Упоминание о утюге начинаются с древних римлян.Они гладили свои туники металлическим молотком,выглаживалось под ударами.На Руси применяли квадратную палку(вальк) и рифленую доску (рубель).В средневековье по всему миру была распространена горячая глажка с помощью сковороды,впервые приспособление появилось у греков в IV в. до н. э.Греки использовали нагретый прут.
Предметом домашнего быта, которым в старину русские женщины пользовались для глажения белья после стирки, назывался рубель, ребрак, пральник, который представлял собой рифленую доску. На круглый валик, похожий на скалку, наматывали белье и рифленой поверхностью рубеля, катали этот валик с бельем.
Рубель (ребрак, пральник) предмет домашнего быта, который в старину русские женщины использовали для глажения белья после стирки. Отжатое вручную бель наматывали на валик или скалку и раскатывали рубелм, да так, что даже плохо постиранное белье становилось белоснежным, как будто из него все соки выжали. Отсюда пословица: Не мытьем, а катаньем.
Рубель представлял собой пластину из дерева тврдых пород с ручкой на одном конце. На одной стороне пластины нарезались поперечные скруглнные рубцы, вторая оставалась гладкой, а иногда украшалась затейливой резьбой. В разных регионах нашей страны рубели могли отличаться или особенностями формы, или своеобразным декором. Так, во Владимирской губернии рубеля, украшенные геометрической резьбой, отличались необычайной длиной, на реке Мезень рубеля делались широкими, слегка расширяющимися к концу, а в Ярославской губернии, кроме геометрической резьбы рубель иногда украшала объемная скульптура, которая, выступая над резной поверхностью, служила в то же время и очень удобной второй ручкой.
В IV веке до нашей эры в Древней Греции были изобретены способы плиссировки одежды из полотна с помощью горячего металлического прута, напоминавшего скалку. Для разглаживания одежды в древности использовались слегка обработанные нагретые булыжники.
В XVIIIXIX веках утюги представляли собой металлические сооружения формы, близкой к современной. Утюги нагревались в печи или углем
Так вот и гладили.
Как я помню моя бабушка и прабабушка, в те далекие времена не столько гладили, а можно сказать,катали, белье. Такая катка белья от женщин требовала определенных физических усилий.
Чтобы погладить бель, хозяйка еще влажное белье обворачивала на скалку, придавая ей ту же ширину и делая тугой сверток. Сверху клали рубель (рифленая доска) и от края стола прокатывали вперед — катали, таким образом размягчали и разглаживали льняную ткань.
Самым первым приспособление для глажки белья применяли плоский камень — белье раскладывали на ровной поверхности и прижимали плоским камнем.
Потом придумали еще один способ — с помощью рифленой доски и валика,
на валик наматывали белье и рифленой стороной доски раскатывали белье.
В древности для глажки белья использовали слегка обработаные, нагретые булыжники. В 4 веке до нашей эры в Греции придумаль новый способ- с помощью железного прута Позже стали стали использовать ребрак (ребристая доска). Наматывали постиранное бель на скалку или валик и разглаживали ребраком. Утюг с горячими углями внутри появился лишь в 18 веке
В старину одежда не с той материи была, что сегодня. Да и легкая помятость не считалась чем то нехорошим, некрасивым.
Для глажки в старину использовали скалку и рубель. С помощью их и происходила механическая глажка. Скалку туго оборачивали тканью, а рубель использовали для прокатывания и размягчения недавно постиранной льняной ткани.
В старину, до появления жарового утюга, отжатое и высушенное бель, наматывали на круглый деревянный валик раскатывали Рубелем (пральником). Безусловно, качество такой глажки было значительно хуже, но этим способом пользовались достаточно долго, потому что даже после появления утюга, заправляемого горящими углями, он не всем был доступен из-за высокой цены.
Эдгар Дега. Девушки, гладящие белье в прачечной
Любая хозяйка подтвердит, что стирка белья не так утомительна, как его глажка. После стирки – ручной или машинной – белье нужно гладить.
Об эволюции утюга мы и расскажем сегодня.
Как история парохода немыслима без упоминания плота, так и история утюга будет неполной без краткого рассказа о его предках.
Самым давним их них археологи признают плоский, тяжелый камень. На его относительно ровной поверхности расстилали чуть влажную еще одежду, сверху придавливали другим камнем и оставляли до полного высыхания. В результате часть складок исчезала.
Древние римляне гладили свои туники и тоги при помощи металлического молотка: морщины из одежды просто выбивались многократными ударами. На Руси довольно долго использовали глажку при помощи двух инструментов: небольшой палки с ровным круглым сечением, называвшейся «вальком», «качалкой» или просто «скалкой», и рифленой доски, имевшей множество названий — «рубель», «ребрак», «пральник».
На Руси для борьбы со складками использовали рубель
Высушенное белье наматывалось на «качалку» и каталось по столу «рубелем».
Скалка и деревянный «утюг» для глажения
Такой принцип до сих пор
применяется в некоторых гладильных машинах.
Гладильная машина
Гладим, значит нагреваем
О том, что белье легче разгладить, если использовать теплый металл, человечество узнало почти так же давно, как и о механических способах глажки. Так, еще в IV в. до н. э. в Греции изобрели способ глажки хитонов и туник с помощью нагретого металлического прута.
В средневековье стали использовать иное приспособление. Выглядело оно практически так же, как обычная сковородка: внутрь чугунной жаровни с ручкой закладывались горячие угли и «сковородой» начинали водить по одежде. Ясное дело, что этот «утюг» не отличался удобством и безопасностью: работать с его помощью было неловко, искры и мелкие угольки то и дело вылетали из жаровни, оставляя на одежде опалины и дырки.
Жаровня с углями
Тем не менее, до открытия спасительных свойств электричества ждать было еще долго, поэтому оставалось только совершенствовать все тот же принцип: разогрев металла посредством углей внутри или огня снаружи.
«Разгорелся наш утюг…»
Когда-то знаменитый советский шансонье Леонид Утесов пел веселые куплеты, в которых были слова про «разгоревшийся утюг». Действительно, в еще в середине прошлого века можно было встретить так называемые «углевые» или «духовые» утюги. Они походили на небольшие печки: внутрь корпуса закладывались раскаленные березовые угли. Для лучшей тяги по бокам делали отверстия, иногда утюг даже снабжался трубой. Чтобы снова разжечь поостывшие угли, в отверстия дули, либо размахивали утюгом из стороны в сторону. Поскольку углевые утюги были тяжелыми, глажка превращалась в настоящее силовое упражнение. Позже вместо углей внутрь утюга стали вкладывать раскаленную чугунную болванку.
Угольные утюги чадили в домах вплоть до середины прошлого века
С трубой
Утюг с чугунной болванкой
Утюг 1860
Утюг в стиле модерн 1870
Утюг с ручкой из фарфора 1873
Стеклянный утюг
В России такие утюги известны с XVII века, а на Западе, скорее всего, еще раньше. Первое письменное свидетельство наличия в российском обиходе утюгов датировано 10 февраля 1636 года. В книге расходов царского двора отмечено: «Кузнецу Ивашке Трофимову выдано 5 алтын, а он за те деньги заделал в царицыну палату утюг железный». В XVIII веке уже было налажено промышленное производство «духовых» утюгов: их производили Демидовский и другие литейные заводы.
