным металлическим дорожкам, чтобы не топтать древнюю траву, а дышит он, используя кислородный шлем, чтобы не убить местных микробов. Но по неосторожности он раздавил бабочку, и когда вернулся обратно, то с ужасом обнаружил, что настоящее стало другим.

Чтобы избежать подобным проблем и парадоксов, некоторые писатели-фантасты использовали ловкий прием. Впервые он был использован в рассказе Дэвида Р. Даньелза «Ветви времени», появившемся в 1934 г. В тот момент, когда хронотурист прибывает из будущего в прошлое, происходит расщепление миров, и появляется вторая вселенная, которая вместе с ним развивается по новому независимому сценарию. В старой и новой вселенных время течет по-своему. В таком случае хоронотурист сколько угодно может прыгать во времени. Каждый раз будут рождаться новые миры, но к парадоксам это не приведет.
Интересно, что эта идея о ветвящихся мирах была использована серьезными учеными физиками для формулировки одного из вариантов квантовой механики. В 1957 году Хью Эверетт III предложил теорию, в которой вселенная в каждое мгновение ветвится на бесконечное количество миров, в каждом из которых реализуется один из возможных вариантов развития событий. Сейчас уже немногие ученые серьезно относятся к этой теории, но сама идея нравится почти всем. Известный специалист в области квантовой механики Брюс Де Витт написал в 1973 году следующее. «Я хорошо помню тот шок, который я испытал при первом знакомстве с концепцией множественных миров. Мысль о том, что 10100… ваших слегка несовершенных двойников постоянно ветвятся, порождая новых двойников, которые, в конце концов, становятся совершенно неузнаваемыми, не так-то легко примирить со здравым смыслом».

Теорема Белла и информационное поле

Существует еще одна принципиальная возможность проникнуть за границы обычного течения времени. Она связана с недавно открытым, но еще мало изученным явлением «нелокальности». Согласно известной в квантовой механике теореме Белла между всеми точками пространства и времени существует мгновенная связь независимо от расстояния. С первого взгляда это утверждение противоречит теории Эйнштейна, в которой сигналы не могут передаваться со скоростью, большей скорости света. Однако теорема Белла не содержит ошибок, и была проверена в ряде экспериментов. Было предложено два варианта решения этой проблемы. В каждом из них предполагается, что связь, описываемая теоремой Белла, не требует энергии, так как именно энергия не может перемещаться быстрее света. Д-р Эдвард Харрис Уокер предполагает, что неизвестным элементом, связывающим все во Вселенной со сверхсветовой скоростью, является «сознание». А д-р Джеком Сарфатти считает, что средством белловской связи служит информация. Свою теорию Сарфатти объясняет следующим образом.

Проанализируй что в рассказе брэдбери и грянул гром можно отнести к чистой фантастикеpxfuel.com

Представьте, что ваш мозг — это компьютер. А весь мир в целом — это очень большой компьютер. Аппаратное обеспечение каждого компьютера локализовано, т.е. находится в определенной точке пространства-времени, но программное обеспечение — информация — нелокально. Оно находится здесь, там и везде, сейчас, тогда и всегда.

Есть мнение, что эта связь может стать доступной человеческому восприятию. Некоторые современные исследователи, включая Тимоти Лири и Роберта Антона Уилсона, считают, что в измененных состояниях сознания, доступных йогам, шаманам и парапсихологам, может происходить своего рода подключение к этому информационному полю, и в принципе можно узнать о событиях любой области времени и пространства.

Как подростки понимают законы, по которым живет современное общество?
Текст: Анна Чайникова, учитель русского и литературы школы № 171
Фото: proza.ru
Уже на следующей неделе выпускники проверят свои навыки анализа литературных произведений. Смогут ли раскрыть тему? Подобрать верные аргументы? Впишутся ли в критерии оценки? Узнаем совсем скоро. А пока предлагаем вам разбор пятого тематического направления – «Человек и общество». У вас есть еще время воспользоваться нашими советами.

Комментарий ФИПИ:

Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество — учитывать интересы каждого человека. Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.

Словарная работа

Толковый словарь Т. Ф. Ефремовой:
ЧЕЛОВЕК — 1. Живое существо, в отличие от животного обладающее даром речи, мысли и способностью производить орудия труда и пользоваться ими. 2. Носитель каких-либо качеств, свойств (обычно с определением); личность.
ОБЩЕСТВО — 1. Совокупность людей, объединенных исторически обусловленными социальными формами совместной жизни и деятельности. 2. Круг людей, объединенных общностью положения, происхождения, интересов. 3. Круг людей, с которыми кто-либо находится в тесном общении; среда.
Синонимы
Человек: личность, индивидуум.
Общество: социум, среда, окружение.
Человек и общество находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Человек — существо социальное, он создан для общества и с самого раннего детства находится в нем. Именно общество развивает, формирует человека, во многом именно от среды и окружения зависит, каким станет человек. Если в силу различных причин (сознательный выбор, случайность, изгнание и изоляция, применяемые в качестве наказания) человек оказывается вне общества, он теряет часть себя, чувствует себя потерянным, испытывает одиночество, нередко деградирует.
Проблема взаимодействия личности и общества волновала многих писателей и поэтов. Какими могут быть эти отношения? На чем они строятся?

Отношения могут быть гармоничны, когда человек и общество находятся в единстве, могут быть построены на противостоянии, борьбе личности и общества, а могут и на открытом непримиримом конфликте.

