Проанализировать сказку каша из топора

Открытый урок по чтению. сказка. каша из топора. 2 класс. цели: познакомить учащихся с новым видом сказок бытовой на примере

Открытый урок по чтению. Сказка. «Каша из топора». 2 класс.

Цели:

  • познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;

  • отраба$тывать навыки выразительного чтения;

  • обогащать речь учащихся, развивать мышление, внимание, память.

Планируемые результаты:

  • Предметные: умеют ориентироваться в учебнике, тексте, выразительно и осознанно читать, связно рассказывать, умеют оценивать поступки героев,

  • Личностные результаты:

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки$ в соответствии с определённой ситуацией. 3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные:

  • Познавательные УУД $

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

  • Коммуникативные УУД

    $

1. Развиваем умение слушать и понимать речь других. $

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

  • Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.

$3. Учиться работать по предложенному учителем плану.

Оборудование: карточки с зашифрованными пословицами, презентация, рисунки детей к сказке «Лиса и журавль».

Ход урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

$ Какую тему мы изучаем? (Устное народное творчество)

— Назовите жанры устного народного творчества (народные песни, потешки, загадки, пословицы, сказки, скороговорки, частушки, прибаутки)

-Дети читают различные жанры, ученики узнают какой жанр.

  • Без хорошего труда нет плода.

  • Терпенье и труд все перетрут.

  • $Кончил дело — гуляй смело.

  • Любовь к труду — у людей на виду.(пословицы о труде)

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

(скороговорка)

  • Солныш$ко- ведрышко,

Выгляни в окошко!

Солнышко, нарядись,

Красное, покажись! (потешка)

Маша, ля- ля,
На завалинке спала.
Две тетери прилетели,
Поклевали — улетели. ( прибаутка)
 

— А с каким жанром мы познакомились на предыдущем уроке? (сказка)

А какого вида сказка? (о животных)

Ученики рассказывают по рисунку, какой эпизод к сказке «Лиса и журавль они нарисовали, и почему им захотелось изобразить этот эпизод.

III. Речевая разминка.

— Прочи$тать текст, записанный на слайде, и определите его жанр.(Это загадка) (слайд №1)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой — растянется. (Топор)

— Отгадайте загадку.

-Научитесь её читать скороговоркой.

— Что такое топор и для чего он нужен?

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться? ( каша) – слайд №2

Из чего можно сварить кашу? (из манной, овсяной крупы, пшеничной…)$

— А можно ли из топора сварить кашу? ( нет)

-А герой нашей сказки смог это сделать, послушайте, как он сварил эту кашу.

IV. $Словарная работа. (слайд №3)

Служивый- солдат, военнослужащий.

Побывка-приезд к кому- нибудь на короткое время.

Вдоволь – достаточно.

$

Варево-горячее жидкое кушанье.

Чулан-помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить-прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл- большой металлический сосуд для варки каши.

Коли- если бы.

Этакую- такую.

Смётка –смекалка.( сообразительность)

V. Первичное чтение сказки учителем.

— Какое чувство вызвала у вас эта сказка?

— Каким должен быть автор, чт$обы написать такую сказку?

— А кто автор этой сказки?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

— Назовите героев сказки.

-Куда шёл солдат? (домой)

— Почему он постучался, именно в $эту избу? (крайняя)

-Как старуха откликнулась на просьбу солдата?( прикинулась сиротой)

-Что значит слово сирота?(обратимся к словарю- сирота-ребёнок или несовершеннолетний, у которого умер один или оба родителя) – слайд №3

— Что придумал солдат?(обмануть старуху)

— Как он это сделал? (сварил кашу из топора)

VI.Физминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке

(Подскоки на левой ноге.)

$

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

VII.Закрепление изученного.

  1. Повторное чтение сказки.

Обратите внимание, как герои общаются друг с другом.( Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям)

Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.)

Как вы понимаете это выражение?

$

Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?

2. Работа с пословицами. (по группам)

  • Если сила не возьмёт, смекалка выручит.

  • Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

  • Доброе дело без награды не останется.(слайд №4)

— Составить пословицы из отдельных слов.

— Один ученик у доски ( Смётка дороже богатства)

Какая из пословиц больше всего подходит к нашей сказки? Докажите своё мнен$ие.

VIII. Рефлексия.(слайд №5)

-Выбери и продолжи любое предложение.

  • На сегодняшнем уроке я узнал…

  • На этом уроке я похвалил бы себя за ……

  • $После урока мне захотелось……

  • Сегодня я сумел…..

