Про змея горыныча сказка или былина

Ангелина грохольская: сказочница джоан роулинг писала: правда это прекраснейшая, но одновременно и опаснейшая вещь, а потому к ней надо

Ангелина Грохольская: Сказочница Джоан Роулинг писала: «Правда – это прекраснейшая, но одновременно и опаснейшая вещь, а потому к ней надо подходить в превеликой осторожностью». В сказках своя особая правда, для одних она – развлечение, для других – особый смысл. Так быль или небыль? Об этом поговорим сегодня с Германом Артамоновым, историком, профессором кафедры истории России Московского педагогического государственного университета, и Михаилом Лепёшкиным, писателем-сказочником, членом Союза российских писателей. Здравствуйте!

Михаил Лепёшкин: Добрый день!

Герман Артамонов: Здравствуйте!

Ангелина Грохольская: Давайте с Соловья-разбойника начнём, про него у нас сейчас был большой материал. Был ли мальчик, как говорится? Действительно был прототип этого разбойника-хулигана на самом деле? Что сказочники по этому поводу думают?

Михаил Лепёшкин: Сказочники думают то, что по этому поводу думает народ, а старики мне рассказывали, что такой персонаж реально был, он в трудно доступных местах сделал дорогу, то есть проложил гати по болотам, вырубил где-то лес, то есть сделал дорогу – создал такой путь достаточно короткий и, в общем-то, жил на этом пути и собирал деньги с тех, кто проезжает за то, что он поддерживает этот путь, за то, что гоняет всяких разбойников, то есть, собственно, тем самым и жил вместе со своими 40 «соловьями».

Ангелина Грохольская: А почему он стал персонажем сказки, почему он стал героем сказок?

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ИЛЬЯ МУРОМЕЦ»

Михаил Лепёшкин: Это больше былинный персонаж, а не сказочный персонаж.

Ангелина Грохольская: Да-да-да.

Михаил Лепёшкин: А былина – это быль, значит так было. В отличие былины от сказки, сказки именно такой волшебной, она как раз и отличатся тем, что многие персонажи действительно существовали, то есть в народе уверены, что эти люди действительно были.

Ангелина Грохольская: Да, это важное замечание, потому что былинные персонажи, те же самые богатыри или злодеи, они все практически были. Может быть, у историков немножко другое мнение?

Герман Артамонов: Взгляд науки состоит в том, что всё-таки за этими персоналиями стоит образ не конкретного человека, а несколько обобщённый образ. Скорей всего, речь идёт о явлении в данном случае, не конкретном человеке, который стоял на дороге и брал деньги, а речь идёт вообще о взаимодействии, сложном взаимодействии различных этнических групп, которые проживали на территориях, контактах и так далее. Но, вы знаете, что касается и былин, и сказок, и народных песен, то, конечно же, фундаментальная наука пытается их рассматривать в качестве исторические источника, и, в общем-то, рассматривают специалисты разных совершенно отраслей науки – это и филологи, и этнографы, и историки. И все едины, в общем-то, в том, что они в той или иной степени отражают какой-то этап исторического пути народа, в данном случае восточных славян, что в них, в общем-то, отразилась какая-то реальная ситуация, како-то значительное событие их истории. Возможно, когда речь идёт о персоналиях, в частности, Соловей-разбойник и даже Баба-яга или Змей Горыныч, возможно, что ищут вполне какую-то конкретную привязку. Но, скажем, по поводу Соловья-разбойника, о котором звучала речь, то здесь исследователи ищут корни и во взаимодействии славян и, например, финских народов и тюркских народов, есть точка зрения, она правда была опровергнута, но она высказывалась, о связи и с Библейским царём Соломоном и даже с германским эпосом и так далее, и каждая из гипотез, кстати, в том числе и та гипотеза, которую озвучивает коллега, она имеет право на существование, но ни одна из них не может считаться сегодня доказанной.

Ангелина Грохольская: Михаил.

Михаил Лепёшкин: Дело в том, что не нужно искать в народной традиции, в славянской традиции, в русской традиции и в русской культуре какие-то иностранные корни, какие-то иностранные вещи, у нас очень многие пытаются, говорят: «Откуда пришёл на Русь Змей Горыныч?» или «Откуда пришла Жар-птица?» – если мы так будем это всё разбирать, то у нас своего ничего не останется, просто ничего не будет, хотя вся народная традиция самобытна и самодостаточна. Если она самобытна, значит всё это родилось на нашем быте, то есть как люд жили на этой территории – вот из этого быта всё и родилось, всё и пошло, значит искать нужно здесь.

Герман Артамонов: Мы живём не изолированно, всё взаимосвязано тысячи нитей, тем более, что наша страна всегда и остаётся полиэтническим государством, где изначально проживало великое множество народов и следы взаимообогащения культур просто очевидны, просто на поверхности, они отражаются в языке, они отражаются в нашей мифологии, язычестве и так далее. Достаточно сказать, что, например, если вы возьмёте языческую реформу Владимира, то вам любой специалист скажет, что там нет ни одного славянского божества, там есть божества иранские, либо общие индоевропейские и ни одного славянского, что вообще ставит вопрос о том, что в принципе затевал Владимир и что это была за реформа. Скажем, Змей Горыныч, допустим, объясняется тем, что действительно очень долгое соседство славян со степью, а степь, как известно, Великая степь простирается от Тихого океана через Венгерскую бушту до Адриатического моря, то есть как раз непосредственно выходит на границу расселения славян в Дунае, но у степных народов на их знамёнах часто использовались обозначения, так сказать, драконов, змей, и отсюда это перешло на восприятие – такой коллективный образ угрозы, который исходит от степи на этого зловещего Змея и так далее.

Михаил Лепёшкин: По поводу Змея Горыныча мне старики объясняли, это немножко другое, получается.

Ангелина Грохольская: Так…

Михаил Лепёшкин: Дело в том, что не нужно искать в русской традиции, в русской культуре какие-то иностранные корни, у нас очень многие пытаются говорить: «Откуда на Руст пришёл Змей Горыныч?» или «Откуда пришла Жар-птица?» – если вы будете искать ту же самую Жар-птицу, допустим, в какой-нибудь энциклопедии пернатых, то вы её там, естественно, не найдёте, значит её нужно искать в другом, значит её нужно искать в какой-то чувственной сфере, в чувственной составляющей, то есть один из моментов, что это божественная женская чувственность, и поэтому когда герой приносить Жар-птицу царевне Несмеяне, а почему именно царевна стала Несмеяной? Потому что правителю нужно скрывать свои чувства, и она до того доскрывалась, что у неё просто отключилась эта функция – она стала бесчувственной.

Ангелина Грохольская: О, Господи!

Михаил Лепёшкин: И раз она стала бесчувственной, значит и перестала смеяться, и царь тоже – не дурак, нужно продлевать династию, а кто замуж возьмёт бесчувственную?

ФРАГМЕНТ Х/Ф «ПО ЩУЧЬЕМУ ВЕЛЕНЬЮ»

Михаил Лепёшкин: И поэтому что он говорит? Полцарства вроде в придачу, но за полцарства можно и на козе жениться, поэтому он что говорит? «Кто царевну Несмеяну рассмешит». Рассмеётся она когда? Когда чувства проявятся, и вот когда герой приносить ей перо Жар-птицы или Жар-птицу – женскую чувственность, вот тут-то она и рассмеялась.

Ангелина Грохольская: Слушайте, вот, по большому счёты, вы, и Михаил и Герман, оба говорите об одном и том же, что были некие явления, были некие образы, не было чего-то конкретного, но, как мне показалось сейчас, Герман с точки зрения историка говорит о какой-то больше политической больше подоплёке, например, про Змея Горыныча, что это образ враждебных сил, мне кажется, у вас – больше такая подоплёка бытовая психологическая. Или мне это только показалось, Герман?