Нередко герои бросают вызов обществу, противопоставляют себя миру. В литературе особенно часто это встречается в произведениях эпохи романтизма.
В рассказе «Старуха Изергиль» Максим Горький, рассказывая историю Ларры, предлагает читателю задуматься над вопросом, может ли человек существовать вне общества. Сын гордого вольного орла и земной женщины, Ларра презирает законы общества и людей, придумавших их. Юноша считает себя исключительным, не признает авторитетов и не видит необходимости в людях: «…он, смело глядя на них, отвечал, что таких, как он, нет больше; и если все чтут их — он не хочет делать этого». Пренебрегая законами племени, в котором оказался, Ларра продолжает жить так, как жил прежде, но отказ подчиняться нормам общества влечет за собой изгнание. Старейшины племени говорят дерзкому юноше: «Ему нет места среди нас! Пусть идет куда хочет», — но это только вызывает смех сына гордого орла, ведь он привык к свободе и не считает одиночество наказанием. Но может ли свобода стать тягостна? Да, обернувшись одиночеством, она станет наказанием, считает Максим Горький. Придумывая наказание за убийство девушки, выбирая из самых суровых и жестоких, племя не может выбрать одного, удовлетворяющего всех. «Наказание есть. Это страшное наказание; вы не выдумаете такого в тысячу лет! Наказание ему — в нем самом! Пустите его, пусть он будет свободен», — говорит мудрец. Имя Ларра символично: «отверженный, выкинутый вон».
Почему же то, что поначалу вызывало смех Ларры, «оставшегося свободным, как отец его», обернулось страданием и оказалось самым настоящим наказанием? Человек — существо социальное, поэтому не может жить вне общества, утверждает Горький, а Ларра, хоть и был сыном орла, но все-таки еще наполовину был человеком. «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков — ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» Оторванный от общества, Ларра ищет смерти, но не находит ее. Говоря «наказание ему — в нем самом», мудрецы, постигшие социальную природу человека, предрекали юноше-гордецу, бросившему вызов обществу, мучительное испытание одиночеством и изоляцией. То, как страдает Ларра, только подтверждает мысль о том, что человек не может существовать вне общества.
Героем другой легенды, рассказанной старухой Изергиль, становится Данко, абсолютная противоположность Ларры. Данко не противопоставляет себя обществу, а сливается с ним. Ценой собственной жизни он спасает отчаявшихся людей, выводит их из непроходимого леса, освещая путь своим горящим сердцем, вырванным из груди. Данко совершает подвиг не потому, что ждет благодарности и похвалы, а потому, что любит людей. Его поступок бескорыстен и альтруистичен. Он существует ради людей и их блага, и даже в те моменты, когда люди, пошедшие за ним, осыпают его упреками и в сердце его вскипает негодование, Данко не отворачивается от них: «Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут». «Что сделаю я для людей?!» — восклицает герой, вырывая из груди пылающее сердце.
Данко — пример благородства и великой любви к людям. Именно этот романтический герой становится идеалом Горького. Человек, по мнению писателя, должен жить с людьми и ради людей, не замыкаться в себе, не быть эгоистичным индивидуалистом, и счастлив он может быть только в обществе.

Афоризмы и высказывания известных людей

Все дороги ведут к людям. (А. де Сент-Экзюпери)
Человек создан для общества. Он не способен и не имеет мужества жить один. (У. Блэкстоун)
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. (В. Г. Белинский)
Общество — свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддерживал другого. (Сенека)
Всякий, кто любит одиночество, — либо дикий зверь, либо Господь Бог. (Ф. Бэкон)
Человек создан, чтобы жить в обществе; разлучите его с ним, изолируйте его — мысли его спутаются, характер ожесточится, сотни нелепых страстей зародятся в его душе, сумасбродные идеи пустят ростки в его мозгу, как дикий терновник среди пустыря. (Д. Дидро)
Общество — как воздух: оно необходимо для дыхания, но недостаточно для жизни. (Д. Сантаяна)
Нет более горькой и унизительной зависимости, чем зависимость от воли человеческой, от произвола равных себе. (Н. А. Бердяев)
Не стоит ориентироваться на общественное мнение. Это не маяк, а блуждающие огни. (А. Моруа)
Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир. (А. Камю)

Над какими вопросами стоит задуматься?

В чем проявляется конфликт между человеком и обществом?
Может ли личность одержать победу в борьбе с обществом?
Может ли человек изменить общество?
Может ли человек существовать вне общества?
Может ли человек оставаться цивилизованным вне общества?
Что происходит с человеком, оторванным от общества?
Может ли человек стать личностью в отрыве от общества?
Почему важно сохранять индивидуальность?
Нужно ли высказывать свое мнение, если оно отличается от мнения большинства?
Что важнее: личные интересы или интересы общества?
Можно ли жить в обществе и быть от него свободным?
К чему ведет нарушение общественных норм?
Какого человека можно назвать опасным для общества?
Ответственен ли человек перед обществом за свои поступки?
К чему ведет равнодушие общества к человеку?
Как общество относится к людям, сильно отличающимся от него?

Список рекомендуемых произведений

А. С. Грибоедов «Горе от ума»
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
И. С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание»
М. Е. Салтыков-Щедрин «Дикий помещик»
Л. Н. Толстой «Война и мир»
А. П. Чехов «Ионыч», «Палата № 6»
Е. Замятин «Мы»
М. Горький «Старуха Изергиль»
М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
А. Фадеев «Разгром»
Д. Дефо «Робинзон Крузо»
Р. Киплинг «Книга джунглей»
У. Голдинг «Повелитель мух»
Д. Оруэлл «1984», «Скотный двор»
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
Ссылки по теме:
Итоговое сочинение: «Цели и средства» — 09.11.2017
Итоговое сочинение: «Равнодушие и отзывчивость» — 01.11.2017
Сочинение-2018: «Верность и измена» — 30.10.2017
30.11.2017

Путешествия во времени давно стали основным жанром фильмов, романов и телевизионных шоу, которые служили всем: от заднего плана до подростковых весёлых комедий, таких как «Назад в будущее», и вдумчивого созерцания в новелле Рэя Брэдбери «И грянул гром». Часто эти истории сосредотачиваются вокруг одного аспекта путешествия во времени – возможных последствий того, что путешественник во времени поменяет прошлые события, в результате чего по возвращении в будущее произойдёт кошмарный сценарий, влияя на способность вообще путешествовать в прошлое.