IX. Итог урока.

С какой сказкой познакомились?( «Каша из топора»)

К какому виду сказок она относится? (бытовая)

Что вы узнали о бытовой сказке? ( Главные герои- люди, действия происходят в обычных домах. В бытовых сказках высмеивают жадность, скупость, глупость, прославляются доброта, ум, смекалка.)

X. Домашнее задание

Подготовиться $к выразительному чтению сказки по ролям.

Урок литературного чтения во 2 классе

Тема урока: русская народная сказка «Каша из топора».

Педагогическая    цель: содействовать формированию умений объяснять причины поступков, совершаемых героями; соотносить иллюстрации с содержанием текста.

Планируемые результаты образования:

Предметные: соотносят иллюстрации с содержанием произведения; объясняют действия персонажей.

Личностные: рассказывают о чувствах, которые вызывает сказка; проявляют сопереживание; оценивают собственную учебную деятельность и выражают положительное отношение к процессу познания; мотивируют свои действия.

Метапредметные: (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий — УУД):

Регулятивные: самостоятельно оценивают правильность выполненных действий, внесенных корректив; выполняют учебные действия в устной и письменной форме; учатся работать по предложенному учителем плану, высказывать свое предположение (версию) на основе работы с текстом произведения.

Познавательные: прогнозируют содержание произведения по его названию, ключевым словам; ориентируются в учебнике, в словаре; осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: воспринимают текст с учетом поставленной задачи, находят в тексте информацию, необходимую для ее решения; сотрудничают с одноклассниками, аргументируют собственную позицию, выслушивают мнение партнера, вырабатывают общую позицию.

Образовательные ресурсы: презентация, аудиозапись, мультипликационный фильм (на усмотрение учителя), иллюстрации

Содержание урока

I.        Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент). (слайд №1)

Поскорей проверь, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, все ль в порядке: Ручка, книжка и тетрадка? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно глядят? Пожелаем всем удачи. За работу, в добрый час! Много сказочных событий поджидает нынче нас.

II.        Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

— Прочитать текст, записанный на слайде, и определите егo жанр.

(слайд № 2)

Кланяется, кланяется,

Придёт домой — растянется.

+ Это загадка.

— Отгадайте загадку.

+ Топор.

— Давайте прочитаем ее скороговоркой.

— Что такое топор и для чего он нужен?

(слайд №3)

Крупу в кастрюлю насыпают,

Водой холодной заливают

И ставят на плиту вариться.

И что тут может получиться?

+ Каша.

— Из чего можно сварить кашу?

+ Из манной, овсяной крупы, пшеничной…

— А можно ли из топора сварить кашу?

+Нет.

(слайд №4)

-А герой одной из сказок  смог это сделать. Название этой сказки и поможет вам узнать тему сегодняшнего урока. Назовите ее. («Русская народная сказка «Каша из топора»».)

III.        Постановка учебной задачи.

-Зная тему урока, пользуясь опорными словами, записанными на доске, поставьте цели урока.

(слайд №5)

Прочитать… (русскую народную сказку «Каша из топора»).

Проанализировать… (эту сказку).

Учиться… (выразительно ее читать).

IV.        Открытие нового знания (построение проекта выхода из затруднения).

  1. Словарная разминка.

(слайд №6)

Служивый — солдат, военнослужащий.

Побывка  — приезд к кому- нибудь  на короткое время.

Вдовoль  – достаточно.

Варево   — горячее жидкое кушанье.

Чулан   —  помещение в доме, служило кладовкой.

Сдобрить — прибавить к еде что-нибудь для вкуса.

Котёл —  большой металлический сосуд для варки каши.

Коли — если бы.

Этакую — такую.

Смётка  – смекалка.( сообразительность)

ФИЗМИНУТКА

                     Раз, два — мы считаем

                     И шагаем, и шагаем.

                     Три – четыре, три – четыре

                     Руки в стороны пошире.

                     А теперь все потянулись,

                     Оглянулись, улыбнулись.

                     Вместе дружно все присели,

                     Потом встали, полетели.

  1. Прочтение сказки. (либо прослушивание аудиофайла)

Первичная проверка понимания. (слайд №7)

Какой показалась вам эта сказка: смешной, грустной, страшной или еще какой-то? Объясните свое мнение.