Цельнолитые утюги
Еще одна старинная разновидность утюгов — литые чугунные, разогреваемые на открытом огне или в горячей печи. Появились они в XVIII веке и еще производились в нашей стране даже в 60-х гг. XX столетия: несмотря на то, что уже давно был изобретен электрический утюг, во многих домах не были предусмотрены розетки.
На полотне Генри Морланда мы видим прачку, гладящую бельё чугунным утюгом
Утюг 1812
Утюг 1840
Чугунный утюг разогревался очень долго — не менее получаса, а горячим его невозможно было брать без прихватки. Поэтому вскоре такие утюги усовершенствовали: их стали делать парными — с одной съемной ручкой на два чугунных основания. Пока одним гладили, второе основание нагревалось, так что процесс глажки заметно ускорялся.
Плита для разогрева утюгов
Подставки под утюги
Подставка под утюг 1740
Большие чугунные утюги весили до 10 кг и предназначались для глажки грубых тканей.
Для проглаживания тонких тканей и мелких деталей одежды — манжет, воротничков, кружев — пользовались маленькими утюжками, размером с пол-ладони.
Для труднодоступных мест — в области рукава,плеча, подмышек и т.д.
Буфы и драпировки на платьях и занавесках гладили специальными приспособлениями.
Сейчас таких приспособлений нет, чтобы погладить историческое платье, приходится драпировку распарывать.
Для драпировок и буфов. Острый конец- для самого начала сборок.
Фестоны, плиссе, складочки. Глядя на историческое белье и
рубашки , поневоле задумаешься — как же их делали и потом гладили?
Были вот такие специальные приспособления, иногда они комбинировались с утюгом.
Шляпные утюги
Для перчаток
На пути к электрическому утюгу
В конце XIX века стали производить газовые утюги. Принцип их работы был тот же, что и у газовых плит: утюг разогревался от горящего газа. В корпус такого утюга была вставлена металлическая трубка, подсоединенная другим концом к газовому баллону, а на крышке утюга располагался насос. С помощью насоса газ загонялся в нутро утюга, где, сгорая, нагревал гладильную подошву. Легко представить, насколько опасными были такие утюги: по их вине нередко происходили утечки газа — со всеми вытекающими отсюда последствиями: взрывами, пожарами и жертвами.
Газовые утюги работали по тому же принципу, что и газовая плита
В начале XX века всё большей популярностью стал пользоваться более безопасный, нежели газовый, спиртовой утюг. Его рекламу можно было встретить в журналах 1913 года. Устроен он был по принципу керосиновой ламы: поверхность утюга нагревалась спиртом, который наливался внутрь и поджигался. Достоинство такого утюга было в том, что разогревался он быстро, весил не очень много, его можно было использовать как дорожный вариант. Вот только стоил такой утюг, что называется «как чугунный мост», а если быть точным, как небольшое стадо овец или хорошая корова…
Спиртовой утюг многим был не по карману. Он стоил целое состояние
Свершилось! Электрическая спираль в действии
Днем рождения электрического утюга можно считать 6 июня 1882 года. Именно в этот день американец Генри Сили запатентовал изобретенный им электрический утюг.
Принцип работы первых электрических утюгов изобретателю Генри Сили, приходилось объяснять, как говорят, «на пальцах» — при помощи картинок
У первого в мире электрического утюга нагревательным элементом была электрическая дуга между угольными электродами, к которым подводился постоянный ток.
Один из первых в мире электрических утюгов
Ранние модели электрических утюгов были, как и газовые, небезопасны (из-за несовершенства конструкции они сильно били током) и капризны в обиходе, поэтому через 10 лет, в 1892 году компании «General Electric» и «Crompton &Co;» модернизировали электроутюг, начав использовать в его конструкции нагревательную спираль.
Утюг с нагревательной спиралью стал безопасен для человека
Такая спираль, спрятанная внутри корпуса утюга перед его подошвой, была надёжно изолирована от корпуса. Бить своих владельцев током утюги перестали, и пользоваться ими стало безопасно.
Новая конструкция утюгов оказалась настолько удачной, что и по сей день применяется в новых моделях утюгов: за двадцатое столетие она поменялась мало. Весь прошлый век усилия производителей были направлены лишь на незначительное усовершенствование отдельных элементов прибора.
Стеклянный утюг
После изобретения электрического утюга отпала необходимость в сложных и ненадежных конструкциях. Спираль, нагревающая подошву, решила многие проблемы. Появились терморегуляторы, позволяющие гладить любые ткани. Для облечения работы утюги снабжаются увлажнителями. Причем конструкции их были самыми разными. Две дамы получили в Германии патент на утюг, к носу которого крепилась дополнительная площадка со стаканчиком, заполненным водой. В дне стакана было отверстие, которое закрывала пробка с длинной ручкой. Стоило надавить пальцем на ручку, как пробка открывалась, и вода попадала на ткань. Некто Б. Кратц поступил значительно проще: он прикрепил к ручке утюга резиновую грушу с мелкими отверстиями. Грушу заполняли водой и, когда требовалось, просто сжимали ее рукой и вода брызгала, словно из лейки.
Сувенирные утюги
Но история утюга далеко не закончена. Ведь прежде чем обрести современный вид и стать ультрасовременным прибором — легким, эргономичным, эффективным и безопасным, утюг прошел долгий путь развития. И во все времена этот «снаряд для глаженья» был верным спутником человека, делая быт значительно комфортнее. А каким утюг станет в будущем — покажет время.
Достижением последних десятилетий стало гладильное оборудование с компьютерным управлением и воздухо-паровой гладильный стол с режимом аспирации (втягивания воздуха)
Утюг с парогенератором
Отпариватель
Гладильная система
Гладильный пресс
Паровой манекен
Знаете ли вы, как и чем гладили отстиранное бельё наши предки? Сколько затрачивалось на это времени, сил и средств? Принесло ли изобретение чугунного утюга долгожданное облегчение? С какой опасностью было сопряжено глаженье белья? В этой статье я расскажу вам об этом!
Каких только нет сейчас утюгов! Беспроводные, с пароувлажнителями, с датчиками и индикаторами, с десятью режимами для каждого вида ткани. Гладильные доски тоже не отстают, и дарят нам уйму удобств: они могут настраиваться под любой рост и даже встраиваться в мебель. А внешний вид и того и другого? Так бы и гладила бельё весь день!.. Спросите у своих бабушек и прабабушек, было ли им так же легко справляться с хозяйством? Нет, тяжко, ответят они.
До появления современного утюга глаженье белья отнимало весь день и все силы. После того, как хозяйки проходили все муки ручной стирки щёлоком (который наносил изрядный вред коже рук и ногтям), им на следующий день предстояло совершить ещё один подвиг – погладить отстиранное. И по сравнению с ним, подвиги Геракла просто прогулка по парку. Так давайте ознакомимся со старинным способом глажки белья.
До XVII века
В Россию первые чугунные утюги попали вместе с поляками и литовцами во время Смутного времени (1598 – 1613 годы). А до этого бельё, считай, и не гладили – его разминали до тех пор, пока оно не становилось мягким.
Процесс «раскатки» белья проводился с помощью рубеля и обычной скалки. Рубель – это доска из твёрдых пород дерева прямоугольной вытянутой формы с рукояткой на конце. На одной его стороне находились поперечные зазубрины, а другая украшалась резьбой или орнаментами.