Эта дилемма, известная как «парадокс убитого дедушки», отражает главное возражение философов и физиков против путешествий во времени – возможное нарушение причинности. В то время как само путешествие во времени остаётся в области чистой спекуляции, возможные результаты нарушения принципа причинности и то, как природа может предотвратить их, являются горячо обсуждаемыми темами, с  такими известными физиками и философами, как Стивен Хокинг и Кип Торн, размышляющими о возможных решениях. Возможно ли, что «многомировая» интерпретация квантовой механики может спасти несчастного (и неуклюжего) путешественника во времени?


Что такое «парадокс убитого дедушки», и почему он так важен?


Парадокс убитого дедушки излагает гипотетическую ситуацию, в которой путешественник во времени отваживается вернуться в прошлое только для того, чтобы непреднамеренно вызвать событие, которое приводит к тому, что путешественник во времени вообще никогда не существовал (обычно случайная смерть дедушки) или какое-то другое событие, которое делает путешествие невозможным. Парадокс возникает потому, что если путешественник во времени никогда не существовал, как он мог отправиться в прошлое, чтобы совершить отцеубийство? Таким образом, сама идея путешествия во времени поднимает возможность нарушения причинности – причина всегда должна предшествовать её следствию.

2wwt3lwlm

Фрай, неуклюжий главный герой Футурамы Мэтта Грейнинга, имел довольно неудачную встречу со своими дедушкой и бабушкой в титулованном эпизоде «Розуэлл, который хорошо кончается»

Чтобы рассмотреть этот парадокс, давайте представим себе ситуацию, в которой одарённый молодой изобретатель Марти создаёт машину времени в 2018 году. Поскольку Марти никогда не видел своего деда, он решает совершить путешествие в прошлое, чтобы встретиться с ним. После тщательного исследования Марти выясняет, где именно будет находиться его дед, ещё молодой и бездетный, 23 ноября 1963 года. Он входит в свою машину и начинает путешествие в прошлое.

vj0jyleicocog1hndaz ztuprfq

Набросок путешествия Марти, если мы допустим существование только одной мировой линии

К сожалению, Марти – очень буквальный парень, и, когда мы сказали, что он точно знает, где будет находиться его дед, это не было преувеличением. Марти приземляется точно в том месте, где должен был быть его дед, с предсказуемыми результатами. После быстрого анализа ДНК, чтобы убедиться, что это действительно его дед, Марти терпеливо ждёт своего исчезновения…

Решение дилеммы Марти?


Физики и философы размышляли над несколькими решениями этого парадокса. Принцип самосогласованности Новикова, также известный как Закон сохранения истории Нивена, разработанный русским физиком Игорем Дмитриевичем Новиковым в конце 1970-х годов (Эволюция Вселенной (1979)), предложил использовать геодезические (аналогичные тем, которые используются для описания кривизны пространства в общей теории относительности Эйнштейна) для описания кривизны времени. Эти замкнутые временные кривые (CTCS) предотвратили бы нарушение любых причинно-связанных событий, лежащих на одной и той же кривой. Подход также предполагает, что путешествие во времени возможно только в тех областях, где эти временные кривые существуют, например в червоточинах, как предположил Кип Торн и его коллеги в статье 1988 года «Червоточины, машины времени и состояние слабой энергии». События будут цикличными и самосогласованными. Это подразумевает, что путешественники во времени не смогут изменить прошлое, независимо от того, физически ли им препятствуют или они действительно не имеют возможности сделать это. Поэтому, как бы Марти ни старался, он не смог бы приземлить свою машину именно в этом месте, даже если бы намеревался убить своего деда.

Эта идея была расширена студентами Калифорнийского технологического института Фернандо Эчеверриа и Гуннаром Клинкхаммером вместе с физиком Кипом Торном в статье, где было показано, как бросить бильярдный шар в прошлое через червоточину по траектории, которая будет препятствовать попаданию шара в червоточину. Они утверждали, что физические свойства червоточины изменят траекторию шара таким образом, что он не сможет мешать самому себе, или что именно вмешательство – это то, что в первую очередь заставляет шар войти в червоточину.

lo pgwvyzm6mwhy8hbdiblreu2w

Визуальное представление решения Эчеверрии и Клинкхаммера (Brightroundircle)

Итак, согласно теории Новикова, любые действия, предпринимаемые путешественником во времени, просто становятся частью ранее существовавшей истории, и наблюдателям запрещается видеть эти события из-за так называемого горизонта Коши.

Вернувшись в 2018 год, наш герой Марти обнаруживает, что его семейный дом исчез, как и все следы его существования. Читая о теории Новикова и пересекающихся бильярдных шарах, он проклинает бездеятельность Вселенной. Именно в этот момент он понимает, что, возможно, Вселенная не вмешивалась, поскольку для этого требовалось какое-то другое корректирующее действие. Вдохновлённый статьёй о столкновении бильярдных шаров, он мчится к своей машине времени, чтобы помешать себе и спасти собственное будущее.

Решение Новикова может показаться вам несколько произвольным, поскольку оно, безусловно, требует существования множества механизмов, в настоящее время неизвестных физике, достаточных для того, чтобы навсегда затупить бритву Оккама. Именно по этой причине такое решение парадокса убитого дедушки обычно отвергается научным сообществом. Физик Мэтт Виссер, исследователь в области общей теории относительности, предполагает, что принцип самосогласованности Новикова слишком заточен под конкретный случай, чтобы его можно было принять как спасение причинности.

Есть ли более экономное решение парадокса убитого дедушки, основанное на ранее существовавших аспектах физики, введённых другими теориями или дисциплинами?

