Про зайку петю лесные сказки

Автор: гибадуллина гульсиня багдануровна организация: мадоу 59 населенный пункт: республика татарстан, г. казань содержание . сценарии по мотивам сказок а.с.

Автор: Гибадуллина Гульсиня Багдануровна

Организация: МАДОУ 59

Населенный пункт: Республика Татарстан, г. Казань

Содержание

І. Сценарии по мотивам сказок А.С. Пушкина

  1. Жадным будешь – пропадешь!
  2. Как Балда царевну спасал…
  3. Нужен друг всегда!

IІ. Сценарий по мотивам поэмы Габдуллы Тукая «Шурале»

  1. Как звери Джигиту помогали

IІI. Сценарии по мотивам народных и литературных сказок

  1. Как Колобок в город собирался (по мотивам сказки «Колобок»)
  2. Дружба зверей (по мотивам сказки «Заюшкина избушка»)
  3. Как звери Лису учили. Экологическая сказка по мотивам р.н. сказки «Заюшкина избушка»
  4. Доверчивый Петушок (по мотивам сказки «Кот, дрозд и петух»)
  5. День рождения Мышки (по мотивам сказки «Теремок»)
  6. Непослушные поросята (по мотивам сказки «Три поросёнка»)

ІV. Сценарий «Как зайчика Юру лень одолела»

І. Представления по мотивам сказок А.С. Пушкина

1. Жадным будешь – пропадешь!

Краткое содержание: жадная старуха хочет стать Владычицей морской. Бес с Бесенком решили проучить её за жадность.

Основная мысль: жадность – плохое качество.

Дом. Сидит старуха перед корытом, полощет белье. В сторонке – старик чинит сеть.

Сказочница: Три девицы под окном пряли поздно вечерком,

И решили тут сестрицы рассказать вам небылицы.

1 сестра: Расскажу я вам, сестрицы, толи быль, толь небылицы:

Остров в море был крутой, не привальный, не жилой.

Но однажды вышло чудо, долго говорить не буду,

Волны бочку принесли, сына царского спасли.

В тот же день стал княжить он и нарёкся — князь Гвидон.

2 сестра: Я вам больше расскажу, даже сказку покажу,

Ведь на острове тогда жили Лебедь, князь, Балда.

Бес с Бесёнком не тужили, с рыбкой в море дружно жили.

Белочка держала золотой орех… Сказка начинается, расскажу про всех.

3 сестра: Разгадала я, сестрицы, вашу маленькую хитрость:

Сказки Пушкина вы взяли, словно кашу помешали,

Получились небылицы. Вот народ-то удивиться!

А теперь пора начать, чтобы время не терять.

В сказке ты урок найдёшь: жадным будешь – пропадёшь!

Старуха около домика

Старуха: Нет покоя мне, старухе: тут — дыра, и там — разруха!

К морю ты, старик, ступай, рыбку знатную поймай.

А не выполнишь приказ, — выгоню тебя тотчас

Быть владычицей хочу! Вон ступай, поколочу!

Старик кряхтит, забрасывает сеть на плечо, бредёт к морю:

О-хо-хо, старуха злая! О-хо-хо, уж я-то знаю –

Тридцать лет живу с ней я, — не старуха, а змея!

Старик несколько раз забрасывает невод, но ничего не попадает:

Рыбка что-то не плывёт, в мои сети не идёт.

Притомился что-то я, отдохну-ка я, друзья!

Старик засыпает на берегу. Идёт Балда: на плече – мешок, в руке – цветочек. Будит Старика.

Балда: Здравствуй, здравствуй, старичок! Зачем сети приволок?

Аль не видишь: в море буря?! Я тебе не помогу ли?

Старик: Помощь мне, Балда, нужна: в море волны, как стена,

Мокрый невод, ох, тяжёл! Видно, мне конец пришёл!

Мне старуха повелела рыбку в море изловить,

Жадная моя старуха хочет в море синем жить.

Балда: Что же, невод мы забросим,

Рыбку мы приплыть попросим.

Они забрасывают сеть, тянут её.

Старик: Что-то рыбка тяжела! Рыбка в сети иль скала?

Балда: Ты смотри: к нам Бес попал! Тут тебя никто не ждал!

Балда со Стариком вытаскивают Беса на берег.

Бес: Нету в сказках мне покоя, — поп в той сказке беспокоил,

В это сказке – старичок! Я Балде отдал оброк.

Дайте мне передохнуть. Только я хотел уснуть,

Воду замутил ты сетью. Ну, зачем пришёл, ответь мне!?

Старик: Мне старуха повелела…

Бес: Да она всем надоела…

Старик: Рыбку неводом поймать.

Ведь царицей в море стать

Хочет жадная старуха!

Бес: Я старуху проучу-ка! Напугаю, подшучу,

Быть добрее научу! Посади в мешок бесёнка,

Да неси его домой. Жадную твою старуху

Мы научим быть другой!

Бесёнок забирается в мешок, старик и Балда «несут» его домой.

Старуха смотрит вдаль. Подходят старик и Балда.

Старуха ворчит: Вот, явился, старый пень! Жду тебя я целый день.

Не за рыбой посылала – рыбы ела я немало –

Я хочу царицей быть! Рыбку надо попросить

Превратить меня в царицу! Вот народ-то удивится!

Пока старуха говорит, позади неё из мешка вылезает Бесёнок и начинает её щекотать.

Старуха: Ой, заплачу, закричу!

Бесёнок: Я тебя защекочу!

Старуха: Ой, не надо, ой, прости, что угодно попроси!

Бесёнок: Будешь мучить старика?

Старуха: Ой, не буду, никогда!

Бесёнок: Будешь жадной, говори?

Старуха: Да своё отдам, бери! Я теперь другою стану,

Мучить деда перестану. Буду ласковой такой!

Только ты ступай домой!

Бесёнок: В этот раз тебе поверю, но смотри – приду, проверю…

Не сумеешь доброй стать – будешь на себя пенять!

Балда: Мы старуху проучили, быть нежадной научили!

Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Постарайся щедрой стать! Будем мы теперь плясать!

Все действующие лица танцуют. Кланяются. Уходят.

2. Как Балда царевну спасал

Действующие лица: Балда, Бес, Бесёнок, Ведьма, Девица, 2 Богатыря.

Декорации и атрибуты: домик – терем, скамеечка, «море», стол с посудой, деревья, метла, яблоки из папье-маше (красивое и черное), костюмы героев, лукошки, грибы на полянке,

Краткое содержание: Балда встречает Беса с Бесенком. Вместе они отправляются искать терем в лесу.

Основная мысль: нельзя доверять незнакомым людям.

Ведущая: Я не поэт, но я скажу стихами,

И пусть меня простит за это Пушкин.

Хочу поговорить сегодня с вами.

Поставьте, дети, ушки на макушки.

К вам пришли сегодня гости,

Чтобы вас предостеречь: нужно жизнь свою беречь!

Не пускайте в дом чужих, может быть беда от них.

Бес: Море кости застудило, туча солнышко закрыла.в

Я по травке погуляю и грибы пособираю.

Бесёнок: Дедушка, с тобой пойду, много я грибов найду.

Бес с Бесёнком собирают грибы. Садятся на поляну и начинают делить грибы в две корзинки поровну. Появляется Балда. Он идёт по лесу и весело поёт: Я — Балда, я друг ребят, видеть все меня хотят!

А сейчас в лес иду, отвести хочу беду.

Ведущая: Вот идёт Балда по лесу, видит он, сидят два беса.

Балда: Здравствуй, Бес!

Бес: Привет, Балда! Ты откуда и куда?

Балда: Видел я сегодня сон: есть в лесу дремучем дом.

Дом не дом, а целый терем! Думаю, пойду, проверю,

Кто живёт там или нет? Ну, пошёл я, Бес, привет!

Бес: Я с тобой пойду, Балда! Будет вдруг во мне нужда.

И Бесёнок пригодится: он ведь может превратиться

И в собачку и в коня…

Бесёнок (хвалится): Я ведь умный!

Бес (гордо): Весь в меня!

Все уходят искать терем. Терем. У окна сидит девица и вышивает.

Девица: Скучно мне одной сидеть, целый день в окно глядеть,

На скамейке у дверей подожду богатырей.

Девица выходит, садится на скамейку, продолжает вышивать.

Появляются Бес, Бесёнок, Балда. Они смотрят по сторонам, ищут терем.

Ведущая: Путь далёк в лесу густом, долго ищут они дом,

Ведьма на метле летит, в ворота уже стучит.

Балда: Мы за дубом посидим.

Бес: Что же будет, поглядим.

Ведьма на метле делает круг по поляне, останавливается за деревом, слезает с метлы.

Ведьма: На скамейке у дверей ждёт она богатырей.

Вышивает, не спеша, раскрасавица-душа!

Здравствуй, красная девица!

Девица: Здравствуй, бабушка-черница!

Ведьма: Яблочко я принесла! Ты б ко мне сюда сошла!

Девица: Ты, бабуля, заходи, да со мною посиди!

Накормлю я от души, — щи уж больно хороши!

Девица уходит в терем, расставляет посуду. Ведьма суетливо бегает около терема, смотрит, не возвращаются ли богатыри? В это время Бесёнок превращается в собачку – надевает маску.