Герман Артамонов: Нет, я думаю, что достаточно точно определили, на самом деле, в общем-то, с тем, что говорит коллега, с чем-то можно и согласиться. Чувственный мир и образный мир в данном случае замешан ещё и языческих представлениях, он возникает не сам по себе, за ним есть некая объективная реальность, которую он отражает, и вот историки, собственно говоря, и ставят вопрос о том, какая реальность была, что она отразила, поиск вот этой реальности. Но, я подчёркивая, моя задача, собственно говоря, подсказать, что гипотезы – это тема, которая не имеет достаточного источникового обеспечения, у нас единицы источников, письменных источников, былины и сказки, которые дошли до нас… мы не имеем аутентичных текстов от домонгольской Руси, это тексты поздние, и, строго говоря, былинный цикл, по большому счёту, случайно был записан в XIX веке, так бы они пропали и канули в лету. Но при этом и заслуга фундаментальной науки состоит в том, что источники, записанные в XIX веке, тем не менее доказано, можно сказать, буквально, что в них есть историческое зерно, которое непосредственно восходит к этим древнейшим эпохам, и точно отражено народное представление и о роли княжеской внешней власти через Владимира Красное Солнышко, и традиционно славянское представление о славянских князьях, собственных князьях, функцию которых выражают вот эти русские богатыри.

Ангелина Грохольская: Скажите, пожалуйста, а нужно ли настолько усложнять? Мне кажется, сказка, в первую очередь, особенно… давайте сейчас немножко не о былинах, былины – действительно другая история. Сказки, волшебные сказки, бытовые сказки, где лисичка хвостиком махнула, зайка заговорил, Иван-царевич пошёл принцессу спасать, Жар-птица – это всё, в первую очередь, для детей, как мне кажется, сейчас, ребёнок всё равно не поймёт тот фундаментальной исторический, может быть, смысл с какой-то политической или сложной психологической подоплёкой, которая возможно, а это ещё не доказано, вы сами об этом говорите, нет фактов никаких, доказывающих это, был заложен авторами, скажем так, носителями культуры, авторами этих сказок.

Герман Артамонов: Просто я как профессиональный историк отношусь к сказке как к потенциальному возможному историческому источнику, именно об этом говорю, но то, что при этом, когда эти сказки читают наши дети, понятно, что они решают не исторические задачи, а через сказки они, по сути дела, нами воспитываются в соответствии с традиционной российской или славянской, или русской культурой и в этом смысле проникаются как бы мировоззрением характерным, выработанным в любом случае в ходе исторического развития нашей страны. Сказки дают нам ответы на базовые, конечно, вещи: «Что такое добро?», «Что такое зло?», «Что такое хорошо и что такое плохо?».

Ангелина Грохольская: Михаил.

Михаил Лепёшкин: Абсолютно согласен здесь с Германом, полностью согласен в том, что сказки именно как явление нельзя рассматривать с какой-то узкой точки зрения, то есть, если брать более широко, то это действительно явление глобальное: и как историческое, и как бытовое, и как психологическое, и как воспитательное и так далее и далее, просто можно брать какие-то определённые узкие моменты для конкретного случая, для конкретных каких-то задач, которые мы решаем в жизни, то есть нужно изменить поведение ребёнка, пишется сказка – поведение меняется запросто с помощью сказки, это реально, я учу людей писать сказки именно для того, чтобы управлять поведением детей. Но, с другой стороны, опять же это можно расширить более глобально: это и воспитательный процесс, это и закладка морально-нравственных ценностей в ребёнка, это и действительно общенародная культурная образная матрица.

Ангелина Грохольская: Скажите, а в ваших сказках, которые вы сочиняете, отражаются общественно-политические процессы исторические, которые сейчас происходят?

Михаил Лепёшкин: Вообще я пишу сказки именно по принципу русских народных сказок, то есть пишется от знания. Принцип здесь какой? Вот он заложен как раз в той формуле, я чуть-чуть попозже её скажу, её все знают, то есть нужно что-то объяснить, но не объясняли напрямую, а старались подвести к пониманию, то есть намёком, и поэтому брался некий персонаж, который проводился от незнания к знанию и достигал нужного знания, то есть здесь он ничего не знал, не имел и как ему жилось, прошёл по этим событиям и как стало, как ему стало хорошо, как ему стало здорово, используя эти знания, то есть, получается, персонаж придуманный, события придуманные, вот вам: сказка ложь, да в ней намёк – как раз то знание, которое нужно объяснить, а попутно мы ещё объясняем, как достигается это знание, по какому миру он идёт, этот персонаж, с кем он дружит в этом мире, кто опасный в этом мире, может быть мир кухни, мир леса, чего угодно, мир города, фактически, что угодно, вот в принципе из этой точки зрения я уже и подбираю персонажей, то есть от того, что нужно сказать, от того, что нужно объяснить, какие вопросы нужно объяснить и так далее, под это уже подбираются персонажи и дальше уже пишется сказка.

Ангелина Грохольская: Спасибо вам большое за сегодняшнюю беседу, действительно давайте продолжать верить в сказки, как специалисты вы будете продолжать их изучать, а мы, просто читатели, будем читать, наслаждаться и верить в чудо. Спасибо вам большое, до свидания!

Герман Артамонов: До свидания!

Михаил Лепёшкин: До свидания!

Студия Far-Far Games и ее проект «Былина» —

WN Dev Contest в номинации «Лучшая игра по версии PLAYER ONE». Мероприятие проводит компания White Nights Conference для команд, которые создают игры на движке Unreal Engine.

В детстве бабушка часто читала мне сказки про трех богатырей, Кощея Бессмертного, Соловья-Разбойника, Змея Горыныча и других персонажей, которые представлялись мне очень загадочными. Сами истории были простыми и понятными: в мире есть герои, призванные бороться со злодеями. Но на деле детские сказки — лишь декорация, за которой скрывается целая мифологическая вселенная, очень самобытная и богатая на сюжеты и образы. Российская студия Far-Far Games как раз пробует сделать экшен-RPG на основе славянских сказаний. «Еще Стивен Кинг говорил, что писать нужно о том, в чем хорошо разбираешься, — рассказывает основатель студии Алексей Илюхин. — У нас по-настоящему интересная и богатая мифология, которая слабо используется в отечественных проектах. Мы верим, что у славянского сеттинга большой потенциал, есть хорошие примеры западных игр, которые доказывают это».

«Былину» (The Epic за рубежом) разрабатывает небольшая команда из пяти человек (в пике было 12). В декабре 2020 года студия опубликовала прототип (

всем желающим). В нем главный герой постоянно сыплет поговорками, как Круглый из «Брата» («Как ни плыть — а у дна быть», «Смерти бояться — на свете не жить»), и стремится помочь всем нуждающимся. «Да, история прототипа сосредоточена во вселенной игры, но происходит задолго до релизной версии. В прототипе мы играем за Добрыню Никитича, который охотится за бандой Соловья-Разбойника. У него специфическая манера разговора и характер, он сдержанный, мудрый. Свою роль в релизе он еще сыграет», — объясняет Илюхин.Однако в прототипе некоторые обозначения не такие, как задумывали сами авторы, — например, имя героя скрыто, а у игрока нет выбора в действиях и диалогах (решения ни на что не влияют). Изначально создатели хотели сделать такое демо, которое можно было бы пройти несколькими способами. Разработчики задумали семь концовок, но из-за проблем с финансированием и сжатых сроков производства их пришлось свести до минимума.

Тем не менее даже этих 20 минут хватает, чтобы заставить поверить в новый мир и провести в нем как можно больше времени. Тем более что в релизной версии разработчики хотят сделать игру с глобальной картой, постоянными перемещениями разных фракций и взаимодействиями с ними. «Мы пока не углублялись в такие детали, но на запуске фракций будет не меньше 4. Мир игры будет условно открытым. Карта будет поделена на большие открытые секции, которые будут открываться по мере прохождения. События на глобальной карте будут генерироваться случайным образом, но при этом будут и знаковые повороты истории. Например, отпустил главаря бандитов, открыл доступ к региону быстрее, одна из зон на карте стала опаснее», — отмечает руководитель Far-Far Games. Несмотря на планы, финальная версия «Былин» будет не такой огромной, как может показаться. Студия планирует ограничиться 10-15 часами контента. Основное время будут занимать не столько история и разговоры, сколько сражения с разбойниками, монстрами и разными диковинными существами, будь то крысолюд, свиноблин или кинокефал. Сейчас боевая система далека от желаемого результата, признают создатели. В демо игрок должен выполнять простые комбинации быстрых и усиленных ударов, каждый из которых расходует выносливость. Этим все и ограничивается.