Так уж случилось, что одно из таких решений может дать хорошо известный аспект квантовой физики: интерпретацией квантовой механики «многих миров».

Многомировая интерпретация квантовой механики


«Многомировая» интерпретация квантовой механики была впервые предложена Хью Эвереттом III в 1950-х годах как решение проблемы коллапса волновой функции, продемонстрированной в печально известном эксперименте Юнга с двумя щелями.

tccxvzy

Основная схема двухщелевого эксперимента. Электроны могут проходить через одну из двух щелей

uludeel1vkgdpmsagqonoclotni

Электроны, выпущенные по отдельности, начинают создавать характерную интерференционную картину на экране за пределами двух щелей

Поскольку электрон движется, его можно описать как волновую функцию с конечной вероятностью прохождения либо через щель S1, либо через щель S2. Когда электрон появляется на экране, он не размазывается по нему, как волна. Он проявляется как точка. Мы называем это коллапсом волновой функции, поскольку волнообразное поведение исчезло, и это ключевой фактор так называемой копенгагенской интерпретации квантовой механики. Но оставался вопрос: почему волновая функция коллапсирует?

Эверетт задал другой вопрос. Коллапсирует ли вообще волновая функция?

Он представил себе ситуацию, в которой вместо коллапса волновой функции она продолжает расти экспоненциально. Настолько, что в конечном счёте вся Вселенная оказывается лишь одним из двух возможных состояний. «Мир», в котором частица прошла через S1, и мир, в котором частица прошла через S2. Эверетт также утверждал, что одно и то же «расщепление» состояний произойдёт для всех квантовых событий с различными исходами, существующими в разных мирах в состоянии суперпозиции. Волновая функция просто выглядит так, как будто она разрушилась для нас, потому что мы находимся в одном из этих миров, которым запрещено взаимодействовать.

Это значит, что когда Марти вернётся в 1963 год, произойдет раскол. Он больше не в том мире, из которого пришёл, назовём его Миром 1. Вместо этого он создал новый мир. Когда он путешествует вперёд во времени, он путешествует по временной шкале этого мира. Он никогда не существовал в этом мире и, по правде говоря, не убивал своего деда. Его дед существует в целости и сохранности ещё в 1963 году в Мире 1.

mopdz00aaw ejan8uzbss2 vc6s

Набросок путешествия Марти, если применить «многомировую» интерпретацию квантовой механики. Попытка путешествовать назад вызывает нисходящий «прыжок» мировых линий

Итак, что происходит, когда Марти возвращается в прошлое в попытке спасти свой мир? Он непреднамеренно создаёт другое состояние, Мир 3. Этот мир может походить на Мир 1 почти всеми мыслимыми способами, но, согласно применению интерпретации, он не является тем же самым из-за одного события. Столкновение двух машин времени 23 ноября 1963 года.

sn9w4ic7dkpoowueikmorbeyfwa

Если Марти снова попытается вернуться в 1963 год, чтобы исправить первоначальное вмешательство, он просто создаст другое состояние, Мир 3

Правда в том, что если это правильное решение парадокса убитого дедушки, то Марти никогда не сможет вернуться в Мир 1. В интерпретации «многих миров» заложено, что наложенные миры не могут взаимодействовать друг с другом. Марти может двигаться «вниз», потому что именно его присутствие в определённый момент создает мир. Невзаимодействие означает, что независимо от того, какие меры он принимает, каждый раз, когда он возвращается в прошлое, он создаёт новый мир и прыгает «вниз» в этот мир, а затем может двигаться только вперёд во времени по этой линии. Где-то в своём мире, Мире 1, Марти, изобретательный молодой человек, просто исчез в один прекрасный день, чтобы никогда не вернуться.

Заключение


Конечно, ничего из этого не делает путешествия во времени более возможными или вероятными. Специальная теория относительности Эйнштейна и ограничения на скорость объекта с массой сильно ограничивают эту возможность. Но это даёт интересное решение к логической головоломке. Ирония заключается в том, что наиболее правдоподобное решение парадокса убитого дедушки исходит из единственной концепции в физике, которая создала ещё более фантастические истории и приключения, концепции множественных Вселенных, даже если в этом случае упомянутые вселенные сосуществуют в невзаимодействующей гипотезе состояний.

gqfanrtydovs77yun3lr0zqy8qk

Интерпретация «многих миров» предполагает почти бесконечное количество возможных миров, даже тот, где вы решили отрастить бороду и стать злее.

Интересно, что это приложение также отвечает на другую загадку, часто задаваемую о путешествиях во времени. Если такая технология когда-нибудь перейдёт от диких предположений к реальности, то где же путешественники во времени? Почему они не пришли к нам, чтобы обсудить своё удивительное открытие?

Ответ может заключаться в том, что мы существуем в первичном мире, в котором будут созданы машины времени. Изобретатели и пассажиры таких машин просто исчезают в других мирах собственного творения. Для нас изобретение машин времени будет просто отмечено множеством исчезающих физиков.

Оказывается, Марти было легко.

image
Узнайте подробности, как получить Level Up по навыкам и зарплате или востребованную профессию с нуля, пройдя онлайн-курсы SkillFactory со скидкой 40% и промокодом HABR, который даст еще +10% скидки на обучение:

  • Профессия Data Scientist
  • Профессия Data Analyst
  • Курс по Data Engineering

Рабочая
программа внеурочной деятельности курса

«Час
чтения».  5  классы

Тип
программы:    образовательная программа

по
конкретному виду внеурочной деятельности

Направление:
общекультурное

Срок
реализации: 2020-2021 год

Возраст
участников:  11-13 лет

Рабочую
программу составила  _____________________________ Куликова Венера Анатольевна

1.   
Пояснительная записка.

2. Учебно-тематический план.

3. Содержание программы.

4. Мониторинговая карта определения личностных и
метапредметных результатов освоения курса.