Балда: Ты, Бесёнок, выручай, в дом старуху не пускай!

Бес: Превращайся ты в щенка, двери сторожи пока!

Бесёнок: Гав-гав-гав! В дом не пущу! Прочь иди, я не шучу!

Ведьма убегает от собачки, прячется за ёлкой. Скачут богатыри.

1 богатырь: Кто ворота отворил?

Бесёнок: Я беду здесь отводил! Девицу спасал, старался!

1 богатырь: Этого я опасался!

2 богатырь: Кто же вздумал здесь чудить, нас бедою изводить?

Балда: Спряталась она, старуха! Я старуху приведу-ка!

Балда тянет за руку Ведьму.

1 богатырь: Ты зачем сюда пришла?

Ведьма: Яблочко я принесла!

Богатырь берёт её котомку и достаёт из неё чёрное яблоко.

2 Богатырь: Почернело! Отравить ты хотела, стало быть!

Уходи, пока прощаем, впредь щадить не обещаем!

Все: Вам, ребята, здесь урок! Пусть пойдёт вам сказка впрок.

Вас оставили одних – не впускайте в дом чужих!

Жизнь свою поберегите, маму с папой подождите!

Все участники представления танцуют.

3. Нужен друг всегда!

Краткое содержание: королевич Елисей ищет царевну — Лебедь, помогают ему герои сказок Пушкина.

Основная мысль: друзья нужны и в радости и в горе.

Сказочница: В сказках Пушкина, мы знаем, королевич Елисей

Целый день в тоске своей ищет юную царевну.

И друзей его, наверно, не забыли вы? У нас

Разыскать красу – девицу (вот народ-то удивится!)

Помогли друзья другие. Что ж, пора узнать – какие?

Эта палочка моя – самая волшебная –

Тоже будет помогать королевичу искать.

Звучит музыка.

Королевич Елисей ищет юную царевну. Заблудился он, наверно.

Камень пусть сейчас найдёт, что написано – прочтёт.

Королевич скачет на коне, останавливается перед камнем.

Елисей читает: Прямо, Елисей, иди, ель высокую найди,

В дом хрустальный постучи, помочь Белку попроси.

Елисей вспоминает: У лукоморья ель стояла, златая цепь на ели той.

И днём, и ночью кот учёный всё ходит по цепи витой.

Ель дом хрустальный охраняет от ветра, снега и дождя.

Орешки Белочка считает. Ту Белку помню, помню я.

Елисей скачет к Белочке. Стучится в домик:

Помоги мне, помоги, белка озорная!

Я тебя благодарю и орех лесной дарю.

Елисей кланяется, дарит Белочке орех. Белочка принимает подарок, под мелодию «Во саду ли, в огороде…» танцует и поёт:

Во саду ли, в огороде белочка плясала,

Королевичу дорогу Белка показала:

К морю синему пойдёшь, рыбку у воды найдёшь,

В воду брось её – спаси, а потом совет проси.

Елисей кланяется: Спасибо, Белочка!

Елисей скачет дальше.

Сказочница: Видит Рыбку Елисей. Протянул он руки к ней,

Подтолкнул её легонько, поплыла она тихонько.

Рыбка делает несколько танцевальных движений:

Я тебя благодарю и ракушечку дарю.

К уху ты её прижмёшь, на вопрос ответ найдёшь.

Сказочница: Приложил ракушку к уху королевич Елисей

И услышал голос моря…

Звучит запись: Ты на холм иди скорей.

На холме – дворец, на дворце ларец,

В том ларце – спица, а на спице – птица.

Птица эта – Петушок! Ты его спроси, дружок,

Где искать царевну. Всё ли понял верно?

Елисей: Спасибо тебе, море!

Сказочница: Королевич Елисей поскакал на холм скорей

И кричит он Петушку…

Елисей: Я добраться не могу до высокой спицы.

Помоги мне, покажи, где искать девицу?

Сказочница: Вмиг тогда наш Петушок приподнял свой гребешок,

Закричал и встрепенулся и в то место обернулся.

Петушок: «Ки-ри-ку-ку!» и поворачивается.

Сказочница: В стороне той Елисей видит Лебедь,

А на ней – царская корона!

Лебедь трижды повернулась и девицей обернулась.

Стала Лебедь говорить и друзей благодарить…

Лебедь: Белка, Рыбка, Петушок! Собирайтесь в наш кружок!

Мы станцуем и споём, вместе дружно заживём!

Общий танец.

Сказочница: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!

Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок:

Познаётся друг в беде. Нужен друг всегда, везде!

Ты друзей не забывай, сказку нашу вспоминай!

. Театрализованное представление по мотивам поэмы Габдуллы Тукая «Шурале»

  1. Как звери Джигиту помогали

Краткое содержание: Джигит отправляется в лес за дровами, встречается в лесу с Шурале. Выручают Джигита звери.

Основная мысль: детям нельзя одним уходить из дома.

Ведущая: Под Казанью есть Кырлай. Лес вокруг деревни – рай:

Без конца он и без края. Звери там живут, я знаю.

Между деревьев крадётся Лиса.

Я – Лиса, хитра я очень. Жду, когда наступит осень.

Видеть буду далеко, зайчика ловить легко.

Лисица убегает, выбегает Заяц:

Ну и хитрая Лисица! Не боюсь тебя, сестрица:

Не поймаешь, убегу, быстро бегать я могу!

Заяц убегает. Медленно, вразвалочку идёт медведь.

Медведь: Я – Медведь, любитель мёда! Силы много у меня!

Я могу валить деревья, не останется и пня! (уходит)

Ведущая: Вот однажды лунной ночью за дровами в лес густой,

Взяв топор, котомку с хлебом, собрался Джигит лихой.

По лесу идёт Джигит. Он подходит к деревьям, постукивает по стволам: Это дерево пойдёт, это мой топор возьмёт.

Наточу, чтоб было остро, и рубить я буду быстро.

За деревьями пробирается Шурале.

Джигит: Это кто ещё такой?

Шурале: Я? Хозяин я лесной! Я с тобою поиграю!

( в сторону) Я щекоткой убиваю!

Джигит: Ну, не здесь же нам играть!

Какой хитрый – щекотать (в сторону)!

Пойдём в чащу, там поляна. Здесь играть нам места мало.

Уходят. Выбегают звери.

Лиса пугает Зайца: Вот, попался, Зайка, Зайка-побегайка!

Медведь: Хватит, звери, воевать! Парня надо выручать!

Здесь я дерево свалю! Клин ищи, туда вобью!

Медведь валит дерево, Заяц находит клин, медведь вбивает его в ствол. Звери прячутся за дерево. Выходят Шурале и Джигит.

Джигит: Шурале! Смотри – бревно!

Шурале пытается поднять его: Ох, тяжёлое оно!

Джигит: Помоги его поднять, будем мы потом играть!

Шурале пытается поднять дерево то с одного конца, то с другого.

Джигит: Зря стараешься, чудак. Надо руки вставить так …(показывает)

Так удобно поднимать. Ну, попробуй щекотать!

Шурале пытается поднять бревно так, как показал ему Джигит – вставив руки в щель с клином, а Джигит клин выдёргивает.

Шурале (плачет): Ты прости меня, Джигит, по-другому буду жить!

Засмеют меня друзья, как попался глупо я!

Джигит: Шурале, тебя прощу, восвояси отпущу.

Если попадёшь опять, будешь на себя пенять!

Выходят все участники:

Вас хотим предупредить: в лес одним нельзя ходить!

Лучше дома посидите, маму с папой подождите!

IІI. Театрализованные представления по мотивам народных и литературных сказок.

1. Как Колобок в город собирался

Краткое содержание: колобок хочет попасть в город, но друзья его предостерегают: город – это опасно, сначала надо вырасти и узнать правила дорожного движения.

Основная мысль: все должны хорошо знать правила дорожного движения.

Сказочница. Жили-были Дед и Баба, жили – не тужили

И однажды Колобок вылепить решили.

Идёт Дед: Баба, вот тебе мука,- испеки два колобка.

Баба (месит тесто): Я месила колобок, Колобок — румяный бок,

Чтобы Деду угодить, очень вкусно накормить.

Но муки мне не хватило – Колобок один слепила.

Сказочница: Вылепила, испекла, долго не рядила.

На окошке Колобок остудить решила.

Баба: Пусть остынет колобок. И обед наш будет в срок (дед и баба уходят).

Сказочница: Колобок лежать устал, по дорожке побежал.

Он бежал среди берёз, а пока бежал, он рос.

Встретил зайца он в лесу (Хорошо, что не Лису!).

Колобок выбегает из-за домика, под музыку бежит между деревьями, встречается с Зайцем.

Заяц: Здравствуй, здравствуй, Колобок, Колобок – румяный бок.

Ты куда спешишь, от кого бежишь?

Колобок: Испекли меня в избушке, что стоит на той опушке.

Скучно с дедом мне и бабой: молодой я и упрямый,

Мир хочу я повидать, городским скорее стать.

Только что такое город? Это что – леса и горы?

Заяц: Город – значит улиц много, магазины и дома,

Тротуары и дорога, да к тому же не одна.