«Боевая система — основа нашего проекта и одна из тех вещей, которые будут подвергнуты изменению в процессе перепроизводства в первую очередь. Мы все еще думаем над особенностями нашей боевой системы и хотим сделать ее достаточно простой, чтобы снизить порог входа для новых игроков, и достаточно интересной, чтобы битвы с боссами были в меру сложными и захватывающими. Нам кажется, что система честных коллизий в сочетании с правильным распределением ударов будет эффективна. При этом мы хотим отказаться от стандартных слабых и сильных ударов в пользу направлений, чтобы сделать бой более динамичным», — отмечает Илюхин.Прокачку параметров героя и выбор снаряжения — то, чего ждешь от экшен-RPG — авторы намеренно не включили в демо, хоть математическая база у них уже готова. Глава Far-Far Games объясняет, что основной целью было передать эстетику игры и показать вселенную. Правда, он пока не знает, получится ли довести разработку до конца.«Проект сейчас испытывает острую нехватку финансирования. Вся разработка и команда финансировалась мной самостоятельно, на эти деньги мы смогли дойти до стадии прототипа, но дальше выдерживать финансовые обязательства перед людьми стало непросто, поэтому мы зависли на стадии прототипа», — рассказывает Алексей Илюхин. Сейчас Far-Far Games ведет переговоры с несколькими компаниями по поводу участия в проекте. После того, как создатели найдут деньги, они запустят перепроизводство текущих механик на основе отзывов и проведенных тестов. «Фактически, оперируя накопленным опытом, нам нужно сделать шаг назад, чтобы двинуться дальше», — заключает руководитель студии.

Серия видеоигр «Ведьмак» не только популяризировала романы Анджея Сапковского, но и ввела моду на славянские мифологию. Northgard (отчасти), Yaga, Thea: The Awakening и грядущая Black Book — то немногое, что посвящено древним сказаниям, которые потихоньку уходят в прошлое. «Былины» — еще одна возможность напомнить аудитории про удивительную вселенную с кикиморами, водяными, Бабой Ягой и трехголовым змеем. И мы считаем, что это прекрасно.

В готовой исследовательской работе по литературе «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» учениками 6 класса была поставлена и реализована цель, найти сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов.

Подробнее о работе:

В ученическом исследовательском проекте по литературе на тему «Образы богатырей в былинах и современных мультфильмах» автор сравнивает сюжеты былин и мультиков о богатырях, находит сходства и различия в образах богатырей, проводит анализ образов и сюжетов. Сравнение внешности богатырей проводится при рассмотрении классических картин, иллюстраций к былинам и мультипликационных рисунков в мультфильмах.

В индивидуальном детском проекте «Образы богатырей в былинах и современных мультипликационных фильмах» автор приводит исследование и анализирует внешность и характер таких любимых русских богатырей, как Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец. Также в проекте рассматривается понятие былина, изучается жанровая специфика былин.

Оглавление

Введение
1. Жанровая специфика былин.
2. Мультипликационные фильмы с богатырями.
3. Образы богатырей.
3.1 Алеша Попович.
3.2 Добрыня Никитич.
3.3 Илья Муромец.

Заключение

Введение

В современном кинематографе на протяжении последнего десятилетия наибольшей популярностью пользуются мультипликационные фильмы анимационной студии «Мельница». Мультфильмы про «Трех богатырей» неизменно собирают полные зрительные залы в кинотеатрах по всей стране.

  • Былины про богатырей в Древней Руси также пользовались большой популярностью и относились к жанру устного народного творчества, их передавали из уст в уста.
  • Поэтому целью нашего исследования: стало выявить сходства и различия в образах богатырей на примере старинных былин и современных мультипликационных фильмов
  • Предметом исследования: являются образы богатырей
  • Задачи нашего исследования:
  1. сравнить сюжеты былин и мультипликационных фильмов;
  2. выявить сходства и различия в образах богатырей;
  3. проанализировать роль образов и сюжетов.

Актуальность исследования: популярность серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» анимационной студии «Мельница» («Алеша Попович и Тугарин Змей», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч», «Илья Муромец и Соловей-Разбойник», «Три богатыря и Шамаханская царица», «Три богатыря на дальних берегах», «Три богатыря. Ход конем», «Три богатыря и морской царь», «Три богатыря и принцесса Египта», «Три богатыря и наследница престола».

Практическая значимость: данная работа может применяться на уроках литературы при изучении былин.

Жанровая специфика былин

Былины – это древнерусские эпические песни-сказания, воспеванием подвигов богатырей отражавшие исторические события 11 – 16 веков.

Былины созданы тоническим (его еще называют былинным, народным) стихом. В произведениях, созданных тоническим стихом, в стихотворных строках может быть разное количество слогов, но должно быть относительно равное количество ударений. В былинном стихе первое ударение, как правило, падает на третий слог от начала, а последнее – на третий слог от конца.

Для былин характерно сочетание реальных образов, имеющих четкий исторический смысл и обусловленных действительностью (образ Киева, стольного князя Владимира), с фантастическими образами (Змей Горыныч, Соловей-разбойник). Но ведущими в былинах являются образы, порожденные исторической действительностью.

Нередко былина начинается с запева. Он не связан с содержанием былины, а представляет самостоятельную картину, предшествующую основному эпическому рассказу. Исход – это концовка былины, краткое заключение, подводящее итог, или прибаутка («то старина, то и деяние», «на том старина и покончилась»).

Былина обычно начинается с зачина, определяющего место и время действия. Вслед за ним дается экспозиция, в которой выделяется герой произведения, чаще всего с использованием приема контраста.

Образ героя стоит в центре всего повествования. Эпическое величие образа былинного героя создается путем раскрытия его благородных чувств и переживаний, качества героя выявляются в его поступках.

Мультипликационные фильмы

Мультфильм — модель окружающего мира, поэтому дети склонны подражать тому, что он видят на экране. Мы живем в веке новых технологий, соответственно, мультфильмы стали совсем другие. Какие же они — современные мультфильмы? Что они несут в нашу жизнь, чему они нас учат?

Можно и стоит ли смотреть все мультики без ограничения? Почему родители одни мультики разрешают смотреть, и сами смотрят с удовольствием, а другие нет, даже если в них такие яркие, красочные и веселые герои. Все дети, в прямом смысле находятся в плену у мультипликации. Многие дети и подростки отказываются от игр, прогулок на свежем воздухе и общения с друзьями, предпочитая часами сидеть перед телевизором.

Что же привлекает педагогов и родителей в советском мультфильме? Мультфильмы – настоящая находка: как мы знаем, в большинстве своем они учат ребенка доброте, искренности, преданности, умению ценить дружбу и другим важным для гармоничного развития личности качествам. Высокая ценность «правильного» поступка, идеализация честности, духовности, нравственности – всех тех качеств, которые каждый из нас хочет привить своим детям.

Образы богатырей

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника
Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Алеша Попович

Русский богатырь Алеша Попович является самым младшим в троице из него самого, Ильи Муромца и Добрыни Никитича. Он также был героем былин древних славян. По некоторым данным, Алеша упоминается более чем в пятидесяти былинах. Но основных, где он выступает в качестве главного героя, две. Былины об Алеше Поповиче к киевскому циклу.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

В былинах Алеша не описывается богатырем с необычайной силой. Скорее наоборот – он слаб, прихрамывает. Зато Бог одарил его смекалкой, хитростью, сообразительностью. Алеша Попович хорошо играл на гуслях.