5. Описание методического  (УМК) и материально –
технического обеспечения образовательного процесса (УМК)

6. Список литературы.

7. Приложение.

1.     Пояснительная записка.

        Программа
разработана с учетом  «Регионального списка 100 книг» Ульяновской области
(опубликован 07.02.2013 г. на сайте Министерства образования Ульяновской
области (http://www.minobr.ulgov.ru/news/4813/)).

«Региональный список 100 книг» рекомендован для
использования  при организации внеклассной и внеурочной работы с обучающимися.
Реализация и позиционирование данного проекта представляется важным для
возрождения читательского интереса и традиций чтения в Ульяновской области.

Рабочая программа соответствует Федеральным
государственным образовательным стандартам  второго поколения.

Чтение помогает нам решать вопросы эмоционального,
творческого, познавательного развития ребенка, его социального становления,
нравственно-эстетического воспитания, ибо чтение для ребенка и подростка – это
и труд, и творчество, и новые открытия, и самовоспитание, и удовольствие.

В наше время возрождается интерес к терапии
искусством, в том числе к библиотерапии – терапии книгой. Сущность этого метода
заключается в том, что читая правильно подобранную книгу, человек отреагирует
накопленное эмоциональное напряжение, может по-новому взглянуть на свою
проблему, найти выход из казавшейся неразрешимой жизненной ситуации.

Час чтения – это, казалось бы, не много. Но этот час
наполнен мыслью, чувствами. Он ведет ребенка в мир сопереживания героям. Ведь
только то оставляет след в душе человека, что прошло через его чувства.

Актуальность программы обусловлена стремлением помочь детям
глубже усвоить школьную программу, и в то же время расширить круг чтения детей.
Это особенно актуально в наши дни, когда чтение во многих семьях вытеснено
телевидением и компьютерными играми.

Главной идеей программы «Час чтения» является практическая
направленность. В связи с этим акцент сделан на практические занятия,
мини-концерты, исследовательскую деятельность, творческие мастерские, выпуск
альманаха.

  Новизна программы. Оставаясь в русле традиций
литературного образования, программа стремится активизировать творческие
способности детей, стимулировать исследовательскую деятельность, уточнить и
развить важные теоретические знания, освещенные в учебниках. Обучение в рамках
дополнительного образования дает возможность включить различные формы
деятельности, в том числе внеурочные формы, внешкольные мероприятия, 
сформировать познавательный интерес, связать обучение с практической
деятельностью.

            Цель программы — ознакомление подрастающего
поколения с произведениями, связанные с традиционными программами по литературе
для 5-х классов и произведениями, которые входят в круг чтения современных
подростков.

Задачи программы:

·       
Познакомить учащихся с
творчеством зарубежных  и отечественных писателей.

·       
Активизировать творческие
способности детей.

·       
Стимулировать исследовательскую
деятельность.

·       
Уточнить и развить важные
теоретические знания, освещенные в учебниках.

·       
Установить взаимопонимание
между детьми, учить их внимательно слушать друг друга, радоваться удачам
товарищей и адекватно оценивать свою работу.

·       
Создать у учащихся навык
решения практических задач в « Творческих мастерских», развить навыки
аналитического мышления; развивать память, стремясь закрепить в их сознании
мысль о том, что цепкая память – это прекрасный помощник в жизни и учебе.

·       
Расширить поэтический
кругозор, заучивая наизусть коротких стихотворений разных авторов, используя
различные мнемические приемы.

·       
Воспитывать в учащихся 
духовные и нравственные качества.

·       
Сформировать навыки
проектной работы в команде, умение выступать и презентовать результаты,
позволяющие понять детям важность постоянного самостоятельного чтения.

Возраст детей. Программа рассчитана на учащихся 11-13 лет при
одногодичном цикле обучения.

Сроки реализации программы. Программа реализуется в течение 1 учебного года (2013-201
4уч.. года).

Формы и режим занятий. Программа одногодичного курса обучения составлена из
расчета  34  учебных часа за учебный год, по 1  часу в неделю.

Целевая установка данной программы – личностно-ориентированная,
направлена на развитие личности и углубление познавательного интереса учащихся.

Уровень освоения дополнительной образовательной программы – уровень
углубления, или спе­циализированный, предполагает удовлетворение по­знавательных
интересов учащегося, расширение его информированности.

Уровень усвоения содержания образования – творческий, предполагает
поиск учащимися действий, ведущих к достижению поставленной цели, а также
умение ребенка поставить перед собой определенную творческую задачу и
самостоятельно наметить пути и способы ее выполнения.

Основной принцип реализации программы: обучение в процессе конкретной практической
деятельности, учитывающей познавательные потребности школьников.

Обучение литературной деятельности в рамках
дополнительного образования дает возможность использовать различные формы
деятельности, в том числе внеурочные формы, внешкольные мероприятия.

п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

Даты

Форма
организации деятельности при проведении занятий

План

Факт

1.

Божества славянского
язычества.

1

Беседа, коллективная
исследовательская

работа, словесное
рисование.

2.

Небылицы.Творческая
мастерская.

1

Мини-концерт,
творческая мастерская.

3.

А.С.Пушкин и его
первая поэма. «Там чудеса…» (сказочное в поэме «Руслан и Людмила»).

1

 Просмотр фрагмента
фильма.

 Выразительное
чтение.

4.

Странное,
причудливое, фантастическое в повести Н.В.Гоголя «Портрет».

1

Эвристическая
беседа, игра «Кто больше», чтение и обсуждение.

5.

Гордость научной
фантастики Р.Брэдбери. Рассказ

«И грянул гром»

1

Эвристическая
беседа, обучение выразитель

ному чтению.

6.

Фантастический мир
Александра Беляева. «Голова профессора Доуэля» (главы).

1

Просмотр фрагмента
фильма.

  Эвристическая
беседа, обучение выразитель

ному чтению.

7.