Варианты ответов:

  • Сказка смешная. Уж очень жадной и глупой была старуха.
  • Эта сказка не грустная, потому что солдат ничего плохого старухе не сделал. Он еще ей кашу сварил.
  • Немножко печальной, потому что бывают такие люди жадные, как эта старуха. Она даже солдату, который ее защищал, не хотела дать еды.
  • Каким должен быть автор, чтобы написать такую сказку?
  • А кто автор этой сказки?

Эта сказка передавалась из поколения в поколение. Ее рассказывали простые люди: рыбаки, лесорубы, няньки. Сказка переходила от одного рассказчика к другому. Над ней поработало множество талантливых людей. Поэтому она так хороша и мудра.

Разминка для глаз. (слайд № 8,9)

  1. Повторное (по цепочке) чтение сказки.
  • Обратите внимание, как герои общаются друг с другом. (Солдат приветливо, а старуха притворно ласково. Понять собеседника можно по его поступкам, действиям)
  • (слайд №10)
  • Прочитайте самое последнее предложение сказки. (А солдат ест, да посмеивается.)
  • Как вы понимаете это выражение?
  • Ребята, а почему солдат не стал спорить со старухой, не стал ей возражать?
  1. Соотнесение иллюстраций к сказке с ее повествованием.

В чем иллюстрации к сказке не соответствуют повествованию? (В сказке сказано: «Тут он приметил топор без топорища» ~ на иллюстрациях изображен топор с топорищем.)

На второй иллюстрации (с. 58) нарисованы еще и репа, огурец, зеленый лук и хлеб. Художник развил идею ожидаемой щедрости старухи.

Развитие внимания к внутреннему состоянию человека, определяющему его поступки.

Работа над заданиями 1, 4, 6 (с. 58).

Почему старуха, у которой «всего вдоволь», «прикинулась» сирoтой? (Ответы детей.)

Вы совершенно верно выделили ее жадность и глупость.

Почему солдат ел кашу и посмеивался? (Его замечательная незлобивость, чувство юмора
помогают «служивому».)

(слайд №11)

Почему он не ушел, после того как старуха отказалась накормить его?

(Ответы детей.)

Солдат наблюдателен. Он сразу понял, оглядев избу, что хозяйка не «бедная сирота». Он находчив, отлично понимает другого человека. Жадность старухи и ее глупость заставляют ее поверить в намерение солдата приготовить кашу из ничего — из топора.

V.        Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу (эталону).

—        Перечислите все продукты, которые положил в кашу солдат. Проверьте правильность выполнения задания по образцу. (слайд №12,13), картинка или запись на доске с правильным вариантом ответа.)

Работа с пословицами (в парах) (слайд №14)

 Составить пословицы и зачитать их друг другу.

Если сила не возьмёт, смекалка выручит.

Находчивый сто голов кормит, а глупец и себя не прокормит.

VI.        Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Задание 3 на с. 58.

VII.        Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (слайд №15)

  • Какую задачу ставили на уроке?
  • Удалось решить поставленную задачу?
  • Каким способом?
  • Что нужно сделать еще?
  • Где можно применить новые знания?
  • А сейчас мы узнаем, какие вы сегодня получили результаты.  
  • На сегодняшнем уроке я узнал…
  • На этом уроке я похвалил бы себя за ……
  • После урока мне захотелось……
  • Сегодня я сумел…..
  • (на одну фразу зачитывают свои ответы несколько ребят)

Домашнее задание: Подготовиться к чтению сказки   по ролям (слайд №16)

И сегодняшний урок мне хочется закончить пословицей – Сказка лoжь, да в ней намек, добрым молодцам – урок. Всем спасибо за урок! (слайд №17, 18)

Цель:

  • Воспитание уважения к богатству народной выдумки, желания изучать русское народное творчество, историческое прошлое своего народа.
  • Формировать навыки пересказа посредством русской народной сказки.
  • Активизировать речевые высказывания.

Задачи:

  • Закрепить знания детей о русской народной сказке «Каша из топора»;
  • Формировать диалогическую речь, опираясь на вопросы воспитателя, вступать в диалог со взрослым, учить отвечать на вопросы.
  • Развивать внимание, развивать логическое мышление, сенсорные процессы, творческие способности, смекалку, умение слушать и внимательно просматривать видео материал, использовать игровой материал в процессе пересказа содержание текста;
  • Воспитывать умение работать коллективно, интерес и любовь к народному творчеству (сказке); доброжелательное отношение к героям сказки и умение работать сообща.

Освоение содержания образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетитеское развитие, физическое развитие, развитие мелкой моторики.

Виды деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.