Он мог обмануть, мог хвастаться и делать что-то исподтишка. Шутки у него могли быть веселыми, а могли быть злыми.

В целом Алеша Попович очень противоречивый персонаж: иногда коварный и наглый, иногда добрый и милосердный.

Богатырь Алеша Попович имеет интересную биографию. Родиной его был Ростов. Когда богатырь Алеша Попович рождался на свет, то гремел гром. Еще будучи младенцем, он просит у матери, чтобы его пеленали не пленками, а кольчугой.

Алеша Попович персонаж мультфильма «Три богатыря» и былин «Алеша Попович и Тугарин Змей», «Алеша Попович и сестра Здродовичей», «Добрыня на свадьбе своей жены», «Добрыня и змей».

В былинах Алешу Поповича отличает не сила, а смекалка и даже хитрость. В мультфильме богатырь показан нам прямолинейным и лихим, решающим все вопросы кулаками. Его «фирменная» фраза упоминаемая в каждом мультфильме о приключениях трех богатырей: «Отведай-ка силушки богатырской!» Вероятно, режиссерам именно в таком образе этот персонаж представился более комичным.

У Алеши Поповича есть жена.Она является персонажем как былины, так и мультфильма.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

В былине она Аленушка. Их имена схожи,таким образом формируется «одноименная» пара. А в мультфильме она Любава. Наверное, имя Любава было выбрано как более «былинное» и менее «заезженное».

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Конь богатырский — это и вовсе новое изобретение! В былинах это просто добротное средство передвижения, а в мультфильме, на мой взгляд, это центральный персонаж: говорящий, всё время «умничающий» конь.

В целом можно отметить, что к героизму и патриотизму былинных героев авторы мультфильма добавили огромное количество необычного юмора и очень оригинально «осовременили» персонажей.

Что сделало повествование о трёх богатырях ещё более интересным и добрым.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Добрыня Никитич

Добрыня Никитич — второй по популярности после Ильи Муромца богатырь русского народного эпоса.

Богатырь умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, на ножку повёрток, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт да и в придачу играет на гуслях.

В основе былин о Добрыне Никитиче лежат исторические упоминания о родственнике князя Владимира, мужественном герое – воеводе.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Добрыня — самый близкий к князю и его семье богатырь, исполняющий их личные поручения и отличающийся не только храбростью, но и дипломатическими способностями и поэтому он часто изображается служилым богатырём при князе Владимире, жена которого — Настасья, дочь Микулы Селяниновича.

Былины нередко говорят о его долгой придворной службе, в которой он проявляет свои качества. Часто князь даёт ему поручения: собрать и перевезти дань, выручить княжую племянницу и прочее, но часто и сам Добрыня вызывается исполнять поручение, от которого отказываются другие богатыри.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Добрыню иногда величают князем, а иногда племянником Владимира Красного Солнышка. Согласно былинам, Добрыня Никитич — сын рязанского воеводы Никиты, сам он умён, образован и отличается разнообразием дарований: он ловок, смекалист, силён, справедлив, на ножку повёрток, сердцем добр, отлично стреляет, плавает, играет в тавлеи, поёт, да и в придачу на гуслях играет.

Образ Добрыни очерчен в былинах ярко и определённо. Он обладает мужеством и огромной физической силой, при этом отличается учтивостью и дипломатичностью и умел разговаривать «на 12 языках и знал разговор птичий».

По данным С. Н. Азбелева, насчитывающего 53 сюжета героических былин, Добрыня Никитич является главным героем шести из них.

Одни из них:

  • Поединок Добрыни с Ильёй Муромцем
  • Добрыня и Змей (но он не только бьётся со Змеем, но и освобождает из плена племянницу князя Владимира Забаву Путятичну )
  • Добрыня и Маринка
  • Добрыня и Настасья
  • Добрыня и Алёша («Добрыня в отъезде», «Добрыня на свадьбе своей жены»)
  • Добрыня и Василий Казимирович

По некоторым сюжетам число отдельных вариантов, записанных от разных сказителей, исчисляется десятками. Добрыня Никитич играет важную роль в былинах о Дунае.

  • Поединок Дуная Ивановича с Добрыней Никитичем
  • Дунай Иванович — сват (Дунай и Добрыня вызволяют невесту для князя Владимира)

Сравнение сюжетов былин и мультфильмов

Текст былины Мультфильм
Не упоминается о битве Добрыни с монголо-татарами Присутствует фрагмент битвы Добрыни с монголо-татарами
Змей Горыныч после похищения Забавы забирает ее к себе в логово Змей Горыныч после похищения Забавы отдает ее купцу Колывану
Похищение племянницы для князя — полная неожиданность Князь Владимир идет на сделку с купцом и разрешает украсть Забаву
Добрыня спасает Забаву один Вместе с Добрыней Забаву Путятичну едет спасать гонец Елисей
Змей — заклятый враг богатыря В конце фильма Змей Горыныч помогает Добрыне
Заканчивается спасением Забавы Заканчивается свадьбой Елисея и Забавы

Для русского народа, Добрыня Никитич — образец мужества и храбрости. Его подвиги — пример любви к своей земле и соотечественникам.

Илья Муромец

  1. Илья Муромец – это русский народный богатырь, известный нам тем, что он родился в старинном городе Муроме и тридцать лет просидел на печи.

    Из былин нам также известно, что после того, как его дом посетили странники, он обрел богатырскую силу…

  2. В былинах мы видим Илью Муромца смелым, отважным… Он проявляет не только смелость и отвагу, а также смекалку и воинскую хитрость.
  3. В серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» Илья Муромец является самым мудрым из трех богатырей, руководит другими богатырями.
  4. У Ильи есть верный конь Бурушка, которого он горячо любит и готов сражаться с каждым, кто посмеет обидеть коня.
  5. История Бурушки из былин, которая была взята и в сюжетную линию мультфильма:

«Пошел Илья в раздольице чисто поле, Видит: мужик ведет жеребчика немудрого, Бурого жеребчика косматенького.

Покупал Илья того жеребчика, Что запросил мужик, то и дал; Становил жеребчика в сруб на три месяца, Кормил его пшеном белояровым, Поил свежей ключевой водой. И прошло поры-времени три месяца. Стал Илья жеребчика по три ночи в саду поваживать, В три росы его выкатывал; Подводил ко тыну ко высокому, И стал бурушко через тын перескакивать И в ту сторону и в другую сторону. Тут Илья Муромец

Седлал добра коня, зауздывал…»

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Дома Илью ждет верная жена Настасья.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

  • Илья Муромец имеет схожую внешность как в былинах, так и в мультфильмах.
  • На мой взгляд, внешность богатыря очень схожа с картиной «Три богатыря».

Заключение

В ходе данного исследования удалось выявить отличительные черты и сходства богатырей в былинах и мультипликационных фильмах. Образы богатырей заимствованы из былинных сюжетов и в мультипликации адаптированы для современного зрителя. Мы можем наблюдать трансформацию былинных образов, начиная с первого мультфильма из цикла про «Трех богатырей».

Все богатыри обладают незаурядным чувством юмора и с помощью силы, ловкости и смекалки преодолевают все трудности, встречающиеся на их пути. У них нет главного богатыря, каждый из них уникален по-своему, и в одной из серий они это признают.

Подводя итог данного исследования, мы можем сделать вывод, что образы богатырей в серии мультипликационных фильмов «Три богатыря» незначительно изменены в сравнении с былинными сюжетами. Богатыри в мультфильмах сохранили как внешний облик, так и богатый внутренний мир русского воина, готового в любой момент отправиться спасать Родину.

Для написания данной работы использованы ресурсы Сети Интернет.

Олимпиада по литературе для 1, 2, 3 и 4 классов октябрь 2021

Не пропустите увлекательную Олимпиаду Учи.ру по литературе для учеников 1–9 классов, которая проходит с 12 октября по 2 ноября 2021 года.