Бельё складывалось несколько раз узкой полосой и наматывалось на скалку. Намотка должна была быть очень плотной и без складок. Затем хозяйка катала этот свёрток по столу, с силой прижимая его рубелем. Зазубрины на рубеле разминали ткань, и из неё выходила последняя грязь. Раскатанное таким способом бельё становилось мягким и белоснежным.
Правда, чтобы довести ткань до такого состояния, нужно было приложить много-много усилий. Раскатка – дело не для слабых и изнеженных барышень!
С приходом утюга
Жизнь легче не стала. Во-первых, стоил он дорого, имелся не у всех, и поэтому являлся признаком достатка. Во-вторых, изготавливали его из чугуна, и весил он от 2,5 до 5 и даже 12 кг!
Существовало три вида утюгов: портняжные, прачечные и углевые. Первые были литыми, их раскаляли в печи, брали полотенцем и гладили так же, как и сейчас. С разницей, что утюг весил несколько килограммов, и его постоянно приходилось подогревать в печи. Этот момент, конечно, придавал делу элемент риска: можно было серьёзно обжечься или уронить утюг на ногу.
Прачечные утюги имели чугунную сердцевину, которую вынимали, разогревали в печи и вкладывали назад. Этот вариант был уже немного безопаснее, но также трудоёмок.
Угольные утюги, хоть и избавили хозяек от мороки часто бегать к печи, но были по-прежнему опасными. Железным совком во внутреннюю его полость засыпались раскаленные докрасна угли. Они подогревали подошву утюга, но их приходилось часто обновлять. Представьте: хозяйка должна была перевернуть тяжеленный и горячий утюг, вывалить из него угли в печь и засыпать новые. На словах это звучит просто, но попробуй, проделай эту операцию несколько раз! К тому же, горящие угли выделяют угарный газ, от которого можно было угореть.
Вот и не знаешь даже, что было легче: рубелем катать бельё по столу или чугунным утюжищем орудовать, почти как кувалдой. Ясно одно, чтобы в старину постирать и отгладить одежду, хозяйка должна была быть не хрупкой женщиной, а тяжелоатлеткой!
Стирка последние десять лет, для многих современных людей, ограничивается загрузкой и выгрузкой белья, а как справлялись в старые времена наши бабушки в условиях отсутствия не только горячей воды из-под крана, но и стирального порошка с хозяйственным мылом?
Школьники еще знают, что такое стиральная доска («у моей бабушки такая в деревне»), но мало кто видел ее в действии. А ведь она появилась только в начале 19 века и больше употреблялась в тесных городских условиях, лишенных простора и близкого соседства озера, реки или ручья.
Предшественниками такой ребристой доски были предметы, один внешний вид которых повергает человека непосвященного в ступор. Но – по порядку.
ЧЕМ СТИРАЛИ
Еще сто лет назад хозяйкам не надо было прицениваться к моющим средствам – не было нужды. Для стирки использовались мыльные растворы, которые получали в домашних условиях. Это был щелок и мыльный корень. Щелок, давший название целому классу химических соединений, щелочам, получали из раствора золы, бесплатно поставлявшейся русской печью ежедневно. Щелок еще называли «бук, буча», а сам процесс стирки – «бученье».
КАК И ГДЕ СТИРАЛИ
Стирать с ним можно было следующим образом – в кадушку с бельем клали мешочек с просеянной золой, заливали водой и кидали туда раскаленные «бучные каменья», чтобы вода кипела. Но можно было получить щелок в виде раствора. Для этого золу смешивали с водой, настаивали несколько дней и получали мыльный на ощупь раствор – концентрированный настолько, что его приходилось дополнительно разводить водой. Иначе одежда при стирке таким сильным щелоком могла быстрее изнашиваться. Другой источник средства для стирки, растение мыльнянку (или мыльный корень) мельчили, замачивали, процеживали, и полученным раствором стирали, стараясь весь израсходовать, так как он быстро портился. Никогда не стирали в бане, это считалось грехом. Бучить белье могли в доме или около бани, а значит, рядом с водоемом. Для стирки использовались чугуны, глиняные корчаги, корыта, ступы, песты, вальки.
Хозяйка замачивала белье, заливая его щелоком, в ведерном, то есть помещавшем в себя ведро воды, чугуне, и ставила в печь. Но не надо представлять себе женщину, мужественно вталкивающую тяжеленный чугун в устье печи – ей в этом помогал ухват и каток. Если ухват знаком всем, то назначение катка следует объяснить – это специальная гантелеобразная деревянная подставка, по которой ручка ухвата вкатывала тяжелую емкость в жаркое нутро печи. Итог бученья белья – белоснежные скатерти и рубахи из домотканого полотна.
Стирать могли иначе, например, с использованием лохани и собственных ног, как это хорошо видно на фотографии сделанной финским исследователем К. Инха в 1894 году в Северной Карелии. Но такой способ хорош только в теплое время года, а в другие периоды для стирки могли использоваться специальные ступы. Их держали на берегу, устанавливая на деревянные мостки или на лед. Такие ступы для бученья у карелов назывались huwhmar, у вепсов humbar». Из цельного куска дерева вырезалась сама ступа, сравнительно небольшая емкость, куда клали белье, и основание в виде доски, на которую женщина вставала ногами. Специальным пестом или двумя палками хозяйка толкла белье в ступе, вымывая грязь. Тут же, намотав белье на пест или палку, женщина полоскала его, опустив в проточную воду. Зимой можно было обойтись и без ступы: ее заменяло углубление во льду возле проруби – белье толкли в нем и тут же полоскали.
Еще одним орудием для стирки служил ВАЛЕК. Этой небольшой деревянной лопаткой «валяли» или «клепали» выстиранное белье на камне или на доске на берегу. Если ни ступа, ни корыто, ни лохань обычно красотой не отличались, то вальки могли украшаться затейливыми орнаментами. Связано это было с тем, что их зачастую преподносили девушкам парни в качестве подарка, и тогда помимо обычной резьбы на поверхности валька могли оказаться и инициалы любимой и дата дарения. Эти вальки напоминали стилизованные женские фигуры: утолщение на конце рукояти служило головой, рабочая часть валька — туловищем, а перекрестие у основания – руками.
Красивым резным вальком, расписанным яркой краской, девице жалко было и работать… В Национальном музее есть валек, по которому видно – владелица берегла его и в работу не пускала. Любая ответственная хозяйка знает: стирка – это еще полдела, надо еще выгладить то, что отбелили заботливые руки.
ЧЕМ И КАК ГЛАДИЛИ ОДЕЖДУ В СТАРИНУ
Какие приспособления имелись в домашнем хозяйстве наших бабушек и прабабушек, чтобы выгладить выстиранное? В прежние времена не столько гладили, сколько «катали» белье. Чем? знакомьтесь:
РУБЕЛЬ И СКАЛКА
Рубель представлял собой прямоугольную доску с рукоятью: на нижней стороне были вырезаны, вырублены поперечные скругленные зарубки, а верхняя, лицевая сторона зачастую украшалась резьбой. Для того, чтобы погладить, хозяйка складывала одежду, скатерть, полотенце вдоль, стараясь придать ей ту же ширину, что и у скалки.И обворачивали ими скалку, образуя тугой сверток. Рубель клали сверху и от края стола прокатывали вперед, размягчая и разглаживая льняную ткань — катали. И это был механический способ глаженья. На Севере любимым приемом резьбы было «рытье», когда поверхность предмета покрывалась зубчатым узором, но могли и просто вырезать орнаменты тонкими контурными линиями. И опять на рубелях часто можно увидеть инициалы и даты – верные признаки того, что это подарок. Катка белья требовала определенных физических усилий от женщины, но не стоит думать, что приход в деревенские дома металлического утюга сделал процесс глаженья более легким.