Лучше ты домой вернись, на окошке остудись.

Попадёшь не то в беду, пойдём, тебя я отведу.

Заяц берёт Колобка за руку, Колобок вырывается.

Колобок: Хватит, я уже лежал! А теперь я побежал (убегает).

Заяц: Я побегаю в лесу, найду хитрую Лису.

Мы догоним Колобка. Пусть побегает пока (убегает).

Выходят, охая, Дед и Баба.

Дед: О-хо-хо! Пришла беда! Я скорей пойду туда (показывает).

Вдруг в болото попадёт! Там уж точно пропадёт!

Баба: В другую сторону пойду, может, там его найду.

Лес должны мы обойти, непослушного найти. (Уходят).

Выбегает Лиса: Я – лисичка Лизавета, рыжая красавица.

Любят все меня за это, хвост самой мне нравится.

Ничего я не пойму, все кричат: «Ау – Ау!».

Эй, друзья, ну объясните, что случилось, расскажите!?

Ворона: Эй, друзья – лесные звери! Все скорей откройте двери!

Норки, дупла и берлоги – всё оставьте! Все сюда!

В лесу беда! Беда! Беда! Сбежал в город Колобок,

Колобок – румяный бок! Нужно нам его догнать

Да про город рассказать!

Голоса: Идём! Бежим! Спешим! Спешим!

Выходят все звери, Дед и Баба ведут за руки Колобка.

Дед: Вот нашёлся Колобок, Колобок – румяный бок.

Баба: Ты сначала сядь, послушай умные советы

От Медведя, Белки, Зайца, Лисы Лизаветы.

Усаживают Колобка.

Медведь: Укатилось яблоко прямо на тропинку.

Я его догоню, положу в корзинку.

Ну, а в городе нельзя бегать на дорогу:

Город – это ведь не лес, там всё очень строго.

Там бегут машины вряд, светофоры там горят.

Лиса: Самый главный в городе – светофор весёлый.

У него три глаза – красный, жёлтый и зелёный.

Ты запомни, Колобок: красный цвет – он очень строг!

Если он горит, ты жди. А зелёный впереди, — смело ты вперёд иди.

Дед: Через рельсы проходи у трамвая впереди.

Чтобы не было беды – автобус сзади обходи.

Белка: Колобок, ты — пешеход! Не забудь про переход.

И наземный, и подземный – это друг твой самый верный!

В городе ты – пешеход, две дорожки у тебя:

Тротуар для пешеходов и «зебра» полосатая.

Я ж в лесу скачу, скачу! И скачу я, где хочу!

Ворона: Кар – кар – кар! Кар – кар, друзья! Виновата во всём я!

Кто нас в городе считает, под машины попадает!

Медведь: Я люблю велосипед и в лесу катаюсь смело.

В городе нельзя кататься, если хочешь жив остаться!

Колобок: Ладно, Баба! Ладно, Дед! Долго я вас слушал!

Стала круглой голова и устали уши!

Я сначала подрасту, в город лишь потом пойду!

Общий танец участников.

  1. Дружба зверей (по мотивам сказки «Заюшкина избушка»)

Основная мысль: нельзя быть доверчивым, нужно помнить об осторожности.

Ведущий: Дети, сегодня сказки вам покажем.

Про петушка и зайчика расскажем.

Первая сказка о маленьком зайчике

И о лисе, что обидела мальчика.

Эта лисичка жила на опушке

В маленькой, холодной, ледяной избушке.

Лиса ходит вокруг своего домика. Трогает его лапкой, греет лапку. Заходит, садится на стульчик.

Ведущий: А в том же лесу жил маленький зайчик –

Добрый, доверчивый, маленький мальчик.

Идет зайчик. Стучит молоточком.

Заяц: Наконец, достроил дом. Красота в лесу кругом.

Буду жить я в доме этом и зимой, весной и летом.

Заходит в домик, садится на стульчик. Лисичка выходит из домика.

Лиса: Весна наступила, и солнце печёт.

Дом мой красивый под солнцем течёт.

Он ведь из снега – из снега и льда…

Дом мой растаял! О, горе! Беда!

Зайчик, пусти меня в домик твой тёплый!

Он — маленький мальчик и очень добрый.

Зайчик: Будем жить с тобой, лиса, дружно, интересно!

Лиса: Уходи, глупышка, нам вдвоём здесь тесно.

Лиса выталкивает зайчика.

Заяц: Что же я наделал? Зачем я дверь открыл?

Мамочка учила, а я всё забыл!

Зайчик сидит на пенёчке, плачет. Идёт волк: у него – ведро, совочек, веничек. Он собирает мусор, складывает в ведро.

Волк: В лесу порядок навожу. Со всеми я в лесу дружу.

Ты почему один грустишь и почему ты здесь сидишь?

Зайчик: Я жил в избушке лубяной. Лиса – в холодной, ледяной.

Я рыжую в свой дом пустил, большую ошибку я совершил!

Волк: Что ты, зайчик, натворил! Дверь лисе зачем открыл?

Выходи, лиса, скорее. Серый волк тебя сильнее!

Лиса: Я на печке сижу и в окно на вас гляжу.

Уходите, не сердите, свои ноги уносите!

Волк: Ой, как страшно, ой, боюсь! Я, зайчонок, тороплюсь! (убегает)

Идёт Ёж: Фу-фу-фу! Фу-фу-фу! Расскажи, как на духу:

Дом красивый кто построил? Зайчик, почему расстроен?

Зайчик: Я жил в избушке лубяной. Лиса – в холодной, ледяной.

Я рыжую в свой дом пустил. Большую ошибку я допустил.

Ёж: Фу-фу-фу! Я – серый Ёж! Выгнала ты зайца ловко!

Ты в этом доме не живёшь, уходи, лиса-плутовка!

Лиса: Я на печке сижу и в окно на вас гляжу.

Уходите, не сердите, свои ноги уносите!

Ёж: Зайчик, ты меня прости, помощь у других проси.

Детки ждут меня в норе. Побегу я поскорей.

Идёт медведь. Скачет лягушка.

Медведь: Я устал ходить в лесу. Много мёда я несу.

Лягушка: Хорошо в лесу весной. Кто тут плачет под сосной?

Зайчик: Я жил в избушке лубяной. Лиса – в холодной, ледяной.

Я рыжую в свой дом пустил. Большую ошибку я допустил.

Медведь: Выходи, Лиса, из дома! Раскатаю я все брёвна

И всю крышу разнесу. Прогоню тебя, лису!

Лиса: Я на печке сижу и в окно на вас гляжу.

Уходите, не сердите, свои ноги уносите!

Лягушка: Ква-ква-ква! Ой-ой-ой! Я боюсь её, косой!

Мы скорее поспешим, от лисички убежим!

Медведь с Лягушкой уходят. В лесу встречают Волка и Ежа.

Лягушка: Я в лесу зайчонка видела.

Волк: Знаю, лисичка зайчонка обидела.

Ёж: Я испугался, ушёл поскорее.

Медведь: Давайте вернёмся. Ведь дружба сильнее.

Друзья возвращаются к домику.

Медведь: Мы сейчас устроим гром. Эй, лиса, мы рушим дом.

С печки ты, лиса, слезай, поскорее убегай!

Друзья начинают греметь – ложками, в бубен, палочкой по ведёрку.

Лиса: Подождите вы немножко, надеваю я сапожки!

Всё, уйду, уйду, уйду! Дом себе другой найду (убегает).

Медведь: Всё, прогнали мы лису. Пусть одна живёт в лесу.

Лягушка: Дети, будьте осторожны: Дверь держать закрытой нужно!

Ёж: Никого в дом не пускайте, жизнь свою оберегайте!

Ведущий: Но лиса недалеко ушла. За лесом деревню большую нашла.

А что там случилось, мы скоро расскажем

И умную сказку вам, дети, покажем.

Занавес.

Сценарий театрализованного представления «Как звери Лису учили».

По мотивам русской народной сказки «Заюшкина избушка».

ЭПИГРАФ

Сказочная экология

Планета Земля – наш единственный дом,

И все мы сегодня в нём дружно живём.

А дом свой беречь обязательно надо:

Леса и поля, моря, водопады,

Чтоб чисто, тепло, уютно в нём было,

Чтоб грустная сказка не стала вдруг былью.

Старик со старухой у Пушкина в сказке…

Старуха – стирала, старик наш – рыбачил.

Закинул он невод – консервная банка,

Второй раз закинул – башмак! Вот рыбалка!

А рыбка сама приплыла и сказала:

«В аквариум брось меня, старче, не знала,

Что жить не смогу я в море таком,

Когда-то чистом и голубом.

Я рыбкой остаться хочу золотою,

Совсем не хочу я стать нефтяною!»

Чтоб грустная сказка сказкой осталась,

Чтоб наша планета прекраснее стала,

Чтоб лес был зелёным, а море лазурным,

Ты – человек – должен быть мудрым:

Мусор везде убирать за собой,

Чтоб рыбка осталась всегда золотой!

Действующие лица: ведущий, Заяц, Лиса, Медведь, Волк, Петух, Еж 1, Ёж 2, Птичка, Сорока.