Увлекательное онлайн-состязание проверяет знания по русской литературе и фольклору, начитанность, эрудированность и понимание литературных жанров.

Олимпиада проходит при поддержке национального проекта «Культура» и знакомит учеников и их родителей с возможностями Национальной электронной библиотеки.

Змей Горыныч и Илья Муромец : Идеи и мастеркласы для вашего праздника

Ответы на Олимпиаду Учи.ру по литературе 1, 2, 3 и 4 класс

Чтобы участвовать, нужно зарегистрироваться на Учи.ру или получить логин и пароль от учителя.

Если они у вас уже есть, просто войдите на платформу На решение заданий дается час Количество набранных баллов будет известно сразу после завершения олимпиады.

Соревнование популяризирует русский язык и литературу среди школьников. Игровые задания поддерживают интерес к предмету и помогают лучше усваивать информацию.

В зависимости от результатов ученики могут получить сертификат, грамоту или диплом, учителя — благодарственные письма.

И не думайте даже о списывании ответов, ведь: «Олимпиада создана для школьников, и мы ждем, что ученики будут решать задачи самостоятельно. Алгоритмы помогают нам определить, выполнял ребенок задания сам или ему помогали взрослые.»

Сказки

Перед тобой три сказки. Реши загадку в каждой из них. Нажимай на выделенную область и дополни сюжет недостающим предметом.

1 класс
1 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Лиса и журавль». Надо поставить кувшин с длинным горлом.
2 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Гуси-лебеди». Надо поставить яблоню.

3 — сказка Здесь изображён сюжет народной сказки «Снегурочка». Надо поставить костёр.

2 класс (все сказки из 1 класса и одна дополнительная)
4 — Здесь изображён сюжет сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». Надо поставить вязанку баранок

3 и 4 классы (сказки, которые были ранее в 1 и 2 классе В. Катаева «Цветик-семицветик» и народной сказки «Снегурочка» и добавили ещё две)
5 — Здесь изображён сюжет сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Надо поставить лягушку на веточке

6 — Здесь изображён сюжет стихотворения Н. А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». Надо поставить лодку с зайцами

Книжные памятники

Прочитай слова персонажей и выбери значения выделенных устаревших слов.

1 класс
1-ое слово
О горе тебе, бедный человек! …
Как не выпадут зеницы твои вместе со слезами!
Как не вырвется сердце твое с корнем!
Житие Александра Невского
Ответ: Зеницы — это глаза
2-ое слово
Уста же свои открывает с мудростью, с достоинством говорит языком своим.
Повесть временных лет
Ответ: Уста — это губы, рот
3-е слово
И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, — от него тебе и умереть!»
Повесть временных лет

  • Ответ: Кудесник — это шаман, колдун
  • 2 класс (все слова из 1 класса и одно дополнительное)
    4 слово
    И была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей…
    Житие Александра Невского
  • Ответ: Сеча — это сражение
  • 3 и 4 классы (все слова из 1 и 2 класса и одно дополнительное)
    5 слово
    И собрал силу великую, и наполнил многие корабли полками своими, двинулся с огромным войском, пыхая духом ратным.
    Житие Александра Невского
  • Ответ: Ратный — это боевой

Краткое содержание

Ребята рассказывают тебе краткие содержания стихов, рассказов и сказок. Нажимай на аватарки и определяй, где какое произведение.

1 класс
1 Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В. Ю. Драгунский
2 Сказка о том, как важно поддерживать в доме чистоту и порядок. «Федорино горе», К. И. Чуковский
3 История о настоящей доброте и отзывчивости. «Доктор Айболит», К. И. Чуковский

4 Любое дело по плечу, если взяться за него всем вместе, дружно. «Репка», русская народная сказка

2 класс
Один мальчик стал вежливее и наладил отношения с окружающими. «Волшебное слово», В.А. Осеева
История о том, как жадность может всё испортить. «Сказка о рыбаке и рыбке, А.С. Пушкин
История о трусости и храбрости, о лени и упорстве. «Две лягушки», Л. Пантелеев

Зимняя история о споре трёх друзей. «Заколдованная буква», В.Ю. Драгун

3 и 4 классы (две сказки из 2 класса «Волшебное слово», В.А. Осеева, «Сказка о рыбаке и рыбке и А.С. Пушкин и добавились три новые)
История о тяге мальчика к знаниям. «Филипок», Л.Н. Толстой
Невозможно что-то делать вместе, когда каждый делает по-своему и не слушает других. «Лебедь, рак и щука», И. А. Крылов

Рассказ о том, что нельзя брать чужое без спроса и врать. «Огурцы», H. H. Hocoв

Средства выразительности

Фразеологизм — устойчивое сочетание слов с особым значением.
Значение фразеологизма не складывается из значений составляющих его слов.

Например, «водить за нос» значит «обманывать».

Раскрась картинку. Для этого выбирай фразеологизмы в текстах.

1 и 2 классы
1 — А С. Пушкин, «Сказка о рыбаке и рыбке» — белены объелась
Испугался старик, взмолился :
«Что ты, баба, белены объелась ?…».
Осердилася пуще старуха,
По щеке ударила мужа.

« Как ты смеешь, мужик, спорить со мною,
Со мною, дворянкой столбовою?…»
2 — Сказка «Про глупого змея и умного солдата» — спуску не дадут!
— Что, что они кричат? Никак я не разберу.
— А то и кричат, что сейчас за тебя примутся!
«Ну, — думает змей, — коли в этих местах малые ребята таковы, то взрослые и подавно спуску не дадут!»
3 — А С.

Пушкин, «Сказка о царе Салтане» — Не по дням, а по часам.
Бочка по морю плывёт.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьётся в ней царица;
И растёт ребёнок там

Не по дням, а по часам.

3 и 4 классы (всё тоже, как в 1 и 2 классе и ещё один фразеологизм)
4 — М. Зощенко, «Великие путешественники» — куда Макар телят не гонял
Наконец мы задремали.
Я проснулся от того, что Лёля теребила меня за плечи.
Было раннее утро. И солнце ещё не взошло. Лёля шёпотом сказала мне:
— Минька, пока Степка спит, давай
повернём его ноги в обратную сторону.

А то он заведёт нас, куда Макар телят не гонял.

Жанры

Ода — торжественное стихотворение в честь значительного события или человека.
Былина — народная песня-сказание о героических событиях и подвигах.

К каким жанрам может относиться произведение, о котором говорит персонаж? Выбери один или несколько ответов.

1 и 2 классы
Богатырь: «Я появляюсь в произведении-сказании о моих подвигах». — Былина, Сказка
Змей Горыныч: «Я появляюсь в произведении, где есть волшебные существа». — Былина, Сказка

Свинья: «Я изображаю человека и какую-то черту его характера в нравоучительном рассказе или стихотворении». — Басня

3 и 4 классы (остались Змей Горыныч и Свинья, добавился ещё один персонаж)
Девушка: «Я появляюсь в небольшом прозаическом произведении». — Рассказ, Новелла

Писатели спрятались

Выбери среди слов фамилию писателя и название одного из его произведений. Название может состоять из двух и более слов.
Образец: Мы поехали в Пушкин. Маме и няне там нравится.

Ответ: Пушкин, Няня

1 класс
Вокруг дома была живая изгородь. на каждом герое была шляпа, А вместо носов я нарисовал точки.

  1. Ответ: Носов «Живая шляпа»
  2. 2 класс (остался Носов и ещё одного добавили)
    На старый новый год дед и внучек нашли в толстой книге бабушкину записку.
  3. Ответ: Толстой «Старый дед и внучек»
  4. 3 и 4 классы (остался Носов, Толстой и ещё одного добавили)
    Здесь небезопасно: вблизи города больше нет волков и медведей, но напротив изумрудного берега живёт злой волшебник.
  5. Ответ: Волков «Волшебник Изумрудного города»

Тайный автор

Тебе предстоит найти Тайного автора. Читай факты о писателях и убирай одного из них на каждом шаге, чтобы в конце остался Тайный автор.