ПЕРВЫЕ УТЮГИ
Во-первых, такой утюг в деревенской жизни был вещью дорогой и редкой, и оттого служил зачастую показателем благосостояния (как и самовар, например). Во-вторых, технология глаженья по сравнению с катанием белья рубелем была даже более трудоемкой.
Различали два основных типа утюгов – портняжные и прачечные, хотя в ходу в домах были и те и другие. Портняжный утюг, по сути, был остроносым бруском из чугуна с ручкой. Его накаляли на огне и осторожно брали прихваткой за ручку, чтобы не обжечься. Такие утюги были самых разных размеров – от совсем небольших, для глажения мелких складок на одежде, до гигантов, поднять которые мог только мужчина. Портными, как правило, и были мужчины, и работать им приходилось с очень плотными тяжелыми тканями (мне однажды пришлось прошить такое сукно – делать это пришлось, краснея и пыхтя от натуги, да и с риском сломать иглу). И инструменты для глаженья были соответствующие. Прачечные утюги нагревались иным способом: они были полые внутри и имели подвижную задвижку в широкой части корпуса – туда вкладывалась чугунная тяжелая сердцевина, нагретая на огне.
Еще один вид утюгов, использовавшихся в быту – это углевые или духовые утюги. Верхняя часть корпуса у такого утюга откидывалась, и внутрь закладывались угли. Остывающие угли хозяйки раздували или разогревали, раскачивая утюг из стороны в сторону. Поэтому важно было еще и не угореть при глажке! Углевой утюг мог быть снабжен трубой и внешним видом больше напоминал допотопный пароход. Представляя хозяйку, раскачивающую увесистое чугунное сооружение, убеждаешься – сноровка у наших «бабушек» был недюжинная, и сила – тоже. Естественно, современный пластмассо-тефлоновый красавец в разы легче своего чугунного литого предшественника. Чтобы не быть голословной, я вооружилась безменом и взвесила несколько старинных утюгов в хранилище Национального музея. Самый легкий весил 2,5 килограмма, среднего размера утюги в пределах 4 кг – для нескольких часов глажки цифра внушительная. Ну а самый тяжелый – литой портняжный гигант – заставил безмен жалобно крякнуть и показать 12 килограмм.
Современная хозяйка, включая легкий утюг с терморегулятором и отпаривателем, даже и не задумывается о том, что столь привычный для нее предмет имеет очень долгую историю – почти столь же долгую, что и одежда. С древнейших времен люди стремились красиво выглядеть и носить вещи как можно дольше, поэтому и придумывали самые разные способы обработки тканей. Особенно изобретательными оказались жители восточных стран. В статье пойдет речь о том, чем китайцы гладили одежду в старину.
А зачем вообще гладить одежду?
Современные производители одежды постоянно придумывают новые материалы, в том числе и такие, которые гладить вообще не нужно. Тем не менее, в большинстве своем вещи нуждаются в глажке, и дело не только во внешнем виде.
Горячий утюг или парогенератор дезинфицируют ткань и делают ее мягче. Это актуально и сейчас, а что же говорить о тех временах, когда не было ни микрофибры, ни даже лавсановых волокон?
В древности люди шили одежду только из натуральных материалов:
- шерсти;
- льна;
- хлопка;
- шелка:
- крапивы;
- бамбука.
Любая хозяйка, хоть раз в жизни имевшая дело с такими материалами, знает о том, что изделия после стирки становятся жесткими. Кроме того, вода, конечно, справится с какой-то частью бактерий, но вот с платяной вошью она сделать ничего не может. А заболевания, которые переносит это насекомое, были настоящим бичом древних цивилизаций.
Важно! В странах с холодным климатом существовал другой способ борьбы с платяной вошью – одежду сушили над костром или промораживали.
Как древние люди гладили?
В Китае еще задолго до нашей эры сложилась развитая цивилизация. Трудно даже перечислить, что именно подарили миру древние жители этой страны. Многими их изобретениями мы пользуемся до сих пор. В Древнем Китае появились фарфор, порох, бумага и многое другое. Поэтому вряд ли кого-нибудь удивит, если на вопрос, чем китайцы гладили одежду, он услышит ответ – конечно, утюгом.
Да, первый утюг действительно был изобретен в Древнем Китае. Однако до этого момента люди использовали для глажки то, что было у них под рукой:
- кости крупных животных;
- большие камни;
- куски твердого дерева;
- металлические предметы.
Кости и камни
Кости и камни предварительно обрабатывали – поверхность их должна была быть по возможности гладкой. Конечно, для того, чтобы идеально отшлифовать булыжник, требовалось очень много времени.
Важно! У такого способа глажки было несколько существенных недостатков:
- гладить ткани предметом без рукоятки было крайне неудобно;
- процесс занимал очень много времени;
- удавалось избавиться от складок и смягчить материал, но избавиться от бактерий не всегда получалось.
Металл
Гладить стало несколько легче, когда в обиходе появились металлические предметы. У металла есть несколько несомненных преимуществ:
- из них можно отлить предмет любой формы;
- у этого предмета может быть идеально ровное дно;
- металл можно разогреть.
До того, как был изобретен первый утюг, люди пытались гладить с помощью горячей жаровни или просто металлического листа. Это было гораздо эффективнее камня. Однако оставалась одна проблема — металлический лист быстро разогревается, но быстро и остывает. Как поддерживать нужную температуру? Именно на этот вопрос и ответил неизвестный изобретатель из Древнего Китая.
Каким был первый утюг?
Первый утюг был изобретен в четвертом веке до нашей эры. По форме он очень мало напоминал агрегат с острым носиком, к которому мы привыкли. Однако принцип работы устройства, которым китайцы гладили одежду в старину, вплоть до середины прошлого века, схож.
Непосредственной предшественницей утюга была сковорода. Почти такая же, как стоит у вас на плите, только тяжелее и сделанная из обычного железа. Неизвестный китайский мастер в один прекрасный день понял, что если сковородку наполнить чем-нибудь горячим, она будет держать тепло гораздо дольше, нежели пустая.
Оставалось только придумать, как ее перемещать по ткани, но это было уже делом техники – сначала круглый утюг толкали палками, потом придумали ручку.
Достоинства и недостатки китайского утюга
Древний процесс глажки выглядел так:
- Разогревали уголь или песок.
- Наполняли сковородку.
- Ставили ее на ткань.
- Постепенно перемещали.
По сравнению с глажкой камнями или костями мамонта, такой способ был, безусловно, эффективнее:
- ткань смягчалась и разглаживалась гораздо лучше;
- одежда дезинфицировалась.
Однако если сравнить этот способ с современным, сразу станут очевидны и недостатки:
- утюг был слишком тяжелым – должен был весить никак не меньше 10 кг;
- одежду легко было прожечь, а то и вовсе устроить пожар;
- песок приходилось постоянно подогревать.
- форма не позволяла разгладить мелкие складки.