Декорации. Два домика: у Зайца – чисто, у Лисы – замусорено. Мусорные «контейнеры» с надписями «Пластик», «Стекло» — между домиками. Подарки: картина-аппликация, Пугало, поросёнок из пластиковой бутылки, собачка из консервных банок.

Зайчик убирается: вытирает пыль, складывает в пакет мусор (пластиковую бутылку, стеклянную банку, бумагу).

Лиса лежит, пьёт лимонад или сок. На полу валяется банан. На Лисе жилетка с пятном.

Ведущий.

Лес дремучий, лес густой за высокою горой.

В том лесу жила лиса – рыжая красавица.

А совсем недалеко домик был у зайца.

Заяц.

Я порядок одобряю! Мусор весь я разбираю.

Пластик – здесь, стекло – сюда.

А бумагу я коплю и в приёмный пункт сдаю.

Заяц возвращается в домик. Может сесть с книгой за стол или мыть посуду, заправлять постель.

Лиса.

Не осталось лимонада!

Что, вставать теперь мне надо?

Не хочу, пусть там лежит!

Никуда не убежит! (Бросает бутылку)

Нет, придётся встать – пятно прямо так и клеит.

Не хочу стирать, не то ручки огрубеют.

(Кофточку снимает, бросает на стул.)

От банана кожура? Вдруг я упаду?

Под кровать, пусть там лежит!

Выход я всегда найду! (заталкивает под кровать)

Ведущий.

День за днём копила мусор ленивая лисица.

И настал тот день, когда

В домике – не поместиться!

Лиса идёт к Зайцу. Стучится.

Лиса.

Ты впусти меня скорей.

Зверя нет тебя добрей.

Помогать тебе я буду:

Мыть полы и мыть посуду.

Заяц.

Что случилось? Где твой дом?

Лиса.

Ветхий стал, пошёл под слом!

Заяц.

Заходи, Лиса! Садись! Будем чай пить!

Лиса садится за стол. Пьёт. Бросает бутылку. Ест. Смахивает посуду на пол. Заяц за ней всё подбирает, складывает в пакет или ведро.

Лиса засыпает.

Заяц.

Мусор вынеси, Лиса! Это просто чудеса:

Обещала помогать, а сама – то есть, то спать!

Лиса (встаёт)

Ты, Косой, не возмущайся!

Уходи, не возвращайся!

Этот чистый домик – мой.

Поищи себе другой!

Лиса выталкивает Зайца.

Музыка. Заяц идёт, плачет. Подходит к домику Лисы.

Заяц.

Обманула: целый дом.

Видно, не пошёл под слом.

Ой, не дом, а просто свалка.

Как мне домик этот жалко!

Что же делать? Как мне быть?

Порядок нужно наводить.

Но один не справлюсь я.

Помогите мне, друзья! (звонит или кричит)

Ведущий.

Звери зайчика любили.

Все к нему скорей прибыли.

Стали мусор разбирать.

Разбирать – сортировать.

Звучит музыка. (Звери с пакетами в руках пробегают мимо контейнеров, выбрасывают, возвращаются в домик за подарками.)

Без музыки: Выходят по очереди, дарят подарки – ставят на столик – и остаются рядом с Зайчиком.

Волк (из 5-литровой бутыли вырезать и украсить – можно поросёнка)

Пластик – самый разный – выбрасывать нельзя.

Для сада украшенья сделал я, друзья! (дарит)

Медведь (с коробкой)

Хитрая Лиса вернётся,

Лишь мы в доме приберёмся.

Из консервных банок я пёсика собрал,

Чтоб от Лисы-грязнули тебя он охранял.

Птичка: (несёт связку журналов и картину)

Модные журналы дом весь завалили.

Мы журналы разобрали,

Аппликацию создали.

Для дома украшение

Всем на удивление.

Ежик 1.

Сколько тряпок! Просто ужас!

Но выбрасывать не нужно!

В хозяйстве пригодится,

На что-нибудь сгодится!

Ёжик 2.(несет пугало)

Пугало прими от нас.

Он охранник – просто класс!

Летом будешь ты – сажать,

Он – урожай твой охранять!

Петушок (с чайником, в нём – цветы).

Старый чайник пригодился:

Никогда Лисой не мылся.

Я посадил в него цветы

Небывалой красоты!

Заяц.

Спасибо, друзья, за помощь большую.

Сейчас новоселье отметим, станцуем!

Звери (вместе).

У тебя всегда порядок.

Помогать тебе мы рады.

Общий танец.

Прилетает Сорока:

Беда! Беда! Сюда! Сюда!

Мусора Лиса столько накопила,

Что мусором этим ее и завалило!

Нужно нам её спасать и к порядку приучать!

Звери убегают.

Ведущий:

Сказка ложь, да в ней намёк.

Добрым людям всем урок:

Планета Земля – наш дом, берегите.

Пример не с Лисы, а с Зайца берите!

  1. Доверчивый Петушок (по мотивам сказки «Кот, дрозд и петух»)

Основная мысль: нельзя доверять незнакомым людям, нужно быть осторожными.

Ведущий: Лиса недалеко ушла, за лесом деревню большую нашла.

А что там случилось, сейчас мы расскажем

И умную сказку, вам, дети, покажем.

Открывается занавес. Между деревьев крадётся лиса.

Ведущий: Была деревня на горе и дом красивый во дворе.

Там жили кот и петушок – золотистый гребешок.

Ещё жила лягушка – весёлая подружка!

Они жили – не тужили и с соседями дружили,

Огород свой поливали, от лисы дом охраняли.

Но про них лиса узнала: ей сорока рассказала.

Лиса: Дом красивый на горе. Ходит Петя во дворе.

Тебя, Петя, обману. В лес с собою заманю.

Лиса прячется за деревья.

Кот (Петушку): Мы уходим в лес с Лягушкой.

Ты, дружок мой, будь послушным.

У окошка посиди, на дорогу погляди.

Кот с Лягушкой уходят.

Лиса подкрадывается к дому и начинает ласково говорить:

Петушок, Петушок, выходи ко мне дружок!

В лес пойдём мы погулять. Хватит у окна скучать!

Петушок: Нет, лиса, я не пойду. Ты пришла мне на беду!

Лиса: Петушок, Петушок! Пойдём, Петя, на лужок!

Там цветочки растут, курочки венки плетут!

Петушок: Нет, лиса, я не пойду. Ты пришла мне на беду!

Лиса: Хожу я у окошка, хочу Пете дать горошка.

Горошка Петя не берёт, гулять со мною не идёт!

Петушок: Отойди, лиса, немножко…Оставь горошек под окошком.

Лиса оставляет корзиночку под окном, прячется за деревом. Петушок выходит, берёт корзиночку. Лиса хватает его, тащит за собой в лес.

Лиса: Обхитрить тебя смогла. Долго под окном ждала.

Петушок: Несёт меня лиса в далёкие леса!

Кот с лягушкой, помогите! Петю своего спасите!

Бегут кот с Лягушкой.

Кот: Петя, Петя, Петушок, ты подай нам голосок!

Петушок: Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Лягушка: Вон лисичка убегает! Хвост дорогу заметает!

Кот: Стой, держи её, вяжи! (лиса запутывается в верёвке)

Ты куда бежишь, скажи?

Лиса (хитро, ласково):

В гости с Петей собрались. Ждали вас – не дождались!

Я хотела стол накрыть – Петю чаем угостить!

Кот: Нас, лиса, не проведёшь. Песню хорошо поёшь.

Хочешь ты не накормить, а обед себе сварить!

Лягушка: Глупый Петя-петушок! Ты попался на крючок.

Хорошо, что мы успели, что тебя пока не съели!

Лиса: Что же, дальше побегу: может, я ещё найду,

Тех, кто верит всем подряд! Здесь такие не сидят?

Лиса из-под руки внимательно смотрит в зал, проходит вдоль первого ряда и убегает.

Ведущий: Дети, вы запомните правила простые эти.

Кот: Никому не открывайте двери ни за что на свете!

Лягушка: Незнакомцам вы не доверяйтесь

И в дорогу с ними вы не отправляйтесь!

Петушок: Будьте терпеливы, умны и внимательны!

Дождитесь дома маму и папу обязательно!

Герои кланяются, уходят.

  1. День рождения Мышки (по мотивам сказки «Теремок»)

Мышка бежит по тротуару.

Сказочница: Бежала мышка по тропе, бежала и грустила:

Мышка: (Грустно) Ни одного цветочка я так и не получила!

Ведь день рожденья у меня! А у меня нет даже пня,

Чтоб стол накрыть и чай налить, друзей чтоб в гости пригласить…

Сказочница: Сегодня мы, друзья, все в чудеса поверим:

Пред мышкой вдруг прекрасный появился терем!

Мышка (осматривает теремок, видит телефон):

Я позвоню сейчас друзьям.

Свой новый адрес я им дам!

Сказочница: Всех мышка обзвонила. Всех в гости пригласила!

Мышка: Пойду я, терем приберу: полы помою, пыль протру,

Испеку я пирожки и посплю, – устали ножки!

Мышка уходит в Теремок (прячется).

Скачет по тротуару Лягушка, в руках у неё – зеркальце. Она останавливается около «зебры», глядится в зеркало.