1 класс
Убери автора, который написал «Сказку о рыбаке и рыбке». — A. С. Пушкин
Убери автора, который написал книги о Незнайке. — Н. Н. Носов
Убери автора, который прославился своими баснями. — И. А. Крылов
Убери автора, на основе произведений которого были созданы мультфильмы студии Уолта Диснея. — X. К. Андерсен

Ответ: Тайный автор — это А. Л. Барто

2 класс (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который написал повесть о жизни детей во время Великой Отечественной войны. — B. А. Осеева

3 и 4 классы (всё тоже самое, как во 2 классе, но добавляется ещё один автор)
Убери автора, который в основном писал детские книги о природе и животных. — В. В. Бианки

Исторические книги

Сегодня ты будешь определять, какие книги являются историческими, а какие нет. При решении задачи помни:
В исторической литературе рассказывается о знаменательных событиях прошлого с участием реально существовавших людей.

Нажимай на книги и выбирай, какие являются историческими, а какие нет.

1 класс
1 — A С. Пушкин «Руслан и Людмила» Людмилу похищает злой колдун сразу после свадьбы. Её муж Руслан отправляется на поиски. У колдуна есть шапка-невидимка.
Ответ: Нет, потому что шапки-невидимки не существует.

2 — «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Богатырь Илья Муромец отправился воевать с Соловьём-разбойником. От свиста разбойника склоняются леса, осыпаются цветы, падают замертво люди.
Ответ: Нет, потому что разбойника с такими способностями не могло существовать.
3 — B.

Ян «Чингисхан» Чингисхан — полководец и основатель Монгольской империи, которая воевала с другой сильной страной.

Ответ: Да, потому что Чингисхан действительно существовал. В книге описаны исторические события.

2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одна книга)
4 — П. П. Бажов «Медной горы хозяйка» Молодой парень встретил девушку, Хозяйку Медной горы, которая умела превращаться в ящерицу. Она очень помогла парню.

Ответ: Нет, потому что человек не может превращаться в животное.

Рифмы

  • Выбери два слова на разных карточках так, чтобы они сложились в рифму.
  • 1, 2, 3 и 4 классы
    слон — вагон
    гроза — лоза
    сарафан — банан
    былина — калина
    монета — кассета
  • канал — журнал

Сказочная вечеринка

Герои играют в игру. Каждый называет произведение, в котором он появлялся. Название должно начинаться на последнюю букву предыдущего ответа. Чтобы выбрать произведение, нажми на него.

  1. 1 класс
    Заяц — Листопадничек
    Иван-дурак — Конёк-горбунок
    Осёл — Квартет
    Волк — Три поросёнка
  2. Конь — Алёша Попович и Тугарин Змей
  3. 2, 3 и 4 классы (всё тоже самое, как в 1 классе, но добавляется ещё одно произведение)
    Баба-Яга — Финист — ясный сокол
  4. Недавно на сайте прошла Олимпиада по экологии 2021 год для 1-9 классов

Литература Олимпиада Учи.ру

Вам также может понравиться

Сценарий музыкально — театрализованного представления ко Дню Победы «Илья Муромец и Змей Горыныч»

  • муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
  • «Детский сад комбинированного вида №25»
  • Сценарий музыкально — театрализованного представления ко Дню Победы
  •  для детей подготовительной группы 
  • «Илья Муромец и Змей Горыныч»
  • Провели:

Музыкальный руководитель: Параничева Л.В.

Воспитатель подготовительной

группы  Грачева И.Л.

  1. г. Заволжье
  2. май 2013
  3. Цель: Создать радостное настроение, доброжелательную атмосферу в группе.
  4. Расширять представления детей о родной стране, о государственном празднике День Победы.
  5. Воспитывать уважение к ветеранам ВОВ.
  6. Участники: дети, воспитатели, ветераны ВОВ.

Ведущий: Русский воин, русский солдат, во все времена был непобедимым, храбрым и сильным, потому что любил свою землю, берег ее. Во времена минувшие в совсем особый мир – мир подвигов богатырей – перенесли нас старинные песни, распеваемые народом. И переходят эти песни – сказания из уст в уста, от стариков к детям.

   Выходит сказительница под напев «гусли». Как далече – далече во чистом поле, тут и пыль столбом поднималась, как на эту пору, на то времечко, из -под западной, из – под сторонушки, да не дождь дождит, да не гром гремит, шум велик идет.

   То не добрая весть над землей гудит, чудо – юдо ужасное к нам летит. Хочет чудо ужасное всех истребить, города, села огнем спалить. Вот пришла беда – небывалый страх, не простая беда, а о трех головах. В той крепости Царицыне, на правом берегу, где Вани ширь, жил, да был удалой молодец – Илья – богатырь.

Матушка: А вставай — ка ты, славный Илья – богатырь, да делай дело важное, служи — ка ты службу великую

Илья: Матушка, дума горькая в думе поднимается. Аль сразиться с Чудом -юдом, аль пойти на бой с ним, чудовищем, мне не силу мою прятать, мне не змея бояться.

Матушка: Так вставай, сынок, с печи, доставай свои мечи, надевай скорей кольчугу, да проверь коня подпругу, коль собрался ты в поход, смело двигайся вперед. Сразись со змеем, ради матушки- Русской земли.

  • Матушка подает меч Илье
  • Илья: будь остер булатный меч.
  • Головы снесешь ты с плеч,
  • Эх, меч-кладенец, Змей-Горынычу конец!
  • Сказительница: Издале-далече, из чиста поля
  • Идет Илья-богатырь,
  • Подходит к большому камню, Расходятся от камня в разные стороны
  • Три дороги, а на камне написаны таковы слова:
  • Направо поедешь-богатырем будешь
  • Налево поедешь-женатым будешь, а прямо поедешь-убитым будешь.
  • Илья: Беда разгулялась по Русской земле,
  • Чудо-юдо ужасное к нам летит.
  • Хочет чудо проклятое всех истребить, Города и села наши огнем спалить.
  • Пойду по прямой дорожке, по опасной
  • Постою за землю Русскую, за народ славный.

Сказительница: Долго ли, коротко ли шел Илья – богатырь и зашел в дремучий лес. (Раздается свист Соловья-разбойника).

Сказительница: Соловей – разбойник дорогу переградил, на бой вызывает. (Бой богатырей с Соловьем-разбойником на фоне музыки Э. Грина «В пещере горного короля»).

Сказительница: Расправился Илья-богатырь с Соловьем — разбойником за все дела злодейские, схватил за кудри черные да в мешок посадил. С тем Соловью и конец пришел.

  1. Нет, не всю нечисть погубил Илья-богатырь.
  2. Брат Чуда-юда, Змей Горыныч думу думал,
  3. Как народ истребить, города и села
  4. Жарким огнем спалить.

Змей Горыныч: (на ширме) Чую, чую, Илью-богатыря, сына крестьянского, сюда идет. Но не родился еще мужичища, чтоб в бой сгодился.

  • Илья: Не хвались зверь ужасный,
  • Не подстреливши сокола рано перья щипать
  • Поглядим тогда, кто похваляется,

А кто безголовым останется. (Бой богатыря со Змеем Горынычем на фоне музыки Э. Грина «В пещере горного короля».)

  1. Змей погибает.
  2. Илья: Выходи народ лихой!
  3. Праздник будет у ворот.
  4. Матушка: (выходит и встречает Илью хлебом-солью) 
  5. Спасибо тебе Илья за труды твои.
  6. Илья – богатырь благодарит с поклоном Матушку и герои уходят.
  7. Ведущий: Преданья старины забывать  мы не должны,
  8. Чтобы все мы знать могли о делах родной земли.

Слава русской старине! Слава русской стороне!  