Несмотря на недостатки, такими агрегатами люди пользовались очень долго. Менялась форма, уменьшались размеры, но даже и сейчас еще где-нибудь в бабушкином сарае или в антикварном магазине можно найти тяжеленный утюг, внутрь которого засыпаются угли. И им до сих пор можно пользоваться, ведь ломаться в таком устройстве просто нечему.
Важно! Утюги современной формы появились в эпоху Барокко, когда уже нужно было разглаживать всевозможные складки и оборки.
Угольный утюг как универсальный предмет
Угольным утюгом не только гладили. Уже в более поздние времена его использовали самыми разными способами:
- кололи орехи;
- забивали гвозди;
- ставили в качестве гнета в бочку с капустой;
- превращали в мышеловку.
Важно! Если в первых трех случаях утюг использовали просто как тяжелый предмет, то мышеловку можно было сделать только из угольного, у которого были крышка и полость внутри.
Чем гладили одежду в старину в других странах?
Китайцы были не единственными, кого заботило, как сохранить вид и качество одежды после стирки. Похожее приспособление было у древних греков. В Древнем Риме был свой способ – одежду простукивали молотком. Таким способом разглаживали ткань, но о дезинфекции даже речи не было.
В Восточной Европе, в том числе на Руси, применялся другой способ. Для разглаживания белья существовали такие предметы:
- вальк;
- рубель.
Вальк и рубель — разница в действии
Вальк, или валик, представлял собой круглую или квадратную палку. Его с успехом заменяла скалка. На него наматывали изделие.
Одежду прокатывали рубелем, который имел и второе название – пральник.
Это была рифленая доска, деревянная или металлическая. С одной стороны нарезались рубцы, другая — оставалась гладкой, но иногда ее украшали резьбой.
Важно! Еще в середине прошлого века таким способом стирали и гладили одежду не только в деревнях, но и в городах. Правда, доска уже была из нержавейки.
У такого способа было большое преимущество – белье великолепно отбеливалось.
Рубахи шили главным образом из льна, так что такой старинный способ гладить одежду был вполне хорош. После “прокатки” даже плохо постиранная вещи становилась идеально чистой, и именно отсюда пошла поговорка “не мытьем, так катаньем”. Если же говорить о недостатках, то главными были такие:
- работа была очень тяжелой;
- белье не получалось идеально отглаженным.
Другие способы разгладить одежду
Старинные способы глажки можно использовать и в наше время. Конечно, вряд ли кому-нибудь придет в голову утюжить платье сковородкой с углями – ну разве что хозяйка всерьез увлечена исторической реконструкцией и считает, что если уж использовать древние технологии, то в полном объеме.
А вот другие древние и современные способы предельно просты. Можно использовать:
- кастрюлю;
- матрас;
- уксус;
- влажное полотенце;
- выпрямитель для волос.
Кастрюля
По сути своей, глажка с помощью кастрюли ничем не отличается от древнекитайского способа. Только угли закладывать не надо – можно удовлетвориться горячей водой или просто нагреть кастрюлю из нержавейки.
Важно! Для такого способа не годится алюминиевая посуда – она может оставить темные следы.
Матрас
Разглаживание с помощью матраса – идеальный способ для лентяйки:
- Под матрас кладется доска (или ничего не кладется, если кровать ровная).
- Ровно укладывается предмет одежды, который нужно разгладить.
- Сверху все это закрывается матрасом.
- Поверх матраса укладываетесь вы.
- За ночь вещь разгладится.
Важно! Конечно, если надо разутюжить оборки, такой способ не подойдет.
Уксус
Пищевой уксус – воистину универсальное средство. Справится он и с измятыми тканями:
- Сделайте раствор из расчета 1 часть 3% уксуса на 3 части воды.
- Расстелите вещь на столе.
- Обрызгайте ее раствором.
- Высушите изделие на открытом воздухе.
Возможно, будет полезно почитать:
- Мастер-класс: оригинальные свадебные приглашения своими руками ;
- Синее женское пальто, с чем носить: с каким шарфом, платком, с какой шапкой, сумкой? ;
- С чем носить синее пальто разных оттенков ;
- Идеи осенних поделок из природных материалов ;
- Как украсить белую майку своими руками ;
- Результаты сахарной эпиляции ;
- Фото идеи и схемы как красиво сложить тканевые и бумажные салфетки ;
- Новогодние венки своими руками ;
Каша из топора
«Каша из топора» — народная сказка, которую хоть раз слышал каждый. В ней рассказывается о необычном рецепте блюда и смекалке русского человека. Солдат идёт домой на побывку, остановился на ночь у скупой старушки, которая…
Колобок
Колобок – сказка, знакомая каждому взрослому, придется по душе и маленьким детям. Они быстро учат простые слова песенки Колобка и с удовольствием подпевают родителям. Из этой сказки малыши узнают, как испекла бабка для деда…
Маша и медведь
Маша и медведь – удивительная сказка о смелости и смекалке маленькой девочки, которая не побоялась перехитрить самого медведя. Пошла гулять Машенька по лесу с подругами и заблудилась, не исполнила наказ дедушки с бабушкой…
Теремок
«Теремок» — сказка, которую способен пересказать почти каждый ребенок. Повествует она о необычном соседстве животных. Суть сказки проста: друг за другом на заброшенный теремок (в некоторых вариантах — рукавицу мужика) натыкаются…
Царевна-лягушка
«Царевна-лягушка» — сказка, любимая многими поколениями детей. В ней повествуется о необычном виде сватовства царских сыновей: они выпускают из лука по стреле, чтобы узнать, где им искать себе жену. Одному из них, Ивану…
У Лукоморья дуб зеленый
«У лукоморья дуб зелёный…» — вступление к поэме «Руслан и Людмила», которое полюбилось читателям, как самостоятельная часть произведения. Благодаря этим первым строкам перед нами открывается чудесный мир, где живут герои…
Гуси-Лебеди
Гуси-лебеди — произведение народного творчества. В сказке повествование начинается с того, что сестра не уследила за братом, и его унесли гуси-лебеди к Бабе Яге. Чтобы вернуть братца, девочка не останавливается перед трудностями…
Три медведя
Три медведя — народная сказка с английскими корнями, знакомая каждая ребёнку с детства. В ней говорится о приключениях девочки, которая пошла в лес, заблудилась и набрела на дом трёх медведей. История показывает, что в чужом…
Цветик-семицветик
Цветик-семицветик — сказка, которую Валентин Катаев написал в 1940 году, и она уже многие десятилетия волнует сердца читателей. В ней причудливым образом сплелись реальность и волшебство. Девочка Женя получает от старушки…
Репка
Репка — русская народная сказка, которая знакома каждому ребенку с малых лет. Записанная и опубликованная в 1863 году «Репка» А. Афанасьевым имеет цепочные действия, ясные даже малышу, поэтому можно читать сказку с раннего…
Двенадцать месяцев
Двенадцать месяцев — сказка С. Я. Маршака, которую полюбило не одно поколение детей. В сказке рассказывается о жизни девушки в доме с мачехой и сводной сестрой. Однажды услышав приказ юной королевы, мачеха отправляет падчерицу…
Сивка-Бурка
«Сивка-Бурка» — сказка, на которой выросло немало детей. В ней рассказывается о необычном происшествии среди обычных дней: кто-то ворует пшеницу на полях. Сторожить поле на ночь уходят по очереди три сына крестьянина. Младшего…
Принцесса на горошине
«Принцесса на горошине» — сказка Г. Х. Андерсена, знакомая почти каждой девочке на планете. В сказке говорится о том, как принцесса во время ненастья оказалась в пути, и ей пришлось просить ночлега у королевской семьи. Благородное…
Как муравьишка домой спешил
Как муравьишка домой спешил — сказка Виталия Бианки, уже много лет любимая многими семьями. В ней рассказывается о молодом муравье, которого унесло ветром далеко от муравейника вместе с листком дерева. Сможет ли он успеть…
Волшебник Изумрудного города
Волшебник Изумрудного города — сказка А. Волкова, с момента своего появления в 1939 году завоевавшая не одно детское сердце. Необычайная история маленькой Элли, попавшей из Канзаса в необычайную страну из-за урагана, завораживает…
253.3K
6746
1919
3 ч. 50 мин.