Наука и полёт
фантазии Артура Конан Дойла.

 (анализ главы XII
из романа «Затерянный мир»).

1

Комментированное чтение,
обучение

выразительному
чтению, отзыв о прочитан

ном.

8.

Выпуск
школьной   «Литературной  газеты». Творческая  мастерская.

Публичный отчет.

1

Практическая
работа.

Выпуск школьной 
«Литературной газеты».

9.

Стихи о прекрасном
и неведомом. А.Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.Гумилёв «Жираф»,
В.Маяковский «А вы могли бы?», М.Светлов «Я в жизни ни разу не был в
таверне…», Д.Самойлов «Сказка», В.Берестов «Почему-то

в детстве…».

1

Обучение
выразительному чтению.

 Экспресс-концерт.

10.

А.С.Пушкин. Баллада
«Песнь

 о вещем Олеге».

1

Обучение краткому
пересказу, выразительное чтение.

11.

В.П.Катаев «Белеет
парус одинокий» (главы).

1

Эвристическая
беседа, комментированное чтение.

12.

М.Ю.Лермонтов.
Стихотворение «Парус».

1

Викторина.  Экспресс-концерт.

13.

«Строим наш мир».

Творческая
мастерская.

Публичный отчет.

1

Практическая работа
(написание собственных произведений).

14.

М.М.Пришвин
«Кладовая солнца»

1

Комментированное  чтение,
обучение

выразительному
чтению, отзыв о прочитан

ном.

15.

Л.А.Кассиль

Повесть «Кондуит и
Швамб

рания» (главы)

1

Слово учителя,
выразительное чтение.

16.

Г.Белых,
Л.Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

1

Просмотр фрагмента
фильма.

 Самостоятельная
исследовательская работа.

17.

Рассказы о детях.

 В.Распутин «Мама
куда-то ушла».

2

Комментированное чтение,
обучение

выразительному
чтению, отзыв о прочитан

ном.

18.

Анатолий Рыбаков и
тайны повести «Кортик».

1

Просмотр фрагмента фильма.

Комментированное
чтение, обучение выразительному чтению.

19.

Жюль Верн –
удивительный пистель

«Дети капитана Гранта»
(главы).

1

Просмотр фрагмента
фильма.

 Комментированное
чтение, обучение выразительному чтению.

20.

Марк Твен
«Приключение Гекльберри Финна» (главы)

1

Комментированное
чтение, обучение выразительному чтению

21.

К.Г.Паустовский
«Эдгар По».

1

Комментированное
чтение, обучение выразительному чтению.

22.

Тайна золотого жука
(по рассказу Э.По «Золотой жук»).

1

Беседа, слово
учителя.

23.

Стихи о детях
(Д.Самойлов, В.Берестов, Н.Заболоцкий)

1

Слово учителя, выразительное
чтение.

24.

«Дети и война».

Читательская
конференция.

Публичный отчет.

1

Практическая работа
(написание собственных произведений). Слово учителя, выразительное чтение, инсценирование,
презентация.

25.

«Собачий мир» в
рассказе А.П.Чехова «Каштанка».

1

Просмотр фрагмента мультфильма.
Составление мультимедийной презентации.

26.

Ю.Казаков 

«Артур-гончий пес.

1

Выпуск школьной 
«Литературной газеты»

27.

«Всем кошкам кошка»

в рассказе А.И.Куприна
«Ю-ю»

 и в рассказе
К.Чапека

«С точки

зрения кошки».

1

Комментированное чтение,
обучение

выразительному 
чтению, отзыв о прочитан

ном.

28.

К.Паустовский

«Кот-ворюга»

1

Комментированное чтение,
обучение

выразительное 
чтению, отзыв о прочитан

ном.

29.

Джеральд Даррелл

«Гончие Бафута»

1

Комментированное чтение,
обучение

выразительному 
чтению, отзыв о прочитан

ном.

30.

Э. Сетон – Томпсон
«Чинк»

1

Комментированное чтение,
обучение

выразительное 
чтению, отзыв о прочитанном.

31.

Стихи о животных:

 С.Есенин «Песнь о
собаке», И.Бунин «Змея», Н.Заболоцкий «Лицо коня», В.Инбер «Сеттер

Джек», Б.Заходер
«Памяти моего пса»

1

Комментированное чтение,
конкурс чтецов.

32.

«Гусиное перо»

Творческая мастерская.

Публичный отчет.

1

Практикум
«Синквейн».

Игра «Сочиняем по
цепочке».

33. – 34.

Мои проектные
работы.

Публичный отчет.

2

Составление
мультимедийной презентации.

                                                                              
Содержание программы.

Раздел 1. Устное
народное творчество ( 2 ч. )

Божества
славянского язычества.

Теория -1 ч.

Цель: формировать
представление учащихся о языческой вере людей Древней Руси в божества
славянского язычества.

Небылицы.
Творческая мастерская.

Теория с практикой –
1 ч.

Цель: формировать
представление о фольклоре как коллективном устном народном творчестве, об
исполнителях фольклорных произведений, показать вариативную природу фольклора

Раздел 2. Сказка и
фантастика.

А.С. Пушкин
«Руслан и Людмила».

Теория – 1ч.

Цели: формировать
представление о поэме как литературном  жанре, о сказочном и фантастическом в
волшебной сказке о связи литературы с фольклором.

Н.В. Гоголь
«Портрет».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о  реалистической фантастике как способе художественного
изображения.

 Р. Бредбери «И
грянул гром» (в сокращении).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о  последствии поступка человека для будущего

А. Беляев «Голова
профессора Доуэля» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
преставление об ответственности  ученых перед человечеством.

 Конан Дойл
«Затерянный мир» как произведение научной фантастики

Теория – 1ч.

Цель: формировать
представления об отличительных особенностях научной литературы,о роли
художественной детали в тексте

Выпуск школьной «
Литературной газеты». Творческая мастерская.