Материал и оборудование: СD-диск, мультипликационный фильм «Машины сказки» по мотивам сказки «Каша из топора», видеопроектор; экран; картинки по сказке «Кто и что лишнее»; фасоль красная и белая на каждого ребенка, столы, контейнер с крупами, тарелочки на каждого ребёнка.

Приемы и методы: сюрпризный момент (герой из сказки Маша), просмотр мультфильма для определения правильного содержания русской народной сказки, беседа, видео физминутки, проблемные вопросы.

Ход занятия

Ребята сегодня наше занятие будет необычным. К нам сегодня пришли гости и на занятии и нас с вами, ждет очень много интересного. А чему оно посвящено, вам надо будет угадать.

Воспитатель: (Загадка)

Много жанров есть на свете

Басня, повесть и рассказ,

Но с рожденья любят дети

Волшебство и мир прекрас.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка-Ёжка у окна …

Догадайтесь, кто она?

Отв. детей. (Сказка)

Заставка на экран (сказка)

1

Воспитатель: Правильно, это сказка.

Много сказок, есть на свете.

Все хотят в них побывать,

Даже взрослые, как дети

Любят их читать, мечтать.

Воспитатель: Ребята, а давайте спросим у наших гостей, любят ли они сказки?

Вопрос от детей гостям.

Воспитатель: Скажите, ребята, а какие сказки вы ещё знаете? Назовите их.

Отв. детей.

Кто главный герой этой сказки?

Чему нас учат сказки? Отв. детей.

Кто сочиняет сказки? Отв. детей.

А какие сказки называют народными? Отв. детей.

Воспитатель: (в случае если дети не вспомнят название сказки, наводящими вопросами подвести их к сказке «Каша из топора»)

(Никита) молодец, что вспомнил про сказку «Каша из топора»! Мне тоже нравится эта сказка! А про что она давайте расскажем нашим гостям? Отв. детей.

Вопросы о главных героях их характерах, чему учит эта сказка?

Выход Маши. Звучит музыка

Гость Маша: Здравствуйте ребята! Меня зовут Маша. Узнали меня? Пока мой лучший друг мишка занят, я решила прогуляться и зашла к вам в детский сад.

Пока поднималась к вам, слышала, что про сказки разговариваете и много их знаете. Я тоже очень люблю сказки и много их знаю. Говорили вы про сказку «Каша из топора»? Отв. детей.

Хорошая сказка! Но моя лучше! Хотите посмотреть? (показывает СD-диск)

Отв. детей.

(Маша отдает диск воспитателю)

Воспитатель: Ребята, садитесь на стульчики, Маша и ты присаживайся на стульчик, вместе с ребятами сказку посмотри.

Просмотр мультипликационной сказки «Каша из топора» из цикла мультфильмов «Машины сказки» (Видео)

Гость Маша: Ну как, понравилась моя сказка? Отв. детей.

Воспитатель: Ох уж эта Маша! Большая фантазерка и выдумщица! Как вы считаете, все ли правильно в сказке Маши? Многое напутала в своей сказке?

Отв. детей.

  • Что неправильно в сказке? Отв. детей.
  • Чего нет в настоящей сказке? Отв. детей.
  • Вам понравилась Машина сказка? Отв. детей.
  • А кто вам больше понравился в сказке? Почему?

Д/И «Кто и что лишнее в сказке» (карточки)

Воспитатель: Ребята, а мне понравилась Машина сказка, пусть она в ней многое придумала и взяла из других сказок, но Машина сказка « Каша из топора» получилась очень интересной!

А сейчас Маша и её друзья вас приглашаем потанцевать. Выходите к нам.

Видео физминутка с Машей «Зайцы встали по порядку…»

Воспитатель: Здорово потанцевали! Маша, кажется ты хотела, попросить ребят о помощи!

Гость Маша: Ребята, в моей сказке, мне баба-яга дала рецепт вкусной каши, только вся крупа у меня перемешалась! Помогите мне её перебрать, чтобы сварить моему лучшему другу мишке вкусную кашу.

Воспитатель: Поможем ребята!? Отв. детей.

Тогда проходите к столам, нам нужно отделить одну крупу от другой и отдать Маше.

Игра на развитие мелкой моторики «Перебери крупу»

Музыкальное сопровождение

(Во время игры «Перебери крупу» воспитатель задаёт вопросы детям по Д/И «Подбери словечко»)

Д/И «Подбери словечко»

Воспитатель: Ребята, а пока вы перебираете крупу, поиграем в игру «Подбери словечко» Скажите, если у нас с вами есть рис, то, как назовем нашу кашу? А если есть гречка? А пшено….? А манка….? А горох?..