Мойдодыр
«Мойдодыр» — произведение Корнея Чуковского, с которым был знаком каждый ребенок некогда необъятной страны. Познакомьте и вы своего ребенка со сказкой в стихах о неопрятном мальчишке. Как однажды началось его утро? Почему…
Домовёнок Кузя
Домовёнок Кузя — произведение Т. Александровой, которое обычно знакомо детям по мультфильмам о главном герое. Однако книга интереснее экранизации и стоит того, чтобы прочесть увлекательные истории о Наташе и домовёнке Кузе…
232.6K
6064
1545
2 ч. 30 мин.
Маленький принц — Антуан Де Сент-Экзюпери
Маленький принц — известнейшее творение Антуана де Сент-Экзюпери увидело свет в 1943 году. Оно вышло с рисунками самого писателя. Авторский роман-притча о необычайной встрече лётчика в Сахаре с Маленьким принцем, который…
340.8K
5821
1236
1 ч. 20 мин.
Кот в сапогах
Кот в сапогах — произведение Шарля Перро, которое знакомо почти каждому на планете. В сказке идет речь о незавидном наследстве, которое получил один из сыновей мельника. После смерти отец оставил ему кота и немного монет…
Сказка о рыбаке и рыбке
«Сказка о рыбаке и рыбке» — произведение в стихах А.С. Пушкина, любимая детьми вот уже в течение двух веков. В ней повествуется о необычайной удаче простого рыбака, которой воспользовалась его жена. Рыбак более 30 лет удит…
Корней Иванович Чуковский — один из величайших отечественных писателей с его творчеством знаком почти каждый ребёнок.
«Долгое время мне и в голову не приходило, что из меня выйдет поэт для детей…» — писал Чуковский. Но в жизни случаются разные повороты.
Корней Иванович был веселым и жизнерадостным человеком, родился 31 марта 1882 г. в г. Санкт-Петербурге. Это он придумал множество сказочных героев: Муху-Цокотуху, Бармалея, Мойдодыра, Айболита. И хотя, этого замечательного человека уже много лет нет с нами, книги его живут, и будут жить еще очень долго.
Настоящее имя Чуковского — Николай Васильевич Корнейчуков.
Из своей длинной фамилии он придумал литературный псевдоним «Корней Чуковский», который впоследствии сделал своим именем и передал это имя по наследству своим детям.
Много лет он жил недалеко от Москвы, в посёлке Переделкино, в небольшом доме, там Чуковский устраивал встречи с детьми из окрестных деревень. Вся советская детвора к этому времени звала его уже «Дедушка Корней». Чуковский разговаривал со своими гостями о литературе и жизни, разводил большой костёр, читал свои стихи…
Вставал очень рано, как только вставало солнце, и сразу же принимался за работу. Весной и летом копался в огороде или в цветнике перед домом, зимой расчищал дорожки от выпавшего за ночь снега. Проработав несколько часов, отправлялся гулять. Ходил удивительно легко и быстро, иногда даже пускался наперегонки с малышами, которых встречал во время прогулки. Именно таким малышам он посвятил свои книги.
Корней Иванович писал не только для маленьких детей, которые не умеют ещё и читать, но и для ребят школьников, подростков, взрослых, которые тоже с удовольствием читают его прекрасные стихи, повести и даже сказки.
Хоть Чуковский и прославился в основном, как детский писатель, ничуть не меньший вклад он внёс и в качестве переводчика. На русский язык он перевёл множество произведений Артура Конан Дойля, Редьярда Киплинга, Даниэля Дефо, Герберта Уэллса и других авторов. Именно он перевёл на русский язык великолепную книгу про приключения Робинзона Крузо.
Героями своих произведений сказочник сделал зверей, птиц, насекомых. Кроме животных, активными действующими лицами являются вещи.
Писатель не признавал детских книг без иллюстраций, утверждая, что подходящие картинки помогают лучше доносить до юных читателей смысл прочитанного.
Для детей Корней Иванович Чуковский написал большое количество интересных и занимательных сказок, самыми известными из которых являются такие произведения – «Крокодил», «Тараканище», «Мойдодыр», «Муха-цокотуха», «Бармалей», «Федорино горе», «Краденое солнце», «Айболит», «Топтыгин и луна», «Путаница», «Телефон» и «Приключения Бибигона». О том, как создавались эти сказки, Корней Иванович написал в статье «Признания старого сказочника».
Первая детская поэма « Крокодил » (1916) родилась случайно. Корней Иванович вместе с маленьким сыном ехали в поезде в Петроград. Мальчик болел и, чтобы отвлечь его от страданий, Корней Иванович начал рифмовать строки под стук колес.
Жил да был Крокодил,
Он по улицам ходил,
Такое не раз бывало в литературе для детей: сказка, придуманная для своего ребенка, становилась затем литературным произведением. Мальчик успокоился, но потом попросил еще раз рассказать эту историю. Так появилась первая детская сказка К.И. Чуковского «Крокодил».
«Чудо-дерево». Корней Иванович написал эту сказку для себя. Он был многодетным отцом: было у него четыре ребёнка, два мальчика и две девочки, и вопрос с детской обувью стоял очень остро. Каждый месяц кому-нибудь из детей обязательно надо было покупать обувь: то туфли, то галоши, то сапоги, то ботинки. И где-то в глубине души Чуковский мечтал о таком дереве, на котором вместо яблок и груш растет обувь. Вот так и родилась сказка про чудо-дерево. Интересно, что Мурочка (Мария) — это не вымышленный персонаж, а дочь Корнея Ивановича Чуковского, которой он посвятил много стихотворений и сказок. Так и сказка «Чудо-дерево» заканчивается повествованием про дочь Чуковского Мурочку, которая посадила новое чудо-дерево.
«Мойдодыр» (1922 г.) Эту сказку он посвятил своей дочке Мурочке – она, будучи маленькой, не хотела умываться и у папы родились строчки:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам
Стыд и срам, стыд и срам.
«Путаница». Сказка «Путаница» была написана по заказу и рецепту Мурочки. Чуковский долго думал, для чего русский и английский народ создают небылицы. Ответ ему помогла найти двухлетняя Мурочка. Однажды она вошла в кабинет отца с очень озорным и в то же время смущенным лицом, которое говорило о том, что она затевает необыкновенную каверзу. Ещё издали она крикнула ему: «Папа, ава – мяу!» — то есть сообщила отцу сенсационную и заведомо неверную весть, что собака, вместо того чтобы лаять, мяукает. И засмеялась приглашая Чуковского тоже посмеяться над этой выдумкой. Но папа ответил: «Нет, ава – гав». Тогда Мурочка снова засмеялась и сказала: «Ава – мяу!», хотя в свои два года она твёрдо знала, что собака лает, кошка мяукает, а петух кукарекает. И тогда Чуковский решил поддержать её игру и сказал: «А петух кричит гав!» Это игра продолжалась достаточно долго и в результате привела к написанию сказки «Путаница».