С другой стороны скачет Зайчик. Встречаются они около пешеходного перехода. Знак «Пешеходный переход». Напротив – светофор.

Лягушка: Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Ходит кругом голова:

Как дорогу перейти? Где мне Теремок найти?

Я сегодня нарядилась. Щеки нарумянила.

А как дорогу перейти – я не знаю правила!

Видно, я дорогу здесь не перейду.

В новый мышкин терем я не попаду!

Заяц: Ты, Лягушка, не тужи, – «зебра» впереди лежит.

Свет зелёный подождём и дорогу перейдём.

Ты, зелёная, запомни, как дорогу перейти.

А забудешь нужный цвет – можно в зеркальце найти.

В зеркале, конечно, светофора нет,

Но всегда увидишь ты в нём нужный цвет!

Лягушка (смотрится в зеркало). Гордо:

Да, такая красота редко уродится!

Буду в зеркало смотреть — в жизни пригодится!

Заяц: Зеркало ты убери, на дорогу посмотри.

Сначала – налево, направо потом.

Так мы дорогу с тобой перейдём.

Загорается зелёный свет, они переходят дорогу. Убегают в Теремок.

Едет по дороге лисичка (руль, на груди – изображение автомобиля или автомобиль изготовлен и из коробки, съёмный).

Лиса: Ах, спешу я к мышке в гости – терем не могу найти.

Адрес новый позабыла – что ж я не перезвонила?

Вижу, вижу, — телефон! Мне сейчас поможет он!

Знак «Пункт связи».

Лисичка выходит из машины (кладёт руль у края дороги) и звонит:

Алло! Алло! Адрес, мышка, подскажи! Мне дорогу укажи!

Голос Мышки: Стоит терем на горе, «Автостоянка» во дворе.

А ещё больница рядом. Приезжай, я буду рада!

Лиса: Еду, еду, тороплюсь! Чаю с плюшками напьюсь!

Лисичка едет дальше. Знак «Остановка автобуса». На остановке стоит Волк. Волк: (ворчит)

Нет автобуса, беда! Не поеду никуда.

К мышке в гости опоздал. Два часа я зря стоял!

Лисичка подъезжает к волку.

Лиса: Серый, Серый, ты куда?

Волк: В гости к мышке опоздал!

Лиса: Ничего, садись, успеем!

Волк: Ну, поехали скорее!

Уезжают к мышке. Видят знаки «Автостоянка», «Больница».

Лиса: Мышка верно указала: эти знаки я узнала.

Где-то рядом теремок… (Волку) Подтолкни! Мотор заглох!

Волк толкает «машину». Уезжают.

Идёт вразвалочку медведь. Знак «Остановка трамвая». Подходит к «трамваю».

Медведь: Я пешком иду полдня. Довезёт трамвай меня.

Скоро станет уж темно. В гости ждут меня давно.

Медведь садится на стульчик. К нему подходит кондуктор.

Кондуктор: Гражданин, билет купите!

Медведь (сердито): У-у-у!

Кондуктор: И, прошу вас, не ревите!

Все должны билет купить и проезд свой оплатить!

Медведь покупает билет и «засыпает».

Кондуктор объявляет:

Остановка «Теремок»! Эй, проснитесь, выходите!

И билетик свой, прошу, в урну положите!

Медведь выходит, бросает билет в урну, идёт к теремку.

Медведь: Ну и что, что я – медведь: правила я знаю,

Очень город свой люблю и не засоряю!

Наконец, добрался я! Дверь откройте-ка, друзья! (стучится в Теремок)

«Теремок» разворачивается внутренней частью к зрителям. Все гости полукругом сидят за столом.

Мышка: Рада видеть вас, друзья! Всех прошу остаться я:

Жить теперь мы вместе будем. Все печали позабудем!

Попрошу поближе сесть – пироги мы будем есть!

Гости пьют чай. Едят пироги.

Волк: Что ж, пора дарить подарки. Телевизор я дарю.

Так, включаю, звук прибавлю…Что же там передают?

Голос диктора: Вот кроссворд! Кто разгадает! Кто все правила здесь знает?

На экране телевизора – кроссворд.

Голос диктора: Уважаемые телезрители!

Вы кроссворд разгадать не хотите ли?

Все слова запишем по горизонтали,

А главное слово – важное очень,

Хочу, чтоб сверху вниз вы прочитали!

Я вопрос задам вам первый:

На дороге лежит… (зебра)

Чтоб тебе сказали: «Ты – чемпион!»,

Должен ты часто ходить на …(стадион)

Чтоб зверей узнать поближе,

Дети ходят в зоопарк.

Чтоб с мячом играть, в скакалки,

Отправляйтесь, дети, в … (парк).

Взяв любимую машинку

И любимую лошадку,

Дети все должны идти

На детскую …(площадку).

Мышка: Посмотрите, вот так-так! Получилось слово «знак».

Медведь: Ты хорошая хозяйка!

Вот, подарок принимай-ка! (дарит подарок – в красивой упаковке).

А ещё, спою я песню. Я сегодня бодр и весел!

Медведь (или – все вместе) поёт песенку (по теме). Все аплодируют.

Мышка (открывает подарок медведя – там набор знаков):

Мышка: Медведь, спасибо за подарок. Каждый знак красив и ярок.

Знаки эти надо знать и, друзья, уметь читать!

Выставляет несколько знаков на полочку, чтоб видно было зрителям.

Лиса: Я здоровья тебе хочу пожелать

И весёлый стишок хочу рассказать.

Ты подарок мой прими и, конечно, разверни.

Мышка разворачивает подарок. Это книга — «Дорожная азбука. 1 класс». Мышка всем показывает книгу.

Лиса: Лишь, как только подрастём, в первый класс мы все пойдём,

Книгу эту прочитаем, и все правила узнаем.

А сейчас расскажу про дядю большого

Из стихотворения Михалкова.

Лисичка читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер».

Зайчик: Вы и пели, и читали. А загадку отгадали?

Зайчик(загадку):Это знак такого рода: он на страже пешехода.

Переходим с вами вместе мы дорогу в этом месте (пешеходный переход).

Лягушка: Мы вам сказку показали, о том, как вести себя, вам рассказали.

А сейчас мы дружно спляшем и платочками помашем!

Все артисты танцуют танец с платочками.

Сказочница: Читайте, дети, книгу под названьем «ГОРОД».

Книга эта просто замечательная.

В этой книге, нет, не буквы – ЗНАКИ,

Они расскажут много занимательного!

Артисты выходят на поклон.

  1. Непослушные поросята (по мотивам сказки «Три поросёнка»)

Краткое содержание: поросята убегают от мамы в лес, живут в домике, где возникают опасные для их жизни ситуации.

Основная мысль: нельзя детям одним уходить из дома, а, находясь дома, нужно быть бдительным и осторожным.

Сказочница: Три поросёнка – Наф , Нуф, Ниф – сбежали в лес от мамы.

Коль непослушны дети – недалеко до драмы.

Драма – это такая история,

Когда непослушные дети приносят много горя.

Итак, дети в лесу оказались.

От жизни спокойной они отказались.

Решили они пожить самостоятельно,

А мы посмотрим за ними внимательно.

А чтобы эти дети беды не натворили,

Мы Золотую рыбку в сказку пригласили.

Пока Сказочница говорит, поросята гуляют по лесу и находят на полянке домик. Входят, всё рассматривают. Выключают свет (настольную лампу) и ложатся в кровать.

Наф: Мы поспим, отдохнём, силы наберёмся.

А куда попали – завтра разберёмся.

Сказочница: Двери накрепко закрыли и тихонечко зажили.

Но не знают, что в округе есть опасные враги.

Вот однажды утром рано раздался звонок упрямый.

Поросята вскакивают, Наф подбегает к двери: Это кто же к нам пришёл?

Грабитель: Я ваш дом едва нашёл!

Слышал я, водопровод доставляет вам хлопот.

Я его исправлю вам и визитку свою дам.

Наф (радостно): Слесарь к нам пришёл, ура! Дверь откроем, детвора!?

Без воды жить надоело. Вот с водой – другое дело.

Золотая рыбка: По щучьему велению, по моему хотению!

Нуф! В глазок дверной взгляни! Ниф! В милицию звони!

Нуф: Нет! Я не окрою дверь! Очень умный я теперь!

Ниф (звонит): Милиция! Спасайте! Нам подмогу высылайте!

Подходит милиционер, берёт грабителя под руку:

Я – участковый Иванов! Детям я помочь готов.

Нет, товарищ, не спешите! Документы предъявите!

Так, пройдёмте, гражданин, вашу личность уточним!

Милиционер уводит грабителя. Поросята ему вслед:

Дядя милиционер! Будем брать с тебя пример!

Будем людям помогать! Будем мы людей спасать!

Все вместе кричат: Ой! Ой! Ой!

Наф трёт глаза: Не могу моргнуть я глазом!

Нуф: Что-то здесь запахло газом!

Ниф: Что же делать? Как нам быть? И куда нам позвонить?

Наф (листает справочник):

Вот нашёл я телефон! 04! Это он! Так, 04 я набрал.