Сценарий праздника «Богатырские забавы», посвящённый 23 февраля

  • Сценарий праздника «Богатырские забавы
  • Цель: создание атмосферы праздника.
  • Задачи: — организовать интересный и познавательный отдых детей;
  • — воспитывать патриотизм;
  • — способствовать развитию положительных эмоций, чувства взаимопомощи, дружбы, сопереживания.
  • (Звучат фанфары. На сцене появляются ведущая)
  • Ведущий:
  • Любовь Отечества нежна,
  • По- русски широка,
  • Но и Отечеству нужна Защита от врага.
  • Не важно, будет день, иль ночь,
  • Иль зимняя пурга.
  • Мы верим, ты прогонишь прочь Незваного врага.
  • Напрасны шалости с огнем.
  • У рубежей страны.
  • С мужским Вас поздравляем Днем,
  • Отечества сыны!
  • Под запись произведения М. Мусоргского «Ночь на Лысой горе» учитель ведет рассказ
  • Ведущий:

О, светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками , горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, селениями славными, князьями грозными, боярами честными и богатырями известными. Всем ты преисполнена, земля Русская, о, православная вера христианская.

(На доске пословица «Славна богатырями земля русская!»)

Ведущий:

— На доске пословица. Прочитайте ее и определите, о ком говорится в ней.

Именно о богатырях у нас сегодня и пойдет речь. Сильна и могуча Русь. Всегда Россия славилась своими защитниками – от простых солдат до генералов. Много побед было у русского народа. Откуда же черпают русские воины свою неиссякаемую силу? Говорят, она им досталась от далеких предков – от былинных богатырей. Вот об этих силачах, заступниках и справедливых воинах мы и поговорим сегодня.

  1. Сценка «Илья Муромец и змей Горыныч
  2. (звучит песня фоном «Богатырская наша сила» на сцену выходит, пританцовывая Илья Муромец)
  3. (звучит песня «Алёша Попович»» выходит Змей Горыныч)
  4. Змей Горыныч:
  5. Илья Муромец, ты в курсе, что у нас пацанов, сегодня праздник — 23 февраля?
  6. Илья Муромец:

Это ты, Горыныч, пацан, а я мужчина — защитник родины. Вот стою, Родину защищаю.

  • Змей Горыныч:
  • Илья, а можно я тоже здесь постою, с тобой, позащищаю ?
  • Илья Муромец:
  • Постой, пока.
  • Змей Горыныч:
  • Чё-то тихо, может позвать врагов, да мы вдвоем им так накостыляем.
  • Илья Муромец:
  • Враги, это те, кто сами приходят, да зло творят, а остальные — супротивники.
  • Змей Горыныч:
  • Илья, а ты знаешь, я вегетарианцем стал, теперь только капусту ем…
  • Илья Муромец:
  • И как?
  • Змей Горыныч:

Питательно. Илья, а может, пойдем в школьное царство, там девчонки сегодня богатырский турнир устроили. Возьмем с собой молодых, смелых, не уставших защитников, обучим их премудростям военным и на пенсию пойдем? А?

Илья Муромец:

Да ты что? Им еще в школе учится и учится. Успеют еще!

  1. Змей Горыныч: А что ты хочешь, чтобы тебе на 23 февраля подарили?
  2. Илья Муромец:
  3. Телефон, чтобы я мог всем звонить …
  4. Змей Горыныч:
  5. Так возьми мой.
  6. Змей Горыныч:

Вон смотри СМС пришло. От девчонок из школьного царства.

(читает) Праздник ко дню защитника? У-у-у! Надо бежать, опоздаем!

Илья Муромец:

О! И я с тобой побегу, посмотрю.

  • (Уходят под музыку «Богатырская наша сила…»)
  • Сценка «5 принцесс»
  • (выходят девочки в красивых платьях под песню «Не хочу по расчету» или танец с платками и начинают разговор)

1принцесса: Ох, и скукота! Ничего интересного, вообще нечем заняться.

  1. 2 принцесса: Ну, так давайте придумаем что-нибудь этакое разэтакое!
  2. 3 принцесса: Например?
  3. 4принцесса: Например, войну объявим кому-нибудь.

5принцесса: Ой, я тебя умоляю! Война сейчас не в моде!

1 принцесса: А, может быть, женихов себе подыщем?

2 принцесса: Интересно, и где ты собираешься их искать?

3 принцесса: А мне какой попало жених не нужен. Я хочу сильного, крепкого, умного, достойного!

4 принцесса: Да и я бы от такого не отказалась.

5 принцесса: Да вы посмотрите вокруг! Неужели мы в нашем царстве не сможем найти себе ни одного достойного?

1 принцесса: Предлагаю устроить состязания между представителями сильного пола. Проверим у них силу и ловкость, смекалку и эрудицию.

2 принцесса: Да, и там пусть они уже наших сердец добиваются!

3 принцесса: Давайте! (Зовут ведущую и что-то ей шепчут. Ведущая кивает в знак одобрения)

Ведущая: Слушайте! Слушайте! И не говорите, что не слышали! Всему мужскому населению школьного царства явиться для участия в соревнованиях.

  • Илья Муромец: Здравствуйте, добры молодцы!
  • Змей Горыныч: Здравствуйте, красны девицы!
  • Илья Муромец: Получили мы сообщение от вас и пришли на вас посмотреть, да себя показать.
  • Змей Горыныч: Военным премудростям вас обучить.

Илья Муромец: Про наши дела ратные весь мир знает, но возраст у нас уже не тот. Вот и решили найти себе приемников. Посмотрим на удаль вашу молодецкую, чтобы душа наша успокоилась, и добры люди увидели, что не перевелись ещё богатыри на земле русской.

  1. Змей-Горыныч: Для начала, предлагаем вам забавы богатырские, потом награждения с поздравлениями да подарками.
  2. Ведущая:
  3. Как во славном городе Курске,
  4. В школе № 34
  5. Жили, были, не тужили
  6. На уроки все ходили
  7. Группа славных молодцов,
  8. Все красавцы, нету слов!
  9. И правила там делами учеными
  10. Княжна Наталия свет Михайловна.
  11. Вот решила как-то раз
  12. Княжна издать такой указ
  13. Глашатый: Указ
  14. Разудалы добры молодцы!
  15. Собирайтесь-ка, славные!
  16. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
  17. Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!
  18. А перед началом испытания повелеваю клятву произнести!
  19. (Дети, произносят клятву, повторяя слова за глашатым)
  20. Клятва
  21. Обещаем бороться в бою честном!
  22. Друга в беде не бросать!
  23. Да не посрамим земли русской!
  24. Ведущий: Что ж, богатыри, внимание, Начинаем состязания!
  25. Первая забава «Богатырская викторина»
  26. За каждый правильный ответ получаете жетон.
  1. Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (кольчуга)

  2. Как называется богатырское оружие в виде тяжёлого, с шипами шара на рукоятке? (булава)

  3. Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (шлем)

  4. Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (стрела)

  5. Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник)

  6. Морской дядька, который выводит из воды 33 богатыря. (Черномор)

  7. Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (соловей-разбойник)

  8. Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года)

  9. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

  10. Из какой семьи Алёша Попович? (священника, попа)

  11. Что богатырям указывало на путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

  12. С кем сражался Алёша Попович? (С Тугарином Змеем)

Вторая забава «Собери пословицу»

Ведущая: Знаете ли вы, как богатыри называли своих врагов? (басурманин)

Богатыри отличались отвагой, смекалкой и такой честностью, что вместо клятвы говорили «Да будет мне стыдно!». И слова своего не нарушали. Всё это отразилось в пословицах. Предлагаю составить целые пословицы из частей. (найди вторую часть пословицы)

  1. Не силой борются, … (а умением)

  2. Сам пропадай, …. (а товарища выручай)

  3. Враг боек, … (да русский стоек)

  4. Не хвались в бой идучи, … (хвались с боя)

  5. Лучше смерть, … (чем позор)

  6. Где смелость, … (там победа)

Третья забава «Чура»

Ведущая: Воспитанием мальчишек в княжеских дружинах занимались опытные, бывалые дядьки, воспитывали играми. Игры были разнообразны, но самой любимой была игра «Чура».