В сказке в стихах читатель встречается со многими действующими лицами. Это многочисленные животные, птички, рыбки, насекомые, которые сначала решили разговаривать на языке других зверей: котята — хрюкать, утята — квакать… И лишь сознательный зайка пытался остановить это безобразие.
А затем звери и вовсе начали заниматься не своими делами: жабы — летать по небу, рыбы — гулять по полю, а лисички зажгли море. Вот тогда-то все дружно начали море тушить, кто чем мог. И потушили.
Опасность и борьба с пожаром всех «дебоширов» привела в чувство. Все вернулось на свои места, все занялись своими делами.
Основная мысль произведения: каждый должен заниматься тем, что ему предназначено природой, и что он умеет.
«Муху-цокотуху», известная история о доброй Мухе-Цокотухе, которая щедро потчует гостей чаем и сладостями, злобном Пауке и храбром Комарике, который спасает Муху из лап злодея. Он сочинил ее для внучки Марины. Как вспоминал сам автор, это была единственная сказка, которую он написал за один день, сгоряча. «Я очень люблю вспоминать, как эта вещь писалась» — рассказывал Чуковский в статье «Как я был писателем». «У меня бывали такие внезапные приливы счастья, совершенно ни на чем не основанные… Такое настроение было у меня 29 августа 1923 года, когда я…вдруг почувствовал, что на меня нахлынуло, что называется, вдохновение:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
Я еле успевал записывать на клочках бумаги, каким-то огрызком карандаша. И потом, к стыду своему, должен сказать, что когда в сказке дошло до танцев, то я, 42-летний, уже седеющий человек, стал танцевать сам…».
«Айболит» – может быть, самая трогательная и героическая сказка Чуковского. Самого себя доктор готов позабыть ради несчастных пациентов — и повсюду встречает ответную доброту. Даже серые волки несут Айболита на спинах, помогая добраться до Африки.
А история написания «Айболита» совсем не так проста. Корней Иванович давно мечтал написать сказку о целителе зверей, но строки ее давались с трудом. Однажды на Кавказе он заплыл далеко от берега. Вдруг возникли строки:
О, если я утону,
Если пойду ко дну…
Но начала и конца у сказки не было. Потом появились варианты:
— И пришла к Айболиту коза:
У меня заболели глаза!
— Прилетела к нему сова:
Ой, болит у меня голова!
И только через несколько дней появились строки:
И пришла к Айболиту лиса:
Ой, меня укусила оса!
И пришел к Айболиту барбос:
Меня курица клюнула в нос.
«Бармалей». Если дети не слушаются маму с папой — жди беды. Еще немного — и съел бы людоед-Бармалей непослушных ребят! Впрочем, у сказки свои законы: на помощь малышам прилетел Айболит, и всех спас, и даже Бармалей совсем перевоспитался.
«Федорино горе». Эту сказку писатель писал очень долго, как он сам признавался строки зарождались в моменты возвращения его подсознания в детство, но создавались в результате упорного и долгого труда. Но вот, однажды летом, когда Чуковский был на даче, он забрёл в глушь и провел там 3 часа. Неподалеку в ручейке копались дети и Корней Иванович с удовольствием к ним присоединился. Вместе с детьми Чуковский лепил из глины и грязи человечков и зайцев, бросали в ручеёк шишки и даже ходили дразнить индюка. Домой он возвратился счастливый, отдохнувший. Воодушевлённый Корней принялся за написание сказки, которую он начал писать еще позапрошлым летом. Вдруг в его мыслях появились грязные стаканы, утюги, корыта, блюдца, вилки, которые начали убегать из дома. Чуковский записывал все образы, рифму и звучание на бумагу. Так была написана сказка «Федорино горе», которая учит детей аккуратности, показывает, к чему приводит лень и нежелание содержать свой дом в чистоте.
Очень не любит Чуковский лентяев и нерях! Вот и на бабушку Федору посуда разобиделась за то, что не мыла она ее и не чистила. Ушла от Федоры посуда, и только после долгих уговоров простила бабушку и вернулась домой.
«Топтыгин и лиса». Поручительная сказка о медведе, у которого не было хвоста. Пришел он к Айболиту и попросил пришить хвост. Доктор предложил ему несколько хвостов на выбор от козла, осла, лошади. Но хитрая лиса посоветовала медведю выбрать павлиний хвост…
Заважничал Топтыгин, хвост распустил, чтобы все звери его видели. Охотники издали заметили яркий павлиний хвост, прибежали, косолапого кушаками связали. А коварная Лиса посмеялась над глупцом и весь хвост у бедняги повыдергала.
«Телефон»
Корней Иванович Чуковский написал сказку в 1926 году. Сказка написана в форме диалога. Главному герою постоянно кто-то звонит и просит помочь. И, конечно же, то ли Доктор Айболит, то ли сам Чуковский никому не отказывает, а всем помогает. Практически все просьбы, кроме последней (спасение бегемота), кажутся взрослому человеку смешными и нелепыми. Но ведь Чуковский писал для детей. В первую очередь, по мнению автора, сказка должна быть интересна и понятна детям. События должны развиваться очень быстро, чтобы маленький читатель (или слушатель) ни в коем случае не заскучал.
«Я три ночи не спал,
Я устал.
Мне бы заснуть,
Отдохнуть…
Но только я лёг —
Звонок!»
Это реальные строчки из жизни самого Чуковского. Он писал сказку не в самый лучший момент своей жизни. Куча навалившихся проблем не давали ему заснуть. И свою проблему он отобразил в сказке «Телефон».
Самыми известными детскими стихами Чуковского считаются следующие «Обжора», «Слониха читает», «Закаляка», «Поросенок», «Ежики смеются», «Бутерброд», «Федотка», «Черепаха», «Свинки», «Огород», «Верблюдица» и многие другие. Замечательно то, что практически все они не потеряли актуальности и живости и в настоящее время, поэтому часто включаются практически во все сборники-книги, предназначенные для подрастающего поколения.
Создавая сказки, Чуковский определял для себя цели и задачи:
- «По-моему, цель сказочника в том, чтобы воспитать в ребенке человечность…»
- «…Наша задача заключается в том, чтобы пробудить в детской душе драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться…»
Чуковский считал, что «писатель для малых детей непременно должен быть счастлив, как и те, для кого он творит». Таким счастливцем ощущал он себя, когда писал детские сказки.
По произведениям Чуковского было снято около 30 мультипликационных и художественных фильмов.
Сказки дедушки Корнея научат малыша любви к людям, животным и природе, взаимовыручке, дружбе, поддержке, а также поднимут настроение всей семье!