Правильно, в горгаз попал. Ой, а связь оборвалась…

Нуф: Фу! Как сильно пахнет газ!

Золотая рыбка: По щучьему велению! По моему хотению!

Мастер пусть сейчас придёт и ремонт произведёт!

Идёт мастер: Так, друзья, откройте дверь! Перекроем газ теперь.

Вы к плите не подходите и обед вы не варите.

Газ – это же очень опасно! Я надеюсь, вам всё ясно?

Ниф: Дядя мастер, нам всё ясно!

Наф (грустно): Будем жить теперь прекрасно: ни воды, ни газа нет,

Ниф: Нет ни крошки на обед!

Мастер: Дверь скорее запирайте и чужим не открывайте.

Сказочница: Поросята сильно загрустили, пятачки печально опустили.

Наф: Нет воды! Отключен газ!

Нуф: Ой, ребята, свет погас!

Золотая рыбка: По щучьему велению! По моему хотению!

Пусть монтёр придет сюда, перережет провода.

Стук в окно: Открывайте сей момент! Я – монтёр! Вот документ.

Здесь, друзья, произошло замыкание —

Вы оставили утюг без внимания.

В темноте вы посидите, свою маму подождите

Забирает утюг, уходит.

Поросята: — Ой, как страшно мне, друзья!

— Волка вижу в окне я!

— Окружают нас враги!

Вместе: Мама! Мама! Помоги!

Идет по лесу мама: Я поросяток своих не найду!

Как без детишек домой я пойду?

Кто мне поможет? Что делать? А-У!

Золотая рыбка: Ты не горюй! Я помогу!

По щучьему велению! По моему хотению!

Поросят скорей найди и домой их отведи!

Мама: Вот поляна! Вот избушка! Слышу, плачут мои хрюшки.

Наконец, нашла вас, дети! Вы дороже всех на свете!

Только, пожалуйста, будьте послушны!

Маму, ребята, слушаться нужно.

Поросята: — Мама, прости, пожалуйста, нас!

— Не будем мы трогать ни воду, ни газ!

— И утюг не будем трогать мы

Пока не вырастем, не станем взрослыми!

Занавес.

ІV. 1. Сценарий представления «Как зайчика Юру Лень одолела».

Краткое содержание: Зайчонок и медвежонок – соседи. Зайчонка одолела лень. На помощь ему приходят медвежонок с друзьями.

Основная мысль: ленится – это очень плохо.

Мишка и зайчонок лежат на своих кроватках.

Ведущий: Жил мишка Миша во дворе. Вставал он рано на заре

И был весьма начитан, и хорошо воспитан.

И жил еще там зайчик Юра. Он был заметною фигурой:

Он долго спал, он не читал. Ребят – соседей обижал.

Идёт Лень, несколько секунд думает, в чей дом войти. Затем входит в дом к медвежонку.

Вдали Петушок: Ку-ку-ре-ку!

Миша встает: Привык я соблюдать режим:

Сейчас на месте побежим… (бег на месте)

Поднимем высоко колени… (выполняет)

«Уходи!» — мы скажем Лени.

Лень, которая села около Мишки, пока он делал зарядку, пересаживается на стул около зайчонка и обиженно говорит:

Не пускает Миша в дом! Что же, дальше побредем!

Я у Юры посижу! С Юрой я давно дружу.

Миша берет ведра: Я за водой схожу на речку.

И растоплю потом я печку. (Уходит)

Зайчонок Юра садится на кровати:

Этот бок я отлежал (поворачивается на другой бок).

Так я тоже полежал! По-турецки посижу!

Да в окошко погляжу! (садится)

Лень: Удивительный ребенок! Он ленив почти с пеленок!

Я его давно люблю! Баю – баюшки-баю! (поет)

Юра опять ложится, Лень «связывает» его веревкой:

Юру в плен возьму, свяжу. «Спи, малыш!» – ему скажу.

Друг за другом проходят Солнце, Тучка, Дождь.

Солнце: День настал, и солнце встало!

Тучка: Тучка в небе набежала!

Дождь: Дождь в листве прошелестел: «Как у Миши много дел!»

Миша возвращается с ведрами:

Огонек в печи искрится. Испеку себе я пиццу.

«Три медведя» почитаю и альбом я полистаю.

Ведущий: Снится Юре страшный сон: что совсем не вырос он,

Что его не взяли в школу, и что врач пришел с уколом!

В зале свет частично гаснет. Сон зайчика Юры.

Дятел: Я – дятел! Я – доктор! Лечу я деревья.

Но зайчиков тоже лечу я от лени.

Летела сорока и весть принесла:

В плен хитрая Лень Зайчонка взяла.

От лени укол у меня есть большой.

Где зайчик? Где Юра? Где наш больной?

Дятел ищет больного зайчика, уходит. Свет включается.

Просыпается Зайчонок: Это кто меня связал? Я – ленивый? Кто сказал?

Сон меня так напугал: Дятел с уколом большим прилетал.

Не надо укола! (звонит по телефону):

Друг, выручай! Лень одолела! Зайчонка спасай!

Миша: Солнце и Дождь! Тучка – подруга!

Вы помогите выручить друга!

Прочь, Лень, уходи! Ты чего здесь сидишь!

Зайчонок, вставай, ты всю жизнь так проспишь!

Лень убегает.

Солнце: Лучи мои яркие дом осветили!

Тучка: Мы с дождиком свежим Зайчонка умыли!

Зайчонок: Спасибо, друзья! А вам я скажу:

Лень – не подруга! Я с ней не дружу! Занавес.

Приложения:

  1. file0.doc.. 1,9 МБ

Опубликовано: 13.11.2021

Театр начинается с… Людей. Именно о них «Областная газета» будет рассказывать в Год театра в нашем проекте. Мы заглянем за кулисы театров области, зайдём в гримёрки, мастерские, в цеха, в репетиционные классы, спустимся в оркестровые ямы, заберёмся на колосники сцены и посмотрим на театр глазами уникальных людей разных профессий.

Мы открываем проект Театром кукол неслучайно. Во-первых, совсем недавно, 21 марта, отмечался Международный день кукольника. Во-вторых, именно с кукольного театра мы, как правило, начинаем знакомиться с волшебным театральным миром. А без кого не может существовать ни один кукольный театр? Правильно, без того, кто создаёт куклу – с художника.

…С непривычки в извилистых коридорах этого театра можно легко заплутать – правда, ориентиром служат куклы. Они здесь почти на каждом шагу. После очередного поворота нас встречают персонажи из спектакля «Баллада о Морской Царевне» – величественные, в человеческий рост. В небольшом углублении притаился колдун из постановки «Калиф-аист», он смахивает на огромного паука: увидишь в темноте – невольно ойкнешь. Вместе с Юлией СЕЛАВРИ, которая и является автором этих разных кукол, мы заходим в хранилище, где плотными рядами висят марионетки, маски, перчаточные и тростевые куклы. Здесь можно просидеть весь день – и то не удастся всего рассмотреть. Проникнувшись какой-то невероятной атмосферой, даже разговор мы начали почти шёпотом, чем немного рассмешили Юлию Селаври. Ей нас понять непросто, Юлию мама привела в театр ещё маленьким ребёнком.

Династия

– Юлия Владимировна, расскажите о самом ярком детском впечатлении от театра?
– Это был роскошный спектакль «Конёк-горбунок». Огромное полотно, полностью подвижные порталы, рама с имитацией деревянной резьбы, с летающей кобылицей необыкновенной красоты! Но однажды я зашла за кулисы и увидела, что на полу лежит что-то такое странное – куча тюля, поролона – это была она, эта кобылица… С тех пор волшебство кукольного театра для меня пропало, я увидела, так сказать, «кишки» – то, как и из чего спектакль сделан.

– Наверное, это было неизбежно – рано узнать об изнанке процесса, поскольку вы выросли в театральной семье. У вас ведь, кстати, династия?
– Да, это так. Мой дед работал художником в разных театрах Перми. Последним его театром был как раз театр кукол, причём маме он говорил, что ему там даже больше нравится, потому что актёры – люди капризные, а куклу он мог сделать так, как ему хотелось. И понятно, что моя мама, так или иначе, была во всё это вовлечена ещё в детстве. Бабушка была актрисой. Правда, они с дедом, как часто бывает в театральных семьях, через какое-то время разошлись.

Но, как ни крути, у мамы это засело, и после того как она окончила художественное училище, её пригласили в театр – она работала здесь художником-скульптором. Потом её позвали на телестудию на фильмы, которые строились именно как театр кукол – на серию «Лесные сказки» про зайку Петю. Также она ставила по области – в Новоуральске, Краснотурьинске. Отец у меня художник, но нетеатральный. Правда, и его я однажды тоже подтянула. Мы делали спектакль «Дон Жуан» и хронически не успевали. Поэтому буквально накануне премьеры я привлекла всю семью. Там был такой маленький театрик, где шла опера, и должны были меняться задники, один из которых как раз расписывал отец.

– Интересно, как выглядел дом такой творческой семьи?
– Порядка как такового у нас не было в принципе (смеётся). У отца была мастерская, а вот мама много сотрудничала с Борисом Петровичем Сорокиным – вместе они делали маски, реквизит, элементы декораций для городских праздников. И понятно, что всё это лепилось, клеилось, красилось у нас дома и в больших количествах. Причём рук всегда не хватало, поэтому я с 15 лет работала вместе с мамой.