Практика – 1 ч.

Раздел 3.
Романтика неизведанного
.

 Стихи о
прекрасном и неведомом: А. Блок «Ты помнишь, в нашей бухте сонной…», Н.
Гумилев «Жираф», В. Маяковский «А вы могли бы?», М. Светлов «Я в жизни ни разу
не был в таверне…», Д. Самойлов «Сказка», В. Берестов «Почему-то в
детстве…».

Теория – 1 ч.

Цели: формировать
представления о способах создания художественной выразительности в поэзии, о
рифме и ритме как признаках стихотворной речи

 А.С. Пушкин
«Песнь о вещем Олеге».

Теория – 1ч.

Цели: формировать
представления о легенде и ее интерпретации в художественном произведении,

о способах создания
художественной выразительности в поэзии, о рифме и ритме как признаках
стихотворной речи,

об исторической
правде и авторском вымысле в литературе.

В.А. Каверин «Два
капитана» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о правде истории и художественном вымысле в приключенческом
романе.

Мечта о прекрасном и
неведомом. Мечта и приключения в литературе.

 В.П. Катаев
«Белеет парус одинокий» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о путях взросления героев — от приключений-игр к суровой жизни.

М.Ю. Лермонтов
«Парус».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о мотивах свободы в стихотворении

 «Строим наш мир».
Творческая мастерская. Публичный отчет.

Практика – 1 ч.

Раздел 4. « Как мы
становимся взрослыми»

М.М. Пришвин
«Кладовая солнца».

Теория – 1 ч.

Цели: формировать
представления о сказке-были, о роли пейзажа в художественном произведении.

Л.А. Кассиль
«Кондуит и Швамбрания» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о мире детства в литературе.

Г. Белых, Л.
Пантелеев «Республика Шкид» (главы).

Теория – 1 ч.

Цели: формировать
представления о выдуманной стране детства, о проблемах становления характера в
повести.

В. Распутин «Мама
куда-то ушла».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о теме детского одиночества.

Стихи о детях: Д.
Самойлов «Из детства», Н. Заболоцкий «Некрасивая девочка».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления об отличиях стихотворений от прозы.

А.Н. Рыбаков
«Кортик» (главы).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о динамике развития событий в приключенческой повести, о

мире приключенческой
литературы, о героях, живущих по законам чести, что делает книгу и ее героев
бессмертными

 Ж. Верн «Дети капитана
Гранта» (главы).

Теория – 1 ч.

Цели: формировать
представления о самоотверженности и мужестве героев Ж. Верна, дать

 понятие о
литературном герое, о портретной характеристике героя.

М. Твен
«Приключения Гекльберри Финна» (главы).

Теория – 1 ч.

Цели: формировать
представления об авторе и его героях, о  писателе, авторе, рассказчике, о

мире приключенческой
литературы, о героях, живущих по законам чести, что делает книгу и ее героев
бессмертными. .

Э. По «Золотой
жук» (в сокращении).

Теория – 1 ч.

Цель: .формировать
представления о больших событиях и маленьких героях в литературе.

 «Дети и война».
Читательская конференция. Публичный отчет.

Теория с практикой –
1 ч.

Часть 5. Мир
животных

А.П. Чехов
«Каштанка»

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления об этических проблемах взаимоотношений человека и природы в
литературе

А.И. Куприн «Ю-ю»
(в сокращении). К. Чапек «С точки зрения кошки».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о герое – животном, его месте в художественной литературе.

Э. Сетон-Томпсон
«Чинк».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о гуманистическом пафосе произведения о животных.

Дж. Даррелл
«Гончие Бафута» (отрывок).

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о познании нравственных уроков литературы о «братьях наших
меньших».

Стихи о животных:
С. Есенин «Песнь о собаке», И. Бунин «Змея», Н. Заболоцкий «Лицо коня», В.
Инбер «Сеттер Джек», Б. Заходер «Памяти моего пса».

Теория – 1 ч.

Цель: формировать
представления о стихотворной интонации, дать  понятие о стихотворном размере.

«Гусиное перо».
Творческая мастерская.

«Мои проектные
работы». Публичный творческий отчет.

Раздел 6.
«Публичный отчет»  ( 6 ч. )

«Небылицы».
Творческая мастерская — 1 ч.

Выпуск школьной
«Литературной газеты» — 1 ч.

«Строим наш мир».
Творческая мастерская        — 1 ч.

«Дети и
война».Читательская конференция – 1 ч.

«Гусиное перо».
Творческая мастерская. – 1 ч.

Мои проектные
работы — 1ч.

4. Мониторинговая карта
определения личностных,  метапредметных  и предметных результатов освоения
курса.

№ п/п

Критерии

Показатели

Инструментарий
диагностического средства

Срок проведения

1.

Личностные
результаты
отражаются в
индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести
в процессе освоения учебного предмета

Прогнозируемый
воспитательный результат:

— знают и понимают
основополагающие понятия литературоведческих терминов;

— имеют представление
о значении книги в жизни человека;

— умеют решать
практические  задачи

Прогнозируемый
воспитательный эффект:

— формирование
основ  о литературе как искусстве слова, чувства гордости за нее.

становление
гуманистических и ценностных ориентиров;

— формирование
духовно-нравственой позиции;

— овладение
начальными навыками выразительного чтения;

— формирование
уважительного отношения к иному мнению;

— развитие
самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах;

— развитие навыков
сотрудничества  со  сверстниками в различных  ситуациях, умение не создавать
конфликтов и находить выход из спорных ситуаций;

 Диагностический
инструментарий:

Входной контроль
(тестирование) по теме «Устное народное творчество»

Промежуточный 
контроль.

Составление
собственного рассказа.

Итоговый контроль.

Творческий отчет
«Мои проектные работы».

октябрь

 февраль

май

2.

Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в
познавательной и практической творческой деятельности:

— умения
планировать свою деятельность и принимать решения;

— умения
формулировать конкретные задачи исследования в группах;

умения работать в
малых группах;

— умения
разработать критерии распределения заданий по группам;

— умения выделять
аспекты деятельности предприятия, умения предварительно получить информацию
об исследуемом объекте ;

— умения
анализировать реальную информацию, оценивать ситуацию и выявлять проблемы;

— умения
формулировать вопросы;

умения проводить
интервью экспертов;

-умения
анализировать полученную от экспертов новую информацию;

— умения
подготовить презентацию;

— умения
организовать взаимодействие — —  -групп во время обсуждения в классе;

— умения построить
системную модель предприятия на основе анализа результатов исследований,
проведенных в группах, и сделать выводы;

— умение применять
полученные знания на последующих занятиях в школе;

— умение оформить
результаты исследования (презентации, альбомы, — —— тезисы доклада и
газету.);

— умения
представить результаты исследовательской работы в классе,;

— умения
самостоятельно решать возникающие проблемы.

Небылицы».
Творческая мастерская .

Выпуск школьной
«Литературной газеты» .

«Строим наш мир».
Творческая мастерская    .

«Дети и
война».Читательская конференция.

«Гусиное перо».
Творческая мастерская. 

Мои проектные
работы

Октябрь,декабрь,февраль.апрель.

3.

Предметные
результаты
характеризуют
опыт учащихся в познавательной деятельности,  приобретаемая и закрепляемая в
процессе освоения учебного предмета:

Знать:

— литературоведческие 
термины и принципы построения поэзии и прозы;

Уметь:

— находить
необходимые сведения по теме занятия ;

— распределять
обязанности при коллективном выполнении практического задания;

 — находить
творческие пути выхода из проблемных ситуаций;

 — планировать и
организовывать проектную деятельность и процесс деловой коммуникации (устной
и письменной)

Публичные
выступления,

конкурсы,
презентации,

 инсценирования.

Выпуск школьной
«Литературной газеты»

Творческие
мастерские

Творческий отчет

«Мои проектные
работы»

в течение года

апрель

май

5. Описание
методического  (УМК) и материально – технического обеспечения образовательного
процесса (УМК)

Методическое
обеспечение курса внеурочной деятельности.

Учебно –
методические комплекты комплекса

Учителя

Ученика

Информационное
обеспечение

Используемая
литература.

Интернет-ресурсы.

CD-диски, DVD-диски
с изображение пейзажей, видеофрагменты из литературных произведений,
аудиозаписи музыкальных произведений

Алгоритмы
деятельности

Творческие
мастерские

(индивидуальные,
групповые, коллективные)

Выразительное
чтение

Самостоятельная
творческая работа Творческие мастерские

Конкурсы

Мини-концерты

Словесное рисование

Выпуск школьной
газеты

Устный журнал

Алгоритм подготовки
и проведения исследований, представление презентаций, выпуск школьной
«Литературной газеты», публичные выступления, творческие мастерские.

Материально-техническое
обеспечение образовательного процесса

Условия
проведения

Средства
технического оснащения

 Кабинет на 25
посадочных мест.

Компьютер,
мультимедиа, колонки

                                                                           
 6. Список литературы.

1.     
Еремина О.А.Литературный
кружок в школе.5-6 классы: пособие для учителей.- М.: Просвещение, 2012.

2.     
 Заир – Бек  С. И. 
Развитие критического мышления на уроке : пособие для учителей общеобразоват.
Учреждений / С. И. Заир – Бек, И. В. Муштавинская. – М. : Просвещение, 2011.

3.     
 Зарубежная литература. 5
– 11 классы : нестандартные уроки с использованием новых технологий /авт. –
сост. Н. М. Божко.

4.     
Литература. 5 – 11 классы.
Образовательные технологии: инновации и традиции : конспекты уроков / авт.-
сост. Е. Н. Попова- Волгоград: Учитель, 2009.

5.     
Литература. 5 класс :
система уроков. Новые стандарты : учимся работать. / авт. – сост. И. В.
Карасева, В. Н. Пташкина. – Волгоград : Учитель, 2013.

6.     
Нарушевич А. Г. Проекты?
Проекты… Проекты! 5-11 классы : учебно – методическое пособие / Под редакцией
Н.А.Сениной. – Ростов н / Д : Легион, 2013. – 78 с.- ( Мастер – класс )

7.     
Развитие речи. 5 – 9
классы : инновационная технология обучения / авт. – сост. О. А. Дюжева. –
Волгоград : Учитель, 2014.

8.     
«Региональный список 100
книг» Ульяновской области от 07.02.2013. — http://www.minobr.ulgov.ru/news/4813/.

9.     
Русский язык. Литература.
5 – 11 классы : технологии проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф.
Стрелкова. – Волгоград : Учитель, 2013.

10.
Русский язык. Литература.
5 – 11 классы : технологии проблемного и развивающего обучения / сост. Л. Ф.
Стрелкова. – Волгоград : Учитель, 2013.

11.
 Формирование
универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система
заданий.: пособие для учителя / Под редакцией А. Г. Асмолова. —  М.:
Просвещение, 2011.

 12. Черных О. Г.
Практикум по литературе : 5 класс. – М. : ВАКО, 2011.

 13. Титаренко Е. А.
Литература в схемах и таблицах / Е. А. Титаренко, Е. Ф. Хадыко.- М.: Эксмо,
2013.

.

  • Проанализируйте карты на рисунках 5 и 6 учебника и на их основе напишите рассказ
  • Проанализируйте план сочинения на тему краски золотой осени 5 класс
  • Проанализируйте другой эпизод сказки и определите какие черты героев подвергаются осмеянию
  • Проанализировать сказку о мертвой царевне отметить фольклорное и авторское в сказке
  • Про яшку докучная сказка