Отв. детей.

Воспитатель: Дорогая Маша, мы помогли тебе! Вот твоя крупа, беги скорей варить вкусную кашу мишке!

Гость Маша: Спасибо огромное, ребята! Очень мне у вас понравилось, обязательно загляну в гости к Вам! Побежала я варить кашу!

Дети: До свиданья, Маша!

Ф.И.О. участника:
Бахтова Анастасия Сергеевна

Цель
фрагмента урока:
 организация деятельности
обучающихся по формированию знаний про сказку «Каша из топора»

Задачи (относящиеся к деятельности учителя):

Планируемые результаты (относящиеся к деятельности учащегося):

Обучающие:

·        
Формировать знания о содержании
в сказке «Каша из топора»

Предметные:

·        
Знают содержание в сказке
«Каша из топора»

Развивающие:

·        
развивать
мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию и обобщение;

·        
развивать
умение ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, оценивать
свою деятельность и деятельность своего товарища;

·        
развивать умение слушать и слышать друг друга.

Метапредметные:

Познавательные
УУД:

·        
при
выполнении практических заданий демонстрируют мыслительные операции: анализ,
синтез, классификацию и обобщение;

Регулятивные
УУД:

·        
умеют
ставить цель урока, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою
деятельность и деятельность своего товарища.

Коммуникативные
УУД:

умеют слушать и слышать друг друга.

Воспитательные:

·        
Воспитывать уважительное отношение
друг к другу, посредством изучения сказки «Каша из топора»

Личностные:

·        
Уважительно относятся к друг
другу.

Этап фрагмента урока.время

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Форма организации учебной деятельности (Ф-фронтальная, И-индивидуальная,
П-парная, Г-групповая)

Дидактические средства,

интерактивное оборудование

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

(П-познавательные, Р — регулятивные, К
коммуникативные)

Личностные

1.Мотивация
(самоопределение) к учебной деятельности

Выработка на личностно
значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований.

Художественное слово

-Добрый день, ребята!

Ну-ка проверь,
дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте

Все ль в порядке,

Ручка, книжка и
тетрадка?

Все ли правильно
сидят?

Все ль внимательно
глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку
“5”.

Перед началом нашей
работы, сядьте пожалуйста правильно, как показано на слайде.

 -Добрый день!

-садятся.

ф

Презентация

Уважительно относятся к друг другу.

2. Актуализация  и  фиксирование  индивидуального затруднения  в
пробном действии

Подготовка мышления учащихся к организации осознания ими
внутренней потребности.

Наглядность:презентация

Беседа

Наводящие вопросы

-Я предлагаю вам вспомнить
материал прошлого урока:

– Какую раздел мы изучаем на уроке литературного чтения?

– Какие жанры относятся к устному народному творчеству?

– Какие сказки бывают?

(«Устное
народное творчество».)

(Пословицы,
песни, сказки, поговорки, сказки.)

(Волшебные
— в них происходят чудеса и присутствуют волшебные предметы; сказки о животных
— в них животные являются героями и ведут себя так, как люди; бытовые — в них
описана жизнь простых людей.)

Ф, и

Презентация

Ставят цель и задачи к уроку.

Уважительно относятся к друг другу.

Выявление места и причины затруднений

Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой
основе выявить места и причины затруднения.

Интерактивное задание

Наводящие вопросы

Наглядность:презентация

— Сегодня мы
побываем в гостях у новой сказки, которая относится к бытовым. В бытовых
сказках, как и в волшебных, основные персонажи – люди, но если в волшебных
сказках победа одерживается с помощью чародейства, то здесь герои становятся
победителями преимущественно благодаря своему уму, смекалке, смелости,
хитрости.

— А сейчас
попробуйте отгадать название сказки. Состоит оно из двух слов. Если значение
каждого слова названия сказки брать из словаря, то звучит не совсем понятно:
« Густоватая пища с использованием крупы из инструмента, предназначенного для
раскалывания и рубки древесины».

— Но есть подсказка
на доске. В разноцветных кругах написаны слоги, из которых нужно собрать
слова.

— Сегодня мы будем
изучать  сказку « Каша из топора».

Ученики
составляют название сказки
 «
Каша из топора».

Ф,и

Презентация

Актуализация изученного материала.

УУД:

умеют ставить цель
урока, планировать свою деятельность на уроке, оценивать свою деятельность и
деятельность своего товарища.