– А в вашем доме сейчас царит такая же атмосфера?
– Нет (смеётся). У меня сейчас есть мастерская! Но там я занимаюсь в основном эскизами. Хотя, когда с Евгением Владимировичем (Сивко – главный режиссёр Театра кукол. – Прим «ОГ») мы летом для Польши делали спектакль «Бобок» по Достоевскому, – все как раз были по отпускам – и получилось, что я в одном лице: художник, снабженец, бутафор, завпост (заведующий постановочной частью. – Прим «ОГ»). Тут уж мастерская тоже превратилась в бутафорский цех.

– Когда вы поступали в Художественное училище имени Шадра, уже шли с мыслью стать театральным художником?
– Там задача ставилась другая родителями – получить профессию. Так я окончила оформительское отделение. Потом хотела поступать в ЛГИТМиК, но мама меня отговорила. Она не хотела, чтобы я работала в театре. Я поступила на искусствоведческий факультет в УрГУ. Потом работала в Худфонде, а тут как раз перестройка и ленинские комнаты никому больше стали не нужны. Год-полтора я преподавала в художественной школе при училище. И в 1992-м к маме обратились из театра, сказали, что у них уходит весь бутафорский цех и надо выручать.

Сейчас страшно вспомнить: мы тогда сделали спектакль за месяц! Я не помню, чтобы у нас когда-то ещё такое было. Чтобы успеть, мама пригласила ещё одну свою коллегу, которая с ней работала на телестудии. И мы втроём уходили уже глубокой ночью. А ведь ещё нужно было репетировать… Куклы выхватывали, как горячие пирожки – только подсохли – тут же выдавали актёрам. 11 кукол, костюмы, маска. Это была «Ночь перед Рождеством».

«Есть предубеждение, что Театр кукол — это не серьёзно»

– Вообще, 90-е – время, когда людям наверняка было не до кукольного театра?
– Нет, не соглашусь. Билеты-то стоили сущие копейки. И потом, в сложное время людям особенно хотелось праздника – чтобы было ярко и красиво. Помню, мы делали «Щелкунчика» – так хотелось сделать празднично, а ведь ничего не было. Вот и выискивали с трудом какие-то бусинки… Это сейчас всякого материала море – стразы, бисер – что угодно. А тогда в ход шло действительно всё. И я вам могу сказать, что со сцены сделанная парча смотрится гораздо круче, чем настоящая. Есть такой материал – плёнка «Юбилейная», когда её на ткань накладываешь с клеем, получается шероховатая поверхность, смотрится роскошно. Я, кстати, тогда в нашем оперном видела, что целые кулисы так сделали! Сижу я в зале с биноклем и думаю: какой-то рисунок знакомый… Нам часто приносили отходы производства – печатали на открытках, на пригласительных и так далее: рисунок спечатывался, а вся остальная поверхность целая, мы это использовали. И вот смотрю – что-то там такое до боли знакомое, оказалось, лев Бонифаций собственной персоной на кулисах! Когда знаешь, видишь, а так никому ведь и в голову не придёт.

– Вы преподаёте у студентов. Кто сегодня идёт в кукольный театр?
– Знаете, прицельно довольно редко идут на Театр кукол. Хотя сейчас у меня есть девочка, которая сказала мне: «Я специально на кукольное шла, но даже не думала, что будет так классно». Есть те, кто не прошли на драму. Кто-то год проучится, нахватается, а потом переходит на драму с потерей года, либо поступают в другие театральные вузы. Есть такое предубеждение, будто Театр кукол – это несерьёзно. Хотя он универсальный, он метафоричный, да и к тому же здесь такие возможности! Ну где вы сделаете так, чтобы у персонажа руки вытянулись во всю сцену? Или чтобы персонаж вдруг вырос в несколько раз на глазах у зрителей? Ни одна драма этого не может. Или вот спектакль «Ромео и Джульетта» – это же всё сплошная метафора – «если ты не любишь, ты уже мертвец», как определил режиссёр (все куклы и маски в этом спектакле сделаны в виде черепов, по-человечески выглядят только Ромео и Джульетта).

«Кусочек меня переходит в каждую куклу»

– С куклами всегда связывают очень много мистики. По сути, вы даёте душу каждой кукле.
– Душа – это дело актёров, моя работа – образ. Я ведь с куклой – от начала и до конца. Мы с режиссёром договариваемся, он ставит задачу. Моё дело всё придумать – систему кукол, подходящую конкретно под этот замысел, эскиз, чертёж… Потом идут лепка и набор объёма. Затем я уже делаю роспись.

Насчёт мистики… У меня в мастерской сейчас живёт кукла, которую я делала в качестве курсовой – Советник из «Снежной королевы». Мне тогда мой руководитель говорила: «Слушай, они ведь все там немного неземные…» И он у меня действительно получился немножко инопланетянином – зелёненький такой, глазки выпученные… А раньше он ещё и у меня дома жил. Заходит ко мне однажды коллега, общаемся, и вдруг он говорит: «Слушай, у тебя как-то неспокойно, у тебя есть тут кто-то?» Говорю: «Нет, вроде…» Дальше сидим, но он настаивает, что в спину смотрит кто-то. Оборачивается – там на стойке стоит Советник. «Слушай, – говорит коллега. – Убери его. Я не могу!»
Я этого не замечаю, потому что Советник – это тоже немножко я. Сколько раз обращала внимание – расписываешь куклу и ловишь себя на том, что выражение лица подхватывается. Кусочек меня переходит в каждую куклу. Но мне не страшно, я выросла в этом. Кстати, сильно положительных персонажей не люблю. Вот отрицательных – классно делать!

– Что с театром кукол будет дальше? Ведь зритель меняется – и все мы примерно представляем, как…
– Сегодняшние дети перенасыщены информацией, видят много всякого. Нам приходится конкурировать с мультиками и прочими прелестями, и даже с теми же гаджетами в зале, потому что они приходят и сидят, уткнувшись в телефон. Поэтому надо удивлять.

Ну, например, в спектакле должен быть фокус. К Новому году мы сделали спектакль «Поросёнок Плюх» – он был немного сокращён, а сейчас мы добавим новые фишки. Одна из них – козёл, который, извините, жрёт, и у него будет раздуваться пузо. Кукла ведь по определению есть не может, а там марионетки… Это фокус, будет смешно, будет определённая реакция зрителя. Или, например, поросёнок у нас появляется неожиданно в самых разных местах. Вроде он здесь – потом сразу там, чтобы публика думала: как это возможно, это же не кино! На самом деле всё просто – это система дублей. У нас разные спектакли, и приходится всё время что-то изобретать. Так было, к примеру, со спектаклем «Карлсон, который живёт…» – мы заказывали головки кукол на 3D-принтере. Почти у каждой куклы несколько дублей, куклы маленькие, и чтобы они были одинаковыми, их слепили из пластилина и отдали в печать, попробовали такую технологию. Мне ещё мой руководитель курса говорила: в каждом спектакле надо делать то, чего ещё не делали, постоянно искать новое.
Что касается зрителей, с маленькими проще, потому что их легче удивить, у них остаётся ощущение чуда. Одно дело, когда видишь по телевизору, и совсем другое, когда – вот оно, рядом! Тем более, если они не понимают, как это делается, как так получается.
Главное, если задал условия игры – соблюдай их. Тогда дети будут вам доверять.

Вся жизнь – театр

Юлия СЕЛАВРИ

  • 1993–1995 годы – заведующая художественно-постановочной частью Екатеринбургского театра кукол.
  • С 1995-го – художник-постановщик, с 2003-го – главный художник театра, старший преподаватель кафедры театра кукол Екатеринбургского государственного театрального института.

Более 60 постановок в театрах России и за рубежом.
Среди них: «Двенадцать месяцев», С. Маршак (Екатеринбургский театр кукол, 1995), «Любовь к одному Апельсину», Г. Синакевич (Краснотурьинский театр актёра и куклы, 1996), «Дон Жуан» А. Борок, С. Плотов (Екатеринбургский театр кукол, 1997), «Баллада о Морской Царевне», А. Орлов, В. Сизов (Екатеринбургский театр кукол, 2000), «Карлик Нос» Н. Шувалов (Екатеринбургский театр кукол, 2002), «Чайка», Б. Акунин (Екатеринбургский театр кукол, 2004), «Маленькие трагедии» А. Пушкин (Екатеринбургский театр кукол, 2012), «Ромео и Джульетта» (Екатеринбургский театр кукол, 2014) У. Шекспир.

Премии и награды:

  • Почётная Грамота Министерства культуры Российской Федерации «За большой вклад в развитие культуры» (2012).
  • Специальный диплом жюри «Браво!» «За выразительное образное решение» («Маленькие трагедии» Екатеринбургского театра кукол, 2013).
  • Лауреат премии «Браво!» в номинации «Лучшая работа художника в театре кукол» («Ромео и Джульетта» Екатеринбургского театра кукол, 2015).