Перейти к контенту
Сказки для детей > Внеклассное чтение 4 класс
Список сказок и рассказов:
-
4
Алексей Толстой — Иван-царевич и серый волк
-
78
Антон Чехов — Белолобый
-
59
Антон Чехов — Мальчики
-
114
Всеволод Гаршин — О жабе и розе
-
304
Константин Паустовский — Заячьи лапы
-
206
Михаил Зощенко — Ёлка
-
51
Михаил Зощенко — Самое главное
-
37
Борис Житков — Про обезьянку
-
141
Борис Житков — Как я ловил человечков
-
43
Борис Житков — Пудя
-
93
Виктор Драгунский — Друг детства
-
59
Виктор Драгунский — Что любит Мишка
-
2
Садко (Былина)
-
62
Виталий Бианки — Чей нос лучше
-
23
Редьярд Киплинг — Рикки Тикки Тави
-
100
Павел Бажов — Голубая змейка
-
10
Павел Бажов — Хозяйка медной горы
-
22
Ганс Христиан Андерсен — Русалочка
-
8
Ганс Христиан Андерсен — Соловей
-
61
Ганс Христиан Андерсен — Дикие лебеди
-
392
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Серая шейка
-
34
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про храброго зайца
-
150
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Комара Комаровича
-
1
Вольга и Микула Селянинович (Былина)
-
36
Добрыня Никитич и Змей Горыныч (Былина)
-
26
Антон Чехов — Беглец
-
69
Антоний Погорельский — Черная курица, или Подземные жители
-
141
Георгий Скребицкий — Кот Иваныч
-
100
Леонид Пантелеев — Честное слово
-
64
Иван Тургенев — Муму
-
82
Александр Куприн — Барбос и Жулька
-
82
Александр Куприн — Белый пудель
-
18
Александр Куприн — Слон
-
3
Бой на Калиновом мосту
-
44
Борис Житков — Про слона
-
28
Борис Житков — Беспризорная кошка
-
16
Аркадий Гайдар — Поход
-
1
Виктор Драгунский — Пожар во флигеле, или подвиг во льдах
-
7
Виктор Драгунский — Сестра моя Ксения
-
22
Михаил Пришвин — Изобретатель
-
17
Михаил Пришвин — Гаечки
-
9
Михаил Пришвин — Лесной хозяин
-
Хитрая наука
-
50
Константин Паустовский — Жильцы старого дома
-
11
Виталий Бианки — Анюткина утка
-
1
Виталий Бианки — Заяц, косач, медведь и Дед Мороз
-
5
Виталий Бианки — Как я хотел зайцу соли на хвост насыпать
-
8
Виталий Бианки — Чьи это ноги
-
7
Константин Ушинский — Дети в роще
-
15
Константин Ушинский — Ветер и солнце
-
Алексей Толстой — Петух и жерновки
-
12
Лев Толстой — Лгун (Басня)
-
Лев Толстой — Уж
-
3
Лев Толстой — Белка и волк
-
7
Лев Толстой — Лев и мышь (Басня)
-
3
Лев Толстой — Отец и сыновья (Басня)
-
6
Лев Толстой — Как мужик гусей делил
-
3
Лев Толстой — Два брата
-
6
Ганс Христиан Андерсен — Оле-Лукойе
-
11
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка про Воробья Воробеича
-
4
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказочка про Воронушку
-
9
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Сказка о том, как жила-была последняя Муха
-
1
Андрей Некрасов — Приключения капитана Врунгеля
-
3
Алексей Толстой — Сказка о молодильных яблоках и живой воде
-
2
Лев Толстой — Собака и её тень (Басня)
-
3
Лев Толстой — Кавказский пленник
-
4
Илья Муромец: Болезнь и исцеление Ильи
-
3
Изгнание Адама и Евы из рая
-
Притча о сеятеле
-
Притча о блудном сыне
-
Притча о Фарисее и Мытаре
-
Притча о злых виноградарях
-
Рождение и воспитание Геракла
-
6
Дедал и Икар (Миф)
-
Орфей и Эвридика (Миф)
-
5
Андрей Платонов — Никита
-
1
Андрей Платонов — Еще мама
-
15
Виктор Гюго — Козетта
-
2
Виктор Гюго — Гаврош
-
Николай Лесков — Неразменный рубль
-
7
Дмитрий Григорович — Гуттаперчевый мальчик
-
3
Алексей Толстой — Сугробы
-
2
Валерий Медведев — Баранкин, будь человеком
-
Лев Толстой — Пожар
-
Лев Толстой — Орел
-
Лев Толстой — Как мальчик рассказывал о том, как его в лесу застала гроза
-
1
Дмитрий Мамин-Сибиряк — Приемыш
-
1
Виктор Астафьев — Белогрудка
-
Рувим Фраерман — Девочка с камнем
-
1
Владимир Солоухин — Ножичек с костяной ручкой
-
2
Лев Толстой — Два товарища (Басня)
-
Лев Толстой — Старый дед и внучек (Басня)
-
1
Владимир Железников — История с Азбукой
-
Владимир Даль — У тебя у самого свой ум
-
Ксения Драгунская — Лекарство от послушности
-
Анатолий Алексин — Самый счастливый день
-
Лев Толстой — Стрекоза и муравьи (Басня)
-
Лев Толстой — Ворон и лисица (Басня)
-
Лев Толстой — Муравей и голубка (Басня)
-
Лев Толстой — Осел и лошадь (Басня)
-
Лев Толстой — Русак
-
Лев Толстой — Царский сын и его товарищи
-
Фёдор Кнорре — Солёный пёс
-
2
Иван Шмелев — Русская песня
-
41
Георгий Скребицкий — Пушок
-
28
Константин Паустовский — Прощание с летом
-
2
Константин Паустовский — Сказочник (Христиан Андерсен)
-
10
Михаил Зощенко — Приключения обезьяны
-
Михаил Зощенко — Бедный Федя
-
Михаил Пришвин — Сухостойное дерево
-
Михаил Пришвин — Ястреб и жаворонок
-
2
Ирина Пивоварова — Барышни Люси
-
8
Ирина Пивоварова — Секретики
-
6
Ирина Пивоварова — Как меня учили музыке
-
1
Ирина Пивоварова — Селиверстов не парень, а золото
-
Саша Черный — Счастливый карп
-
1
Виктор Астафьев — Бабушка с малиной
-
Александра Ишимова — История России в рассказах для детей
-
Константин Ушинский — Бодливая корова
-
57
Константин Ушинский — Сумка почтальона
-
Юрий Сотник — Учитель плавания
-
6
Юрий Сотник — Гадюка
-
9
Виктор Голявкин — Путешественник
-
10
Валентина Осеева — Почему
-
17
Валентина Осеева — В классе
-
9
Виталий Бианки — Плавунчик
-
4
Борис Житков — Мышкин
-
2
Антон Чехов — Спать хочется
-
Лев Толстой — Пётр Первый и мужик
-
Александр Раскин — Как папа выбирал профессию
-
Саша Черный — Дневник фокса Микки
-
1
Александр Куприн — Бедный принц
-
Александр Куприн — Четверо нищих
Отзывы: 4
-
Наталья
Хорошая ссылка советую
Ответить
-
юлия
мне очень понравилось рассказы интересные
Ответить
-
А
Мы это читали в классе
Ответить
Добавить комментарий
Внеклассное чтение 4 класс: читать онлайн популярные, лучшие народные сказки для детей, мальчиков и девочек, и их родителей о любви и Родине, природе, животных. Если вы не нашли желаемую сказку или тематику, рекомендуем воспользоваться поиском вверху сайта.
Лола
а что комментариев нет?
Ответить