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и слышать друг друга.

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план,
сроки, способ, средство).

Формулировка главных целей и темы урока, выбор способа
разрешения проблемы, выбор метода и средств.

Наглядность:презентация

Наводящие вопросы

 -Итак, какая тема урока?

-Давайте предположим цель урока

Цель: Познакомиться ..

-Давайте определим задачи на урок:

Задачи:

1.Прочитать

2.Проанализировать

3.Оценить

-Молодцы!

-Каша из топора

Цель: Познакомиться со
сказкой «Каша из топора».

Задачи:

1.Прочитать сказку «Каша из
топора».

2.Проанализировать сказку
«Каша из топора».

3.Оценить свою деятельность.

ф

Презентация

Знают, что такое угол и и виды угла

Познавательные при выполнении практических
заданий демонстрируют мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию и
обобщение;

Уважительно относятся к друг другу.

5. Реализация построенного проекта

Ученики сами создают проект выхода из проблемной ситуации и
пробуют применить его на практике.

Работа с учебником, Наглядность:презентация

Работа с учебником

Работа со словарем

Работа по карточкам

-Давайте прочитаем сказку:

-Сейчас давайте прочитаем сказку «Каша из топора»
откройте страницу 44, периодически я буду говорить, кто читает следующий.

-Столько незнакомых слов встретилось нам на пути! Я
предлагаю разделиться на две группы и решить одно задание. Я вам раздам слова
и их значение. Вам нужно подобрать  к каждому слову определенное значение.

-Перед работой давайте повторим правила работы в группе.

-Прочитайте, что у вас получилось:

-Правильно.

-Итак мы прочитали сказку и выполнили первую задачу.

Сейчас давайте выполним 2 задачу:

Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы:

— Куда шел солдат?

— Почему он постучался именно в эту избу?

— Что он попросил у старухи?

— Как старуха откликнулась на просьбу солдата? Почему?

— Что придумал солдат? Как он это сделал?

-Молодцы мы справились со 2-й задачей!

-Читают сказку

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

-читают.

-Отвечают на вопросы

Ф,г

Презентация, документ- камера

Учебник

Знают содержание сказки 
«Каша из топора»

Познавательные при выполнении практических заданий демонстрируют мыслительные
операции: анализ, синтез, классификацию и обобщение;

Уважительно относятся к друг другу.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Интериоризация нового способа действия и исполнительская
рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного
действия, применение нового знание в типовых заданиях

Работа с карточками,в
команде, работа с документ камерой

Наглядность:презентация

Сейчас
будет самостоятельная работа по изученному материалу разделитесь на пары я
вам раздам карточки с заданиями: (А перед началом давайте вспомним правила
работы в парах)

1,2,3
раздаются карточки потом проверяется по документ камере.

-Делают карточки с
заданиями.

Ф,п

Презентация,документ камера, интерактивные задания

Знают содержание сказки «Каша из топора» и выполняют 
самостоятельную работу.

Познавательные при выполнении практических
заданий демонстрируют мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию и
обобщение;

Регулятивные

Уважительно относятся к друг другу.

Включение в систему знаний повторение

Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к
изучению следующих разделов курса.

Беседа

Наглядность:презентация

Наводящие вопросы

-Как звали героев в сказке?

Как думаете какой смысл скрывается
в этой сказке?

-Верно, каждое мнение каждого
человека всегда индивидуальное.

-отвечают .

ф

Презентация, интерактивные задания

9. Рефлексия УД на уроке

Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности,
осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Рефлексия изученного,
наводящие вопросы

Урок подходит к концу .

-Что больше всего вам понравилось на занятии?

-Какую вы бы себе поставили отметку и почему?

-Какая цель у нас была на уроке?

Достигли ли мы ее?

-Посмотри на экран и выбери смайл:

Зеленый – я понял тему. Я хорошо поработал на
уроке

Желтый- Я нормально поработал на занятии, но есть
вопросы, которые меня еще интересуют.

Красный-Я вообще ничего не понял на занятии.

Спасибо за работу.Урок закончен!

-отвечают на вопросы.

ф

Презентация

Уважительно относятся к друг другу.

На чтение 7 мин. Просмотров 10 Опубликовано

Русская народная сказка «Каша из топора» Жанр: народная бытовая сказка Читайте краткое содержание похожих сказок:»Солдат и сало»Главные герои сказки «Каша из топора» и их характеристика 

  1. Солдат, хитрый, опытный, смекалистый. Привык всего добиваться сам, и если видит несправедливость, бороться с ней.
  2. Старуха, жадная и скупая, пожалела угостить солдата, а в итоге осталась без топора, но зато каши солдатской попробовала.