Фото: Павел Ворожцов

Место рождения: г. Свердловск
Образование:  Свердловское театральное училище (1967 г., руководитель курса В. Набоков), Свердловский Государственный театральный институт, специальность «Актер драматического театра и кино» (заочное отделение, 1987г., мастер курса Анисимов В.И.).
Творческая деятельность
: Заслуженная артистка РФ.

Галина Дейкина пришла в Свердловский театр кукол в 1963 году и с тех пор неизменно в нем служит. Галина Ивановна Дейкина – актриса широкого творческого диапазона. Ей удаются роли  романтического, лирического и сатирического планов. Несколько поколений свердловских и екатеринбургских зрителей помнят ее в таких ролях как: Хозяйка Медной Горы, Царевна Будур, Тим Талер, Питер Пэн, Городничиха, Бесёнок, Обезьянка Чи-Чи и многих других. Ее работа (Заяц) в спектакле «По зеленым холмам океана» по пьесе С.Козлова была отмечена на многих театральных фестивалях. Во всех своих ролях актриса прекрасно использует пластические возможности куклы, демонстрируя безукоризненное кукловождение в любом сценическом приеме.

Галина Ивановна за годы работы в театре успешно проявила себя и в режиссуре, ею  поставлено шесть спектаклей. Премьера последнего – «Кружевная сказка» – состоялась в 2011 году.

Помимо основной работы в театре, Галина Ивановна много и плодотворно сотрудничала с телевидением: «Для вас, малыши», «Петя Светофоров», «А сегодня вот что – почта» – эти программы с участием Дейкиной помнят многие. Участвовала она и в озвучивании мультфильмов на Свердловской киностудии.

Многие годы Г.Дейкина посвятила работе со студентами Екатеринбургского государственного театрального института. Немало артистов-кукловодов,  выпускников ЕГТИ, стали признанными мастерами своего дела, заслуженными артистами РФ.  Свои очевидные педагогические способности Г.И. Дейкина проявляет и в театре, являясь подлинным наставником для молодых актеров. Ее чуткое, бережное отношение к партнеру помогает новичкам в профессии обрести уверенность и получить хорошую школу.

Талант актрисы, ответственное отношение к репетиционному процессу, удивительная работоспособность, наполненность творческими идеями – все эти качества помогли Дейкиной стать настоящим мастером театрального искусства. Г.И. Дейкина – образец верности  одному театру, преданности профессии, её энергичности и молодости  души можно позавидовать.

Галина Ивановна Дейкина – образец верности одному театру, преданности профессии, ее энергичности и молодости души можно позавидовать. В 2018 году она отметила 55-летие своей творческой деятельности.

Премии и награды: Почетная грамота Свердловского обкома КПСС и Исполкома областного совета депутатов «За достигнутые творческие успехи и в связи с 50-летием советского театра для детей» (1969г.);

Диплом Всесоюзного смотра артистической молодежи за творческие успехи и исполнение ролей Петрика в спектакле «Голубой щенок» и Генеральской дочери в спектакле «Царевна-лягушка» (1972 г.);

Почетная грамота Министерства культуры СССР и ЦК профсоюза работников культуры «За плодотворную работу в Свердловском городском театре кукол» (1973 г.);

Благодарственное письмо Президиума Свердловского обкома профсоюза работников культуры за активное участие в работе областной организации (1981 г.);

Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры «За достигнутые творческие успехи» (1982 г.)Диплом «За лучшую женскую роль» по итогам конкурса «Лучшая роль года в театрах Свердловска» в 1988-1989 гг. за исполнение роли Зайца в спектакле «По зеленым холмам океана» (1989 г.);

Диплом «За лучшую женскую роль» и творческая командировка в Москву по итогам II фестиваля кукольных театров Свердловской области за исполнение роли Зайца в спектакле «По зеленым холмам океана» (1989 г.);

Почетная грамота Министерства культуры РСФСР и ЦК профсоюза работников культуры «За высокий уровень мастерства и многолетний творческий труд» (1992 г.);

Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга «За высокое исполнительское мастерство, активную общественную работу и в связи с 50-летием со дня рождения»  (1997г.);

 Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга «За 40-летнее беззаветное служение искусству, преданность родному Театру кукол и в связи с личным юбилеем»  (2002 г.);

Почетная грамота Управления культуры Администрации г. Екатеринбурга «За большой вклад в развитие культуры города, за плодотворную творческую деятельность, за многолетнее преданное служение искусству  театра кукол»  (2007 г.);

Почетная грамота Российского профсоюза работников культуры «За многолетний творческий труд, плодотворную профсоюзную работу на благо людей труда и в связи с 75-летием театра»   (2007 г.);

Благодарственное письмо Администрации города Екатеринбурга за большой вклад в развитие культуры города, высокие достижения в профессиональной деятельности и в связи с 75-летием со дня основания Екатеринбургского театра кукол (2007 г.);

Почетная грамота  Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «За большой вклад в развитие искусства театра кукол и в связи с 45-летием плодотворной педагогической деятельности» (2008 г.);

Почетная грамота Управления культуры Администрации города Екатеринбурга «За многолетний плодотворный труд, высокий профессионализм, личный вклад в развитие театрального искусства в городе Екатеринбурге» (2014 г.).

Благодарственное письмо СТД РФ «За многолетнюю плодотворную творческую работу в области театрального искусства, высокий профессионализм, активное участие в осуществлении проектов Свердловского отделения СТД РФ и в связи с 85-летием Екатеринбургского театра кукол» (2017 г.).

«Что такое чудо? Нет, не об ано­мальных явлениях речь, а о том, как вдруг однажды мы оказываем­ся способными непосредственно воспринимать то, что ранее было недоступно. Подобное чудо проис­ходит с нами в детстве, когда мы впервые приходим в театр. Что приоткрывает в душе ребенка этот волшебный мир, как выстраивает­ся связь от актера к зрителю на столь тонком уровне, что последний забывает об условностях театра и готов, как Буратино, выскочить на сцену и сразиться с Карабасом? С этим вопросом я обратилась к зас­луженной артистке России, актри­се Екатеринбургского театра кукол Галине Дейкиной. Уже почти сорок лет Галина Ивановна сама удивля­ется этому чуду, хотя каждодневно благодаря ей оно происходит со зри­телями.
— Чудо происходит сразу, когда гаснет свет в зрительном зале. И неважно — живой актер выходит на сцену или кукла, просто вдруг все становится настоящим, и зри­тель сопереживает герою, как в жизни. И тогда происходит слияние душ актерских и зрительских. Вот ради этого момента мы, актеры, живем. Дороже всяких похвал мне непочтительные детские реплики из зала: «Будур, не отдавай, дура, волшебную лампу, не отдавай!»…
Зритель в театре кукол особен­ный — непосредственный, горячий, эмоциональный, доверчивый. Дети пишут письма в театр, рисуют лю­бимых героев, ждут встреч с ними, совсем не задумываясь о том, что за персонажами — актеры, что это взрослые дяди и тети, которых часто даже не видно на сцене, делают свою непростую работу.
В профессии «актер театра кукол» любовь к кукле заложена изначально. Спрашиваю Галину Ивановну:
Наверное, иногда бывает обидно; актеров драмы знают в лицо, а тут столько лет работаешь, а тебя частенько и не видят — то за ширмой, то за маской, то за куклой скрыто актерское лицо?
Дейкина только смеется:
Ничуть не обидно! Работать с куклой — одно удовольствие. Ты в нее жизнь вдыхаешь, берешь, как живое существо, в руки, и охваты­вает необъяснимое чувство. Все само происходит: кукла оживает.  Иногда даже жутковато становит­ся — кажется, что она дышит, смот­рит. Так всегда переживаю, когда снимают спектакли с репертуара и кукла уже не у дел. Ведь кукла или маска, с которыми выходишь на сцену, — часть жизни для актера в нашем театре.
У нас нет возраста — говорит актриса. — Мы безгранично моло­ды! Мы не успеваем стареть. Я до сих пор помню наши са­мые первые спектакли: «Гусенок», «Колобок». Впрочем, все свои роли помню и люблю.
Говорят, терпение и бодрость духа — два крыла для творческого человека. Галина Дейкина облада­ет этими качествами и способна поделиться ими с окружающими. Помимо основной работы в театре, она много и плодотворно сотрудни­чала с телевидением: «Для вас. малыши», «Петя Светофоров», «А сегодня вот что — почта», куколь­ные мультфильмы про Зайку-Петю, рекламные ролики, а еще озвучивание мультфильмов на ки­ностудии. Более семи лет Галина Ивановна преподавала детям в школе-театре актерское мастерство с куклой, сама писала пьесы и ста­вила детские спектакли как режис­сер. «Озорной зайчонок», «Голубая змейка»… И что бы она ни дела­ла — любое дело становится жи­вым, теплым, настоящим, как ожи­вает кукла в ее руках.»
Отрывок из статьи Натальи Субботиной Прочитай судьбу по… куклам

Контактная информация

(343) 350-3000


Участие в репертуаре

Принцесса мышей, Летучие обезьяны


Пресса

  • Про ивана простакова сочинение лунин
  • Про колобка сказка в стихах
  • Про кенгуреныша терапевтические сказки
  • Про день рождения сказка читать
  • Про иванушка дурачок сказка максим горький