  • По сигналу первый участник ведёт палкой мяч до конуса, а обратно бежит и передаёт мяч и палку следующему игроку, выигрывает та команда, которая первой закончит эстафету.
  • Четвёртая забава «Меткий стрелок»
  • Ведущая:
  • Все преграды покорились,
  • Парни дальше в путь пустились.
  • Но увы, не тут-то было,
  • Вихрем все вдруг закружило!
  • Змей Горыныч трёхголовый
  • Повстречался на пути,
  • Тут спасенья не ищи!
  • Но ребята не зевали,
  • Лук и стрелы доставали!
  • Змея тут же побеждали!
  • Или нет?
  • А ну-ка ребята, победите ли вы змея Горыныча?
  • Ваша задача лопнуть все головы змея.
  • К стульям привязаны воздушные шарики (по 3 для каждой команды) — головы Змея Горыныча, в которые надо попасть дротиком. (или сбить 3 кегли (головы Змея Горыныча) шаром)
  • Ведущая:
  • Метко били все по цели
  • И змеюку одолели!
  • Надо змея укротить
  • На цепь злодея посадить.
  • Пятая забава «Цепь из скрепок»
  • Ваша задача сделать цепь для змея.
  • По одной скрепке вы будете брать с одного стула, бежать к другому и сцеплять скрепку с той которая лежит на соседнем стуле.

(На сцене для каждой команды по 2 стула. На одном коробочка со скрепками, на другом одна скрепка. Участникам даётся время (3 минуты, за которое они должны, перенося по одной скрепке, сделать из них цепь. У кого цепь окажется длиннее, тот и победил).

  1. Шестая забава «Принеси воду в ложке»
  2. Ведущая:
  3. Змей теперь уж на цепи,
  4. Супостату не уйти.
  5. И на радости такой
  6. Скачут молодцы домой.
  7. Вдалеке вдруг заискрилось!
  8. Не беда ли там случилась!
  9. Вот уж чувствуется жар
  10. Видят молодцы — пожар!
  11. Надо срочно потушить
  12. Да водицы наносить!
  13. Только вот одна беда –
  14. Есть колодец, нет ведра!
  15. Что же делать, как тут быть
  16. Как водицы наносить!
  17. Решили время не терять,
  18. Стали ложками таскать!

(перед командой стоит ведро с водой, а на другом конце пустой стакан. По сигналу первый участник набирает и несёт воду в пустой стакан. Выигрывает команда, которая первой наберёт стакан воды)

Игра «Хозяюшка»

В долгий путь отправлялись молодцы, за край свой родной заступиться. А жёны оставались за домом следить да богатырей с победой поджидать. А забот у них много.

Нужно было и дом в порядке содержать и самой придумывать способ избегать невзгоды, да ещё и кормить всех вкусно. Но они справлялись со всеми трудностями.

Сейчас и наши девицы покажут, что могут справиться с любым делом и даже одновременно делать несколько дел.

Участницам необходимо пройти с книгой на голове, при этом в одной руке держать веник и подметать перед собой. Дойдя до места, перелить воду из чашки в чашку, стараясь не пролить ни капли.

Седьмая забава «Кузнецы»

Ведущая:

Каждый дружинник получал коня и должен был уметь подковать его. Это испытание покажет, как умеют заботиться о своём друге нынешние богатыри. Перед вами непростая задача – подковать коня. Его заменит перевёрнутый стул, каждую ножку которого нужно «подковать» — набросить кольцо.

  • Восьмая забава «Переправа через болото»
  • Ведущая:
  • Только пламя затушили
  • Да домой уж заспешили,
  • Вдруг болото на пути,
  • Не проехать, не пройти
  • А Разбойник Соловей
  • Распугал им всех коней.
  • (по 3 человека от команды, 1человек встаёт на газетный лист, потом берёт второй лист и переходит на него, передвигаясь таким образом, в другой конец помещения. Чья команда быстрее, та и побеждает)
  • Ведущая:
  • Вот и кончились страданья
  • Да большие испытанья!
  • И с победою желанной
  • Едут молодцы домой.
  • Славит их народ честной!
  • А красавицы девицы
  • Петь большие мастерицы,
  • Навстречу молодцам идут
  • Песню звонкую поют.
  • Песня «Мужичок с гармошкой» (Михайлова Даша 1 А)

Ведущая: А есть ли в наше время богатыри? Какой профессии они могут быть?

  1. Подрасту и вслед за братом

  1. Тоже буду я солдатом,
  2. Буду помогать ему
  3. Охранять свою страну.
  1. Брат сказал: «не торопись!

  • Лучше в школе ты учись!
  • Будешь ты отличником –
  • Станешь пограничником.
  • Чтоб границу охранять
  • И служить не на земле,
  • А на военном корабле.
  1. Самолёт парит, как птица,

  1. Там – воздушная граница.
  2. На посту и днём, и ночью
  3. Наш солдат – военный лётчик.
  1. Снова в бой машина мчится,

  • Режут землю гусеницы,
  • Та машина в поле чистом
  • Управляется танкистом.
  • Плавать, ездить и летать,
  • А в строю ходить охота –
  • Ждёт тебя, солдат, пехота.
  • Учиться надо непременно,
  • Чтоб быть опорой для страны,
  • Чтоб в мире не было войны.
  • Ведущая:
  • Отдохнули мы на славу,
  • Победи вы по праву.
  • Похвал достойны и награды,
  • А мы призы вручить вам рады.
  • Вручение грамот.
  • Девочки читают
  • Сегодняшний день
  • Постарайся запомнить
  • И в сердце его сохрани.
  • Ты сильный, ты смелый,
  • И враг вероломный
  • Боится к тебе подойти.
  • И есть ещё в жизни
  • Большие дела,
  • Куда тебя честь
  • За собой позвала,
  • Ты смело ступай,
  • Наготове копьё!
  • Борись за любимых,
  • За счастье своё.
  1. Подрасту и вслед за братом

  1. Тоже буду я солдатом,
  2. Буду помогать ему
  3. Охранять свою страну.
  1. Брат сказал: «не торопись!

  • Лучше в школе ты учись!
  • Будешь ты отличником –
  • Станешь пограничником.
  • Чтоб границу охранять
  • И служить не на земле,
  • А на военном корабле.
  1. Самолёт парит, как птица,

  1. Там – воздушная граница.
  2. На посту и днём, и ночью
  3. Наш солдат – военный лётчик.
  1. Снова в бой машина мчится,

  • Режут землю гусеницы,
  • Та машина в поле чистом
  • Управляется танкистом.
  • Плавать, ездить и летать,
  • А в строю ходить охота –
  • Ждёт тебя, солдат, пехота.
  • Учиться надо непременно,
  • Чтоб быть опорой для страны,
  • Чтоб в мире не было войны.
  • Девочки читают
  • Сегодняшний день
  • Постарайся запомнить
  • И в сердце его сохрани.
  • Ты сильный, ты смелый,
  • И враг вероломный
  • Боится к тебе подойти.
  • И есть ещё в жизни
  • Большие дела,
  • Куда тебя честь
  • За собой позвала,
  • Ты смело ступай,
  • Наготове копьё!
  • Борись за любимых,
  • За счастье своё.
  • Глашатый: Указ
  • Разудалы добры молодцы!
  • Собирайтесь-ка, славные!
  • Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!
  • Позабавьте-ка вы нас рукою твердою, да глазом зорким!
  • А перед началом испытания повелеваю клятву произнести!
  • (Дети, произносят клятву, повторяя слова за глашатым)
  • Клятва
  • Обещаем бороться в бою честном!
  • Друга в беде не бросать!
  • Да не посрамим земли русской!

  • Присказка в сказке иван крестьянский сын и чудо юдо 5 класс
  • Прискакать как пишется приставка
  • Прислать или преслать как пишется слово
  • Принцесса из волшебной сказки в туфельках в подвязках
  • Приключения обезьяны алисы сказка