План пересказа сказки «Каша из топора»

  1. Путь домой
  2. Жадная старуха
  3. Топор
  4. Соль
  5. Крупа
  6. Масло
  7. Вкусная каша
  8. Недоваренный топор.

Кратчайшее содержание сказки «Каша из топора» для читательского дневника в 6 предложений:

  1. Уставший солдат стучит в дом к старухе
  2. Старуха жадничает и не хочет кормить солдата
  3. Солдат предлагает сварить кашу из топора
  4. Старуха дает ему соль, крупу и масло
  5. Каша получается вкусная и наваристая
  6. Солдат забирает топор,чтобы доварить его по дороге.

Главная мысль сказки «Каша из топора» Солдат бывалый нигде не пропадет и кашу с топора сварит.Чему учит сказка «Каша из топора» Сказка учит находчивости, смекалке, хитрости. Учит не быть жадным, скупым. Учит делиться с тем, кто нуждается, учит помогать другим людям и наказывать зло.Отзыв на сказку «Каша из топора» Очень красивая и поучительная сказка. Солдат обманул жадную старуху и не только сварил хорошую вкусную кашу, но и топор унес с собой. Именно так надо учить тех, кто слишком жаден.Пословицы сказке «Каша из топора» Жадность последнего ума лишает. Глупый киснет, а умный все промыслит.Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Каша из топора» Шел солдат со службы домой и устал по дороге. Постучался в крайний дом, отдохнуть попросился, да перекусить. Жила там старуха, отдохнуть пустила, а про еду сказала, что и у самой ничего нет. Солдат увидел топор под лавкой и предложил из него кашу сварить. Помыл, положил в котелок, варит. Попробовал,  говорит соли не хватает. Старуха сбегала соли принесла. Снова солдат топор варит. Пробует — еще говорит крупы бы. Старуха бежит, несет мешочек крупы. Солдат масла просит — старуха и масло принесла. Сварил солдат кашу, сели они со старухой, едят нахваливают. Старуха удивляется, что из топора такую вкусную кашу сварить можно, спрашивает, когда топор есть будем? А солдат кладет топор в ранец и говорит, что тот недоварился, он его еще по дороге доварит и тогда съест.Рисунки и иллюстрации к сказке «Каша из топора»

Содержание:

Анализ произведения

Жанровая разновидность представляет собой фольклорную бытовую русскую сказку. Если сказать коротко, она является частью устного народного творчества. Тема и смысл сказки «Каша из топора» — использование собственной находчивости и смекалки для выхода из разных жизненных неурядиц.

Сюжет разворачивается вокруг ситуации, в которую попал главный герой — самый обычный солдат. На пути домой ему попалась скупая старуха. Характеристика и описание этой героини:

  • жадная;
  • глупая;
  • не понимает простых уловок;
  • отказалась кормить постояльца.

Характеристика солдата полностью противоположная. Особенность этого персонажа заключается в сообразительности и остром уме. Он достойно выходит из сложившейся ситуации, перехитрив скупую бабку.

Он говорил, какая вкусная получится каша даже из топора, и что это его любимое блюдо. Но во время приготовления солдат сначала просил: «Дай-ка котёл». Но потом постепенно бабка сама начала предлагать продукты, когда парень говорил, что было бы неплохо добавить соль и крупу.

Композиционный вид сказки «Каша из топора» — трёхчастный. В виде зачина выступает часть, где солдат встретился с бабкой, основная часть — варка каши. В конце довольный и сытый солдат уходит от старухи с топором.

Особенность сказки заключается в применении просторечий, которые характеризуются образностью и яркостью выражений. Примеры таких слов:

  1. Варево — похлёбка, жидкая еда.
  2. Коли — если бы.
  3. Вдоволь — достаточно.
  4. Служивый — солдат.
  5. Смётка — смекалка.

Идея сказки выражается воспитательными и познавательными функциями. Она знакомит юных читателей с русскими традициями и народным бытом, параллельно приобщая их к устному творчеству. Мораль описывается пословицами. Например, сюда можно отнести «скупой платит дважды». Основная мысль сказки «Каша из топора» заключается в том, что при должной находчивости можно решить любые проблемы.

Краткое содержание

Начинается произведение с того, что солдат возвращался на побывку, но в дороге очень устал и проголодался. Он зашёл в деревню и постучался в первый попавшийся дом.

Вышла старуха, а служивый попросил её впустить отдохнуть и дать перекусить. Бабка сказала, что сама сидит голодная, хотя солдат видит, что у неё всего вдоволь.

Тогда парень сказал, что можно сварить кашу и из топора. Старуха принесла котелок и топор, налила воды и поставила греться.

Служивый попробовал своё варево и сказал, что скоро будет готово и хорошо было бы добавить соли. Бабка согласилась и дала. После этого снова попробовал, похвалив похлёбку. Солдат сказал, что хорошо бы заправить её ещё горсточкой крупы. Старуха принесла крупу, а затем ещё и масло.

Теперь служивый говорит, чтобы бабка несла хлеб и они начнут есть. Та попробовала и удивилась: «Вот уж не думала, что из топора эдакую добрую кашу можно сварить». Солдат поел, положил топор в ранец и ушёл.

Исходя из анализа и сюжета, можно сделать вывод, что сказка учит детей находить выходы из различных ситуаций с помощью своего ума. В произведении заложено, что нельзя превращаться в жадного человека и нужно всегда уважительно встречать гостей, как и заведено у русского народа.

Еще тесты

Читайте также

«Недоросль» — краткое содержание ? комедии Д. И. Фонвизина»Ася» — краткое содержание ? повести И. Тургенева»Робинзон Крузо» — краткое содержание романа Д. Дефо»Фауст» — краткое содержание ? трагедии И. Гете

Want create site? Find Free WordPress Themes and plugins.

Краткое содержание — Каша из топора — русская народная сказка

Автор, жанр, год издания, главные герои

Автор: народ

Название: “Каша из топора”

Жанр: народная бытовая сказка

Тема произведения: смекалка

Число страниц: 4

Главные герои и их характеристика

  1. Солдат. Хитрый, находчивый, смекалистый.
  2. Старуха. Жадная, негостеприимная.

О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)

Солдат попросился отдохнуть с дороги, но жадная старуха не хотела его накормить. Солдат вызвался сварить кашу из топора и хорошо покушал.

Краткое содержание

  1. Солдат шел со службы и попросился отдохнуть в доме у старухи.
  2. Старуха пустила солдата, но сказала, что у нее нечего есть.
  3. Солдат предложил сварить кашу из топора, и старуха заинтересовалась.
  4. Она дала солдату топор, крупы, соли и масла.
  5. Солдата сварил отличную кашу, и они со старухой хорошо поели.
  6. Солдат сказал, что топор еще не сварился, и забрал его себе.

Понравившийся эпизод

Мне понравился финал этой сказки. Когда старуха спросила, не пора ли съесть топор, солдат хитро улыбнулся и сказал, что топор еще сырой, и его еще надо доварить. А потому он просто забрал топор себе.

План произведения для пересказа

  1. Просьба солдата;
  2. Негостеприимная старуха;
  3. Предложение солдата;
  4. Приготовление каши;
  5. Недоваренный топор.

Главная мысль (вывод, мнение)

Главная мысль

Жадность всегда наказуема, а накормить защитника Отечества святое дело.

Чему учит эта книга

Сказка учит не быть жадным, не жалеть угощения для гостей. Учит гостеприимству и добрососедству. Учит отзывчивости и щедрости. Учит проявлять смекалку и находчивость. Учит все оборачивать в свою пользу.

Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному

Мне понравилась эта замечательная и веселая сказка. И особенно мне понравился хитрый солдат, который не просто сумел выпросить у жадной старухи еды, но и сумел наказать ее жадность. Ведь топор солдат унес с собой.

Новые слова и выражения

Побывка — кратковременный отпуск у солдат.

Варево — нечто вареное, суп, каша.

Пословицы к произведению

В корысти и жадности нет ни прока, ни радости.

Жадность всякому горю начало.

Скупой платит дважды.

Рисунок к произведению

Did you find apk for android? You can find new Free Android Games and apps.Используемые источники:

  • http://santyaguarundito.blogspot.com/2018/03/blog-post_29.html
  • https://nauka.club/literatura/kratkie-soderzhaniya/kasha-iz-topora.html
  • https://svetlica-mama-blogger.ru/читательский-дневник-2-класс-готовые-о/народная-сказка-каша-из-топора-кратк.html

  • Проанализировать сказку спящая царевна
  • Про что сказка филипок
  • Про что сказка черная курица или подземные жители краткий пересказ
  • Про что сказка чиполлино
  • Про что сказка филиппок толстого